Правила перевозки лвж автомобильным транспортом. Правила перевозки опасных грузов воздушным транспортом. Особо опасные грузы

Опасные грузы – это те вещества, которые несут потенциальный вред для здоровья человека или природы, разрушают органические вещества при соприкосновении с ними. Перевозка опасных грузов жестко регламентируется законами, так как подобные ДТП приносят колоссальный вред окружающему миру.

Существуют различные опасные соединения, которые подразделяются по видам: ядовитые, радиоактивные, окисляющие и т.д. Каждый вид разбит на категории опасности, всего существуют 9 классов, разделяющиеся по уровню опасности.

Типы опасных грузов

В госстандарте прописаны следующие типы опасных грузов:

  • Газы, которые были сжаты, сжижены или растворены;
  • Соединения едкого или коррозионного типа;
  • Взрывоопасные элементы;
  • Радиоактивные вещества;
  • Легко воспламеняемые жидкости;
  • Вещества, обладающие ядовитым или инфекционным эффектом;
  • Самовозгорающиеся соединения;
  • Пероксиды.

Классы опасных грузов и соответствующая им маркировка

Каждый тип опасных грузов имеет регламентированные нормы транспортировки и хранения веществ. Стандарты прописаны в ГОСТ и международном соглашении ДОПОГ. Требования не распространяются только на случаи, когда транспортировка происходит в пределах предприятия, которое и производит опасные соединения. Необходимо только соблюдение технологической схемы. Также перевозка органами безопасности не требует выполнения всех описанных положений.

Повышенные требования к безопасности предоставляются к ТС, которые перемещают опасные грузы (ОГ). Необходимо соблюдение множественных правил, которые являются основанием, чтобы получить ДОПОГ на перевозку ОГ. Транспорт должен соответствовать правилам:

  1. Опасные грузы обязаны транспортироваться только на ТС, которые специально для этого оборудованы. На каждый вид ОГ распространяются разные требования ГОСТ к емкостям и автомобилям. Этот пункт должен сопровождаться технической документацией;
  2. ТС, которые постоянно задействованы в перевозке ОГ, должны оборудоваться выпускной трубой, вынесенной в сторону перед радиатором. Если переоборудование недоступно по техническим причинам, то можно устанавливать трубу справа, только вне зоны топливного соединения. Необходимо, чтобы бак не соприкасался с источниками тепла или электричества. Допустима простая изоляция бака;
  3. Автомобили окрашивают в специальные цвета, а по бокам, изображения, свидетельствующие об опасности. Легковоспламеняющиеся соединения окрашивают в оранжевый цвет, самовозгорающиеся элементы должны транспортироваться в ТС, которые сверху имеют белый цвет, а снизу красный. Вещества газового типа или те, которые превращаются в газы при контакте с водой, ТС должны иметь синий цвет;
  4. Особые требования к электрической сети автомобиля также имеет место:
    • Напряжение в пределах 24 Вт;
    • Оболочка проводов выполняется на основании бесшовной технологии и не подвергаться воздействию внешних факторов;
    • Требуется наличие исправных предохранителей;
    • Электропроводка прочно закрепляется, защищается от механических воздействий, нагрева;
    • Аккумулятор должен располагаться в вентилируемом отсеке. Дополнительно в электрическую цепь нужно добавить выключатель, который располагается возле аккумулятора, может иметь механический или дистанционный принцип работы;
    • Лампы внутри кузова защищаются решеткой, наружные провода должны отсутствовать. Запрещено использование ламп, где используются цоколи с резьбой.
    • Автомобили должны иметь заземление с помощью цепочки для поглощения статического напряжения;
    • ТС типа фургон обязано обладать прочным, полностью закрытым корпусом, обладать отдельной вентиляцией. В качестве материалов обивки не используются материалы подверженные легкому воспламенению. При транспортировке ОГ в открытых кузовах, необходимо использовать брезент из огнеупорных материалов;
    • Оборудование на цистернах важно защитить даже в случае опрокидывания. Все трубопроводы должны армироваться с помощью усилительных колец, колпаков или других элементов;
    • При перевозке ОГ в автомобиле должен присутствовать весь набор вспомогательных инструментов;
    • ТС оборудуются желтыми огнями, которые имеют автономный источник питания. Наносятся уведомления о перевозке ОГ по периметру ТС;
    • Запрещено использование более 1 прицепа или полуприцепа.

Почему такие «жёсткие» требования?

Перевозка опасных грузов автомобильным транспортом требует повышенного уровня безопасности, поэтому увеличиваются и требования, выдвигаемые к нему. Нормы регулируются благодаря европейскому соглашению и национальному стандарту. Проверка соответствия нормам безопасности происходит в ГИБДД, где подтверждается или опровергается пригодность автомобиля для транспортировки.

Требования к оборудованию ТС, которое перевозит опасные грузы

Маркировка

Транспортным предприятиям необходимо обозначать автомобили, которые выполняют перевозки ОГ. Для обозначения ТС используются особые окрасы, знаки и надписи.

Перевозка едких соединений производится в цистернах, имеющих желтый окрас. На обеих сторонах нужно рисовать продольные полосы черного цвета. Внутри должно находиться сообщение «Едкий материал». Отдельным случаем является перевозка аммиака, необходимость окраски кузова отсутствует, но нанесение надписи «Огнеопасно. Аммиачная вода» остается обязательным. Перевозка метанола сопровождается уведомлением «Яд — метанол».

Условно можно разделить знак об опасности на 2 треугольника. Верхний содержит символ соответствующий классу вещества. Нижний элемент вмешает дополнительную информацию вроде особенности совместимости или номера ОГ, который проставляется по стандартам ООН.

Размеры шрифта

Высота шрифта на автомобиле должна составлять 15 см, чтобы видимость сообщения была достаточной для видимости с различного расстояния и положения. Надпись должна сопровождаться знаками нового образца. Они имеют вид квадрата, каждая сторона должна быть не менее 10 см в длину для транспортных пакетов, а перевозки контейнеров сопровождаются знаками не менее 25 см. Если возможность нанесения знака в необходимой форме отсутствует, доступно уменьшение размера до 5 см.

Стандарты изображений

Перевозка ОГ должна сопровождаться изображениями, находящимися внутри знака:

  1. При транспортировке взрывоопасных веществ указывается изображение бомбы темного цвета;
  2. Газ не относящийся к типу легко воспламеняемых символически характеризуется белым или черным газовым баллоном;
  3. Легко воспламеняемые газообразные и жидкие вещества отображаются черным или белым пламенем;
  4. Ядовитые соединения – череп, а под ним находится 2 скрещенные кости.

Если ТС содержит пламя в круге черного цвета, это свидетельствует о перевозке ОГ, а именно окислителей и органических пероксидов. Вещества инфекционного типа обозначаются тремя серповидными символами. Черный трилистник, который выполнен схематически, означает наличие радиоактивных веществ. Коррозионные и едкие вещества обозначаются в виде пробирки, из нее вытекают капли. В зависимости от типа вредности на знаке может вытекать жидкость на руку или лист металла.

Маркировка ТС, перевозящего опасный груз

Все указанные знаки наносятся на обеих продольных сторонах и сзади автомобиля. На цистерны наносятся отображения на торцы, если они имеют несколько отсеков, то каждый обозначается знаком.

Перевозка опасного груза подготовка водителя, сопровождение

Как правило, разрешение на перевозку опасных грузов автомобильным транспортом выдается ответственному за безопасность. Нечасто все ложится на плечи одному лишь водителю, необходимо сопровождение, особенно, если движется колонна автомобилей. Сопровождающий должен:

  • Провести инструктаж водителей;
  • Производит контроль за приемом и отгрузкой грузов, фиксирует все документально;
  • Организует должный уровень безопасности автомобилей и персонала;

Каждый автомобиль задействованный в перевозке ОГ должен сопровождаться паспортом безопасности. Он оформляется в зависимости от вещества в автомобиле, обычно имеет 4 копии. На основании документа происходит погрузка и выгрузка веществ.

Водитель также должен пройти специальный курс обучения, где рассматриваются правила перевозки опасных грузов. Помимо специальных программ обучения, опыт водителя должен быть весомым. Курс обучения включает в себя:

  • Характеристики опасных веществ;
  • Специальные обозначения, маркировка, знаки, которые наносятся на тару и ТС;
  • Первая медицинская помощь в случае ДТП и контакте с веществами;
  • Базовые правила поведения с ОГ в экстренных ситуациях;
  • Составление докладов и их передача об инцидентах в пути.

Получение ДОПОГ

Перед тем, как получить ДОПОГ, точнее поступить на обучение, у водителя должен быть стаж вождения более 3-х лет. Документ предоставляет возможность перевозить ОГ не только в пределах страны, но и в Европейский союз. Курсы ДОПОГ существенно отличаются в зависимости от веществ, которые будет перевозить водитель.

ДОПОГ — Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов

Водителю при транспортировке ОГ запрещается присутствие сторонних лиц. Также любые товары, предварительно не вписанные в накладную, запрещены. При возникновении сбоев в автомобиле нужно своевременно сообщить об этом в компанию и в ГИБДД с указанием места остановки. Сразу же вызвать специальный транспорт для техобеспечения безопасности. Необходимо выделить место вынужденной остановки используя красных мигающие огни или соответствующих знаков аварийной стоянки.

При перевозке автотранспортом ОГ запрещено:

  • Не допускается выполнять обгон и опережение ТС имеющих скорость выше 30 км/ч;
  • Следуя соглашению, ДОПОГ запрещается производить дозаправку на обычных АЗС;
  • Резкий старт движения провоцирует нежелательные толчки для груза;
  • Курение в салоне или рядом с автомобилем запрещено;
  • ТС всегда должно находиться под наблюдением;
  • В процессе движения с горы нельзя выключать двигатель и сцепление.

В случае ДТП на водителя ложится ответственность за быстрый вызов скорой помощи и первичной ликвидации последствий.

Маршрут перевозки

Предварительно следует получить разрешение на перевозку опасных грузов, а затем происходит согласование маршрута. Чаще всего транспортировка опасного груза требует передачу и сверку маршрута в ГИБДД. Получить ДОПОГ на перевозку опасных грузов необходимо, если:

  • Транспортировка происходит колонной из 3-х и более автомобилей;
  • Перевозка особо опасного груза;
  • Передвижение по участкам ухудшенной проходимости или плохих атмосферных явлениях.

Органы управления стараются минимизировать пролегание маршрутов через города. Лучше использовать объездные трассы. В крайнем случае маршрут должен исключать места с большим скоплением людей.

Как получить разрешение на движение ТС с ОГ в ГИБДД? – Необходимо передать такие документы:

  1. Документ подтверждающий соблюдение требований к ТС;
  2. Предварительно сформированный маршрут. В инспекции могут внести правки;
  3. При перевозке особо опасных веществ необходимо дополнительное разрешение.

Составление маршрута необходимо при любых транспортировках ОГ, но уведомлять об этом в инспекцию не всегда есть необходимость. Важно придерживаться базовых правил формирования маршрута:

  • Движение не должно пролегать через места общественного отдыха, природные заказчики. Запрещается движение вплоть к объектам культурной ценности;
  • Запрещается ездить вблизи к крупным заводам, особенно тем, которые производят подобные опасные вещества;
  • Маршрут должен содержать информацию о местах остановки, заправки, стоянки и т.д.

Необходимо иметь 3 копии маршрута, которые находятся у водителя (или сопровождающего), у компании и в архиве ГИБДД. Также возможна корректировка плана движения в силу каких-то обстоятельств. Информация об изменениях должна заноситься во все документы.

Необходимые документы для перевозки опасных грузов

Для международных дорожных перевозок разработаны базовые правила и перечень документов, которыми должен обладать экспедитор или сопровождающее лицо. Некоторые уже были рассмотрены ранее. В перечень необходимых документов входит:

  • Маршрутный лист, один экземпляр должен находиться у экспедитора. В углу документа находится номер, выделенный красным шрифтом, характеризующий опасное вещество по классификации ООН;
  • Лицензия ТС для перевозки ОГ;
  • Аварийная карточка;
  • Транспортно-товарная накладная на груз;
  • Документ, свидетельствующий, что водитель может управлять ТС с ОГ;
  • Информация для связи с компанией;
  • Адрес получателя.

При транспортировке ОГ используется обозначение ОКВЭД 49.20.1. Код ОКВЭД указывает на то, что транспорт перевозит грузы, которые опасны для окружающей среды или человека. Получение разрешения на транспортировку возможно на один рейс для автомобиля или для колонны. Перевозчики, которые выполняют перевозки ОГ постоянно могут получать разрешения длительностью на полгода.

Множество правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом, безусловно, вносят путаницу, но все пункты имеют свое обоснование, так как вещества несут повышенную опасность для окружающей среды.

Меры предосторожности

Перевозки в колонне требуют особенную осторожность, так следует соблюдать такие правила перевозок опасных грузов:

  • Дистанция между всеми ТС, состоящими в колонне, должна быть более 50 м;
  • Маршруты, которые содержат участки дороги с плохой проходимость, например горная местность, должны подвергаться особому контролю со стороны сопровождающего, а между ТС дистанция более 300 м;
  • В условиях ограниченной видимости (когда обзор составляет менее 300 м) движение может быть остановлено. Подробная инструкция содержится в сопроводительной документации и зависит от типа груза и его классификации;
  • В кабине должен находиться экспедитор;
  • В колонне выбирается старший, который несет ответственность за соблюдение нормативов;
  • Содержание особо опасных грузов накладывает ограничение на возможность останавливаться в пределах города;
  • При отправлении груза необходимо проверить, чтобы каждое ТС колонны обладало запасом топлива более, чем на 500 км маршрута;
  • В некоторых случаях необходимо сопровождение колонны со стороны ГИБДД, автомобиль движется спереди с включенными проблесковыми маячками.

Требования к судам при транспортировке опасных грузов

Перевозка ОГ морем регулируется другим документом – МОПОГ, он также имеет разделение по классам опасности веществ, выдвигает требования к кораблям и персоналу. Классификация по опасности соответствует стандартам дорожной перевозки.

Требования к судам несколько отличаются, так для выполнения транспортировки необходимо иметь запись в классифицированном свидетельстве регистра. Запись содержит информацию о доступных к перевозке классах веществ. При отсутствии необходимого оборудования на корабле, перевозка запрещается, но возможно дооборудование транспорта.

Газовоз — тип морского судна, предназначенный для перевозки газа

Судовая администрация перед внесением записи в реестр должна произвести оценку готовности корабля к перевозке и обозначить классы веществ. Затем необходимо подготовить судно к транспортировке. Подготовительная стадия включает:

  • Необходимо зачистить, омыть и просушить грузовые помещения;
  • Проверить состояние всех составляющих. Проверяется наличие и исправность средств тушения пожара и сигнализации, газоанализаторов освещения, система вентилирования и осушения;
  • Проводится инструктаж всего экипажа об особенностях ОГ и его транспортировки, основных типах опасностей от груза, способах упаковки, обозначающих знаках. Также инструктаж включает в себя правила укладки, повышение предосторожности и первую помощь при отравлениях и других воздействиях вредных веществ. Дополнительно проводятся учения по локализации пожаров, аварийных деформаций грузов.

При всех проблемах перевозящих кораблей и целостности груза полную ответственность несет капитан.

Требования к таре при морской перевозке

Предотвращение получения тяжелых ожогов, отравлений и других последствий перевозки или ДТП главным образом зависит от прочности и герметичности тары. Каждый вид груза имеет свои требования к упаковке, которые описаны в МОПОГ. Важно, чтобы тара была способна выдержать обычное укачивание, связанное с морскими перевозками и стрессовые нагрузки при ДТП.

В МОПОГ оговариваются такие типы закупорки тары:

  • Герметичное закупоривание – упаковка паронепроницаема, обычно используется при перевозке парообразных веществ;
  • Эффективное закрытие – укупорка способна сдерживать проникновение жидкости в обоих направлениях;
  • Надежное закупоривание – способна защитить от высыпания, рассыпания и других эффектов сухих веществ.

Материалы, которые применяются для упаковки грузов должны быть инертными по отношению к ОГ. Также внешнее покрытие не должно вступать в деструктивное отношение с внешней средой.

Каждое судно должно иметь на борту специальные грузовые планы. На них указывается место, где находится ОГ, разделенный по секторам, классификация груза, вид тары, количество занимаемых мест и масса ОГ. В зависимости от типа опасности груза необходимо проводить согласование с соответствующими службами, которые определят должный тип упаковки и другие параметры перевозки.

Тара для перевозки опасных грузов

Содержимое судна должно плотно укладываться, чтобы усилить его устойчивость. Важным условием является наличие должного уровня вентиляции груза в общем или каждого отдельного элемента. Высота штабелирования определяется на основании прочности упаковки, она также заносится в грузовой план.

Ответственность за нарушение

Требования безопасности при перевозке личного состава имеют категорический характер и их несоблюдение несет ответственность. Так как грузы имеют опасный тип веществ, наносимый вред существенно превосходит уровень обычного рода ДТП, соответственно этому и уровень штрафов выше.

Несоблюдение описанных выше правил чревато штрафами:

  • С водителя взыскивается от 1000 – 1500 руб;
  • Ответственное лицо выплачивает 5000 – 10 000 руб;
  • Перевозчик 150 000 – 250 000 руб.

Данные штрафы накладываются при несоблюдении технических условий перевозки.

Перевозка опасных грузов без разрешения, выданного в соответствующем месте, носит более сильное наказание. Ответственность наступает, если:

  • Отсутствует свидетельство ДОПОГ на водителя;
  • Нет свидетельства ДОПОГ на автомобиль;
  • Отсутствие разрешения на передвижение с ОГ;
  • Аварийной информационной карты нет в наличии;
  • В машине нет необходимого аварийного инвентаря или он находится в неисправном состоянии;
  • Несоблюдение условий перевозки опасного груза.

За такие нарушения накладываются штрафы в размере:

  • Водитель от 2000 до 2500 руб;
  • Ответственный от 15000 до 20000 руб;
  • Юридическое лицо от 400 000 до 500 000 руб.

Штрафы существенно увеличены, так как несоответствие условий перевозки влечет за собой повышенный риск для окружающих людей и экологии.

Транспортирование опасных грузов довольно кропотливая задача и на это есть причины. Данный вопрос требует жесткий контроль и повышенные меры безопасности, что и регламентируется законом. Соблюдение норм безопасности помогает предотвратить ДТП и сохранить человеческие жизни и целостность экологии.

Доставка опасных грузов, это не только хорошо оплачиваемая работа, но и работа, сопряженная с угрозой здоровью и жизни людей, окружающей природной среде.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Для того, чтобы перевозимый груз не стал источником вреда для окружающих, необходимо соблюдать меры безопасности при перевозке и хранении таких грузов.

Вещества, относящиеся по классификации к 3 классу

Грузом третьего класса опасности являются легковоспламеняющиеся жидкости (ЛВЖ). Свойством воспламеняющихся жидкостей является возгорание от вспышки и быстрое свободное горение. Они содержат суспензии или твердые вещества (в растворе), выделяющие легковоспламеняющиеся пары.

Отнесение к определенному классу элементов зависит от того, до какой степени опасно это вещество. Характеристики вредных и опасных веществ указаны в .

К этим жидкостям причисляются например:

  • этанол;
  • ацетон;
  • диэтиловый эфир;
  • циклогексан;
  • бензол;
  • бензин и другие.

ЛВЖ токсичны, способны окислятся на воздухе с образованием взрывчатых веществ.

Третий класс опасности имеет три подкласса:

  • к первому относятся смеси, воспламеняющиеся от вспышки при температуре менее -18°С (в закрытом тигле);
  • ко второму — воспламеняющиеся от вспышки в границах температур от -18°С до 23°С (в закрытом тигле);
  • к третьему – смеси, воспламеняющиеся от вспышки при температуре не менее 23°С, но не более 61°С (в закрытом тигле).

Ниже представлена подробная классификация опасных грузов:

При хранении этих веществ нужно избежать следующих рисков:

  1. Вещества первого подкласса следует хранить в герметичных емкостях, чтобы пары не утекли в атмосферу, где они могут воспламениться и получится пожар (ацетон, бензин, гексан).
  2. Свойство веществ второго подкласса в том, что их пары в соединении с воздухом воспламеняются при комнатной температуре (бензол, этиловый спирт, толуол).
  3. Вещества третьего подкласса загораются только рядом с источником огня (уайт-спирт, скипидар, ксилол).

Транспорт

Перевозка опасных жидкостей осуществляется автомобильным, железнодорожным, речным, морским транспортом, а также самолетами.

Знаки маркировки

Грузы, относящиеся к 3 классу опасности при перевозке, обозначаются специальной маркировкой.

Она представляет из себя ромб:

  • на красном фоне в верхнем углу изображение пламени (черного или белого цвета);
  • в нижнем углу цифра 3 (черная или белая);
  • по периметру ромба окантовка в виде прямой непрерывной линии (черная или белая).

Правила перевозки груза 3 класса опасности

В связи с опасностью легковоспламеняющихся жидкостей их перевозка должна отвечать определенным условиям. Прежде всего транспортировка обязана осуществляться на специальных или специально адаптированных для этого транспортных средствах, отвечающих определенным условиям.

Для автомобильного транспорта

Опасные жидкости запрещено перевозить совместно с веществами, преобразующимися во взрывчатые смеси, с такими газами как:

  • водород (сжиженными и сжатыми);
  • серной;
  • азотной;
  • органическими кислотами;
  • органическими пероксидами.

Железнодорожного

Перевозка ЛВЖ допускается и по железной дороге. При этом надо следовать .

Транспортным средством для перевозки опасных смесей являются вагоны-цистерны, крытые вагоны, контейнеры. Они должны:

  • быть прочными и исключать протечку жидкости;
  • обеспечивать полную сохранность и безопасность груза в пути.

Перевозка железнодорожным транспортом возможна только при следующих условиях:

  1. Вагоны и контейнеры оснащаются средствами крепления емкостей с опасным грузом для их фиксированного положения во время транспортировки.
  2. Грузы, выделяющие легковоспламеняющиеся, едкие (коррозионные) пары или газы, грузы, которые при высыхании делаются взрывчатыми, имеющие окисляющие свойства должны быть в герметичных емкостях. Если опасные жидкости в стеклянной или полиэтиленовой таре, то эта тара должна быть хорошо укупорена и помещена в деревянные ящики.
  3. В контейнеры должна быть помещена порожняя тара (1%), чтобы в дороге было куда перелить из поврежденной тары опасный груз.
  4. На упаковках должны присутствовать знаки опасности груза.
  5. Пол в вагоне должен быть засыпан песком, слой песка 100 мм.

Самолетом

Доставка опасных жидкостей самолетами регламентируется Федеральными авиационными правилами.

Перевозка авиатранспортом производится при следующих условиях:

  1. Доставка ЛВЖ категорически запрещена на пассажирских самолетах.
  2. Доставка опасных жидкостей осуществляется как на внутренних, так и на международных авиарейсах.
  3. Запрещено перевозить сборные грузы на одном самолете, состоящие из опасных веществ с несовместимыми свойствами.
  4. Характеристики и свойства тары ЛВЖ такие же, как и для перевозки на других видах транспорта. Это относится и к маркировке на упаковках, указывающей на степень опасности груза.
  5. Недопустимо превышение максимальных норм массы или объема нетто на одну упаковку, установленных в Перечне опасных грузов.
  6. Как правило перевозка самолетами опасных жидкостей производится прямыми рейсами. Перегрузка в промежуточных аэродромах только с разрешения этих авиаузлов.
  7. Опасные грузы на борт должны быть загружены таким образом, чтобы во время полета к ним был свободный доступ для наблюдения за ним и принятия срочных мер в экстренных случаях.
  8. Персонал должен быть подготовлен и проинструктирован для того, чтобы знать каковы их действия в аварийных ситуациях, а также снабжен средствами защиты.

Водного

Если необходимо доставить воспламеняющиеся жидкости в удаленные места или в другие части света, то перевозка осуществляется водным (морским) транспортом, морскими и речными судами.

Это происходит в соответствии со следующими рекомендациями:

  1. По воде ЛВЖ перемещаются в металлических емкостях, которые, в свою очередь, помещены в деревянные ящики. Такие емкости заливаются не полностью, часть объема остается свободной.
  2. Тара с опасным грузом должна быть закреплена и зафиксирована на весь период транспортировки.
  3. Суда с опасными жидкостями должны мягко швартоваться (в целях безопасности).
  4. Недолив жидкости – главная особенность доставки такого груза по воде. Под воздействием тепла жидкости могут расширяться в объеме и недолив способствует тому, что протечки не будет.
  5. В остальном правила доставки ЛВЖ водным транспортом не отличаются от правил доставки автомобильным или железнодорожным транспортом.

Необходимые документы

Перевозка жидкостей 3 класса опасности осуществляется при наличии определенных документов.

При доставке автомобильным транспортом должны быть оформлены:

  • паспорт безопасности (MSDS);
  • инструкции;
  • сертификат ДОПОГ о допуске авто к доставке опасных грузов;
  • сертификат АДР для шофера;
  • информативный знак опасности груза;
  • спец разрешение МВД;

При доставке груза по железной дороге должны быть оформлены:

  • накладная (в соответствии с требованиями СМГС, правилами перевозки опасных грузов, общих правил перевозки грузов по железной дороге);
  • сертификаты качества на упаковку (тару).

При перевозке опасных грузов самолетом оформляется:

  • грузовая накладная с указанием всех данных о перемещаемом грузе;
  • сертификаты качества на упаковку.

При перевозке речными и морскими судами оформляются:

  • опись груза;
  • накладная на морской груз;
  • доковая расписка на сдачу груза;
  • грузовой план (манифест);
  • знаки опасности;
  • сертификаты качества на упаковку.

С 2013 года перевозка опасных грузов автомобильным транспортом осуществляется по новым правилам, которые адаптированы под стандарты стран Европы. За счет этого сейчас транспортировка таких грузов (обозначение – ОГ) по европейским и отечественным дорогам производится по единым требованиям.

Что понимают под опасными грузами?

  • сжиженные, сжатые и растворенные газы;
  • коррозионные и едкие соединения;
  • взрывчатые вещества;
  • радиоактивные элементы;
  • жидкости, склонные к легкому воспламенению;
  • инфекционные и ядовитые вещества;
  • пероксиды органической группы и окисляющие элементы;
  • самовозгорающиеся и твердые вещества, склонные к воспламенению.

Другими словами, к ОГ причисляют любые материалы, соединения, отходы промышленной деятельности и изделия, которые при транспортировке представляют собой угрозу для окружающей среды и людей. Существуют, кроме того, и особо опасные соединения. Они также перевозятся по новым правилам, но с учетом дополнительных требований, утверждаемых отдельно для разных видов таких материалов.

Действие стандартов транспортирования ОГ не распространяется на перевозки:

  • грузов, доставляемых автотранспортом органов внутренних дел и госбезопасности;
  • внутри территории предприятий, где производятся ОГ и перерабатываются в соответствии с имеющейся технологической схемой (если машины организации выезжают за пределы комбинатов на дороги общего пользования, они обязаны подчиняться правилам 2013 года).

Как должна организовываться перевозка опасных материалов?

Транспортировка ОГ разрешена только тем компаниям, которые располагают лицензией. Причем к перевозкам допускаются автомобили, прошедшие в ГИБДД специальный техосмотр, подтвердивший, что машины разрешено использовать для доставки опасных материалов. Автотранспорт для доставки легковоспламеняющихся и взрывчатых изделий оснащается выпускной трубой. Ее монтируют с определенным наклоном перед .

Кузова машин, которые постоянно перевозят грузы повышенной опасности, окрашивают в специальные цвета. На них также наносят надписи – «Огнеопасно», «Аммиачная вода», «Яд», «Едкое вещество» и специальные знаки. Высота букв на надписях обязана быть 15 и более сантиметров. На транспортировку грузов в сосудах, скомплектованных в батареи, контейнерах-цистернах и обычных цистернах требуется отдельное разрешение от соответствующего подразделения Министерства транспорта. Подобное разрешение необходимо, кроме того, получать и на некоторые ОГ, относимые к 6-у и 1-у классу опасности.

Для доставки опасных грузов в обязательном порядке требуется договор перевозки. Отправитель ОГ составляет аварийную карточку, в которой указываются параметры опасных материалов, а также четыре экземпляра транспортной накладной. Груз упаковывается в исправную и целостную тару. Она пломбируется и маркируется. На каждую машину, перевозящую потенциально небезопасные изделия, оформляется паспорт безопасности. Опасные грузы принимаются водителем (сопровождающим лицом) по паспорту безопасности. При этом требуется убедиться в наличии маркировки на таре. Аналогичным образом принимает доставку и грузополучатель.

Как правило, колонны машин с ОГ сопровождает ответственный специалист автотранспортного предприятия. Его основные задачи следующие:

  • инструктаж водителей и охраны;
  • контроль погрузки и фиксирования грузов;
  • организация безопасной перевозки материалов и личной безопасности людей, занятых в работе;
  • сдача грузов их получателю.

Маршрут перевозки – как выбирается и согласовывается?

Правила перевозки опасных грузов в ряде случаев требуют согласования маршрута транспортировки небезопасных материалов с ГИБДД. Получение разрешения от сотрудников автоинспекции необходимо в следующих ситуациях:

  • грузы доставляются колонной машин в количестве более трех;
  • при транспортировке особо опасных изделий и соединений;
  • при движении автотранспорта в туманную погоду, при снегопаде и гололеде, по сложным дорогам (например, гористым).

Доставка ОГ всегда производится по спецмаршруту. Его составляют с учетом таких требований:

  • маршрут не может пролегать через природные заказники, парки, места массового отдыха людей, объекты, имеющие архитектурную ценность;
  • машины не могут ехать около крупных заводов и промпредприятий;
  • на маршруте должны быть предусмотрены места остановок для дозаправки и стоянки машин, а также отдыха сопровождающих лиц.

С 2013 года ГИБДД в очень редких случаях согласовывает маршруты движения, которые проложены через большие города. Если иного выхода нет, движение транспорта следует планировать так, чтобы в крупных населенных пунктах он не проезжал мимо больниц, учреждений образования, культурных и зрелищных заведений.

  • справка о допуске машин к транспортировке ОГ;
  • предполагаемый маршрут;
  • разрешение (отдельное) на перевозку особо опасных веществ.

Все эти бумаги подаются на согласование за 10 дней до момента отправки груза. Если предложенный маршрут одобряется сотрудниками ГАИ, выдается соответствующее разрешение. Оно действительно на протяжении полугода. В некоторых случаях время действия разрешения оговаривается отдельно (новые правила это позволяют).

При необходимости внесения изменений в маршрут перевозки, который уже прошел согласование в ГИБДД, автотранспортное предприятие обязано повторно обратиться в тот же отдел Госавтоинспекции, где оформлялось первоначальное разрешение. Добавим, что согласованный маршрут визируется в трех экземплярах. Один постоянно находится у водителя либо лица, сопровождающего колонну с ОГ. Второй хранится в офисе компании-перевозчика, третий остается в ГИБДД.

Особенности движения машин по маршруту – ограничения

Водители машин, перевозящих грузы высокой опасности, ориентируются на все знаки, установленные по маршруту движения. При этом транспортировка осуществляется чаще всего с ограниченной скоростью. Ее конкретный показатель определяют сотрудники ГИБДД, согласовывая маршрут. Они принимают во внимание особенности дорожных условий на том или ином участке автодороги. При движении машин с ограниченной скоростью на автомобилях обязательно ставятся знаки, указывающие на разрешенную скорость их езды.

Запас хода автотранспорта с грузами повышенной опасности составляет 500 и более километров без дозаправки. В ситуациях, когда маршрут движения выше этой длины пути, на транспорт следует ставить запасной бак для топлива. Его монтаж требует согласования с ГИБДД (обращаться следует в подразделение, обслуживающее территорию, на которой располагается перевозчик). Дозаправка из топливной «запаски» выполняется на стоянках транспорта.

Сопровождающий колонну автомобиль с охраной и ответственным лицом всегда едет перед машинами с опасными грузами. Причем его габарит по ширине должен быть больше габарита авто в колонне. Расстояние между транспортными средствами (ТС) колонны на ровных трассах с хорошей видимостью должно быть 50–70 метров, при плохой видимости, на спусках и подъемах сложных дорог – более 300 метров. Если автоколонна состоит из большого числа грузовых авто (5 и больше), в нее включают резервную машину, на которую в случае необходимости можно перегрузить доставляемые материалы. Она движется с колонной порожней в самом ее конце.

Стоянки автомобилей с ОГ разрешены на специально отведенных для этих целей участках, расположенных вне населенных пунктов. При этом ближайшие здания должны быть отдалены от таких стояночных мест минимум на 200 метров. При стоянке либо длительной остановке ТС ставится на стояночный тормоз и противооткатный упор, если остановка выполняется на уклоне.

Грузы высокой опасности могут сопровождать машины ГАИ с маяками желтого и оранжевого цвета. Решение о необходимости выделения авто сопровождения принимается отдельно в каждом случае. С желтым маячком едет и транспорт сопровождения перевозчика. Обратите внимание – этот световой сигнал не наделяет колонну какими-либо особыми правами на дороге. Водители обязаны реагировать на все знаки и соблюдать ПДД.

Еще один важный момент. Машины, на которых установлены знаки опасности транспортируемых грузов, в любое время суток обязаны ехать с включенным ближним светом. Это всегда оговаривается в разрешении на перевозку ОГ любых видов и категорий.

Требования к водителям – допускаются только опытные и ответственные

Как правило, на транспортировку ОГ перевозчики ставят водителей с большим опытом, которые дополнительно проходят подготовку по специальным программам. Во время такого обучения сотрудники изучают:

  • характеристики материалов и веществ большой опасности;
  • спецобозначения тары для ОГ, маркировку и знаки, наносимые на ТС;
  • порядок действий при происшествиях в дороге (основы дезинфекции, тушения пожаров, дезактивации, дегазации);
  • правила оказания медпомощи пострадавшим от опасных грузов;
  • протокол передачи и самостоятельного составления докладов об инцидентах в пути.

Водители, перевозящие опасные материалы на постоянной основе, обязательно проходят медицинские осмотры каждые три года и экспресс-осмотры перед рейсом. Они также получают предрейсовый специнструктаж по особенностям конкретных видов опасных грузов, которые им предстоит транспортировать. Водители с опытом работы менее трех лет не допускаются к поездкам.

В процессе перевозки ОГ специалист, управляющий транспортным средством, не имеет права самовольно изменять маршрут поездки, превышать заданный в документах скоростной режим, не реагировать на предупреждающие и запрещающие знаки, совершать остановки в несогласованных местах. Водитель берет с собой в дорогу такие документы:

  • маршрутный лист, в левом верхнем углу которого поставлен красным цветом номер опасного материала по классификации ООН;
  • лицензию на ТС, допущенное к транспортировке ОГ;
  • аварийную карточку;
  • транспортную товарную накладную;
  • разрешение на допуск к перевозкам ядовитых веществ;
  • телефоны для связи с ответственными сотрудниками компании-перевозчика и адрес получателя груза.

Водителю запрещено перевозить посторонних лиц и любую продукцию, которая не внесена в накладную. Если в пути происходит поломка машины, ему нужно сообщить руководству о месте остановки и немедленно вызвать транспорт техобеспечения доставки опасных грузов. Место вынужденной остановки следует оградить и обозначить. Для этих целей применяется красный мигающий фонарь и знак аварийной стоянки.

Водитель, управляющий ТС с опасными материалами, не имеет права:

  • производить машин, едущих со скоростью выше 30 км/ч;
  • производить дозаправку на АЗС общего пользования;
  • резко трогаться с места;
  • курить в кабине машины и при осмотре состояния перевозимых грузов;
  • оставлять без надзора свой автомобиль;
  • двигаться с выключенным двигателем и сцеплением.

При возникновении в пути транспортных инцидентов водитель сразу же передает об этом сообщение своему начальству и в ГИБДД, вызывает бригаду аварийной помощи, скорую помощь, если произошло травмирование людей, принимает меры по ликвидации последствий случившегося происшествия. Также он обязан оградить место аварии и не допускать к машине посторонних лиц.

Знаки опасности и маркировка – «опасные» авто хорошо видны

Как было отмечено, правила перевозки опасных грузов обязывают автотранспортные предприятия «выделять» свои машины из потока других ТС. Для этого используются специальные знаки, окраска кузова автомобиля в четко оговоренные цвета, нанесение на транспортные средства надписей.

Доставка едких соединений в цистернах требует покраски последних в желтый цвет. При этом по обеим частям цистерны идет полоса черного цвета с желтой надписью «Едкий материал». При транспортировке аммиака кузов машины может иметь любую окраску, но обязательной является надпись «Огнеопасно. Аммиачная вода». Метанол перевозят в оранжевых цистернах с подписью «Яд – метанол», которая выполняется также оранжевыми буквами.

Желтый цвет имеют машины, которые доставляют продукты, поддерживающие горение. На таком автотранспорте всегда присутствует двойное предупреждение «Огнеопасно». Аналогичный знак опасности наносят на авто, перевозящие:

  • легковоспламеняющиеся изделия и соединения (цвет машин – оранжевый);
  • самовозгорающиеся продукты (верхняя часть ТС – белая, нижняя – красная);
  • соединения, которые при контакте с водой выделяют в атмосферу газы, предрасположенные к легкому воспламенению (цвет кузова авто – синий).

Эти надписи (их высота – не менее 15 см) предупреждают всех участников дорожного движения о потенциальной опасности, что снижает вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций и дорожных происшествий. Кроме надписей, на спецтранспорт и опасные грузы наносится и дополнительный знак нового образца. Выполнен он в виде квадрата (равностороннего ромба), сторона которого обязана быть не меньше 10 см для транспортных пакетов и не меньше 25 см для контейнеров. В ситуациях, когда геометрические параметры тары для ОГ малы, разрешается использовать знак в форме квадрата со стороной 5 см.

Следующий важный момент. Условно знак опасности подразделяют на два треугольника. В одном из них (в верхнем) ставится символ, указывающий на подкласс либо класс, к которому относят груз. В нижнем треугольнике содержится другая информация, например, группа совместимости или номер ОГ по стандартам ООН. На знак опасности европейские (а теперь и новые российские стандарты) требуют нанесения следующих графических изображений:

  • взрывающаяся бомба черного цвета – перевозка веществ, способных взорваться;
  • газовый баллон белого либо черного цвета – невоспламеняющийся газ;
  • белое либо черное пламя – воспламеняющееся газообразное или жидкое соединение;
  • череп (черный) и две кости (скрещены между собой) – ядовитые соединения.
Знак с изображением черного круга с пламенем такого же цвета над ним наносится на транспорт, который перевозит различные окислители, органические пероксиды. Если в квадрате нарисован круг и три серповидных черных символа, значит, в машине везут инфекционные вещества, схематический черный трилистник – радиоактивные. Также существует знак с изображением пробирки, из которой вытекают капли (на руку и на пластинку из металла). Его наносят на цистерны для транспортировки коррозионных и едких веществ.

Знак опасности располагают сзади автомобиля и на его боковых сторонах (на обеих). Если перевозка ОГ осуществляется в контейнерах либо цистернах, описанные символы размещают на их торцах. А вот на цистерны с несколькими отсеками для транспортирования разных грузов одновременно нужно ставить не один знак, а сразу несколько. Их монтируют по бокам машины на тех участках, где располагается отсек с конкретным видом ОГ. Сзади авто при этом ставят по одному знаку с изображением всех перевозимых опасных грузов.

Опасный груз согласно классификации ГОСТ 19433 – 88 включает взрывчатые материалы, газы в различном состоянии, твёрдые и самовоспламеняющиеся горючие вещества, окислители и пероксиды. При объёме тары перевозимых опасных веществ более 1000 л, обязательно наличие специального разрешения и свидетельства ГИБДД, бланка маршрута с разрешающей отметкой, указанием срока действия и количества партий. Груз сопровождает представитель, знающий его свойства, соответствующей подготовки.

Маршрут по перевозке опасных грузов не должен проходить возле крупных промпредприятий, культурных объектов и зон отдыха, образовательных и лечебных учреждений, крупные населённые пункты. ТС, постоянно транспортирующие опасные грузы, снабжают соответствующими знаками, надписями и специальной окраской.

Ёмкости со сжатыми газами закрепляют в автомобилях на специальных стеллажах, отделанных войлоком. На баллонах предусматривают предохранительные клапаны. В летний период требуется дополнительная защита от солнечных лучей. Бензин и прочие ГСМ перевозят исключительно в герметично закрытой металлической таре, либо в специальных прицепах.

На складах перевозку баллонов с газами, горючими и легковоспламеняющимися веществами в ТС или из них осуществляют двухколёсными тележками либо носилками. Поднятие на высоту ёмкостей разрешается в контейнерах. Размещая бочки с и ГЖ, соблюдают осторожность, избегая ударов и сотрясений, устанавливая их строго вертикально с крышками, размещёнными в верхней части. При транспортировке ГЖ в стеклянной и керамической таре используют специальные носилки, оснащённые бортами, или тележки.

При перевозке ЛВЖ и ГЖ технику оснащают искрогасителями и средствами пожаротушения. Баллоны со сжиженными газами перемещают, не касаясь вентиля руками и тканью, испачканной жирами, маслами. Разгрузку делают без падения баллонов и колпаков, исключения возможности ударов.

Погрузочно-разгрузочные работы выполняют, исключая толчки, удары, повышенное давление, без использования искрящего оборудования, на ТС, двигатель которого выключен, в отсутствии водителя и посторонних лиц. Механизмы для грузозахвата не должны повреждать тару, допускать падение груза. Тару с опасными грузами перемещают по настилам и трапам. Бутыли размещают в барабанах, обрешётках, ящиках, заполненных специальным ареактивным материалом, их перемещение осуществляют в тележках или корзинах с укреплёнными ручками.

Движение ТС должно обеспечивать безопасные условия перевозки, поэтому водители соблюдают соответствующую скорость, дистанцию , прекращая движение при опасных метеорологических условиях. В некоторых случаях с колонной ТС, перевозящих опасный груз, следуют автомобили ГАИ или сопровождения. Если колонна состоит из более, чем 5 ТС, обязательно присутствие пустого резервного автомобиля.

Бочки с взрывчатыми веществами перевозят в горизонтальном положении, ориентируя их продольно в ТС, согласно требований ГОСТ 19747 – 74. Жидкие нитроэфиры в зимний период перевозят на ТС с утеплёнными кузовами. Ящики с порохом и снарядами размещают с дистанцией 0,5 м между ними и плотно укрепляют. Нельзя везти Химические соединения или их смеси, способные под влиянием внешних воздействий производить взрыв.

">взрывчатые вещества на расстоянии менее 0,3 км от Неконтролируемое горение вне специального очага, приносящее материальный ущерб.

">пожара
или 80 м от нефтяных «факелов». При транспортировке на пароме ТС с опасными грузами не должно быть другой автотехники.

Транспортирование трубопроводами

Транспортировка через трубопроводы, изготовленные из стекла, пластмассы и керамики, разрешается при наличии теоретико-практического обоснования. Трубопроводы оборудуют газонепроницаемыми задвижками и диафрагмами, выполненными из несгораемых материалов (их расположение указывают на схеме разводки). Во время транспортировки замерзающих горючих жидкостей проводят дополнительный обогрев системы, проверяют теплоизоляцию. В местах возможного застоя жидкостей и газов устанавливают газоанализаторы для определения критического уровня их концентрации.

Для транспортировки методом передавливания, легковоспламеняющиеся и горючие жидкости температурой свыше 20 С, применяют инертный газ либо сжатый воздух (если превышает 45 С). Растительные масла и животные жиры транспортируют подобным образом, если они нагреты до уровня 70 С и меньше. При перекачке насосами жидкостей данных классов обеспечивают постоянную работу систем приточно-вытяжной вентиляции. Контроль состава воздушной среды позволяет осуществлять оперативный мониторинг концентрации газов и ЛВЖ.

Ацетиленовые трубопроводы монтируют оптимального сечения согласно регламенту, скорость движения газа должна соответствовать нормам во избежание детонации. При необходимости использования большего количества ацетилена, производят монтаж дополнительных ветвей, без увеличения нагрузки на существующие. На ацетиленовых трубопроводах устанавливают огнепреградители и защитные разрывные мембраны, регулярно их чистят от отложений, контролируют состояние теплоизоляции и немедленно очищают от горючих жидкостей.

Горючие твёрдые вещества транспортируют пневматическими и самотечными трубами, транспортёрами, аспирационными линиями, оборудованными автоматическими заслонками, нориями и прочими пневмотранспортными устройствами. При возгорании в них немедленно отключают системы аспирации и вентиляции. Для предупреждения возгорания и аварий устанавливают систему автоблокировки электродвигателей при остановке подачи воздуха, во избежание накопления и возгорания пыли. Буксование ленты недопустимо, транспортёр немедленно останавливают.

Железнодорожная перевозка

Сливо-наливные системы и пути транспортировки горючих жидкостей в обязательном порядке подлежат заземлению, на них предусматривают возможность стока жидкостей. На всех площадках устраивают ровную твёрдую поверхность. Места расположения устройств слива-налива не должны находиться на пути движения тепло- и электровозов. Все сортировочные операции с цистернами осуществляются вне этих пунктов.

При подаче к месту слива – налива цистерн паровозами предусматривают прикрытие из одного четырёхосного или двух двухосных вагонов (платформ). Машинистам запрещается открывать топку и форсировать её, пользоваться различными видами открытого огня и сифонить. Если транспортировка осуществляется тепловозами, прикрытие не нужно.

Цистерны подаются плавно, торможение осуществляют деревянными подкладками или материалами, которые не искрят. Все металлические изделия для сдвига и подкатки не применяют. Во время слива – налива на эстакаде не проводят маневровые действия, не подают на её свободный путь другие цистерны. Перед сливом – наливом проверяют исправность всех устройств, заземляющих систем, вентилей, задвижек, герметичность шлангов и труб, цистерн. Запрещено использовать шланги и оборудование из металла при сливе – наливе жидкостей с температурой вспышки пара 45 С и меньше.

Налив осуществляется при опущенном до дна цистерны наконечнике. Если установлена неисправность нижнего сливного устройства, выкачка осуществляется через верхнее, путём откачки. При наливе применяют ограничители уровня жидкости. Во время грозы сливо-наливные работы не выполняют. На сливо-наливном оборудовании устанавливают первичные средства или стационарные системы пожаротушения .

Выполнение всех вышеуказанных условий является обязательным на всей территории РФ, за исключением технических допусков на промышленных объектах при соответствующем согласовании.

Хранение и транспортировка ЛВЖ и ГЖ представляет значительную пожарную опасность. Склады хранения ЛВЖ и ГЖ подразделяются на две группы. К первой группе относятся базисные склады и нефтебазы, являющиеся самостоятельными предприятиями. Ко второй группе относятся расходные склады ЛВЖ и ГЖ, предназначенные для снабжения производств и находящиеся на территории предприятия.

Хранение ЛВЖ и ГЖ может быть в резервуарах или специальной таре (бочки, бидоны и др.). Хранилища бывают подземные, полуподземные и наземные.

Строительные нормы и правила (СНиП II-М-1-71) предъявляют противопожарные требования к устройству складов горючих материалов. В целях защиты производственных зданий и сооружений на случай пожара склад горючих материалов располагают с соблюдением определенных противопожарных разрывов. Эти разрывы в зависимости от способа хранения и степени огнестойкости зданий и сооружений приведены в табл. 20.1 для расходных складов (второй группы).

Таблица 20.1. Наименьшие допустимые расстояния от открытых складов ЛВЖ и ГЖ до зданий и сооружений, м

Примечания :

1. Размещение одинаковых материалов в двух или нескольких складах не допускается.

2. Расстояния от складов ЛВЖ и ГЖ до зданий с производствами категорий А и Б, а также до жилых и общественных зданий надлежит увеличивать на 25 %.

3. При совместном хранении ЛВЖ и ГЖ приведенная вместимость определяется из расчета: 1 м 3 ЛВЖ приравнивается к 5 м 3 ГЖ и 1 м 3 наземного хранения приравнивается к 2 м 3 подземного хранения. При подземном хранении ЛВЖ или ГЖ расстояния, указанные в табл. 20.1, могут быть сокращены на 50 %.

4. Расстояния от зданий до складов ЛВЖ и ГЖ вместимостью до 100 м 3 не нормируются, если стена здания, обращенная в сторону этих складов, противопожарная.

При хранении ЛВЖ и ГЖ в резервуарах, расположенных под землей, устанавливаются «дыхательные» клапаны, не допускающие увеличения давления паровоздушной смеси, образующейся над поверхностью жидкости, за которыми ведется постоянный контроль.

Территория подземных и наземных открытых складов ограждается забором из несгораемых материалов.

Большую опасность пожара и взрыва представляют прямой удар молнии в резервуар и наведенные грозовым облаком электрические заряды, могущие вызвать опасное искрение. Для защиты резервуаров от воздействия молнии служат молниеотводы - устройства, состоящие из стальных стержней или тросов, которые заземляют.

В процессе налива нефтепродуктов в резервуар в результате разбрызгивания происходит электризация жидкости. Накопление электрических зарядов создает опасность (при разряде) искрения и, следовательно, возможность воспламенения и взрыва горючей смеси паров ГЖ с воздухом. С целью устранения формирования электрических зарядов путем стекания их на землю металлические резервуары заземляют. Состояние заземляющих устройств необходимо постоянно контролировать.

Хранение ЛВЖ и ГЖ в производственных зданиях или зданиях иного назначения, сооруженных из конструкций I или II степени огнестойкости, допускается в количествах, не превышающих указанные в табл. 20.2.

Таблица 20.2. Предельно допустимые объемы жидкостей для хранения в производственных и других зданиях предприятия.

Способ хранения Количество жидкости, м 3
ЛВЖ ГЖ

В таре в специальном помещении, отделенном от соседнего помещения несгораемыми стенами, перекрытиями и с непосредственным выходом наружу

20 100

В таре без выделения специального помещения в зданиях с производствами категорий Г и Д

0,1 0,5

В резервуарах, установленных в специальном наземном помещении, отделенном от соседнего помещения несгораемыми стенами, перекрытиями и с непосредственным выходом наружу

Не более суточной потребности цеха

В резервуарах в полуподземных и подземных помещениях

Не допускается 300

В резервуарах, установленных на несгораемых колоннах и площадках, в зданиях с производствами категорий Г и Д

При укладке бочек с ЛВЖ и ГЖ нужно соблюдать осторожность, не допуская ударов. Бочки устанавливают наливной пробкой вверх. Если в бочках находится ЛВЖ с температурой вспышки паров 28 °С и ниже (например, бензин, ацетон), то их укладывают только в один ряд.

На территории складов горючих материалов не допускается курение и применение открытого огня. Отогревание загустевших нефтепродуктов, трубопроводов, запорной арматуры допускается только горячей водой.

Освещение складов выполняется в соответствии с требованиями ПУЭ. Осветительные приборы должны быть во взрывозащищенном исполнении.

Территория и помещения склада должны содержаться в чистоте и обеспечиваться средствами пожаротушения.

Для цеховых кладовых ЛВЖ и ГЖ установлены предельные нормы хранения количества лакокрасочных материалов и растворителей в соответствии с их потребностью на производстве.

На рабочих местах окрасочных и пропиточных цехов и участков хранение ЛВЖ и ГЖ допускается в количествах, не превышающих сменную потребность. При этом посуда с материалами должна плотно закрываться крышками.

Во избежание воспламенений транспортируемых ЛВЖ и ГЖ от случайных искр, возникающих при работе транспортных средств (локомотива, автомобиля, трактора), в соответствии с Правилами пожарной безопасности для промышленных предприятий необходимо соблюдать определенные минимальные расстояния от резервуаров, хранилищ, насосных станций и др. до железнодорожных путей и автомобильных дорог.

Разрывы (расстояния) от наземных резервуаров, сливных емкостей и разливочных постов до оси железнодорожных путей широкой колеи и внутризаводских путей у сливно-наливных устройств должны быть не менее 20 м при транспортировке ЛВЖ и 12 м-ГЖ. Разрывы от насосных станций и хранилищ жидкостей в таре до осей железнодорожных путей у сливно-наливных устройств должны быть не менее 10 м при транспортировке ЛВЖ и 8 м - ГЖ.

Машинисты локомотивов маневровые работы с железнодорожными цистернами должны выполнять осторожно, без резких толчков, при малых скоростях движения во избежание появления искр от механических ударов.

Выше говорилось о статической электризации нефтепродуктов и опасности в связи с этим воспламенения горючих смесей. В качестве меры предупреждения электризации во время слива или налива ЛВЖ и ГЖ и при перевозке их автотранспортом автоцистерны оборудуют стальной цепочкой, свисающей до полотна дороги, которая служит заземлением для отвода зарядов в землю.

Во время грозы по соображениям пожарной безопасности сливно-наливные операции при перевозках ЛВЖ и ГЖ не допускаются.

Автомобиль для перевозки ЛВЖ и ГЖ должен иметь выхлопную трубу двигателя внутреннего сгорания, оборудованную искрогасителем и расположенную в передней части автомобиля, что исключает попадание искр из глушителя на цистерну с горючим.

При большой вязкости нефтепродуктов их необходимо подогревать для обеспечения свободного слива из цистерн. Прогревать следует только паром или горячей водой. Применение для прогрева открытого огня категорически запрещается.

Погрузка в кузов автомашины бочек с ГЖ производится при помощи наклонных деревянных брусьев (покатей). Бочки должны быть уложены устойчиво с подкладкой под них деревянных подставок (клиньев) во избежание раскатывания в пути.

Инструменты, применяемые для открывания и закрывания наливных отверстий бочек и других сосудов, должны быть неискрящими при соприкосновении со стальными бочками и резервуарами, для чего применяются инструменты из латуни.

В производственных цехах и лабораториях, применяющих ЛВЖ и ГЖ, при отсутствии централизованной доставки и раздачи их на рабочие места необходимо использовать для ручной переноски безопасную тару, например бидоны и канистры с плотно закрывающейся крышкой.