Детям о ядовитых растениях. Рассказываем детям о лекарственных растениях

Ура! Каникулы!

Разгар лета. Прогулки на свежем воздухе! Воздух, солнце, природа! Самое время побеседовать с детьми об опасности, подстерегающей их на природе: в лесу, в парке, на лугу. Речь пойдет о ядовитых растениях. То, что очевидно для нас, взрослых, не всегда известно нашим детям. Замечательно, если в детском саду или в школе им рассказывали о том, что растения бывают опасными, ядовитыми. А если нет?

*Поговорите о растениях, которые могут быть опасными для детей при неправильном обращении с ними.

*Познакомьте детей со съедобными ягодами и ядовитыми растениями, научите узнавать их, различать и называть.

*Расскажитедетям про съедобные и ядовитые растения, растущие в лесу, на поляне, на лугу. Полезные растения - это земляника, малина, черника, брусника. Эти ягоды съедобные и вкусные, их можно собирать и есть. Из них варят варенье и компоты.

*Вспомните, как вместе собирали лесную землянику, малину, чернику, бруснику. Попросите рассказать, где растут эти растения, как они выглядят: высокий ли стебель, какой формы листики, какого цвета ягоды? Покажите соответствующие цветные изображения и обсудите, по каким признакам можно отличить каждое из растений (высота растения, цвет и форма).

*Покажите изображения ядовитых растений и назовите их: это - вороний глаз, волчье лыко, ландыш, белена, бузина, борщевик.

*Вороний глаз - очень запоминающееся растение, его можно узнать, даже если никогда ранее его не видел. На его высоком стебле прикреплены близко друг к другу четыре широких листика, а из середины выступает один цветок, превращающийся затем в черную ягоду, очень похожую на черный блестящий глаз вороны. Это растение потому так и называется «вороний глаз». Все части растения ядовиты, но отравление чаще всего возникает от плодов (ягод), которые дети принимают за чернику, голубику.

*Волчье лыко - кустарник, который цветет мелкими душистыми розово-красными цветками, прикрепленными прямо к коре. Поэтому его еще называют «лесная сирень».


Позже на месте цветков появляются ярко- красные ягоды. Это опасное растение. В его ягодах содержатся сильные яды. Даже несколько ягод могут оказаться смертельными для человека.

*Ландыш - очень красивый, всем известный лесной цветок. Однако не все знают, что его ягоды - красно-оранжевые горошины - очень ядовиты.



Дети должны запомнить, что лучшее средство защиты от ядовитых растений - не трогать незнакомые цветы и кустарники. У некоторых детей есть привычка - покусывать и жевать любую травинку. Это очень вредная привычка, и дети должны запомнить, что стебли, листья и цветы многих растений ядовиты и могут нанести непоправимый вред здоровью. Опасным может быть даже прикосновение к ядовитым растениям: вызвать ожог кожи с пузырями и трудно заживающими ранами.

* Одно из таких растений – борщевик. Встречается на пустырях, около дорог, на лугах и лесных опушках. Удивительно красивое растение. Белые, зеленовато-желтые небольшие цветочки собраны во множество зонтиков. Крупные ярко-зеленые листья куполом обрамляют зонтики, состоящие из белых и желто-зеленых мелких цветочков. Борщевик особенно ядовит во время цветения и в начале созревания плодов. Отравление и ожоги возникают при соприкосновении со стеблями, листьями, при попадании сока растения на кожу.


*Бузина черная . Кустарник или небольшое деревце. Цветки белые, собраны в щитковидные соцветия, плоды черно-фиолетового цвета, ягоды, мякоть плода темно-красная с морщинистыми косточками. Кустарник встречается как дикорастущий и как декоративный. Отравление вызывают съеденные ягоды.


*Белена черная. Это растение очень ядовито, особенно во время цветения. Дети часто принимают плоды за маковое семя, а мясистый стеблевой корень – за корни овощных растений.


Мы назвали лишь некоторые растения, опасные для человека. Во время беседы важно рассказать детям, что эти растения могут быть полезными как для животных и птиц, так и для человека при изготовлении лекарственных препаратов.

Акцентируйте внимание детей на обязательных правилах поведения:

1. Увидев красивое незнакомое растение, не спешите срывать его, расспросите о нем взрослого.

2. Ни в коем случае не пробуйте незнакомые ягоды!

3. Нельзя жевать первую попавшуюся травинку!

4. Придя с прогулки, обязательно вымойте руки с мылом!

Поиграйте в игру «Собери букет»: из заранее приготовленных картинок предложите выбрать ядовитое растение и назвать его, а из остальных составить букет.

Можно предложить детям нарисовать съедобные и ядовитые ягоды, ориентируясь на красочный образец. Попросите еще раз назвать эти растения и указать, какие из них вредные, ядовитые, а какие полезные, съедобные.

Игра «Съедобные - несъедобные ягоды» поможет закрепить полученные знания. Предлагаем несколько вариантов игры: можно использовать мячик, можно, при назывании водящим (которым может быть и педагог) полезной ягоды, поднимать вверх руку или хлопать в ладоши.

Главное - чтобы дети хорошо запомнили названия и внешний вид съедобных и ядовитых ягод и растений, тогда прогулки на природе принесут заряд бодрости и позитивные эмоции.

Литература: Авдеева Н. Н., Князева Н. JI., Стеркина Р. Б.. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2002. - 144 с.

Растения окружают нас повсюду. Маленькие, большие, высокие, низкие, цветущие, и плетущиеся - они служат людям испокон веков. Они украшают нашу планету, радуют глаз, делают нашу жизнь ярче и жизнерадостнее. Многие из них обладают интересными свойствами, необычными качествами и внешним видом.

Очень много необычного можно узнать о многих представителях флоры. Особенно полезно рассказывать что-то интересное о растениях для детей. Такие знания развивают у них любовь к родной природе, пробуждают любопытство, желание узнавать что-то новое.

Вот, например, банан. Большинство из нас считают, что бананы растут на деревьях, на пальмах. Однако любой ботаник вам скажет, что бананы - это трава, правда достигающая до 10 метров высоты. Ее затвердевшие стебли переплелись между собой, принимая внешний вид ствола
дерева.

Ученые установили, что некоторые растения могут даже различать настроение, характер людей, чувствовать их намерения, они могут даже взаимодействовать с другими живыми существами. Существует еще много интересных фактов об обыденных, привычных нам представителях флоры.

Давайте поговорим про некоторые интересные растения, известные нам и не очень. Узнаем об их необычных свойствах:

Мимоза стыдливая

Эта мимоза - настоящая недотрога. При прикосновении к ней, быстро складывает листочки, а потом вновь раскрывает их. В результате эксперимента было установлено, что цветок привыкает к регулярному воздействию и перестает реагировать на раздражитель. Например, если постоянно капать на мимозу водой, она через короткое время перестанет сворачиваться. Причем у этого растения навсегда пропадает реакция на капли воды, даже если ее пересадить мимозу другое место.

Бокила

Произрастает во влажных тропических лесах Чили. Ее длинный стебель тянется вверх по стеблям других растений. Необычность бокилы в том, что она не хуже профессионального пародиста имитирует чужие листья. Она полностью повторяет форму, размер, цвет листьев того растения, по которому плетется. На ней также вырастают листья в точности повторяющие растения, находящиеся рядом. Таким образом, на ее стебле можно увидеть листья разных форм, размеров и расцветок. Для чего ей нужна эта способность, ученые пока не выяснили.

Ризантелла Гарднера

Очень необычное, редкое растение семейства орхидных. Дело в том, что весь жизненный цикл ризантелла проводит под землей. Даже ее темно-бордовые крупные цветы находятся под землей и опыляются термитами, а также другими подземными насекомыми.

Кактусы

В отличие от описанных выше экзотических представителей флоры, кактусы известны всем. У многих из нас они растут дома. Есть настоящие ценители, коллекционирующие эти колючие комочки. Интересны кактусы тем, что они отлично переносят любую жару. Например, 60 градусов - вполне комфортная для них температура.

Когда-то, очень давно, колючки больших дикорастущих кактусов использовали в медицинских целях. Ими умудрялись зашивать раны, а дезинфицировали иголки на раскаленных углях. А некоторые виды употребляют в пищу. Из них варят компоты, варенье, едят сырыми, предварительно очистив от иголок.

Абрикос

Всеми любимый, сладкий абрикос родом из Китая. История его выращивания насчитывает примерно шесть тысяч лет. Только через три тысячи лет назад о нем узнали в Европе. Там абрикосы долгое время называли армянскими яблоками или сливами, хотя Армения не является их родиной.

Вкусные, спелые, они очень полезны для детей. В них много витаминов и других полезных веществ. Например, если съедать за день 200 г абрикосов, можно полностью обеспечить организм суточной дозой витамина А.

Известный оранжевый сухофрукт курага, не что иное, как сушеный абрикос. Из абрикосов готовят вкусное варенье, джемы, используют при приготовлении пирожных, выпечке булочек.

Яблоки

Казалось бы, что интересного может быть в знакомых, привычных яблоках. Тем не менее, эти фрукты содержат огромное количество полезных веществ, самым положительным образом влияющих на здоровье. А яблочная кожура содержит большое количество клетчатки, необходимой для нормального пищеварения.

Есть интересный факты, касающийся этих фруктов:

В Америке, на Манхеттене растет яблоня, посаженная еще посаженная в 1647 году. Но до сих пор дерево-долгожитель не собирается умирать, и мало того, каждый год плодоносит.
А один садовод из Швейцарии Маркус Коберт, вырастил необычный фрукт. С виду его не отличишь от яблока, а внутри он самый настоящий помидор. Садовод назвал его «Красная любовь». А что с ним теперь делать, наверное, и сам не знает.

Или, вот еще интересный факт: многие из вас замечали, что вроде-бы яблоко тяжелое, а в воде не тонет. Это происходит от того, что они на 20-25% состоят из воздуха, именно он держит их на воде.

На нашей планете очень много интересного и не изученного. Природа украсила землю разнообразными видами флоры. Очень важно для детей, да и для взрослых знать, на какой красивой, богатой, но очень хрупкой планете мы живем. Нам всем нужно помнить, что мы в ответе за этот подарок природы. Потому рассказы о растениях, интересное о растениях для детей – это то что может развить любовь к миру в наших чадах. Только мы можем сохранить и приумножить чудесный, ее неповторимый растительный мир. Все зависит от нас… Потому нужно рассказывать о мире детям с добром с самого рождения.

Нас повсюду окружают растения: цветы, травы, деревья и кустарники. Без растений не было бы жизни на земле. Растения помогают нам дышать. А еще с их помощью можно вылечить некоторые болезни. Просто нужно знать, какие растения являются лекарственными и правильно их использовать.

Каждое растение создано природой во благо. Люди изучали растения, передавали другому поколению свои знания о лечебных свойствах растений, составляли »Травники».

У нас аптека находится практически под ногами. Дети должны увидеть красоту окружающей природы, понять пользу растений, цветов и трав. Мы, взрослые, гуляем с детьми, ходим на экскурсии, в парк, лес, в поле, знакомим их с нашей матушкой-природой. Весной и летом можно очень много гулять и наблюдать за растениями, насекомыми. Детям все интересно.

Расскажем детям о лекарственных растениях . Какие растения называют лекарственными, как их правильно собирать. Научить детей различать лекарственные травы и воспитывать бережное отношение к природе.

Лекарственные растения с описанием для детей

И в зарослях лесных,

В полях, и на лугах

Где все для сердца мило,

Где чистым воздухом так сладостно дышать.

Есть в травах и цветах

Целительная сила,

Для всех умеющих

Их тайну разгадать.

(Вс. Рождественский)

Когда мы болеем, то не всегда нужно бежать за таблетками в аптеку. Нас окружает много растений, которыми можно лечиться.

Растения, которые используются для лечения разных заболеваний, называются лекарственными. Какие растения относятся к лекарственным?

Многие лекарственные растения известны детям с самого детства. Это: одуванчик, ромашка, крапива, подорожник, мать-и-мачеха, ландыши, липа.

Рассмотрим наиболее известные для детей растения.

Крапива двудомная

Слово произошло от древнерусского слова «копрена» — шелк. Из крапивы получали волокно и изготавливали ткани.

Раньше крапиву считали средством для изгнания нечистой силы.

В трудные годы крапива очень выручала людей. Ее употребляли в пищу, готовили супы, салаты. Как лекарственное растение известна давно. Народная мудрость гласит: «Одна крапива заменит семерых врачей».

Применяют крапиву при воспалении легких, кровотечениях, полощут горло, используют для укрепления волос.

Стебли и листья крапивы покрыты жгучими волосками. Эта особенность растения отражается в загадках и пословицах.

С ним возиться, что в крапиву садиться.

Хоть не огонь, а жжется.

Какую траву и слепой узнает?

Растет зеленою стеной,

Ее обходят стороной,

Колючая и злая дива,

А как зовут траву?

(Крапива )

Ромашка аптечная

В поле сестрички стоят,

Желтые глазки на солнце глядят,

У каждой сестрички —

Белые реснички

(Ромашка )

Название произошло от латинского «romona» — римская, заимствована из польского языка. В литературе ее образ ассоциируется с образом скромной красоты и доброты.

Описание ромашки

Ромашка аптечная — однолетнее травянистое растение из семейства сложноцветных.

Цветки собраны в корзину, которая состоит из белых языковидных лепестков и желтых трубчатых цветков. Ромашка цветет с мая до сентября. Растет повсюду: на полях, у дорог, возле жилища человека.

Лекарственные свойства ромашки.

Применяют как успокаивающее, противоспалительное, мочегонное средство.

Отваром ромашки полощут горло, используют как противоспалительное средство при желудочно-кишечных заболеваниях. Применяют как косметическое средство, отвар ромашки придает светлым волосам золотистый оттеток.

Как заготавливают ромашку?

Собирают цветы в сухую погоду, сушат в хорошо прогреваемом солнцем помещении, рассыпав тонким слоем на ткани или бумаге.

Одуванчик лекарственный

Это растение знакомо детям с детства. Кто не любит собирать желтые одуванчики, плести из них венки? Это многолетнее растение семейства сложноцветных.

Цветут долго, образуя за сезон много семян.

Когда цветут одуванчики, кажется, что дети солнышка спустились на землю и покрыли ее красивым ковром.

Одуванчик очень похож на солнышко.

Одуванчик используют давно в лечебных целях. Его называют «элексиром жизни» не зря: все части растения полезны. И корни, листья, цветы.

Из цветов одуванчика делают варенье, похожее на мед. Из листьев можно готовить весной полезные салаты.

Салат из одуванчика:

100 г листьев одуванчика;

90 г зеленого лука;

25 г петрушки;

15 г растительного масла;

1 вареное яйцо;

соль, перец по вкусу.

Выдерживаем листья одуванчика в соленой воде 30 минут, измельчаем, добавляем зелень, масло, украшаем вареным яйцом.

Одуванчик обладает потогонным, жаропонижающим и отхаркивающим средствами.

Подорожник

Растет у дорог. Его русские названия «подорожник»,»попутчик». Еще его называют » порезник», «ранник» — за ранозаживляющие свойства.

В медицине применяются листья для заживления ран, порезов. Также используют при укусах пчел, ос и даже змей. Свежеистолченная масса из листьев подорожника предупреждает появление отека.

Используют подорожник при заболеваниях верхник дыхательных путей, при гастрите, заболеваниях желудка.

Семена у подорожника липкие, прилипают к обуви человека, к лапам животных и разносятся на большие расстояния.

Вдоль дорожек его встретишь,

Ранки ссадины излечишь,

Сорвешь листочек осторожно.

Кто нас излечит?

(Подорожник)

Мать-и-мачеха

Я знаменита не цветами,

А обычными листами:

То твердыми, холодными,

То мягкими и темными.

Название растение получило по строению листа. Снизу они белые, пушистые, мягкие, как материнские руки. Сверху зеленые, холодные — как мачеха.

Многолетнее растение, семейства сложноцветных, с прямыми стеблями, покрытыми буроватыми чешуевидными листьями.

На стебле желтые цветы.

Издавна растение использовали как лекарственное. Мать-и- мачехамедоносное растение. И это первые весенние цветы, которые радуют нас.

Мать-и-мачехи цветки

Словно солнца огоньки.

На пригорочке растут,

Прям из снега — и цветут!

(Л. Акиншина)

Загадка

Сверху листик гладкий,

Но с байковой подкладкой

(Мать-и-мачеха)

У растения используют и цветки, и листья. Применяют при кашле, для укрепления иммунитета, как потогонное средство.

Иван-чай или кипрей

В древности из его стеблей вили веревки, называли его «дикий лен». Хороший медонос.

Заваривают его как чай. Используют при болезни почек, как успокоительное средство.

Пастушья сумка

Повсюду растет это растение как сорняк. Плод треугольный стручок похож на сумку пастуха.

Настой применяют при кровотечениях.

На пустырях и по дорогам

С соцветьем беленьким сорняк.

Но изучив все его свойства,

Вы, может, взглянете не так.

Кровотеченье остановит,

В Китае он — салат к столу.

Сорняк живуч: семян так много

В плоде, похожем на суму.

(Пастушья сумка)

Какие еще есть лекарственные растения, которые известны детям?

Мята

Добавляют ее в чай. В мяте много полезных свойств. Приятный аромат, охлаждающий вкус. Настойки из мяты успокаивают.

Вкусен чай и ароматен,

С ней он легок и приятен:

Листочки сорваны, помяты.

Что ты вдыхаешь? — Запах…( мяты)

Календула или ноготки

Что за странные цветки

Под названьей ноготки?

Так похожи на ромашки —

Все в оранжевых рубашках?

(Календула)

Обладает отхаркивающим, мочегонным, потогенным средством. Календулой полоскают горло при стоматитах и ангине.

Ландыш

Занесен в Красную книгу. Хрупкий, красивый и ароматный цветок. Но будьте осторожны. Ландыш — ядовит.

Ландыш — весьма полезное растение. Из него готовят сердечные и успокоительные капли. В народной медицине ландыш применяют, но нужно советоваться с врачом, потому что он небезопасен.

Чернеет лес

Теплом разбуженный,

Весенней сыростью объят.

А уж на ниточках жемчужины

От ветра каждого дрожат.

Природой бережно спленутый,

Завернутый в зеленый лист,

Растет цветок в глуши нетронутой

Прохладен, хрупок и душист.

(Ландыш майский)

Зверобой

Это невысокое многолетнее растение с прямым тонким стеблем. На листьях светлые точки, похожие на дырочки. Растение так и называется зверобой продырявленный.

Эти клеточки хранят эфирные масла.

На веточках — соцветия желтых цветов с бальзамическим запахом. Цветет зверобой с июня по август. Растет на лугах, полях, по склонам берегов.

Содержит каротин и витамин С. Полезное для человека растение.

Еще его называют «божья трава», лечит от 99 недугов. Почему не 100? Зверобой нельзя применять больным с опухолями.

Настой травы применяют при заболеваниях желудка, для полоскания горла, пьют как чай.

Если что-то заболит,

Даже зверь не устоит.

С какой же травкой пить настой?

С чудо-травкой..

(Зверобой)

Лопух

Неприхотливое растение, растет повсюду. Просто замечательный сорняк. Дети из его плодов лепят фигруки. Лопух еще называют репейником.

В медицине используют и корни лопуха и его листья. Из них готовят отвары, настои, экстракты и лечат разные заболевания: гастрит, запоры, геморрой, остеохондроз, стоматит.

Листья лопуха прикладывают к больным суставам. Отваром из лопуха укрепляют волосы.

Как правильно собирать лекарственные травы?

Сборщики лекарственных растений заготавливают целебные травы. Благодаря наблюдательности людей, народной мудрости, травы применяют для лечения заболеваний. Но травы еще нужно правильно собирать. Детям нужно об этом сказать:

  • Ни в коем случае нельзя собирать травы возле дорог, т.к. они впитывают в себя вредные выхлопные газы и пользы от них не будет, только вред.
  • Лекарственные растения нужно собирать только в ясную и сухую погоду.
  • Нельзя пробовать растения на вкус.
  • Каждый вид растений собирают отдельно.
  • После сбора растений вымыть руки с мылом.
  • Не рвать растения без надобности.

Растения растут повсюду и иногда мы их просто не замечаем, хотя они и имеют большое значение для человека.

Детей нужно учить бережно относиться к природе, ведь без травинки, цветочка, нам будет плохо.

И вот еще одно хорошее стихотворение о пользе растений.

Запоминалочка

В ней перечислены основные свойства растений

Лечит мята невралгию,

А свекла — гипертонию.

Земляника гонит соль,

А шалфей — зубную боль.

Арбуз кушай при нифрите,

А бруснику — при артрите,

Чтобы было больше сил,

Не забудь про девясил

Клюква вылечит цистит,

Редька кашель и бронхит.

Головную боль — калина,

А простуду — чай с малиной.

Печень подлечи рябиной,

Сердце — мятой и калиной

Чтоб не ведать диабета,

Топинанбур ешь все лето,

Астму вылечи исопом,

Мочевой пузырь — укропом.

Раны, язвы, геморрой —

Подорожником промой

Коль отеки у тебя —

Хвощ полей и семя льна.

Мажь мазоли чистотелом.

А веснушки — тертым хреном,

Зверобой не забывай,

Чай сним чаще потребляй

Пей шиповника настой,

Будешь бодрый, молодой.

Видео для детей »Cказка про лекарственные растения»

Вывод.

  1. Лекарственные растения помогают людям вылечиться от болезней.
  2. Из лекарственных растений делают лекарства.
  3. Лекарственные растения нужно охранять и не рвать их без надобности.

Интересно и познавательно можно рассказать детям о полезных лекарственных растениях, которые часто встречаются. Прочитать стихи, отгадать загадки о лекарственных растениях. Дети их запомнят и будут относиться бережно, зная о пользе, которую приносят растения.

Пишите свои комментарии. Если статья была вам полезна, поделитесь с друзьями, нажав на кнопочки соц. сетей.

С уважением, Ольга.

Наталья Цейслер
Конспект занятия «Интересные факты о растениях»

Конспект открытого занятия на тему «Интересные факты о растениях».

Возраст детей 8-9 лет. Два академических часа по 45 минут, одна перемена 5 минут.

Педагог дополнительного образования Цейслер Н. Н.

Вид занятия: комбинированный.

Развитие мотивации воспитанников к обучению;

Организовать деятельность по усвоению теоретического материала о интересных фактах некоторых растений (или создать условия для восприятия и осмысления интересных фактов о растениях).

Обучающие:

Обучить овладению основных приёмов объёмной аппликации;

Научить последовательности этапов выполнения работы;

Научить пользоваться работать с шаблонами;

Ознакомить и изучить особенности растений.

Развивающие:

Развить навыки работы с шаблонами;

Развить воображение, внимание, мышление;

Развить умение обобщать, делать выводы.

Воспитывающие:

Воспитать любовь к природе;

Привить интерес к творческому труду.

УУД (универсальные учебные действия):

Мыслительные - способность сопоставлять и сравнивать, анализ и синтез;

Регулятивные - элементарные навыки самоорганизации; соблюдение правильной последовательности действий; проверка результата работы;

Личностные – формирование личных качеств: внимание, трудолюбие, аккуратность;

Развитие мотивации к творчеству и познанию нового.

Образовательные технологии.

Применение ИКТ: видео и фото.

Технология дифференцированного подхода в обучении.

Методы обучения.

Объяснительно - иллюстративный, словесный на этапе объяснения темы и постановки задачи, беседа, диалог;

Наглядный метод – рисунки, иллюстрации, фотографии, демонстрационные материалы;

Частично – поисковый метод – выполнение творческого практического задания.

Материалы и оборудование.

Для педагога: компьютер, наглядные пособия, учебная литература, фото и видео материал по теме занятия, ножницы, графитный карандаш, цветная бумага, электронная презентация «Интересные факты о растениях».

Для обучающихся: цветная бумага, ножницы, графитный карандаш, клей – карандаш, рабочие тетради, ручка.

Ход занятия:

1. Организационная часть (2 минуты).

2. Вводная беседа с проверкой качества усвоения ранее изученного материала (8 минут).

3. Изучение нового материала, постановка задач (18 минут).

4. Физминутка (3 минуты).

5. Первичное закрепление новых знаний и применение их на практике (9 минут).

6. Подготовка к практической работе, инструктаж (5 минут).

7. Перемена (5 минут).

8. Практическая работа (40 минут)

Объяснение, рассказ,

Выполнение практического задания.

9. Подведение итогов, рефлексия (5 минут).

Дети поделены на малые группы (4-5 человек).

Организационная часть. (2 минуты)

Здравствуйте! Очень приятно видеть вас у себя на занятии.

Сегодня у на не обычное занятие, к нам пришли гости. Мы с вами будем работать в группах. А для того, чтобы занятие прошло на должном уровне, мне понадобится ваше внимание и старание.

Вводная беседа. (8 минут)

Педагог читает загадки, а дети отгадывают и находят подходящую иллюстрацию, затем вывешивают ее на доску.

Украшает их народ

Каждый раз под Новый год.

Вместо листиков - иголки.

Назови деревья! (Елки)

Желто-красная одежка,

Каждый листик, как ладошка.

Осенью всех ярче он.

Догадались? Это. (клен)

Деревца в лесу стоят,

Даже в тихий день дрожат.

Вдоль извилистой тропинки

Шелестят листвой. (осинки)

Белый низ, зеленый верх -

В летней роще краше всех!

На стволах полоски.

Хороши. (березки)

Он в лесу, как витязь, встанет,

Желудями в срок одарит.

И лесник, и лесоруб

С ним знакомы. Это. (дуб)

Был он желтеньким цветком -

Белым стал, как снежный ком.

Дунут девочка и мальчик -

Облетает. (одуванчик)

Пьёт бензин, ка молоко,

Может бегать далеко,

Носит обувь из резины,

А зовут её … (машина)

Какая иллюстрация здесь лишняя? (ответы детей)

Знаете ли вы, что такое ботаника? Как с греческого переводится слово «ботане»? (Ответы детей)

«Ботане» в переводе с греческого означает трава, растение. А ботаника – это наука о растениях. Ботаника изучает жизнь растений, их строение, жизнедеятельность, условия обитания, происхождение и эволюционное развитие.

Что отличает человека от растений? Найдите общие и отличительные признаки. Дети рассматривают карточки: «дышит, растет, питается, двигается».(карточки лежат на столах у каждой группы, при ответах поднимают вверх правильную карточку)

Изучение нового материала. (18 минут)

Сегодня ребята, мы познакомимся с интересными и необычными растениями. А в чем их особенность определять будете вы.

Рассмотрите фотографию. Кто знает как называется это дерево? (ответы детей). В чем необычность этого дерева на ваш взгляд? (ответы детей). Команды поднимают карточку.

Это секвойя.

СЕКВОЙЯ – САМОЕ БОЛЬШОЕ ДЕРЕВО В МИРЕ.

Секвойя – одно из самых больших и самых древних деревьев на Земле. Эти древесные растения семейства Кипарисовые могут вырастать до 76 метров (25-этажное здание, а отдельные экземпляры секвойя достигают высоты более 110 м. Максимальный возраст - более трёх с половиной тысяч лет. Их диаметр на уровне человеческой груди составляет 9 метров. (просмотр презентации)

Средняя высота деревьев составляет около 60 метров, но встречаются и целые рощи высотой более 90 метров. На сегодняшний день известно около полусотни секвой, чья высота превышает 105-метровую отметку.

Древесина этих деревьев несъедобна для лесных вредителей, а очень толстая кора (местами до 30 см) представляет собой тепловой щит и во время пожаров защищает дерево от огня. Этим и объясняется столь долгая жизнь секвои.

Существует туннель через поваленную секвойю в одноимённом калифорнийском национальном парке Секвойя.

По фотографии обычно сложно представить себе реальные масштабы, поэтому несколько снимков, на которых присутствуют люди - чтобы легче было сравнить размеры.

Самое быстро растущее растение - Бамбук.

Это самая высокая трава в мире – бамбук. Об этом растении на Востоке сложены легенды. Оно было спасителем и покровителем во все времена. Из него делалось оружие и мирные орудия труда. Это удивительное растение, достигающее высоты десяти метров и не являющееся деревом.

С виду не очень прочное, но способное выдерживать сильные порывы ветра. Считается самой высокой травой, произрастающей на планете. Вторым достижением бамбука является скорость роста - в самом начале он растет очень быстро, затем немного сбавляет обороты. Бамбук цветет 4 раза в столетие, а иногда и один раз в столетие.

Родственниками бамбука являются кукуруза, пшеница, рожь и другие злаковые растения.

После цветения бамбук дает плода, после чего он отмирает либо полностью, либо частично, а именно, надземная часть. Корень в этом случае остается живой.

Используется бамбук в строительстве, нашел применение в кулинарии.

И, действительно, бамбуковый лес – великолепное зрелище. А если учесть, что растут такие заросли очень быстро – красота буквально восстает стеной перед вами.

А как называется это растение, и в чем оно самое- самое? (ответы детей, просмотр презентации, команды поднимают нужную карточку)

САМОЕ ТОЛСТОЕ ДЕРЕВО - БАОБАБ.

Баобаб - уникальное дерево, оно не только самое толстое дерево на планете, но и самое долго живущее. Ученые постоянно спорят о продолжительности жизни этого дерева, т. к. у него отсутствуют годичные кольца. Путём радиоуглеродного анализа была установлена отметка в 5 500 лет. Баобаб - бесстрашное дерево. Его не напугать ни бурями, ни засухой. В сезон дождей он впитывает воду, словно огромная губка (до 120 тонн, а в жаркое время будто съеживается, порой даже становится меньше. Если со ствола содрали кору – она снова нарастает, а если по каким-то причинам дерево упало, то продолжает расти, пока хоть один корень контактирует с почвой. Еще одной интересной особенностью является то, что цветы баобаба, распускающиеся под вечер, опыляют… летучие мыши!

Жители тех мест, где растёт баобаб, нашли применение практически любой его части: из коры и корней изготовляют ткань и веревки, из золы коры - лекарство, повышающие иммунитет, листья используются в приготовлении различных блюд (салатов и супов, плоды употребляют в сыром или высушенном виде, из семян варят кофе. А ещё в дуплах баобаба можно просто жить. В общем, дерево на все случаи жизни.

Пористая кора и древесина хороши для изготовления бумаги, ткани, бечевки. Настойка из листьев баобаба лечит лихорадку, болезни почек, астму, диарею, укусы насекомых, а паста, содержащая растертые в порошок зерна, помогает при зубной боли. Из листьев варят суп, а первые ростки малыша-баобаба по вкусу напоминают спаржу. Цветочная пыльца годится для изготовления клея, дым от сожженной начинки плода отгоняет назойливых насекомых. По ночам принц вполне мог бы спокойно почивать в пустотелом баобабе.

Мякоть плодов красноватая, мучнистая, приятная на вкус, кисловатая, освежающая. Ее охотно употребляет в пищу и местное население.

Считая столь полезное дерево священным, жители саванн строго придерживаются обычая - каждый должен посеять семена баобаба возле своего жилища.

Кроме Экваториальной Африки, баобаб растет на Мадагаскаре, в Индии и в саваннах Австралии.

Не знающие старости великаны баобабы доживают до 6000 лет, а за это время сменяются многие поколения людей.

В ЮАР внутри баобаба обустроен полноценный бар. Посмотреть на него приезжают более семи тысяч человек в год. При чем дерево это продолжает благополучно расти, несмотря на интенсивно работающее внутри его ствола заведение.

А как называется это растение, и в чем оно самое- самое? (ответы детей, просмотр презентации, команды поднимают нужную карточку)

Магический цветок – пион. Неудивительно, что этот дивный цветок почитался еще в Древней Греции, где его ценили не только за красоту. Как известно древние греки страшно боялись злобных духов и, веря в магическую силу цветов, выбрали себе в защитники величественные пионы. Описание бус из кусочков корней пиона, которые носили на шее с младенчества – наглядный пример того, что этот цветок наделяли чудодейственными свойствами. богов, так и людей.

Именно внешний вид значительно повлиял на значение цветка: пион у древних римлян, например, олицетворял напыщенность, самодовольство и гордость, а в Древней Греции считался символов долголетия.

Пионы символизируют знатность и богатство и их принято преподносить друзьям и даже послам в качестве пожеланий благополучия. Согласно другой версии пион является носителем чистой энергии Ян и символизирует Любовь и Красоту, вследствие чего может свидетельствовать о более нежных чувствах к адресату.

Физминутка. (3 минуты)

Раз – подняться, потянуться,

Два – нагнуться, разогнуться,

Три – в ладоши, три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – сесть тихо на места.

Первичное закрепление новых знаний и применение их на практике. (9 минут)

Беседа с детьми. Ответы на вопросы. Педагог поднимает карточку «большое, толстое, быстрорастущее, магическое», а дети находят правильный ответ среди названий растений и поднимают карточку «бамбук, секвойя, баобаб, пион». Ответ обосновывают словами.

Перемена. (5 минут)

Подготовка к практической работе, инструктаж. (5 минут).

Проговариваем безопасное использование ножниц и других подручных материалов.

Дети делятся на малые группы, для выполнения практической работы.

Практическая работа. (40 минут)

Педагог рассказывает, демонстрирует готовый образец цветка.

Как вы думаете этот цветок похож на пион? Из чего он сделан? (ответы детей)

Ребята, как вы думаете почему мы сегодня делаем этот цветок? Что о нем вы знаете? Какой праздник приближается? (ответы детей)

Педагог объясняет этапы выполнения практической работы.

В процессе выполнения практической работы, педагог подходит к детям и подсказывает порядок выполнения. Обучающиеся работают самостоятельно, руководствуясь представленными на доске этапами выполнения работы, проявляя полученные навыки и закрепляя результат.

Подведение итогов, рефлексия. (5 минут)

Все дети принимают участие в оценивании работ, выбирают лучшие пионы.

С какими словами можно будет подарить этот магический цветок своей маме? (ответы детей)

Сейчас вам необходимо выбрать цветок нужного цвета и подарить его мне. (на столах конверты, в которых цветы трех цветов, необходимо выбрать)

Красный цветок - очень понравилось,

Жёлтый цветок – много узнал нового и очень понравилось,

Синий цветок – не очень понравилось.

Уборка рабочих мест.

Список литературы.

http://eco.m5.by/это-интересно/интересные-факты-о-растениях/Интересные факты о растениях

http://www.ecoterica.com/20-interesnyh-faktov-o-rasteniyah.html

https://yandex.ru/images/search?img_url=http%3A%2F%2Fbigslide.ru%2Fimages%2F15%2F14258%2F960%2Fimg22.jpg&text=ботаника%20это&noreask=1&pos=22&lr=50&rpt=simage

http://vashechudo.ru/raznoe/zagadki/zagadki-pro-derevja-i-kustarniki.html

Аптека под ногами.

Как рассказать детям о лекарственных растениях.

Автор : Сидорова Зоя Григорьевна, воспитатель МБДОУ "Детский сад комбинированного вида №8 "Аистенок" г.Мичуринск.

Описание материала : данная публикация имеет практическую значимость для воспитателей и родителей в том, что он поможет помочь рассказать детям о лекарственных растениях: что понимать под термином «лекарственные растения», какие растения относятся к лекарственным, как их можно использовать. Материал этой публикации может использоваться педагогами ДОУ и школ на экскурсиях по ознакомлению детей с природой родного края.

Цель : знакомство с разнообразием растительного мира, его экологического единства, воспитания бережного отношения к растениям.

Задачи:
Знакомить детей с лекарственными растениями, их лечебными свойствами.
Расширять знания детей о лекарственных растениях, способных частично заменить химические препараты, что растения более безвредны для организма человека.
Воспитывать бережное отношение к растениям для сохранения целостности экосистем.

Есть в травах и цветах целительная сила
Для всех, умеющих их тайну разгадать.
В.Рождественский

Известно предание, повествующее о том, как древнеиндийского врача Чараки учитель послал в лес принести несколько совершенно бесполезных растений. «Учитель, - сказал, вернувшись из лесу, Чараки, - я три дня ходил по лесу и не нашёл ни одного бесполезного растения».
По существу любое растение создано природой во благо, а задача человека лишь понять его предназначение, поскольку весь зелёный мир – это своего рода аптека, о которой справедливо писал поэт С.Кирсанов:
Я не степью хожу
- Я хожу по аптеке,
Разбираясь в её травяной картотеке.

Хотелось бы воспитать детей, которые не безразлично топтали бы луга и поля, а смогли увидеть красоту и пользу каждого цветочка, каждой травинки!

Крапива двудомная.

Русское название происходит от древнерусского слова коприна – шёлк. Из крапивы получали волокно для выработки тканей.
У русского народа крапива пользовалась известностью как верное средство против нечистой силы – ведьм и русалок.
Известна она как пищевое растение. Из её листьев готовят супы, салаты. Не один раз благодаря своей питательности она выручала народ в тяжёлые годы испытаний:
Я цветы обходил стороной.
Их считал за ненужное диво,
И искал те места, где крапива
Неприступной стояла стеной.
Обжигаясь зелёным огнём,
Обрезал я колючие ножки,
Необычного цвета лепёшки,
Обжигаясь мы ели потом.
А сейчас я любитель цветов,
Улыбаюсь любому счастливо,
На задворках стоит крапива,
Словно память тех грозных годов
. (В.Сергин)

Как лекарственное растение крапива известна давно. Рекомендуют её при воспалении лёгких, кровотечениях, нарывах, ранах.
«Одна крапива заменит семерых врачей», - говорит народная мудрость. Применяют её как ранозаживляющее, при застарелом кашле рекомендуют отвар корней крапивы в сахарном сиропе.
Настой из листьев крапивы используют для полоскания горла при ангине, а так же для укрепления волос.
Стебли и листья крапивы покрыты множеством жгучих волосков. Эта особенность отражена в пословицах, поговорках, загадках.
С ним водиться, что в крапиву садиться.
Хоть не огонь, а жжется.
Сама холодна, а людей жжёт.
Какую траву и слепой узнает?

В листьях крапивы содержится значительное количество аскорбиновой кислоты, глюкозы.

Ромашка аптечная.


Как будто солнца луч пророс,
За городским овражком,
Сияют капельками рос
Старинные ромашки. (А.Марков
)
Русское название произошло от латинского «romona» - «римская» и заимствовано из польского языка. В литературе её образ ассоциируется с образом скромной красоты, отзывчивости, доброты и стойкости.
На Карпатах существовало поверье, что весной, едва пригреет солнышко, снежинки со склонов гор превращаются в ромашки, а в начале зимы ромашки превращаются в снежинки.
Лекарственные свойства.
Ромашка – древнейшее и популярное у многих народов лекарственное средство. Считалось, что ромашка по нежности действия недалека от розы.
В русской медицине она пользовалась особой любовью об этом говорят её народные названия: маточная трава, румяна, купальница. Применяют её как успокаивающее, мочегонное, противопростудное средство.
Наружно для полосканий при заболевании полости рта. Цветки ромашки также применяются как противовоспалительное средство при желудочных заболеваниях, обладает противоаллергическим действием.
Цветки ромашки применяются в косметике для придания светлым волосам золотистого оттенка.
Очень много загадок о ромашке:

У лесной сторожки
Стоит солнышко на ножке.
Середка желтая,
Юбка белая (ромашка)

Лепестки белы, как снег,
Серединка желтый мех!
Что за глупые замашки,
Не гадайте на (Ромашке)

Шел я лугом по тропинке,
Видел солнце на травинке.
Но совсем не горячи
Солнца белые лучи.

Подорожник большой.
(семижильник, порезник, попутник, ранник)


Есть множество цветов
Красивых, осторожных,
Но мне приятней всех
Обычный подорожник.
Ему, быть может
И трудней расти,
И всё же он с людьми
Находится в пути. (С.Баруздин)

Русское название «подорожник», «попутчик» связано с местообитанием его у дорог.
Другая группа названий «порезник», «ранник» - даны растению за ярко выраженные ранозаживляющие свойства.
В легенде эти свойства были открыты так. Однажды две змеи грелись у дороги. Вдруг из-за поворота выехала повозка. Одна змея успела уползти с дороги, другую переехало колесо телеги. Люди, сидящие в телеге, увидели, что невредимая змея вскоре вернулась с листком подорожника, которым исцелила пострадавшую. Этот случай и подтолкнул людей на использование подорожника для лечения ран.
Лекарственные свойства.
В народной медицине листья подорожника применяются в виде свежеистолченной массы при длительно незаживающих ранах и язвах. Применяют его и при заболевании верхних дыхательных путей.
В народной медицине используются листья и трава подорожника при заболевании желудочно-кишечного тракта, гастрита.
Наружный слой оболочки семян слизистый и липкий. Прилипая к обуви человека, копытам и лапам животных, переносятся на далёкие расстояния. Полагают, что именно таким образом подорожник попал в Америку, прилипнув к обуви первых переселенцев. Везде, где поселяются белые люди, вскоре появляется подорожник. Интересно, что его листья накапливают меньше токсических веществ, чем другие растения, живущие вдоль оживлённых трасс.

Не однажды, не дважды поранивши ноги
Ты целебною силой своею помог.
Подорожник, всегда ты растёшь по дороге,
Рос ли ты, когда не было в мире дорог? (М.Владимиров)

Подорожник приспособился к вытаптыванию. Люди придумали загадку на этот случай:

Лёг пластом у дороги, разметав руки, ноги.
Его бьют сапогом, его бьют каблуком,
Всё ему нипочём, хоть ударь кирпичом.

Любите и берегите природу!