Социология эмиля дюркгейма. Эмиль Дюркгейм: биография и труды

Известен как:

15 ноября 1917 года учёный скончался. Похоронен во Франции, на Кладбище Монпарнас .

Могила Дюркгейма

Философские и социологические взгляды

Дюркгейм разработал четкую концепцию предмета социологии - считается классиком теории социологического метода (подход - «социальный реализм»). Принципы социологии:

  1. общество - часть объективной реальности, включенной в общий порядок природы и имеющей свои специфические законы;
  2. общество первично по отношению к составляющим его людям;
  3. изучаемые социологией социальные факты объективны и независимы от человеческого произвола.

По его мнению, социология должна изучать социальную действительность, которая обладает специфическими качествами, и таким образом должна иметь свои специфические методы.

Социология

Предметом социологии являются социальные факты, существующие вне индивида и обладающие по отношению к нему нормативно-принудительной силой.

Задачи социологии - понять, что побуждает людей жить сообща, почему для них стабильный социальный порядок выступает наивысшей ценностью и какие законы управляют межличностными отношениями; предложить правительству конкретные рекомендации по устройству современной жизни.

Методология социологического познания (исследования) - основывается на требовании интеллектуальной, научной честности, освобождения научного исследования от всяких политических, религиозных, метафизических и прочих предрассудков, препятствующих постижению истины и приносящих немало бед на практике.

Социология - строгая объективная наука, свободная от всякого рода идеологических предрассудков и умозрительных спекуляций.

Общество

Архаическое (простое) общество или группа характеризуется механической солидарностью людей - индивидуальные сознания полностью растворены в коллективном сознании.

Индустриальное (сложное) общество характеризуется органической солидарностью людей - предполагается наличие разделения труда и специализации видов деятельности, порождающие функциональную зависимость индивидов, а также потребность и необходимость в совместном труде.

Чем примитивнее общество, чем больше люди похожи друг на друга, тем выше уровень принуждения и насилия, ниже ступень разделения труда и разнообразия индивидов. Чем больше в обществе разнообразия, тем выше терпимость людей друг к другу, шире базис демократии.

Человек - это двойственная реальность, homo duplex , в которой сосуществуют, взаимодействуют и борются две сущности: социальная и индивидуальная.

Общество - это реальность особого рода, элементарными «кирпичиками» которой выступают социальные факты - образцы поведения, оказывающие на индивида внешнее, принудительное воздействие и имеющие объективное существование.

Гражданское общество

На раннем этапе из коллективного единомыслия выделяется воля одной личности - вождя. Только он мог бросить вызов общественному мнению, заявив о начале новой исторической эпохи.

Наметившиеся в обществе глубокие перемены 5-7 тысяч лет назад достигли пика в 5 веке до новой эры, а потом затихли на 2 тысячи лет, возобновившись лишь после 3-х великих революций: английской , французской и американской .

Гражданское общество закрепило историческое право народа иметь собственность и право личности выражать собственное мнение.

От механической к органической солидарности

Проблема социальной солидарности - одна из центральных проблем в работах Дюркгейма.

Социальная солидарность - главная сила, цементирующая и сплачивающая общество, создающая общественное целое. Она возникает как логическое следствие общественного разделения труда, то есть социализации и распределения людей по профессиям.

Разделение труда вносит разнообразия, и чем больше оно, тем сильнее у людей стремление к единству и обмену. Договор - есть символ обмена, его юридическая форма. Обмен предполагает, что 2 человека берут на себя взаимные обязательства. Из этого проистекают сотрудничество и кооперация, а договор является формой социального взаимодействия; отношения людей на основе договора регламентируются правилами и законами, на которых покоятся социальные институты общества.

Теория строения и эволюции общества:

  • Механическая солидарность (доиндустриальное общество), или солидарность по сходным признакам, когда все индивиды выполняют одинаковые функции и не имеют индивидуальных черт.
  • Органическая солидарность (часть доиндустриального и всё индустриальное общество), когда люди все больше отличаются друг от друга и начинают взаимодополнять друг друга, по аналогии со взаимозависимостью и взаимодополняемостью частей тела в организме.

Чем органичнее общество, тем выше его склонность к демократии, потому что последняя основана на свободе выбора, уважении к личности, защите прав человека. И, напротив, чем более механичным является общество, тем более оно склоняется к тоталитаризму.

Анализ религии

Дюркгейм считал религию общественным явлением. Он считал, что религиозные явления могли возникнуть только в обществе. Сам ученый был агностиком. .

В своем исследовании «Элементарные формы религиозной жизни» (), написанном во многом под влиянием идей Уильяма Робертсона-Смита , Дюркгейм отказывался считать религию простым продуктом заблуждения человеческого ума или самообманом. По его мнению, религия - это такая сфера человеческой деятельности, где, говоря о богах, подразумевают социальную действительность .

Хотя при жизни Дюркгейм уступал в популярности Конту или Спенсеру, современные социологи дают его научным заслугам не менее (а многие - гораздо более) высокую оценку. Дело в том, что для его предшественников был характерен философский подход к пониманию предмета и задач социологии, а Дюркгейму удалось завершить её становление как вполне самостоятельной гуманитарной науки с собственным понятийным аппаратом, продемонстрировав возможности глубокого социологического анализа конкретных проблем.

Основные сочинения

  • «Элементы социологии» (1889)
  • «О разделении общественного труда» (1893)
  • «Правила социологического метода» (1895)
  • «Самоубийство» (1897)
  • «Элементарные формы религиозной жизни» (1912)
  • «Социология и философия» (опубликовано посмертно в 1924)

Переводы на русский

  • О разделении общественного труда. - М ., 1996.
  • Социология. Её предмет, метод, предназначение / Пер. с фр., составление, послесловие и примечания А. Б. Гофмана. - М .: Канон, 1995. - 352 с. - (История социологии в памятниках).
  • О разделении общественного труда. Метод социологии. - М ., 1991.
  • Самоубийство. Социологический этюд . - СПб. , 1912.
  • (в соавторстве с Марселем Моссом) О некоторых первобытных формах классификации. К исследованию коллективных представлений // Мосс М. Общества. Обмен. Личность. Труды по социальной антропологии. - М ., 1996.

Примечания

Литература

  • Тележников Ф. Е. Дюркгейм о предмете и методе в социологии // Вестник Коммунистической Академии. - 1929. - № 30 (6).
  • Гальбвакс М. Возникновение религиозного чувства по Дюркгейму // Происхождение религии в понимании буржуазных учёных. - М ., 1932.
  • Осипова Е. В. Социология Эмиля Дюркгейма // История буржуазной социологии XIX - начала XX века / Под ред. И. С. Кона .. - М .: Наука, 1979. - С. 204-252. - 6400 экз.
  • Рубинштейн С. Л. Проблема индивидуального и общественного в сознании человека. (Психологическая концепция французской социологической школы) / Рубинштейн С. Л. Принципы и пути развития психологии. - М ., 1959. - С. 308-31.
  • Леонтьев А. Б. Об историческом подходе в изучении психики человека // Психологическая наука в СССР. Т.1. - М ., 1959. - С. 11-13.
  • Антоновский А. Ю. Начало социоэпистемологии: Эмиль Дюркгейм // Эпистемология & философия науки. - 2007. - Т. XIV. - № 4. - С. 142-161.
  • Каради Виктор, Стратегии повышения статуса социологии школой Эмиля Дюркгейма // Журнала социологии и социальной антропологии. - 2004. - №5.
  • Трофимов С. В. Два новых подхода к учению Эмиля Дюркгейма о религии // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2002. № 3.

Ссылки

  • Дюркгейм Эмиль - Философские взгляды. Библиография. Высказывания .
  • Дюркгейм Э. Норма и патология // Библиотека Гумер.
  • Дюркгейм Э. Социальный элемент в самоубийстве // Библиотека Гумер.

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Учёные по алфавиту
  • Родившиеся 15 апреля
  • Родившиеся в 1858 году
  • Умершие 15 ноября
  • Умершие в 1917 году
  • Родившиеся в Эпинале
  • Умершие в Париже
  • Социологи Франции
  • Социология религии
  • Социология морали
  • Философы Франции
  • Философы XIX века
  • Философы XX века
  • Религиоведы Франции
  • Похороненные на кладбище Монпарнас

Wikimedia Foundation . 2010 .

Формирование общества, его взглядов в системе верований, политических убеждений, а также социальной интеграции в период развития науки и быстрого темпа развития жизни привели к необходимости анализировать закономерности в процессе адаптации человека в обществе.

Человек и общество

До середины девятнадцатого века общие вопросы психологической взаимосвязи личности и общества относились к разряду философии и не имели под собой чёткого механизма логического анализа. Однако во второй половине девятнадцатого века возникло понимание о необходимости создания общей модели психоанализа на основе поведенческих характеристик и интеграции индивидуума в обществе.

Основоположниками социологии как отдельной науки считаются Карл Маркс, Макс Вебер, Огюст Конт и Эмиль Дюркгейм. Социология, на сегодня, самостоятельная наука, которая изучает общество как целостную систему. В свою очередь, общество включает в себя процессы, общности и человека, взаимодействующего с обществом.

Биография французского социолога Эмиля Дюркгейма

Дюркгейм родился 15 апреля в 1857 году в городе Эпиналь, расположенном в северо-восточной части Франции.

Его отец, дед и прадед посвятили себя религии - служили раввинами. Естественно, Давида также отправили получать образование раввина. Однако после смерти отца он отказался от пути религии и поступил в колледж в родном городе.

В 1879 году неоднократно пытался поступить в Высшую Нормандскую школу Парижа, однако сдать вступительные экзамены удалось только с третьего раза.
После окончания преподавал философию в рядовых учебных заведениях на околицах столицы.

В 1885 году Эмиль решил выехать в Германию для общения с ведущими философами того времени. Он понимал, что имеющаяся социальная философия текуча и неопределённа - не отвечает на большинство существующих вопросов, обходясь лишь нелогичными пространственными объяснениями. Желание понять больше, подтолкнуло Эмиля искать ответы в Германии, где он надеялся получить новые знания и методы философских осмыслений социальной жизни общества.

Вернувшись на родину, Давид Дюркгейм стал преподавать социальную науку и этику на филологическом факультете в университете города Бордо. Несколько позже, в 1893 году, защитил докторскую диссертацию «О разделении общественного труда».

Социология приобретает статус отдельной науки

Спустя три года ему было предложено возглавить кафедру социальной науки при университете. Это была первая кафедра по социологии среди вузов Франции и Европы в целом.

В течение последующих трёх лет, продолжая работать в университете Бордо, учёный публикует две работы, ставшие всемирно известными: «Правило социального метода» в 1895 году и «Самоубийство» 1897 года публикации.

С 1897 по 1913 года Дюркгейм руководил первым специализированным журналом по социологии под названием «социологический ежегодник». В дальнейшем все, кто работал над изданием, организовали научное сообщество под названием «Французская социологическая школа». Позже сообщество сыграло ключевую роль в понимании социологии во Франции при жизни Эмиля Дюркгейма и после.

После получения звания профессора Дюркгейм перешёл работать в Сорбонну и возглавил кафедру «науки о воспитании». Позднее в 1913 году кафедру переименовали, приобщив социологию, - «наука о воспитании и социологии». Примерно в этот период французский социолог публикует последнюю ключевую работу «Элементарные формы религиозной жизни», ставшую опорой современной социологии.

Эмиль Дюркгейм кратко об основных принципах социологии

Французский социолог опубликовал более двухсот работ, в том числе статей, рецензий и профильных лекций. Эмилю Дюркгейму принадлежит проработка и систематизация концепции предмета социологии. Исследования учёного легли в основу большинства социологических теорий, а прежде всего в структурно-психологический анализ.

Согласно теории Эмиля Дюркгейма предметом социологии является понимание того, что на общество в целом влияют политические, моральные, правовые, религиозные аспекты. А вырабатываемые обществом ценности, нормы и идеи оказывают на каждого индивидуума принудительное влияние. Заставляют каждого поступать и принимать решения в рамках принятых норм в обществе.

Теория Эмиля Дюркгейма описывает, в отличие от утверждений предшественника социологии Конта, наличие различных путей формирования обществ во всем мире.

Имея совершенно разные мотивы и идеи в своей основе, они не могут быть рассмотрены с помощью идентичного механизма анализа. Применение одинакового инструмента к различным моделям общества приведёт к заведомо ошибочным результатам.

Новая парадигма Эмиля Дюркгейма

Социологическая концепция Эмиля Дюркгейма основана на изучении реальных социальных факторов и элементов, формирующих общество. Его взгляды имели реформаторский и радикальный характер.

В своём анализе социолог отслеживал в обществе два фактора, влияющих на его формирование: натурализм и социальный реализм. Что понималось под этими терминами и каково их значение?

Под натурализмом Эмиль Дюркгейм понимал связь с природой и традициями общества.
Социальный реализм он видел в явлениях, не имеющих отношения к материальной части человеческой жизни. Реализм вытекал из норм и определений, формирующихся в обществе.

Некоторые ключевые определения французского социолога

На сегодня социология определена пониманиями и взглядами, которые в своё время установил Эмиль Дюркгейм. Труды социолога легли в основу современной интерпретации и механизма анализа структуры общества и его связи с каждым человеком.

Рассмотрим некоторые определения Дюркгейма, применяемые сейчас.
Подвиды обществ:

  1. Архаическое общество - группа или общество, характеризующееся механическим способом взаимодействия. Собственное индивидуальное сознание индивидуума практически растворено в коллективном сознании.
  2. Индустриальное общество - определяется наличием разделения труда, различными специализациями и видами деятельности. При этом возникает функциональная взаимозависимость и необходимость в совместном труде. Чем более примитивно общество, тем больше похожи индивидуумы между собой и выше уровень принуждения и насилия. Чем больше различий в обществе, тем выше уровень терпимости друг к другу и глубже проявление демократии.
  3. Также существует понимание формирования гражданского общества, где на раннем этапе формируется концентрация воли коллектива на одной личности - вожде. Ему предоставляются права решения всех задач общества от имени одной личности. Как правило, после этого начинается формирование группы людей - бигменов. В их руки попадают основные средства и политические рычаги, которые они используют в своих интересах. Исторически эта модель просуществовала с пятого века нашей эры до французской революции. Новый этап определил право народа на собственность и волеизъявление каждого, независимо от статуса и положения.

По мнению Эмиля Дюркгейма, человек определяется как двойственная реальность, где проходит борьба между социальной и индивидуальной личностью.

Роль социальной солидарности в обществе

Вопрос социальной солидарности в обществе рассматривался многими социологами, именно более серьёзно взглянул на эту проблемы Эмиль Дюркгейм. Работы французского социолога конца девятнадцатого - начала двадцатого века вскрывали ключевую роль солидарности среди людей в процессе формирования цельного общества.

Он считал, что это основная цементирующая и объединяющая сила в обществе. Уровень солидарности определяет слаженность и чёткость взаимодействия людей, при наличии разделения труда в обществе.

Разделение труда в обществе вносит больше разнообразия, и чем этот показатель выше, тем больше стремление человека к обмену и сплочённости. Обмен, по мнению Эмиля Дюркгейма, предполагает наличие договора, в котором обе стороны берут на себя взаимные обязательства. Отсюда и происходит кооперация и сотрудничество. Основы договора регламентируются нормами и правилами социального взаимодействия. Они в свою очередь опираются на социальные институты общества.

Типы солидарности в обществе

Эмиль Дюркгейм определил два вида солидарности между людьми в обществе:
механическую и органическую.

Под механической солидарностью он понимал условие, когда люди выполняли одинаковые функции и не имели отличительных черт. Это определение базировалось на понимании механизмов доиндустриального общества.

Под органической солидарностью социолог видел общество, в котором люди больше отличаются друг от друга и взаимодействуют по определённым признакам. Примером может быть непосредственно тело человека, где существует взаимодействие и взаимодополняемость различных частей тела.

Коллективное сознание

Первым, кто ввёл понятие коллективного сознания - явления, определяющего «характер» общества, был Эмиль Дюркгейм.

Социология как отдельная наука рассматривает совокупность общих интересов, убеждений, верований, чувств и ценностей как некое коллективное сознание - общий знаменатель определённой группы или общества.


В отличие от Эмиля Дюркгейма современная социология не считает, что коллективное сознание намного выше личного, и не причисляет к его позиции Бога.
Современное понимание психологии личности определяет, что общество оказывает прямое влияние на развитие индивидуальности. Однако делает акцент на необходимости ценить и решать вопросы каждого в отдельности. К примеру, серьёзную проблему индивидуума - самоубийство, первым исследовал французский социолог Эмиль Дюркгейм. Книги и труды учёного раскрыли прямую взаимосвязь и причины суицида человека и роль общества в этом.

Впоследствии, более чем на сто лет труды Дюркгейма стали учебным пособием в работе современных психологов и социологов.

Самоубийство, влияние общества и внешних факторов

До конца девятнадцатого века исследования в области суицидальных случаев сводились к достаточно поверхностному анализу.

По существующей тогда теории считали, что самоубийство - это следствие географического, климатического, биологического, сезонного, психологического или патологического факторов.

Первым, кто серьёзно подошёл к вопросу суицида, провёл сбор и анализ статистических данных в различных странах, был французский социолог Эмиль Дюркгейм. Самоубийство, как считал исследователь, чисто социальный факт. Он не определяется географией и биологией личности.

Как полагал учёный, общество является неким полем, где в процессе общения между людьми возникают соглашения, ожидания или отрицания. Момент нарастания отрицания, отсутствия пути решения и полная изоляция в обществе толкают человека на действия суицидального характера.


На основании различного уровня влияния социальных норм на личность Эмиль Дюркгейм выделил следующие типы самоубийств:

Во время проведения статистического анализа социолог обнаружил:


На основании проведённого анализа всех слоёв общества Эмиль Дюркгейм выяснил, что самоубийство, как правило, возникает вследствие ослабления социальных связей и изоляции человека.

Для современной социологии и статистического анализа как неотъемлемой её части, сыграл ключевую роль французский учёный конца девятнадцатого века Эмиль Дюркгейм. «Самоубийство» в отличие от ряда других работ учёного строилось на чётком статистическом анализе данных. В своей работе он предложил ввести термин «аномия» для выделения фактора, влияющего на рост самоубийств в период разрушения системы, её общественных правил и норм.

Заключение

Современная классическая социология появилась на основе теорий Эмиля Дюркгейма, поясняющих закономерности и взаимозависимости индивидуума и общества. Позже некоторые его работы были доработаны Робертом Мертоном и Эрихом Фроммом.

На сегодня социология считается вполне логичной и понятной наукой, однако так кажется только на первый взгляд. В области психологии личности и механизмов взаимодействия с обществом существует множество «тёмных» пятен. Возможно, со временем будет раскрыта новая социология, основанная на полном понимании не только форм взаимодействия, но и выяснения механизма организации мышления человека в связке с обществом.

Эмиль Дюркгейм основные идеи французского социолога и философа кратко изложенные в этой статье.

Дюркгейм основные идеи кратко

(1858-1917) был сторонником позитивистской социологической традиции. Он руководствовался принципами точности, эмпирической обоснованности, доказательности теоретических положений.

Цель социологии по Дюркгейму – это исследование причинно-следственных устойчивых связей и закономерностей. Предмет социологии — особая реальность из социальных фактов наподобие вещи. Факты существуют независимо от индивида, безличны, формулируют законы функционирования общества.

Основные идеи Дюркгейма:

  • Факты как аспект общества

Поскольку факты составляют реальность, в которой существует человечество, то выделяется 2 вида фактов – духовные и морфологические. К духовным или нематериальным фактам относят: обряды, традиции, обычаи, правила поведения человека и верования. Они составляют общее или коллективное сознание. К морфологическим фактам относят: уровень рождаемости, плотность населения, уровень смертности, форма жилищ характер путей сообщения и тому подобное. Они составляют количественный аспект общества.

  • Принцип автономности и специфичности социальной реальности.

Идея принципа в том, что общество существует и развивается как целостная система, которая не сводится к сумме индивидов. То есть коллективные представления нельзя выводить из индивидуальных, общество нельзя выводить из индивида, целое нельзя выводить из части. Э. Дюркгейм наделил общество физическим и моральным превосходством над индивидами, отождествляя с Богом. Общество – это богатая реальность (богаче, чем индивид), которая доминирует над человеком и является источником высших ценностей. Все социальные явления можно объяснить социальной средой, где они существуют.

  • Проблема социальной солидарности.

Решение данной проблемы должно объяснить, что объединяет людей в общество. Э. Дюркгейм построил типологию обществ с органической и механической солидарностью, как двумя звеньями эволюционной цепи.

Механическая солидарность присуща доиндустриальным обществам и определяется сходством индивидов, которые живут в нем, а также их одинаковыми общественными функциями и неразвитостью индивидуальных черт. Общество с механической солидарностью подчиняет индивида, обуславливая его поведение и сознание. Основные черты – высокая степень интенсивности общественного сознания, жестко регулирующее поведение индивида, господство религиозных традиций, обычаев и верований.

Органическая солидарность присуща современным обществам и определяется разделением труда. Разделение труда обеспечивает различия индивидов, которые развивают личностные и индивидуальные способности, таланты согласно их профессиональной роли. Каждый член общества зависит друг от друга, так как между ними происходит обмен продуктами человеческой деятельности. Основные черты – обеспечение единства социального организма, интегрирование индивидов, формирование чувства солидарности, свобода, автономия членов общества.

Солидарность по Дюркгейму – это высший моральный принцип и высшая универсальная ценность.

  • Концепция религии без Бога.

Идея Бога или сверхъестественного не является тем атрибутом религии, без которого она не сможет существовать. Религия – это символическое общественное выражение. Поэтому верующий, на самом деле, поклоняется обществу как реально существующему объекту религиозных культов. Религия является порождением общества и формирует социальные идеалы, а также укрепляет социальную сплоченность.

Надеемся, что из этой статьи Вы узнали, какие основные идеи социологии Дюркгейма.

Введение

Основные понятия и категории: социальная морфология, социальная физиология, реализм, рационализм, детерминизм, нормативная система, социальная функция, социальный факт, социологизм, коллективное сознание, социальный реализм, общественное разделение труда, социальная солидарность, аномия, самоубийство, социальный ритуал.

Текст лекции: Здравствуйте, сегодня на лекции мы рассмотрим социологическую концепцию величайшего французского социолога Эмиля Дюркгейма.

Лекция будет состоять из трех частей. В первой части мы рассмотрим краткую биографию социолога и запишем названия его основных трудов. Вторая часть будет самой объемной и сложной - мы рассмотрим идейно-теоретические предпосылки и философские основания социологии Дюркгейма и вытекающие из этого теории, концепции и идеи самого Дюркгейма. И в третьей части в качестве заключения мы сделаем выводы о влиянии идей французского социолога на последующее развитие социологии и об историческом значении его учения.

дюркгейм социология идейный философский

Биография и основные труды

Эмиль Дюркгейм родился в Эпинале во Франции в религиозной еврейской семье. Его отец, дед и прадед служили раввинами. В раввинской школе начинал учиться и сам Эмиль, однако в довольно раннем возрасте он отказался следовать семейной традиции и перешёл в другую школу. Дальнейшая его жизнь была полностью светской, и в своих трудах Дюркгейм неоднократно показывал, что феномен религии был в большей степени определён социальными факторами. Тем не менее, социолог сохранил связи как со своей семьёй, так и с еврейским сообществом. Многие соавторы и студенты исследователя происходили именно из этой среды, причём некоторые находились с Дюркгеймом в родственных отношениях. Известный социоантрополог Марсель Мосс приходился Дюркгейму племянником.

Несмотря на скорое развитие, Дюркгейм стал студентом Высшей нормальной школы лишь с третьей попытки, в 1879 году. Как оказалось, курс Дюркгейма стал одним из самых талантливых в XIX веке. Многие его товарищи, в том числе Жан Жорес и Анри Бергсон, впоследствии заняли центральное место во французской интеллектуальной среде. Университетским руководителем Дюркгейма был Нюма-Дени Фюстель де Куланж, историк и сторонник общественно-научной методологии. Диссертация Дюркгейма, написанная на латыни, была посвящена творчеству Монтескьё. В студенческие годы Дюркгейм знакомился с исследованиями Огюста Конта и Герберта Спенсера, благодаря чему приобрёл интерес к научным методам в изучении общества. Вместе с тем французская система образования того времени не предлагала каких-либо курсов, посвящённых наукам об обществе. Гуманитарный подход не заинтересовал Дюркгейма, переключившего своё внимание с психологии и философии на этику и, впоследствии, на социологию. В 1882 году, будучи предпоследним студентом в классе, Дюркгейм сдал экзамены и получил право преподавать.

Реалии того исторического периода не позволяли человеку со взглядами Дюркгейма занять академическую должность в Париже. С 1882 по 1885 год он преподавал философию в ряде провинциальных школ. В 1885 году он принял решение о переезде в Германию, где два года изучал социологию в университетах Марбурга, Берлина и Лейпцига. В нескольких эссе Дюркгейм писал, что в Лейпциге он осознал ценность эмпирического подхода и его языка конкретных, сложных вещей, сильно контрастирующих с абстрактными и простыми идеями картезианского метода. К 1886 году Дюркгейм завершил работу над черновиком работы «О разделении общественного труда», которая стала частью его докторской диссертации. В те годы его усилия были направлены на создание социологии как науки.

Германский период жизни Дюркгейма отмечен написанием многочисленных статей о немецкой общественной науке и философии. Особое впечатление на него произвели работы Вильгельма Вундта. Статьи Дюркгейма получили признание во Франции, и в 1887 году он получил преподавательскую должность в университете Бордо, где приступил к работе с первым в истории города общественно-научным курсом. В частности, Дюркгейм впервые во Франции прочитал курс лекций по социологии. Работа учёного на преимущественно гуманитарном факультете стала символом признания общественных наук в качестве значимой области знания. Находясь в должности, Дюркгейм способствовал реформированию всей французской системы высшего образования. Тем не менее, его мнение о социальной детерминированности религии сделало его объектом многих критических заявлений.

В 1887 году Дюркгейм женился на Луизе Дрейфус, родившей ему впоследствии двух детей -- Мари и Андре.

В 1890-х годах учёный был весьма продуктивен. В 1892 году он опубликовал диссертацию «О разделении общественного труда», фундаментальный труд о природе общества и его развитии. Его интерес к социальным феноменам подогревался актуальными политическими событиями. Поражение Франции в войне с Пруссией привело к падению режима Наполеона III и последующему становлению Третьей республики. Это, в свою очередь, привело к негативной реакции в отношении нового и светского республиканского правления, так как многие граждане считали решительный националистический подход ключом к реставрации угасавшей французской мощи. Дюркгейм, еврей и последовательный сторонник республики, симпатизировавший левой идеологии, оказался в политическом меньшинстве. Этот факт в совокупности с делом Дрейфуса 1894 года пробудил политическую энергию Дюркгейма.

В 1895 году из-под пера Дюркгейма вышла работа «Правила социологического метода», своего рода манифест социологической науки с указанием её нынешнего и должного состояний. В том же году Дюркгейм основал в Бордо первый европейский факультет социологии. Спустя три года он создал первый в стране журнал об общественных науках, L"Annйe Sociologique («Социологический ежегодник»). В издании публиковались работы растущего числа посвящённых в тематику студентов, а также рецензии Дюркгейма на немецкие, английские и итальянские статьи. В 1897 году вышла книга «Самоубийство», ставшая образцом того, какой может быть монография в области социологии.

Парижские учёные долго отказывались принять «социологический империализм» и включить общественные науки в свои учебные планы. К 1902 году Дюркгейм, наконец, получил значимую должность в столице, став преподавателем педагогики в Сорбонне. В 1906 году он стал полным профессором, а в 1913 году в названии его профессорской должности появилось упоминание и о социологии. Формально французские университеты выпускали учителей средней школы, поэтому подобная должность давала ему существенное влияние: его лекции были единственным обязательным курсом для всех студентов. Параллельно Дюркгейм работал советником при министерстве образования. В 1912 году увидела свет его последняя крупная работа, «Элементарные формы религиозной жизни». Начало Первой мировой войны трагически сказалось на судьбе учёного. Его левые взгляды всегда сочетались с патриотизмом, но не с интернационализмом, Дюркгейм жил светской, рациональной жизнью француза. В результате войны и неизбежного появления националистической пропаганды, придерживаться данной точки зрения, всегда полной нюансов, стало весьма сложно. Дюркгейм всеми силами стремился помочь своей стране в сложный период, не желая в то же время ниспадать до примитивных правых настроений. Кроме того, еврейское происхождение социолога всегда было достоянием общественности, что и сделало его мишенью французских правых. Многие студенты Дюркгейма, призванные защитить страну, погибли на полях сражений. Наконец, в декабре 1915 года погиб Андре, сын учёного, не оправившегося от потери до самой смерти. Эмоционально опустошённый Дюркгейм скончался в 1917 году от инсульта. Он был похоронен на кладбище Монпарнас в Париже.

Основные труды Дюркгейма:

· «Элементы социологии» (1889)

· «О разделении общественного труда» (1893)

· «Правила социологического метода» (1895)

· «Самоубийство» (1897)

· «Элементарные формы религиозной жизни: тотемическая система в Австралии» (1912)

Переводы на русский:

· О разделении общественного труда. -- М., 1996.

· Социология. Её предмет, метод, предназначение / Пер. с фр., составление, послесловие и примечания А. Б. Гофмана. -- М.: Канон, 1995. -- 352 с. -- (История социологии в памятниках).

· О разделении общественного труда. Метод социологии. -- М., 1991.

· Самоубийство. Социологический этюд. -- СПб., 1912.

· Принципы 1789 года и социология. // Социологический ежегодник, 2012: Сб. науч. тр. / РАН. ИНИОН. Центр социал. науч.-информ. исслед. Отд. социологии и социал. психологии; Кафедра общей социологии НИУ-ВШЭ; Ред. Н.Е. Покровский, Ред.-сост. Д.В. Ефременко. - М., 2013. - (Сер.: Теория и история социологии) - c. 286-293.