Эти удивительные насекомые Сергеева Т.А., учитель биологии. Насекомые. Разнообразие насекомых. Удивительные насекомые

Наталья Есина
«Эти удивительные насекомые». Конспект занятия в старшей группе

«Эти удивительные насекомые » .

Цель : Обогащать знания детей о разнообразном мире насекомых , развивать эмоциональную отзывчивость и эмпатию.

Задачи :

- Воспитательные : Воспитывать интерес к разнообразию окружающего мира, стремление к сохранению его многообразия, чувство эмпатии ко всему живому;

- Развивающие : Развивать внимание, память, воображение, музыкальный слух. Продолжать совершенствовать навыки работы с пластилином и красками. Развивать творческое воображение и эстетическое восприятие;

- Образовательные : Систематизировать знания детей о разнообразном мире насекомых .

Планируемые результаты :

Умеет поддерживать беседу о насекомых , высказывает свою точку зрения;

Выражает свои эмоции при проведении музыкальной игры «Паучок» ;

Проявляет интерес к продуктивным видам деятельности (лепке, рисованию) .

Основные методы и приемы обучения : Художественное слово (стихи, загадки, беседа, динамические паузы (физминутки, проблемная ситуация, продуктивная деятельность (лепка, рисование) .

Организация детей : Групповая .

Индивидуальная работа : с Егором Ш., Индирой Г. – закреплять навыки симметричного рисования с соблюдением пропорций.

Материалы и оборудование : Игрушки насекомые (бабочки, пчелы, майский жук, паук, муравьи, кузнечик, зеленая ткань, цветы из бумаги, пластилин, бросовый материал (желуди, ветки и т. д., альбомные листы по кол-ву детей, краски, доски для лепки, иллюстрации с изображением бабочек.

Музыкальное сопровождение :

Музыкальная игра «Паучок» .

Работа с родителями :

Семейное чтение о насекомых , рассматривание иллюстраций и насекомых в природе .

СТРУКТУРА НОД

Организационный момент Ребята, сегодня мы отправимся в необычное путешествие на зеленый луг, вспомним интересные факты о жизни насекомых . Итак, отправляемся в путь!

Беседа о насекомых

Загадывание загадок

Доклады детей о бабочках

Доклады детей о жуках

Доклады детей о пчелах

Доклады детей о пауках Насекомые – самая многочисленная группа живых существ . Зоологам известно более 1 млн. видов насекомых .

На цветок пахучий сел цветок летучий,

Шевельнулись у цветка все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел, а он вспорхнул и улетел! (бабочка)

Что это за насекомое ?

С чем сравнивают крылья бабочки?

Сколько крыльев у бабочки и какие? (доклады детей о бабочках)

Кто прилетел к бабочке в гости?

На лужайке, на ромашке

Жук летал в цветной рубашке.

Жу-жу-жу, жу-жу-жу,

Я с ромашками дружу,

Тихо по ветру качаюсь,

Низко-низко наклоняюсь! (жук)

Сколько ножек, есть ли крылья, чем вредны майские жуки, когда появляются? (доклады детей о жуках)

Слушайте следующую загадку :

Домовитая хозяйка пролетела над лужайкой,

Похлопочет над цветком – и поделится медком! (пчела)

Как выглядят, есть ли крылья, какие, сколько, где живет, как собирает пыльцу, как называют пчел? (доклады детей о пчелах)

Наше путешествие продолжается, с жителями цветочной полянки мы прощаемся и отправляемся на просторную травянистую лужайку! Слушайте следующую загадку :

Он сети как рыбак готовит,

А рыбы никогда не ловит! (паук)

Где живет паук, какой у него домик, как выглядит, чем и как питается, как передвигается? (доклады детей о пауках)

Динамическая музыкальная пауза Музыкальная игра «Паучок»

Беседа о насекомых

Загадывание загадок

Доклады детей о кузнечике Возвращаемся на зеленую лужайку, к нам кто-то неожиданно подскочил!

На лугу живет скрипач,

Носит фрак и ходит вскач! (кузнечик)

Кто этот скрипач, сколько ножек у кузнечика, какие они, где у кузнечика уши, как поют кузнечики, чем питаются? (доклады детей о кузнечике)

Поднимайте плечики, прыгайте кузнечики,

Прыг-скок, прыг-скок,

Сели травку кушаем, тишину послушаем,

Тише-тише, высоко, прыгай на носках легко!

Лепка Демонстрация муляжа муравья.

Он всех братьев потерял, бегал по дорожке,

Теперь хочет он домой, устали его ножки!

Не волнуйся муравьишка, мы проводим тебя домой, а помогут тебе наши друзья – муравьишки! Ребята, давайте смастерим муравьишке друзей! Сначала сделаем головку, берем пластилин и делим на 2 части. Скатаем 2 шара, из одного сделаем головку, присоединим усики, сделаем глазки. Второй шар будет брюшко. Теперь соединим брюшко и желудь, у нас получится туловище. Лапки сделаем из веточек. Приступайте!

Молодцы, давайте проводим муравьишек домой.

Где живут муравьи?

Какое хорошее дело мы с вами сделали?

Динамическая пауза

«Кто как передвигается» - И нам с вами пора возвращаться домой. Давайте встанем в круг и скажем : «Раз, два, три – покружись, снова в группе окажись .

Ребята, бабочки, пчелы, жуки, пауки, муравьи, кузнечики – это все кто? (насекомые )

Игра «Кто как передвигается» .

Рисование - Какое самое яркое и красивое насекомое вы знаете ? (бабочка)

Сейчас нарисуйте самых красивых и необычных бабочек. Обведите контур бабочки, затем нарисуйте симметричный узор!

Проблемная ситуация Ребята, все ли насекомые приносят пользу ? Нужны ли в природе насекомые «вредители» ?

Основной вывод : Все насекомые важны для природы , лишних и бесполезных нет. Все живое должно жить.

Художественное слово В лесу летают мотыльки, ползут козявки и жуки.

Природа – мать им жизнь дала!

Ты их увидишь на пути – не обижай, а отойди!

Без насекомых лес , друг мой,

И одинокий и пустой!

Рефлексия Рассматривание рисунков. Что нового мы сегодня узнали?

От ваших бабочек мир стал ярче и красивее, и по-весеннему веселее!

Елена Бурцева
Конспект занятия с презентацией «Эти удивительные насекомые»

Существует более миллиона различных видов насекомых . Они живут повсюду, за исключением морских глубин. У многих из них шесть ног, пара усиков, одна-две пары крыльев и тело, состоящее из трех частей.

Сегодня мы с вами познакомимся с некоторыми из них.

1. У реки, над камышами,

Вот с та-а-а-акущими глазами,

Зависает вертолёт.

Пассажиров не берёт!

И пропеллер. И глаза.

Кто же это -. !

Стрекозы – одни из самых красивых насекомых . Их можно увидеть солнечным летним днем над водой. Они бывают разных цветов : синие, зеленые, черные…

У стрекозы четыре сетчатых крыла, это помогает ей быстро летать, а удлиненное словно руль тело направляет ее в полете. Ее большие глаза переливаются всеми цветами радуги! Они занимают почти всю голову и состоят из 28 тысяч мелких глазков.

Стрекоза прожорлива и постоянно охотится. Она питается мелкими насекомыми : комарами, жуками, мухами, мотыльками. За час стрекоза может съесть 40 мух.

Стрекозы активны все лето, а осенью впадают в спячку. Эти насекомые могут даже предсказывать погоду. Если она не портится, они ведут себя спокойно, а перед непогодой собираются в стайки и начинают издавать громкие звуки, трепеща крыльями.

2. На вид, конечно, мелковаты,

Но всё, что можно, тащат в дом.

Неугомонные ребята

Вся жизнь их связана с трудом.

3. Он зелёный, попрыгучий,

Совершенно неколючий,

На лугу весь день стрекочет,

Удивить нас песней хочет .

Кузнечики окрашены в зеленые или коричневые цвета, что служит для них отличной маскировкой. Они совсем не видны в густой луговой траве.

У кузнечиков очень мощные, длинные задние лапки. С их помощью они могут совершать очень далекие прыжки, которым позавидуют и другие признанные прыгуны животного мира

Кузнечики – необычные насекомые . Орган слуха у них находится на ногах, а скрекочут они… крыльями. Каждый вид кузнечиков стрекочет по-своему. Как правило, стрекотать могут только самцы, однако есть виды, у которых стрекочут и самки.

Одни кузнечики питаются растительной пищей – поедают виноградные листья, цветы и почки, любят кусты чая, цитрусовые растения. Другие виды кузнечиков питаются мелкими насекомыми – мухами , мелкими бабочками и их гусеницами.

Летом самка кузнечика откладывает в землю по 70–100 яиц. Весной из них

Появляются личинки. Они зеленого цвета с коричневой или черноватой полосой на спине.

4. Живёт, собою Землю украшая,

Порхает с лепестка на лепесток!

При этом тишину не нарушает,

Она сама – летающий цветок!

На луговых просторах разнотравья, в степи и на полях в период цветения различных растений всегда можно увидеть множество бабочек. Они ласкают взор человека, являясь украшением природы.

Известно 140 000 видов этих прекрасных созданий. Как по цвету, так и по величине бабочки бывают очень разнообразны. Их крылья покрыты микроскопическими разноцветными чешуйками, похожими на блестящую пыль, которые помогают бабочкам летать.

Эти насекомые питаются сладким нектаром цветов и тем самым способствуют опылению растений.

5. Домовитая хозяйка

Полетает над лужайкой.

Похлопочет над цветком –

Он поделится медком.

Пчела - это “великая труженица”. Часто её можно увидеть на лугах и в садах. Она живёт в семье. Пчелиная семья включает до 80 тыс. пчёл, основную часть которой составляют рабочие пчёлы. В семье обязательно есть одна самка матка, способная откладывать яйца, и несколько сотен самцов - трутней. Рабочие пчёлы строят из воска соты, в которых содержат личинок.

Весной, летом и осенью пчёлы усиленно запасают мёд. Мёд, прополис, пчелиный яд и другие продукты пчелиной семьи имеют большое значение в жизни человека.

6. Надевает эта крошка

Платье красное в горошек.

И летать умеет ловко

Мы знаем божью коровку как маленького красного жучка с чёрными точками. На самом деле это насекомое имеет очень разнообразную окраску. На первый взгляд эти жучки кажутся мирными, но большинство из них активные и прожорливые хищники. Они уничтожают массу различных вредителей сада и поля - тлей, червецов, щитовок, мелких личинок и куколок. За день этот хищник истребляет от 50 до 270 тлей, чем приносит огромную пользу хозяйству человека. Сама же божья коровка несъедобна для большинства птиц и животных.

О каких насекомых мы с вами сегодня говорили? Что интересного вы узнали? Расскажите, как нужно охранять и беречь природу?

Публикации по теме:

«Порхающие цветы, или Эти удивительные бабочки». Познавательно-творческий проект одного дня со старшими дошкольниками Участники проекта: Воспитанники подготовительной группы комбинированной направленности (дети с ОВЗ, педагоги, родители. Идея проекта: Организовать.

Конспект занятия «Удивительные свойства воздуха» Тема: Удивительные свойства воздуха. Цель: Создать условия для развития интереса детей к опытно- экспериментальной деятельности. Программные.

НАШ УГОЛОК КНИГИ Любопытно! Вот сколько мы узнали о черепахах с мамой! Мы рисуем "Буратино и черепаху Тортилу" И вот что получилось.

Исследовательский проект «Эти удивительные камни» Проект «Эти удивительные камни» Старшая группа «Кораблик» Воспитатель Матвеева И. И. 2016 г. Тип проекта: опытно-исследовательский Участники.

Описание материала: Предлагаю конспект непосредственной образовательной деятельности для детей смешанной группы (5-7 лет) по теме «Черепахи».

Краткосрочный проект «Эти удивительные кошки» Краткосрочный проект по экологии «Эти удивительные кошки» Курилова Татьяна Геннадьевна Актуальность проекта: Всем известна.

Насекомых на планете намного больше, чем всех остальных видов животных. Они были задолго до динозавров и некоторые из них имеют все шансы пережить человека. Насекомые удивительно пластичны и способны приспособиться к самым неожиданным условиям. Ученые даже сегодня не уверенны. Что описали все виды насекомых и с точностью установили их жизненный цикл. Именно самые интересные насекомые – знакомы и не очень – и стали объектом нашей статьи.

1. Быстрее всех среди насекомых летают стрекозы, развивая безумную скорость в 57 км/ч.

2. Существуют интересные жуки – бомбардиры. Он выработали уникальный защитный механизм. Жук стреляет по врагу струей химикатов, которые разогреваются до 100С. Еще и выстрел настолько громкий, что жук полностью оправдывает свое название.

3. Без жуков-навозников трудно представить развитие целых регионов. Они потребляют навоз и перерабатывают его. Есть жуки, специализирующиеся на навозе определенного вида. В некоторых регионах на этих жучков приходится до 80% переработки помета крупного рогатого скота. Ученые утверждают, что пастбища существуют лишь благодаря жукам-навозникам. Они же сдерживают развитие мух, откладывающих яйца в навоз. Жуки повреждают личинок во время своей деятельности и не дают мухам размножиться слишком сильно.

4. Самым сильным органическим токсином обладает гусеница бабочки лономия (Lonomia). Живет она в лесах Южной Америки, но иногда 7-сантиметрова гусеница забредает и в жилые районы. Достаточно легкого прикосновения к гусенице, чтоб началось сильное жжение и кровоизлияния на пораженном участке со временем. Ладе может развиться желудочное кровотечение или почечная недостаточность. Всего на лономию приходится 1,7% смертей, в то время как на долю гремучей змеи – 1,8%. Но нужно заметить, что лономия выбрасывает всего 0,001 объема впрыснутого змеей яда. Понятно тогда насколько яд маленькой гусенички токсичнее.

5. Муравьи-пули атакуют врагов с деревьев. Их острое жало (за которое Paraponera clavata и получила свое имя) сильное и острое, пробивающие самые крепкие поверхности. Всего 10-20 укусов способны убить человека, а еще эти муравьи кричат…

6. Больше всех насекомых на Земле весит новозеландская гигантская уэта – до 71 грамма!

7. Считается, что мухи, обычные банальные домашние, далеко от мест своего выведения не улетают. Но ученые установили, что благодаря действию ветра эти насекомые способны преодолевать до 45 км.

8. На самую крупную ночную бабочку – Attacus Altas даже охотятся с луком и стрелами. Она в полете напоминает птицу с размахом нарядных крыльев до 30 см.

9. Уши сверчков имеют необычное расположение – на передних лапках. Кроме того, сверчки позволяют легко узнать текущую температуру воздуха. Температура рассчитывается по следующей формуле (число стрекотаний в минуту/2+9)/2.

10. Родственники сверчков – цикады – являются рекордсменами по громкости издаваемых звуков. Но самое интересное то. что звуки издают только самцы цикад, самки у них немы.

Мы живем в мире, который наполнен разнообразными насекомыми. Казалось бы, о них знаем достаточно, но есть факты, которые способны удивить обывателя. Ниже представлены уникальные и из мира насекомых.

1. Самая крупная в мире бабочка больше похожа на птицу. Attacus Atlas не только безумно красива, но и поистине огромна. Размах крыльев этого насекомого почти тридцать сантиметров. Не поленитесь найти картинки и фотографии с этим удивительным существом, чтобы увидеть её воочию.

2. Такие обычные и привычные для нас мухи на самом деле настоящие мастера пилотажа. Кроме того, что они способны прекрасно уворачиваться от газет и мухобоек, мухи могут развивать высокую скорость во время полета: слепни до 22 км/час, падальная муха до 11 км/час и комнатная муха до 6 км/час.

3. Знакомые почти каждому владельцу домашних животных блохи способны прыгать не весьма дальние расстояния. Исследования показали, что их прыжок может быть равен 33 сантиметров. Если провести аналогии с человеком, то тогда люди могли бы преодолевать расстояние за один прыжок в 213 метров.

4. Стая саранчи может иметь до пятидесяти миллиардов особей. Это огромное семейство настоящий ужас для фермеров, ведь каждый член стаи съедает за сутки объем пищи - равный его весу. Общее количество съеденного урожая за один день в четыре раза превышает объем пищи, который потребляют жители Нью-Йорка за тот же период времени.

5. Медоносные пчелы на самом деле не жужжат. Звук, который слышат люди – это трение их крылышек. За одну минуту насекомое совершает примерно 11400 взмахов, именно поэтому резонанс превращается в единый гул.

6. Несколько лет назад между Таиландом и Малайзией исследователи смогли поймать уникального кузнечика. Его длина составляла более двадцати пяти сантиметров, а прыжок был почти 5 метров в длину.

7. Пчелиный яд являет собой настоящую кислоту, а яд осы – это щелочь.

8. Обычный домашний таракан сможет прожить без головы еще 2 недели. Умирает он не от травмы, а из-за голода.

9. Змеиные укусы совершаются примерно также часто, как и пчелиные. Но от последних смертность намного выше.

10. Если взвесить насекомых, которых пауки поедают за год, то он превысит вес всех живущих на планете людей.

11. Скорость стрекозы в полете до пятидесяти км/час. Это – самое быстрое насекомое.

12. В природе муравьи не живут больше года. В то время, как в лаборатории самцы этого насекомого могут дожить до 7, а самки до 20 лет.

13. Такие привычные всем жителям планеты сверчки на самом деле имеют очень необычное строение тела. Ушки насекомых расположены на передних конечностях, а температура тела вычисляется по определенной формуле: необходимо подсчитать количество стрекотаний за минуту, разделить полученное значение на два, прибавить девять и снова разделить. Получится точная температура тела.

14. Довольно необычное насекомое обитает на территории пустыни Намиб. Паук под названием Carparachneaureoflava роет глубокие рвы на склонах песчаных барханов. Именно по ним он скатывается вниз. Таким образом, насекомое защищается от своих главных врагов – ос.

15. В Африке коренные жители уже многие годы используют муравьев подвида Dorylus в лечебных целях. Укус этого насекомого провоцирует сжатие кожных покровов, так раны стягиваются буквально на глазах.

16. В Центральной Африке обитает удивительный жук Фонарница. Его второе название – аллигатор. И оно не случайно, ведь форма головы насекомого очень похожа на это животное.

17. Существует уникальный вид пауков, получивших название Гладиаторы. Они не просто плетут паутину и ждут, когда жертва попадет в нее. В своих передних лапках насекомые держат концы сети. При обнаружении жертвы пауки быстро накидывают паутину на нее.

Вот такие удивительные насекомые окружают человека! Ещё больше интересных и познавательных статей вы можете найти на

НОД по ознакомлению с миром природы

«Эти удивительные насекомые» (старшая группа).

Цели: познакомить детей с разнообразным миром насекомых; развивать внимание, память, воображение; воспитывать интерес к разнообразию окружающего мира, к стремлению сохранения его многообразия.

Ход НОД

1.Вводное слово воспитателя.

Отгадайте загадку:

Утром бабочка проснулась, Два – изящно покружилась

Улыбнулась, потянулась, Три – нагнулась и присела,

Раз – росой она умылась, На четыре – улетела.

К какой группе относится бабочка? (К насекомым)

Подумайте и скажите, о чём или о ком мы будем говорить с вами сегодня.

Да, мы сегодня будем закреплять знания о насекомых. Насекомые – это самая многочисленная группа живых существ. Зоологам известно более 1 миллиона видов насекомых, и каждый год открываются тысячи новых.

2.Ознакомление с различными насекомыми.

Сядьте поудобнее, и давайте начнём с вами наше путешествие. Представьте, что мы оказались на зелёной полянке луга. Кого же мы встретили первым? Послушайте стихотворение.

На цветок пахучий Все четыре лепестка.

Сел цветок летучий, Я сорвать его хотел,-

Шевелились у цветка Он вспорхнул и улетел!

Что это за насекомое? (Бабочка)

Посмотрите на бабочку на рисунке. С чем сравниваются крылья бабочки? (С цветком)

Какие крылья у бабочки? (Яркие, воздушные, лёгкие, большие)

А сколько крыльев у бабочки? (Четыре)

Прослушав и выполнив упражнение, вы узнаете, кто прилетел к бабочке в гости.

На лужайке, на ромашке Не хочу держать в руках-

Жук лета в цветной рубашке. Пусть летит в ромашки

Жу-жу-жу, жу-жу-жу, (Дети паказывают)

Я с ромашками дружу. Ой, упал, упал мой жук (нагибаются)

Тихо по ветру качаюсь, Нос испачкал пылью.

Низко, низко наклоняюсь. Улетел зелёный жук,

Я нашла себе жука Улетел на крыльях

На большой ромашке (Дети машут руками)

О каком насекомом это стихотворение?

Посмотрите на жука на рисунке. Сколько ножек у жука? (Шесть)

Отгадайте загадку:

Домовитая хозяйка

Пролетела над лужайкой,

Похлопочет над цветком-

Посмотрите на пчелу на рисунке. Есть ли крылышки у пчелы? Какие? Сколько у неё ножек? Посчитайте.

Ребята, а почему эти насекомые могут летать? Что у них есть? (Крылышки)

Наше путешествие продолжается, с цветочной поляны мы перешли на просторную травянистую лужайку.

Мы встречаем нового насекомого.

Кто изображён на картине? (Паук)

Этот паучок гуляет по траве, а где ещё можно встретить паучков и больших пауков?

А где они живут, какой у них домик? (В паутине)

А пауки летают? Почему нет?

Это насекомое ползающее.

Отгадайте ещё одну загадку:

На лужайке росла большая сосна,

А под сосной кипела работа::

Без работы, хоть убей,

Жить не может (воробей)

В лесу у пня беготня, суетня:

Народ рабочий весь день хлопочет.

Посмотрите на муравьёв на картинке, почему они быстро бегают, что у них есть? (Есть много ножек)

А крылышки у них есть?

Могут ли они летать? (Нет)

Вот на зелёную лужайку к нам кто-то неожиданно подскочил:

На лугу живёт скрипач,

Носит фрак и ходит вскач.

Отгадайте, кто этот скрипач? (Это кузнечик.)

Рассмотрите кузнечика на рисунке. Сколько ножек у кузнечика? Какие они? (Длинные)

Как прыгают кузнечики?

Поднимайте плечики, Тишину послушаем.

Прыгайте, кузнечики, Тише, тише, высоко,

Прыг-скок, прыг-скок, Прыгай на носках легко

Сели, травушку покушаем, (Надо оттолкнуться одной

ногой и мягко приземлиться на другую)

Ребята, бабочки, пчёлы, майские жуки, муравьи, прауки, кузнечики –это насекомые.

Дорисуйте на карточках части тела насекомых, с помощью которых они передвигаются. (Дать изображение насекомых: мухи -без крыла, жука -без ножки, стрекозы -без крылышка и т.д.)

Как передвигаются муравьи, пауки? (Они ползают)

Как передвигаются мухи, бабочки, стрекозы? (Они летают)

Как передвигаются кузнечики? (Они прыгают)

Отгадайте следующие загадки и расскажите, как передвигается это насекомое.

Имя взял у кузнеца, цвет – у огурца,

Крылья у мошки, ножки –у блошки. (Кузнечик)

Шевелились у цветка все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел, он вспорхнул и улетел. (Бабочка)

Ростом мал, но работящий и охотник настоящий.

Дом из хвои собирает, лес от гусениц спасает. (Муравей)

Посмотрите на картинку и назовите насекомых, которые летают (ползают, прыгают).

Молодцы! Справились с заданием!

Рефлексия.

    Что нового узнали о насекомых?

    Можно ли убивать насекомых? Почему?

    Какую пользу приносят муравьи, жуки, пчёлы…?