Скачать урок основа православной культуры. Урок по опк с презентацией

Методическая разработка урока по теме «Защита Отечества» по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» по модулю «Основы православной культуры» основывается на личностно ориентированной направленности современного обучения.

Воспитание моральной личности и ответственного гражданина основывается не только на знании и следовании светским нормам морали. Исторически сложилось так, что мы живём в православном государстве. Православие - это культура и история нашей страны, поэтому необходимо чаще обращаться к религиозным заповедям и предписаниям, в которых собрана мудрость народа.

Христианские нормы поведения включают не только заповеди, но и этику человеческого поведения как свод неписаных, но соблюдаемых на основе согласия и воспитания морально-нравственных норм. Человек, порой, даже не осознавая и не замечая за собой, следует именно христианским нормам морали.

Важнейшей составной частью учебно-воспитательного процесса модуля «Основы православной культуры» является формирование патриотизма, которое имеет огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ученика. На основе возвышающего чувства патриотизма укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности. Значимость патриотического воспитания детей особенно остро обозначилась в современный период - в связи с утратой людьми нравственных ориентиров в собственной жизни. Дефицит нравственных ценностей и пренебрежение моральными нормами становятся повсеместным явлением. Поэтому все острее встает вопрос патриотического воспитания. Данную проблему можно решать с помощью уроков ОРКСЭ по модулю «Основы православной культуры», и одним из уроков отвечающих этому запросу - «Защита Отечества».

Этот урок способствует формированию потребности в нравственном совершенствовании личности.

Технологическая карта урока

Тема : Защита Отечества.

Тип : Изучение нового материала

Цель урока: Формирование мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций России.

Задачи:
1. Способствовать нравственному, моральному и патриотическому воспитанию.
2. Способствовать целенаправленному включению обучающихся в обсуждение и самостоятельное исследование вопросов, связанных с изучением истоков представлений о морали и нравственности в контексте отечественной культурной и религиозной традиции.
3. Формировать понимание христианского взгляда на войну как объективное зло современного мира
4. Прививать любовь к России, к ее святым и героям.

Планируемые результаты

Предметные:
- приобщение к духовно - нравственным ценностям своего народа
- усвоение нравственных норм и правил поведения
- ознакомление с понятием «оборонительная война»

Метапредметные:
- умение сравнивать и анализировать, делать выводы
- осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий
- выполнять практическую работу в паре

Личностные:
- развитие чувства преданности и любви к Родине
- умение следить за своими словами и делами; способность контролировать собственную деятельность на основе выбора добра и пользы

Межпредметные связи: Литературное чтение, русский язык

Ресурсы урока:

  1. Кураев А.В. Основы православной культуры. – М.: Просвещение, 2016.
  2. Презентация , компьютер и интерактивная доска.
  3. Раздаточный материал (приложения к уроку).
  4. Ожегов С.И. и Швецова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. 4-е изд., дополненное. М.:Азбуковник, 1999.
  5. Л.П. Алектров, С.Л.Баженова Словарь синонимов. Л.: Наука, 1975.
  6. Н. Абрамов Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. М. Русское слово, 1999.

Ход урока

Мотивация к деятельности

Предлагает посмотреть видеоклип и подумать о чём он, что важного доносится до зрителя, к чему призывает. Слайд 1 Осуществляют коллективный просмотр видеоклипа.

Задаёт вопросы по просмотренному видеоклипу

- Вы просмотрели видеоклип, как бы вы охарактеризовали, о чём он? Что иллюстрирует, к чему призывает?

Высказывают предположения, делятся своими мнениями и эмоциями: это клип о России, её единстве и мощи, необходимости защищать богатства нашей Родины и т.д.

- Какие слова тронули?

- О чём говорят эти строки? Слайд 2

Делает акцент на некоторых словах данной фразы, чтобы облегчить её понимание (монолит, держава)

О необходимости защищать Родину, быть едиными и сплочёнными перед врагом.

Предлагает определить тему урока.

Слайд 3

- Не раз жизнь Древней Руси и России нарушалась военными грозами. Почти половина времени из тысячелетней православной истории государства прошли в войнах! И всегда была необходимость в его защите.

Формулируют тему урока «Защита (Родины) Отечества»

Слайд 4 и индивидуальные карточки Приложение 1

Определяют название произведения - Гимн России.

Ведёт диалог с классом.

- Что эти строки рассказывают о величии России?

- Могут ли некоторые кадры из просмотренного клипа проиллюстрировать их смысл?

Высказывают мнение, размышляют.
Предлагает найти и подчеркнуть слова, которые связаны с православной культурой.

Выполняют задание на индивидуальных карточках.

Хранимая Богом родная земля.

Выслушивает варианты ответов.

- Как вы понимаете эти слова?

Россия православное государство. Оберегаемая святыми, Богом и т.д.

Актуализация необходимых знаний

Предлагает рассмотреть изображения и вспомнить личностей, изображённых на слайде (обращается к урокам литературного чтения).

Слайд 5

Называют изображённых личностей.

Дмитрий Донской и Илья Муромец.

- Что их объединяет? Чем они прославились?

Слайд 6

Под руководством учителя и наводящих вопросов вспоминают события их жизни.

Это воины преданные и любящие своё Отечество, причислены к лику святых и т.д.

- Можно ли сказать, что они были защитниками Отечества?
- Остаются ли они и поныне ими?
- Подтверждает ли это слова гимна «Хранимая Богом родная земля»?

Слушают учителя.

- Среди святых почитаемых Русской Православной церковью многие славились именно воинским служением государству. Были его защитниками.
И своё служение, будучи православными людьми, строили на словах Иисуса Христа: «Нет больше той любви как если кто положит душу свою за други своя»

Слайд 7

Илия Муромец - православные чтут память этого святого воина-монаха, которого российские воины также почитают как своего небесного заступника.
Дмитрий Донской - православные чтут его как защитника и помощника в делах.

Настраивает на обсуждение этих слов.

Любящий жертвует душой (жизнью) своей за друзей, за родную землю, как сделал это Иисус. Становится на защиту.

Рассуждают и высказывают своё мнение.

Организация познавательной деятельности

Предлагает коллективно-групповую работу по составлению «Портрета слова защитник». Слайд 8

Группы учащихся получают в помощь различные словари (Толковый словарь русского языка Ожегова С.И., Словарь русских синонимов. Н. Абрамова, Словарь синонимов Академии наук СССР или др.)

Пользуясь словарями, своими знаниями работают над созданием портрета слова.

Находят лексическое значение слова, подбирают синонимы однокоренные лова, составляют словосочетания, подбирают ассоциации.

- Защита рубежей Родины часто связана военными действиями.
А с чем связаны любые войны и военные действия?

Предлагает обратиться к одной из заповедей Иисуса Христа.

Слайд 9
- Если война - это действия, влекущие за собой смерть людей как же тогда следовать православным воинам этой заповеди «Не убий»?
И.Х. учил прощать любить даже врагов своих. А церковь причисляла к лику святых тех, кто применял оружие.

Пользуясь словарями, своими знаниями работают над созданием портрета слова. Находят лексическое значение слова, подбирают синонимы однокоренные лова, составляют словосочетания, подбирают ассоциации.
Предлагает сформулировать учебную задачу урока.

Рассуждают и высказывают мнения.

Применение оружия, смерть, убийства жертвы.

Предлагает подумать и определить, какой самый доступный нам в данный момент источник информации для поиска ответа на вопрос.
Предлагает открыть учебник на странице 133 и прочитать первые четыре абзаца учебного текста и найти слова И.Х., которые помогут выполнить поставленную задачу урока. Высказывают предположение, что это учебник.

Слайд 10

Помогает понять смысл данных слов. Обращает внимание на значение слов «напрасно» «суд»

- Значит, каким может быть гнев?
Что значит уместный? Какой корень в этом слове?

Слайд 11

Предлагает вспомнить страницы истории нашего государства.

- Какое историческое событие, трагедия, унёсшая за собой миллионы жизней, повлекло за собой уместный гнев нашего народа? Слайд 12
- Действительно ли он был уместным? Докажите.
- Сталкивались в настоящей жизни, с ситуациями, которые влекут за собой напрасный или уместный гнев?

Предлагает вернуться к учебнику на стр.133 и прочитать о трагедии, которая произошла в настоящее мирное время.

Пользуясь словарями, своими знаниями работают над созданием портрета слова. Находят лексическое значение слова, подбирают синонимы однокоренные лова, составляют словосочетания, подбирают ассоциации.

Слайд 13

- Как вы оцениваете геройский поступок Жени, с точки зрения христианской морали?
- Можно ли его назвать защитником Отечества?

Рассуждают и высказывают мнения.

Применение оружия, смерть, убийства жертвы.

Подводит к мыли, что все действия и нашего государства во время ВОВ, и современного мальчика Жени оправданы с христианской точки зрения.

Предлагает еще раз вернуться к составленному портрету слова «защитник».

Размышляют и приходят к выводу, что затрудняются ответить на этот вопрос.
Слайд 14
- Вернёмся к портрету слова «защитник». Одной из ассоциаций к этому слову было слово «оборона».
- Как можно назвать войну и действия, направленные на защиту, оборону от врага? Какое однокоренное прилагательное подойдёт для характеристики таких действий?

Отвечают, что должны понять, как связаны соблюдение христианских норм и заповедей и Защита Отечества. Как оставаться православным человеком даже в военных действиях.

Высказывают предположение, что это учебник.

Предлагает найти в учебнике на стр., 144 подтверждение данным предположениям

Читают текст. Вслух читает хорошо читающий ученик. Находят и озвучивают слова.

«Всякий гневающийся на брата своего напрасно подлежит суду»

Предлагает подвести промежуточные итоги урока и вспомнить поставленную задачу.

Должны понять, как связаны соблюдение христианских норм и заповедей и Защита Отечества. Как оставаться православным человеком даже в военных действиях

Предлагает подумать и высказать своё мнение, о том какие поступки воина-христианина недопустимы даже на справедливой войне.

Записывает озвученные варианты на доске.

Высказывают свои мнения.

Предлагает в парах обратиться к стр.136 учебника, найти нужную информацию и сравнить со своими вариантами.

Дополнить предложения на карточках.

Предлагает по итогу работы сделать вывод.

Слайд 15

Осуществляют самостоятельный поиск информации в парах и работу на карточках.

Рефлексия деятельности

- Удалось ли нам решить поставленную задачу урока?

Что нового вы для себя открыли?

В завершение нашего урока предлагаю обратиться к народной мудрости и собрать пословицы о Родине и её защитниках.

Подводит итог парной работы.

Слайд 16

- Какая пословица очень созвучна теме сегодняшнего урока? Обоснуйте свой ответ.

Делают выводы, обобщают.

Работают в парах на карточках, составляют пословицы.

Представляют результаты работы.

Предлагает побыть на месте учителя и задать свои вопросы, помогающие обобщить новую информацию по теме урока, классу, воспользовавшись памяткой «Толстые и тонкие вопросы» Слайд 17 Желающие формулируют и задают свои вопросы классу
- Только ли на войне применимы законы воина-христианина?
- Одинаков ли надо реагировать на обиды, нанесённые самому человеку и тому, кого он любит?

Участвуют в обобщении новой информации.

Высказывают своё мнение на основе нового материала.

Домашнее задание на выбор:

Предлагает посмотреть клип, чтобы закончить урок на «высокой ноте» и почтить память всех погибших защитников нашего Отечества.

Слайд 18

Список литературы

1. Кураев А.В. Основы православной культуры. – М.: Просвещение, 2016.

2. Мороз А., священник, Берсенева Т., педагог. Добрые уроки-наставления: учеб. пособие к курсу «Основы православной культуры» для учащихся 4–5 классов. - СПб.: Сатисъ, 2013.

3. Мороз А., священник, Берсенева Т., педагог. Путь жизни - православный: пособие в помощь учителю по самообразованию. - СПб.: Сатисъ, 2011.


Урок 1.Россия – наша Родина? Что такое духовный мир; ? Что такое культурные традиции. Окружающий мир человека – бесконечный и многообразный: - материальный - духовный (мир культуры) Духовный мир – человек - внутренний мир (душа) Внутренний мир: сложный, разный, многоликий. Как не разрушить внутренний мир? Опора на национальные традиции Культурные традиции: - религиозные культуры; - морально-этические нормы; Их основа: вечные ценности: добро, честь, справедливость, милосердие.


Урок 2.Культура и религия? Как человек создает культуру; ? О чем говорит религия? Культура – (cultura от глагола colo - «возделывать почву», «обрабатывать») Первоначальный смысл слова «культура» – это возделывание (очеловечивание природы как среды обитания). Культура в широком смысле – все то, что создано человеком. Культуру создают люди, а культура изменяет человека: - накапливает и передает опыт… - создает условия жизни людей; - влияет на образ мыслей и чувств, на способ общения. Культура: светская и религиозная. Религия – это мысли и поступки человека, убежденного в том, что человеческий разум в нашем мире не одинок. Религиозная культура опирается на религиозные традиции. Истоки русской культуры – в православной культуре Православная вера определяет поведение и культуру человека.


Урок 3. Человек и Бог в православии? Какие дары Бог дал человеку; ?Как вера в Бога может влиять на поступки людей Что есть Бог? Творец, который создал весь мир. Он создал человека, дал человеку свободу, разум, совесть, доброту, любовь. Вера в Бога – направляет, определяет поступки людей, вдохновляет на созидание…


Урок 4. Православная молитва? Что такое православие; ? Что значит слово «благодать»; ? Кто такие святые; ? О молитве «Отче наш» «Православие» означает умение правильно славить Бога (молиться). Обращение к Богу - молитва. Молитва противоположна магии. (Магия – навязывание (через заклинание) своей воли духам, Богу). Молитва-просьба; Молитва-благодарение; Молитва- славословие; Влияние молитвы. Благодать (добрый дар) - действие Бога, меняющее человека. Святые - люди, которые под действием благодати изменились. «Отче наш» - самая известная молитва христиан.


Урок 5. Библия и Евангелие? Кто такие христиане; ? Что такое Библия; ? Что такое Евангелие. Христианин – человек, который принял учение Иисуса Христа. Библия – священная Книга для каждого христианина. Две части Библии: Ветхий Завет (50 книг) и Новый Завет (27 книг). Слово «завет» - «союз», «договор» (Бога с человеком). Книги Ветхого Завета написаны пророками, которые имели особый дар – слышать Бога. (до прихода Иисуса Христа): история еврейского народа, основы иудаизма, Декалог. Книги Нового Завета: «Евангелие» (с греч. «добрая весть») - о жизни, делах и учении Иисуса Христа; Деяния апостолов; Послания апостолов; Апокалипсис («Откровения Иоанна Богослова»).


Урок 6. Проповедь Христа? Чему учил Христос; ? Что такое Нагорная проповедь; ? Какие сокровища нельзя украсть. Иисус Христос учил любви к ближнему. Нагорная проповедь – изречения глубокого смысла Иисуса Христа, (произнесены с небольшой горы). О мести. Как поступить, если вас обидели, ударили, обозвали…? «Не противься злому… Любите врагов ваших…» Отказ от мести кладет предел разрастанию зла. О богатстве. «Не собирайте себе сокровищ на земле, но собирайте себе сокровища на небе…» «Сокровище на небе» - это добро человека, которое нельзя украсть. Призыв Иисуса Христа: жить на земле в любви к Богу и к ближнему.


Урок 7. Христос и Его крест? Как Бог стал человеком; ? Почему Христос не уклонился от казни; ? Какова символика креста. Евангелие: однажды Бог соединил с Собой человеческое тело и душу (вочеловечился). Бог стал Богочеловеком: творил чудеса, радовался, страдал, прошел весь путь человеческой жизни и вошел в мир человеческой смерти. Иисус позволил себя казнить на кресте. Почему? Смерть была нужна Христу для того, чтобы пройти через человеческую смерть. До Христа люди умирали и смерть давала им пустоту и холод. Христос дал надежду каждому человеку на бессмертие его души. Крест Христа - не только орудие пытки и казни, но и знак любви Бога к людям.


Урок 8. Пасха? Что такое Пасха; ? Как празднуют Пасху. Евангелие: после распятия Христос вернулся к жизни – воскрес (с др.слав. «крес» - жить, сиять, сверкать». Воскресение – день возобновления жизни. Пасха Христова - а честь воскресения Христа. Праздник Пасхи: крестный ход, пасхальная служба в честь воскресения Христа. Пасхальные атрибуты – праздничный стол, куличи, яйца, твороженное блюдо, то есть пасха.


Урок 9. Православное учение о человеке? Чем Бог одарил человека; ? Что такое образ Божий в человеке. В православии размышления о Боге и человеке взаимосвязаны Бог одарил человека душой (думает, мечтает…), подарил человеку свободу, любовь… Эти дары составляют целый мир, внутренний мир человека. Разум, свобода, творчество у христиан называются «образ Бога в человеке». Если человек не думает о душе или совершает плохое - она слабеет, «болеет». Мудрые люди: «О душе подумай!» (не делай плохого, делай добро)


Урок 10. Совесть и раскаяние? О подсказках совести; ? Как исправлять ошибки. Зло в православии есть синоним греха. Зло ослабляет душу человека, добро и совесть укрепляет. Совесть: подсказывает человеку, как поступить; напоминает ему, что сделано неверно. Главное в жизни - быть в ладу со своей совестью. Раскаяние: может помочь человеку исправить ошибку.


Урок 11.Заповеди? Какие заповеди даны людям; ? Что общего у убийства и воровства; ? Как зависть гасит радость. Миссия заповедей: отличить добро от зла, грех от добродетели. Заповеди даны людям от Бога! - почитай отца и мать: - не убивай; - не кради; - не прелюбодействуй; - не лги; - не завидуй и др.


Урок 12.Милосердие и сострадание? Чем милосердие отличается от дружбы; ? Кого называют ближним; ?Как христианин должен относиться к людям Главная заповедь Иисуса Христа: «Возлюби ближнего как самого себя!» В основе заповеди – милосердие и сострадание (сердце милует, любит, жалеет – страдает). Милосердный человек – неравнодушный к горю другого, ближнего. «Ближний» - тот, кто находится в беде и нуждается в твоей помощи. Если человек виноват, но переживает беду, надо забыть свои обиды и протянуть ему руку помощи.


Урок 13.Золотое правило этики? Главное правило человеческих отношений? Что такое неосуждение. Христос:«..Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». Христос: не осуждайте других! «Пусть первый камень бросит тот из вас, кто сам не грешил». Неосуждение – это не попустительство и не навешивание на человека ярлыков. Человек и его дурной поступок не одно и то же. Православное правило: «Люби грешника и ненавидь грех» «Любить» - значит помочь избавиться от грехов.


Урок 14. Храм? Что люди делают в храме; ? Как устроен православный храм. Люди приходят в храм: помолиться за себя, за других, поставить свечи «за здравие», «за упокой» и др.; Внутреннее устройство: иконы, иконостас, царские врата (символизируют врата Рая), алтарь; Ограничения в храме. В любой религиозной культуре есть система запретов и необходимо их уважать.


Урок 15. Икона? Почему икона так необычна; ? Почему изображают невидимое Икона (с греч. «образ») – картина с изображением лица или события из Библии или церковной истории. Отличие картины от иконы: - в картине отражается мироощущение автора, дыхание той или иной эпохи; в иконе отражается мировоззрение Церкви, икона - вне времени; -в картине отражается индивидуальность автора, его живописная манера и т.п.; икона – творение соборное, не самовыражение, а служение; Икона пронизана светом, добром и любовью. Свет - символ Света Божественного. Главное – показать мир души святого человека (через лица (лики) и глаза). Евангелие: Бог родился как человек, апостолы видели Христа, значит можно изображать. Икона и человек: он молится не иконе, а перед иконами и тому, кого видит на иконе. Уроки Творческие работы учащихся.


Урок 18. Как христианство пришло на Русь? Что такое церковь; ? Что такое крещение. Люди, ставшие христианами, объединялись в общество, которое называется Церковь. Христианское учение распространялось и пришло на Русь через Византию. 988 год: крещение киевлян в р. Днепр. Крещение – это присоединение к Церкви. Значение новой веры: появление письменности, школ, книг, строительство храмов. вера преображала людей и их культуру: наполняла жизнь новым смыслом, христовы заповеди помогали утверждать новые нравственные правила жизни; русские стремились жить по вере, утверждается название «Святая Русь».


Урок 19. Подвиг? Что такое человеческий подвиг; ? О человеческой жертвенности. Христианский подвиг – эта жертва ради себя, ради других людей и ради Бога. Подвиг ради себя (жертвовать мелкими радостями во имя высокой цели); Подвиг ради другого человека (и в малом, и в большом); Подвиг во имя Бога: человек жертвует своими капризами ради стремления жить по вере; В основе подвигов – жертвенность (движение во имя высокой цели). Подвиг – «двигаться», «движение», «подвижничество».


Урок 20. Заповеди блаженств? Когда люди бывают счастливы; ? Как плач может обернуться радостью; ? Когда сердце бывает чистым. Нагорная проповедь: «Заповеди блаженств». «Блаженные» («счастливые») Первая заповедь о людях, ставших «нищими» по велению своего духа (влечение к Богу) Православие: нищий духом - это самый духовно богатый человек на свете, ибо в его душу входит Христос. Нищие духом, ограничив желания, поняли: лучше остаться бедным, но честным, отказаться от карьеры, но не предать, жить в мире со своей совестью, чем угождать и т.д. Для «нищих духом»: «Царство божие есть» и «Царство Божие – внутри вас!». Если человек поступает по заповедям Христа, значит он в Царстве Небесном уже сейчас. И у его души есть повод для радости. Другие заповеди: «Блаженны чистые сердцем, ибо они увидят Бога» (чистое сердце – сердце без завести, лицемерия, подозрительности и пр.) Такой человек светлым оком смотрит на мир и на Бога.


Урок 21. Зачем творить добро? ? Как подражают Христу; ? Чему радуются святые. Все согласны с правилом: «..Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». Но у христиан есть особые причины не быть эгоистами и творить добро Первая из них – благодарность за подвиг Христа. Христиане также стараются служить для других (самоотверженность). Вторая причина творить добро: это дает возможность пережить духовную радость. Благодаря пережитой радости человек осознает - от чего заповеди предостерегают и что они хотят ему подарить. Христианин ищет радость для своего сердца и для этого творит добро.


Урок 22. Чудо в жизни христианина? О святой Троице; ? О христианских добродетелях. Христиане верят, что для чуда есть место не только в сказке, но и в жизни. Для христианина чудо по-своему логично, потому что он верит в Бога. Христианин верит в Единого Бога, который есть Святая Троица: Отец, Сын (воплотившийся во Христа) и Дух Святой. Христиан радует то, что Бог свободен от таких законов арифметики Если хочешь, чтобы Бог послал ангела, сам стань ангелом для другого. Если человек постоянно творит добро, христиане говорят, что он стяжал (приобрел) добродетель. Добродетель - это видимое проявление внутренних добрых свойств человека. Три главных добродетели: вера, надежда, любовь.


Урок 23. Православие о Божием Суде? Как видеть в людях Христа; ? Почему христиане верят в бессмертие. Второе пришествие Иисуса Христа или Божий суд должен заставить людей задуматься: - как они живут, - правильно ли они поступают, - что с ними будет в конце их земной жизни. Потому что: - каждое слово – доброе и злое – Бог принимает на свой счет. - помощь, оказанная незнакомцу, это помощь Богу; - оскорбление, нанесенное человеком любому из людей, это оскорбление Бога и т.д. Христианский принцип: если тебе трудно, найди человека, которому, может быть, еще труднее и помоги ему. Жизнь по таким заповедям поможет человеку получить от Бога бессмертие


Урок 24. Таинство Причастия? Как Христос передал себя ученикам; ? Что такое Причастие; ? Что такое церковное таинство. Согласно Библии, Христос дал людям свое тело и свою кровь в виде вина и хлеба и это стало одним из семи таинств – таинством причастия. Христиане во время таинства причастия, вкушая хлеб и выпивая глоток вина, считают что это больше, чем хлеб и больше чем вино, они ощущают, что в них входит Христова сила и благодать (добрый дар от Бога) На языке православной мысли - чудо церковной соборности (основанной на единении всех христиан со своим Богом) Таинство Причастия совершается во время Литургии (с древнегреч. «общее дело»)


Урок 25. Монастырь? Почему люди идут в монахи; ? От чего отказываются монахи. Появление монахов Монах - религиозный человек, который решение принимает стать монахом «по зову Бога»; Главное призвание монаха - быть всегда только с Богом. Стадии становления монаха: вначале живет в монастыре послушником, после чего приносит монашеские обеты (жить в послушании, безбрачии и без личных вещей), его постригают:состригают несколько прядей волос (в древнем мире знак рабства), он получает новое имя.


Урок 26. Отношение христианина к природе. ? Что делает человека выше природы; ? Какую ответственность несет человек за сохранение природы. Христианин утверждает: мир создал Творец, постигая окружающий мир, он постигает самого Творца. Человек выделяется из мира природы и мира животных тем, что Бог дал ему совесть, разум, свободу и ответственность. Для христианина природа – это его родной дом и Божий храм, в котором нельзя сорить, гадить, разрушать и ломать. Христианское милосердие распространяется не только на людей, но и на природу и животных.


Урок 27.Христианская семья? Что такое венчание; ? Что такое обручальное кольцо. Христианская семья создается на основе любви и желании супругов быть с избранным до конца и в радости, и в горе. Вступление в брак в православии – венчание. Венец и обручальные кольца -символизируют решимость пары быть вместе навсегда. В православной семье стараются сохранить семейные и православные традиции.


Урок 28. Защита Отечества? Когда война бывает справедливой; ? О святых защитниках Родины Защита Отечества - первостепенная миссия православного. С христианской точки зрения война оборонительная - справедливая и оправданная. Христианин берет оружие, если нужно защищать родину, семью, свою веру. Героизм при защите отечества: Ледовое побоище, Куликовская битва, Смута начала 17 века, война 1812 года, Крымская война… Но воин-христианин и на войне остается человеком (не убивает пленных, безоружных, не грабит мирных жителей).


Урок 29. Христианин в труде? О первом грехе людей; ? Какой труд напрасен. Первые грехи человека по Библии – лень и гордыня. Адам и Ева съели плод, чтобы стать сразу мудрыми, но мудрость дается только с трудом и опытом. И случилась беда: разорвалась связь между Богом и человеком. Труд ради обогащения не приближает человека к Богу. Православие признает труд честный, труд на пользу людям. Труд дает человеку опыт, знания и закаляет его. «Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (апостол Павел).


Урок 30. Любовь и уважение к Отечеству Духовные традиции России – на основе ведущих религиозных традиций (праволсавных, исламских, иудейских, буддистских). Общее для традиционных религиозных культур - любовь и уважение к человеку. Любовь - основа жизни: к семье, к близким, к народу, к родине. В основе любви: - бескорыстие к ближнему. - служение на благо людей, на благо Родины. Любить - значит совершать поступки (малые и большие).


КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ Автор Романовский В.К., д.и.н., зав. кафедрой истории и обществоведческих дисциплин ГБОУ ДПО НИРО Нижний Новгород, ул.Ванеева, Телефон: (831) ГБОУ ДПО НИРО Ректор - Бармин Николай Юрьевич, к.э.н. Тел. (831)

Ваша помощь сайту и приходу

ВЕЛИКИЙ ПОСТ (ПОДБОРКА МАТЕРИАЛОВ)

Календарь — архив записей

Поиск по сайту

Рубрики сайта

Выберите рубрику 3D-экскурсии и панорамы (6) Без рубрики (11) В помощь прихожанам (3 688) Аудиозаписи, аудиолекции и беседы (309) Буклеты, памятки и листовки (133) Видеофильмы, видеолекции и беседы (969) Вопросы священнику (413) Изображения (259) Иконы (542) Иконы Божией Матери (105) Проповеди (1 022) Статьи (1 787) Требы (31) Исповедь (15) Таинство Венчания (11) Таинство Крещения (18) Георгиевские чтения (17) Крещение Руси (22) Литургия (154) Любовь, брак, семья (76) Материалы для воскресной школы (413) Аудио (24) Видео (111) Викторины, вопросы и загадки (43) Дидактические материалы (73) Игры (28) Изображения (43) Кроссворды (24) Методические материалы (47) Поделки (25) Раскраски (12) Сценарии (10) Тексты (98) Повести и рассказы (30) Сказки (11) Статьи (18) Стихи (29) Учебники (17) Молитва (511) Мудрые мысли, цитаты, афоризмы (385) Новости (280) Новости Кинельской епархии (105) Новости прихода (52) Новости Самарской митрополии (13) Общецерковные новости (80) Основы православия (3 779) Библия (785) Закон Божий (798) Миссионерство и катехизация (1 390) Секты (7) Православная библиотека (482) Словари, справочники (51) Святые и Подвижники благочестия (1 769) Блаженная Матрона Московская (4) Иоанн Кронштадтский (2) Символ Веры (98) Храм (160) Церковное пение (32) Церковные записки (9) Церковные свечи (10) Церковный этикет (11) Церковный календарь (2 464) Антипасха (6) Неделя 3-я по Пасхе, святых жен-мироносиц (14) Неделя 3-я по Пятидесятнице (1) Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном (7) Неделя 5-я по Пасхе о самаряныне (8) Неделя 6-я по Пасхе, о слепом (4) Пост (455) Радоница (8) Родительская суббота (32) Страстная Седмица (28) Церковные праздники (692) Благовещение (10) Введение во храм Пресвятой Богородицы (10) Воздвижение Креста Господня (14) Вознесение Господне (17) Вход Господень в Иерусалим (16) День Святого Духа (9) День Святой Троицы (35) Икона Божией Матери »Всех скорбящих Радость» (1) Казанской иконы Божией Матери (15) Обрезание Господне (4) Пасха (129) Покров Пресвятой Богородицы (20) Праздник Крещения Господня (44) Праздник обновления храма Воскресения Иисуса Христа (1) Праздник Обрезания Господня (1) Преображение Господне (15) Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня (1) Рождество (118) Рождество Иоанна Предтечи (9) Рождество Пресвятой Богородицы (23) Сретение Владимирской иконы Пресвятой Богородицы (3) Сретение Господне (17) Усекновение главы Крестителя Господня Иоанна (5) Успение Пресвятой Богородицы (27) Церковь и таинства (148) Елеосвящение (8) Исповедь (32) Миропомазание (5) Причащение (23) Священство (6) Таинство Венчания (14) Таинство Крещения (19) Основы православной культуры (34) Паломничество (241) Афон (1) Главные святыни Черногории (1) Святыни России (16) Пословицы и поговорки (9) Православная газета (35) Православное радио (66) Православный журнал (34) Православный музыкальный архив (170) Колокольные звоны (11) Православный фильм (95) Притчи (102) Расписание богослужений (60) Рецепты православной кухни (15) Святые источники (5) Сказания о Русской земле (94) Слово Патриарха (111) СМИ о приходе (23) Суеверия (37) Телеканал (373) Тесты (2) Фото (25) Храмы России (245) Храмы Кинельской епархии (11) Храмы Северного Кинельского благочиния (7) Храмы Самарской области (69) Художественная литература проповедническо-огласительного содержания и значения (126) Проза (19) Стихи (42) Чудеса и знамения (60)

Православный календарь

Прп. Василия исп. (750). Сщмч. Арсения, митр. Ростовского (1772). Прп. Кассиана Римлянина (435) (память переносится с 29 февраля).

Блж. Николая, Христа ради юродивого, Псковского (1576). Сщмч. Протерия, патриарха Александрийского (457). Сщмч. Нестора, еп. Магиддийского (250). Прпп. жен Марины и Киры (ок. 450). Прп. Иоанна, нареченного Варсонофием, еп. Дамасского (V); мч. Феоктириста (VIII) (памяти переносятся с 29 февраля).

Литургия Преждеосвященных Даров.

На 6-м часе: Ис. II, 3–11. На веч.: Быт. I, 24 – II, 3. Притч. II, 1–22.

Именинников мы поздравляем с днем Ангела!

Икона дня

Священномученик Арсе́ний Ростовский (Мацеевич), митрополит

Свя­щен­но­му­че­ник Ар­се­ний, мит­ро­по­лит Ро­стов­ский (в ми­ру Алек­сандр Ма­це­е­вич) был по­след­ним про­тив­ни­ком цер­ков­ной ре­фор­мы Пет­ра I. Он ро­дил­ся в 1697 (по дру­гим дан­ным, в 1696) го­ду во Вла­ди­ми­ре-Во­лын­ском в се­мье пра­во­слав­но­го свя­щен­ни­ка, вед­ше­го свой род из поль­ской шлях­ты.

По­лу­чив об­ра­зо­ва­ние в Ки­ев­ской Ду­хов­ной Ака­де­мии, в 1733 го­ду он был уже иеро­мо­на­хом. Вско­ре он со­вер­шил пу­те­ше­ствие в Устюг, Хол­мо­го­ры и Со­ло­вец­кий мо­на­стырь, где по­ле­ми­зи­ро­вал с за­то­чен­ны­ми там ста­ро­ве­ра­ми; по по­во­ду этой по­ле­ми­ки он на­пи­сал «Уве­ще­ва­ние к рас­коль­ни­ку»

В 1734–37 го­дах отец Ар­се­ний участ­во­вал в Кам­чат­ской экс­пе­ди­ции. В 1737 го­ду он был при­ко­ман­ди­ро­ван к чле­ну Си­но­да Ам­вро­сию (Юш­ке­ви­чу), за­ни­мав­ше­му в то вре­мя пер­вен­ству­ю­щее ме­сто в цер­ков­ной иерар­хии. Это на­зна­че­ние при­ве­ло к сбли­же­нию двух иерар­хов и опре­де­ли­ло даль­ней­шую судь­бу от­ца Ар­се­ния. По­свя­щён­ный в 1741 го­ду в сан мит­ро­по­ли­та То­боль­ско­го и всея Си­би­ри, вла­ды­ка Ар­се­ний за­щи­щал в Си­би­ри пра­ва но­во­кре­ще­ных ино­род­цев от при­тес­не­ний во­е­вод, а ду­хо­вен­ство – от вме­ша­тель­ства свет­ско­го су­да.

Су­ро­вый си­бир­ский кли­мат вред­но от­ра­зил­ся на здо­ро­вье вла­ды­ки, и вско­ре по во­ца­ре­нии Ели­са­ве­ты Пет­ров­ны он был пе­ре­ве­дён в 1742 го­ду на ка­фед­ру в Ро­стов с на­зна­че­ни­ем чле­ном Си­но­да.

Стро­гий к под­чи­нен­ным, вла­ды­ка ста­но­вит­ся в рез­кую оп­по­зи­цию и к свет­ской вла­сти. Он на­ста­и­ва­ет пе­ред им­пе­ра­три­цей Ека­те­ри­ной II на уда­ле­нии свет­ских чи­нов из со­ста­ва Си­но­да, утвер­жда­ет, что Си­нод во­об­ще не име­ет ка­но­ни­че­ской ос­но­вы, и де­ла­ет вы­вод о необ­хо­ди­мо­сти вос­ста­нов­ле­ния пат­ри­ар­ше­ства. За­пис­ка вла­ды­ки «О бла­го­чи­нии цер­ков­ном» яви­лась пер­вым про­те­стом рос­сий­ской иерар­хии про­тив си­но­даль­ной си­сте­мы.

Ещё бо­лее обост­ри­лись от­но­ше­ния вла­ды­ки со свет­ской вла­стью, ко­гда в кон­це цар­ство­ва­ния Ели­са­ве­ты Пет­ров­ны, за­тем при Пет­ре III и Ека­те­рине II рас­по­ря­же­ния, на­прав­лен­ные к огра­ни­че­нию мо­на­сты­рей в управ­ле­нии их иму­ще­ства­ми, вы­зва­ли силь­ное него­до­ва­ние в выс­шем ду­хо­вен­стве.

9 фев­ра­ля 1763 го­да вла­ды­ка в Ро­сто­ве со­вер­ша­ет «Чин от­лу­че­ния» с неко­то­ры­ми при­бав­ка­ми, на­прав­лен­ны­ми про­тив «на­силь­ству­ю­щих и оби­дя­щих свя­тыя Бо­жия церк­ви и мо­на­сты­ри», «при­ни­ма­ю­щих дан­ныя тем от древ­них Бо­го­люб­цев име­ния».

В мар­те вла­ды­ка по­дал два до­не­се­ния в Си­нод, ко­то­рый до­ло­жил им­пе­ра­три­це о том, что свя­ти­тель Ар­се­ний яв­ля­ет­ся «оскор­би­те­лем Ея Ве­ли­че­ства». Ека­те­ри­на пре­да­ла его су­ду Си­но­да, ко­то­рый длил­ся семь дней; вла­ды­ка был осуж­ден, низ­ве­ден в зва­ние про­сто­го мо­на­ха и за­то­чен в Ни­ко­ло-Ко­рель­ский мо­на­стырь.

Но и в ссыл­ке свя­ти­тель не пе­ре­ста­вал об­ли­чать дей­ствия обес­цер­ко­в­лен­ных вла­стей в от­но­ше­нии цер­ков­ных иму­ществ, вы­ра­жал со­мне­ние в пра­вах Ека­те­ри­ны II на пре­стол, со­чув­ствие ве­ли­ко­му кня­зю Пав­лу Пет­ро­ви­чу. Де­лу вла­ды­ки был дан ха­рак­тер по­ли­ти­че­ский, и в кон­це 1767 го­да он был ли­шен мо­на­ше­ства и при­го­во­рен к «веч­но­му за­клю­че­нию». Под име­нем «Ан­дрея Вра­ля» он со­дер­жал­ся в Ре­вель­ском ка­зе­ма­те, где и умер 28 фев­ра­ля 1772 го­да.

За сми­рен­ное пе­ре­не­се­ние скор­бей и нес­тя­жа­тель­ность, а так­же за му­че­ни­че­скую кон­чи­ну за Цер­ковь свя­ти­тель по­чи­та­ет­ся в Рус­ском на­ро­де.

При­чис­лен к ли­ку свя­тых Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви для об­ще­цер­ков­но­го по­чи­та­ния на Юби­лей­ном Ар­хи­ерей­ском Со­бо­ре в ав­гу­сте 2000 го­да.

Молитва священномученику Арсению (Мацеевичу), митрополиту Ростовскому

О, вели́кий уго́дниче Христо́в, многострада́льне святи́телю Арсе́ние! Умилосе́рдися у́бо о мне́ гре́шнем, услы́ши сле́зное мое́ моле́ние. Не возгнуша́йся скве́рных мои́х я́зв грехо́вных. Приими́ недосто́йное мое́ хвале́ние от всего́ се́рдца тебе́ возноси́мое. И ми́лостив сотвори́ся на мои́ проше́ния к тебе́ многомо́щному засту́пнику моему́ пред Го́сподем. Умоли́ Всеблага́го Бо́га моего́ дарова́ти ду́х сокруше́ния о гресе́х мои́х, ду́х смире́ния, кро́тости и незло́бия, еще́ же вся́ за́поведи Его́ неле́ностно исполня́ти, к бли́жнему любо́вь и милосе́рдие вы́ну явля́ти. Наипа́че же и́мя Его́ Сладча́йшее в се́рдце и уме́ содержа́ти и уста́ми безбоя́зненно испове́дати. Да да́рует моли́твами твои́ми Христо́с Бо́г на́ш все́м призыва́ющим и́мя Его́ свято́е вся́ потре́бная ко спасе́нию, дабы́ во вся́кое вре́мя и на вся́цем ме́сте с любо́вию сла́вилось и́мя Всесвяты́я Тро́ицы Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Читаем Евангелие вместе с Церковью

Здравствуйте, дорогие братья и сестры.

В прошлой передаче речь шла о благовести Захарии в Иерусалимском храме о рождении Иоанна Крестителя.

Сегодня мы рассмотрим текст того же евангелиста Луки, в котором повествуется о Благовещении Деве Марии.

1.26. В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет,

1.27. к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария.

1.28. Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами.

1.29. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие.

1.30. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога;

1.31. и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус.

1.32. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его;

1.33. и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца.

1.34. Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю?

1.35. Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим.

1.36. Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц,

1.37. ибо у Бога не останется бессильным никакое слово.

1.38. Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел.

(Лк. 1, 26–38)

Оба рассказа о явлении Архангела Гавриила построены по одной и той же схеме: явление ангела, его предсказание о чудесном рождении ребенка, рассказ о грядущем величии, имя, которым он должен быть наречен; сомнение собеседника ангела и дарование знака, подтверждающего слова посланника Небес. Но все же и различий в этих повествованиях тоже немало.

Если Захария встречает вестника Божиего в самый величественный момент своей жизни и происходит это в доме Божием, в Иерусалиме, во время богослужения, то сцена явления того же ангела юной девушке подчеркнуто проста и лишена всякой внешней торжественности. Это происходит в Назарете, захудалом провинциальном городке Галилеи.

И если праведность Захарии и Елисаветы подчеркнута с самого начала и весть о рождении сына дана в ответ на усиленные молитвы, то о юной Марии не говорится практически ничего: ни о ее нравственных качествах, ни о каком бы то ни было религиозном рвении.

Однако все человеческие стереотипы переворачиваются, ибо тот, чье рождение возвещено было в клубах кадильного фимиама, окажется всего лишь предтечей, вестником прихода Того, о ком было рассказано так скромно.

Евангелист Лука указывает на то, что Елисавета была на шестом месяце беременности, когда ангел явился в Назарет с благой вестью к Деве Марии. В случае с Елисаветой препятствиями для рождения были ее бесплодность и преклонный возраст, для Марии же – ее девственность.

Мы знаем, что Мария была обручена Иосифу. По еврейскому брачному закону девушек обручали будущим мужьям очень рано, обычно в возрасте двенадцати или тринадцати лет. Обручение длилось примерно год, но жених и невеста считались мужем и женой с момента помолвки. Этот год невеста оставалась в доме своих родителей или опекунов. Фактически девушка становилась женой, когда муж забирал ее в свой дом.

Иосиф, как мы помним, происходил из рода царя Давида, что было чрезвычайно важно, потому как через Иосифа и Иисус становился юридически потомком Давида. Ведь в древности юридическое родство считалось более важным, чем кровное.

С приветствием: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою (Лк. 1, 28), – обращается ангел к Деве Марии. Автор пишет по-гречески. Вполне возможно, греческое слово «хайре» («радуйся») по-еврейски могло звучать как «шалом», то есть пожелание мира.

Как и Захария, Мария растеряна и полна смятения, вызванного и явлением ангела, и его словами. Посланник пытается объяснить Марии и успокоить ее словами: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога (Лк. 1, 30). Затем он объясняет то, что должно произойти. И делает он это через три основных глагола: зачнешь, родишь, наречешь.

Обычно имя ребенку давал отец в знак того, что он признает его своим, но здесь эта честь принадлежит матери. Иисус – эллинизированная форма еврейского имени Йешуа, что вероятнее всего переводится как «Яхве – спасение».

Выслушивая от ангела то, каким великим будет ее Сын, Мария задает естественный вопрос: как будет это, когда Я мужа не знаю? (Лк. 1, 34).

Этот вопрос, дорогие братья и сестры, для понимания и прост, и труден. Мария не может понять слова ангела, так как она еще не замужем (в фактическом понимании, хотя в юридическом уже имела мужа). Но Мария скоро вступит в супружеское общение, почему же она так удивлена?

Есть несколько попыток объяснить этот вопрос, и они построены на словах «мужа не знаю». Так, некоторые полагают, что глагол «знать» нужно понимать в прошедшем времени, то есть «мужа еще не познала». Из чего следует, что Мария поняла слова ангела как возвещение ей ее фактического состояния беременности.

Согласно еще одной точке зрения, глагол «знать» происходит от слова «познать», то есть вступить в супружеское общение. Святоотеческая традиция указывает нам, что Дева Мария дала обет вечного девства и ее слова нужно понимать не иначе, как «не буду знать мужа». Но некоторые ученые утверждают, что это было невозможно, так как в еврейской традиции того времени брак и деторождение были не только почетны, но и обязательны. И если встречались общины, где люди вели девственную жизнь, то в основном это были мужчины. И подобные заявления кажутся логичными. Но не будем забывать, что Бог не действует согласно человеческой логике – Он выше всего и может положить на сердце чистого человека добродетельный помысел и укрепить даже юную девушку в ее богоугодном стремлении сохранить свою непорочность.

Ярким подтверждением того, что Бог не действует в рамках физических законов природы, является ответ ангела Марии: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим (Лк. 1, 35). Нередко приходится слышать искаженное понимание данного момента евангельской истории. Люди пытаются объяснить непорочное зачатие Девой Марией Сына Божия как литературный прием, взятый из греческих мифов, где боги сходили с Олимпа и вступали в отношения с женщинами, от которых рождались так называемые «сыны божии». Но в данном тексте ничего подобного мы не видим. Да и в Святом Духе нет никакого мужского начала, что подчеркивается даже грамматическим родом: еврейское «руах» («дух») – женского рода, а греческое «пневма» – среднего.

Иудейский Талмуд тоже пытается оспорить непорочность зачатия Спасителя, утверждая, что Иисус был незаконнорожденным сыном беглого солдата по имени Пантера, отсюда и наименования Христа в Талмуде – Бен-Пантер. Но некоторые ученые считают, что «пантер» – это искаженное греческое слово «партенос», что переводится как «дева», а значит, и понимать талмудическое выражение следует как «Сын Девы».

Сцена Благовещения заканчивается ответом Марии на весть Гавриила: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему (Лк. 1, 38).

В этих словах заключено великое смирение молодой девушки, готовой исполнить любую волю Божию. Тут нет рабского страха, а только чистосердечная готовность служения Господу. Никогда и ни у кого не получалось, да и вряд ли получится выразить свою веру так, как это сделала Дева Мария. Но к этому нам, дорогие братья и сестры, необходимо стремиться.

Помогай нам в этом Господь.

Иеромонах Пимен (Шевченко),
насельник Свято-Троицкой Александро-Невской лавры

Мульткалендарь

Православные просветительские курсы

СТАРЫЕ, НО НЕ ОДИНОКИЕ СО ХРИСТОМ: Слово на Сретение Господне

С имеон и Анна – два старых человека – не видели себя одинокими, потому что жили Богом и для Бога. Мы не знаем, какие жизненные скорби и старческие недуги у них были, но для человека, любящего Бога, благодарного Богу, подобные испытания и искушения никогда не заменят самого главного – радости Сретения Христа....

Скачать
(MP3 файл. Продолжительность 9:07 мин. Размер 8.34 Mb)

Иеромонах Никон (Париманчук)

Подготовка к таинству святого Крещения

В разделе "Подготовка ко Крещению " сайта "Воскресная школа: on-line курсы " протоиерея Андрея Федосова , руководителя отдела образования и катехизации Кинельской Епархии собрана информация, которая будет полезна тем кто сам собирается принять Крещение, либо хочет окрестить своего ребенка или стать крестным родителем.

Р аздел состоит из пяти огласительных бесед, в которых раскрывается содержание православного вероучения в рамках Символа Веры, объясняется последовательность и смысл обрядов, совершаемых при Крещении и даются ответы на распространенные вопросы связанные с этим Таинством. Каждая беседа сопровождается дополнительными материалами, ссылками на источники, рекомендованную литературу и интернет-ресурсы.

О гласительные беседы курса представлены в виде текстов, аудиофайлов и видео.

Темы курса:

    • Беседа №1 Предварительные понятия
    • Беседа №2 Священная Библейская история
    • Беседа №3 Церковь Христова
    • Беседа №4 Христианская нравственность
    • Беседа №5 Таинство святого Крещения

Приложения:

    • Часто задаваемые вопросы
    • Православные святцы

Чтение житий святых Дмитрия Ростовского на каждый день

Свежие записи

Радио "Вера"


Радио «ВЕРА» – это новая радиостанция, которая рассказывает о вечных истинах Православной веры.

Телеканал Царьград: Православие

«Православная газета» г.Екатеринбург

Православие.Ru - Встреча с Православием

  • «Отдай мне эти сухари, я их за чаем съем»

    Помощь Божия от общения с о. Тихоном была всегда ощутима, т.к. ответы подкреплялись духовной милостыней, молитвой.

Конспект урока по предмету «Основы православной культуры» (ОПК) на тему: «Доброе слово» для учащихся 4-5 класса.



Дайлиденок Любовь Евгеньевна, начинающий педагог, г.Кострома.
Описание:
материал предназначен для педагогов, воспитателей и родителей.
Цель урока:
1) Показать необходимость употребления в речи «добрых слов».
2) Формировать уважение и доброжелательное отношение к людям.
3) Воспитать культуру общения.
Задачи урока:
1) Дать понятие о добрых словах как одном из способов выражения христианской добродетели «доброта».
2) Расширение кругозора знаний учащихся
3) Развивать память и коммуникативные качества ребенка


Ход урока:
Вступительное слово учителя:

Доброе слово излечит больного.
Доброе слово творит чудеса.
Доброе слово всей жизни основа
Нашей души необъятной краса.
Вы его просто в сердцах поселите.
Пусть оно там потихоньку живёт.
И не скупитесь, добро вы дарите.
Многие души то слово спасёт.
(

Знаете ли вы ребята, что доброе слово - огромная ценность.
Среди добрых слов есть настоящие бриллианты. Это те слова, которые сказаны искренне, сказаны с любовью, сказаны вовремя.
Одно или два таких добрых слова могут улучшить настроение на целый день. Могут помочь поверить в себя. Могут поддержать в сложную минуту и не дать сбиться с пути. Могут создать волю к победе и желание двигаться вперед. Добрые слова создают доверие и уважение. Они превращаются в тот клей, который объединяет команду. Каждое доброе слово - это весомый вклад на банковский счет отношений между людьми.
Тот, кто умеет говорить добрые слова - очень ценный человек.

Существует много пословиц и поговорок. Для чего же они нужны?

Пословицы не даром появляются
Без них прожить никак нельзя
Они великие помощницы
И в жизни верные друзья.
Порой они нас наставляют,

Советы мудрые дают,
Порой чему-то научают,
И от беды нас берегут.

Вопрос учащимся:
Знает ли кто-нибудь из вас пословицы и поговорки про «доброе слово» или про «добро» (ответы ребят).
Вот еще несколько пословиц и поговорок о добром слове:
Где доброе слово скажется, там и добро окажется.
Доброе слово человеку – что дождь в засуху.
Добрые слова дороже богатства.
Доброе слово лечит, а злое калечит.
Доброе слово гнев побеждает.
Доброе слово открывает путь к сердцу.
Доброе слово дом построит.

Вопрос учащимся : Какая из пословиц вам больше по душе и почему? (ответы ребят).

В некотором царстве, в учебном государстве стояла обычная школа. В ней произошли необычные события.
- Давайте, дети, посадим несколько ростков, - предложила учительница.
- А что из них вырастет? - спросил Витя.
- Добрые слова, - ответила учительница. Дети удивились, но стали помогать учительнице.
В один прекрасный момент ростки набрали силу и заговорили:
- Приятно познакомиться! Рады встрече с вами, дорогие дети! Хорошего дня!
Ребята от удивления только рты раскрыли. «Надо же, ростки – а разговаривают», - подумали они. И рассказали обо всём учительнице.
На следующее утро, когда дети пришли в школу, ростки ещё вытянулись. А ребята услышали следующие слова: «Приветствуем вас, дорогие дети! Рады снова встрече с вами. Удачных отметок».
Каждое утро дети подходили к росткам и слышали от них новые добрые слова. Это стало хорошей традицией. В конце концов, ребятишки так привыкли к добрым словам, что и в разговоре между собой стали всё чаще их использовать.
- Доброе утро! Надеюсь, у тебя всё хорошо? Нужна помощь? Счастливо! - эти и другие слова дети стали употреблять в разговорах всё чаще и чаще.
Поначалу ребята словно играли в игру. Но так заигрались, что не захотели расставаться с добрыми словами. От них как-то светлее в жизни!
(Автор сказки: Ирис Ревю)

Вопросы учащимся:
Чему учит нас эта сказка? (ответы ребят).
Хотели бы вы стать похожими на ребят из сказки? (ответы ребят)

А хотите, мы с вами поиграем в игру, которая называется «Добрые слова».
Участники игры встают в круг.
Условия игры: участники игры по очереди должны называть добрые и ласковые слова. На обдумывание дается 2 секунды, повторяться нельзя. Тот, кто не может больше придумать доброе слово, выбывает из игры.

Молодцы ребята, сколько добрых и хороших слов вы сейчас назвали. (учащиеся садятся на свои места).


Добрые слова – корни.
Добрые мысли – цветы.
Добрые дела – плоды.
Добрые сердца – сады.
Вопрос учащимся: Понятен ли вам смысл этих слов. Что вы думаете об этом? (ответы ребят).

Добрые правила:
1) При встрече говорите друг другу слово «Здравствуй» (желая при этом здоровья).
2) Не грубите друг другу, даже если у вас плохое настроение.
3) Проявляйте доброжелательность.
4) Будьте вежливы и воспитаны.
5) Делайте всегда только добро.

Заключительное слово учителя:
Дарите добрые слова,
От сердца чистого дарите!
Ведь наша жизнь так коротка.
Вы дальше жить всем помогите!
Дарите тем, кто одинок
И тем, кто счастлив, жизнь проходит.
А вечной доброты урок
Всегда признание находит.
Дарите добрые слова…
Что наша жизнь? Одно мгновенье!
И точно, кто-то ждет всегда
Когда на нас найдет прозрение.
Дарите добрые слова…
Прошу дарите без стеснения.
Любому доброта нужна,
Любому нужно окрыление!
А мы стесняемся порой
От всей души дарить признания
И остаемся за стеной
Обид, забот и ожидания.
Дарите добрые слова
Всем - незнакомым и любимым.
Дарите добрые слова,
Чтоб сделать этот мир красивым!
(автор: Илья Ивтеев)