Какую роль в русском языке играют деепричастия. Роль причастия и деепричастия в тексте. Серебряная сказка зимы

Деепричастие - неизменяемая форма глагола - самостоятельная часть речи, соединяющая в себе признаки глагола (вид и возвратность) и наречия (неизменяемость, синтаксическая роль обстоятельства), обозначает дополнительное действие при основном. Отвечает на вопросы что делая? что сделав?

2. РОЛЬ деепричастия в речи

Деепричастия делают речь более точной, динамичной, они передают множество действий, происходящих одновременно.

Деепричастия обладают богатыми выразительными возможностями. Ёмкость, компактность, выразительность – эти свойства деепричастий широко используют и в своих произведениях.

Простые предложения, осложнённые деепричастными оборотами, более экономичны и ёмки по сравнению с синонимичными сложноподчинёнными предложениями с придаточными обстоятельственными. Их использование помогает писателю на достаточно малом пространстве текста создавать зримые, яркие, запоминающиеся образы, точно «дорисовывая» действия персонажей.

3. ОБРАЗЦЫ рассуждения о роли деепричастий в конкретном тексте

Образец 1

Я исследовал роль деепричастий и деепричастных оборотов в отрывке из романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» – «Зима!.. Крестьянин, торжествуя…» и обнаружил, что в 11 строчках поэт использовал пять деепричастий и деепричастных оборотов.

Деепричастие «торжествуя» точно передаёт состояние крестьянина, который долго ждал зимы и теперь радуется, что труд его будет облегчен и освещён красотой обновлённой природы.

Деепричастный оборот «снег почуя» помогает понять действие лошадки. Она «плетётся», т. к ей трудно передвигаться с грузом по снегу.

Удивительно точный рисунок действия, совершаемого кибиткой помогает создать деепричастный оборот «бразды пушистые взрывая». Когда мы читаем эту строчку, то не только видим стремительно летящий из-под копыт пушистый снег, но ощущаем запах зимней свежести.

Благодаря деепричастным оборотам («в салазки жучку посадив», «себя в коня преобразив») автору удалось создать зримый образ дворового мальчика, радующегося приходу зимы, и передать свой отношение к нему – доброе, шутливое.

Таким образом, Пушкин не случайно так широко использовал в этом фрагменте деепричастия и деепричастные обороты. С их помощью достигается такая «живопись», что хоть бери кисть и рисуй эту картину начавшейся русской зимы.

Образец 2

Я исследовала роль деепричастий и деепричастных оборотов в отрывках из поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри», и вот что мне удалось установить.

В деепричастном обороте «красуясь меж дерев прозрачной зеленью листов» деепричастие «красуясь» играет оценочную роль: с его помощью поэт оценивает действие виноградных лоз.

Деепричастный оборот «гладкой чешуей блестя» не только «дорисовывает» действие змеи («скользила»), но и помогает представить её внешний вид, акцентируя внимание на качестве действия.

Деепричастие «устав» не только обозначает добавочное действие лермонтовского героя, но объясняет его причину: «…устав, прилёг между высоких гор».

Всё это позволяет сделать вывод о том, что деепричастия и деепричастные обороты выполняют в лермонтовском тексте разнообразные функции, являясь выразительным средством языка.

Образец 3

Я исследовал фрагмент из рассказа И. С. Тургенева «Бежин луг». Этот текст является повествованием. Вот почему в данном отрывке преобладают глаголы и деепричастия.

Глаголы помогают писателю рассказать о последовательных действиях, а деепричастия – «дорисовать» их, передать их точный рисунок.

Так, деепричастные обороты «сидя без шапок в старых полушубках», «болтая руками и ногами» помогают представить не только позу крестьянских мальчиков, но и их внешний вид, характер их движения.

Зримые образы лошади и рыжего космача тоже помогают создать деепричастия. С помощью деепричастного оборота «навострив уши» передаётся состояние лошади во время бега, а деепричастные обороты «задравши хвост и беспрестанно меняя ногу» помогают представить внешний вид несущегося табуна, передать характер движения, совершаемого им.

Итак, Тургенев не случайно так часто использует деепричастные обороты. Простые предложения, осложнённые деепричастными оборотами, более экономичны и ёмки по сравнению с синонимичными сложноподчинёнными предложениями с придаточными обстоятельственными. Их использование помогает писателю на достаточно малом пространстве текста создавать зримые, яркие, запоминающиеся образы, точно «дорисовывая» действия персонажей.

По происхождению деепричастие в русском языке восходит к бесчленной (краткой) форме именительного падежа причастия и возникло в древнерусском языке вследствие потери форм склонения бесчленных причастий. Однако оно имеет и признаки глагола - например, время.

несовершенный - обозначает настоящее и будущее времена. Образуется от глаголов несовершенного вида с помощью суффиксов а (-я) и отвечает на вопрос «что делая?» Если деепричастие стоит в прошедшем времени, то в предложении оно стоит до сказуемого, если в будущем - после. совершенный - обозначает прошедшее время и отвечает на вопрос «что сделав?». Пример: извлечь - извлёкши, присесть - присев, присевши. Деепричастия от основы прошлого времени с суффиксом -вши (бывши, знавши, ехавши, имевши, пахавши, лизавши, вязнувши) считаются устаревшимии обычно малоупотребительны, ранее обозначали действие только что совершенное к настоящему моменту: «сказавши так, он сел», «увидевши это, он схватился за вилы». В настоящее время употребляются в форме -вшись, образованные от возвратных глаголов: умыться - умывшись, проговориться - проговорившись, разложиться - разложившись, изголодаться - изголодавшись и т. п.

Синтаксическая роль

Обычно примыкает к глаголу, выполняющему роль сказуемого, является обстоятельством и не спрягается. Реже примыкает к именному сказуемому, выраженному кратким прилагательным или существительным. Примыкая к сказуемому, может обозначать добавочное действие, сопутствующее действию, несущему основную мысль сказуемого; допускает замену спрягаемой формой глагола. В современном русском языке действия, обозначенные деепричастием и глаголом-сказуемым, должны принадлежать одному и тому же субъекту действия. Несоблюдение этого правила приводит к комическому эффекту, описанному Чеховы в рассказе «Жалобная книга» (фраза «Подъезжая к сией станции и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа. И. Ярмонкин»).

На письме деепричастные обороты (деепричастие с зависимыми словами) и отдельные деепричастия в большинстве случаев выделяются запятыми.

Образование деепричастий

Деепричастия несовершенного вида, как правило, образуются от основы настоящего времени посредством суффикса -а(-я): сверка-ют - сверка-я, грем-ят - грем-я, стуч-ат - стуч-а. В отдельных случаях (от глаголов несовершенного вида с суффиксом -ва-: давать, сознавать и со связанной основой, например отставать) эти деепричастия образуются от основы неопределенной формы: выдава-ть - выдава-я, отстава-ть - отстава-я. Деепричастия несовершенного вида не образуются от глаголов: 1) с основой, состоящей из одних согласных:шьют, льют, жмут, ткут и т.п. (исключение: мчаться - мчась); 2) с основой на г, к: бегут, текут и т.п.; 3) с основой настоящего времени на шипящий и с основой неопределенной формы на з, с, cт, х: мажут - мазать, пишут - писать, хлещут - хлестать, пашут - пахать; 4) с суффиксом -ну-. Неупотребительны деепричастия от глаголов лезть, бежать, ехать, хотеть, драть, звать, петь, гнить. Деепричастия от таких глаголов заменяются соответствующими по значению приставочными образованиями: называя, распевая и т.д. Уникальными для литературного языка являются деепричастия - будучи, крадучись: [Гений] будучи оригинальным, в то же время и общее таланта (Бел.); Я лежал в это время на полатях и, крадучись от деда, читал увлекательную книгу (Гладков). Деепричастия на -учи (-ючи) имеют архаичный характер и являются средством стилизации под народную речь: Никого не осуждаючи, он одни слова утешные говорил мне, умираючи (Н.).

Деепричастия совершенного вида образуются от основы неопределенной формы посредством суффиксов -в, -вши, -ши. Суффикс -в, реже -вши, присоединяется к основам на гласный: прогуля-ть - прогуля-в, получить - получи-в. Вариант на -вши является обязательным для образования деепричастия от возвратных глаголов:воз-врати-ться - возврати-вшись. Суффикс -ши применяется при образовании деепричастий от глаголов с основой неопределенной формы на согласный: истечь - истекши. От основ с суффиксом -ну-, выпадающим в прошедшем времени, возможно двоякое образование деепричастия: промокну-ть - промокну-в, промок-ши. Вместо образованных по общему правилу деепричастий от основ на т, д (выведши, приобретши и др.) употребляются: выведя, приобретя. Употребительны двоякие формы деепричастий: заперев - заперши, затерев - затерши, простерев - простерши и др. Возможны в современном русском языке двоякие образования деепричастий совершенного вида: с суффиксом -а (-я) и с суффиксом -в, -вши: наклоня - наклонив, поклонясь - поклонившись.

Деепричастия на -в, -вши, -ши от глаголов несовершенного вида употребляются редко: Волк, евши, никогда костей не разбирает (Кр.). Такие деепричастия обычны с отрицанием: Но Ленский, не имев, конечно, охоты узы брака несть, с Онегиным желал сердечно знакомство покороче свесть (П.).

Многие из деепричастий с суффиксом -а (-я) от глаголов совершенного вида входят в состав фразеологических сочетаний, например: положа руку на сердце и т.п.

Вопрос № 42.

Наречие как часть речи. Значение, морфологические признаки и синтаксическая функция наречий

1. Наречие – самостоятельная часть речи, которая обозначает признаки действий , признаки признаков и отвечает на вопросы: «как?», «где?», «куда?», «откуда?», «когда?», «зачем?», «почему?», «с какой целью?», «в какой степени?», «почему?» и «где?».

Морфологические признаки:

    Постоянные – неизменяемость.

    Изменяемые – степени сравнения (только у наречий, образованных от качественных прилагательных: хорошо – лучше, красиво - красивее ).

Синтаксическая роль наречий в предложении – служить определением: глагола (чуть трепещут), прилагательного (весьма значительный), другого наречия (едва заметно), числительного (приблизительно пять), существительного (трагик поневоле).

Синтаксическая роль в предложении - обстоятельство, сказуемое в безличных предложениях или сказуемое в двусоставных предложениях. Мы сделали работу быстро. На улице холодно. Она замужем.

Наречия можно разделить на два разряда по значению: обстоятельственные, определительные.

«Деепричастный оборот. Роль в художественном тексте.»

Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления учебной информации средствами технологии развивающего обучения.

Метод обучения: частично-поисковый, личностно-ориентированный.

парная, индивидуальная, фронтальная.

Цель урока:

Закрепление знаний и умений по теме «Деепричастие и деепричастный оборот»,

Формирование представлений о роли деепричастий в художественных текстах.

Задачи урока:

Обучающие:

Активизировать знания по теме “Деепричастие”;

Закрепить умение находить деепричастия и деепричастные обороты в предложениях и текстах,

уметь расставлять знаки препинания в предложении при деепричастии и деепричастном обороте;

уметь работать над связным текстом на лингвистическую тему.

Развивающие:

Развивать творческие способности;

развивать внимание, логическое мышление, самостоятельность, память, воображение;

развивать языковую компетенцию;

развивать речевую культуру.

Воспитательные:

Повысить интерес к изучению и учебному процессу, бережное отношение к слову, умение анализировать и обобщать, умение работать сообща.

Оборудование: учебники, рабочие тетради, доска, мультимедийная презентация, компьютер учителя, мультимедийный экран, мультимедийный проектор, технологические карты для каждого ученика.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока


Организационный момент

Приветствие учащихся. Проверка их готовности к уроку.

Актуализация знаний

Работа с художественным текстом. Сообщение темы урока, постановка цели урока.

Повторение теоретических знаний.

Проверка домашнего задания.

Физкультминутка

Гимнастика для глаз.

Закрепление знаний

Тренировочные упражнения

Обучающая работа

Закрепление полученных знаний

Подведение итогов, выставление оценок

Рефлексия, выставление оценок.

Информация о домашнем задании

Дать информацию о домашнем задании и комментарий к его выполнению.

Организационный момент. Приветствие.

Сегодня на уроке у нас произойдет необычная встреча лингвистики, литературы и географии.


А какова тема этой встречи, цели и задачи мы выясним с вами, выполнив первое задание.

2. Актуализация полученных знаний.

1) Работа с текстом. (фронтальная работа).

Учитель: Прочитаем стихотворение «Лодорский ». Оно написано английским поэтом Робертом Саути.

В чем необычность стихотворения? (Состоит из 48 одиночных деепричастий и одного деепричастного оборота.) Какой художественный эффект достигается использованием такого количества деепричастий? (Картина водопада становится зримой, образной, озвученной. Образ водопада изменчив: покорный и бунтующий, спокойный и резвый. Деепричастия дают разнообразные характеристики действию. Действия характеризуются с разных сторон: по цвету, звуку, движению.)

«Лодорский водопад»

Как падают воды в Лодоре?

Струясь,
Крутясь,
Сливаясь,
Вздымаясь,
Вздуваясь,
Мелькая, шурша,

Резвясь и спеша,

Скользя, обнимаясь,

Делясь и встречаясь,

Ласкаясь, бунтуя, летя,

Играя, дробясь, шелестя,

Блистая, взлетая, шатаясь,

Сплетаясь, звеня, клокоча,

Взвиваясь, вертясь, грохоча,

Морщинясь, волнуясь, катаясь,

Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,

Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя,

Держа, разливаясь, смеясь и болтая,

Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая,

Вперёд и вперёд убегая в свободолюбивом задоре –

Так падают бурные воды в сверкающем быстром Лодоре!

Какую роль играют в этом тексте деепричастия?

Найдите в тексте деепричастия, которые обозначают добавочные действия по:

а) слуховым впечатлениям (журча, шипя, кипя, шурша, шелестя, звеня, клокоча, шумя, воркуя, гремя);

б) зрительным впечатлениям (пенясь, блистая, мелькая, меняясь);

в) движению (струясь, крутясь, сливаясь, вздымаясь, вздуваясь, скользя, делясь, встречаясь, летя, дробясь, сплетаясь);

г) аналогии с человеческими качествами (ворча, резвясь, обнимаясь, ласкаясь, бунтуя, играя, шатаясь, морщинясь, волнуясь, дрожа, ликуя).

Какие еще художественные приемы для создания образа водопада использует поэт? Что они придают тексту? (Графические средства выразительности: стихотворение записано в виде пирамиды, чтобы подчеркнуть сходство с потоком воды; звукопись помогает услышать нам низвержение водопада.) (фронтальная работа).

Вспомните, при изучении какой мы уже сталкивались с подобным явлением, когда весь текст стихотворения создан из слов одной части речи?

Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? (ответы)

Используя опорную схему, сформулируйте цели нашего урока

1) закрепить умение находить __________________________________ в предложениях и текстах,

2) повторить правила постановки ___________________________________,

3) сформировать представление о _____________ деепричастий в художественных произведениях.

Запишем тему: «Деепричастный оборот. Роль деепричастий в художественных текстах».

3. Повторение теоретических сведений. На основании данного выше текста, используя план, составим необычный портрет, лингвистический (работа по вариантам).

Лингвистический портрет деепричастия

Глагольные признаки

1. Обозначает ________________________ действие.

2. Образуется от ___________________.

3. Имеет ____________ и _____________ вид.

4. Имеет ______________________

Наречные признаки

Изменяемость ________. В предложении является __________________

Лингвистический портрет деепричастного оборота

1. Деепричастный оборот это - ________________________________________.

2. Деепричастный оборот _______________ выделяется на письме ________________.

3. Одиночные деепричастия ______________ выделяются на письме.

4. Деепричастный оборот в предложении является ______

** Используя текст стихотворения, подготовить ответ на вопрос: «Для чего нужно изучать деепричастия и деепричастные обороты?»


Ответы детей. (Деепричастия дорисовывают основное действие, делают речь более точной, яркой эмоциональной, предложения с деепричастными оборотами более выразительны, живописны)

4. Гимнастика для глаз.

5. Закрепление знаний (работа в парах).

1) * Спишите предложение, найдите границы деепричастного оборота (знаки препинания не расставлены), обозначьте границы деепричастного оборота, подчеркните деепричастный оборот как член предложения.

Любовь к матери зарождаясь в колыбели всегда живет в душе человека.

Мама нежно заботясь о своем малыше много времени проводит с ним.

** Замените одно сказуемое деепричастием. Запишите получившееся предложение, обозначьте границы деепричастного оборота, подчеркните деепричастный оборот как член предложения.

Любовь к матери зарождается в колыбели и всегда живет в душе человека.

*** Спишите предложение, найдите границы деепричастного оборота (знаки препинания не расставлены), начертите схему предложения

Мама, любя ребенка всем сердцем простит ему любую ошибку и неудачу.

Поэкспериментируйте. Переставьте деепричастный оборот. Запишите получившиеся предложения. Сделайте вывод о месте деепричастного оборота в предложении.

Деепричастия, деепричастный оборот занимают ______________ место в предложении.

Дополнительный вопрос для всех: - Может ли деепричастие употребляться в предложении, если в нем нет глагола? Почему?

2) Применение. Прочитайте текст. Найдите обособленные обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами, графически объясните расстановку знаков препинания.

Еще не родившись, ребенок спросил у Бога:

Я не знаю, что делать в этом мире.

Бог, подумав, ответил:

Я подарю тебе Ангела. Он всегда будет рядом с тобой.

Но я не понимаю его язык.

Ангел будет учить тебя своему языку, охраняя от всех бед.

А как зовут моего Ангела? – спросил, облегченно вздохнув, ребенок.

Неважно, как его зовут… Ты будешь называть его Мама.

Красивая притча? А что представляет собой текст? Какие особенности существуют в оформлении диалога? Проверяем задание. Какова роль деепричастных оборотов в данном тексте?


Обучающая работа (индивидуальная работа)

Прочитайте текст без деепричастных оборотов и одиночных деепричастий.

Озаглавьте текст. Сформулируйте основную мысль притчи. Вставьте подходящие по смыслу деепричастные обороты или одиночные деепричастия. Расставьте знаки препинания, укажите границы деепричастных оборотов, подчеркните деепричастия и деепричастные обороты как члены предложения. Что изменилось в составленном вами тексте?

Однажды к маме пришли ее дети _________________ спросили, кого она любит больше всех на свете. Мать __________ взяла свечу, зажгла ее и начала говорить: «Вот свеча – это я! Ее огонь – моя любовь». Мама ________________ зажгла ее от своей. «Это мой первенец, я дала ему своего огня, свою любовь. Разве огонь моей свечи стал меньше?». И так она зажгла столько свечей, сколько у нее было деток. Она с любовью смотрела на них __________ . А огонь ее свечи оставался все таким же большим и теплым.

Слова для справок: улыбнувшись, споря между собой, взяв еще одну свечу, внимательно вглядываясь в их глаза.

Прочитайте получившийся текст. Как изменился текст, после того, как мы добавили в него деепричастия и деепричастные обороты?

Сформулируйте основную мысль притчи:__________________________(Притча о любви матери к детям.)

7. Подведение итогов урока, выставление оценок.

Сегодня на уроке мы говорили о самом дорогом для всех человеке – о маме.

**Попробуем составить синквейн о маме, но вместо трех глаголов используйте деепричастие или в четвертой строке – предложение с деепричастным оборотом.

Кому трудно выполнить это задание, предлагаю оценить свои действия на уроке

*1. На этом уроке я вспомнил ____________________________________________

2. Было трудно, но ____________________________________________________

3. Теперь я могу____________________________________________________

4. Я бы хотел ____________________________________________________

Сегодня на уроке мы повторяли __________________

Мы вспомнили, как ______________ на письме деепричастия и деепричастные обороты.

Деепричастия делают речь _____________________, _____________, ______________.

Предложения с деепричастиями и деепричастными оборотами более ______________ , ____________.

7. Домашнее задание:

*Чтобы закрепить полученные знания и на следующем уроке успешно выполнить , ваше домашнее задание будет заключаться в следующем:

На двойном листе написать: «Что я должен сделать, чтобы получит «5» за проверочную работу по т. «Деепричастие и деепричастный оборот» (составить план и выполнить его).

** Используя отрывок из произведения «Кладовая солнца», раскройте смысл высказывания русского писателя «...деепричастие дорисовывает движение»:

«Тетерев сел на самом верху, где сук сосны и сук ели сложились, как мостик между двумя деревьями. Устроившись на этом мостике ближе к ели, Косач как будто стал расцветать в лучах восходящего солнца. На голове его гребешок загорелся огненным цветком. Синяя в глубине чёрная грудь его стала переливать из синего на зелёное. И особенно красив был его радужный, раскинутый лирой хвост. Завидев солнце над болотными, жалкими ёлочками, он подпрыгнул на своём высоком мостике, показав своё белое, чистейшее бельё подхвостья и крикнул: “Чуф! Ши!”

Аргументируйте свой ответ 2-3 примерами из прочитанного текста.


Урок русского языка в 6 классе.

Подготовила учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ с. Красноармейское

Листрова Тамара Викторовна.


1.Повторить и обобщить теоретические сведения о причастии и деепричастии.

2. Научиться конструировать предложения с причастным и деепричастным оборотом, уметь использовать их в своей речи.

3. Уметь орфографически и пунктуационно правильно оформлять письменную реч ь.



Портрет причастия

Причастие – особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию и сочетает в себе признаки глагола(вид, время, возвратность) и признаки прилагательного(род, число, падеж), отвечает на вопросы Какой? Что делающий? Что сделавший?

Зависит от существительного или местоимения.

Суффиксы Наст. вр. –ущ- ющ,ащ-ящ; ом-ем-им.

Прош. вр. Вш, ш, енн, нн, т.

В предложении является определением или сказуемым.


Деепричастие – особая форма глагола, которая обозначает добавочное действие при основном действии глагола, отвечает на вопросы Как? Каким образом? Что делая? Что сделав?

Сочетает в себе признаки глагола(вид, возвратность) и наречия(неизменяемость).

Зависит от глагола.

Суффиксы: а- я, вщи, ши, учи- ючи.

В предложении выполняет роль обстоятельства.


узнал

знаю

Хочу узнать

Что такое причастие и

деепричастие




Серебряная сказка зимы.

Поля, занесенные снегом, блестят от яркого солнца.

Переплетенный лентами следов лес кажется волшебным покрывалом.

В звёздные ночи лунный свет, колдующий над полями, создает картину серебряного ожерелья.


Холодная ночь раскинулась над лесом, занесенным снегом.

Деревья оделись в белые шубы, сверкающие на ярком солнце.

А на краю опушки стоял могучий старый дуб, побелевший от мороза.




Блестя на солнце, снег лежит;

Скользя по утреннему снегу,

Друг милый, предадимся бегу…


Причастия обыкновенно избегаются в разговоре.

Мы не говорим: карета, скачущая по мосту; слуга, метущий комнату; мы говорим: которая скачет, который метет и проч ., - заменяя выразительную краткость причастия вялым оборотом.

А.С.Пушкин


« Не то, не то,- раздраженно проговорил Достоевский, - совсем не то! У тебя выходит слишком сухо: пятак упал к ногам …надо было сказать: пятак упал на мостовую, звеня и подпрыгивая …»Да, выходило гораздо живописнее.

«Звеня и подпрыгивая»

дорисовывает

движение.

Д.В.Григорович.


Иней, сверкающийся на ветках, завораживал.

Увидев заснеженную лесную опушку, меня охватило чувство радости.

Метель, начавшийся утром, не переставала до вечера.


1.Внимательно рассмотрите картинки, которые будут перед вами, запишите ваши впечатления от просмотра.

2. Напишите сочинение

«Зимняя сказка леса».

3. Проверьте свою работу.










узнал

знаю

Хочу узнать

Что такое причастие и

Какова роль причастий и деепричастий в речи?

деепричастие

Как образуются эти части речи, с помощью каких суффиксов. Чем являются в предложении


Введение с. - 3

1. Что такое деепричастие? с.- 5

2.Роль деепричастий в речи. с.- 5

3. Роль деепричастий в кулинарных рецептах. с. - 6

Заключение. с.- 12

Литература. с. - 13

Приложение

Введение

Кулинария в жизни каждой девушки, женщины играет немаловажную роль, ведь даже самой ленивой хозяйке хочется порадовать своих близких чем-нибудь вкусненьким, удивить своим кулинарным рецептом. Многие хозяйки делятся друг с другом различными рецептами, кулинарными тонкостями, переписывают рецепты в особые тетрадки.

Совсем недавно меня тоже стали интересовать кулинарные рецепты. И ни разу до изучения деепричастий я не задумывалась об их роли в рецептах. Лишь после знакомства с этой удивительной формой глагола, я поняла, что не случайно их вплетают в текст рецепта. Тем более я заметила и ещё одну удивительную вещь: в своих тетрадочках, где рецепты записаны от руки, хозяйки фактически не используют деепричастий, употребляя только глаголы. Не является ли нарушением синтаксической конструкции намеренное исключение деепричастий из рецепта, записанного от руки? Меня, конечно, заинтересовал этот факт, и я решила сравнить разные кулинарные рецепты(выпечка, первые и вторые блюда, напитки) из книг, интернет- источников, домашних рецептов и выявить роль деепричастий в кулинарных рецептах.

Гипотеза : я предполагаю, что деепричастия в кулинарных рецептах помогают значительно сократить описание приготовления блюда.

Цель моей работы : выявить роль деепричастий в кулинарных рецептах.

Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:

1.Обобщить роль деепричастий в речи;

2.Изучить роль деепричастий в кулинарных рецептах;

3. Доработать домашние кулинарные рецепты, добавив деепричастия.

Основными методами были: анализ, наблюдение, обобщение.

Материалом исследования кулинарные рецепты из книг, интернет-источников, рукописных тетрадей, периодических изданий.

Актуальность данной работы состоит в том, что интерес к кулинарии никогда не пропадёт, наоборот, база кулинарных рецептов постоянно пополняется за счёт желания любителей кулинарии придумать что- нибудь своё. Да и к тому же каждая девушка, женщина просто обязана уметь готовить.

Что такое деепричастие?

Дееприча́стие - неизменяемая форма глагола - самостоятельная часть речи, соединяющая в себе признаки глагола (вид и возвратность) и наречия (неизменяемость, синтаксическая роль обстоятельства), обозначает дополнительное действие при основном. Отвечает на вопросы что делая? что сделав?

Роль деепричастия в речи
Деепричастия делают речь более точной, динамичной, они передают множество действий, происходящих одновременно.
Деепричастия обладают богатыми выразительными возможностями. Ёмкость, компактность, выразительность – эти свойства деепричастий широко используют поэты и писатели в своих произведениях.
Простые предложения, осложнённые деепричастными оборотами, более экономичны и ёмки по сравнению с синонимичными сложноподчинёнными предложениями с придаточными обстоятельственными. Их использование помогает писателю на достаточно малом пространстве текста создавать зримые, яркие, запоминающиеся образы, точно «дорисовывая» действия персонажей.

Роль деепричастий в кулинарных рецептах

Для наблюдения я взяла рецепты первых, вторых блюд и кулинарных выпечек из разных источников

Сначала я проанализировала домашние рецепты. Деепричастий и деепричастных оборотов фактически нет в домашних рецептах домохозяек (проанализировано 120 рецептов). Найдены лишь 5 деепричастий в рецептах выпечек и десертов:

Помешивая

Чередуя

Насыпая

Нарезав

Обваливая.

Из этого следует, что хозяйки, записывая рецепты в книгу, упрощают текст: они используют знак препинания «тире» для замены глаголов или повторяют шаги рецепта с помощью глаголов. Такая работа с рецептом позволяет сделать ещё один вывод: хозяйки не хотят или не умеют использовать в своей устной и даже письменной речи деепричастия.

Затем я решила изучить пошаговые рецепты с картинками в интернет-источниках (17 рецептов), но к сожалению, ив этих рецептах было найдено 1 деепричастие: перемешивая(выпечка).

Изучая рецепты для мультиварок (29 рецептов), я не обнаружила ни одного деепричастия, хотя по-моему мнению, можно было заменить несколько пошаговых действий деепричастиями.

Затем я стала изучать рецепты в кулинарных книгах(1 книга 1958 года, 2 книга составлена в 2010 году). Всего проанализировано 235 рецептов, в книге 1958 года найдены следующие деепричастия (24) :

Очищая, удаляя, нарезая, добавляя, обваливая, соединяя, срезая, заправляя, украшая, вымачивая, заливая, запекая, пропаривая, посолив, поперчив, обжарив, запанировав, пропустив, открыв, потерев, измельчив, замесив, порубив, разобрав.

В книге 2010 года проанализировано около 500 рецептов, найдено 49 деепричастий: помешивая, добавляя, взбивая, укладывая, насыпая, обмазывая, запекая, перевернув, посахарив, заливая, шпигуя, вталкивая, снимая, подливая, подавая, посолив, поперчив, накрыв, смочив, переворачивая, проколов, поливая, нарезав, разрезав, оставив, поливая, удаляя, опуская, протирая, удалив, смазывая,перекладывая, обмакивая, поджаривая, добавив, обваляв, образовав, обмакивая, выливая, уложив, добавляя, размешивая, выкладывая,встряхивая, взбалтывая, проверяя, доливая, пастеризуя, меняя .

Чаще всего деепричастия используются в рецептах приготовления первых блюд и выпечки.

Чтобы значительно сэкономить время на запись рецепта, необходимо научиться пользоваться деепричастиями.

Чтобы проверить свою гипотезу на практике, я решила на основе готовых рецептов из домашних книг написать свои рецепты, только с использованием деепричастий. Вот что у меня получилось.

Торт «Лакомка»

4.Готовый бисквит остудить.

6. Отложить в отдельную посуду 3-4 ст. ложки сливок и добавить в них какао (для украшения) и тщательно перемешать.

7.Бананы очистить, затем очищенные бананы нарезать небольшими кусочками.

8. Коржи пропитать персиковым соком, потом выкладывать друг на друга, прослаивать взбитым кремом и кусочками банана.

9. Верх и бока торта покрыть взбитым кремом, после чего украсить торт шоколадным кремом и ягодами.

Торт «Лакомка»

1.Белки отделить от желтков и взбить с сахаром в густую пышную массу.

2. Аккуратно вмешать муку в полученную массу.

3. Тесто перелить в застеленную пергаментной бумагой форму и выпекать в нагретой до 200 С. духовке до готовности.

4.Готовый бисквит остудить.

5. Сливки взбить с сахаром в густой пышный крем.

6. Отложив 3-4 ст. ложки сливок, добавить в них какао(для украшения) и тщательно перемешать.

7.Бананы очистить, нарезав их небольшими кусочками.

8. Коржи пропитать персиковым соком, выкладывая друг на друга и прослаивая кремом и кусочками банана.

9. Верх и бока торта покрыть взбитым кремом, украшая торт шоколадным кремом и ягодами.

10. Поместить в холодильник на 2-3 часа.

Маффины

1.100г размягченного сливочного масла растереть с 0,75 ст. сахара, после этого добавить в полученную массу 2 яйца, 200г сметаны, 2 ст. ложки коньяка, щепотку соли. Тщательно перемешать, всыпать 11 ст. л. просеянной муки и 1,5ч.л. разрыхлителя, 50 г. измельченного черного шоколада и горсть вишни без косточек.

Ещё раз перемешать(тесто должно получиться как сметана).

3.Наполнить специальные формочки тестом на 2/3 , выпекать в духовке при 180 С. около 40 минут(готовность проверить спичкой).

Маффины

1.100г размягченного сливочного масла растереть с 0,75 ст. сахара, добавив 2 яйца, 200г сметаны, 2 ст. ложки коньяка, щепотку соли. Помешивая, всыпать 11 ст. л. просеянной муки и 1,5ч.л. разрыхлителя, 50 г. измельченного черного шоколада и горсть вишни без косточек.

Перемешать(тесто должно получиться как сметана).

3.Наполнив формочки тестом на 2/3 , выпекать в духовке при 180 С. около 40 минут(готовность проверить спичкой).

Картофель в фольге

1.Выбрать ровный картофель, тщательно его промыть и сварить до готовности.

2.Почистить кожуру сваренного картофеля, разрезать на две части и вырезать сердцевинки.

3. В получившиеся картофельные «ямки» положить нарезанную мелко ветчину, затем начинённые картофелинки посыпать солю и перцем.

4.Смазать начинку майонезом, после этого посыпать тёртым сыром или укропом.

4.Развернуть и нарезать фольгу квадратами для запекания, полить немного растительным маслом. , Завернуть каждую половинку картофеля в фольгу и положить на противень.

5. Особое внимание уделите краям, которые надо завернуть так, чтобы они полностью закрывали

180 градусов около 1 часа.

Картофель в фольге

1.Выбрав ровный картофель, тщательно его промыть и сварить до готовности.

2.Почистив кожуру картофеля, разрезать на две части и вырезать сердцевинки.

3. В получившиеся картофельные «ямки» положить нарезанную мелко ветчину, посыпая солю и перцем.

4.Смазать начинку майонезом, посыпав тёртым сыром или укропом.

4.Разворачивая фольгу для запекания, полить немного растительным маслом, и, завернув

Каждую половинку картофеля в фольгу,

положить на противень.

5. Особое внимание уделите краям, завернув

Их так, чтобы они полностью закрывали

Картофель и не разворачивались.

Завернутый в фольгу картофель кладем на противень, помещаем в духовку и запекаем при температуре 180 градусов около 1 часа.

Обратите внимание, что в данных рецептах деепричастия делают описание приготовления блюда выразительнее, привлекательнее и лаконичнее(смотрите Приложение 1).

Заключение:

В процессе выполнения настоящей работы проведено исследование роли деепричастий в кулинарных рецептах.

Во время работы было проанализировано 901 рецептов из разных источников. В них найдено 79 деепричастий, 49 из них в кулинарной книге 2019 года и 24 деепричастия в книге 1958 года, 5 деепричастий в домашних рецептах, 1 деепричастие в интернет- источниках. Чаще всего для приготовления определенного блюда авторы предлагают некоторые действия. Как правило, они выступают в форме пошаговых операций, представляющих, последовательную инструкцию, в которой практически отсутствуют деепричастия.