Как сделать абажур своими руками в домашних условиях. Обновляем тканевый абажур декупажем. Абажур на каркасе

Сейчас входит в моду украшать дом изделиями, сделанными самостоятельно. Уникальные вещи, предметы интерьера, выполненные в винтажном стиле или оформленные с помощью фотографий, лоскутков из бабушкиного сундука помогут сделать комнату необычной. Статья посвящена декорированию старого пластикового абажура настольной лампы в технике « ».
Часто перед тем, как что-то украшать, требуется отреставрировать поверхность. Расскажем о том, как укрепить и выровнять пластиковый абажур для последующей декоративной отделки.

Реставрация абажура под декупаж

Однажды я уже делала реставрацию и декупаж абажура, тогда изделие попалось мне со значительно меньшими изъянами, чем теперь. Кроме того, темный цвет выбранного мотива скрадывал все неровности света. А ведь абажур – это предмет, пропускающий свет, по определению.
Недавно мне в руки попала настольная лампа. Абажур ее имел четкие рисунки, растительные орнаменты. Рисунок хозяевам успел надоесть, а плюс ко всему имел дефекты: линии от шариковой ручки, нарисованные ребенком. При ближайшем рассмотрении стало заметно, что местами пластик лопнул.

Для декупажа этого абажура я решила взять светлые мотивы. Выбор пал на нежные тюльпаны на фоне деревянного орнамента, зелень и нежность цветков покорили меня.


В цвет серых оттенков салфетки присмотрела тесьму из хлопка (кружево) для обработки низа абажура.
О реставрации этого предмета интерьера хотелось бы рассказать подробнее.

Снятие старого покрытия

Ножка лампы белая, чтобы на нее не попала краска, закроем ее газетами.


Перед тем, как приступать к какому-либо вообще декорированию, следовало понять, что это за объект и из чего он изготовлен. Я увидела, что сам по себе абажур пластиковый, почти прозрачный, а сверху он обтянут тканью, которая вырезана по выкройке и плотно приклеена к поверхности.
Попытка осветлить ткань с помощью перекиси водорода ни к чему не привела, только пыль и грязь остались на вате.



Выяснилось, что рисунки пропечатаны на ткани, сам пластик рисунка не имеет.
Так же, путем прикладывания салфеток и кусочков старых обоев, я поняла, что цветы просвечивают в любом случае.



Стало ясно, что ткань нужно убирать. Будь она просто белой или кремовой, можно было попытаться делать декупаж прямо поверх нее.
Итак, избавляемся от старой ткани. Я нашла место шва и аккуратно стала отделять ткань от поверхности, на которую она приклеена. От времени клей потерял свои склеивающие свойства, и ткань отделялась легко, но не везде.


Делать это нужно очень осторожно: в нескольких местах, где были трещины, абажур успел лопнуть.


Я была готова уже завершить работу и отнести штуковину туда, где ей и место, то есть на помойку, но интерес к творчеству пересилил. Итак, трещины надо было реставрировать.

Реставрация, работа с трещинами

Как и в предыдущий раз, я начала реставрацию с изнанки (приклеивание небольших заплаток) и с лицевой стороны (приклеивание белых салфеток).



В прошлый раз я пользовалась вместо грунтовки белой краской: абажур был покрыт ровной бумагой одного цвета. Я начала выкрашивать пластик и сейчас.


И вот что я получила при включении лампы:


Все неровности, трещины, заплатки были отлично видны на свету. Стало понятно, что салфетка их не скроет. Надо было что-то делать. Несколько дней раздумий привели меня к тому, что краску нужно смывать (хорошо, что она не была водостойкой).
Под струей теплой воды, очень осторожно я оттерла губкой всю краску, не исключая и трещины. Заплатки все тоже смылись. И работа началась сначала.


Некоторое время я выбирала шпатлевку (грунтовку). Выбор остановила на акрилатной влагостойкой «шпаклевке» фирмы «Коллекция»: производитель обещает, что она идеально подходит под декоративные покрытия, а что такое салфеточный мотив, как не декоративное покрытие?


Я продолжила опыты по реставрации, причем все они производились при включенной лампе, чтобы оценить степень прозрачности. Трещины с изнанки и лицевой стороны (если не вогнуты) были заделаны несколькими слоями скотча (нарезала небольшими квадратами и приклеивала, стараясь избежать пузырей).


Вторым шагом стал первый слой грунтовки на лампу. Заделала сначала крупные трещины, потом стала наносить состав на всю поверхность.


И вот беда: ровно она ложилась лишь кое-где, в некоторых местах становилась гуще, в некоторых – пропускала свет. Я не отчаивалась, нанесла пасту и оставила высыхать на пару часов. По прошествии этого времени я попробовала шлифовать поверхность наждачной бумагой № 60 и обнаружила, что все неровности очень легко сгладить.


После высыхания первого слоя я (при включенной лампе!) начала наносить грунтовку гуще и смелее, широкими мазками, стараясь следить за тем, чтобы свет пропускался однородно. После того, как поверхность высохнет, ее можно будет отшлифовать, и она готова будет к дальнейшей работе.
После того как основная часть подсохла, можно добавить пасты на те места, где видны точки, трещинки или другие дефекты. Это удобно делать с помощью картона, используя его, как шпатель. Снова оставить высыхать, а можно и подсушить феном.


Вот как выглядит абажур после нанесения «шпаклевки» и шлифовки поверхности:


Теперь ясно, что салфеточный мотив будет хорошо виден и при включенной, и при выключенной лампе.

Окраска

После грунтования я просто крашу абажур серой краской. Тут есть еще один маленький секрет: я колерую (добавляю цвет) краску обычной акварелью. Водой ее, конечно, не развожу, но добавляю кусочек акварели в краску и долго перемешиваю, пока цвет не становится однородным.



Цвет надо попробовать в уголке: не темный ли? Если темный, добавим белой краски и снова перемешаем.


Теперь очень просто: крашу широкой кистью, выравнивая слой краски, если кое-где будет текстура в виде небольших царапинок, то это не страшно и даже интересно. Желательно все же красить в одном выбранном направлении (или сверху вниз, или по кругу).


Вот и все, теперь абажур готов к декорированию любым способом! Можно выполнить декупаж, а можно воспользоваться тесемками, или раскрасить акриловыми красками, нанеся выбранный узор.

Нежные лилии: декупаж абажура

Хозяйкам, которые любят и умеют делать прелестные вещички и предметы интерьера своими руками, будет интересно узнать о таком способе декорирования, как декупаж. Это оформление какой-либо поверхности с помощью цветных мотивов с трехслойных салфеток. Действительно, на сервировочных салфетках порой встречаются яркие, красивые рисунки, которые так и хочется перенести, например, на абажур. Такая настольная лампа будет хорошо смотреться и в спальне, и в гостиной, а мотивы для декупажа можно выбрать в соответствии с общим интерьером помещения.
В предыдущей части статьи мы уже подробно рассмотрели этапы подготовки поверхности к декорированию. Давайте подведем итоги.
Краска не подходит в качестве грунтовки, а реставрация белыми салфетками не подходит, так как просвечивает сквозь пластик. Трещины с изнанки мы заделали прозрачным скотчем, а потом нанесли на поверхность шпатлевку (грунтовку), которую затем долго шлифовали наждачной бумагой № 60.


Следующим шагом будет тщательная обработка этой пастой мелких трещин и неровностей.
После шлифовки нанесем два слоя краски, и наш абажур после высыхания будет готов к декорированию.

Подготовка салфеток и декупаж

После того, как поверхность высохла и готова к оформлению, требуется выбрать и подготовить салфетки. Качество изображения очень влияет на конечный вид оформляемой вещи.
Рекомендации по выбору салфеток:
трехслойные салфетки лучше, чем двухслойные;
выбирайте мотивы с учетом того, что их нужно будет вырезать, то есть без мелких деталей;
чем ярче цвета, тем лучше, не приобретайте сильно светлых и чересчур темных салфеток.
Перед тем, как начать украшать лампу, отделите от салфетки красочный слой, прогладьте складки с изнанки утюгом. После этого вырежьте мотивы.

Внимание! Можно сначала вырезать мотивы, потом разделить слои и только потом прогладить. Выберите удобный для себя вариант.

В качестве клея разведите обойный клей чуть жиже, чем для оклейки стен.
Продумайте композицию: приложите салфетки к абажуру, представьте готовое изделие. Если решение найдено и идея появилась, можно приступать к декупажу.
Нанесите клей широкой кистью на то место, где будет мотив. Затем приложите мотив красочной стороной вверх, стараясь, чтобы он приклеился посередине, а затем разгладьте края. Если все сделано правильно, салфетка станет сама ложиться ровно, нужно будет только слегка ей помочь. Такая бумага очень тонкая, и обращаться с ней нужно деликатно. Можно сказать, что права на ошибку тут нет.



Постепенно заклейте мотивами всю поверхность или ее часть, в соответствии с вашей идеей. В зависимости от мотива, рисунок нужно совмещать полностью или частично. Некоторым узорам совпадение не требуется.

Финальные штрихи

Оформите (подклейте) верх лампы.


Посмотрите на получившийся рисунок: быть может, он требует дорисовки какого-то элемента. В данном случае я простым карандашом отметила цветы, которые попали на светлый фон.
Лаком будет служить слой прозрачного обойного клея. Высыхает он за пару часов.
Для обработки низа лампы я взяла тесьму серого цвета, подходящую по стилю. Фиксирую ее на несколько капель клея из клеевого пистолета.



1. Абажур.
2. Грунтовка или шпатлевка с указанием: «под декоративное покрытие».
3. Наждачная бумага.
4. Кисти.
5. Акварельные краски.
6. Водостойкая краска белого цвета.
7. Салфетки с подходящими мотивами.
8. Тесьма.
9. Ножницы.
10. Клеевой пистолет.
11. Скотч.

Настольная лампа своими руками – один из самых доступных способов украсить интерьер и придать ему индивидуальность. Как только не изгаляются над ними дизайнеры профи и любители! Причина проста: по отношению функциональности и возможностей творческого самовыражения к потребным затратам материалов, труда и умения настольная лампа твердо держится в топе лидеров среди предметов домашнего обихода. В этой статье и мы посмотрим, чего с ней можно натворить, не особо напрягая ни руки, ни кошелек. Только выдумку.

Какую делать?

Стоечные настольные лампы (поз. 1 на след. рис.) освещают рабочую зону, не требующую оперативного перемещения светового пятна по поверхности стола: туалетный столик, письменный стол. Возможности декоративного оформления в данном случае наибольшие. Технически конструкция настольной лампы на стойке наиболее проста. Возможности оперативной регулировки величины освещенной зоны практически отсутствуют. Регулировка освещенности рабочей зоны возможна при наличии в лампе тиристорного регулятора напряжения, но спектр излучаемого света при этом существенно меняется.

Огромное достоинство стоечных настольных ламп – возможность получения относительно простыми средствами т. наз. косеканс-квадратной диаграммы направленности (ДН) осветителя, см. также в конце. Косеканс-квадратная ДН обеспечивает в пределах определенного угла φпочти равномерную освещенность рабочей зоны (см. рис. справа), что резко снижает утомляемость от напряженного интеллектуального труда.

Лампы на ломающемся шарнирном кронштейне (поз. 2) более подходят для технического творчества. Лампы на кронштейне-пантографе в домашних условиях непрактичны и технологически сложны, а сделать лампу на гибком кронштейне у себя дома обойдется дороже, чем купить готовую.

Дизайн настольной лампы на ломающемся кронштейне ограничен лаконично-утилитарными формами. Конструкция сложнее, чем у лампы на стойке прежде всего ввиду требования обеспечения электробезопасности, см. далее. Возможности оперативной регулировки света в рабочей зоне широкие и по величине освещаемой площади, и по ее освещенности при неизменном спектре.

Консольные настольные лампы (поз. 3) в быту встречаются реже, т.к. для устойчивости требуют тяжелого основания и, чаще всего, противовеса, что усложняет и удорожает конструкцию. Возможностей оперативной регулировки света в рабочей зоне у консольных ламп меньше, чем у ламп на кронштейнах, однако возможно получение косеканс-квадратной ДН.

Настольные светильники без возвышения источника света над опорной поверхностью это уже не настольные лампы, а ночники (поз. 4). Принципиальная разница между теми и другими в том, что рабочей зоны с определенными требованиями к свету в ней у ночника нет. Соответственно, свет от ночника может быть каким угодно, лишь бы здоровью не вредил.

Конструкция

В настольной лампе любого типа можно выделить след. элементы конструкции:

  • Электромеханическую – обеспечивает устойчивость светильника и безопасный подвод электропитания к патрону лампы.
  • Опорную – поддерживает осветитель или рефлектор и, возможно, позволяет менять его положение.
  • Осветитель – электролампочка в абажуре или рефлекторе.

Электромеханика в дизайне настольной лампы роль играет лишь постольку, поскольку ее возможно упрятать в опору осветителя. Дизайнерские изыски приходятся на опору и осветитель. В стоечных лампах, как правило, основную эстетическую нагрузку несет абажур, а стойка его дополняет; в шарнирных – наоборот. Но исключений из этого правила полным-полно.

Электромеханика

Электросхема настольной лампы проста: сетевая вилка, кабель, выключатель, патрон лампочки. Иногда добавляется регулятор напряжения. Подвесной патрон лампы Е27 (под цоколь лампы обычной ширины, поз. 1 на рис.) крепить можно только на резьбовый хвостовик М10 или М12. Патрон под узкий цоколь-миньон Е14 крепится также на резьбу или на ламель в виде стальной полоски; гнездо под нее показано зеленой стрелкой на поз. 2. Для настольной лампы лучше всего подходят люстровые патроны (поз. 3) с накидными резьбовыми фланцами: между ними можно зажать стальную планшайбу с каркасом абажура или хомут для крепления на шарнире. Чертежи люстрового электрического патрона Е27 разных модификаций даны на поз. 4.

Сделать настольную лампу необходимо так, чтобы обеспечить ее электробезопасность. Особенно это касается ламп на шарнирах и консольных. Добиться безопасности настольной лампы достаточно просто:

  1. Кабель нужно брать круглый в двойной изоляции.
  2. Токопроводящие жилы кабеля – гибкие, из многих проволок. Сечение жил от 0,35 кв. мм.
  3. Места проводки кабеля сквозь токопроводящие или способные отсыреть детали конструкции должны быть защищены достаточно прочными гибкими диэлектрическими втулками, манжетами или коленами.
  4. Кабель внутри конструкции лампы не должен быть натянут.

Схема механической части опоры с пригрузом самодельной стоечной настольной лампы показана на рис.:


Кабель изнутри перед вводом (выделено цветом) завязывают узелком или продергивают через отверстия диэлектрической фиксирующей шайбы, чтобы, потянув за него снаружи, кабель нельзя было порвать внутри. Декоративная отделка из полимерной глины (пластики, холодного фарфора) на болване из обрезанной пластиковой бутылки – оптимальный в домашних условиях вариант, но, разумеется лишь один из многих. Хотите, напр., выточить декоративную оболочку стойки из дерева – пожалуйста, лишь бы на механику села как надо. Однако полимерная глина как материал для стойки настольной лампы позволяет реализовать самые оригинальные идеи ее декора и вполне удовлетворяет требованиям безопасности: высохшая полимерная глина – механически прочный не намокающий негорючий диэлектрик.

Оригинальные опоры

Городить достаточно сложную и требующую токарных работ опору стоечной настольной лампы не обязательно, если ее абажур легкий, напр. из ниток (см. далее) или тонкого жесткого пластика, а помещать в опору регулятор света и др. электронику не предполагается. В таком случае достаточно устойчивая опора лампы получается из «пузатой» стеклянной бутылки с широким дном, поз. 1 на рис. Узкую бутылку можно утяжелить, набросав в нее камешков (поз. 2), стальных шариков и т.п. Держатель абажура закрепляется на горлышке штатной резьбовой пробкой или куском твердого пенополистирола ЭППС, притертого по резьбе горла.

Отверстие под кабель в бутылке сверлят трубчатым тонкостенным алмазным сверлом. Но стекло совсем не то, что кафель, поэтому сверлить его нужно таким образом:

  • Бутылку кладут на бок и надежно закрепляют.
  • Вокруг будущего отверстия лепят бортик из пластилина высотой 2-3 см.
  • В получившуюся лунку наливают воды.
  • Сверлят под слоем воды не менее чем на 2500 об/мин с нежнейшей и плавнейшей подачей.

Как из бутылки от виски «Джек Дэниэлс» делается настольная лампа, см. видео ниже:

Видео: настольная лампа из бутылки своими руками

Такая лампа органично впишется в , стимпанк и др. техногенно-утилитарный. Только не делайте ошибку, не пытайтесь сделать ее абажур из цветочного горшка или любой другой посуды. Техногенно-утилитарные стили не бессмысленное нагромождение хлама, их концепции четко продуманы. Элементы интерьера для них должны быть родственны промышленному, а не сельскохозяйственному или пищевому производству. Абажур, напр., нужен из жестяного рефлектора от старого производственного навесного светильника на пантографе, автомобильной фары, маленького прожектора и т.п.

На рис. справа показан еще очень оригинальный вариант опоры «настоящей большой» настольной лампы из… каната! Делается она таким способом:

  1. Канат берут натуральный органический повива 6+1, т.е. 1 прядь по оси и 6 по окружности;
  2. Отрезок каната растягивают руками и прослабляют, проворачивая одновременно в разные стороны против направления повива прядей;
  3. Осевую прядь аккуратно вытаскивают и вставляют вместо нее тонкостенную медную трубку с вдетой в нее рыболовной леской для затяжки кабеля;
  4. Канат с трубкой внутри стягивают, проворачивая руками по направлению повива прядей;
  5. Концы каната прочно закрепляют на трубке обмоткой шнуром;
  6. Затягивают в трубку кабель;
  7. Гнут заготовку и вяжут узлом. Гнуть нужно понемногу, аккуратно, чтобы трубка не надломилась;
  8. Канат еще раз обтягивают, подбирая встопорщившиеся пряди, и пропитывают акриловым лаком.

Примечание: трубку нужно брать для систем кондиционирования, из бескислородной меди. Красномедная газовая или электротехническая трубка в узле наверняка надломится.

Особенности шарнира

Механическая часть настольной лампы на шарнирном кронштейне сложнее. Лампа, показанная слева на рис., не соответствует требованиям электро- и пожарной безопасности: кабель зажат в горючих деталях и при манипуляциях с осветителем может натянуться. Его свисающую вниз петлю можно в полутьме зацепить рукой или острым предметом.

Кабель к патрону лампочки в настольной лампе на шарнирном кронштейне следует проводить по диэлектрическим несгораемым коленам либо между боковинами его звеньев, либо, если звено шарнира цельное, по его верху, в центре и справа на рис. В таком случае кабель на звене шарнира нужно закрепить. Если звенья шарнира трубчатые, кабель прокладывается внутри них. В любом случае над изломами звеньев шарнира делают Ω-образные петли кабеля диаметром от 60 мм, но не менее 12-ти диаметров кабеля. На переходе кабеля от кронштейна к осветителю Ω-петлю делают от 90 мм, но не менее 20 диаметров кабеля.

Баланс настольной лампы на шарнире меняется в широких пределах и обеспечить ее устойчивость пригрузом достаточно сложно. Производители из-за этого иной раз выдумывают такие системы, что проще фонариком светить, чем настроить свет от этакого чуда, см. рис. слева. Поэтому настольные лампы на шарнирах часто снабжают винтовыми зажимами.

В качестве винтового зажима для крепления самодельной настольной лампы к столешнице отлично подходит малая столярная струбцина, см. рис. справа. Лучше зажима для лампы из мебельного магазина: стоит дешевле, держит надежнее. Захват струбцины шире, и лампу можно крепить к столешнице любой мыслимой и немыслимой толщины. Спрашивать нужно именно столярную, т.к. губки слесарных струбцин без мягкого покрытия.

В держатель лампы струбцину превращают при помощи гнезда из стальной трубки диаметром по внутри от 10 мм и длиной 120-150 мм. В трубке прим. на половину длины делают продольный пропил шириной в толщину обоймы струбцины. Крепится гнездо к струбцине сквозными болтами. В гнездо плотно, но не туго, вставляют стальной штырь с проушиной, являющийся неподвижным звеном нижнего шарнира кронштейна лампы. Хорошо тут подходят крюки для подвески люстр с загнутым в кольцо концом; резьба на мешает им плавно поворачиваться в гнезде.

Приспосабливая струбцину под держатель лампы, нужно помнить, что ее обойма сделана из сильно науглероженной стали; так нужно, чтобы губки струбцины не поддавались под противодавлением сжимаемых деталей. Высокоуглеродистая сталь очень тверда и довольно хрупка, поэтому сверлить ее нужно твердосплавным сверлом на 800-900 об/мин при не сильной плавной подаче. Колотить твердыми предметами и пытаться подогнуть обойму струбцины нельзя!

Осветитель

Этот узел настольной лампы должен дать правильный свет в рабочую зону и часто является основным декоративным элементом. Здесь нужно прежде всего заметить, что компактные, легкие и экономичные светодиодные осветители (см. рис.) хорошо светят только в 3D моделях. Реально же их свет медико-санитарным требованиям к местному рабочему освещению пока еще далеко не удовлетворяет.

Рефлекторы

Осветители настольных ламп на шарнире делают рефлекторными, абажур для них слишком громоздок и тяжел. Рефлектор нужно подбирать параболический, он дает достаточно концентрированный и ровный свет. Одинарный конический рефлектор можно сделать самому, но свет от него неравномерный, утомляющий глаза, и много его зря «разбрасывается» в стороны. Рефлекторы хороших шарнирных настольных ламп делают с отражающей поверхностью 4-го порядка кривизны (напр., у не теряющей более 20 лет популярности «Hobby»), но соорудить такой самостоятельно нереально.

Выход, если подходящего рефлектора не находится – использовать криптоновую лампу накаливания с внутренним рефлектором, он у добросовестных производителей тоже 4-го порядка кривизны. В таком случае изготовление осветителя сводится к установке вокруг лампочки обечайки любой формы из любого достаточно прочного и легкого материала, защищающей лампу от случайных ударов.

Рефлектор осветителя настольной лампы на шарнирном кронштейне обязательно должен иметь вверху проем или отверстия для выхода нагретого воздуха. Люминесцентные лампы-экономки и светодиодные греются вроде бы слабо, но от пребывания в нагретой воздушной подушке их ресурс резко снижается, а стоят они не дешево.

Абажур

Осветители стоечных настольных ламп выполняются в виде лампочки под . Его назначение не только быть благодатным полем для декора, но и частично светопроницаемым отражателем, обеспечивающим нужную освещенность рабочей зоны заданной величины. Абажур для настольной лампы может быть изготовлен жестким бескаркасным и мягким на каркасе. Каркас абажура делается чаще всего из проволоки в виде усеченного прямого конуса, слева на рис., с простыми (в центре) и сложными (справа) криволинейными образующими.

Простейший способ обшивки прямого конического абажура – отрезками ленты. Он трудоемок, но хорош тем, что внешняя поверхность получается плавно изогнутой, без надломов. Швы на ободах абажура маскируются рюшами (поз. 1 на след. рис.), тесьмой, бахромой и т.п.

Кроить ткань в виде развертки усеченного конуса для обшивки конического абажура смысла нет, т.к. в результате утяжки материала абажур получится не коническим, а граненым, пирамидальным. Проще будет сшить чехол абажура из клиньев, выкройки которых строятся пошагово совершенно без использования геометрии:

  • На секцию каркаса накладывают лист тонкого картона или плотной жесткой бумаги;
  • Картон/бумагу приматывают к каркасу резинкой или скотчем;
  • Контур выкройки обводят изнутри, это даст недохват ткани, необходимый для плотной обтяжки ею абажура;
  • Ткань берут сатинового, саржевого или штапельного переплетения;
  • Кроят так, чтобы нити основы ткани были ориентированы по продольной оси выкройки.

Готовый абажур часто украшают розетками, бантами и т.п. На такой случай есть интересный дизайнерский прием: основную ткань берут тонкую, хорошо просвечивающую цветастую, а розетки нашивают бледных пастельных тонов или совсем светлые, поз. 2. На свету лампа скромно стоит в интерьере, а стоит включить в темноте – вся расцвечивается.

Как обтягивать абажур

На каркас абажура со сложными криволинейными ребрами (с «талией») шитый чехол можно просто накинуть и стянуть лентами (поз. 3), нитью, резинкой. Но по правилам обтяжка абажура тканью делается так:


А по-другому?

Существуют и другие способы изготовления абажура настольной лампы, позволяющие воплотить в материале разнообразные оригинальные идеи дизайна. Напр., из обычной писчей бумаги клеят оправку-болван (поз. 1 на рис.) и дважды пропитывают ее акриловым лаком. После высыхания лака в болван несколько раз втирают ланолин, пока он не перестанет впитываться. Покрытую ланолином болванку обматывают нитью, протянутой сквозь клей ПВА, как при изготовлении елочных игрушек своими руками. Приспособление для протяжки нити сквозь ПВА показано на рис. справа ниже. Готовый жесткий чехол абажура каплями клея фиксируют на каркасе, который с данном случае может состоять только из нижнего обода, крепежных стяжек и планшайбы под люстровый патрон.

На таком же болване делается жесткий бесшовный абажур из тонкой синтетической ткани. Выкроенным как развертка усеченного конуса (с припуском) отрезом оборачивают болван. Ткань фиксируют по краям скрепками и пропитывают акриловым лаком широкой полосой посередине. Когда лак высохнет, скрепки снимают и пропитывают края снаружи. Бумагу из высохшего абажура выдирают. Отвороты внутри подрезают, в изгибы вкладывают толстую рыболовную леску и фиксируют каплями клея.

Каркас с криволинейными ребрами можно заплести горизонтально полосками ткани (поз. 3) или узкой лентой, газетными трубочками, соломкой и т.п. По светотехнике отлично подходит обыкновенный пропиленовый шпагат, но эстетика у него того… не шибко того… Наконец, мягкий текстильный чехол для абажура можно сшить простым прямым рукавом по диаметру нижнего обода, а поверху присборить, поз. 4.

Совсем оригинально

Следующие 3 варианта абажура настольной лампы относятся к числу внешне экстравагантных, но обеспечивающих очень хорошие светотехнические показатели. Чего, кстати, нельзя сказать о многих самодельных текстильных абажурах. Напр., покупаем (воровать – грешно, как сказал бы капитан Барбоса из «Пиратов Карибского моря») молочный пластиковый плафон для уличного фонаря. Не так уж дорого, идеальное светопропускание со светорассеиванием, и не бьется. А внизу – широкий проем, сквозь который выйдет света достаточно для местного рабочего освещения. Внешнюю поверхность плафона декорируем декупажем на прозрачной основе или расписываем от руки. Что получается в итоге – см. на рис. Но это, разумеется, вариант на любителя, стойкого к психоделическим воздействиям.

Фанерный или дощатый на клею абажур (см. след. рис.) за счет внутренних переотражений имеет хорошее светопропускание и сильно смягчает свет. В настольную лампу с ним можно ставить даже светодиодную лампочку с матовой колбой. Ободья – пяльцы для вышивания разного диаметра. Таким же способом можно сделать настольную лампу, интегрированную с абажуром (справа на рис.) Места на столе она займет много, но смотрится оригинально, «экологически», а свет дает очень мягкий, не утомительный.

Интегрированную с абажуром настольную лампу можно сделать также все из того же замечательного материала – ; в тонком слое она полупрозрачна. Лампа-медуза (см. рис. справа) сделана именно из нее. Процедура изготовления такова:

Зеленая лампа

Пересмотрите старые фото с Лениным, Сталиным, Черчиллем, Рузвельтом, Теодором или Франклином Делано, Махатмой Ганди. Или, если хотите, с Гитлером, Муссолини, генералом Тодзиё, Чан Кайши. И обратите внимание на их настольные лампы. Правда, похожи на ту, что слева на рис? Которая в СССР «широким слоям населения» не продавалась? И которая породила крылатое выражение «зеленая лампа»?

«Зеленые» настольные лампы класса люкс антикварная и современные

«Зеленые лампы» поныне выпускаются и хорошо раскупаются. Правда, судя по ценам (справа на рис.) рядовым гражданам доступнее они не стали. Секрет «зеленой лампы» – в абажуре из окрашенного в массе зеленого стекла, изнутри покрытого полупрозрачным (точнее, на 3/4 прозрачным) слоем. Форма абажура соответствует вполне определенному математическому закону. В пределах широкой, ок. 3-х диаметров абажура, рабочей зоны ДН «зеленой лампы» практически косеканс-квадратная, а затем освещенность ею очень плавно переходит в зеленоватый полумрак. Чуть поднял взор от бумаг – глаза и ум отдыхают.

Бывает, что исправно работающая лампа или любимый, доставшийся еще от бабушки ночник, работает исправно, но существенно потрепался… Выбросить жаль, но и смотреть без слез невозможно – ткань потерлась, выцвела, местами даже порвалась, а краска и лак посыпались… Поверьте, есть минимум 20 способов поправить ситуацию: либо починить старый абажур, либо обыграть его по новому, или, на худой конец, выбросить, создав вместо него нечто мегакреативное!

Пару слов из истории: в переводе с французского, abat-jour переводится как «приглушитель света». Впервые подобные приглушители появились около двухсот лет назад, но их предки – заслонки для факелов и свечей, были придуманы еще в древности. До того памятного дня, когда талантливый дизайнер Луис Тиффани попробовал создать из кусочков битого разноцветного стекла свой первый абажур, они делались исключительно из ткани. Приблизительно в одночасье с Тиффани, другим не менее талантливым дизайнером Антонином Дома был придуман хрустальный абажур.

Сегодня хрусталем, тканью и стеклом дело не обходится – абажуры делают практически из любого известного нынче материала. Вы тоже можете использовать практически все, что попадется вам под руку – главное, это правильная комбинация и чувство меры! Итак, 20 идей для вдохновения…

Абажур из ткани

Ткань вы можете подобрать абсолютно любую – от органзы до джинса. Можно просто перетянуть одной тканью каркас наново, а можно создать целый коллаж из разных по фактуре и цвету лоскутков. Также можно сделать из ткани искусственные цветы и готовыми бутонами обшить старый абажур. Можно красиво использовать детскую одежду, как это сделали авторы вот такого оригинального ночничка – юбочки…

Применяем вязанье

Если у вас есть множество неиспользованных клубочков, или старый ношеный свитер – при создании нового абажура они обязательно понадобятся! Конечно, можно обвязать каркас ночничка заново, но быстрее будет пошить из ненужного свитера красочный теплый «чехол». Воткните в него спицы с начатым вязаньем, или поставьте рядом корзинку с пряжей – и атмосфера в доме от такой уютной мелочи станет теплее!

Озеленяем территорию

Гениальная и, как часто это бывает, очень простая идея. Берем вазончик с самой буйной растительностью и крепим в каркасе торшера или ночника. Смотрится весьма креативно и живенько.

Кружева или нити

Старый вариант подделки, которому многих из нас учили еще в школе – надуваете воздушный шарик, чтобы он получился максимально круглым и обматываете его шерстяной нитью или соломкой, периодически смачивая ее в клее. Когда работа высохнет полностью, шарик прокалывают и вынимают. В руках у вас остается красивый шар из нитей или соломки.

Предлагаю вместо нитей использовать кружевные вязаные салфетки! Но запомните, что лопать шарик стоит только в том случае, когда весь клей на изделии высох и абажур стал плотным!

Китайский фонарик по-новому

Простой китайский фонарик можно за вечер оживить до неузнаваемости с помощью тканевых цветов и обычной гуаши! Просто рисуете по фонарику веточки сакуры, крепите с помощью клея цветы и все!

Бумага или снимки

Один из самых простых вариантов обновления старого абажура – оклеить его вырезками из газет или старыми фото. Некоторые умудряются использовать даже ненужные рентгеновские снимки!

Обновляем тканевый абажур декупажем



Абажур настольной лампы, люстры или торшера создавался с целью приглушать свет лампы. Однако этот аксессуар может со временем изнашиваться, теряя эстетический вид. В связи с этим у многих владельцев возникает дилемма, выбросить рабочую лампу или попытаться отреставрировать абажур, используя старый каркас. Существует множество способов исправить ситуацию, проявив немного фантазии.

Декор абажура цветами

Оригинальный декор абажура

Идея украшения абажура

Изделия ручной работы сегодня пользуются большой популярностью. Создать новый абажур для люстры или торшера можно из любого подручного материала или приобрести некоторые составляющие в магазине для рукоделия. Самые простые и доступные материалы для творчества – бумага, пластик, нитки или ткань. Также можно создать оригинальное украшение для лампы из старых дисков, природных материаловвиноградной лозы, ракушек, камней или битого стекла. Оригинально выглядят также тканевые абажуры из джинсы, мешковины, льняной ленты. В качестве дополнительных элементов декора можно использовать бусинки, пуговицы, атласные или репсовые ленты. В данной статье собраны интересные и необычные мастер-классы по самостоятельному оформлению лампы из разных материалов.

Ниже приведена таблица, где показаны некоторые виды сделанных своими руками люстр, и какие материалы нужны для их изготовления.

Вид светильника

Основные материалы

Краткое описание

Степень сложности

Тетра-люстра

Пустые тетра-пакеты

Из пустых Tetra Pak упаковок вырезаются полосы по 21 мм и 19 мм, из которых делаются шестиугольники и пятиугольники. Собирается лампа используя технику оригами

Проволочные люстры

Нержавеющая

Вязальная

Стальная и медная проволоки

Самый простой способ – обмотать проволокой шаблон для абажура в виде спирали. Это может быть ведро или цветочный горшок.

Плафон из пластиковой посуды

Пустая пластиковая бутылка на 5 литров

Одноразовые пластмассовые ложки

Термопистолет

Дно на бутылке отрезается.

У ложек отламываются черенки, а основные части приклеиваются на бутылку, имитируя рыбные чешуйки. Для этого используется термопистолет.

При желании ложки можно покрасить акриловой или аэрозольной краской.

Дисковый светильник

Лазерные диски

Деревянная круглая основа диаметром чуть больше диска

3 металлические стойки

Длинная люминесцентная лампа

В деревянной основе высверливается отверстие под пускатель с выключателем и монтируется лампа. Также необходимо установить металлические стойки, на которые будут нанизываться диски.

На дисках высверливаются отверстия под стойки, а после нанизываются на них.

Люстра из вешалок

Деревянные плечики

2 металлические круглые основы разного диаметра

Меньшая основа будет служить верхней частью люстры. Плечики крепятся к обоим основаниям разными углами вертикально, образовывая трапециевидную форму абажура.

Оформление абажура ленточками и бусинками

Декор абажура цветами

Оригинальный декор абажура

Идея украшения абажура

Украшение абажура аксессуарами

Идеи и их воплощение

Создать абажур из бумаги – наиболее простой и доступный способ. Недостатком его является недолговечность материала. Для более продолжительного срока службы такой люстры можно использовать картон. Ниже приведены несколько примеров создания абажура с использованием бумаги.

Плафон-мобиль

Для изготовления такого декора понадобятся следующие материалы:

  • ​ клей ПВА;
  • ​ ножницы;
  • ​ нитка (лучше использовать капроновую нить, она гораздо прочнее обычной);
  • ​ бусинки;
  • цветная бумага;
  • ​ пластиковая или деревянная круглая основа (диаметр подбирается индивидуально).

Суть создания абажура состоит в нанизывании различных декоративных элементов на нить и крепление ее к основе. Для этого из цветной бумаги необходимо вырезать различные детали. Они могут иметь форму бабочки, сердечек, птиц, животных, балерин. Крепятся такие детали на нить при помощи клея, а между ними нанизывается несколько бусин разного диаметра. Для создания объемного элемента, например сердца, нужно взять 3 одинаковые заготовки и склеить их между собой.

Оформление абажура ленточками и бусинками

Декор абажура цветами

Оригинальный декор абажура

Идея украшения абажура

Украшение абажура аксессуарами

Люстра из бабочек

Материалы, необходимые для работы:

  • ​ ножницы или канцелярский нож;
  • ​ однотонный картон;
  • ​ клеевой пистолет;
  • ​ проволока;
  • ​ леска или тонкий шпагат.

Если у вас нет термопистолета, можно использовать силиконовые стержни для него. Расплавить их можно над обычной свечой.

Проволока необходима, чтобы создать каркас плафона люстры. Для этого нужно взять кусок проволоки и свернуть ее в круг, закрепив концы плоскогубцами или круглогубцами. Леска будет выступать подвесным элементом. Ее нужно разрезать на 3 одинаковых куска, длина которых зависит от желаемой высоты крепления светильника. Леску необходимо прикрепить к проволочной основе на одинаковом расстоянии друг от друга.

Оформление абажура ленточками и бусинками

Декор абажура цветами

Оригинальный декор абажура

Идея украшения абажура

Украшение абажура аксессуарами

Далее на куске картона нужно нарисовать и аккуратно вырезать бабочек различного размера. Нижнюю часть плафона можно обработать фигурными ножницами. Сам картон сворачивается в конусовидную форму, а стык проклеивается или крепится при помощи степлера. Верхняя его часть прикрепляется к каркасу. Тех бабочек, которые были вырезаны, можно нанизать на дополнительные куски лески, чередуя их с различными бусинками, и закрепить внутри плафона. После включения такой лампы на стенах появятся изображения порхающих бабочек.

Еще одной простой в исполнении идеей декора является создание люстры из толстой нити или пряжи. Из материалов для такого хендмейда понадобятся:

  • ​ клубок с нитками;
  • ​ воздушный шар;
  • ​ детский крем;
  • ​ клей ПВА.

Оформление абажура ленточками и бусинками

Декор абажура цветами

Оригинальный декор абажура

Идея украшения абажура

Украшение абажура аксессуарами

Изначально необходимо надуть шар до максимально круглой формы и смазать его тонким слоем детского крема. Это делается для того, чтобы нити не прилипли к резиновой поверхности шарика. Далее нить смачивается в клее и обматывается вокруг шарика. Обмотка производится по всей поверхности воздушного шара, оставляя небольшую часть для того, чтобы позже надеть его на основу с лампой. После того как нить полностью высохнет, можно сдуть или лопнуть шар, и у вас в руках останется оригинальный круглый абажур из нитей.

Более подробное и наглядное исполнение абажура для люстры своими руками можно посмотреть в видео мастер-класса.

Видео: Декор абажура своими руками

Бывает, что исправно работающая лампа или любимый, доставшийся еще от бабушки ночник, работает исправно, но существенно потрепался… Выбросить жаль, но и смотреть без слез невозможно – ткань потерлась, выцвела, местами даже порвалась, а краска и лак посыпались… Поверьте, есть минимум 20 способов поправить ситуацию: либо починить старый абажур, либо обыграть его по новому, или, на худой конец, выбросить, создав вместо него нечто мегакреативное!

Пару слов из истории: в переводе с французского, abat-jour переводится как «приглушитель света». Впервые подобные приглушители появились около двухсот лет назад, но их предки – заслонки для факелов и свечей, были придуманы еще в древности. До того памятного дня, когда талантливый дизайнер Луис Тиффани попробовал создать из кусочков битого разноцветного стекла свой первый абажур, они делались исключительно из ткани. Приблизительно в одночасье с Тиффани, другим не менее талантливым дизайнером Антонином Дома был придуман хрустальный абажур.

Сегодня хрусталем, тканью и стеклом дело не обходится – абажуры делают практически из любого известного нынче материала. Вы тоже можете использовать практически все, что попадется вам под руку – главное, это правильная комбинация и чувство меры! Итак, 20 идей для вдохновения…

1.Абажур из ткани

Ткань вы можете подобрать абсолютно любую – от органзы до джинса. Можно просто перетянуть одной тканью каркас наново, а можно создать целый коллаж из разных по фактуре и цвету лоскутков. Также можно сделать из ткани искусственные цветы и готовыми бутонами обшить старый абажур. Можно красиво использовать детскую одежду, как это сделали авторы вот такого оригинального ночничка – юбочки…

2.Абажур – глобус

Почему бы и нет? Тем более, если поместить их в детскую комнату маленького путешественника и искателя приключений!

3.Применяем вязанье

Если у вас есть множество неиспользованных клубочков, или старый ношеный свитер – при создании нового абажура они обязательно понадобятся! Конечно, можно обвязать каркас ночничка заново, но быстрее будет пошить из ненужного свитера красочный теплый «чехол». Воткните в него спицы с начатым вязаньем, или поставьте рядом корзинку с пряжей – и атмосфера в доме от такой уютной мелочи станет теплее!


4.Стильный абажур из крышечек от жестянок

Над этим шедевром стоит потрудиться! Во-первых, накопить столько крышечек! А во-вторых, сплести такую «кольчугу». Но результат все окупает. Удивлению гостей не будет предела! Изучайте подробный мастер-класс и творите…

Нажимайте, картинки кликабельны.



5.Озеленяем территорию

Гениальная и, как часто это бывает, очень простая идея. Берем вазончик с самой буйной растительностью и крепим в каркасе торшера или ночника. Смотрится весьма креативно и живенько.

6.Креативные абажуры из одноразовой посуды

Здесь у вас большой выбор исходного материала: вилки, ложки, стаканчики, коктейльные палочки-зонтики… Техника изготовления таких абажуров очень похожа – все это одноразовое добро клеится на хорошо смазанный клеем воздушный шар. Абажур из ложек, который похож на большой многослойный бутон в основе имеет не шарик, а пятилитровую пластиковую бутылку.

7.Плетеные корзинки


8.Морской стиль

Старый тканевый абажур можно слегка «освежить», просто пришив по его нижнему краю ракушки. Если очень сложно пробить в ракушках дырочки, можете просто приклеить их на ткань!

9.Кружева или нити

Старый вариант подделки, которому многих из нас учили еще в школе – надуваете воздушный шарик, чтобы он получился максимально круглым и обматываете его шерстяной нитью или соломкой, периодически смачивая ее в клее. Когда работа высохнет полностью, шарик прокалывают и вынимают. В руках у вас остается красивый шар из нитей или соломки.

Предлагаю вместо нитей использовать кружевные вязаные салфетки! Но запомните, что лопать шарик стоит только в том случае, когда весь клей на изделии высох и абажур стал плотным!

10. Китайский фонарик по-новому

Простой китайский фонарик можно за вечер оживить до неузнаваемости с помощью тканевых цветов и обычной гуаши! Просто рисуете по фонарику веточки сакуры, крепите с помощью клея цветы и все!

11. Бисерные абажуры

Даже если вы не умеете плести из бисера сложные работы и кружева - не страшно! Можно просто нанизать на леску много разноцветного бисера вперемешку с бусинами и оплести ими каркас!

12. Используем пуговки

13. Кружева из проволоки

Необычно и невероятно красиво! Правда, для создания такой красоты потребуется некоторое умение и усидчивость.


14. Абажур из пластиковой бутылки



15. Бумага или снимки

Один из самых простых вариантов обновления старого абажура – оклеить его вырезками из газет или старыми фото. Некоторые умудряются использовать даже ненужные рентгеновские снимки!

16. Обновляем тканевый абажур декупажем