Как сделать чучело рыбы своими руками? Как это сделано, как это работает, как это устроено

У нас самой популярной рыбой для изготовления чучела для интерьера дома является сом. Крупная красивая рыба, борьба с которой может продолжаться не один час. Следующей по популярности идет щука, за ней окунь и судак. В Америке наиболее распространенными являются чучела разных представителей семейства лососевых рыб. При этом в США более популярны чучела целой тушки рыбы, они красивее и более солидно смотрятся в интерьере жилища. Наши рыболовы во многих случаях ограничиваются медальоном с головой трофейной рыбы. Возможно, это связано в первую очередь с тем, что пока у нас нет такой развитой культуры таксидермии, как в Штатах, а голову, конечно, сделать намного легче и проще. Рыбы как объекты интерьера очень красивы, нарядны и, в отличие от чучел животных, не вызывают негативного отношения.

Сейчас рынок таксидермии быстро развивается. Появился спрос на специальные комплектующие, без которых красивое и долговечное чучело сделать невозможно. Ну а если есть спрос, появляется и предложение. Теперь уже можно купить инструменты, препараты, краски, клеи, манекены для тушек, глаза и все прочее, столь же необходимое для изготовления чучел. Глаза для рыбы каждого вида выпускаются свои, нужного цвета. Есть глаза неокрашенные, которые требуется окрасить самостоятельно. Диаметр зрачков тоже можно подобрать такой, какой был у вашего трофея при жизни. Профессиональные таксидермисты очень хорошо знают анатомию рыб, особенности их внутреннего и внешнего строения. А для желающих самостоятельно изготовить чучело рыбы первоочередной задачей будет фотографирование объекта, пока он еще живой и не обсох. Только так можно зафиксировать для будущей обработки точную окраску тела, цвет глаз и индивидуальные внешние особенности рыбы. Большинство объектов для будущего чучела предварительно замораживают в морозильной камере, так как редко бывает возможность вплотную заняться рыбой непосредственно после ее вылова. К тому же после разморозки легче удаляются лишние ткани со шкуры.

Для примера предлагаем взять окуня. Для учебы лучше выбрать рыбу массой от 500 г до 1 кг. Окунь как учебный объект хорош тем, что чешуя у него держится очень прочно, практически никогда не отлетает, в отличие от других рыб. Кожа у него толстая, и ее сложнее испортить. Нужно подготовить стол с чистой и гладкой поверхностью, на которую постелить бумагу (газету). Инструменты для таксидермистов продаются в специализированных магазинах, но их можно найти в любом магазине инструментов или дома.

Для начала следует определиться: хотите вы сделать настенную композицию рыбы или настольную. В зависимости от этого делают разрез на боку рыбы - обычно с той стороны, которой она будет прикреплена к стене. Если вам все равно, в какую сторону будет повернута рыба (вправо или влево), то разрез обычно делается с той стороны, которая меньше повреждена, то есть где меньше разрывов в чешуе и нет ран.

Подрезают голову в нижней части. Есть методика, при которой голова отрезается целиком, а кожа с туловища отдельно надевается на манекен. Так ее легче полностью очистить от тканей, что является основной задачей на этой стадии приготовления чучела рыбы. Однако такой метод сложнее, так как только профессионал сможет хорошо замаскировать разрыв между головой и туловищем. На следующем этапе подрезают изнутри позвоночник рыбы и начинают снимать кожу. Делают боковой разрез.

Если композиция настольная, то разрез идет по брюху, чтобы у готового чучела он не был виден. Подрезают кожу максимально близко к хвосту, стараясь при этом не повредить его. В хвостовой области перекусывают позвоночник и продолжают отделять внутренности рыбы от кожи. Для снятия кожи крупных рыб применяют нож побольше, а для мелких рыб достаточно небольшого ножа. У крупных рыб кожу лучше всего подрезать от хвоста к голове, поскольку, если делать наоборот, чешуя может отскочить при разрезе.

Далее начинают удалять мышцы. На этом этапе самое главное - как можно более тщательно очистить рыбу от внутренних тканей. Чем тщательнее сейчас это сделать, тем потом будет легче. Для очистки кожи на этом этапе используются и ножницы и нож. Все что мешает, отрезают ножницами, а потом тщательно подчищают ножом (можно заточенной ложкой), сильно на кожу при этом не надавливают, чтобы не повредить ее. Подчищают кожу от хвоста к голове, а не наоборот. При снятии кожи важно ее не перегибать и не переламывать, она всегда должна лежать ровно. Осторожно следует обрабатывать места крепления плавников. Подрезают плавники в местах их оснований с помощью ножниц, чтобы лучше снимались мышцы, и вырезают хрящи, которые поддерживают плавник изнутри. Важно, чтобы во время обработки кожи плавники не высыхали. Для этого периодически сбрызгивают их водой из пульверизатора. Если плавники высохнут, с ними будет трудно работать, их невозможно до конца распрямить, могут сломаться лучи и т.д.

После снятия кожи начинают ее еще раз мездрить, обязательно от хвоста к голове, чтобы не повредить чешую, иначе рыба не получится красивой. Особое внимание уделяют очищению головы - черепные кости, мозги, жир, язык, жабры и прочие ткани головы не нужны. Удаляют глаза и через глазницы вычищают щеки. Вокруг грудных и брюшных плавников тоже удаляют все мясо. Многие таксидермисты отрезают плавники еще до снятия кожи, поскольку так ее легче полностью очистить. Остается только чистая кожа с головой или без нее. А плавники потом приклеивают отдельно. Итак, кожа для выделки готова.

«Выделка» - это специальный раствор, в который опускают кожу на один час или больше (это зависит от размера рыбы: чем она больше, тем дольше ее держат в растворе). Концентрат для выделки нужно купить, самим в домашних условиях его сделать невозможно. Такая обработка делает кожу эластичной и удаляет лишнюю органику.

После выделки окончательно вычищаем шкуру, удаляя остатки мяса, жира и других тканей. Если полностью не удалить оставшийся на шкуре жир, в дальнейшем он будет постоянно выделяться, со временем усыхать, поэтому форма тела и головы, особенно в районе щек, будет деформироваться. К тому же со временем от чучела начнет исходить неприятный запах. Хорошо и правильно сделанное чучело может сохраняться десятилетиями и даже веками. После окончательной подчистки шкуры ее опускают для обезжиривания в ацетон. Время обезжиривания зависит от размера рыбы. Для обработки шкуры небольшого окуня достаточно получаса, но можно держать и два часа. Однако если слишком долго держать шкуру в ацетоне, она будет разваливаться.

После выделки и обезжиривания шкура должна быть светлой, без красноватых прожилок. Когда одновременно делают чучела нескольких рыб, раствор для выделки и обезжиривания нужно менять. Пока рыба обезжиривается, начинают готовить пластиковый манекен. Можно попробовать изготовить его самостоятельно, но без специального оборудования и определенного навыка сделать это затруднительно. Намного проще купить готовый, подходящий под размер рыбы манекен в специализированных таксидермических фирмах.. Манекен подбирают под размер рыбы, при этом он всегда должен быть немного больше, чем сама рыба; потом его обтачивают точно под размер шкуры. Если собираются делать композицию из нескольких рыб, желательно подбирать манекены с разной формой туловища и с разным поворотом головы, ведь рыбы в «стайке» не должны выглядеть как близнецы.

Перед подготовкой манекена производят примерку шкуры. Важно, чтобы края шкуры сходились за головой манекена. Это определяющий параметр подходящего манекена. Если шкура маловата для манекена, то «болванку» обтачивают рашпилем. Далее рашпилем или крупной шкуркой зачищают манекен, убирая верхнюю корочку и все ненужные выступы; таким способом приготавливают его для нанесения глины и клея. Дрелью вырезают желобки под плавники, предварительно пометив места на манекене. Для хвостового плавника делают желобок, для маленьких рыб эту манипуляцию производят ножом, так как эта область на манекене достаточно тонкая. Для крепления головы вставляют железную шпильку (можно гвоздь) в предварительно просверленное отверстие в манекене, иначе он может расколоться в момент вбивания шпильки. После обработки манекена достают шкурку из ацетона и проверяют ее: она должна побелеть и стать немного суховатой. После обезжиривания еще раз очищают шкурку от остатков органики, затем в течение нескольких минут моют ее, используя любое средство для мытья посуды (можно Fairy), что также обезжиривает шкурку, а потом тщательно промывают в проточной воде под краном. Еще раз проверяют размеры манекена и подгоняют их под шкурку. Особое внимание уделяется плавникам - они должны «садиться» точно по месту. Примеряя шкуру, натягивают на шпильку нижнюю челюсть и проверяют соответствие размеров манекена и головы рыбы. Для облегчения примерки можно подкалывать шкуру булавками, чтобы она не сдвигалась. Небольшие зазоры между манекеном и шкурой вполне допустимы, при последующей обработке их зашпаклевывают.

Прежде чем надеть шкуру на манекен, необходимо нанести глину на те места (например, щеки, бока и пр.), которые не должны на рыбе выглядеть «провалившимися». Щеки заполняют глиной с помощью шпателя через глазницы на шкуре головы. Глину уплотняют и разглаживают; ее не должно быть слишком много, иначе рыба будет казаться неестественно раздутой. Чтобы внутри чучела не скапливался воздух, который может испортить внешний контур рыбы, необходимо предварительно сделать небольшие проколы булавкой в тех местах, где для уплотнения будет добавляться глина. Прокладывают глину и у основания головы, и по краю, чтобы сделать как можно более плавным переход между головой туловищем и хвостом. Делать это нужно очень тщательно, чтобы внешний вид трофея был «здоровым».

Дальше на манекен наносят специальный клей для шкуры. Он имеет кремообразную структуру, хорошо держится на материале манекена, вместе с глиной заполняет пустоты, и, что важно, шкура на нем хорошо скользит по манекену. Этот клей безвредный, он абсолютно нетоксичен, в отличие от более дешевых аналогов, с которыми при работе придется мучиться. Клей намазывают по кругу, оставляя небольшое непромазанное пространство в том месте, где на шкуре будет шов. Место шва выбирают заранее. Если рыба будет висеть на стене, то лучше шов сделать на той стороне, которая будет обращена к стене. Если модель будет стоять на подставке, то шов лучше сделать на брюхе. В этот момент очень важно не помять шкуру и не повредить чешую! Если применяется некачественный клей, половина рыбьей чешуи останется на руках и инструменте. Распределив шкуру по манекену, еще раз проверяют, чтобы все было «по месту». После этого скрепляют шкуру по шву степлером, или сшивают нитками, или склеивают.

Начинают устанавливать голову. Для жесткости делают вставку в районе жабр, чтобы при высыхании они не провалились. Если рыба небольшая, лучше голову набить глиной, для большой рыбы понадобится полиуретановая вставка. С помощью шпильки, вставленной в туловище, можно регулировать ширину открывания пасти, угол поворота головы рыбы, придающие трофею живость, естественность и природную красоту. Если это вызовет затруднение, стоит взглянуть на фотографию выловленной вами рыбы или найти любую хорошую фотографию рыбы этого вида (например, в журнале). Закрепляя голову в нужном положении, особое внимание уделяют жабрам.

Клей «Супер-Глю» кладут аккуратной колбаской по краю головы и жаберной области, расправляют плавники и к ним прикрепляют булавками специальные проволочные каркасы или любую плотную пластиковую пленку. Если у плавника не хватает лучей или они сломаны, то производят его реставрацию: на наиболее заметные разрывы кладут заплатки из клея «Супер-Глю». Сначала расправляют верхний лучик, потом нижние лучи и булавками закрепляют основания плавников. Переход от манекена к лучам плавников должен быть плавным. Придав плавникам нужное положение, делают для них бандаж, который представляет собой, с одной стороны, тоненький проволочный каркас, а с другой -пластик. Такой «двухсторонний» бандаж нужен для того, чтобы дать плавникам высохнуть в нужном положении. Бандаж крепят к плавникам с помощью обыкновенных канцелярских скрепок. Растягивают плавники и фиксируют их, не применяя силу. Эта почти ювелирная работа требует особой аккуратности, чтобы на следующем этапе не пришлось долго восстанавливать плавники.

С парными и непарными плавниками все действия производят по одинаковой схеме. Основание хвоста подклеивают и фиксируют бандажом. Брюшные плавники иногда только мешают, поэтому их изначально делают малозаметными и прижимают к туловищу рыбы. Существует методика, при которой плавники заранее полностью вырезают, обрабатывают отдельно от туловища и высушивают, так их легче восстановить и распрямить. Но в этом случае возникают некоторые трудности при их прикреплении к туловищу. В подготовленное чучело снизу втыкают булавки, на которых рыба будет высушиваться.

Корректировка формы рыбы пальцами

Очередной этап - предпоследняя сушка. В идеале рыба должна сохнуть от трех дней до недели, иногда дольше. Если рыба перед покраской не высушена полностью, то в дальнейшем краска рассыхается, лопается и трескается. Перед сушкой еще раз нужно критически осмотреть рыбу и, если требуется, немного подкорректировать ее форму пальцами (при этом очень аккуратно следует обращаться с чешуей). Просушивают рыбу профессиональным феном, но делать это надо осторожно, так как можно пересушить шкурку.

Основная задача на последнем этапе изготовления чучела рыбы – наведение окончательной красоты: шпаклевка, покраска, установка глаз и формирование плавников. Сначала восстанавливаем туловище окуня, используя специальную шпаклевку. Некоторые предпочитают самостоятельно готовить шпаклевку, но все же надежнее пользоваться профессиональным составом: водорастворимой и двухкомпонентной шпаклевкой (серого и розового цвета). Шпаклевкой окончательно обрабатывают тело высохшего окуня перед покраской. Важ- но, чтобы оно было ровным.

Для этого залепляют все дырочки и другие дефекты на туловище. Во время шпаклевания желательно использовать фото рыбы. Если его нет, можно положить перед собой другого окуня (желательно свежевыловленного или замороженного), чтобы иметь образец формы тела и особенно головы. Самое главное при шпаклевании – придать правильную щекастую форму го-лове (по памяти это сделать сложно). Кроме головы особое внимание уделяют шпаклеванию шва, оснований плавников, остальных выемок и «усохлостей» на туловище.

Шпаклевку разглаживают, чтобы не было неровных переходов. Делают это смоченной в воде кисточкой. Кисточку сначала берут грубоватую, щетинистую, а потом более мягкую. Шов можно еще заклеивать полоской ткани, а не шпаклевать. Именно так поступают американские таксидермисты. Дальше шпателем рисуют чешую на месте, где под шпаклевкой располагается шов, чтобы его замаскировать (можно это делать булавкой или другим острым инструментом). После шпаклевки нужно дать рыбе просохнуть в течение двухтрех часов в сухом, проветриваемом помещении. Чтобы ускорить процесс сушки, можно воспользоваться профессиональным феном.

Следующий шаг – восстановление плавников и подготовка их для окрашивания. Для этих целей используют специальный восстанавливающий плавники материал, который производится пока, к сожалению, только в Америке. Похожим материалом садоводы покрывают посевы, только у нас он намного тоньше. С помощью этого материала наращивают толщину плавников, они становятся более эластичными, менее ломкими. Отрезают по размеру плавников небольшие кусочки материала и подклеивают к задней стороне плавников (которая будет прилегать к стене).

Промазывают клеем все плавники, чтобы они хорошо пропитались. В идеале плавники следует реставрировать минимально. Основная задача – сохранить естественные лучи и форму плавников рыбы, тогда достаточно трудоемкая и длительная работа по реставрации значительно сократится. Дальше проклеивают плавники флизелином (который используется при изготовлении воротничков), а после просушивания в течение часа промазывают специальным силикон-акриловым герметиком, который их закрепляет, при-дает пластичность, прочность, а также защищает лучи от возможной резкой смены температур в помещении.

Делать это следует три-четыре раза, каждый раз давая составу подсохнуть в течение 5-10 минут. После этой манипуляции плавники утолщаются, становятся прочными и долговечными. К тому же так им можно придать любую форму: например, поднять спинной плавник вверх или, наоборот, прижать к спине. Такие моменты особенно важны, когда хотят сделать композицию из нескольких чучел рыб, к примеру играющую стайку окуней. После окончательного просушивания изделия (оно должно сохнуть не менее 1 часа, а вообще, чем больше – тем лучше) аккуратно ножницами отрезают лишнюю ткань. При этом стоит по фото воссоздать натуральную форму плавников рыбы.

Очередной шаг – подбор глаз. В самом начале работы над чучелом следует зафиксировать точный размер, цвет и выпуклость глаз трофея. Вокруг глаз идет склера, и при замерах нужно учитывать размер именно глаза, без окружающей его склеры, иначе рыба будет либо выглядеть неестественно пучеглазой, либо обладать невыразительными мелкими глазками. Подобранные глаза приклеивают к глазнице с помощью пластилина. Не следует пользоваться импортными яркими пластилинами, которые ценятся за то, что не прилипают к детским рукам. В данном случае они не подходят. Можно перемешать шпаклевку с пластилином в пропорции 1:3. После того как глаза вставили, их надо по кругу зашпаклевать аккуратными колбасками. Затем чучело вновь сушат примерно 30 минут. Последний, наиболее интересный этап в изготовлении чучела – окрашивание.

Специального художественного образования для этого не требуется. Потребуются специальные краски и грунтовка, аэрограф, кисточка, которая понадобится только в конце, хорошее изображение рыбы и горячее желание сделать трофей красочным и достоверным. Краски (сделанные в США), которыми покрывают рыбу, совершенно особенные. Мало того, что в комплекте подобраны специальные «рыбные» цвета (сотни оттенков серебристого), перламутровые, зеленоватые и прочие водяные оттенки, краска обладает способностью переливаться при взгляде на нее под разными углами, хорошо ложится на чешую рыбы, при этом под ней виден рельеф чешуи и создается впечатление, что каждая чешуйка лежит отдельно и переливается, как у свежепойманной рыбы.

Но сначала, как и при любой другой покраске, нужно загрунтовать чучело с помощью аэрографа. Особенно важно покрыть грунтовкой те места, где была шпаклевка. Краска очень хорошо ложится на грунтовку. А если эти краски на водной основе нанести на шпаклевку без грунта, то она потом стечет и весь труд пропадет. Кстати, при грунтовке не следует забывать про плавники. А глаза лучше чем-нибудь закрыть. После грунтовки опять требуется просушивание в течение 15-20 минут.

Дальше на окуня поочередно наносят краски разных цветов и оттенков. Последовательность нанесения можно варьировать, но все же сначала наносятся основной фон, более светлые тона, потом более темные, а полосы (окунь, щука) или круглые пятна (мурена) делают в самом конце. После каждой краски необходимо промывать аэрограф водой! Это очень важно, поскольку, если этого не сделать, предыдущий цвет проявится в последующей окраске и весь образ будет нарушен. Начинают с общего фона. На рыбу уже были нанесены светлая (серо-розовая) шпаклевка и грунтовка, а сейчас нужно выровнять общий цветовой фон. Для этого начинают равномерно наносить аэрографом коричневую краску очень тонким слоем на все туловище рыбы, исключая плавники. Плавники закрывают бандажами. Можно закрыть только спинные плавники, а можно и все. После выравнивания фона ставят рыбу сушиться. Далее приступают к собственно художественной составляющей. Основной принцип окраски рыб следующий: краска кладется от более светлых тонов к более темным. То есть начинают с белого, а заканчивают самыми темными цветами. Бело-серебристым цветом придают окуню природную яркость.

Затем серебряную краску (без перламутра) наносят на верхнюю часть рыбы, потом – в район боковой линии, на щеки и сов-сем немного на брюхо. С окрашиванием брюха вообще надо быть осторожным, так как оно у рыб обычно светлое и важно его не перетемнить. Наносят краску тонким слоем, держа перед собой большую фотографию окуня. Добавляют на верх туловища и головы золотую краску, на бо-ка наносят эту же краску, но чуть меньше. Количество золотой краски зависит от того, какого окуня хотят в итоге получить, ведь в природе они сильно различаются по окраске: встречаются рыбы от совсем зеленых до коричневых, золотых, желтых и т.д. Так что выбор за вами.

Следующая краска – светло-зеленая (прозрачная). Наносят опять на верх головы и туловища, на бока и совсем немного на брюшко. Под краской должен прорисовываться рельеф чешуи. Покрывают обыкновенным акриловым лаком из баллончика (можно кисточкой) этот промежуточный слой и ставят окуня сушиться на полчасачас. Плавники тоже покрывают лаком, предварительно сняв бандаж. Работать с лаком следует в проветриваемом помещении, поскольку он токсичен. Далее выбирают зеленую краску более темного, точнее, серо-зеленого оттенка. Можно ее немного развести водой. После ее нанесения рыбу опять подсушивают минут 15, затем маленькой губкой с ацетоном и водой снимают излишки зеленой краски, которые закрывают рельеф чешуек.

Краской потемнее (черной с добавлением желтой) кисточкой рисуют полосы на теле окуня. Потом этой же кисточкой слегка подкрашивают верх головы и спины, после чего добавляют очень тонкий слой коричневой краски вверху и по бокам туловища и головы, стараясь делать это очень аккуратно, чтобы не заглушить непрозрачной краской предыдущие слои. Прозрачная люминесцентная краска сине-золотого оттенка, которую наносят на жаберные крышки, бока и другие выступающие части тела, придает окуню естественную переливчатость, имитирует иг- ру чешуи и блеск жабр.

Тоненькой кисточкой окрашивают лучи плавников ярко-красной краской, стараясь делать перышки. Если покрасить такой краской плавник целиком, будет некрасиво. Так поступают с самыми крупными, выступающими лучами всех плавников (парных и непарных), после чего аэрографом наносят на плавники совсем тонкий слой светло-красной краски. При этом нужно сохранить прозрачность плавника.

Основание хвостового плавника выделяют черными пятнышками, которые рисуют кисточкой. Осталось только отмыть глаза (например, ацетоном) и покрыть лаком в три-четыре слоя всю рыбу. Лак наносят послойно с последующим просушиванием каждого слоя в течение нескольких часов. Теперь нужно выбрать самое выгодное место для установки трофея. Если вы сделали все согласно инструкциям учителей, то любоваться этой рыбой смогут даже ваши праправнуки!

Екатерина Николаева

Как сделать чучело из птицы?

Если отделка трофейных черепов, шкур, рогов, зубов и клыков носит в большей мере технический характер, то изготовление чучел пернатых животных включает в себя и элементы изобразительного искусства.
В последние десятилетия, кроме традиционных чучел в трех измерениях, стали появляться полупластичные решения - части чучел, фиксированные на медальоне, выпуклые чучела пластичных типов и диорамы. Медальонные решения как бы подчеркивают красоту и мощь распущенного веерообразного хвоста или других частей тела глухаря, тетерева, рябчика, дрофы, стрепета, фазана, величественность и благородство зоба и формы их шеи в час токования. Медальонные части изготовляют так, дабы они соответствовали высоким запросам прикладного искусства, верно отражали присущие движения животного и производили убедительное всеобщее впечатление. Это требует от таксидермиста хороших знаний жизни зверей и птиц, изучения доступных фотодокументов и кинофильмов о них. Неестественные, неуклюжие, неправильные формы чучел и медальонных частей из них производят плохое впечатление, и было бы хорошо, если бы они вовсе не появлялись в охотничьих интерьерах.

Издавна таксидермисты изготовляли полупластичные формы пернатых, используя полупластичные гипсовые слепки, обтянутые одной половинкой оперенной шкурки птицы. Эти полупластичные фигуры помещали в картину, которая представляла среду обитания птицы. При этом особенно сложно согласовать цвет натуральных перьев птицы, которые покрывают гипсовый слепок, с нарисованной средой обитания. Поэтому рисованный фон широкого пространства необходимо заменять полупластично-изготовленным, близким и непосредственным фоном с включением натуральных элементов. Наиболее приемлемое изготовление полупластичного образа с чучелами показано на рисунках, дополненных объяснениями.

Диорамы занимали важное место при оформлении охотничьих трофеев в минувшем, да и в наше время их можно встретить в музеях и учебных коллекциях, на охотничьих и зоологических выставках. Аранжировка диорам для обычного охотничьего интерьера не имеет смысла. На выставках диорамы необходимы для того, чтобы посетители могли увидеть животных, на которых разрешена охота, в их среде обитания, так сказать, в объемной композиции. Разработку и создание диорамы доверяют всегда опытному художнику-декоратору, который одновременно является и охотником.

Диорама делится на три части: переднюю, среднюю и фон (задний план). В передней части, сделанной и аранжированной натуральными элементами среды обитания животных и занимающей примерно 2/3 глубины, помещают цельнопластичное чучело. Среднюю часть диорамы делают неброской, невыразительной и используют для согласования переднего плана и чучела с нарисованным фоном. Фоном обычно служит подходящая фреска (на стене), которая увеличивает глубину диорамы.

Диорамы наглядно изображают жизнь зверей в лесу, или в горах, обычно летом или зимой. Очень важно при этом бестеневое освещение диорамы, которое лучше всего достигается использованием театральных рефлекторов.
При изготовлении чучел стремятся придать им различное положение. Но для этого нужно хорошо знать жизнь животных, способы их передвижения в природе: во время бега или прыжков, полета, нападения на добычу, в поединке с соперником, при кормлении потомства. Именно поэтому необходимо, чтобы таксидермист чувствовал различие положений лисицы, крадущейся к своей жертве, или беззаботно бегающей, или убегающей от опасности, или преследующей и хватающей свою добычу. Очень грациозны движения лисицы, играющей с мышью. Подобное богатство форм и выражение различных движений можно использовать при изготовлении чучел всех животных, охота на которых разрешена. Подлет и отлет птицы передают не только распущенные крылья, но и напряжение всего тела, положение головы и хвоста. Различно выглядит хищная птица - кружащая, парящая в полете, нападающая или летящая с добычей.

Самое красивое чучело хищной птицы - изображающее ее в момент, когда она хватает добычу. Для изготовления чучел хищников необходимо знать различные способы овладения добычей. Хищники из семейства кошачьих подкрадываются к жертве и делают решающий бросок, из семейства собак гонят и затравливают свою жертву, куницы скрадывают, дневные хищные птицы сразу стремительно нападают на добычу, а ночные подлетают совсем близко и затем также стремительно нападают.

При изготовлении и установке чучел не поможет никакая импровизация. Каждое движение животного во всех нюансах необходимо, так сказать, добросовестно подсмотреть у природы, в зоопарке, изучить по фотографиям и кинофильмам, изображающим его в естественной среде. Важным дополнением могут быть зарисовки, эскизы основных и типичных моментов движений, которые удалось увидеть.

Как сделать чучело из птицы в домашних условиях?

Обычные и нейтральные формы чучел не производят убедительного эстетического впечатления. Неестественные формы делают смешным благородство животных, и поэтому при изготовлении и моделировании трофеев этого вида надо действовать очень благоразумно, с необходимым усердием, добросовестностью и особенно с чувством меры.

Работа таксидермиста берет начало уже с отстрела, так как для чучел годится лишь не испорченное сильным поверхностным ранением животное. Крайне нежных пернатых нужно после отстрела уложить так, дабы они приобрели свою природную позу: уложенные крылья, выпрямленые ноги, основное положение шеи и хвоста. Окровавленные перья вытирают ватой, взъерошенные разглаживают, а на кровоточащие ранения накладывают вату, напитанную денатурированным спиртом. Транспортируют пернатых крайне бережно, чтобы не погнуть, не взлохматить и не поломать перья. Завертывают их только после полного охлаждения тушки, для того чтобы она не начали портиться; с такой же целью при высокой температуре воздуха в места прострела под перья и в полость рта вводят денатурированный спирт, а между упаковкой и телом укладывают вату, солому либо мягкое сухое сено. В мягкой или твердой упаковке, в которую завернуто животное, острой деревянной палочкой или гвоздем делают частые дырочки.

В теплое время года необходимо сразу же после отстрела вынуть внутренности. Для этого у птиц и мелких хищников через анальное отверстие вытягивают кишки. Конец кишки отрезают от желудка и завязывают так, чтобы содержимое не попало в брюшную полость. Брюшко разрезают, осторожно отодвигая перьями пух, причем, чтобы сделать это правильно, надо обладать основными навыками таксидермии. В освобожденную от внутренностей брюшную полость вводят денатурированный спирт.

Изготовление чучел птиц и зверей поручают хорошему и опытному таксидермисту; предварительно с ним согласовывают форму чучела и подставки, детали фона. При необходимости его обеспечивают фотографиями, эскизами (зарисовками) или рисунками добытого животного.

Оформляя свой дачный участок, разделяя его на зоны, мы используем огромное количество элементов ландшафтного дизайна. Современные стили царят практически в каждом саду, украшая и радуя нас обилием фонтанов и альпийских горок. Однако можно встретить сады, где все еще сохранились старые стили и обычаи. Все красивые смотрите здесь.

Наверное, у каждого в огороде стоит чучело. На него одеты старые штаны и рубашка, и всем своим видом оно должно отгонять от грядок птиц. В настоящее время чучело стало не просто страшным элементом в огороде садовода, но и прекрасным дополнением сада.

Огородное чучело на даче. Как украсить сад

Чучело своими руками

Раньше можно было встретить действительно страшное растрепанное чучело, посаженное на шест в центре огорода. Сейчас же все хотят сделать что-то красивое и аккуратное, и огородное чучело не обошло это веяние. В современных садах стоят опрятно, даже можно сказать стильно, одетые пугала.

Из обычных двух деревянных палок и дачного горшка для цветов можно получить великолепную даму. Осталось ее приодеть и нарисовать на горшке лицо, а вместо волос можно воспользоваться сеном или травой, высаженной прямо в горшок.

Иногда поделки по настоящему умиляют. Например, чучело можно сделать из детской игрушки. Точнее взяв ее голову. Прекрасная улыбчивая ворона с соломенным телом, в прекрасной шляпке с ярким цветочком и платьице выглядит просто изящно. Правда сразу возникает вопрос, кого же такая ворона сможет отогнать, скорее наоборот.

В оригинальном саду можно встретить целые компании чучел. Что выглядит весьма красочно и с ноткой юмора. Как известно, пугало изготавливается из соломы, к сожалению не всегда можно найти достаточное количество для создания человечков. Тогда на помощь может прийти обычная трава или просто сделать маленькое пугало.

Если углубиться в старину, то можно узнать, что хозяйская одежда пугалу давалась не просто так, чтобы одеть его. Это было своим родом ритуалом. Соломенный человечек, одетый в рубашку или штаны хозяина принимал на себя ответственность за сохранность сада не только от птиц, еще он служил своеобразным оберегом от сглаза.

Готовые чучела, которые продаются в магазине

Особенно гармонично будет смотреться человечек из соломы в стиле кантри. Он органично впишется в сад и будет не только охранять его, но и придавать некую изюминку.

Идеальное огородное пугало своими руками

Деревянные чучела — как сделать

В конце весны и начале лета, когда начинают созревать первые фрукты, а особенно черешни и вишни, на почетный пир слетается множество ворон, воробьев и скворцов. В случаях, когда вышеупомянутые пернатые примечают и облюбовывают понравившееся дерево - с урожаем можно попрощаться, он исчезнет в достаточно короткое время. Пытаясь устранить эту проблему, владельцы приусадебных участков различными методами пытаются прогнать незваных гостей, устанавливая на участке привлекательное огородное пугало. Стоит отметить тот факт, что через несколько дней на установленном пугале можно заметить сидящих на нем птиц, совершенно не реагирующих на него правильной, нужной реакцией. Они будут непринужденно находиться на нем, вести беседы, приводит свои перышки в порядок и абсолютно не бояться предназначенного для их устрашения стражника.

Пугало для дачи своими руками

Для начала нужно понять, почему же из давних времен повелось устанавливать подобные страшила и почему раньше птицы их побаивались, а сегодня не воспринимают должным образом. Оказывается, первые подобия чучел были созданы совсем не с целью отпугивания птиц. В древние времена они служили оберегами. Их основным предназначением было оберегание посевов от злых духов и защита данной, поставившей его семьи, от внешнего колдовства.

Проходили годы и столетия, истинное предназначение пугал ушло в небытие. На сегодняшний день у них осталась лишь функция охранника, защищающего от надоедливых птиц. На самом деле, пугало вполне может отлично справиться с задачей отпугивания птиц. Единственный нюанс, который необходимо учесть при создании пугала - это знание и применение тех предметов и материалов, которых пугаются и боятся птицы.

Пернатые боятся синего цвета и непривычного для них шума

Во-первых, это любые предметы и материалы синего цвета. В природе натуральных материалов синего цвета несоизмеримо мало, поэтому птицы не понимая что это, побаиваются их, не привыкают к ним и предпочитают находится от них подальше. Обилие синего цвета на пугале повысит его действенность. Во-вторых, наличие на пугале предметов издающих всевозможные шумы, трески и грохот, так же не плохо будет отпугивать их от данного места. Стоить учесть тот факт, что птицы живущие в городе привыкли к шуму различного вида и не реагируют на проезжающие автомобили, оглушающую музыку и т. д. Они достаточно ясно понимают, что именно для эти факторы не несут угрозы для их жизни.

Но и для таких городских обитателей есть предметы от которых они будут находиться подальше. Например предметы которые блестят от лучей солнечного света и движутся от дуновения ветра, например закрепленные в висячем положении куски магнитной ленты или пленки. Получающиеся от солнца и ветра блики достаточно сильно их пугают. Плюс к этому, это движение происходит с незнакомым для них предметом да еще и непонятного для них цвета.

Птицы, видя движущегося по приусадебному участку человека, не оторвутся от приема пищи на дереве, потому что прекрасно понимают, что человек находится ниже, чем они и он не сможет никаким образов повредить им или спугнуть. По мнению орнитологов самым идеальным вариантом для отпугивания птиц-вредителей будет покупка специально обученных крупных, хищных птиц, который будут не только гонять мелких собратьев, но и даже смогут заклевать их.

В самом крайнем случае, можно использовать убитую птицу. Ее будет необходимо закрепить на длинной палке и установить на приусадебном участке так, что ее сородичам она была хорошо видна. Этот метод сработает наверняка. Это будет хорошо понятный для птиц сигнал о том, что здесь находиться очень опасно.

Как сделать тканевое пугало для дачи

Теперь, когда выше указанны точные сведения о том чего же все таки больше всего боятся расхитители урожая в саду, можно смело приниматься за создание огородных пугал, используя все отпугивающие фрагменты и материалы. Но к сожалению, даже к самому правильно сделанному пугалу, птицы со временем привыкнут и перестанут на него реагировать. Выход есть и из этой ситуации - делать пугало своими руками в нескольких вариантах и менять раз в несколько недель. За такое непродолжительное время у птиц не будет возможности познакомиться с пугалом, привыкнуть к нему и перестать бояться.

А теперь подробнее о нескольких вариантах оформления огородных пугал. Для начала необходимо подготовить следующие материалы:

  • изношенные или не нужные рубашка и брюки (будет идеально, если хоть что-то из необходимых вещей будет насыщенного синего цвета)
  • перчатки и головной убор (шляпа, кепка, цилиндр и т. д.)
  • мешок из материи для создания головы
  • чучело птицы или мертвая ворона
  • солома, для придания округлых форм создаваемому пугалу
  • нитки с иголкой или булавки
  • несколько сиди-дисков
  • шпагат
  • маркеры
  • воздушный шарик
  • молоток и гвозди.

Непосредственно рабочий процесс следует начать с создания каркаса для пугала. Для этого к двухметровой палке, немного выше середины нужно прибить метровую палку.

Сделать это нужно таким образом, что после произведенных действий получился своеобразный каркас, внешне напоминающий конструкцию в виде креста. Более короткая палка будет прекрасной основой для рук и плеч.

Следующий шаг - конструирование головы. Для этого следует взять матерчатый мешок (в аналогичные мешочки в магазинах упаковывают элементы сантехники, обувь и т. д.), набить его соломой и сформировать из него округлую форму.

Если в хозяйстве не оказалось такого мешочка, его вполне можно заменить старой наволочкой, предварительно прошив ее стежками по периметру.

Если работа происходит с мешком, то после набивания соломой его монтируют на верхушку длинной палки и стягивают края шнурками, находящимися по краям мешочка.

Если работа происходит с наволочкой, то после набивания соломой ее так же крепят на край более длинной палки прибегая к помощи шпагата.

После проделывания всех вышеописанных не хитрых действий можно приступить к созданию черт лица с помощью маркеров. Почему маркеры, а не фломастеры? Потому что маркеры более устойчивы к проявлениям разных погодных условий (ярким, палящим солнечным лучам, сильным, водным, дождевым потокам).

Теперь можно из веревок или соломы сделать пугалу шевелюру и закрепить на голове с помощью булавок или пришить нитками и иголкой.

Следующий этап работы будет заключаться в одевании на перекладину приготовленной заранее рубашки. Ее низ и рукава будет необходимо зашить или заколоть - это предотвратит выпадение наполнителя, в данном варианте соломы. Затем набить соломой для придания более округлых форм, напоминающих формы человеческого тела.

Ждущие своей очереди перчатки так же можно наполнить либо соломой либо другим подходящим материалом. После этого их можно закрепить любым из двух способов описанных выше, к краям рукавов.

Теперь диски. Для их крепления нужно два не очень длинных куска веревки, одни концы которых придется протянуть через середину дисков, а другие привязать к перчаткам.

При малейшем дуновении ветра, диски будут поворачиваться и поблескивать, сем самым пугая птиц. Теперь брюки. Их низ тоже нужно зашить или заколоть.

В середину напихать и равномерно распределить солому.

Верхнюю их часть присоединить к низу рубашки.

Самый край штанин можно не фиксировать. При дуновении ветра, штанины будут шевелится и создавать впечатление идущего человека.

Для окончательного достижения результата не хватает только одетого головного убора, на который можно закрепить чучело птицы или надутый воздушный шарик на небольшой веревочке, опять же для создания колебательных движений. Вот теперь чучело готово. Теперь его можно устанавливать в саду, между деревьями на которых созревают ягоды.

Как сделать пугало Муся из полиэтиленовых пакетов

Для оформления такого пугала понадобится:

  • мусорные или любые другие пакеты (надо отметить, что чем объемнее и больше будут пакеты, тем больше отпугивающего шума они будут создавать)
  • колготки или чулки телесного цвета
  • банки из жести, такие в которых продают пиво или другие безалкогольные напитки
  • нитрон
  • разноцветные маркеры
  • иголка с нитками и булавки
  • шпагат
  • пакля черного цвета
  • скотч
  • палка длинной около двух метров
  • палка длинной около одного метра

В принципе, основные действия работы ни чем не отличаются от выше описанных в примере создания описанного выше пугала. Но все же ход некоторых процессов создания пугала Маруся нужно уточнить. Голову можно сделать из чулок или колготок. Набить их можно нитроном, обрезками ткани и т. д. Солому в этом варианте лучше не использовать, потому что это более жесткий материал, который с легкостью прорвет капрон, будет выпадать из него и испортит весь внешний вид.

Низ сформированной головы можно закрепить с помощью шпагата и насадить на ее на верх палки. Пользуясь разноцветными маркерами можно нарисовать лицо, а брови например сделать из пакли и прикрепить их к голове. Из любого понравившегося пакета, желательно синего цвета, можно сформировать бант, а затем прикрепить его к макушке головы.

После этого можно обозначить туловище. Делают это следующим образом - на поперечную перекладину одевают полиэтиленовые пакеты таким образом, что бы склеенный край находился возле рядом с центром (при таком одевании склеенный край с легкостью прорвется палкой). Края находящиеся возле центра обматывают скотчем. Противоположный край оставляют не зафиксированным для создания большего количества движений и шумовых эффектов.


Теперь можно одеть маечку или кофточку с недлинным рукавом. Одетую деталь одежды заполнить нитроном. Юбку можно сделать из пакетов двух разных цветов. Желательно что бы один из этих двух цветов был синим. Формирование юбки происходит непосредственно на пугале. Первый слой делается самый длинный. Все последующие слои (их количество зависит от желаний и возможностей создателя) можно делать все короче и короче. Каждый последующий слой крепят все тем же скотчем к предыдущему. Процесс создания этой детали одежды прост - один край пакетов закрепляется примерно на уровне талии, а второй остается свободно двигаться и создавать шуршание. Естественно, чем больше слоев получится у создаваемой юбки, чем пышнее они будут, тем громче будет шум и интенсивнее шуршание. Финальным штрихом этого образу будут банки, связанные шпагатом и прикрепленные к рамкам Муси.

Как поставить пугало-птицу

Этот вид пугала значительно отличается внешне от двух видов описанных выше. Таким видом вполне можно заменить мертвую птицу, которую нет желания убивать. Это пугало будет похоже на ворону. Даже если оно будет отпугивать не всех ворон, то воробьи, скворцы и другие мелкие птицы его испугаются наверняка. Отпугнуть птицу птицей достаточно верный способ. Для создания такого пугала понадобится:

  • ткань черного цвета, желательно полиэстер
  • позаимствованные у ребенка бриджи или шорты черного цвета
  • желто-черные гольфы
  • капроновый черный чулок
  • черная пакля
  • пенопласт
  • черный нитрон
  • шпагат
  • булавки
  • иголка и нитки
  • прутья
  • черный маркер
  • палка длинной около полутора метров
  • палка длинной около полуметра
  • железные банки

Судя по длине необходимых палок, можно было уже понять, что это пугало будет немного меньшего размера. Первым делом из заготовленной ткани нужно вырезать квадрат, со сторонами равными пятидесяти сантиметрам. По центру получившегося квадрата прорезают дырку, для того, что его можно было одеть на палку. По периметру квадрата сделать разрезы длинной примерно около пяти сантиметров. Таким образом по всему краю получатся ленточки. Теперь ткань одевают на перекладину так, что бы и спереди и сзади оформились треугольники. Края, до начала прорезанных лент необходимо прошить или воспользоваться булавками. Затем нутро набить нитроном и тем самым придать форму фигуре.

К краям горизонтальной перекладины нужно прикрепить паклю. Она будет создавать видимость птичьих крыльев в движении. Длину закрепляемой пакли нужно делать как можно длиннее. Голову описываемого пугала делают из чулка, заполняя его нитроном. Затем одевают на край палки и привязывают шпагатом. Глаза оформляют из пенопласта. Приклеивают. Нос так же вырезается из пенопласта и крепится с помощью быстросохнущего клея. На глазах можно нарисовать черным маркером зрачки. Из пакли сделать чубчик и так же закрепит его с помощью быстросохнущего клея на верхней части головы.

На метровом уровне к палке крепятся прутья, другими словами оформляется место, на котором будет сидеть маленькое пугало птицы. Теперь дело дошло до использования детских шорт и гольфов. Их тоже наполняют нитроном и скрепляют между собой. Один край шорт нужно прикрепить к образовавшемуся туловищу, а второй к прутьям таким образом, что бы со стороны создалось впечатление того, что птица сидит на них. Пенопласт понадобится еще раз для создания птичьих лап. После того как они будут сделаны с помощью клея их фиксируют к гольфам. Длинные нитки с зафиксированными на них банками привязывают к прутьям.


Конечно же, при создании любого из вышеописанных видов больших или маленьких пугал можно отходить от данного описания, включить свою фантазию. Создание подобных конструкций может зависеть и изменяться от материалов имеющихся под руками. Так же будет не плохо, если производству такого вида будут привлечены дети. Для них это будет новым, необычным и развивающим занятием.

Кто такой таксидермист? Кто-то с восхищением скажет: «Это художник, который может передать всю красоту зверя». А кто-то с возмущением заявит, что его ремесло — издевательство над трупами братьев наших меньших. Предлагаем заглянуть в мастерскую по изготовлению чучел животных и больше узнать об этой редкой и интересной профессии


1. Таксидермия – это целая наука. Отработка специальных навыков требует ни одного года трудоемкой работы. Мастер должен досконально знать особенности анатомии животного, в совершенстве владеть художественными навыкам, и быть подкованным в физиологии и химии

2. При помощи таксидермии заядлые охотники могут на долгие годы оставить чучело в качестве доказательства своего охотничьего мастерства. Очень часто чучела становятся экспонатами музеев и элементами различных экспозиций, позволяющих посетителям близко увидеть животное и хорошо изучить его внешний облик, что часто трудно сделать не только в природе, но и в зоопарке

3. Понаблюдать за процессом изготовления чучела животного нам удалось благодаря Александру Редрееву, таксидермисту с большим стажем, руководителю частной художественной студии KazWolf

4. Чаще всего к нам обращаются за чучелом волка, тем более, в это время года, когда выпал снег и охота на основные виды животных запрещена, остается только волк. К тому же, этот хищник у тюрков считается священным животным. Но в данный момент мы заняты конем, – говорит Александр

5. Приступая к изготовлению фигуры, необходимо хорошо изучить строение тела животного, что поможет в дальнейшем разрабатывать фигуру без ошибок

6. — Это интересный заказ. Я уже работал над чучелами лошадей для “Казахфильма”, еще сделал двух лошадей для музея президента в Астане. Теперь вот этот конь. Его попросил изготовить местный заказчик для музея Караганды. Оговаривалась поза, размер и цвет

7. Сейчас уже недостаточно набить шкуру животного стружками, как это делали во времена Петра I. Также недостаточно сделать каркас для чучела, обвить его соломой и «одеть» в шкуру. Подобные способы изготовления чучел недолговечны, их форма постепенно может измениться. Для того, чтобы экспонаты стали анатомически точными и долговечными, используется скульптурный метод. В нашем случае модель была отлита из пенополиуретанапена — манекен получается легкий в обработке и в то же время достаточно прочный

8. Изготовление чучела состоит из нескольких этапов: подготовка манекена, подготовка шкуры к сборке, сама сборка, сушка и косметическая отделка изделия. После того, как был изготовлен манекен, идет дальнейшая отшлифовка, подгонка форм

9. Чтобы можно было подобраться к животу, манекен переворачивают и ставят на козла для детальной проработки мышц и устранения неточностей

11. Параллельно в цеху идет работа над скульптурой двух медведей в позе рабочий и колхозница, которые вместо серпа и молота держат граненый стакан. Композиция так и будет называться: «Памятник граненому стакану»

13. После того, как был изготовлен металлический каркас и конструкция была залита все тем же пенополиуретаном, начинают вырезать будущую фигуру. И здесь навыки скульптора крайне необходимы

15. Во дворе студии стоит большое количество парковых скульптур. Компания кроме таксидермии занимается изготовлением таких вот фигур зверей. В последнее время ими все больше украшают парки, да и любой частник может купить такую скульптуру для своего сада. Цены договорные

16. Еще один цех художественной студии KazWolf. Именно здесь, на мой взгляд, происходит все самое интересное. Здесь безликий манекен преобразуется в натуральную копию животного

17. Прежде, чем начинать обшивать манекен шкурой, необходимо изучить топографию — расположение шкуры на живом животном. Мастер должен совершенно ясно представлять себе характерные черты поверхностного рельефа, расположения фигуры, складок и т.д. В проведении этой подготовительной работы, кроме живой натуры, могут помочь различные наглядные пособия, фотографии, рисунки. Труднее и в то же время важнее всего безошибочно передать кожный рельеф наиболее выразительных участков головы и конечностей

18. Оформление манекена шкурой — последний, завершающий этап работы. Он чрезвычайно важен и в высшей степени ответственен, так как результат всей работы во многом зависит от того, насколько правильно и живо «сидит» шкура на манекене. У студии свои поставщики шкур животных, которые привозят их или с базаров или скотобоен

19. Следует обратить особое внимание на то обстоятельство, что шкура у живого зверя никогда не лежит плотно, не обтягивает, а свободно облегает тело, при этом в одних местах тесно прилегает к мышцам и сухожилиям, четко обрисовывая суставы, сплетения кровеносных сосудов и весь подкожный рельеф, а в других — обвисает или лежит складками

20. Правильно подготовленная шкура животного должна пройти специальную обработку мытья и процесс обезжиривания, прежде, чем ее можно будет моделировать на манекене чучела. Этой процедуре подвергаются все препарированные шкуры, вне зависимости от того, имеют они загрязненный волосяной покров или покрыты чешуей или пером. Главная цель — удалить соль, в которой шкура была консервирована или выделана, затем убрать жир с мездры, волос, перьев или чешуи

22. Сотрудница компании за соседним столом занимается реставрацией ковра с головой. Это шкура, на которой полностью проработана голова зверя

23.

24. Только при умелом обращении со шкурой можно добиться правильного внешнего вида животного, динамики в позе и верного экстерьера чучела

25. В коридоре я натыкаюсь на готовую фигуру еще одной лошади, она также была создана для музея

26. Но в отличие от карагандинского варианта, на ней будет всадник. По задумке заказчика это будет сакский воин, стреляющий из лука

27.

28. На фоне готового чучела волка лежат манекены, представляющие собой копию фигур животных в заданной позе. Современные манекены таксидермисты отливают из пенополиурита или покупают готовые формы, сделанные немецкими, американскими фирмами, а в последнее время и российскими студиями в Питере и Москве

32. Расчесывается грива лошади, так как изначально она была вся запутана. При помощи расчески и фена происходит укладка

33.

34. Тщательно подбирают соответствующие данному животному искусственные стеклянные глаза. Нужно точно соблюсти размеры, окраску и форму зрачка. Искусственные глаза имеются в продаже в зоомагазинах, их можно специально заказать на фабрике глазных протезов

35. Техника установки глаз в чучело сама по себе проста, но главное здесь вовсе не в том, чтобы правильно поставить глаз и уложить на место веко. Вся трудность и искусство заключаются в другом — в умении с помощью искусственных глаз оживить чучело, придать ему живое выражение. А для этого нужно найти ту единственно правильную глубину орбиты, на которую нужно поставить глаз, отыскать верный угол наклона глазных яблок по отношению к голове, не ошибиться в ширине межглазничного пространства, придать глазам именно тот разрез, который характерен для данного вида и отличает его от других зверей

38. У любого животного есть небольшие изъяны на шкуре, возникшие в процессе своей жизнедеятельности. Чтобы их скрыть, Александр тщательно подбирает краску

42. — Работать над чучелом лошади очень сложно. Если взять медведя или кабана, то у них шкура густая и какие-нибудь неточности в работе можно скрыть за счет густоты меха. У лошади шкура тонкая и гладкая — говорит мастер. Готовое чучело стоит примерно миллион тенге

43. Чучела средних и крупных животных создавать трудно — тут кроме техники нужны еще художественные способности и умение лепить

44. В цеху одновременно происходит несколько работ, все чем-то заняты. Кто-то занимается изготовлением форм манекена, кто-то работает со шкурой. Ведь параллельно выполняется ряд заказов

46. Мездрение заключается в тщательном выскабливании внутреннего (мездрового) слоя кожи с целью удаления всех прирезей мышц, соединительных пленок, подкожного и кожного жиров

50. В дальнейшем его нарядят: наденут на него седло и сбрую, установят на постамент и будет он красоваться в Караганде

51. А скульптура двух медведей, стоящих на камне и держащих большой граненый стакан, нашла свое место в центре Алматы. Ее презентацию приурочили к открытию нового ресторана, эта скульптура станет символом заведения и будет привлекать посетителей

52. — Работа таксидермиста — это дать вторую жизнь умершему животному, а не убивать его второй раз, — считает Александр Редреев