Византийская иконопись - преображение господне. Икона преображение господне

> икона Преображение Господне

Икона Преображение Господа Бога и Спаса Нашего Иисуса Христа

На иконе «Преображения» изображается чудесное событие явления истинного лика Христа трем его ближайшим ученикам. Описание этого чуда можно встретить в синоптических Евангелиях от Марка, Луки и Матвея. Праздник Преображения входит в число важнейших для всего христианского мира двунадесятых праздников. Икона «Преображения» передает глубину и величие дня Преображения Господнего, наполняя душу умиротворением и любовью.

Спаситель на иконе «Преображения» изображен облаченным, согласно Евангелию, в белые одежды. Располагается он в центральной части иконы, стоящим на вершине горы. Вокруг Христа - круглой формы ореол света. По обе стороны от Иисуса находятся пророки: Моисей и Илия. В руках Моисей держит скрижали Завета. А у подножия горы изображены апостолы, павшие ниц. От фигуры Христа исходят во все стороны потоки света, лучи которого просветляют ризы апостолов.

Спаситель, в конце Своей земной жизни, начал рассказывать ученикам о том, что скоро Ему придется пострадать от рук первосвященников и старейшин, и будет Он убит, но на третий день воскреснет. Чтобы смерть Его не привела к отчаянию учеников и для укрепления их веры, Спаситель позвал помолиться на гору Фавор трех ближайших апостолов (Петра, Иоанна и Иакова). Во время молитвы Иисус преобразился: Он просиял, Его одежды побелели, и полились от Него потоки ослепительного света, пронизывающие все вокруг - весь мир Божий. А по обе стороны от Спасителя возникли пророки: Моисей (ходатай от мертвых) и Илия (ходатай от живых), и вели они беседу с Иисусом. Их появление не случайно, оно символизирует власть Христа над жизнью и смертью.

Иконографический сюжет, изображающийся на иконе «Преображения Господня» современными иконописцами, закрепился и оставался неизменным уже с середины VI века. Одним из наиболее древнейших изображений «Преображения», сохранившихся до наших дней, является мозаика в церкви Святой Екатерины на Синае. Русские иконостасы XVI–XVII веков отличались тем, что икона «Преображения» устанавливалась в праздничном ряду между иконой «Вход в Иерусалим» и иконой «Распятие», нарушая тем самым хронологический цикл. «Преображение Господне» воспринималось как прообраз грядущих страстей Христовых.

Наверное, нет ни одной христианской церкви, храма и собора, где не присутствовала бы икона «Преображение Господне». Увидеть ее можно не только в иконописном варианте, также изображения Преображения встречается на фресках, миниатюрах и мозаиках. Приобретаются иконы «Преображения» верующими и для домашнего иконостаса.

Перед иконой «Преображения» не принято просить о земном. Перед нею взывают к Спасителю о защите от всего, что может поколебать в вере христианской и отвести от нее. Молитва перед образом «Преображение Господне» помогает молящемуся переосмыслить свою жизнь, заново взглянуть на нее, на свои поступки, чувства, мысли и отношение к окружающим. Икона «Преображение Господне» помогает укрепить истинную веру.

Что же за событие изображено на иконе этого двунадесятого праздника? Господь взял трех Своих учеников, Петра, Иакова и Иоанна, возвел их на гору Фавор, и преобразился перед ними. «Просияло лице Его как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет», «блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить». Вот какие слова подбирают Евангелисты, чтобы приоткрыть нам тайну Преображения Нашего Спасителя.

И тоже рассказывает нам об этих событиях, только - на своем языке. Давайте попробуем его понять!

В центре - Господь. От Него исходит дивный свет. Сияют Его одежды. Они ослепительно белые и покрыты золотым блеском, - это лучи Его Божественной славы. Действительно, таким апостолы Его никогда не видели. Христос предстал перед Своими учениками Истинным БОГОМ - Сыном Божиим.

Но кроме этого, икона сообщает нам очень важную вещь. Она говорит о том, что Христос при этом ни на одно мгновение не перестал быть и ЧЕЛОВЕКОМ! То есть Господь есть и Бог, и Человек. Что же на иконе говорит об этом? Посмотрите: фигура Господа заключена в сияющую шестиконечную звезду. На самом деле это два треугольника. Вот эти-то треугольники и говорят о том, что в Господе Иисусе Христе - два естества: Божественное и человеческое. А то, что эти треугольники изображены соединенными один с другим, говорит о необыкновенной, непостижимой тайне, - тайне СОЕДИНЕНИЯ Божественного и человеческого в Спасителе.

Вокруг Христа - круг голубого сияния. Голубой цвет на иконе означает Небесное Царство. То есть, Господь не только предстал перед учениками как Бог, но еще и показал им Свое Царство.

Рядом со Христом жители этого Царства - великие пророки Илия и Моисей. Пророк Илия не испытал земной смерти - он был взят на Небо живым! А пророк Моисей получил от Господа Божественный Закон - десять заповедей. Он же написал Пятикнижие, то есть первые пять книг Ветхого Завета, - вот он держит эту книгу в руке.

Обратите внимание на то, каким образом икона показывает нам, что Моисей и Илия - действительно жители Царства Божьего. Каждый из них прикасается к этому сияющему голубому кругу. Илия - рукой, а Моисей - книгой. Вот так икона и говорит нам об их причастности к Царству Небесному.

Святые пророки со вниманием и благоговением склонились ко Христу. Они беседуют со Христом о предстоящих Ему Крестных страданиях, о той Жертве, которую Он желал принести для спасения всех людей.

Теперь посмотрим, что же происходит с учениками Христа? Они явно потрясены тем, что им открылось. Преображение Христа, свершившееся у них на глазах, Его сияющий вид поразил их. Евангелие сообщает нам, что апостолы «были в страхе», «очень испугались». И икона тоже очень красноречиво передает их состояние. Петр упал на колени, заслоняет глаза рукой от нестерпимо сияющего света. Иоанн и Иаков упали навзничь, руками они закрывают свои лица, пытаются заслониться от пронизывающего их Божественного света.

Из апостолов только Петр изображен на иконе лицом ко Христу. Это не случайно! Восхищённый всем увиденным, именно он воскликнул: «Господи! Хорошо нам здесь быть».

Но Господь знает, что еще не пришло время, остаться им в этом Царстве, что впереди Его ждут страдания и смерть. Именно для того Христос и преобразился перед учениками, чтобы в тот день, когда ученики увидят Его распинаемым, они поняли, что Он добровольно, по Своей воле пошел на эти страдания.

Вот так икона раскрывает перед нами смысл Великого праздника Преображения Господня!

– один из самый ярких новозаветных сюжетов в церковном и светском искусстве. Как он развивался в течение многих веков?

От автора: У экзамена по истории искусства обычно есть «экстремальная» часть, называется - «угадайка». Преподаватель показывает студенту фотографию того или иного произведения, а тот должен назвать период, стиль, автора, музей, где хранится произведение или город, если это здание. Иногда могут попросить назвать конкретное место картины в музейном зале. Для преподавателя «угадайка» - это прекрасная возможность быстро понять, что же в действительности знает студент. А для студента - это три минуты чистого адреналина в крови. Итак, сыграем в «угадайку»? Я описываю одно произведение - вы угадываете название.

В центре мозаики большой круг, внутри которого на голубом с золотыми звездами фоне изображен богато украшенный четырехконечный Крест. В пересечении ветвей Креста - медальон с оплечным изображением Спасителя. Над Крестом по-гречески написано заглавными буквами слово «Ι Χ Θ Υ Σ» - «рыба». Это первые буквы слов фразы «᾿Ιησοῦς Χριστὸς Θεοῦ Υἱὸς Σωτήρ» - «Иисус Христос Бога Сын Спаситель»; у подножия Креста помещена надпись «SALUS MUNDI» на латыни это означает «Спаситель мира».

Над голубым кругом, среди розовых и голубых облаков изображена десница Бога Отца. По сторонам от Креста, на фоне пейзажа (скорее лесного, так как изображено много деревьев, кустов и птиц) изображены три белых агнца, взирающие на Крест.

Прямо под Крестом изображен святой в епископском облачении с воздетыми в молитве руками, или на языке искусствоведения - «в позе оранта». Согласно подписи, это святой Аполлинарий.

Справа и слева от фигуры святого находятся белоснежные агнцы (по шесть с каждой стороны), Между агнцами - пышно цветущие белые лилии.

Итак, Вы уже готовы назвать евангельское событие, изображенное таким образом? А если я добавлю, что по сторонам от круга, среди цветных облаков изображены полуфигуры, подписанные как «Моисей» и «Илия»?

Да, это мозаика «Преображение», которая находится в апсиде базилики Сант Аполлинаре ин Классе в Равенне. Ученые датируют ее серединой VI века. Это было время, когда в христианском искусстве, особенно на Западе, были еще распространены символические формы. Спаситель изображается необычно, Он представлен оплечным образом в медальоне на Кресте.

Три апостола - , Иоанн и Иаков - представлены символически, как три агнца. Так же символически изображены 12 апостолов в нижней части композиции. Священномученик Аполлинарий, стоящий посреди агнцев, - первый епископ города Равенны, согласно преданию жил в апостольский период, был замучен языческими властями; христиане похоронили его тело в Классе, портовой части города.

Пейзажный фон представляет как реальную гору Фавор, так и Царство Небесное, рай. Легкие цветные облака тоже являются своеобразным символом - они призваны подчеркнуть, что перед нами сцена Теофании, Богоявления. В описании видения пророка Иезекииля сияние, исходящее от Божества, описано как подобное «радуге на облаках во время дождя» (Иез. 1:27-28). Изображение радуги в христианском искусстве всегда имеет теофанический смысл. Облака радужных цветов - это тоже деталь, определенно указывающая, что перед нами сюжет, связанный с темой явления Божества миру.

В восточной части христианского мира художники более тяготели к прямому, а не символическому изображению. Здесь более ориентировались на принцип, который можно условно назвать «евангельским реализмом».

Почти одновременно с мозаикой апсиды церкви св. Аполлинария, в 565–566 годах, была украшена мозаичной композицией «Преображение» конха храма Синайского монастыря. Выполняли это произведение, скорее всего, константинопольский мастера, так как заказ поступил от императора Юстиниана. Здесь мы видим иконографическую схему, ставшую впоследствии канонической. Пророки Илия и Моисей стоят по сторонам от Спасителя, на коленях перед Ним - апостолы Иоанн и Иаков, Петр пал ниц у ног Учителя.

Фигуру Христа окружает темно-cиняя, многослойная мандорла - сияние миндалевидной формы, передающее здесь свет Божественной славы. Это одно из первых в христианском искусстве изображений славы в форме миндалины. На более ранних произведениях этот ореол по форме было круглым, как, например, на равенской мозаике.

Мотив портрета какой-либо персоны в круге был заимствован из античного искусства. Там такое изображение означало невидимое присутствие изображенного лица. Можно видеть такие портреты римских императоров на табличках (диптихах), привозимых консулами в свои провинции.

В таких случаях изображение означает, что, хотя император и не находится непосредственно в провинции, но дает власть консулу управлять от своего имени. Император как бы невидимо присутствует при вступлении в должность консула, прибывшего к месту службы.

Художники VI века задолго до паламитских споров мыслили вполне православно. Белые, светящиеся одежды Христа, Его светящееся лик в сочетании с изображением славы вокруг фигуры - это способ изобразить не какой-то яркий физический свет, видимый любым человеком, но свет нетварный, сверхъестественный. В данном случае мандорла с исходящими светлыми лучами - это образ видимого только духовными очами нетварного фаворского света, Божественных энергий.

Вся сцена изображена на золотом фоне, ландшафтные детали отсутствуют. Золото в христианском искусстве использовалось не столько из-за драгоценности и впечатления богатства, сколько из-за глубокой символики. Оно изображает нетварный, благодатный свет, который преображает все мироздание. С помощью золота передается идея невидимого Божественного присутствия во всем творении. Золотой фон подчеркивает таинственность происходящего. И в синайской мозаике сплошное золото фона помогает подчеркнуть неотмирный, иррациональный характер происходящего Преображения Господа.

В дальнейшем иконографическая схема почти не претерпела изменений. Местоположение апостолов может быть различным: чаще изображается в центре, у ног Спасителя, Петр и Иаков могут изображаться как справа, так и слева от Иоанна.

В произведениях второй половины XIII – XIV веков фигуры апостолов получают эмоциональную, экспрессивную трактовку. Они не просто припадают на колени, но, находясь в трепете от созерцания чуда, закрывают лица ладонями, повергаются ниц так, что кажется, что они просто обрушиваются с крутых скал.

В искусстве средневизантийского периода сюжет дополняется несколькими деталями. Начиная с XIII века, с левой и правой стороны композиции могут изображаться две сцены, в которых Христос восходит с учениками на гору и сходит с ними с горы. В поздних иконах на первом плане встречается сцена, в которой Спаситель поднимает упавших наземь учеников (Мф.17:7).

В верхних углах иногда изображено перенесение ангелами пророков Моисея и Илии на гору Фавор. На иконах XVII века появляются сюжеты с изведением ангелами Моисея из гроба, а Илии с неба. Н.В. Покровский отмечал, что это наглядное выражение мысли о том, что Моисей и Илия призваны были на Фавор в качестве представителей от двух миров – умерших и живых. Они явились, для того, чтобы показать, что Христос имеет власть над жизнью и смертью; кроме того, Моисей должен был возвестить о славе Искупителя людям умершим, а Илия, как не испытавший смерти – живым*.

* Н.В.Покровский. Евангелие в памятниках иконографии. М., Прогресс-Традиция, 2001. С.293-294.

Фреска так называемой «Спрятанной церкви». X в(?). Гёреме, Каппадокия, Турция

19 августа – день празднования Преображения Господня, когда Иисус впервые явил свою Божественную ипостась Своим ближайшим ученикам. Это одно из самых знаковых евангельских событий, имеющее огромное значение и сегодня – недаром этот праздник вошел в число двунадесятых, то есть двенадцати важнейших в православии.

В основу иконы положена история, описанная во всех четырех Евангелиях. Иисус пророчествовал Своим ученикам, что вскоре Ему уготована смерть, но через три дня после этого Он воскреснет. Ученики опечалились, но им было трудно уверовать в слова Учителя о воскресении, ведь все считали Его пророком, Мессией, но не ведали Его Божественной природы.

Через несколько дней после этого пророчества Он взошел для молитвы на гору вместе с Иоанном, Петром и Иаковом, которые из всех учеников были Ему наиболее близки. Здесь и произошло событие, которое описывает икона «Преображение Господне»:

Он преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет (Мф. 17:2).

Но чудо на этом не кончилось: рядом с Иисусом появились Илия и Моисей, ветхозаветные пророки, говорившие с Ним

об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме (Лк. 9:31).

На учеников Преображение произвело совершенно потрясающее впечатление, особенно когда из облака, осенившего всех, раздался Глас Божий:

Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение; Его слушайте (Мф. 17:5).

Когда же облако исчезло, Иисус принял свой прежний образ и остался наедине с учениками. Он запретил им рассказывать о том, что они видели,

доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых (Мк. 9:9).

Описание иконы «Преображение Господне»

У православных особым почитанием пользуется икона «Преображение Господне» Феофана Грека, выдающегося русского иконописца. Безусловным центром иконы является преображенный образ Иисуса. Согласно Евангелиям, Он вел аскетический образ жизни, соответственно, и одежда Его была более чем скромной. Здесь же Спаситель после Преображения явлен во всем Своем величии и силе, что подчеркивает ослепительно-белый цвет Его одежд и исходящее от Него сияние, пронизывающее все вокруг, а также светло-голубой круг, в который помещена Его фигура.

Резко контрастируют с этим сияющим образом фигуры учеников, в испуге павших ниц, и фигуры ветхозаветных пророков Илии и Моисея, на которые падает отблеск Божественного сияния. В композиционном плане икона «Преображение» Феофана Грека разделена на две части, что имеет особое значение: верхняя, небесная ее часть решена в светлых тонах, нижняя же – в темных, земных цветах камня и травы, что символизирует контраст между Божественной чистотой Неба и греховностью тварей земных.

По бокам, как бы в небольших нишах, показано, как Иисус вместе с учениками вначале поднимается на гору, а затем спускается с нее.

В чем помогает икона «Преображение Господне»

В празднование Преображения Господня проводится торжественная литургия, и перед иконой возносятся молитвы о прощении грехов и очищении.

Она действительно помогает очистить душу от скверных, от греховных помыслов, укрепить веру.

Верующие не только просят Господа о помощи и защите для себя и близких людей, но и возносят ему благодарность и хвалу.


В народной традиции Преображение Господне именуется также Вторым (Яблочным) Спасом, когда в церквях освящают плоды нового урожая. В этот день положено посещать могилы предков и оставлять на них яблоки, а также раздавать их нуждающимся.

Молитва перед иконой

Господи Иисус Христос, к тебе обращаемся с молитвами искренними. Спаси и сохрани души наши в чистоте, избави от корысти и зависти, да не позволь ступить на тропу, с верного пути сбивающей. Молим Тебя, яви свою благодать каждому, кто избрал путь, верой праведной наполненный. Позволь искупить все прегрешения деяниями благочестивыми. Помоги, Господи, укрой от противников наших, зло против наших жизней помышляющих. Аминь.

Своими корнями иконография Преображения уходит в далекую древность, когда большую роль играли символические формы представления библейских сюжетов. Покровский приводит в качестве первого хронологически определенного примера мозаики Св. Аполлинария в Равенне (St. Apollinare in Classe). В VI же столетии произошел переход от символических форм изображения к прямым, и в мозаике церкви Святой Екатерины на Синае мы уже видим все фигуры, изображение которых в дальнейшем закрепится в каноническом представлении сюжета: Спаситель, по сторонам которого стоят Моисей и Илия, и три павших ниц апостола внизу.

В дальнейшем сюжет почти не подвергался изменению. Спаситель обычно изображался в белых одеждах (согласно Евангелию) и в ореоле круглой или овальной формы. Чаще всего Моисей изображался молодым, а Илия – старцем, но встречаются редкие варианты, изображающие Моисея мужчиной средних лет. В руках Моисей обычно держит книгу или, в более поздних вариантах, скрижали Завета.

Базовый сюжет может быть дополнен следующими деталями:

а) Моисей восстает из гроба, а Илия выходит из облаков (либо делают это с помощью ангелов). Покровский указывает, что “это наглядное выражение древней по своему началу мысли о том, что Моисей и Илия призваны были на Фавор в качестве представителей от двух миров – умерших и живых: они явились, по словам Иоанна Златоуста, для того, чтобы показать, что Христос имеет власть над жизнью и смертью; сверх того, Моисей должен был возвестить о славе Искупителя людям умершим, а Илия, как не испытавший смерти – живым”. Выражение этой мысли приводится в служебной минее в нескольких местах: ” от земли убо - апостоли, яко с Небесе же - Фесвитянин Илия, Моисей же - от мертвых” (6 авг. 3-й тропарь ин. ирмоса 8-ой песни); “Моисей же и Илиа Тебе предсташа, мертвым и живым Тя Господа поведающе” (6 авг. 2-ая песня стих. на хвал.).

б) Моисей и Илия переносятся ангелами к месту Преображения на облаках (на коне из Спасо-Преображенского собора Переславля-Залесского);

в) с левой и правой стороны иконы добавляются сцены, в которых Спаситель восходит с учениками на гору и сходит с ними с горы соответственно. У Покровского говорится, что иногда добавляется четвертый момент – Христос возбуждает апостолов после Преображения.

Изображения Илии и Моисея на горках напоминают о явлении им Бога на Синае и Хориве, о чем упоминается в тексте службы на .

Общеизвестность изображения рассматриваемого сюжета в иконописной практике привела к тому, что во многих иконописных подлинниках приводятся лишь краткие замечания по краскам окружающей среды и одежд. Например, Буслаев цитирует филимоновский подлинник: “На Илье риза празелень, на Моисее багор; под Спасом гора празелень; под Ильею и Моисеем гора вохра с белилами и киноварь; на Иоанне риза багор, на Иакове риза празелень, на Петре вохра”. Однако, в той же работе Буслаев приводит примеры и более подробных описаний. Например, (по подробному Филимоновскому подлиннику) “Спас в облаке, одеяние белое, рукою благословляет, в другой свиток. С левой стороны Спаса стоит Илия Пророк, смотрит на Спаса, с другой строны Моисей, в руках у него скрижали каменные, как книжка. Петр под горою лежит, Иоанн на камне пал, а смотрит вверх, Иаков головою оземь, а ноги вверх, закрыл рукою лицо свое. На Илии риза празелень, на Моисее багор, на Иакове празелень, на Петре вохра, на Иоанне киноварь”.

Преображение входит в число церковных двунадесятых праздников, и его празднование восходит еще к IV веку, но его торжественное повсеместное отмечание началось только с XV века, когда папа Каллист III сделал его общим на всем Западе в честь победы малых сил христиан над большим войском Магомета II.