Сценарий праздника дожинок на белорусском языке. Дожинки по-белорусски: от ритуала к карнавалу. Все участники восклицают

Место проведения: Зеленая роща

Время проведения: 11.00ч.

С 09.00ч. утра начинается трансляция праздника по звукоусиливающей аппаратуре и громкоговорителям, где дикторы приглашают всех желающих отдохнуть на лоне природы, развлечься под живую музыку.

С 10.00ч. начинается монтаж стоянок, двориков и юрт каждого сельского клуба и сельского Дома культуры района.

С 11.00ч. начинается официальное открытие народного праздника «С песней по жизни». Выступление официальных лиц.

По завершению выступления официальных лиц девушки в национальных костюмах преподносят хлеб-соль-мед официальным лицам.

Добро пожаловать на праздник песни народной!

Всех привечаем, всех встречаем.

По обычаям по российским

От души поклон вам низкий.

С добрым словом и с любовью,

И с хлебом-солью.

Исполняется башкирский танец в исполнении хореографического ансамбля «Озорная молодость» (рук. Р.Дейниченко)

На сцену под веселую народную русскую песню выходят двое ведущих в русских национальных костюмах.

Ведущий 1:

Добрый день, сударыни и сударушки!

Ведущий 2:

Добрый день, судари! Рады видеть нас на нашем празднике! А собрались мы здесь песни послушать, попеть, потанцевать, да и про песню узнать!

Ведущий 1:

В старину говорили: «Кто с песней живет, того кручина неймет».
«Как живется, так и поется»
«Где песни, там и молодость»
«Песня – душа народная».

Ведущий 2:

Испокон веку песня всегда была рядом с человеком и в радости, и в горе. От
самого рождения и до самой смерти.

Выходит молодая девушка, с венком на голове и в национальном костюме.

Ведущий 2 :

Ты откуда русская появилась, музыка?
То ли в чистом поле,
То ли в лесе мглистом.
В радости ли, в боли,
Или в птичьем свисте?
Ты скажи – откуда
Грусть в тебе и удаль,
Как ты появилась
С самого начала,
В чьем ты сердце билась,
В ком ты зазвучала?

Девушка /в русском костюме/:

Пролетали утки – уронили дудки,
Пролетали гуси -уронили гусли,
Их весною вешней

Нашла, не удивилась…

Ведущий 1: Ну, а песня?

Девушка: С песней на Руси и родилась.

Выходит девочка с куклой на руках. Звучит «Колыбельная».

Ведущий 1:

Песня русская – это просторы,
По которым всю жизнь нам идти,
Это батюшка -Дон у Ростова.
Это матушка — Волга в пути.
Песня русская – это пастуший,
Росный, радостный, ранний рожок,
Только сядь на минутку, послушай -
Ты заслушаешься, дружок.

Ведущий 2 :

Чем бы человек ни занимался хлеб жал, сено косил, сплавлял лес или тянул за собой баржу – всюду ему помогала песня. Дорогие наши зрители, гости! На сцене праздничной программы народный ансамбль русской и украинской песни «Кудерушки» с народной песней «Под окном широким».

Ведущий 1:

Я для песни душевной
Взял лесов зеленый шепот,
А у Волги в жар полдневный
Темных струй послушал рокот.
Взял у осени – ненастье,

У весны — благоуханье,
У народа взял я счастье
И безмерное страданье.

Ведущий 2:

Пели за рукоделием, пели о тяжелой женской доле. Народ жалел женщину и в песнях называл ее ласково лебедушкой, утушкой, павушкой, рябинушкой. Встречаем народный ансамбль украинской песни «Хуторок». (с рукоделием в руках)

Ведущий 1 :

Что же ты за сердце меня трогаешь,
Песня задушевной старины?
То ль в тебе живет душа высокая,
То ли отблеск зыбкой тишины?
То пускаешь сокола за облако,
Разводя руками горький дым,
То вдовой выходишь, одинокая,
Одарить цветами молодых.
Все народные песни о любви. О любви и родной земле, а значит и к людям, которые на ней живут, к родным и дорогим. На сцене праздничной программы народный башкирский ансамбль «Аманат».

Ведущий 2:

То уводишь хороводы в поле,

То сжигаешь в пляске ты себя!

Ты вовек созвучна русской доле,

Песня родниковая моя!

Вспомните: умирает ямщик в степи, раненый ли боец во чистом поле в последнюю минуту – их мысли обращены к родному дому, к батюшке и матушке. О жизни, о доле своей поет русский человек в песнях. Русская народная песня «Ой на горке калина». На сцене народный ансамбль «Кудерушки».

Ведущий 1 :

Песня появилась очень давно. Тогда еще собственно и разделения – то не было на рассказ и песни. Не торопясь, торжественно рассказывали певцы о богатырях и их подвигах во славу русской земли. И называли эти песни-рассказы былинами.

Ведущий 2:

А еще бродили по свету скоморохи – мастера на все руки: они и спеть, и сплясать, и сказочку рассказать. До сих пор помнит народ их шуточные песни про то, как «комара муха женила» да про то, как «во зеленом во бору жила барыня-блоха». Так и зовут те песни -скоморошины.

Ведущий 1 :

Ну, а в редкие те времена на праздники звучали веселые плясовые песни, да под гармошку, да с припевками! Встречаем народный татарский ансамбль «Энжелэр».
(Плясовая, частушки.)

Ведущий 2:

Как затянет, как зальется
Православный наш народ,
Ведь откуда что берется,
Прямо к сердцу так и льнет!
Запоет про темпу ночку
Иль про белые снега.
Про купеческую дочку,
Про шелковые луга.
Запоет про сине море
Иль про матушку-реку
Про кручину и горе, Про сердечную тоску.

Ведущий 1 :

И мы сейчас споем, но не про тоску, а про что-нибудь веселое. Русская народный песня «Курочка». На сцене праздничной программа народный ансамбль русской песни «Сударушка».

Ведущий 2:

На Руси всегда любили петь хором, вместе. Это прекрасно получалось в хороводах, которые водили девушки и парни. Ни один праздник, ни одни посиделки не обходились без хороводов. Хороводных песен знали много и одну из них мы сейчас услышим в исполнении народного ансамбля «Кудерушки». И всех гостей и зрителей мы просим присоединиться в наш чудесный хоровод!!!

(Звучит хороводная песня)

Ведущий 1 :

Кроме хороводных песен, были и хороводы-игры, в которых и пели и играли.

(Хороводная игра.)

Ведущий 2:

В одной из песен есть такие слова «Какая песня без баяна». А еще? Какая песня без …?

/гармошки, балалайки/.

Ведущий 1 :

Что-то вас давно не слышно,
Три заливистых струны.
Говорят, из моды вышли
Песни русской старины.
Ну, кленовая, наддай-ка,
Прозвени во все концы
Балалайка, балалайка,
Золотые бубенцы.
Ты и нынче не робеешь,
Ты одна на всю страну,
Ты заливисто умеешь
Тронуть русскую струну.
С удалым народным сердцем
Ты сроднилась навсегда,
В золотых руках умельцев
Ты не смолкнешь никогда!

Ведущий 2:

Песня русская — не голошенье,
Не дебош, не надрывная грусть.
Это тихое разрешенье
Рядом сесть и в глаза заглянуть.
Все она своим сердцем объемлет,
Ей и 20, и 1000 лет.
Песню русскую, русскую землю
Так люблю, что и слов больше нет!

Ведущий 1:

Песня была частью духовной жизни человека, опорой в его нелегких трудах и заботах. Песня и сейчас заставляет нас радоваться и печалиться, любить и разочаровываться, жить и умирать. Песня объединяет нас, поющие песню - кровные родственники, близкие душою. Только с песней понимаешь, что мы дети одной Родины, что у нас
один общий дом – Россия.

Ведущий 2 :

Русь и в песне-то могуча,
Широка и глубока,
И свободна, и гремуча,
И привольна, и звонка.
Ай да песни, что за песни,
Распевает наш народ!
Золотые, удалые,
Песни русские, живые –
Молодецкие!
»Песня о России» – исполняет народный ансамбль «Кудерушки».

Ведущий 1: :

А теперь гости и ваш черед,
Кто частушки тут споет?
(Конкурс "Частушки веселушки")

Ведущий 2:

Наш веселый праздник дружно продолжаем.
Конкурс наш "А вам слабо?"
Вместе объявляем!

Конкурс "А вам слабо?" для мужчин.
1.Кто расколет кулаком доску
2.Кто вперед выпьет молоко из бутылки и т.д.
По окончании мужчины клянутся "После праздника легко, будем пить лишь молоко".

Ведущий 1:

Молодцы наши мужички, постаралась да на славу! А сейчас шагаем дальше, плясунов мы выбираем!

Ведущий 2:

Всех танцоров приглашаем!

Ведущий 1:

Эй, гармошки, заиграйте

Ведущий 2:

Лучших плясунов праздника нашего выбирайте!

Идет конкурс плясунов под татарскую музыку.

Ведущий 1:

А сейчас для всех для вас

Будет русский перепляс.

Кто станцует веселей?

Подходи сюда скорей.

Читают по очереди ведущие:

Кадриль - старинный танец,

Любимый на Руси.

Через века, столетья

Танцуем теперь мы.

Умели наши деды

Душою отдохнуть:

И в поле поработать

И весело гульнуть.

Играй, гармонь веселая,

И балалайка пой,

Пройдись-ка, моя милая,

Я - следом за тобой.

«Какая пара славная!» -

Дивится весь народ.

«Вот удаль молодецкая

Красу свою ведет!»

Походочкою плавною

Манерно и легко

Танцует девка с парнем,

Соперницам назло…

Прошли года, столетья.

Не тот уже народ,

Но память он о предках

С любовью бережет.

И вот старинный танец,

Известный на Руси,

Через века, столетья

Танцуем теперь мы…

Танец «Кадриль».Исполняет хореографический ансамбль «Озорная молодость». Всех зазываем танцевать на поляне.

Ведущий 2:

У народа песня неотделима от жизни, как душа от тела.

Песня русская в берёзах,

Песня русская в хлебах -

На покосах, на морозах,

На санях и на лугах.

На ветру шумят рябины.

Каждый слушать их готов!

Сколько песен у России -

Столько во поле цветов.

Кто сложил её - не знаю.

Только песня та добра.

Песня с детства мне родная

И подруга, и сестра!

А слова её простые

Душу трогают до слёз.

Сколько песен у России -

Столько в рощицах берёз.

Песни русские такие,

Что охота подпевать,

Сколько песен у России -

Ведущий 1:

Низкий поклон вам, добрые люди!

Счастья, здоровья и долгих лет…

Разве за песни кто нас осудит?

Раз нету песен - и жизни нет.

Над головою чистого неба

Нам бы хотелось вам пожелать,

Славы, застолья, досыта хлеба,

С песнями жить и не унывать.

Ведущий 2:

Русская пословица гласит: «Делу - время, потехе - час!».

Вот настал момент прощанья.

Будет краткой наша речь,

Говорим вам: «До свиданья!

До счастливых новых встреч!»

Главное действие на сцене закончилось. Далее идет концертная программа сольных вокалистов. Жюри оценивают стоянки, дворики. Идет подведение итогов. Завершение праздника.

План подготовки к проведению народного праздника

«С песней по жизни»

№п

Наименование работы

Сроки выполнения

Ответственные

Установка звукоусиливающей аппаратуры

08.06.2013г.

Сафин И.М.

Подготовка сценария праздника

01-05.06.2013г.

Ганиев Н.Р.

Хомякова М.А.

Подготовка сценария театрализованного представления

01-05.06.2013г.

Арсланова А.Т.

Репетиция музыкального блока и театрализованного представления

06-07.06.2013г.

Ломанец В.А.

Хомякова М.А.

Ганиев Н.Р.

Лынник И.П.

Арсланова А.Т.

Дейниченко Р.Х.

Монтаж/демонтаж конструкций сцены

06-07.06.2013г.

Османов М.А.

Подготовка, пошив и ремонт костюмов

01-07.06.2013г.

Карпова Н.Ф.

Перевозка участников художественной самодеятельности

06-08.06.2013г.

Шарафутдинов Р.З.

Художественный руководитель – С.Тупицо

«ГУЛЯЙ, ЛЮДИ ВЕСЕЛЕЙ, САМОВАРУ – ЮБИЛЕЙ»
(Сценарий театрализованного праздничного гуляния).

Главное внимание постановщика в этом сценарии должно быть уделено культуре поведения, этикету, принятым на старинных молодежных развлечениях крестьян. В самом сценарии подробно разработан почти ритуальный чин посиделок.
Спектакль по данному сценарию рекомендуется играть на сценической площадке РДК, СДК, СК. Частично его можно использовать в условиях народного гулянья на фольклорном празднике непосредственно в кругу зрителей.

Поговорки на плакатах:

Чай пить – приятно жить.
Выпей чайку – позабудешь тоску.
С чая лиха не бывает.
Устал – пей чай, жарко – пей чай, хочешь согреться – пей чай.
Если чай не пьешь, где силы берешь?

Праздник украсят развешанные на стенах зала, фойе, яркие плакаты с изображением самоваров, чайников, чашек с блюдцами, расшитых полотенец, матрешек.
На территории Дома культуры можно построить домики-теремки c яркими вывесками: «Чайнная», «Лавка сластей», «Блинная» и т.п.

На стенах тексты:

Не толпитесь у дверей,
Проходите поскорей!
Ждут баранки и коврижки,
Калачи, ватрушки, пышки.
Налетайте, разбирайте,
Сладким чаем запивайте!
Мы блинами угощаем
И поим душистым чаем!

На другой площадке расположилась праздничная ярмарка. Торговые ряды украшены затейливыми рисунками, русскими рушниками, веселыми вывесками.
На третьей площадке состязания спортивные.
У выезда на центральную площадь праздника установлены декоративные ворота с петухом и плакатом «ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ!».
У ворот гостей встречают ЗАЗЫВАЛЫ, приглашая на праздник.

ЗАЗЫВАЛЫ: Слушайте, слушайте, люди добрые!
В нашем районе проживающие,
В гости приезжающие.
Сегодня у нас в поселке
Состоится праздник.
Приглашаем вас сегодня
Веселиться, играть,
Песни звонкие петь,
Секреты раскрывать,
Силу, удаль показать.
Люди старые и молодые,
Женатые и холостые!
Милости просим на праздник!
Мы рады гостям, как новым вестям!

В ворота въезжают участники художественной самодеятельности с песнями, частушками, плясками.
Зал дискотеки в русском убранстве: на стенах развешаны расшитые русские полотенца, висят русские пословицы и поговорки. На переднем портале сцены установлена эмблема – русский самовар с двумя кумушками, пьющими чай. На самоваре русским шрифтом написано «Русские посиделки». В левом углу от портала расположены столы-теремки: бабушки Лукерьи и «Русский квас». Деревянные столы накрыты расписными скатертями. На столах самовары, чашки, яства разные: блины с медом, пряники, бублики, конфеты, пироги. У столов стоят лавки.
В зале звучит фонограмма Курского соловья.

1. ПРИВЕТСТВИЕ.

ХОЗЯЙКА ГОРНИЦЫ: Добрый вечер, гости званные и желанные.

ХОЗЯИН ГОРНИЦЫ: Здравствуйте, лебедушки, здравствуйте, молодушки!
Да ребята удальцы, веселые молодцы!

ХОЗЯЙКА: Милости просим к нам на посиделки.
Рады гостям, как добрым вестям!
ХОЗЯИН: Приходите, не тушуйтесь! Будем сегодня чаи гонять,
Да хороводы водить!

ХОЗЯЙКА: Добро пожаловать! Всех привечаем, душевно встречаем!

ХОЗЯИН: Заходите, будьте как дома

ХОЗЯЙКА: Добрый гость всегда в пору!

2. ВЕЛИЧАЛЬНАЯ.

ХОЗЯЙКА: Уж вы гой еси, люди добрые!
Вы позвольте вас поприветствовать
Ото всей души в нашей горенке,
В нашей горнице принаряженной!

ХОЗЯИН: По обычаю, да по русскому
Для гостей добрых самовар кипит,
Белой скатертью стол резной накрыт!
Разоставили мы яства сахарные,
Приготовили забавы веселые.

ХОЗЯЙКА: Приглашаем вас
Отведать чая ароматного,
Бубликов да пряников сахарных.

ХОЗЯИН: Вы уж отведайте, да покушайте,
Да на нас посмотрите, послушайте!
А мы с хозяйкой расскажем вам пока
Историю чая русского, ароматного.

(Музыкальная вставка).
Гости рассаживаются за столы, начинается чаепитие.

Чай горячий, ароматный
И на вкус весьма приятный.
От недугов исцеляет
И усталость прогоняет.
Силы новые дает
И друзей за стол зовет.
С благодарностью весь мир
Славит чудо-эликсир!

ХОЗЯЙКА: Одна из старинных китайских легенд так рассказывает о происхождении чая: «Давным-давно пастухи заметили, что стоит их овцам пощипать листьев вечнозеленого растения, растущего в горах, как они начинают резвиться и легко взбираться на кручи. Пастухи решили испробовать чудодейственную силу листьев на себе. Они высушили их, заварили в кипятке, как это делали с другими лекарственными травами, и стали пить ароматный настой, ощущая мгновенный прилив свежих сил».
Действительно, впервые чай стали пить в Китае, где он известен с древних времен. В китайских письменных источниках этот напиток упоминается за 2737 лет до н.э.
В давние времена чай в Китае ценился очень высоко. Императоры дарили его своим вельможам за особые услуги. Во дворце этот ароматный напиток пили во время придворных церемоний. Чай поэты воспевали в стихах.
Выращивание и изготовление чая в Китае стало таким же секретным, как производство шелка, фарфора, бумаги и другие великие китайские изобретения. Чайные плантации скрывали и строго охраняли от чужеземцев. Китайские купцы продавали чай в другие страны. Из Китая чай начал свое триумфальное шествие по миру.

ХОЗЯИН: В России чайный напиток стали употреблять с 1638 года, когда монгольский Алтын-Хан прислал в подарок царю Михаилу Федоровичу 4 пуда чайного листа.
В 18 веке нарастает популярность русских самоваров.

(По ходу рассказа разливают чай, хозяйка угощает, а хозяин спрашивает гостей, где у нас выращивают чай).
(Звучит песня «А я чайничала»).

3. СМОТРИНЫ.

(Во время чаепития входит родня – фольклорная группа «малейка» с песней. Их встречают хозяин с хозяйкой).

ХОЗЯИН: А вот и родня наша из «Долбенькино».
Добрый вечер, гости дорогие!

ХОЗЯЙКА: Добрый вечер, родимые!

(Родня и хозяева кланяются друг другу по русскому обычаю. Родня кланяется гостям).

РОДНЯ: Добрый вечер, добрым людям!
Пусть веселым вечер будет!

(Русская народная песня «Во горнице»).

ХОЗЯЙКА: Гости дорогие, познакомьтесь с родней моей. Вот мой шурин – Володюшка. А вот зять разлюбезный – Витюшка, вот моя золовушка – Людмилушка, а вот моя невестушка дорогая – Тамарушка, а это мой деверь – Митюшка. А вот Колюшка – зятек дорогой, а Иринушка – сестрица родимая.
Гости дорогие, вы чаек пейте, прянички кушайте, да нас посидите, послушайте.

(Хозяйка вместе с фольклорной группой поют и пляшут «Комарики»).

1. Комарики, комарочки мои,
Комарики, мушки маленькие.
Припев: Ой, ли, ли, ли-ли, ли, ли
Ой, ли, а ли-ли, а ли-ли.
2. Не давали комары ночку спать
На зорюшке приснула молода.
3. Не слыхала как милый мой пришел,
Не слыхала как к кровати подошел.
4. Здравствуй, милая, хорошая моя.
Чернобровая, похожа на меня.
5. Хорошо ль опочивала без меня?
Без тебя, милый, постель холодна.
6. Одеяльце заиндевело,
Под перинушку мороз подполз.
7. Под попону ветер холоду нанес,
Изголовье потонуло во слезах.
8. Тебя, милый, дожидаючи,
Свою долю проклинаючи.

ХОЗЯЙКА: Иринушка, Митюшка, Володюшка, Людмилушка, золотая моя, Николушка, Никитич, родственники дорогие, проходите к столу, чайку откушать, да с гостями нашими ближе познакомиться.

(Идет чаепитие, хозяин с хозяйкой угощают родню и гостей).

ХОЗЯИН: Никитич, как там хлопцы Ваши поживают?

НИКИТИЧ: Живут, хлеб жуют!
Вон Володюшка с Николой с балалайкой не расстаются.
И в полке, и на вечеринке первые.

(Ребята поют куплеты «Трех Семенов»).
Сл. Гадалова, муз. Поликарпова.
1. Кто не знает трех имен
Сеня, Сема и Семен?
Мы друзья, как говорится,
С незапамятных времен.
Эх! Сеня я, Сема – он,
И балалаечник – Семен.

2. Балалаечка у нас,
Всем известно, – первый класс.
Мы и сами с головами,
Заявляем без прикрас.
Эх! Хоть и ссоримся подчас,
Разлучи, попробуй, нас!

3. Говорят, что наш Семен
С балалаечкой рожден
Он в певунью-говорунью
Просто-напросто влюблен.
Эх! Потому что с нею он
Всюду вместе как закон.

4. Балалайка три струны
С нашей Курской стороны,
Пой, старайся, не стесняйся.
Песни каждому нужны.
Эх! Там, где пляшут и поют,
Три Семена тут как тут.

ХОЗЯЙКА: Иринушка, а девки-то как наши, поют?
Поют, да еще как поют!

(Иринушка поет русскую народную песню «У меня молодой муж гнедой»).

1. У меня молодой муж гнедой
У меня молодой муж гнедой
Припев: Сударыня – барыня, муж гнедой

2. А детушки пели да
По улицам бегали.

3. Диковинку видали да
Диковинку видали.

4. Ехал писарь на свинье да
Писариха на коне.

5. Простой мужик на ежу
И то кричит не сдержу.

6. Давайте вожжи навяжу да
Писариху догоню.

7. У писаря отобью да
У писаря отобью.

ХОЗЯЙКА: Гости дорогие, а все ли вы разобрались в родне? Кто кому доводится? А?
Кто такой шурин? (Брат жены).
Кто такой зять? (Муж сестры).
А золовка это кто? (Сестра мужа).
А невестка? (Жена брата).

(После викторины «Родня» хозяин с хозяйкой одаривают гостей, которые правильно отвечали на вопросы викторины, русскими сувенирами).

ХОЗЯЙКА: Уж вы гой еси, гости любезные! Вы потешьте нас
пляской бойкою, удалью молодецкою, русскою!
выходите-ка на круг, не стесняйтеся,
веселою пляскою разгуляйтеся!

(Проводится конкурс на лучшее исполнение пляски, танцевальная программа, музыка смолкает. Выходит с песней Коробейник).

КОРОБЕЙНИК (поет) :
У меня полным полна коробушка
В коробейниках хожу
Подходи душа-зазнобушка,
Все товары разложу!
И частушки есть веселые,
И задорный перепляс,
Песни русские, раздольные
Приготовил я для вас!
У меня товары дельные,
Подходи-ка веселей.
Плату беру я не деньгами,
А улыбками гостей!
Вот пряники русские, бублики пухлые, кому пряники мятные, печатные, с повидлом, с маком, да с таком.

ХОЗЯЙКА: А сколько стоит ваш товар?

КОРОБЕЙНИК: А мы ничего не продаем,
А все даром отдаем!
За шутку-прибаутку,
Да за всякую минутку!

4. ТАРЫ-БАРЫ.

КОРОБЕЙНИК: А ну, девчата молодцы, красные девицы, хлопцы удальцы, веселые молодцы. Кто поговорки знает русские, да пословицы?

(Проводится конкурс на знание русских пословиц и поговорок. Коробейник раздает пряники, бублики, конфеты победителям).

КОРОБЕЙНИК (поет) :
Эх, полным полна коробушка
Я пою и расскажу,
Подожди, душа-зазнобушка,
Все товары разложу.

(Обращается к девушкам в зал)

Подожди, душа-зазнобушка,
Для тебя самую задорную песню,
Самый задорный перепляс выберу.

ХОЗЯЙКА: Ох, и парень же ты хваткий,
Да зазываешь без оглядки.

ХОЗЯИН: А может у нас у самих есть и песни, и пляски, и в игре умение. Верно я говорю, гости дорогие?

КОРОБЕЙНИК: Да для таких красавиц я уж расстараюсь: частушки самоцветные, песни звонкого серебра выберу.
(поет) : Ой, ты, милая моя, выходи скорее
Поплясать, переплясать
Я тебя сумею.

ХОЗЯЙКА (подпевает) :
Месяц скрылся в облаках,
Солнышко за морем,
Ты не хвастайся пока,
Мы еще поспорим.

(Коробейник и Хозяйка пляшут русскую пляску).

ХОЗЯЙКА: Ну, хватит, Коробейник, ой уморил же ты меня пляской бойкою.

КОРОБЕЙНИК: Ну куда тебе, девица-краса, со мной спорить,
Мы, Коробейники, народ твердый, веселый.
Да к тому же только кивну – все добрые молодцы мне помогут.
Вон их сколько во горнице-то собралось.
Верно я говорю, ребята?

ХОЗЯЙКА: А нас еще больше по статистике! На 10 девчонок 9 ребят.
Так что справимся!

КОРОБЕЙНИК: Посмотрим?

ХОЗЯЙКА: Посмотрим!

КОРОБЕЙНИК: Попробуем?

ХОЗЯЙКА: Попробуем!

КОРОБЕЙНИК: Тогда, девицы-красавицы, для разминки вам вопрос:
«Какие советские ансамбли исполняют народные песни
в современных обработках?»
(«Ариэль», «Песняры», «Коробейники» и т.д.)

ХОЗЯЙКА: Тогда и вам вопрос, добрые молодцы!
«А какие исполнители включают в свой репертуар
русские народные песни?»
(Ж.Бичевская, А.Пугачева, С.Ротару и др.)

КОРОБЕЙНИК: Ну что же тут скажешь, молодцы ребята-удальцы!
Кто на вопросы отвечает, разбирайте мой товар.

(Раздает пряники, бублики, конфеты).

ХОЗЯИН: Гостечки дорогие, давайте-ка пляской бойкою распотешимся.

КОРОБЕЙНИК: Хочу, чтобы музыка звенела!
А ну беритесь все за дело!
Споют гармони озорные,
А с ними ложки расписные!

(Играет ансамбль народных инструментов «___________________». Русские народные песни «Валенки», польку в обработке Широкого, «Барыню». Коробейник выходит на пляску, вовлекает всех в общий танец).

ХОЗЯЙКА: Ой, спасибо вам, гармонисты озорные, ребята-потешники,
потешили вы душу русскими плясками развеселыми!
Пора уж и чаю попить!

ХОЗЯИН: Гости дорогие, проходите за столы дубовые,
за скатерти браные, за питья медвяные!!!

ХОЗЯЙКА: Угощайтеся, не стесняйтеся! Чем богаты, тем и рады!

(Идет чаепитие).

КОРОБЕЙНИК: Эх, хорошо сейчас песню русскую, да с огоньком!

ХОЗЯЙКА: А ты запевай, мы подпоем!

КОРОБЕЙНИК: Я-то запою, а вот все ли вы песни русские знаете?

ХОЗЯИН: Старинных песен много знаем,
Поем их всюду год за годом.
Ведь в них живет, не угасая,
Бессмертная душа народа!

ХОЗЯЙКА: А ну-ка, гостечки дорогие, давайте-ка раздокажем Коробейнику,
что мы тоже не лыком шиты и кое-что умеем.
Давайте-ка посоревнуемся: чей стол песню русскую запоет
звонче да громче.

(Соревнование между столами на лучшую песню, частушку. Лучшему столу вручается каравай).

ХОЗЯЙКА: Гости дорогие, приглашаю вас на хоровод веселый.

ХОЗЯЙКА: А сейчас, гости дорогие, давайте-ка разделимся на две улицы:
«Широкую» и «Раздольную». А на каждой улице есть свои
первые парни. Прошу первых парней улиц «Широкой»
и «Раздольной» выйти на круг.

ХОЗЯИН: Выходите, не робейте, на вас посмотреть приехали
сватьи из града Курска древнего!

(Выходят сватьи, фольклорная группа хоровой студии, кланяются).

5. ПОХВАЛЬБА.

ХОЗЯИН: Есть ли на улицах ваших женихи, да невесты работящие
да сноровистые, есть ли силачи да балагуры, плясуны
да певцы, которые и блоху подковать смогут, и из полена
щи сварить? Найдутся ли такие у вас? Отвечайте, не робейте.

«ПЕРВЫЙ» ПАРЕНЬ УЛИЦЫ «ШИРОКАЯ»:
Не робеем, а сробеем, так уйти поспеем.

«ПЕРВЫЙ» ПАРЕНЬ УЛИЦЫ «РАЗДОЛЬНАЯ»:
А наши в плену не робеют, и на печи не дрожат!

ХОЗЯИН: Выходите, женихи, кто тихи и кто лихи,
Удаль-силу показать, свои косточки размять!

6. МАСТАКИ.

ХОЗЯЙКА: Потехе час, а делу время!

ХОЗЯИН: Добрый муж в дому работник,
Немного столяр, немного плотник.

(Выносит две пилы, два бревна, козлы).

ХОЗЯИН: Я прошу «первых» парней набрать на своих улицах
плотников из 6 человек. Каждой артели нужно нарезать
из бревна 4 чурбака. Каждый распил делает новая пара
плотников. Чья артель сделает это быстрее? Начали!

(Звучит русская народна песня, артели пилят, победителям вручают призы).

ХОЗЯИН: Следующая потеха – домашняя утеха!

ХОЗЯЙКА: Три девицы под окном пряли поздно вечерком.
Это в сказке говорится, а вы, гости любезные,
сумеете ли нитки распутать, да в клубки смотать?

ХОЗЯИН: А ну-ка, девицы-молодицы, не хотите ль потрудиться?
Выходите, не стесняйтесь, покажите сноровку свою девичью.

(Выходят девушки).

ХОЗЯЙКА: Вот вам нитки. Кто быстрее с работой справится,
того и награда дожидается.

(Проводится конкурс, вручаются призы).

ХОЗЯИН: А ну, ребята-молодцы, есть ли силачи на улицах ваших?

(Выносит гирю, проводится конкурс «Силачи». Ребята поднимают гирю).

ХОЗЯИН: Ну что ж, на славу потрудились, и наверное приморились.
Просим всех к столу, чайку русского откушать.

(Идет чаепитие).

СВАТЬИ: Ох, потешили вы нас удалью молодецкою, силою залихватскою,
да сноровкой девичьей. Ох и ладно же работа у вас идет.
Да и пляски у вас бойкие, да лихие. Довольные вашей работой,
поклон вам русский бьем: русскую песню для вас споем,
веселую да задорную.

(Кланяются, поют русскую народную песню «Порушка-Параня»).

ПОРУШКА-ПАРАНЯ
1. Ох, уж ты Порушка-Параня,
Ты за что любишь Ивана?
Я за то люблю Ивана
Что головушка кудрява.

2. Что головушка кудрява,
Да бородушка кучерява,
Кудри вьются до лица
Люблю Ваню-молодца.

3. Уж, как Иванушка по горенке похаживает
Он свою бородушку, да свет, поглаживает,
Он свою бородушку поглаживает,
Ох, сапог да об сапог поколачивает.

4. Ох, сапог об сапог поколачивает,
Ох, крупны речи поговаривает.
Уж, как ты меня, сударушка высушила
Без морозу, без ветру сердце вызнобила.

КОРОБЕЙНИК: Ох, душа русская пляски просит.

ХОЗЯЙКА: А ну-ка, гармонисты озорные, заводи-ка хоровод
Повеселей, да пляску поозорней.

(Играет ВИА «Добрые молодцы», русская пляска, хоровод, танцы).

ПОТЕХА «ПИЛКА ДРОВ».

(Выносят козлы, бревно, пилу, колун. Отыскиваются «охотники» и принимаются за работу. Фонограмма «Русского наигрыша». После того, как «охотники» распилят бревно и расколют чурбаны, парни хвастаются).

ПАРНИ: Ох, как живо сработали!.. Одно удовольствие было смотреть
на такую… изящную работу! А теперь очередь и до вас дошла,
не отсидитесь с теплом углу… А ну-ка, печь, чугуны, ухваты,
прялицы, коромысла, ведра на вольный свет выходите!
Тесно, поди, вам в избе стоять, пусть теперь нашу задачу решат.

(Выносится нужный реквизит, он расставляется по очереди: сначала бочки с водой, из которых надо зачерпнуть ведро и на коромыслах поднести их к печи, там на лавке чугуны разные, в которые надо налить воды и ухватами поставить в печь).

ДЕВУШКИ (кликают) :
Отыщется ли среди вас, дорогие гостюшки,
Такая мастерица-рукодельница, что и воды принесет,
и в печь чугуны поставит, и у прялки за работой песню споет?

(Находят желающую, можно двоих, если реквизит двойной, то получится вроде соревнования среди девушек, и только она захочет приступить…)

ПАРНИ: Э не-ет!.. Как раньше-то… и платок на голове,
и сарафан до пят… Вот и пробуй!

(Парни выносят платки и сарафаны).
(«Охотницы» облачаются в платки и сарафаны, начинается ПОТЕШИНА. Фольклорный ансамбль поет русскую народную песню «Кудерыши»).

Красная девица вила кудерышки
Да на реке оставила ведерышки.
Раз-два, люблю тебя, люблю тебя,
Да на реке оставила ведерышки!
Что ты, мила-ненаглядная,
Да почему ты не нарядная?
Раз-два, люблю тебя…
За водой поторопилася,
Да потому не нарядилася,
Раз-два, люблю тебя…
За водицей ходить версточку
Да взяла орешков горсточку,
Раз-два, люблю тебя…
Тебе, тятенька, бить – не отбить,
Да я задумала молодчика любить.
Раз-два, люблю тебя…
Полюбила не за ум, не за красу,
Да полюбила за поглядку веселу,
Раз-два, люблю тебя…
Весела его поглядока,
Да от милого пришла карточка,
Раз-два, люблю тебя…
Пришла карта, нарисованный портрет,
Да опиши, милая, любишь или нет?
Раз-два, люблю тебя…
Я писала другу Ванюшке,
Да не женись, дружок, на Танюшке.
Раз-два, люблю тебя…
Если женишься – спокаешься,
Да со худой женой намаешься,
Раз-два, люблю тебя…
Со худой женой намаешься,
Да с хорошей накрасуешься.
Раз-два, люблю тебя, люблю тебя,
Да с хорошей накрасуешься.

После того, как потешина выполнена, один из парней восклицает: «Ну и девушка! Вот так девушка! Всем девушкам девушка!»

ПАРНИ (кричат) : Ну что! Утерли носы?!

ДЕВУШКИ: Знаем, знаем! Да все знаем… Все ваши характеры и привычки
по полочкам разложены.

ПАРНИ: Где это они разложены?!

ДЕВУШКИ: В песнях!

ПАРНИ: В песнях? Это хорошо. Сейчас мало кто песни поет, все больше
песни слушают. Как там… (Один парень обращается к другому).
Какое там словечко-то придумали?.. Ах, бал-де-ют!
И добалделись до того, что скучища по городам
и селам гулять пошла…

ДЕВУШКИ: Да не все балдеют, кое-кто и песни петь умеет, и про вас пропоют.

Фольклорный ансамбль поет:

Дело к вечеру, а солнышко сияет горячо,
У плетня мы сядем, бабы, потолкуем кто про че.
Ой, куда, куда ты катишься, глубокая река,
Никакой нам, бабы, праздник не хорош без мужика.
Нам, конечно, веселее, поспокойнее при нем,
Стопроцентного-то, бабоньки, не сыщешь днем с огнем.
Пока ходит в женихах-то, уж и вежлив, и не пьян,
А как женится, так сразу тут и вывернет изъян.
А что верно, то верно, с мужиками просто грех,
До того порой обидно – разогнала бы их всех.
Ой, подруга, не ругайся, ой, подружка, не греши,
Иной раз они бывают даже очень… хороши.
Уж такая наша доля, нам сердиться ни к чему:
Я вон новую рубаху нынче сшила своему.
Ну а я – костюм купила, ой как ладно, по плечу,
Я моднющие ботинки своему купить хочу.
Уж что правда, то и правда, мы не станем спорить тут,
С мужиками веселее… ладно уж, пускай живут!

ДЕВУШКИ: Да разве только мы одни песни о вашем характере знаем?
Среди наших гостей такие песенницы отыщутся, что
похуже нашего про вас пропоют.

(Проходит конкурс песен о мужском характере. Приглашаются все желающие женщины).

ПАРНИ: Да и нам в долгу оставаться негоже,
И у нас есть песни пригоже.
Есть, народ мужской?
Не забылись ли они у телевизоров сидючи?

(Пока мужчины готовятся, участники фольклорного ансамбля добавляют «огонька»).

Хвастать, милая, не стану,
Знаю сам, что говорю:
С неба звездочку достану
И на память подарю.
Обо мне все люди скажут:
Сердцем чист и неспесив,
Или я в масштабах ваших
Недостаточно красив?

(Проводится конкурс песен о женском характере. Приглашаются желающие мужчины).

ДЕВУШКИ: Хорошо вы песни поете, а все-таки мы лучше. Мы вас перепоем!

ПАРНИ: Ни в жизнь.

ДЕВУШКИ: А вот послушайте… Вот сейчас мы всем женским миром
о вас споем.

(Выбирается общая песня, поют женщины праздника. Например: Сенюшка, Семенушка (игровая), сл. Соколова, муз. Астровой).

ПАРНИ: Неплохо, местами аж голосисто, да и мы в долгу не останемся.
(Предлагается общая песня, поют все мужчины праздника, к примеру: сл. Пойко, муз. Поликарпова «Рябина, рябиночка», русская народная песня «Колокольный звон»).
После исполнения песни.

ВЕДУЩАЯ: Хочу, чтоб музыка звенела!
А ну, беритесь все за дело!
Споют гармони заливные,
А с ними пляски и частушки озорные.

ПАРНИ: Ну, что – слышали?

ДЕВУШКИ: Слышали, да не расслышали, за большими крышами.

ПАРНИ: А может вас в частушках передернуть?

ДЕВУШКИ: Попробуйте, только вот нас сколько (Показывает на всех
зрительниц)
. Охнем и вы оглохнете!

ПАРНИ: А мы вас плясом, плясом.

ДЕВУШКИ: Да уж плясуны давно перевелись на нашей земле.

ПАРНИ: Как бы не так… Пока частушечками разминаемся, плясуны
сами в круг выйдут.

(Фольклорный ансамбль начинает петь частушки, поочередно мужчины, женщины или наоборот).

ЖЕНЩИНЫ: Гармонист, неси трехрядку.
Мы частушки пропоем,
Как добились мы успехов
И уменьем и трудом.
На гармошку я повешу
Ленту алую свою,
Ты играй, играй, гармошка
Я частушки пропою.

МУЖЧИНА: Тают белые туманы,
Пахнет скошенной травой
Жду я милую одну
У тропинки луговой.

ЖЕНЩИНЫ: Вспомни милый, дорогой,
Как стояли мы с тобой.
Шумела белая черемуха
Над нашей головой.
Уж под полем, в вышине
Зажглась звезда лучистая,
Когда ты придешь ко мне
Тропиночкой росистою.

МУЖЧИНА: Загрустила, стихла нечто
Разудалая гармонь,
Отзовись Любовь-Надежда,
Не гаси во мне огонь.

ЖЕНЩИНА: К тебе навстречу в этот час
Пойду я стежкой горною.
Пусть голосочек мне подаст
Гармонь твоя задорная.

МУЖЧИНА: Плачет верба над рекою
Грудь страданием полна.
Мне для полного покоя
Только ты одна нужна.

ЖЕНЩИНА: Слетает с вишен белый цвет,
Кружит в водах порошею.
Но вот и встретила тебя
Желанного, хорошего.

ВМЕСТЕ: Мы частушки петь кончаем
Под удалую гармонь.
Наша встреча состоялась
На тропинке луговой.

(После частушек проводится конкурс частушечников и плясунов. Постепенно фольклорный ансамбль уходит на затейное поле, там проводятся массовые игры и танцы, желательно русского плана. Например, как «А мы просо сеяли, сеяли…», «Заплетися, плетень», «Кадриль»).
После того как массовая часть проведена, фольклорный ансамбль снова поднимается на Красное крыльцо.

ДЕВУШКИ: Ох, и повеселились мы сегодня.

ПАРНИ: Да и мы распотешились на славу.
Есть еще в вас это самое… веселье, не все покуда растеряли.

ДЕВУШКИ: Да и вас задор пронял, ой, как вскинулись.

ПАРНИ: Да мы – чё?.. Мы ни чё, ежели бы не вы?

ДЕВУШКИ: И не говорите лишнего. Вот ежели бы не вы, тогда и мы
бы были не мы.

ПАРНИ: Да мы чё? Ежели бы не расставаться…

ДЕВУШКИ: А зачем нам расставаться? После такого праздника самое время
влюбляться.

ПАРНИ: Да как-то уходить с праздника неловко.

ДЕВУШКИ: А чё, неловко? Поклонимся низехонько всем добрым людям,
авось мы чем-то понравились.

(Вечер подходит к своему завершению. В центр игрового круга выходят парень и девушка).

ПАРЕНЬ: Хорошо прошел ли праздник?

ДЕВУШКА: Это надо вам решать.

ВМЕСТЕ: Мы довольны нашей встречей
Рады встретиться, сплясать.

ДЕВУШКА: Завтра ждет всех день забот,
На прощанье хоровод!

(Фольклорный ансамбль выстраивается в линию, кланяются. Частушечный наигрыш, кто-то из ансамбля запел).

До свиданья, до свиданья,
До свиданья три раза.
И еще раз до свиданья
Ваши милые глаза…
Много жанров на эстраде,
Но частушки образец.
И всегда веселья ради
Мы поем их под конец.

(Красное крыльцо пустеет. Фонограмма русского наигрыша. Уносятся петухи, печи, прялки, пилы, ведра, коромысла, чугуны).

Дажынки (Дожинки) в Беларуси сегодня - Праздник с большой буквы. Это связано с тем, что с 1996 года в рамках государственной программы по возрождению села это мероприятие как республиканский фестиваль-ярмарка работников села государственного уровня проводился в Беларуси ежегодно, а с 2014 года формат праздника изменён на локальный - фестиваль организуется в одном из районных центров Беларуси каждой областью самостоятельно.

В чём суть данного праздника, каковы его традиции, расскажем в данной статье.

Дожинки (Дажынкі) представляют собой древний обряд, часть дохристианского языческого аграрного ритуального комплекса. Дожинки связаны с концом уборки урожая. Этот обряд пережил христианизацию и сохранил в Беларуси популярность до сегодняшнего дня.

Считается, что городу, которому выпадает честь принимать этот фестиваль, повезло: там проводится масштабная реконструкция основных улиц, строятся спортивные комплексы, больницы; учреждения культуры получают долгожданное дополнительное финансирование. По интернет-запросу «Дажынкі» или «Дожинки» в течение всего года можно найти отчетные статьи об освоении бюджета праздника исполнительными властями городов, принимающих фестиваль. На сайте Kraj.by постоянно выкладываются фотоотчёты о том, что меняется в городах. Каждый район имеет свою эмблему праздника.

Изображение: nterfax.by

Осуществляя грандиозную программу возрождения села, Беларусь умело начала использовать давние народные обычаи.

«Мы возродили традицию…», - так когда-то сказал Президент Республики Беларусь Александр Григорьевич Лукашенко о ставшем всенародным празднике «Дожинки».

Современные «Дожинки» (Обжинки) за эти годы превратились в республиканский фестиваль-ярмарку тружеников села, своего рода - День работников сельского хозяйства. Каждую осень страна благодарит своих хлеборобов за самоотверженный труд. На «Дожинках» традиционно награждают победителей всевозможных сельскохозяйственных соревнований.


Фото: content.foto.my.mail.ru

Первые возрождённые «Дожинки» (Обжинки) прошли в 1996 году в Столине Брестской области, где ещё с советских времен на границе Беларуси и Украины, у Монумента дружбы осенью традиционно устраивали праздник-ярмарку. Тогда этот праздник назывался Полесский кирмаш. На время кирмаша на центральных улицах города и в парке разбивали шатры, устанавливали декоративные заборы из лозы - в общем, празднику старались придать дух села. Именно на этих осенних ярмарках в Столине и был фактически создан сценарий современных «Дожинок».


Фото: s12.stc.all.kpcdn.net

Чтобы понять суть данного названия, необходимо напомнить, что на территории современной Беларуси исторически переплелись различные религии, в том числе: православие, католицизм, протестантизм, иудаизм и конфессии, при этом в Полесье - сильны традиции католичества.

С середины XIII в. Ливонский орден, Ватикан и Польское королевство начали распространять на белорусских землях католичество.

В середине XVI в. на территории Беларуси кроме православия и католичества распространились различные течения протестантизма: лютеранство, кальвинизм, арианство. Положение православной церкви в Речи Посполитой ухудшилось во второй половине XVI в. в связи с Контрреформацией (религиозно-политическое движение против Реформации, за восстановление позиций католической церкви), которая боролась не только с протестантизмом. но и с православием. Гонения на православную церковь усилились в связи с заключением Брестской церковной унии (1596 год), которая объединила православную церковь Беларуси и Украины с католической. В результате была создана греко-католическая церковь, подчинённая римскому папе, использующая католическую догматику, но сохранившая православные обряды. Унию не приняло большинство православных верующих и она насаждалась насильственными методами. Ограничение прав православных в Речи Посполитой продолжалось и в XVII-XVIII вв. В середине XVIII в. на белорусских землях Речи Посполитой осталась единственная православная Могилёвская епархия.


Фото: nevelikc.ru

Многие традиции кирмаша, зародившегося в XV веке в Полоцке, ещё недавно были утеряны и забыты. Не одну научную экспедицию снарядили Петр Адамович Гуд, старший преподаватель Института культуры в Минске, и научный сотрудник Института искусствоведения, этнографии и фольклора АН БССР Леонид Иосифович Минько, чтобы восстановить этот праздник.


Фото: img.tyt.by

Сейчас кирмаш ежегодно проходит в Бресте, в Полесье и на Гродненской земле.

Кирмаш всегда был известен как праздник-ярмарка, поэтому неслучайно первые «Дожинки» и были проведены на Брестской земле.

Заметки на полях. Значение слова «кирмаш»

  1. Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир:
  • м. зап. немецк. рынок, торг, базар. У раскольн. зап. губ. гулянье, народный праздник. Кировать? твер. торговать или промышлять.
  1. Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография):
  • Кирмашъ - родъ ярмарки (Jahrmarkt). Ср. Kirmes (Kirchmesse - церковная служба), ярмарка (годовой церковный праздникъ).

Как видно, истоки данного праздника, как и само значение слова «кирмаш», исходят из христианства.

А в сравнении с современными «Дожинками», столинский дебют 1996 года не был отмечен миллиардными затратами. Но, как вспоминают местные жители, в отличие от теперешних грандиозных торжеств, первые «Дожинки» были праздником не столько для чиновников всех мастей, сколько для простых сельских рабочих, как и положено быть празднику окончания уборки урожая.

Истоки праздника


Изображение: unwatchid.ru

Культура белорусов тесно связана с землёй, земледелием. Многие праздники, обычаи и традиции берут своё начало из событий, тесно связанных с земледельческим календарём. Дожинки, пожалуй, самый известный из таких праздников.

Мудрость предков, заложенная в древнеславянские языческие обряды, была настолько очевидна, что многие из них стали основой современных народных праздников и традиций. И хотя язычество как религиозная форма верований на Руси прекратило существование (официально) после принятия христианства, искоренить впитываемые с молоком матери устоявшиеся традиции из подсознания людей церковнослужителям по сей день не удалось.

Почему праздник называется - Дожинки? Вот что написано в Большой советской энциклопедии:

«Дожинки, старинный обряд, отмечавший конец жатвы. Этот обряд известен у всех земледельческих народов, в частности у славян, немцев и др. В древности служил приёмом колдовства. Последний сноп, составленный из срезанных всеми жнецами колосьев, перевитый цветами или наряжённый в женское платье, торжественно привозился в селение или оставлялся в поле до следующей жатвы. Дожинки сопровождались радостными дожиночными песнями и плясками» (Большая советская энциклопедия. В 30 т. Т. 8. М.: Советская энциклопедия, 1972. 591 с.).

Таким образом, если Полесский кирмаш имеет корни католицизма, то «Дожинки» - это чисто языческий культовый обряд.

Фото: naviny.by

Отмечаемый на государственном уровне праздник урожая - не эксклюзив Беларуси. В Польше общенародный праздник-ярмарка «Дожинки» были инициированы ещё в 1927 году тогдашним президентом Игнатием Мосцицким. «Президентские Дожинки» праздновались до 1938 года ежегодно в сентябре в Спале под Лодзем, где тогда располагалась летняя резиденция польских президентов. С 1946 года по 1980 год в Польской Народной Республике регулярно проходили «Центральные Дожинки» с идеологическим уклоном. После 1980 года акценты праздника изменились в сторону народных и религиозных традиций. В 2000 году президентом Александром Квасневским были возрождены «Президентские Дожинки».

Мир глазами древних славян


Изображение: nester67.narod.ru

Главный смысл всех проводимых древними славянами таинств состоял в том, чтобы привлечь к своим действиям внимание высших сил. Язычники веровали, что существует три необъятных параллельно существующих структуры бытия:

  • реальный, мир людей;
  • потусторонний, мир духов, мертвых душ и нечистой силы;
  • божественный, принадлежащий многочисленным Богам и силам природы.

Чтобы обитатели миров могли взаимодействовать и сохранять гармонию в своих владениях, как раз и проводились различные языческие ритуалы.

Человечество времён язычества было убеждено в том, что все окружающее пространство наполнено божествами и духами. Избранные жрецы племени приносили от имени народа жертвы своим незримым всемогущим соседям, которые относились согласно верованиям к четырем основным стихиям: воде, земле, огню и воздуху.

Каждое племя поклонялось своим собственным божествам и в этом была сила существующих на одной территории общин. Но и слабость их была налицо, поскольку родовые сообщества были немногочисленны и постоянно враждовали между собой, отстаивая свое право на свободное существование.

Ежедневно проводились ритуалы воздаяния почестей провозглашенным в племени Богам, потусторонним духам, старейшинам и славным предкам рода. Любое неправильное действие вершителей языческих таинств могло стать роковой ошибкой и повлечь страдания целой общины, и даже навлечь гибель на всех её представителей, поэтому подготовка к ритуалам была долгой и скрупулезной, а главных исполнителей - волхвов - обучали своим обязанностям с младенчества.

Какие же языческие обряды древних славян , наиболее для них значимые, достались современникам как культурное наследие?

Разнообразие языческих обрядов объяснялось их прямым предназначением: любое важнейшее событие в жизни рода и отдельных его представителей должно было получить одобрение посредством общения с духами природы, происходящего в момент специального ритуала. Самыми значимыми считались таинства:

  • погребения;
  • имянаречения;
  • раскрещивания;
  • свадьбы;
  • переезда (новоселья);
  • пострижин;
  • колядования;
  • сбора урожая (жатвы).

Были и другие, не менее интересные старорусские обряды : братчина, банный обряд, тризна, обряд живого огня, прощание с чуром и даже похороны мух.

Славяне всегда очень хорошо относились к праздникам, отмечали их всегда радостно и весело, выполняли все необходимые ритуалы. Обязательным были и устроения пиршеств, причем львиная доля яств и даров предназначалась Богам.

Славянские празднества и традиции во многом зависели от территориальной принадлежности народа. К примеру, восточные славяне (современные Россия, Украина и Беларусь) в своем календаре опирались на периоды, значимые для обработки земель, поскольку их основным занятием было земледелие - Бабьи Каши, Жатва, Спасы (яблочный, медовый, хлебный).

В защиту славянских языческих праздников и обрядов следует сказать, что какими бы нелепыми и даже варварскими они ни были, их можно оправдать той эпохой. Другое дело, что, чем совершенней становится народ, тем избирательней он должен относиться к своему культурному наследию: традициям, приметам, суевериям и пр. Помнить и знать историю своих предков потомки обязаны, а вот использовать накопленные знания следует с учётом глобальных перемен в жизни и мировом разуме человечества.

Традиционные дожинки - не автономный праздник, как, например, Новый год. Это третий элемент традиционного белорусского религиозно-ритуального «триптиха», связанного с уборочными работами, в который входят так называемые «агледзiны i пакрыванне поля» (осмотр и покрывание поля), «зажынкi» (зажинки как начало жатвы) и собственно «дажынкі» (дожинки как окончание жатвы). Как отмечают этнографы, изначально сельскохозяйственные обряды являют собой ритуалы поклонения языческим духам и богам, направленные на обеспечение их благосклонности в вопросах сбора и хранения урожая, а также урожая следующего года. Эти ритуально-магические комплексы, однако, сильно видоизменились под влиянием христианства.

По этнографическим свидетельствам, в Беларуси указанная группа обрядов, связанных с уборкой урожая, была чрезвычайно широко распространена ещё в начале ХХ века; они практиковались повсеместно с некоторыми вариациями.

Описание обряда

Приведём в общих чертах описание обрядов.

Если осмотр поля совершал хозяин, то покрывание поля всегда считалось делом женщины. В зависимости от местности в поле шла либо хозяйка, либо главная жнея, либо молодая, недавно вышедшая замуж женщина. Обряд состоял в том, что, сжав один сноп, женщина обматывала его отрезом нового полотна или рушником, подкидывала его, пела или что-то приговаривала.

В данных заговорах присутствуют языческие и христианские элементы. У Бога, а до этого у духов поля и небесных богов, спрашивали разрешения на начало жатвы, советовались, просили щедро отдать людям выращенный урожай.

Зажиночные священнодействия направлены в основном на то, чтобы обеспечить успешный сбор урожая (в плане благоприятной погоды, здоровья и сил тружеников, отсутствия прочих мешающих уборке урожая факторов).

Л. Хрышчанович так описывает этот обряд:

«Обычно зажинки справлялись в субботу вечером. К зажинкам готовились заранее, прибирали в доме, застилали чистой скатертью стол, клали буханку хлеба и ставили соль. Зажинальницей выбиралась женщина «легкая на руку», чтобы всё жниво выдержала и провела успешно. Зажинальница приветствовала ниву: «Добры дзень, нiўка, яроднае жыта!», зажинала несколько стеблей, скручивала их и подпоясывалась ими, а первый сноп ставила со словами «Стаўлю сноп на сто коп, на тысячу мерак», клала под него хлеб и сыр. Потом хозяйка забирала этот сноп домой и зерно из него подмешивали к семенам следующего года» (Хрышчанович Л.У. Беларуския народныя святы, звычаи, абрады. Менск: БДУ, 1992. 137 с.).

Обряд дожинок отправлялся в связи с окончанием жатвы. Приурочивалось это событие традиционно к 22-23 сентября - дням осеннего равноденствия. Как сообщают этнографы, «в народном календаре им предшествует праздник Багач (Богач), а в христианском - Вторая Пречистая, или День рождения Богородицы». Оба праздника празднуются 14 (21) сентября. И это действительно важный момент, так как во многих архаичных религиях даты равноденствий, как и даты солнцестояний, почитались сакральными. У многих индоевропейских народов с днём осеннего равноденствия был связан праздник Нового года, а окончание жатвы - дожинки - оказывались одним из элементов сложного ритуально-обрядового комплекса, в котором эклектично и в то же время гармонично сплетались мифы о родящей мощи земли, щедрости духов природы, небесная и солярная мифология. Необходимо было отблагодарить «духов хлебной нивы» или Бога за полученный урожай и магическими методами гарантировать благосклонность высших сил на будущий год.

Обычно дожиночный обряд включал в себя следующие элементы: в последний день жатвы на поле собиралась толока, самая уважаемая женщина распределяла всех по ниве и сама начинала жать с ритуальной песней.. Особой значимостью наделялись последний стог и последние стебли.

Фото: e-libra.ru

Последний стог, так называемый дожиночный, украшенный или даже ряженый в женские платья, оставлялся в избе рядом с зажиночным до следующего года. Последние колосья, около тридцати, оставлялись на ниве. С ними связан интересный ритуал. Из девушек выбиралась самая красивая («Багіня»), и она полола траву под последними стеблями, затем под них клалось и наливалось угощение: хлеб, сыр, спиртное, а сами колосья заплетались в т.н. бараду (бороду). Мифологи связывают обряд «завивания бороды» с жертвой козлоподобному духу нивы. Некоторые исследователи усматривают в этом акт благодарения душ предков за помощь в уборке урожая.

Возглавляемые «Багіней» с дожиночным снопом в руках, они все вместе отправлялись к дому хозяина. Хозяева, заслышав песни жней, выходили встречать их с хлебом-солью. Войдя в дом, хозяева ставили дожиночный сноп под образами вместе с зажиночным.


Изображение: otvet.imgsmail.ru

Начинались танцы и музыка. Исполнялся обрядовый танец «Талакуха».

После революции 1917 года и до Великой Отечественной войны обычаи зажинок и дожинок сильно не изменились. В 1960-1970 годах активно укореняются социалистические обряды. Проводились праздник первого снопа и праздник урожая.

Изменение условий труда, использование техники и новых технологий вместе с изменением трудовых народных традиций в целом, оказали влияние и на старинные «зажинки» и «дожинки». Значительно сократилось количество участников жатвы. Если раньше главными действующими лицами были жнеи, то в новых условиях главными в уборке урожая стали механизаторы, работники зернотоков и т.д.


Фото: zhodinonews.by

Однако не исчезли совсем и традиционные народные ритуалы: как и раньше жнеи с серпами выступают обязательными участниками праздника «дожинки», сохранился «дожиночный сноп», венок из колосьев, каравай из зерна нового урожая. Дожиночный сноп обычно вручают руководителю хозяйства. Венками, хлебом-солью приветствуют лучших мастеров уборочной страды. Дополняют праздник концерты художественной самодеятельности. Сегодня мы видим, что народные традиции нашли своё продолжение и в XXI веке, правда, в виде праздничного карнавала.

Трансформация праздника на современном этапе


Изображение: nn.by

В начале 1930-х годов был введён профессиональный праздник День работников сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности, который отмечался во второе воскресенье октября.

В Беларуси, России эта дата зафиксирована и по сей день. По своему содержанию этот праздник призван чествовать тружеников села, крестьян. И хотя он отмечался не в те же дни, что Дожинки, однако сам факт, что профессиональный праздник аграриев и животноводов календарно приурочен к моменту окончания сбора урожая, с одной стороны, представляется довольно логичным и правильным, а с другой стороны, оказывается эффективным социально-политическим ходом.


Фото: kp.by

Народный праздник урожая (символическое и ритуальное ядро которого составляют дожинки), праздновавшийся до того сугубо локально (в рамках отдельных хозяйств и общин), в формате Дня работников сельского хозяйства получает статус общенационального праздника. Дата торжеств, до того плавающая и обычно более ранняя, оказывается зафиксированной. Соответственно, сильно формализуется и формат проведения праздничных мероприятий. Обряды освобождались от их мистического и магического измерений, постепенно превратились из процесса взаимодействия человека с потусторонними силами в некие действия, совершаемые по инерции, по традиции. Сами аграрии, носители этой традиции, утратили понимание сакрального смысла исполнения обрядовых действий.

Многочисленные теории ритуалов, разработанные в религиоведении и культурной антропологии, утверждают, что ритуалы и обряды в ситуациях утраты своего сакрального измерения и, следовательно, цели своего исполнения перестают функционировать как средство связи человека с сакральными сущностями и перестают быть необходимой составляющей правильного и нормального поведения человека в его отношениях с тем миром, в котором он живет. Теряя свое сакральное ядро, обряды непременно рудиментируются, упрощаются и постепенно забываются.

Современные Дожинки - республиканский фестиваль-ярмарка


Изображение: onlinegrandcasino.ru

Сразу отметим, что эти элементы - марш тружеников села, праздничный митинг с участием Президента, награждение ударников труда, выставка агротехники и достижений народного хозяйства, концерты фольклорных коллективов и выставки- продажи работ народных умельцев - безусловно, относятся к советскому наследию, а к религиозным ритуалам не имеют ни малейшего отношения. Тем не менее, Дожинки как некое действо, пускай даже карнавального характера, имеет отношение к окончанию сбора урожая и тем смыслам, которые работники сельского хозяйства связывают со своей деятельностью, с землёй, с процессами рождения, всхода, созревания растений, с оборотом энергии в мире и, в конечном счете, с людьми, которые живут, потребляя эти дары природы. И все это не может не выражаться как-то символическим образом в том действии, которое происходит, пусть даже в виде фестиваля.

По своей организации праздник как массовое мероприятия мало чем отличается от любого другого народного гуляния (Праздник города, День Победы). Определённый колорит гуляниям придают композиции из овощей, сена и другие инсталляции, символизирующие Праздник урожая.

На сегодняшний день Дожинки как республиканский фестиваль-ярмарка работников села является скорее наследником советского Дня работников села, чем возрождением (реконструкцией) более глубоких, аутентичных для дожинок религиозно-магических обрядов. Обряд получает ипостась ярмарки и карнавала. Магическая символика, присутствующая в народной одежде, украшениях, предметах быта, обрядах и т.д., практически не прочитывается как религиозно-магическая; она используется как элемент фольклора, элемент сказки или мифа, потерявших свою актуальность, свою силу и значение для сегодняшних белорусов, но способных ещё подчеркнуть национальный колорит. Однако искомые элементы подлинной религиозной ритуальности всё же могут быть обнаружены в современной белорусской культуре. Они живы в самой среде аграриев, в локальных сельских празднованиях дожинок, в тех мероприятиях, которые с ними связаны.


Фото: gomel-fermer.by

Формат локальных дожинок имеет место в западной Беларуси. Об этом свидетельствует, например, заметка «У СВК Варняны справiлi дажынкі» из газеты «Астравецкая прауда» от 7.09.2011 года. И в нём есть место сакральному элементу: участие ксендза является важной частью данного мероприятия. Более того, сама форма проведения мероприятия, те смысловые связи, которые в свободной форме (особо подчеркнём) рождаются в процессе его проведения (например, передача дожиночного снопа скотоводам) свидетельствуют о его естественности и необходимости в жизни сегодняшних тружеников села.


Фото: sb.by

С 2014 года изменен формата проведения республиканского фестиваля-ярмарки тружеников села «Дожинки».

Президент А. Лукашенко отметил, что для тех городов, где проходил фестиваль, оставался хороший след. Однако у нынешнего формата «Дожинок» есть и свои недостатки. Прежде всего главу государства не устраивает сезон проведения праздника - начало осени. В это время можно подвести итоги только на основании валовых объемов собранного зерна, его урожайности. Однако такой важный показатель как эффективность продаж, полученный доход остаётся неучтенным. Поэтому Александр Лукашенко считает, что лучших аграриев на республиканском уровне необходимо чествовать в начале календарного года, а проводить церемонию во Дворце Независимости, где будут вручаться, в том числе и государственные награды.

«Дожинки» же решено проводить в районах на базе одного из агрогородков. По мнению Президента, таким образом за 10-12 лет их приведут в порядок. На областном уровне фестивали будут устраивать в районных центрах, за исключением городов областного подчинения и тех, где уже проводились «Дожинки».

Послесловие


Фото: kraj.by

Превращаясь в профессиональный праздник работников сельского хозяйства, в Дожинках религиозный ритуал формализуется, перестает быть магическим ритуалом, так как утрачивается адекватное восприятие связанных с ним смыслов; обряд сохраняет отдельные элементы только в отчужденно-символическом, фольклорном виде, становясь республиканским (а теперь и местным) фестивалем-ярмаркой работников села и перемещаясь в город. Та форма, которую на протяжении последних пятнадцати лет Дожинки обретали как республиканский праздник, организуемый на государственном уровне в рамках программы по возрождению и развитию села, является своего рода новой формой не религиозного ритуала, призванного легитимировать для его участников определенный миропорядок, устанавливаемый, однако, уже не мистическими силами (духами и богами), а государственной властью.

Хорошо это или плохо? Конечно, хорошо, что есть такие значимые республиканские мероприятия как «Дожинки», где прославляется Человек Труда. Хорошо, что эта традиция остается и на областном уровне.

Следует отметить, что имеет место трансформации белорусского общества, как и во всём мире, и то, что современный праздник имеет языческое название (при отсутствии всевозможных ритуалов и обрядов), свидетельствует лишь только о том, что и власть, и население страны уважают традиции своего народа.

Благодаря «Дожинкам» жители глубинки имеют почти столичную инфраструктуру, которая активно ими используется. И неудивительно, что для населения райцентров, в которых проходил агрофестиваль, время разделилась на «до» и «после» «Дожинок».

Материалы:

Обычаи и традиции Беларуси. Дожинки
http://probelarus.by/belarus/information/tradition/dozinki_obychai_i_tradici.html

Православие и католичество на территории Беларуси
http://geum.ru/kurs/pravoslavie_katolichestvo_territorii_belarusi_xiv-xviii.php

Языческие обряды и ритуалы старины

(Звучат фанфары)

Вед. Добрый день, дорогие труженики Золотой Нивы, люди щедрого сердца и богатой души!
Мы рады приветствовать вас и поздравить с уборочной страдой! И как говорится:
Не хлебом единым жив человек –
Мы истину эту за партой учили.
И мы заявляем: «Да здравствует хлеб!»
И люди, что жизнь ему посвятили!
Еслы вы собираетесь отмечать свой профессиональный праздник то вам сюда — организация корпоративных праздников

Поэтому сегодня, мы, работники культуры, вместе с вами, чтобы подарить минуты кратковременного отдыха, радости и общения!* ПЕСНЯ .

Вед. Есть такие места в необъятной России,
Что на картах больших и не сыщешь.
По — особому небо там, кажется синим,
По — особому пахнут там вишни!
Это место, где ты появился на свет
Называют частенько провинцией.
Только края прекраснее нет –
Он всегда для нас будет единственным!

* ПЕСНЯ .

— Вновь и вновь поднимаются зори, солнце, лаская, обогревает землю – матушку, а перед глазами расстилается золотое бескрайнее море — русское поле, на котором
Ведут работу хлеборобы
Чтоб урожай собрать сполна –
И будет спелая пшеница
Лежать в амбарах, закромах.
Грядет пора большого сенокоса —
Но это будет завтра, а пока…
Июль звенит, а сердце песни просит
И, словно птица рвется в облака!

* ПЕСНЯ .

Вед. Хлеб — бесценный дар! Ведь быть с хлебом — значит чувствовать в нем и в себе всю полноту жизни.
Прекрасен хлеб на праздничном столе,
Прекрасны руки, что его творили.
И труд, и хлеб извечно на земле
Заглавны будут, чтоб ни говорили.
И снова мы, как делалось века,
Подносим хлеб и кланяемся в пояс
Прекрасным работящим мужикам,
Что дом поставят и поднимут колос.
Им по плечу все тайны ремесла,
Они земле и долгу служат честно.
Хранители российского села,
Вам наши поздравления и песни.

* ПЕСНЯ .

Вед. Кипит во всю полевая работа. Да и как ей не кипеть, не спориться, если ею руководит внимательный человек, который влюблен в свою родную землю и отдает ей все силы и опыт крестьянского труда. Этот человек — (Ф.И.О. руководителя на уборочной) .
.
Да, бывают начальники разные,
Но можно сказать откровенно:
Без них вся работа закисла б
И встала бы в ступор мгновенно.
Она ведь никак не наладится
Без их делового настроя.
А если начальство старается-
То вырастут прибыли втрое!
И мы уверены, что у вас все сложится и урожай умножится! А чтоб и работалось вам с настроением, пусть сопутствует вам песня!

* ПЕСНЯ .Вед. Уважаемые хлеборобы! Конец вашей работы — уборочной страды — ознаменуется выходным, когда с поля будет убран урожай до последнего зернышка. Но не было такого урожая, если б на поле не работал человек, знающий все тонкости растениеводческой науки. Это конечно (Ф.И.О. агронома).
И эту песню мы посвящаем вам!* ПЕСНЯ .Вед. Мало вырастить, убрать урожай, надо его еще и вовремя вывезти с полей! И тут доставка и перевозка зерна ложится на плечи неутомимых тружеников дорог и путей – водителей, которые день и ночь, в жару и в холод, и в ясный день, и в непогоду крутят свою баранку, везя бесценный груз – хлеб.
Дай Господь, добра и счастья
Водителям и шоферам,
Всем, к дороге кто причастен,
Кто, едва взойдет заря,
Несмотря на все невзгоды
Отдает не мало силы,
Чтоб с зерном машина в срок
В закрома к нам приходила!
Уважаемые водители, пусть ваши дороги будут легкими, безаварийными, а на любимой волне «Дорожное радио» передают ваши самые любимые песни.

* ПЕСНЯ .

Вед. Вся работа спорится, если рядом мужчинами трудятся заботливые, милые женщины.
Ведь Женщина, где словом подскажет, где делом поможет. А еще знают мужчины, как вкусен и ароматен обед в поле, приготовленный с душой, с любовью!
И сегодня мы говорим слова благодарности ото всех, именно вам, дорогие повара!
И борщ, да и пюре с котлетой, и компот
В мгновенье приготовить успеваете.
Мужчина сыт — и в гору все дела
Идут легко — да вы про это знаете!
И этот день пусть помнится вам долго
И обращенные к вам теплые слова!
Пусть на вашей жизненной дороге
Заботы будет много и тепла!
И, конечно, хороших песен!

* ПЕСНЯ .

Вед. Ах ты степь, вот ты в яви какая –
Золотисто — золотая, без конца и без края!
С чем сравнить тебя? Сравнивать мудрено
Для кого — то ты станешь И морем, и небом.
Не богатой пейзажем – Богатой судьбой.
И оставишь тут след, колосящийся хлебом,
След надежд и тревог своих — след золотой!
Дорогие друзья, пусть работа у вас спорится, а уборка проходит легко и слаженно, а погода только радует! И для этого мы дарим вам свои лучшие песни!

* ПЕСНЯ .

Вед. Дорогие друзья! Наш творческий коллектив желает вам успехов в вашем нелегком, но поистине благородном труде, ясной погоды, хороших покосов, и хлеборобной нивы. Ну и конечно здоровья, счастья, удачи на долгие годы!
И на прощанье говорим слова вам,
Те, что от сердца и от всей души:
Любите жизнь – она большой подарок,
И все ее минуты хороши!

*ПЕСНЯ .

Дорогие друзья, этот концерт с теплотой и любовью для вас подготовили культработники в составе:

Доброй вам жатвы при хорошей погоде! Всего доброго! До новых встреч!!!


Подготовила: режиссер И.Ю. Янцева

Отредактировала: Зам. директора по метод. работе Л.В. Протасенко

Ермилова А.В., учитель музыки МОУ СОШ №8 г. Новоузенска Саратовской области

Дожинки

Сценарий фольклорного праздника

Звучит р.н. мелодия. На сцену выходят девочки в народных костюмах. В руках держат колосья пшеницы.Девочки встают на сцене рядами и слегка покачивают колосьями. На авансцене становится с краю девочка. Она звонко поет и гукает:

В поле пашеница перестой стояла.

Пр: Ой маю, маю, маю зелено.

Гуу!

Перестой стояла колосом махала.

Колосом махала, девок зазывала.

Девки молодухи, выходите жните.

На сцену выбегают дети, несколько человек, они ходят между «колосьями» и весело поют:

Зазвоните, звоны, во все чистом поле, ой лели, лели, лели, аллелей, лели лели!

Да по всем межам, да по всем рубежам.

После окончания песни дети выходят на авансцену и обращаются к зрителям :

Святой Илья по межам ходи!

По межам ходи, пшеницу роди!

Пшеницу роди, ребят зови!

Ударьте, ребята, в ладошки, чтобы колосья звенели,

А жнеи веселее родили.

Звучит мелодия баяна, а дети убегают, но в скорее появляются на сцене с серпами в руках. Они мерно взмахивают серпами и идут между рядами « колосьев», Запевая жнивную песню:

Мы по межам ходим, пешницу дожинаем,

Ярь поливаем!

Мы жнем, мы жнем в снопы кладем.

На нашей нивке сегодня дожинки!

В такт мелодии дети машут серпами, начинается обрядовые действия « завивание бороды» при этом поют, связывая лентой колосья:

«Колосок-волотка, завейся на бородку

Золотым волоском, серебряным уском!»

1 девочка: Дай Бог, чтобы на другое лето был хороший урожай!

2 девочка: Вот тебе, Илья, борода, на лето уроди нам ржи да овса!

3 девочка: Батюшка, Илья-борода! Уроди ржи, овса, ячменя и пшеницы!

Хором запевают:

Ходил козел по меже, дивовался козел бороде.

И чья это борода, черным шелком повита.

На Ивановом полюшке кудрявая бородушка.

Вместе : Жните, жницы, жните!

Мы играем в жите.

По межам идем, что на жали раздаем:

Старикам по блинам,

Мужикам по пирогам,

Молодицам – поляницы,

Ребятишка - калачи.

Дети ходят вокруг снопа, приговаривают:

Нивка, нивка отдай нашу силку,

Чтоб не болела наша спинка.

Мы тебя жали, силку потеряли.

Нивка, нивка отдый нашу силку.

(Исполняется песня «Нива»)

Под песню Нива плетут венки из колосьев и цветов, одевают на голову, собирают колосья в сноп:

1-ая: Ох, жали мы жали, жали спожинали.

Жнии молодые, серпы золотые.

2-ая: Ох, жали мы, жали снопочки вязали.

Снопочки вязали, в копны собирали.

3-я: Ох, и слава Богу, что жито пожали!

4-ая: Что жито пожали и в копны поклали.

5-ая: На гумне стогами, в клети закромами,

Все: А в печи пирогами!

1-ая: Ну вот и осень пришла, в каждый дом урожай принесла. Да, поработали мы на славу. Пора и передохнуть.

(исполняются частушки)

1-ая: А уж солнце в точку – серпы в кочку. Пора до двора!

2-ая: А все ж наши рученьки примахалися.

3-я:А все ж наши скоры ноженьки пристоялися.

4-ая: Поля наши далекие

Все: Ох, далекие!

5-ая: Поля наши широкие.

Все: Ох, широкие! Пора до двора!

(Исполняется песня « Пора, пора домой идти»)

1-ая: Дожали, дожили,

Дожинки встретили

Каравая почали,

Толокна процведали!

2-ая:

Гостей угостили

Богу помолили!

По очереди: Хлебушка расти!

Времечко, лети, лети!

До новой весны, до нового лета,

До нового хлеба!

Литература:

Круглый год. Русский земледельческий календарь./ сост. Некрылова А.Ф.

Народный праздничный календарь в песнях, сказках, стихах, обрядах. Ч.2//Молодежная эстрада. ЗАО РИФМЭ,1999г

Науменко Г. М. Фольклорная азбука. Учебное пособие для начальной школы. М.,1996

Приложение

Частушки

    Начинаю припевать

Первую начальную

Я хочу развеселить

Публику печальную.

    Я не вашего села

Не вашего селения

Не по-вашему пою,

Прошу извинения.

    Ой, рожь густа

Намолотиста.

Ничего, что молода –

Поворотиста.

    Задушевная, не жди,

Которые сулилися.

Наше поле широко –

Пошли заблудилися.

    Девушки, вы девушки

Молодые жнеюшки,

Дожинайте в поле рожь.

Придет к вам скоро молодежь.

    Акулина, тетушка,

Тяжела работушка.

Все покосы, нивушка,

Болит моя спинушка.

    Уж я жала рожь высокую

Жала, не ленилася.

Увидала я миленка

В лице изменилася.

    Мы попели вам довольно,

Надо и сознаньице.

Дорогому игроку

Спасибо за играньице.