Тема насекомые в подготовительной группе. План-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему: Конспект занятия в подготовительной группе на тему: "Насекомые". Конспект НОД по экологии в подготовительной группе «Насекомые

Шамбер С.В., учитель-логопед, МБДОУ детского сада комбинированного вида № 383 г.о. Самара.

Тема “Насекомые”

Приоритетная образовательная деятельность “Коммуникация”

Цель образовательной деятельности: активизация словаря по теме, развитие навыка связной речи.

Интеграция: Образовательные области

“Коммуникация” - активизировать словарь по теме; - учить детей практическому овладению существительными с увеличительными суффиксами; - закрепить умение согласовывать числительные с существительными; - способствовать практическому овладению детьми предлогами; - совершенствовать умение слогового анализа слов; - сформировать умение составлять предложения по схеме; - закреплять навык составления рассказов с элементами драматизации.

“Познание” - работать над развитием памяти, внимания, мелкой моторики рук; - продолжать развивать мышление в упражнениях на группировку и классификацию предметов;

“Социализация”

Развивать творческие способности, артистизм.

“Безопасность”

Расширять представления детей о способах взаимодействия с насекомыми; -закреплять представления о том, что общаться с насекомыми необходимо так, чтобы ни причинять вреда ни им, ни себе.

Методы и приемы:

  1. наглядные (рассматривание иллюстраций в детских книгах, энциклопедиях, совместное с родителями наблюдение);
  2. словесные (организация диалога на тему, рассказ учителя-логопеда, составление рассказов по памяти, на основе личных наблюдений)

Материалы и оборудование:

Демонстрационный материал: декорации “ Волшебная поляна” (цветок, куст, берёза, гриб, ёлка, гнездо, мухомор, пенёк), картинки насекомых, цветы с цифрами 1,2,3, универсальные карточки с символами предлогов, цифры 2-5, цветные карточки, письмо с фотографией Лунтика, диск “10 мышат”. Раздаточный материал: картинки насекомых: муха, шмель, пчела, кузнечик, божья коровка, стрекоза, муравей и др.,универсальные карточки с предлогами в конвертах.

Логика образовательной деятельности

Этапы реализации НОД Действия педагога Действия воспитанников Ожидаемый результат

1.Введение в тему Обращает внимание на тему деятельности. Побуждает детей принять участие в празднике, предлагает каждому ребенку рассказать о своем герое. Дети в костюмах насекомых рассказывают каждый о своем герое. Повышается мотивация к содержанию НОД, к совместной деятельности, к активизации личного опыта. Активизируется словарный запас.

2. Приглашение к деятельности Предлагает выполнить задания лунной пчелы, ответить на вопросы.

Предлагает отдохнуть вместе с паучком. Отвечают на вопросы.

Отвечают на вопросы с опорой на цифры и картинки.

Выполняют пальчиковую гимнастику под музыку “Паучок”, (Железнова диск “10 мышат”) Происходит практическое освоение существительными с увеличительными суффиксами,закрепляется умение согласовывать числительные с существительными.

3. Помощь в реализации деятельности. Просит помочь Лунтику в игре “Четвертый лишний” Называют лишние слова и определяют количество слогов в словах. Развивается мышление в упражнениях на группировку и классификацию предметов; совершенствуется умение слогового анализа слов;

4. Совместная деятельность детей. Побуждает детей “насекомых” спрятатьсяза и под декорации. Предлагает ответить на вопросы: где они спрятались, откуда вылетят, выползут и т.д.

Предлагает составить предложение по схеме. Отвечают на вопросы, стараясь правильно употреблять предлоги.

Составляют предложения, называют их. В игровой деятельности легче происходит овладение предлогами.

5. Итоги деятельности Благодарит за выполнение всех заданий. Просит высказаться детей в защиту насекомых. Рассказывают, для чего людям нужны насекомые. Воспитывается правильное отношение к насекомым.

Структура непосредственной образовательной деятельности:

Введение в тему.

В хорошую погоду зовёт к себе

Нас матушка природа.

Там старые знакомые давно скучают, ждут.

Я издали их слышу, они меня зовут,

Как будто вертолётики, над тем лужком кружат,

И встрече со мной рады, стрекочут и жужжат

Стрекозки и кузнечики, жучки и паучки,

Причудливые бабочки, ворчливые сверчки…

Что ж это за знакомые?

Конечно ж, насекомые.

(Дети заходят в группу в костюмах насекомых и проходят на лесную полянку с декорациями).

“Кто что делает?”. Обогащение глагольного словаря по теме. Составление рассказа с элементами драматизации.

Наши насекомые собрались все вместе и решили похвалиться, кто что умеет делать.

Дети рассказывают о своем герое:

Кузнечик:

Я умею стрекотать, ловко прыгать и хорошо прятаться в зелёной траве.

Я умею ползать и плету самые прочные сети.

Я умею жужжать и жалить, собираю нектар, опыляю растения, а из нектара делаю мед. И т.д.

(В это время дети занимают свои места за столами).

Приглашение к деятельности.

“Насекомые великаны”. Употребление слов с увеличительными оттенками.

В нашей академии не насекомые, а великаны.

Не паук, а … (паучище).

Не жук, а … (жучище).

Не комар, а … (комарище).

Не шмель, а …(шмелище).

“Исправь ошибку”. Усвоение предлогов и словаря по теме.

Лунтик (лунная пчела) прислал нам письмо, в котором он написал, каких насекомых он видел среди цветов. Но, по-моему, он допустил ошибки. Попробуйте их исправить.

Рядом с цветком огромный жучок. (огромный жучище)

Возле пенька маленький червячище. (маленький червячок)

Под кустом мелкий тараканище. (мелкий тараканчик)

Около ветки громадный комарик. (громадный комарище)

Под листом малюсенький комарище. (малюсенький комарик)

Возле муравейника небольшой муравьище. (небольшой муравьишка)

“Сколько насекомых на цветке?” Согласование числительных с существительными. Развитие логического мышления и внимания.

У каждого ребенка - предметная картинка с изображением какого-либо насекомого.

Логопед показывает цифру (от 2 до 5) и картинку насекомого и задает вопрос: -Сколько насекомых было на цветке? -Сколько насекомых было под цветком? - Сколько летало над цветком?

Ребёнок должен составить предложение:

На цветке сидело 3 муравья.

Под цветком было 5 кузнечиков.

Над цветком летало 4 стрекозы. и т.д.

Физкультминутка:

А сейчас мы немного отдохнем вместе с нашим веселым паучком.

Ребенок в костюме паука проводит пальчиковую гимнастику под музыку.

Одна из ручек – веточка. Ее вытягиваем вперед, пальцы растопырены.

Вторая ручка – паучок, который гуляет по ветке.

Паучок ходил по ветке,

А за ним ходили детки Паучок бегает по предплечью,

а затем по плечу другой руки.

Дождик с неба вдруг полил,

Паучков на землю смыл. Кисти свободно опущены,

выполняем стряхивающие движения.

Хлопаем ладонями по коленям.

Солнце стало пригревать, Ладони прижаты боковыми

сторонами друг к другу.

Пальцы растопырены, качаем руками

Паучок ползет опять,

А за ним ползут все детки,

Чтобы погулять по ветке. Паучки ползают по телу.

Помощь в реализации деятельности.

Игра: “Четвертый лишний”

А еще в письме Лунтик спрашивает вас, кто лишний и почему?

Сорока, ласточка, жук, ворона

Пчела, муравей, бабочка, стрекоза

Комар, муха, таракан, пчела

Дети отвечают полным ответом:

Лишний жук, потому что жук – это насекомое, а все остальные птицы.

Каких лишних насекомых вы запомнили? (логопед выкладывает лишних насекомых на магнитной доске).

Нужно посадить каждое насекомое на свой цветок, так, чтобы цифра на цветке соответствовала количеству слогов в названии насекомого.

Я посажу жука на цветок с цифрой “1”, потому что в слове жук один слог.

Совместная деятельность детей

Усвоение предлогов под, из-под, за, из-за.

Ребята, послушайте, что произошло на нашей поляне. Солнышко спряталось, стал накрапывать дождик, и все насекомые разбежались кто куда.

Дети прячутся “за” или “под” декорации.

Кто где сидит (спрятался)?

Муха, ты где спряталась?

Я сижу под цветком.

Пчела, ты где спряталась?

Я спряталась за елкой.

Кузнечик, ты где сидишь?

Я сижу под кустом.

Стрекоза, ты где спряталась?

Я спряталась за пеньком.

Откуда выпрыгнешь (вылетишь, выползешь)?

Я вылечу из-под цветка.

Я вылечу из-за елки.

Я выпрыгну из-под куста.

Я вылечу из-за пенька.

“Сложные вопросы” от Лунтика. Развитие логического мышления.

Где должен был сидеть кузнечик, если он спрыгнул с травинки?

На травинке.

Где должна была находиться стрекоза, если она вылетела из-под цветка?

Под цветком.

Где должна была прятаться божья коровка, если она вылетела из-за березы?

За березой.

Работа с универсальными карточками. Составление предложений по схеме.

Составьте предложения с предлогом по своей карточке. У детей на столах конверты с универсальными карточками и символами предлогов. Вместо короткой полоски на карточке они подставляют предлог и составляют предложение.

Итоги деятельности.

Логопед: - Лунтик благодарит вас. Вы ответили на все его вопросы, выполнили все задания. Молодцы.

Мы знаем, что есть насекомые вредные для человека и полезные. И мы ошибочно думаем, что без вредных насекомых можно обойтись. Но это заблуждение. Без насекомых погибают птицы, т.к. все в природе взаимосвязано.

Лидия Кабанова

Кабанова Лидия Михайловна. Воспитатель.

Тема занятия : «Насекомые » .

Цель : Расширять представление дошкольников об особенностях внешнего

вида и жизненных проявлений насекомых .

Задачи :

Образовательная :

Учить анализировать, устанавливать простейшие причино-следственные

связи; делать обобщения; отвечать на вопросы; активизировать память.

Развивающая :

Развивать творческую активность; воображение; речь.

Воспитательная :

Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование :

Картинки с изображением леса, предметные картинки, иллюстрации насекомых ,

цветов, дидактическая игра «четвёртый лишний» , цветная бумага, ниточки,

волшебный обруч

Предварительная работа : наблюдение за насекомыми на прогулке , на клумбе,

рассматривание иллюстраций с насекомыми , знакомство с моделями

существующих признаков насекомых ; динамической моделью «бабочка,

складывающая крылья», экскурсии : на водоём, луг, лес.

План проведения.

1. Организационный момент.

2. Беседа : Что мы видим вокруг?

3. Загадки.

4. Игра «Четвёртый лишний» .

5. Игра в слова.

6. Физкультминутка «Насекомые » .

7. Творческая работа

8. Итог занятия .

Ход занятия.

Организационный момент :

Сегодня мы отправимся на поляну, чтобы узнать

тайны из жизни насекомых .

Давайте на минутку закроем глаза и представим себе лето. Какое ласковое солнышко. Лучики играют с нашими ресничками, где-то рядом летают бабочки, стрекочут кузнечики, слышатся голоса птиц. Ребята, чтобы попасть нам на поляну, нужно пройти через этот волшебный обруч.

Когда будете проходить через волшебный обруч, не забудьте назвать своё имя, вот так, как я. Прохожу через обруч называю своё имя. Я Лидия Михайловна, (дети проходят, называя свои имена) тихо звучит музыка. Ребята! Как хорошо в лесу! В прекрасном мире веток и теней. Всё то, что живо, Музыкою дышит! Здесь всё поёт и даже муравей. Ползёт, поёт, и сам себя не слышит. Музыка звучит громче.

Посмотрите ребята, сколько здесь цветов! Назовите, какие цветы вы здесь видите? (колокольчик, ромашка, василёк, ландыш) . А ещё, какие луговые цветы вы знаете?

(одуванчик, мать-и-мачеха, фиалка) . Ах, какой аромат я чувствую, (прохожу полянку) . Да это же ландыш. А кого привлекают луговые цветы? (людей, насекомых ) . Для чего нужны цветам насекомые ? (опылять цветы) .

Каких насекомых можем встретить на поляне? Жучков, кузнечиков, божью коровку, муравья. А как ты думаешь? (вопросы детям) .

По каким признакам можно определить, что это насекомое ? (У насекомых по три пары ног , три части тела : голова, грудь и брюшко.)

Почему их так называют - НАСЕКОМЫЕ . От слов насечка , насекать . На брюшке видны поперечные полоски-насечки . Давайте поближе познакомимся с жителями нашей планеты насекомыми .

Отгадайте загадки :

У неё четыре крыла, тело тонкое, словно стрела, и большие, большие глаза.

Называем её. .(стрекоза)

Сок цветов душистый пьёт, дарит нам и воск и мёд, людям всем она мила, а зовут её. (пчела) .

Не жужжу, когда сижу, не жужжу, когда хожу, не жужжу, когда тружусь, а жужжу, когда кружусь. (Жук) .

Не, не птица, нос как спица; летит - кричит, сядет -молчит, кто его убьёт, свою кровь прольёт. (Комар) .

Он работник настоящий, очень, очень работящий, под сосной в лесу густом из хвоинок строит дом. (муравей) . Она легка, красива, изящна, легкокрыла, сама похожа на цветок. И любит пить цветочный сок. .(Бабочка) .

Всех жучков она милей, спинка алая на ней. а на ней кружочки, чёрненькие точки. (Божья коровка) . Молодцы ребята!

В лесу и на полянке, живут не только насекомые и птицы , но и животные. Только мы их сейчас не видим. Они испугались нас и прячутся. А знаете ли вы. что есть животное, которое летает. Какое это животное. (Летучая мышь)

Чтобы убедиться, не путаете ли вы насекомых с другими животными мы поиграем в игру «Четвёртый лишний»

1. Заяц, ёж, лиса, шмель.

2. Трясогузка, паук, скворец, сорока.

3. Бабочка, стрекоза, муравей, енот.

4. Лягушка, комар, жук, бабочка.

А сейчас вы должны быть очень внимательными. Я хочу поиграть ещё в одну игру с вами. «Игра в слова» .

Я прочитаю вам слова, а вы подумайте, какие из них подходят : Муравью : зелёный, порхает, мёд, паутина, муравейник, трудолюбивый. Пчеле : спинка, пасека, вредитель, трудолюбивая. Кузнечику : полосатый, нектар, зелёный, «чемпион по прыжкам. Бабочке : улей, большие глаза, порхает, красивая.

Физкультминутка

Засиделись насекомые на полянке , расправили свои крылья и полетели : Летит пчела жужжит : ж- ж -ж. Летит комарик, звенит : з-з-з-з. Кузнечики запрыгали.

Прилетела бабочка, закружилась, крылышками запорхала. Вдруг налетел ветер, зашумел. Бегите скорее ко мне, прячьтесь. Убежали все. Молодцы.

Ребята, а почему нельзя рвать цветы? (ответы детей)

Для кого хорошо, когда много насекомых ? Что произойдёт, с лугом, лесом, с нашей природой, если исчезнут насекомые ? (Ответы)

Как нужно вести себя в лесу, на поляне? -Не шуметь, не кричать, не мусорить, не разжигать костры. Ребята! Насекомые , это часть природы, а природу надо беречь! Нам пора возвращаться, но нас ждут интересные дела. Проходите через волшебный обруч и садитесь за столы.

Мне так понравилось, как вы сегодня показывали, как летают бабочки. Я предлагаю сделать бабочку из бумаги вот такую (показать образец)

Творческая работа

У вас в конверте лежат два квадратика : один большой, другой поменьше.

Возьмите большой квадратик и сложите его гармошкой (показываю) . Получилось

вот такое крылышко.

Индивидуальная помощь.

Теперь возьмите квадратик поменьше и также сложите гармошкой. У вас

получилось два крылышка.

Возьмите ниточку и перевяжите два крылышка вместе.

У вас получилась бабочка, сложившая крылышки.

Что нужно сделать, чтобы бабочка выглядела летящей? (расправить крылья)

Ребята выходите из-за столов, и покажите своим друзьям и мне своих бабочек. Вы так старались, у вас получились красивые бабочки. Вам понравилось занятие ? Что вам понравилось больше всего? А тебе Оля? (Ответ) А что нового узнали? (Ответ)

Мне очень понравилось, как вы отвечали на вопросы, отгадывали загадки, играли, и делали из бумаги бабочку. Пусть эти бабочки напоминают нам о лете и о нашем занятии . Занятие закончено . Всё большое спасибо. До свидание.

Конспект НОД по экологии в подготовительной группе

«Насекомые»

Воспитатель

муниципального бюджетного

дошкольного образовательного

учреждения детский сад

общеразвивающего вида № 50

Программное содержание:

Образовательные задачи - учить анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи; делать обобщения; отвечать на вопросы; активизировать память;

Развивающие задачи: развивать творческую активность, воображение, речь;

Воспитательные задачи - воспитывать бережное отношение к природе.

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Труд», «Музыка», «Художественное творчество».

Методы и приемы: наблюдение (показ образца, способов действий), демонстрация наглядных пособий, рассказ педагога (вопросы, пояснение), беседа, дидактическая игра, воображаемая ситуация с соответствующим игровым оборудованием.

Оборудование и материалы: картинки с изображением леса; предметные картинки, иллюстрации насекомых, цветов; дидактическая игра «Четвёртый лишний», цветная бумага, ниточки, волшебный обруч.

Средства ИКТ: презентация, экран, проектор.

Предварительная работа: наблюдение за насекомыми на прогулке, на клумбе, рассматривание иллюстраций с насекомыми, знакомство с моделями существующих признаков насекомых; динамической моделью «бабочка, складывающая крылья», экскурсия в парк, по территории детского сада.

Ход занятия

Воспитатель: - Сегодня мы отправимся на поляну, чтобы узнать тайны из жизни насекомых. Давайте на минутку закроем глаза и представим себе лето.

Какое ласковое солнышко. Лучики играют с нашими ресничками, где-то рядом летают бабочки, стрекочут кузнечики, слышатся голоса птиц. Ребята, чтобы попасть нам на поляну, нужно пройти через этот волшебный обруч. Когда будете проходить через волшебный обруч, не забудьте назвать своё имя, вот так, как я. Прохожу через обруч называю своё имя. Я, Мария Владимировна.

Дети проходят, называя свои имена, тихо звучит музыка.

Воспитатель: - Ребята! Как хорошо в лесу! В прекрасном мире веток и теней. Всё то, что живо, Музыкою дышит! Здесь всё поёт и даже муравей. Ползёт, поёт, и сам себя не слышит.

Музыка звучит громче.

Воспитатель: - Посмотрите ребята, сколько здесь цветов!

Назовите, какие цветы вы здесь видите? (колокольчик, ромашка, василёк, ландыш) . А ещё, какие луговые цветы вы знаете? (одуванчик, мать-и-мачеха, фиалка). Ах, какой аромат я чувствую. Да это же ландыш! А кого привлекают луговые цветы? (людей, насекомых). Для чего нужны цветам насекомые? (опылять цветы) .

Воспитатель: - Каких насекомых можем встретить на поляне? Жучков, кузнечиков, божью коровку, муравья. А как ты думаешь? (вопросы детям) .

По каким признакам можно определить, что это насекомое? (у насекомых по три пары ног, три части тела: голова, грудь и брюшко).

Воспитатель: - Почему их так называют - НАСЕКОМЫЕ. От слов насечка, насекать. На брюшке видны поперечные полоски-насечки. Давайте поближе познакомимся с жителями нашей планеты насекомыми. Отгадайте загадки:

· У неё четыре крыла, тело тонкое, словно стрела, и большие, большие глаза. Называем её...(стрекоза)

· Сок цветов душистый пьёт, дарит нам и воск и мёд, людям всем она мила, а зовут её… (пчела)

· Не жужжу, когда сижу, не жужжу, когда хожу, не жужжу, когда тружусь, а жужжу, когда кружусь. (жук)

· Не, не птица, нос как спица; летит - кричит, сядет - молчит, кто его убьёт, свою кровь прольёт. (комар)

· Он работник настоящий, очень, очень работящий, под сосной в лесу густом из хвоинок строит дом. (муравей)

· Она легка, красива, изящна, легкокрыла, сама похожа на цветок. И любит пить цветочный сок. (бабочка)

· Всех жучков она милей, спинка алая на ней. а на ней кружочки, чёрненькие точки. (божья коровка)

Воспитатель: - Молодцы ребята! В лесу и на полянке, живут не только насекомые и птицы, но и животные. Только мы их сейчас не видим. Они испугались нас и прячутся. А знаете ли вы, что есть животное, которое летает? Какое это животное?

(летучая мышь) Чтобы убедиться, не путаете ли вы насекомых с другими животными мы поиграем в игру «Четвёртый лишний»:

· Заяц, ёж, лиса, шмель.

· Трясогузка, паук, скворец, сорока.

· Бабочка, стрекоза, муравей, енот.

4. Лягушка, комар, жук, бабочка.

Воспитатель: - А сейчас вы должны быть очень внимательными. Я хочу поиграть ещё в одну игру с вами: «Игра в слова». Я прочитаю вам слова, а вы подумайте, какие из них подходят:

· Муравью: зелёный, порхает, мёд, паутина, муравейник, трудолюбивый.

· Пчеле: спинка, пасека, вредитель, трудолюбивая.

· Кузнечику: полосатый, нектар, зелёный, «чемпион по прыжкам.

· Бабочке: улей, большие глаза, порхает, красивая.

Физкультминутка:

Танец « В траве сидел кузнечик»

Воспитатель: - Ребята, а почему нельзя рвать цветы? (ответы детей) Для кого хорошо, когда много насекомых? Что произойдёт, с лугом, лесом, с нашей природой, если исчезнут насекомые? (ответы) Как нужно вести себя в лесу, на поляне? Не шуметь, не кричать, не мусорить, не разжигать костры. Ребята! Насекомые, это часть природы, а природу надо беречь! Нам пора возвращаться, но нас ждут интересные дела. Проходите через волшебный обруч и садитесь за столы. Мне так понравилось, как вы сегодня показывали, как летают бабочки. Я предлагаю сделать бабочку из бумаги вот такую. (показать образец)

Ручной труд: Изготовление бабочек.

Воспитатель: - У вас в конверте лежат два квадратика: один большой, другой поменьше. Возьмите большой квадратик и сложите его гармошкой. (показываю) Получилось вот такое крылышко.

Индивидуальная помощь.

Воспитатель: - Теперь возьмите квадратик поменьше и также сложите гармошкой. У вас получилось два крылышка. Возьмите ниточку и перевяжите два крылышка вместе. У вас получилась бабочка, сложившая крылышки. Что нужно сделать, чтобы бабочка выглядела летящей? (расправить крылья)

Воспитатель: - Ребята выходите из-за столов, и покажите своим друзьям и мне своих бабочек. Вы так старались, у вас получились красивые бабочки. Вам понравилось занятие? Что вам понравилось больше всего? А тебе Оля? (ответ) А что нового узнали? (ответ) Мне очень понравилось, как вы отвечали на вопросы, отгадывали загадки, играли, и делали из бумаги бабочку. Пусть эти бабочки напоминают нам о лете и о нашем занятии. Занятие закончено. Всем, большое спасибо. До свидания!

Название:
Номинация:

Должность: воспитатель
Место работы: МБДОУ детский сад «Гномик»
Месторасположение: Карелия,г.Костомукша

Насекомые. Конспект занятия по экологии в подготовительной группе «Детективное агенство «

Обобщить представления детей о многообразии насекомых, особенностях их строения, питания и передвижения;

Закрепить в словаре обобщающие понятия: насекомые, травоядные, хищные, всеядные;

Использовать в речи разные типы предложений (простые, сложносочинённые, сложноподчинённые) в соответствии с содержанием высказывания;

Активизировать умственную и речевую деятельность, используя разнообразные приёмы (вопросы поискового характера, работу с моделями, кодирование и декодирование информации);

Развивать умение включаться в коллективное исследование, обсуждать его ход, договариваться о совместных продуктивных действиях, представлять результаты познания;

Воспитывать коммуникативные умения и навыки.

Оборудование:

бейджи (4 цвета); набор магнитов;

слайды (заставка «детективное агентство», картинка модели, «Классификатор»)

очки без стекол;

большая модель;

10 маленьких моделей на каждого ребёнка;

контейнер с травой, личинками и др.;

белые листы бумаги на каждого ребёнка;

пазлы «Муравейник»;

контейнеры для архива (10 шт.) («к», «м», «п», «м», «б», «ж», «б», «ж», «ж», «б»);

картинки насекомых и животных для архива (насекомые на магнитной ленте);

«сканер»;

модели (рыбы, птицы, насекомые, животные);

комод с цифрами;

2 флипчарта;

таблички «лаборатория», «архив», «комната хранения», «химическая лаборатория», «информационный стенд»;

подносы (1 большой, 10 маленьких);

пинцеты и лупы на каждого;

геометрические фигуры;

реактивы (йод и вода);

кисточки на каждого;

образцы следов;

музыка для игры «Пылесос»;

конструктор «Репейник».

Воспитатель заводит детей в зал, приветствуют гостей.

Предлагает детям встать в круг.

Мы поприветствовали гостей, а теперь давайте поближе познакомимся друг с другом.

Для того, чтобы узнать человека лучше, можно выяснить его интересы. Чем любят заниматься наши мальчики? (строить, играть в машины, читать, конструировать и т.д.) Любите конструировать? (да) А девочки? (играть в куклы, смотреть м/ф, рисовать и т.д.) Значит, мальчики предпочитают технику, конструирование, а девочки любят фантазировать, придумывать разные игры. Я знакома с ребятами очень похожими на вас. Это дети из детского сада «Гномик».

Воспитатель предлагает посмотреть на слайд.

Ребята отправили посылку, на которой написано: «Детям, увлекающимся техникой и умеющим фантазировать». Значит, посылка пришла по назначению, и мы можем заглянуть в неё.

Воспитатель открывает посылку и достаёт модель.

Это какие-то модели, но они не законченные. Я предлагаю вам подумать, пофантазировать, может быть провести расследование, чтобы догадаться, что это за модель и её собрать. Согласны провести со мной расследование? (да) Кто проводит расследование? (полицейский, детектив, сыщик) Тогда нам нужно создать детективное агентство. Вы согласны со мой работать в этом агентстве? (да) Я вас с удовольствием приму на работу. Для этого нужно передать друг другу очки и представиться полным именем (воспитатель представляется в конце ).

Итак, приступим к расследованию.

Сначала мы соберём все вещественные доказательства и поместим их в комнату хранения.

Размещаем вещественные доказательства в контейнеры

Прошу всех сотрудников пройти в лабораторию, сейчас мы рассмотрим наш объект. На кого похожа модель? (ответы детей) Что у неё есть? (голова, туловище) Туловище состоит из каких частей? (передняя и задняя части) Что ещё есть у модели? (ноги) Сколько ног у объекта? (шесть) Отсканируем наш объект и зафиксируем данные на экране (показывает на экран).

Объединитесь в группы по цвету бейджиков. Каждая группа выберет по одной карточке соответствующего цвета. Рассмотрите её и решите, какая модель больше подходит к объекту (показывает рукой на слайд).

Модели: рыбы, птицы, насекомые, звери (на моделях характерные признаки внешнего вида)

Чья модель больше подходит? Докажите, что ваша модель подходит к объекту? (на нашей карточке 6 ног и 3 части)

Как называются животные, у которых 3 части и 6 ног? (муха, муравей, жук) А как их назвать одним словом? (насекомые) Правильно, наш объект – это насекомое.

У нас насекомое, а у вас кто? (рыбы, птицы, звери)

Разместите модель насекомого на информационном стенде. Здесь мы будем собирать результаты расследования.

Насекомых очень много. Для того, чтобы узнать какое именно у нас воспользуемся архивом. Подойдите к картотеке, посмотрите на коробочку с буквой, которая стоит перед вами, и выберете насекомое, название которого начинается на заданную букву («К» — кузнечик, «М» — муха, «М» — муравей, «Б», «Б», «Б» — бабочка, «Ж», «Ж», «Ж» — жук, «П» — пчела).

Разместите картинки на информационном стенде. Посмотрите, как много насекомых мы выбрали. Будем вести расследование дальше, чтоб выявить модель какого именно насекомого ребята положили в посылку.

Прошу всех сотрудников собраться в лаборатории. Василий, сходи в комнату хранения и принеси контейнер из первого ящика.

Воспитатель раскладывает контейнер

Возьмите при помощи пинцета материал, рассмотрите его, определите, что это (листья, травинки, корешки, почки, семена – это растения, личинки, червячки – это животные). Пётр, что ты обнаружил? А что у тебя, Екатерина? А у тебя, Николай? Ребята не случайно положили эти материалы в посылку. Они нам должны что-то подсказать. Подумаем, что именно? (это еда, пища) Предположим, что это пища для насекомых.

Коллеги, подойдите к информационному стенду. Насекомые, которые питаются растениями (ставит зелёный квадрат), называются … травоядные. Повторите. Насекомые, которые питаются животной пищей (ставит красный квадрат), называются … хищные. Насекомое, которое питается и растительной и животной пищей (показывает модель), называется… (всеядное)

Воспользуемся «Классификатором» (обруч).

Обратите внимание на экран (слайд, на котором насекомые «зашифрованы» геом.фигурами). Каждому насекомому соответствует определённая фигура. Возьмите из набора по две геометрические фигуры. Догадались, каких насекомых обозначают ваши геометрические фигуры? Екатерина, у тебя какие насекомые? Виктор, а у тебя?

Подойдём к обручу. Поставьте все свои фигуры вне обруча. Разместите фигуры красного цвета внутри обруча. Какие насекомые в нём оказались? (жук, кузнечик) (показываю модель) Это какие насекомые? (всеядные) А вне круга? (бабочка, пчела). Они… (показывает зелёный квадрат) травоядные.

С помощью «Классификатора» мы выяснили, что только пчела и бабочка питается растительной пищей. А дети положили в посылку разный корм. Значит, кого нужно убрать с нашего информационного стенда? (бабочку и пчелу)

Прошу всех сотрудников собраться в химической лаборатории. Екатерина, сходи в комнату хранения и принеси пакетик из второго ящика.

Воспитатель раздаёт каждому ребёнку белый лист бумаги

Рассмотрите листочки. Что вы на них видите? (ничего) Воспользуемся нашими реактивами и выясним, есть ли какая-нибудь информация на этом листе.

Возьмите кисточку опустите в реактив, нанесите реактив на лист бумаги. Что мы видим? (ответы детей) На что похоже? (на дорожки, линии, на отпечатки, знаки) Возможно, это чьи-то следы? Воспользуемся архивом. Наталья, сходи в архив и принеси образцы следов. Виктор, возьми свою работу, и пройдём к информационному стенду. Виктор, размести следы, которые у тебя получились на стенде. Наталья, прикрепи рядом образцы. Каким способом передвигаются насекомые? (прыгают, ползают, ходят, летают) На какой вид передвижения похожи наши следы? (ходьба) Какое насекомое использует для передвижения другой способ? (кузнечик прыгает) Значит, кого нужно убрать с нашего информационного стенда? (кузнечика)

Что-то в нашем агентстве стало душно и пыльно. Предлагаю навести порядок. Для этого воспользуемся пылесосом. Виктор, ты будешь выполнять роль пылесоса, остальные – пылинки. Пылинки будут весело танцевать под музыку. Как только музыка закончится, пылинки медленно оседают на пол. Пылесос собирает пылинки. Кого он коснётся, тот встаёт и попадает в пылесос. Нужно встать друг за друга держась за талию впереди стоящего.

Навели порядок, продолжаем расследование.

Виктор, сходи в комнату хранения и принеси пакетик из третьего ящика.

Достаём содержимое из пакета.

Возьмите каждый по полоске и разложите их от 10 до 1. Приступаем к работе.

Дети собирают на полу

Что получилось? (муравейник)

Пройдём к информационному стенду и обобщим полученную информацию: наш объект – это … (насекомое), насекомое … (всеядное), умеет … (ходить), живёт в … (муравейнике), это — … (муравей).

Если наша модель – это муравей, то значит, кого нужно убрать с нашего информационного стенда? (жука, муху)

Ура! Мы определили, что за модель нам прислали ребята.

И теперь мы можем их собрать. Пойдёмте в комнату хранения и возьмём модели. Собираем их.

На столе для каждого приготовлены подносы, на которых дети конструируют муравьёв

Модели готовы.

Название статьи «Насекомые. Конспект занятия по экологии в подготовительной группе»

Посмотрите, какого муравья сделали ребята из детского садика «Гномик».

Воспитатель управляет главным муравьём, дети наблюдают

Муравей зовёт всех муравьёв собраться у муравейника.

Дети берут модели и подходят к муравейнику

Разместим муравьёв таким образом: если вам понравилось работать в агентстве, и было интересно – поставьте модель в муравейник, если было трудно и не всё получалось – около муравейника.

Расследование законченно. Можно закрывать агентство. Благодарю всех сотрудников за работу. Вы действительно увлечённые, творческие, дружные дети. И я желаю вам развивать ваши способности с помощью разных игр.

Воспитатель дарит конструктор «Репейник»

Название: Насекомые. Конспект занятия по экологии в подготовительной группе «Детективное агенство »
Номинация: Детский сад, Конспект занятии.НОД, экология, Подготовительная группа

Дыхательная гимнастика «Комарик»
Встаём прямо, делаем глубокий вдох, на выдохе тихо, с повышением голоса, длительно произнести «з-з-з-З-З-З». (3 раза)

Прилетает по ночам, не дает уснуть он нам:
Зло звенит, над ухом вьется, только в руки не дается.

Ребята, кто это?

Правильно, это комар. А среди насекомых, которые спрятались под цветами, есть комар?

Первого насекомого мы нашли.

Я хочу загадать вам загадку о насекомом, которое спряталось под моим цветком.

Это насекомое небольшого размера. Длина тела может быть разной: от 5 до 8 мм. Надкрылья у насекомого ярко-красные с черными пятнами. У этого насекомого есть голова, усы, туловище, шесть лап и крылья с надкрыльями. Это хищное насекомое: питается насекомыми-вредителями, чем и приносит пользу людям. Осенью эти насекомые перелетают с полей и лугов на опушки леса, к заросшим травой берегам рек и оврагам. Здесь в укромных местах, под корой, во мху, под опавшими листьями они проводят зиму, чтобы весной, когда начнёт пригревать солнышко, появиться среди цветущих растений.

Что это за насекомое, ребята?

Правильно, у меня под цветком спряталась божья коровка.

А сейчас мы с вами найдём ещё двух насекомых. (Вызвать двух детей: пчела, паук, - для составления описательного рассказа-загадки по образцу)

Мы знаем, что в паутинах паука легко запутаться. Вот и слова попались в паутину и запутались там. Давайте их распутаем.

(На доске слова: стрекоза, мотылёк, шмель)

Вот мы и нашли ещё трёх насекомых.

А сейчас я предлагаю вам размяться. (физминутка «Богомол»)

(маршируем)

У тропинки, возле мола,
(приседаем, смотрим по сторонам)

Я увидел Богомола:
(руки по туловищу опускаем вниз, присаживаемся на корточки)

Весь салатовый в траве
(встаём, поднимаем руки вверх)

И усы на голове,

(маршируем)

Как лошадка цирковая –

(киваем головой)
Головой кивал, шагая…

Ребята, о каком насекомом говорилось в стихотворении?

У кого под цветком спрятался богомол?

Присаживаемся на места.

Мы продолжаем искать насекомых под цветами. Послушайте, пожалуйста, загадку:

Тащит он соломинку
К маленькому домику.
Всех букашек он сильней
Наш трудяга…(муравей.)

Есть у нас под каким-нибудь цветочком муравей?

Звуко-слоговой анализ слова «муравей»:

Количество звуков;

Количество согласных звуков;

Количество гласных звуков;

Количество слогов; правило: «Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов».

Выкладывание звуко-слоговой схемы в кассах;

Выкладывание под схемой букв; правило: «Если после мягкого согласного звука слышим звук [Э], то пишем букву Е».

Убираем схемы.

Чтобы наши глаза отдохнули, выполняем глазами движения из стихотворения:

Залетела к нам в окошко

Очень маленькая мошка.

Посидела на стене,

А потом на потолке,

На другую стенку села,

Над полом низко пролетела.

И обратно: пол, стена,

Потолок, ещё одна…

Со стены ко мне на руку,

А потом на руку друга.

До картины добралась

И куда-то подевалась.

Посмотрел туда, сюда,

А потом закрыл глаза.

Глаза открываем.

Куда же делась мошка?

Может быть, она за стулом?

Встаньте, посмотрите.

А может быть, она под стулом?

Под стульчик загляните.

И на стуле её нет?

Ну тогда присаживаемся на свои места.

А ни у кого под цветочком мошка не спряталась?

Ребята, у вас на столах лежат листочки. Посмотрите на них внимательно. В каждой строке простым карандашом обведите одну правильно написанную букву.

Сложите из найденных букв слово.

Что получилось?

Правильно, получилось слово «жук». У кого из вас под цветочком спрятался жук?

Мы всех насекомых нашли? Никто под цветочком не остался забытым?

Составьте предложение о том насекомом, которое пряталось под вашим цветочком.

Обратить внимание на предлог

Выполнить на листочках схему предложения, взаимопроверка

Вспомнить правила:

1) Первое слово в предложении пишем с большой буквы.

2) Между словами — расстояние.

3) В конце предложения ставим точку.)

А сейчас я снова приглашаю всех вас поиграть на сказочную полянку. (Игра с мячом «Назови ласково»)

Всем нам нравится, когда нас называют ласково. Давайте и мы назовём насекомых, которых нашли, ласково:
муравей –
стрекоза –
жук –
пчела –
шмель –
комар –
богомол –
паук –
мотылёк –
мошка –