Ландшафтные проекты. Планы и эскизы. Виды цветочного оформления. Пространственный ландшафтный дизайн

Что такое композиция? Это создание единого целого из множества отдельных элементов. Именно композиция является тем базисом, на котором строится ландшафтный дизайн. И это целое должно быть привлекательным и гармоничным. О том, как грамотно создать ландшафтную композицию, мы поговорим ниже.

Оказывается для создания идеальной композиции ландшафтного дизайна нужно не так уж много. Стоит обратить внимание всего на 4 аспекта в процессе ее создания. Что же это за аспекты и как ими оперировать?

Вертикальная, горизонтальная, или изогнутая?

Да, вы правильно поняли, одним из основных нюансов в создании грамотного и гармоничного ландшафтного дизайна является линия, вернее, линии. Они могут быть прямыми и кривыми, вертикальными и горизонтальными и так далее.

Основные задачи линий в композиции ландшафтного дизайна

  • Подчеркивать нужные акценты.
  • Задавать маршрут передвижения по участку.
  • Выделять ключевые объекты участка.

Давайте рассмотрим на примере, если прямая тропинка сразу же направляет наш взгляд к ключевым объектам сада, то петляющая дорожка способна удивить, заинтриговать.

Правильно подобранные линии в ландшафте способы нацелить наш взляд на те участки, которые являются самыми значимыми. Поэтому, при создании пути, или маршрута в своем саду, или на даче, уделите внимание фокусным точкам. Если же тропинка направляет нас в никуда, то наш взгляд рассеивается, акценты теряются, и возникает сомнения по поводу того, нужно ли идти по этому пути.

Как создать красивую композицию с помощью прямых линий?

Сделайте так, чтобы дорожка вела к лавочке, интересному растению, скульптуре, или другому яркому объекту вашего сада. Примеры вы можете видеть на фото ниже:


Кривые линии позволяют создать эффект непредсказуемости

С помощью извилистых дорожек вы сможете сделать некий сюрприз и достичь эффекта неожиданности. Причем, сами по себе плетистые тропинки не представляют интереса. Гораздо более интересным является тот объект, к которому они ведут. Сделайте так, чтобы на каждом повороте установите небольшой фокусный элемент, который заинтригует и «позовет» идти дальше.

При этом дорожка не должна проглядываться до конца пути, лучше, если она будет прятаться за зеленой маскировкой, которую можно создать из растений.

Кроме дорожек линии создают высаженные растения, архитектурные формы и другие объекты ландафтного дизайна. Линии вызывают чувство упорядоченности, привлекают внимание к фокусным элемента и позволяют созерцать дизайн сада как нечто целостное.



Создаем нужные формы, чтобы получить правильную ландшафтную композицию

Формы ландшафтного дизайна образуются с помощью элементов малой архитектуры (фонтанчики, беседки, светильники, лавочки), цветы, деревья и кустарники.

Формы могут быть геометрически правильными: это может быть прямоугольник, треугольник, квадрат, круг. Плетистые контуры и расплывчатые грани позволяют создавать неправильные, свободные формы.

Формы в саду определяют его стиль. Строгая геометрия является базисом для создания регулярных садов, а свободные формы используются в пейзажных, естественных композициях.

Значение круга в композции вашего сада

Ландшафтная композиция, или ее элементы в форме круга позволяют обратить внимание на центральные акценты сада. Очень оригинально смотрятся эллиптические, сегментарные и овальные решения в создании композии.




Идеальные квадратные формы ландшафтной композиии

Квадратные формы встречаются на наших загородных участках довольно часто. Это и кирпичные, или деревянные конструкции, отделочные материалы (плитка). Квадрат, в свою очередь, может состоять из нескольких сегментов, которым можно придать более оригинальную и более сложную форму.






Композиция с «острыми углами»

Можество колючих углов образуют многоугольные формы. Как правило, они не очень приятно смотрятся самостоятельно, но позволяют создавать отличные комбинации с другими формами.



Композиция сада со свободными формами

Свободные формы в ландшафтном дизайне воспринимаются очень спокойно, они отлично работают в дорожках, цветниках, ручейках. Плетистость линий добавляют некой интриги в садовую композицию, постепенно раскрывая перед зрителем новые элементы.


Формы растений в ландшафтной композиции

Форма деревьев и кустарников представляет наибольший интерес, поскольку может меняться при групповых посадках. Форма, которая отличается от других форм в группе, создает основной акцент. Однако нужно не переборщить с использованием таких акцентных форм, в противном случае, получится хаос.

С помощью горизонтальных форм можно увеличить участок в ширину, а с помощью вертикальных – в высоту.

Формы деревьев и кустарников позволяют изменять пространство композиции ландшафтного дизайна, добавляя округлостей и углублений. К примеру, деревья с выгнутыми ветвями образует вогнутое пространство, где можно высадить куполообразные растения.

Существует огромное разнообразие форм деревьев.

Здесь они круглые:

А здесь – столбчатые, или колоннообразные:

Пирамидальные:

Кроме эстетической привлекательности деревья разной формы несут важные практические функции. Так, например, овальные и круглые деревья эффективно используются для создания тенистого участка. Для экранирования формируйте колоневидные и пирамидальные кроны.

Существует также такое понятие, как почвопокровная форма в композиции ландшафтного дизайна. Это ковровые, игловидные, комковатые, растянутые и стелющиеся формы.

Насколько важен цвет в создании гармоничной композиции ландшафта?

С помощью разнообразных цветовых решений (в малых архитектурных формах и растениях) можно удивительным образом разнообразить пейзаж. Однако, цвет является очень неустойчивым, хотя и наиболее примечательным фактором. Цветовые схемы создаются на основании цветового круга.

Создание монохромной композиции

В монохромной ландшафтной композиции используется только один цвет, кроме зеленого, который преобладает в листве и траве. Примером идеальной монохромной композиции может служить комбинация зелени в саду с белыми цветами.

Создание ландшафтной композиции в соответствии с аналоговой цветовой схемой

Аналоговую цветовую схему еще называют гармоничной, в ее состав входят 3-5 цветовых оттенков, которые расположены рядом в цветовом круге. Например, пастель, розовый и красный. Это связанные цвета, которые при смешивании формируют один вторичный и два третичных оттенков, гармонирующих между собой.


Создание ландшафтной композиции в соответствии с комплементарной цветовой схемой

В данной схеме используются контрастные цвета, которые в цветовом круге расположены друг напротив дружки.

Вы можете создавать следующие цветовые схемы:

  • Желтый и фиолетовый.
  • Зеленый и красный.
  • Оранжевый и синий.

Цвет позволяет создавать нужные акценты. Но особенность цветовой схемы ландшафтного дизайна в том, что она непостоянна и меняется на протяжении года. В летнее время ваш сад будет более ярким и насыщенным, зимний сад тяготеет к серой однотонной гамме.



Особенности текстуры в создании ландшафтной композии

Существует 3 основных разновидности текстуры: тонкая, средняя и грубая. Наличие разных структур в композиции ландшафтного дизайна позволяют создать разнообразный, контрастный и интересный дизайн. Текстуру имеют как растения, так и малые архитектурные формы. Причем, одно растение может обладать разными структурами. Например, у дерева отличаются структура коры, структура листьев, цветов, плодов.

С помощью крупно-текстурированных растений в саду можно привлекать и удерживать внимание на элементах сада. Грубая текстура зрительно уменьшает расстояние между элементами ландшафтного дизайна, тем самым уменьшая пространство.

Грубой текстурой обладают крупные листья, листья с рванными краями, толстые стволы деревьев, ветви, сучья, колючки и пр.

Тонкая текстура, наоборот, используется для увеличения пространства, она придает саду некой легкости и открытости. Такая деликатная структура характерна нежным травинкам, мелким цветкам, тонким стеблям.

Текстуру некоторых растений сложно отнести к грубой, или тонкой, это листья средней величины, обладающие простыми формами. Растения со средней текстурой часто выполняют роль фона для крупно-текстурных элементов.

Практически все владельцы приусадебных участков увлекаются созданием ландшафтного дизайна. Прилагая немного усилий, они преображают свои дома, облагораживают их и создают почти сказочную атмосферу.

При этом не столь важно являетесь ли вы обладателем шикарного особняка или скромного загородного домика. Ведь создать шедевр можно создать на любом участке, даже если он не отличается большой площадью.

К тому не стоит забывать о том, что в настоящее время чаще встречаются газоны, цветники и различные цветовые композиции, а не стандартные сады и огороды. Постепенно они отходят на второй план, и увидеть их можно не так уж часто.

Всего несколько лет назад ландшафтные дизайнеры использовали цветочные клумбы и декоративные кустарники в качестве украшения для садовой территории. При этом хвойные композиции практически не использовались.

Однако, с каждым годом их популярность все больше возрастает, поэтому ландшафтный дизайн с хвойными композициями можно лицезреть практически на каждом участке.

Правила высадки хвойных деревьев

Из-за высокой стоимости услуг профессиональных дизайнеров ландшафта многим владельцам домов приходится самостоятельно заниматься обустройством приусадебной территории. Изучив достаточно материала по правильному оформлению дизайна участка, можно быть уверенным в успехе.

Но при этом стоит учитывать и тот нюанс, что вам предстоит работа с хвойными породами.

Существуют некоторые правила посадки растений, относящихся к хвойной породе, которые нарушать не рекомендуется, если вы хотите в результате получить действительно красиво обустроенный сад. Рассмотрим эти правила более подробно.

Расстояние от точки, с которой будет вестись обзор древесно-кустарниковой породы, до композиции должно составлять 2 ее высоты. Таким образом, ваша композиция будет смотреться более целостно.

Если вы собираетесь использовать для дизайна хвойные растения, то разумнее будет отдать предпочтение газону. Он станет прекрасным фоном, дополняющим композицию.

В том случае, если на вашем участке имеется водоем, вам следует высаживать хвойные кустарники неподалеку. В сочетании с плакучими лиственными растениями они будут смотреться довольно оригинально, красиво и изящно.

По мнению специалистов, композиции из хвойных растений следует располагать с ориентировкой на восток, запад. Такая композиция будет смотреться более естественно и гармонично.

Не стоит высаживать такие цветы как розы в непосредственной близости к хвойным растениям. И хотя дизайнеры подтверждают, что подобная комбинация выглядит весьма впечатляющее, стоит помнить о том, что любые хвойные породы окисляют почву. А розы, как известно, плохо приживаются на окисленных почвах.

Как видите, эти простые правила соблюсти довольно просто. Поэтому не стоит пренебрегать ими.

Не забывайте, что только высаженные по всем правилам растения и деревья смогут радовать вас на протяжении многих лет и украшать собой ваш сад.

Цветовые комбинации из хвойных растений

Вы наивно полагали, что все растения и деревья, которые относятся к хвойной породе, выглядят одинаково? Вы ошибались. На самом деле существует множество растений, которые относятся к данной породе, и отличаются по цвету.

Именно поэтому зачастую используются различные композиции, в которых присутствуют более двух экземпляров растений, отличающихся цветом.

Комбинирование различных цветов дает потрясающий эффект, который не может оставить никого равнодушным.

Однако, не спешите использовать первые попавшиеся разноцветные растения. Ведь вам необходимо добиться создания своеобразной гаммы, а сделать это можно только в том случае, если вы будете придерживаться нескольких советов дизайнеров:

  • в том случае, если вы собираетесь включить в композицию 3 компонента, не следует использовать более двух цветов;
  • если в состав композиции входят 5 элементов, необходимо увеличить количество цветов до трех;
  • более громоздкие композиции, которые состоят из 25 и более компонентов, следует разбивать на небольшие группы (примерно, по 3 экземпляра). Каждая группа должна соответствовать единому цветовому признаку.

Собранная таким образом композиция будет смотреться как единый ансамбль. Каждый из выбранных цветов будет способствовать созданию целостной и гармоничной картины.

Фото хвойных композиций

Дисциплины: «Ландшафтное проектирование» (СД.07), «Комплексное формирование объектов и систем ландшафта» (ДС.04.06) (только для специализации «Ландшафтное проектирование»):

1.Понятие и особенности ландшафтной композиции. Виды композиции. Ритмические и метрические закономерности, симметрия и асимметрия. Составить эскиз симметричной и асимметричной композиции.

Слово композиция с греч. Переводится как гармоничное соотношение частей. В ЛД композиция должна быть не просто красивой, но и решать сугубо практические задачи.

Создать ландшафтную композицию – значит создать для человека не только красивую, но и удобную среду обитания.

Особенности ландшафтной композиции:

- непрерывное изменение сада под воздействием различных природных факторов и человеческой деятельности. От сезона к сезону меняется внешний вид растений, заиливаются водоёмы, осыпаются склоны, увеличиваются овраги и тд.

Необходимость гармонично объединять природные и искусственные объекты, которые, в свою очередь, можно разделить на 2 группы: неизменяемые и поддающиеся изменению. Природные условия, климат – климат, водный режим местности, тип ландшафта, освещённость – изменить нельзя, поэтому они берутся за основу композиции. Из искусственных объектов неизменяемыми можно считать крупные здания, планировку населённого пункта, общие требования к застройке (отсутствие глухих оград вдоль улицы), стиль и расположение домов на соседних участках.

Виды композиций.

Плоскостная композиция – видна целиком с одной неподвижной точки или с направленной на эту точку оси движения. Так, центральная клумба парадного двора просматривается из окон здания, от главного входа. Такую композицию можно обойти вокруг и осмотреть с разных сторон, но для понимания ее рисунка и цветовых соотношений это не даст ничего нового.

Фронтальная композиция - та же плоскостная, только расположенная в вертикальной плоскости. Примеры таких композиций ~ цветочное оформление фасадов зданий и скульптур, многоярусные миксбордеры вдоль стен оград. Время осмотра плоскостных и фронтальных композиций зависит в основном от их сложности и разнообразия.

Объемная композиция рассчитана на круговой обход, то есть с разных точек она смотрится по-разному. Примером объемной композиции является миксбордер или альпинарий на фоне газона, группа кустарников в центре сада. Несколько декоративных деревьев, отличающиеся по высоте, окраске и форме кроны, высажены на поляне так, что при осмотре из разных уголков сада вид группы меняется. Садовая скульптура также может быть рассчитана как на фронтальное восприятие (скульптурный портрет, бюст), так и на объемное (многофигурные группы, абстрактные композиции).

Пространственная композиция

предполагает обязательное движение вглубь нее. В такой композиции разнообразные зрительные впечатления последовательно сменяют друг друга: чередуются контрасты по степени замкнутости пространства, освещенности, цвету. Отдельные детали сада можно решить как плоскостные или объемные, но сад в целом все же будет пространственной композицией. Ее замысел и самые выигрышные виды должны открываться при движении по заранее проложенным маршрутам. При этом эмоционально насыщенные фрагменты должны чередоваться с нейтральными.

Плоскостная и фронтальная композиции возможны в пределах вида или висты. Пространственная предполагает смену видовых точек и различные углы обзора.

Один из важных приемов построения пейзажа - метрическое и ритмическое чередование элементов. Метрическое состоит в повторении одинаковых элементов (однотипных дорожек, деревьев одного вида или размера, фрагментов цветника) через одинаковые интервалы между ними. Ритмическое предполагает повторение элементов через неодинаковые интервалы, причем размер интервалов меняется по какому-либо заранее продуманному принципу. Ритмически чередуют вдоль дорожек деревья, кустарники, скамьи, скульптуры. Ритм может быть не только горизонтальный, но и вертикальный - в многоярусных насаждениях, в композиции миксбордеров, в вертикальном озеленении. Чтобы обогатить и разнообразить ритмический рисунок, вводите в него новые элементы повтора, изменяйте направление движения. Выделяя повторяющиеся элементы (например, в рисунке регулярного цветника), помните, что слишком дробное членение или слишком многочисленные повторы утомительны для глаз.

Симметрия и ассиметрия:

Еще один прием организации ландшафта - выбор главной пространственной оси. При планировке участка определите для себя такую ось - своеобразный «зрительный коридор», который свяжет самые выразительные места вашего сада. В большом саду это может быть центральная аллея, в малом -прогулочная дорожка, вид с веранды или из окна гостиной. Существуют два принципиально различных типа композиций: симметричные и асимметричные относительно зрительной оси.

При симметрии равные по размеру объекты располагаются на одинаковом расстоянии относительно пространственной оси или какой-либо центральной точки. В ландшафтной композиции мы чаще всего сталкиваемся с симметрией элементов сада относительно оси: цветочные рабатки симметрично расположены вдоль дорожки, деревья и скамейки - вдоль аллеи, палисадники - вдоль улицы поселка. Красота симметричных композиций - в равенстве частей, статичности и законченности. Они уместны там, где требуется особая представительность, торжественность (например, на парадном дворе дома). Симметричные композиции помогут добиться ощущения солидности, надежности.

Парадный сад с большим прямоугольным зданием-доминантой создается, как правило, на основе симметричной композиции (примеры таких решений - небольшие садики и скверы при официальных зданиях).

При проектировании садов часто встречается некоторое отклонение от симметрии - дисимметрия. Она обычно вызвана практической необходимостью (например, неодинаковым использованием площадок по сторонам центральной дорожки) или неодинаковыми условиями (разлиразличная освещенность и влажность южной и северной сторон участка).

Для малых садов, примыкающих к зданиям сложного плана, используйте асимметрию - это позволит наиболее органично связать дом с садом.

Асимметрия предполагает размещение отличающихся по размеру элементов на разном расстоянии относительно главной оси. Красота таких композиций - в зрительном равновесии и соподчиненности частей. Например, в японском саду группы камней зрительно уравновешивают засыпанную гравием плоскость земли. План и фасад асимметричных композиций строятся на основе неравностороннего треугольника. Асимметричный план сада подчеркивает особенности ландшафта и сооружений, обеспечивает наилучший обзор малых форм, позволяет создать интересный прогулочный маршрут.

Создать красивую композицию в ландшафтном дизайне – задача не такая уж простая, как может показаться на первый взгляд. Композиция – это не просто составление целого из частей. Это создание такого целого, на котором хочется останавливать свой взгляд снова и снова. Это то, что вызывает у нас различные положительные эмоции. Именно ландшафтная композиция является основой хорошего дизайна, и ее составляют всего четыре основные элемента.

Линии в ландшафтной композиции могут быть горизонтальными, вертикальными, диагональными или изогнутыми. Линии используются в ландшафтном дизайне , чтобы подчеркнуть объект, задать траекторию движения или привлечь внимание к фокусной точке, коей может быть, например, огонь, вода или малая архитектурная форма . Дорожки или участок сада с прямым маршрутом до фокусной точки, естественно, будут направлять человека в акцентную область сада. В отличие от этого, извилистая дорожка создаст чувство удивления.

С помощью линии можно перенаправить взгляд человека на области, представляющие наибольший интерес, при этом совершенно неважно, какой будет эта линия. Поэтому когда вы задаете маршрут на вашем участке, внимательно продумайте, куда будет вести основная или вспомогательная дорожка. Наиболее часто встречающаяся ошибка – это дорожка в никуда. А ведь это направляет наш взгляд. И если мы не видим ничего в конце нашего пути, то подсознательно нас начинают одолевать сомнения, нужно ли вообще туда идти. И это, отнюдь, вызывает не интерес, а, скорей, опасения. А если в конце дорожки мы видим малую архитектурную форму , красивую скульптуру, лавочку или дерево с интересной формой, наш взгляд успокаивается, и мы плавно переходим в состояние созерцания. А это уже совсем другое чувство.

Если же вы решили создать на своем участке извилистые дорожки, то здесь действует принцип неожиданности. Извилистая дорожка вызывает интерес, но не сама по себе. В данном случае каждый крутой поворот должен обязательно содержать акцентный элемент, призывающий идти дальше. И здесь будет лучше, если форма дорожки не будет видна целиком, как на ладони, нужно сделать так, чтобы каждый участок или каждый ее завиток, был скрыт, например, за ширмой из растений. Тогда это вызовет чувство интереса: а что же там, за поворотом?

Еще один момент, на котором хотелось бы остановиться – не экономьте на мощении дорожек в саду , ведь оно будет служить вам долгие годы. Сейчас наступили времена, не терпящие переделок. Во-первых, это очень дорого, а, во-вторых, это трата вашего драгоценного времени. Как часто мы видим участки, на которых дорожки попросту соединяют входы построек между собой. Где же здесь ландшафтная композиция ? Ее нет, поэтому вы не можете чувствовать себя комфортно на таком участке. Расширьте немного горизонты, откройте лужайку перед домом, разбейте на ней красивый цветник или посадите небольшую декоративную группу из деревьев и кустарников. Поверьте, на такой пейзаж вы будете смотреть гораздо чаще, чем на иссеченный дорожками газон . В этом случае ваши глаза будут бесконечно блуждать по созданным линиям в поиске пристанища.

Линии, независимо от того, реальные они или воображаемые (образованные, например, посаженными растениями), создают общую композицию в саду. Именно линии создают ощущение порядка и позволяют сосредоточить свое внимание на всем дизайне сада как едином целом, а не на отдельных деталях, которые его составляют.

Форма в композиции ландшафтного дизайна

Формы ландшафтной композиции создается контурами, замкнутыми в пространстве, и образуют трехмерные объекты. Формой обладают малые архитектурные элементы и растения, и именно они организуют ландшафт, а зачастую и определяют весь ландшафтный стиль сада. Формальные геометрические формы знакомы нам как круги, квадраты и многоугольники. Свободные формы отличаются извилистыми линиями и размытыми краями.

Растения создают в саду форму с помощью своих очертаний и силуэтов, их форма может меняться при их группировке. Тогда как постройки и малые архитектурные элементы – это формы постоянные.

Круги в композиции

Круги имеют прочную конструкцию. Взгляд человека всегда обращен к его центру, который наиболее часто используют как место для акцента. Для разнообразия в дизайне используют и производные круга – эллипс, сегмент, овал или полукруг.

Квадраты в композиции

Квадраты – это общепринятая «строительная» форма. Мы часто видим ее в мощении дорожек, а также в каменных, кирпичных или деревянных конструкциях и их отделке (плитка). В отличие от круга, квадрат – форма более фундаментальная и тяжелая для восприятия. Форма квадрата также может дробиться на сегменты, с помощью которых можно достигать другой, уникальной и более сложной, формы.

Многоугольники в композиции

К многоугольникам (особенно, к треугольникам) нужно относиться особо осторожно. Острые углы воспринимаются «колючими», что создает определенный дискомфорт для человека. Чем проще многоугольник, тем легче он воспринимается нашим зрением.

Извилистые формы

Извилистые формы
в ландшафтном дизайне

Свободные, извилистые формы часто имитируют естественное течение рек или ручьев. Такие формы хорошо работают при создании дорожек, проектировании цветников , проектировании водоемов и сухого ручья. Извилистые линии могут добавить таинственности в композицию сада, открывая зрителю все новые и новые виды.

Размытые или зубчатые края имитируют сколы натурального камня, фактурных листьев, вызывая ощущение грубости и шершавости. Подобные формы можно увидеть в альпинариях или вдоль сухого ручья, а также эти формы могут быть отражены в малых архитектурных формах.

Фрагментированные формы

Фрагментированные формы напоминают осколки камня или кирпича и часто используются в пошаговом мощении.

Форма растений

Форма растений является наиболее интересной. Она может изменяться за счет увеличения количества растений при их группировке. Форма, контрастирующая с другими формами в общем составе, будет являться акцентом. Акцентные формы нужно использовать с осторожностью, их должно быть одна-две, но если их количество слишком большое, они способны привести к хаосу. Вертикальные формы добавляют пространству высоты, а горизонтальные – ширины. Форма растений способна изменять пространство ландшафтной композиции, внося в него всевозможные выпуклости и вогнутости. Например, форма дерева с выгнутыми ветвями создает вогнутое пространство под ними, которое можно заполнить растением с куполообразной кроной.

Деревья обладают большим разнообразием форм, они могут быть: круглыми и столбчатыми, овальными и пирамидальными, в виде вазы и плакучими. Различные формы деревьев используются не только для визуальной привлекательности, также они несут и функциональную нагрузку. Например, для создания тени в саду больше подойдут круглые и овальные формы деревьев, в то время как экранирование требует пирамидальной или колоновидной формы.

Формы кустарников

Формы кустарников могут быть вертикальными, похожими на вазу, сводистыми, кургановидными, округлыми, остроконечными, каскадными и неправильными. Выбирая кустарниковые формы, нужно учитывать, будут ли они посажены в группе или одиночно.

Почвокровные формы

К почвопокровным формам относятся: ковровые, распростертые, стелющиеся, игловидные и комковатые. Почти все почвопокровные формы лучше смотрятся в массе.

Форма – это очень мощный инструмент для распознавания и определения объекта композиции, основываясь на его контуре или силуэте. Человеческое зрение способно воспроизводить объект даже если мы видим только часть знакомой нам формы. Повторение одной и той же формы необходимо при создании структуры ландшафтного дизайна. Формы также определяют стиль сада. Геометрические формы являются основой регулярных садов, а свободные формы предпочтительней использовать в пейзажных садах, имитирующих природу.

Цвет в ландшафтной композиции

Цвета растений и малых архитектурных форм вносят интерес и разнообразие в пейзаж. Цвет является наиболее заметным и, к сожалению, непостоянным элементом ландшафтного дизайна. Для создания цветовых схем используется цветовой круг, который включает в себя три основных цвета (красный, синий и желтый), три вторичных цвета (зеленый, оранжевый и фиолетовый) и шесть третичных цветов (смесь вторичных и первичных цветов).

Окрас листьев и цветков растений создают настроение в саду. В ландшафтном дизайне дачного участка цвет используется для визуального эффекта. Цвета должны гармонировать с общим видом сада и сопровождать его изменение от сезона к сезону. Основными цветовыми схемами являются монохромная, аналоговая и комплиментарная.

Монохромная цветовая схема

В монохромной цветовой схеме используется один цвет. В ландшафтном дизайне это означает только один цвет, отличный от зеленого цвета листвы и травы. В саду, где преобладает зеленый цвет, все-таки форма и текстура оказывают большее влияние на эмоциональное состояние. Но один цвет может иметь множество светлых и темных вариаций, которое добавляет разнообразия в общий вид. Примером может служить белый сад с белыми цветами, белой пестрой листвой и белыми элементами декора.

Гармоничная цветовая схема

Аналоговая или гармоничная цветовая схема композиции состоит из любых трех-пяти цветов, которые находятся рядом в цветовом круге, например, красный, красно-оранжевый, оранжевый, желто-оранжевый и желтый, или синий, сине-фиолетовый и фиолетовый. Цвета связаны друг с другом, поскольку они, как правило, включают два основных цвета и, смешиваясь, образуют вторичный и два третичных цвета, обладая общими свойствами.

Комплементарная цветовая схема

Комплементарная цветовая схема предполагает использование противоположно стоящих цветов в цветовом круге. Эти цвета, как правило, имеют высокий контраст. Наиболее распространенными сочетаниями являются: фиолетовый и желтый, красный и зеленый, синий и оранжевый. Такие сочетания часто встречаются в природе среди цветов.

В растениях цвет имеют все их составляющие – листья, кора, плоды и цветы. Листва, как правило, служит отличным фоном для цветущих растений. Конечно, зеленая листва во всех ее разнообразиях оттенков – это все-таки доминирующий цвет по количеству, но при этом яркость других цветов на фоне зеленого воспринимается с большим вниманием, поскольку здесь работает контраст.

Конечно, цвет также встречается в зданиях, камне, брусчатке, дереве и мебели. Большинство цветов натуральных материалов, таких как камень и дерево, имеют приглушенный тон и, как правило, несколько вариаций (например, коричневый, рыжий и бежевый). Яркие цвета в малых архитектурных формах обычно встречаются среди искусственных материалов (расписная мебель, окрашенные керамические контейнеры, скульптуры или стеклянные украшения).

Цвет обладает свойствами, способными влиять на эмоции, восприятие пространства, интенсивность освещения, гармоничность и внимание. Цвета определяются их «температурой», они могут быть холодными и теплыми. Холодные цвета действуют успокаивающе, они используются в зонах пассивного отдыха. Теплые же цвета, напротив, вызывают бурю эмоций, их лучше использовать в ландшафтных композициях в местах активного отдыха. «Температура» цвета также может влиять на восприятие расстояния. Холодные цвета как-бы отступают назад и воспринимаются дальше, делая пространство больше и глубже. Теплые цвета воспринимаются как находящиеся ближе и делают пространство меньше.

Цвет также может служить и акцентом. Например, желтый, который имеет наибольшую интенсивность, сильно контрастирует с другими цветами и должен быть использован с большой осторожностью. Небольшое количество насыщенного цвета будет производить такой же эффект, как и большое количество более приглушенного цвета.

Цветовые схемы в саду могут меняться в зависимость от сезона. Летние цвета, как правило, более разнообразны и ярки, а зимние цвета склонны к однотонной и более темной гамме. Цвет также зависит от времени суток и времени года. Летнее солнце делает цвета более насыщенными, а зимний – более приглушенными. Подбирая цветовое решение композиции ландшафтного дизайна , следует учитывать и время суток, в которое сад будет использоваться, и уделить особое внимание текстуре и форме.

Текстура – это признак поверхности, который может быть разделен на три категории: грубая, средняя и тонкая. Текстура в ландшафтной композиции используется для обеспечения разнообразия, интереса и контраста. Любой элемент растения имеет текстуру, будь то листва, цветы, кора, ствол или ветви. Размер и форма определяют фактуру растения.

Грубая текстура доминирует над тонкой, а также над цветом и формой. Тонкая же текстура находится в полном подчинении у других качеств. Крупно-текстурированные растения привлекают внимание и удерживают его благодаря игре света и тени. Тонкая текстура увеличивает пространство и дает ощущение открытости, легкости. Грубая текстура минимизирует расстояние: растения кажутся ближе, а пространство становится меньше.

Грубую текстуру имеют крупные листья, листья с зубчатыми краями, толстые сучья и ветви, шипы и колючки, кора в глубокими изломами. Тонкую текстуру определяют небольшие листья, высокие тонкие стебли, тонкая трава, густые и мелкие ветки, лозы, мелкие нежные цветы. Но большинство растений не может быть отнесено ни к обладателям грубой текстуры, ни к обладателям тонкой текстуры. Они характеризуются средними листьями с простыми формами и ровными краями, среднего размера ветвями (не густо расположенными), их форма обычно округлая или курганообразная. Такие средне-текстурированные растения обычно выступают в качестве фона для растений с грубой и тонкой текстурой.

Текстура растений и малых архитектурных форм влияет на восприятие расстояния и масштаба. Чтобы сделать пространство больше, нужно разместить растения с тонкой текстурой на заднем плане, перед ними расположить средне-текстурированные растения, а на передний план вынести растения с грубой текстурой. Тогда разряженность тонкой текстуры отступит назад, и пространство будет казаться большим. Чтобы сделать пространство меньше, растения с грубой текстурой должны будут занять место на внешнем периметре, а растения с тонкой текстурой нужно будет вынести на передний план. Визуально это сделает пространство композиции в ландшафтном дизайне меньше. Смелые цвета увеличивают контрастность и делают текстуру более грубой, в то время как приглушенные цвета могут сгладить текстуру ландшафтной композиции.

Страница 1 из 2

От эстетического совершенства окру­жающей среды зависит гармоничное развитие личности. Художественное начало одухотворяет труд, украшает быт, облагораживает человека. Немалую роль в этом играют сады и другие озелененные пространства - неотъемле­мые ландшафтные элементы.

Воспринимая природный пейзаж, че­ловек ищет в нем особенности, гармони­рующие с его деятельно­стью, индивидуальной жизнью, настрое­ниями, переживаниями. Следовательно, для удовлетворения этих человеческих духовных потребностей каждое произведение ландшафтного искусства должно быть в первую очередь обращено к человеку и рассчита­но на положительное воздей­ствие. Поэтому в основе формирования архитектурно-ландшафтного ансамбля находятся закономерности пре­красного, взятые у природы, с учетом эстетических и психологических потребностей челове­ка.

Особенности зрительного восприятия

Эмоционально-эстетическая реакция людей в определенной ситуации отражает в первую очередь соответствие или несоответствие воспри­нимаемого объекта их актуальным потребностям.

Восприя­тие зависит:

  1. от принадлежности человека к опреде­ленной возрастной и социальной группе;
  2. от его ценностной ориентации, образа жизни, традиций, нравов и обычаев в данной ;
  3. от настроения;
  4. от вида занятий человека, его преобладающих форм отдыха.

Виды восприятия:

  1. целенаправленное, предна­меренное, с динамическими формами движения или показа элементов приро­ды, архитектуры, искусства (экскурсии, движение к определенным объектам, осмотр объектов и т.д.);
  2. непреднамеренное (непроизвольное), при котором нет заранее поставленной цели.

Наиболее специфическими для ланд­шафтного проектирования факторами зрительного восприятия являются:

  • условия ориентации в природ­ном ландшафте;
  • динамика естественной освещенности и подвиж­ность колорита.

Роль времени наблюдения в ландшафтном дизайне

Решающее влияние на степень детальности рассмотрения объ­екта, а следовательно, глубину познания его содержания оказывает время осмот­ра . В процессе восприятия сознание человека стремится распознать содержание пейзажа путем детального осмотра наиболее важных его компонентов.

По мере уменьшения времени зритель­ного восприятия сокращается площадь осмотра пейзажа за счет исключения компонентов второстепенной важности, поэтому чем меньше возможное время осмотра, тем выразительнее и ярче должна быть композиционно подчеркну­та разница между главным и второсте­пенным. Расположение главных эле­ментов должно быть ритмичным, ком­пактным и легко усваиваться созна­нием зрителя на фоне общей кар­тины.

Однообразный пейзаж, лишенный художественного замысла, выразитель­ности, вызывает у зрителя психологиче­ское утомление, потерю к нему интереса, что является результатом бесплодных поисков его содержания и психологиче­ской неудовлетворенности.

Избыточное количество информации также не спо­собствует благоприятному воздействию парковой композиции на зрителя, по­скольку часть ее оказывается не воспринятой и не осознанной. В резуль­тате снижаются оценки декоративно­художественных качеств пейзажа, он плохо запоминается. Из психологии известно, что количество объектов, одномоментно удерживаемых в кратковременной памяти человека, не превышает 7 (±2), поэтому наиболее оптимальны ландшафтные композиции с 5-6 акцентами (узлами) .

Пределы зрительного восприятия влияют на общее восприятие простран­ства, особенно в зонах, огражденных плотной «стеной» высокоствольной зелени:

  • пространства, размеры которых не превышают 25 м, создают впечатление интимности;
  • пространства, размеры которых пре­вышают 140 м, с давних времен воспринимались как очень большие (гипертрофиро­ванные).

Роль освещения и времени наблюдения в ландшафтном дизайне - landscape 400

Роль освещения в ландшафтном дизайне

Характер освещения непосред­ственно влияет на настроение человека, выбор им места для отдыха (вспомним, как притягивает нас залитая солнцем поляна при выходе из темной чащи и т.п.). Скользящие лучи солнца на рассвете, яркое солнце днем, закаты, вечерние сумерки, лунное освещение, пасмурные дни и туманы кардинально изменяют выражение ландшафта и условия его зрительного восприятия.

Светотень выявляет форму, пластику, фактуру предметов, во многом определя­ет цветовое восприятие окружения и является одним из важных факторов архитектурно-ландшафтной компози­ции.

Из всего многообразия условий есте­ственного освещения можно выделить наиболее типичные, специфически влия­ющие на восприятие ­ландшафтной композиции, а именно:

  1. дневное солнечное освещение;
  2. рассе­янное, диффузное - в пасмурный день, туман, дождь.

В ясную погоду территория и находящиеся на ней предметы освещены солнечным направ­ленным светом, а также рассеянным, исходящим от небосвода и облаков, который смягчает контуры, подсвечивает затененные поверхности и создает тончайшие переходы на границах света и тени. Изменение угла падения солнечных лучей значительно видоизме­няет объемно-пространственную харак­теристику пейзажа и его элементов:

  1. при низком стоянии солнца над горизонтом больше освещены вертикальные по­верхности, выразительно выявляется фактура горизонтальных (цвет дерева кажется светлее, а масса меньше; падающие тени на землю значительно удлинены);
  2. при падении солнечных лучей на поверхность под углом 45° создаются наиболее благоприятные условия для выявления общего объема растения и пластики его форм (этому способствуют как собственные, так и падающие тени от всех элементов объекта, находящихся в освещенной зоне);
  3. при падении лучей под углом 60° большая часть листвы деревьев с обычной (раскидистой) формой крон (дуба черешчатого, вяза, сосны обыкновенной и других деревьев) находится в тени; наиболее выразитель­на при этом освещении фактура деревьев с пирамидальной и колонновидной формами крон (например, вечнозеле­ный кипарис, тополь пирамидальный, ель и др.).

Художественная выразительность ландшафтной композиции - landscape 1 400

Факторы, влияющие на художественную выразительность пей­зажа:

  • ориентация всей композиции и ее элементов по странам света;
  • размещение зеленых насаждений и архитектурных сооружений по отношению к солнцу;
  • направление осмотра.

Во время солнечного заката превали­руют желтые и красные цвета, заметно окрашивающие наземные предметы. В местах визуальной видимости точки перехода солнца за горизонт могут быть созданы видовые площадки, обеспечива­ющие осмотр панорамы солнечного заката. Наиболее подходят для этого возвышенные территории, бельведеры, террасы, плоские крыши парковых сооружений. Отсюда живописная карти­на будет восприниматься в окружении и через ажур зеленых насаждений, которые расположены на передних планах и видны темным силуэтом.

Рельеф, климатические условия также влияют на условия освещения. В се­верных широтах предпочтительнее раз­мещать сады на склонах южной ориентации с благоприятным микрокли­матом. В этом случае все предметы освещены солнцем, имеются большие возможности использования светотене­вых приемов. В садах южных широт предпочтительны склоны северной ори­ентации. При одинаковом составе насаж­дений на ровной местности затененность территории больше, чем на южных склонах. На северных склонах падающие тени удлиняются, а площадь затененной территории увеличивается.

Фронтальное солнечное освещение делает крону более плоской, но создает контрастные границы теней от ее выступающих частей. Наиболее осве­щенные места здесь больше соответству­ют их природному цвету и значительно отличаются от затененных поверхностей, где колорит меняется, а светотеневые переходы смягчаются. Деревья, имею­щие темные глянцевитые листья, заметно отражают голубизну неба. Растения с теплым оттенком листвы в тени выглядят свежими, ярко-зелеными, чему способствует смешение желтого и голу­бого цветов.

Выразительность растений, восприни­маемых против света, зависит от формы и сквозистости крон. Наиболее эффектно это освещение, когда ажурные части сочетаются с плотными массами листвы, отличающимися хорошим силуэтом. При плотных, компактных кронах высве­ченные листья располагаются только по контуру и не всегда могут создать должный эффект. У деревьев с раскиди­стой кроной и тонкой листвой большая часть кроны может эффективно светить­ся в «контровом» освещении.

В условиях диффузного освещения хорошо различается цвет предметов, особенно блестящих, глянцеватых фак­тур, которые оживляют пейзаж и увели­чивают контраст форм. Смоченные дождем, росой или туманом, они приобретают повышенную отражатель­ную способность. В тумане предметы теряют объемность и воспринимаются в пространстве плоскими кулисами, происходит выбеливание цвета с резким снижением видимости. Это явление усугубляется при просвечивании тумана солнечными лучами. В этих условиях темные деревья, здания, сооружения, стоящие на переднем плане, хорошо выделяются на общем фоне.

Характер освещения во многом опре­деляет и восприятие цвета . При формировании ландшафтных компози­ций использование цвета в основном сводится к сопоставлению теплых и холодных, светлых и темных, ярких и сдержанных тональностей сообразно их положению в пространстве и сочета­нию между собой. Соче­тание цветов играет важную роль в объемно-пространственных компози­циях.

Факторы цветовой гармонии:

  1. особенности климата и свя­занного с этим естественного освещения;
  2. цвет местного ассортимента раститель­ности, его изменения по временам года;
  3. колорит местных строительных материалов и окружающей природной среды.

Например, в районах с продолжи­тельной зимой, особенно в северных зонах страны, яркое колористическое решение архитектурных объектов может оказывать мощное эстетическое воздей­ствие в условиях тусклого освещения, преобладания серо-белых и приглу­шенных зеленых тонов в окружающем пейзаже и при отсутствии красочной листвы у деревьев.

Цвет может оказать значительное влияние на восприятие пространства, светлые цвета способны зрительно увеличивать, а темные - уменьшать пространство, теплые - приближать и холодные - удалять предметы от на­блюдателя.

Цвет в ландшафтном дизайне - landscape Color 400

Цветовые приемы в ландшафтном дизайне

В ландшафтном проектировании ис­пользуется целый ряд приемов:

  1. цветовой контраст между главным объектом рассмотрения и фоном. Он может достигаться силой цвета, а также сочетанием холодных и теплых тонов, сопоставлением жестких и мягких цветовых оттенков;
  2. количественный цветовой контраст, когда на преобладающем фоне одного цвета выделяется малое цветное пятно другого;
  3. решение отдельных зон парка в ло­кальном, присущем только им колорите;
  4. ритмическое построение цветовых композиций и пространств;
  5. создание иллюзии, зрительно усилива­ющих или ослабляющих отдельные элементы парковой композиции или ансамбля, исправляющих с помощью цветового нюанса пропорции, форму предметов и глубину пространств.

Светоцветовые формы природы в тече­ние суток, сезона находятся в посто­янной динамике, а формы и цвет архитектурных сооружений неизменны, поэтому необходимо учесть все осо­бенности колористических изменений ландшафта. Так, одним из приемов колористического решения ан­самбля может быть размещение светлых по тону зданий и светлой по колеру раститель­ности на высоких отметках рельефа, а темных по тону, небольших по объему и низких сооружений и растительности темных оттенков - на пониженных уча­стках, подчеркнув пластические осо­бенности рельефа, усилив выразитель­ность силуэта.

Архитектурно-пространственная структура сада является важной со­ставляющей частью художественного замысла, т. е. находится во взаимосвя­занной композиционной системе его центров, основных и второстепенных доминант, локальных акцентов и ней­трального фона. Степень сложности этой структуры зависит:

  1. от назначения и функционального террито­рии;
  2. от рельефа и других особенностей ландшафта;
  3. от размеров участка и других факторов.

Геометричность и живописность ком­позиционных приемов предопределя­ются прежде всего топографией местно­сти, общей ландшафтной характеристи­кой. Геометричные по форме архитек­турно-ландшафтные ансамбли обладают ясностью, быстро постигаемой структу­рой, однако в случае частых и долговре­менных посещений их одними и теми же людьми начинают производить впечатле­ние монотонности.