Основные понятия теории тестов. Основные положения классической теории тестов

основы теории тестов

Основные понятия теории тестов

Измерение или испытание, проводимое с целью определения состояния или способностей спортсмена, называется тестом .

Не всякие измерения могут быть использованы как тесты, а только те, которые отвечают специальным требованиям. К ним относятся:

1. стандартизованность (процедура и условия тестирования должны быть одинаковыми во всех случаях применения теста);
2. надежность;
3. информативность;
4. наличие системы оценок.

Тесты, удовлетворяющие требованиям надежности и информативности, называют добротными или аутентичными (греч. аутентико - достоверным образом).

Процесс испытаний называется тестированием ; полученное в итоге измерения числовое значение - результатом тестирования (или результатом теста). Например, бег 100 м - это тест, процедура проведения забегов и хронометража - тестирование, время забега - результат теста.

Тесты, в основе которых лежат двигательные задания, называют двигательными или моторными . Результатами их могут быть либо двигательные достижения (время прохождения дистанции, число повторений, пройденное расстояние и т.п.), либо физиологические и биохимические показатели.

Иногда используется не один, а несколько тестов, имеющих единую конечную цель (например, оценку состояния спортсмена в соревновательном периоде тренировки). Такая группа тестов называется комплексом или батареей тестов .

Один и тот же тест, примененный к одним и тем же исследуемым, должен дать в одинаковых условиях совпадающие результаты (если только не изменились сами исследуемые). Однако при самой строгой стандартизации и точной аппаратуре результаты тестирования всегда несколько варьируют. Например, исследуемый, только что показавший в тесте становой динамометрии результат 215 кГ, при повторном выполнении показывает лишь 190 кГ.

2. Надежность тестов и пути ее определения

Надежностью теста называется степень совпадения результатов при повторном тестировании одних и тех же людей (или других объектов) в одинаковых условиях.

Вариацию результатов при повторном тестировании называют внутри индивидуальной, или внутри групповой, либо внутриклассовой.

Четыре основные причины вызывают эту вариацию:

1. Изменение состояния исследуемых (утомление, врабатывание, научение, изменение мотивации, концентрации внимания и т.п.).
2. Неконтролируемые изменения внешних условий и аппаратуры (температура, ветер, влажность, напряжение в электросети, присутствие посторонних лиц и т.п.), т.е. все то, что объединяется термином “случайная ошибка измерения”.
3. Изменение состояния человека, проводящего или оценивающего тест (и, конечно, замена одного экспериментатора или судьи другим).
4. Несовершенство теста (есть такие тесты, которые заведомо малонадежные. Например, если исследуемые выполняют штрафные броски в баскетбольную корзину, то даже баскетболист, имеющий высокий процент попаданий, может случайно ошибиться при первых бросках).

Основное различие теории надежности тестов от теории ошибок измерения состоит в том, что в теории ошибок измеряемая величина считается неизменной, а в теории надежности тестов предполагается, что она меняется от измерения к измерению. Например, если необходимо измерить результат выполненной попытки в прыжках в длину с разбега, то он вполне определенный и с течением времени значительно измениться не может. Конечно, в силу случайных причин (например, неодинакового натяжения рулетки) нельзя с идеальной точностью (скажем до 0,0001 мм) измерить этот результат. Однако используя более точный измерительный инструмент (например, лазерный измеритель), можно повысить их точность до необходимого уровня. Вместе с тем, если стоит задача определить подготовленность прыгуна на отдельных этапах годичного цикла тренировки, то самое точное измерение показанных им результатов мало чем поможет: ведь они от попытки к попытке изменятся.

Чтобы разобраться в идее методов, используемых для суждения о надежности тестов, рассмотрим упрощенный пример. Предположим, что необходимо сравнить результаты прыжков в длину с места у двух спортсменов по двум выполненным попыткам. Допустим, что результаты каждого из спортсменов варьируют в пределах ± 10 см от средней величины и равны соответственно 230 ± 10 см (т.е. 220 и 240 см) и 280± 10 см (т.е. 270 и 290 см). В таком случае вывод, конечно, будет совершенно однозначным: второй спортсмен превосходит первого (различия между средними в 50см явно выше случайных колебаний в ± 10 см). Если же при той же самой внутригрупповой вариации (± 10 см) различие между средними значениями исследуемых (межгрупповая вариация) будут маленькими, то сделать вывод будет гораздо труднее. Допустим, что средние значения будут примерно равны 220 см (в одной попытке - 210, в другой - 230 см) и 222 см (212 и 232 см). При этом первый исследуемый в первой попытке прыгает на 230 см, а второй - только на 212 см; и создается впечатление, что первый существенно сильнее второго. Из этого примера видно, что основное значение имеет не сама по себе внутриклассовая изменчивость, а ее соотношение с межклассовыми различиями. Одна и та же внутриклассовая изменчивость дает разную надежность при равных различиях между классами (в частном случае между исследуемыми, рис. 14).

Рис. 14. Соотношение меж- и внутриклассовой вариации при высокой (вверху) и низкой (внизу) надежности:

короткие вертикальные штрихи - данные отдельных попыток;

Средние результаты трех исследуемых.

Теория надежности тестов исходит из того, что результат любого измерения, проводимого на человеке , есть сумма двух значений:

где: - так называемый истинный результат, который хотят зафиксировать;

Ошибка, вызванная неконтролируемыми изменениями в состоянии исследуемого и случайными ошибками измерения.

Под истинным результатом понимают среднее значение х при бесконечно большом числе наблюдений в одинаковых условиях (по этому при х ставят знак ).

Если ошибки случайны (их сумма равна нулю, и в равных попытках они не зависят друг от друга), тогда из математической статистики следует:

т.е. зарегистрированная в опыте дисперсия результатов равна сумме дисперсий истинных результатов и ошибок .

Коэффициентом надежности называется отношение истинной дисперсии к дисперсии, зарегистрированной в опыте:

Кроме коэффициента надежности используют еще индекс надежности :

который рассматривают как теоретический коэффициент корреляции зарегистрированных значений теста с истинными.

Понятие об истинном результате теста является абстракцией ( в опыте измерить нельзя). Поэтому приходится использовать косвенные методы. Наиболее предпочтителен для оценки надежности дисперсионный анализ с последующим расчетом внутриклассовых коэффициентов корреляции. Дисперсионный анализ позволяет разложить зарегистрированную в опыте вариацию результатов теста на составляющие, обусловленные влиянием отдельных факторов. Например, если зарегистрировать у исследуемых их результаты в каком-либо тесте, повторяя этот тест в разные дни, причем каждый день делать по несколько попыток, периодически меняя экспериментаторов, то будут иметь место вариации:

а) от испытуемого к испытуемому;

б) ото дня ко дню;

в) от экспериментатора к экспериментатору;

г) от попытки к попытке.

Дисперсионный анализ дает возможность выделить и оценить эти вариации.

Таким образом, чтобы оценить практически надежность теста надо, во-первых, выполнить дисперсионный анализ, во-вторых, рассчитать внутриклассовый коэффициент корреляции (коэффициент надежности).

При двух попытках величина внутриклассового коэффициента корреляции практически совпадает со значениями обычного коэффициента корреляции между результатами первой и второй попыток. Поэтому в таких ситуациях для оценки надежности можно использовать обычный коэффициент корреляции (он при этом оценивает надежность одной, а не двух попыток).

Говоря о надежности тестов, необходимо различать их стабильность (воспроизводимость), согласованность, эквивалентность.

Под стабильностью теста понимают воспроизводимость результатов при его повторении через определенное время в одинаковых условиях. Повторное тестирование обычно называют ретестом.

Согласованность теста характеризуется независимостью результатов тестирования от личных качеств лица, проводящего или оценивающего тест.

При выборе теста из определенного числа однотипных тестов (например, спринтерский бег на 30, 60 и 100 м) методом параллельных форм оценивается степень совпадения результатов. Рассчитанный между результатами коэффициент корреляции называют коэффициентом эквивалентности.

Если все тесты, входящие в какой-либо комплекс тестов, высоко эквивалентны, он называется гомогенным. Весь этот комплекс измеряет одно какое-то свойство моторики человека (например, комплекс, состоящий из прыжков с места в длину, вверх и тройного; оценивается уровень развития скоростно-силовых качеств). Если в комплексе нет эквивалентных тестов, то есть тесты, входящие в него, измеряют разные свойства, то он называется гетерогенным (например, комплекс, состоящий из становой динамометрии, прыжка вверх по Абалакову, бега на 100 м).

Надежность тестов может быть повышена до определенной степени путем:

а) более строгой стандартизации тестирования;

б) увеличения числа попыток;

в) увеличения числа оценщиков (судей, экспериментов) и повышения согласованности их мнений;

г) увеличения числа эквивалентных тестов;

д) лучшей мотивации исследуемых.

Пример 10.1.

Определить надежность результатов тройного прыжка с места в оценке скоростно-силовых возможностей спортсменов-спринтеров, если данные выборок таковы:

Решение:

1. Занести результаты тестирования в рабочую таблицу:

2. Подставляем полученные результаты в формулу расчета рангового коэффициента корреляции:

3. Определим число степеней свободы по формуле:

Вывод : полученное расчетное значение Следовательно, с уверенностью в 99% можно говорить о том, что тест тройного прыжка с места надежен.

Измерение или испытание, проводимое с целью определения состояния или способностей спортсмена, называется тестом . Не всякие измерения могут быть использованы как тесты, а только те, которые отвечают специальным требованиям: стандартность, наличие системы оценок, надежность, информативность, объективность. Тесты, удовлетворяющие требованиям надежности, информативности и объективности, называют добротными .

Процесс испытания называется тестированием , а полученные в итоге измерения числовые значения – результатом тестирования.

Тесты, в основе которых лежат двигательные задачи, называют двигательными или моторными . В зависимости от задания, которое стоит перед исследуемым, различают три группы двигательных тестов.

Разновидности двигательных тестов

Название теста

Задание спортсмену

Результат теста

Контрольное упражнение

Двигательные достижения

Бег на 1500 м, время бега

Стандартные функциональные пробы

Одинаковое для всех, дозируется: 1)по величине выполненной работы; 2) по величине физиологических сдвигов

Физиологические или биохимические показатели при стандартной работе Двигательные показатели при стандартной величине физиологических сдвигов

Регистрация ЧСС при стандартной работе 1000 кГм/мин Скорость бега при ЧСС 160 уд/мин

Максимальные функциональные пробы

Показать максимальный результат

Физиологические или биохимические показатели

Определение максимального кислородного долга или максимального потребления кислорода

Иногда используется не один, а несколько тестов, имеющих единую конечную цель. Такая группа тестов называется батареей тестов .

Известно, что даже при самой строгой стандартизации и точной аппаратуре результаты тестирования всегда несколько варьируют. Поэтому, одним из важным условий подбора добротных тестов является их надежность.

Надежностью теста называется степень совпадения результатов при повторном тестировании одних и тех же людей в одинаковых условиях. Различают четыре основные причины вызывающие внутрииндивидуальной или внутригрупповой вариации результатов тестирования:

    изменение состояния испытуемых (утомление, изменение мотивации и т.п.); неконтролируемые изменения внешних условий и аппаратуры;

    изменение состояния человека, проводящего или оценивающего тест (самочувствие, замена экспериментатора и т.п.);

    несовершенство теста (например, заведомо несовершенные и малонадежные тесты – штрафные броски в баскетбольную корзину до первого промаха и т.п.).

Критерием надежности теста может служить коэффициент надежности, рассчитанный как отношение истинной дисперсии к дисперсии, зарегистрированной в опыте: r = истинная s 2 / зарегистрированная s 2 , где под истинным значением понимают дисперсию, полученную при бесконечно большом числе наблюдений в одинаковых условиях; регистрируемая дисперсия выводится из опытных исследований. Иными словами, коэффициент надежности есть просто доля истинной вариации в той вариации, которая зарегистрирована в опыте.

Кроме этого коэффициента используют еще индекс надежности , который рассматривают как теоретический коэффициент корреляции или связи между зарегистрированным и истинным значениями одного и того же теста. Этот способ наиболее распространен как критерий оценки качества (надежности) теста.

Одной из характеристик надежности теста является его эквивалентность , что отражает степень совпадения результатов тестирования одного и того же качества (например, физического) разными тестами. Отношение к эквивалентности тестов зависит от конкретной задачи. С одной стороны, если два или больше тестов эквивалентны, их совместное применение повышает надежность оценок; с другой – представляется возможным применить только один эквивалентный тест, что упростит тестирование.

Если все тесты, входящие в какую-либо батарею тестов, высокоэквивалентны, они называются гомогенными (например, для оценки качества прыгучести гомогенными, надо полагать, будут прыжки с места в длину, вверх, тройным). Наоборот, если в комплексе нет эквивалентных тестов (как например, для оценки общей физической подготовленности), то все тесты входящие в него, измеряют разные свойства, т.е. по существу комплекс является гетерогенным.

Надежность тестов может быть повышена до определенной степени путем:

    более строгой стандартизацией тестирования;

    увеличения числа попыток;

    увеличение числа оценщиков и повышения согласованности их мнений;

    увеличения числа эквивалентных тестов;

    лучшей мотивации испытуемых.

Объективность теста есть частный случай надежности, т.е. независимость результатов тестирования от лица, проводящего тест.

Информативность теста – это степень точности, с какой он измеряет свойство (качество спортсмена), для оценки которого используется. В разных случаях одни и те же тесты могут иметь разную информативность. Вопрос об информативности теста распадается на два частных вопроса:

Что изменяет данный тест? Как точно он измеряет?

Например, можно ли по такому показателю, как МПК, судить о подготовленности бегунов-стайеров, и если можно, то с какой степенью точности? Можно ли использовать этот тест в процессе контроля?

Если тест используется для определения состояния спортсмена в момент обследования, то говорят о диагностической информативности теста. Если же на основе результатов тестирования хотят сделать вывод о возможных будущих показателях спортсмена, говорят о прогностической информативности. Тест может быть диагностически информативен, а прогностически нет и наоборот.

Степень информативности может характеризоваться количественно – на основе опытных данных (так называемая эмпирическая информативность) и качественно – на основе содержательного анализа ситуации (логическая информативность). Хотя в практической работе логический, или содержательный анализ всегда должен предшествовать математическому. Показателем информативности теста служит коэффициент корреляции, рассчитанный для зависимости - критерия от результата в тесте, и наоборот (в качестве критерия берется показатель, заведомо отражающий то свойство, которое собираются измерять с помощью теста).

В случаях недостаточности информативности какого-либо теста прибегают к использованию батареи тестов. Однако последнее, даже при наличие высоких раздельных критериев информативности (судя по коэффициентам корреляции), не позволяет получить единое число. Здесь на помощь может прийти более сложный метод математической статистики – факторный анализ. Который позволяет определить, сколько и какие тесты совместно действуют на отдельный фактор и какова степень их вклада в каждый фактор. А затем уже легко выбрать тесты (или их комбинации), которые наиболее точно оценивают отдельные факторы.

1 Что называется тестом?

2 Что называется тестированием?

Количественная оценка какого-либо качества или состояния спортсмена Измерение или испытание, проводимое с целью определения состояния или способностей спортсменаПроцесс испытания, во время которого количественно оценивается какое-либо качество или состояние спортсменаНужного определения нет

3 Что называется результатом теста?

Количественная оценка какого-либо качества или состояния спортсмена Измерение или испытание, проводимое с целью определения состояния или способностей спортсменаПроцесс испытания, во время которого количественно оценивается какое-либо качество или состояние спортсменаНужного определения нет

4 К какой разновидности тестов относится бег на 100 м ?

5 К какой разновидности тестов относится кистевая динамометрия ?

Контрольное упражнение Функциональная пробаМаксимальный функциональный тест

6 К какой разновидности тестов относится проба МПК ?

Контрольное упражнение Функциональная пробаМаксимальный функциональный тест

7 К какой разновидности тестов относится трехминутный бег под метроном ?

Контрольное упражнение Функциональная пробаМаксимальный функциональный тест

8 К какой разновидности тестов относится максимальное количество подтягиваний на перекладине ?

Контрольное упражнение Функциональная пробаМаксимальный функциональный тест

9 В каком случае считается тест информативным?

10 В каком случае считается тест надежным?

Способность теста к воспроизведению результатов при повторном испытании Способность теста измерять интересующее качество спортсменаНезависимость результатов тестирования от лица, проводящего тест

11 В каком случае считается тест объективным?

Способность теста к воспроизведению результатов при повторном испытании Способность теста измерять интересующее качество спортсменаНезависимость результатов тестирования от лица, проводящего тест

12 Какой критерий необходим при оценке теста на информативность?

13 Какой критерий необходим при оценке теста на надежность?

Критерий Т-Стьюдента Критерий F-ФишераКоэффициент корреляцииКоэффициент детерминацииДисперсия

14 Какой критерий необходим при оценке теста на объективность?

Критерий Т-Стьюдента Критерий F-ФишераКоэффициент корреляцииКоэффициент детерминацииДисперсия

15 Как называют информативность теста, если при его помощи оценивают степень тренированности спортсмена?

16 Какой информативностью контрольных упражнений руководствуется тренер, отбирая детей в свою спортивную секцию?

Логической ПрогностическойЭмпирическойДиагностической

17 Нужен ли корреляционный анализ для оценки информативности тестов?

18 Нужен ли факторный анализ для оценки информативности тестов?

19 Можно ли оценить с помощью корреляционного анализа надежность теста?

20 Можно ли оценить с помощью корреляционного анализа объективность теста?

21 Будут ли эквивалентны тесты, предназначенные для оценки общей физической подготовленности?

22 При измерении одного и того же качества разными тестами используют тесты …

Предназначенные для измерения одного и того же качества Имеющие высокую корреляционную связь между собойИмеющие низкую корреляционную связь между собой

ОСНОВЫ ТЕОРИИ ОЦЕНОК

Для оценивания спортивных результатов часто прибегают к специальным таблицам очков. Цель таких таблиц – преобразование показанного спортивного результата (выраженного в объективных мерах) в условные очки. Закон преобразования спортивных результатов в очки называется шкалой оценок . Шкала может быть задана в виде математического выражения, таблицы или графика. Различают 4 основных типа шкал, используемых в спорте и физическом воспитании.

Пропорциональные шкалы

Регрессирующие шкалы

Прогрессирующие шкалы.

Пропорциональные шкалы предполагают начисление одинакового числа очков за равный прирост результатов (например, за каждые 0,1 с улучшения результата в беге на 100 м начисляется 20 очков). Такие шкалы используются в современном пятиборье, конькобежном спорте, гонках на лыжах, лыжном двоеборье, биатлоне и других видах спорта.

Регрессирующие шкалы предполагают начисление, за один и тот же прирост результата по мере возрастания спортивных достижений, все меньшее число очков (например, за улучшение результата в беге на 100 м с 15, 0 до 14.9 с добавляют 20 очков, а за 0,1 с в диапазоне 10,0-9,9 с – только 15 очков).

Прогрессирующие шкалы. Здесь чем выше спортивный результат, тем большей прибавкой очков оценивается его улучшение (например, за улучшение времени в беге от 15,0 до 14,9 с добавляют 10 очков, а от 10,0 до 9,9 с – 100 очков). Прогрессирующие шкалы применяются в плавании, отдельных видах легкой атлетики, тяжелой атлетике.

Сигмовидные шкалы редко используются в спорте, но широко применяются при оценке физической подготовленности (например, так выглядит шкала стандартов физической подготовленности населения США). В этих шкалах улучшение результатов в зоне очень низких и очень высоких достижений поощряются скупо; больше всего очков приносит прирост результатов в средней зоне достижений.

Основными задачами оценивания являются:

    сопоставить разные достижения в одном и том же задании;

    сопоставить достижения в разных заданиях;

    определить нормы.

Нормой в спортивной метрологии называется граничная величина результата, служащая основой для отнесения спортсмена к одной из классификационных групп. Существует три вида норм: сопоставительные, индивидуальные, должные.

Сопоставительные нормы имеют в своей основе сравнение людей, принадлежащих к одной и той же совокупности. Например, разбиение людей на подгруппы по степени устойчивости (высокой, средней, низкой) или реактивности (гиперреактивные, нормореактивные, гипореактивные) к гипоксии.

Разные градации оценок и норм

Процент испытуемых

Нормы в шкалах

Словесная

в баллах

Перцентильная

Очень низкая

Ниже М - 2

От М - 2 до М - 1

Ниже средней

От М-1 до М–0,5

От М–0,5 до М+0,5

Выше средней

От М+0,5 до М+1

От М+1 до М+2

Очень высокая

Выше М+2

Эти нормы характеризуют лишь сравнительные успехи испытуемых в данной совокупности, но ничего не говорят о совокупности в целом (или в среднем). Поэтому сопоставительные нормы должны сравниваться с данными, полученными на других совокупностях, и использоваться в сочетании с индивидуальными и должными нормами.

Индивидуальные нормы основаны на сравнении показателей одного и того же спортсмена в разных состояниях. Например, во многих видах спорта нет зависимости между собственным весом тела и спортивным результатом. У каждого спортсмена есть индивидуально оптимальный вес, соответствующий состоянию спортивной формы. Эту норму можно контролировать на разных этапах спортивной подготовки.

Должные нормы основаны на анализе того, что должен уметь человек, чтобы успешно справляться с задачами, которые перед ним ставит жизнь. Примером этому могут служить нормативы отдельных комплексов по физической подготовке, должные величины ЖЕЛ, основного обмена, массы и роста тела, и т.п.

1 Можно ли прямым методом измерить качество выносливости?

2 Можно ли прямым методом измерить качество быстроты?

3 Можно ли прямым методом измерить качество ловкости?

4 Можно ли прямым методом измерить качество гибкости?

5 Можно ли прямым методом измерить силу отдельных мышц?

6 Может ли оценка выражаться в качественной характеристике (хорошо, удовлетворительно, плохо, зачет и т.п.)?

7 Есть ли разница между шкалой измерений и шкалой оценок?

8 Что называется шкалой оценок?

Система измерения спортивного результата Закон преобразования спортивных результатов в очкиСистема оценивания норм

9 Шкала предполагает начисление одинакового числа очков за равный прирост результатов. Это …

10 За один и тот же прирост результата начисляют по мере возрастания спортивных достижений всё меньшее число очков. Это …

Прогрессирующая шкала Регрессирующая шкалаПропорциональная шкалаСигмовидная шкала

11 Чем выше спортивный результат, тем большей прибавкой очков оценивается его улучшение. Это …

Прогрессирующая шкала Регрессирующая шкалаПропорциональная шкалаСигмовидная шкала

12 Улучшение результатов в зонах очень низких и очень высоких достижений поощряется скупо; больше всего очков приносит прирост результатов в средней зоне достижений. Это …

Прогрессирующая шкала Регрессирующая шкалаПропорциональная шкалаСигмовидная шкала

13 Нормы, имеющие в своей основе сравнение людей, принадлежащих к одной и той же совокупности, называются …

14 Нормы, основанные на сравнении показателей одного и того же спортсмена в разных состояниях, называются …

Индивидуальными нормами Должными нормамиСопоставительными нормами

15 Нормы, основанные на анализе того, что должен уметь делать человек, чтобы справляться с поставленными перед ним задачами, называются …

Индивидуальными нормами Должными нормамиСопоставительными нормами

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ КВАЛИМЕТРИИ

Квалиметрия (лат. qualitas – качество, metron – мера) изучает и разрабатывает количественные методы оценки качественных признаков.

В основе квалиметрии лежит несколько исходных положений:

Любое качество можно измерить;

Качество зависит от ряда свойств, образующих “древо качества” (например, древо качества исполнения упражнений в фигурном катании состоит из трех уровней – высшего, среднего, низшего);

Каждое свойство определяется двумя числами: относительным показателем и весомостью; сумма весомостей свойств на каждом уровне равна единице (или 100%).

Методические приемы квалиметрии делятся на две группы:

Эвристические (интуитивные), основанные на экспертных оценках и анкетировании;

Инструментальные.

Экспертной называется оценка, получаемая путем выяснения мнений специалистов. Характерные примеры экспертизы: судейство в гимнастике и фигурном катании на коньках, конкурс на лучшую научную работу и т.п.

Проведение экспертизы включает следующие основные этапы: формирование ее цели, подбор экспертов, выбор методики, проведение опроса и обработку полученной информации, в том числе оценку согласованности индивидуальных экспертных оценок. При экспертизе большое значение имеет степень согласованности мнений экспертов, оцениваемая по величине рангового коэффициента корреляции (в случае нескольких экспертов). Следует заметить, что ранговая корреляция лежит в основе решения многих задач квалиметрии, поскольку позволяет осуществлять математические расчеты с качественными признаками.

На практике показателем квалификации эксперта часто служит отклонение его оценок от средних оценок группы экспертов.

Анкетированием называется метод сбора мнений посредством заполнения анкет. Анкетирование наряду с интервью и беседой относится к методам опроса. В отличие от интервью и беседы анкетирование предполагает письменные ответы лица, заполняющего анкету – респондента, - на систему стандартизированных вопросов. Оно позволяет изучать мотивы поведения, намерения, мнения и т.п.

С помощью анкетирования можно решать многие практические задачи в спорте: оценка психологического статуса спортсмена; его отношение к характеру и направленности тренировочных занятий; межличностные отношения в команде; собственная оценка технико-тактической подготовленности; оценка рациона питания и многие другие.

1 Что изучает квалиметрия?

Изучает качества тестов Изучает качественные свойства признакаИзучает и разрабатывает количественные методы оценки качества

2 Математические методы, применяемые в квалиметрии?

Парная корреляция Ранговая корреляцияДисперсионный анализ

3 С помощью каких методов оценивается уровень работоспособности?

4 С помощью каких методов оценивается разнообразие технических элементов?

Метод анкетирования Метод экспертных оценокМетод не указан

5 С помощью каких методов оценивается сложность технических элементов?

Метод анкетирования Метод экспертных оценокМетод не указан

6 С помощью каких методов оценивается психологическое состояние спортсмена?

Метод анкетирования Метод экспертных оценокМетод не указан

Основные понятия теории тестов.

Измерение или испытание, проводимое с целью определения состояния или способностей спортсмена, называется тестом. Любой тест включает в себя измерение. Но не всякое изменение служит тестом. Процедура измерений или испытаний называется тестированием.

Тест, в основе которого лежат двигательные задания, называется двигательным. Существует три группы двигательных тестов:

  • 1. Контрольные упражнения, выполняя которые спортсмен получает задание показать максимальный результат.
  • 2. Стандартные функциональные пробы, в ходе которых задание, одинаковое для всех, дозируется либо по величине выполненной работы, либо по величине физиологических сдвигов.
  • 3. Максимальные функциональные пробы, в ходе которых спортсмен должен показать максимальный результат.

Высококачественное тестирование предполагает знание теории измерений.

Основные понятия теории измерений.

Измерение--это выявление соответствия между изучаемым явлением с одной стороны, и числами--с другой.

Основы теории измерений составляют три понятия: шкалы измерений, единицы измерений и точность измерений.

Шкалы измерений.

Шкала измерения -- это закон, по которому численное значение присваивается измеряемому результату по мере его возрастания или убывания. Рассмотрим некоторые из применяемых в спорте шкал.

Шкала наименований (номинальная шкала).

Это самая простая из всех шкал. В ней числа выполняют роль ярлыков и служат для обнаружения и различения изучаемых объектов (например, нумерация игроков футбольной команды). Числа, составляющие шкалу наименований, разрешается менять метами. В этой шкале нет отношений типа «больше-- меньше», поэтому некоторые полагают, что применение шкалы наименований не стоит считать измерением. При использовании шкалы, наименований могут проводиться только некоторые математические операции. Например, ее числа нельзя складывать или вычитать, но можно подсчитывать, сколько раз (как часто) встречается то или иное число.

Шкала порядка.

Есть виды спорта, где результат спортсмена определяется только местом, занятым на соревнованиях (например, единоборства). После таких соревнований ясно, кто из спортсменов сильнее, а кто слабее. Но насколько сильнее или слабее, сказать нельзя. Если три спортсмена заняли соответственно первое, второе и третье места, то каковы различие в их спортивном мастерстве, остается неясным: второй спортсмен может быть почти равен первому, а может быть слабее его и быть почти одинаковым с третьим. Места, занимаемые в шкале порядка, называются рангами, а сама шкала называется ранговой или неметрической. В такой шкале составляющие ее числа упорядочены по рангам (т.е. занимаемым местам), но интервалы между ними точно измерить нельзя. В отличие от шкалы наименований шкала порядка позволяет не только установить факт равенства или неравенства измеряемых объектов, но и определить характер неравенства в виде суждений: «больше -- меньше», «лучше--хуже» и т.п.

С помощью шкал порядка можно измерять качественные, не имеющие строгой количественной меры, показатели. Особенно широко эти шкалы используются в гуманитарных науках: педагогике, психологии, социологии.

К рангам шкалы порядка можно применять большее число математических операций, чем к числам шкалы наименований.

Шкала интервалов.

Это шкала, в которой числа не только упорядочены по рангам, но и разделены определенными интервалами. Особенность, отличающая ее от описываемой дальше шкалы отношений, состоит в том, что нулевая точка выбирается произвольно. Примерами могут быть календарное время (начало летоисчисления в разных календарях устанавливалось по случайным причинам), суставной угол (угол в локтевом суставе при полном разгибании предплечья может приниматься равным либо нулю, либо 180°), температура, потенциальная энергия поднятого груза, потенциал электрического поля и др.

Результаты измерений по шкале интервалов можно обрабатывать всеми математическими методами, кроме вычисления отношений. Данные шкалы интервалов дают ответ на вопрос: «на сколько больше», но не позволяют утверждать, что одно значение измеренной величины во столько-то раз больше или меньше другого. Например, если температура повысилась с 10 до 20 С, то нельзя сказать, что стало в два раза теплее.

Шкала отношений.

Эта шкала отличается от шкалы интервалов только тем, что в ней строго определено положение нулевой точки. Благодаря этому шкала отношений не накладывает никаких ограничений на математический аппарат, используемый для обработки результатов наблюдений.

В спорте по шкале отношений измеряют расстояние, силу, скорость и десятки других переменных. По шкале отношений измеряют и те величины, которые образуются как разности чисел, отсчитанных по шкале интервалов. Так, календарное время отсчитывается по шкале интервалов, а интервалы времени -- по шкале отношений. При использовании шкалы отношений (и только в этом случае!) измерение какой-либо величины сводится к экспериментальному определению отношения этой величины к другой подобной, принятой за единицу. Измеряя длину прыжка, мы узнаем, во сколько раз эта длина больше длины другого тела, принятого за единицу длины (метровой линейки в частном случае); взвешивая штангу, определяем отношение ее массы к массе другого тела -- единичной гири «килограмма» и т.п. Если ограничиться только применением шкал отношений, то можно дать другое (более узкое, частное) определение измерению: измерить какую-либо величину -- значит найти опытным путем ее отношение к соответствующей единице измерения.

Единицы измерений.

Чтобы результаты разных измерений можно было сравнить друг с другом, они должны быть выражены в одних и тех же единицах. В 1960 году на Международной генеральной конференции по мерам и весам была принята Международная система единиц, получившая сокращенное название СИ (от начальных букв слов System International). В настоящее время установлено предпочтительное применение этой системы во всех областях науки и техники, в народном хозяйстве, а также при преподавании.

СИ в настоящее время включает семь независимых друг от друга основных единиц (см. таблицу 2.1.)

Таблица 1.1.

Из указанных основных единиц в качестве производных выводят единицы остальных физических величин. Производные единицы определяются на основе формул, связывающих между собой физические величины. Например, единица длины (метр) и единица времени (секунда) -- основные единицы, а единица скорости (метр в секунду) -- производная.

Кроме основных, в СИ выделены две дополнительные единицы: радиан-- единица плоского угла и стерадиан--единица телесного угла (угла в пространстве).

Точность измерений.

Никакое измерение не может быть выполнено абсолютно точно. Результат измерения неизбежно содержит погрешность, величина которой тем меньше, чем точнее метод измерения и измерительный прибор. Например, с помощью обычной линейки с миллиметровыми делениями нельзя измерить длину с точностью до 0,01 мм.

Основная и дополнительная погрешность.

Основная погрешность -- это погрешность метода измерения или измерительного прибора, которая имеет место в нормальных условиях их применения.

Дополнительная погрешность--это погрешность измерительного прибора, вызванная отклонением условий его работы от нормальных. Понятно, что приборы, предназначенный для работы при комнатной температуре будет давать не точные показания, если пользоваться им летом на стадионе под палящим солнцем или зимой на морозе. Погрешности измерения могут возникать в том случае, когда напряжение электрической сети или батарейного источника питания ниже нормы или непостоянно по величине.

Абсолютная и относительная погрешности.

Величина E = А--Ао, равное разности между показанием измерительного прибора (А) и истинным значением измеряемой величины (Ао), называется абсолютной погрешностью измерения. Она измеряется в тех же единицах, что и сама измеряемая величина.

На практике часто удобно пользоваться не абсолютной, а относительной погрешностью. Относительная погрешность измерения бывает двух видов-- действительной и приведенной. Действительной относительной погрешностью называется отношение абсолютной погрешности к истинному значению измеряемой величины:

А Д =---------* 100%

Приведенная относительная погрешность--это отношение абсолютной погрешности к максимально возможному значению измеряемой величины:

Ап =----------* 100%

Систематическая и случайная погрешности.

Систематической называется погрешность, величина которой не изменяется от измерения к измерению. В силу этой своей особенности систематическая погрешность часто может быть предсказана заранее или, в крайнем случае, обнаружена и устранена по окончании процесса измерения.

Способ устранения систематической погрешности зависит в первую очередь от ее природы. Систематические погрешности измерения можно разделить на три группы:

погрешности известного происхождения и известной величины;

погрешности известного происхождения, но неизвестной величины;

погрешности неизвестного происхождения и неизвестной величины. Самые безобидные -- погрешности первой группы. Они легко устраняются

путем введения соответствующих поправок в результат измерения.

Ко второй группе относятся, прежде всего, погрешности, связанные с несовершенством метода измерения и измерительной аппаратуры. Например, погрешность измерения физической работоспособности с помощью маски для забора выдыхаемого воздуха: маска затрудняет дыхание, и спортсмен закономерно демонстрирует физическую работоспособность, заниженную по сравнению с истинной, измеряемой без маски. Величину этой погрешности нельзя предсказать заранее: она зависит от индивидуальных способностей спортсмена и его самочувствия в момент исследования.

Другой пример систематической погрешности этой группы-- погрешность, связанная с несовершенством аппаратуры, когда измерительный прибор заведомо завышает или занижает истинное значение измеряемой величины, но величина погрешности неизвестна.

Погрешности третьей группы наиболее опасны, их появление бывает связано как с несовершенством метода измерения, так и с особенностями объекта измерения -- спортсмена.

Случайные погрешности возникают под действием разнообразных факторов, которые ни предсказать заранее, ни точно учесть не удается. Случайные погрешности принципиально не устранимы. Однако, воспользовавшись методами математической статистики, можно оценить величину случайной погрешности и учесть ее при интерпретации результатов измерения. Без статистической обработки результаты измерений не могут считаться достоверными.

ОТЧЕТ

студента 137 гр. Иванова И.

о проверке эффективности методики тренировки
с применением методов математической статистики

Разделы отчета оформляются в соответствии с образцами, приведенными в настоящем пособии в конце каждого этапа игры. Зачтенные отчеты хранятся на кафедре биомеханики до консультации перед экзаменом. Студенты, не отчитавшиеся за проделанную работу и не сдавшие тетрадь с отчетом преподавателю, к экзамену по спортивной метрологии не допускаются.


I этап деловой игры
Контроль и измерения в спорте

Цель:

1. Ознакомиться с теоретическими основами контроля и измерений в спорте и физическом воспитании.

2. Приобрести навыки измерения показателей скоростных качеств у спортсменов.

1. Контроль в физическом
воспитании и спорте

Физическое воспитание и спортивная тренировка – не стихийный, а управляемый процесс. В каждый момент времени человек находится в определенном физическом состоянии, которое определяется, главным образом, здоровьем (соответствием показателей жизнедеятельности норме, степенью устойчивости организма к неблагоприятным внезапным воздействиям), телосложением и состоянием физических функций.

Физическим состоянием человека целесообразно управлять, изменяя его в нужном направлении. Это управление осуществляется средствами физического воспитания и спорта, к которым, в частности, относятся физические упражнения.

Это только кажется, что преподаватель (или тренер) управляет физическим состоянием, воздействуя на поведение спортсмена, т.е. предлагая определенные физические упражнения, а также контролируя правильность их выполнения и получаемые при этом результаты. В действительности же поведением спортсмена управляет не тренер, а сам спортсмен. В ходе спортивной тренировки оказывается воздействие на самоуправляемую систему (организм человека). Индивидуальные различия в состоянии спортсменов не дают уверенности в том, что одно и то же воздействие вызовет одинаковую ответную реакцию. Поэтому актуален вопрос об обратной связи: информации о состоянии спортсмена, поступающей тренеру в ходе контроля тренировочного процесса.

Контроль в физическом воспитании и спорте базируется на измерениях показателей, отборе наиболее существенных и их математической обработке.

Управление учебно-тренировочным процессом включает в себя три стадии:

1) сбор информации;

2) ее анализ;

3) принятие решений (планирование).

Сбор информации обычно осуществляется во время комплексного контроля, объектами которого являются:

1) соревновательная деятельность;

2) тренировочные нагрузки;

3) состояние спортсмена.



Различают (В.А. Запорожанов) три типа состояний спортсмена в зависимости от длительности промежутка, необходимого для перехода из одного состояния в другое.

1. Этапное (перманентное) состояние. Сохраняется относительно долго – недели или месяцы. Комплексная характеристика этапного состояния спортсмена, отражающая его возможности к демонстрации спортивных достижений, называется подготовленностью, а состояние оптимальной (наилучшей для данного цикла тренировки) подготовленности – спортивной формой . Очевидно, что в течение одного или нескольких дней нельзя достигнуть состояния спортивной формы или утратить его.

2. Текущее состояние. Изменяется под влиянием одного или нескольких занятий . Нередко последствия участия в соревнованиях или выполненной на одном из занятий тренировочной работы затягиваются на несколько дней. В этом случае спортсмен обычно отмечает явления как неблагоприятного характера (например, мышечные боли), так и позитивного (например, состояние повышенной работоспособности). Такие изменения называют отставленным тренировочным эффектом .

Текущее состояние спортсмена определяет характер ближайших тренировочных занятий и величину нагрузок в них. Частный случай текущего состояния, характеризующийся готовностью к выполнению в ближайшие дни соревновательного упражнения с результатом, близким к максимальному, называется текущей готовностью .

3. Оперативное состояние. Изменяется под влиянием однократного выполнения физических упражнений и является временным (например, утомление, вызванное однократным пробеганием дистанции; временное повышение работоспособности после разминки). Оперативное состояние спортсмена изменяется в ходе тренировочного занятия и должно учитываться при планировании интервалов отдыха между подходами, повторными забегами, при решении вопроса о целесообразности дополнительной разминки и т.п. Частный случай оперативного состояния, характеризующийся немедленной готовностью к выполнению соревновательного упражнения с результатом, близким к максимальному, называется оперативной готовностью .

В соответствии с приведенной классификацией выделяют три основных вида контроля состояния спортсмена:

1) этапный контроль . Его цель – оценить этапное состояние (подготовленность) спортсмена;

2) текущий контроль . Его основная задача – определить повседневные (текущие) колебания в состоянии спортсмена;

3) оперативный контроль . Его цель – экспресс-оценка состояния спортсмена в данный момент.

Измерение или испытание, проводимое с целью определения состояния или способностей спортсмена, называется тестом . Процедура измерений или испытаний называется тестированием.

Любой тест включает в себя измерение. Но не всякое измерение служит тестом. В качестве тестов могут быть использованы лишь те, которые удовлетворяют следующим метрологическим требованиям :

2) стандартизация;

3) наличие системы оценок;

4) надёжность и информативность (добротность) тестов;

5) вид контроля (этапный, текущий или оперативный).

Тест, в основе которого лежат двигательные задания, называется двигательным. Существует три группы двигательных тестов:

1. Контрольные упражнения, выполняя которые спортсмен получает задание показать максимальный результат. Результатом теста является двигательное достижение. Например, время, за которое спортсмен пробегает дистанцию 100 м.

2. Стандартные функциональные пробы, в ходе которых задание, одинаковое для всех, дозируется либо по величине выполненной работы, либо по величине физиологических сдвигов. Результатом теста являются физиологические или биохимические показатели при стандартной работе либо двигательные достижения при стандартной величине физиологических сдвигов. Например, процент увеличения ЧСС после 20 приседаний или скорость, с которой бежит спортсмен при фиксируемой величине ЧСС 160 ударов в минуту.

3. Максимальные функциональные пробы, в ходе которых спортсмен должен показать максимальный результат. Результатом теста являются физиологические или биохимические показатели при максимальной работе. Например, максимальное потребление кислорода или максимальная величина кислородного долга.

Высококачественное тестирование предполагает знание теории измерений.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Физическими качествам принято называть врожденные (генетически унаследованные) морфофункциональные качества, благодаря которым возможна физическая (материально выраженная) активность человека, получающая свое полное проявление в целесообразной двигательной деятельности. К основным физическим качествам относят силу, быстроту, выносливость, гибкость, ловкость.

3 слайд

Описание слайда:

Двигательные способности- это индивидуальные особенности, определяющие уровень двигательных возможностей человека (В. И. Лях, 1996). Основу двигательных способностей человека составляют физические качества, а форму проявления - двигательные умения и навыки. К двигательным способностям относят силовые, скоростные, скоростно-силовые, двигательно-координационные способности, общую и специфическую выносливость

4 слайд

Описание слайда:

Схема систематизации физических (двигательных) способностей Физические (двигательные) способности Кондиционные (энергетические) Силовые Сочетания кондиционных способностей Выносливость Скоростные Гибкость Координационные (информационные) КС, относящиеся к отдельным группам двигательных действий, специальные КС Специфические КС Сочетания координационных способностей Сочетания кондиционных и координационных способностей

5 слайд

Описание слайда:

ПОЛУЧИТЬ ТОЧНУЮ ИНФОРМАЦИЮ ОБ УРОВНЕ РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ /высокий, средний, низкий/ МОЖНО С ПОМОЩЬЮ ТЕСТОВ /или контрольных упражнений/.

6 слайд

Описание слайда:

С помощью контрольных испытаний (тестов) можно выявить абсолютные (явные) и относительные (скрытые, латентные) показатели этих способностей. Абсолютные показатели характеризуют уровень развития тех или иных двигательных способностей без учета их влияния друг на друга. Относительные показатели позволяют судить о проявлении двигательных способностей с учетом этого влияния.

7 слайд

Описание слайда:

Вышеназванные физические способности можно представить как существующие потенциально, т. е. до начала выполнения какой-либо двигательной деятельности или деятельностей (их можно называть потенциальными способностями) и как проявляющиеся реально в начале (в том числе при выполнении моторных тестов) и в процессе выполнения этой деятельности (актуальные физические способности).

8 слайд

Описание слайда:

С определенной долей условности можно говорить об ЭЛЕМЕНТАРНЫХ и физических способностях СЛОЖНЫХ физических способностях

9 слайд

Описание слайда:

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ ПОЗВОЛЯЮТ РАЗЛИЧАТЬ СЛЕДУЮЩИЕ ФИЗИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ СПЕЦИАЛЬНЫЕ СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОБЩИЕ КС

10 слайд

Описание слайда:

Специальные физические способности относятся к однородным группам целостных двигательных действий или деятельностей: бегу, акробатическим и гимнастическим упражнениям на снарядах, метательным двигательным действиям, спортивным играм (баскетболу, волейболу).

11 слайд

Описание слайда:

О специфических проявлениях физических способностей можно говорить как о компонентах, составляющих их внутреннюю структуру.

12 слайд

Описание слайда:

Так, основными компонентами координационных способностей человека являются: способности к ориентированию, равновесию, реагированию, дифференцированию параметров движений; способности к ритму, перестроению двигательных действий, вестибулярной устойчивости, произвольному расслаблению мышц. Эти способности являются специфичными.

13 слайд

Описание слайда:

Основными компонентами структуры скоростных способностей считают быстроту реагирования, скорость одиночного движения, частоту движений и скорость, проявляемую в целостных двигательных действиях.

14 слайд

Описание слайда:

К проявлениям силовых способностей относят: статическую (изометрическую) силу, динамическую (изотоническую) силу - взрывную, амортизационную силу.

15 слайд

Описание слайда:

Большой сложностью отличается структура выносливости: аэробная, требующая для своего проявления кислородных источников расщепления энергии; анаэробная (гликолитический, креатинфосфатный источники энергии - без участия кислорода); выносливость различных мышечных групп в статических позах - статическая выносливость; выносливость в динамических упражнениях, выполняемых со скоростью 20-90% от максимальной.

16 слайд

Описание слайда:

Менее сложными являются проявления (формы) гибкости, где выделяют активную и пассивную гибкость.

17 слайд

Описание слайда:

Под общими физическими способностями следует понимать потенциальные и реализованные возможности человека, определяющие его готовность к успешному осуществлению различных по происхождению и смыслу двигательных действий. Специальные физические способности - это возможности человека, определяющие его готовность к успешному осуществлению сходных по происхож­дению и смыслу двигательных действий. Поэтому тесты дают информацию прежде всего о степени сформированности специальных и специфических физических (скоростных, координационных, силовых, выносливости, гибкости) способностей.

18 слайд

Описание слайда:

Специальные физические способности - это возможности человека, определяющие его готовность к успешному осуществлению сходных по происхождению и смыслу двигательных действий. Поэтому тесты дают информацию прежде всего о степени сформированности специальных и специфических физических (скоростных, координационных, силовых, выносливости, гибкости) способностей.

19 слайд

Описание слайда:

Задачи тестирования выявлять уровни развития кондиционных и координационных способностей, оценивать качество технической и тактической подготовленности. На основе результатов тестирования можно: сравнивать подготовленность как отдельных учащихся, так и целых групп, проживающих в разных регионах и странах; проводить спортивный отбор для занятий тем или иным видом спорта, для участия в соревнованиях; осуществлять в значительной степени объективный контроль за обучением (тренировкой) школьников и юных спортсменов; выявлять преимущество и недостатки применяемых средств, методов обучения и форм организации занятий; наконец, обосновывать нормы (возрастные, индивидуальные) физической подготовленности детей и подростков.

20 слайд

Описание слайда:

Наряду с вышеназванными задачами в практике разных стран задачи тестирования сводятся к следующему: научить самих школьников определять уровень своей физической подготовленности и планировать необходимые для себя комплексы физических упражнений; стимулировать учащихся к дальнейшему повышению своего физического состояния (формы); знать не столько исходный уровень развития двигательной способности, сколько его изменение за определенное время; стимулировать учащихся, добившихся высоких результатов, но не столько за высокий уровень, сколько за запланированное повышение личных результатов.

21 слайд

Описание слайда:

Тест - это измерение или испытание, проводимое для определения способностей или состояния человека.

22 слайд

Описание слайда:

В качестве тестов могут использоваться лишь те испытания (пробы), которые отвечают специальным требованиям: должна быть определена цель применения любого теста (или тестов); следует разработать стандартизированную методику измерения результатов в тестах и процедуру тестирования; необходимо определить надежность и информативность тестов; результаты тестов могут быть представлены в соответствующей системе оценки

23 слайд

Описание слайда:

Тест. Тестирование. Результат тестирования Система использования тестов в соответствии с поставленной задачей, организацией условий, выполнением тестов испытуемыми, оценка и анализ результатов называется тестированием. Полученное в ходе измерений числовое значение - результатом тестирования (теста).

24 слайд

Описание слайда:

В основе тестов, используемых в физической культуре, лежат двигательные действия (физические упражнения, двигательные задания). Такие тесты называются двигательными или моторными.

25 слайд

Описание слайда:

Известна классификация тестов по их структуре и по их преимущественным показаниям различают единичный и комплексный тесты. Единичный тест служит для измерения и оценки одного признака (координационной или кондиционной способности).

26 слайд

Описание слайда:

27 слайд

Описание слайда:

С помощью комплексного теста оценивается несколько признаков или компонентов разных или одной и той же способности. например, прыжок вверх с места (со взмахом рук, без взмаха рук, на заданную высоту).

28 слайд

Описание слайда:

29 слайд

Описание слайда:

ТЕСТЫ могут быть кондиционные тесты для оценки силовых способностей для оценки выносливости; для оценки скоростных способностей; для оценки гибкости координационные тесты для оценки координационных способностей, относящихся к отдельным самостоятельным группам двигательных действий, которые измеряют специальные координационные способности; для оценки специфических координационных способностей - способностей к равновесию, ориентированию в пространстве, реагированию, дифференцированию параметров движений, ритму, перестроению двигательных действий, согласованию (связи), вестибулярной устойчивости, произвольному расслаблению мышц).

30 слайд

Описание слайда:

Каждая классификация – это своеобразные ориентиры для выбора (или создания) того типа тестов, которые в большей мере соответствуют задачам тестирования.

31 слайд

Описание слайда:

КРИТЕРИИ ДОБРОТНОСТИ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ТЕСТОВ понятие «двигательный тест» отвечает своему назначению тогда, когда тест удовлетворяет соответствующим основным критериям: надежности, стабильности, эквивалентности, объективности, информативности (валидности), а также дополнительным критериям: нормированию, сопоставляемости и экономичности. Тесты, удовлетворяющие требованиям надежности и информативности, называют добротными, или аутентичными (достоверными).

32 слайд

Описание слайда:

Под надежностью теста понимают степень точности, с которой он оценивает определенную двигательную способность независимо от требований того, кто ее оценивает. Надежность проявляется в степени совпадения результатов при повторном тестировании одних и тех же людей в одинаковых условиях; это стабильность или устойчивость результата теста индивида при повторном проведении контрольного упражнения. Другими словами, ребенок в группе обследуемых по результатам повторных тестирований (например, показа­телей прыжков, времени бега, дальности метания) устойчиво сохраняет свое ранговое место. Надежность теста определяется с помощью корреляционно-статистического анализа путем расчета коэффициента надежности. При этом используют различные способы, на основании которых судят о надежности теста.

33 слайд

Описание слайда:

Стабильность теста основывается на зависимости между первой и второй попытками, повторенными через определенное время в одинаковых условиях одним и тем же экспериментатором. Способ повторного тестирования на определение надежности называется ретестом. Стабильность теста зависит от вида теста, возраста и пола испытуемых, временного интервала между тестом и ретестом. Например, показатели кондиционных тестов или морфологических признаков при небольших временных интервалах более стабильны, чем результаты координационных тестов; у более старших детей - результаты стабильнее, чем у более младших. Ретест обычно проводится не позднее, чем через неделю. При более длительных интервалах (например, через месяц) стабильность даже таких тестов, как бег на 1000 м или прыжок в длину с места, становится уже заметно ниже.

34 слайд

Описание слайда:

Эквивалентность теста Эквивалентность теста заключается в корреляции результата теста с результатами других однотипных тестов. Например, когда надо выбрать, какой тест более адекватно отражает скоростные способности: бег на 30, 50, 60 или 100 м. Отношение к эквивалентным (гомогенным) тестам зависит от многих причин. Если надо повысить надежность оценок или выводов исследования, тогда целесообразно использовать два и больше эквивалентных теста. А если стоит задача создать батарею, содержащую минимум тестов, тогда следует применять только один из эквивалентных тестов. Такая батарея, как отмечалось, является гетерогенной, так как входящие в нее тесты измеряют разные двигательные способности. Примером гетерогенной батареи тестов является бег на 30 м, подтягивание на перекладине, наклон вперед, бег на 1000 м.

35 слайд

Описание слайда:

Надежность тестов определяют также по сопоставлению средних оценок четных и нечетных попыток, входящих в тест. Например, среднюю точность бросков в цель из 1, 3, 5, 7 и 9 попыток сравнивают со средней точностью бросков из 2, 4, 6, 8 и 10 попыток. Такой метод оценки надежности называется методом удвоения, или расщеплением. Он используется преимущественно при оценке координационных способностей и в том случае, если число попыток, образующих тестовый результат, не меньше шести.

36 слайд

Описание слайда:

Под объективностью (согласованностью) теста Под объективностью (согласованностью) теста понимают степень согласованности результатов, получаемых на одних и тех же испытуемых разными экспериментаторами (учителями, судьями, экспертами). Для повышения объективности тестирования необходимо соблюдение стандартных условий проведения теста: время тестирования, место, погодные условия; единое материальное и аппаратурное обеспечение; психофизиологические факторы (объем и интенсивность нагрузки, мотивация); подача информации (точная словесная постановка задачи теста, объяснение и демонстрация). Это так называемая объективность проведения теста. Говорят еще об интерпретационной объективности, касающейся степени независимости интерпретации результатов тестирования разными экспериментаторами.

37 слайд

Описание слайда:

В целом, как отмечают специалисты, надежность тестов можно повысить различными путями: более строгой стандартизацией тестирования, увеличением числа попыток, лучшей мотивацией испытуемых, увеличением числа оценщиков (судей, экспертов), повышением согласованности их мнений, увеличением числа эквивалентных тестов. Фиксированных значений показателей надежности теста не имеется. В большинстве случаев пользуются следующими рекомендациями: 0,95 - 0,99 - отличная надежность; 0,90 -- 0,94 -- хорошая; 0,80 -- 0,89 -- приемлемая; 0,70 - 0,79 - плохая; 0,60 - 0,69 - для индивидуальных оценок сомнительная, тест пригоден только для характеристики группы испытуемых.

38 слайд

Описание слайда:

Информативность теста это степень точности, с какой он измеряет оцениваемую двигательную способность или навык. В иностранной (и отечественной) литературе используют вместо слова «информативность» термин «валидность» (от англ. validity-обоснованность, действительность, законность). Фактически, говоря об информативности, исследователь отвечает на два вопроса: что измеряет данный конкретный тест (батарея тестов) и какова при этом степень точности измерения. Различают несколько видов валидности: логическую (содержательную), эмпирическую (на основании опытных данных) и предсказательную.

39 слайд

Описание слайда:

Важными дополнительными критериями тестов, как отмечалось, являются нормирование, сопоставляемостъ и экономичность. Суть нормирования состоит в том, что на основе результатов тестирования можно создать нормы, имеющие особое значение для практики. Сопоставляемостъ теста заключается в возможности сравнивать результаты, полученные по одному или нескольким формам параллельных (гомогенных) тестов. В практическом плане применение сопоставляемых моторных тестов снижает вероятность того, что в результате регулярного применения одного и того же теста оценивается не только и не столько уровень способности, сколько степень навыка. Одновременно сопоставляемые результаты тестов повышают достоверность выводов. Суть экономичности как критерия добротности теста состоит в том, что проведение теста не требует длительного времени, больших материальных затрат и участия многих помощников.

40 слайд

Описание слайда:

ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕСТИРОВАНИЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Второй важной проблемой тестирования двигательных способностей (напомним, что первая - отбор информативных тестов, является организация их применения. Учитель физической культуры должен определить: в какие сроки лучше организовать тестирование, как осуществлять его на уроке и как часто следует проводить тестирование. Сроки тестирования согласуются со школьной программой, которая предусматривает обязательное двухразовое тестирование физической подготовленности учащихся.

41 слайд

Описание слайда:

Знание годичных изменений в развитии двигательных способностей детей позволяет учителю вносить соответствующие коррективы в процесс физической культуры на следующий учебный год. Однако учитель должен и может проводить более частое тестирование, вести так называемый оперативный контроль. Это целесообразно делать для того, чтобы определить, например, изменение уровня скоростных, силовых способностей и выносливости под влиянием уроков легкой атлетики в течение первой четверти. С этой целью учитель может применить тесты для оценки координационных способностей детей в начале и в конце освоения материала программы, например, по спортивным играм, для выявления изменения показателей развития этих способностей.

42 слайд

Описание слайда:

Следует учитывать, что разнообразие решаемых педагогических задач не позволяет предоставить учителю унифицированную методику тестирования, одинаковых правил проведения тестов и оценки результатов тестирования. Это требует от экспериментаторов (учителей) проявления самостоятельности в решении теоретико-методологических и организационных вопросов тестирования. Тестирование на уроке необходимо увязать с его содержанием. Другими словами, примененный тест или тесты при соблюдении соответствующих требований (как к методу исследования) должны органически входить в состав запланированных физических упражнений. Если, допустим, у детей требуется определить уровень развития скоростных способностей или выносливости, то необходимые тесты следует запланировать в ту часть урока, в которой будут решаться задачи развития соответствующих физических способностей.

43 слайд

Описание слайда:

Частота проведения тестирования во многом определяется темпами развития конкретных физических способностей, возрастно-половыми и индивидуальными особенностями их развития. Например, чтобы добиться существенного прироста быстроты, выносливости или силы, требуется несколько месяцев регулярных занятий (тренировок). В то же время для того, чтобы получить достоверный прирост гибкости или отдельных координационных способностей, требуется всего 4-12 тренировок. Достичь улучшения физического качества, если начинать «с нуля», можно и за более короткий срок. А для того, чтобы улучшить это же качество, когда оно у ребенка высокого уровня, требуется больше времени. В этой связи учитель должен глубже изучить особенности развития и совершенствования разных двигательных способностей у детей в разные возрастно-половые периоды.

44 слайд

Описание слайда:

При оценке общей физической подготовленности детей можно использовать самые разнообразные батареи тестов, выбор которых зависит от конкретных задач тестирования и наличия необходимых условий. Однако в связи с тем, что полученные результаты тестирования можно оценивать лишь путем сравнения, целесообразно выбирать тесты, которые широко представлены в теории и практике физического воспитания детей. Например, опираться на те, которые рекомендованы в программе по ФК. Для сравнения общего уровня физической подготовленности ученика или группы учащихся с помощью комплекса тестов прибегают к переводу результатов тестирования в очки или баллы. Изменение суммы очков при повторных тестированиях позволяет судить о прогрессе как отдельного ребенка, так и группы детей.

49 слайд

Описание слайда:

Важной стороной тестирования является проблема выбора теста для оценки конкретной физической способности и общей физической подготовленности.

50 слайд

Описание слайда:

Практические рекомендации и советы. ВАЖНО: Определить (выбрать) батарею (или совокупность) необходимых тестов с подробным изложением всех деталей их проведения; Установить сроки тестирования (лучше - 2-3 недели сентября - 1-е тестирование, 2-3 недели мая - 2-е тестирование); В соответствии с рекомендацией точно определить возраст детей на день тестирования и их пол; Разработать единые протоколы регистрации данных (возможно на основе использования ИКТ); Определить круг помощников и осуществить саму процедуру тестирования; Сразу провести математическую обработку данных тестирования - вычисление основных статистических параметров (средняя арифметическая, ошибка средней арифметической, стандартное отклонение, коэффициент вариации и оценки достоверности различий между средними арифметическими показателями, например параллель классов одной и той же и разных школ детей такого-то возраста и пола); Одним из значительных этапов работы может быть перевод результатов тестирования в очки или баллы. При регулярном тестировании (2 раза в год, в течение нескольких лет) это позволит учителю иметь представление о прогрессе результатов.

51 слайд

Описание слайда:

Москва «Просвещение» 2007 Книга содержит наиболее распространённые двигательные тесты по оценке кондиционных и координационных способностей учащихся. Пособие предусматривает индивидуальный подход учителя физической культуры к каждому конкретному ученику с учётом его возраста и телосложения.