Речь мэра на выборах. Как написать эффективную речь для политической кампании

В эти дни к теме президентских выборов 2018 года приковано внимание средств массовой информации и пользователей социальных сетей. «ЯБЛОКО» стало первой политической силой, об участии своего кандидата в президентской кампании. В феврале этого года съезд партии официально Григория Явлинского кандидатом в президенты России.

Приводим полный текст и видеозапись речи Григория Явлинского на февральском съезде.

Главное ощущение сегодняшнего дня - это тупик. И то, что мы видели вчера на марше, и настроения людей, и, кстати, число людей, которые пришли - это ощущение тупика. И главная угроза - это утрата страной исторической перспективы. Это отсутствие ясного, понятного людям представления о том, куда должна прийти страна через 20, 30, 50 лет. Это состояние обессмысливает любые предвыборные программы, любые стратегии, любые усилия и результаты, которые должны проявиться, скажем, в среднесрочной, да и в краткосрочной, не говоря уже о долгосрочной перспективе.

Если страна не знает, что она делает, что создаёт и строит, то перетаскивание камней из кучи в кучу - бессмысленное занятие. А мы это наблюдаем каждый день. Мы уже потратили огромные средства, полученные страной от конъюнктуры на нефтяных рынках. Это были просто огромные средства. Россия никогда в своей истории не имела такого богатства! Мы провели всякие престижные мероприятия, с результатами которых мы теперь не знаем, что делать. Огромные деньги потрачены на покупку наших так называемых геополитических союзников, которые на самом деле откровенно тяготятся положением младших братьев, и за ничтожный по сравнению с этой суммой взнос с какой-либо стороны быстро смогут изменить свою ориентацию, как уже не раз бывало.

Сейчас мы развернули невиданные в последние 40 лет военные программы. Большая часть свободных ресурсов тратится на вооружение, перевооружение, и самое главное - демонстрацию всего этого всему миру. Неужели не понятно, что сильные вооружённые силы в долгосрочной перспективе невозможны без сильной экономики. Просто невозможны, и всё. Поэтому то, что сейчас делается - это же просто показуха. И оттого, что это всё время показывают по телевизору, это ничего не меняет. Это создаёт имидж, за которым ничего нет. Потому что нет той самой экономики, которая может это создавать. Это как строить мосты без дорог или электрички, но не иметь рельсовых путей, или вести трубопроводы (которых мы строим немереное количество) туда, куда уже и не надо, а они всё строятся и строятся. И мы уже зависим от наших потребителей не в меньшей степени, а в большей, чем они от нас, и понимания этого нет. Все эти крикливые социальные пенсионные программы, которые всё время объявляются, вместо того чтобы выполняться. И так далее.

В общем, отсутствие долгосрочной цели ведёт к тому, что страна разбрасывается ресурсами, а самое главное - талантами, и теряет преимущество. А какое самое главное преимущество теряет страна? Я вам его назову: время. Время - это самый ценный и самый невосполнимый ресурс. Теряют все. И те, кто считают себя победителями, кто необычайно богат сегодня, удачлив, обладает властным ресурсом, личными состояниями. Но в первую очередь теряют молодые и талантливые, полные сил и амбиций, способные много, плодотворно и честно трудиться люди. Потому что нет и не может быть серьёзной личной перспективы, если такой перспективы нет у страны, в которой ты живёшь. Никто из тех, кто управляет страной, не в состоянии внятно объяснить простые, но важные вещи - что мы строим, что мы делаем, зачем это и куда это всё придёт. Даже отчёт по своей антикризисной программе правительство засекретило. Это ещё одно мелкое доказательство полного тупика и полного непонимания ни того, что происходит, ни того, что нужно делать. Бессмысленно спрашивать, что будем делать через полгода, бессмысленно спрашивать, что страна будет делать через год, тем более - через 5 лет. На что должны ориентироваться люди? Какую перспективу они должны для себя выстраивать? С какими ориентирами они должны связывать свою жизнь? Ответа на этот вопрос нет.

Нам рассказывают, что страна должна быть сильной. Но кто же против-то? Нам говорят, что нас должны уважать. Я не знаю, кто кому должен, но здесь тоже вроде - да, пожалуйста, разве кто против? Но хотел бы сказать: сила, которую уважают - это не способность, извините, нагадить под дверью соседа, это не способность всех всё время пугать, шантажировать, всем объяснять, что вы не решите ни одну свою задачу без нас, залезать в каждый конфликт и делать его неразрешимым. За это уважать не будут. С этим будут долго мириться и даже вступать в ситуативные союзы, которые кому-то выгодны. Но уважать точно не будут. И при первой же возможности попытаются изолировать от ресурсов и в перспективе задвинуть как можно подальше. Вот в какую нас поставили ситуацию.

И при всём при этом никто не в состоянии на сегодняшний день определиться с позитивной программой. Её просто нет. Призывы со всеми бороться, всех презирать, всех ненавидеть не могут заменить позитивную программу. А для выработки такой программы первое, что нужно - это честно определить для себя то положение, в котором мы находимся. Честно и трезво. В частности, признать, что мы имеем у себя в стране малоэффективную, очень простую по своей структуре и крайне маленькую по объёму экономику, с которой претендовать на роль глобальной силы просто нелепо. Надо наконец признать, что наша экономика органически связана с миром, и что сворачивание связей с наиболее развитыми странами приведёт нашу экономику уже не к кризису, а к краху. Что обманывать себя сказками о том, что якобы эта изоляция вынудит неизвестно кого заняться какими-то неизвестными реформами, которые потом вдруг принесут чудесные результаты - это абсолютная чепуха. Этого не будет. Это совершенно нелепо.

Во-вторых, полезно бы знать, что наш большой ядерно-ракетный потенциал - это средство сдерживания, а не инструмент влияния и доминирования. При всей его важности он никогда не сможет заменить нам ни развитие экономики и общества, ни даже просто нормальную жизнь. Мы начали всех шантажировать и пугать, но это приведёт только к тому, что мы всё больше и больше будем находиться в состоянии осаждённой крепости. И мы всё больше и больше будем порождать ответную реакцию, которая действительно приведёт к тому, что мы будем просто окружены весьма опасными конструкциями в военно-стратегическом и политическом отношении. Мы сами на это нарываемся и сами это провоцируем.

Наконец надо признаться, что за 25 лет мы так и не создали ни одного инструмента саморазвития: ни механизмов, ни институтов - так ничего и не построили. А без них экономическая и общественная жизнь будет стагнировать и вырождаться, что мы с вами сегодня и наблюдаем.

Во-вторых, нам нужно определиться по-крупному с нашими геополитическими приоритетами. Мы должны ответить на вопрос. У нас есть развилка: чем мы будем заниматься - геополитическими авантюрами и маневрированием или собственным развитием и модернизацией? Совместить то и другое не удастся, и не надо на это рассчитывать. Чтобы вести себя, как сверхдержава, надо ею быть. А это невозможно с такой экономикой, какая есть сегодня у нас.

И третье. Надо, конечно, предложить стране реальную программу. Я сейчас, в частности, говорю, например, об экономике. Такая программа есть. Мало того, её все знают. Все грамотные и даже полуграмотные экономисты уже теперь прекрасно знают, в чём эта программа. Я даже её повторять не хочу. Сто раз уже всё говорилось. Поэтому совершенно очевидно, что надо делать. Все рецепты прописаны, и велосипед здесь просто не нужно изобретать. Какие-то конкретные цифры, макроэкономические показатели - это всё можно быстро составить. И совершенно понятно, что эта программа должна быть ориентирована на конкретную ситуацию в нашей экономике и в мировой экономике. И главное, что эту программу просто реально выполняло множество стран, и с большим успехом.

Примерно ясно, что надо делать. Вопрос в другом: можно ли это сделать? Можно ли эту программу, даже если она будет объявлена, реализовать? И в чём главное препятствие? А в том, что люди ни во что это не верят! Вот теперь я подошёл к главному пункту. Всё, что я говорил до этого, можно прочитать в разных статьях. Много людей это знают и понимают.

Люди не верят. Люди уходят от политики и от участия в жизни собственной страны. Это самое страшное, результат политики, которая проводится. Потому что крах российского государства происходит тогда, когда разрыв между людьми и государством становится непреодолимым. Люди готовы сказать, что 85% за Путина, 146% за Путина, 330% - им это всё равно. Просто чтобы не приставали. Люди просто вообще больше во всё это не верят. И не хотят в этом участвовать.

Но, более того, что это такое - вот такие опросы и такие результаты? Я не знаю, правда это или неправда. Но допускаю, что результаты большие. Это о чём говорит? О том, что люди вообще не верят больше в свои силы. И в этом смысле политика, начинавшаяся с 1992 года и в разных модификациях продолжающаяся по сегодняшний день, именно к этому и привела людей. Они совершенно не верят в свои силы ни в политике, ни теперь уже в бизнесе, ни просто вообще в чём-либо, что они что-то могут сделать. И вот эта разочарованность ведь будет сейчас быстро нарастать. А почему она будет быстро нарастать? Потому что все тренды в экономике, как говорят экономисты, будут понижающие. Экономическая ситуация будет ухудшаться. Социальная жизнь будет ухудшаться. В прошлом году почти 10% потери в реальных доходах, в реальных зарплатах. Всё будет падать.

И жизнь будет вести к тому, что люди будут всё больше сомневаться и разочаровываться в том, что у нас происходит. Процесс распада системы или режима, если хотите, создаёт новую ситуацию с новыми закономерностями, возможностями и опасностями. Сегодня нашим главным препятствием к будущему уже становится даже не сам Путин и его система, а апатия. Апатия и неверие. И эта, в частности, политическая апатия - противник не менее серьёзный, чем те, кто сидят в Кремле и в Думе. Потому что когда большинство в стране апатично, именно маргиналы начинают править бал, создавать и диктовать повестку. И пора признаться всем, что бесполезно и даже вредно метаться между романтической надеждой на взрыв народного возмущения и мрачно безнадёжной констатацией, что русский народ - носитель рабской психологии.

А вот люди спрашивают: а почему мы оказались в этой ситуации? Как это так получилось? Одни им отвечают, что виноваты внешние враги. Люди говорят: да, мы никогда так плохо не жили, как при Обаме. Другие говорят - это русский рок, в России иначе не бывает, это колея, из неё не выйти, давайте выпьем. И на этом разговор закончен. Это самые массовые рассуждения. Враги и русская колея.

Третьи, самые просвещённые, говорят: а это происходит потому, что вы всё терпите и не за тех голосуете. Правда, люди отвечают: мы по просьбе не буду повторять, кого, уже голосовали недавно «против «Единой России» всё равно за кого» - и что мы получили? Мы получили всё то же самое, что было. Тогда тоже были обращения, писались письма.

Так в чём тогда проблема? Вот наш с вами ответ. Мы оказались там, где мы оказались, потому что до сих пор реформы и изменения в стране планировались и осуществлялись, дорогие люди, не для вас, а для чего угодно другого: чтобы построить социализм, чтобы построить капитализм и рыночную экономику, создать энергетическую сверхдержаву неизвестно для чего, поддержать и завоевать Новороссию, чтобы отечественных жителей Кремля уважали в мире и боялись - для чего угодно проводились реформы, осуществлялась политика, кроме как для вас.

А мы хотим сказать: мы хотим осуществлять такие программы и такие реформы, которые будут для вас. И мы этой своей целью ставили и раньше. Но сейчас это становится абсолютно очевидным, что реформы должны быть для большинства - для вас, люди, для вас, граждане. В этом наша цель и задача. И это неправда, что вы не хотите работать. Вы хотите реализовать себя с высокой эффективностью, делать то, что вы умеете, но чтобы плоды вашей работы были вашими, чтобы никто не мог отобрать то, что вы заработали и то, что принадлежит вам.

Вы не боитесь конкуренции, но хотите, чтобы она была честной. А для этого нужно независимое правосудие. Вы не против законов, но вы хотите, чтобы они были одинаковыми для всех. И это должны быть такие законы, которые вам на пользу. Вы не против платить налоги, но эти налоги должны расходоваться на создание и функционирование такой полиции, которая вас защищает, которую вы не боитесь, а которая вам помогает. Эти деньги нужны на такое образование, при котором не нужно бояться за ребёнка, за его голову. И то же касается медицины, и всех остальных услуг - вот на это вы хотите тратить свои налоги. Так мы вас понимаем. Так мы и сами думаем. И мы вместе с вами можем сделать так, чтобы жизнь в нашей стране была устроена по-человечески, а не только для избранных, по-человечески для всех. Короче говоря, моя ключевая идея: человек выше любой идеологии - коммунистической, националистической, великодержавной, либеральной и консервативной. В этой мысли тоже нет ничего особенно нового ни для «Яблока», ни вообще.

Я утверждаю (об этом сегодня вспоминали, и я очень рад), что единственно верная для России национальная идея - это уважение к человеку. Это самая верная для России и понятная для России формула европейского пути и европейской мечты. Люди хотят, чтобы их уважали. Осознать это и убедить в этом страну - это реформа, сравнимая с отменой крепостного права. Такое осуществить можно и нужно значительно быстрее, чем Россия пришла к отмене крепостного права.

Суть реформы - это не имущественные и юридические отношения, а отношения друг к другу. И это должно быть заложено в каждом шаге нового президента. Чтобы люди уважали сами себя, свою историю, причём, настоящую, не выдуманную, не сфальсифицированную. Фальсифицируют историю те, кто страдает комплексом неполноценности. Мы, люди России, хотим уважать своё государство, уважать своё правительство. Но мы требуем, чтобы государство уважало нас, чтобы правительство уважало нас. И это не фантастика, это не утопия. Так живут миллиарды людей. Именно это и есть европейская мечта для России, которая должна стать реальностью.

Фёдор Михайлович Достоевский говорил, что «без идеалов никогда не может получиться никакой хорошей действительности. Даже можно сказать положительно, что ничего не будет, кроме ещё пущей мерзости». Мой главный союзник в движении к реализации мечты - российский народ. Я в него, в свой народ, верю. Наша общая цель - это создание страны, в которой люди уважают себя и других, имеют возможность стать счастливыми, не нарушая законы, а исполняя их, надеются на будущее, верят в него и имеют защиту.

У человека, у избирателей есть ещё один важный вопрос, который тоже будет адресован мне и нам. Это вопрос о том, когда это всё будет, когда сбудутся все эти ожидания, когда же жизнь будет достойной. Ответ может быть только один: сейчас. Не в том смысле, что после выборов, как бы они ни завершились, с неба обрушится халявное изобилие, а в том смысле, в котором говорил Андрей Сахаров однажды на съезде. И, опираясь на то, что говорил он, я сегодня скажу так: я не могу сразу сделать справедливым суд, не могу остановить рост цен и снижение зарплат, не могу сразу разрешить все национальные проблемы, не могу ликвидировать сразу всю коррупцию, не могу вернуть вам сразу чистый воздух, воду и леса. Но создать политические гарантии решения этих проблем - это то, что я обязан сделать, и это можно сделать сразу, как только изменится политический курс, создать политические гарантии решения этих проблем.

При изменении политического курса люди сразу почувствуют, что жизнь может стать принципиально более честной, справедливой и свободной. И тогда люди поймут, что пришло их время, и им больше никто не будет говорить: затяните пояса и потерпите ещё, пока мы будем обогащаться, ещё немножечко потерпите.

Какие политические гарантии воплощения этой европейской мечты могут быть в наших условиях? Вера в неё, общенациональная вера. А как сделать так, чтобы люди в неё поверили? А разговаривать с ними честно, открыто, профессионально, но самое главное - с любовью к ним. Чтобы они почувствовали, что они не безразличны, что они нужны, что каждая судьба, каждая душа нам дорога. Тогда люди повернутся к нам. И тогда мы сможем осуществлять все те программы, которые мы в изобилии можем написать на любую тему, но они никогда не выполнялись. Это то, что долгие годы десятилетия не понимали наши демократы и власти.

Разъединённость общества, отсутствие доверия - база процветания всего: и коррупции, и воровства, и жульничества. Жулики всегда присутствуют, когда нет взаимопонимания и взаимовыручки. Так вот, любить людей, видя всё, что происходит вокруг, очень трудно. И все это знают. Это не какие-то розовые разговоры ни о чём. Это действительно очень трудно. Но это задача президента - убрать ненависть из политики и общественной жизни. Сейчас вся политика и вся общественная жизнь переполнена ненавистью ко всем и почти ко всему. Нужна другая политика - политика для людей. Так как такой политики сегодня на государственном уровне нет, нужна партия и кандидат в президенты, которые будут ассоциироваться с такой политикой.

И нам власть нужна вовсе не для того, чтобы кого-то к чему-то принуждать. Нам нужна власть для того, чтобы понимать свою ответственность и реализовывать её. Мы берём на себя бремя ответственности, а не право кем-то распоряжаться. Поэтому наша предвыборная платформа - это защита жизни и достоинства человека и гражданина. Мы считаем, что никто не имеет права лишать человека жизни. Ни один человек не будет арестован или заключён в тюрьму, или лишён собственности, или объявлен стоящим вне закона, или изгнан каким-либо иным способом из страны, иначе как по закону. А закон будет приниматься реально избранным парламентом, представляющим интересы всех граждан страны. Мы хотим объединить наш народ на основе ценностей человекосбережения и уважения к человеку, на основе истории страны, разорванной беззаконным большевистским правлением. Мы хотим объединить общество и государство, которые разделены тоталитарной и авторитарной моделями отношений. Мы хотим созидать государство, являющееся продолжением гражданского общества, не имеющего иных целей, кроме реализации интересов граждан и управляемого гражданами. Вот только с такой программой имеет смысл идти на парламентские и президентские выборы.

Но самая главная наша ценность заключается в том, что мы не нуждаемся во лжи. Мы в ней не нуждаемся, чтобы защищать свою позицию. Мы не нуждаемся в том, чтобы фальсифицировать историю. Мы не нуждаемся в том, чтобы задним числом менять собственную политическую биографию. И мы принимаем нашу страну и нашу историю такой, какая она есть. Это не значит, что нам всё нравится или мы оправдываем зло. Мы говорим: это зло, а это добро. Мы знаем разницу между ними. Для нас суть восстановления российской традиции - это создание связи общества и государства, и создание процесса реально работающих демократических институтов через их реальную работу, реальное насыщение их смыслом. И главным является незыблемое право выбора.

Государства, которое уважает граждан, нет до сих пор. Вот, в чём наша задача - создать такое государство. Его не смогли создать в течение веков, а мы обязаны. Может, всё задуманное нами и не получится. Может такое быть, что это не получится? Может. Но если другой возможности нет, а её нет, значит, в осуществление этой мечты и этой идеи надо вкладывать все силы, всю энергию, все ресурсы. Потому что беречь их больше не для чего. Мы не доделаем - следующие доделают. Но мы должны сделать свою часть работы. И я выбираю свободу - свободу делать то, что необходимо для моей страны, свободу быть самим собой. И знайте: я не один. Спасибо.

Страница 1 из 2

Предвыборная программа Михаила Прохорова. Полный текст.

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО

Я, гражданин Российской Федерации Михаил Дмитриевич Прохоров, выдвигаю свою кандидатуру на пост Президента России и обращаюсь с призывом ко всем гражданам поддержать новый курс развития страны.

Я твердо убежден в базовом принципе демократии: не человек призван служить власти, а власть - человеку. Этот принцип должен быть взят за основу государственной политики в любой сфере. Настоящей политики в интересах настоящего общества.

Я также обращаюсь к представителям власти: «Господа, времена изменились! Окончательно. Жить так, как вам нравится, вы больше не будете!» Сегодня вам придется отдать долг гражданам России и вместо «подданных», «масс», «народонаселения», «электората» увидеть наконец живых, настоящих людей. Пришла пора осознать и принять, как данность, что залог успешного развития страны - не в количестве добытых баррелей нефти, тонн угля и кубометров леса, а в системе человеческих ценностей, которую разделяет большая часть общества; в качественном образовании, в возвышающей человеческий дух культуре, в лучшем в мире здравоохранении, в самостоятельных и свободных людях, которых охраняет закон.

Последние несколько лет мы живем в НАСТОЯЩЕМ НАСТОЯЩЕМ. Какое оно? Россия продолжает быть великой страной, но наше общество раздроблено по географическому, национальному, религиозному принципам, по размерам дохода и потребления, по правоспособности. Мы живем в стране с авторитарным политическим режимом. Мы живем в ненастоящем мире, с ненастоящей политикой и ненастоящей экономикой. У нас нет выбора, а соответственно, и возможности нести ответственность за свою страну. Под вывеской стабильности и борьбы с безработицей на самом деле скрываются потери конкурентности в промышленности и сельском хозяйстве, за красивыми словами о модернизации и инновациях - освоение государственных бюджетов. За сотрясающими воздух лозунгами о борьбе с коррупцией и бюрократизмом - кратный рост числа чиновников и их привилегий. Коррупция, с которой власть якобы отчаянно боролась, в последние годы достигла небывалого, чудовищного уровня, пронизав все уровни властной «вертикали». Власть сообщала нам, что поддерживает предпринимательство, малый и средний бизнес, тогда как в реальности мы видели закручивание гаек, усиливающийся контроль государства во всех сферах экономики и рост административного давления. Культура, наука, образование, здравоохранение - основы основ и залог успешного развития любого общества - существовали на принципах остаточного внимания со стороны нашей власти. Нам нужно все это изменить.

Что такое НАСТОЯЩЕЕ БУДУЩЕЕ? Будущее - это не отдаленная перспектива. Будущее - это «здесь и сейчас», это наш выбор. Мы выбираем классную, модную, современную страну, где каждый человек несет ответственность за свои действия, учится, работает, развивается и постоянно стремится к лучшему. Мы выбираем страну, где все равны перед законом - независимо от занимаемой должности и привилегий, где недопустим властный произвол; страну, где действует независимая судебная система. Мы выбираем настоящее будущее, так как хотим жить и быть счастливыми в своей стране, хотим работать, строить, совершать открытия и прорывы в науке и искусстве для ее блага. Я убежден, что главное богатство России - это человеческий потенциал, а главные стратегические инвестиции - это инвестиции в человека. Я хочу, чтобы все мы помнили, что являемся наследниками величайшей в мире культуры, неотъемлемым элементом европейской цивилизации, и это нас ко многому обязывает. Россия должна перестать быть аутсайдером мирового процесса, а напротив, стать образцом, «хэдлайнером» цивилизованного мира, самой образованной, культурной, свободной и процветающей страной третьего тысячелетия. Только свободный человек в свободной стране имеет возможность творить и созидать в интересах всего общества! Я верю в то, что вместе мы можем многое изменить и измениться к лучшему. Я хочу построить настоящее будущее России вместе с вами.

ПРОШЛОЕ

Без прошлого не бывает будущего. Трагические события, которые пережила наша страна в 20 веке - войны, террор, культ личности - нуждаются в осмыслении, предании окончательной гласности и честной, адекватной оценке. Мы должны хорошо знать нашу историю, но ее трагические страницы не должны тормозить наше движение вперед. Вопреки расхожему мнению у России не существует никакой исторически предопределенной особенной, трагической судьбы. Мы великая страна и нас ждет великое будущее. Однако добиться благоденствия и процветания мы можем, только опираясь на свое прошлое, не замалчивая и не искажая его.

Поэтому предлагаю в качестве первоочередных мер:
Раскрыть архивы коммунистической эпохи;
Увековечить память жертв ленинско-сталинского террора;
Провести идентификацию и предать земле прах всех погибших во время Второй мировой войны;
Объявить 7 ноября Днем памяти всех россиян, ставших жертвами революций и войн ХХ века.

НАСТОЯЩЕЕ ОБЩЕСТВО

Я вижу будущее России в том, чтобы наша страна стала обществом равных возможностей, в котором главной ценностью является человеческая личность и всемерно утверждаются принципы уважения друг к другу и взаимопомощи.

Для этого я считаю необходимым обеспечить:
Признание в качестве главной ценности свободы и достоинства каждого человека; восстановление доверия в отношениях между гражданами и государством;
Последовательную защиту прав личности, безопасности человека и гарантий права собственности, закрепленных российскими конституционными нормами;
Формирование в России единой гражданской нации, в которой права гражданина первичны по отношению к правам социальных, этнических и религиозных групп;
Равенство политических и социальных прав представителей любых конфессий, атеистов и граждан, не желающих раскрывать своих верований;
Развитие культуры как важный фактор модернизации страны и гармоничного развития составляющих ее территорий.

В качестве первоочередных мер, которые я предполагаю реализовать в должности Президента Российской Федерации, хочу отметить:
Отмену законов и нормативных актов, противоречащих духу и букве Конституции Российской Федерации;
Обеспечение свободы средств массовой информации, обязательную продажу государством и государственными компаниями блокирующих и контрольных пакетов акций теле- и радиокомпаний;
Прекращение любых экспериментов с изменением часовых поясов. Возвращение страны к нормальному астрономическому времени;
Запрет любой пропаганды авторитаризма и культа личности государственными служащими, а также запрет на аналогичную деятельность в общеобразовательных учреждениях.

НАСТОЯЩАЯ ПОЛИТИКА

Я вижу будущее России в том, чтобы в страну вернулась настоящая политика. Мы должны стать государством, в котором человек более значим, чем власть, а граждане свободно и честно выбирают своих лидеров; государством, где голос каждого учитывается при определении основного курса развития, а власть несет политическую ответственность перед своими гражданами.

Для этого я намерен:
Ограничить возможность избрания Президента Российской Федерации и глав субъектов Российской Федерации двумя сроками в течение жизни;
Добровольно ограничить срок своего собственного пребывания на посту Президента России 4 годами, после чего подать в отставку и провести следующие президентские выборы в День России, 12 июня 2016 г.;
Ввести уведомительный принцип организации политических партий и разработать новое избирательное законодательство, отвечающее интересам всех политических партий;
Перейти к прямым выборам глав местного самоуправления, мэров городов, глав субъектов Российской Федерации и членов Совета Федерации;
Допустить образование избирательных блоков и снизить проходной барьер для избрания в Государственную Думу и региональные законодательные собрания до 3%;
Обеспечить беспрепятственное выдвижение партиями и блоками кандидатов в Государственную Думу, региональные и местные органы власти, а также на посты глав субъектов РФ и Президента России;
Перейти к смешанному характеру избрания депутатов Государственной Думы; выборам 50% ее состава по территориальным одномандатным округам; предоставить права выдвижения кандидатов политическим партиям, блокам и группам граждан численностью не менее 500 человек;
Запретить кандидатам, избранным по списку политической партии, отказываться от мандата депутата Государственной Думы или регионального законодательного собрания; потребовать от кандидатов ухода в отпуск с государственных должностей в период любых предвыборных кампаний;
Отстранить органы исполнительной власти от формирования избирательных комиссий и формировать их только из числа представителей, выдвинутых политическими партиями или избирательными блоками;
Обеспечить честный и объективный характер выборов, запретив удаление наблюдателей на всем протяжении процесса выборов и подсчета голосов;
Расширить полномочия Государственной Думы, предоставив ей право утверждения персонального состава правительства, ограничив это право максимально двумя обоснованными отводами предоставленных кандидатур на один пост подряд;
Упростить правила проведения общероссийских референдумов, которые могут назначаться при представлении 500.000 подписей граждан, а также по требованию Президента России, 50%+1 депутатов Государственной Думы, 33%+1 членов Совета Федерации или законодательных собраний не менее 15 субъектов Российской Федерации.

Учитывая ситуацию, сложившуюся после выборов 4 декабря 2011 г., в случае избрания Президентом Российской Федерации, я намерен в короткий срок:
Внести в Государственную Думу пакет законов о политических партиях и реформировании избирательного законодательства, в том числе об ограничении досрочного голосования и отмене открепительных удостоверений, возврате в бюллетени для голосования графы «против всех», а также об оборудовании всех участков автоматическими устройствами для голосования;
Создать комиссию по независимому расследованию злоупотреблений на выборах 4 декабря 2011 г., результаты расследования которой направить в суд с целью наказания всех лиц, виновных в искажении результатов выборов, а также лиц, причастных к уничтожению свидетельств таких фальсификаций;
Установить две даты День России 12 июня и День Конституции 12 декабря едиными днями голосования в Российской Федерации, объявив их нерабочими;
Добиться роспуска Государственной Думы VI созыва и назначить досрочные парламентские выборы.

НАСТОЯЩАЯ ЭКОНОМИКА

Я вижу будущее России в построении экономики, которая могла бы в полной мере задействовать созидательный потенциал всех россиян, и в процессе развития создавала бы спрос на образованную и квалифицированную рабочую силу. Экономика России должна стать подлинно развитой экономикой и помочь стране уйти от унизительного статуса сырьевого придатка мировой экономики. Конкуренция в России должна стать основополагающим принципом, действующим во всех сферах хозяйственной жизни. Я считаю, что главной задачей власти является создание условий для обеспечения уверенного экономического роста, снижения издержек. Вызовы, с которыми сталкивается сегодня отечественная экономика, требуют от нас:

В сфере обеспечения конкуренции:
Повысить роль конкуренции в экономической жизни страны, резко снизить участие государства в экономике как хозяйствующего субъекта, демонтировать систему государственных корпораций;
Сделать борьбу с засильем монополизма, картелями и ценовыми сговорами главным направлением государственной экономической политики; добиться стабилизации тарифов на сырье, энергоносители и электроэнергию на внутреннем рынке;
Сделать создание рабочих мест для высококвалифицированных кадров – приоритетом экономического развития;
Радикально сократить число статей Уголовного кодекса, предусматривающих лишение свободы за экономические преступления;
Отменить понятие стратегических отраслей, допустить частный капитал к строительству и владению инфраструктурными объектами, включая железные и автомобильные дороги, трубопроводы и аэродромы;
Реформировать трудовые отношения, сделав срочный трудовой договор основой взаимоотношений между работником, работодателем и профессиональными отраслевыми союзами; отменить трудовые книжки;
Всемерно повышать мобильность рабочей силы, стимулировать гибкий график рабочего времени и дистанционную занятость;
Отменить институт регистрации для граждан при усилении контроля за нелегальной иммиграцией;
Снизить административное давление на малый бизнес и налоги на него, упростить налоговую и бухгалтерскую отчетность;
В целях стимулирования развития малого и среднего бизнеса при осуществлении государственных закупок не менее 50% от общей суммы расходов должно идти на приобретение товаров и услуг российского производства.

В сфере реформы налоговой и бюджетной системы я предлагаю принять следующие меры:
Структурно реформировать налоговую систему страны с целью разворота налоговой системы от центра к регионам и доведения «региональной» доли до 2/3 от доходов консолидированного бюджета России;
Производить выплату гражданину работодателем всей суммы его заработной платы (включая ту ее часть, которая сейчас удерживается предприятием для уплаты налогов и страховых сборов), чтобы гражданин самостоятельно выстраивал налоговые отношения с государством; перейти на эту систему с 1 января 2015 г.
Стимулировать бизнес за счет налоговых каникул для новых отраслей и новых месторождений полезных ископаемых;
Заменить НДС налогом с продаж;
Повысить налог на дивиденды с 9% до 13% для российских резидентов и с 5% до 26% для нерезидентов;
Снизить налоги с конкурентного сектора экономики и ограничить страховые сборы с заработной платы 25% от ее размера;
Ликвидировать все федеральные целевые программы и перенести расходы на них в текущие расходы бюджета;
Повысить акцизы на табачные изделия, алкоголь и предметы роскоши, снизив при этом акцизы на бензин и другие виды моторного топлива;
Отменить транспортный налог.

В сфере развития инфраструктуры и промышленности:
Резко нарастить инвестиции в инфраструктуру с тем, чтобы не менее 50% их осуществлялось частным капиталом с условием последующего использования объектов инвесторами;
Создать систему индикативного планирования развития страны и жестко придерживаться принятых планов и ориентиров развития;
Инициировать программу строительства автомобильных, железных дорог и аэропортовых комплексов по европейским стандартам и с привлечением иностранных инвестиций; до 2016 г. проложить не менее 5 тыс. км новых высокоскоростных железнодорожных путей, 40 тыс. км автомобильных дорог; построить не менее 10 новых аэропортов;
Обеспечить повышение средней скорости перемещения пассажиров и грузов по территории Российской Федерации не менее чем на 50% к 2020 г.;
Обеспечить прямые транспортные связи между региональными центрами Российской Федерации к концу 2016 г. до 60% внутрироссийских авиаперевозок и не менее 50% железнодорожных пассажирских перевозок должны осуществляться, минуя Москву;
Совместно с инвесторами из стран ОЭСР создать мощные промышленные районы в Сибири и на Дальнем Востоке, в непосредственной близости от границы с КНР, для предотвращения чрезмерной экспансии китайского капитала и трудовых ресурсов;
Отказаться от программ прямой господдержки предприятий, сделав единственным инструментом такой поддержки стимулирование спроса на производимую ими продукцию (решение на этот счет должно одобряться органами законодательной, а не исполнительной власти);
Отменить все требования по дополнительной сертификации на промышленное оборудование, поступающее в Российскую Федерацию из стран ОЭСР.

В качестве первоочередных мер в должности Президента Российской Федерации я намерен:
Внести в Государственную Думу проект постановления об амнистии лиц, осужденных за экономические преступления и проведших в местах лишения свободы или предварительного заключения не менее трети назначенного им срока наказания;
Отменить с 1 июля 2012 г. Федеральный закон ФЗ-94 о государственных закупках;
Предоставить всем производителям газа равный доступ к транспортной системе и экспортным поставкам, передав управление магистральными газовыми сетями напрямую государству;
Разделить ОАО «Газпром» на конкурирующие компании при соблюдении интересов его работников, акционеров, клиентов, кредиторов и инвесторов;
Реализовать на рыночных условиях до конца 2013 г. все непрофильные активы госкорпораций, а также доли их участия в непрофильных бизнесах в России и за рубежом; запретить им вести спонсорскую деятельность;
Провести приватизацию государственных корпораций для покрытия текущего дефицита Пенсионного фонда России;
Ввести в действие на территории Российской Федерации с 1 января 2015 г. принятые в Европейском Союзе сертификаты безопасности и технические регламенты производства продукции;
Ввести с 1 января 2014 г. после завершения налоговой реформы 10-летний мораторий на любое изменение налогов.

Публичная речь кандидата должна содержать изло­женные ниже основные компоненты.

1. Резкое заявление или шутка. Это необходимо, что­ бы мгновенно привлечь и сконцентрировать внимание аудитории.

2. Восхищение поселком, городом или окружающей их природой. Изложение общих с электоратом проблем, причем образное, с фактами. Это позволяет добиться
аттракции и объяснить, почему именно он, кандидат, хочет представлять избирателей в органах власти.

3. Краткое изложение трех-четырех основных пунк­тов своей программы и того, как кандидат намерен добиться их реализации.

4. Объяснение того, как реализация этих пунктов программы отразится на жизни, безопасности и благо­состоянии жителей данного населенного пункта.

5. Изложение позиции кандидата по отношению к федеральным и региональным властям. Ее аргумента­ция двумя-тремя фактами. В зависимости от настрое­ния аудитории можно вспомнить - с осуждением или уважением - нынешних или прежних депутатов от дан­ного округа, указать их достоинства и недостатки, ко­торые лишь подчеркнут достоинства выступающего.

6. Если необходима разрядка, подойдет какой-ни­будь политический анекдот или притча. Кандидату нужно показать: он смотрит на мир теми же глазами,
что и его избиратели, у него нет интересов, отлич­ных от интересов избирателей, и он не собирается переезжать в столицу (областной центр). Он тоже не­навидит преступность, коррумпированных чиновни­ков и т.д. и т.п.

7. Завершение речи заявлением о том, что с такими прекрасными людьми нельзя не добиться перемен к лучшему. Призыв их не просто к голосованию, а к со­трудничеству. Выражение благодарности избирателям за то, что они нашли время, чтобы встретиться с кан­дидатом и поддержать его.

На протяжении всей речи кандидат должен излу­чать уверенность в своих силах и своей победе, улы­баться, делать дружественные жесты. По окончании речи пожать руки мужчинам, которые того пожелают. Но при этом не быть чересчур назойливым.

Излишний оптимизм тоже ни к чему. Нужно лишь просить людей прийти и сделать свой выбор.

Неиссякаемый оптимизм - необходимая черта кан­дидата в США, но не у нас (к сожалению). В США анализ избирательных кампаний периода 1948-1984 годов показал, что претенденты, строившие свои выс­тупления в пессимистическом ключе, в 9 из 10 случаев проигрывали выборы. А речи наших кандидатов изоби­луют мрачными рассказами то о прошлом, то о будущем. Как раз это и отвечает умонастроению большинства избирателей.

Обещания

Действительно, политика, в принципе, - это сфе­ра обещаний. Именно риторика этого типа является характерной для политика, поскольку он эксплуати­рует желания людей. Особенно для политика, идущего к власти. Из набора «кнут и пряник» в его распоряже­нии есть только «пряник», тогда как его оппонент мо­жет обладать и тем и другим.

Именно поэтому многие кандидаты так щедры на обе­щания. Явно невыполнимые обещания давали Жириновс­кий, Лебедь, Ельцин и другие.

Наобещали и победили. Те же, кто был скромен по этой части, не обещал (Гайдар, например), проиграли.

Однако после победы на выборах об обещанном забыва­ют, дивные нравственные качества бывшего кандидата как-то незаметно испаряются, и избиратели уже имеют дело с совсем другим человеком. Даже напоминание об обе­щаниях вызывает явное его недовольство.

С помощью средств массовой информации народ пытаются уверить в том, что невыполнение предвы­борных обещаний - дело в политике обычное, мол, такова международная практика и не надо слишком уж драматизировать ситуацию. При этом обычно ссы­лаются на опыт «цивилизованного общества». Напри­мер, американские политологи говорят, что между президентом, распоряжающимся в Белом доме, и его имиджем, создаваемым средствами массовых коммуни­каций во время выборов, есть и должна существовать разница, отсюда и постоянное невыполнение предвы­борных обещаний. Кстати, в этом обвиняли Б. Клинто­на уже во время второй инаугурации.

Подобное положение - обещания и их невыполне­ние - это и наша реальность.

В предвыборном выступлении необходимо «отрегу­лировать» голос кандидат. Сегодня существует масса возможностей компьютерной обработки голоса, кото­рая делает тембр более индивидуальным, ясным и персонифицированным. Известно, что знаменитый низ­кий голос Б. Клинтона - это продукт не только при­роды, но и звукооператоров, работавших с ним еще со времен его губернаторства. Конечно, совершенно ме­нять голос нельзя, кандидат часто проводит встречи в небольших залах, и все «примочки» в них просто не­возможно использовать. Но радио-, телевыступления и другие ответственные встречи с электоратом сегодня уже технически можно озвучивать специально «окра­шенным» голосом. Если, конечно, кандидату не по­везло с узнаваемостью, как Лебедю, Ельцину или Гор­бачеву.

В США, где накоплен огромный опыт предвыборных ба­талий, работа над голосом кандидата поставлена на со­лидную основу. Так, в период скандалов, связанных с Мони­кой Левински, для президента США Билла Клинтона специально устраивались репетиции непосредственно пе­ред началом пресс-конференций, чтобы дать президенту возможность выплеснуть ненужные эмоции. В результа­те уже на самой пресс-конференции Клинтон выглядел абсолютно спокойным и «холодным», что всегда произво­дит приятное впечатление человека, хорошо владеющего собой и ситуацией.

Крайне важен голос диктора, читающего подводки и закадровый текст видеороликов. Этот голос должен стать таким же фирменным стилем избирательной кам­пании, как голос и образ самого кандидата. Разноголо­сица здесь неприемлема. В идеале желательно использо­вать голос одного из известных журналистов, узнаваемого слушателями и зрителями, либо диктора, ведущего новости. Знакомый голос будет облегчать восприятие Ролика и делать его похожим на новостной сюжет, то есть создавать аттракцию.

На завершающем этапе кампании и на радио, и на ТВ следует избегать выступлений в поддержку кан­дидата продолжительностью более одной минуты. Желательно также не перебивать материалами кампа­нии сериалы или художественные фильмы - такая навязчивость настраивает избирателей против канди­дата.

Глава 7

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПИАР

Власть боится тех, кто не боится, и не любит любящих ее.

И. Губерман

Цель государственного пиара - создание образа ком­петентных и эффективно работающих властных струк­тур, которые способны в полной мере решать стоящие перед ними проблемы. Это особенно важно в перио­ды, когда государственным структурам часто нечего предложить, кроме слов. Но они иногда не способны даже порождать нужные слова и в нужное время - ре­зультат их недостаточной компетенции в процессах го­сударственного управления.

Пиар властных структур

Для сохранения и удержания власти самое

подходящее из всех средств - быть любимым,

самое несообразное - внушать к себе страх.

Ведь против ненависти многих людей

не устоять ничьему могуществу.

Ведь страх - дурной охранитель надолго;

напротив, доброжелательность -

охранитель верный и притом всегда.

Основа демократии - информация, включенность каждого отдельного гражданина в жизнь государства.

Население ждет от властных структур решения своих вопросов, а не рассказов о трудностях их решения. Власть - это символ решения проблемы, а не символ колебаний.

Задачи и проблемы

«Библия» американских пиар-специалистов опреде­ляет такие задачи в этой сфере:

1) информирование граждан о деятельности госу­дарственных структур;

2) обеспечение активного участия граждан в госу­дарственных программах (например, в избирательных кампаниях), равно как и поддержка регулирующих про­
грамм (экологических, правовых, борьбы с курением и т.д.);

3) стимулирование поддержки гражданами полити­ков и программ (к примеру, социальной помощи).

Как видим, все три программы вполне подходят и для наших условий. Сюда можно добавить и четвертую задачу: создание благоприятного имиджа государствен­ных структур.

В Великобритании действует весьма важная аксиома пиара, которая подходит и для нас: не только правитель­ство должно работать эффективно, но и все граждане должны быть убеждены в том, что оно работает эффек­тивно.

Как видим, просто хорошей работы недостаточно. Не менее важно признание этой работы населением. Недаром сегодня в устах высших российских чиновников звучит слово «прозрачность». Население хочет видеть своих руководи­телей компетентными и честными, чему способствует от­крытость принятия решений и доступность властных структур для СМИ. В идеале органы власти должны жить, как в аквариуме, выставленном на всеобщее обозрение.

Установлено, что интерес к пиару возникает, когда государство достигает определенной ступени своего экономического развития. Лауреат Нобелевской премии Джон Гэлбрейт писал, что правителям легко держать в повиновении сельское население, тяжелый физический труд которого не дает ему возможности поднять голову. Когда же население перемещается в города, у него по­является новая потребность - быть услышанным. Если с этой точки зрения взглянуть на пиар, то это уже Работа с другой общественностью, не той, к которой власть привыкла. С общественностью, которая имеет право голоса и которую нельзя не информировать. Это сразу обернется против власти.

Государство обязано заботиться о своих гражданах. Даже на негативные события властные структуры должны реагировать в соответствующей форме. Например во время забастовок шахтеров Б. Ельцин сказал в своем радиообращении 22 мая 1998 года: «Забастовки - дей­ственное средство, чтобы быть услышанным».

В СНГ отсутствие доверия к властным структурам мож­но отнести к важнейшим проблемам периода перехода к независимости. По множеству причин население психологи­чески не воспринимает всю вертикаль власти законной. Именно поэтому на страницах газет и всплывают расска­зы о роскошных дачах, квартирах, машинах и счетах в зару­бежных банках власть имущих. Это соответствует мне­нию людей о том, что властные структуры продолжают жить комфортно и на них не распространяется требование «затянуть пояса». Борис Немцов в интервью «Независимой газете» (1998, 25 февраля) говорил о списках российских «оли­гархов»: «Я все-таки нашего главу государства не вклю­чаю ни в какие подобного рода списки. Он человек чистый и незапятнанный. Что вокруг него происходит, это другая история». Характерное высказывание, не правда ли?

Результаты социологических исследований свидетель­ствуют, что когда население не чувствует внимания к себе и к своим проблемам со стороны властных струк­тур, когда отсутствует контроль за их работой со сто­роны населения, его реакцией становятся насильствен­ные действия - забастовки, демонстрации и т.п.

Еще в Древнем Египте требовали бороться с тем, что является символом бюрократической власти. «Чи­новник, который должен выслушивать жалобы посе­тителей, должен делать это спокойно и без злобы, ибо проситель желает более внимания к его словам, неже­ли исполнения того, ради чего он пришел». Пожалуй, мы и сегодня ничего нового не можем добавить к та­кому пожеланию для чиновников.

Особенностью правительственного пиара является необходимость охвата всего населения, а не какого-либо отдельного его сегмента, как это имеет место в случае рекламных кампаний. Сегодня в странах СНГ проявляется «публичная апатия» в отношении выбо­ров, которая была раньше более характерна для Запа­да. Лишь 50 % американцев голосовали в 1986 году, толь­ко 36 % - в 1988-м и максимальное их число - 55% - в 1992 году. Участие населения в выборах каждый раз находится под вопросом. И это тоже задача пиар-специалистов, которая состоит в том, чтобы внушить мас­совому сознанию важность участия в выборах, пока­зать значимость каждого отдельного голоса.

Вопрос об имидже некоторых государственных струк­тур в странах СНГ стоит достаточно остро. Это прежде всего отношение к правоохранительным органам. Ре­зультаты многих социологических исследований пока­зывают, что значительная часть населения не доверяет этим органам, считает их в значительной степени кор­румпированными, а нередко и связанными с крими­налитетом. Налицо, с одной стороны, действительные упущения в работе этих органов, с другой - отсут­ствие программ создания благоприятного имиджа.

Такие программы действовали в советское время. Создавались фильмы, телесериалы. Большой интерес населения вызвали сериалы «Следствие ведут знато­ки», «Семнадцать мгновений весны», фильмы «Дело было в Пенькове», «Деревенский детектив» и другие, рисовавшие положительный образ работников «орга­нов». Массовым тиражом издавались детективы, где работники милиции, суда, прокуратуры, Комитета госбезопасности представали как «чистые руки, горя­чее сердце, холодная голова». МВД и КГБ вручали пре­мии за лучшие произведения, иначе говоря - за наи­более удачные пиар-акции.

А в США имидж ФБР был сформирован конкрет­ным человеком - журналистом Кортни Купером, ко­торому Эдгар Гувер открыл архивы своей «фирмы». В ре­зультате Купер создал 3 книги, написал 4 сценария и множество рассказов. Все это било в одну цель: пока­зать ФБР некоррумпированным, решительным и про­фессиональным. Активно к этой кампании был под­ключен и Голливуд. ФБР также спонсировало создание радиосериалов и даже комиксов о себе.

Фактически директор ФБР Э. Гувер лично руково­дил созданием имиджа своей организации. Из опыта своих взаимоотношений с прессой он сделал два су­щественных вывода. Во-первых, именно пресса из лю­бого инцидента может вытащить на пьедестал почета нового героя, поэтому шеф ФБР сделал так, что имен­но ему приписывали заслугу в проведении любой важ­ной операции. И, во-вторых, пресса основывает свои выводы и комментарии на той интерпретации, кото­рую дает ей первое официальное лицо высокого ран­га, поэтому он всегда был готов к встрече с журнали­стами, когда случалось что-либо чрезвычайное.

Собственно, идею быть первым на информационном поле высказал в свое время министр пропаганды фашистской Германии Геббельс:« Человек, сказавший первое слово миру, всегда прав!». Действительно, во-первых, никто не может оспорить - у него нет данных. Во-вторых, можно всегда находиться в центре общественного внимания, поскольку все последующие говорящие или пишущие на ту же тему вынуждены считаться с первой интерпретацией, сделан­ной официальным лицом. Первая интерпретация также легче проникает в СМИ, поскольку в этот момент ощу­щается дефицит информации, а значит, налицо информа­ционный повод.

Английские писатели Ян Флеминг и Джон Ле Карре со­здали имидж: британской разведки. Спецслужбы вообще ин­тересны в этом смысле, поскольку их закрытый характер позволяет вписывать в их образ любые характеристики. Ведь люди в массе своей не имеют опыта общения с ними, и все, что им известно, они черпают из чьих-то рассказов.

Американцы не были бы самими собой, если бы не обосновали целесообразность соответствующих расходов.

Президент США Р. Никсон, выступая однажды в Совете национальной безопасности по вопросам фи­нансирования оборонных расходов, сказал, что счита­ет 1 доллар, вложенный в информацию и пиар, более ценным, чем 10 долларов, вложенных в систему во­оружений. Ведь последние могут остаться неиспользо­ванными, в то время как информация работает еже­часно и повсеместно.

Информация и пиар в сегодняшнем мире - это и есть основные инструменты управления людьми. Пиар сегодня - это и есть политика.

Имидж правительства важен не только для народа данной страны, но и для народов других стран. Так, выступавший перед студентами Киевского университета вице-президент одной американской компании, работающий в области пиара, в качестве примера вы­полненных заказов назвал изменение имиджа колум­бийского правительства в глазах американцев. Связав это правительство в общественном мнении с наркома­фией, США перестали оказывать ему помощь. Колум­бийцы поручили провести пиар-кампанию с целью улучшить имидж их правительства, и помощь в ре­зультате возобновилась.

9 апреля я побывала в студии радиостанции "Столица", где проходит запись обращений к изибрателям кандидатов в депутаты Минского городского и Минского областного Советов.

Уже на станции выяснилось, что выступление должно длиться не более 5 минут, поэтому подготовленную и отрепетированную заранее речь пришлось редактировать и урезать уже на месте - на все про все 15 минут. Это оказалось для меня неприятной неожиданностью.

Спасибо сотрудникам радиостанции - понимая волнение и неопытность многих кандидатов, они ободряли, давали полезные советы, ну и, в целом, демонстрировали корректность и профессионализм, что приятно. К вопросу о волнении: оно настолько велико, что некоторые кандидаты с ним не справляются и вовсе не являются на запись. Например, два человека, чьи записи были назначены прямо передо мной, на радиостанцию так и не пришли.

Полный текст моего радиообращения:

Здравствуйте, уважаемые радиослушатели,

Меня зовут Ирина Викторовна Пташник. Я кандидат в депутаты Минского городского совета по двадцать девятому участку Западного избирательного округа.
Я надеюсь, что меня сейчас слышат мои избиратели - жители микрорайонов «Запад» и «Сухарево», чьи дома расположены на улицах Янковского, Шаранговича, Горецкого, Ширмы, Школьной, Новой, Ковалева, Кузнечной, Колхозной, Мачульского, Одинцова, Якубовского, Притыцкого, Бурдейного, Лобанка, на Торговом переулке или переулке Тимошенко.
Многие из вас уже видели мои информационные листовки на стендах, мою страничку в Интернете и знакомы с моей биографией. Тем не менее, я думаю, что не будет лишним еще раз вкратце затронуть основные факты. Итак, семнадцатого апреля я отмечу свой день рождения, мне исполняется пятьдесят три года. У меня двое взрослых детей. Я имею высшее образование. После окончания техникума транспортного строительства я мастером пришла на строительство аэропорта Минск-2, также участвовала в строительстве Дворца железнодорожников и многих других столичных объектов. Я поступила на заочное отделение Белорусского политехнического института по специальности «Экономика и организация строительства», после чего трудилась в должности инженера в строительных организациях Минска. В начале девяностых, как и многим тогда, мне пришлось переквалифицироваться и я освоила профессию бухгалтера. Сейчас я занимаю должность главного бухгалтера в организации, специализированной на поставках оборудования и строительстве водоочистных сооружений. Кроме того, в две тысячи шестом году я была избрана председателем строительного кооператива номер четыреста девяносто девять. Эта моя вторая работа, несмотря на все трудности, приносит мне большое удовлетворение. Некоторые вещи, совсем простые на первый взгляд, на самом деле требуют колоссальных временных затрат, организационных усилий, не говоря уже о материальных вложениях. Свежевыкрашенное крыльцо в своем доме или новый линолеум на своем этаже многие воспринимают как данность, и даже не подозревают, какое тщательное планирование потребовалось, как изыскивались средства для оплаты расходов, как шли переговоры с подрядчиком, какой контроль необходим и какое терпение требуется, чтобы довести начатое до конца. Пройдя все это лично, мне, поверьте, трудно было сдержать горделивую улыбку, когда я принимала подъезды наших домов после проведения косметического ремонта. Ведь это был первый ремонт в наших домах за почти полные двадцать лет!
Я живу на «Западе» уже более двадцати лет, здесь выросли мои дети, здесь живут друзья и соседи, я искренне люблю наш район и считаю его родным, но я вижу и многие недостатки, которые можно и нужно исправить. Я уверена, что в качестве депутата буду полезна своему району и городу в целом. Поэтому я с радостью приняла инициативу своего выдвижения. Пользуясь случаем благодарю всех за поддержку и надеюсь, что в дальнейшем Вы также окажете мне свое доверие и проголосуете за мою кандидатуру в день выборов.

Дорогие друзья,
Избирательная кампания набрала обороты. Напечатаны листовки, организованы встречи. Кандидаты сформулировали и изложили свои предложения - настала пора избирателям подумать о своем выборе.

Выбор своего представителя в местном совете - задача, к которой правильнее всего подходить с позиций здравомыслия и практичности. А это значит, что, оценивая программу кандидата, мы должны одновременно оценивать и его компетентность, образование, профессионализм, опыт, личные качества, все вместе необходимые, чтобы предложения и обещания претворялись в жизнь, а не оставались пустыми прожектами.

Своей первейшей задачей как депутата Минского городского совета я вижу работу по улучшению качества жизни в «спальных» районах нашего города. Я готова предложить практичные и эффективные, а главное КОНКРЕТНЫЕ решения, таких наболевших проблем, как:
- нехватка мест для парковки и проезда автомобилей во дворах.
- обустройство зеленых зон, по-настоящему пригодных для прогулок и отдыха.
- развитие инфраструктуры районов.
Во многих случаях такие простые и малозатратные меры, как организация сквозных проездов, расширение дворовых проездов за счет разумного сокращения зеленой зоны, грамотная расстановка объектов и сооружений дворовой инфраструктуры, могут если не решить проблему, то, по крайней мере, серьезно облегчить ситуацию.
Резервом, который может быть задействован, в том числе для решения проблемы нехватки мест для проезда и парковки автомобилей во дворах, могут стать площади, высвобожденные в ходе продуманных сокращений и перепланировок зеленых зон. Ведь в ряде случаев разумное сокращение таких зон и их переустройство (по примеру крупных европейских городов) в формате меньших по размерам, но более эффективно освоенных площадок, аллей и скверов - является идеальной альтернативой. При этом расходы на подобные обустройства в виду малых размеров площадей, подлежащих качественному освоению, относительно невысоки, и кроме того, могут быть снижены еще при условии инициативного вовлечения в работы по благоустройству местных жителей.
Для оценки возможности реализации своих предложений я, в качестве одной из первых депутатских инициатив, намерена предложить городскому Совету проведение первичного аудита дворовых территорий.
Еще одним направлением для приложения усилий я вижу развитие инфраструктуры районов.
Качество городской жизни, безусловно, зависит от развития инфраструктуры. При этом важно избегать однобокого восприятия, понимая, что речь идет не только о таких важнейших объектах социального назначения как поликлиники, школы, детские сады, но и о коммерческой инфраструктуре: магазинах, кафе, спортивных клубах, бассейнах, кинотеатрах - которые также выполняют свою полезную функцию, обеспечивая комфорт и стандарты проживания. И если первые - забота государства, то развитие вторых - может и должен обеспечить бизнес. Поэтому свою депутатскую позицию я вижу в нахождении верного баланс интересов с целью обеспечения динамичного социального и экономического развития нашего района и города. Я намерена активно участвовать в обсуждениях, анализировать предложения исполнительной власти, а также инициативы Совета, привлекая все свои знания и опыт.

Высшее образование в строительстве и в экономике, большой практический опыт, в том числе административной и общественной деятельности в качестве руководителя крупного жилищного кооператива, позволяют мне уверенно ориентироваться в хозяйственно-экономических, политических и общественных процессах, оценивать перспективы и принимать взвешенные решения, последовательно реализуя полезные идеи и всемерно отстаивая интересы своих избирателей.

Я снова и снова обращаюсь к своим избирателям, жителям минских микрорайонов Запад и Сухарево. Мы все друзья и соседи! Я призываю Вас двадцать пятого апреля прийти на избирательные участки и проголосовать за меня. Я надеюсь, что активная жизненная позиция, здоровый оптимизм, компетентность и профессионализм найдут себе достаточно сторонников.

Желаю всем здоровья и благополучия. Это была Пташник Ирина Викторовна, кандидат в депутаты Минского городского совета по двадцать девятому избирательному участку Западного округа.

Для того чтобы воспитать политически грамотное новое поколение, у которого будет ответственность не только за свои поступки, но и за всю страну в целом, в рамках школьной программы по праву в учебных заведениях все чаще стала проводиться игра под названием « школы».

Данное мероприятие рассчитано на то, чтобы показать подрастающему поколению, насколько важно их мнение и с какой серьезностью нужно подходить к вопросам государственной важности.

На какую аудиторию рассчитан данный проект?

Игра «Выборы президента школы» проводится в рамках учебного заведения, ее участниками автоматически становятся учащиеся с 1-го по 11-й классы, а также все педагоги, включая директора и завучей.

У каждого ребенка в данном случае появляется за ту или иную кандидатуру. И задачей педагогов является объяснение детям, как правильно проголосовать. Основной акцент необходимо делать на то, что не стоит при выборе отталкиваться от чьего-то мнения, нужно мыслить только самому и учиться принимать правильное решение.

Кандидаты на пост президента

Из представителей 9-10-х классов выбираются кандидатуры, претендующие на пост президента. Представители 11-х классов не рассматриваются, поскольку у них имеется важная задача - успешно сдать выпускные экзамены.

Кандидатур должно быть немного, по 1-2 человека от каждого класса, в данном случае рассматривается количество параллелей в школе. Поскольку дети еще только учатся быть ответственными гражданами своей большой страны, при сильно большом объеме участников у ребят пропадает интерес к тщательному изучению их программ.

Кандидатом на пост может стать любой ученик школы из старших классов, который соответствует следующим критериям:

  • хорошо учится;
  • придерживается активного образа жизни;
  • обладает лидерскими качествами в классном (школьном) коллективе;
  • способен защищать и отстаивать интересы других учеников.

Мероприятие «Выборы президента школы» должно быть максимально приближено по своему содержанию к истинной процедуре выборов.

Основные этапы проведения игры

Как и в любой игре, проводимой в учебном заведении, у данного проекта существуют основные этапы проведения, которые носят взрослые названия. К ним относят:

  • Ознакомление учащихся школы с избирательным правом. Этот подготовительный этап может быть как индивидуального плана (проводится в каждом классе отдельно), так и общего характера (в виде общешкольного классного часа).
  • Выдвижение кандидатов, проведение агитации, сбор подписей, регистрация кандидатов - все это относится к основному этапу мероприятия под названием «Предвыборная кампания».
  • Участие в выборах, подсчет голосов, объявление победителя - это заключительный этап под названием «Голосование».

Игра данного плана проводится на протяжении 10 учебных дней.

Школьные выборы

Прежде чем начать игру, педагог-организатор должен знать, как провести выборы президента в школе. Вначале должна быть объявлена дата выборов и число, до которого все претенденты на данный пост обязаны подать свои заявки. Далее создаются два вида избирательных комиссий - в классах (окружные) и общешкольная (центральная). Именно они являются основными организаторами выборов. Учителю-организатору нужно помнить о том, что игра должна быть максимальным образом приближена к реальным условиям проведения, а следовательно, членами избирательной комиссии не могут быть родственники и друзья кандидатов.

После того, как решены организационные вопросы, наступает следующий этап - регистрация участников, претендующих на пост президента школы.

Последним шагом в этом мероприятии являются сами выборы, которые включают тайное голосование, подсчет голосов и объявление победителя. После этого он должен произнести торжественную речь президента школы на выборах.

Предвыборные мероприятия в школе

Для того чтобы данная игра проходила успешно и вызывала у детей желание принимать участие, необходимо их промотивировать, рассказав о том, с какой целью проводятся выборы президента школы. Предвыборная программа должна быть у каждого кандидата. Она отражает основные проблемы школы, с решением которых будущий президент должен работать непосредственно.

Кроме того, нельзя забывать о том, что проводятся выборы президента школы. Предвыборная программа должна быть лаконичной и понятной любому школьнику вне зависимости от его возрастной категории. Ее содержание может быть приблизительно следующим:

  • Успеваемость - главный аспект школьной жизни.
  • Создать комитет по оказанию помощи для неуспевающих.
  • Проведение мероприятий, связанных с
  • Введение штрафных санкций для учеников с правонарушением (опоздание, нецензурные выражения, отсутствие ученической формы, отсутствие второй обуви).
  • Создание доски почета под названием «Гордость нашей школы», где будут расположены фотографии лучших учеников за текущий период.
  • Введение рейтинговой активности классов (по успеваемости). Рейтинг будет учитываться по окончании учебной недели и вывешиваться на специальный стенд для всеобщего обозрения.

Оформление помещения для проведения мероприятия

Безусловно, для того чтобы среди детей не было желающих не принимать участия в мероприятии, нужно правильно оформить помещение. Для этого каждый кандидат должен создать свой плакат на выборы президента школы, где должна быть размещена его фотография и основные приоритеты предвыборной программы.

Кроме того, в фойе школы можно повесить специальный календарь, при помощи которого будут отсчитываться дни до проведения голосования.

В коридорах школы необходимо развесить лозунги на выборы президента школы. Они должны быть краткими и призывать всех участников образовательного процесса принять участие в данном мероприятии.

Как провести день голосования?

При наступлении дня голосования в школе должны быть созданы кабинки для тайного голосования и ящики, куда проголосовавшие опускают свои бюллетени. Лозунги на выборы президента школы все убираются из коридора, в данный день в них уже нет необходимости.

В кабинке для тайного голосования можно разместить плакат «На выборы президента школы!», где будут размещены фотографии всех кандидатов с указанием их фамилии и имени. Это делается для того, чтобы ребенок правильно мог отдать свой голос, поскольку детям, особенно малышам, свойственно путать фамилии, тем более в тех случаях, когда они созвучны.

Как правильно проводить агитацию?

С чего начинаются выборы президента школы? Агитация учащихся занимает одно из основных мест. Поэтому ее нужно качественно спланировать. Проводить агитационные мероприятия можно на переменах. Будущий президент может привлекать учащихся интересными конкурсами, развлекательными программами.

В послеурочное время между кандидатами могут проходить дебаты. Речь будущего президента на пути к победе - ключевой момент. Чтобы привлечь учащихся, кандидат должен выступать уверенно, предлагать конкретные действия для решения возникших школьных проблем. Пример: «Я обещаю, что став президентом школы, буду способствовать уменьшению количества низких оценок в аттестатах. Будут организованы группы взаимопомощи. Более успешные ребята будут работать с отстающими по основным предметам».

Не менее важен лозунг будущего президента. Удачные примеры:

  • «Построим школу, в которой хочется учиться!»
  • «Учителя и учащиеся - единая семья!»
  • «На уроки, как на праздник!»

Президент - это школьник с лидерскими качествами, который будет взаимодействовать с педагогическим составом во благо учебного процесса.

Выборы президента школы пройдут интересно, если правильно подойти к вопросу организации.

Послесловие

Безусловно, речь президента школы на выборах является самым торжественным моментом. Поэтому она должна быть четко продуманной и включать такой основной аспект, как клятву президента перед своими избирателями.

Педагогам как можно чаще стоит проводить такого рода мероприятия. Дети, играя, учатся быть ответственными гражданами своей страны. А ведь именно от них зависит наше будущее. Выборы президента школы - увлекательное мероприятие. И к его планированию стоит отнестись с максимальной ответственностью.