Оперантный бихевиоризм Б. Скиннера. Биография фредерика скиннера

Последнее обновление: 04/05/2015

«Последствия поведения определяют вероятность того, что поведение повторится».

В. Ф. Скиннер

Беррес Фредерик Скиннер - американский психолог, наиболее известный за свой вклад в развитие . Свои собственный взгляды Скиннер называл «радикальным бихевиоризмом»; он предположил, что понятие свободы воли - просто иллюзия. Все человеческие действия, по его мнению, были прямым следствием обусловливания.

В процессе оперантного обусловливания хорошие последствия конкретного действия служат подкреплением, а поэтому такое поведение, скорее всего, повторится в будущем. Поведение, которое приводит к негативным последствиям, становится менее вероятным в будущем.

Среди многочисленных открытий, изобретений и достижений Скиннера особенно выделялись камера оперантного обусловливания (коробка Скиннера), его исследование режимов подкрепления, и использование скорости реакций в качестве зависимой переменной, а также создание кумулятивного регистрирующего устройства, отслеживающего эту скорость реакций.

Беррес Скиннер был назван самым влиятельным психологом ХХ века.

Биография Б.Ф. Скиннера

Беррес Фредерик Скиннер родился и вырос в маленьком городке Саскуэханна (Пенсильвания). Его отец был юристом, мать - домохозяйкой; он рос вместе с братом, который был на два года младше его. Позже он описал своё детство в Пенсильвании как «тёплое и стабильное». Мальчиком он мастерил и изобретал вещи, позже это умение пригодилось ему в проведении собственных психологических экспериментов. Его младший брат Эдвард умер в возрасте 16 из-за кровоизлияния в мозг.

В средней школе Скиннер начал проявлять интерес к науке после изучения произведений Фрэнсиса Бэкона. Он продолжил образование в колледже Гамильтон и в 1926 году получил степень бакалавра в области английской литературы. После получения степени он решил стать писателем, и следующий период своей жизни позже он назовёт «тёмными годами». За это время он написал всего лишь несколько газетных статей и быстро разочаровался в своих литературных талантах, несмотря на поддержку и наставничество знаменитого поэта Роберта Фроста.

Работая клерком в книжном магазине, Скиннер случайно натолкнулся на работы И. П. Павлова и Д. Уотсона, что стало поворотным моментом в его жизни и карьере. Вдохновлённый этими работами, Скиннер решил отказаться от своей карьеры в качестве писателя и поступил в аспирантуру в Гарвардский университет.

Коробка Скиннера и накопительное регистрирующее устройство

Во время своего пребывания в Гарварде Скиннер заинтересовался изучением человеческого поведения с точки зрения науки. Он разработал то, что позже назвал аппаратом оперантного обусловливания, - «коробку Скиннера». Устройство представляло собой камеру, в которой имелась кнопка или рычаг, животное должно было нажать её/его, чтобы получить пищу, воду или подкрепление какого-либо другого типа.

Именно во время учёбы в Гарварде он изобрел накопительное регистрирующее устройство, которое замеряло реакции и на бумаге фиксировало их в виде линий. Пронализировав эти линии, указывавшие на скорость реакций, Скиннер смог заметить, что скорость реакции зависит от того, что произошло после того, как животное нажало на рычаг. То есть, более высокая скорость реакции следовала за поощрением, а более низкая - за его отсутствием. Устройство позволяло также видеть, как на скорость реакции влиял используемый режим подкрепления.

Используя это устройство, он обнаружил, что поведение не зависит от предшествующего стимула, как считали Уотсон и Павлов. Вместо этого, Скиннер решил, что поведение зависит от того, что происходит после реакции. Он назвал это явление оперантным поведением.

После получения в 1931 году степень доктора философии Скиннер благодаря стипендии продолжил работать в университете в течение следующих пяти лет. В это время он продолжил свои исследования на тему оперантного поведения и оперантного обусловливания. В 1936 году он женился на Ивонн Блю, и у пары появились на свет две дочери, Джули и Дебора.

Обучение голубей

После свадьбы он начал преподавать в Университете Миннесоты. В этот период, а также во время Второй мировой войны Скиннера интересовала возможность помочь военным. Он получил финансирование для проекта, который был нацелен на обучение голубей для доставки бомб, поскольку тогда системы наведения ракет еще не были разработаны.

В так называемом «Проекте «Голубь» голубей помещали в устройстве наведения ракеты и обучали клевать на точки а карте, направляя тем самым ракету к намеченной цели. Проект так и не был реализован, поскольку в то же время полным ходом шла работа над радаром, хотя Скиннер достиг значительного успеха в своей работе с голубями. Проект был, в конечном итоге, закрыт, однако он всё же привёл к некоторым интересным выводам; и Скиннер смог научить голубей играть в пинг-понг.

«Механическая няня» Скиннера

В 1943 году по просьбе своей жены Б.Ф. Скиннер изобрел также «механическую няню». Важно отметить, что это не та самая «коробка Скиннера», которую он использовал в своих экспериментах. Он создал закрытую отапливаемую кроватку с окном из плексигласа в ответ на просьбу жены о более безопасной альтернативе традиционной детской кроватке. Ladies Home Journal опубликовал статью о кроватке с названием «Ребёнок в коробке», поспособствовав распространению неправильного представления о настоящей цели разработки Скиннера.

Этому способствовал и другой случай. В своей книге Лорен Слейтер «Открывая коробку Скиннера: Великие психологические эксперименты ХХ века» (2004) упомянула о пресловутом слухе о том, что «няня» фактически использовалась в качестве экспериментального устройства. Кроме того, по слухам, дочь Скиннера имела проблемы с психикой и в результате покончила жизнь самоубийством. В книге Слейтер отмечалось, что это не более, чем слух, но позже автор одной из рецензий на книгу ошибочно заявил, что книга как раз поддерживает слухи. Это привело к скандалу и череде опровержений.

В 1945 году Скиннер переехал в Блумингтон (штат Индиана) и возглавил кафедру психологии и университет штата Индиана. В 1948 году он перешёл на кафедру психологии при Гарвардском университете, где оставался до конца своей жизни.

Оперантное обусловливание

В процессе оперантного обусловливания, согласно Скиннеру, оперантным называют любое поведение, которое преобразует окружающую среду и приводит к последствиям. Он противопоставлял оперантное поведение (контролируемое нами) респондентному (рефлекторному или автоматическому - например, отдёргиванию пальца при случайном прикосновении к горячей сковороде).

Скиннер определелил подкрепление как событие, усиливающее поведение, которое за ним следует. Он выделил два типа подкрепления - положительное (благоприятный результат, награда или похвала) и отрицательное (неблагоприятный исход). также может играть важную роль в процессе оперантного обусловливания. Как считает Скиннер, наказание уменьшает или ослабляет последующее проявление поведения. Положительное наказание предполагает неблагоприятный исход (тюрьма, порка, брань), а отрицательное - исключение благоприятного исхода.

Режимы подкрепления

В своем исследовании на тему оперантного обусловливания Скиннер также выделил и описал режимы подкрепления:

  • режим подкрепления с фиксированным интервалом;
  • режим подкрепления с фиксированной пропорцией;
  • режим подкрепления с изменяющимся интервалом;
  • режим подкрепления с изменяющейся пропорцией.

Обучающие машины Скиннера

Посетив урок математики в школе его дочери в 1953 году, Скиннер стал проявлять интерес к воспитанию и обучению. Он отметил, что ни один из учеников не получал какой-либо непосредственной обратной связи, и не знал о результатах своей деятельности. Некоторые ученики упорно учили, но всё равно не могли решить задачу, другие же справлялись с ней быстро, но на самом деле ничего нового не узнавали. Скиннер решил, что в таких случаях лучше всего было бы использовать устройство, которое помогло бы моделировать поведение ученика, предлагая обратную связь до тех пор, пока желаемый ответ не будет найден.

Он начал разрабатывать обучающую машину, которая предлагала бы немедленную обратную связь после каждой задачи. Тем не менее, самое первое устройство на самом деле не помогало усвоению новых навыков. В конце концов, он смог создать машину, которая обеспечивала обратную связь и предъявление материала в серии небольших шагов, с тем чтобы студенты приобретали новые навыки. Этот процесс получил название программированного обучения.

Дальнейшая карьера и последние годы жизни

Исследования и публикации Скиннера быстро сделали его одним из лидеров бихевиористской психологии, да и вклад в развитие экспериментальной психологии огромен. Опираясь на свое литературное прошлое, Скиннер часто пользовался литературными приёмами для описания многих из своих теоретических идей.

В своей книге «Вальден Два» (1948) Скиннер описал вымышленное утопическое общество, в котором с применением оперантного обусловливания людей делали идеальными гражданами. В книге «За пределами свободы и достоинства» (1971) он утверждал, что люди на самом деле не обладают свободой воли. А свою работу «О бихевиоризме» (1971) он написал, чтобы частично развеять многочисленные слухи о его теориях и исследованиях.

В последние годы своей жизни Скиннер продолжал писать о себе и своих теориях. В 1989 году у него была диагностирована лейкемия. Всего за десять дней до смерти он получил награду Американской психологической ассоциации; принимая её, он выступил с 15-ти минутной речью в переполненном зале.

Награды и признание

1966 - премия Э.Л. Торндайка, Американская психологическая ассоциация
1968 - Национальная научная медаль от президента Линдона Б. Джонсона
1971 - золотая медаль Американского психологического фонда
1972 - премия «Человек года»


Есть что сказать? Оставть комментарий!.

Беррес Фредерик Скиннер был одним из самых известных психологов своего времени. Именно он стоял у истоков направления, которое сегодня в науке называется бихевиоризмом. Даже сегодня его теория научения играет важную роль в психологии, педагогике, менеджменте.

Эксперименты ученого

Теория Скиннера подробно изложена в одном из его основных трудов, который носит название «Поведение организмов». В нем ученый излагает принципы так называемого оперантного обусловливания. Проще всего понять эти принципы, рассмотрев один из наиболее типичных экспериментов ученого. Вес крысы снижали до 80-90 % от обычного. Она помещается в особое устройство, которое носит название скиннеровского ящика. В нем предоставлена возможность совершать только те действия, которые наблюдающий экспериментатор может видеть и контролировать.

У ящика имеется отверстие, через которое животному подается пища. Чтобы получить питание, крыса должна нажать на рычаг. Данное нажимание в теории Скиннера называется оперантной реакцией. Как крысе удается нажать на этот рычаг - посредством лапы, носа, а может быть, хвоста, - не имеет никакого значения. Оператная реакция в эксперименте остается той же, так как она вызывает лишь одно следствие: крыса получает еду. Поощряя животное пищей за определенное число нажиманий, исследователь формирует устойчивые способы реагирования у животного.

Формирование поведения по Скиннеру

Оператная реакция в теории Скиннера является произвольным и целенаправленным действием. Но Скиннер определяет эту целенаправленность в терминах обратной связи. Иными словами, на поведение воздействуют определенные последствия животного.

Скиннер был согласен со взглядами ученых Уотсона и Торнадайка на двоякую природу психического развития. Они считали, что на формирование психики оказывают влияние два типа факторов - социальные и генетические. При оперантном обучении подкрепляются особые операции, которые совершаются субъектом. Иными словами, генетические данные выступают основой, на которой выстраивается социально обусловленное поведение. Поэтому развитие, полагал Скиннер, представляет собой научение, обусловленное определенными стимулами внешней среды.

Скиннер также считал, что может использоваться не только для осуществления контроля за поведением других субъектов, но и в отношении собственного поведения. Самоконтроля можно добиться посредством создания особых условий, в которых желательное поведение будет подкрепляться.

Положительное подкрепление

Оперантное научение в теории подкрепления Скиннера базируется на активных действиях субъекта («операциях»), осуществляемых в определенной среде. Если некое спонтанное действие становится полезным для восполнения определенной потребности или достижения цели, оно подкрепляется позитивным результатом. Например, голубь может научиться комплексному действию - игре в пинг-понг. Но только в том случае, если эта игра становится средством получить пищу. Поощрение в теории Скиннера получило название подкрепления, поскольку именно оно подкрепляет наиболее желаемое поведение.

Последовательное и пропорциональное подкрепление

Но голубь не может научиться игре в пинг-понг, если экспериментатор не будет формировать у него данное поведение путем дискриминационного научения. Это означает что отдельные действия голубя подкрепляются ученым последовательно, избирательно. В теории Б. Ф. Скиннера подкрепление может быть или распределенным случайно, происходя через определенные временные промежутки, или происходить в определенных пропорциях. Поощрение, распределенное случайно в виде периодических денежных выигрышей, провоцирует у людей развитие игровой зависимости. Поощрение, которое происходит через определенные интервалы времени - зарплата - способствует тому, что человек остается на определенной службе.

Пропорциональное поощрение в теории Скиннера представляет собой настолько мощное подкрепление, что животные в его экспериментах практически загоняли себя до смерти, пытаясь заработать побольше вкусной пищи. В отличие от подкрепления поведения, наказание является отрицательным подкреплением. С помощью наказания невозможно научить новой поведенческой модели. Оно только заставляет субъекта постоянно избегать известных операций, за которыми следует наказание.

Наказание

Применение наказания, как правило, имеет негативные побочные эффекты. В теории научения Скиннера обозначены следующие следствия наказания: высокий уровень тревожности, недоброжелательность и агрессивность, уход в себя. Иногда наказание вынуждает индивида прекратить вести себя определенным образом. Но его недостаток заключается в том, что оно не способствует формированию положительного поведения.

Наказание нередко вынуждает субъекта не отказаться от нежелательной модели поведения, а только лишь трансформировать его в скрытую форму, которая не подвергается наказанию (например, это может быть распитие спиртных напитков на работе). Разумеется, есть немало случаев, когда наказание представляется единственным методом подавления социально опасного поведения, которое угрожает жизни или здоровью других людей. Но в обычных ситуациях наказание является малоэффективным средством воздействия, и его необходимо по возможности избегать.

Плюсы и минусы теории оперантного обучения Скиннера

Рассмотрим основные достоинства и недостатки концепции Скиннера. Ее плюсы заключаются в следующем:

  • Строгая проверка гипотез, контроль дополнительных факторов, влияющих на эксперимент.
  • Признание важности ситуативных факторов, параметров внешней среды.
  • Прагматический подход, который позволил создать эффективные психотерапевтические процедуры для преобразования поведения.

Минусы теории Скиннера:

  • Редукционизм. Поведение, демонстрируемое животными, полностью сводится к анализу поведения человека.
  • Низкая валидность по причине проведения опытов в лабораторных условиях. Результаты экспериментов сложно перенести в условия естественной среды.
  • Не уделяется внимание когнитивным процессам в процессе формирования определенного вида поведения.
  • Теория Скиннера не дает стабильных, устойчивых результатов на практике.

Концепция мотивации

Скиннером была также создана и теория мотивации. Ее основная идея заключается в том, что стремление повторить то или иное действие обусловлено последствиями данного действия в прошлом. Наличие определенных стимулов вызывает определенные действия. Если последствия того или иного поведения являются положительными, то субъект будет вести себя в подобной ситуации в будущем аналогично.

Его поведение повторится. Но если последствия определенной стратегии отрицательны, то в будущем он или не будет реагировать на определенные стимулы либо поменяет стратегию. Теория мотивации Скиннера сводится к тому, что многократные повторения определенных результатов приводят к формированию у субъекта конкретной поведенческой установки.

Личность и концепция научения

С точки зрения Скиннера, личность представляет собой тот опыт, который приобретается индивидом в течение жизни. В отличие, к примеру, от Фрейда, сторонники концепции научения не считают необходимым задумываться над психическими процессами, которые скрываются в разуме человека. Личность в теории Скиннера - это продукт, по большей части сформированный внешними факторами. Именно социальное окружение, а не явления внутренней психической жизни, определяют личностные особенности. Человеческую психику Скиннер считал «черным ящиком». Невозможно детально исследовать эмоции, мотивы и инстинкты. Поэтому их необходимо исключить из наблюдений экспериментатора.

Теория оперантного научения Скиннера, над которой ученый работал в течение многих лет, должна была подытоживать его обширные исследования: все, что делает человек, и чем он является в принципе, определено историей полученных им наград и наказаний.

» Оперантная теория Скиннера

© В.А. Роменець, И.П. Маноха

Теория оперантного обусловливания Берреса Ф. Скиннера (1904-1990)

Вторым после К. Халла ведущим необихевиористом считается Беррес Фредерик Скиннер (Burrhus Frederic Skinner), но по популярности он значительно его превышает. До самой своей смерти он оставался одним из самых известных психологов мира, его идеи и сегодня влияют на характер психологических исследований, на педагогику и практику психологии. Историки науки задают вопрос: сделал ли Скиннер существенный вклад в человеческое самопознание? И в основном отвечают так: «Он был слишком далек от такого рода вопросов».

Понимание человеком самого себя, или по крайней мере того, что искали философы и психологи на протяжении многих веков, никак не было целью Скиннера. Всю свою долгую жизнь он придерживался крайней бихевиористской позиции, согласно которой «субъективные сущности», такие как ум, мышление, память, аргументация, не существуют вовсе, а есть только «вербальными конструктами», грамматическими ловушками, в которые человечество попало с развитием речи. Скиннер отыскивал детерминанты поведения: каким образом оно обуславливается внешними причинами. Он не сомневался в правильности своей позиции, поскольку считал, что «бихевиоризм нуждается в объяснении».

Теория обусловливания, которую стремился создать Скиннер, должна была подытожить его достаточно необычные исследования: все, что мы делаем и чем мы являемся, детерминировано историей нашей наград и наказаний. Детали его теории исходили из таких принципов, как частичное подкрепление эффекта, изучение обстановки, вызывающей определенное поведение или прекращающей его.

Подобно Дж. Уотсону , Скиннер был общественно активным, в частности как публицист. В одном из своих ранних выступлений по телевидению он привел дилемму, которую предложил еще М Монтень: «Что сделали бы вы, если бы вам надо было выбрать: родить детей или создать книги?» - и ответил, что для себя лично он родил бы детей, однако его вклад в будущее был бы значительным благодаря его трудам.

Скиннер любил смеяться над терминами, которыми специалисты пользовались для понимания человеческого поведения: «Поведение свойственно человеческой природе, и потому должна быть экстенсивная «психология индивидуальных различий», в которой люди сравниваются между собой и описываются в терминах черт характера, способностей, наклонностей. Но за традицией каждый, кто имеет дело с человеческими поступками, продолжает толковать человеческое поведение донаучным способом».

Скиннер также отвергал попытки понять внутреннюю сторону характера личности: «Мы не имели потребности говорить о том, что личности, состояния ума, чувств, черты характера человека реально существуют, чтобы можно было их примирить с научным анализом поведения... Мышление и все другое является поведением. Ошибка заключается в попытках отнести поведение к душе».

По мнению Скиннера, необходимо знать внешние причины поведения и его результаты, которые можно наблюдать. Только исходя из таких предположений можно дать ясную картину активности организма как поведенческой системы.

Согласно этой позиции он выступал как убежденный детерминист: «Мы такие, какие предстаем в нашей истории. Мы хотим думать, что мы выбираем, что мы действуем, но я не могу согласиться с тем, что личность является или свободной, или ответственной». Самодостаточное и автономное человеческое бытие Скиннер считает иллюзией. Для него хороший человек является таковым, потому что полностью обусловлен вести себя определенным образом, а хорошее общество должно быть основано на «бихевиоральной технике», что означает научный контроль за поведением с использованием методов положительного подкрепления.

Современники Скиннера считали его ловким популяризатором науки: он был красноречив, уверенно эгоистичен, умел захватить внимание. Для демонстрации преимуществ техники обусловливания он учил голубя играть мелодию на игрушечном пианино, а пару голубей - в настольный теннис, когда они перекатывали мяч своими клювиками. Миллионы зрителей смотрели это по телевидению как научно-документальный фильм.


Два голубя играют в пинг-понг во время эксперимента по оперантному обучению. Кембридж, Массачусетс, июнь 1950 года.

Скиннер переносил свои натуралистические видения на придуманное им общество. В утопической новелле «Walden Two» (1948) он описывает небольшое сообщество, в котором поведение детей с самого рождения было строго обусловлено наградами (положительное подкрепление), чтобы они стали на путь сотрудничества и социабельности, все поведение научно контролируется ради всеобщего блага. Несмотря на искусственность диалогов и несколько избитый сюжет, эта книга стала любимой среди студентов. Она была быстро продана тиражом более двух миллионов экземпляров.

Популярность Скиннера у публики была намного больше, чем среди коллег-профессионалов. Журнал «Американский психолог» писал: «Скиннер является ведущей фигурой в бихевиористском мифе. Он ученый-герой, Прометей, несущий огонь открытия, мастер-технологист, главный мятежник, который освобождает наши мысли от старых взглядов».

Скиннер родился в маленьком городке в Пенсильвании, его отец был юристом. Мальчиком он увлекался изобретениями, позже, уже как психолог, он создавал оригинальную и эффективную аппаратуру для экспериментов с животными. В школе и колледже Скиннер мечтал стать писателем, а после колледжа пробовал писать. Хотя он вплотную наблюдал различные формы человеческого поведения вокруг себя, он однажды четко понял, что не может ничего сказать о том, что видел и переживал, и в глубокой печали отказался от такого рода усилий.

Но вскоре Скиннер нашел другой, более практичный для себя путь понимания человеческого поведения. Знакомясь с трудами Уотсона и Павлова, он осознал, что его будущее лежит в научном раскрытии человеческого поведения, в частности в изучении реакций обусловливания. Я был очень расстроен моим неудачами в литературе, - говорил он в 1977 г. - я был убежден, что писатель ничего на самом деле не понимает. И это повлекло то, что я вернулся в психологию».

Хотя в Гарварде тогда царила интроспективная психология, Скиннер не интересовался «внутренней историей» человека и пошел своей дорогой, проводя бихевиористские исследования с крысами. В автобиографии он откровенно говорит о том, что вопреки профессорскому обучению он становился все более бихевиористом, а на защите диссертации резко отверг критику бихевиоризма.

Опираясь на свои изобретательские способности, он сконструировал «проблемную клетку» , что было значительным достижением после известной торндайковской модели. Она была довольно просторная для белых крыс, а на стене находился бар с едой и питьем. Когда крыса, прогуливаясь по клетке, случайно упиралась передними лапами в бар, нажимая на него, еда в форме шарика попадала на поднос.

Это позволило получить более объективные данные о поведении, чем это было до скиннеровских опытов. Именно крыса «определяла», какое количество времени проходит между нажатиями на бар. Поэтому за свое открытием принципа обучения Скиннер мог благодарить так называемый «ответ крысы» - класс достижений, когда поведение животного меняется в ответ на подкрепление без вмешательства экспериментатора.

Скиннер построил исследовательскую программу с клеткой таким образом, что приближал ее условия к реальным ситуациям, где поведение подкрепляется либо не подкрепляется. Он, в частности, исследует обучение ответам, если они регулярно подкрепляются или подкрепления внезапно прерываются, а также влияние на обучение временных интервалов с их регулярностью и иррегулярностью.

На этой основе Скиннер сформулировал ряд принципов, которые проливают свет не только на поведение крыс, но и на человеческое бытие. Речь идет, в частности, о его открытии важных вариаций эффекта парциального, частичного подкрепления. Скиннер находит аналогию в поведении игроков с игровым автоматом в казино: ни крыса, ни игроки не могут предсказать, когда появится следующее подкрепление, но в них есть надежда, что оно появится при каждой новой попытке.

Важным вкладом Скиннера в науки о поведении является его концепция оперантного научения. Одним этим он уже заслуживает, по мнению американских историков психологии, видное место в кругу знаменитых психологов мира.

В классическом Павловском обусловливании безусловный ответ животного (слюноотделение) на еду превращается в условный ответ по отношению к предыдущему нейтральному стимулу (звуки метронома или звонка: решающим элементом в поведенческом изменении является новый стимул.

В торндайковском «инструментальном» обусловливании решающим элементом поведенческого изменения является ответ, а не стимул. Нейтральный ответ - случайный шаг (нажатие) на педаль во время случайных усилий получить еду - является подкрепляющим научающим шагом поведения, что приводит к изменению, которому ранее животное не было обучено.

Скиннеровское оперантное обусловливание является важным развитием инструментального. Случайное движение, которое осуществляет животное, в любом случае может быть понято как оперантное для окружающих и поэтому является, по Скиннеру, именно оперантным. Подкрепительное движение приводит к оперантному научению. При подкреплении серии небольших случайных движений экспериментатор может «создавать» поведение животного, пока оно действует такими способами, которые не были частью его оригинального природного репертуара.


Беррес Ф. Скиннер

Данный подход дал возможность Скиннеру «создать» поведение голубя - заставить того клевать большой цветной пластиковый диск, прикрепленный на стенке «скиннеровской» клетки. Он об этом пишет так: «Мы сначала дали птице пищу, когда она медленно повернулась в направлении диска. Это и обусловило частотность такого поведения. Мы поддерживали подкрепление, пока незначительное движение не было направлено к пятну (диску). Это опять меняло общее распределение поведения без выработки нового единства. Мы продолжали с помощью подкрепления позиции успешный подход к пятну, далее подкрепление было только в случае, когда голова двигалась медленно вперед, и, наконец, только тогда, когда клюв действительно имел контакт с пятном.

Таким образом, мы можем построить оперантное поведение, которое никогда не появилась бы в репертуаре организма иным образом. При подкреплении серии успешных приближений мы получаем ответ за короткое время. Возникает функционально связанное единство поведения; оно конструируется продолжающимся процессом дифференциального подкрепления в сторону от недифференциального поведения».

Скиннер уподобил оперантные тренировки голубя детскому обучению разговаривать, петь, танцевать, играть, а со временем и всему репертуару человеческого поведения, созданному из мелких звеньев простых поведенческих актов. Это можно было бы назвать «an Erector-set» (взглядом от человеческого бытия), бездумным роботом, собранным оперантным обусловливанием из многих бессмысленных кусков.

Скиннера так или иначе долго не признавали ведущие психологические учреждения, но постепенно у него появлялись сторонники, что впоследствии выразилось в издании четырех журналов скиннеровских бихевиористских работ, а также в создании специальной секции скиннеровских исследований.

Скиннеровская техника оперантного обусловливания широко использовалась в экспериментальной психологии. В последние годы его труды цитировались в сотнях научных публикаций ежегодно (что-то около седьмой части от частоты упоминаний Фрейда). Кроме того, Скиннер имел большое влияние вне главных направлений психологии.


Дэрби, 13-месячная дочь профессора Б.Ф. Скиннера, с момента рождения жила в пыленепроницаемом, закрытом и застекленном детском манеже, в котором температура и влажность регулировались автоматически. Скиннер постепенно сокращал время, которое Дэрби проводила в своем ящике, так что в конце концов она станет только спать в нем.

В 1956 г.. Во время визита в школу к своей дочери Скиннеру пришло в голову, что оперантная техника, применяемая для обучения голубя игре на пианино, может стать более эффективной для обучения, чем традиционные методы. Сложные предметы можно расчленить на простые шаги в логической последовательности; студентам могут быть поставлены вопросы, и преподавателю следует сразу ответить, какие их ответы являются правильными. Здесь работают два принципа: 1) знания, о которых рассказывают правильно, должны стать подкрепленным поведением; 2) непосредственное позитивное подкрепление работает лучше, чем разрушительное негативное подкрепление. Результат известен как «программируемая инструкция».

Поскольку педагог не может одновременно применять подкрепление в классе, где много учеников, новые учебники должны быть написаны так, чтобы вопросы и ответы следовали одни за другими. Кроме того, Скиннер предложил учебные машины для оперантного самообучения. Механическая модель со временем была отвергнута, но сегодня применение обучающих инструкций, основанных на компьютере с непосредственным подкреплением, переживает второе рождение.

В течение нескольких лет движение за программированное обучение получило широкое распространение. Принципы оперантного обусловливания были приспособлены для обучения в школах и колледжах США и других стран. Но воспитатели поняли, что «атомистические» методы программируемой инструкции являются только частью того, в чем нуждается человеческое бытие: необходимы также цельные, иерархизированные мыслительные структуры. Более поздние исследования показали, что отложенное подкрепление часто дает лучший результат, чем подкрепление мгновенное. Рассуждения о характере ответа может привести к большему эффекту в обучении, чем быстрое получение ответа. Вместе с тем скиннеровское учение о непосредственном подкреплении было квалифицировано как полезное и содержится во многих учебных планах и школьных учебниках.

Беррес Скиннер также имел определенный успех в раскрытии причин умственных и эмоциональных расстройств. Система небольших подкреплений для небольших изменений в сторону здоровья дает возможность изменить поведение пациента. В конце 40-х годов Скиннер и два его студента осуществили первое экспериментальное испытание того, что стало известно как модификация поведения . Они устроили стационар в психиатрическом госпитале близ Бостона, в котором по соответствующей методике психотические пациенты получали конфеты или сигареты, чтобы оперировать машиной соответствующим образом. Терапевты давали стимулы пациентам для соответствующего поведения, такие как средства произвольного внимания, поддержка в хозяйственных задачах, привилегии избрания компании для обеда, разговор с врачом или возможность смотреть телевизор.

Подкрепление желаемого поведения у таких людей срабатывало часто. Одна депрессивная женщина не хотела есть и боялась умереть от голодания. Но она принимала гостей, смотрела телепередачи, слушала радио, читала книги и журналы, имела цветы в своей комнате. Терапевты перевели ее в комнату, лишенную этого комфорта и направили свет прямо на нее. Если она что-то ела, определенные предметы комфорта временно возвращали в комнату. Постепенно женщина вернула свой вес. Через 18 месяцев она уже вела нормальную жизнь.

Движение «бихевиоральной модификации» распространилось на многие психиатрических больницы и школы. Такую модификацию применяли для решения важных проблем, таких как курение, ожирение, робость, тики, речевые затруднения. Это была специализированная техника бихевиоральной терапии, но основана больше на Павловском обусловливании, чем на скиннеровской модификации.


Burrhus F. Skinner

Известная книга Скиннера - «Walden Two» - не осчастливила американское общество или хотя бы часть его, но она, несомненно, повлияла на социальные представления миллионов его читателей. Некоторые усилия были сделаны, чтобы реализовать утопию по модели «Walden Two» - Тwin Oaks Community в Луизиане, штат Вирджиния, и коммуна, основанная восьмерьми людьми в 1966 году. После нескольких лет выживания эта коммуна выросла до 81 члена. Они пыталис на основе соответствующих знаний вызывать идеальное поведение и создавать модели различных его форм по методам скиннеровского подкрепления.

Скиннер как-то заметил: «Мое влияние на других людей было значительно меньшим, чем на крыс и голубей или на людей как объектов эксперимента». Это, видимо, не следует понимать буквально. То, о чем он думал всерьез, было таким: «Я никогда не сомневался в важности моей работы». И добавлял в характерном для него перверсивном стиле: «Когда эта работа начала привлекать внимание, я остерегался этого эксперимента больше, чем был доволен им. Некоторые упрекают меня, что я боялся или впадал в депрессию от так называемого самолюбия и жажды слава. Я отвергаю любой гонор, который забирал бы у меня время от моей работы или слишком подкреплял ее специфические аспекты.

Историк психологии М. Хант, излагая идеи Скиннера, не идет дальше констатации отдельных фактов и описания характерологических черт самого ученого. Но и это изложение не может не наталкивать на мысль: можно ли провести параллель между намерениями Скиннера построить идеальное коммунистическое сообщество, опираясь на идею оперантного научения, и намерениями марксистов изменить мир, опираясь на «научный коммунизм» как технологию социальной трансформации?

Роменець В.А., Маноха И.П. История психологии XX века. - Киев, Лыбидь, 2003 .

Бемррес Фремдерик Скимннер (англ. Burrhus Frederic Skinner; 20 марта 1904 - 18 августа 1990) - американский психолог и писатель. Скиннер признавал, что в начале пути на него оказали сильное влияние идеи английского ученого и философа Френсиса Бэкона (1561-1626), с трудами которого он познакомился в молодости. «Три принципа Бэкона определяли мою профессиональную жизнь». Скиннер формулировал их так:

1. «Я изучал природу, а не книги».

2. «Чтобы управлять природой, ей нужно подчиняться».

3. «Лучший мир возможен, но он не возникнет внезапно, случайно. Он должен быть тщательно спланирован и создан в соответствии с этим планом, главным образом при помощи науки» (1984, р. 406-412).

«Бихевиоризм - это средство, дающее возможным применить экспериментальный подход к изучению человеческого поведения... Многие аспекты теории бихевиоризма, вероятно, требуют дальнейшего исследования, но сомневаться в правильности данной теории не стоит. Я абсолютно уверен, что в конце концов она восторжествует» (Skinner, 1967, р. 409-410).

Скиннер говорил о себе: «Я задавал больше вопросов самому организму, а не тем, кто изучал организм» (1967, р. 409). Результатом такого подхода было то, что Скиннер делал упор на тщательные лабораторные эксперименты и сбор подлежащих измерению данных о поведении. Если брать в расчет богатство человеческой личности, то такой подход может показаться чересчур ограниченным; и все же он является тем самым фундаментом, на котором прочно покоятся все теории Скиннера.

Скиннер принимал и развивал научную философию, известную как радикальный бихевиоризм. Некоторые современные теоретики бихевиорального научения используют такие термины, как потребность, мотивация и намерение для того, чтобы дать объяснение некоторым аспектам поведения людей и животных. Скиннер отказывался от подобных терминов, так как они имели отношение к личному, ментальному опыту и символизировали, по его мнению, возврат к ненаучной психологии.

По Скиннеру, наблюдаемые и измеримые аспекты среды, поведения организма и последствия этого поведения являются основным материалом для тщательного научного анализа.

Скиннер считал, что наука занимается поиском причин явлений, что определение причин делает возможными прогноз и контроль, что тщательно проведенное экспериментальное исследование даст возможность установить эти причины.

Скиннер ввел определения двух, на его взгляд, наиболее важных видов поведения:

· респондентное поведение, которое вызывается известным стимулом,

· оперантное поведение, которое не вызывается стимулом, а просто производится организмом.

Безусловные реакции представляют собой пример респондентного поведения, потому что они возникают в результате использования стимула. Примерами респондентного поведения являются все рефлексы, такие как резкое движение рукой при покалывании чем-то острым, сужение зрачка при ярком свете, слюноотделение при появлении пищи.

В идеологии Скиннера для изменения поведения необходимо просто найти нечто, что будет подкреплением для организма, чье поведение необходимо изменить, подождать пока желаемое поведение проявится, и затем провести подкрепление реакции организма.

После этого частота появления желаемой реакции возрастет. Когда в следующий раз появляется желаемое поведение, оно снова подкрепляется, и скорость появления ответной реакции возрастает еще больше. На любое поведение, которое организм способен продемонстрировать, можно оказать подобное влияние.

Согласно Скиннеру, то, что мы именуем словом “личность”, не является ничем, кроме согласующихся паттернов (шаблонов) поведения, которые являются итогом истории нашего подкрепления. Например, мы учимся говорить на своем родном языке, потому что мы получали подкрепление в нашем ближайшем окружении с раннего детства, издавая звуки, похожие на звучание родного языка. Различные культуры подкрепляют различные модели поведения. Этот факт необходимо хорошо понять перед созданием какой-либо адекватной прикладной науки поведения.

В попытках Скиннера понять причины, лежащие в основе поведения, и, таким образом, предсказывать и контролировать поведение, является важным сходство между оперантным обусловливанием и естественным отбором.

Если подкрепление можно контролировать, тогда можно контролировать и поведение.

Это не вопрос о том, будет ли поведение находиться под контролем, а, скорее, о том, кто или что будет его контролировать. Например, родители могут направлять развитие личности своего ребенка, подкрепляя определенное поведение, или они могут дать возможность обществу воспитывать их ребенка, позволяя телевидению, сверстникам, школе, книгам и няням осуществлять подкрепление. Однако задать направление жизни своего ребенка непросто, и каждый родитель, желающий это сделать, должен, по крайней мере, придерживаться следующих шагов:

1. Решите, обладателем каких личных качеств вы хотели бы видеть своего ребенка.

Скажем, например, вы хотите, чтобы ваш ребенок вырос человеком творческого склада.

2. Выразите эти цели в терминах поведения. Для этого задайтесь вопросом; “Что делает ребенок, когда он творит?”

3. Вознаграждайте то поведение, которое согласуется с этими целями. Имея перед глазами этот пример, вы можете награждать моменты творчества в тот момент, когда они проявляются.

4. Будьте последовательны, организуйте основные аспекты среды ребенка так, чтобы они также награждали то поведение, которое вы рассматриваете как важное.

Аналогичный подход может использовать и менеджер по отношению к своему подчиненному. Именно поэтому, идеи Скиннера привели впоследствии к развитию так называемой теории подкрепления.

Процесс оперантного обусловливания занимает довольно много времени.

Существует другой подход к оперантному обусловливанию, который не требует столько времени. Эта процедура очень похожа на детскую игру “горячо - холодно”, когда один ребенок что-то прячет, а другие дети пытаются найти спрятанное. Когда они приближаются к спрятанному предмету, ребенок, спрятавший предмет, говорит: “Теплее, совсем тепло, ужасно горячо, просто пекло”. Когда же они отдаляются от предмета, ребенок говорит: “Становится холодно, очень холодно, можно окоченеть”.

Моделирование имеет два компонента: дифференциальное подкрепление, означающее, что одни реакции подкрепляются, а другие - нет, и последовательное приближение, которое показывает, что подкрепляются лишь реакции, отвечающие замыслу экспериментатора.

Скиннер был очень заинтересован в практическом приложении своей теории научения к процессу образования. По Скиннеру, научение проходит наиболее эффективно, когда:

1) информация, которую необходимо усвоить, предъявляется постепенно;

2) обучающиеся получают незамедлительную обратную связь относительно правильности своего научения (т.е. им показывают непосредственно опыта научения, усвоили ли они информацию верно или неверно);

3) научение происходит в приемлемом для обучающихся темпе.

Интересно заметить, что наиболее распространенным методом преподавания является чтение лекций, а методика чтения лекции нарушает все три вышеупомянутых принципа.

Скиннер предложил альтернативный метод преподавания, называемый программированным обучением, который действительно включает в себя все три вышеописанных принципа.

Многие поведенческие проблемы возникают из-за того, что на наше поведение непосредственные подкрепляющие стимулы оказывают большее влияние.

Например, для некоторых вкус пищи в настоящий момент является более подкрепляющим, чем отдаленное обещание долголетия при соблюдении режима принятия пищи или диеты. Аналогично, немедленный эффект никотина является более подкрепляющим, чем обещание долгой жизни без курения.

Скиннер считал, что необязательно формулировать сложные теории научения определенному поведению, что поведенческие события следует описывать в терминах того, что оказывает непосредственное влияние на поведение, и логически непоследовательно пытаться объяснить поведение с точки зрения психических феноменов. По этой причине метод исследования Скиннера был назван “подходом пустого организма”.

Скиннер также считал, что сложные теории научения - это пустая трата времени и они неэкономны. В один прекрасный момент подобные теории могут оказаться полезными в психологии, но лишь после того, как будет собрано огромное количество основных/исходных данных. Нашей основной должно быть открытие основных взаимоотношений, которые существуют между классами стимулов и классами реакций.

Подход Скиннера к исследованию заключался в осуществлении функционального анализа влияния стимулирующего определенное поведение события на само поведение индивидуума.

Факторы ослабления условий подкрепления Скиннер утверждает, что существует пять факторов, ослабляющих усиливающие эффекты условий подкрепления.

Согласно Скиннеру, многие проблемы, возникающие в результате этих “культурных привычек”, могли бы быть решены за счет укрепления желаемого поведения посредством использования принципов, берущих начало из экспериментального анализа поведения.

Длительные и эффективные исследовательские программы Скиннера оказали значительное влияние как на прикладную, так и на теоретическую психологию. В сравнении с системами многих других исследователей система Скиннера являлась простой и могла быть с легкостью применена к различным проблемам, от обучения животных до модификации поведения человека. С другом стороны, его работа привела к возникновению закона соответствия и косвенный образом оказала влияние на современные исследования по бихевиоральному принятию решений.

29.08.2017 14:33

В основе многих методов психотерапии лежат принципы научения. В начале развития поведенческой психотерапии в ее основу закладывали концепцию условных рефлексов Павлова. По мнению бихевиористов, поведение человека — это набор условных рефлексов и лучше не вмешиваться в “закрытую работу” головного мозга. При неверном обучении больного, его сформировавшиеся условные рефлексы будут приводить к малоадаптивному поведению, что, в свою очередь, будет вести к неврозам. Основная цель поведенческой терапии — постепенное угасание малоадаптивных рефлексов, формирующих некорректное поведение, и образование рефлексов, способствующих корректному поведению и избавлению от невротизма.

Бихевиористы полагают, что большая часть жизнедеятельности человека — это итог его научения. Человек пытается всяческими уловками обходить те ситуации, которых он боится и из-за этого не получает необходимого опыта. Страха становится меньше и такое поведение подкрепляется. Но в результате этого не реализуются основные потребности организма. К примеру, юный парень нервничает, когда зовет девушку на свидание. Чтобы не испытывать стресс, он прекращает общаться с девушками. Страх его не беспокоит, но теперь у него появляются проблемы с удовлетворением необходимых потребностей. Такая ситуация в любом случае заканчивается плохо — появляются нервные тики, потливость, навязчивые мысли, волнение — всё это проявление психопатологии. В бихевиоризме это является вариантом поведения.

Первый в истории метод бихевиорального лечения, реализованный в 1973 году Д. Вольпе, был систематической десенсибилизацией. Его суть состоит в том, что пациента учат постепенно расслаблять мышцы. В беседах и работе с больным выявляются те моменты и ситуации, которые могут вызвать стресс и страх. Если у пациента начинает получаться расслабляться, его просят в расслабленный момент представлять ситуацию, порождающую неприятные и волнительные эмоции. Когда человек преодолевает эту ситуацию, ему предлагают представить более сложную ситуацию. Если есть возможность, то лучше устраивать такие процедуры в местах, приближенных по атмосфере к ситуации, вызывающей страх. Если у человека агрофобия, то после проработки ситуации в мыслях, можно выходить с ним на улицы и переходить дороги, аккуратно, начиная с небольших, со спокойным движением.

Несмотря на то, что у поведенческой терапии есть ясные параметры выздоровления, она не развилась должным образом в нашей стране.

Сегодня психология не представляется нам без психометрических методик, которые были созданы и разработаны бихевиористами. На базе теорий об оперантном обусловливании Скиннера и Торндайка были разработаны психологические методы, которые сильно повлияли на развитие педагогики.

Оперантное обусловливание — это процесс передачи стимулов в общении. Один человек при общении передает стимул другому, в ответ на который у оппонента возникает реакция, выражающаяся в поведении. При этом, такая реакция будет причиной, приводящей к ответу первого человека. Если между людьми происходит неэффективное взаимодействие, то образуются неправильные формы поведения, что в итоге может закончиться болезнью.

Примерная схема общения отражается в следующем.

Стимул — реакция

Рассмотрим простой пример - ребенок хочет, чтобы ему купили игрушку, но родители отказывают. Он начинает взахлеб плакать, падать, истерить, родители не могут его успокоить, сдаются и покупают желаемое. Такая реакция родителей будет служить положительным стимулом к дальнейшим действиям, ребенок теперь будет устраивать истерики по менее значимым поводам, что, в свою очередь, приведет к психологическим и физическим проблемам. Такие выводы впервые озвучил Б. Скиннер — признанный американский психолог. На сегодня поведенческая терапия применяется не только в терапевтической практике, но и в учебных заведениях, лечебных заведениях соматической направленности, спортивных организациях и производственных коллективах. Там не меняют состояние, а меняют поведение, что в итоге приводит к изменению состояния.

В молодости Скиннер мечтал о карьере писателя, но с прозой отношения совсем не сложились. Он пошел учиться в Гарвардскую школу на факультет психологии, где абсолютно всё время было занято учебой, никаких развлечений и вечеринок. После окончания учебы он поступил на работу психолога в медицинскую школу Гарварда, немного позже начал преподавать.

Крупная работа Скиннера «Поведение организмов» была опубликована в 1938 году, после чего стал ведущим теоретиком. С его именем связывают направление необихевиоризма. В конце жизни он занимался писательской деятельностью. Одними из интересных его трудов являются - «О бихевиоризме», «Наука и человеческое поведение» и «Технология обучения».

Скиннер предполагал, что человек достаточно близок к животным, больше, чем полагает. А изучение философии, натолкнуло его на мысль о том, что бихевиоризм — это не только наука о поведении человека, это ее философия. Он считал, что личность — это совокупность форм поведения. В зависимости от ситуации будет проявлена та или иная реакция. Любая отдельная реакция содержит в себе прошлый пережитый опыт. Скиннер изучал именно поведение человека, не касаясь его мотивов и причин.

Основы поведенческой терапии

Рассмотрим понятия, используемые в поведенческой терапии

Реактивное обусловливание — или иначе — условный рефлекс. Вспомним простой опыт — у собак в процессе обучения на созданный условный раздражитель начинает выделяться слюна. У человека тоже такое возможно, когда он видит вкусную еду. Но все же человек не настолько похож на животных, как полагал Скиннер. Если у животного исчезнет подкрепление, то вместе с ним сразу исчезнет и реактивное обусловливание. С человеком все сложнее, он, несмотря на отсутствие подкрепления, может продолжать по привычке делать тоже самое — например, искать деньги там, где он когда-то однажды их нашел. Такой процесс называется оперантным обусловливанием — то есть образование и поддержание конкретного поведения с помощью его последствий.

Рассмотрим пример

Уженщины, страдающей истерическим неврозом, постоянно случались обмороки. Чтобы ей помочь, обратились к врачу-психотерапевту. При очередном случае врач смог вывести ее из состояния обморока и какое-то время беседовал с больной, после чего она стала бодрой и даже жизнерадостной. Какое-то время врач не приходил, но позже обморок повторился вновь, и его вызвали. Ситуация повторилась — всё закончилось удачно — хорошей беседой. После чего обмороки стали случаться чаще обычного. Таким образом, приятные беседы с доктором послужили для больной подкреплением для учащения обморочных состояний. Поняв это, врач в следующий раз отказал в беседе, объяснив это тем, что считает бесполезным разговаривать сразу после обморока, так как в это время в мозгу нарушено кровообращение и поэтому заторможено понимание. Разговаривать возможно только по прошествии нескольких недель. Прекращение бесед стало отрицательным подкреплением для изменения некорректного поведения. У больной прошли обморочные состояния, по прошествии пары недель она обсудила с врачом свои проблемы, после чего они всегда беседовали раз в две недели.

Это поощрение является стимулом или подкреплением, влияющим на реакции и поведение. Но оно может быть не только положительным, но и отрицательным. Положительное подкрепление увеличивает нужную реакцию, а отрицательное — уменьшает ненужную.

Роль подкрепления велика в воспитании детей и педагогике. Важно правильно использовать подкрепление, так чтобы оно помогало развитию ребенка. Например, решением проблемы с грамотностью ребенка может стать денежное вознаграждение за перепечатку профессиональных (например - психологических) текстов без ошибок. При таком подходе ребенок повышает свою грамотность и параллельно усваивает новый материал, который сможет применить в дальнейшей жизни.

Бихевиористы не искали в поведении причин, необихевиористы говорили, что поведение — это объяснительные фикции. К последним относятся следующие понятия:

    Автономный человек — это фикция говорит о том, что человек обладает «внутренним существом», которое управляет энергией внутри личности.

    Свобода — фикция, которой люди могут объяснять поведение, если причины его точно не известны.

Например, после гипноза человек не может вспомнить как происходил сам процесс внушения, но при объяснении своих поступков говорит, что это было его свободное решение.

    Достоинство (оно же является репутацией) — фикция, благодаря которой люди делят поступки и деятельность на достойную и недостойную.

    Творчество — тоже объяснительная фикция. По мнению Скиннера, такая деятельность не отличается ничем от других видов деятельности человека. Пример - написание стихов поэтом и высиживание яиц курицой. Чувствуют они себя одинаково хорошо после выполненных действий.

Скиннер утверждал, что поведение поддается управлению. Стимулировать положительное поведение нужно с помощью наград, а пресекать неправильные действия посредством наказаний. Но большой минус наказаний в том, что они говорят только о том, что делать нельзя, но не объясняют как нужно себя вести. Поэтому наказание является помехой в процессе научения, ведь та форма поведения, за которой следовало наказание не уходит бесследно, она остается и проявляется уже в других поступках. При этом новые поступки позволяют увернуться от наказания и являются ответной реакцией на него.

Если часто прибегать к наказанию, то изначальный эффект от него пройдет, так как наказуемый, в начале показывающий хороший результат, может в дальнейшем взбунтоваться. Наказание приносит мало пользы и самому наказывающему, и наказываемому.

Скиннер считал, что поведение формируется на представлении необходимого результата. Стоит внимательно проследить за поведением людей, чтобы понять истинные причины поведения, в которых скрыты потребности и цели.

Бихевиористы сделали вывод, что обусловливание может проходить вне сознания. Скиннер предположил, что роль сознания в поведении, возможно, не столь велика, но всё же, чтобы обусловливание было максимально эффективно, оно должно осознаваться.

Скиннер разработал методы программированного обучения, в процессе которого каждый человек учится со своей личной скоростью, и только после полного усвоения материала и выполнения заданий переходит к более сложным. Такой метод позволяет обучающемуся в каждый момент обучения всё понимать и быть готовым к ответу или выполнению задания.

Что же мы поняли о бихевиоризме?

    цель терапии бихевиоризма — научить людей реагировать на ситуации в жизни так, как они хотят реагировать

    терапия не вмешивается в эмоциональную базу отношений личности

    все жалобы больного в бихевиоризме считаются важной информацией о нем, а вовсе не симптомами

    пациент и врач намечают определенные цели таким образом, что знают время когда они будут достигнуты

Скиннер часто высказывал мысли о том, что работать с внутренними причинами нужно меньше, что бихевиоральная терапия может быть основой управления бесконечной силы. Такие высказывания привели к тому, что многие стали обвинять бихевиоризм в попытке управления личностью, врачи отказались применять эти принципы в своей работе.

Н о для успешной практики можно применять не все принципы бихевиоризма, а только те, которые могут пойти на благо пациентам. При исследовании поведенческой терапии было установлено, что качественные улучшения у пациентов наблюдаются только при внутренних перестановках в структуре личности. Чтобы это произошло, вполне логично и оправдано использовать бихевиоральные методы. Сегодня разработаны техники, в которых эти методы применяются в комплексной системе лечения.

Также методы поведенческой терапии нашли свое применения в идеях НЛП. Бихевиористы действительно перепрограммировали поведение, но всегда только в целях исправления в лучшую сторону. Все люди при общении влияют друг на друга, и бихевиористы считали, что лучшее, что можно сделать — это научиться грамотно влиять на поведение человека.

Действенность и эффективность методов бихевиористов была очевидна и несомненна, но возникли разногласия в вопросах о правах пациентов больниц, заключенных и юношей. Те врачи, которые все же решались в своей практике использовать бихевиоральные методы, подвергались осуждению и критике, коллеги ставили под сомнение их компетентность, трактуя даже успешные результаты лечения по-своему.

Исследования Скиннера и работы других необихевиористов очень сильно повлияли на развитие психологии и педагогики. На основе новых теорий возникали школы по психотерапии, техники и практики обучения. Наша страна была закрыта, к сожалению, от этих новых течений.

Но даже в западных странах теории Скиннера сильно критиковались в СМИ, причиной тому послужили его отрицания творчества, личности и свободы. Философы критиковали его за то, что он мало освещал и рассматривал проблемы внутреннего мира личности, психологи за то, что в принципе он не изучал множество иных проблем.

Несмотря на все это, Скиннер смог обосновать свое видение на человеческую природу, без учета интуитивных моментов и отсылок к божественному промыслу.