Анализ произведения очарованный странник лескова сочинение. Образ праведника в повести «Очарованный странник

Л. Суворова

Тема нравственного совершенствования человека
в русской литературе Х I Х века
на примере повести Н.С.Лескова "Очарованный странник"

Люди искусства и философы утверждают, что становление человека происходит через его нравственное совершенствование. Природа, в частности животный мир, не знает ни морали, ни страданий совести, ни стремления к высотам духа. Там работают механизмы эволюционного отбора особей – выживает сильнейший, лучше приспособленный к суровым условиям жизни.

Человек, как утверждал Платон, тоже биологическое животное: так же хотим утолить голод, спать, так же устаем и заботимся о продолжении рода. Но Всевышний, сотворив человека по «образу и подобию», подарил ему возможность нравственного совершенствования, что приблизило бы его, человека, к самому Творцу.

Жизнь Ивана Флягина показательна в плане нравственного совершенствования человека.

На судне, плывшем по Ладожскому озеру, пассажиры затеяли разговор. Поводом послужила реплика одного путешествующего о том, что высланный за грубость из семинарии «молодец» самовольно повесился. Разговор подхватили, пожалев юношу, потому что за самоубийц «даже и молиться никто не может». Но за несчастного вступился пассажир, по виду напоминавший «доброго русского богатыря». Чуть позже пассажиры уже слушали историю пятидесятитрехлетнего Ивана Флягина, черноризца.

Был он «молитвенным» сыном своей родительницы, которую почти не знал, потому что рано осиротел. Отец его был кучером из дворовых людей графа К. Именно приучил сына к коням, успев передать многие хитрости в приручении и выхаживании лошадей.

Крепостное право отменили, и Голован, Иван Флягин, был представлен самому себе и русской вольнице. Он не был ни купцом, ни крестьянином, ни чиновником. По сути это русский человек, который ищет истину; он всегда в пути.

В критической литературе неоднократно писали, что будто бы Флягин жесток и своенравен. Но Флягин другой.
Его «жестокость» подтверждают только два факта: неумышленное убийство монаха и не совсем милосердное наказание кошки Зозиньки, которой он отрубил кончик хвоста. Убийство монаха, конечно, грех. Но Голован оправдывал себя так называемым «форейторским озорством»: едешь по дороге – не спи, не плошай. Полностью оправдать Ивана в этом случае нельзя, но понять можно. Если представить, что дорога – это есть и символ жизни, то по-другому трактуешь поступок Флягина. Жизнь жестока. Если ты выпустил поводья из рук, то это может закончиться для тебя плачевно. Побеждает более «озорной», который зорче видит вокруг, который ловчее управляет своими лошадьми – судьбой.

А в отношении наказания кошки Зозиньки более точными будут слова о «справедливом возмездии». Ведь съела же эта пушистая хищница голубенка. Вот Иван и отомстил зверюге. Эпизод с кошкой характеризует Голована все-таки как человека с сердцем и совестью. Пусть в дни Страшного суда на чашу весов будут положены против Ивана эти два факта. Но вторая чаша – «за» - все же перевесит. Вот факты.

Повез Иван как-то графа с графиней да косолапую графиньку к «новоявленным мощам» на исцеление. Кони понесли. Хватило у конэсера силы, умения и ловкости удержать их почти над самой пропастью. «Передовые» кони, правда, упали в пасть природы, а коренные с экипажем и людьми были спасены. Думал он тогда, наверное, о людях, за жизнь которых отвечал как профессионал. Молодец, Иван!

Был отличной нянькой для девочки , хотя своей семьи никогда не имел. Были, правда, и у Флягина дети: Наташки да Кольки, рожденные от него татарскими женщинами. Ну а если бы бог послал ему хорошую женщину христианской веры, смог бы он стать и любящим мужем, и нежным отцом.

Он был единственным человеком, который понял и пожалел странного магнетизера – бывшего барина , опустившегося на дно жизни и ставшего беспробудным пьяницей. Не пожалел своей «шкуры», чтобы добыть для нового хозяина-ремонтера славную лошадь. Поролся с Савакиреем и выиграл. И сделал это не за деньги, а по причине собственной большой сердечной привязанности к человеку. Ну какие еще Базаров или Рахметов так отдадут себя в «жертву»?

Живет себе человек. Не имеет даже паспорта, но живет полной жизнью. Какое отношение все поступки Ивана имеют к нравственному совершенствованию? Самое прямое.

Философский словарь разделяет понятия мораль и нравственность . Мораль – это нормы поведения, принятые в том или ином социальном кругу. «Что позволено Юпитеру, не позволено быку». Нормы поведения светского общества не позволили когда-то Онегину перешагнуть через собственную спесь, высокомерие и чванство! Эти нормы «не опустили» пистолет Печорина, который убил глупого позера.

Иван не вписан ни в какой социально-общественный слой. Он живет как обыкновенный человек. И внутренним регулятором его поступков является его совесть. Какую дорогу выбрать, в какую сторону пойти: налево или направо? Над ним только солнце днем, звезды ночью. Помочь старикам, которые не в силах были отпустить единственного сына в армию, или равнодушно пройти мимо – это решал сам Иван. Он руководствовался нравственностью, подаренной родителями, воспитанной им самим.

Однокоренными со словом нравственность являются слова нрав, норов. Чтобы стать полезным и приятным для людей, надо научиться укрощать свой норов. Это понял Иван.

Татары по своей азиатской хитрости подщетинили Флягина – он пришелся им по душе . Десять долгих лет Иван пробыл в Рынь-песках, но не сорвал зло на степных людях. Вынашивал лишь думку о побеге. Он только однажды бесхитростно обманул их при побеге, но помыслы его были чисты в отличие, например, от многочисленных эмиссаров да жидовина, которые приходили к татарам с потаенными коварными замыслами.

Иван украл для цыгана коня . Цыган, продав последнего, несправедливо оценил долю подельника. Сам бы цыган, наверное, уничтожил обманувшего его человека, а Флягин только посетовал и укорил черноволосую бестию. И ушел с миром.

Не всякий способен быть таким добродушным, незлобивым.

Может быть, самым трудным моментом в жизни героя был тот, где он взял на себя ответственность и святой грех – выполнил просьбу Грушеньки. Нелегко ему дался тот поступок. Но он понял, что Груше еще тяжелее будет жить в качестве «стыдной женщины».

На Страшном суде на чашу весов «за» встанут старики, и душа Груши в виде легкокрылой девочки, и актриса, за честь которой вступился Иван, и генерал, который стал свидетелем героического поступка солдата Ивана. Мог Иван Северьяныч Флягин быть чиновником, продающим за десять рублей паспорта, мог опуститься до уровня пропойцы-магнетизера. Не стал, не опустился. Может быть, ему душа матери помогала? Он сумел укротить жизнь и выбрать путь единственно верный – путь совершенствования своего нрава.

Символами его души, праведности нрава являются и кони – «красоты совершенство», и вольница степей, и гармония – бескорыстный дар спасенных им людей. В копилку «мудрых мыслей» можно взять советы Ивана: «… перво-наперво стань на колени… Как на них падешь, душа сейчас так и порхнет вверх, … изнуряй себя постом… Дьявол опасается такого человека». И тогда дорога ко Христу прямее станет.

Иван Флягин - человек, который сотворил себя сам. Он хоть и жестокий по ситуации, но и добрый, жалостливый, «должностной и верный». Он никогда никого не обманывал, он далеко не «премного-малозначащий» и уж никогда не станет «препустейшим-пустым». Он поднялся из «подвала» жизни, он жил по совести, он соединял людей с добром, как соединил берега для переправы.

Он стал духовником. Настоящий духовник не тот, кто получил церковное образование, как, например, Филарет, пришедший во сне попику. Духовник не тот человек, который не совершает грешных дел, а тот, кто проходит через земные круги ада и остается человеком. Именно он будет молиться за повесившегося семинариста и просить у небесного воинства прощения и пощады. Причем Иван взял эту миссию на себя добровольно.

Мы прощаемся со славным, не похожим ни на одного героя русской литературы человеком. Он еще не стар. И нацелен на дальнейший путь. Его конечная цель – служение обществу: «Мне за народ очень помереть хочется… Я тогда клобучок сниму, а амуничку надену».

Вспомнили пассажиры судка про попика, «прегорчающего пьяницу», который «ведал и исправлял дела самоубийц» после смерти. Сам владыко Филарет хотел наказать его. Но к Филарету во сне пришел не кто иной, как Сергий Радонежский – святой русский духовник.

Не в русском ли мужике Иване Северьяновиче Флягине поселился дух «пресвятого отче Сергие»? Буду стоять на своем, добытом в тяжелых раздумьях: да. Тяжела жизнь, искушений много. Но есть и победители, которые сумели преодолеть крутую лестницу нравственного совершенствования. Один из них – герой повести Н. Лескова – «очарованный странник» с русским именем Иван.

Сочинение

В творчестве Н. С. Лескова отразилась историческая сторона русской действительности, но еще более — русский дух, сокровенная самобытность, пронизывающая все произведения писателя. В повести «Очарованный странник» Лесков выступает как создатель пестрой галереи народных характеров, как певец праведников, самоотверженных и высоконравственных людей, видящих в своей деятельности великую добротворящую силу.

Уже в самом названии повести намечены две основные темы произведения: тема «очарования» и тема «странничества». Сама фигура странника связана с художественной традицией русского фольклора и древней литературы, с образами калик перехожих. Поэтому «Очарованный странник» в значительной степени восходит и к жанру хождений, одному из наиболее распространенных жанров древнерусской литературы. Повествование в хождениях велось от первого лица и представляло собой неторопливое, величавое и, в то же время, пристрастное описание путешествия.

Всю свою жизнь русский человек Иван Северьянович искал постижения «красоты совершенной». Он находил ее то в лошадях, то в женщинах и, наконец, в образе своей великой Родины, за которую он в конце пути «ополчался» воевать.

С Флягиным мы встречаемся во время путешествия рассказчика по Ладожскому озеру. Рассказчик отмечает сходство Ивана Северьяновича с былинным героем Ильей Муромцем: «Это был огромного роста, с смуглым открытым лицом и густыми волнистыми волосами свинцового света… он был в полном смысле слова богатырь, и притом типический, простодушный, добрый русский богатырь, напоминающий дедушку Илью Муромца…» Мне кажется, что сравнение героя с богатырем — это своеобразный ключ к понимаю как самого этого образа, так и смысла названия повести.

Иван Флягин свято верит в незыблемую силу предопределения и всю жизнь ищет свое место среди людей. Путь странника Флягина — это путь поиска гармонии между стихийной силой личности и требованиями самой жизни. В странничестве героя заложен глубокий смысл. Мотив дороги в повести становится ведущим. Каждый этап жизненного пути Флягина становится новым шагом в его нравственном развитии.

По молодости лет в Иване сказывалось озорство и азарт. Он любил лошадей и быструю езду. Сам того не желая, Флягин губит старого монаха, заснувшего на возу с сеном. При этом молодой Иван не особенно тяготится происшедшим несчастьем, но монах то и дело является ему во снах. Он донимает героя вопросами, предсказывает его жизненные испытания, которые тому еще предстоит пережить. Душой Иван чувствует, что когда-нибудь ему придется искупить этот грех, но он отмахивается от подобных мыслей, считая, что время замаливать грехи еще не пришло.

Однажды герой спасает своих хозяев от неминуемой гибели при поездке в Воронеж, когда их повозка чуть не срывается в пропасть. Особый этап в жизни героя — это воспитание девочки. Здесь показано, что за внешней грубостью Флягина скрыта огромная доброта. Впервые Иван понимает душу другого человека, он испытывает сострадание и привязанность. Когда Флягин сталкивается с матерью девочки, в нем борются противоречивые чувства. Но он принимает решение отдать ребенка матери. В своих поступках герой руководствуется не личными, корыстными симпатиями, а поступает соразмерно чувству долга, совести.

Затем герой попадает в плен на десять лет. Здесь ему открываются новые чувства: тоска по родине и надежда на возвращение. Иван не может слиться с чужой жизнью, принять ее всерьез, поэтому он всегда стремится к побегу. В плену его угнетает бедность впечатлений. Русская жизнь для героя неизмеримо полнее и богаче духовно. Воспоминание возвращает Флягина к праздникам и будням, к родной природе. И случай убежать ему предоставляется.

Герой добрался до родной земли, но Святая Русь, к которой он так стремился, встретила его плетьми. Чуть не погибает Флягин от пьянства, но случайность спасает героя и переворачивает всю его жизнь, дает ей новое направление. Встреча с Груней духовно возвеличивает Флягина. Здесь наиболее полно выражена тема «очарования». Именно так можно охарактеризовать то состояние, которое переживает герой. Ради любимой Иван Северьянович решается на убийство: он помогает Груне свести счеты с жизнью. Затем герой идет путем послушания. Он меняется с человеком, которого он даже не знает, судьбой. Герой пожалел убитых горем стариков, сыну которых грозила рекрутчина.

Иван Северьянович духовно вырос, неся личную ответственность за свою жизнь перед Богом и людьми. В конце повести Флягин становится монахом. Но монашество не будет для него тихой пристанью, завершением пути. Герой готов пойти на войну: «за народ очень помереть хочется».

Неодолимо привлекает в этом кротком и удивительном человеке то, как ощущает он прекрасное, как очарован он красотой мира. Это очарование миром проявляется и в захватывающем его чувстве восхищения, для которого у этого простого человека находятся такие пронзительные слова.

Лесков изображает героя как много пережившего и перестрадавшего человека. В нем заключен не только личный, но и огромный народно-исторический опыт суждений о мире. Таким образом, в повести «Очарованный странник» тема странничества заключена в раскрытии образа «очарованного странника» земли русской Ивана Северьяновича Флягина.

Другие сочинения по этому произведению

Загадочная русская душа" в повести Н. Лескова "Очарованный странник Анализ эпизода из повести Н. С. Лескова «Очарованный странник» Анализ эпизода «Происшествие с Грушей» (повесть Н. С. Лескова «Очарованный странник») В чём очарование Ивана Флягина? (поповести Н. С. Лескова «Очарованный странник») В чём смысл названия повести Н. С. Лескова «Очарованный странник»? Женские образы в повести Н. С. Лескова «Очарованный странник» Жизненный путь Ивана Флягина (по повести Н. С. Лескова «Очарованный странник») Иван Флягин - правдоискатель земли русской (по повести Н. С. Лескова "Очарованный странник") Иван Флягин в повести Лескова "Очарованный странник" Иван Флягин — главный герой повести Н. С. Лескова «Очарованный странник» Иван Флягин – образ, воплощающий черты русского национального характера Кто такой Иван Северьяныч Флягин: грешник или праведник? Мир образов Лескова Образ Ивана Флягина в повести Н. С. Лескова "Очарованный странник" Образ Ивана Флягина в повести Н. С. Лескова «Очарованный странник». Образ Флягина Очарованный странник - самый значительный герой Н. С. Лескова Почему повесть Н. С. Лескова названа «Очарованный странник»? Праведен или грешен Иван Флягин Россия в повести Н.С. Лескова "Очарованный странник" Русский национальный характер в повести Н. С. Лескова «Очарованный странник» Русский национальный характер — цель изображения повести Н. С. Лескова «Очарованный странник» Русский характер в рассказах Н. С. Лескова Свобода и необходимость в "Войне и мире" Л. Н. Толстого и "Очарованном страннике" Н. С. Лескова Своеобразие авторского подхода к изображению героя в повести Н. Лескова "Очарованный странник" Своеобразие авторского подхода к изображению героя в повести Н. С. Лескова «Очарованный странник» Смысл названия повести Н. С. Лескова "Очарованный странник" Смысл странствий Ивана Флягина (По очерку Лескова «Очарованный странник») Странник Лескова Творчество Н.С. Лескова (Рассказ "Очарованный странник") Традиции фольклора и древнерусской литературы в повести Н. С. Лескова "Очарованный странник" Анализ текста повести «Очарованный странник» Какие черты русского национального характера воплощены в Иване Северьяновиче Флягине Жанр, сюжет, композиция, образ главного героя Характеристика Ивана Флягина в повести Лескова «Очарованный странник» Житие русского грешника в повести «Очарованный странник» Смысл слова «Странник» в одноименной повети Лескова Русские праведники в произведениях Н.С. Лескова (на прмиере«Очарованный странник») Сюжет и проблематика повести “Очарованный странник” Жизненные перипетии главного героя повести «Очарованный странник» Традиции древнерусской литературы в повести «Очарованный странник» Иван Северьяныч Флягин человек особенный, исключительный, странной и необычной судьбы Загадки лесковского сказа на примере повести «Очарованный странник» Законы художественного мира Лескова Флягин - характеристика литературного героя Русские праведники в произведениях Н.С. Лескова (на прмиере «Очарованный странник») Образ Ивана Флягина в повести Н. Лескова "Очарованный странник" Образ Флягина в повести «Очарованный странник» Сюжет повести Лескова «Очарованный странник» Повествовательная организация повести «Очарованный странник» Смысл названия повести Николая Лескова “Очарованный странник” Образ Ивана Флягина в повести Лескова "Очарованный странник" Герой повести-очерка Лескова «Очарованный странник» Иван Флягин правдоискатель земли русской История создания повести «Очарованный странник» Нравственность и гуманизм русского человека в повести «Очарованный странник» Изображение русского национального характера в произведениях Н.С.Лескова (на примере произведения "Очарованный странник").

В XIX веке была актуальна тема поиска Бога в жизни человека, праведного пути. Лесков развил и переосмыслил тему праведничества, дав литературе несколько самобытных образов. Праведник - человек, постигающий истину, а точнее правду жизни. Название повести «Очарованный странник» символично: "очарованный" - околдованный, завороженный, "странник" - человек, который проходит пути, но не в физических величинах, а в духовных.

История создания 

В 1872 году Лесков путешествовал по Ладожскому озеру, посещал Корелы, острова Коневец и Валаам. После путешествия писатель и задумывается над написанием рассказа о простом русском человеке, страннике. Лесков пишет рассказ «Черноземный Телемак» - это первое название произведения. В 1873 году писатель получил отказ от публикации рассказа в журнале «Русский вестник». В этом же году произведение было опубликовано в «Русском мире" под названием «Очарованный странник, его жизнь, опыты, мнения и приключения. Рассказ. Посвящается Сергею Егоровичу Кушелеву». В следующем самостоятельном издании в 1874 году посвящение было убрано.

Анализ произведения

Описание произведения 

Герой проходит пути жизни и он околдован ею. В произведении повествуется об Иване Флягине - простом русском мужике, увлекающемся лошадьми. В пути с ним случаются трагедии, в частности, он совершает убийство. Уходит в монастырь, но хочет защищать Родину, потому что «за народ очень помереть хочется». Его «истина» - самопожертвование.

Главный герой

Ивану Флягину, читатель встречает его в конце его жертвенного пути, в монашеской одежде, около 50 лет. Похож на богатыря, который стережет русскую землю. Все герои Лескова, и Флягин не исключение - люди невысокого звания, но высочайшей духовной красоты. Он - человек увлекающийся, любит лошадей до такой степени, что готов продать родных за них. Обстоятельства жизни ставили его в разные, порой немыслимые положения: он был разбойником и сидел в няньках. Иван - герой «сомнительной святости», как метко было замечено Горьким. Он мучает кошку и совершает убийство человека - убивает девушку, которую любит, потому что больше не хочет страдать. Но он же идет на войну вместо сына незнакомых людей, а в конце и вовсе отправляется в монастыре.

Герой рассказывает о себе самом - это рассказ в рассказе. Такая композиция называется рамочной. Иван Флягин - типичный представитель русского народа, благодаря которому раскрывается суть нации. Герой Лескова, так же как многие герои произведений Толстого и Достоевского, проходя жизненный путь, постигает диалектику души. В начале читатель видит беспечного парня, который не задумывается о своих поступках, к примеру, тогда, когда совершает убийство старика-монаха. В конце же он предстает перед нами как мудрый духовник с нелегким жизненным опытом.

Повесть «Очарованный странник» - история искания героем пути и места в жизни духовности. Герою удалось обрести нравственный идеал, он победил в себе грех. Ведут теперь Флягина по дороге жизни чувство прекрасного, очарования миром, самоотречения, жертвенности: «мне за народ помереть хочется». Перед читателем появляется личность высокая, нравственно стойкая, обретшая смысл в простой истине - жить ради других.

Горький писал о произведениях Лескова, что «дурачки русские… неразумно лезут в густейшую грязь земной жизни». Но помнит читатель и о библейской истине: не стоит село без праведника. Именно Иваны Флягины позволяют человечеству не терять надежду на то, что победит в человеке Бог и будет посрамлен Дьявол с его искушениями. Повесть Лескова оставила заметный вклад в русской литературе, изучается в школьной программе, известна на других языках мира.

Повесть Лескова « Очарованный странник» имеет ряд своих особенностей. Широкая система тем и проблем, динамичный сюжет, лишенный деталей, делает это произведение сложным для восприятия – за многочисленными событиями порой теряется идея произведения.

История создания

Планы о создании повести о жизни монахов посетили Лескова во время его путешествия по Ладожскому озеру. Во время поездки Лескову пришлось побывать на островах Валаам и Корелу – в то время это было место поселения монахов. Увиденные пейзажи способствовали появлению идеи о написании произведения по поводу жизнедеятельности этих людей. К концу 1872 года (почти через полгода после путешествия), повесть была написана, однако ее публикация не была столь скорой.
Лесков отправил повесть в редакцию журнала «Русский Вестник», редактором которого в то время был М. Катков. К сожалению, редакционной комиссии эта повесть показалась недоработанной и они не стали ее публиковать.

В августе 1873 повесть все же увидели читатели, но уже в газете «Русский мир». Ее название изменилось, и было представлено в развернутой форме: «Очарованный странник, его жизнь, опыты, мнения и приключения». К повести также было добавлено посвящение – Сергею Кушелеву – именно в его доме впервые была предоставлена повесть широкой публике.

Символичность названия

Повесть Лескова первоначально планировалась называться «Черноземный Телемак». Однозначно ответить на вопрос, почему было выбрано такое специфическое название, невозможно. С первым словом – «черноземный» все вполне логично – Лесков планировал подчеркнуть территориальную принадлежность главного героя и ограничил его диапазон действия областью распространения чернозема как типичного вида грунта. С «Теломаком» дела обстоят несколько сложнее – в античной мифологии Телемак – сын Одиссея и Пенелопы. Он приступает к поискам своего отца и помогает ему избавиться от женихов матери. Сложно представить сходство Телемака и Ивана. Однако, все же оно присутствует и заключается в поиске. Телемак ищет своего отца, а Иван – свое место в мире, позволяющее гармонично существовать, «очарование самой жизни».

Именно последнее понятие – «очарование жизнью» и стало ключевым понятием во втором варианте названия повести. Иван Флягин всю жизнь проводит в странствиях – судьба и случай не предоставляют ему возможности окончательно осесть.

Однако при этом Флягин не испытывает крайнего неудовлетворения свей судьбой, он воспринимает каждый новый поворот на жизненном пути как волю рока, предопределение в жизни. Поступки главного героя, повлекшие значительные изменения в его жизни, всегда происходят как бы неосознанно, герой не обдумывает их и не планирует, они происходят спонтанно, как бы по воле колдовства, своеобразного «очарования».

По мнению исследователей в повести есть еще один эпизод, позволяющий говорить об «очарованности» главного героя – мать Ивана еще до рождения «обещала Богу своего сына», чем предопределила его судьбу.

Герои

Все главы-рассказы «Очарованного странника» объединены личностью Ивана Северьяныча Флягина (Головина), который рассказывает необычную историю своей жизни.

Вторым по значимости в повести является образ цыганки Груши. Девушка стала предметом неразделенной любви Флягина. Неразделенная любовь Груши к князю не позволила рассмотреть девушке чувства Флягина по отношению к ней и способствовала ее гибели – Груша просит Флягина ее убить.

Все остальные персонажи имеют обобщенные черты характера – они представлены типичными героями в их социальной прослойке.

  • Граф и графиня из Орловской губернии – помещики, к владениям которых принадлежал Флягин с самого рождения.
  • Барин из Николаева – мужчина, у которого Флягин служил нянькой – присматривал за его маленькой дочкой.
  • Мать девочки – родная мать девочки, порученной Флягину, сбежавшая с неким офицером от мужа.
  • Офицер – молодой человек, влюбленный в мать девочки. Он предлагает Флягину деньги за то, чтобы он отдал им ребенка. Помогает Флягину финансово после его побега от барина.
  • Человек обладающий «магнетизмом» – случайный знакомый Флягина, который загипнотизировал его на предмет алкогольного опьянения и зависимости.
  • Князь – помещик у которого Флягин служит конэсером.
  • Евгения Семеновна – любовница князя.
  • Цыгане – обобщенный образ цыганской общины.
  • Татары – обобщенный образ.
  • Наташи – две жены Флягина, которые появились у него во время жительства у татар.

Сюжет

Иван был поздним ребенком – его мать долго не могла забеременеть, однако судьба была к ней несправедлива – ей так и не удалось изведать счастье материнства – во время родов женщина умерла. Родившийся ребенок имел необычайно большую голову, за что и назван был Голован. Однажды Иван из-за неосторожности стал причиной смерти монаха и с этого момента узнал о неком пророчестве своей жизни – умерший монах во сне рассказал, что Иван всегда будет спасаться от смерти, но в критический момент попадает в монастырь и станет монахом.

Дорогие читатели! Предлагаем ознакомиться с которое написал Николай Лесков.

Предсказание начинает сбываться: сначала Иван чудом остается жив после того как повозка которой он правил, упала с обрыва, затем его от самоубийства путем повешения спасает цыган.

Флягин решает примкнуть к цыганам – по просьбе нового знакомого он ворует лошадей у своего барина. Вместе с цыганом Иван продает лошадей на рынке, однако должного денежного вознаграждения за это не получает. Иван прощается с цыганом и отправляется в Николаев.

Здесь Иван приступает на службу к барину – он ухаживает за его дочерью. Спустя некоторое время появляется матерь девочки и просит отдать ребенка ей. Сначала Иван сопротивляется, но в последний момент меняет свое решение и сбегает вместе с матерью девочки и ее новым мужем. Затем Иван попадает к татарам – Флягин участвует в поединке с татарином и побеждает своего противника, к сожалению, татарин погибает, и Иван вынужден был примкнуть к татарам, чтобы избежать наказания. Чтобы Флягин не сбежал от них, татары вшивают ему в пятки порубленный конский волос – после этого Иван не мог нормально ходить – волосы сильно кололи. В татарском плену Иван побывал дважды – и в первый, и во второй раз ему дают двух жен. От жен второго «брака» у Флягина рождаются дети, но это не привнесло в жизнь Флягина никаких изменений – Иван равнодушен к ним. После побега от татар Иван служит у князя. Влюбленность в цыганку Грушу стала трагической в жизни Ивана – Флягин испытал муки безответной любви.

Груша в свою очередь была безответно влюблена в князя, известие о свадьбе которого стала причиной эмоционального срыва девушки. Груша боится, что ее действия могут нанести непоправимый вред князю и его жене и поэтому просит Флягина убить ее. После убийства Груни Иван идет в армию – сбежав от князя, Флягин встретил стариков, у которых единственного сына забирают в армию, из жалости к старикам Иван выдает себя за другого человека и отправляется на службу вместо их сына. Следующим пунктом в жизни Флягина стал монастырь – Иван попадает туда после отставки. Офицерское звание, не подкрепленное должными знаниями, не позволили Ивану реализовать себя.

Странности поведения Флягина стали причиной того, что монахи отправили его путешествовать по святым местам. На этом рассказ обрывается. Сам же Флягин во время путешествия высказывает надежду на возвращения на фронт.

Структура

Повесть Николая Лескова входит в цикл повестей, объединенных темой монашества и религиозности. Структура произведения выглядит следующим образом: повесть состоит из 20 глав. Композиционно они распределяются на экспозицию и развитие действия. Традиционно первая глава представляет собой экспозицию. За ней по канонам литературоведения должна следовать завязка, но в повести Лескова этого не происходит – это связано со структурой самой повести – последующие главы представляют собой фрагменты из жизни главного героя, которые по своей сути являются вполне самостоятельными и к тому же размещены с нарушением хронологических рамок. По сути, эти фрагменты в структуре композиции – это развитие действия.

Выделить из этих элементов кульминацию также невозможно – каждое воспоминание особенное, и связано с определенным переломным моментом в жизни героя – определить какое событие было более весомое их них нереально. Некоторые исследователи склоняются к тому, что к кульминации можно отнести фрагмент текста, повествующий о встрече Флягина с Грушей – именно в этот момент жизни Флягин испытывает самое сильное опустошение – он много и запойно пьет, фактически находится в депрессии. В повести также отсутствует развязка – путешествие героя по Ладожскому озеру – это еще один фрагмент, который, вполне вероятно, повлечет новые изменения в жизни персонажа. Все главы оформлены в виде небольших логично оформленных рассказов, каждая из которых фактически имеет смысловое окончание.

Особенности изображения персонажей

Повесть Лескова обозначена рядом особенностей в изображении действующих персонажей.
В первую очередь это касается главного героя. Иван Флягин не похож на типичного монаха – своим внешним видом он напоминает богатыря. Иван высокий, широкоплечий мужчина физически развитый, кажется, что он сошел со страниц былинных историй. Иван обладает мудростью и способностью к логическим умозаключениям, однако при этом ему свойственно поступать крайне глупо, безрассудно, что часто оборачивается фатально для других персонажей, а также привносит в его жизнь непоправимые, негативные последствия.

Образ Груши также не лишен противоречий и своих особенностей – в ней уживаются и типичная цыганка – страстная и импульсивная, и ангел. Груша осознает, что из-за своей эмоциональности она не сможет смириться с безответной любовью и станет причиной трагедии в жизни своего возлюбленного или его будущей супруги. Классически она должна была следовать своим эмоциям, но здесь проявляется ее другая сторона личности – Груша добродетельная личность – она предпочитает умереть самой, но не приносить несчастье.

Жизнь любого крепостного не лишена вмешательства представителей аристократии. Повесть Лескова не стала исключением. Автор активно вносит некоторые особенности в описание персонажей подобного типа. Лесков намеренно создает негативный образ представителей высшего общества – в повести все помещики представлены как эгоистичные самодуры, которые плохо обращаются со своими крепостными.

Иван Флягин прослужил в армии 15 лет, но об этом периоде в повести говорится крайне мало.

Единственный образ военного, который можно увидеть в повести – это полковник. В целом, образ этого человека типичен для военного «он был отважный, и любил изображать из себя Суворова», однако в нем уживается еще одна личность, которая напоминает образ отца. Полковник внимательно выслушивает историю жизни Флягина, но не только не принимает все сказанное во внимание, но и убеждает Ивана, что это все произошло только в его фантазиях. С одной стороны это кажется неблагорассудным действием со стороны полковника, но в то же время это спасает Флягина от наказания вместо офицерского звания.

Следующая категория образов относится к иностранцам – в повести, помимо русских людей еще изображены три народности – цыгане, татары и поляки. Все представители этих народностей наделены утрированно негативными качествами – жизнь иностранцев представлена как аморальная, нелогичная и поэтому искусственная, лишена красок настоящих искренних чувств и эмоций. Иностранцы (за исключением Груши) не обладают положительными качествами характерами – они всегда лицемеры и нечестные люди.

В повести также встречаются представители монашества. В образе этих людей заключена каноничность. Они – люди строгие и суровые, но в то же время искренние и человечные. Нетипичность Ивана вызывает у них недоумение и обеспокоенность, но в то же время они сопереживают ему и выражают заботу по поводу его судьбы.

Идея повести

В идее повести лежит глубокая связь человека с Родиной и религией. С помощью этих атрибутов Лесков пытается раскрыть особенности русской души и ее ментальных качеств характера. Жизнь простого русского человека тесно связана с разочарованиями и несправедливостью, однако как бы часто и в какой бы мере ни встречались эти неприятности в жизни человека, русский человек никогда не теряет надежду на чудо – по мнению Лескова как раз в этой оптимистической способности и кроется загадочность русской души.

Автор подводит читателей к выводу – без Родины и религии человек не может полноценно существовать. Сколько бы согрешений ни было в жизни человека – искреннее раскаяние позволяет начать свою жизнь с чистого листа.

Тема повести

Повесть Лескова наполнена широкой системой тем. Подымающиеся в произведении вопросы имеют многообразное изъявление и способны всесторонне обрисовать особенности и сложности жизни простого человека.

Религия и ее влияние на жизнь человека

Безусловно, влияние религии во времена Флягина на жизнь человека было значительно сильнее – в нынешнее время часть обязанностей социальной сферы взяли на себя другие социальные институты. В то время церковь была носителем моральности, обучала взаимодействию людей в обществе, развивала в людях положительные качества характера. Религия в то время помогала также найти людям ответы на интересующие их вопросы в области науки. Часть информации, воспринимаемой социумом в то время, вполне могла восприниматься как действие потусторонней мистической силы, что еще больше придавало значимости церкви в глазах людей.

Таким образом, религия помогала человеку найти правильный путь на своем жизненном пути, обрисовать идеал настоящего человека и стимулировать у людей интерес к достижению этого идеала.

Любовь и ее истинность

Кажется, что повесть Лескова создана для того, что бы проследить важность и существенность любви (во всех смыслах этого слова). Это и любовь к родине, и любовь к жизни, и любовь к Богу, и любовь к представителям противоположного пола. Многообразие жизни Ивана Флягина позволило ему изведать любовь во всех ее проявлениях. Особый интерес у читателя вызывают отношения Флягина с представительницами противоположного пола.

В то время как чувства Флягина по отношению к своим татарским женам закономерны – так как возникли они как «необходимость», то чувства к цыганке Груше вызывают сожаление – как и любое другое проявление безответной любви.

Иван пленен девушкой, но надежда на обретения счастья Флягина с Грушей так же стремительно тает, как воспламеняется любовь Груши по отношению к князю.

Отцовские чувства

Во время пребывания у татар Ивану «дают» жен – это женщины, с которыми Иван не испытал родственных ощущений. В «семье» с этими женщинами рождаются дети, однако мужчина не ощущает с ними родства и как следствие у него не появляются родительские чувства по отношению к ним. Иван объясняет это тем фактом, что дети его не были христианской веры. В то время влияние религии на человека было существеннее, чем в наши дни, поэтому это могло стать причиной отчуждения. Подобные мотивы неоднократно появляются в литературе. Так, например, в поэме украинского деятеля литературы Т.Г. Шевченко «Гайдамаки» главный герой не препятствует смерти своих детей, потому, что они были «другой» веры, при этом мужчина не испытывает раскаяния или сожаления. Исходя из таких побуждений, отношение Ивана Флягина к своим детям выглядит вполне гуманным.

Понимание Родины и ее значение для человека

Судьба распорядилась так, что Ивану Флягину довелось узнать об особенностях жизни разных народов. В первую очередь, конечно, это были особенности жизни русского народа – с самого детства Иван знал о сложностях взаимоотношений между социальными элементами русского народа, ментальных особенностях, которые также вызывают определенные сложности. Однако не только это является составляющей частью русского человека – особенности природы и взаимосвязи человека с ней, фольклорное нацеливание на восприятие красоты жизни, стали причиной особой привязанности Флягина к своему народу.

Столкнувшись с общиной цыган, Флягин отчетливо понимает, что «такая жизнь не для него» – традиции этих людей и их моральные принципы слишком не похожи на те, которыми привык руководствоваться Флягин.

Жизнь у татар также не привлекла Ивана – несомненно, что жизнь этих людей не была абсолютно аморальной или непривлекательной, но почувствовать себя «как дома» у Флягина не получилось – образ родной земли постоянно пребывал в его мыслях. Пожалуй, это связано с тем, что его пребывание у других народностей было насильственным – Иван попал в это общество не потому, что испытывал душевное родство, а потому, что так сложились обстоятельства.

Проблематика

Отклоняясь от традиций жанра, Лесков делает усиленный акцент на проблематике своего произведения. Подобно тематике, проблематика повести также имеет развитую структуру. Ключевым понятием все также остаются патриотизм и место человека в обществе, однако эти понятие обрастают новыми символическими элементами.

Социальное неравенство

Как бы это печально ни звучало, но проблема социального неравенства всегда была актуальна и неоднократно понималась деятелями искусства. Аристократическое происхождение всегда высоко ценилось в обществе и фактически открывало любые двери, минуя интеллектуальный и моральный критерий. В то же время интеллектуально развитая личность, обладающая высокой моральностью, но простого происхождения (крестьянского) всегда оставалась на обочине судьбы.

Негласный закон «социального равенства» часто становился причиной несчастливой жизни не только крепостных, но и аристократов, которые могли быть счастливы в браке с человеком простого происхождения, но были не в силе переступить через требования общества.


В большинстве случаев представители аристократического происхождения не считали крестьян за людей – они могли их продавать, заставлять выполнять непосильную работу, приводящую к увечьям, избивать и в целом больше беспокоиться о своих животных, чем о крепостных.

Ностальгия по Родине

В современном мультикультурном обществе проблема ностальгии по Родине не столь актуальна – современные средства научно-технического прогресса позволяют минимизировать это чувство. Однако, в мире, современном Лескову осознание себя как единицы народности и носителя его ментальных качеств происходит основательнее – в сознании человека откладывается близкий и милый ему образ Родного края, национальных символов и традиций. Отказ он этих атрибутов делает человека несчастным.

Патриотизм

Проблема патриотизма тесно связана с проблемой ностальгии по Родине. В повести Лесков размышляет о том, важно ли осознавать себя представителем определенной народности и насколько это важно. Автор поднимает вопрос о том, почему люди готовы совершать подвиги во имя Родины и почему они не перестают любить свою Отчизну, несмотря на существующие проблемы в системе своего государства.


Эта проблема раскрывается не только с помощью образа Ивана Флягина, но и с помощью представителей других народностей, которые, соприкасаясь с другими культурами, остаются верными своему народу.

Миссионерство

Фактически каждая религия сталкивается с проблемой миссионерства, особенно на этапе своего формирования – приверженцы веры часто отправлялись проповедовать основы их религиозного видения в среду инаковеров. Несмотря на мирный способ просвещения и обращения в их религию многие народности враждебно были настроены по отношению к таким людям – на примере христианских миссионеров и их отношения к татарам, Лесков подытоживает: некоторые народы можно обратить в свою веру только насильственным путем, действуя с помощью страха и жестокости.

Сопоставление мирской и монашеской жизни

Предначертание жизни Ивана Флягина создало благоприятную среду для сопоставления мирской и монашеской жизни. В то время как жизнь мирян течет своим чередом, фактически руководствуясь только гражданским и моральным законами. жизнь монаха полна лишений. Судьба Ивана сложилась таким образом, что он смог изведать и мирскую жизнь и монашескую. Однако найти упокоение ему не позволило ни первое, ни второе. Иван всегда испытывает некую внутреннюю неудовлетворенность, его жизнь всегда была полна страданий, и он настолько свыкся с этим положением вещей, что уже и не осознает себя вне этих чувств. Страдание стало необходимым условием для его жизни, спокойствие и будничность монашеской жизни сводит его с ума и «населяет его сознание бесами».

Предопределение человеческой судьбы

Проблема предопределения человеческой судьбы в повести рассматривается в широком и узком изъявлении. Узкое изъявление представлено жизненной ситуацией Ивана Флягина – его мать еще до рождения пообещала ребенка Богу, однако необразованность Ивана воспрепятствовала воплощению этого постулата в жизнь.

В широком плане предопределение жизни показано на трагическое положение крепостных в обществе – крестьяне в то время могли стать вольными людьми, получив соответствующий документ, но даже, казалось бы, такое положительное событие не приносило им счастья – без образования и умения себя вести в обществе на уровне аристократии такая воля была всего лишь Филькиной грамотой, так как бывшие крепостные не имели никакой возможности обустроиться в мире «вольных людей».

Проблема образования

Среди крестьян проблема образованности была одной из весомых. Дело здесь заключалось не только в обретении общих знаний и элементарных знаний в области грамматики и арифметики. Фактически все крепостные не понимали основ этики, не умели логично построить свою речь в рамках риторики, а поэтому были абсолютными невеждами во всех смыслах, что значительно усугубляло их положение.

Справедливость

Жизнь часто лишена справедливости. Предвзятость в большинстве случаев становится неотъемлемым спутником простого человека. Время от времени человек взаимодействует с несправедливостью и обретает собственный жизненный опыт. Кроме того, Лесков поднимает вопрос о наличии справедливости в целом – каким бы ни был трудный жизненный путь Флягина и сколько бы ему ни встречались бесчестные люди, Иван все равно подсознательно верит в то, что в мире существует справедливость.

Взаимосвязь «Очарованного странника» и «Притчи о Блудном сыне»

Повесть Лескова по своей сути является аллюзией на притчу о блудном сыне. Иван первоначально был обещан Богу – и дом Божий должен был стать его домом, но Флягин уходит от этого своего предназначения, этому сопутствует чреда событий, которые не поддаются логике и здравому смыслу, Иван все дальше и дальше уходит в лабиринты мирской жизни. Однако это же стечение обстоятельств приводит Ивана вновь в свой дом – после получения офицерского звания жизнь Флягина значительно утруднилась – на простые работы его не желали брать, а выполнять работу, которую ему было необходимо по званию, он не мог в виду своей необразованности. Разочаровавшись в актерском ремесле, Флягин попадает в монастырь.