Завет между ионафаном и давидом. Кровный завет. Обновление завета в Египте

Библейская притча о Давиде и Ионафане приведена в Ветхом Завете в Первой книге Самуила. Впервые имя Давида упоминается в главе 16, когда злые духи начинают одолевать израильского царя Саула. Слуги Саула решили попробовать - не успокоят ли царя нежные звуки арфы, и один из слуг рассказывает царю о Давиде, «сыне Иессея Вифлеемлянина, умеющего играть, человека храброго и воинственного, и разумного в речах, и видного собою». И послал Саул вестников к Иессею и сказал: «Пошли ко мне Давида, сына твоего, который при стаде». Как повествует строфа 21: «И пришел Давид к Саулу, и служил пред ним, и очень понравился ему, и сделался его оруженосцем… И когда злой дух от Бога бывал на Сауле, Давид, взяв гусли, играл рукою своей».

Складывается впечатление, что 17-я глава Книги Самуила не связана по смыслу с предыдущей. В ней Давид - самый младший из восьми сыновей Иессея из Вифлеема. Трое старших братьев служат в армии Саула, который выстроил войска в Сакхофе, что в Иудее, для войны с филистимлянами. Иессей посылает Давида в расположение войск отнести хлеб и сыр братьям своим и принести от них весточку. Когда Давид приходит в лагерь Саула, то узнает, что самый сильный воин из армии филистимлян Голиаф ежедневно вызывает воина-израильтянина сразиться с ним один на один. Это продолжалось сорок дней, однако ни один израильтянин так и не решился принять вызов Голиафа. И вот Давид Добровольно принимает вызов. Саул, который в этой главе, похоже, прежде и не слышал о Давиде, предлагает ему оружие и снаряжение, но юноша отказывается принять дар, предпочтя пращу и пять гладких камней. Убив Голиафа и обезглавив филистимлянина его же собственным мечом, Давид возвращается с победой в лагерь израильтян. И Саул не перестает спрашивать: «Чей сын этот юноша?»

Глава 18 начинается довольно неожиданно: «Когда кончил Давид разговор с Саулом, душа Ионафана прикрепилась к душе его, и полюбил его Ионафан, как свою душу. И взял его Саул в тот день, и не позволил ему возвратиться в дом отца его. Ионафан же заключил с Давидом союз, ибо полюбил его, как свою душу. И снял Ионафан верхнюю одежду, которая была на нем, и отдал ее Давиду, также и прочие одежды свои, и меч свой и лук свой и пояс свой».

Вскоре Саул начинает ревновать Давида к победам в войнах и боится его. Саул пытается отдать в жены Давиду свою дочь Мерову, но Давид отказывается. Однако попытка царя отдать за Давида другую свою дочь Мелхолу увенчалась успехом. Еще одна победа Давида в войне заставляет Саула рассказать сыну своему Ионафану, что замышляет он убить Давида. Ионафан, конечно, предупреждает Давида и выступает в роли посредника, чтобы примирить своего отца и друга. После того как Саул попытался, и не единожды, пригвоздить Давида копьем к стене, пока тот играл на гуслях, Давид решает скрыться. Сильно гневается Саул на Ионафана за помощь и соучастие Давиду и порицает его: «Сын негодный и непокорный! Разве я не знаю, что ты подружился с сыном Иессеевым на срам себе и на срам матери твоей?»

И покинув дворец, Ионафан начинает искать Давида, который укрылся за горой камней, что в поле. Увидев Ионафана, Давид «пал лицом своим на землю и трижды поклонился; и целовали они друг друга, и плакали оба вместе, пока Давид не оправился note 4 ». После клятвы: «Господь да будет между мною и между тобою и между семенем моим и семенем твоим, то да будет навеки», оба разошлись.

В итоге Саул и Давид примиряются, и все же в одной из бесконечных битв против филистимлян Саула и Ионафана убивают, обезглавливают, а их тела подвешивают на стену Бефсана. Во Второй книге Самуила (1:25-26) потерянный Давид оплакивает смерть Ионафана: «Как пали сильные на брани! Сражен Ионафан на высотах твоих. Скорблю о тебе, брат мой Ионафан: ты был очень дорог для меня; любовь твоя была для меня превыше любви женской». И становится Давид самым могущественным царем Израиля, предшественником Иисуса. Притча о Давиде и Ионафане - единственный библейский сюжет, утверждающий страстную дружбу между мужчинами (хотя в средневековье существовало предание о подобных отношениях между Христом и апостолом Иоанном, «учеником, которого любил Иисус»).

На протяжении веков притча о Давиде и Ионафане, как правило, трактуется как история гомосексуальной любви, и фраза «превыше любви женской» давным-давно стала эвфемизмом любви между мужчинами. Например, когда средневековый биограф описывал любовь английского короля Эдуарда II, известного своими гомосексуальными наклонностями, к Пьеру Гавестону как любовь, которая «сильнее любви женской», читатели наверняка понимали, что имел в виду автор.

В эпоху Возрождения такие скульпторы-геи, как Микеланджело и Донателло, создали образ Давида как символ юношеской красоты, который во многом схож с трактовкой римскими художниками образа Антиноя, возлюбленного Адриана. Хотя Давид и Ионафан - не единственные страстно любящие сердца, история которых дошла до нас из глубины веков, можно привести два других известных примера - Ахилл и Патрокл из «Илиады» Гомера, а также Гильгамеш и Энкиду из вавилонского эпоса «Гильгамеш», - тем не менее значение притчи об этих двух персонажах иудейско-христианской традиции, которая из века в век сопутствовала нам, не ослабевает, и они заслуживают того, чтобы занять достойное место в данном издании. Это влияние ощущается не столько благодаря подробностям самой притчи, сколько символизму этой дружбы, которая допускает существование крепкой, эмоциональной интимной связи между мужчинами, которая «превыше любви женской».

Ионафан (дар Божий) – слово, тождественное с греческим Феодор, – имя различных лиц, упоминаемых в священ. книгах В. З.:

а) () – потомок или сын Гирсона, молодой левит, из Вифлеема Иудина, живший во времена Судей. Имя его связано с историей идолопоклонника Михи, жившего на горе Ефремовой и имевшего в своем доме сделанные из серебра истукан и кумир, равно как ефод и терафим. В доме его Ионафан совершал идолослужение в качестве жреца. Повествование о сем подробно передано в XVII и XVIII гл. книги Судей;

б) () – из сынов Иады, брата Шаммаева, потомок Иуды;

в) () – старший сын ц. Саула и близкий друг Давида. Ионафан в первый раз является в библейской истории, вскоре по восшествии на престол Саула. Подобно своему отцу Саулу, он отличался силой и ловкостью (), доказательством того служит его воинский подвиг при Михмасе. Он славился также искусством в военных упражнениях – в стрельбе из лука и метании из пращи (). Без крови раненых, без тука сильных, говорит свящ. дееписатель, лук Ионафана не возвращался назад (), и это воинское орудие, вместе со стрелами, постоянно находилось подле него ().

Замечательно трогательна история нежной дружбы Ионафана с Давидом. Он любил Давида, как свою душу (), и эту любовь он питал к нему до самой своей смерти. При первой встрече с Ионафаном мы встречаем его постоянным спутником Саула и постоянно разделяющим трапезу с Саулом. Первым воинским подвигом его было избиение филистимского гарнизона, близ Гевы, имевшее последствием вторжение в землю Израильскую всего филистимского войска. Безоружные и упавшие духом, израильтяне казались перед филистимлянами совсем обреченными на смерть. У них почти вовсе не было воинских орудий (), и множество их в крайнем отчаянии, оставив свои жилища, перебежали за Иордан (), в страну Гадову и Галаадскую . В этом критическом положении Ионафан решился на смелую попытку напасть на филистимский лагерь или на сторожевой отряд только с одним своим оруженосцем ( и сл.). Не сказав о своем намерении отцу или кому другому и твердо полагаясь единственно на помощь Божию, он вместе с оруженосцем, по условному знаку, перелез через ущелья, напал на передовой неприятельский отряд с такой внезапностью и успехом, что всем неприятельским войском овладел внезапный ужас, который еще более усилился вследствие чудесной помощи Божией (). Саул подоспел со своим войском на помощь Ионафану, и в результате оказалась полная и решительная победа над врагами.

Во время битвы, продолжавшейся целый день, сам Ионафан подвергся великой опасности, вследствие необдуманного заклятия Саула, наложенного им на народ и войско, заклятия не вкушать пищи, доколе филистимляне окончательно не будут разбиты (ст. 24). Ионафан, не зная об этом торжественном заклятии и утомленный своими воинскими подвигами, вкусил несколько дикого меда, найденного им в лесу. Таким образом заклятие было нарушено, и гнев Божий не замедлил обнаружиться (ст. 37). Саул, желая узнать причину оного, торжественно объявил немедленно смертную казнь над тем, кто согрешил, хотя бы это был его собственный сын, Ионафан (ст. 39). Бросили жребий, и пал жребий на Ионафана. И сказал Саул Ионафану: расскажи мне, что сделал ты? И рассказал ему Ионафан и сказал: я отведал концом палки, которая в руке моей, немного меду и вот я должен умереть (ст. 43). Но благодарный народ спас Ионафана от неминуемой смерти. Он восстал как один человек против объявленного царем над Ионафаном смертного приговора – и освободил народ Ионафана, говорит свящ. дееписатель, и не умер он (ст. 45).

Помимо своей воинской храбрости, Ионафан, как мы уже заметили выше, ознаменовал себя постоянно близкой и верной дружбой с Давидом. Эта дружба началась с того самого дня, в который Давид одержал блистательную победу над Голиафом (), и неразрывно продолжалась до самой храброй смерти Ионафана на кровавых полях Гелвуйских; причем вся личность Ионафана озаряется особенным светом духовного величия и красоты, таким светом, который не могут угасить или омрачить даже целые века. Его пламенная любовь к своему другу никогда не ослабевала и не умирала в его сердце. В знак любви Ионафан подарил Давиду свою верхнюю одежду, свой меч, лук и пояс. Когда Саул, под увлечением ненависти к Давиду, хотел умертвить его, Ионафан дважды спасал Давида от смерти, нередко даже с опасностью своей собственной жизни (). В сердечном убеждении в неизбежности грядущего хода событий и судеб Божиих, Ионафан сознавал, что отеческий престол, который он, естественно, мог считать принадлежащим ему по праву, по смерти отца должен был рано или поздно перейти к Давиду; но мысль об этом никогда не прерывала и не омрачала сердечных дружеских отношений между ними. Если бы Давид сделался царем, то Ионафан не желал ничего большего для себя, как быть вторым по нем ().

После бурного взрыва гнева Саулова против Давида (каковой случай описан в ) и последовавшего затем бегства его из царского дворца Ионафан только однажды виделся с Давидом. Это было в лесу, в пустыне Зиф. Здесь отыскал Ионафан Давида; здесь они возобновили дружеский союз между собой пред лицом Господа и простились в последний раз ().

После того об Ионафане ничего не упоминается в Библии до самой роковой битвы на горе Гелвуйской, в которой он был убит (). Тело его, вместе с телом Саула и сыновей, сначала было взято со стены Бефсана и сожжено в Иависе (ст. 12) жителями Иависа, а затем, спустя несколько лет, благодаря любвеобильной заботливости Давида, кости их были перенесены оттуда, и погребены в семейной усыпальнице, во гробе Киса, отца Саулова, в Целе, в земле Вениаминовой.

Свою печаль о смерти своего друга Давид излил в трогательноумилительной песне, в которой первое место, естественно, занимает Ионафан. Краса твоя, восклицает Давид, о Израиль, поражена на высотах твоих! Как пали сильные! Не рассказывайте в Гефе, не возвещайте на улицах Аскалона, чтобы не радовались дочери Филистимляне, чтобы не торжествовали дочери необрезанных. Горы Гелвуйские! Да не сойдет ни роса, ни дождь на вас, и да не будет на вас полей с плодами; ибо там повержен щит сильных, щит Саула, как бы не был он помазан елеем. Саул и Ионафан, любезные и согласные в жизни своей, не разлучились и в смерти своей быстрее орлов, сильнее львов они были. Как пали сильные на брани! Сражен Ионафан на высотах твоих. Скорблю о тебе, брат мой, Ионафан; ты был очень дорог для меня; любовь твоя была превыше любви женской. Как пали сильные, погибло оружие бранное! ().

После Ионафана остался пятилетний сын, Мемфивосфей, чрез которого род Ионафанов продолжался до времен Ездры ();

г) () – сын первосвящ. Авиафара, в царствование Давида. Он сопровождал царя, вместе с своим отцом, до горы Масличной, во время его бегства из Иерусалима по случаю возмущения Авессалома, а затем возвратился в Иерусалим и отсюда сообщал ему о замыслах и планах Xусия. Затем Ионафан упоминается при помазании на царство Соломона. В означенное время он явился к Адонии и сообщил ему эту новость (). Из слов Адонии, обращенных к Ионафану – ты честный человек, и несешь добрую весть , можно заключать, что Ионафан, подобно своему отцу Авиафару, держал сторону Адонии;

д) () – сын Сафая, брата Давидова. Он отличился своей храбростью, убив одного великана, из потомков рефаимов, отличавшегося, кроме огромного роста, еще лишними пальцами на руках и на ногах;

е) () – один из храбрых воинов Давида, сыновей Яшена. В читается: сын Шаге Гараритянин ;

ж) () – дядя Давида и один из его советников и писцов;

з) () – сын Узии, из начальников над имением Давида;

и) () – из числа левитов, при ц. Иосафате, учивших народ Закону Божию по городам иудейским;

Новый Библейский Комментарий Часть 1 (Ветхий Завет) Карсон Дональд

18:1 - 20:42 Давид и Ионафан

18:1 - 20:42 Давид и Ионафан

Эта часть текста в основном концентрирует наше внимание на взаимоотношениях Давида и Ионафана. Библейский автор стремится как можно полнее изобразить эту дружбу, вошедшую в поговорку. Он хотел показать, что человек, который должен был наследовать царский престол, был лучшим другом Давида. Эта история помогла позже опровергнуть домыслы, что Давид был ненавистным соперником Ионафана. В конце нашей истории Ионафан был убит филистимлянами, когда Давида не было рядом (гл. 31). Незадолго до этого сам Ионафан признал Давида как будущего царя над Израилем (23:16–18).

18:1–9 Ревность Саула. В результате своей победы над Голиафом Давид оказался при царском дворе, и сделал его Саул начальником над военными людьми. Ионафан, чьи подвиги несколько ранее также принесли Израилю победу, не проявил никакой ревности по отношению к молодому человеку, появившемуся при дворе. Напротив, он быстро и крепко подружился с ним. Действительно, его отношение к Давиду, по–видимому, означало, что в Давиде он видел больше силы и величия, чем в себе, и считал его достойным повести за собой народ Израиля.

Саул, не имея на то никаких оснований, стал недоверчивым и подозрительным. В народной песенке, которая привела его в ярость, не было ни малейшего намека, нацеленного на то, чтобы унизить его перед Давидом. Речь шла совсем не о том! В песне говорилось, какую чудесную команду составляли вместе Саул и Давид. И все же было совершенно ясно, что успех и популярность Давида делали его возможным соперником Саула, если бы Давид сам этого захотел. Страхи Саула были необоснованными, но не лишенными логики.

18:10–30 Попытки Саула убить Давида. Вскоре ревность Саула проявилась в действии: разными способами он пытался лишить Давида жизни. Его первое покушение было явно импульсивным, оно произошло в момент, когда он не вполне владел собой (10–11). В стихе 10 некоторых версий Библии сказано, что Саул «пророчествовал», конечно, не в добром смысле этого слова. В то же время бесновался (ПНВ, как и в русской Библии) также, по–видимому, несколько преувеличенное определение его состояния.

В стихе 12 раскрыта очень важная причина, объясняющая, почему Саул боялся Давида. Саул видел, что Господь был с Давидом, другими словами, он видел, что Давид преуспевает во всех своих делах. Он видел, что Бог дает Давиду удачу, и надеялся положить этому конец, словно обладал силой, достаточной для того, чтобы разрушить Божьи планы. Таким образом, эта глава знакомит нас с кознями Саула против Давида. Если бы Давид погиб в битве с филистимлянами, как на то надеялся Саул, то вина за его смерть легла бы не на царя. Но поскольку Господь действительно был с Давидом во всех ситуациях его жизни (28), то планы Саула были обречены на провал. С точки зрения Саула, ситуация становилась все хуже и хуже: его молодой соперник не только выжил, но и упрочил свое положение, женившись на дочери царя Мелхоле (27). Не совсем ясно, почему Давид не женился на Мерове (17-19). Смиренный ответ Давида (18) на предложение царя был всего лишь условностью и не мог рассматриваться как отказ от Меровы точно так же, как его слова в стихе 23 не были восприняты как отказ от Мелхолы. Может быть, Саул по своей прихоти выдал Мерову замуж за другого, но, возможно, он хотел нанести вполне обдуманное оскорбление Давиду.

В этих главах Саул предстает в неприглядном виде. Напротив, Давид не делает ничего, что могло бы причинить вред Саулу или рассматриваться как предательство. Это, в частности, подтверждается тем, что семья Саула любила Давида (28; 19:1). Саул сделался врагом Давида (29), но сам Давид никогда не был недругом Саула.

19:1-10 Давид в опасности. Надежды Саула на то, что Давид погибнет на поле битвы, не оправдались, и теперь царь просит собственных слуг умертвишь Давида. Это создает новую ситуацию, очень опасную для Давида. У Ионафана два пути - либо он помогает отцу уничтожить Давида, либо пытается изменить отношение Саула к Давиду. Ионафан выбирает второй путь, и это прямое доказательство того, что он был совершенно уверен в добром расположении Давида и к нему, и к Саулу. Саул был вынужден согласиться с сыном и даже поклялся не убивать Давида (6), и это тоже доказывает, что Давид не был изменником. Мы видим еще и еще раз, как библейский автор защищает позиции Давида.

Однако Саул опять теряет над собой контроль и бросает в Давида копье. Теперь у Давида нет выбора, ему приходится бежать, чтобы спасти свою жизнь.

19:11-24 Бегство Давида. Саул твердо решил убить Давида и более не скрывает своих намерений. Несколько ранее Давида спас Ионафан, а теперь Мелхола, дочь Саула, спасает жизнь своего мужа. Ради этого она идет на обман, но автор никак не упрекает ее за это, скорее он стремится показать, как близко Давид был от смерти. Мы видим также готовность семьи Саула сделать все, чтобы защитить Давида от руки царя. Удивительно, но в доме Давида находилась статуя. Это еврейское слово подразумевает домашнего идола, но, возможно, эта статуя имела какое–то отношение к поклонению Господу. Как бы то ни было, нигде во всем Священном Писании мы не находим обвинений Давида в поклонении другим богам.

В этих главах можно видеть не раз, что поступки Давида не согласуются с твердыми моральными принципами. В главе 21 он идет на обман, в главе 25, например, готов пойти на убийство. Он отнюдь не образец добродетели. Но автор показывает, в каких трудных обстоятельствах он оказался и как Бог охраняет его во всех этих трудностях (несмотря на его промахи).

Естественно, что Давид захотел посоветоваться с Самуилом, человеком, который помазал его на царство (гл. 16). Однако рассказчик ничего не сообщает о состоявшемся разговоре, а лишь подчеркивает природу пророческой силы. Обычно Дух Божий давал людям способность действовать и говорить по воле Божьей. Под воздействием этой силы, которая в определенном смысле была заразительной, воины Саула, а затем и сам Саул стали пророчествовать. Но в данном случае они не обрели силы Духа, а напротив, потеряли свои последние силы. Саул фактически лишился своего царского величия. Символично также и то, что он сам снял с себя все царские одежды. Мы опять слышим ту же насмешливую поговорку из 10:11, и на этот раз ее ирония вполне оправдана.

Конечно, в этом эпизоде речь идет не о том, что мы обычно подразумеваем под понятием «пророчество». Еврейский глагол «пророчествовать» в некоторых случаях может относиться к аномальным, экстатическим состояниям и действиям (см. также: 3 Цар. 18:29). Присутствие Божьей силы в разных ситуациях может производить разный эффект.

20:1–17 Давид советуется с Ионафаном. После всего случившегося Давид уже не мог рассчитывать на мирное возвращение ко двору. Однако он был заметным при дворе человеком, а Саул мог пожелать соблюсти все правила приличия. Ясно, что отсутствие Давида в праздник новомесячия могло бы вызвать самые разные слухи (5–7). Давид нимало не сомневался в опасности, грозившей ему (3), но он чувствовал, что может требовать справедливости: В чем неправда моя? Ионафан же, желая видеть лучшее в отце, иначе смотрел на возникшую ситуацию и был убежден, что Давиду не грозит серьезная опасность.

В стихах 14-17 раскрывается основное содержание данного отрывка. При сложившихся обстоятельствах Давид находился в опасности, а Ионафан мог помочь ему. Но эти стихи также подчеркивают стремление Ионафана заручиться помощью и поддержкой Давида на будущее. Дружба не нуждается в заключении официального завета. Однако и Ионафан, и Давид были высокопоставленными людьми в Израиле, и между их семьями, т. е. между домом Саула и домом Давида (16), могло возникнуть политическое соперничество. Во многих обществах подобные ситуации приводят к политическим убийствам и даже к полному уничтожению семьи одного из соперников. Отсюда и важность того завета, который заключили между собой два друга. После событий этой главы Ионафан и Давид, по–видимому, мало виделись друг с другом, а потому их твердые взаимные обещания приобрели особое значение. Стих 17 вновь подчеркивает верность и преданность двух друзей. (Недавно высказанные предположения о гомосексуальной связи между Ионафаном и Давидом не имеют под собой никаких оснований. Библейский автор стремится подчеркнуть, что Давид не был политическим врагом Саула и его семьи, а Ионафан не имел ни страха, ни подозрений по отношению к Давиду.)

20:18–24 Окончательный уход Давида. Подробные инструкции Ионафана (19-22), данные Давиду, были необходимы, чтобы передать сообщение без посторонних свидетелей. Очевидно, Ионафан не доверял даже своему слуге, отроку (21, 39), а потому встретился с Давидом тайно. Если Саул действительно решил убить Давида, то встреча Ионафана с Давидом расценивалась бы как государственная измена.

Ионафан мог пасть жертвой гнева своего отца. Таким образом, Ионафан еще раз сумел встретиться и поговорить с Давидом. Саул ясно понимал, что, пока жив Давид, Ионафан не воцарится на престоле в качестве его наследника (31). Все дело в том, что Ионафан принял Давида как царя, ненависть же Саула к Давиду остановить было уже невозможно. Мы можем предположить, что Саул организовал праздник в надежде заманить Давида и убить его. Праздник был делом государственным, и отсутствие важного придворного не могло остаться незамеченным. Впрочем, в древнем Израиле всегда оставалась возможность оправдать свое отсутствие ритуальным осквернением. Этот вопрос достаточно подробно освещен в книге Левит 11–15. А иначе отсутствие важной фигуры на празднике могло показаться подозрительным. Даже царский сын должен был просить разрешения покинуть двор (см.: 2 Цар. 15:7–9).

Из книги Ночь в Гефсиманском саду автора Павловский Алексей

ДАВИД В течение двадцати лет на израильскую землю продолжали делать частые набеги воинственные филистимляне. Особенно тяжелое поражение нанесли они израильтянам при Афеке. По сути, наступила пора рабства. Возникла необходимость в авторитетном предводителе. Это стало

Из книги Библия в иллюстрациях автора Библия

Из книги 100 великих библейских персонажей автора Рыжов Константин Владиславович

Ионафан По смерти Иуды повсюду возобновились беззакония и поднялись все деятели неправды. Иудея была разорена дотла. Свирепствовал голод. Люди тяжко страдали от угнетения, но должны были подчиняться сирийским ставленникам. Отступники разыскивали друзей Маккавея и

Из книги Новый Библейский Комментарий Часть 1 (Ветхий Завет) автора Карсон Дональд

9:35 - 29:30 Давид Давид, которому посвящены практически все следующие двадцать глав, является главной фигурой для летописца.История Соломона (который впервые появляется в главе 22) занимает почти столько же места (учитывая переплетение темы отца и сына), и перед нами

Из книги Иллюстрированная Библия автора

Ионафан и Давид. 1 Царств 20:40-42 И отдал Ионафан оружие своё отроку, бывшему при нём, и сказал ему: ступай, отнеси в город. Отрок пошёл, а Давид поднялся с южной стороны и пал лицом своим на землю и трижды поклонился; и целовали они друг друга, и плакали оба вместе, но Давид

Из книги Священное писание. Современный перевод (CARS) автора Библия

Ионафан предупреждает Давуда 1 Шаул повелел своему сыну Ионафану и всем слугам убить Давуда. Но Ионафан был очень привязан к Давуду 2 и предупредил его:- Мой отец Шаул ищет возможности убить тебя. Завтра утром берегись, спрячься в укрытии и оставайся там. 3 Я выйду в поле и

Из книги Библия. Новый русский перевод (NRT, RSJ, Biblica) автора Библия

Давуд и Ионафан заключают союз 1 Давуд бежал из Найота в Раме, пришёл к Ионафану и спросил:- Что я сделал? В чём провинился? Чем я согрешил против твоего отца, что он пытается лишить меня жизни?2 - Да не будет этого! - ответил Ионафан. - Ты не умрёшь! Мой отец не делает

Из книги Путеводитель по Библии автора Азимов Айзек

Ионафан предупреждает Давида 1 Саул повелел своему сыну Ионафану и всем слугам убить Давида. Но Ионафан был очень привязан к Давиду 2 и предупредил его:? Мой отец Саул ищет возможности убить тебя. Завтра утром берегись; спрячься в укрытие и оставайся там. 3 Я выйду в поле и

Из книги Ветхий Завет с улыбкой автора Ушаков Игорь Алексеевич

Давид и Ионафан заключают союз 1 Тогда Давид бежал из Найота в Раме, пришел к Ионафану и спросил:? Что я сделал? В чем провинился? Чем я согрешил против твоего отца, что он пытается лишить меня жизни?2 ? Да не будет этого! ? ответил Ионафан. ? Ты не умрешь! Мой отец не делает

Из книги Мифы и легенды народов мира. Библейские сказания и легенды автора Немировский Александр Иосифович

Ионафан Племена колена Рахиль обрели царя-героя, и теперь обострение конфликта с филистимлянами становится неизбежным. В этот момент в библейском повествовании неожиданно возникает сын Саула Ионафан: 1 Цар., 13: 1–2. Саул царствовал один год, и когда он царствовал два года

Из книги автора

Давид и Ионафан Каким бы образом ни появился Давид при дворе царя - как арфист или как военный герой, - он, несомненно, встретился там с наследником Саула Ионафаном: 1 Цар., 18: 1. …душа Ионафана прилепилась к душе его [Давида], и полюбил его Ионафан, как свою душу. Их дружба

Из книги автора

Давид Однако, как это обычно для пророков, за непосредственным разрушением Осия прозревает идеальное будущее: Ос., 3: 5. После того обратятся сыны Израилевы и взыщут Господа Бога своего и Давида, царя своего, и будут благоговеть пред Господом и благостью Его в последние

Из книги автора

Ионафан Однако у иудея не было возможности выяснять правду. Двое из сыновей Маттафии мертвы, павшие на войне против Селевкидов. Осталось трое: старший сын Иоанн, второй по старшинству Симон и Ионафан, пятый и самый младший, который уже проявил талант руководителя и к

Из книги автора

Давид Кому-нибудь столь же погруженному в еврейскую традицию, как Матфей, очевидно, что, если нужно рассказать историю Мессии, первым делом надо доказать, что он является Мессией. И чтобы сделать это, нужно прежде всего доказать, что Мессия - представитель рода Давида.

Из книги автора

Ионафан - протеже Господень В один из дней решил Ионафан со своим оруженосцем напасть вдвоем на отряд Филистимский, что стоял на другом берегу. Кровь молодецкая да гордыня взыграли в парне - славы единоличной захотелось. Отцу же своему он ни полсловечка не сказал о своих

Из книги автора

Давид и Ионафан Убежав из дому, Давид пришел к Ионафану и сказал ему:- Брат мой! Что я сделал такого, в чем я виноват, в чем согрешил перед отцом твоим? Почему он ищет моей смерти?- Не бойся! - попытался успокоить Давида Ионафан. - Ведь мой отец не делает ни одного дела,

Спрашивает Людмила
Отвечает Наталья Амосенкова, 09.09.2013


Дорогая Людмила!

В ответ на ваш вопрос: "Здравствуйте! Не могли бы вы помочь с толкованием вот этих стихов из Библии: ...душа Ионафана прилепилась к душе его и полюбил его Ионафан, как свою душу. ...ты был очень дорог для меня: любовь твоя была для меня превыше любви женской ."

Когда кончил Давид разговор с Саулом,
душа Ионафана прилепилась к душе его,
и полюбил его Ионафан, как свою душу.

Скорблю о тебе, брат мой Ионафан;
ты был очень дорог для меня;
любовь твоя была для меня превыше любви женской.

Ваш вопрос хочется объединить еще с одним вопросом нашей дорогой читательницы Виолы. Вот он:

Прочитала в инете про гомосексуальную связь Давида и Ионафана. Не хочется в это верить, но перечитываю внимательно Библию и очень похоже. Есть точные доказательства, что это неправда?

Дорогие сестрички Людмила и Виола!

При толковании Библии или других не совсем понятных нам стихов мы поступаем следующим образом. Сначала выделаем недвусмысленный стих Библии или константируем имеющуюся вполне понятную информацию. Затем переходим к менее понятным местам Священного Писания и толкуем во свете имеющейся неоспоримой базы.

В данном случае нам необходимо ответить на несколько вопросов:

Каково отношение Бога к гомосексуализму?

Какова характеристика Библии о Давиде и Ионафане?

Итак, по первому вопросу - Библия ясно и недвусмысленно называет однополые связи грехом. Этот грех возник в Содоме как следствие полного материального довольства, праздности и пренебрежения прав бедных. Данный грех и стал последней каплей перед истреблением пяти нечестивых городов.

Человек сам по себе существо слабое и просто себе не принадлежащее, но непременно предает свою волю тому господину с которым больше проводит времени. А больше у нас ничего и нет - только воля, право выбора кому служить. Нейтралитета тоже нет. Потому если человек не принимает усилий и не обращается к Господу с молитвою о спасении (а грешная природа его не побуждает к этому, так что без усилий не обойтись), то человек уверенно скатывается вниз.

Наша природа чем-то питается. Если не Библией, то телевизором, газетами, "гнилыми" бульварными новостями... Чем это опасно? Опасно тем, что на что мы взираем, - в то и преображаемся. Если мы только про гомосексуалистов слушаем и смотрим и тому подобное, то и Иоанн с Евангелий, приклонившийся к груди своего Господа, будет выглядеть для нас гомосексуалистом.

Это проблема гораздо большая, чем знание правильного ответа на вопрос о природе взаимоотношений Давида и Ионафана. Проблема в скопившейся грязи в нашей душе и голове. Но Господь ее может вымести! И по операциям на сердце Он тоже Мастер! ( ; )

Библия говорит, что начинает происходить что-то странное с разумом, который часто отвергает истину, - он начинает верить лжи...

Ибо я не стыжусь благовествования Христова,
потому что оно есть сила Божия ко спасению всякому верующему,
во-первых, Иудею, потом и Еллину.
В нем открывается правда Божия от веры в веру,
как написано: праведный верою жив будет.
Ибо открывается гнев Божий с неба
на всякое нечестие и неправду человеков ,
подавляющих истину неправдою .
!-начало падения
Ибо, что можно знать о Боге, явно для них,
потому что Бог явил им.
Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество,
от создания мира через рассматривание творений видимы,
так что они безответны.
Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога,
и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих,
и омрачилось несмысленное их сердце;
называя себя мудрыми, обезумели,
и славу нетленного Бога изменили в образ,
подобный тленному человеку,
и птицам,
и четвероногим,
и пресмыкающимся, -
то и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, !-последствия
так что они сквернили сами свои тела.
Они заменили истину Божию ложью,
и поклонялись,
и служили твари вместо Творца,
Который благословен во веки,
аминь.
Потому предал их Бог постыдным страстям: женщины их
заменили естественное употребление противоестественным;
подобно и мужчины,
оставив естественное употребление женского пола,
разжигались похотью друг на друга,
мужчины на мужчинах делая срам
и получая в самих себе должное возмездие за свое заблуждение.
И как они не заботились иметь Бога в разуме,
то предал их Бог превратному уму - делать непотребства,
так что они исполнены всякой неправды,
блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы,
исполнены зависти, убийства, распрей, обмана, злонравия,
злоречивы, клеветники, богоненавистники, обидчики,
самохвалы, горды, изобретательны на зло, непослушны родителям,
безрассудны, вероломны, нелюбовны, непримиримы, немилостивы.
Они знают праведный суд Божий,
что делающие такие дела достойны смерти;
однако не только их делают, но и делающих одобряют.

Как видим из текста, грех был и преобладал в жизни человека прежде чем произошло извращение ума, прежде чем Бог предал человека верить неправде.

Итак, подводим итог первому поставленному вопросу: однополые интимные отношения грешны, люди творящие их - грешники за которых Христос пострадал и страдает до тех пор, пока они или не отвратятся от своих грехов или не перейдут в состояние хулы на Духа Божия...

Давид и Ионафан.

Это два верные Божии.

Давид назван другом Божиим. В Библии сказано, что Господь был вполне им доволен, кроме случая с Вирсавией и Уриею. Другого раздражающего Бога фактора в Давиде не обнаруживалось.

...поставил им царем Давида,
о котором и сказал, свидетельствуя:
нашел Я мужа по сердцу Моему,
Давида, сына Иессеева,
который исполнит все хотения Мои.

...Давид делал угодное пред очами Господа
и не отступал от всего того, что Он заповедал ему,
во все дни жизни своей,
кроме поступка с Уриею Хеттеянином.

Ионафан же смиренный герой веры, через которого Господь мог творить чудеса. Его полная награда ожидает его в вечности. Он принял волю Божию относительно своей жизни как наилучшую и в смирении мог любить Божьей любовью того, кого избирает Господь быть казалось бы на его месте. Ионафан становится орудием в руках Господа и помогает Давиду. Он становится непонят своим отцом, потому что тот говорит мудростью ( ) этого мира, которая чужда духу Ионафана.

И встал Ионафан, сын Саула, и пришел к Давиду в лес,
и укрепил его упованием на Бога,
и сказал ему: не бойся,
ибо не найдет тебя рука отца моего Саула,
и ты будешь царствовать над Израилем, а я буду вторым по тебе;
и Саул, отец мой, знает это.
И заключили они между собою завет пред лицем Господа;
и Давид остался в лесу, а Ионафан пошел в дом свой.

Каким образом можем мы теперь объединить ответы на первый и второй вопросы? Можем ли мы смешивать героев Господних с грязью? Нет!

Течет ли из одного отверстия источника сладкая и горькая вода?
Не может, братия мои,
смоковница приносить маслины или виноградная лоза смоквы.
Также и один источник не может изливать соленую и сладкую воду.
Мудр ли и разумен кто из вас, докажи это на самом деле
добрым поведением с мудрою кротостью.
... не хвалитесь и не лгите на истину.
Это не есть мудрость, нисходящая свыше,
но земная, душевная, бесовская
...

Так создал Господь, что нормально и прекрасно содружество мужчины и женщины. И вместе они получили одно имя на двоих в день творения - человек. Потому никто так не влияет на самооценку мужчины, как его любящая подруга-жена. И потому психологи советуют искать неудачи в работе обоих в личных взаимоотношениях. Верно так же и то, что за каждым великим мужчиной стоит не менее великая женщина. Не знаю насколько правдива история, которую я прочла в интернете, но она замечательная.

Однажды вечером президент Обама и его жена Мишель решили пойти на незапланированный ужин в ресторан, который был не слишком роскошен. Когда они уже сели, владелец ресторана спросил у охранника Обамы, может ли он, обратиться к первой леди в частном порядке. Затем у Мишель и этого мужчины состоялся разговор. После этого разговора президент Обама спросил Мишель, «Почему он был так заинтересован в общении с тобой?» Она ответила, что в ее подростковые годы, он был безумно влюблен в нее. Президент Обама сказал: «Так что если бы ты вышла за него замуж, ты бы сейчас могла быть владелицей этого прекрасного ресторана?», и Мишель ответила: «Нет. Если бы я вышла за него замуж, он бы стал президентом.»

То, что делал для Давида Ионафан не типично и может быть обьяснено только лишь большой посвященностью Господу. Давид, оплакивая Ионафана, замечает это в своей прощальной песне. Он говорит, что Ионафан помогал ему расти и делаться великим - это то чудо, которое как правило совершает в жизни мужчины своею любовью женщина.

Пусть же добрый и милостивый Господь, Который дал единство в Духе Давиду и Ионафану, поможет и вам и нам прозревать истину и чувствовать и отторгать всякую люжь и заблуждение!

Читайте еще по теме "Толкование Писания":