Кто такой иоанн богослов в библии. Иоанн Богослов: Преставление апостола Иоанна Богослова – победа над тлением

26.9.105-106 (9.10). - Преставление апостола и евангелиста Иоанна Богослова

Тайнозритель конца земной истории

Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов († ок. 105-106 гг.) был сыном Зеведея и Саломии – дочери святого Иосифа Обручника. Одновременно со своим старшим братом Иаковом он был призван Господом нашим Иисусом Христом в число Своих учеников на Геннисаретском озере. Оставив своего отца, оба брата последовали за Господом.

Апостол Иоанн был особенно любим Спасителем за жертвенную любовь и девственную чистоту. После своего призвания апостол не расставался с Господом и был одним из трех учеников, которых Он особенно приблизил к Себе. Святой Иоанн Богослов присутствовал при воскрешении Господом дочери Иаира и был свидетелем . Во время Тайной Вечери он возлежал рядом с Господом и по знаку , приникнув к груди Спасителя, спросил об имени предателя.

Апостол Иоанн следовал за Господом, когда Его, связанного, вели из Гефсиманского сада на суд беззаконных первосвященников Анны и Каиафы, он же находился во дворе архиерейском при допросах своего Божественного Учителя и неотступно следовал за Ним по Крестному пути, скорбя всем сердцем. У подножия Креста он плакал вместе с и услышал обращенные к Ней с высоты Креста слова Распятого Господа: «Жено, се сын Твой» и к нему: «Се Мати твоя» (Ин. 19:26, 27). С этого времени апостол Иоанн, как любящий сын, заботился о Пресвятой Деве Марии и служил Ей до Ее Успения, никуда не отлучаясь из Иерусалима.

После апостол Иоанн, по выпавшему ему жребию, направился в Ефес и другие Малоазийские города для проповеди Евангелия, взяв с собой своего ученика Прохора. Они отправились в путь на корабле, который потонул во время сильной бури. Все путешественники были выброшены на сушу, только апостол Иоанн остался в морской пучине. Прохор горько рыдал, лишившись своего духовного отца и наставника, и пошел в Ефес один. На четырнадцатый день пути он стоял на берегу моря и увидел, что волна выбросила на берег человека. Подойдя к нему, он узнал апостола Иоанна, которого Господь сохранял живым четырнадцать дней в морской глубине. Учитель и ученик отправились в Ефес, где апостол Иоанн непрестанно проповедовал язычникам о Христе. Его проповедь сопровождалась многочисленными и великими чудесами, так что число уверовавших увеличивалось с каждым днем.

В это время началось гонение на христиан императора Нерона (56–68 гг.). Апостола Иоанна отвели на суд в Рим. За исповедание веры в Господа Иисуса Христа апостол Иоанн был приговорен к смерти, но Господь сохранил Своего избранника. Апостол выпил предложенную ему чашу со смертельным ядом и остался живым, затем вышел невредимым из котла с кипящим маслом, в который был брошен по приказанию мучителя.

После этого апостола Иоанна сослали в заточение на остров Патмос, где он прожил много лет. По пути следования к месту ссылки апостол Иоанн совершил много чудес. На острове Патмос проповедь, сопровождавшаяся чудесами, привлекла к нему всех жителей острова, которых апостол Иоанн просветил светом Евангелия. Он изгнал многочисленных бесов из идольских капищ и исцелил великое множество больных. Волхвы различными бесовскими наваждениями оказывали большое сопротивление проповеди святого апостола. Особенно устрашал всех надменный волхв Кинопс, похвалявшийся тем, что доведет до гибели апостола. Но Иоанн силой, действующей через него благодати Божией, разрушил все ухищрения бесовские, на которые надеялся Кинопс, и гордый волхв безславно погиб в море.

Апостол Иоанн удалился со своим учеником Прохором на пустынную гору, где наложил на себя трехдневный пост. Во время молитвы апостола гора заколебалась, загремел гром. Прохор в страхе упал на землю. Апостол Иоанн поднял его и приказал записывать то, что он будет говорить. «Аз есмь Альфа и Омега, начаток и конец, глаголет Господь, Сый и Иже бе и Грядый, Вседержитель» (Откр. 1:8), – возвещал Дух Божий через святого апостола. Так около 67 года в пещере у подножия горы на острове Патмос была написана Книга Откровения (Апокалипсис) святого апостола Иоанна Богослова. В этой книге раскрыты тайны судеб Церкви и конца міра.

После длительной ссылки апостол Иоанн получил свободу и вернулся в Ефес, где продолжал свою деятельность, поучая христиан остерегаться лжеучителей и их лжеучений. Около 95 года апостол Иоанн по просьбе эфесских христиан написал в Ефесе Евангелие. Оно отличается от трех предыдущих Евангелий апостолов Матфея, Марка и Луки тем, что не вдается в уже известные детали, а восполняет пробелы (в частности передает слова Господа, которые Иоанн сам слышал от Него) и разъясняет божественную миссию Мессии, обобщает историю воплощения, проповеди, распятия и воскресения Сына Божия.

Апостол Иоанн считал особенно важным для христианина любить Господа и друг друга и этим исполнить заповеди Христовы. Апостолом любви именует Церковь святого Иоанна, ибо он постоянно учил, что без любви человек не может приблизиться к Богу. В трех Посланиях, написанных апостолом Иоанном, говорится о значении любви к Богу и ближним. Уже в глубокой старости, узнав о юноше, совратившемся с пути истинного и сделавшемся предводителем шайки разбойников, апостол Иоанн пошел искать его в пустыню. Увидев святого старца, виновный стал скрываться, но апостол побежал за ним и умолял его остановиться, обещая грех юноши взять на себя, лишь бы тот покаялся и не губил своей души. Тронутый теплотой любви святого старца, юноша действительно покаялся и исправил свою жизнь.

Святой апостол Иоанн скончался в возрасте ста с лишним лет. Он намного пережил всех остальных очевидцев Господа, долго оставаясь единственным живым свидетелем земных путей Спасителя.

Когда настало время отшествия апостола Иоанна к Богу, он удалился за пределы Ефеса с семью своими учениками и повелел приготовить для себя в земле крестообразную могилу, в которую лег, сказав ученикам, чтобы они засыпали его землей. Было это 26 сентября. Ученики с плачем целовали своего любимого наставника, но, не решаясь ослушаться, исполнили его повеление. Они закрыли лицо святого платом и закопали могилу. Узнав об этом, остальные ученики апостола пришли к месту его погребения и раскопали могилу, но ничего в ней не нашли.

Каждый год 8 мая, в день, когда св. апостол претерпел жестокие мучения в Риме, из могилы святого апостола Иоанна выступал "тонкий розовый прах", который верующие собирали и исцелялись им от болезней. Ради этого чуда исхождения "тонкого праха" Церковью установлено особое празднование святому апостолу Иоанну 8/21 мая.

А мощей этого великого святого не имеется, как нет и никаких сведений о его теле или мощах. Поэтому, по мнению некоторых толкователей, наряду с праведными Енохом и Илией, посылаемыми перед концом мiра на землю Богом, будет и третий посланник Божий во времена антихриста – сам автор Апокалипсиса, апостол и тайнозритель Иоанн Богослов. (См. об этом .) Согласно этой точке зрения, апостол Иоанн, как и Енох и Илия, не умер, но, по воле Божией, был живым с телом взят на небо, чтобы перед кончиной мiра вновь проповедовать на земле. Указания на это можно найти как в церковном Предании, так и в Священном Писании, а именно – в Евангелии от Иоанна.

Наименование Богослова Святая Церковь дала из учеников Христовых только святому Иоанну, тайнозрителю Судеб Божиих. В наше время многое из открытого апостолу Иоанну в таинственных образах воплощается в исторической реальности.

Храм, устроенный в пещере на о. Патмос, где св. апостол Иоанн продиктовал св. Прохору Апокалипсис. В настоящее время в духовном небрежении: службы короткие по новому стилю, экуменические молитвы, праздные туристы.

Я читала, что любимый апостол Господа нашего Иоанн мирно почил. Но написано: «Петр же, обратившись, видит идущего за ним ученика, которого любил Иисус и который на вечери, приклонившись к груди Его, сказал: Господи! кто предаст Тебя? Его увидев, Петр говорит Иисусу: Господи! а он что? Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною. И пронеслось это слово между братиями, что ученик тот не умрет. Но Иисус не сказал ему, что не умрет, но: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? - Сей ученик и свидетельствует о сем, и написал сие; и знаем, что истинно свидетельство его. Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг. Аминь» (Ин.21:20-25). Значит ли это, что святой Иоанн Богослов жив по ныне и ожидает второго пришествия Господа Иисуса Христа Сына Божьего? И где написано мирной кончине апостола?

Отвечает священник Афанасий Гумеров :

Согласно священномученику Ипполиту Римскому, Иринею Лионскому и Евсевию Памфилу святой апостол и евангелист Иоанн Богослов умер при императоре Траяне (98 - 117). По александрийской хронике св. апостол Иоанн Богослов скончался на 72-м году по вознесении Господа нашего Иисуса Христа, будучи 100 лет и 7 месяцев. Все эти свидетельства под смертью имеют ввиду уход из земной жизни. Обстоятельства, сопровождавшие этот уход, достаточно таинственные. Апостол с 7 учениками вышел из Эфеса и, дойдя до некоторого места, велел им сесть. Затем отошел от них и стал молиться. Затем он велел им копать крестообразную могилу. «Возьмите землю, мать мою, и покройте меня ею», - сказал он ученикам. Они исполнили и с великим плачем возвратились в Эфес. Когда об этом узнали жившие в городе христиане, они пришли и раскопали могилу, но тела апостола там не нашли.

Дочери святого Иосифа Обручника . Одновременно со своим старшим братом Иаковом он был призван Иисусом Христом в число Своих учеников на Геннисаретском озере . Оставив своего отца, оба брата последовали за Господом.

Апостол Иоанн был особенно любим Спасителем за жертвенную любовь и девственную чистоту. После своего призвания апостол не расставался с Господом и был одним из трёх учеников, которых Он особенно приблизил к Себе. Святой Иоанн Богослов присутствовал при воскрешении Господом дочери Иаира и был свидетелем Преображения Господня на Фаворе . Во время Тайной Вечери он возлежал рядом с Господом и по знаку апостола Петра , приникнув к груди Спасителя, спросил об имени предателя. Апостол Иоанн следовал за Господом, когда Его, связанного, вели из Гефсиманского сада на суд беззаконных первосвященников Анны и Каиафы , он же находился во дворе архиерейском при допросах своего Божественного Учителя и неотступно следовал за Ним по Крестному пути, скорбя всем сердцем. У подножия Креста он плакал вместе с Божией Матерью и услышал обращенные к Ней с высоты Креста слова Распятого Господа: "Жено, се сын Твой" и к нему: "Се Мати твоя" (Ин. 19, 26 -27). С этого времени апостол Иоанн как любящий сын заботился о Пресвятой Деве Марии и служил Ей до Ее Успения, никуда не отлучаясь из Иерусалима .

После Успения Божией Матери апостол Иоанн, по выпавшему ему жребию, направился в Ефес и другие Малоазийские города для проповеди Евангелия , взяв с собой своего ученика Прохора . Они отправились в путь на корабле, который потонул во время сильной бури. Все путешественники были выброшены на сушу, только апостол Иоанн остался в морской пучине. Прохор горько рыдал, лишившись своего духовного отца и наставника, и пошёл в Ефес один. На 14-й день пути он стоял на берегу моря и увидел, что волна выбросила на берег человека. Подойдя к нему, он узнал апостола Иоанна, которого Господь сохранял живым две недели в морской глубине. Учитель и ученик отправились в Ефес, где апостол Иоанн непрестанно проповедовал язычникам о Христе. Его проповедь сопровождалась многочисленными и великими чудесами, так что число уверовавших увеличивалось с каждым днём.

В это время началось гонение на христиан императора Нерона (56-68). Апостола Иоанна отвели на суд в Рим. За исповедание веры в Господа Иисуса Христа апостол Иоанн был приговорён к смерти, но Господь сохранил Своего избранника. Апостол выпил предложенную ему чашу со смертельным ядом и остался живым, затем вышел невредимым из котла с кипящим маслом, в который был брошен по приказанию мучителя. После этого апостола Иоанна сослали в заточение на остров Патмос , где он прожил много лет. По пути следования к месту ссылки апостол Иоанн совершил много чудес. На острове Патмос проповедь, сопровождавшаяся чудесами, привлекла к нему всех жителей острова, которых апостол Иоанн просветил светом Евангелия. Он изгнал многочисленных бесов из идольских капищ и исцелил великое множество больных. Волхвы различными бесовскими наваждениями оказывали большое сопротивление проповеди святого апостола. Особенно устрашал всех надменный волхв Кинопс, похвалявшийся тем, что доведёт апостола до гибели. Но апостол силой действующей через него благодати Божией разрушил все ухищрения бесовские, на которые надеялся Кинопс, и гордый волхв бесславно погиб в морской пучине.

Апостол Иоанн удалился со своим учеником Прохором на пустынную гору, где наложил на себя трёхдневный пост. Во время молитвы апостола гора заколебалась, загремел гром. Прохор в страхе упал на землю. Апостол Иоанн поднял его и приказал записывать то, что он будет говорить. "Аз есмь Альфа и Омега, начаток и конец, глаголет Господь, Сый и Иже бе и Грядый, Вседержитель" (Откр. 1, 8), - возвещал Дух Божий через святого апостола. Так около года была написана Книга Откровения (Апокалипсис) святого апостола Иоанна Богослова. В этой книге раскрыты тайны судеб Церкви и конца мира.

После длительной ссылки апостол Иоанн получил свободу и вернулся в Ефес , где продолжал свою деятельность, поучая христиан остерегаться лжеучителей и их лжеучений. Около года апостол Иоанн написал в Ефесе Евангелие. Он призывал всех христиан любить Господа и друг друга и этим исполнить заповеди Христовы. Церковь именует святого Иоанна Апостолом любви, ибо он постоянно учил, что без любви человек не может приблизиться к Богу. В трёх Посланиях, написанных апостолом Иоанном, говорится о значении любви к Богу и ближним. Уже в глубокой старости, узнав о юноше, совратившемся с пути истинного и сделавшемся предводителем шайки разбойников, апостол Иоанн пошёл искать его в пустыню. Увидев святого старца, виновный стал скрываться, но апостол побежал за ним и умолял его остановиться, обещая грех юноши взять на себя, лишь бы тот покаялся и не губил своей души. Тронутый теплотой любви святого старца, юноша действительно покаялся и исправил свою жизнь.

Святой апостол Иоанн скончался в возрасте ста с лишним лет. Он намного пережил всех остальных очевидцев Господа, долго оставаясь единственным живым свидетелем земных путей Спасителя.

Когда настало время отшествия апостола Иоанна к Богу, он удалился за пределы Ефеса с семью своими учениками и повелел приготовить для себя в земле крестообразную могилу, в которую лег, сказав ученикам, чтобы они засыпали его землей. Ученики с плачем целовали своего любимого наставника, но, не решаясь ослушаться, исполнили его повеление. Они закрыли лицо святого платом и закопали могилу. Узнав об этом, остальные ученики апостола пришли к месту его погребения и раскопали могилу, но ничего в ней не нашли. Каждый год 8 мая из могилы святого апостола Иоанна выступал тонкий розовый прах, который верующие собирали и исцелялись им от болезней. Поэтому Церковь празднует память святого апостола Иоанна Богослова ещё и 8 мая.

Господь дал своему любимому ученику Иоанну и его брату имя "сынов грома" (Воанергес ) - вестника устрашающего в своей очистительной силе небесного огня. Этим самым Спаситель указывал на пламенный, огненный, жертвенный характер христианской любви, проповедником которой был апостол Иоанн Богослов. Орёл - символ высокого парения Богословской мысли - иконографический знак евангелиста Иоанна Богослова. Наименование Богослова Святая Церковь дала из учеников Христовых одному только святому Иоанну, тайнозрителю Судеб Божиих.

Иоанн Богослов занимает особое место в ряду избранных учеников Христа Спасителя. Нередко в иконографии апостол Иоанн изображается кротким, величественным и духоносным старцем, с чертами девственной нежности, с печатью полного спокойствия на челе и глубоким взором созерцателя неизреченных откровений. Другая главная особенность духовного облика апостола открывается через его учение о любви, за которое ему по преимуществу усвоено наименование Апостола любви. Действительно, любовью пронизаны все его писания, основная мысль которых сводится к понятию, что Бог в Своём существе есть Любовь (1 Ин. 4, 8). В них он останавливается преимущественно на проявлениях неизреченной любви Бога к миру и человеку, на любви своего Божественного Учителя. Он постоянно увещевает учеников к взаимной любви. Служение Любви - весь жизненный путь апостола Иоанна Богослова.

Ему были свойственны спокойствие и глубина созерцания в сочетании с горячей верностью, нежная и безграничная любовь с пылкостью и даже некоторой резкостью. Из кратких указаний Евангелистов видно, что он обладал в высшей степени пылкой натурой, сердечные порывы его иногда доходили до такой бурной ревности, что Иисус Христос вынужден был умерять их как несогласные с духом нового учения (Мк. 9, 38 - 40; Лк. 9, 49 - 50; Лк. 9, 54 - 56). В то же время он обнаруживал редкую скромность и, несмотря на своё особенное положение среди апостолов как ученика, которого любил Иисус, не выделялся из ряда других учеников Спасителя. Отличительными чертами его характера были наблюдательность и восприимчивость к событиям, проникнутые тонким чувством послушания воле Божией. Полученные извне впечатления редко обнаруживались в его слове или действии, но сильно и глубоко проникали во внутреннюю жизнь святого Апостола. Всегда чуткий к другим, он болезновал сердцем о погибающих. Апостол Иоанн с благоговейным трепетом внимал Богодухновенному учению своего Учителя, исполненному благодати и истины, в чистой и возвышенной любви созерцая Славу Сына Божия. Ни одна черта из земной жизни Христа Спасителя не ускользнула от проницательного взора апостола Иоанна, ни одно событие не прошло, не оставив глубокого следа в его памяти, поэтому в нем сосредоточились вся полнота и целостность человеческой личности. Такой же целостностью обладали и мысли апостола Иоанна Богослова. Для него не существовало раздвоенности. По его убеждению, где нет полной преданности, там нет ничего. Избрав путь служения Христу, он до конца жизни совершал его с полнотой и безраздельной последовательностью. Апостол Иоанн говорит о всецелой преданности Христу, о полноте жизни в Нём, поэтому и грех рассматривается им не как слабость и повреждённость человеческой природы, а как зло, как отрицательное начало, совершенно противоположное добру (Ин. 8, 34 ; 1 Ин. 3, 4 ; 1 Ин. 3, 8 - 9). По его воззрению, можно принадлежать или Христу или дьяволу, среднего, неопределенного состояния быть не может (1 Ин. 2, 22 ; 1 Ин. 4, 3). Поэтому он служил Господу с безраздельной любовью и самоотверженностью, отвергая всё, что принадлежит исконному врагу человека, врагу истины и родоначальнику лжи (1 Ин. 2, 21 - 22). Чем сильнее он любит Христа, тем сильнее ненавидит антихриста; чем больше он любит истину, тем больше ненавидит ложь, - свет исключает тьму (Ин. 8, 12 ; Ин. 12, 35 - 36). Этим проявлением внутреннего огня любви он свидетельствовал с особой силой духа о Божестве Иисуса Христа (Ин. 1, 1 - 18; 1 Ин. 5, 1 - 12).

Апостолу Иоанну было определено выразить последнее слово Божественного Откровения, вводящего в сокровеннейшие тайны внутренней Божественной жизни, ведомые только вечному Слову Божию, Единородному Сыну. Истина отображена в его уме и слове, потому что он чувствует и сердцем постигает её. Он созерцает вечную Истину и как видит, так и передаёт своим возлюбленным чадам. Апостол Иоанн просто утверждает или отрицает и всегда говорит с абсолютной точностью (1 Ин. 1, 1). Он слышит голос Господа, открывающего ему то, что Сам Он слышит от Отца.

Молитвословия

Тропарь, глас 2

Апо́столе Христу́ Бо́гу возлю́бленне,/ ускори́ изба́вити лю́ди безотве́тныя,/ прие́млет тя́ припа́дающа,/ И́же па́дша на пе́рси прие́мый:/ Его́же моли́, Богосло́ве,/ и належа́щую мглу́ язы́ков разгна́ти,// прося́ на́м ми́ра и ве́лия ми́лости.

Кондак, глас 2

Вели́чия твоя́, де́вственниче, кто́ повесть;/ то́чиши бо чудеса́, и излива́еши исцеле́ния,/ и мо́лишися о душа́х на́ших,// я́ко богосло́в и дру́г Христо́в.

Использованные материалы

  • Настольная книга священнослужителя. Т. 2 (М., 1978) , с. 122-125:
  • Настольная книга священнослужителя. Т. 3 (М., 1979) , с. 290-292:
  • Полный Тропарион. - Издательство "Троица". - 2006. - Т. 1. - С. 76.

Сын рыбака

Апостол и евангелист Иоанн Богослов был вторым сыном рыбака Заведея и Саломеи, дочери Иосифа Обручника. Вместе со старшим братом Иаковом Иоанн помогал отцу в рыбной ловле на Галилейском озере.

С детских лет Иоанн стремился к уединению и размышлению и стал одним из первых последователей Иоанна Предтечи. От него узнал он о пришествии Мессии – Иисуса Христа. Однажды во время проповеди Иоанна Крестителя на Иордане вдали показался Христос. Иоанн указал на Него ученикам своим. Двое из них – Андрей (в будущем Андрей Первозванный) и Иоанн – пошли за Христом. Им хотелось узнать, где живет Мессия. Они с радостью воспользовались позволением Христа идти с Ним. Они пошли в Его жилище и пробыли там до ночи (Ин. 1:35–39). Иоанн привязался к Христу всей юной душой. До времени он еще оставался в доме отца и продолжал помогать ему в нелегких рыбацких трудах. Когда же Сам Христос призвал Иоанна идти вслед за Собою, ничто уже не могло удержать его в родительском доме.

Избрав братьев Заведеевых – Иакова и Иоанна – в число 12-ти ближайших учеников, Господь назвал их «Воанергес», то есть «сыны Громовы» (Мк. 3:17), что отмечало их пламенную ревность к новому учению. За кротость свою, за чистоту и целомудрие Иоанн пользовался особенной любовью Господа.

Все, что делал Господь особенно важного, все происходило в присутствии Иоанна. Воскрешает ли Он мертвых, его сопровождает любимый ученик; преображается ли Господь на Фаворе, Иоанн становится свидетелем преображения; учреждает ли Он последнюю таинственную Вечерю, приготовления к ней делаются на глазах Иоанна. И во время этой Вечери, последней в земной жизни Господа, с любовью позволяет Иоанну возлежать на груди Своей. Наконец, Иоанн сопровождает Христа в Гефсиманский сад, где Он молился в последние минуты перед Своими страданиями.

После ареста Иисуса Христа все ученики Его подверглись тяжкому испытанию. И здесь любовь Иоанна к Господу открылась во всей полноте. Лишь он и Петр последовали за взятым под стражу Учителем и пришли за Ним на двор первосвященника. Иоанн не предавался ни бесполезной смелости, ни безотчетному страху, он просто старался быть как можно ближе к Учителю, чтобы при малейшей возможности стать хоть в малости Ему полезным.

Но вот совершилось ужасное злодеяние: Христос, Сын Божий, пригвожден к Кресту, и грубые воины принялись делить Его одежду. Уже опустело место казни, и лишь немногие, самые близкие люди, и между ними – Иоанн, остались уМогила апостола Иоанна стала местом паломничества христиан. Здесь был воздвигнут храм, перестроенный в VI в. в большой собор. Сюда, на гору, где возвышался белокаменный собор длиной в 130 м, карабкались калеки, матери приносили больных детей, девы молились о замужестве.Креста. В это мгновение любовь и преданность Иоанна была отмечена высокой наградой.

«Се, сын Твой»,

– сказал с Креста Господь исстрадавшейся Своей Матери. И, обратившись к Иоанну:

«Се, Матерь твоя» (Ин. 19:27–28).

Иоанн в точности исполнил божественное послушание и был верным охранителем Богоматери до самого Ее успения.

Для апостолов наступили тяжелые, печальные дни. Все они были в унынии, когда на утро третьего дня Мария Магдалина и другие жены взяли благовония и пошли к гробу Господню. С тревогой и недоумением увидели они, что камень отвален от погребальной пещеры и сам гроб пустой. Здесь предстал перед ними Ангел и сказал, что Христос воскрес из мертвых, повелев сообщить об этом апостолам. Но те не поверили такой удивительной вести. Лишь Иоанн всем сердцем уверовал, что воскрес Учитель, что все это случилось на самом деле (Ин. 20:8).

Через несколько дней Иоанн и другие из 12-ти были на берегу Тивериадского озера. Воскресший Господь явился им здесь под образом незнакомца. И здесь Иоанн тотчас распознал Учителя и сказал Петру:

«Это Господь» (Ин. 21:7).

По сошествии Святого Духа Иоанн и Петр много потрудились для устройства Иерусалимской церкви. Они вместе проповедовали и вместе разделяли гонения и темничные узы.

По свидетельству предания, в Иерусалиме Иоанн оставался до самой кончины Богоматери. После Ее успения ничто уже больше не удерживало Иоанна в городе и, взяв с собою ученика Прохора, апостол отправился в Малую Азию проповедовать учение Христово.

Многотрудное апостольство

В Ефесе они нанялись работниками в общественную баню. Иоанн должен был топить печь, а Прохор – носить воду. Через некоторое время апостол Иоанн исцелил в Ефесе расслабленного, страдавшего 12 лет. Совершил он и другие чудеса, и слух об Иоанне распространился по всем окрестностям.

В то время римский император Домициан объявил гонение на христиан. Одного имени христианина было достаточно, чтобы человека посчитали преступником. На апостола Иоанна был сделан донос как на опасного врага языческой религии, и его повлекли в Рим на суд императора. Иоанн без робости исповедал веру Христову перед Домицианом. Император присудил его к изгнанию на пустынный остров Патмос, бывший в ту пору местом ссылки для особо опасных римских преступников. Апостол Прохор не оставил своего учителя и последовал за ним.

В дальнее плавание снарядили корабль, и он тотчас же вышел в море. Среди ночи поднялась страшная буря, и, казалось, не было надежды на спасение. Тогда обратились с последней надеждой к Иоанну. Апостол помолился, и буря тут же утихла. Плавание все продолжалось, и на корабле не осталось пресной воды. Жажда мучила всех. Иоанн приказал наполнить сосуды морской водой, и по его молитве соленая морская вода превратилась в пресную, и все утолили жажду. Видя столько чудес, сотворенных апостолом, спутники его уверовали во Христа и приняли крещение. Они хотели дать свободу апостолу и предлагали ему высадиться на берег там, где он захочет. Но Иоанн отказался и попросил отвезти его в то место, куда им приказано.

На острове Патмос апостолов Иоанна и Прохора отвели к правителю, старший сын которого был одержим беснованием. Злой дух, скрывавшийся в нем, предсказывал его устами будущее, и все считали его за прорицателя. Иоанн именем Господа изгнал злого духа из несчастного юноши, и тот, как бы пробудившись после долгого сна, пришел в себя и принял святое Крещение. Крестился и правитель вместе со всем семейством.

Так началось продолжавшееся три года пребывание апостола Иоанна на острове Патмос.

Однажды в воскресный день Господь дал узреть Иоанну в небесном видении отдаленную судьбу Христовой Церкви. По Божиему повелению, Иоанн описал это откровение, оно дошло до нас в священной книге, названной «Апокалипсис».

Пришло время, и император Домициан был убит. На престол взошел император Нерва, который даровал свободу всем заточенным христианам. Стал свободен и апостол Иоанн. Жители Патмоса почти все уже исповедовали веру Христову, и потому Иоанн решил вернуться в Ефес. Перед отъездом он обошел все селения острова, укрепляя верующих.

С радостью встретили Иоанна в Ефесе. Здесь прожил он до самой кончины, здесь написал четвертое Евангелие – «от Иоанна».

В то время появилось много лжеучителей, которые извращали Слово Божие и по-своему толковали то, что в Святом Писании казалось им непонятным. Споры еретиков касались, главным образом, Иисуса Христа. Одни отрицали Его божество, утверждая, что Он был просто человек. Другие говорили, что Христос приходил на землю только призрачно, а не действительным образом.

Лжеучения сильно беспокоили и смущали верующих. И потому они стали убеждать апостола Иоанна письменно изложить обстоятельства земной жизни Иисуса Христа, свидетелем и очевидцем которых он был. Иоанн с Прохором провели три дня в посте и молитве. На четвертый день Иоанн начал диктовать:

«В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин. 1:1).

Так было написано четвертое Евангелие. Каждое его слово – таинство. Евангелиста Иоанна стали называть «Богослов», а на иконах его изображают с орлом, символом высокого парения мысли.

В Новый Завет включены еще три Послания апостола Иоанна.

Великое чудо

Единственный среди первых 12-ти избранников Христовых Иоанн дожил до глубокой старости. Уже слабость телесная не позволяла ему посещать собрания христиан и вести продолжительные беседы. Ученики на руках вносили его в собрания, но он только повторял:

«Дети мои, любите друг друга!»

Когда его спросили, зачем он повторяет одно и то же, он отвечал:

«Это – заповедь Господа. Если бы она была и одна, то и одной ее довольно было бы для спасения».

Более 100 лет было апостолу Иоанну, когда он почувствовал приближение своей кончины. В сопровождении семи учеников пошел он за город и велел им ископать крестообразную могилу в длину его роста. А сам в стороне встал на последнюю молитву. Когда могила была готова, Иоанн дал прощальное наставление ученикам, облобызал их всех, лег в могилу и приказал покрыть его землей. Ученики покрыли его землей до шеи, облобызали в последний раз отходящего в вечную жизнь учителя, закрыли лицо платком и, обливаясь слезами, засыпали всего землей.

Другие христиане, узнав о таком погребении, вскоре собрались к Иоанновой могиле. Ее раскрыли, но не нашли в ней тела апостола…

Могила апостола Иоанна стала местом паломничества христиан. Здесь был воздвигнут храм, перестроенный в VI в. в большой собор. Сюда, на гору, где возвышался белокаменный собор длиной в 130 м, карабкались калеки, матери приносили больных детей, девы молились о замужестве.

В это время начинает на Иоанновой могиле совершаться ежегодное чудо, которое продолжалось вплоть до разрушения храма турками.

Чудо это – совершенно невероятного свойства, нечто такое, чего никогда не было в истории Церкви. В день его памяти 8 мая (по старому стилю) из могилы апостола поднималась на воздух и оседала кругом тонкая пыль («прах»). Для паломников изготавливали специальные ложечки, иногда с надписью «яждь манну», которыми можно было собирать в пищу эту удивительную манну «во здравие души и тела».

В эти дни здесь бывало особенно большое скопление паломников, чтобы вкусить священного праха. Об этом писали многие очевидцы тех времен. Упоминает об этом и русский паломник, игумен Даниил. Он посетил Ефес в 1104–1107 гг. Даниил пишет: «Тут находится гроб Иоанна Богослова, и исходит в день его памяти земная пыль святая, ее берут люди на исцеление всех болезней».
После захвата Ефеса турками город и все святыни были разрушены. Базилика апостола Иоанна была превращена в руины, прекратилось и появление чудесной манны, сходящей в наш земной мир как благословение из иного горнего мира.

В память этого чуда Церковь сохранила 8/21 мая празднование в честь апостола Иоанна. Отмечается еще день преставления апостола – 26 сентября / 9 октября. Третье ежегодное празднование в честь Иоанна Богослова – 30 июня / 13 июля в Соборе 12-ти апостолов.

Анатолий Мацукевич

Даты памяти: 21 мая / 8 мая; 13 июля / 30 июня (собор славных и всехвальных 12 апостолов) ; 9 октября / 26 сентября (новый стиль / старый стиль)

Житие святого апостола евангелиста Иоанна Богослова

(Из книги монахини Нектарии (Мак Лиз) - Евлогите)

Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов, которого Спаси-тель назвал "Сыном Громовым", был братом святого Иакова, сы-ном Зеведея и Саломии. Согласно православному преданию, Саломия была дочерью от первого брака святому Иосифу Обручнику. Таким образом, Иоанн приходился Господу Иисусу Христу племянником.

Святой Иоанн, самый молодой из апостолов, был юношей с чистым, простым сердцем. Его называли "возлюбленным учени-ком" Господа. Он принадлежал к числу троих ближайших учени-ков Христа и был свидетелем явления Божественной Силы Госпо-да, которую Он открывал лишь немногим избранным. Так, вместе с Петром и Иаковом он присутствовал при воскрешении дочери Иаира, преображении Христа на горе Фавор, молении Господа о чаше в Гефсиманском саду. Когда Господь на Тайной вечере сказал ученикам о скором предательстве, именно свя-той апостол Иоанн, который "возлежал у груди Иисуса", осмелился спросить, кто из них предаст Его. Когда Гос-пода распяли, из всех учени-ков один Иоанн не скрылся, но стоял вместе с Богороди-цей у Креста. Иисус, видя, как он скорбит, сказал: "Жено, се сын Твой!", а Иоанну: "Се Матерь твоя!" После смер-ти, воскресения и вознесе-ния Христа Иоанн взял Ма-терь Божию в свой дом и не уходил из Иерусалима на проповедь до самого Ее Успения.

Когда ученики бросали жребий, чтобы определить, кому в какие земли идти для проповеди Евангелия, Иоанну досталась Малая Азия. Согласно житию святого апостола Иоанна, приня-тому в Греции, он принял свой жребий с тяжелым сердцем, поскольку испытывал страх перед смертельными опасностями морского путешествия, которые, как он предвидел, ожидали его. Упав на колени перед апостолами, он признался в своем мало-душии. Апостолы попросили Иакова, первого епископа Иеру-салима, вознести Господу молитву о прощении святого Иоанна. Иаков так и сделал, после чего все с миром разошлись.

Когда настало время апостолам отправляться на проповедь, Иоанн остался в Иерусалиме с Божией Матерью и прожил там до Ее Успения, то есть приблизительно до 50 года. Потом он отплыл в Ефес вместе с Прохором, одним из первых семи диа-конов, который стал и его первым агиографом. Как и предвидел Иоанн за много лет до того, они почти сразу же попали в кораб-лекрушение. Через несколько часов после отплытия поднялся страшный шторм, и корабль пошел ко дну. Все сорок три чело-века, находившихся на борту, добрались до берега, держась за обломки судна. И только святой Иоанн пропал без вести. Про-хор, скорбя, отправился в Ефес пешком. Спустя сорок дней, стоя у моря недалеко от Мариотиса, Прохор к своему великому изум-лению увидел, как о берег разбилась огромная волна и вынесла апостола Иоанна, после чего они продолжили путь в Ефес.

Согласно традиционной версии жития святого Иоанна, их первым испытанием в Ефесе стала встреча со злонравной жен-щиной по имени Романа. Она страдала чрезмерной полнотой и обладала большей физической силой, нежели все окружавшие ее мужчины. Романа управляла общественными банями, вла-дельцем которых был местный начальник по имени Диоскорид. Встретив Иоанна и Прохора, она предложила им работу то-пить огонь в бане и таскать воду за еду, кров и небольшую плату. Они согласились, и она поставила их работать, но скоро начала притеснять и даже бить святого Иоанна. Так продолжа-лось много дней, и в конце концов Романе пришла в голову мысль предъявить права на Иоанна и Прохора, объявив их сво-ими беглыми рабами. Ей удалось убедить местного судью в обо-снованности своих претензий, и он выдал ей бумаги на право владения этими двумя людьми.

Фундамент купальни был заложен на месте принесения жертв, и потому в них устроили свое жилище бесы. Там умирали юноши и девушки, и однажды, когда туда зашел единственный сын Диос-корида Домн, бесы задушили его. Диоскорид, узнав об этом, умер от этого неожиданного горестного известия. Романа очень сильно скорбела. Она пришла к Апостолу и стала умолять его о помощи, Святой Иоанн помолился Господу, и Домн воскрес. Потом они отправились в дом его отца, святой Иоанн помолился над ним, и он тоже восстал из мертвых. Романа глубоко раскаялась в жестоком обращении с апостолом Иоанном, и он крестил ее вместе с Диоскоридом и Домном. Они стали первыми христи-анами Ефеса.

После их обращения в Ефесе отмечали языческий праздник богини Артемиды, Апостол Иоанн присоединился к толпе пи-рующих и, стоя на постаменте статуи богини, обратился к народу с проповедью о Христе. Разъяренная толпа язычников стала забрасывать его камнями, но благодать Божия покрывала его, и ни один камень его не коснулся, но пострадала статуя. Нападав-шие пришли в бешенство и отказывались слушать увещевания Апостола, призывавшего их вести себя как подобает разумным людям, а не диким зверям. Толпа неистовствовала, и Иоанн в конце концов воздел руки к небу, прося Бога послать знамение, чтобы привести людей к покаянию. И вот разразилось сильное землетрясение, разверзлась земля, и из расселины вырвалась ог-ромная, мощная струя пара. Из присутствовавших двести чело-век упали замертво от страха. После того как землетрясение прекратилось, святой Иоанн помолился о возвращении их к жизни. Они восстали из мертвых, после чего сотни ефесян при-няли крещение.

Через некоторое время святой Иоанн сам поднялся в храм и силой молитвы поверг главное изваяние богини этого города, а потом и весь храм. Видя все эти чудеса и знамения, тысячи людей обратились ко Христу, А тем временем известие о разрушении хра-ма дошло до императора Домициана (81 —96 гг.). Императору доло-жили, что некий колдун поверг в прах главный храм Ефеса. Он приказал схватить апостола Иоанна и, заковав в цепи, привести к нему. Домициан и раньше устраивал гонения на христиан, и когда к нему привели апостола Иоанна, император повелел сначала бить его, а потом казнить. Господь защитил Своего избранника, и яд, который его заставили выпить, не подействовал. Тогда его бросили в котел с кипящим маслом, но и тут Апостол остался невредим. Император решил, что апостол Иоанн бессмертен, и сослал его на остров Патмос.

Апостола заковали в цепи и посадили на корабль вместе с его учеником Прохором. Перепуганные стражники шептались между собой: "За ним надо следить вовсю — он колдун и тво-рит ужасные дела". На пути к Патмосу один из них упал за борт. На корабле находился отец этого стражника. Он очень горевал, и с ним скорбела вся команда. Считая Иоанна колдуном, они обратились к нему за помощью. Он спросил их, каким богам они поклоняются. Они стали называть имена своих многочис-ленных богов, а он вопрошал их, как в этом сонме богов не нашлось ни одного, кто мог бы спасти их товарища. Иоанна отвели к тому борту корабля, с которого упал стражник, и Апо-стол, воздев руки к небу, стал просить Господа спасти утонув-шего. Внезапно из глубины моря начали извергаться волны горячей воды, и одна из волн, ударив о палубу, вынесла к ногам Апостола смытого за борт молодого стражника. Он был жив. В дальнейшем, по молитвам апостола Иоанна утих сильный шторм, команда, изнывавшая от жажды, получила свежую воду, и полу-чил исцеление человек, больной дизентерией. Стражники и ко-манда хотели освободить апостола Иоанна, но тот сказал: "Нет, чада мои, это неправильно, вы должны доставить меня туда, куда вам велели, чтобы император не наказал вас". Когда они при-плыли на Патмос, к городу под названием Флора, стражники передали апостола Иоанна и Прохора правителю города, но при этом просили Иоанна позволить им остаться вместе с ним на Патмосе. В течение десяти дней Апостол наставлял их в вере, потом благословил, крестил и отослал их с миром.

Во Флоре апостола Иоанна и Прохора поселили в доме у богатого человека по имени Мирон, тестя правителя острова Лаврентия. Сын Мирона Аполлонид был одержим бесовским духом прорицания, и когда Иоанн с Прохором вошли в дом, он убежал в пустыню. Встревоженные родители решили, что Апостол навел на него чары, а потом сам юноша по внуше-нию диавола прислал им письмо, в котором утверждал, что так оно и было. Они привели апостола Иоанна к правителю, а тот посадил его в темницу. Апостол Иоанн попросил дать ему воз-можность послать Аполлониду письмо, и правитель согласил-ся, надеясь, что письмо "колдуна" снимет с юноши чары. Иоанн написал: "Повелеваю тебе именем Иисуса Христа оставить этот образ Божий и отныне никогда не входить ни в одного человека. Покинь этот остров и навсегда оставайся в пустыне". Как только письмо передали юноше, бес вышел из него, и юно-ша вернулся домой. Аполлонид рассказал своим домашним долгую историю своей одержимости. Вся семья крестилась, а также дочь и внук Мирона (то есть жена и сын правителя). Сам правитель стал христианином после того, как оставил службу.

По молитвам апостола Иоанна люди исцелялись от телесных и душевных недугов, бесплодные женщины получали способ-ность к деторождению, неверующие обретали веру. Храмы Апол-лона и Диониса на Патмосе рассыпались в прах, как только Апостол начал молиться. Большую часть времени прожитого в изгнании он провел, убеждая людей оставить тщету язычества и обратить взоры ко Христу.

В то время на Патмосе жил волхв по имени Кинопс (в пере-воде с греческого это означает "собачье лицо"), который годами скитался по пустынным местам, пророчествовал, общаясь с бе-сами. Многие жители острова считали его высшим существом, и после того, как Иоанн разрушил храм Аполлона, жрец этого храма пошел к Кинопсу, чтобы уговорить его прийти в город и ото-мстить Апостолу. Волхв не пожелал покинуть свою пустыню, но пообещал послать демона, поручив ему схватить душу Иоанна, и принести ее ему. Иоанн же, издалека увидев приближающегося демона, связал его своим словом и изверг во тьму внешнюю. Кинопс послал еще одного беса, но и тот не вернулся. Наконец, волхв отправил к Иоанну двух бесов, чтобы один напал на Свя-того, а второй сообщил хозяину о судьбе первого. Иоанн снова изверг беса, и когда Кинопс узнал от второго, что произошло, то сам отправился в город показать людям свою силу и уничтожить Иоанна. Разъяренный волхв заставил жителей поверить, что ему удалось воскресить троих умерших горожан: перед взорами толпы предстали призраки в виде тех усопших, после чего все вос-славили Кинопса. Волхв стал похваляться своей властью перед апо-столом Иоанном, но Апостол спокойно ответил: "Все твои знамения скоро превратятся в ничто," и призраки исчезли. Родственники и друзья усопших подумали, что воскресшие снова ушли в страну смерти, и в ярости накинулись на Иоанна. Его избили и бросили, решив, что он мертв. В ту ночь Прохор и Мирон, придя за его телом, увидели, что он не только жив, но стоит, преклонив колена, на молитве на том самом месте, где его избивали.

Вскоре после того Кинопс снова подошел к нему на берегу моря и, негодуя на то, что он продолжает проповедовать, закричал, что посрамит его. Волхв приказал народу: "Возьмите его и не отпу-скайте ни его, ни остальных, пока я не возвращусь в славе". Потом прыгнул в море и исчез из виду. Когда он скрылся в волнах, Иоанн простер крестообразно руки и помолился о том, чтобы Кинопс, этот великий обманщик, навсегда остался в морской бездне и чтобы никто больше не увидел его среди живых. Иоанн окончил молиться, и в то же мгновение послышался страшный удар грома, море взволновалось, но Кинопс не появлялся. Тогда родственники тех троих усопших опять попытались убить Иоанна, крича, что он колдовством заставил Кинопса и их род-ных исчезнуть. Однако все остальные в толпе настаивали, что надо дождаться возвращения волхва.

Народ ждал на берегу три дня и три ночи, не решаясь разой-тись, поскольку волхв велел им оставаться на том месте. Люди тяжко страдали от палящего солнца, голода и жажды, и, в конце концов, у них умерли трое маленьких детей. Опечаленный тем, с какой легкостью они поддались на обман, и скорбя об ожесто-чении их сердец, Иоанн молился Господу об их спасении, прося их разойтись по домам и поесть. Властью Христовой он воскре-сил умерших детей, и люди, осознав, что волхв обманул их, упали к ногам Апостола, называя его учителем. Иоанн возвратился до-мой вместе с Мироном и на следующий день успокоил народ, обратился к нему с увещеванием и многих крестил. За время пребывания Иоанна на Патмосе почти все жители острова об-ратились ко Христу.

В 96 году император Домициан пал от рук убийц, на римский трон взошел император Нерва (96—98 гг.), который не желал ни препятствовать распространению Христианского учения, ни преследовать самих христиан. Получив благоприятные сведения об Иоанне, новый император и римский сенат аннулировали при-говор Домициана и освободили Иоанна. Получив свободу, Иоанн сподобился видения, в котором Господь сказал ему, что настало время вернуться в Ефес, и они с Прохором приготовились к от-плытию. Однако христиане Патмоса никак не хотели отпускать их и, как сказано в житии святого Иоанна, записанном Прохором, про-сили его оставить им письменное изложение Христианской веры, чтобы им не отклоняться от истинного учения.

Иоанна растрогала эта просьба. Они с Прохором, взойдя на пус-тынный холм и наложив на себя пост, стали молиться. На третий день Иоанн послал Прохора в город за чернилами и бумагой и велел вернуться через два дня. Когда Прохор возвратился, Апостол попросил его встать справа от себя. Внезапно раздался раскат грома, засверкала молния, задрожала земля. Прохор в страхе упал на зем-лю, но Иоанн поднял его, сказав: "Сядь у меня по правую сторону". После этого он продолжил молитву и велел записывать его слова. Он стоял, глядя в небо, а потом отверз уста и заговорил: "В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог..." Так начи-нается Евангелие от Иоанна. Прохор пишет, что они провели тогда на холме два дня. Вернувшись в город, Прохор переписал все эти святые слова, чтобы оставить одну копию на Патмосе, а вторую отдать Иоанну, отправлявшемуся в Ефес.

Священное Предание и церковные писатели первых веков — святой Климент Александрийский, Ориген, святой Ириней и Евсе-вий — утверждают, что Апокалипсис, последняя книга канонического Священного Писания, также была написана святым Иоанном на острове Патмос, и что в роли писца и на этот раз выступал Прохор. Удалившись в уединенную пещеру, апостол Иоанн сначала прожил там десять дней с Прохором, а потом десять дней один, в посте и молитве. Ему был глас с небес, который сказал, что придется по-дождать последние десять дней, и тогда он получит откровение от Бога. Когда вернулся Прохор, Иоанн начал диктовать великое и таинственное откровение Апокалипсиса, символически опи-сывающее события, которые должны произойти в конце времен. Та патмосская пещера, в которой Апостол получил Откровение, сейчас находится под строениями монастыря Апокалипсиса и является храмом в честь апостола Иоанна Богослова. В этой пещере паломникам показывают место, на котором во время сна покоилась голова Апостола, а также место, где обычно лежала его рука. В потолке пещеры видна та самая тройная расщелина, сквозь которую до него донесся "громкий голос, как бы трубный", воз-вещавший откровение.

Вот как начинается Апокалипсис:

"Я, Иоанн, брат ваш и соучастник в скорби и в цар-ствии и в терпении Иисуса Христа, был на острове, на-зываемом Патмос, за слово Божие и за свидетельство Иисуса Христа. Я был в духе в день воскресный, и слы-шал позади себя громкий голос, как бы трубный, кото-рый говорил: Я есмь Альфа и Омега, Первый и После-дний; то, что видишь, напиши в книгу и пошли церквам, находящимся в Асии: в Ефес, и в Смирну, и в Пергам, и в Фиатиру, и в Сардис, и в Филадельфию, и в Лаодикию".

Апостол продиктовал текст, полный предзнаменований и тайн, обозначенных лишь намеками и до конца известных только Богу, и закончил его следующими словами:

"Я, Иисус, послал Ангела Моего засвидетельствовать вам сие в церквах. Я есмь корень и потомок Давида, звезда светлая и утренняя. И Дух и невеста говорят: прииди! И слышавший да скажет прииди! Жаждущий пусть приходит, и желающий пусть берет воду жизни даром. (...) Свидетельствующий сие говорит: ей, гряду скоро! Аминь. Ей, гряди, Господи Иисусе!"

Апокалипсис — это особая книга, исполненная мистической глу-бины, силы и образности. Из всех книг Нового Завета ее одну не читают вслух на православных службах. Текст Откровения Иоанна Богослова не включен в годовой круг богослужения. Над символа-ми Апокалипсиса люди размышляют веками, и все же его смысл полностью откроется лишь во время Второго Пришествия Христо-ва. Среди книг Нового Завета есть также три послания святого Иоанна Богослова.

Апостол возвратился в Ефес и снова остановился в доме Домна, юноши, который воскрес из мертвых по его молитве. Его отец, Диоскорид, к тому времени уже умер, но сам Домн радушно принимал Святого у себя в Ефесе до конца его дней. Путешествуя по городам Малой Азии, апостол Иоанн продол-жал учить и крестить народ во имя Господа Иисуса Христа. Святой Климент Александрийский († 217) в проповеди под названием "Богач в поисках вечной жизни" рассказывает одну особенно трогательную историю, в которой видна пастырская любовь апостола Иоанна к своему словесному стаду. По воз-вращении в Ефес Иоанн встретил красивого молодого чело-века, имевшего наклонность к добрым делам и изучению ду-ховных предметов. Апостол оставил его на попечение местного епископа, поручив ему обучить юношу основам веры, а сам от-правился дальше. Эта история, известная под названием "Свя-той Иоанн и разбойник", имеет следующее продолжение:

А потом случилось так, что некие праздные и беспут-ные юноши, познавшие зло, развратили этого новообра-щенного христианина и увели его от епископа, потратив ради него много денег на развлечения, и вскоре они уже бесчинствовали на большой дороге. Юноша ушел с ними... и со временем стал у них главарем, самым жесто-ким и кровавым из всех.

Прошли годы, и вот как то раз пресвитеры той церк-ви позвали к себе апостола Иоанна, чтобы обсудить с ним церковные дела. В конце беседы Апостол сказал Еписко-пу: "А теперь прошу тебя вернуть мне то сокровище, ко-торое Спаситель и я поручили твоим заботам". Епископ смутился. Он подумал, что святой Иоанн говорит о каких-то вверенных ему деньгах, но не мог вспомнить, и в то же время не мог не верить словам Апостола. Тогда Иоанн сказал: "Я прошу вернуть мне того молодого человека, которого оставил на тебя". Старенький Епископ с плачем и стенаниями ответил: "Тот юноша мертв". Иоанн спро-сил: "Как он умер"? "Он умер для Бога", — сказал Епис-коп, — "он погрузился во зло. Стал разбойником и живет теперь вон на той горе напротив церкви, и с ним шайка разбойников".

Апостол разорвал на себе одежды, ударяя себя по голове, стал плакать и выкрикивать: "Я оставил душу брата в надежных руках! Приведите мне лошадь, и пусть кто-нибудь покажет мне дорогу, я иду к нему".

Иоанн сел на лошадь и прямо из церкви, как был, поехал на ту гору. У разбойников на горе были выставлены посты, и как только Иоанн появился в поле их зре-ния, его схватили. Он не пытался освободиться и ничего у них не просил, лишь сказал: "Отведите меня к вашему главарю. Я пришел повидаться с ним". Главарь ждал его, вооруженный до зубов. Увидев Иоанна, он отвернулся, стыдясь, и побежал прочь. Иоанн стал кричать ему вслед: "Сынок, сынок, что ты бежишь от своего отца, ведь он стар и не вооружен? Не страшись ничего! Ты еще мо-жешь войти в вечную жизнь! Я возьму все твои грехи на себя пред Христом! Если нужно, я умру за тебя, как Гос-подь умер за нас! Восстань, веруй! Христос послал меня!" Разбойник низко опустил голову и бросил оружие, дрожа всем телом и горько плача, и Иоанн со слезами обнял его.

Последние годы своей жизни апостол Иоанн провел в стро-гом воздержании, питаясь только хлебом и водой и одеваясь в очень простые одежды. Когда он стал стар и немощен, ученики носили его в храм, но он уже не мог говорить долгих пропо-ведей, поэтому наставлял только местных епископов, чтобы по-мочь им лучше исполнять их обязанности после его кончины. Наконец, когда силы совсем покинули его, говорил лишь: "Дет-ки, любите друг друга," непрестанно повторяя эти слова. На вопрос, почему он так делает, он отвечал: "Это — заповедь Божия, и если вы ее соблюдете, этого довольно, чтобы войти в жизнь вечную".

Когда апостолу Иоанну было девяносто пять лет, Господь открыл ему, что дни его земной жизни сочтены. Апостол вышел из дома рано утром, до рассвета, позвал семерых учеников, среди которых был и Прохор, и попросил их следовать за ним, захва-тив с собой лопаты. Он привел их в одно место за городом и уединился для молитвы. Окончив молитву, сказал: "Копайте вашими лопатами могилу в форме креста, в длину моего роста". Потом снова помолился и лег в могилу, после чего обратился к Прохору: "Прохор, сынок, ты должен идти в Иерусалим, где и закончится твоя жизнь". Обняв учеников, он сказал: "Возьмите земли, матерь мою землю, и укройте меня". Они покрыли его землей до колен, и он умо-лял их продолжать и зако-пать его по шею. После это-го произнес: "Принесите тонкий покров и положите мне на лицо, и попрощай-тесь со мной в последний раз, ибо в этой жизни уже не увидите меня". Он ото-слал их, благословив, а они оплакивали своего возлюб-ленного отца и учителя.

Ученики возвратились в город в глубокой скорби. Христиане Ефеса, узнав о случившемся, умоляли отве-сти их к могиле. Прохор с другими учениками повели их на то место, но Иоанна там не оказалось. Прохор пишет: "Тогда мы вспомнили слова Господа, сказанные апостолу Петру: "Если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе [до того]?" (Ин. 21, 22) И мы восславили Бога, Отца и Сына и Святого Духа, Коему подобает слава, честь и поклонение во веки веков. Аминь".

Прохор сообщает также, что ежегодно 8 мая, на протяжении многих лет, могила источала миро, и люди исцелялись от болезней по молитвам святого евангелиста Иоанна.

Явления и чудеса святого Иоанна

И в греческой Синаксари, и в русских Житиях Святых святителя Димитрия Ростовского описаны случаи явлений святого апостола Иоанна Богослова и его помощи людям.

Догмат о Святой Троице

Первое из известных нам явлений святого апостола Иоанна относится к третьему веку. Святой апостол Иоанн явился преподобному Григорию Неокесарийскому Чудотворцу († 270). Преподобный Григорий был современником святой Макрины, бабушки святителей Василия Великого и Григория Нисского.

Во времена святого Григория Чудотворца возникли ереси Савелия и Павла Самосатского.4 Они еще не были осуждены церковным собором, и преподобный Григорий, глубоко обеспокоенный, молился о вразумлении, чтобы суметь разобраться в этих учениях и отличить истину от заблуждений. Однажды ночью ему явились Пресвятая Богородица и святой апостол Иоанн Богослов в облачении епископском. Они пришли в сиянии Божественного света, и Матерь Божия, показывая на Григория, попросила святого апостола Иоанна научить его, как следует исповедовать тайну Святой Троицы. Преподобный Григорий, как некогда Прохор, собственноручно записал те слова, что продиктовал ему святой апостол Иоанн. По свидетельству святителя Григория Нисского, оригинал этой записи потом долгие годы хранился Неокесарийской Церковью. Это исповедание принимали как истинное отцы-каппадокийцы, святитель Василий Великий, святитель Григорий Назианзин и святитель Григорий Нисский, оно вошло в ранний перевод работы Евсевия “История Церкви”, написанной в четвертом веке. Его одобрил Пятый Вселенский Собор 523 года.

Вот текст этого откровения:

Един Бог, Отец Слова Живаго, Премудрости ипостасной и Силы и Образа вечнаго, совершенный Родитель Совершеннаго, Отец Сына Единородного. Един Господь, единый от единого, Бог от Бога, Начертание и Образ Божества, Слово действенное, Премудрость, объемлющая состав всего, и зиждительная Сила всего сотвореннаго, истинный Сын истиннаго Отца, Невидимый Невидимаго, и Нетленный Нетленнаго и Бессмертный Бессмертнаго и Вечный Вечнаго. И един Дух Святый, от Бога имеющий бытие и чрез Сына явившийся [т.е. -людям], Образ Сына, Совершенный Совершеннаго, Жизнь, Виновник живущих, [Источник святый], Святость, Податель освящения, в Нем же является Бог Отец, сущий над всем и во всем, и Бог Сын, который чрез все. Троица совершенная, славою и вечностью и царством неразделяемая и неотчуждаемая. Посему нет в Троице ничего ни сотвореннаго или служебнаго, ни привнесеннаго, как бы прежде не бывшаго, потом же привзошедшаго; ибо ни Отец никогда не был без Сына, ни Сын без Духа, но непреложна и неизменна — всегда та же Троица.

Молодой Иконописец

Второй случай взят из Пролога. В одном малоазийском городе жил молодой христианин, в обязанности которого входил уход за гусями. У ворот города висела икона святого апостола Иоанна Богослова, и юноша каждый день проходил мимо нее утром и вечером со своими гусями. В простоте сердца он решил попытаться нарисовать подобную икону и долго пытался это сделать, рисуя ее на песке, но все его долгие попытки не увенчались успехом.

Однажды, когда юноша пас гусей, к нему подошел незнакомый человек и, узнав о его желании написать икону, дал ему рекомендательное письмо к константинопольскому придворному иконописцу с просьбой обучить его иконописи. Юноша отправился в Константинополь и под невидимым руководством святого Иоанна вскоре превзошел своего учителя в иконописном искусстве.

Это, по-видимому, очень древняя история, поскольку святой -апостол Иоанн, как и святой апостол Лука, издревле считается покровителем иконописцев. Например, в учебниках иконописи семнадцатого века мы находим следующую молитву апостолу Иоанну:

О Святый апостоле и евангелисте Иоанне Богослове! Ты, припадавший ко Христу на Тайной Вечере, даруй мне знание и помоги писать богоугодно, как ты помог тому пастуху, что чертил на песке твой образ.

По сведениям, содержащимся в “Великом Синаксари”, “Житиях Святых” святителя Димитрия Ростовского и даже житиях более поздних святых, было много случаев, когда святой апостол Иоанн являлся, иногда вместе с Пресвятой Богородицей, чтобы оказать помощь или дать совет. Он приходил, например, к святителю Иоанну Златоусту (память 13 ноября), святителю Григорию Паламе (14 ноября), преподобному Авраамию Ростовскому (29 октября), старцу Матфею (12 апреля) (см. в житии святого Афанасия Эгинского) и преподобному Серафиму Саровскому (2 января), которому, как и любимому ученику святого апостола Иоанна, при крещении было дано имя Прохор.

С жизнью святителя Иоанна Златоуста связано два случая явления святого апостола Иоанна Богослова. В первый раз апостол Иоанн Богослов поведал праведному иноку Исихию, что Златоуст станет избранным храмом Святого Духа и послужит делу спасения и освящения людей. В конце жизни сам святитель Иоанн Златоуст удостоился посещения апостола Иоанна Богослова. Апостол -известил его о скорой кончине и о том, что перед ним откроются врата рая.

В явлении святителю Григорию Паламе Иоанн Богослов -сказал: “Волею Владычицы Богородицы, отныне я непрестанно буду с -тобой”.

В житии преподобного Авраамия Ростовского говорится, что святой апостол Иоанн пришел к нему и дал ему свой посох, чтобы сокрушить языческого идола Велеса в городе Ростове и разбить его в прах.

В житии святого Афанасия Эгинского есть следующий эпизод: благочестивому старцу Матфею, построившему обитель для святой Афанасии с сестрами, святой апостол Иоанн Богослов явился во время литургии. Двое сослуживших Матфею священников также видели святого апостола Иоанна.

Однажды в Саровском монастыре тяжело заболел водянкой и на три с половиной года оказался прикован к постели послушник Саровского монастыря Прохор, будущий преподобный Серафим. Он чувствовал, что скоро умрет, но после принятия Святых Христовых Таин сподобился видения Матери Божией, святого Иоанна Богослова и святого апостола Петра. Матерь Божия сказала остальным: “Сей от рода нашего” и исцелила его.

Св. апо-стол Иоанн Богослов являлся и праведникам двадцатого ве-ка, в том числе отцу Николасу Планасу и молодой монахине Магдалине из обители святого Иоанна Богослова в Афинах. Она болела раком, и явившиеся ей Богородица, святой апостол Иоанн Богослов и святитель Нектарий Эгинский исцелили ее.