Образец дневника наблюдений за огородом на окне. Мини-проект "огород на окне" - группа "белочка". Роль родителей в проекте «Огород на окне»

КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ

В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «БЕЛОЧКА»

НА ТЕМУ:«ОГОРОД НА ОКНЕ».

Выполнили воспитатели: Щепеткина М. Н.

Иванова О. Ф.

МБДОУ д/с N 27

г. Кстово 2013г.

Проект: краткосрочный.

Вид проекта: позна вательный, творческий.

Продолжительность: 1 месяц.

Участники проекта: дети старшей группы, родители, воспитатели.

Возраст детей: 5 – 6 лет.

Цель: фо рмирование у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях, воспитание у детей любви к природе, создание в группе огорода на подоконнике.


Задачи:

  1. Расширить знания детей о культурных и дикорастущих растениях.
  2. Продолжить знакомить детей с особенностями выращивания культурных растений (перец, лук, цветы, овес);
  3. Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.
  4. Продолжать формировать умение детей ухаживать за растениями в комнатных условиях.
  5. Способствовать развитию творческих способностей у детей; поощрять разнообразие детских работ, вариативность.
  6. Развивать чувство ответственности за благополучное состояние растений(полив, взрыхление, прополка сорняков)
  7. Продолжать развивать наблюдательность – умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся, правильно отражать наблюдения в рисунке.
  8. Развивать познавательные и творческие способности.
  9. Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам.

Предполагаемый результат:

  1. Дети познакомятся с культурными.
  2. С помощью опытнической работы дети получат необходимые условия для роста растений.
  3. С помощью исследовательской работы дети должны будут выявить многообразие и разнообразие посевного материала.
  4. У детей будет формироваться бережное отношение к растительному миру.
  5. Формирование у детей уважительного отношения к труду.
  6. Создание в группе огорода на подоконнике.
  7. Создание дневника наблюдений для фиксации наблюдений за растениями в огороде на подоконнике.
  8. Активное участие родителей в реализации проекта.

Этапы работы над проектом:

  1. Подготовительный:
  • определение цели и задач проекта
  • сбор информационного материала
  • создание условий для организации работы в «огороде на окне»
  • составление плана мероприятий по организации детской деятельности – 1-я неделя.

  1. Основной (или этап реализации проекта):

· проводятся запланированные мероприятия для реализации проекта(беседы, посадка, опыты, эксперименты, творческая деятельность, рассматривание иллюстраций, чтение) – 2-я, 3-я неделя.

  1. Заключительный:

· подводятся итоги,

· подготавливается презентация

· итоговая беседа – 4-я неделя.







Этапы реализации проекта.

пп

Мероприятия

Цели

Ответственные

Сроки

реализации

1 этап – подготовительный.

Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта.

Воспитатели

родители.

1-я неделя

Консультация для родителей «Огород на подоконнике»

Просвещать родителей по данной теме.

Воспитатели

1-я неделя

Подбор наглядно – дидактических пособий, демонстрационного материала, природного материала, художественной и научной литературы, приобретение необходимого оборудования.

Создать условия для реализации проекта «Огород на окне».

Воспитатели

родители.

1-я неделя

2 этап – основной.

Рассматривание книг, иллюстраций о растениях.

Вызвать интерес к растениям, желание заботиться о них, углублять и расширять знания видах растений.

Воспитатели

2-я неделя

Занятие «Дикорастущие и культурные растения»

Ввести и обосновать классификацию растений как дикорастущих и культурных(по взаимоотношениям с человеком),познакомить с интересными представителями мира растений.

Воспитатели

2-я неделя

Практическая деятельность: посадка лука, овса.

Вызвать интерес к выращиванию огородной культуры.

Воспитатели

2-я неделя

Опыт – наблюдение за ростом лука, овса.

Учить детей замечать изменения, которые происходят у прорастающих луковиц, зерна.

Воспитатели

3 - неделя

Труд в уголке природы.

Продолжать учить детей правильно строить суждения и делать выводы о создании благоприятных условий (воды, света, тепла)

Воспитатели

3 - неделя

Опыт- наблюдение за ростом лука в благоприятных и неблагоприятных условиях.

Получить необходимые условия для роста лука (свет, вода, тепло).

Воспитатели

3-я неделя

Рассматривание цветочных семян через лупу.

Дать понятие о том, что форма и количество семян у разных растений разное. С помощью лупы определить, что помогает перезимовать семенам

Воспитатели

2-я неделя

Практическая деятельность: выращивание рассады (бархатцы, перец).

Продолжать формировать навыки посадки и ухода за растениями.

Воспитатели

3-я неделя

Дидактическая игра «Культурные и дикорастущие».

Закреплять классификацию растений по ценности для людей.

Воспитатели

3-я неделя

Дидактическая игра «Цветочный магазин».

Закреплять умение различать цвета, называть их быстро, находить нужный цветок среди других, называть его; научить детей группировать растения по цвету, составлять красивые букеты.

Воспитатели

3-я неделя

Наблюдения: «Растут ли наши растения?»

Продолжать учить детей замечать изменения в росте и развитии растений.

Воспитатели

3-я неделя

Оформление дневника наблюдений.

Зафиксировать наблюдение за растениями.

Воспитатели

3-я неделя

Труд в природе.

Подготовить клумбы к высадки рассады цветов, формировать интерес к результату своего труда.

Воспитатели

3-я неделя

Итоговая беседа «Огород на окне переносится на участок детского сада».

Настроить детей на дальнейшую деятельность по пересадке огорода на окне в огород на участке сада.

Воспитатели

3-я неделя

3 этап – заключительный.

Обработка и оформление материалов проекта в виде презентации.

Воспитатели

4-я неделя

Анализ результативности

Воспитатели

4-я неделя

По реализации проекта «Огород на окне» были получены следующие результаты:

  1. Дети познакомились с культурными растениями.
  2. У детей формируется интерес к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.
  3. В результате практической и опытнической деятельности дети получили необходимые условия для роста растений.
  4. Дети увидели многообразие посевного материала.
  5. Дети стали бережнее относиться к растительному миру.
  6. В группе был создан огород на окне.
  7. Дети стали более уважительно относиться к труду.
  8. Наблюдение за растениями были зафиксированы в дневнике наблюдений.
  9. Родители приняли активное участие в проекте «Огород на окне».

Работа с родителями:

  1. Беседа с родителями «Огород на окне».
  2. Консультация для родителей «Огород на подоконнике».
  3. Помощь родителей в приобретении инвентаря, посевного материла для огорода на окне.

Рассказ Лизы Абрамовой.

Огород в нашей группе.

Мы с ребятами и воспитателями посадили огород на подоконнике. Там растет лук, овес, перец и цветы. Мы поливаем его водой. Овес быстро вырос, потом лук. Мы подходим к огороду, наблюдаем за тем как растут растения.

Рассказ Маши Сенновой.

«Бабушкин огород».

У моей бабушке есть огород. Там растут: картошка, капуста, морковка и кабачок. Мы с мамой помогаем бабушке. Мы копали землю, сажали рассаду, поливали. Осенью собрали урожай и сварили вкусный суп.

Сказка «Репка» на новый лад.

Это чудо огород, на окошке он растет. В форме репке он оформлен. В огороде дел не мало, в огороде много дел. Дед не сеет больше репку, а сажает лук, овес, перчик. Лук полезен для здоровья, в перце много витамин. Дед поливкой лука занят, бабка увлеклась цветами, бархатцы уже взошли. Но и внучка не лениться- то овес прополет быстро, то вместе с Жучкой, с кошкой собирает сено в стог. Мышка зорко смотрит- где, кому она нужна, быстро всем она поможет. Вот такие здесь дела.


Итак, мы посеяли семена, наблюдаем за их ростом, оформили огород на подоконнике, теперь поиграем на всех полях дошкольной деятельности!


Развитие речи и знакомство с окружающим миром

  • Проведите графический диктант "Я сажаю огород". Пусть ребёнок последовательно проиллюстрирует этапы своего труда, по возможности подписывает картинки;
Готовая обложка для самодельного блокнота , который может стать и полезным подарком.

Математика

  • Поиграйте в математические игры с мотивами растений;
  • Сосчитайте количество семян и полученных растений;
  • Поиграйте с семенами с кругами Венна - Эйлера. Смешайте фасоль разного цвета и размера с другими семенами и предложите детям разделить все на два множества по какому-либо признаку(чёрные и маленькие, например), а затем установить нет ли третьей группы, которая сочетает в себе признаки обеих.
pattiesclassroom.blogspot.ru

  • Подготовьте посадочную ленту с семенами мелких растений для высадки в грунт. Измерьте длину ленты в любых условных величинах. На ленту из газеты на натуральный клейстер ровно, через одинаковые промежутки выкладываются семена моркови, свёклы. Лента сушится, скручивается в рулончик и выкладывается в грядку открытого грунта. Будущим росткам не потребуется первое самое ювелирное прореживание.
  • Измерьте высоту растения, понаблюдайте за увеличением роста. Делюсь своей линеечкой роста . Можно отметить высоту растения с разницей в несколько дней.

Идея игры с частями растений!
  • Устройте зелёный базар! Пусть ребята продают, дарят или обмениваются выращенной своими руками или руками родителей рассадой.Это мероприятие может оказаться очень интересным вместе с родителями и закончиться совместной посадкой растений на участке.
Поделки
  • Сделайте этикетки для растений из картона на палочках или проволочках, надписав и раскрасив палочки для мороженного, расписав камешки;
  • Оформите альбом для наблюдений за растениями. Можно весь альбом наблюдений, например, за фасолью сделать в форме боба и т.д.
  • Сделайте лейки- брызгалки из пластиковых бутылок для полива растений на улице. Раскрасьте бутылки.
  • Декорируйте кашпо. Сажать растения можно во что угодно от скорлупок яиц до старых резиновых сапог- главное проследить, чтобы в дне были отверстия для отвода лишней влаги;
  • Декорируйте посадки. Пригодятся компакт диски, проволока, бусинки, ветряки, ловцы солнца, миниатюрные огородные пугала, декоративные цветы из пластиковых бутылок. Можно сделать сад фей или эльфов с домиками и миниатюрным миром. Кстати, если в доме есть кошка, чтобы её отпугнуть, между ростками нужно вставить зубчиками вверх пластиковые вилочки;
  • Сделайте аппликации из лишних семян;
  • Мандалы из разноцветной фасоли можно разместить в прозрачной коробке от компакт диска;
  • Изготовление декоративной цементной плитки для сада может увлечь и взрослых;
  • Сделайте цветочные бомбочки и забросьте их подальше на пустыри- пусть цветут! Идея такая : семена, например, цветов для лугового газона(есть такие смеси) смешивают с влажной массой из мягкой бумаги, массе придают форму и подсушивают. Делают и плоские медальки с семенами на память.

Эксперименты и наблюдения

мой шаблон "Зелёный домик" с надписями на русском языке можно скачать отсюда.

Опыт проращивания фасоли в "Зелёном домике"
Цель: расширить представления детей о росте растений.
Последовательность наблюдения: выбрать здоровое, неповреждённое семя фасоли, и положить его в пакетик с влажной марлей (ватой) и прикрепить пакетик в "Зелёный домик" и прикрепите на оконное стекло – это начальный этап наблюдения. Дети наблюдают, на какой день у фасоли появится росток, делают зарисовку, записывают дату.
"Вершки или корешки?" Цель: выяснить, какой орган раньше появляется из семени.
Ежедневно наблюдайте(в течение 10 дней) за происходящими изменениями: из боба сначала появится корешок, затем стебельки; корешки будут разрастаться, верхний побег — увеличиваться. На втором этапе - дети сажают проросшее семя фасоли в горшок с почвой, периодически поливают. Наблюдают за появлением первого листа у растения, зарисовывают, отмечают дату. В дальнейшем наблюдают за ростом растения.
Кстати, посмотрите впечатляющее ускоренное видео с ростом фасоли!

  • Проверьте, что нужно семенам для роста.
Посейте семена травки для кошек в продолговатую ёмкость, полейте,разделите почву на три части: одну часть оставьте свободной, вторую укройте плотным тёмным материалом, третью прозрачной плёнкой. Примерно на четвёртый день появятся всходы под прозрачной плёнкой. Растениям необходим свет.

Сделайте опыты не школьными, а детсадовскими! Почувствуйте разницу! Например, можно измерить линейкой набухшие и сухие горошинки. А мы наполняем стакан замоченным горохом, ставим его на тарелку, а на следующий день, смотрим кто это там барабанит? А это горошинки из стакана выпрыгивают!:) Ещё детские опыты: с музыкальным горохом и с силой ростков фасоли, пробивающихся сквозь гипс.
Опыт наблюдения за растениями в поисках света и пробивающимися сквозь асфальт

  • Если у вас нет сада, посетите соседский или ботанический, составьте каталог садовых ощущений . Пусть ребёнок запомнит, что он слышал в саду, какие цвета видел, потрогает почву и растения. Может быть удастся увидеть какую-то живность или попробовать что-то съедобное на вкус. Что можно съесть в саду читайте ниже. Эта прогулка может оказаться целым приключением! Напишите графический диктант: надпишите листы(я видел, слышал, пробовал, трогал, чувствовал в саду...) и пусть малыш нарисует иллюстрации. Попробуйте не просто смотреть. а именно видеть. Очень помогает замечать детали фотоаппарат. У детей получаются необычные кадры.

Кулинария

Немаловажная часть познания мира- пробовать его на вкус. Что можно пробовать, мы как раз сейчас и выясняем- для этого и сажаем огород. Но есть ещё и съедобные цветы:

Бораго(огуречная трава ):Своим ароматом и вкусом бораго напоминает огурец. Его яркие голубые цветы помогут придать вашему гарниру или салату необычный вид.
Календула: Лепестки календулы одинаково хорошо идут как в сыром, так и в готовом виде. Календулу также используют в качестве заменителя шафрана.
Одуванчик: Многие из вас должно быть знакомы с вином или вареньем из одуванчиков, но не все знают, что цветы одуванчика также употребляют в пищу, особенного пока они молодые и нежные.
Лилейник . Большинство людей с удивлением узнают, что цветы лилейника считаются съедобными, хотя их часто готовят, набивая начинкой и подвергая тепловой обработке, также как и цветы кабачка.
Тагетес (бархатцы) : Бархатцы обладают пряным цитрусовым ароматом, напоминающим лимоны и мандарины. В еду употребляют только лепестки, обрывая ту часть, которая слегка горчит.
Цветы ароматных трав : (анис, базилик, лимонная мята, шнитт лук, кинза, укроп, чеснок и фенхель…) Цветы многих трав такие же ароматные, как и листва, но более симпатичные на вид.
Настурция : Очень легко вырастить. Цветки обладают перечным вкусом. Подходят для салатов с яйцом или редисом. Лепестки настурции часто добавляют в салаты, а также используют в уксусных и спиртовых настойках.
Анютины глазки : Все части этого цветка являются съедобными. Анютины глазки обладают мягким, мятным ароматом. Обычно используются в производстве кондитерских изделий и для украшения тортов.
Цветы кабачков : Цветы всех растений из семейства тыквенных являются съедобными, не только цветы кабачков. Наиболее популярный способ их приготовления — это набить цветки тертым сыром и обжарить. Или попробуйте добавить мужские цветки огурцов в окрошку, например.

  • Приготовьте цветочный лёд для освежающего напитка. В формочки для льда положите мелкие цветки незабудок, анютиных глазок, бораго, лаванды, мяты, лепестки календулы или маргариток.

Обобщение полученного опыта может быть в виде лэпбука, альбома наблюдений или развивающего панно.

Лэпбуки для дошкольников отличаются минимумом текста и места для записей.Например, лэпбук на английском языке на ichoosejoy.org
лэпбук про морковку для малышей на английском языке- замечательный пример заданий
Пакет заданий на английском языке "Овощной суп" - кое что можно использовать
Пример замечательного панно и огорода из блога "Большой мир маленького ребёнка"
Пример огорода и альбома для самых маленьких из блога "Весёлые будни"
Пример лэпбука для тех, кто уже умеет писать из блога "Это интересно!"

Актуальность: Дошкольный возраст самое время стать первооткрывателем и исследователем этого огромного мира. Мы взрослые на этом этапе главные помощники. Ведь именно от нашего одобрительного слова, помощи и поддержки во многом зависит, разгорится или нет «искорка интереса» в «пламя открытий». Одной из форм познания окружающего мира является наблюдение. Это сложное познавательное занятие, т.к. требует устойчивого внимания и включает в работу одновременно восприятие, мышление и речь. Для понимания объекта наблюдения важное значение имеют знания ребенка и его опыт. В процессе наблюдения воспитатель задает вопросы, предлагает внимательно обследовать объекты наблюдения, сравнить их между собой.

Наблюдение приучает детей внимательно приглядываться и подмечать все особенности, развивая тем самым у них наблюдательность и, следовательно, решая задачи интеллектуального воспитания.

Участие дошкольника в проектной деятельности способствует систематическому усвоению ребёнком знаний, полученных в результате практической деятельности и включенного наблюдения. Логично выстроенная деятельность по уходу за «огородом» позволяет заложить основы планирования, умения ставить перед собой цель и достигать результата.

Создание огорода на окне способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей, помогает лучше узнать растительную жизнь. Он способен расширять представления детей о растениях как о живых организмах, рассказать об условиях необходимых для роста и развития, развивать эстетические чувства, прививает желание трудиться и умение видеть результат своего труда.

Тип проекта : исследовательский - познавательный.

Сроки реализации проекта : март - май.

Участники проекта : дети подготовительной группы, родители, педагоги.

Проблема : дети в недостаточной степени имеют представления о растениях, о необходимых условиях их роста; недостаточно развит интерес к познавательно-исследовательской деятельности.

Цель : вовлечь детей в практическую деятельность по выращиванию культурных и декоративных растений, развитие интереса к опытнической и исследовательской деятельности.

Задачи:

Формировать интерес к познавательной деятельности;

Расширять знания об условиях роста растений (свет, тепло, влага, почва);

Воспитывать желание ухаживать за растениями;

Вызвать желание украсить территорию детского сада результатом своего труда (озеленение);

Формировать партнёрские отношения между педагогами, детьми и родителями.

Проект реализуется в несколько этапов, каждый из которых решает определённые задачи.

Подготовительный этап:

Собрали коллекцию семян, луковичных растений;

Подготовили почву, контейнеры, орудия труда для посадки;

Сделали подборку информационного материала о растениях;

Изготовили алгоритмы ухода за растениями;

Подготовили «Дневник наблюдений за ростом растений».

Продуктивный (исследовательский) этап.

Дети совместно с воспитателем садят лук, укроп, петрушку, бархатцы, календулу, настурцию, фрезию;

Дети ухаживают за растениями;

Дети ведут «Дневник наблюдений»;

Педагоги составляют сборник загадок, пословиц, поговорок на тему «Огород» с детскими рисунками;

Педагог с детьми проводит опыт с луком, где наблюдается разница роста и развития растения в зависимости от условий;

Дети, педагоги, родители оформляют «Огород» (изгородь, пугало, бабка, дедка, домашние животные).

Заключительный этап.

Высадка декоративных растений на клумбы;

Создание фотовыставки с фотографиями всех этапов проекта.

В приложении составили презентацию из 23 слайдов с фотоматериалом и описанием всех этапов работы над проектом.

Формы взаимодействия с семьёй:

Оформление огорода (закупка земли, изготовление изгороди, приобретение семян);

Участие в наблюдении;

Помощь в высадке саженцев на участок и уход за ними.

Продукты проекта: дневник наблюдений, картотека загадок, красивая оформленная клумба на участке.

Результативность : дети имеют представления о растениях, о необходимых условиях их роста; развит интерес к познавательно-исследовательской деятельности.

В дополнении составлена презентация, с лично выполненными фотоматериалами.

Презентацию можно .

Когда звучит словосочетание «детский сад», у каждого человека сразу же всплывают свои воспоминания, связанные с воспитателями, детсадовскими друзьями, праздниками. И действительно, как только ребенок начинает посещать ДОУ, его жизнь кардинально меняется. И насколько каждый ребенок будет успешен и любознателен, во многом зависит от воспитателей, от их заинтересованности в развитии детей. Сейчас в рамках программы развития детей воспитателям предлагается создание под названием «огород на окне в ДОУ».

Зачем нужен «огород на окне»?

Целью данного проекта является воспитание детей, развитие познавательных интересов, а также формирование эстетических чувств дошкольников. Безусловно, для достижения поставленной цели двигаться нужно от простого к более сложному, опираясь на возрастные возможности детей.

Самыми оптимальными для реализации данного проекта считаются:

  • средняя группа (4-5 лет);
  • старшая группа (5-6 лет);
  • подготовительная группа (6-7 лет).

Основные требования проекта

Для создания проекта «Огород на окне в саду», главным требованием которого является безопасность детей, необходимо помнить следующее:

  • размеры создаваемых мини-грядок не должны превышать размеров подоконника;
  • огород на окне должен быть расположен в безопасной для детей зоне;
  • использование удобрений в детском саду запрещено.

Следующие требования можно рассматривать скорее как рекомендации по созданию огорода на окне:

  1. Достаточное освещение. Лучше всего расположить огород на окне с солнечной стороны. Если такого окна нет, то нужно создать дополнительное освещение.
  2. Для комфортного роста растений необходима температура не ниже + 17 градусов.
  3. Почва. На основании того, что удобрениями пользоваться в детском саду нельзя, лучше всего будет купить уже готовый грунт в специализированных магазинах по садоводству.

Соблюдение всех этих требований поможет в создании безопасного и плодотворного огорода на окне.

Как создать огород для детей 4-5 лет?

Возрастные возможности детей еще не очень велики, и здесь, конечно, основная деятельность лежит на воспитателе. Огород на окне средняя группа может оформить наиболее примитивно - это деревянные ящики по размеру подоконника, окрашенные в яркие цвета, чтобы привлекать внимание детей. Лучше всего в данном возрасте использовать не более двух грядок, потому что сравнивать несколько объектов дети только еще начинают учиться. Семена нужно выбирать для посадки крупные (лук, горох, бобы), мелкая моторика развита в этом возрасте слабо, и посеять семена огурцов или укропа дети просто не смогут, а значит, не получат положительных эмоций.

Огород на окне в детском саду, оформление которого является процессом творческим и эстетическим, предусматривает привлечение детей к данной работе. Например, они могут раскрасить солнышко, которое будет согревать их грядки.

Огород на окне для детей 5-6 лет

Данная возрастная категория отличается от предыдущей тем, что у детей уже есть накопленный опыт по созданию огорода и сформированы азы по уходу за ним. Огород на окне старшая группа может создать уже с более разнообразным видом культур, тут могут быть знакомые детям лук, бобы, горох и новые овощные культуры, такие как комнатные огурцы. Выращивание будет требовать большего внимания со стороны детей, кроме знакомой поливки нужно будет правильно взрыхлять землю вокруг побегов, сделать и правильно разместить сетку для плетения огурца по окну.

Часть обязанностей по уходу за огородом на окне перекладывается с воспитателя на детей — это, например, следить за температурным режимом и освещением. Огород на окне, оформление которого частично ложится уже на плечи воспитанников детского сада, принесет детям массу новых впечатлений и невероятных для их возраста открытий.

Огород на окне для детей 6-7 лет

Огород на окне подготовительная группа уже создает по всем правилам ведения огородной деятельности. Детям в возрасте 6-7 лет можно доверить уже очень многое, на воспитателя здесь возлагается контроль за процессом. Дети самостоятельно могут посеять семена, поливать огород согласно графику дежурств, вести календарь наблюдений. Здесь уже воспитателю нужно разделить коллектив на группы и за каждой группой закрепить определенный участок огорода. Это необходимо для того, чтобы дети не просто учились ухаживать за растениями, но и приобретали опыт общения друг с другом с целью передачи информации по накопленному ими опыту. Каждый ребенок должен быть включен в проект «Огород на окне в детском саду». Оформление тоже возлагается на детей.

С решением данной задачи помогают справиться детское воображение и фантазия. Здесь уже можно смастерить изгородь из картона, поставить пугало в центре огорода, сделать пчелок из цветной бумаги и прикрепить их к сетке для плетения огурцов… В общем, чем ярче и многообразнее будет огород, тем больше информации смогут почерпнуть ваши воспитанники.

«Огород на окне» — его роль в образовательном процессе

Ни для кого не секрет, что создание любого проекта в детском саду должно способствовать образовательному процессу. Огород на окне не является исключением. При правильном использовании данного проекта дети не просто учатся ухаживать за ним, но и расширяют словарный запас при помощи:

  • знакомства с новыми словами (лейка, посадить, взрыхлить, семена);
  • использования стишков, поговорок, загадок про выращиваемые культуры.

Это положительно сказывается на развитии речи.

На занятиях по математике тоже можно использовать огород. Например, предложить детям в подготовительной группе следующее задание: «Нами было посажено 10 луковиц, 8 из них проросли и дали зеленое перо. Сколько луковиц не проросло?». Ребенок, который не смог сделать вычитание в уме, может подойти к грядке с луком и произвести расчет.

Кроме того, на любое ваше занятие может прийти Чиполлино или сеньор Помидор и попросить ребят помочь решить ту или иную проблему. Ведь именно игровая форма обучения является главной в ДОУ.

Дневник наблюдений «Огород на окне в детском саду» (оформление) воспитывает в детях чувство ответственности за выполнение поставленных задач. А также расширяет их кругозор, они знакомятся с такими понятиями, как ясная погода, облачно, дождливо, температурный режим.

Огород на окне как основоположник исследовательской деятельности ребенка

Каждый ребенок, который принимает участие в творческом проекте, сам того не понимая, становится маленьким исследователем. Сначала ему любопытен процесс прорастания семечки и появления побега. Затем с помощью воспитателя задача усложняется, ребенок начинает искать ответы на следующие вопросы:

  • Почему одно растение имеет ярко-зеленый окрас, а другое бледное, местами даже желтое?
  • Почему поливая растения с разной периодичностью, мы заметили, что одно из них засохло?

Несомненно, чтобы правильно ответить на эти вопросы, нужно учить детей наблюдать. А чтобы не забыть свои наблюдения их нужно где-то записывать. Здесь помощником им будет дневник наблюдений «Огород на окне в детском саду», оформление которого сначала будет вести воспитатель, а затем сами воспитанники.

Дети, которые занимаются исследовательской деятельностью с самого раннего возраста, становятся хорошими аналитиками. У них хорошо развито мышление с установлением причинно-следственных связей.

Роль родителей в проекте «Огород на окне»

Безусловно, все делятся с родителями своими впечатлениями, независимо от того хорошие они или плохие. Здесь главное для родителей — проявить заинтересованность, помочь педагогу-воспитателю и своему ребенку в создании творческого проекта «Огород на окне в детском саду», оформление которого требует:

  • понимания протекающих процессов;
  • свежих художественных взглядов;
  • возможностей передачи своего опыта.

Если дети будут видеть участие своих родителей в их детсадовских проблемах, они никогда не станут замкнутыми в себе людьми.

Итог

Казалось бы, простой проект «Огород на окне», а сколько сразу задач образовательного процесса позволяет решить. Экспериментируйте, ставьте новые задачи, и ваши семена обязательно одарят вас прекрасными всходами.

В детском саду «Родничок» села Армизонское подведены итоги ставшего традиционным смотра – конкурса «Огород на окне».

Цель конкурса: формирование у детей исследовательских навыков, выявление опыта по созданию предметно-пространственной среды для экспериментирования.

Что уж говорить о детях, если мы, взрослые, следили за появлением каждого ростка. Интерес ребятишек вызывало буквально всё: оборудование для экспериментальной деятельности, ведение дневников наблюдений, зарисовывание схем, измерение роста растений и даже их срезка.

При подведении итогов конкурса учитывались все перечисленные критерии и первое место жюри присудило Чуриной Галине Михайловне, воспитателю средней группы, второе – Дубинецкой Надежде Викторовне, воспитателю старшей группы, третье - Плоских Вере Николаевне, воспитателю подготовительной группы. Победителей ждут призы!

Зам. директора по ВР Лукина М.Г.

В МАДОУ Голышмановский ЦРР – детском саду №2 «Зернышко» проводился смотр-конкурс «Огород на окне», цель которого познакомить детей с овощными культурами, способами выращивания и ухода за ними.

Веселый «огород» - здесь есть все, что должно быть в настоящем огороде: домик, забор, колодец с ведерком для полива, огородное пугало для острастки ворон и собачка в будке, охраняющая хозяйство…

Огород наш просто диво!

Как нарядно, как красиво.

Как на первой грядке укроп,

Уродился, не плох!

На второй лучок душистый,

Друг от друга сидит близко.

А на третьей огурцы,

Поспевают, молодцы!

Старший воспитатель Зырянова Елена Викторовна

В группах МАДОУ детского сада №20 города Тюмени каждую весну взращиваются воспитателями и детьми огороды на подоконнике. А в помощь им приходят сказочные герои. В первой младшей группе «Солнышко» баба с дедом из сказки «Курочка ряба» выращивают лук, укроп, свеклу.

Во второй младшей группе «Радуга» посадил дед репку…

В средней группе «Колокольчик» Незнайка из цветочного города со своими друзьями занялся выращиванием овощей и цветов.

А в старшей группе «Яблонька» так появилось целое село Огородниково, где есть улицы Огуречная и Цветочная. (фото4) Хозяйка этого села на зеленой лужайке выгуливает стадо овец и коров, а огород охраняет верный пес Дружок. Зеленый лучок, кудрявая петрушка, сочная редиска, свежий салатик выращенные своими руками, дарят детям радость и полезные витамины.

Фоторепортаж подготовила: заместитель заведующего по ВиМР, Мальчик Л.А .

«Огород на окошке» в МАУДО г.Ялуторовска. «Детский сад №1»

В конце марта – начале апреля воспитанники, родители и педагоги славно потрудились и вырастили «огород на окошке». И что- только не выросло и морковка, и пшеница, и овес, и петрушка, и укроп, и сельдерей, и салат и многое другое. В каждой группе «огород» стилизован под маленький сельский дворик, где дети наблюдают за ростом растений, знакомятся с бытом, хозяйством, обитателями двора, орудиями труда.

Фоторепортаж подготовила: заместитель директора МАУДО г. Ялуторовска «Детский сад №1»- Квашнина Наталья Вадимовна

Прежде чем придёт весна,
Заготовим семена.
«Что посеешь, то пожнёшь!»
И, конечно, – соберёшь.

Проявить должны заботу,
Видно по труду работу.
И тогда наш огород
Расцветёт и оживёт.

(Светлана Сирена)

В МАДОУ д /с №27 г. Тюмени проходил конкурс «Огород на окне». Участниками конкурса стали все возрастные группы. Родители и дети с удовольствием откликнулись на просьбы педагогов оказать помощь семенами овощей и цветов. В группах воспитатели оформили огороды по сюжетам любимых детских сказок. К концу марта на подоконниках зазеленели всходы овощей и цветов, а на веточках распустились первые листочки. Дети стали участниками всего процесса: сажали семена, поливали их, рыхлили землю и вспоминали сказки.

Младшая группа: Русская народная сказка «Репка»

Воспитатели: Немченко О.А., Терехова Т.В.


Средняя группа: Белорусская сказка «Пых»

Воспитатели: Рожина М.Е., Голикова О.Н.



Подготовительная группа:

Русская народная сказка «Маша и медведь»

(воспитатель Абраменко С.В.)



Фоторепортаж подготовила воспитатель: Рожина М.Е.

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

От редакции интернет-издания «Детские сады Тюменской области»
Все авторы репортажей раздела «Дошкольные вести», которые публикуются по договору редакции с ДОУ, могут заказать

Если Вы педагог дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО или ХМАО-Югры, можете опубликовать свой новостной материал. Сделайте заявку на однократную публикацию репортажа, оформление и отправку "Свидетельства о публикации в СМИ". (Бумажный или электронный вариант).

В конце учебного года редакция отбирает наиболее удачные работы, совместно с Департаментом образования и науки Тюменской области поощряет авторов ценными подарками и благодарственными письмами.