Народные ремесла и промыслы россии. Внеурочная деятельность на тему "праздники, традиции и ремесла народов россии"

Народные промыслы - это именно то, что делает нашу культуру богатой и неповторимой. Расписные предметы, игрушки и изделия из ткани увозят с собой иностранные туристы в память о нашей стране.

Почти каждый уголок России имеет собственный вид рукоделия, и в этом материале мы собрали самые яркие и известные из них.

Дымковская игрушка


Дымковская игрушка - символ Кировской области, подчеркивающий ее насыщенную и древнюю историю. Она лепится из глины, затем обсыхает и обжигается в печи. После этого ее расписывают вручную, каждый раз создавая уникальный экземпляр. Двух одинаковых игрушек быть не может.

Жостовская роспись


В начале 19 века в одной из подмосковных деревень бывшей Троицкой волости (сейчас - Мытищинский район) жили братья Вишняковы, и занимались они росписью лакированных металлических подносов, сахарниц, поддонов, шкатулок из папье-маше, портсигаров, чайниц, альбомов и прочего. С тех пор художественная роспись в жостовском стиле стала набирать популярность и привлекать внимание на многочисленных выставках в нашей стране и за рубежом.

Хохлома


Хохлома - один из самых красивых русских промыслов, зародившийся еще в 17 веке близ Нижнего Новгорода. Это декоративная роспись мебели и деревянной посуды, которую любят не только ценители русской старины, но и жители зарубежных стран.

Причудливо переплетенными травными узорами из ярко-алых ягод и золотых листьев на черном фоне можно любоваться бесконечно. Поэтому даже традиционные деревянные ложки, презентованные по самому незначительному случаю, оставляют у получившего их самую добрую и долгую память о дарителе.

Городецкая роспись


Городецкая роспись существует с середины 19 века. Яркие, лаконичные узоры отражают жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные орнаменты. Роспись выполняется свободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшает прялки, мебель, ставни, двери.

Филигрань


Филигрань - один из древнейших видов художественной обработки металла. Элементы филигранного узора бывают самыми разнообразными: в виде верёвочки, шнурка, плетения, ёлочки, дорожки, глади. Плетения выполняются из очень тонкой золотой или серебряной проволок, поэтому выглядят легкими и хрупкими.

Уральский малахит


Известные месторождения малахита - на Урале, в Африке, Южной Австралии и США, однако по цвету и красоте узоров малахит зарубежных стран не может сравниться с уральским. Поэтому малахит с Урала считается самым ценным на мировом рынке.

Гусевской хрусталь


Изделия, изготовленные на хрустальном заводе города Гусь-Хрустальный можно встретить в музеях всего мира. Традиционные русские сувениры, предметы быта, сервизы для праздничного стола, изящные украшения, шкатулки, статуэтки ручной работы отражают красоту родной природы, ее обычаи и исконно русские ценности. Особой популярностью пользуются изделия из цветного хрусталя.

Матрешка


Круглолицая и полненькая веселая девушка в косынке и русском народном платье покорила сердца любителей народной игрушки и красивых сувениров по всему миру.

Сейчас матрешка - не просто народная игрушка, хранительница русской культуры: это памятный сувенир для туристов, на фартучке которой тонко прорисованы игровые сценки, сюжеты сказок и пейзажи с достопримечательностями. Матрешка стала драгоценным объектом коллекционирования, который может стоить не одну сотню долларов.

Финифть


Винтажные брошки, браслеты, кулоны, стремительно «вошедшие» в современную моду - не что иное, как украшения, изготовленные по технике финифть. Этот вид прикладного искусства возник в 17 веке в Вологодской области.

Мастера изображали на белой эмали цветочные орнаменты, птиц, зверей с помощью множества красок. Затем искусство многокрасочной эмали стало утрачиваться, его стала вытеснять однотонная финифть: белая, синяя и зеленая. Сейчас успешно совмещаются оба стиля.

Тульский самовар


В свободное время работник Тульского оружейного завода Федор Лисицын любил мастерить что-нибудь из меди, и однажды сделал самовар. Затем его сыновья открыли самоварное заведение, где продавали медные изделия, пользовавшиеся бешеным успехом.

Самовары Лисицыных славились разнообразием форм и отделок: бочонки, вазы с чеканкой и гравировкой, самовары яйцевидной формы, с кранами в виде дельфина, с петлеобразными ручками, расписные.

Палехская миниатюра


Палехская миниатюра - это особое, тонкое, поэтичное видение мира, которое свойственно русским народным поверьям и песням. В росписи используются коричнево-оранжевые и синевато-зеленые тона.

Палехская роспись не имеет аналогов во всем мире. Она выполняется на папье-маше и только потом переносится на поверхность шкатулок всевозможных форм и размеров.

Гжель

Гжельский куст, район из 27 деревень, расположенный под Москвой, славится своими глинами, добыча которых ведется здесь с середины 17 века. В 19 веке гжельские мастера стали выпускать полуфаянс, фаянс и фарфор. Особый интерес до сих пор представляют изделия, расписанные в один цвет - синей надглазурной краской, наносимой кистью, с графической прорисовкой деталей.

Павлово-посадские шали


Яркие и легкие, женственные павлопосадские платки всегда модны и актуальны. Этот народный промысел появился в конце 18 века на крестьянском предприятии села Павлово, из которого впоследствии развилась платочная мануфактура. На ней производились шерстяные шали с набивным рисунком, очень популярным в то время.

Сейчас оригинальные рисунки дополняются различными элементами вроде бахромы, создаются в разных цветовых гаммах и остаются прекрасным аксессуаром практически к любому образу.

Вологодское кружево


Вологодское кружево плетется на деревянных палочках, коклюшках. Все изображения выполняются плотной, непрерывной, одинаковой по ширине, плавно извивающейся полотняной тесьмой. Они чётко вырисовываются на фоне узорных решёток, украшенных элементами в виде звёздочек и розеток.

Шемогодская резная береста


Шемогодская резьба - традиционный русский народный художественный промысел резьбы по бересте. Орнаменты шемогодских резчиков называются «берестяным кружевом» и используются при изготовлении шкатулок, коробочек, чайниц, пеналов, туесов, блюд, тарелок, портсигаров.

Симметричный узор шемогодской резьбы состоит из растительных орнаментов, кругов, ромбов, овалов. В рисунок могут быть вписаны изображения птиц или зверей, архитектурные мотивы, а иногда - даже сцены гуляния в саду и чаепития.

Тульский пряник




Тульский пряник - русский деликатес. Без этих сладких и душистых изделий не проходило на Руси ни одно событие - ни веселое, ни грустное. Пряники подавали как к царскому столу, так и к крестьянскому. Традиционная форма придается прянику с помощью доски с вырезанным орнаментом.

Оренбургский пуховый платок

Платки вяжутся из натурального козьего пуха и получаются изумительно нежными, красивыми, теплыми и практичными. Ажурные платки-паутинки настолько тонкие и изящные, что их можно продеть через обручальное кольцо. Они ценятся женщинами всего мира и считаются прекрасным подарком.

Гончарство - один из древнейших видов народного ремесла Уже трипольские гончарные изделия свидетельствуют о тонком эстетический вкус древних гончаров, их высокое мастерство. Гончарство несет в себе ценную информацию о этнографические особенности быта древних племен и народов, населявших нашу землю в прошлом. Исчезли древние города, истлели изделия из полотна, кожи, покрылись ржавчиной изделия из металла, зато горшок, откопанный археологами, говорит нам от имени безымянного гончара, который жил тысячи лет назад Имея сведения о геомагнитное поле Земли, ученые определяют возраст гончарных изделий с точностью до 25 лет (обожженный на огне горшок, намагнитившись, остается таким на протяжении многих веков).

Керамика (гр.keramos- глина) во времена Средневековья потерпела технологических новшеств: применение можного гончарного круга, подполивальные росписей, производство плитку в т. В XVII в. в Украине распространился одна из разновидностей керамики - майолика, которая получила широкое применение во многих городах Украины, хотя очаги ее изготовления были только в Киеве, Нежине. Ичне, а позже - в Онишни и Косово. Майоликовые изделия из цветной глины, покрытые глазурью ии расписаны в народном стиле, и сейчас украшают жилища современных украинском. Популярная сегодня и и керамическая пластика: игрушка и скульптура.

Среди керамических изделий бытуют миски, тарелки, кувшины, чашки, чаши, кувшины, кружки, дзбанки, бочонки. Традиции гончарного производства и и художественного оформления в разных регионах имеют свои разнообразия. Среди изделий керамической пластики - барашки, львы, лошади, олени, птицы, детские свистульки, сюжетные наборы скульптурок.

Для украинских гончарных изделий характерна традиционность, пластическая выразительность, народная декоративность и простота, которая предоставляет самобытному искусству национального колорита. Сейчас керамические промыслы существуют в Виннице, Коломые, Косово, Мукачево, Одессе, Опишни, Ужгороде, Черкассах и других городах и селах Украины. Около тридцати объединений, художественных комбинатов, фабрик и заводов производят керамику в традиционном для народного искусства стиле.

Обработка металлов. Бронзолитейное производство в Украине, как доказали археологи, известное еще с трипольских времен. Традиции добычи руды сохранились в Украине от Киевской Руси. Древнерусские кузнецы были знакомы с технологическими приемами ковки, сварки и термической обработки металлов. Они изготавливали орудия труда, конскую сбрую, наконечники копий, топоры, кольчуги и разнообразные вещи хозяйственного назначения. На Руси существовало более 16 кузнечных ремесел. Высокого развития достигла также обработка цветных металлов: меди, бронзы, серебра, золота.

Ювелирные изделия древнерусских мастеров отмечались художественной утонченностью и совершенством рисунков. Археологи, кроме готовых изделий, находят значительное количество литейных формочек для изготовления украшений. Традиционные ювелирные технологии в Киевской Руси - это чеканка, тиснение, штамповка, чернь, зернь, скань. Сложный способ орнаментации ювелирных изделий, традиционный для Киевщины, - перегородчатая эмаль. Позже это искусство эмальеров распространилось и на другие земли Киевской Руси, в частности Галич.

Богатые коллекции музеев Киева Чернигова. Харькова и Львова свидетельствуют о значительно более высокий уровень ювелирного искусства Киевской Руси по сравнению с захидиноевропейськимы странами. Древние браслеты, серьги, колты, диадемы, гривны, медальоны, .ланцюжкы, перстни еще и и теперь поражают несравненной красотой, ажурностью, совершенной изысканностью. Ювелирные изделия времен Киевской Руси по праву считаются шедеврами мирового искусства.

"В настоящее время известны разнообразные технические приемы обработки металлов, как древние, традиционные, так и новые, современные: чеканка, литье, инкрустация, гравировка, штамповка, протравливания и гальванопластика. Художественные изделия из металла широко используются в оформлении интерьеров, усадеб, городских улиц и экспонируются на выставках.

Например, техникой литья и холодной ковки изготавливалось много вещей утилитарного и декоративного назначения: палки, трубки, ключи, гольник, .лускорихы, застежки, пряжки.стремена. Из меди, бронзы, латуни выливались посуда, пушки, колокола. Посуда, подсвечники, чернильницы выливали преимущественно из серебра и олова. Золотарство развивалось главным образом в крупных городах: Киеве, Львове и в некоторых неве-личиком городах Приднепровья, особенно Левобережья. Цеховые ремесленники изготавливали преимущественно драгоценная посуда, ценное оружие, конскую сбрую. Народные же мастера занимались производством именно прикладных вещей для широких слоев населения.

Мастера Л ьвова, Ивано-Франковска, Черновцов и Ужгорода продолжают традиции давних кузнечных ремесел в своих декоративных решетках, свечей н 11 ках-иоставн 11ках и тому подобное. И Иародни мастера Косово работают в русле гуцульских традиций, изготовляют бартки, лускорихы, пуговицы, трубки, перстни, украшают металлом изделия из дерева, кожи (пояса-череси, кошельки, сумки).

Сейчас ведущими предприятиями, занимающимися изготовлением сувенирно-подарочных изделий из металла, есть фабрики и комбинаты Черкасс. Мукачево, Одессы, Винницы. Кировограда, Хмельницкого и многих других городов.

Работа с металлом всегда считалась одним из тяжелых и мужественных видов ремесла. Своими корнями ковка достигает пяти ггисячолитн ьои дави 11 ны. Развиваясь как народный промысел в XV-XIX вв., Украинская ковка испытывало влияние всех художественных стилей: ренессанс, барокко, рококо, модерн. Сельское ковка сохраняло свои традиции, кузнецы изготавливали нужны в каждом хозяйстве вещи: плуги, подковы, косы, мотыги, лопаты, серпы, топоры.

Металлическими украшениями украшали двери, сундуки и другие мебель, а также сами здания (флюгера, светильники, решетки). При Львовском училище прикладного искусства им. И. Труша е мастерская-кузница, где учеников учат кузнечного ремесла и традиций художественной ковки. Существуют также кузнечные цеха при реставрационных мастерских в Киеве, Львове и других городах Украины.

Художественная обработка дерева была уже хорошо развита во времена Киевской Руси. Поскольку дерево не всегда сохраняется в земле, археологи не слишком часто находят образцы древних изделий из дерева. Однако известно, что уже в I тысячелетии н. ч. дерево широко использовалось в строительстве городов и сел, княжеских дворцов и крепостей. Среди ремесленных профессий появляются плотники, ложкари, резчики, бондари.

Техника обработки дерева достаточно разнообразна: видовбуваная, вырезание, вытачивании, роспись, выжигание, инкрустация, интарсия. Одна из самых древних техник - выдалбливания - применялась действие изготовления бытовых вещей: лодок довбанок, корыт, ступ, черпаков, солонок и тому подобное. Для вырезания, кроме топора, применяли струг, чем, тесак, различные резцы, с помощью которых вырезались ложки, декоративные блюда, черпаки, мелкие деревянные изделия различного назначения. Техника вытачивании - поздний изобретение и предусматривает использование токарного станка, на котором изготавливают заготовку, а затем обрабатывают ее другими инструментами.

Бондарство известное в Украине уже в X в. как изготовление вместительного посуды: кадки, бочонки, ведра, кружки, лоханки, подойники. Бондари пользовались, кроме обычных плотницких инструментов, специальными рубанками, Фуганки, циркулями, линейками, кривым стругом.

Резьба - один из древнейших техник художественного декорирования деревянных изделий. На Прикарпатье ии Буковине технику плоской резьбы очень часто сочетают с инкрустацией - орнаментальным отделка кусочками дерева, металла, слоновой кости, перламутра, бисера и тому подобное. Одним из видов инкрустации является интрасия цветными породами дерева, который используется для изготовления настенных декоративных плакеток, портретов и пейзажей. Для художественного декорирования дерева издавна использовались росписи разной краской (темпера, гуашь, масляные или анилиновые), которые затем покрывают лаком. Сейчас бытует еще один способ декорирования изделий из дерева - выжигание электрошоком или специальными штампами.

Сегодня специалистов по художественной обработке дерева готовят техникумы и училища Косово, Львова, сжать эти, Ужгорода и Яворова. Почти в каждой области Украины существуют предприятия, которые выпускают декоративные изделия из дерева, всего их около ста пятидесяти.

Гутництво - изготовление изделий из стекла - было известно в Украине более тысячи лет. Точное время его возникновения не установлено, но в скифских захоронениях уже находят бусы из стекла с вкраплюванням разноцветных красителей. Название промысла происходит от слова "Гута", что означает стекловаренную печь. В "Слове о полку Игореве" упоминается изделие из стекла - стекляниця.

Изделия из стекла могло не обыденными вещами, они использовались как праздничные художественные украшения. Это был не только посуду, но и декоративные игрушки: петушки, зайчики, барашки, а также различные подсвечники, ожерелье. Ремесленники владели различными приемами: выдувание, орнаментации, цветной окраски стекла.

Сейчас Гутницкое промыслы - редкое явление в Украине. Известны только три его ячейки: один в Ивано-Франковской области и два на Львовщине.

Ткачество - древнейшее ремесло, которым занимались украинские женщины (подробнее об этом см. Раздел "Жилье, домашнее хозяйство и быт»). Ткани изготавливали сначала для собственного потребления, но уже с IX-X вв. происходило отделения этого домашнего ремесла как промысла, который удовлетворял потребности городского населения. Очень долго существовали параллельно народное домашнее ткачество и цеховое ремесленное. С возникновением промышленного изготовления тканей домашние ткацкие ремесла постепенно начали приходить в упадок.

Однако художественные ткани и сейчас играют значительную роль в оформлении интерьера жилища и изготовлении народных костюмов. Технология домашнего ткачества трудоемкая - это прядения нитей, окраска их в разные цвета, ткачество на различных ткацких станках (различной конструкции) с применением целого ряда технических приемов. Материалом для создания тканей было льняное волокно, конопля, овечья шерсть, которые также требовали значительных затрат женского труда.

В Украине есть много специализированных предприятий, производящих художественные ткани: в Кролевце, Богуславе, Дегтярях, Переяслав-Хмель-кий. Ведущей среди них Кролевецкая фабрика, на которой изготавливают сюжетно-тематические декоративные полотенца и панно. Кроле-кий ткачи умело продолжают традиции ручного художественного ткачества, которые были известны в Украине с давних времен. Бережно хранят местные традиции ткачи Львовщины, Гуцульщины, Бойковщины, Ивано-Франковской области. Во многих регионах к ручному ткачеству привлекаются мастера-надомницы, производящих покрывала, полотенца, наволочки, салфетки, полыхает, ковры и т. Ковроткачество - древняя отрасль ручного ткачества. Археологи находят остатки ковровых изделий и ткацких орудий в античных городах и скифских домах. Известны такие центры Украинской ковроткачества: Подолье, Волынь, Полтавщина, Киевщина, Черниговщина. Сейчас традиционным ковроделием в Украине занимаются 24 фабрики и художественные мастерские.

Роспись тканей, как принято считать. - Сравнительно новостей вил декоративно-прикладного искусства в Украине, хотя есть свидетельства о чрезвычайной древности и этого искусства - это воспоминания 11 риска Нантского о нашей земле во времена Аттилы. Побывав в царском дворце, он отмечал, что видел, как женщины "покрывали узорами с помощью различных красок полотняные покрывала, которые варвары носили поверх одежды для красоты" ".

Для выбивания орнамента на тканях использовались специальные штампы и деревянные формы, найденные на Райковецком городище на Житомирщине (XI в.). Мастеров, которые занимались художественной росписью тканей, называли художниками, рисовальщик, димкарямп. печатниками, забойщик. Сейчас техники росписи тканей обогащаются новыми приемами: холодный батик, горячий башик, свободная роспись, фо-тофильмдрук. Техникой фотофильмдруку расписывают украинские платки, покрывала, скатерти, ленты.

Уникальным украинским культовым искусством, связанным с тем и с верой, и с мифологией, и с обрядами, с писанок. Еще не так давно писанки изготавливались специально на продажу, ведь умением писать писанки владела далеко не каждая хозяйка. Постепенно настоящие домашние писанки вытеснили сувенирные - деревянные, керамические. В некоторых регионах Западной Украины еще и сейчас можно писанки в мастерской -писанкаркы, которую знают все односельчане. Символика писанки древнейшая и одновременно проста. Поэтому не лишним будет углубление в историю и мифологию украинского народа перед тем, как начинать писать писанку.

Яйцо - символ солнца, весеннего возрождения природы, воскресение душ предков. Писанки как ритуальные магические орудия были известны в индоевропейских народов задолго до принятия христианства. Льет лучше традиция сохранилась именно в Украине, надо полагать, что именно здесь был центр развития этого культового и художественного явления. Археологами найдены керамические, расписанные зелеными, коричневыми и желтыми красителями писанки, что уходят в глубокую древность. Сейчас известно около ста писанок древнерусского времени. Они выполнены различными техниками: глиняные покрытые глазурью, писанки-погремушки, шкрябать ки10. Характерно, что писанки находят на культовых местах, где в древности были святыни (например, Звеннгора в Медобарах), в захоронениях, а также жилищах.

Писанкарством испокон веков занимались только женщины, но с развитием промыслов оно распространилось и среди мужчин. Известно немало различных способов росписи писанок. Одним из древнейших приемов, дошедший до нас, является роспись керамических писанок в Киивськии! Движении И Иа покрытую желтой глазурью поверхность писанки наносят бесконечные горизонтальные линии зеленой глазурью. Пока зеленая полива еще не высохла, от полюса до полюса писанки проводят вертикальные линии то вверх, то

Символические знаки на украинском писанках - Тригвер, сварги, Древа Жизни, безкинечники, звезды, птицы и др.

вниз. Таким образом, горизонтальные линии еще сырой краски, растягиваясь, превращаются в фигурные скобки, похожие на ветку дерева. По мнению многих исследователей, такой прием нигде, кроме Киевской Руси, не применялся. Интересно, что этот узор бытует и сейчас на Киевщине и Черниговщине. Он называется "сосна", однако технология росписи иная, поскольку его делают на настоящем, а не на керамическом яйце.

Принадлежности писанок на настоящем (сыром) яйце необходимо специальное писанок (писало), которым можно провести топку линию. Обмакивают его в растопленный воск горящей свечи, наносят несколько первых линий, по замыслу должны быть белыми. После их застывания яйцо красят в светлые цвета (преимущественно желтый). Когда этот слой краски высохнет, наносят другой слой воска, закрывая места, которые должны остаться желтыми. После этого красят красным. Далее закрашивают воском те места, которые должны быть красными. Последний цвет, конечно, темный. Итак, повторяя эту процедуру, можно получить несколько цветов. Расписанную таким образом писанку очищают от воска путем нагревания над огнем и вытирания полотняной тканью. Песенка готова ии светится всеми цветами, которые предоставила ей мастерица. Эти писанки-обереги не нужно выдувать перед росписью, как это сейчас делают ради "бизнеса". Следует помнить, что обрядовое значение яйца - воскресенье наших Предков, сохранения Рода. А какую символику несет пустая писанка, пожалуй, понятно и без слов.

Другое назначение обрядовой яйца. Яйца, как правило, красят в один цвет. Они бывают вареные или запеченные ии потребляются па Пасху как священное причастие, свидетельствуя нашу принадлежность к украинскому роду. Писанки же, изготовленные на сыром яйце, могут храниться в течение года как обереги с определенной магической целью. Разбитые писанки, как и скорлупу с потребленных яиц, не выбрасывают, а закапывают в землю на поле или огороде для лучшей плодородия фунту ".

Деревянные писанки бывают как резные, инкрустированные, так и расписаны масляными красками. Производством таких сувенирных писанок сейчас занимаются фабрики художественной обработки дерева, а также народные мастера во многих регионах Украины.

Кроме названных ремесел и промыслов, в Украине бытует обработка камня, рога и кости, кожи и меха. Распространено также плетение изделий из бисера (украшений), плетение из соломки, различные виды вышивки, кружева, художественного плетения (вязание) и др.

Эти ремесла издавна существовали как вспомогательные виды хозяйственной деятельности, которые давали возможность не только поддерживать материальный уровень семьи, но и развивали эстетический вкус, производили извечный тяга к красоте, столь характерный для всей жизни и быта украинского.

Должны сохранить народные традиции, выработанные Украинский протяжении тысячелетий, чтобы наши потомки не потеряли то тяга к красоте и совершенству, который вдохновлял наших предков. Народные художественные изделия сохраняют энергию нации, поэтому не следует забывать, что какие бы новые художественные ценности не создали художники-профессионалы, народная художественная традиция остается неисчерпаемым источником, питать сердца и души людей вечно.

Творчество русского народа, благодаря талантам местных мастеров, прославило их по всей Руси и далеко за ее пределами. Многие изделия и по сей день остались символами России.

Изделия мастеров ценны не только материалами, из которых они производились и уникальными технологиями их обработки вручную, в них прослеживаются нравы, уклад и традиции всего народа.

Основные ремесла русского народного промысла:

Как промысел, кружево на Руси получило свое развитие в начале XIX века. В это время в окрестностях Вологды была возведена фабрика по производству кружева. Рост спроса на вологодское кружево не только в России, но и в странах Европы породил популярность занятия, и плетением ажурного полотна занимались по всей Вологде.

Отличительной особенностью вологодского кружева являлись орнаменты. Основными мотивами были стилизованные рисунки птиц и древо жизни. Само кружево состояло из фона и узора. Оно было фактурным, его формы и рисунки подчеркивались широкой непрерывной линией.

История павлопосадских платков берет свое начало в конце XVII века. Производить их начали на мануфактуре, основателем которой были Грязнов и Лабзин. Сырьем для производства выступали шерстяные нити, раскраска платков долгое время производилась исключительно вручную.

Основные узоры платков – это цветы. Помимо них использовались заимствованные орнаменты: турецкие огурцы, лотос, античные вазы и древние символы. Традиционная раскладка была представлена овалами и звездами. Крупные рисунки располагались по краям, к центру они уменьшались.

Популярность традиционного оренбургского пухового платка обусловлена его уникальными качествами. Они представляют собой тончайшие шали из натуральной шерсти, с ажурными и красивыми узорами, очень теплые. Для их производства изначально используется уникальный пух оренбургских коз.

Первое официальное упоминание о платках встречается в трудах конца XVIII века, авторства Рычкова, известного краеведа. Именно они позволили узнать об уникальных шалях в Петербурге и Москве и породили спрос на них как в России, так и за рубежом.

Русская матрёшка

Исконно русская матрешка впервые увидела свет в Сергиевом Посаде в конце XIX века. Изготовлена она была из дерева токарем Василием Звездочкиным. Фигурки, которые вставлялись одна в другую, разрисовал Сергей Малютин.

Первый экземпляр будущего символа России в виде круглолицей девушки с багряным румянцем состоял из восьми кукол. Самая маленькая представляла собой младенца.

Отличительная особенность гусевского хрусталя – уникальные грани изделий. Лучи света, преломляясь через них, создают игру, напоминающую переливы драгоценных камней.

Город-родина гусевского хрусталя – Гусь-Хрустальный. Стекольный завод на его территории был основан купцом Мальцевым в 1756 году. Выпускались им вазы и графины, после появилась уникальная посуда из хрусталя, которую поставляли в богатые дома купцов и царские хоромы.

Тульский самовар

Самовар – это уникальный товар, аналогов которому в мире нет. Родина самоваров – Тула. Город обрел такую славу неспроста, способствовало этому обилие мастеров по производству металла, месторождение железных руд и близость к Москве.

Тульские самовары производились из латуни, меди и продавались на вес. Форма их была порой весьма причудливой. Походили изделия на бочонки и вазы с ручками, также имелись самовары с уникальными краниками в форме дельфинов.

Тульские пряники. Кислые, пресные, пышные и сдобные. Их дарили в качестве прощальных подарков, сувениров, а также выпекали и покупали для свадебных гуляний и поминальных вечеров. Для производства фигурной выпечки использовали доски-формы, вырезанные из натурального дерева.

Пряники для народа русского были любимым лакомством. Их делали в виде птичек, рыбок, букв и даже имен. Кто первым испек знаменитые тульские пряники – неизвестно. Первые упоминания о выпечке имеются в трудах конца XVII века.

Урал славится запасами своих недр и связанными с ними производствами. Каслинское художественное литье русских мастеров прославило их на весь мир в 1900 году на выставке в Париже. Само направление зародилось задолго до данного события, в XVIII веке.

Отливали из чугуна предметы быта и декоративные элементы интерьера, дополненные миниатюрными скульптурами животных. В перечне производимых товаров присутствовали плиты, решетки, скамейки, вазоны и многое другое.

История производства малахитовых изделий начинается с 40-х годов XVIII века. Вначале это были ювелирные украшения, после к ним добавились табакерки и шкатулки. С расцветом малахитового дела красивым узорчатым минералом облицовывались целые помещения.

Русские мастера славились своей уникальной технологией обработки камня. Они распиливали малахит на очень тонкие пластины и после, наклеивая их, подбирали узор и шлифовали, создавая впечатление монолитного изделия.

Абрамцево-Кудринская резьба

Особым видом промысла среди русских мастеров в конце XIX века считалась Абрамцево-кудринская резьба. Работали мастера с натуральным деревом, создавая из него не просто предметы быта, а произведения искусства. В перечне их изделий были вазы, декоративные блюда, ковши, солонки, шкатулки и др.

Отличало изделия от других резных предметов декора и быта сочетание геометрической и плоскорельефной резьбы.

Скопинские гончарные изделия долгое время не пользовались особым спросом, так как были грубыми и примитивными по форме. Переломный момент произошел в середине XIX века, когда секреты производства фигурных изделий и нанесения глазури на их поверхность узнали местные мастера гончарных дел.

Ряд изделий из глины дополнился красивыми декоративными вазами, фантазийными фигурками животных и прочими элементами декора.

Слово «ремесло» произошло от латинского «ремес» (плотник) и обозначало разные виды ручных работ. Промыслы - от «промыслить», то есть, подумать. В толковом словаре Даля «ремесло» объяснялось, как умение, коим добывают хлеб, промысел, требующий по большей части телесного, чем умственного труда».

Если оставить в стороне спорное утверждение о соотношении физического и умственного труда, то увидим, главное - это труд, приносящий доход. Ремесло превращалось в промысел, когда мастера начинали создавать предметы по заказу и на продажу.

Когда определенные навыки и средства выражения становятся привычными - возникает традиция. И случается это благодаря совместным стараниям разных людей, поэтому природа народного искусства - коллективная, но это не умаляет значения творчества наиболее талантливых и ищущих мастеров.

Становясь массовым, промысел воспроизводил однотипные предметы, но при этом не терял уже найденные образцы. Промысел погибал, если не приносил дохода, как это и случилось с внедрением фабричного производства.

Навыки ремёсел и промыслов передавались из поколения в поколение, оттачивались, постепенно достигая оптимального состояния для получения недорогой продукции, приемлемого для нужд местных потребителей, качества. Не в каждом селе или деревне были мастера многих ремёсел. К примеру, только в относительно крупных поселениях можно было найти и чеботаря, и портного, и кузнеца, и пимоката сразу. Но деревни дореволюционной Руси и до периода «укрупнения» послевоенного периода 20-го века, были часто совсем не большими. 5-10 дворов - уже деревня.

При таком расселении типичным было развитие промыслов и ремёсел «по деревням». То есть в одном поселении жили гончары, в другом плотники, в третьем портные и так далее. А обмен продукцией производился естественным путём или на ближайшем рынке натуральным образом или через деньги.

В крупных сёлах, уездных городках умельцы чаще объединялись в артели. Продукция артельного производства, как правило, была лучшего качества и стоила меньше. Это объяснялось тем, что в артели существовало разделение труда, кроме того, артель могла позволить себе покупку необходимого оборудования, что облегчало ручной труд, и закупку сырья оптом. Именно из артелей и возникли на Руси первые промышленные производства. Впоследствии практически все промыслы и ремёсла на Руси эволюционировали в промышленность за исключением некоторых художественных промыслов, где индивидуальное мастерство имеет основополагающее значение и позволяет работать мастеру частным образом или в составе небольших артелей и кооперативов.

Плетение лаптей

Ещё в начале 20-го века Россию часто называли «лапотной», подчёркивая отсталость и примитивизм. Лапти ещё в ту пору действительно были традиционной обувью беднейших слоёв населения. Плели их из разного материала, и в зависимости от этого назывались лапти дубовики, ракитники, берестяники или вязовики. Самым мягкими и прочными считали лапти из липового лыка.
В лаптях круглый год ходила вся русская деревня, кроме, пожалуй, казачьих районов и Сибири. Ещё в годы Гражданской войны бoльшая часть Красной армии ходила в лаптях, а снабжение солдат лаптями было возложено на чрезвычайную комиссию ЧЕКВАЛАП.

Сапожник

Сапоги же долгое время оставались роскошью даже для зажиточных крестьян. Даже те, у кого они были, надевали их только по праздникам. «Сапоги для мужика самый соблазнительный предмет... Никакая другая часть мужицкого костюма не пользуется такой симпатией, как именно сапог» - писал Д. Н. Мамин-Сибиряк.

На Нижегородской ярмарке в 1838 году пара хороших лыковых лаптей продавалась за 3 копейки, а за крестьянские самые грубые сапоги приходилось выложить 5-6 рублей. Надо сказать, что для крестьянина это были огромные деньги и чтобы собрать такую сумму нужно было продать челую четверть ржи (около 200 кг).

Да и валенки тоже могли позволить себе в начале прошлого века далеко не все, потому что стоили они недёшево. Их передавали по наследству и носили по старшинству. Мастеров, изготавливающих валенки, были немного, а секреты этого ремесла передавались из поколения в поколение. В различных регионах России у валенок было своё название: в Сибири их называли «пимами», в Тверской губернии - «валенцами», а в Нижнем Новгороде - «чесанками».

За валянием

Ложкари

Как известно, в старину русские крестьяне пользовались исключительно деревянной посудой. Особой популярностью пользовались ложки. Их производили как в крупных мануфактурах при монастырях (например, в Сергиево-Посадском и в Кирилло-Белозерском), так и в мелких домашних хозяйствах. И для многих семей подсобные деревообрабатывающие промыслы были основной статьей дохода.

Плетение корзин для ложек

Особой популярностью пользовалось расписные ложки. Блеск золота и киновари ассоциировался, вероятно, с царственной роскошью. Но такими ложками пользовались только в праздник. А по будням довольствовались неокрашенными ложками. Впрочем, и они на рынках были весьма востребованным товаром. На рынок их доставляли в специальных корзинах, которые покупатели опустошали буквально за несколько часов.

В начале прошлого века только в Семеновском уезде за год производили около 100 миллионов ложек. Ложкарную продукцию производили тысячи крестьян-кустарей, у каждого из которых была особая специализации: резчики, красильщики, лачилы (те, кто покрывал посуду лаком).

Семья за изготовлением ложек

На ярмарке

Обоз с «ложечными» корзинами

Особое место в традиционных ремеслах в начале прошлого века занимала обработка льняного сырья. Ведь в то время одежду очень часто шили именно из домотканого льняного полотна. Хлопковые и хлопчатобумажные ткани были фабричного производства и считались дорогими.

За ткацким станком

Сначала льняные стебли нужно было выдернуть из земли связать в снопы. Как правило, это происходило в августе. После этого до середины октября лён сушили.

Затем его молотили в гумнах, чтобы собрать семена на следующий год, и снова сушили, на этот раз в специальных печах.

Вымачивание льна

Трепание льна

Следующий шаг - лён мяли в специальных машинах, трепали и вычёсывали специальными гребёнками. Результат - мягкое, чистое, шелковистое серое волокно. Из волокна делали нитки. Их можно было отделить в чанах с золой и кипятком или окрасить при помощи растительного сырья в различные цвета. На последнем этапе нитки сушили на солнце или над печкой дома, развесив на жердях. Теперь всё готово, чтобы начать ткать.

С льняными пасмами

Малороссийская крестьянка с прялкой

Ткачество в России с древних времён было одной из основ промышленности. В начале ХХ века производство тканей в России являлось одной из ведущих отраслей производства наряду с мясо-молочной промышленностью.

При этом не теряло своей актуальности и ручное ткачество. Как правило, это было семейным занятием. Не было в деревне женщины, которая не умела бы ткать.

Ткали холсты из льна или шерсти при помощи ткацкого стана, который хранился в разобранном виде. Перед тем, как приступить к производству ткани, стан заносили в избу, собирали по деталям, и начиналась работа.

Готовое полотно или отбеливали или красили. Окрашивание было гладким, однотонным или набивным, то есть, с рисунком.

Красильщики ткани

Набойка рисунка

Беленную ткань часто украшали разнообразной вышивкой.

Вышивать на Руси умели и девочки, и женщины. Этот вид народно-прикладного искусства считался одним из самых популярных. Вышивкой украшались полотенца , скатерти, покрывала, свадебная и праздничная одежда, церковное и монаршее облачение.

Вышивальщицы за работой

Кроме того, историки отмечают, что ни в одной стране мира не было столь разнообразных кружев, как в России. Многие годы в основе кружевного производства в России был бесплатный крестьянский труд в усадьбах помещиков. А после отмены крепостного права это мастерство стало приходить в упадок.

Новым толчком кружевного производства стало основание императрицей в 1883 году Мариинской практической школы кружевниц. Ученицы этой школы даже придумали особый вид кружева. В начале 20-го века для крестьян кружево было способом заработка, а для государства - постоянной статьёй экспорта.

Кружевница

Маленькая кружевница

Кроме изготовления обуви, одежды и посуды, важное место в русских народных промыслах играла игрушка. Именно ее считали очень важной для воспитания детей и производили в огромных количествах в основном из глины и дерева.

Плетение ремня

Существовало также великое множество столярных и гончарных промыслов. Процветало кузнечное дело и плетение корзин.

Столярная мастерская

Плетение корзин

Гончар за работой

В наши дни народное искусство не исчезло, оно во многом перешло в другую сферу, появилось и определение: декоративно-прикладное искусство. Слово «декор» - означает «украшаю». Основа декора - узор, орнамент. Прикладное - предмет должен иметь свое назначение. И, возможно, некоторые предметы теряют уже свою утилитарность, но при этом приобретают новое звучание - украшают быт и радуют глаз, наполняя наш мир красотой и гармонией.

Исчезающие Художественные промыслы России: инновационное измерение.

Материал научной конференции. Шуя. 2012

Полежаев А.А.

г. Вельск – г. Санкт-Петербург

АКТУАЛИЗАЦИЯ ТРАДИЦИОННЫХ НАРОДНЫХ РЕМЁСЕЛ

В 2007 году в Вилегодском районе Архангельской области проходил II открытый конкурсмастеров художественных ремёселсреди людей разного возраста и положения – от школьников до известных мастеров. На конкурсе нужно было представить свою исследовательскую работу по какому-либо виду традиционного народного ремесла Арангельской области. Один школьник из г. Вельска подготовил своё выступление о берестяном пестере. После выступления ему задали один вопрос – «А сейчас пестери востребованы в вашем районе?». Ответ был таков – «Нет, они сейчас не нужны». Этот ответ на вопрос очень показателен для современного общества и выражает настоящее положение дел с востребованностью традиционных народных ремёсел. Перед тем, как продолжить тему, обозначим несколько понятий, которыми далее будем оперировать.

Под традиционными народными ремёслами будем понимать крестьянские домашние ремёсла, результатом производства которых являются утилитарные предметы, орудия труда, постройки, одежда и другие предметы и объекты, обеспечивающие жизнедеятельность человека в естественной природной среде.

Ремесленные предметы и объекты – это предметы крестьянского быта, одежда, орудия труда, жилые и хозяйственные постройки, являющиеся результатом ремесленной деятельности деревенского жителя.

Функция традиционных народных ремёсел – обеспечение утилитарными предметами человека для нужд жизнеобеспечения.

Актуализация традиционных народных ремёсел это деятельность:
- по изучению и фиксированию накопленных ремесленных знаний прошлого и настоящего времени современными информационными технологиями,
- по освоению ремесленных навыков,
- по включению в культуру современного общества предметов, образов и мотивов народного искусства.

Цели актуализации традиционных народных ремёсел: сохранение традиционной народной культуры, повышение степени важности прикладного творчества и популяризация ручного труда.

Традиционные народные ремёсла сегодня не востребованы с той функцией, которая существовала века и тысячелетия. А это значит, что предметы ремесленного производства не соответствуют современному окружению человека. Нужно ли, чтобы традиционные народные ремёсла были востребованы в современном обществе, нужно ли делать востребованными предметы ремесленного производства? Традиционные народные ремёсла – это неотъемлемая часть культуры народов России, а «народную культуру необходимо рассматривать как постоянно присутствующее и фундаментальное – исходное и основное – условие воспроизводства обществом самого себя» , а значит как основу для существования народов и государства. Если народная культура не будет иметь современных, доступных и понятных форм существования в обществе, то она не сможет выступать в качестве его основы.

В данной статье делается попытка показать на практических примерах, как можно сделать востребованными традиционные народные ремёсла, как их актуализировать в современном окружении человека. Данная статья объединяет личный опыт автора и опыт коллег – мастеров народных ремёсел.

В последние годы немало говорится о необходимости обращения к народному искусству, к его бесценному духовному наследию. Это бесспорно так. Проблемы возрождения народных художественных промыслов так же широко обсуждаются в искусствоведческой среде. А как обстоят дела с традиционными народными ремёслами? С теми занятиями жителей сельской местности, которые бытовали повсеместно по всей России? Ни количественно по числу жителей, ни территориально народные художественные промыслыне могли сравниться с традиционными народными ремёслами, домашние ремёсла были как воздух – везде. Что сегодня осталось от них? Угасающая память о мастеровых предках, музейные коллекции предметов народного искусства и редкие мастера в регионах, некоторые из которых делают традиционные утилитарные предметы – это всё что осталось от ремёсел.

Сегодня в центрах традиционной народной культуры, школах народных ремёсел, студиях ведётся работа по сохранению, возрождению и развитию традиционных народных ремёсел. Что непосредственно понимать под словами «сохранение, возрождение, развитие традиционных народных ремёсел»? Сохранение ремёсел - это поиск мастеров, предметов, инструментов, технологий производства, сбор, фиксация и представление информации о них. Возрождение традиционных народных ремёсел - этоосвоение технологий изготовления и реконструкция предметов крестьянского быта. Развитие - качественное и количественное освоение ремесла, освоение различных ремёсел на определённой территории. Так ли это?

Возрождение ремёсел в том виде, в каком они существовали на момент 20-30 годов XX века, подходит только для зон консервации народной культуры, и вот почему. Возрождение ремёсел напрямую связано с жизненной необходимостью ремесла в каждой конкретной ситуации. Если нет необходимости в ремесле, то нет смысла его возрождать, поскольку любое ремесло в любой точке своего жизненного цикла жёстко привязано к жизнедеятельности человека. Ремесло существует для жизни человека, иначе это реконструкция, игра в "старое".

Возрождение традиционных народных ремёсел возможно только при условии полного и точноговоссоздания внешней (природной) и внутренней (общественной) среды обитания человека. Если такие условия выполнимы на определённой территории, то возрождение традиционных народных ремёсел возможно. Такой территорией потенциально могут быть места экологических поселений в удалении от городов, но такие поселения людей редки в наши дни и серьезных предпосылок для их появления нет. В нашей стране большинство населения проживает в городах и посёлках городского типа, где ремёсла не могут существовать в точно каком же виде, как они бытовали на селе, поэтому возрождение на подавляющей территории России невозможно. Что же делать?Нужно изменить отношение к традиционным народным ремёслам и к народной культуре вообще - относиться не как к отдельному забытому явлению, а как к явлению, которое должно быть непосредственно связано с современной жизнью человека.

Понятия «сохранение» и «возрождение» традиционных народных ремёсел - это понятия осохранении ремёсел сегодня на том уровне исторического времени, после которого началось их разрушение. Объединив два понятия вместе, «сохранение» и «возрождение» традиционных народных ремёсел, мы получили очень ёмкую связку отдельных процессов: поиск мастеров, предметов, инструментов, технологии производства, сбор и фиксация их, реконструкция, обучение технологиям, организация свободного доступа к коллекциям музеев. Всё это составляет процесс передачи традиций с целью детального, точного и полного сохранения традиционных народных ремёсел.

Сохранение традиционных народных ремёсел не обеспечит их востребованности. Развитие традиционных народных ремёсел в понятии качественного и количественного освоения ремесла на определённой территории тем более не позволит сделать ремёсла востребованными, поскольку ремёсла неактуальны в современном окружении человека.

Понятие актуализации традиционных народных ремёсел приводилось в начале данной статьи. Посмотрим, какое определение дают словари понятиям «актуальный» и «актуализация». Актуальный - важный для настоящего времени; злободневный, насущный , соответствующий современному состоянию . Актуализация (лат. actualis - деятельный, действенный) - действие, направленное на приспособление чего-либо к условиям данной ситуации . Очевидно, что проблему невостребованности традиционных народных ремёсел может решить актуализация, которая позволит изменить традиционные народные ремёсла в соответствии с требованиями современности. Отметим, что необходимо актуализировать не только ремесло как таковое, но и процесс сохранения ремёсла. Причины актуализации традиционных народных ремёсел и средства актуализации не будут рассмотрены в данном докладе. В настоящее время готовится отдельный доклад по этому вопросу, но здесь необходимо кратко описать метод актуализации процесса сохранения традиционных народных ремёсел, без которого невозможно дальнейшее повествование.

Метод актуализации процесса сохранения ремесла заключается в следующем: восстановить причинно-следственную связь процесса создания крестьянского ремесленного предмета: назначение – материал – форма – технология - эстетика. Начинать изучение ремесленной традиции следует с назначения (функции) предмета - сохранить, защитить, ускорить, облегчить, развить навык и пр. Затем изучить различные материалы: дерево, глина, кора, корни, рог, кость и пр. Изучение формы предмета проводить с учётом функции предмета и свойств материала. Изучать технологию производства необходимо с пониманием формы предмета и свойств материала. Эстетические свойства предмета рассматривать относительно формы предмета и декорирования. Изучать каждый этап создания объекта последовательно на основании причинно-следственной связи.

Мы можем утверждать, что актуализация – естественный путь развития ремесла, так как она существовала всегда, поскольку среда обитания человека изменялась постоянно в длительном историческом контексте. Человек приспосабливался к новым условиям жизни – будь-то изменение климата, переселение народов, изменение общественного строя и многие другие изменения. Очевидно, что актуализация ремёсел была естественным процессом в жизни людей. С другой стороны, когда появляются новые технологии для облегчения труда человека, то ремесло актуализируется посредством этих технологий, например, с появлением токарных станков по дереву изменялись ремёсла деревообработки. Такая актуализация является процессом развития ремесла.

Так было на территории России до начала советского периода индустриализации. После этого времени традиционные народные ремёсла стали терять свою роль в жизнеобеспечении человека: предметы домашнего ремесла стали заменяться предметами промышленного производства. Миграция населения из деревни в город, преследование частной собственности, коллективное хозяйствование на земле так же не способствовали поддержанию ремесленного производства. Функция ремёсел стала переходить к промышленности, плану и массовому производству.

В середине 70-х годов ХХ века ремёсла вызывают интерес у искусствоведов на фоне поддержки народных художественных промыслов правительством СССР. Функция ремёсел в этот момент рассматривается не со стороны жизнеобеспечения человека, а со стороны эстетического восприятия предметов и объектов ремёсел, со стороны народного искусства. Восхищение искусствоведов от вновь открытого народного искусства– это большое признание мастерства и художественного вкуса деревенского мастера. Но с тех пор и до наших дней исконная функция традиционных народных ремёсел так и не восстановилась, а лишь ещё более изменилась – стала сувенирной.

Изложим основные правила актуализации традиционных народных ремёсел с точки зрения мастера с приведением пояснений и примеров.

Для рассмотрения принципов актуализации ремёсел обратимся к ремесленным предметам. Ремесленный предмет характеризуется физическими свойствами и эстетическим содержанием. Физические свойства предмета - это те характеристики предмета, которые решают задачи жизнеобеспечение человека.Физическими свойствами ремесленного предмета являются: утилитарное назначение или функция, форма, размер, материал, технология. Эстетическое содержание ремесленного предмета – это художественный образ предмета, определяемый формой (не с точки зрения назначения, а с точки зрения совершенства пропорций) и декорированием (графичность, колорит, элементы, символика, композиция и другие характеристики украшения).

Обозначим актуализацию ремёсел с точки зрения характеристик ремесленного предмета – это процесс изменения физических свойств и эстетического содержания ремесленных предметов в соответствии с изменениямив окружении современного человека. Но это не только прямой процесс преобразования ремесленных предметов прошлого в формат современности, но и обратный процесс изменения окружения современного человека под формат ремесленных предметов.

Преобразование ремесленных предметов прошлого в формат современности

Миграция населения из сельской среды обитания в городскую среду определяет требования к ремесленным предметам. Изменилось жилище человека с деревенских просторных домов на тесные квартиры в многоэтажных кирпичных домах – значит, изменился весь быт человека. Изменились требования к кухонной утвари – ёмкости для хранения продуктов не должны быть такого размера как были в деревенском доме, а должны соответствовать размеру шкафов и полок кухни. От туеска, бытовавшего в Архангельской области, сейчас никто не требует того, чтобы в нём носить молоко или квас, а только то, чтобы он стоял на полке и сохранял сыпучие продукты, поэтому можно изменить принцип закрывания туеска крышкой – закрывать сверху, а не изнутри. Соразмерно изменению внутреннего пространства дома должны быть изменены игрушки в сторону уменьшения размера.

Изменения в жизни связаны не только с изменением размеров жилища, но и с изменением применяемых материалов в строительстве домов, отделки помещений, изготовлении мебели, предметов быта, одежды и всего другого, что нас окружает дома, в том числе с изменениями в образе жизни. Напольное покрытие современной квартиры чаще всего гладкое – линолеум, кафель, ламинат, и традиционные тканые дорожки будут скользить под ногами, что неудобно. Такие тканые половики можно стелить на диван, стулья и кресла. Пример такого использования можно увидеть в Башкирии в туристическом комплексе «Тенгри» – из тканых дорожек сшиты чехлы на офисные стулья, которые красивы и удобны в использовании .

Поясним данный подход к актуализации традиционных народных ремёсел следующими примерами:

Пример 1. Изготовление мебели на основе буфета, горки, сундука – сохранение назначения, формы, материала, но изменение размера под современную квартиру и изменение технологии: автоматизация производства с применением современных станков, использование клееной древесины, современный крепёж и современная технология сборки мебели.

Пример 2. Традиционная посуда из традиционных материалов, дерева, глины, бересты, изменяется под размеры жилища (квартиры) человека – высота шкафов и полок меньше, так же численность семьи меньше. Посуда уменьшается в размерах, оставаясь неизменной в назначении, форме, материале и технологии.

Пример 3. Окружение детей – игры, игрушки и прочие предметы детского быта могут в большей степени воспринять традиционную культуру. Немалая доля современных заботливых и думающих родителей хочет окружить ребёнка экологически чистыми и безопасными игрушками. В данном случае традиционные игрушки могут придти в мир современного ребёнка с минимальными изменениями размера и технологии. Деревянный коник на колёсах можно выполнить меньшего размера с учётом пространства детской комнаты. Не нужно покрывать дерево краской, а покрывать экологически безопасным лаком на водной основе или оставлять материал без дополнительного покрытия. Использовать подвесную люльку для детей в возрасте до 6 месяцев. Люлька изготавливается из бересты по типу традиционной полотухи (полотуха – плоская ёмкость для перебора каких-либо сыпучих продуктов). В данном случае остаются неизменными форма, материал и технология, изменяются лишь размер и назначение. Берестяные солоники в форме птиц можно использовать в качестве игрушек – изменяется только назначение. Если из такого солоника сделать уточку-каталку, то немного изменится технология при добавлении колёс.

Пример 4. Орнаментирование традиционных предметов быта росписью, которые ранее или не украшались, или украшались другой росписью. Можно оставлять неизменными все свойства декора, но изменять технологию росписи - использовать современные краски, лаки, кисти и другие приспособления.

Пример 5. Изготовление вязаной одежды с традиционным орнаментом – свитера, платья, жилеты и прочие тёплые вещи. Неизменными остаются такие свойства, как графичность, колорит, элементы, символика, но композиция и соразмерность орнамента меняются в зависимости от формы и размера одежды.

Примеров можно приводить множество, но принцип должен быть один – целесообразное соединение ремесленных традиций и современности для целей жизнеобеспечения человека.

Изменение окружения современного человека под формат ремесленных предметов

За последние 100 лет технологический прогресс настолько изменил окружение человека, что ручной мельнице и прялке в доме просто нет места и смысла – мука, хлеб, нитки и одежда продаются в магазине и доступны всем слоям населения. Можно ли говорить о каком-либо воздействии традиционных ремесленных предметов на окружение человека? Несомненно, да!Дело здесь в физических свойствах и эстетическом содержании ремесленных предметов. С одной стороны, назначение и технологии изготовления предметов устарели настолько, что им нет места в домашнем быту. С другой стороны, эти качества являются уникальными в наши дни и используются дизайнерами в качестве новых и привлекательных идей для дизайна кафе, ресторанов, магазинов, развлекательных центров, различных мероприятий. Эстетическое содержание используется ещё шире, поскольку украшать можно не только интерьеры общественных мест, но и всё, что окружает человека каждый день: экстерьеры, одежду, упаковку продуктов, посуду, мебель. Декорируются традиционным орнаментом поверхности из различных материалов, как натуральных, так и искусственных: дерево, керамика, пластик, стекло, различные ткани, полиэтилен, бетон и другие. Многие из предметов и объектов декорирования являются современными и выполняют новые функции в жизнеобеспечении людей, по сравнению с доиндустриализационным периодом. Супруга автора данного повествования, например, любит покупать молоко в упаковке, на которой изображён фрагмент павловопосадского платка с цветами. Часто люди выбирают полиэтиленовый пакет из множества на прилавке с рисунком стилизованным под «гжель» или другую роспись. Яркий пример декорирования современных предметов и поверхностей орнаментами на основе традиционных росписей – проект Ru.branding фонда «Открытая коллекция».

Придумывают и украшают современные предметы мастера по традиционным росписям и дизайнеры. Работа мастеров ручная и предполагает копирование элементов росписи отдельно или в композиции на новые нетрадиционные предметы, такие, как посуда, сумки и прочие утилитарные предметы. Дизайнеры выполняют стилизацию элементов росписи и размещают созданные элементы на различных поверхностях предметов по законам современного дизайна: остановках транспорта, информационных табличках, посуде, бетонном заборе, одежде, автомашинах, самолётах.

Данный подход к актуализации традиционных народных ремёсел поясним примерами:

Пример 1. Орнаментирование современных предметов быта, изготовленных из традиционных и нетрадиционных ремесленных материалов. Необходимо изменять или оставлять неизменными свойства декора в соответствие с формой и пропорциями предмета, и изменять технологию росписи - использовать современные краски, лаки, кисти и другие приспособления.

Пример 2. Изготовление галантерейных аксессуаров, таких как дамские сумки, косметички, портмоне, кошельки и пр. с применением традиционных техник ткачества, вязания, валяния, лоскутного шитья и пр. Орнаментирование элементами традиционной вышивки, традиционными образами и символами в нетрадиционных техниках (аппликация и прочее).

Пример 3. Использование техники инкрустации в изготовлении современных предметов из традиционных ремесленных материалов. Инкрустация традиционных орнаментов на традиционном материале.

Необходимо отдельно сказать о таком явлении, как изготовление традиционных ремесленных предметов из нетрадиционных материалов . Плетёные корзины из пластиковых лент (разрезанные использованные пластиковые бутылки)и вязанные круглые коврики из полиэтиленовых пакетов. На первый взгляд человека неравнодушного к народному искусству такие вещи вызывают оторопь и отвращение – как можно заменять бересту на пластик использованных бутылок? С точки зрения художественного восприятия предмета это так. А вот с точки зрения деревенского мастера, изготовившего такую корзину, несколько иначе – в лес идти далеко, снимать бересту тяжело, с ногами плоховато, а у соседей много использованных пластиковых бутылок, которые никто не утилизирует, а в огород закапывать никто не хочет, можно корзин для всех соседей наплести, которые износу знать не будут. Защитник окружающей среды встанет на сторону мастера – отличное решение по утилизации бытовых отходов. На Западе уже продолжительное время существует плетение корзин и других предметов из нетрадиционных современных материалов. Хорошо это или плохо – оценивать каждому лично, но актуализация ремесла здесь налицо – замена традиционного материала на нетрадиционный для обеспечения жизнедеятельности человека в век пластиковой упаковки.

Выделим ещё одно направление актуализации – изменение физических свойств предметов с изменением утилитарной функции на сувенирную . Существует такое мнение, что производство сувениров мастером – это вырождение ремесла. По нашему мнению, производство сувениров – это потребность нашего времени, нашего современного окружения и условий жизни, и задача мастера – наиболее корректно перенести свой ремесленный опыт и знания в новый вид изделий.

Можно определить два вида ремесленных сувениров: аутентичные предметы и новые предметы.

Предмет, аутентичный вышедшему из употребления предмету быта десятилетия назад, теряет утилитарную функцию и становится хранителем информации как о самом предмете, так и, возможно, о событии, человеке, месте, что может иметь своё ценное значение в исторической перспективе. Историческая наука основывается на источниках. Среди таких источников, как летописи, эпос, обряды, отдельно стоят ремесленные предметы, поскольку письменные и устные источники неизбежно изменяются во времени, а созданный столетия назад предмет остаётся неизменным. Это означает, что ремесленный предмет - самый достоверный источник информации. Поэтому изготовление вышедших из употребления предметов в качестве сувенира и подарка очень важно.

Новые ремесленные сувениры изготовляются для создания образа какого-либо ремесленного предмета и для создания образа памятного места, события, человека с помощью ремесленных технологий и традиционных материалов. Задача мастера состоит в том, чтобы минимальными средствами добиться максимальной выразительности и узнаваемости задуманного образа. Вопрос о производстве сувениров мастером-ремесленником очень важный как со стороны развития индустрии туризма в российских регионах, так и со стороны повышения благосостояния мастеров и повышения художественного уровня сувениров.

Приведённые выше соображения можно сформулировать в правила актуализации традиционных народных ремёсел:

Правило №1. Изменение физических свойств традиционного предметапод формат современности, при использованиитрадиционных материалов и изменении назначения в рамках утилитарности.

Правило №2. Применение эстетического содержания одних традиционных предметов для изготовления других традиционных предметов.

Правило №3. Применение эстетического содержания традиционных предметов для изготовления нетрадиционных предметов (ремесленных и промышленных).

Правило №4. Изменение физических свойств традиционного предмета под формат современности, при использовании нетрадиционных материалов.

Правило №5. Изменение физических свойств традиционного предмета под формат современности, при изменении утилитарного назначения.

Актуализация традиционных народных ремёсел – это не новое течение в работе современных мастеров, а это естественный процесс развития ремёсел во все времена. Современный мастер вносит изменения в ремесленные традиции предков, тем самым продлевает им жизнь и, возможно, сам создаёт традиции.

Обобщение индивидуального опыта может открыть путь не только к восстановлению функции ремёсел, но и к востребованности народной культуры в целом в современном обществе. Надеемся, что настоящий доклад может послужить толчком к осмыслению и обобщению опыта современных мастеров для решения проблемы востребованности ремёсел.


Список литературы:

Баркова Э.В. Приоритеты политики в сфере народной культуры. Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Народное искусство России. Традиция и современность». Сборник. Вологда, 2008. Стр. 21.