Упражнения с ребенком для развития речи. Чтение текстов вслух. Комплекс для языка

Первые звуки и слова маленького человечка довольно забавны и вызывают улыбки у взрослых. Однако никто не будет улыбаться, если услышит перевернутые слова и непонятные фразы от взрослого. Общение — это важный элемент нашей жизни. Умение правильно и грамотно выражать свои мысли, умение четко формулировать ответы на поставленные вопросы, а также умение выговаривать все звуки — то, к чему нужно стремиться не только детям, но и взрослым.

Логопедические занятия для детей дома — это постоянное общение с ребенком в игровой форме. Заинтересовав ребенка, вы сможете заниматься с ним, играя в такие игры для развития речи, как

  • пальчиковые игры (игры на развитие мелкой моторики)
  • артикуляционная гимнастика
  • игры на развитие слуха, игры на звукоподрожание и логоритмика (стихи с движениями)
  • стихи для развития речи и пополнение словарного запаса

Самым трудным является заинтересовать ребенка. И это очень серьезная задачка. Ведь усадить маленького непоседу не так и просто. А вообще-то не обязательно и усаживать, можно заниматься с ребенком когда он играет в своем шалашике или прыгает по дивану. Занятия должны проходить в игровой форме. Тогда и Вам легче будет, и ребенок материал усвоит без истерик и капризов.

Вы ищете логопедические занятия для детей 2 ― 3 лет?

Несколько советов перед началом занятий с детьми дома:

  • занятия должны быть первоначально короткими (2-3 минуты). Далее их постепенно увеличиваем. Максимум 15-20 минут разово.
  • занятия должны нравиться ребенку. Не заставляйте и не настаивайте, так можно полностью отбить у ребенка к чему-либо охоту.
  • лучше чаще заниматься, но понемногу. Часто выполняя одно и то же упражнение, у ребенка формируется навык.
  • используйте во время занятий смех. Не ругайте за неправильное произношение или если у ребенка что-то не получается сделать. Лучше вместе с ребенком узнайте, почему это у него такой язычок непослушный и как это исправить. Лучше быть союзником и другом ребенку, чем строгим учителем. Как правильно хвалить ребенка .

Хотелось бы остановиться подробнее на каждом из видов игр, в которые нужно играть с ребенком.

Пальчиковые игры — это один из видов развития . Между рукой человека и речевым центром мозга установлена тесная взаимосвязь.

Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты; его речь делается более выразительной.

Заниматься нужно каждый день по 5 минут, тогда такие упражнения будут эффективны.

Артикуляционная гимнастика — это гимнастика для языка и губ. Язык — главная мышца органов речи. Язык необходимо тренировать и развивать для того, чтобы он мог правильно выполнять определенные конкретные движения, которые называют звукопроизношение. Губы и язык должны быть гибкими и сильными.

Для выполнения артикуляционной гимнастики нужно зеркало. Ребенок должен видеть как работает его язык, где он расположен. Для того, чтобы довести упражнения до автоматизма нужно постоянно упражняться. Важно выполнять упражнения правильно, внимательно следить за положением языка.

Упражняться нужно каждый день по 5-7 минут. Желательно 2 раза в день. Результат - правильная и четкая речь.

Для правильного звукопроизношения также необходимо выполнять задания, которые направлены на развитие голоса, дыхания и речевого слуха.

  • Игры на звукоподрожание, развитие слуха и логоритмика

Речевой или фонематический слух — это способность правильно слышать, распознавать и различать звуки.

Игры на развитие слуха

1. «Ушки — слушки»

Цель: закреплять умение дифференцировать звуки, развивать слуховое внимание.

Логопед показывает деревянные, металлические ложки, хрустальные рюмки. Дети называют эти предметы. Педагог предлагает послушать, как звучат эти предметы. Установив ширму, воспроизводит звучание этих предметов по очереди. Дети узнают звуки и называют предметы их издающие.

2. «Кто сказал «Мяу?»»

Цель: совершенствовать умение различать на слух голоса домашних животных.

Материал : магнитофон, аудиозапись со звуками голосов домашних животных.

3. «Кто стоит у светофора?»

Цель: развивать слуховое внимание, узнавать и называть виды транспорта.

Материал: магнитофон и аудиозапись с шумами улицы.

Логопед включает аудиозапись со звуками улицы. Дети слушают звуки и называют транспорт, остановившийся у светофора (легковую машину, грузовик, трактор, мотоцикл, телегу, трамвай).

4. «Где звенит?»

Цель: развивать слуховое внимание, умение ориентироваться в пространстве с закрытыми глазами.

Дети стоят с закрытыми глазами. Логопед с колокольчиком бесшумно передвигается по группе и звенит. Дети, не открывая глаз, указывают рукой в направлении источника звука.

5. Пальчиковая игра «Гроза»

Цель: согласовывать движение с текстом, с учётом изменения динамики и темпа звучания.

Логопед читает слова игры, а дети выполняют движения соответственно тексту.

Закапали капли (стучат по столу двумя указательными пальцами).
Идёт дождь (тихо стучат четырьмя пальцами обеих рук).
Он льёт, как из ведра (громко стучат четырьмя пальцами).
Пошёл град (стучат косточками пальцев, выбивая дробь).
Гремит гром (барабанить кулаками по столу).
Сверкает молния (рисуем пальцами молнию в воздухе, издаём звук ш).
Все быстро убегают домой (хлопок в ладоши, руки прячут за спину).
Утром ярко светит солнце (описать обеими руками большой круг).

Речевое подражание или звукоподражание

Это воспроизведение вслед за говорящим произнесенных им звуков, слов, фраз.

Для игры используйте фигурки или картинки животных. Мам и их детенышей. Ведь мама-лягушка кричит КВА, а лягушонок ква. Вспомните сказку про трех медведей, папа-медведь рычит громко, мама-медведица потише, а медвежонок пищит.

Игры на подражание бытовым шумам:

  • Часы тикают – ТИК-ТАК
  • Вода капает – КАП-КАП
  • Малыш топает – ТОП-ТОП
  • Молоток стучит ТУК-ТУК
  • Ножницы режут ЧИК-ЧИК
  • На качели качаемся КАЧ-КАЧ
  • Кушаем морковку ХРУМ–ХРУМ
  • Машина едет БИ-БИ

Логопедическая ритмика или логоритмика — соединение движения, речи и музыки. Взрослый читает стих и показывает движения, ребенок повторяет. Ничего сложного. Детям весело и интересно. Конечно, взрослому нужно заранее прочитать и выучить нужные стишки и разучить движения к ним. Также заранее нужно подобрать музыкальное сопровождение под стихи. Желательно заниматься во второй половине дня 2-3 раза в неделю.

Игра «Прогулка» (развитие общей моторики)
По узенькой дорожке (ходьба на месте)
Шагают наши ножки (высоко поднимая ноги)
По камешкам, по камешкам (переминаться с ноги на ногу в медленном темпе)
И в ямку... бух! (сесть на пол на последнем слове)

  • Стихи для развития речи — скороговорки и пополнение словарного запаса

Скороговорки — это короткие рифмованные фразы. Скороговорки являются наилучшими упражнениями для отработки четкости и грамотности речи. Скороговорки увеличивают словарный запас ребенка, улучшают дикцию, а также развивают речевой слух.

Чтобы ребенок мог разговаривать грамотно, умел выражать свои мысли и чувства, ему необходим свой словарный запас.

Словарный запас вашего ребенка состоит из:

  • пассивного словаря (те слова, которые ребенок понимает)
  • активного словаря (те слова, которые ребенок говорит)

Первоначально активный словарный запас у ребенка мал, однако со временем те слова, которые находились в пассивном словаре ребенок перенесет в активный. Чем больше пассивный словарь, тем лучше.

Для увеличения словарного запаса разглядывайте вместе картинки, читайте книги, комментируйте свои действия.

Для занятий со своим ребенком я использую различные пособия, одним из последних удачных приобретений являются «Большой альбом по развитию речи» и «Уроки логопеда. Игры для развития речи».

«»

Данная книга состоит из 3-х разделов, к каждому разделу даны подробные инструкции как нужно заниматься

  • пальчиковая гимнастика
    • 1 группа. Упражнения для кистей рук (стр 8-29)
    • 2 группа. Упражнения для пальцев условно статические (стр 30-47)
    • 3 группа. Упражнения для пальцев динамические (стр 48-57)
  • артикуляционная гимнастика. Представлена с помощью сказок со стихами, имеются дополнительные карточки плюс имеются изображения правильного результата упражнения. (стр 64-110). Также в этом разделе есть игры на развитие речевого слуха, слухового внимания.
  • скороговорки. Сгруппированы в соответствии с "трудными" звуками, что помогает отработку определенных звуков именно у вашего ребенка. (стр 111-169)

Данную книгу я покупала тут . Если есть вопросы по поводу книги, спрашивайте.



В данной книге есть 3 блока, каждый для определенного возраста:

  • Развиваем речь малыша (стр 6-89)
    • развитие понимания речи
    • развитие общей моторики
    • дыхательная гимнастика
    • пальчиковые игры
    • артикуляционная гимнастика
    • звукоподражание
  • Развиваем речь младшего дошкольника (стр 92-183). Для детей 3-6 лет
  • Развиваем речь старшего дошкольника (стр 186-277).



Эта книга замечательно подходит для увеличения словарного запаса ребенка, развитие логического мышления, внимания, памяти и воображения.

Такой же книги я уже не нашла (на Озоне появилась), однако есть отдельно книги для малышей деток от 3 до 6 лет и старших дошкольников . Что также весьма удобно, если вам нужна книга для ребенка 4-х лет. Я нашла эту книгу, когда сыну уже исполнилось 3 года. Но я не переживала, у меня подрастает доченька, с ней и будем заниматься по первому блоку.

Занимайтесь с ребенком только в хорошем настроении, верьте в своего ребенка, радуйтесь его успехам, помогайте преодолеть неудачи. Логопедические занятия вместе с ребенком дома помогут вам стать еще ближе и роднее. Терпения Вам и удачи!

А как вы занимаетесь с ребенком? Что для этого используете? Нравится ребенку заниматься? Поделитесь, пожалуйста, в комментариях вашими методами развития речи у ребенка и сколько времени вы проводите, выполняя те или иные упражнения.

О том, как научить ребенка говорить, что нужно делать, а что нельзя .

Ребенок овладевает речью постепенно, начиная с самого рождения. Сначала он учится понимать обращенную к нему речь, а потом начинает говорить сам. Поэтому следует оберегать слух от сильных звуковых воздействий (не включать на полную мощность телевизор или музыку), не допускать хронических насморков, следить за здоровьем органов слуха.

Уже до года вы можете слышать от ребенка первые "пап" и "мама". К трем годам, как правило, ребенок уже начинает говорить фразами. Одновременно с развитием речи развивается мышление и воображение ребенка. Внимание, память, мышление - основы, на которых строится речь.

Разговаривая с ребенком, постоянно обращайте внимание на собственную речь: она должна быть четкой и внятной. Не сюсюкайте, ребенок должен научиться говорить правильно. Не говорите с ребенком громко или слишком быстро.

Причинами плохо развитой речи у ребенка могут быть:

нарушения в развитии мышц артикулляционно-речевого аппарата, низкое развитие фонематического слуха, бедный словарный запас, недостатки в развитии грамматических навыков.

Нарушение звукопроизношения и артикуляции - ребенок неправильно произносит отдельные звуки, его речь отличается недостаточной внятностью и выразительностью, а ее темп медленнее, чем у сверстников.

Недостатки в развитии звукобуквенного восприятия и звукобуквенного анализа (низкое развитие фонематического слуха) - недостаточное развитие умения слышать, узнавать и различать звуки и их сочетания, не путать их. Не менее важны и навыки звукобуквенного синтеза - способности понимать взаимосвязь между звуками и их сочетаниями.

В число основных нарушений такого рода входят: неумение вычленить звуки последовательно или по месту их расположения; неумение различить звуки по твердости, мягкости, звонкости, глухости; неумение обозначать твердость - мягкость на письме. По этим же причинам тормозится приобретение навыка словообразования и словоизменения. Недостатки в развитии лексико-грамматического строя речи - ребенок не умеет грамотно составлять и понимать грамматические конструкции, неправильно использует роды и падежи. Сюда же относится неумение правильно ставить ударения, что ведет к искажению слова до неузнаваемости. Недостаточное развитие смысловой догадки - ребёнок не умеет, исходя из контекста, правильно предугадывать окончание слова или фразы. Недостаточное развитие лексики - бедный словарный запас, затруднения в понимании смысла слов из-за их отсутствия в активном словаре ребенка. Ребенку с трудом дается установление лексической связи между прочитанными словами, он не понимает новый смысл, который они приобретают в сочетании друг с другом.

Следует отметить, что качество и количество словарного запаса ребенка во многом определяют уровень развития речи в целом. Очень важно уделять внимание как пассивному (то есть тем словам, которые хранятся в запасе памяти), так и активному (слова, которые постоянно используются) словарному запасу. Необходимо, чтобы ребенок знал, какие значения есть у слова, умел правильно употреблять его в самостоятельной речи.

В данном разделе сайта Вы найдете занятия по развитию речи, предназначенные для занятий с детьми от 1 до 7-и лет (а возможно и старше, если ребенок и к школе плохо говорит). Первые занятия с ребенком - пальчиковые игры, ведь мелкая моторика очень влияет на развитие речевых способностей. Далее - стихи, поговорки, чтение книг. Статьи помогут понять, правильно ли говорит ваш ребенок: достаточно ли слов, которые он упортебляет, правильно ли он связывает их между собой и произносит.

Человек, говорящий чисто и правильно, уверен в себе, не боится новых знакомств, открыт для окружающих. Нечеткая речь становится причиной комплексов, затрудняет процесс общения. В дошкольном возрасте правильная речь – показатель готовности ребенка к школе. Родителей этот вопрос должен волновать с рождения малыша.

Этапы развития речи

Специалисты выделили стадии развития речи дошкольников:

  • 3-4 года . Малыш называет форму, цвет предмета, величину, дает качественные характеристики. Используются обобщающие слова: овощи, одежда, мебель. Ребенок дает односложные ответы на вопросы взрослых, составляет по картинкам короткие предложения, пересказывает любимые сказки.
  • 4-5 лет. Дети употребляют в речи прилагательные, обозначающие свойства предметов, для характеристики действий применяются глаголы и существительные. Малыш ориентируется во времени суток, местоположении предметов, описывает настроение людей. Совершенствуются навыки общения через диалог. Ребенок отвечает на вопросы и задает их, пересказывает небольшие рассказы и составляет короткие истории по картинкам.
  • 5-6 лет. В правильной форме употребляются все части речи. Ребенок в верной последовательности пересказывает небольшие литературные произведения, составляет рассказы. Происходит непринужденное общение с взрослыми.
  • 6-7 лет . У детей богатый словарный запас, в речи используются синонимы и антонимы. Вырабатывается культура общения. Ребенок легко составляет рассказы, самостоятельно передает содержание услышанного произведения.

Описанные этапы усреднены. Учитывайте индивидуальные особенности ребенка. И если у малыша есть проблемы с формированием речи, то понадобятся специальные средства развития речи дошкольников.

Игры для развития речи

Для ребенка лучший вариант – развитие речи через игру. И у любящего родителя найдется хотя бы 15 минут в день для коротких занятий с чадом. Специалисты рекомендуют использовать игры, которые формируют словарный запас, развивают логику, помогают овладевать навыками связной речи. Ознакомьтесь с некоторыми из таких игр и включайте их в свою развивающую копилку.

«Угадай, что звучит»

Игра подходит для детей 2-3 летнего возраста. Понадобится ширма, барабан, молоточек и колокольчик. Покажите ребенку музыкальные инструменты, назовите и попросите повторить. Когда малыш запомнит все названия, дайте послушать, как они звучат. Лучше, чтобы ребенок сам постучал молотком, побил по барабану и позвенел колокольчиком. Затем поставьте ширму и за ней поочередно используйте каждый инструмент. Ребенок при этом отгадывает, что именно звучит. Следите, чтобы малыш четко произносил названия.

«Волшебный мешочек»

Игра подойдет для самых маленьких, но будет интересна и детям до 4 лет.

Необходимый материал: любой мешочек, игрушечные звери-детеныши, например, утенок, лягушонок, гусенок, поросенок, тигренок.

Игрушки сложите в мешочек и предложите ребенку вынуть одну и назвать ее громко. Задача — добиться, чтобы ребенок четко и ясно называл всех животных.

«Кто что делает»

Игра для детей с 4 до 6 лет. Она поможет пополнить словарный запас глаголами. Для игры нужны тематические карточки с изображением предметов. Здесь настоящий простор для фантазии. Показывать ребенку можно все, что угодно – вещи и предметы, которые используются в обычной жизни.

Упражнения на развитие речи

Используйте разнообразные методы развития речи дошкольника. Зарекомендовали себя упражнения, которые можно проводить и дома, и на занятиях.

«Беседа по картинке»

Упражнение подойдет для детей в возрасте от 3 до 6 лет. Пригодится любая сюжетная картинка. Заниматься можно во время чтения книги или собирания пазла. Главное, чтобы у малыша не было ощущения, что идет урок.

Задавайте ребенку разные вопросы, чтобы разговорить его. Используйте фразы: «Как ты думаешь?», «Встречал ли ты что-то подобное?». При затруднениях помогите ребенку составить предложение, покажите наглядно, какой рассказ может получиться по картинке.

«Большой-маленький»

Упражнение для малышей 2,5-5 лет. Используйте книжки с картинками или игрушки. Вместе с ребенком рассмотрите иллюстрации и спросите, что он видит:

— Посмотри, кто это?

— Мальчик и девочка.

— Какой мальчик?

— Маленький.

— Да, мальчик младше девочки, а она его старшая сестра. Девочка высокая, а мальчик ниже ее ростом. Какая у девочки косичка?

Многие люди думают, что поставленная грамотная речь необходима только в определенных сферах деятельности. Но это мнение ошибочно. Хорошая дикция заставляет оппонента внимательно слушать ваши слова и доверительно относиться к вашему мнению. Умение красиво говорить часто способствует продвижению по карьерной лестнице, поэтому сегодня мы рассмотрим упражнения для развития речи.

Развитие речи у взрослых предполагает применение нескольких техник. Красивый, поставленный голос и умение быстро и четко произносить слова – результат продолжительной и кропотливой работы.

Гимнастика для артикуляционного аппарата

Упражнения по развитию речи включают комплекс по тренировке артикуляционного аппарата.

Гимнастика для щек

  1. Чередуйте втягивания и надувания щёк.
  2. Наберите в рот воздух. Начните его «гонять» из стороны в сторону, потом надуйте область под нижней губой, после этого под верхней.
  3. Втяните щеки. Теперь открывайте/закрывайте губы.

Разработка нижней челюсти

  1. Сожмите ладонь в кулак. Поставьте его под нижнюю челюсть. Открывайте рот, оказывая себе сопротивление.
  2. Двигайте нижней челюстью в разные стороны.

Занятия для тренировки мягкого нёба

  1. Имитируйте зевки, широко открывая рот.
  2. Воспроизводите движение, как если бы вы полоскали горло.
  3. Сделайте язык «лопаткой». Теперь поднимайте его к мягкому нёбу, потом дотрагивайтесь кончиком до нижних альвеол (основание зубов).

Тренировка губ

  1. Соедините зубы и, не разжимая, растяните рот в улыбке. Потом перестаньте улыбаться, но вытяните губы трубочкой вперед.
  2. Сожмите губы. Выполняйте ими произвольные движения.
  3. «Натяните» губы на поверхность зубов. Зафиксируйте положение. Растягивайте рот в улыбке, не открывая зубов.
  4. Поочередно оскаливайте вначале верхний ряд зубов, потом нижний.
  5. Пофыркайте.

Комплекс для языка

  1. Делайте во рту круговые движения языком, задерживаясь в области щёк.
  2. Слегка покусывайте язык зубами.
  3. Немного высуньте язык изо рта и потихоньку хлопайте по поверхности губ.
  4. Вытягивайте напряженный язык вперед.
  5. Пробуйте дотянуться кончиком языка до носа.
  6. Не высовывая языка изо рта, укладываете его на левый/правый бок.

Более подробно изучить упражнения можно в нашей статье « ». По завершении разминки и подготовки всех частей артикуляционного аппарата, разрешается приступать к выполнению главного комплекса.

Упражнения на улучшение артикуляции:

  • Потихоньку стучите кончиком языка по зубам, произнося слог «ДА». Затем замените его на сочетание букв «Т-Д».
  • Вдохните коротко воздух через нос, выдох сделайте приоткрытым ртом. Он должен получиться резким. На выдохе произносим слог «ФУ». Чтобы укрепить мышечный аппарат гортани, замените слог на сочетание букв «К-Г».
  • Надуйте щеки. При помощи ладош резко их схлопните, проговаривая сочетание букв «П-Б».
  • Прочтите стихотворение. Перед каждой фразой набирайте в грудь воздух. Заканчивая слово, закрывайте рот сразу. Это поможет избежать проглатывания звуков.
  • Напишите на листке бумаги стихотворение. Вычеркните из фраз все согласные звуки. Прочтите оставшиеся гласные нараспев. Потом «верните» согласные буквы. Произносите их максимально отчетливо, а гласные продолжайте пропевать.
  • Это упражнение направлено на развитие дикции. Читайте текст вслух, делая акцент на окончании каждого слова. Это поможет сделать произношение слов более выраженным и четким. В нашей статье « , вы сможете ознакомиться с большим количеством упражнений для этого.
  • Нужен будет словарь. Откройте страницу с буквой, произношение которой вызывает трудности. Начните читать подряд все слова со страницы, проговаривая сложный звук. Многократное повторение упражнения поможет решить проблему (конечно, только в том случае если у вас нет патологии произношения, иначе следует обратиться к логопеду). Обязательно записывать занятия на диктофон, чтобы иметь возможность отслеживать изменения и проводить работу над имеющимися ошибками.

Упражнения по развитию речи включают занятия по постановке акустических качеств голоса. Произносите без звука сочетание букв «А-Э-О». Обратите внимание, что нужно стремиться открывать не рот, а полость зева.

Отличные результаты дают упражнения с орехами и карандашом – это проверенная временем методика, практикуемая в школах актерского мастерства.
Возьмите в рот горсть чистых, неочищенных грецких орехов, и начинайте медленно проговаривать скороговорки/чистоговорки либо читайте вслух любые тексты.

Орехи можно заменить карандашом.

Фразы с усложненной артикуляцией

Существует множество скороговорок, разработанных специально для развития дикции. Подобное упражнение является классикой тренировки. Оно помогают человеку научиться четко произносить различные согласные звуки.

Чтобы получить результат, необходимо заниматься ежедневно. Длительность одного занятия – минимум 15 минут.

Важно: каждую фразу требуется произносить в трех разных режимах: вначале медленно, потом – в среднем темпе и последний раз быстро, как скороговорку.

Начинать тренировать речь надо, выбирая наиболее простые предложения. Они используются для обучения произношения одного – двух звуков.

  • Все бобры добры для своих бобрят.
  • Гроза грозна, грозна гроза.
  • Колотит Клим в один блин клин.

Когда простые фразы будут освоены, а проблемные в произношении звуки отработаны, можно переходить к более сложным звуковым сочетаниям. Можно попробовать освоить в мире на русском языке.

Скороговорки

Тренировка речи предполагает использование для улучшения дикции и произношения звуков всевозможные скороговорки. Они способствуют решению конкретных проблем. Чтобы понять ошибки своей речи, ее надо прослушать со стороны. Для этой цели рекомендуется пользоваться диктофоном.

Вначале необходимо освоить науку правильного произношения именно проблемной буквы. Затем можно приступать к упражнениям, позволяющим разграничить в речи звуки схожие с ней по звучанию

Начинать работать над правкой следующего звука можно только после того, как вы научитесь правильно проговаривать предыдущий.

Чтение текстов вслух

Упражнения по развитию речи помимо практики скороговорок предусматривают чтение вслух. Это также весьма полезно для улучшения дикции.

Возьмите за правило читать вслух отрывки из классических произведений, записывая свои импровизированные выступления на диктофон. Такой подход к занятиям помогает не только услышать ошибки речи, но и отточить произношение до идеального состояния.

Читать необходимо с выражением – монотонность совершенно недопустима. Нужно учиться менять громкость голоса, скорость произносимого текста, обязательно выделяя паузами особенно важные моменты. Важно помнить, что остановки должны быть к месту и ни в коем случае не затянуты.

Расширение словарного запаса

Следующее, на что необходимо обратить внимание, – регулярное расширение словарного запаса. Всесторонне развитый в интеллектуальном плане оппонент способен поддержать беседу на любую тему и подобрать необходимые слова.

Помочь в расширении словарного запаса поможет чтение книг, решение кроссвордов. Полезным будет посещение всевозможных тренингов по саморазвитию.

Упражнения для диафрагмы

Чтобы научиться хорошо говорить, важно овладеть наукой контроля дыхания. В отсутствии подобного навыка, речь будет регулярно прерываться паузами и вдохами. Это может ухудшить общее восприятие текста и даже полностью нарушить всю смысловую нагрузку. Он получится обрывистым и будет восприниматься гораздо хуже.

Именно поэтому среди упражнений по развитию речи должны непременно присутствовать тренировки, направленные на становление правильного дыхания.

Комплекс включает следующие упражнения:

  • Поставьте ноги на ширину плеч. Спина прямо. Одна рука лежит на груди, вторая – на области живота. На вдохе (делаем его носом) надуваем живот. Выпускаем воздух через сложенные в трубочку губы – живот расслабляем. Это базовое упражнение, формирующее навык правильного диафрагменного дыхания.
  • Сделайте спокойный вдох. Во время выдоха тяните любой гласный звук так долго, как получится. Когда сможете удерживать звук больше 25 секунд, нужно попробовать менять тональность.

После того как базовое упражнение будет полностью освоено, его нужно усложнить. Для этого дышите правильно и параллельно выполняйте дополнительные движения: ходите по комнате, бегайте на месте, подметайте пол и т.д.

Упражнения для осанки и дыхания

Многие люди не предают должного внимания тому, что красивое звучание голоса зависит от осанки и умения правильно вдыхать и выдыхать воздух.

Вот несколько упражнений:

  • Встаньте прямо. Ноги раздвиньте на ширину плеч. Ладони лежат на поясе. Слегка откройте рот и, имитируя сопротивление, в медленном темпе выдохните воздух. После того как освоите выполнение упражнения, его нужно усложнить. Во время выдоха читайте вслух строчки из любого стихотворения.
  • Спина прямая, ноги на ширине плеч, ладони на поясе. Выполняйте медленный наклон вперед и одновременно делайте вдох. Спина должна оставаться прямой. На выдохе возвращайтесь в первоначальную позицию и тяните сочетание букв «Г-М-М-М».
  • Научиться держать спину поможет упражнение с книгой. Положите книгу на голову и прохаживайтесь по комнате. Падать она не должна. Когда этот навык будет полностью освоен, то к простой проходке необходимо добавить движение руками, приседания и т. д.

Основные причины нарушений речи

Добиться улучшения речи и дикции не получится, если не понять истинных причин имеющихся нарушений. Иногда таковыми выступают сложности со здоровьем, в частности, аномальное строение нижней челюсти либо укороченная уздечка языка.

Роль играет и слабый артикуляционный аппарат. Даже когда у человека не возникает сложностей с произношением звуков – они присутствуют полностью и звучат правильно – то во время выступления он может сбиваться, отчего произносимый текст становится нечетким. В таком случае артикуляционная гимнастика, направленная на укрепление нижней челюсти, языка, мягкого нёба, поможет в решении имеющейся проблемы.

Причинами невнятности слов у большей части людей становится нарушение произношения шипящих/свистящих звуков, полное отсутствие букв «Л» и «Р» либо сложности в их озвучивании. Поэтому если вы видите, что носит постоянный характер — обратитесь к логопеду за консультацией.

Специальные игры и упражнения для развития речи смогут помочь в решении многих проблем. Непродолжительные ежедневные занятия помогут человеку улучшить дикцию, изменить свой голос в лучшую сторону и развить речь в целом.

У многих маленьких деток возникают трудности с развитием навыков речи. Часто для родителей это становится настоящей проблемой. Но в большинстве случаев, нет причин для паники. Небольшие проблемы с развитием речи малыша родители вполне могут решить самостоятельно, без помощи логопеда. Для этого существуют специальные упражнения для речи ребенка. Они несложные в исполнении и могут проводиться с любым малышом.

В первую очередь, родители должны убедиться, нет ли у малыша нарушений в анатомическом строении артикуляционного аппарата. Это может быть отклонение в росте и развитии зубов, неправильное расположение верхних зубов относительно нижних. Поэтому перед началом занятий лучше будет пройти осмотр у врача.

Особое внимание родителям необходимо обращать на слух ребенка. Даже при незначительном снижении слуха малыш не может нормально воспринимать речь.

Для того чтобы упражнения для развития речи стимулировали развитие у ребенка речевых навыков, нужно учесть некоторые рекомендации специалистов:

  • Продолжительность занятий . Наиболее оптимальная продолжительность занятий для ребенка 2-3 лет – 15 минут в день. Если продолжительность будет больше, ребенок утратит интерес к упражнениям, будет рассеянным и раздражительным.
  • Игровой подход к упражнениям . Ребенок в таком возрасте лучше воспринимает информацию в игровой форме.
  • Больше разнообразия . Малышам быстро надоедает однообразие. Форма подачи информации, выполнения упражнений должна постоянно меняться.
  • Комфортные условия занятий. Понятно, что занятия должны проходить в спокойной, приятной ребенку обстановке. Маленьких деток родители могут сажать себе на колени, деток постарше – напротив себя. Важно, чтобы взрослый находился на одном уровне с малышом, мог смотреть ему в глаза.
  • Ни в коем случае нельзя форсировать развитие речи . Вредно малыша нагружать сложным речевым материалом, заставлять заучивать непонятные ему слова.

Развитие речи представляет собой комплекс мероприятий, который включает общение, массаж, упражнения для речи ребенка, упражнения для развития мелкой моторики, игры.

Упражнения для ребенка 2 лет

Все упражнения для развития речи ребенка 2 лет можно разделить по направленности на решение той или иной проблемы. Рассмотрим эти упражнения.

Упражнения, развивающие речевое дыхание

«Снежинки». Дайте ребенку небольшой кусочек распушенной ватки. Объясните ему, что это снежинка, которая летает, если на нее подуть. Сдуйте сами ватку с ладони и предложите ему подуть на «снежинку». Обратите внимание малыша, что дуть надо округленными губами, плавно, при этом вдыхая через носик. Можно сравнить, когда «снежинка» летит выше, дольше.

«Понюхаем цветочек». Иногда дети смешивают понятия вдох и выдох. Предложите ребенку понюхать цветок, сделав глубокий вдох носом. После этого выдохните, сопровождая выдох звуком «а».

Упражнения для развития темпа речи и силы голоса

«Громко-тихо». Возьмите парные игрушки разных размеров, например, маленькая и большая собачка. Покажите их малышу и скажите: «Большая собачка лает громко! Ав-ав!» Ребенок громко повторяет: «Ав-ав!» «Маленькая собачка лает тихо, ав-ав». Малыш тихо повторяет: «Ав-ав». Затем уберите игрушки и показывайте по очереди большую и маленькую собачку, спрашивая ребенка, как каждая из них лает.

«Не разбуди куклу». Приготовьте куклу, лучше с закрывающимися глазами, ее кроватку, маленькие игрушки, коробку для игрушек. Положите спать куклу и предложите ребенку убрать игрушки в коробку, не разбудив ее при этом. Каждую игрушку, которую малыш кладет в коробку, он должен тихо называть.

Упражнения для формирования правильного звукопроизношения

«Во дворе». Приготовьте картинки, которые изображают домашних птиц и животных. Показывайте картинку малышу и говорите, например: «Вот курочка кудахчет: ко, ко, ко» и так далее. Представив всех персонажей, показывайте картинки и попросите ребенка повторить, кто какие издает звуки.

Упражнения для речи ребенка 3 лет

До трех лет у большинства деток формируется большой словарный запас и фразовая речь. Но многие из них еще говорят невнятно и нечетко.

Упражнения для речевого развития ребенка 3 лет включают в себя разные занятия. Рассмотрим основные из них.

  • Артикуляционная гимнастика . Данные упражнения помогают выработать согласованные и четкие движения органов артикуляционного аппарата. Можно выполнять с ребенком упражнение «Лопата». Мама говорит: «Надо выкопать картофель, приготовьте лопаты». В это время язычок малыша в спокойном состоянии лежит на нижней губе. Затем: «Копаем картошку». Ребенок должен опускать и поднимать кончик языка, закрывая то нижнюю, то верхнюю губу.
  • Скороговорки и поговорки . Их произнесение улучшает дикцию ребенка и обогащает его словарный запас.
  • Описание картинки . Такое упражнение великолепно развивает связную речь малыша. Для проведения описаний нужно использовать яркие, сюжетные картинки. Ребенка необходимо заинтересовать, втянуть в диалог, используя, например, такие фразы «А как бы ты поступил?», «Как ты думаешь?». Если малыш отвечает односложно или вообще затрудняется отвечать, нужно сказать ему правильный ответ.
  • «Что бы это значило? » Такие упражнения направлены на совершенствование навыков устной речи, развитие логического мышления, фантазии. Суть занятий заключается в том, чтобы ребенок объяснил значение той или иной фразы. Это могут быть несложные пословицы, поговорки, фразеологизмы.
  • «Большой-маленький ». Такое упражнение способствует увеличению словарного запаса малыша, знакомству с синонимами. Лучше использовать для занятий книжку с яркими картинками. Можно, например, показывать ребенку котенка и спрашивать: «Котенок на картинке большой или маленький?» Ребенок должен учиться отвечать полным предложением: «Котенок на картинке маленький».