Занятие «Лекарственные растения. Конспект занятия в детском саду: «Путешествие в страну лекарственных растений

Залужная Елена Николаевна, воспитатель первой квалификационной категории, БДОУ г. Омска «Детский сад № 52 компенсирующего вида»
Описание материала: Предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшей группы (5-6 лет) «Путешествие в страну лекарственных растений». Это конспект итогового мероприятия с детьми в проектной деятельности по теме: «Лекарственные растения рядом с нами». Данный материал будет полезен для воспитателей старшей группы, а также для педагогов, работающих с детьми с нарушением зрения.

Конспект НОД в старшей группе «Путешествие в страну лекарственных растений»

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие».
Цель: расширять представления детей о лекарственных растениях, какую пользу они приносят, можно ли вырастить их самим.

Задачи:
Коррекционно – образовательные: обобщить и систематизировать представления детей о лекарственных растениях; вызвать желание узнавать новые факты о них (познакомить с народными названиями целебных трав – «белюшка», «пупавка», «ворожка», «молочник», «пуховик», «ноготки», «заячьи ушки»).
Коррекционно – развивающие: развивать познавательный интерес; речь, расширять словарь за счет новой информации (ромашка аптечная, подорожник – путешественник, травники, медонос, ноготки, соцветия). Умение устанавливать причинно – следственные связи; внимание, память. Повышать остроту зрения, развивать зрительное восприятие через художественно – продуктивную деятельность; мелкую моторику, ориентировку в пространстве.
Коррекционно – воспитательные: воспитывать экологическую культуру, формировать уважительное отношение к лекарственным травам; навыки совместной деятельности, умение делиться впечатлениями друг с другом.
Предварительная работа:
1. Художественно – продуктивная деятельность: вырезывание контура детских ладошек из бумаги и салфеток для одуванчика, ромашки, календулы; разрывание бумажной салфетки на кусочки и скатывание комочков круговыми движениями для соцветий; раскатывание из зеленой салфетки жгутиков для травки; игры с прищепками.
2. Работа с познавательной литературой. Оформление «Полочки умных книг» (справочники, энциклопедии, раскраски).
3. Чтение сказок, рассказов, стихов по теме; рассматривание иллюстраций к ним, беседы.
4. Опытно – исследовательская деятельность: выращивание рассады календулы, высадка и уход за ней на участке д/сада
5. Наблюдение за подорожником, ромашкой, мать – и - мачехой, лопухом, ландышами, одуванчиками.
6. Слушание детских песен.
Материал и оборудование: мольберт, иллюстрации по теме «Лекарственные растения», DVD, разрезные картинки для игры «Собери целое из частей», прищепки разных цветов, шапочки – подорожник, одуванчик, ромашка.
Ход:
Воспитатель: Ребята, вы любите путешествовать? Скажите, на чем можно путешествовать?
Дети: на автомобиле, поезде, самолете, теплоходе и т.д.
Воспитатель: Сегодня мы отправимся в страну лекарственных растений. Чтобы путешествие было увлекательным и полезным мы будем выполнять разные задания. Готовы? Садимся в машину, поехали!
Физминутка: «Едем, едем на машине…»
Едем, едем на машине, нажимаем на педаль,
Газ включаем, выключаем, смотрим пристально мы вдаль.
Дворники счищают капли: влево, вправо – красота!
Волосы ерошит ветер, мы шоферы - хоть куда!

Воспитатель: Смотрите, нас встречает подорожник.
Подорожник (ребенок в шапочке подорожника) :Я – подорожник. Расту вдоль дорог, часто люди проходят и не замечают меня. Подумаешь невидаль – подорожник! Но если кто – нибудь в пути обрежется, поцарапается, натрет ногу, сразу вспоминает обо мне. А я тут как тут: «Сорви мои листья, сполосни их в воде и приложи к ранке – они успокоят боль и помогут ранке скорее затянуться».
Воспитатель: Спасибо тебе, подорожник за твои лечебные свойства. Ребята, подорожник он – путешественник, хотя вроде и сидит неподвижно. Семена подорожника вместе с грязью налипают на обувь и на колеса машин и разносятся по всем дорогам. Около Антарктиды есть небольшой остров Гоф, сюда подорожник был завезен моряками, он распространился по всему острову. Этому способствовали пингвины, которые перенесли семена на своих лапках.
Воспитатель: Ребята, подорожник придумал для вас задание «Собери целое из частей» (дети садятся за столы и выполняют задание: из разрезных картинок составляют изображение ландыша, василька, мать – и – мачехи, одуванчика, ромашки и др.).


Воспитатель: Чаи мать – и – мачехи помогают при кашле. Народное название у этого растения – «отгоняющий кашель».
Ландыш, несмотря на то, что это лекарственное растение, оно очень ядовитое. Особенно ядовиты листья и плоды. Соберут травники ландыши, принесут в аптеку и приготовят из него лекарство в помощь больному сердцу. Народное название ландыш получил за форму его листьев – «заячьи ушки»,
Васильки растут вместе с рожью. Наши предки использовали их для изготовления синей краски. Сейчас в лечебных целях как противовоспалительное, общеукрепляющее, мочегонное средство, в виде промываний, примочек. Название получили от имени юноши («Цианус» - синий), которому они очень нравились.
Русское название василька произошло, по словам одного сказания, от имени молодого парня, единственного сына у матери Василя, которого заколдовала русалка и превратила в синий цветок, напоминавший своей окраской голубую воду.
Дети, можно собирать лекарственные растения в городе? (ответы детей)
Растения для приготовления настоев и отваров выращивают на специальных плантациях или собирают вдали от населенных пунктов и дорог. Ведь растения впитывают и накапливают вредные вещества, которыми загрязняют землю и воздух выхлопные газы автомобилей, заводской дым.
Воспитатель: Наше путешествие продолжается. Пересаживаемся в самолет.
Физминутка: «Мы садимся в самолет»
Мы садимся в самолет, отправляемся в полет.
Мы летим над облаками, машем папе, машем маме.
Видим, как течет река, видим в лодке рыбака.
Осторожнее: гора! Приземляться нам пора!

Воспитатель: Остановка вторая, нас встречает ромашка (выходит девочка в шапочке ромашки).
Ромашка: Я ромашка аптечная или лекарственная. Расту, как сорняк, по полям, по лугам, около жилья и вдоль дорог, почти по всей России. Мои цветки и листья имеют сильный аромат и горьковатый вкус. Я – растение медонос. Среди густых и зеленых трав выделяется моя «белая рубашка». Пчелы, бабочки, шмели видят меня издалека и летят ко мне за медом. Ребята, а что лечит ромашка?
Дети: Настоем ромашки можно полоскать горло, рот, ополаскивать волосы.
Воспитатель: Применяют в косметических целях при изготовлении кремов, шампуней, мыла, зубной пасты.
Ребята, ромашка тоже придумала для вас задание. Сейчас мы поупражняем наши пальчики, поиграем с прищепками.
Игра с прищепками «Собери цветок»

Воспитатель: Ребята, а что значит растение – медонос? Как вы думаете почему в народе ромашку называют «белюшкой», «ворожкой»? (ответы детей) . А ещё у ромашки есть другое название – «пупавка», поскольку в центре соцветия возвышается желтый «пупок».
Воспитатель: Спасибо тебе, ромашка, за целебные свойства. Продолжим наше путешествие на поезде.
Физминутка «Поезд»
Едем, едем друг за другом, полем и зеленым лугом.
На лугах цветы мелькают, в поле бабочки летают.
Подъезжаем мы к мосту, паровоз гудит: «Ту – Ту»!

Воспитатель: Остановка третья. Мы в гостях у одуванчика (выходит мальчик в шапочке одуванчика) .
Одуванчик: Я – одуванчик лекарственный. В моей жизни несколько страниц. Первая – зеленая, когда я еще не успел зацвести. Затем открывается желтая страница, а когда мои желтые огоньки превратятся в белые пушистые шарики – открывается белая страница. Длится она недолго. В воздух поднимаются воздушные плоды, они летят долго, не раскачиваются, и не перевертываются. Я тоже растение медонос. Ко мне прилетают не только пчелы и шмели, но и бабочки.
Воспитатель: Ребята, на одуванчике есть место, где сесть пчелке, чтобы полакомиться сладким нектаром и собрать пыльцу. Одуванчиковый мед – густой и ароматный.
Какие части целебны у одуванчика? (ответы детей)
Народные названия одуванчика – «молочники», «зубная трава», «пуховики». Почему? (ответы детей) . Спасибо тебе, одуванчик, за помощь людям и животным. Выполним задание одуванчика:
Игра «Веселые ладошки» (Дети из предварительно вырезанных контуров ладошек собирают целое - ромашку и одуванчик).

Звучит песня «Одуванчик», авторы А. и Н. Вайнеры
Задание на ориентировку в пространстве:
Настя, одуванчик помести в центр нашей полянки. Максим, ромашку слева от одуванчика. Дети, какой цветок справа от одуванчика? (календула)
Воспитатель: Марина, расскажи нам о календуле.
Ребенок: Это – календула или ноготки. Свое название растение получило по форме изогнутых семян. Один только взгляд на эти солнечные цветы прогоняет плохое настроение и укрепляет зрение. Часто календулу применяют в составе травяных чаев, как средство от простуды. Вот какой простой цветок, а сколько в нем полезного.
Воспитатель: Календулу выращивают на специальных плантациях далеко от города.
Ребята, наше путешествие закончено. Понравилось оно вам? Настоящие путешественники очень наблюдательны и любознательны. Ответьте на мои вопросы:
Какое растение называют «Солнышко на ножке»?
«Зеленым бинтом»?
«Заячьи ушки»?
«Белая рубашка»?
Задание какого растения было интереснее?
Воспитатель: Ребята, вы порадовали меня своими ответами. Занятие наше закончено. Я хочу угостить вас травяным чаем и пирогом со смородиной. Пойдемте пить чай.

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Верхнечелнинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VIII вида»

Клубный час: Лекарственные растения.

Гилазиева Файрузя Дамировна

воспитатель первой квалификационной категории.

Верхние Челны -2015 год.

Клубный час

Тема: Лекарственные растения.

Цель: Познакомить воспитанников с простейшими видами лекарственных растений своей местности.

Задачи:

Образовательная: Учить детей различать данные растения по внешнему виду. Дать понятие об их значении в жизни человека.

Развивающая: Развивать связанную речь, память, наблюдательность, любознательность, внимание, мышление, умение обобщать. Расширить кругозор.

Воспитывающая: Воспитывать бережное отношение к растениям, к окружающей среде.

Оборудование: наглядный материал – лекарственные растения, стенд зеленая аптека, костюмы действующих лиц, мультимедийный проектор, презентация, аптечный сбор лекарственных трав, электрический чайник, посуда для настоек и одноразовые стаканы.

Форма проведения классного часа : беседа..

Предварительная работа : собрать и высушить лекарственные растения которые растут во дворе школы, выучить с детьми сценку о применении лекарственных трав пещерными людьми.

Ход занятия

1. Организационный момент:

Добрый вечер ребята! Сядьте по удобнее: спинки прямые, ноги вместе, руки положите на парты как примерные ученики. Осмотритесь, что окружает вас. И теперь когда вы удобно сели настроимся на занятие: глаза закрыли, глубоко вдохнули, медленно выдохнули и улыбнулись. Начинаем наше занятие.

2. Сообщение темы:

Сегодня на нашем занятии мы с вами будем говорить о здоровье, об укреплении здоровья, о средствах, которые помогают укрепить нам здоровье.

А что такое здоровье, как вы понимаете это понятие?(ответы детей)Правильно, здоровье- это когда ничего не болит, когда человек не болеет. В словаре Даля сказано: «Здоровье – нормальное состояние правильно функционирующего неповрежденного организма».

Что нужно делать, чтобы быть здоровым? (ответы детей)

    Соблюдать режим дня

    Проводить профилактику заболеваний

    Принимать витамины

    По мере необходимости принимать лекарства, уколы

Но кроме таблеток и уколов можно лечиться еще и травами. Оказывается, есть такие растения, с помощью которых можно лечить те или иные болезни.

Учитель. Слайд 1.(Природа)

Здесь в зарослях лесных, где все для сердца мило,

Где чистым воздухом так сладостно дышать,

Есть в травах и цветах целительная сила,

Для всех умеющих их тайну разгадать…

(Р. Рождественский)

Природа предоставляет человеку такое разнообразие даров что их трудно даже перечислить. Для сохранения и укрепления здоровья человека особую ценность представляют лекарственные растения. В медицинских книгах сказано: «Если посмотреть на природу взглядом врача, ищущего лекарственных средств, то можно сказать - мы живем в мире лекарств!»

Сегодня ваша задача понять ценность подарка природы, познакомиться с целебными свойствами лекарственных растений, с их разнообразием и применением.

Давно подметил человек, что некоторые растения излечивают от недугов. Вот вы посмотрели сценку где пещерный человек подсмотрел, что звери тоже лечатся травами, находя среди множества растений нужные для них. Из поколения в поколение передавали люди сведения о целебных свойствах растений. Постепенно знания о них стали собираться в книги - «травники» («цветники», «зельники»). В давние времена сбором трав занимались знахари, колдуньи, шаманы.

Слайд 3. (знахарь лечащий травами)

Они окружили свое ремесло тайной и всячески отпугивали желающих заняться сбором лечебных трав, так как лечение больных людей в то же время внушало и надежду на выздоровление, и веру в сверхъестественные возможности знахаря. К тому же, готовя лекарство, знахарь обычно бормотал заклинания и совсем непонятные слова. Конечно, все это предпринималось для того, чтобы повысить цены на снадобья из трав и заставить людей отказаться от самостоятельного их сбора. Народные травознаи за тысячи лет сумели накопить множество сведений о полезных свойствах растений. И в наших аптеках, среди многих современных препаратов занимают достойное место травы, настойки из трав, таблетки из трав, таблетки на травяной основе.

3. Основная часть:

И так ребята перейдем к главной части нашего занятия. К знакомству с лекарственными растениями.

Сайд 4. (природа)

Местность наша - это сказочное царство,

Тут кругом растут лекарства,

В каждой травке, в каждой ветке-

И микстура, и таблетки.

Ну а чем и как лечить мы вас можем научить.

Все целебные растенья знаем мы без исключенья.

Нужно только не лениться, нужно только научиться

Находить растения, пригодные для лечения!

Ребята все растения с которыми я хочу вас познакомить, уже знакомы вам. Вы каждый день их видите, проходите мимо них, срывайте их, может даже некоторые, вы и применяйте в быту.

Прослушайте загадку: Злая, как волчица,

Жжется, как горчица!

Что это за диво?

Это же... (крапива)

Учитель . Вы, конечно же, знаете, как она выглядит. Где её видели? Вот высушенная крапива, можете понюхать, потрогать (ребята пускают по рядам).

Слайд 5. (крапива)

Да, людям есть, за что благодарить крапиву. Из нее можно приготовить много полезных и вкусных блюд. Весной готовят вкусные щи из майских листьев крапивы, добавляют в салаты, предварительно ошпарив кипятком. Кроме того, из крапивы получают зеленую и желтую краску, которую используют в пищевой промышленности. Крапиву используют и для временного хранения пищевых продуктов. Однако наиболее важны ее лечебные свойства. В ней содержатся вещества, которые убивают микробов и останавливают кровь.

Возьмите сырую крапиву, потолките ее и приложите к свежей ране. Крапива раны вычистит и заживит. Также крапива хорошо укрепляет волосы. А почему крапива жжется? Оказывается ребята всё растение покрыто простыми короткими и длинными жёсткими, жгучими волосками. Жгучесть волосков обусловлена наличием на кончиках муравьиной кислоты и гистамина.

Следующее растение: Носит этот мальчик желтый сарафанчик.

Подрастет - нарядится в беленькое платьице:

Легкое, воздушное, ветерку послушное.

(Одуванчик) Слайд 6 (одуванчик). Ребятам дается высушенное растение. Ребята, где можно встретить одуванчик (ответы детей). А вы знали, что он лекарственный?

Одуванчик - тоже лекарственное растение. Его так и называют ученые - «одуванчик лекарственный». Цветет одуванчик весной. Умывшись майской росой, он раскрывает свои ярко-желтые цветы-лампочки, которые красочно оживляют природу. Народные лекари называли одуванчик «жизненным эликсиром», т.е. он использовался при лечении многих болезней: желудка, кишечника, мочевого пузыря, для улучшения аппетита. Листья одуванчика используются ранней весной для приготовления витаминных салатов, особенно если перед употреблением минут на 30 погрузить их в соленую воду, чтобы они утратили излишек горечи. В некоторых странах их даже готовят впрок, заквашивая как капусту. Масляная настойка из корней одуванчика является хорошим средством от ожогов. А отвары сухой травы и корня одуванчика нужно пить, если у вас болит живот.

Желтенький платок.

Как зовут целебный

Полевой цветок? (Ромашка) Слайд 7 (ромашка). Пустить по рядам высушенное растение (предложить понюхать, на ощупь какое ощущение) Ребята, где растет ромашка? (ответы детей).

Слово «ромашка» переводится как «милая простота».

Если случиться тебе простудиться,

Если кашель, поднимется жар,

Придвинь к себе кружку, в которой дымиться

Слегка горьковатый душистый отвар.

Ромашка аптечная (лекарственная) обладает противовоспалительным, антимикробным, обезболивающим, потогонным свойством.
Её препараты снимают спазмы органов брюшной полости, улучшают аппетит, уменьшают газообразование.
Препараты ромашки также широко применяются как наружное средство - полоскания при лечении воспаления десен, слизистых оболочек, при ангинах; примочки при экземах, нарывах, язвах, ожогах рентгеновскими лучами; припарки при лечении ревматизма, артритов, ушибов. А еще ромашка делает волосы пушистыми, лучше всяких бальзамов и кожу лица чистой и гладкой.

Музыка для релаксации.

Ну а теперь давайте –ка отдохнем. Встали все около своих стульев, друг –другу не мешаем. Пойдемте ка мы с вами в лес. Мы шагаем по дорожке (шаги), впереди у нас лес (руки вперед), мы же вежливые люди надо поздороваться, а давайте все вместе «здравствуй наш зеленый друг» (поклон вперед) высоко на небе солнышко (руки вверх) внизу мягкая трава (поклон вперед), слева птицы поют (поворот головы в влево), справа деревья шумят(поворот головы направо), приятен воздух лесной (вдох и выдох), хорошо нам в лесу, но пора к продолжению занятия. Все сели на свои места. Дальше знакомимся с растениями.

Горькая травка,
К животу поправка,
И сама душиста,
И метёт чисто.
(Полынь)Слайд 8 (полынь) Где вы встречали полынь? Пустить по рядам сухую траву.

Полынь горькая растёт возле жилья, на пустырях, по обочинам дорог и лесным опушкам, реже на полях и огородах. Всё растение имеет своеобразный аромат, считается самой сильной горечью. Полынь горькая обладает противовоспалительными, антисептическими, противоязвенными, глистогонными свойствами. Её препараты повышают аппетит, улучшают пищеварение. В народной медицине полынь горькую назначают для лечения воспалительных заболеваниях почек и мочевого пузыря, при спазмах в животе, бессоннице, головокружениях. Во времена эпидемий холеры её использовали как дезинфицирующее средство. Наружно препараты полыни используют в виде компрессов, примочек как противовоспалительное, антисептическое, обезболивающее средство для лечения воспалительных заболеваний глаз, при ушибах, растяжениях, ссадинах, укусах насекомых. Для этого разводят настойку полыни горькой с кипячёной водой в соотношении 1:10. При неприятном запахе изо рта делают полоскания настоем полыни.

Расправит свой ажурный листик

Король всех трав... (тысячелистник)

Слайд 9 (тысячелистник). По рядам пускаем высушенную траву.

Ребята, а это растение где вы встречали? (ответы детей). А вы знали, что она лекарственная? (ответы детей).

Трава тысячелистник обыкновенный растёт на полянах, лесных просеках, в садах, парках, вдоль дорог. Растение распространено по всей Европе. Тысячелистник обыкновенный проявляет многосторонние лечебные свойства. Его препараты обладают: кровоостанавливающим, бактерицидным, противовоспалительным, спазмолитическим, ранозаживляющим, мочегонным, антиаллергическим свойствами.
Кровоостанавливающие свойства тысячелистника используют при лечении кишечных, лёгочных, носовых кровотечений, при кровотечениях десён.
Тысячелистник применяют для улучшения аппетита и пищеварения.
Более того, в народной медицине настой применяют как средство, регулирующее обмен веществ, также при неврастении, истерии, ночном недержании мочи, при атеросклерозе, головокружении, тошноте, головной боли, бессоннице, поносе, туберкулёзе лёгких.
Тысячелистник часто применяют в составе сбора с другими лекарственными растениями.
Как наружное средство препараты тысячелистника используют при повышенной жирности кожи, угревой сыпи, для стимуляции роста волос, при герпитических высыпаниях, чешуйчатом лишае, для заживления кровоточащих и гнойных ран, язв, для полоскания рта при кровоточивости дёсен. Вот сколько у него полезного.

Это растение скромное, но очень умное. Вечером глазки закрывает, а утром открывает глаза голубизны небесной. Слайд 10 (цикорий)

Это ребята –цикорий. Вспомните, где вы видели это растение? Ребятам дается высушенное растение.

Перед вами цикорий обыкновенный. Хотя на самом деле это растение необыкновенное. Кроме того, что цветки цикория радуют глаз, это растение и ценный медонос, и продукт питания, и лекарственное растение, и, даже, цветочные часы.

Цветёт цикорий долго - с конца весны до середины осени. Встречается на лугах, пустырях, опушках, у дорог и жилья.

Цикорий - ценный медонос, даёт пчёлам много нектара и пыльцы.

Корень цикория стимулирует обмен веществ, оказывает сахароснижающее действие и может применяться при лёгких формах сахарного диабета. Свойство цикория стимулировать обмен веществ используется в лечении многих кожных заболеваний (экзема, крапивница, себороидный дерматит, псориаз, угревая сыпь, фурункулёз).
Отвар травы цикория обладает мочегонным, желчегонным, свойствами и применяется при заболеваниях желчного пузыря (холецистит), заболеваниях почек.
Настой цветков - оказывает успокаивающее действие на нервную систему, замедляет ритм сердца, увеличивает амплитуду его сокращений.
Ещё в народной медицине цикорий применяют при бессоннице.

А еще мы с вами проведем один эксперимент. Вот здесь аптечный сбор цикория, а вот здесь то, что я собирала на нашей школьной площадке летом. Мы их сейчас заварим в двух разных банках. Оставим, на некоторое время настоятся, укроем полотенцем, чтобы тепло не уходило, а сами познакомимся последним растением.

В широколиственных лесах,
И на обочинах дорожек
Её ты встретишь всю в цветах,
Похожих чем-то на горошек.
Но сильный камфорный букет,
Не любят мухи и москиты,
Оставит от ожога след -
Её соцветья ядовиты.
Будь аккуратнее, друг мой,
Любуясь, не теряй рассудок,
Ведь из растения настой,
Поможет вылечить желудок. Слайд 11 (пижма).

Это ребята –пижма. Растение это вам знакомо, вспомните, где вы её встречали? Даю ребятам высушенный образец.

Пижма обыкновенная обладает желчегонным, противоглистным, противовоспалительным, ранозаживляющим потогонным свойствами. Её препараты назначают при сердечных болях, при заболеваниях печени, при гастритах со сниженной кислотностью.
В народной медицине отвар пижмы назначают при нервном истощении, головных болях, эпилепсии, при воспалениях мочевого пузыря и почек, почечнокаменной болезни, при ревматизме и полиартрите.
Препараты этого растения также используются наружно для лечения ревматизма и подагры (ванны), синяков, гнойных ран и язв (примочки, обмывания). Для лечения себореи настоем моют голову. Также в старину, домах вешали букеты из пижмы для отпугивания мух и комаров.

Вот ребята мы с вами ознакомились с некоторыми видами лекарственных растений. Конечно, на одном занятии о всех лекарственных растениях рассказать не возможно, мы еще будем проводить занятия о чудодейственных растениях. На сегодняшнее занятие я вам приготовила самые распространенные растения которые вам встречаются каждый день, ведь эти растения растут на нашей школьной площадке. Ребята давайте вернемся к нашим настоям. Вот посмотрите, поменяли слегка цвет воды, она стала слегка желтоватой. Сейчас я раздам вам два стакана настоя, в одном аптечный сбор цикория, на другом наш натуральный. Вы попробуйте и мне скажите, есть ли разница. Ну как ребята? (ответы детей), если нет разницы, так зачем нам покупать лекарственные сборы из аптек за деньги, когда есть возможность приготовить самим.

Слайд 12 (сушка растений).

Теперь остановимся на сборке и хранении лекарственных растений:

    Чтобы собирать растения, их нужно хорошо знать, т.е. отличать от других; знать, когда их нужно собирать (в этом могут помочь календари сбора растений), и какая часть растения необходима для лечения.

    Собирать растения можно только в сухую погоду, лучше утром, сразу после высыхания росы.

    Нельзя собирать загрязненные растения, с ржавыми пятнами, растущие вблизи дорог, автомобильных шоссе.

    Сушить только в тени, в хорошо проветриваемом помещении, а не на солнце. Растения нужно разложить тонким слоем на картоне, материи и не менее 2-х раз в сутки переворачивать.

    Не вырывать растения с корнем, не собирать все растения до последнего, ни в коем случае не собирать растения, которые занесены в Красную книгу. (Например: ландыши, ветреница лесная, женьшень, колокольчик широколистный и др.)

    Хранить высушенные травы лучше всего в картонных коробках, бумажных пакетах или мешочках из ткани.

    И не рвите без надобности цветы и травы.

    И запомните растения тоже лекарство, и их нельзя пить просто так, к тому же может быть аллергические реакции, например на полынь или сильно пахнущее растение.

Итог. Слайд 13 (сбор лекарственных растений)

Ребята, в заключение нашего занятия ещё раз напоминаю: ПРИРОДА ЩЕДРА ЛИШЬ ТОГДА, КОГДА К НЕЙ ОТНОСЯТСЯ БЕРЕЖНО И ЗАБОТЛИВО.

Ученик . Лес не только для нашей забавы,

Он – богатство нашей страны.

Все деревья в нем, ягоды, травы

Нам на пользу, друзья, взращены.

Луга июльские – чудо простое,

Синее, белое и золотое.

Травы лечебные, травы целебные!

Нет на земле бесполезной травы!

Все растения надо знать,

Их беречь и охранять.

Ведь из трав лесного царства

Люди делают лекарства.

Татьяна Величко

Цель: формирование представлений детей о лекарственных растениях, их использовании в повседневной жизни.

Задачи:

образовательные:

1. Познакомить с лекарственными растениями, растущими у нас на участке (3-4 вида).

2. Учить узнавать и правильно называть одуванчик, подорожник, мяту и ромашку.

3. Расширить знания о пользе растений, их целебных свойствах, о взаимосвязи растительного мира и человека.

4. Познакомить с пчелами – друзьями растений.

развивающие:

1. Развивать внимание, речевую активность, обогащать словарный запас.

2. Развивать общую и мелкую моторику, двигательную активность.

2. Развивать любознательность.

воспитательные:

1. Вызывать желание участвовать в мероприятии;

3. Воспитывать бережное отношение к растениям, приносящим пользу человеку и животным.

Оборудование:

Краски, карандаши, бумага;

Пластилин;

Картинки - изображения подорожника, ромашки, мяты, одуванчика;

Лейки для полива;

Семена, косточки от ягод.

Методы и приёмы: беседа, рассказ, объяснение, игра, показ, художественное слово.

Утро.

Игры на развитие мелкой моторики. Конструирование из семян.

Цель: Развивать мелкую моторику, укреплять пальцы рук, развивать зрительно-моторную координацию посредством выкладывания изображения цветка из семян.

Беседа «Необычные травы».

Цель: Рассказать детям о растениях, которые приносят пользу: подорожнике, ромашке, одуванчике и мяте. Познакомить детей с изображением этих растений.

Материал: Иллюстрации с изображением лекарственных растений, демонстрация лекарственных растений, растущих у нас на участке.


Дети узнали, что у подорожника – целебные листья: они заживляют ссадины и ранки.

У мяты – полезные листья, стебельки и цветки; настой из них успокаивает.

Одуванчик – кладезь витаминов; используют и листья, и цветки. Из листьев делают салат, а из цветков – даже варят варенье!

Ромашка спасает от простуды.

Дидактическая игра «Кто найдёт растение по названию?»

Цель: закрепить представления детей о внешнем виде растения.

Правила игры: быстро находить карточки с изображением лекарственного растения, названного педагогом.

Ход игры: воспитатель называет одно из изображенных на карточках лекарственных растений, например, подорожник. Выигрывает тот, кто быстрее всех найдет названное растение.


Чтение художественной литературы: (на выбор)

1. Онегов А. С. «Тропинка полевая»

2. Крюкова Т. «Лесная аптека»

3. Анишина Н «Азбука лечебных трав»

Прогулка

Наблюдение за лекарственными растениями на участке.

Рассмотреть внешний вид растений: листья, цветки, стебли; отметить запах. Научить отличать растения друг от друга.

Труд в природе.

Продолжать учить ухаживать за растениями: поливать, рыхлить землю. Формировать желание помогать взрослым в уходе за цветником.

Подвижно-дидактическая игра «Раз, два, три к …. (растению) беги»

Цель: упражнять детей в быстром нахождении растения по названию.

Ход игры: Воспитатель называет лекарственное растение и говорит: «Раз, два, три к. беги». Ребятам необходимо быстро найти растение на участке и стать возле него.

Игра «Семечко, бутон, цветок»

Цель: развивать слуховое внимание, двигательную активность.

Ход игры: Воспитатель рассказывает, что из семечка вырастает растение, появляется бутон, затем – цветок. По сигналу воспитателя дети превращаются в семечко, затем бутон и цветок.

Семечко - дети сидят на корточках, руками прикрыв колени;

Бутон – дети встают, руки скрещены на груди, голова опущена;

Цветок – дети расправляют руки в стороны, поднимают голову вверх.

Вторая половина дня

Беседа по ОБЖ «Подорожник – первый помощник»

Цель: Закрепить знания о лекарственном растении, рассказать, как можно оказывать себе элементарную помощь.

Самостоятельная художественная деятельность «Нарисуй цветок».

Цель: Формировать интерес к изодеятельности, создать условия для выражения своих впечатлений при создании рисунка. Продолжать учить передавать особенности изображаемого предмета.


Коллективная работа «Пчелки – лучшие друзья растений»

Цель: Формировать интерес к лепке. Учить создавать предметы, состоящие из нескольких частей, объединять получившиеся работы в коллективную композицию. Вызывать радость от получившейся работы.


Театрализованная деятельность. Игра – пантомима «Травки - помощники»

Развивать пантомимические навыки, имитацию движений по тексту.

Подорожник

Вырос подорожник,

Листья как ладошки, (Показываем ладошки)

К ранке осторожно (Движения по тексту)

Приложу на ножке.

Одуванчик

Вырос одуванчик (Встаем на носочки, руки вверх)

Желтый сарафанчик (Показываем сарафанчик)

Цветочки и листья

Вылечат быстро. (Большой палец вверх)

Ромашка

На лужок мы пойдем, (Движения по тексту)

И ромашек соберем.

Заварим в чашке

Цветки ромашки.

Выпьем настой,

Простуда – долой.

Мята

Душистая мята

Пахнет приятно. (Нюхаем растение)

Цветочки, листочки (Покрутить кистями рук, развести руки в стороны)

Полезны, ребята.

Может помочь (Имитируем сон)

Спать спокойно всю ночь.

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия по валеологическому воспитанию в средней группе «Полезные и вредные продукты» Цель: охрана здоровья детей.

Конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в средней группе «Полезные витамины» Конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в средней группе "Полезные витамины" Интеграция образовательных областей:.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию познавательной активности у детей дошкольного возраста "В царстве лекарственных.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе «Путешествие в мир лекарственных растений» Беседа: «Путешествие в мир лекарственных растений» Цель: Расширить знания о пользе и применении лекарственных растений. Задачи: - Развивать.

Железцова Любовь Прокофьевна
Воспитатель, высшая категория МБДОУ г. Астрахани №100 г.Астрахань

Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы, двигательная.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Физическая культура», «Здоровье».
Цели деятельности педагога: продолжать знакомить детей с растительным миром ближайшего окружения; учить различать и находить растения по описанию, правильно собирать их, сушить, знать назначение; развивать наблюдательность, любознательность, бережное отношение к своему здоровью.

Планируемые результаты развития интегративных качеств: ребенок интересуется новым, неизвестным в окружающем мире, задает вопросы взрослому; владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействиями с детьми и взрослыми; знает правила поведения в природе; имеет сформированные представления о здоровом образе жизни.
Материалы и оборудование: гербарий, пучки лекарственных трав, иллюстрации с их изображением.
Содержание организованной деятельности детей.
Вводное слово воспитателя.
Воспитатель.
Если вдруг ты заболел,
Не спеши с таблетками,
Пригласи своих друзей
С зелеными ветками.
Они и красивей, и тоже лечебные,
Бывают и горькие, но очень полезные.
Помногу их пить тоже нельзя,
Бывают опасными эти друзья.
(М. Киселева)
- О каких друзьях говорится в стихотворении?
Дети. О лекарственных травах.
Воспитатель. Вот сегодня мы и поговорим о них. Кого из вас, когда вы болели, мамы лечили травами?
Ответы детей.
Воспитатель. Лечение травами известно с давних времен. Люди заметили, что растения, которыми они питаются, могут быть еще и целебными. В наших лесах очень много таких растений.
Работа с гербарием.
- Рассмотрите гербарий, назовите растения, которые вам известны.
Дети рассматривают гербарий. Воспитатель обращает их внимание на иллюстрации с изображением лекарственных трав, просит назвать их, найти подобные образцы в гербарий, сравнить.
Дети выполняют поисковое задание.
Воспитатель. Кого мама часто лечит травами, использует их как оздоровительный напиток? Ответы детей.
Воспитатель. Назовите и покажите травы, которыми лечат простуду.
Дети. Мята, шалфей, мать-и-мачеха, подорожник.
Воспитатель. Молодцы! А вот эти пьют при болезнях в желудке.
Показывает подорожник, пижму, ромашку, тысячелистник.
Воспитатель. Не надо забывать, что травы, как и таблетки, могут принести вред, если употреблять их без надобности и в больших количествах. Поговорим о том, как правильно собирать, сушить и хранить травы.
Рассказ воспитателя.
Воспитатель. Многие виды трав занесены в Красную книгу, поэтому их надо собирать с осторожностью, стараться не повредить корни, брать столько, сколько используете за зиму. Словом, не наносить вреда природе.
Физкультминутка
Шеей крутим осторожно-
Голова кружиться может.
Влево смотрим - раз, два, три!
И направо посмотри.
(Вращение головой вправо и влево.)
Вверх потянемся, пройдемся,
(Потягивания- руки вверх, ходьба на месте.)
И на место вновь вернемся.
(Дети садятся.)
Воспитатель. Травы бывают многолетними, двухлетними, однолетними. Сушить их надо в затемненном месте, в подвешенном состоянии, на сквозняке. При хранении не мять, упаковывать в ситцевые или бумажные мешочки, которые надо обязательно подписать. Некоторые травы, например чистотел, ядовиты.
Игры.
А) Задавать вопросы по картинкам, где изображены растения и места их произрастания, например, дорога – подорожник, луг – ромашка.
Б) Учимся узнавать лекарственные растения по запаху. Детям предлагают понюхать листья мяты, ромашки, черемухи, шалфея, земляники и отгадать названия трав.
Итог деятельности.
Выводы:
- Лекарственные растения надо собирать правильно, не нанося вреда природе.
- Употреблять лекарственные растения нужно осторожно.
- Есть ядовитые растения, их надо знать.

Конспект занятия «Лекарственные растения»

Цели занятия:

Познавательные УУД:

Обобщить и систематизировать знания о лекарственных растениях;

Учить искать и выделять необходимую информацию в тексте.

Личностные УУД:

Работать над развитием учебных и познавательных мотивов;

Регулятивные УУД:

Учить ставить цели предстоящей работы;

Учить различать учебные задания разного типа;

Учить контролировать свои учебные действия, обнаруживать и исправлять ошибки, осуществлять контроль;

Коммуникативные УУД:

Совершенствовать умение работать в паре, в группе;

Учить осуществлять учебное сотрудничество;

Оборудование: тетрадь, цветные карандаши, раздаточный материал.

Оборудование: рисунки лекарственных растений (или гербарий): мяты, липы, подорожника, ромашки аптечной, березы, лука, чеснока, лист бумаги в клетку.

Ход занятия

Педагог . Сегодня мы совершим экскурсию по городу Лекарственных растений. Она поможет нам поближе познакомиться с травами, деревьями, цветами, которые верой и правдой служат человеку многие века. А начнем мы с разминки. Она посвящена лекарственным растениям.

➢ Ах, не трогайте меня, обожгу и без огня. (Крапива.)

Золотая середина и лучи идут кругом.

Это, может быть, картина -

Солнце в небе голубом? (Ромашка.)

➢ Вся в белое платье одета,

В сережках, в листве кружевной,

Встречает горячее лето

Она на опушке лесной. (Береза.)

➢ Кто ни прикасается, за того цепляется.

Привязчивый и колкий, кругом торчат иголки. (Репей, или лопух.)

➢ Нам запах свежести лесной

Приносит позднею весной

Цветок душистый, нежный,

Из кисти белоснежной. (Ландыш.)

➢ Тонкий стебелек у дорожки, на конце его - сережки.

На земле лежат листки - маленькие лопушки.

Нам он, как хороший друг, лечит раны ног и рук. (Подорожник.)

➢ Растет зеленый кустик, дотронешься - укусит. (Шиповник.)

➢ Что же это за девица? Не швея, не мастерица, Ничего сама не шьет, а в иголках круглый год? (Ель.)

➢ Колосится в поле рожь, там, во ржи, цветок найдешь ярко-синий и пушистый, только, жалко; не душистый. (Василек.)

➢ На него подуй слегка, был цветок - и нет цветка. (Одуванчик.)

Справка . Крапива. Действует как мочегонное, выводит лишнюю жидкость из организма, очищает кровь, улучшает пищеварение, снижает кровяное давление. Ромашка. Противовоспалительное средство. Чай из нее помогает при простуде, болях в желудке. Восстанавливает аппетит. Подавляет кишечные инфекции. Береза. Отхаркивающее и витаминное средство. Заживляет раны. Используется при лечении почек. Репей. Рекомендуется при болезнях почек, язвенной болезни. Репейное масло укрепляет волосы. Ландыш. Используется при лечении сердечных заболеваний. Подорожник. Останавливает кровотечение. Листья и сок используются при ушибах и порезах, воспалениях и ожогах, свежих мозолях и укусах насекомых. Шиповник. Содержит большое количество витамина С, повышает сопротивляемость организма при инфекционных заболеваниях. Ель. Используется при лечении заболеваний органов дыхания и сердца. Василек, Лечит почки и сердце. Одуванчик. Придает силы, снимает усталость, улучшает пищеварение, лечит печень, желудок. Млечный сок удаляет веснушки, угри.

Педагог . Давайте определимся с маршрутом экскурсии. Перед вами схема города Лекарственных растений. Даны названия улиц, а под ними - примеры. Нужно определить путь движения от одного числа к другому (решая примеры), начиная с наименьшего, соединив названия улиц стрелками.

Педагог . Итак, наша пешеходная экскурсия начинается с улицы Липовая Аллея. Вспомните, какой аромат издают душистые цветки липы во время цветения. Недаром же они так привлекают пчел, благодаря которым мы можем лакомиться липовым медом. (Демонстрируется рисунок липы.)

Липа - средство от простуды,

знают все о том повсюду.

Хоть невзрачен липы цвет,

но полезней чая нет.

При ангинах и простудах

пьют целебный липы чай.

Говорят, когда болеют:

«Ну-ка, липа, выручай!»

Давайте на память об этом чудесном дереве сделаем его изображение по клеточкам. (Обучающиеся чертят в тетради.) Поставьте точку в уголке клетки, затем проведите линию на

три клетки вверх;

одну клетку вниз наискосок справа налево;

одну клетку вверх;

одну клетку влево;

одну клетку вверх;

одну клетку вверх наискосок справа налево;

одну клетку вверх наискосок слева направо;

одну клетку вправо;

одну клетку вверх наискосок слева направо;

одну клетку вправо;

одну клетку вниз наискосок слева направо...

Закончите рисунок.

Педагог . И вот мы уже подходим к площади Лука и Чеснока. (Демонстрируются рисунки лука и чеснока.) Неслучайно эта площадь носит имя сразу двух растений, ведь лук и чеснок имеют много общего и оказывают неоценимую услугу здоровью человека.

В них не только фитонциды,

что микробам так страшны,

что, бесспорно, всем нужны.

И поэтому, чтоб реже

приходилось вам болеть,

в каждом доме лук, чеснок

круглый год должны иметь.

Тот, кто с ними крепко дружит,

никогда не занедужит.

И все-таки эти растения трудно перепутать. Отгадайте загадки и объясните, какие признаки указали вам, где лук, а где - чеснок.

➢ В десять одежек плотно одет,

Часто приходит к нам на обед.

Но лишь за стол ты его позовешь,

Сам не заметишь, как слезы прольешь. (Лук.)

➢ Вырастает он в земле, убирается к зиме.

Головой на шар похож.

Если только пожуешь

Маленькую дольку, будет запах донимать

Очень-очень долго. (Чеснок.)

Задание

А теперь попробуйте расшифровать пословицы.

    ТИЧЕЛ ВОГУДЕН ЬМЕС КУЛ (Лук семь недугов лечит. Читаем справа налево.)

    ЧЮЕЮСЮНЮОЮКЮ - ЛЮУЮКЮУЮ БЮРЮАЮТЮ. (Чеснок - луку брат. Читаем, пропуская каждую вторую букву.)

Педагог . Внимание! Приближаемся к проспекту Подорожника. (Рисунок подорожника.)

Путника друг, подорожник,

Скромный, невзрачный листок,

Он на порезанный палец

Влажной заплаткою лег.

Многим из нас невдомек,

Что отыскалось лекарство

Тут же, на тропке, у ног.

Вс. Рождественский

Задание

Обратите внимание, как точно название указывает, где растет эта трава: «подорожник», значит, по дорогам, т. е. вдоль дорог. А теперь попробуйте прочитать спрятавшиеся среди других букв «говорящие» названия лекарственных трав:

ТРУДИПУСТЫРНИКМИНА (пустырник)

УЧИСТОТЕЛНИКОДЕЛСАТ (чистотел)

РЕПЕКОЮМЕДУНИЦАТОЛ (медуница)

ПОДЗВЕРОБОЙПАБОВНИК (зверобой)

Справка . Пустырник. Успокоительное средство. Чистотел. Используется при лечении кожных заболеваний. Медуница. Растение прикладывают к кровоточащим ранам, местам ушибов, переломам. Зверобой. Используется при лечении заболеваний желудочно-кишечного тракта, при повышенной раздражительности, бессоннице.

Педагог. А вот и Мятный переулок. (Показывает пучок мяты или рисунок.)

В доме много аромата,

если в доме сохнет мята.

Мятная лепешка,

настоя мяты ложка -

нету больше тошноты,

нету в горле хрипоты.

Валидол, зубная паста -

всюду мята, мята, мята!

Собираем не напрасно

эту травушку, ребята!

Давайте в Мятном переулке немного отдохнем, расслабимся и пофантазируем. Закройте глаза, устройтесь поудобней. А теперь представьте себе: «... Сейчас утро. Ты просыпаешься в привычное для себя время и вдруг обнаруживаешь, что ты превратился в чудесный цветок - ромашку. У тебя ярко-желтая сердцевина и много-много белоснежных лепестков, высокий стебелек с узкими зелеными листьями. Рядом с тобой - твои братишки и сестренки. Их легко покачивает ветерок. От них исходит приятный аромат. Вдохни его...

А теперь ты стал муравьем, маленьким и юрким. Почувствуй, как травинки превращаются для тебя в огромные деревья, мох - в густой лес, камни - в горы, лужи - в озера. Сейчас ты бежишь по тропинке в свой муравейник, с легкостью преодолевая препятствия на пути...

И снова превращение. Теперь ты - воздушный шар, круглый, голубой, с рисунком. Рассмотри повнимательней рисунок: на нем изображена веселая рожица. Тебя отпустили на волю, и ты летишь, послушный ветру, задевая легкие облака, и глядишь сверху вниз на землю, где все предметы вдруг уменьшились в размерах: вот узкая лента дороги, по ней ползет крошечный автомобиль. Зеленые насаждения возле дороги слились в один зеленый ковер...

А сейчас ты можешь потянуться и почувствовать, как свободно твое тело. Глубоко вдохни. Возвращайся назад в класс и открывай глаза».

И вот уже перед нами Ромашковая поляна. (Рисунок ромашки аптечной.)

Знаете ли вы, ребята, что существует несколько видов ромашки? Но лекарственной считается только ромашка аптечная. Как отличить ее от других? Очень просто. Желтая сердцевинка у нее выпуклая и внутри пустая, растение имеет приятный ромашковый запах, который у других видов, как правило, отсутствует.

Есть аптечная ромашка.

Про ромашку надо знать.

Белый крошечный цветочек -

для припарок, для примочек.

Если воспаление,

отвар - успокоение.

Выполните задание : найдите закономерность и продолжите логический ряд.

Педагог . Наша экскурсия заканчивается в Березовом тупике. (Рисунок березы.) Красавицей русских лесов называют березу. Стройная, с тонкими длинными ветвями и раскидистой кроной, она привлекательна во все времена года. Береза - символ и гордость русского народа. Из почек березы приготавливают лекарства. Из ветвей делают метлы и веники. Из бересты мастерят туески, лукошки. Березовые дрова - лучшее топливо в русской печке. Из древесины изготавливают фанеру, мебель, прочные лыжи, древесный спирт, уксус.

Настои, отвары березовых почек

помогут тебе непременно, дружочек,

если вдруг почки твои заболят,

а надо - и раны они заживят.

Из листьев отвар - витаминное средство.

Целебность березы запомни ты с детства!

Березу невозможно спутать с другим деревом из-за ее белого ствола. А сможете ли вы определить названия деревьев по их листьям?

Ответы.

1. Гладкий и закругленный. Ольха.

2. Сердцеобразный. Липа.

3. Очень зазубренный по краям. Береза.

4. В форме ладони. Клен.

5. Ребристый, шероховатый. Дуб.

6. Перистый. Рябина.

Педагог. Мы прощаемся с городом Лекарственных растений. Лекарственные растения приносят огромную пользу человеку. Помните об этом и относитесь к ним бережно.

Попрошу вас продолжить фразу: «Сегодня я узнал...»