Что означает Пасха и символы, связанные с праздником (кулич, яйцо). Символы пасхи

Пасха – большой церковный праздник, о котором каждому из нас известно ещё с детства. К торжеству красят яйца и пекут вкусные куличи, которые принято освящать в церкви. Но вот, что означают кулич и яйца на Пасху, известно далеко не всем. Попробуем разобраться со всем по порядку.

Что означает слово «Пасха»?

В христианском понимании слово «Пасха» обозначает переход от смерти к жизни, от земного – к небу. За сорок дней до наступления праздника верующие соблюдают строгий пост, а затем отмечают воскрешение Иисуса и победу жизни над смертью.

Иудеи произносят слова «Пасха» как «Песха» ‒ это еврейское слово означает «миновал, или прошел мимо». В их понимании Пасха – это освобождение еврейского народа от египетского рабства.

Пасха: что означает праздник

Для каждого верующего человека Пасха – главный церковный праздник, несущий надежду и веру в лучшее. Появился он задолго до рождения Иисуса Христа. Изначально праздник имел значение только для еврейского народа, который на протяжении многих лет находился в египетском плену. Несмотря на это, вера в освобождение жила в сердцах пленников.

Еврейский пророк Моисей и его брат были посланы для того, чтобы спасти людей. Моисей явился к фараону и пытался убедить его отпустить людей. Но, как он ни старался это сделать, всё было тщетно. Египтяне не верили в Бога и поклонялись своим божествам. Чтобы доказать существование Господа и его могущество, на народ Египта обрушилось девять страшных казней.

Во время последней казни, ночью, должны были быть умерщвлены все первенцы мужского пола среди животных и людей. Чтобы эта ужасная кара не коснулась евреев, им нужно было заколоть по годовалому ягнёнку мужского пола. Его кровью нарисовать на двери метку, а мясо запечь и съесть в кругу семьи. После этого Пасха в еврейском понимании обозначает миновавшая или прошедшая мимо беда.

Произошедшие страшные события сильно напугали фараона, и он отпустил пленников. После чего евреи стали отмечать освобождение от рабства, а праздник получил название Пасха.

Новозаветную христианскую Пасху установили апостолы, вскоре после воскресения Иисуса Христа. Тогда праздник наполнился новым смыслом, и стал обозначать победу жизни над смертью. Изначально праздник был посвящён воспоминаниям о смерти Спасителя. В V веке церковью были пересмотрены сроки и правила празднования. Тогда Пасха и стала отмечаться как торжество Воскресения Христова.

Что означают яйцо и кулич на Пасху?

Главными атрибутами языческой Пасхи являются крашенки и кулич с глазурью. Существует мнение, что символы были позаимствованы у язычников, поклоняющихся богу плодородия. Именно ему пекли куличи, по внешнему виду напоминающие фаллос. Верхушку красили белым цветом, символизирующим сперму, и посыпали зерном, знаменующим плодородие. Рядом с куличом клали два куриных яйца, чтобы дополнить картину.

Ещё до появления Христа яйцо считалось прообразом Вселенной. Оно символизировало возрождение природы после зимней спячки, жизнь и плодородие. Древние египтяне дарили друг другу яйца, празднуя наступление Весны.

Традиция окрашивать яйца в красный цвет появилась при жизни Марка Аврелия. Существует легенда, что когда философ появился на свет, одна из кур его матери снесла яйцо, скорлупа которого имела красные вкрапления. Это было истолковано как знак, что родился будущий император. Позже у римлян появился обычай посылать друг другу в качестве поздравления крашеные яйца.

В красный цвет принято красить яйца на Пасху. Причин возникновения такой традиции существует несколько:

  1. Считается, что красное пасхальное яйцо как бы окрашено кровью Христа.
  2. По другой легенде, после смерти Спасителя, семь иудеев собрались вместе, чтобы отпраздновать это событие. На столе, помимо разных блюд, находились вареные яйца и жареная курица. Один из присутствующих сказал, что Иисус по слухам должен воскреснуть, на что хозяин дома ответил: возможно только в том случае, если яйца станут красными, а курица оживёт. Что собственно и произошло, став доказательством существования и могущества Господа.
  3. По третьей версии, после смерти Христа его последователи разбрелись по миру, чтобы сообщить людям о том, что Спаситель скоро воскреснет, и жизнь победит смерть. С этой же новостью к римскому императору Тиберию пришла Мария Магдалина. В подарок она преподнесла ему яйцо – символ воскрешения Иисуса. Но что император ей ответил, что как яйцо из белого не может стать красным, так и покойник не может воскреснуть. В этот же миг яичная скорлупа покраснела.

На Пасху принято красить яйца в разные цвета, но традиционным является красный, олицетворяющий жизнь и победу.

Освящение кулича на Пасху считается исторической ошибкой и религиозной безграмотностью. Блюдо это признано языческим. Однако традиция печь пасхальные куличи и красить яйца настолько плотно вошла в нашу жизнь, что люди порой даже не задумываются о том, что означают эти праздничные атрибуты.

Видео: Пасхальный кулич — языческий фаллический символ

Пасха является самым главным и важным праздником Православной Церкви. Для верующих очень важны традиции и ритуалы, пришедшие к нам из далекой истории. Кулич является одним из главных яств пасхального стола.

Этот десерт является символом, напоминающим воскрешение Христа. По преданию Иисус после воскрешения отведал преподнесенную пищу с апостолами. Также в Библии сказано, что ни один из апостолов не садился на центральное место в середине стола. Перед этим местом они ставили свежеиспеченный хлеб.

Этот обряд заложил дальнейшую традицию оставлять свежеприготовленный ароматный хлеб в церкви. На нем обязательно должен быть изображен крест с терновым венцом, который был на мученике Христе. Однако сам Иисус изображен не был, что символизировали его воскрешение. Тем самым верующие указывали на преодоление смерти, победу на ней.

Этот хлеб традиционно носили священники вокруг церкви, а затем выкладывали на большом столе монастыря. В субботу, когда пришедший в храм получал благословение, он получал кусок такого хлеба.

Этой версии придерживаются многие верующие, однако историки утверждают, что куличи выпекали еще до появления Христианства на Руси, во времена язычества. Куличи тогда символизировали совершенно далекие от вероисповедания вещи.

Происхождение Кулича
Слово «Кулич» происходит от слова «КоЛаЧа», что означает «Ча»- дитя, «Кола»- солнце. В Древней Руси солнце называлось «Коло» или «Кола». Пасхальный кулич является символом обряда Пасхи или Паски. Известно, что традиция освещать кулич и преподносить его в качестве угощения в честь празднования Пасхи имеет как христианское, так и языческое происхождение.

Еще в Древней Руси было принято заканчивать мессу всеобщим угощением хлебом, сладостями и вином, которые были освещены во время проведения службы. Эта традиция укоренила обычай освещения даров во время причастия, а также ввела другой обычай - проведение пасхальной трапезы, в которой главное место занимал кулич.

История гласит о том, что кулич символизирует незримое присутствие Христа, которому в середине стола всегда оставляют свободное место, напротив которого ставят освещенный кулич. Традиция выпекать специальный хлеб также основана на символизации в преддверии весны грядущих посевных работ. Поэтому было принято замешивать дрожжевое кислое тесто, из которого пекли хлеб. Его приносили в жертву плодоносной земле, которая должна была дать хороший урожай. Этот хлеб также приносили в жертву, чтобы справиться со стихиями и вымолить хорошую погоду и большой урожай.

В итоге активного взаимодействия, христианская и языческая культуры сплелись, объединив свои традиции и обычаи. Таким образом, кулич издревле считался обрядовым хлебов, символизирующим плодородие. У русских народов известно два названия этого хлеба - это «пасха» и «кулич». Существует также мнение, что название «Кулич» пришло из греческого языка и обозначало «Крендель». Это название было распространено среди городских жителей, а для крестьян хлеб носил название «Паска» или «Пасха». Этот пирог имел разную форму, к примеру, в Вологодской области Кулич выпекали в виде раскрытого пирога, но традиционно его делали высоким, с характерной верхней частью, украшенной белой глазунью, с изображением креста.

В тесто традиционно добавляли яйца, масло, муку грубого помола и зачастую дрожжевую основу. Тесто для кулича принято было делать постным, без излишеств. В преддверии Пасхи очень важным обычаем для каждой хозяйки являлось вымешивание теста и выпекание кулича, именно от этого обряда зависела судьба всей семьи. Существовало поверье, что если кулич получился высоким, пышным и красивым, то впереди плодородный год, хорошие события и здравие всей семьи. А если кулич получился клеклым, «расплылся» по печи и корка растеклась, то жди несчастий, болезни и смерти кого-то из родных.

Известно, что кулич наделяли большим значением и силой, именно поэтому крестьяне традиционно использовали каждый кусочек кулича. Верхняя часть кулича наделялась особой силой, поэтому ее старались сохранить. Обычно хозяйки пекли несколько куличей, каждый из которых был предназначен для определенных целей. Один из куличей пекли, чтобы отнести в церковь, другой - для «засевальных» обрядов, ну а третий - для семейного стола.
В Сибири было принято выпекать кулич не вместе со всеми, а в другой день. Готовили куличи в сибирских семьях из ржаной муки, при этом тесту давали подкиснуть и выпекали его в виде коврижки, украшенным крестом. Этот кулич готовился для моления священника, который приходил в дом, выкладывал свои освещенные иконы и проводил моления. Кулич традиционно клали под иконы и дожидались окончания молений. Кулич отдавали священнику в качестве благодарности за проведенные мольбы.

Хранить кулич до дня засева, прикрыв салфеткой, принято было в Вологодской области. В день засева принято отрезать несколько кусков от кулича и положить в семена, чтобы они максимально взошли. В то время верхушку традиционно съедалхозяин, что тоже должно было увеличить урожай.

Остатки кулича никогда не выбрасывали, их использовали во время гаданий. В те времена большое значение для людей играл урожай и хозяйство. К примеру, если не удавалось размножать лошадей, оставшиеся кусочки кулича заворачивали в тряпочку и подвешивали в конюшнях, в качестве символа плодородия. По истечению шести недель, ткань разворачивали и смотрели какого цвета появились черви. По преданию рожденный жеребенок будет такого цвета.

Приготовление пасхального кулича
Издавна выпекание куличей считается настоящим традиционным обрядом. У каждой хозяйки были свои хитрости выпекания вкусного кулича, которые традиционно передавались из поколения в поколение, от матери - к дочери. Кулич считался удачным, если он получался высоким, воздушным и мягким. Качественный кулич обычно сохраняет свою мягкость и воздушность в течение длительного времени.

Выпекали куличи традиционно в специальных металлических ведерках - формах для русской печи. Форму обычно смазывали жиром и заполняли на треть, так как тесто обычно увеличивается в объеме в два раза. Готовые ароматные куличи украшали глазурью, крестами, различными сладостями - это могли быть сушеные фрукты, орехи, сахарный мак или наиболее распространенным является крашеное пшено. Именно последний вариант считался классическим вариантом украшения.

В русской народной кухне можно найти множество рецептов куличей, которые выпекают современные хозяйки в духовке, стараясь сохранять традиционные обряды. Выпекают обычно в алюминиевых формах, которые вмещают 1 −1,5 литра. Прежде всего, следует найти подходящий рецепт и приступить к замешиванию теста.
Для этого понадобится семь яиц, 15 грамм сухих дождей или 45 грамм свежих дрожжей, килограмм муки, 250 грамм маргарина, 300 грамм сахарного песка, столько же изюма, одна чайная ложка ванилина. Для глазури понадобится два белка и 150 грамм сахара.
Прежде всего, следует замесить опару, добавив в теплое молоко растворяемые дрожжи. Далее добавить в опару 500 грамм муки, все тщательно размещать. Поставить опару следует в теплое место примерно на 15-20 минут. Опара считается готовой, если она увеличилась в два-три раза. Далее отделить белки от желтков, при этом желтки взбить с сахаром «до бела». Белки же следует взбить с добавлением небольшого количества соли.

Когда опара дойдет вмешать взбитые желтки, перемешать. Затем добавить маргарин или масло, с учетом рецепта и добавить взбитые с солью белки. Все аккуратно перемешать и постепенно добавить оставшуюся муку. Тесто должно получиться не очень крутым, но и не жидким. Тесто не должно прилипать к рукам. Вымешанное тесто следует поставить в теплое место примерно на час.

Пока тесто поднимается, замочить сухофрукты, изюм на 10-15 минут и высушить. Далее добавить в поднявшееся тесто начинку и опять вернуть в теплое место. Пока тесто подходит, форму следует смазать маслом или жиром. Поднявшееся тесто выложить в форму лишь на треть, чтобы она могло спокойно подняться. Форму накрыть салфеткой и снова дать тесту подняться.

Как только вы увидите, что тесто снова поднялось, форму следует поставить в духовку и выпекать при температуре 100оС. Через 10 минут следует увеличить температуру до 180оС и продолжать выпекать кулич до готовности.

Примерно через 30-40 минут кулич нужно проверить с помощью зубочистки. Если кулич готов, его следует достать и накрыть салфеткой, оставить остывать. Далее следует приготовить глазурь. Для этого следует взбить белки с одной щепоткой соли, далее постепенно в пену ввести сахар или сахарную пудру. На готовый кулич нужно выложить глазурь и посыпать украшением на ваш выбор. Это может быть традиционная цветная пшенка, орехи, кокосовая стружка и т.д.

Советы по приготовлению кулича
Чтобы кулич получился удачным, следует соблюдать некоторые советы. При замешивании теста следует добиться правильной консистенции. При этом тесто не должно быть жидким, в этом случае куличи расплывутся и не поднимутся. Но при этом тесто не должно быть густым, так как кулич из такого теста получится тяжелым и быстро высохнет, зачерствеет.

Готовый кулич при разрезании не должен приставать к полотну ножа, если это происходит, значит, кулич не допекли. Вымешивать тесто следует долго, до тех пор, пока оно не перестанет прилипать. Следует избегать сквозняков и прохладных мест, при выборе места для подхода дрожжевого теста. Температура должна быть не ниже 35оС.

Готовый кулич следует смазать смесью из одного яйца и столовой ложки воды. Затем смазать сливочным маслом и посыпать сухарями, сахаром или ореховой крошкой. Кулич советуют выпекать в духовке с наличием емкости с водой. Время выпекания зависит от веса теста: 1 килограмм теста выпекают 45 минут, 1, 5 килограмма следует выпекать в течение одного часа, а кулич, массой 2 килограмма - 1, 5 часа.

Если при выпекании кулич сверху начал немного пригорать, его следует накрыть специальной бумагой для выпекания или фольгой.Когда кулич приготовится, его следует аккуратно вынуть из духовки и перевернуть на бок. Именно в таком положении его рекомендуют остужать.

Было принято ставить много теста, так как считали, что в большом количестве оно лучше поднимается. В тесто для куличей также клали много яиц, масла и сахара. Хозяйки знают, что в этом случае куличи получаются вкусными, мягкими и сладкими в течение долгого времени.

Традиционно куличи на Руси выпекали круглой формы, украшенным крестом. Тесто по обычаю ставили вечером с четверга на пятницу. Выпекали куличи обычно в течение пятницы, а на следующий день вся семья несла куличи в церковь, чтобы осветить их. Либо приглашали в дом священника провести молитвы. Пасхальные куличи кушают на протяжении всей пасхальной недели.

Приближающийся праздник Пасхи неизменно ассоциируется у нас с куличом. Высоким, сдобным, политым сверху сладкой помадкой. Именно такие куличи и носят сегодня освящать в церковь в великую субботу. Но вот вопрос: всегда ли они были такими?


Задуматься об этом можно было бы, даже исходя из простого соображения. Сегодняшняя кружевная сдоба - не такое уж и древнее завоевание кулинарной практики. Понятно, что несколько веков назад русская выпечка такой быть не могла. Да, кулич всегда был праздничным изделием, делался из пшеничной муки (дорогой и не сильно доступной). Но по вкусу, вероятнее всего, он напоминал тогда своего «близкого родственника» - калач.

Кстати, это созвучие - возможно случайно. Ведь слово «калач» - это производное от славянского "коло" (круг, колесо, кольцо). Буква "а" появилась в результате падения редуцированных гласных и закрепления «аканья» на письме. А «кули́ч» произошло от греческого κουλλίκι(ον) и κόλλιξ, что означает «хлеб круглой или овальной формы». Что, впрочем, не отменяет гипотезы о том, что оба эти названия происходят от более древней словоформы, означающий «круглый».

Но каким же был тот старый кулич? Ведь, согласитесь, трудно предположить, что в крестьянской избе даже в начале XIX века были специальные формочки (глиняные, медные?) для выпекания этого изделия. Их, конечно, не было. А вот восстановить вид того кулича вполне возможно. Попытаемся распутать эту кулинарную загадку.

Помогут нам в этом и поварские книги, и старые словари, и живопись русских художников.

Отсутствие отечественных кулинарных книг до конца XVIII века не позволяет разобраться в тонкостях рецепта. Однако, очевидно, что еще 200 лет назад кулич в России выпекался без формы. Он был подовый, т.е. готовился либо на «поду» в печи, либо на противне. Этот тип кулича сохранился надолго. Собственно еще в первой половине XX века в деревнях нередко его таким и пекли.

А уж в веке XIX подовый кулич упоминается даже в самых известных кулинарных книгах. Вот, к примеру, «Санкт-Петербургская кухня» Игнатия Радецкого (1862). Обратите внимание - «раскатать тесто… сложить на подслоенный маслом плафон»:


Слово «плафон» несколько настораживает. Может быть, это и есть сегодняшняя формочка для кулича? Однако, нет. Как сообщает нам Исторический словарь галлицизмов русского языка (М., 2010), «плафон» - это «устар., кулин. Большое металлическое плато для жарки в печи» . Там же есть ссылка на «Альманах гастрономов» Радецкого: «Ниже полок кругом стены <кухни> столы с подножками, на подножках ставятся плафоны, противни, листы и тому подобное » (Радецкий 1852 1 с. IX).

Подовые куличи остались не только в книгах. Их изображения мы находим в живописи тех лет. Обратили внимание на верхнюю иллюстрацию? Это написанная в 1891 году картина Николая Пимоненко «Пасхальная заутреня в Малороссии». А теперь присмотримся повнимательнее к ее фрагменту:

Не правда ли, совсем не напоминает сегодняшний кулич? Кто-то скажет: "Ну, это же «Малороссия», в России-то было совсем не так". И ошибется. Поскольку написанное уже по российской действительности полотно Владимира Маковского «Молебен на Пасхе» (1887) лишь подтверждает общее правило.


Обратим внимание на фрагмент этой картины. Яйца и подовый кулич:

Или еще один пример:


Журавлев Ф.С. Пасхальное угощение (до 1901 г.)

Посмотрим-ка подробнее фрагмент. Под салфеткой явно кусок кулича (а какая еще хлебная выпечка может быть на пасху?). И кулич этот выпечен не в форме.

А вот и пасхальная открытка начала XX века. Что лежит на столе рядом с крашеными яйцами? Правильно - подовый кулич:


Традиция эта не умерла у нас и позже. Когда, казалось бы, с формами для куличей никаких проблем уже не было. Вот перед вами картина художника Ивана Владимирова (1869-1947). Это же ведь не хлебный каравай в окружении пасхальных яиц?


Владимиров И. С заутреней


В отличие от сегодняшнего кулича тесто у подового было более плотное, а не «кружевное». И если Радецкий описывает его в изящной кухне, то, скажем, П.Андреев приводит его рецепт в своей книге «Дешевый русский стол» (СПб., 1898), рассказывая о вполне "демократическом" меню небогатой публики:

Но когда же кулич приобрел сегодняшнюю форму? Ответ на этот вопрос будет непростым. Потому, что процесс этот был длительным в нашей кухне. Для начала попробуем разобраться, что из другой выпечки напоминает нам сегодняшний праздничный высокий кулич? Правильно - бабу, бабку (ее часто называют и ромовой бабой). Это в советские времена ром-баба была маленькой сдобной булочкой с изюмом, помещающейся в ладони. А в классическом виде это вполне сравнимое с куличом изделие.

И биографию свою оно ведет из XVIII века. Считается, что именно повар свергнутого польского короля Станислава Лещинского Николя Сторер в 1720-х годах привез во Францию рецепт «бабы». Ценитель хорошей кухни, Лещинский окунул как-то эльзасский kouglof (показавшийся ему сухим) в вино. Результат впечатлил его. А новый десерт был назван по имени любимого героя короля - Али-Бабы. Версия с этим названием, хоть и описывается в литературе, - не факт, что достоверна. Ведь, слово «баба» или «бабка» встречается и в русской, и в украинской кухне и к Али-бабе никакого отношения не имеет. Но за давностью лет проверить это уже невозможно.


Сегодняшняя ромовая баба из кондитерской Pâtisserie Stohrer в Париже
(фото Гелии Делеринс)


Так вот, по заказу Лещинского королевский повар Сторер, усовершенствовал рецепт - стал использовать для приготовления бабы тесто для бриошей с добавлением изюма. Такая баба-бриошь выпекалась с шафраном, пропитывалась малагой и подавалась вместе с кондитерским кремом, изюмом и свежим виноградом.

Известный гастроном француз Брийя-Саварен спустя несколько десятилетий усовершенствовал блюдо. Из-под его умелых рук вышла известная нам «Ромовая баба» (Baba Au Rhum). Он придумал особый ромовый сироп, которым пропитывал бабу вместо вина, и назвал свое угощение «Baba Au Savarin». Десерт приобрел во Франции большую популярность, однако название прижилось то, которое известно нам до сих пор - ромовая баба.

Довольно скоро с иностранными поварами ром-баба проникает и в Россию. Впервые о ней можно прочесть в изданном в 1795 году «Словаре поваренном, приспешничьем, кандиторском и дистиллаторском». А к середине XIX века - это уже вполне привычный десерт на русском столе. Хотя память о его происхождении бережно сохранялась. Вот, к примеру, в изданной в 1862 году «Петербургской кухне» Игнатия Радецкого рецепт так и называется - «баба короля Станислава»:

Утвердившись среди российской публики, это блюдо начало расширять свои границы. И естественным образом вошло в коллизию со старинным куличом. Логика этого процесса понятна. Ведь, люди всегда стремились сделать кулич как можно более праздничным, насыщенным, скоромным. С этой целью туда добавляли и яйца, и сахар, и сухофрукты, использовали отборную пшеничную муку. Добивались мягкости и сдобы. И тут появляется эта «баба». Вот он, казалось бы, идеал самого что ни на есть изящного кулича, да еще пропитанного вином, ромом. Так постепенно и происходила «замена» одного блюда другим, а часто и параллельное существование. Сначала в обеспеченных домах с изящной кухней. А потом уже и продаваться начали эти высокие формовые куличи.

Ромовая баба (фото из книги советского кондитера Роберта Кенгиса, 1981 год)

Советский быт лишь закрепил этот процесс. Понятно, что в городах на коммунальных кухнях печь подовые куличи было затруднительно. Собственно, одно время вообще слово "кулич" стало в СССР не совсем совместимым с «советским образом жизни». Кекс - вот она замена этому старинному блюду. Не носящая религиозного оттенка, эта выпечка покорила отечественных хозяек. Хотя при некотором умении вполне напоминала традиционный кулич. А уж выпускавшийся советскими хлебокомбинатами кекс «Майский» и вовсе завершил эту эволюцию старого блюда. Он ведь, неслучайно так назывался. Поскольку появлялся в магазинах весной к Пасхе, и вскоре после нее исчезал. Эта пролетарская альтернатива должна была победить церковный кулич. Не получилось.

Что символизирует кулич? Наряду с вопросом о традиции красить куриные яйца к Светлому Христову Воскресению, это один из важнейших вопросов подготовки к важнейшему христианскому празднику года. На вопрос, что символизирует пасхальный кулич, на портале Православие.Ру ответил Иеромонах Иов (Гумеров).

Особое место Спасителя

Во время Тайной вечери Христос благословил именно квасной (дрожжевой) хлеб, по-гречески называющийся «артос», а не пресный, который по-гречески называется «асима».

Предание гласит, что после того, как Христос воскрес, он посещал апостолов во время совершения ими трапез. Для него было предназначено особое место в центре стола, которое никто не занимал. Именно там и лежал предназначенный для Спасителя хлеб. На основе этих событий позднее сформировалась традиция оставлять хлеб в храме (сегодня мы называем его артос). Как это делали апостолы, в храме артос оставляют на специально отведенном для этого столе.

Во время Светлой Седмицы артос несут с собой во время крестных ходов вокруг храма, а в субботу раздают верующим в знак благословения. Со временем у верующих сформировалась еще одна традиция: поскольку семья представляется как малая Церковь, то и в каждой семье может быть свой артос. Это и есть тот самый хлеб цилиндрической формы из сдобного теста - кулич или kollikion, круглый хлеб по-гречески.

Это слово постепенно вошло в европейские языки: kulich - в испанском, koulitch - по-французски. В этом и заключается ответ на вопрос, что означает пасхальный кулич в православии. Приготовляя куличи (пасхи, паски) к Светлому Христову Воскресенье, верующие уповают на то, что в их доме также имеет место присутствие Спасителя.

Пасхальный кулич, каким мы его знаем в современном виде, заменил ветхозаветные опресноки. В отличие от последних артос всегда готовили на дрожжевом тесте, что означает переход от Ветхого Завета к Новому. Сам Иисус Христос в одной из притч сравнил Царство Божие с закваской (дрожжами). В пасхальном куличе, в отличии от артоса, присутствует и сдоба, и сладость, и изюм, и орехи. Что символизирует изюм в куличе? Ту самую сладость от соприкосновения с божественным, уверенность в обретенной защите и искуплении грехов.

Особое значение творожного кулича

Если кулич из сдобного теста, как правило, имеет форму цилиндра с «шапочкой» на верхушке, то творожную пасху формируют в виде пирамиды. Усеченная пирамида - символ гроба, в котором произошло великое чудо воскресение Иисуса Христа. Именно поэтому на одной из внешних сторон творожного кулича-пирамиды размещают буквы «ХВ» — Христос Воскрес.

На оставшихся сторонах пирамиды принято изображать крест, копье или трость, а также ростки и цветы, которые символизируют страдания, которые Спаситель понес на кресте. Таким образом, пасхальный кулич заместил на праздничном столе ветхозаветного пасхального агнца.

Еврейский обычай требовал кровавой жертвы, но Христос Сам принес Себя в жертву на кресте, поэтому необходимость в кровавых жертвах отпала. Творожная пасха, приготовленная без пролития крови, напоминает, что время ветхозаветных жертв прошло. Христос стал Агнцем, закланным за грехи людей.

Что касается традиции приветствовать друг друга «Христос Воскрес!», то она берет свое начало в ранее описанных событиях, когда Мария Магдалина преподнесла императору Тиберию яйцо с приветствием «Христос Воскресе!». Окрашенные на Пасху куриные яйца, особенно, в красный цвет, также служат символом возрождения и крови Спасителя, пролитой за все человечество.

В пасхальном куличе, в отличии от артоса, присутствует и сдоба, и сладость, и изюм, и орехи.

Свеча в пасхальном куличе

Особый вопрос - что означает свеча в куличе. При подготовке к освящению в храме куличей, яиц и других продуктов, которые утром в Светлое Христово Воскресение поставят на праздничный стол, верующие зажигают в храме свечи и укрепляют либо в самом куличе, либо среди продуктов, а после несут домой зажженную свечу, таким образом, стараясь внести в дом свой символ Божественного Света и Благодатного Огня.

Благодатный Огонь появляется в храме уже не первое тысячелетие. И всегда это таинство. Первые задокументированные упоминания об этом датированы четвертым веком. А еще в 865 году монах Бернард писал, как «в Святую Субботу накануне Пасхи с раннего утра проводят службу до тех пор, пока с пришествием Ангела загорается свет в лампадах, висящих над Гробом».

В Храм Гроба Господня каждый год собираются тысячи паломников, которые хотят своими глазами увидеть схождение Благодатного Огня.

От Благодатного Огня зажигают лампады по всему Иерусалиму, а после специальными авиарейсами Благодатный Огонь доставляют на Кипр и в Грецию, а оттуда развозят в храмы по всему миру.

Традиция ставить у алтаря во время ночной пасхальной службы большую свечу существует во всех христианских странах. Главная свеча символизируют Иисуса Христа, а ее пламя - символ его воскресения. От этой свечи зажигают свечи верующие, а по окончании обряда освящения приносят в свои дома, где зажигают остальные свечи в знак принятия жертвы Христа и духовного очищения.

Вслед за Великим постом, который длился семь недель, наступает пора разговения. Творожные пасхи, пышные куличи и крашеные яйца - непременные гости на пасхальном столе. Для верующих это не просто пища, но и важный символ.

Пасха

Символизирует Голгофу - гору, на которой был распят Иисус. Для приготовления творожной пасхи вам понадобится пасочница - специальная форма в виде пирамиды.

Кулич

Когда Иисус приходил к ученикам, он разделял с ними трапезу. В память об этом апостолы оставляли среднее место за столом незанятым и клали перед ним часть хлеба - символ того, что Учитель всегда с ними. Из этого обычая сложилась традиция оставлять в церкви сдобный хлеб. Кулич и есть разновидность такого хлеба. Его освящают в церкви и раздают верующим. Верхушку кулича полагается украшать крестом, терновым венком или буквами ХВ, вылепленными из теста, но никогда распятием. Ведь кулич - символ победы Христа над смертью.

Яйца

По одной из версий, яйца, покрашенные в красный цвет, - символ капель крови распятого Христа. Но есть и другая легенда. По преданию, после смерти Христа семь -иудеев собрались на пир. Во время застолья один из них сказал, что Иисус воскреснет на третий день. Хозяин дома ответил, что поверит в это лишь в том случае, если яйца на столе станут красными. В тот же момент яичная скорлупа покраснела.

Календарь

Последнюю, самую строгую неделю Великого поста называют Страстной, в память о страданиях, которые перенёс Иисус в последние дни своей земной жизни.