Приходы русской православной церкви в великобритании. Великобритания

В преддверии визита Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Лондон, приуроченного к 300-летию присутствия русского православия на Британских островах архиепископ Сурожский Елисей в интервью корреспонденту "Интерфакс-Религия" Наталии Федотовой рассказал о положении дел в епархии, о судьбе храма-музея в Оксфорде, устроенного учителем детей Николая II, о том, какие русские святые наиболее близки англичанам, как сегодня происходит диалог между Русской Церковью и Церковью Англии и ощутим ли в Британии миграционный кризис.

Центральным событием юбилейных торжеств станет освящение Святейшим Патриархом Кириллом главного храма Сурожской епархии - кафедрального собора Успения Божией Матери и праздничная Божественная литургия, в которой примут участие представители поместных Православных Церквей, духовенство Сурожской епархии и приглашенные гости.

К праздничным тожествам в храме была проведена масштабная реконструкция, изготовлен новый иконостас, написаны иконы, а также устроена колокольня в традиционном русском православном стиле.

Помимо этого, накануне освящения Патриарх Кирилл совершит молебен в помещении, где более ста лет располагался храм Русской Церкви, посетит кафедральный собор Русской Зарубежной Церкви в Лондоне и возглавит всенощное бдение в сослужении духовенства РПЦЗ.

В Королевском географическом обществе будет организована фотовыставка, посвященная пастырским путешествиям Святейшего Патриарха Кирилла и истории Русской Церкви на британской земле.

На могиле приснопамятного митрополита Сурожского Антония Святейшим патриархом будет совершено освящение нового надгробия, изготовленного к юбилейным торжествам.

В завершение своего визита Патриарх Кирилл посетит Ламбетский и Букингемский дворцы.

- Посещала ли когда-нибудь королева или кто-то из королевской семьи Великобритании русский Успенский собор?

Успенский кафедральный собор посещали и принц Чарльз, и принц Майкл Кентский, и другие члены королевской семьи. Но все эти визиты носили частный характер.

- Сколько сейчас представителей духовенства из среды англичан служит в Сурожской епархии?

Девять священников и один диакон, то есть немногим меньше половины священнослужителей Сурожской епархии являются коренными жителями Великобритании и Ирландии. Большинство из них обратилось в православие за годы служения в епархии митрополита Сурожского Антония. Все это является подтверждением того, что русское православное присутствие имеет в Англии свои корни.

Как протекает диалог между Русской Православной Церковью и Церковью Англии? Существуют ли совместные проекты, например, в благотворительной и социальной сферах, где они реализуются?

Конечно, Англия - это естественное место для церковной дипломатии и диалога между христианскими конфессиями, и в первую очередь с Церковью Англии. Мы взаимодействуем на разных площадках. Наш представитель в качестве приглашенного лица является наблюдателем на заседаниях Генерального Синода Церкви Англии. Подобные контакты важны для выработки общих позиций по тем вопросам, которые нас объединяют в современном мире, в частности о положении христиан на Ближнем Востоке, положении христианской цивилизации и культуры в Европе.

Современное англиканство, как известно, представлено двумя основными направлениями, условно назовем их консервативным и либеральным. Для нас ближе всего та точка зрения, которая помогает найти возможности соприкосновения по традиционным позициям христианского вероучения, основанного на верности духу и смыслу Священного Писания. Свидетельствуя о православии на Британских островах, нашей миссией одновременно является и вклад в единение, и защита христиан перед общими вызовами времени.

Что касается благотворительных и социальных проектов, то они свои у каждой церкви и епархии, поскольку направлены на помощь их прихожанам и тем людям, которые оказываются в зоне их внимания на местах. В нашей епархии развиваются социальные программы помощи бедным и бездомным, тяжелобольным детям. Наши священники посещают заключенных в тюрьмах, среди которых есть православные христиане, больных в госпиталях и на дому.

Мы взаимодействуем в социальном служении со служителями других конфессий, в частности с англиканами и католиками, в духе братства и ради общей цели служения ближнему.

Есть взаимодействие и на уровне некоторых приходов: где-то в епархии нам приходится служить в англиканских храмах, и отношение к нам бывает теплым и братским. Как правило, это заслуга священников, которые могут хорошо наладить диалог на местах с настоятелями храмов.

- Какие русские святые и святыни наиболее близки англичанам?

Прежде всего нужно сказать о том, что в первом тысячелетии после Рождества Христова в Англии было явлено множество святых - мучеников, исповедников, страстотерпцев, святителей и преподобных. Буквально Британию именовали "Землей святых".

Сегодня почитание древних святых восстановлено. Священный Синод Русской Православной Церкви установил особый день празднования Собора святых, просиявших в Великобритании и Ирландии, которое совершается в третью неделю по Пятидесятнице.

Русское православное присутствие также явило свой яркий след в истории христианства в этой стране. Местные жители, конечно, знают о родственных связях преподобномученицы великой княгини Елизаветы Федоровны Романовой с английской королевской семьей. Ее имя особо дорого православным христианам Великобритании.

Для чад Сурожской епархии большое значение имеет святитель Стефан Сурожский, прославившийся на исторической территории Крыма. Этот святой является покровителем нашей епархии.

Достаточно распространено почитание святителя Иоанна, архиепископа Шанхайского и Сан-Францисского, который в свою бытность правящим архиереем Русской Зарубежной Церкви в Западной Европе неоднократно посещал Англию и совершал здесь богослужения. Еще живы люди, которые помнят приезды владыки и свято хранят эту память.

Какова судьба храма-музея в честь царственных страстотерпцев в Оксфорде, устроенного архимандритом Николаем (Гиббсом), учителем детей последнего русского императора? Возможно ли его возрождение?

К сожалению, после смерти в начале 1990-х годов приемного сына архимандрита Николая, Джорджа Гиббса, часовня была закрыта. После этого некоторое время она была устроена в поместье "Luton Hoo" в графстве Хартфордшир, но финансовые трудности привели к закрытию и этого помещения. Сейчас наш приход Святителя Николая в Оксфорде трудится над тем, чтобы найти постоянное место пребывания для священных предметов, оставшихся от архимандрита Николая (Гиббса), и мы надеемся, что эти труды увенчаются успехом.

Какова реальная роль практикующих англикан в современной жизни страны? Как Вы оцениваете уровень религиозности христиан Британии?

Великобритания и Ирландия - это страны с укорененной христианской культурой. В Великобритании королева является верховной правительницей Церкви Англии, в Ирландии - исторически особая роль у Римско-католической церкви. В обеих странах посещаемость богослужений достаточно высока.

Если говорить про Англию, то здесь множество традиций, связанных с Церковью. Например, в Палате лордов заседают епископы Церкви Англии и выражают мнение по вопросам развития страны и обсуждаемым законам. Архиепископ Кентерберийский - весьма уважаемая персона даже в нерелигиозных кругах.

Существует множество англиканских школ, образование в которых считается качественным и престижным. В целом роль практикующих англикан остается заметной. И предыдущий глава правительства Дэвид Камерон, и нынешний премьер-министр Тереза Мэй заявляли о поддержке христианских ценностей.

Римско-католическая церковь представлена в Британии немалым количеством прихожан, и в целом ее положение здесь достаточно укорененное.

Поместные Православные Церкви также имеют здесь свои епархии и приходы. Мы сохраняем со всеми добрые братские взаимоотношения, принимая участие в совместных богослужениях, которые традиционно совершаются в первое воскресенье Великого поста, именуемое неделей Торжества православия. Кстати, в этом году именно наша епархия принимала в кафедральном соборе гостей из других Поместных Церквей для совместной молитвы во время праздничной вечерни. Все это способствует укреплению наших связей через общение и, что самое главное, общую молитву.

Сурожская епархия объединяет сегодня многих православных из самых разных стран, служим мы и на церковнославянском, и на английском. Сегодня очень много людей, которые ищут возможности войти в общение с живой христианской традицией, все это дает возможность нашим общинам жить и активно развиваться.

Как повлияло решение Церкви Англии рукополагать женщин в сан епископов и священников-геев на ситуацию в ней?

Как я уже говорил ранее, в христианских конфессиях присутствует два основных направления. Известно, что Католическая и Православная Церкви более солидарны друг с другом по позициям непреложности норм христианского вероучения. Да, после этих решений Генерального Синода Церкви Англии была волна перехода целых общин несогласных англикан в Католическую церковь по специальному упрощенному чину, утвержденному Ватиканом. Какая-то часть англикан предпринимала попытки перехода и в Православные Церкви, остающиеся верными Священному Преданию.

Для нас важно, чтобы Англиканская церковь смогла сама разрешить эти вопросы внутри своих деноминаций. Мы лишь можем свидетельствовать о неизменности норм христианской нравственности, а выбор всегда остается за человеком. Слава Богу, что православные христиане сегодня имеют возможность свободно следовать своим убеждениям.

- Насколько ощутим миграционный кризис в Великобритании?

Поскольку Великобритания не является частью шенгенской зоны, ее границы не так подвержены массовой миграции и этому кризису. Да, в СМИ проходят сообщения, что есть беженцы из тех, которые принимаются правительством и интегрируются в общество через специальные программы, но это не так ощутимо на практике. Безусловно, в стране есть много бездомных людей и нелегальных иммигрантов, но мы не так сильно сталкиваемся с беженцами.

Каждому человеку, оказавшемуся в подобной ситуации, несомненно, нужно оказать посильную помощь. Ведь и многие приехавшие в Англию из стран бывшего Советского Союза зачастую оказываются в затруднительном положении. Конечно, наши возможности ограничены, но мы стараемся делать все, что в наших силах.

- Как Вы лично отнеслись к итогам Brexit?

Среди наших прихожан есть и те, кто хотел остаться в Европейском Союзе, и те, кто радел за выход. В наши храмы приходят люди самых разных политических убеждений. Мое личное отношение заключается в заботе о том, чтобы никакие политические разногласия не были помехой в жизни церковной общины как общины любви и радости во Христе.

После того как Греция оказалась под владычеством Османской империи (1453-1821), в Великобритании появились греч. беженцы, купцы, а позднее — студенты. В Оксфорде в 1617-1624 гг. учился Митрофан (Критопул) (буд. Патриарх Александрийский и автор «Исповедания»), в 1699-1705 гг. действовал Греческий колледж в Глостер-холле (в наст. время Вустер-колледж). Первые 9 греч. студентов, присланные в В., из-за отсутствия денег и непривычных условий жизни (климат, питание и т. д.) почти все покинули колледж. В 1676 г. группа греч. беженцев во главе со свящ. Даниилом Вульгарисом получила разрешение на строительство церкви во имя Успения Пресв. Богородицы в лондонском районе Сохо. Строительство осуществлялось на пожертвования, собранные с помощью прибывшего в Лондон митр. Самоса Иосифа (Георгириниса), и было закончено ок. 1680 г. Через 2 года церковь была закрыта по причине, к-рую англ. посол сэр Джон Финч так объяснил Патриарху Константинопольскому: «Публичная проповедь римско-католических учений на общественном богослужении в Англии запрещена законом, и не важно, на каком языке они возглашаются, по-латыни или по-гречески».

В 1713 г. Великобританию посетил митр. Фиваидский Арсений, собиравший средства для Александрийской Церкви, пребывавшей в то время в бедственном положении. Его домовая церковь стала центром распространения Православия, но не надолго, т. к. митрополит вместе со своими сотрудниками, в т. ч. архим. Геннадием и протосинкеллом Иаковом, был выслан в Амстердам.

В 1716 г. российское посольство Православие в Великобритании арендовало в Лондоне помещение для домовой церкви с покоями для настоятеля, в качестве священника был приглашен из Голландии архим. Геннадий. Согласно приходской книге, в 1-й пол. XVIII в. постоянно проживающих в Лондоне православных было не много. Присоединено к Церкви через Миропомазание было ок. 50 чел; 11 пар венчалось; 25 младенцев были крещены. Посещали церковь рус. и греч. матросы и купцы, а также курсанты, отправленные Петром I для изучения в Англии морских наук.

В 1763 г. методист Джон Уэсли пригласил некоего греч. еп. Герасима, жившего в изгнании в Амстердаме, совершить первые ординации методистских проповедников, т. к. англикан. Церковь отказалась это сделать. В кон. XVIII в. на о-ве Корфу Православие впервые принял член англ. парламента Фредерик Норт. В приходской книге церкви российского посольства содержатся записи о том, что свящ. Яков Смирнов посетил Норта 13 окт. 1827 г., чтобы дать ему последнее причастие. Др. англичанин, присоединившийся к Православию, бывш. учитель российской имп. семьи Николас Гиббс, позднее стал архимандритом.

В XIX в. начались интенсивные контакты между православ. и англикан. богословами (см. Англикано-православные связи). Неформальный диалог нашел свое лучшее выражение в переписке между членом Оксфордского движения, англикан. дьяконом Уильямом Палмером, перешедшим позднее в Римско-католическую Церковь, и рус. богословом и философом А. С. Хомяковым. Одним из результатов этих контактов было создание в 1864 г. Ассоциации Англиканской и Восточно-Православной Церквей и выпуск ее периодического издания «Новости восточных церквей» (The Occasional Papers).

В нач. XIX в. количество греч. общин увеличилось из-за возросшего притока беженцев, спасавшихся от бедствий Греческой войны за независимость. В 1838 г. в Лондоне была открыта греч. церковь на Финсбери-серкус.

Перед началом первой мировой войны Православие в Великобритании существовало 4 правосл. греч. общины со своими храмами:
— Лондонская (собор Св. Софии открыт в 1879),
— Манчестерская (ц. Благовещения, 1843),
— Ливерпульская (св. Николая)
и Кардиффская (св. Николая, 1906).

До этого времени греч. общины не имели прямых связей ни с К-польским Патриархатом, ни с автокефальными греч. церквами, хотя канонически они подпадали под юрисдикцию К-польского Патриархата. В 1922 г. Синод Патриархата по инициативе Патриарха Мелетия IV (Метаксакиса) создал новый диоцез Фиатира (по названию города в М. Азии). Его центром стал Лондон, а в его юрисдикцию кроме В. вошли Зап. и Центр. Европа. Первым епископом Фиатирским стал митр. Герман (Стринопулос) (1922-1951).

В нач. 60-х гг. в В. было 11 греч. приходов при общем количестве греч. населения в 150-200 тыс. чел. С прибытием митр. Афинагора (Кокинакиса) (1963-1979) число церквей увеличилось. В наст. время — 112 приходов и свыше 90 клириков, как греков и англичан, так и др. национальностей. Главой архидиоцеза является архиеп. Григорий Фиатирский и Великобританский, экзарх Зап. Европы, Ирландии и Мальты, к-рый также носит титул «Посол (апокрисарий) Патриарха К-польского к Архиепископу Кентерберийскому». Ему помогают 6 викарных епископов. Архидиоцез выпускает журнал «Православный обозреватель» (Orthodox Herald) и имеет неск. катехизаторских и богословских учебных заведений (в т. ч. Школу византийской музыки). Богослужения проводятся на греч. языке, однако существуют переводы Божественной литургии и др. служб на англ. язык, сделанные архим. Ефремом (Лашем), к-рые также широко используются, особенно в приходах, состоящих только из англичан; в этих приходах предпочитают рус. стиль церковного пения.

6 июня 1982 г. в архиеп-стве Фиатиры был хиротонисан во епископа первый англичанин Каллист (Тимоти Уэр). В наст. время еп. Каллист является ведущим правосл. богословом в В. Его работы «Православная церковь» и «Путь православия» содержат объяснение правосл. веры для англоязычного мира. С 90-х гг. к юрисдикции К-польского Патриархата в В. относятся неканонические правосл. образования — Украинская автокефальная православная церковь (в Англии с 1947) и Белорусская автокефальная православная церковь (в Англии с 1945), а также Польская православная церковь за границей (с 1940; 5 приходов). К-польскому Патриархату принадлежит мон-рь св. Иоанна Крестителя в графстве эссекс, созданный архим. Софронием (Сахаровым), учеником св. Силуана Афонского.

Русское правосл. сообщество в В. оставалось немногочисленным после 1917 г. Храм при российском посольстве был закрыт, иконы перенесли в собор в Кенсингтоне. В 1921 г. Церковь Англии выделила рус. правосл. общине храм во имя св. Филиппа. В 1926 г. приход разделился на «евлогиан» (РПЦЗ) и «синодалов» (РПЦ). Каждая юрисдикция совершала богослужение отдельно вплоть до закрытия церкви в 1956 г. Затем «евлогиане» перешли в Московский Патриархат.

Большой вклад в развитие Православия в Англии внес Н. М. Зёрнов, приехавший в Лондон в 1932 г. Он активно работал в Албания святого и преподобного Сергия содружестве (создано в 1928) и выступал за развитие взаимопонимания между Православием и англиканством. В 1947 г. в Оксфордском ун-те была создана кафедра правосл. культуры, к-рую Зёрнов возглавил; его же усилиями был основан Дом св. Григория Нисского и св. Макрины, где могли останавливаться приезжавшие в Англию православные. В 1948 г. он пригласил в Лондон в качестве духовника содружества св. Албания и прп. Сергия и настоятеля храма св. Филиппа иером. Антония (Блума) (1914-2003). Свою миссию в В. митр. Сурожский Антоний (с 1966) определял как проповедь Евангелия с правосл. т. зр. Под его духовным рук. количество правосл. приходов в епархии стало постепенно увеличиваться (в 1962 существовал лишь 1 приход в Лондоне, в наст. время — 32). Большинство прихожан — англичане, существуют даже приходы, полностью состоящие из англичан (как мирян, так и клириков). Епархией издается ж. «Сурож» (Souroge). Продолжающийся с нач. 90-х гг. приток русских в страну увеличил число православных в В. Богослужения в рус. кафедральном соборе Успения Божией Матери и всех святых в Лондоне в основном ведутся на церковнослав. языке, хотя англ. язык также частично используется. Выбор языка в приходах зависит от состава прихода, напр. в Манчестере — церковнослав., а в Уолсингеме — англ.

В стране существуют также 6 приходов РПЦЗ под управлением еп. Берлинско-Германского и Великобританского Марка (Арндта), а также братство св. Эдуарда (Бруквуд) и Благовещенский жен. мон-рь (Лондон). В 1979 г. архим. Алексий, анличанин по происхождению, получил благословение от Архиерейского Синода РПЦЗ принять мощи англ. кор. св. Эдуарда Исповедника (канонизирован в 1161). В 1982 г. братство переделало бывш. англикан. кладбищенский храм в Бруквуде в правосл. церковь, где и хранятся теперь мощи св. Эдуарда. Братство совершает богослужения на англ., греч. и церковнослав. языках и издает миссионерский ж. «Пастырь» («The Shepherd»).

Благовещенский жен. мон-рь был основан в 1954 г. по благословению свт. Иоанна, архиеп. Шанхайского и Сан-Францисского, для духовно-просветительной деятельности и первоначально находился близ Иерусалима; во время арабо-израильской войны 1948 г. сестры вынуждены были покинуть обитель и обосноваться в Англии. В Букингемском дворце также есть правосл. часовня (находящаяся в ведении РПЦЗ), т. к. герц. Эдинбургский, муж кор. Елизаветы II, был крещен в Православие и мн. др. родственники королевы также исповедуют Православие.

В 1903 г. был освящен первый серб. правосл. храм св. Саввы в Ноттинг-Хилле (Лондон). Во время второй мировой войны в Англии оказалось правительство Королевства Югославия, а также кор. Петр II Карагеоргиевич, кор. Мария и принцы Томислав и Андрей. В 1945 г. в В. нек-рое время находились Сербский Патриарх Гавриил (Дожич) и еп. Жичский Николай (Велимирович). Ими был куплен дом, в к-ром были устроены домовая церковь и духовный центр. В 1948 г. на территории В. были сформированы 7 серб. приходов. На пожертвования верующих в Лондоне был построен храм во имя свт. Саввы, освященный 28 июня 1952 г. еп. Николаем (Велимировичем). С 1965 г. издается газ. «Голос Сербской Православной Церкви в Великобритании». В наст. время действуют 22 правосл. серб. прихода.

Вконтакте

Основой Сурожской епархии стал Успенский приход в Лондоне, существовавший как посольская церковь с 1716 года. За время существования сменял несколько адресов и в настоящее время расположен в здании бывшей англиканской церкви Всех святых.

После 1917 года приход находился в юрисдикции Зарубежного Высшего Церковного Управления. В 1926 году приход разделился на сторонников Карловацкого Синода и Западно-Европейской епархии. Службы совершались попеременно.

В 1931 году приход был принят в состав Константинопольского Патриархата.

В 1945 году вместе с Западно-Европейским Экзархатом воссоединился с Московским Патриархатом и оставался в его ведении после ухода Западно-Европейского Экзархата в юрисдикцию Константинопольского Патриарха в 1946 году. Настоятелем Успенского прихода был в те годы протоиерей Владимир Феокритов († 1950).

В 1948 году в Лондон прибывает иеромонах Антоний (Блум), назначенный духовником православно-англиканского содружества мч. Албания и преп. Сергия Радонежского. С 1 сентября 1950 года иеромонах Антоний становится настоятелем русского прихода в Лондоне.

К тому времени Успенский приход был уже не единственным на территории Великобритании. Так, в Оксфорде по инициативе Н. Зернова был создан православный русский центр – «Дом святых Григория и Макрины». Оксфорд стал центром содружества мч. Албания и преп. Сергия Радонежского. Появились и другие приходы, созданные русскими православными общинами.

В 1957 году в Великобритании образовано Сергиевское викариатство Западно-Европейского Экзархата (Московский Патриархат). Епископом Сергиевским стал Антоний (Блум).

1962 год, 10 октября – образована самостоятельная Сурожская епархия, которую возглавил архиепископ Антоний (Блум) с титулом Сурожского.

На 1 января 2006 года клир Сурожской епархии составляли 2 епископа, 24 священника и 13 диаконов. В епархию входили 9 приходов и 25 евхаристических общин (общины, состоящие из небольшого числа семей, в которых богослужения совершаются 1-2 раза в месяц): общее число – 34. 7 храмов являются собственностью приходов, 7 – частной собственностью, остальные храмы принадлежали другим конфессиям.

Епископ Сергиевский Василий Осборн становится епископом Амфипольским под омофором Константинополя. Этому способствует архиепископ Команский Гавриил (де Вильдер), глава экзархата русских приходов в Зап. Европе. На место ОсБорна МА назначил архимандрита Елисея (Ганабе).
Еп. Василий: цель его действий – «спасать местные, универсальное православие», ибо Церковь митрополита Антония не была британской, ни русской, ни греческой (хотя сам владыка Антоний повторял что церковь останется русской, и это сейчас часто вспоминают противники Осборна, считая переход неканоничным). Еп. Василий, однако, ссылается на то, он обсуждал с вл. Антонием этот шаг и что тот «ободрял подготовку отпускных грамот».
Еп. Василий сказал что МП хочет сделать Сурож «нормальной» епархией за рубежом, окормляющих в основном недавних эмигрантов из бывшего СССР (в противовес старой эмиграции и англичан). // Василий ссылается на Антония, который говорил, что русское православие доступно Западу более, чем, например, греческое, т.к. последнее этнически обусловлено. Русское же – этнически открытое.

Кирилл о причинах

Конечно, этот вопрос волнует многих, поэтому в ходе проходящих в Лондоне встреч он, без сомнения, обсуждается. Не хотелось бы подробно сейчас возвращаться к тому, как дело дошло до известных печальных событий. В некоторых публикациях вопрос о причинах раскола переводится на принципиальную почву - будто бы между нынешним составом Сурожской епархии и теми, кто отошел от неё, есть принципиальное различие в их церковном мировоззрении. Однако факты показывают, что причиной разделения стал главным образом человеческий фактор: для многих камнем преткновения стала необходимость адаптироваться к новой ситуации в русской православной общине на Британских островах - прибытию множества эмигрантов из стран Восточной Европы.

То же самое в решении Комиссии МП:
Комиссия считает важным, что по единодушному мнению свидетелей кризисные явления затрагивали только Лондонский кафедральный собор. На других приходах епархии напряженность отсутствовала. Принадлежность Русской Православной Церкви не мешала англоязычным священникам работать со своей паствой.
К периоду 2002-2003 гг. относятся письма русскоязычных прихожан, в которых отмечалось, что на приходе не хватает русскоязычных священников для совершения богослужения и особенно для исповеди, английский язык в богослужении постепенно занимает все большую долю, непропорциональную фактическому английскому присутствию в соборе, нет доверия епископу Василию, который высказывался о возможности перехода в юрисдикцию Константинопольского Патриархата. Авторы писем обращали внимание на пренебрежение русскими православными традициями совершения богослужений и треб.
АА: возможно было напряжение еще с начала 2000 гг. - как подтверждает Комиссия_ между англоязычными и русскоязычными приходами, прихожанами. Например, это проявилось в протестах русскоязычной паствы против увольнения в 2005 г. о. Андрея Тетерина, присланного Москвой незадолго до этого. (То, что о. Андрей вел себя неприлично, Комиссия ИП признала).
Реакция в православном мире. Идея примата Константинополя.
В «православном мире» решение Константинополя встретило пусть не полное, но все же одобрение. 3 октября на официальном сайте КП было опубликовано письмо архиепископа Тиранского и всея Албании Анастасия Варфоломею I, в котором Предстоятель Албанской Православной Церкви выражает полную солидарность с позицией Константинополя по «делу епископа Василия». Ранее решение Священного Синода КП поддержали Патриарх Александрийский Феодор II, Патриарх Иерусалимский Феофил III и митрополит Пафский Хризостом, исполняющий обязанности Предстоятеля Кипрской Православной Церкви. О солидарности с РПЦ заявил лишь Патриарх Антиохийский Игнатий IV.
Такая поддержка политики Константинополя – тревожный сигнал для Москвы. Вторым таким сигналом стало голосование по 45-му параграфу документа «Экклезиологические и канонические последствия сакраментальной природы Церкви» во время недавнего православно-католического богословского форума в Белграде (см. «НГР» №17 от 04.10.2006 г.). В этом параграфе в качестве «условия соборности» для поместных Православных Церквей называлось «общение с Константинопольским Патриархатом», и, несмотря на протест делегации РПЦ, большинство православных участников форума поддержало такую формулировку с небольшими корректировками.
По мнению епископа Венского и Австрийского Илариона (Алфеева), главы делегации Московского Патриархата на белградской конференции, спор, возникший в ходе богословского форума, и принятие в юрисдикцию Константинополя епископа Василия (Осборна) – звенья одной цепи, наглядная иллюстрация «дилеммы», которая существует в «православном мире» в отношении примата Константинопольской кафедры. «На всеправославном уровне принцип примата до конца не уяснен, – говорит епископ Илларион. – Одни склонны видеть в этом примате лишь первенство чести, другие присваивают Константинопольскому Патриарху некоторые координирующие функции или рассматривают его как высшую судебную инстанцию».
На встрече с журналистами в Стамбуле 3 октября Варфоломей I, сравнивая «католический» и «православный» типы церковной организации, заявил, что Православные Церкви «более демократичны» (в противовес католической «дисциплинированности»). В РПЦ склонны считать, что как раз Константинополь и нарушает тот «демократический» принцип, о котором сам же говорит.
В Московском Патриархате отмечают, что начиная с 2003 г. в юрисдикцию Константинополя перешли без отпускных грамот (не считая епископа Василия) 19 священнослужителей РПЦ (одному из них, протоиерею Георгию Ашкову, такая грамота по личному ходатайству митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия (Пояркова) была дана Священным Синодом 6 октября). 17 из них – клирики Сурожской епархии. Для Москвы это – прямое подтверждение «недружественности» Варфоломея I.
Оправдывая свои действия, Константинополь ссылается на 9, 17 правила 4-го Халкидонского Вселенского собора (право обиженных клириков обращаться к Константинополю) и правило 28 того же собора (примат Константинополя как царского города); РПЦ ссылается, в свою очередь, на 6-е правило 1-го собора; 2-е правило 2-го собора ; 8 правило 3-го собора (в Заявлении Св. Синода от 20.07.2006 подробный анализ канонического права).

Европейские русские приходы
Сейчас – архиепископ Команский Гавриил и архиепископ Корсунский Иннокентий (МП)
Марк Смирнов: несколько лет тому назад патриарх Алексий II обратился к посланием ко всем диаспоральным приходам, то есть существующим в эмиграции православным приходам русской традиции, с призывом снова объединиться под эгидой Москвы и указал на то, что, конечно, общественно-политическая ситуация изменилась, и тех причин, прежде всего, конечно, политических, связанных с государственным атеизмом, уже больше не существует в России. Поэтому как бы идея этих расколов была - только на время как бы закрепить свое церковное существование, как-то его оформить юрисдикционно. Но теперь уже причин для этого нет. Но, к сожалению, не все одинаково услышали этот призыв. Во всяком случае, так называемое Парижское архиепископство, которое подчиняется Константинополю, оно решило остаться вне этого процесса, в отличие от зарубежников, которые все-таки на этот призыв откликнулись.
Кирилл o европейском экзархате :
До 2003 года во главе Экзархата стоял архиепископ Сергий (Коновалов), который вел курс на сближение Экзархата с Московским патриаршим престолом, что соответствовало исторической справедливости и канонической истине. Нынешнее же руководство Экзархата [архиепископ Команский Гавриил (де Вильдер),] не только явно отошло от этого курса, но и допускает публикации и действия очевидно недружественные по отношению к Русской Православной Церкви. Мы открыты к дискуссии, однако она должна строиться на основании канонической традиции Церкви. Попирать те правила, на которых церковная жизнь строилась веками, крайне опасно. От этого межцерковные отношения грозят превратиться в хаос. Это в полной мере относится и к случаям принятия священнослужителей без подобающих отпускных грамот.

Ответ Совета Архиепископии на журналы заседаний Св. Синода от 6 октября 2006
Сообщение Совета архиепископии православных Русских Церквей в Западной Европе (экзархат Вселенского патриарха)

18 октября 2006 г. состоялось заседание Совета Архиепископии под председательством Высокопреосвященного архиепископа Гавриила. На нем были рассмотрены следующие вопросы: …

в) Совет Архиепископии считает также нужным отметить, что вопреки утверждениям, приводимым в «справке», содержащейся в том же журнале № 104 :
Высокопреосвященный архиепископ Гавриил не был «назначен во главе Экзархата» (как читается в справке), а был - как и все его предшественники во главе Экзархата - избран свободным соборным волеизъявлением Общего епархиального собрания, состоявшегося 1 мая 2003, в согласии с постановлением Московского Всероссийского церковного собора 1917-1918 гг. и действующим уставом Архиепископии. Избрание его было затем подтверждено Священным Синодом Вселенского престола.
«Руководство Экзархата» никогда не отказывалось и не отказывается от духовного наследия митрополита Евлогия и его приснопамятных преемников на церковном поприще в Западной Европе. Именно храня верность их учению и следуя православной экклесиологии, которая основывается на территориальном принципе Церкви, выявляемой в определенном месте, Архиепископия призывает к созданию на территории наших стран единой местной Церкви, как это уже было заявлено в 1949 г. митрополитом Владимиром и членами Общeго Епархиального собрания и впоследствии было неоднократно подтверждено, в частности, архиепископом Сергиeм: «Пребывание под омофором Вселенского патриарха в течение 70 лет и укоренение в странах Западной Европы за эти долгие десятилетия создали совершенно новое положение [по сравнению с периодом митрополита Евлогия]. Речь уже не может быть просто о “возвращении” нашей Архиепископии [...] под омофор Московского Патриарха: нам предстоит совместно искать, в духе взаимопонимания и любви, пути к более глобальному решению проблемы православного рассеяния в западных странах».
Викариатство Великобританских островов: Под председательством Высокопреосвященного архиепископа Гавриила пройдет ежегодная конференция Викариатства, которая состоится в субботу 18 ноября в Лондоне на тему «Приобрести свободу вo Христе ». В программе конференции два доклада: «Местная церковь - наше будущее» (арх. Гавриил) и «Перемена и преемственность: викариатство в контексте Православия в Западной европе» (еп. Василий).

«Областные епископы да не простирают своей власти на церкви, за пределами своея области, и да не смешивают церквей; но, по правилам, Александрийский епископ да управляет только Египетскими церквами; епископы восточные да начальствуют только на востоке, с сохранением преимуществ Антиохийской церкви, правилами Никейскими признанных …» и проч.

«Тоже да соблюдается и в иных областях, и по всюду в епархиях: дабы никто из боголюбезнейших епископов не простирал своей власти на чужую епархию, которая прежде и сначала не была под его рукою, или его предшественников: но если кто-либо уже простер и насильственно себе подчинил какую-то епархию, то да отдаст её:…» и проч. .

Битва за православную церковь в Великобритании

("The Independent", Великобритания)

Cражение ведется за сам дух православия

Пол Вэллели (Paul Vallely), 15 февраля 2009

Восемь лет назад Олег Дерипаска решил спасти приходящую в упадок православную церковь в Манчестере. Не был ли его великодушный поступок началом поддерживаемого Кремлем крестового похода за возвращение России ее духовных форпостов на Западе?

Строгий интерьер с правильными пропорциями, как и подобает творению сэра Кристофера Рэна (Christopher Wren). Дубовые панели, широкие арочные окна с простыми стеклами - все здесь дышит торжественностью неоклассицизма. Своды со вкусом выкрашены в англиканский серо-зеленый цвет, оттеняемый кремовой окантовкой и сдержанной позолотой.

Однако над алтарем висит нечто огромное и экзотическое. Это - подавляюще массивная византийская икона в форме черного как смоль креста. На кресте - гигантская распятая фигура, из рук и ног ее сочится алая кровь. Края креста - ярко золотые, что явно призвано символизировать победу света над тьмой.

Зрелище под иконой не менее чуждо эстетике этого здания: человек в золотом одеянии и золотой митре на голове машет над алтарем двумя связками горящих свечей. Его окружают полдюжины священников, дьяконов и служек в одеяниях тускло бордового цвета.

Мы находимся в церкви св. Андрея в Холборне в первое воскресенье месяца. Ее прихожане - их около ста человек - беженцы, для некоторых из них это уже вторая эмиграция. За шесть десятилетий в Великобритании возникла небольшая, но энергичная епархия Русской Православной Церкви. Ее прихожанами являются и пожилые иммигранты, и их потомки, которые покинули родину уже в коммунистическую эпоху, и прибыли в Британию после долгих скитаний (Финляндия, Швейцария, Италия, Франция), и представители британской аристократии и высших слоев общества, перешедших в православие. Их объединил вокруг себя харизматичный святой человек, который 50 лет был их пастырем. Речь идет о ныне покойном митрополите Антонии Блуме.

Однако сегодня прихожане вновь оказались в изгнании. Англиканская церковь, где они собираются дважды в месяц, превратилась во временное пристанище. Теперь в церкви Блума им уже не приходится рассчитывать на радушный прием.

Это не просто очередная история раскола, подобного многим, преследовавшим христианство на протяжении 2000 лет. Эти до странности необычные английские православные утверждают, что их выжили из их церкви многочисленные русские, недавно приехавшие в Великобританию, часть из которых решилась на "захват" церкви, шаг, инспирированный Москвой.

Все это - часть масштабной истории, где ключевой фигурой является Олег Дерипаска. Он - самый богатый человек в России, алюминиевый царь, друг члена британского кабинета лорда Мандельсона (Mandelson), именно на его яхте злополучный министр финансов теневого кабинета тори Джордж Осборн (George Osborne) попался на удочку щедрого гостеприимства олигарха и был обвинен в попытке получить пожертвования на нужды своей партии.

Страсти разгорелись после того, как еще один член правительства, Генеральный прокурор баронесса Скотланд вынесла важное судебное решение в преддверье судебного разбирательства, которое должно состояться на следующей неделе, между двумя враждующими православными "фракциями" - она приняла сторону Москвы, где совсем недавно митрополит Смоленский Кирилл, которого многие считают бывшим агентом КГБ, был избран новым Патриархом Московским и всея Руси.

Эта история вступит в решающую стадию в понедельник, когда две "фракции" встретятся в канцелярском отделении Высокого суда правосудия, где будет рассматриваться вопрос о праве собственности на собор в Кенсингтоне стоимостью 15 млн. фунтов стерлингов, а также на пять домов и квартиры. Однако на кону здесь стоит нечто большее, чем просто недвижимость - сражение ведется за сам дух православия.

Собор Успения Пресвятой Богородицы и Всех Святых на улице Эннисмор-Гарденс, расположенный недалеко от Альберт-Холла, совершенно не похож на церковь в Холборне. Он построен в итальянском стиле, и англиканская церковь в 1978 году сочла ее слишком пышной. Внутри собора с потолка свисает большой электрический светильник. Стены увешаны иконами в золотых окладах. Напольные подсвечники освещают иконы и реликвии. В конце нефа находится высокий экран - иконостас, скрывающий от непосвященных глаз простых прихожан святую святых церкви.

Многое, касающееся этого места, недоступно пониманию. На стене висит портрет основателя церкви митрополита Антония. Однако прихожане, которые утверждают, что их выжили из церкви, говорят, что чтят память о нем скорее своим бунтарским поведением, а не рабским послушанием.

Антоний Блум родился в Швейцарии в русской эмигрантской семье, вырос во Франции. Он получил медицинское образование, работал врачом и во время Второй мировой войны участвовал во французском Сопротивлении, затем был пострижен в монашество и направлен в Лондон в качестве духовного руководителя местных белоэмигрантов.

Его подход к православию носил космополитический характер. После своего прибытия в Британию в 1948 году он взял за принцип держать двери своей церкви открытыми для людей любой национальности. Он отказывался принимать деньги от Русской Православной Церкви, которая при Сталине была восстановлена как орган государственной власти. И действительно на протяжении всей "холодной войны" Блум выступал по радио, вещавшем на Россию, представляя глас свободный Церкви в тот момент, когда практически вся иерархия РПЦ была запятнана сотрудничеством с коммунистическими властями. Когда началась перестройка, он приветствовал ее, и радушно встретил поток россиян, которые эмигрировали в Великобританию.

Но он не предвидел, что новоприбывшие попытаются изменить принципы православия, открытого для всех, которые его община исповедовала на протяжении всех предшествующих 40 лет. "Их приехало очень много, - рассказывает одна из прихожанок Рут Нейрс (Ruth Nares), учительница, перешедшая двадцать лет назад из англиканства в православие, привлеченная, как она выражается, его невероятным чувством священного. - Наша община состояла из русских белоэмигрантов, финнов, французов, итальянцев и англичан. Однако новоприбывшие обладали совершенно другим менталитетом. Для многих церковь была одним из мест, где можно повидаться с другими русскими. Они входили посреди службы, громко разговаривали, стоя в дальних рядах, перекусывали". Музыкант Карин Гринхед (Karin Greenhead) добавляет: "Было много неприятных моментов, они могли толкнуть или отпихнуть Вас. Однажды рядом с церковью даже случилась драка".

Изменились не только прихожане. За последние шесть лет Московская патриархия направила сюда ряд священников, а вместе с ними в жизнь прихожан вторглось непрошенное мировоззрение. "Практически каждое воскресенье на нас обрушивалась пропаганда в лучших советских традициях и предостережения, что "дьявол - среди нас", - говорит Николас Такетт (Nicholas Tuckett), основатель компании Ikon Records, которая продает записи православной музыки. - Я был просто не в состоянии молиться".

Возникающие разногласия в основном касались мелочей церковной жизни. Прихожане спорили, можно ли проводить обряд венчания по субботам, как часто нужно причащаться, насколько строго следует соблюдать пост, обязаны ли женщины покрывать голову в церкви, и можно ли пускать их туда в брюках.

Однако за всеми этими спорами о несущественных вещах таилась принципиальная борьба за власть. "Российская фракция" начала направлять в Москву петиции о проведении реформ, которые заставили бы старых прихожан стать "более русскими". Преемник митрополита Антония, епископ Василий обратился к Московской патриархии с просьбой не поддерживать тех прихожан, которых он считал возмутителями спокойствия. Однако митрополит Кирилл, который в прошлом месяце был избран главой РПЦ, ему не ответил.

В то время митрополит Кирилл возглавлял Отдел внешних церковных сношений Московской патриархии, должность, которая, как отмечают критически относящиеся к нему люди, была учреждена Сталиным, когда он восстановил патриаршество во время Второй мировой войны, чтобы поднять дух народа. Московский патриархат стала органом государственной власти. В последующие годы священнослужители, которые достигали высоких постов в церковной иерархии, были или осведомителями или агентами КГБ.

Из недавно обнародованных документов следует, что митрополит Кирилл, который проходил под кодовым именем Михайлов, был тесно связан с КГБ и следил за тем, чтобы интересы Церкви не расходились с государственными. В 2001 году он заявил, что Московская патриархия "сегодня действует в тесном сотрудничестве" с МИД РФ, чтобы "восстановить историческую справедливость с целью вернуть родине ее архитектурные и исторические ценности, построенные российскими художниками и на деньги русского народа. ... Если православное церковное здание за границей в свое время принадлежало русской церкви и если это юридически доказано, то оно должно снова стать собственностью нашей Церкви. Если оно в былые времена находилось в реестре государственного имущества, то оно должно быть возвращено государству".

Под его эгидой Московский патриархат стал предпринимать шаги по возвращению собственности в Израиле, Венгрии, Германии, Франции, а теперь и в Великобритании. В ряде случаев для достижения цели привлекалось правосудие, в других, как, например, в Манчестере в ход шли деньги.

Десять лет назад церковь, которую посещали российские православные, начала разрушаться. Местная община прилагала много усилий, чтобы собрать деньги на новое здание. И тут, как написано на их Интернет-сайт, "в конце 2001 года на счет трастового фонда по строительству церкви поступило очень щедрое пожертвование от одного известного промышленника из России". Им оказался Олег Дерипаска, олигарх, который помогал реставрировать православные церкви в России.

Однако этот дар, как выяснилось, имел свою цену - от местной общины ожидалось, что она порвет отношения с находящимся в Лондоне митрополитом Антонием и перейдет в прямое подчинение Московского патриархата. Лондонская православная община должна была понять, куда ветер дует. Но, будучи типичными представителями английского среднего класса, прихожане повели себя слишком сдержанно. "Я думаю, возможно, мы были слишком вежливы, но тогда мы просто не понимали, что происходит", - говорит Карин Гринхед.

Когда Москва направила в Лондон следственную комиссию, прихожане проявили готовность к сотрудничеству. Обратившиеся в православие англичане подумали, что они имеют дело всего лишь с группой несколько вульгарных невежд, привыкших третировать собеседников. "Мы слишком поздно поняли, что это была запланированная, преднамеренная атака, - вспоминает Гринхед. - Это стало для нас крайне неприятным, травмирующим опытом. С каждым разговаривали отдельно и с пристрастием допрашивали о его лояльности".

"Это была тактика, достойная Владимира Ильича Ленина", - говорит еще один прихожанин Николай Матвеев. "Меня уже как-то арестовывало КГБ, естественно я отнесся к этому с подозрением", - заявил другой прихожанин, пожелавший остаться неизвестным.

Епископ Василий посчитал, что ситуация сложилась невыносимая, и начал ходатайствовать о переводе своей епархии из-под юрисдикции РПЦ в лоно Вселенской Константинопольской патриархии. Прежде чем это могло произойти, Москва объявила, что епископ Василий "ушел на покой".

"Одним воскресным утром он узнал, что из Парижа на смену ему прислали архиепископа, - говорит один из священников, отец Стефан Майковский. - Дело могло закончиться самой настоящей дракой, если бы епископ Василий не удалился". Затем из Константинополя на имя епископа пришло разрешение создать новую структуру - викариат - под юрисдикцией Вселенской патриархии. Епископ Василий ушел. Пятнадцать приходов его епархии последовали за ним, как и половина священников и 554 человека из 1 161 зарегистрированных прихожан епархии.

В ответ Москва подала в суд, требуя, чтобы два трастовых фонда, управляющих собственностью общины, передали ей собор, стоимостью 15 млн. фунтов и пять домов и квартир, где проживают священники - таким образом, два священника практически остаются на улице. Ситуацию осложняет тот факт, что в документе об учреждении фонда доверительной собственности, составленном в 1944 году, говорится только о "распространении православной веры", в нем специально не была упомянута РПЦ, на тот случай, если Москве пришло бы в голову взять все под свой контроль. Сегодня британские суды должны определить, кто в данном случае является законным наследником имущества.

Интересы Москвы представляет адвокат Пол Хаузер (Paul Hauser), который утверждает, что с легальной точки зрения все абсолютно прозрачно: "У епископа возникли разногласия с патриархией, и он ушел, забрав с собой часть прихожан. Однако это по сути дела не меняет тот факт, что благотворительные учреждения существуют в интересах епархии и прихода, которые никуда не делись".

Он приводит в пример следующую аналогию: "Возьмем, например, трастовый фонд, который был создан в интересах больницы Guy"s Hospital. И предположим, что группа врачей повздорила с директором больницы и уволилась, чтобы создать новый госпиталь, который они назвали Guy"s 2, а затем заявили, что этот новый госпиталь должен являться законным бенефициаром фонда. Первый Guy"s Hospital, несомненно, ответит, что врачи имели полное право основывать новую больницу, но это никоим образом не меняет ситуацию в отношении трастового фонда. Он должен оставаться при Guy"s Hospital и действовать в его интересах, а не в интересах нового медицинского учреждения".

У Генерального прокурора, настаивает адвокат, нет других альтернатив, как вынести решение в пользу Москвы. Однако другие подозревают, что тут замешана политика. Из-за того, то Генеральный прокурор уже неоднозначно высказала свою позицию, сторона епископа Василия, если проиграет дело, будет вынуждена в полном объеме оплачивать судебные издержки - при этом они не имеют права использовать средства трастового фонда для оплаты услуг адвокатов, соответственно не могут обеспечить профессиональную защиту своих правовых интересов в понедельник в Высоком суде. "Это означает, что у наших свидетелей не будет адвокатов, - говорит прихожанка Тамара Драгадзе. - Зато другая сторона, кажется, денег не считает".

Хаузер, который также ведет дела Олега Дерипаски, не сообщил, кто финансирует истца. "Скажем так, эти деньги не из трастовых фондов, потому что церковь не хочет, чтобы средства из них шли на другие нужды. Поэтому РПЦ пришлось искать другие пути, чтобы финансировать это дело, и ей это удалось. Судебные издержки не оплачиваются из каких-либо британских фондов".

Здесь политика вновь выходит на передний план. В отношениях между Великобританией с Россией начался непростой период, когда Москва отказалась выдать агента, подозреваемого в убийстве перебежчика из КГБ Александра Литвиненко, умершего в Лондоне в 2006 году, а Лондон отказался выдать бизнесмена-диссидента Бориса Березовского. Россия и Великобритания не раз "обменивались" высылкой дипломатов. Градус отношений упал еще ниже, когда Британия поддержала Грузию во время ее конфликта с Москвой. Поэтому правительство Великобритании вовсе не жаждет вызвать раздражение Владимира Путина, недолжным образом рассудив мелкую тяжбу о церковном имуществе.

В Генеральной прокуратуре настаивают на том, что "они составили свое суждение об этом деле на основании мнений экспертов и тщательного анализа фактов с учетом первоначальных соглашений о создании трастового фонда и его целей". И на это суждение, по словам официального представителя Генерального прокурора, "не оказали влияния внешнеполитические соображения".

Однако для ряда членов парламента эти заявления звучат неубедительно. "Вмешательство Генерального прокурора в попытке не позволить одной из сторон пользоваться услугами юристов весьма необычно, - заявил Норман Бейкер (Norman Baker), член парламента от либерально-демократической партии. - Это противоречит принципам естественного права, что позволяет предположить, что все дело в нежелании портить отношения с Россией". Бейкер собирается обсудить этот вопрос с сэром Аланом Бейтом (Alan Beith), председателем парламентского комитета по юридическим делам, который в настоящее время ведет расследование деятельности Генеральной прокураторы, в частности ее подверженности политическому давлению. Расследованию Бейта подлежат и решения прокуратуры, принятые после вторжения в Ирак.

В церкви же прихожане удивленно поднимают брови, слыша подобные высказывания. "Эту чушь даже комментировать не хочется, - говорит Эдриан Дин (Adrian Dean), секретарь приходского совета, от чьего имени был подан иск в суд. - Это просто раздувание скандала. Те, кто покинул приход, выдумали эту идею исключительно потому, что Генеральный прокурор вынесла решение не в их пользу. Реакция по принципу "зелен виноград". С юридической точки зрения эта церковь всегда входила и сейчас входит в епархию РПЦ".

Суд, скорее всего, сочтет, что все не так просто. Настоящий приход был основан в 1934 году, и его трастовый фонд создавался в 1944 так, чтобы можно было при необходимости сменить юрисдикцию. Именно это позволило приходскому совету в 1946 году, на волне послевоенной эйфории, проголосовать за присоединение к Московскому патриархату. Суд должен вынести решение, могут ли доверители фонда - при возвращении в лоно Константинопольской патриархии лишь части прихожан - выбирать, чью сторону принимать.

Последователей епископа Василия еще больше огорчает тот факт, что именно они выкупили церковь в 1978 году. "Мы собрали все деньги сами, - говорит Рут Нейрс. - Пожилые белоэмигранты продавали свои золотые зубы, чтобы заплатить за церковь. Вся община работала, не покладая рук, чтобы найти деньги и оплатить работы по реставрации - а теперь мы остались бездомными, и все потому, что Москва хочет протягивать свои щупальца все дальше".

Страсти кипят. Тамара Драгадзе считает, что случившееся напоминает то, как группы приезжих мусульман пытались захватить ряд британский мечетей. Проводятся параллели и с проникновением членов троцкистской фракции Militant в Лейбористскую партию в 1980-х годах. Поминают и повадки кукушек в чужих гнездах.

"Я с этим не согласен", - говорит Эдриан Дин, который сравнительно недавно перешел в православие. "Никто не требовал, чтобы епископ Василий и его сторонники уходили, - говорит адвокат Москвы Пол Хаузер. - Однако никто в новом викариате в это не верит. Они подозревают, что "за иконостасом" происходит нечто, что Москва хотела бы скрыть от глаз общественности".

В этом году на Британских островах празднуют двойной юбилей: полвека образования и 50-летие . Об истории и современном присутствии русского Православия в Великобритании рассказывается в статье Анастасии Горшковой, опубликованной в журнале «Православный паломник» (2012, № 8).

Основой Сурожской епархии стал Успенский приход в Лондоне, существовавший как посольская церковь с 1716 года. Он сменил несколько адресов и наконец осел в здании бывшей англиканской церкви Всех святых в красивейшем и самом престижном районе Лондона Кенсингтоне. После революции 1917 года приход находился в юрисдикции Зарубежного Высшего Церковного Управления, переживал постоянные разделения, а в 1931 году был принят в состав . Однако в год окончания Великой Отечественной войны воссоединился с Московским Патриархатом.

Это событие стало настоящим праздником для верующих, ведь очень существенная часть прихожан — это англо-русские семьи, где один из супругов англичанин, приведенный в храм верой русского супруга. Британские святые в русских святцах для них важное свидетельство уважения к британской истории и культуре и символ общего молитвенного духа.

Сегодня уклад жизни кафедрального Успенского Собора почти ничем не отличается от любого большого российского храма. Его двери открыты для людей целый день. Любой желающий может подать записку, поставить свечу или побеседовать со священником. Богослужения теперь совершаются ежедневно. Служат на церковнославянском, повторяя важные моменты на английском языке. Проповедь тоже всегда с переводом, ведь число англоязычных прихожан постоянно растет. В пристроенных недавно к храму помещениях теперь есть библиотека, комнаты для занятий воскресной школы, в которой занимаются около 100 ребят самого разного возраста. Учат их 14 педагогов. Есть здесь и хор, и театральная студия, и изостудия.

Есть и игровая группа для самых маленьких. Привести сюда можно малыша начиная с двухлетнего возраста. В доступной форме опытные преподаватели знакомят детей с основами Православия, в игровой форме проводят занятия по развитию речи и математике, учат рисованию. Вот так в искренней простоте и воспитывается в детях причастность к национальной культуре. Родители между собой называют игровую группу «детским садиком», многие признают, что занятия здесь — это практически единственный путь реально развить в ребенке навыки русской речи. Получается, что Успенский собор стал не только местом молитвы, но и очагом сохранения национальной культуры. Будучи центром служения Русской Православной Церкви в Британии, собор является примером и образцом устроения жизни и для всех остальных приходов, число которых очень заметно выросло.

1 февраля 2010 года епископ Сурожский Елисей Святейшим Патриархом Кириллом в сан архиепископа. Между его хиротонией в епископы и возведением в архиепископы прошло всего три года, что является исключительно быстрым продвижением. Это связано с активным расширением епархии. В том же году на майском заседании Священного Синода Русской Православной Церкви в состав епархии были приняты 18 новых приходов ().

Сегодня Сурожская епархия — это уже 38 приходов. И каждый из них — это свет веры и очаг братского служения для наших соотечественников, волею судьбы живущих вдали от Родины.

Примечательно, насколько активно и успешно ведется миссионерская работа среди англичан. Так, значительную часть прихода в Оксфорде составляют англичане. Настоятель Свято-Никольского прихода протоиерей Стефан Платт — британец, хотя и русских студентов и их преподавателей здесь тоже предостаточно. Всем миром собирают деньги на выплату по кредиту, взятому на покупку здания, в котором устроен храм. А летом отец Стефан организует молодежный лагерь в честь прп. Серафима Саровского. Основной язык общения, уроков, бесед и мероприятий — английский.

У православных в Англии появилось немало духовных радостей. Только за последний год по приглашению владыки Елисея в епархию привозили особо чтимую московскую святыню — образ Пресвятой Богородицы «Споручница грешных» и Курскую Коренную икону Божией Матери «Знамение», от которой некогда получил исцеление прп. Серафим Саровский. Привычным делом становятся организуемые духовенством паломнические поездки организованных групп. Среди последних маршрутов — поездка к святыням Рима и во французский город Трир на поклонение Хитону Господню.

Есть у епархии и свой журнал — «Сурож», а совсем недавно стали издавать еще и детский журнал «Воробушек». Развивается в лоне Церкви и музыкальное искусство. В престижных концертных залах Лондона проводятся концерты духовной музыки. Регулярными стали семинары для певчих и регентов.

В ближайших планах Московского Патриархата — организация нового маршрута по святым местам Великобритании и прием группы британских верующих в России.

Патриархия.ru

История православия в Англии насчитывает уже более 1400 лет.

Большинство людей воспринимают православие исключительно как традиционную религию России и Восточной Европы. Но далеко не все знают, что православие исповедуют многие жители Америки, Австралии и Западной Европы, в том числе и Англии.

Это не только русские эмигранты, но и сами англичане. В то время как количество прихожан англиканской, католической и протестантских церквей постоянно снижается, число православных растет. Это подтверждают опросы общественного мнения.

#comm#По данным авторитетной организации "Service Orthodoxe de Presse" число людей, исповедующих православие, в Великобритании достигает 450 000.#/comm# Своей православной церкви, как, например, в США, в Англии нет. Люди, интересующиеся этим вероисповеданием, обычно присоединяются к уже существующим там церквям – Русской Православной Церкви, Антиохийской, Сербской… Языкового барьера нет, так как службы ведутся и на английском.

Растет общественный интерес к православному наследию. Это подтверждает тот факт, что в 1999 году в Кэмбридже открылся Институт по исследованию православного христианства, где не только ведется научная работа, но и учатся многочисленные студенты. Во многом рост православия был вызван русской эмиграцией ХХ века, что принесло свои плоды. Именно в Англии в конце прошлого столетия служил митрополит Антоний Сурожский, чьи труды и проповеди одинаково популярны и в России, и Великобритании.

#comm#Многие англичане расценивают приход к православию как возврат к традиционной религии Великобритании.#/comm# В 1997 году христиане отмечали важную дату: прибытие в Великобританию святого Августина и крещение кроля Кента Эльберта и 10 000 его подданных на реке Свейл, в VI веке. По значимости это событие можно сравнить с крещением Руси князем Владимиром.

Но христианство начало проникать в Британию еще в то время, когда она была под властью римлян. Страну населяли бриты, скотты и пикты, - кельтские племена. Еще в 55 году до нашей эры Гай Юлий Цезарь предпринял первую попытку завоевать Британские острова, но его поход оказался неудачным. Столетием позже это удалось другому римскому императору, Клавдию. В I и II веках Британия была романизирована, что имело и свои положительные стороны. Единая империя, хорошие дороги – все это способствовало распространению христианства. Это было время гонений и первых британских святых – мучеников, пострадавших от римских властей.

Начало V века связано с кризисом Римской империи. Последние легионы покинули острова, одновременно пришли англо-саксонские племена. Под натиском этого воинственного народа бриты вынуждены были переселиться в западную часть острова Уэльс. Но ни уэльские христиане, ни римские не спешили проповедовать христианство среди воинственных англо-саксонских племен.

Эту миссию выполнили другие. В середине V века святой Патрик обратил жителей Ирландии в христианство. Европа, только что пережившая переселение народов, нуждалась в этом как никогда. Британия и многие страны на континенте после крушения Рима возвращались к язычеству.

Следующим важным этапом в развитии английского христианства стала средина VII века. В Уитбе состоялся собор, где решался вопрос, какого обряда должна придерживаться Англия, ирландского или католического. Был выбран последний. Но нужно помнить, что в то время весь христианский мир бал единым, все церкви были православными, и стремление Англии к этому единству вполне объяснимо.

Раскол произошел в середине XI века. В это время при короле Эдуарде Исповеднике православная Англия достигает своего расцвета. Но несмотря даже на личное благочестие правителя, это было время нравственного упадка. Знать придавалась роскоши и разврату, простые люди становились все более беззащитными.

Расплата за грехи не заставила долго ждать. Уже на смертном одре королю были предсказаны грядущие бедствия. Эдуард Исповедник умер бездетным. На престол был избран сын влиятельного вельможи при дворе Эдуарда – Гарольд.

А ровно через год после смерти Эдуарда сбылось предсказание. На английский престол взошел католический король Вильгельм Завоеватель, нормандский правитель. Нормандия находилась на севере современной Франции, во многом этот воинственный народ уже перенял французские традиции и обычаи, говорили они на французском языке.

Важно отметить, что поход на Англию благословил папа римский. Теперь он расценивает поход Вильгельма как крестовый. Цель – присоединение английской церкви к Риму.

Более того, папа предал анафеме Гарольда и тех, кто сражался на его стороне. Вильгельму удалось осуществить свои планы: он выиграл битву при Гастингсе, захватил страну, убил короля Гарольда. Множество церквей и храмов было поругано и разорено.

В XVI веке Англия вышла из-под контроля папы, стала протестантской. Но на деле это была новая трагедия. Реформа обернулась чудовищными по своим масштабам надругательствами над святынями, ликвидацией монастырей, грабежом церквей.

Возврата не получилось, и об этом свидетельствует сегодняшнее падение нравов. Англиканская церковь оскудевает, теряет своих прихожан. #comm#Великобритания никогда не знала принудительного государственного атеизма, но для многих англичан "Бог умер". #/comm#Однако жажда истины, духовный поиск в человеке неистребим. Потому тысячи англичан приходят в православные храмы.

Специально для Столетия