Развиваем скорочтение. Как научиться быстро читать: методика для детей и взрослых. Деньги и мышление миллионера

Неудовлетворительная техника чтения сегодня встречается довольно часто и служит неприятной и серьёзной проблемой. На выполнение домашнего задания у ребёнка уходит много времени, что приводит к снижению эффективности занятий, успеваемость в школе снижается.

Решением проблемы послужит обучение ребёнка быстрому чтению.

Быстрое чтение или скорочтение у детей представляет собой способность быстро улавливать суть прочитанного при использовании особенных методов чтения. Быстро чтение с максимальной скоростью возможно до шестисот слов в минуту. При этом средняя скорость чтения составляет 200 слов в минуту. Экспериментально доказано, что чем выше скорость, тем меньше понимается смысл прочитанного. Независимо от того, какая для этого используется методика и техника.

Местом, где чтению уделяется внимание, служит начальная школа. Проблемы с чтением на протяжении всей дальнейшей жизни обусловлены тем, что люди читают так, как научили в первом классе. Поэтому появились специальные курсы и упражнения, призванные научить скорочтению детей и взрослых.

Ребёнок склонен делать при чтении ошибки в виде запинания, проглатывания окончаний слов, изменения и перестановки букв. Для предупреждения переноса подобных погрешностей во взрослую жизнь применяется обучение скорочтению.

Быстрое чтение значимо ещё и потому, что оно укорачивает период обработки информации. А значит, и времени на изучение школьного курса тратится гораздо меньше, при этом эффективность занятий увеличивается в разы.

Фундамент быстрого чтения

У ребёнка необычайно сильна образная память. Для восприятия информации и активизации познавательной способности нужно развивать воображение школьника, так как яркие образы помогают лучше запомнить материал. Тренированное воображение – значительный шаг на пути к успешному обучению в школе.

Скорочтение развивает концентрацию внимания, организованность, что способствует длительному запоминанию и лучшему восприятию сути материала.

Скорость достигается благодаря умениям:

  • Распознавание слов без проговаривания.
  • Отказ от механического повторения.
  • Увеличение зрительного восприятия.
  • Концентрация внимания.
  • Сканирование читаемого текста.

Проблемы при чтении у детей

При чтении текста у ребёнка возникают следующие проблемы:

  • Артикуляция во время чтения материала «про себя». Восемьдесят процентов детей и взрослых проговаривают прочитанное, шевелят губами и языком. Глаза не сканируют комплексы, слишком продолжительное время останавливаясь на отрывке.
  • Артикуляция осложняет и удлиняет путь обработки прочитанного: слух – речь – анализ. Скорочтение для детей укорачивает и упрощает маршрут текстообработки: зрительный центр – речь.
  • Небольшое поле зрения. Эта проблема характерна для большей части детей. Человеческому глазу свойственно улавливать информацию во время остановки.
  • Глаза передают материал в десятки раз быстрее, чем другие органы чувств. Но многие дети при чтении склонны базироваться на слухе.
  • Неоправданные автоматические повторы обуславливают потерю времени. Скорочтение избавляет от повторов, что ускоряет чтение материала.

Скорочтение призвано устранить вышеперечисленные проблемы. Взрослые люди зачастую не располагают возможностями и желанием употреблять более быстрые техники чтения. По этой причине обучение скорочтению особенно актуально в детском возрасте.

Когда начинать обучение

Младшим школьникам свойственно лучше усваивать знания, поданные со средней скоростью человеческой речи. По этой причине начинать занятия по избавлению от внутреннего проговаривания не имеет смысла раньше десяти лет. В этом вопросе мнения специалистов расходятся: многие считают, что обучение скорочтению не следует начинать раньше 14 лет.

Существуют приёмы, освоить которые можно шести – семилетнему ребёнку, более того, первоклашки обладают неограниченным резервом улучшения техники чтения. Для успеваемости служит быстрота чтения в диапазоне от 100 до 170 слов в минуту.

Посещая курсы и выполняя упражнения под руководством опытного преподавателя шанс, что подготовка начнётся в подходящем возрасте и пройдёт на высоком уровне возрастает.

Как научить ребёнка читать быстро

Профессор И.П. Федоренко утверждает, что в работе с текстом значимость имеет частота тренировок, а не продолжительность чтения. Память устроена так, что лучше запоминается что-то мелькающее перед глазами время от времени, а не находящееся в поле зрения постоянно. «То есть – то нет» вызывает раздражение, реакцией на которое будет запоминание.

Оптимальный вариант реализации подобного – показ слайдов. Ребёнок прочитал фразу, посмотрел изображение – отдохнул. Это щадящий режим, позволяющий научить быстрому чтению.

Обучение скорочтению проводится с периодичностью три раза в неделю и продолжительностью занятий не больше двадцати минут. Элементы занятия:

  • Разминка. Это чтение маленького отрывка (в пределах ста слов) с последующими ответами на вопросы. Здесь важно увеличение словарного запаса.
  • Квадрат с цифрами, размещёнными в случайном порядке, по-другому называется таблица Шульте. Работа с подобной таблицей расширяет поле зрения.
  • Повреждённый текст помогает тренировать зрительную память и внимание.
  • Тренировка логического мышления.

Самостоятельные занятия дома помогут научить скорочтению. Приемлемым вариантом для обучения будет школа или курсы. По вопросу индивидуальных и групповых занятий специалисты до сих пор не пришли к единому мнению, какой способ результативнее. Подход к тому, какой способ выбрать для того чтобы научить быстро читать должен быть индивидуальным для каждого ребёнка.

Ошибки в обучении

Огромной ошибкой родителей служит принуждение читать на протяжении долгого времени. При низкой технике чтения шестилетка потратит на чтение короткой сказки до полутора часов, что уничтожит всякое желание читать.

Уроки по скорочтению следует проводить только после того, как ребёнок одолел обычное чтение. Важно научить читать, избегая ошибок, приводящих к переучиванию в дальнейшем:

  • Называть буквы следует коротко: Б, М, Р. Алфавитные названия БЭ, МЭ, ЭР осложняют чтение и путают ребёнка. Прочитанное ПЭАПЭА, вместо ПАПА, для детского ума расшифровать и понять непросто. Если смысл будет непонятен, интереса к чтению не появится.
  • Слияние букв в слоги, а слогов в слова. Правильнее тянуть первый звук, пока не дойдёт очередь до следующего: РРРАК, ПППА-ПППА. Ошибочно: П и А будет ПА; чтение по буквам П, А, П, А; чтение с последующим проговариванием не глядя на текст.
  • Недоразвитие речи обуславливает появление ошибок в чтении и письме. По этой причине важно вовремя обращаться к логопеду или дефектологу для того, чтобы устранить речевые дефекты вовремя.

Упражнения

Научить ребёнка быстрому чтению можно пройдя два этапа:

  • На этапе овладения звуковыми и буквенными обозначениями значима степень развитости зрительной и слуховой памяти, так как основная нагрузка приходится на процессы трансформации буквенного текста в устную форму.
  • Этап чтения по слогам предъявляет требования к развитости аналитических и синтетических умений ребёнка. Здесь важна развитость эрудиции, оперативной памяти, речи, внимания, устойчивости.

Обучению помогут специальные техника, методика и упражнения. Посещая специальные курсы быстрого чтения, дети учатся общению, при этом подготовка будет профессиональной.

Упражнения для первоклашек

  • Слова-половинки. Когда по части слова требуется догадаться, каким будет оставшийся фрагмент.
  • На буксире. Буксир здесь – читающий взрослый, который проговаривает читаемые слова и ведёт пальцем по читаемой строчке. Ребёнок читает одновременно со взрослым, следя за пальцем, и невольно подлаживается под скорость взрослого.
  • Чтение на время мотивирует ребёнка. Эффективность упражнения заключается в очевидности результата.
  • Упражнение «прыжок-остановка» позволяет зафиксировать умение ориентироваться в тексте при помощи зрительной памяти. По команде «прыжок» ребёнок читает, «остановка» – чтение прекращается, ребёнок закрывает глаза. Следующий «прыжок» – начинает чтение с места остановки.

Упражнения для детей 8–10 лет

Научить школьников такого возраста поможет специальная методика и упражнения:

  • Исключаем артикуляцию. По команде взрослого «губы» ребёнок прикладывает во время чтения палец к губам и продолжает чтение беззвучно. После команды «вслух» ребёнок убирает палец и читает вслух.
  • Заговорённые предложения. В предложениях изменяется порядок слов. Школьник снимает «заговор» и расставляет всё на свои места.
  • Поправляем буквы. В некоторых словах текста пропустить буквы, слоги или буквосочетания, которые ребёнок вставляет за определённое время.
  • Школьник в роли учителя. Ребёнок исправляет ошибки взрослого при чтении.
  • Таблица Шульте. Школьник на время отыскивает в таблице число от 1 до 30, придерживаясь очерёдности и показывая.
  • Диктант помогает развить визуальную память. Закрыть весь текст, потом открыть на несколько секунд предложение, позволяя ребёнку запомнить его. Далее предложение нужно написать по памяти.

Принимая решение об обучении ребёнка самостоятельно, или посещая курсы скорочтения, нужно ответить на вопрос, зачем и для чего это делается, что вы рассчитываете получить в итоге. При этом обучение результативнее, когда ребёнок понимает цель занятий и зачем это нужно.

Лучший вариант – учиться вместе с ребёнком. Навык скорочтения взрослому человеку необходим в большей степени, чем ребёнку. При этом область применения умения у взрослых гораздо шире.

Виды специальных упражнений для улучшения качества чтения у учащихся начальных классов

СБОРНИК

Составила: Мишенёва О.В.учитель начальных классов

Скороговорки на звук [Г]

На дворе галка, на берегу галька.
Нес Григорий пирог чере порог. Стал на горох и упал на порог.
Наш голова вашего голову головой переголовал, перевыголовил.

Скороговорки на звук [Ш]

Смешные шутки у Саши и Мишутки.
Стеша спешила, рубашку сшила, да поспешила - рукав не дошила.
Шакал шагал, шакал скакал. Шашки на столе, шишики на сосне.
Шесть мышат в шалаше шуршат.
Шлепают гуськом гусак а гусаком.

Скороговорки на звук [Ж]

Поезд мчится скрежеща: жэ, че, ша, ща.

Хожу – твержу, сижу – твержу, лежу – твержу:
Жи, же, жа, жу. У ежа – ежата, у ужа – ужата.

Ужа ужалила ужица.
Ужу с ужицей не ужиться.
Уж уж от ужаса стал уже –
ужа ужица съест на ужин.

Скороговорки на звук [Ч и Щ]

Щетинка у чушки, чешуя у щучки.
Чище чащи в нашей пуще, в нашей пуще чащи гуще.

В чемодане у чечетки
Щетки, четки, счеты - тетке.
Четки, счеты, щетки - дядьке,
Счеты, щетки, четки - няньке.
Лишь чечетка - для себя.
Пляшет четкая семья.

Скороговорки на звук [Ч]

У четырёх черепашек по четыре черепашонка.
Четыpе чёpненьких чумазеньких чеpтёнка чеpтили чёpными чеpнилами чеpтёж. Чрезвычайно чисто.
Птичку напичкали спичками.
Наша дочь речистая, речь у неё чистая.

Скороговорки на звук [Щ]

Два щенка щека к щеке щиплют щётку в уголке.
Тщетно тщится щука ущемить леща.

Скороговорки на звук [Р]

В бору бобёр и брат бобра работают без топора.
В грозу от груза арбузов развалился кузов.
В огороде у Федоры – помидоры. За забором у Федоры – мухоморы.
В поле Фрося полет просо, сорняки выносит Фрося.
Дал Макар Роману карамельку, а Роман Макару – карандаш.
Дали карапузу кукурузу, а карапуз просит арбуз.
Ждут воробьи у кормушки кормёшки, несёт им Маркушка в кармашке морошки.
За тараканом с барабаном, за комаром с топором.
Кавалеры королевы плыли к ней на каравелле.
Карл украл у Поликарпа полкарася, полкарпа.
Мудрый ворон проворно рвал во рву мухоморы.
На корабль прокрался краб, караси украли трап.
Один рой комаров – за горой, а второй рой – под горой.
Открывай, Увар, ворота, дров несём невпроворот мы.
По травке тропа протоптана.
Прыгают скороговорки как караси на сковородке.
Рано утром два барана барабанят в барабаны.
Рома Маше нарвал ромашек.
Рыла, рыла свинья, вырыла полрыла.
С горы – не в гору, в гору – не с горы.
Свинья тупорыла, весь двор перерыла, вырыла полрыла, до норы не дорыла.
Серые бараны били в барабаны, без разбора били – лбы себе разбили.
Тимошка Трошке крошит в окрошку крошки.
Трое трубачей трубят в трубы.
Шустрая норка юркнула в норку.

Скороговорки на звук [Р и Л]

Была у Фрола, Фролу на Лавра наврала, пойду к Лавру, Лавру на Фрола навру.
В пруду у Поликарпа три карася, три карпа.
Все бобры добры для своих бобрят.
Карл у Клары украл кораллы, Клара у Карла украла кларнет.
Клара у Вали играет на рояле.
Королева кавалеру подарила каравеллу.
Летал перепел перед перепелицею, перед перепелятами.
На горе Арарат рвала Варвара виноград.
Орел на горе, перо на орле.
Съел молодец тридцать три пирога, да все с творогом.
Тридцать три корабля лавировали, лавировали, лавировали, да не вылавировали.

Проворонила ворона воронёнка.
Вставай, Архип, петух охрип.

1. Упражнения, направленные на развитие четкости произношения

Многие учащиеся во время чтения не умеют регулировать свое дыхание. Для исправления этого недостатка и служит дыхательная гимнастика.
1) Вдох носом – выдох через рот. Вдох – задержка дыхания – выдох. Вдох – выдох по порциям.
2) «Гудок приближается и удаляется»: вдох – на выдохе произносим м-м-м-м, н-н-н-н-н.
3) «Рычание собаки»: вдох – на выдохе р-р-р-р-р.
4) «Воздух, выходящий из проколотой шины велосипеда»: с-с-с-с-с.
5) «Свеча»: Сделав глубокий вдох, на выдохе читаем ровный и медленный выдох, затем глубоко вздохнуть, остановиться и медленно дуть на пламя воображаемой свечи.
6) «Погаси свечу»: интенсивный прерывистый выдох, следом вдох, секундная задержка дыхания, затем короткими толчками три раза выдохнуть: фу! Фу! Фу!
7) Летела муха около уха: ж-ж-ж.

Летела оса около носа: с-с-с.
Летел комар и звенел: з-з-з.
Сел на лоб, мы его хлоп –
И поймали: з-з-з.
Пусть летит!

2. Упражнения на развитие подвижности речевого аппарата: «Звуковая разминка»

1) Читаем быстро, смотрим внимательно:

ОИЭ АОЕЯ ЕАЁИО
ЯОЮ АЮОЕ ЭЁЮЯУ
ЫЯЮ УЁЮУ ЮУАОЮ

2) Читаем гласные с ударением на одном из них:

ЕАОЕУЫИЭ, ЕАОЕУЫИЭ, ЕАОЕУЫИЭ ит.п.

Можно разнообразить это упражнение, произнося слоги сначала с ударением на 1-й слог, потом на 2-й и 3-й:

ДА-ДА-ДА, ДА-ДА-ДА, ДА-ДА-ДА

3) Сделав глубокий вдох, на выдохе читаем 15 согласных одного ряда (звуками):

Б К З С Т Р М Н В З Р Ш Л Н Х

4) Читаем цепочку слогов:

Воспользуйтесь этими яркими карточками со словами из трех букв, чтобы научить читать вашего ребенка.

5) Читаем слова с наращиванием:

По – вар, жар, смей, пей, шел, вёл.

3. Упражнения, развивающие боковое зрение и отрабатывающие прямой взгляд

1) Для того чтобы дети смогли понять суть терминов «боковое зрение» и «прямой угол», им предлагается, не отводя взгляда от одной строчки, перечислить предметы, которые попадают в поле зрения справа, слева, сверху, снизу.

2) Раздаточный материал – таблица Шульте (размер 20х20см)

Алгоритм использования:

    Как можно быстрее назови все числа по порядку от 10 до 25, указывая карандашом или пальчиком;

    Старайся запоминать расположение сразу двух-трех следующих друг за другом чисел.

Помни! Глаза смотрят в центр таблицы, в число 10, а видят её всю целиком.\

Такую карточку можно дать ученикм для постепенного заполнения изученных букв и звуков.

А а О о У у ы И и Э э

Е е Ё ё Ю ю Я я

Б б В в Г г Ж ж З з Д д

П п Ф ф К к Ш ш С с Т т

Л л М м Н н Р р Х х Ц ц

Й й Щ щ Ч ч ь ъ

4. Упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям и являющиеся предпосылкой правильного и скоростного чтения

У детей слабо развит артикуляционный аппарат, что тормозит быстрое чтение, поэтому в 1-м и во 2-м классах актуальны такие упражнения:

1) Чтение сочетаний двух-трех согласных с гласными:

2) Читаем, медленно, в умеренном темпе: убыстряя темп:

ЖЗИ ТНО КТРИ

ДРУ ЗБИ СТРУ

Вороб_ сидел_ на ветк_ и чирикал.

Скороговорки

Лена искала булавку.
Булавка упала под лавку.
Под лавку залезть было лень,
Искала булавку весь день.

а) Прочитай скороговорки орфографически.
б) Прочитай скороговорки орфоэпически.
в) Работа с табличками: дети читают скороговорку в соответствии с заданием:

тихо

громко

шепотом

немое кино (беззвучно)

«Дом, который построил Джек»

Дети проговаривают на максимальной скорости первое словосочетание несколько раз до тех пор, пока им это не удастся. Затем добавляется еще 1-2 слова, которые прочитываются с той же скоростью. И так до конца отрывка, повторяя каждый раз все сначала, как в известном стихотворении «Дом, который построил Джек». Например:

В некотором царстве... В некотором царстве, в некотором государстве... В некотором царстве, в некотором государстве жил-был... В некотором царстве, в некотором государстве жил-был богатый купец..,

5. Упражнения, развивающие оперативную память, устойчивость внимания.

«Найди лишнюю букву»

О И Б Я У

Можно из старых газет вырезать любые тексты и раздать их детям.

Задание: сегодня мы вычеркиваем только букву И. Завтра – другую и т.д.

«Найди лишнее слово»

Прочитай. Обоснуй свой выбор.

СЛОН МЕДВЕДЬ ТИГР
ЛЕВ БАБОЧКА КОШКА

«Фотоглаз»

За 20 секунд дети должны взглядом «сфотографировать» слова и ответить на вопрос «Есть ли среди этих слов...?» Например:

ОРЕХ РУЧЕЙ ПЕРЬЯ РАЗОГНАЛСЯ ТРОПИЧЕСКИЕ ОШЕЛОМЛЁННЫЙ

«Да или нет?»

Дети слушают предложения и определяют, может ли это быть. Если да, то когда, где, почему? Если нет, то требуется доказательно это объяснить.

Выпал снег, Алеша вышел загорать. Автомобиль свистел с прежней скоростью и уходил вперед.

Это упражнение нацелено на внимание к тексту, его сознательное освоение, умение быстро схватить смысл читаемого, точно построить высказывание.

«Дополни предложение»

Кот мяукал...

6. Упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения про себя и вслух

«Игра в прятки»

Указывается страница учебника (любая), а затем читается текст. Дети должны найти страницу, глазами отыскать нужную строчку и подстроиться под чтение учителя.

Чтение со счетом слов

Памятка:

1) плотно сожми губы и зубы;
2) читай только глазами;
3) читай как можно быстрее, при этом считая про себя слова текста;
4) ответь на вопрос к тексту (дается перед чтением).

Чтение под звуковой ориентир

На магнитофон начитывается текст с определенной скоростью. Дети должны следить за голосом по книге, успевать озвучивать текст синхронно с магнитофоном. Проверка осуществляется индивидуально: касание плеча ребенка рукой означает – читай вслух. Желательно проводить такую работу систематически. При этом скорость звучания «звукового ориентира» постепенно возрастает. Если в классе нет магнитофон, можно использовать игровое упражнение «Догони». Дети читают отрывок текста хором, вполголоса, прислушиваясь к голосу учителя, который читает громко, с достаточно высокой скоростью, и «тянутся» за ним, пытаясь «догнать».

7. Упражнения, способствующие синтезу восприятия и понимания

1) Помоги гласным и согласным подружиться. Соедини их так, чтобы получились слова:

2) Из каждого слова вынь по одной букве. Сделай это так, чтобы из оставшихся получилось новое слово:

полк краска склон экран беда тепло (кол) (каска) (слон) (кран) (еда) (поле)

3) В начало слова или его конец добавь букву, чтобы получилось новое слово. Какие звуки обозначаются этими буквами?

4) Соедини слова правого и левого столбиков так, чтобы образовались новые слова:

«Вкусные слова»

Представь, что у тебя день рождения. Тебе необходимо накрыть на стол. Но, выбирая лакомства, помни, что названия их должны состоять из двух и трех слогов:

халва бублики чай лимонад вафли виноград вишня мандарин

8. Упражнения, развивающие логическое мышление

Эти упражнения способствуют развитию скорости мышления в процессе чтения, его осознанности.

1) Выполни математическое действие и прочитай слово:

ЛОД + ИМ – МО + ВАН – Л = ? (диван)
ВЕР + ЛИС + ТУ – УС + 0 – ИЛ + ЛЕТ = ? (вертолет)

2) Переставь буквы:

В лесу на сосне дисит теляд. Хвостом упирается в остлв ереавд. Носом по стволу стучит, уорк билотд, букашек ищет.

(В лесу на сосне сидит дятел. Хвостом упирается в ствол дерева. Носом по стволу стучит, кору долбит, букашек ищет).

3) «Поиск»

Сможешь ли ты найти связь между двумя, на первый взгляд, не связанными друг с другом событиями? Объясни, как все происходило.

Собака погналась за курицей. Школьники не смогли поехать на экскурсию.

4) Учимся выражать мысли другими словами.
Упражнение направлено на то, чтобы научить ребенка оперировать словами.

Нынешняя зима будет очень холодной.

Нужно передать эту же мысль без искажения, но другими словами. Ни одно из слов данного предложения не должно использоваться в новых предложениях.

5) Составление предложений с тремя словами, не связанными между собой по смыслу:

озеро медведь карандаш

Например:

Мы нарисовали карандашом, как медведь на лесном озере ловит рыбку.

Упражнение развивает способность устанавливать связи между предметами и явлениями, творчески мыслить, создавать новые целостные образы из разрозненных предметов.

9. Упражнения на развития навыка осознанного чтения

9.1. Логические упражнения

1) Что общего в этих словах и чем они различаются?

Мел – мель, мал – мял, мыл – мил.

2) Назови одним словом.

Чиж, ласточка, грач, сова, стриж. Ножницы, клещи, молоток, пила, грабли. Шарф, варежки, пальто, кофта. Телевизор, утюг, пылесос, холодильник. Картофель, свекла, лук, капуста. Лошадь, корова, свинья, овца. Туфли, сапоги, тапочки, кроссовки. Липа, береза, ель, сосна.

3) Какое слово лишнее?

Красивый, синий, красный, желтый. Минута, время, час, секунда. Дорога, шоссе, тропинка, путь. Молоко, сметана, простокваша, мясо.

4) Чем похожи следующие слова?

Утюг, вьюга, палка, часы, лампа, стакан.

5) Составь новое слово, взяв от каждого из данных слов первый слог.

Колос, рота, ваза. Кора, лото, боксер. Молоко, нерест, тарелка.

6) Даны три слова. Первые два находятся в определенной связи. Между третьим и одним из предложенных пяти слов в скобках существует такая же связь. Найди четвертое слово.

а) Песня – композитор, самолет – … (аэродром, горючее, конструктор, летчик, истребитель). б) Школа – обучение, больница – … (доктор, ученик, лечение, больной). в) Нож – сталь, стул – … (вилка, дерево, стол, пища, скатерть).

7) Раздели слова на группы.

Заяц, горох, еж, медведь, капуста, волк, огурец. Корова, шкаф, стул. Диван. Коза, овца, стол. Мак, липа, клен, ромашка, береза, ландыш, дуб.

9.2. Игры по составлению слов

1) Найди слово в слове.

гроза газета кустарник
шутка поднос шоколадка
часовщик щепка ярмарка

2) Закончи предложение.

По утрам у доктора Айболита лечат зубы звери: збреы, итгыр, вдрыы, оыббр .

3) Шарады.

Начало – голос птицы, Конец – на дне пруда, А целое в музее Найдется без труда.

(Картина).

С буквой К живу в лесу. С буквой Ч овец пасу.

(Кабан – чабан).

4) Найди название животных среди строк.

Насос сосет речную воду,
И шланг протянут к огороду.
Среди кустов царит покой,
Здесь хорошо бродить одной.

10. Упражнения на формирование навыка правильного чтения

1) Опиши предмет (учитель показывает его и быстро убирает).

2) Повтори, что сказал учитель:

Бочка – точка, бабушка – бабочка, кошка – ложка.

3) Выбери слова на заданный звук (из прочитанного четверостишья, предложения, текста).

4) Чтения слов, отличающихся одной буквой.

Мел – мель – мыл – мал – мял; мышка – мошка – мишка – миска.

5) Чтение слов, имеющих одинаковые приставки, окончания.

Приехал, пришел, пришил, принес, припев; красное, белое, голубое, черное. желтое; кукла, мама, папа, лапа, ложка.

6) Чтение «перевертышей».

Лев ел волов. Иди искать такси, иди.

11. Упражнения на развитие выразительности чтения

1) Чтение предложений с разной интонацией.

2) Чтение текста с передачей эмоций (радости, возмущения, печали, гордости и т.д.) в зависимости от содержания.

3) Словарь настроений.

В работе над выразительным чтением очень помогает словарь настроений. Он есть у каждого ученика. После того, как учитель выразительно прочитает произведение, дети выкладывают на парту карточки со словами, обозначающими настроение, которое они ощущали во время чтения произведения. К примеру, у детей появляются карточки со словами: «весёлое», «радостное». Анализируя произведение, мы приближаемся к вопросу: а какие чувства испытал сам автор? И записываем на доске другие слова, отражающие настроение автора: (веселое, радостное, счастливое, удивление, возбуждение ).

После такой работы дети читают текст намного выразительней, стараясь через чтение передать и своё личное настроение, и настроение автора.

«Словарь настроений и состояний»

Беспокойное, боевое

Приветливое, радостное

Бодрое, боязливое

Прихотливое, робкое

Бурное. веселое

Светлое, сердитое

Возбужденное

Серьезное

Возмущенное

Скорбное

Волшебное

Смешное

Героическое

Сонное, солнечное

Добродушное

Сочувствующие

Жуткое

Спокойное

Загадочное

Таинственное

Ликующее

Тоскливое

Печальное

Шутливое

Насмешливое

Хвастливое

ДРУ-ЗЬЯ

Ни-ки-та и Ле-ша – дру-зья. Они вмес-те хо-дят в дет-ский сад. У Ле-ши есть са-мо-кат. А у Ни-ки-ты – ру-жье. Не на-стоя-ще-е, а иг-ру-шеч-ное. Эти маль-чи-ки – мо-лод-цы. О-ни всег-да де-ля-тся иг-руш-ка-ми. И ни-ког-да не ссо-рят-ся. Вдво-ем иг-ра-ют и сме-ю-тся. Хо-ро-шо дру-жи-ть!

КОНЬ

Был у Пе-ти и Ми-ши конь. Стал у них спор: чей конь. Ста-ли они ко-ня друг у дру-га рвать.

Дай мне,это мой конь.

Нет, ты мне дай, конь не твой, а мой.

Приш-ла мать, взя-ла ко-ня, и стал конь ни-чей.

КОШ-КА И ЖУЧ-КА

Бы-ла дра-ка меж-ду Жуч-кой и Кош-кой.

Кош-ка ста-ла есть, а Жуч-ка приш-ла. Кош-ка Жуч-ку ла-пой за нос.

Жуч-ка Кош-ку за хвост.

Кош-ка Жуч-ке в гла-за. Жуч-ка кош-ку за ше-ю.

Тё-тя шла ми-мо, нес-ла вед-ро с во-дой и ста-ла лить на Кош-ку и Жуч-ку во-дой.

ГАЛ-КА

Хо-те-ла гал-ка пить.

На дво-ре сто-ял кув-шин с во-дой, а в кув-ши-не бы-ла во-да толь-ко на дне. Гал-ке нель-зя бы-ло дос-тать.

Она ста-ла ки-дать в кув-шин ка-муш-ки и столь-ко на-ки-да-ла, что во-да ста-ла вы-ше и мож-но бы-ло пить

ВЕСНА

При-шла вес-на, по-тек-ла во-да. Де-ти взя-ли до-щеч-ки, сде-ла-ли ло-доч-ку, пус-ти-ли ло-доч-ку по во-де. Ло-доч-ка плы-ла, а де-ти бе-жа-ли за нею, кри-ча-ли и ни-че-го впе-ре-ди се-бя не ви-да-ли и в лу-жу упа-ли.

ЩЕНОК
Шла Та-ня из шко-лы. На до-ро-ге о-на у-ви-де-ла ма-лень-ко-го щен-ка. Он си-дел у за-бо-ра и выл. Та-ня по-гла-ди-ла щен-ка. Он стал ли-зать Та-не ру-ку. Та-ня взя-ла щен-ка до-мой. До-ма Та-ня да-ла е-му мо-ло-ка. По-том Та-ня по-ла-жи-ла щен-ка спать у печ-ки. Ще-нок при-вык к Та-не. Та-ня за-бо-ти-лась о нем.

ХИТРАЯ ЛИСА
Ли-са бы-ла го-лод-на. О-на лег-ла на снег и зак-ры-ла гла-за. На-ле-те-ли во-ро-ны и се-ли не-да-ле-ко от ли-сы. О-ни хо-те-ли кле-вать ли-су, но бо-я-лись. Ли-са ле-жит, как мерт-ва-я. Тог-да во-ро-ны под-ле-те-ли сов-сем близ-ко. Од-на во-ро-на клю-ну-ла ли-су в хвост, дру-га-я хо-те-ла клю-нуть в нос. Ли-са вско-чи-ла и схва-ти-ла глу-пу-ю во-ро-ну.

НА ЛЫЖАХ
Ми-ше бы-ло семь лет. Па-па ку-пил е-му лы-жи. Ми-ша при-вя-зал лы-жи и по-шёл на го-ру. Но лы-жи не шли на го-ру. Ми-ша взял лы-жи в ру-ки и по-шёл на го-ру. Ре-бя-та ка-та-лись на лы-жах с го-ры. О-ни у-чи-ли Ми-шу. Ми-ша встал на лы-жи и по-е-хал. Он сра-зу у-пал. Вто-рой раз Ми-ша то-же у-пал. По-том Ми-ша на-у-чил-ся. До-мой Ми-ша при-е-хал на лы-жах и был о-чень до-во-лен, что на-у-чил-ся хо-дить на лы-жах.

СИНИЧКА
Бы-ла хо-лод-на-я зи-ма. К ок-ну при-ле-те-ла си-нич-ка. Ей бы-ло хо-лод-но. У ок-на сто-я-ли де-ти. Им ста-ло жаль си-нич-ку. О-ни от-кры-ли фор-точ-ку. Си-нич-ка вле-те-ла в ком-на-ту. Птич-ка бы-ла го-лод-на. О-на ста-ла кле-вать хлеб-ны-е крош-ки на сто-ле. Всю зи-му жи-ла си-нич-ка у де-тей. Вес-ной де-ти вы-пус-ти-ли си-нич-ку на во-лю.

МАЛЫШИ
Э-то бы-ло зи-мой. Мать ис-то-пи-ла печ-ку и уш-ла в ма-га-зин.
До-ма ос-та-лись од-ни ма-лы-ши. Ма-лень-кий Ко-ля от-крыл печ-ку и су-нул ту-да бу-маж-ку. Бу-маж-ка за-го-ре-лась и у-па-ла на пол. А на по-лу бы-ли щеп-ки. Яр-ко за-пы-лал о-гонь. Де-ти ис-пу-га-лись, за-кри-ча-ли и по-бе-жа-ли на у-ли-цу. При-бе-жал со-сед и за-ту-шил о-гонь.

СОБАКА-САНИТАР
О-дин сол-дат был ра-нен в ру-ку и в но-гу. Он у-пал. То-ва-ри-щи уш-ли да-ле-ко. Ра-не-ный ле-жал два дня. Вдруг он слы-шит: фыр-ка-ет со-ба-ка. Э-то бы-ла са-ни-тар-на-я со-ба-ка. На спи-не у не-е бы-ла сум-ка с крас-ным крес-том: там бы-ли бин-ты и ле-кар-ства. Ра-не-ный пе-рвтвя-зал се-бе ра-ны. Со-ба-ка у-бе-жа-ла и ско-ро при-ве-ла са-ни-та-ров.
Ра-не-ный был спа-сён.

Литература:

    Как преодолеть трудности в обучении чтению. С.Н. Костромина, Л.Г. Нагаева. – М.: Ось – 89, 1999.

    Начальная школа плюс до и после. № 7 2010.

    Начальная школа плюс до и после. № 6 2009.

    Начальная школа плюс до и после. № 11 2008.

    Начальная школа плюс до и после. № 11 2007.

    Начальная школа плюс до и после. № 8 2007.

    Начальная школа. № 6 2001.

    Читаем после «Азбука с крупными буквами»: учебное пособие/ Н.Н.Павлова; ил.А.В.Кардашука. – М.: ОЛИСС: Эксмо, 2011.– 64с.:ил.

В век современных технологий и вечной спешке, не хочется терять ни минутки, ни секунды своего личного времени. Вот взрослые и стараются везде все успеть, и приучают к такому ритму и своих детей. Последним новшеством нашего мира стало скорочтение. Да, это нечто похожее на занятия по технике чтения в младших классах, но и не совсем то. Это другое понятие, помогающее детям и взрослым быстро читать и одновременно воспринимать прочитанное.

Что такое скорочтение

Что же из себя представляет процесс быстрого чтения или скорочтения? В младших классах дети читают еще не очень хорошо, сбивчиво, медленно. Некоторым, конечно, это умение дается легче, и они быстро приспосабливаются, увлекаются и им просто осваивать любую информацию, которую нужно прочесть. Но обыкновенно каждый родитель рано или поздно задумывается над тем, как обучить читать ребенка быстрее, как развить в нем такие способности? И для того, чтобы помочь родителям в этом нелегком деле, сегодня мы обсудим полезные рекомендации, познакомимся с историей этого умения, обсудим его плюсы и минусы в детской жизни и дадим конкретные упражнения и методики скорочтения.

Хорошо и быстро читающие дети обыкновенно имеют развитую память, у них грамотно построенная речь, и они могут понятно и правильно построить пересказ прочитанного. Кстати, пользу от скорочтения выявили и педагоги, проводившие практические исследования в младших и старших классах. Они отметили, что старшеклассникам, умеющим в детстве быстро читать и прочитанное, учеба давалась значительно легче, а успеваемость у них была в разы выше.

Кое-что из истории скорочтения

Самые первые мысли и идеи о том, что технику чтения можно совершенствовать, начали появляться еще в начале прошлого века. Это произошло с развитием нашего мира, с увеличивающимся потоком информации, который человечеству нужно было осваивать и распространять. Первые серьезные разработки и пособия стали появляться как в России, так и за границей. Однако слишком известными и широко применяемыми они не становились.

Все стало стремительно изменяться в середине прошлого столетия. В конце 1945 года Эвелин Вуд, учащаяся на специальность педагога, отправила большую по размеру статью известному профессору Лису. Он в свою очередь очень быстро прислал ответную рецензию. Эвелин очень удивилась, ведь по размеру статья, действительно, была огромной, а здесь такой быстрый и, главное, достойный грамотный ответ. Несомненно, статья был прочитана от и до, и проработана. Удивившаяся девушка стала наблюдать за подобными «быстрыми чтецами», и занятие ее увлекло на несколько лет. За этот период она видела более пятидесяти человек, которые точно также, как и профессор, быстро изучали любой печатный материал, и изумительно быстро отвечали на него. За время своих наблюдений, Эвелин отмечала особенности поведения этих людей, и особенности самой подмеченной тактики, вот лишь некоторые из них:

  • У всех «быстро читающих» глаза по книжной странице двигались вертикально, а не горизонтально. И вниз. А не слева направо, как при обыкновенном чтении;
  • Читаются сразу или несколько слов или даже фраз;
  • Прочитанный текст практические не повторяется. То есть читается один раз.

Навыками скорочтения обладали такие известные люди, как Иосиф Виссарионович Сталин, Александр Сергеевич Пушкин, Наполеон Бонапарт, Джон Кеннеди, Адольф Гитлер, Карл Маркс.

Нужно ли учиться скорочтению и для чего?

В век информационных технологий вся подача и изучение информации очень поменялось. Что и говорить, насколько все стало не просто, если малыши сдают свои первые экзамены уже в первом классе?!

В современном мире не достаточно один раз за всю жизнь отучиться в университете и защитить диплом. Необходимо постоянно обновлять свои знания, если хочешь работать по своей специальности. Для чего еще нужно скорочтение? Как запоминать больше сегодняшним детям, на чьи головы свалилось это безумное количество разнообразной информации?

Вот как раз это умение и поможет решить проблемы восприятия и обработки знаний. Если вы и ваш ребенок освоите умение быстро читать, то вы сможете заметить, насколько легче вам стало разбираться с новыми фактами, техникой, у вас появятся новые увлечения, о которых вы также будете черпать знания в книгах, в Сети… Возможности безграничны!

Для того, чтобы освоить быстрое чтение, нужно как минимум:

  • избавиться от внутренней артикуляции (проговаривании слов)
  • использовать широкий угол зрения (охватывать бОльшую часть страницы)
  • ставить четкую задачу чтения, т.е. понимать и осознавать что и зачем вы читаете

Еще одна причина учиться быстрому чтению – побороть внутреннюю зажатость и стеснительность. Ведь читая и знакомясь все с большим количеством информации, ребенок осваивает больше знаний, он становится более общительным, точнее проще раскрывается для этого общения. У него в голове очень много уже «готовых, освоенных» фраз, которые он может применять по своему желанию в обычной жизни.

Для концентрации внимания и развития мышления невероятно полезно разгадывать . И польза их очевидна не только для детей, но и для взрослых тоже.

Какой бы вы не выбрали метод, какое бы упражнения вам бы ни понравилось – главное в занятиях, это регулярность. Самой желаемой целью и мотивацией для вас должен быть тот факт, что вы и ваш ребенок сможете обрабатывать информацию любого характера за более короткий срок.

И не забывайте хвалить ребенка при любых успехах!

Видео ниже подытожит сказанное выше. Предложенные здесь лайфхаки доступны каждому желающему:

С теплом,

Ваш ребенок медленно читает и плохо усваивает материал? На него постоянно жалуются учителя? Помогут исправить ситуацию и повысить скорочтение упражнения для детей, которые можно разработать самостоятельно либо воспользоваться уже готовыми примерами.

Первый вопрос, с которым сталкиваются родители, решившие привить своему ребенку навык быстрого чтения, - в каком возрасте начинать обучение. Здесь мнения специалистов несколько расходятся. Одни утверждают, что начинать тренировки необходимо с раннего дошкольного возраста. Другие же яростно настаивают, что научить ребенка правильно читать невозможно до 14 лет.

На самом деле практиковать скорочтение в домашних условиях можно примерно в середине этого цикла, когда ребенок уже умеет воспринимать текст «правильно». «Зачем так усложнять?» - спросите вы. Ответ состоит в самой сути скорочтения. Его основа строится на четырех китах, таких как:

  • умение различать буквы, составлять из них слоги и слова;
  • навык правильного восприятия прочитанного;
  • способность опускать лишнее;
  • правильное запоминание и восприятие прочитанного материала.

Читайте также:

  • Кубики Зайцева: методика обучения

А чтобы все четыре компонента гармонично сочетались между собой, ваш ребенок уже должен более-менее работать с текстом. Исходя из этого, логично было бы предположить, что оптимальный возраст для изучения техники составляет от 7 до 10 лет. Конечно, при этом стоит учитывать индивидуальные особенности развития ребенка, его интересы, усидчивость и прочее.

Часто допускаемые ошибки в обучении

Необходимо отметить, что при обучении скорочтению дома многие родители, воодушевившись идеей, допускают элементарные ошибки. А ведь сама техника подразумевает соблюдение определенных правил. Поэтому обратите внимание на следующие аспекты:

  • Ваш ребенок запомнит только лишь внешний вид и название буквы, но никак не ее произношение. Например, если вы скажите что буква «Б» это «БЭ», то так и будет воспринято. В результате вместо слова «баба», он будет читать «БЭЭААБЭЭАА».
  • Сразу учите правильно сочетать несколько букв и образовывать слоги. Недопустимо, чтобы ребенок читал слово, произнося по отдельности каждую букву, например Б-А-Б-А. Правильно будет, если он прочитает так: Баааа-бааа.
  • Старайтесь пресекать все попытки артикуляции или шевеления губами во время чтения текста «про себя». Специалисты считают, что так дети слишком долго задерживаются на одном месте, упуская при этом суть предложения.

И главное в технике скорочтения - желание научиться быстро и качественно воспринимать напечатанный текст. Вы как родитель не должны заставлять ребенка заниматься «из-под палки», лучше пусть ваше чадо читает меньше, но делает это с удовольствием. Педагоги выяснили, что три занятия по 5 минут принесут гораздо больше пользы, нежели упражнения, на выполнение которых ребенок затратит до 20 минут свободного времени.

Тренировка для мозга в примерах

Упражнения скорочтения для детей можно придумать самостоятельно, основываясь на ранее изученных техниках, или же воспользуйтесь специально разработанными примерами педагогов. Важно все время придерживаться выбранной методики, а не менять ее каждый день. Так ваш ребенок лучше освоит пройденный материал. Предлагаем вам несколько удачных примеров для тренировки мозга.

«Найди пару»

Это упражнение можно вводить в обучение начиная с раннего возраста, но при условии, что ребенок уже знаком с буквами, звуками и слогами. Суть задания такова:

  1. Перед малышом разложены небольшие карточки, на которых напечатаны слоги.
  2. Взрослый объясняет ребенку задание: нужно разложить карточки в таком порядке, чтобы в итоге из них получилось коротенькое слово, например, во-да, ма-ма, не-бо.
  3. По мере успешности обучения задание усложняется: добавляются новые карточки и слова, состоящие из трех или более слогов.

Важно, чтобы ваш ребенок уже видел ранее или был знаком с предложенными к составлению словами. Ведь сам принцип упражнения построен на том, чтобы вспомнить, где то или иное сочетание встречалось ранее.

«Минутка чтения»

Это задание станет отличной мотивацией к дальнейшему обучению, а чтобы увидеть результат, нет необходимости ждать недели или месяцы - все успехи будут замены сразу же:

  1. Выберите небольшой отрывок из книги, которую вы не изучали.
  2. Засеките время и предложите ребенку внятно прочитать несколько предложений в течение 1 минуты.
  3. По сигналу таймера чтение останавливается, а конечный результат помечается карандашом.
  4. Затем время вновь засекается, и ребенок начинает читать с начала текста. Наверняка со второй попытки количество прочитанных слов будет немного больше.

И помните: всякий раз, когда ваше чадо достигает успеха, его нужно обязательно похвалить, а иногда можно и поощрить вкусной конфеткой.

«Слова-анаграммы»

Этот вид упражнения стимулирует зрительную память и мышление, учит анализировать правильность составления слова, быстро находить допущенные в тексте ошибки и исправлять их:

  1. Напечатайте на листе бумаги небольшой отрывок из текста, намеренно переставив в словах буквы или пропустив несколько гласных.
  2. Предложите ребенку найти ошибки в словах и исправить их, читая предложение вслух.
  3. При необходимости чтение одного предложения можно повторить несколько раз.

Как вариант, в предложении можно менять местами не сами буквы, а целые слова. Например: «Мама за хлебом Олю в магазин послала», «На торт день рождения вкусный был» или «Переходи дорогу зеленый на свет».

«Зрительный диктант»

В завершение можно провести небольшой визуальный диктант. Вот как это делается:

  1. Вам понадобится лист плотной бумаги и напечатанный в книге текст.
  2. Прикройте тест так, чтобы ребенок видел лишь первое предложение.
  3. Засеките на часах 8-10 секунд, чтобы ваш ребенок прочитал написанное, а затем закройте все буквы чистым листом.
  4. Попросите ребенка дословно написать то, что он перед этим увидел, а потом переходите к новой строчке.

Здесь важно, чтобы обучающийся четко понял суть задания и не спутал диктант с написанием изложения.

Школа Юрия Окунева

Привет, друзья! С вами я, Юрий Окунев.

Ученые установили закономерность между скоростью чтения и успеваемостью учеников средней школы: отличники, как правило, читают со скоростью 130-170 слов в минуту, хорошисты довольствуются скоростью 100-135 слов, троечники – 90 слов в минуту и ниже.

Это яркая иллюстрация того, что обучиться методам скорочтения нашим детям просто необходимо. Темой нашей сегодняшней беседы станет скорочтение, упражнения для детей школьного возраста.

Ваш ребенок давно знает азбуку, читает словами, но скорость чтения его по-прежнему оставляет желать лучшего. Причина не в его желании/нежелании, а совсем в других факторах:

  • Неразвитое внимание;
  • Слабая артикуляция (дикция);
  • Регрессия глаз;
  • Довольно узкое поле зрения.

В предыдущей статье мы уже подробно останавливались на разборе каждого из них. Методика быстрого чтения для детей преследует цель избавиться от этих побочных эффектов.

Над чем будем работать

  1. Развитие артикуляции;
  2. Улучшение внимания;
  3. Подавление регрессивных движений глаз;
  4. Подавление артикуляции (визуальное чтение);
  5. Расширение поля зрения;
  6. Развитие анципации.

Методика проведения занятий

Оптимальный режим занятий по скорочтению в домашних условиях – это ежедневные занятия по 20 минут и 5 минут перед сном.

Урок будет выглядеть примерно так:

  • Артикуляционная разминка. Чистоговорки, скороговорки читаем шепотом и в полный голос. Чтение небольшого текста вслух;
  • Основная часть. Работа с таблицами Шульте;
  • Подавление артикуляции. 1-2 упражнения;
  • Упражнения для корректировки внимания;
  • Упражнения на борьбу с регрессией (на начальном этапе) или на развитие анципации (в последующих занятиях);
  • Чтение в паре с взрослым для форсированной наработки скорости;
  • Заключительная часть. Рисование по мотивам прочитанного текста.

Перед отходом ко сну уделите пять минут чтению с пересказом (ребенок читает небольшой текст и пересказывает своими словами), или жужжащему чтению.

Артикуляционная разминка (упражнения)

  1. Согласные. Просим школьника сделать полный вдох, выдыхая, он проговаривает ряд из 15 любых согласных звуков: Ф,Щ,Л,В,Ш,К,Т,С,П,Н,Г,Ж,Б,Н,Р.
  2. Задуть свечу. Пусть ребенок наберет побольше воздуха в легкие и задует одну большую воображаемую свечу. А теперь задуем 3 маленьких свечки: выдыхаем воздух тремя порциями;
  3. Лифт тронулся. Взрослый и ребенок находятся в воображаемом лифте, который движется с первого этажа на десятый. Громко называем этажи, с каждым разом все больше повышая голос. Цифры называем четко, не проглатывая окончания. Дошли до последнего этажа – едем вниз, постепенно понижая голос.

Развитие поля зрения

Доказано, что процесс чтения текста состаит из:

  • Движения глаз;
  • Их остановки.

Причем восприятие текста происходит именно на втором этапе. Значит, чтобы повысить скорость чтения, нужно сократить кратность остановок глаз, при этом поле видимости должно максимально увеличиваться, чтоб захватить соседние слова и предложения.

Этого эффекта можно достигнуть занимаясь с таблицами Шульте.
Таблицы представляют собой сетку 5Х5 квадратов, в которую вписаны числа от 1 до 25.
Учащийся последовательно находит все числа на скорость.

Идеальный результат – уложиться в 5 секунд. Секрет данного задания в том, что глаза всегда должны находиться в центральной части таблицы, в этом случае поле зрения будет максимальным.

Помимо поля зрения таблицы Шульте способствуют развитию оперативной памяти.

Подавление регрессии

Регрессия – это способность читателя возвращаться глазами к строчке, которая уже была прочитана. Любой скажет, что такой способ чтения крайне медленный и нерациональный.

Упражнение.

Читаем текст и каждое прочитанное слово прикрываем специально заготовленной закладкой. Тренируясь таким образом, уже через неделю можно избавиться от регрессии.

Подавление артикуляции

Артикуляция – это проговаривание читаемого текста. Она важна, когда школьник читает вслух (чем меньше он запинается, тем выше техника чтения), но совершенно неприемлема, если мы хотим добиться скорости от 150 слов и выше (человек с такой скоростью говорить не может).

Методика скорочтения для детей подразумевает развитие визуального чтения, когда артикуляция всячески подавляется и текст читается быстрым скольжением глаз. Установлено, что в этом случае резко повышается качество восприятия текста и улучшается процесс запоминания.

  1. Под музыку. Читаем текст при включенной музыке, для начала лучше брать просто музыку, без пения. Со временем переходить на чтение под песенное сопровождение. Обязательное условие: по окончании ребенок должен ответить на вопросы по тексту.
  2. Шмель. Учащийся занимается чтением, одновременно произнося жужжащий звук, как будто летит шмель. Это одно из важнейших упражнений в скорочтении.
  3. Стук-ритм. Читаем текст и простукиваем карандашом определенный ритм. Ритм следует выучить отдельно и довести до автоматизма. Задание выполняется сначала в среднем темпе, ускоряясь к концу.
  4. Замочек. Ребенок плотно прикрывает рот, прижимает палец к губам и начинает читать текст как можно быстрее. По прочтении отвечает на вопросы.

Упражнения на корректировку внимания

Данная часть очень важна, так как из-за недостаточного внимания ухудшается качество восприятия читаемого текста.

  1. Слова-заморочки. На листочке выписываются пары слов, в которых одна буква различается, остальные похожи, например, СОН – КОН, ЛЕНЬ – ПЕНЬ и т.д. Спросите у учащегося, в чем особенность этих слов, чем похожи, а чем нет. Пусть школьник продолжит ряд;
  2. Дается длинное слово , например, САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ. Пусть занимающийся составит из букв этого слова как можно больше коротких слов. Посоревнуйтесь с ним. Кто окажется первым?
  3. Шрифты. Ребенку предлагается прочитать текст, в котором каждое слово написано разными шрифтами вперемешку. Цель задания: научиться читать любой текст с искажениями на максимальной скорости.
  4. Путаница. Предварительно на листе бумаги пишем предложения, переставив слова местами, например, «поздно девицы под вечерком пряли окном три». Достаточно 6-10 штук таких путаниц. Задача ребенка – распутать.

Развитие анципации

Анципация – это способность угадывать слово по смыслу. В программу обучения скорочтению упражнения на повышение анципации обязательно включаются, чтобы ученик, не видя крайние слова на странице, мог по смыслу уловить их значение.

  1. Линейка. Прикрываем часть текста справа или слева линейкой или закладкой на ширину от 5 до 12 символов. Ребенок читает текст в обычном темпе.
  2. Читаем кувырком. Учащийся должен прочитать текст сначала в обычном виде, а затем, перевернув его заголовком вниз. Упражнение хорошо развивает смысловую догадку и память. Можно попробовать почитать текст, повернув его на 90 градусов.
  3. Половинки. Берем лист бумаги и наполовину закрываем одну строчку текста, который в это время читает ребенок. Закрываются только верхние половинки букв, нижние должны быть видны. Строчка прочитана. Теперь закрываем следующую строчку и так идем дальше. В этом методе зашифрована «военная хитрость»: если ребенок хоть немножко догадлив, он попытается читать строчки еще до того, как их закроют листом. Так наращивается скорость!

Чтение в паре с взрослым

Это обучение быстрому чтению детей школьного возраста с использованием навязанной скорости чтения. Ребенку приходится подстраиваться под скорость взрослого, а значит, читать чуть живее.

  1. Параллельное чтение. Взрослый читает текст, меняя скорость – то быстрее, то медленнее. Учащийся должен поставить палец на текст и следить, ни разу не сбиваясь.
  2. Эстафета. Попеременно текст читают то взрослый, то ребенок. Причем смена ролей может быть внезапной (необязательно в конце абзаца). По возможности, взрослый пытается ускорить темп.
  3. Хвостик. Взрослый начинает читать текст, а учащийся вступает чуть позже, с опозданием на 4 слова. Текст читается вслух, вполголоса. Задача ученика – не сбиться.

Заключение

На этом я заканчиваю. Тренируйтесь, обучайтесь, осваивайте новые вершины!

Если хотите узнать больше, рекомендую книгу Шамиля Ахмадуллина «Скорочтение для детей. Как научить ребенка правильно читать и понимать прочитанное» . В ней даются упражнения для развития техники чтения в трех возрастных категориях детей, в том числе скорочтение для дошкольников.

Методика удобна для занятий по наработке техники чтения дома, так как содержит теоретический материал в кратком виде и задания с подробной инструкцией.

Пишите о своих впечатлениях, трудностях или победах в комментариях. Приглашайте друзей, знакомых.