Василий Анисимов: Антивоенный крестный ход объединит Украину. Кто такой Василий Анисимов? Расследование Александра Андрущенко

Руководитель пресс-службы Украинской Православной Церкви Московского Патриархата Василий Анисимов, ранее возложивший на власти Украины ответственность за развязывание войны, в новом выступлении для российских СМИ представил ситуацию в Украине в негативных тонах, подчеркнув, что ее государственная политика строится на воинственной русофобии, милитаризме и "держании людей в страхе", передает "Религия в Украине " 28 января.

Критикуя период независимости Украины, Василий Анисимов, в частности, отметил: "У нас пишут, что Ленин присоединил Новороссию к Украине, хотя вернее - сельскую Украину присоединили к индустриальному Юго-Востоку, потому что столица была в Харькове. При Сталине Галиция, Буковина, Закарпатье стали частью Украины, при Хрущеве - Крым. Понятно, что все эти регионы разных исторических судеб. Но это не фатальные различия, они были объединены жизнедеятельностью в царской России или в Советской Украине".

По мнению Анисимова, "все великое, замечательное, что есть в Украине, надо считать национальным достоянием, пропагандировать, ценить, уважать, а не разделять людей на москалей, жидов и патриотов, и уж тем более - не навязывать свое ущербное русофобское мировоззрение кровавыми бойнями, как это было в Одессе".

Он также заявил, что украинский гимн, хоть и был написан "на хмельной пирушке", но на основе интернациональной составляющей - сербских и польских песен.

"Сегодня российские СМИ запретили, свои оппозиционные - зачистили. Причем появилось огромное количество всяких стукачей, доносчиков, которые выявляют "непатриотов", указывают, где там что-то российское или пророссийское промелькнуло. Этим занимаются целые государственные запретительные организации и общественники-боевики, которые определяют, что должны мы смотреть и слушать", - считает глава пресс-службы УПЦ МП.

Василий Анисимов считает, что "это акции эпатажа и запугивания. Они нравятся олигархам и власти, поскольку вместе с войной на Донбассе, гибелью солдат, постоянными мобилизациями, милитаристской пропагандой держат людей в страхе. Этот страх заставляет мириться с тяжелыми, для многих - невыносимыми условиями существования (дороговизна, нищета, безработица), которые с каждым месяцем усугубляются. Такая вот технология управления страной".

Всю вину за военные действия в Украине Василий Анисимов возлагает на саму Украину, выделив только миротворческую позицию УПЧ МП.

"Блаженнейший Митрополит Онуфрий, архиереи, священники неустанно призывают участников конфликта к миру и милосердию. Миротворцем быть нелегко, потому что война, милитаристская пропаганда, как воронка, засасывает людей. Я вот посмотрел первые в новом году заседания Верховной Рады - ни слова о мире, одна воинственность: дожать Донбасс, добить! Думалось, что после Минска потихонечку начнут договариваться, разводить войска, искать пути примирения, компромисса. Вместо этого - новая волна насилия. У нас легко могут 50 добровольческих батальонов сколотить и бросить в бой, в щепки разнести аэропорты, шахты, заводы, целые города и селения, погубить тысячи жизней, а вот найти десять интеллектуалов, которые бы предложили модель сосуществования Донбасса и Украины в пределах одного государства, так и не смогли", - поделился своими соображениями с российскими СМИ Анисимов.

Он также считает, что «разрушать единство стали уния, расколы, которые насыщали людей враждой, ненавистью друг к другу. Они же окормляли политические партии, типа той же фашиствующей "Свободы"».

Глава пресс-службы УПЦ МП подчеркнул необходимость "садиться за стол переговоров, к чему призывает Православная Церковь и все мировое Православие, договариваться, и не о перемирии, а о мире, о жизни, о будущем. Договариваться между собой, а не с США, Евросоюзом или Россией".

Замечание российского журналиста о том, что "Украина уже определила светлое будущее - Евросоюз", Василий Анисимов парировал: "Какое светлое будущее? С мальчиками кровавыми в глазах? Мы - христианская держава, и все понимают, что Бог не простит пролитой крови. Чем бы мы ее ни оправдывали. Пока люди сами, взаимным прощением, покаянием не помирятся между собой - ничего доброго не будет".

Пресс-служба УПЦ МП была создана по благословению Митрополита Киевского Владимира (Сабодана) в 2001 г. и до сих пор продолжает свою деятельность, что подтверждается публикациями на официальном сайте Московского Патриархата. В то же время глава нового Информационного отдела УПЦ МП епископ Климент (Вечеря) в ноябре 2014 г. утверждал, что такой службы уже нет в перечне информационных источников справочных изданий УПЦ МП. На запросы редакции портала "Религия в Украине", направленные в декабре 2014 г. в Киевскую Митрополию и редакцию официального сайта УПЦ МП "Оrthodox.org.ua", с просьбой разъяснить сложившуюся ситуацию и предоставить официальные документы, которые могут подтвердить или опровергнуть правомочность деятельности пресс-службы УПЦ во главе с Василием Анисимовым, ответ до сих пор не получен. Однако стало известно, что сайт пресс-службы УПЦ "Украина православная", которым руководит Василий Анисимов, начал выходить "По благословению Предстоятеля УПЦ Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия", т.е. продолжая свою деятельность в качестве "Официального сайта Украинской Православной Церкви".

Беседа Евгения Никифорова с руководителем Пресс-службы УПЦ МП В. С. Анисимовым

– Василий Семенович, исполнилось четыре года с начала Майдана, он обернулся для Украины трагедией, которой не видно конца…

– Если посмотреть наши с тобой беседы четырехлетней давности, то мы говорили о Майдане как о «страшной мести» Евросоюза Януковичу за неподписание ассоциации с ЕС. Януковича свергли, пролили кровь, установили свою марионеточную власть, подписали ассоциацию, но непонятно для чего после этого уже более трех лет добивать нашу несчастную страну? Механизм саморазрушения Украины, запущенный на Майдане, не останавливается: войну не прекращают, деиндустриализация идет полным ходом, ВВП упал в два раза, жизненный уровень – в три, нищета, вымирание люди разбегаются, куда глаза глядят.

– Ты полагаешь, что Европа заинтересована в полном разрушении Украины?

– Ну, а как по-другому? Уже и Кучма говорит о руине. Вот недавно у нас прошел съезд партии «Народный фронт». Это одна из двух правящих политсил (вместе с блоком Порошенко), партия войны, тотальной русофобии, ее лидеры – Турчинов, Яценюк, Аваков, Кириленко, Парубий, Пашинский – и заварили всю эту кровавую кашу в Украине. Последних двух сами радикалы обвиняют в причастности к расстрелу снайперами «беркутовцев» и «Небесной сотни» на Майдане. Фронтовики имеют сотню штыков в парламенте, контролируют МВД, добровольческие батальоны, типа «Азова», и прочих фашиствующих радикалов, скорых на погромы. Их боятся, но так как правительство Яценюка разорило всех и каждого, рейтинг партии давно уже упал ниже плинтуса, и все в один голос считают ее политическим трупом. Тем не менее партия провела съезд. И кто же их приветствовал своим посланием? Ангела Меркель от имени Христианско-демократического союза Германии и от себя лично! Воспела хвалу их вкладу в свободу, демократию и независимость Украины и пожелала вдохновения. Побратимы! Что она нашла в «НФ» христианского или демократического – неведомо. И ни слова о мире! Вот кто подставляет плечо и вдохновляет украинскую «партию войны»!

– Но считается, что застрельщиками в этом деле являются американцы…

– Штатам война на Донбассе нужна, чтобы троллить и подрывать Россию, они ежегодно вкладывают в эту бойню миллионы. Но, помнится, Маккейн был уверен, что Мариуполь находится рядом с Ригой. Так что они пока плохо еще ориентируются на местности. Другое дело – немцы, они дважды оккупировали Украину, методично вывозили из нее хлеб, мясо, руду, уголь, рабочую силу. У них хорошая историческая память. Конфликт ведь на Донбассе заморожен, за три года линия фронта не передвинулась ни на сантиметр. Где же процветание на «подъевропейской» части Украины? Где золотой дождь, десятки миллиардов евроинвестиций, миллионы рабочих мест, европейские зарплаты, пенсии, медицина и социальная защита, о чем дружно скакали и звенели на Майдане? Что мешает создать даже локальный еврорай в Чернигове, Одессе или на Волыни? Напротив, за эти годы мы видим, что народ из Украины выжимают, как воду из тряпки. Даже Тимошенко говорит, что страну ударными темпами освобождают от населения. Вполне по методе гаулейтера Коха 77-летней давности.

– И безо всякой оккупации?

– Конечно. Зачем бомбить заводы, коли они сами закрываются, сжигать села, если они и без того вымирают, вывозить молодых и здоровых в теплушках в Европу – они сами туда рвутся? Страна стала «отмывочной» для Запада: дают кредиты на миллиарды, сами же их здесь осваивают, деребанят с нашими коррупционерами и отчитываются о каких-то впечатляющих реформах. Хотя все реформированное оказывается в два раза хуже и в три раза дороже. Загнали государство в долги, деморализовали, взрастили злобу, рознь, русофобскую истерию. В этом котле все варятся. Достоверность перестала быть хоть каким-то критерием: все несут сущую ахинею о прошлом, настоящем, языке, истории, культуре – ложь, манипуляции на всех уровнях.

– А есть ли перспективы окончания войны на Донбассе?

– Ее можно закончить за два часа. Но Западу и самой власти выгодно, чтобы рана постоянно кровоточила. Вот на львовском мусорном полигоне произошел обвал, погибли трое пожарников, его немедля закрыли. Опасно! У нас в зоне АТО боевых потерь среди военнослужащих – 2,5 тысячи, а небоевых – более десяти тысяч. И каждый день – то раненые, то погибшие. Не опасно! Никто не закрывает эту черную дыру. Три года ждут, как же там Путин с Трампом и Меркель что-то порешают. Абсурд. В такой мрачной общественно-политической ситуации, в кризисе экономическом, социальном, духовном Православной Церкви сегодня приходится исполнять свою спасительную миссию. Она, действительно, луч света в темном царстве. Призывает к миру, к сохранению народа, державы.

– За что подвергается нападкам?

– Конечно. Причем даже на государственном уровне. Вот Институт стратегических исследований при президенте Украины доклад выпустил, в котором целая глава посвящена Православной Церкви как угрозе для державы. Будто вернулись в СССР – подрывной центр! Этот институт возглавляет старый цековский работник Горбулин, и люди не понимают, что мы уже не при государственном атеизме живем. Или, скажем, недавно на ICTV, телеканале Пинчука, зятя Кучмы, появляется глупейший сюжет, в котором объявляется, что путинские шпионы «под прикрытием» в Украине теперь маскируются, чтобы быть неприметными, под бомжей, уборщиков и «святых отцов», поэтому большинство священников УПЦ – это кадровые разведчики ФСБ. И показывают Всеукраинский крестный ход, где идут сотни православных священников – целое море шпионов! Я когда-то познакомился с родителями этого Пинчука на презентации документального фильма о преступлениях фашистов против киевских евреев. Они детьми пережили все эти ужасы. Оккупанты не только сами расправлялись с несчастными, но и поощряли зверские убийства даже младенцев украинскими полицаями. Как тогда фашисты науськивали нациков на погромы евреев, так сегодня наши евреи-медиамагнаты (Пинчук, Коломойский и прочие) науськивают тех же нациков на погромы Православной Церкви!

В этом году какая-то экспертная комиссия при Госкино запретила демонстрацию в Украине документального фильма Юрия Молчанова «Жизнь вне времени», посвященного памяти Олеся Бузины. Хотя фильм был переведен на английский и показан во многих странах и столицах, в том числе и в Брюсселе. В нем мы – журналисты, писатели, историки, политологи – рассказываем об Олесе, каким мы его знали. Оказывается, наши воспоминания каким-то образом нарушают законодательство Украины. А травля, оклеветывание горбулиными, пинчуками, коломойскими и прочими Украинской Православной Церкви, миллионов ее прихожан, разжигание розни и ненависти никакого украинского законодательства не нарушают!

– И этому шельмованию тоже четыре года. Не все выдерживают давление, сколько православных общин властям удалось перевести в унию или раскол?

– Захвачено, по статистике, около семидесяти храмов, есть еще «зависшие», идут судебные тяжбы. В то же время за последние три года освящено более четырехсот новых храмов. Так что 13 тысяч общин, 270 монастырей держатся в православии, УПЦ была и остается крупнейшей Церковью Украины. Ее позиция пользуется поддержкой общества. По всем опросам общественного мнения, подавляющее большинство граждан Украины считает установление мира на Донбассе главной задачей власти. Если бы власть слушала свой народ, а не западных кукловодов, то занималась бы этой самой главной проблемой, а коли не может – уходила в отставку, дав возможность решить ее другим. Меняется и наша трусливая политическая элита, некоторые деятели осмелились с экрана на всю страну заявлять, что мир нужен даже любой ценой, а Евгений Червоненко объявил, что готов стать на колени перед кем угодно, лишь бы установился мир. Один из лидеров Украинского хельсинкского союза, старейшей правозащитной организации, Владимир Черемис объявил конфликт на Донбассе гражданской войной. Даже Михаил Денисенко (Филарет), который всегда был барометром политической конъюнктуры, начал какие-то движения в сторону примирения и покаяния.

– Но ведь на пресс-конференции он покаяние отрицал, а тебя объявил врагом. Хорошее, нечего сказать, примирение!

– Мириться-то ему надо не со мной, а с Церковью. Конечно, я тоже уже не мальчик, и года к преклонной лести клонят, а не к выслушиванию нелицеприятностей перед телекамерами. На самом деле прогресс очевиден. В былые годы Филарет пресс-конференции всегда проводил с группой поддержки (она и здесь, конечно, была), и стоило мне возразить, опровергнуть какой-нибудь его навет, задать вопрос, начиналось улюлюканье: гад, сволочь, зраднык, враг Украины, еврей, кагэбист, шпион и т.д. Михаил Антонович, как мудрый режиссер, давал людям излить негодование, утихомиривал, а затем торжественно-назидательно объявлял: не я вам ответил, вам ответил украинский народ, и он же – вы слышали! – дал оценку вашим мерзким писаниям! На этот раз все обошлось без воя, был абсолютно корректный диалог. Что удивительно.

К тому же он меня обозвал не врагом украинского народа, державы, как у филаретовцев принято, а врагом «киевского патриархата». С чем я публично согласился. Правда, пытался напомнить ему, что главным врагом «киевского патриархата» был сам Филарет.

– Каким образом?

– Этот патриархат был зарегистрирован в 1990 году националистами-руховцами, злейшими врагами Филарета, и в него потекли запрещенные Филаретом (а он был строг и скор на расправу) священнослужители, среди них даже один епископ-отсидент. Они соединились с автокефалистами диаспоры в США, которых возглавлял племянник Петлюры Мстислав Скрипник. Стали именоваться УАПЦ-Киевский Патриархат. Филарет честил их в хвост и в гриву как святотатцев, самозванцев, проходимцев, ведущих людей в ад. Даже по храмам рассылал памятки, изобличающие это безблагодатное богоотступное сообщество. И это все длилось до июня 1992 года, пока сам Филарет, уже расстриженный и лишенный священнического сана, с украденной церковной кассой УПЦ не переметнулся в этот патриархат. И он тут же из сообщества аферистов, проходимцев и изуверов неимоверным образом преобразился в истинно-украинскую, патриотическую, поместную и прочая и прочая православную церковь. Правда, букву «А» из названия затерли, и получился УПЦ-Киевский патриархат, который Филарет ныне возглавляет. Был врагом, стал руководителем. Судьба-злодейка.

– Но каяться-то он не хочет?

– У меня когда-то с ним был разговор по этой проблеме. В горбачевские времена неожиданно партноменклатура – а это еще те давители! – потянулась в Церковь. Есть даже известный снимок, где Филарет с Евгенией Петровной и Леонидом Кравчуком, членом Политбюро, бывшим главным атеистом в ЦК КПУ, стоят со свечками и молятся. Как к этому относиться? Филарет объяснял мне, что здесь никакой стеб неуместен, что Савл стал апостолом Павлом, что покаяние – это не только признание своих ошибок и неправд, а освобождение от грехов, преображение человека, это ежедневная практика христианина. Когда же покаяние коснулось самого Филарета – не хочу, не буду и ни за что на свете. Что касается его покаянного письма, то даже если у него, по слову Бальмонта, «бессильно в груди шевельнулось, то чему не бывать, не бывать!» – это добрый знак. Оно важно не потому, что комиссии созданы, переговоры начнутся и т.д., а для самосознания раскола. Если у главного ересиарха, четверть века упорствующего во лжи, покаянный лучик промелькнул, то что говорить о его последователях? Оттого-то они все и переполошились.

– А как в нынешней ситуации выживает церковная пресса?

– Церковь у власти в опале, но и мы, конечно, там же. Друзья тают, враги множатся – обыкновенная история. На ведущие информационные ресурсы Церковь пробиться не может – в темниках власти она заблокирована. Однако каждый, кто хочет узнать позицию Церкви по главным вопросам, – может зайти на наши сайты. Собственно говоря, бережем эту свечу, чтобы не раздавили и не загасили. Отбиваемся от клеветы и нападок злопыхателей. Блаженнейший Митрополит Владимир всегда и всем стремился внушать оптимизм, и когда после обсуждений материалов, я его спрашивал, какие будут руководящие и направляющие указания, он непременно отвечал: «Только одно – бороться и не сдаваться»! Тогда это воспринималось как жарт, шутка, а сегодня как грустная реальность.

– Судя по всему, не сдается и ваш известный мажор Александр Драбинко, который распространяет материалы о том, что знаменитый Митрополит Агафангел негативно о Майдане высказывался, а ты в Церкви всегда занимался антиукраинской деятельностью. Он, что, опять в фаворе?

– Особенностью украинского национального стукачества является то, что у нас даже мары багдасарян занимаются политическим доносительством. Настолько оно заразительно! На моей памяти Драбинко – уже третье поколение стукачей. Могу уже делать сравнительно-исторический анализ! Я начинал печататься сорок лет назад в самиздатовском журнале Киевского университета, кто-то настучал, на третьем номере нас – три десятка авторов, филологов и журналистов – прихватил КГБ. Сотрудники Комитета пришили нам антисоветчину, очернение советского строя, определили на свой выбор высказывания, порочащие партию и родину. Каждой сестре раздали по серьге, я был среди тех, кого забрили на исправление в Советскую армию, а после службы еще пять лет исправлялся, работая учителем в сельской школе. Хотя был краснодипломником, с направлением в аспирантуру и имел редкую специальность – литературного критика.

– Это было серьезное наказание?

– Скорее, щадящее. Ведь дали вуз закончить. Заступилась профессура. А некоторых талантливейших ребят со второго курса забрали в армию, одного посадили, и он на зоне провел чуть ли не десять лет. При этом в советское время стукачи были тайными, никто не знал, какая там Драбинко донесла, что сосед-куркуль мешок зерна спрятал, что священник детей покрестил или что студенты журнал издают. А нынешнее поколение стукачей доносит, не скрываясь, не стесняясь, с патриотической гордостью.

– Это с войной связано?

– С раболепием. У нас любой оппонирующий власти, даже по ее церковным прожектам, становится врагом Украины и «пятой колонной». После того как старую власть выкатают в перьях и выбросят на помойку, доносчики начинают лебезить перед новой властью, потом перед следующей, и так все эти 25 лет. В нынешней русофобской истерии, раздуваемой майданной властью, во враги записывают с пол-оборота. С телеэкранов несут всякую чушь. Дескать, москали сюда понаехали, принесли с собой русский мир, русскую церковь, русский язык. Поэтому это надо преследовать и уничтожать. Когда ты объясняешь, что и русский мир, и Церковь, и язык родились в Киеве еще до основания Москвы и отсюда распространились на северо-восток, тебя зачисляют в агенты и пропагандисты Кремля.

Причем у нас стукачество конъюнктурно и внешнеполитически. Помню, когда мы боролись при Союзе с партноменклатурой, будущими путчистами во главе с Кравчуком, то нас клеймили церэушниками, агентами Запада, националистами, преступными антикоммунистами и т.д. Когда Украина стала независимой, Кравчук стал президентом, устроил с Филаретом церковную аферу, против которой мы выступили, то нас уже клеймили кагэбистами, шовинистами, империалистами, агентами Москвы.

– И всегда – врагами?

– Конечно. Президент Кравчук тогда всех собак на нас спустил – Генеральную прокуратуру, депутатов, министров, суды. Есть даже первополосный снимок, где мы с моим главным редактором Владимиром Кулебой сидим на скамье подсудимых за решеткой. Отбивались несколько лет, я на суды с Червонием, Поровским, Зинченко и прочими депутатами-филаретвцами ходил, как на работу. Потом новое поколение стукачей оформилось, я уже стал бывшим коммунякой, гундяевцем, самозванцем, фээсбешником. Однажды даже был «изобличен» как установщик в Лавре подслушивающей аппаратуры, с помощью которой транслировал секретные разговоры украинского священноначалия прямо в Москву.

– Филаретом изобличен?

– Нет, он не такой продвинутый. Неким Сергеем Бычковым из «Московского комсомольца». Когда в феврале 2014 года проходил Священный Синод, на котором избрали местоблюстителем Блаженнейшего Митрополита Онуфрия, то, сообщает Бычков, синодалы посмотрели на окно и в сквозном проеме незадернутой гардины с ужасом увидели стоящего на собачьем холоде у окна на улице скандально известного самозванца Василия Анисимова, который подслушивал и специальным устройством ретранслировал заседание Синода в Москву, в ОВЦС. Затем, сообщает журналист, и в самом зале были обнаружены вмонтированные мной устройства, с помощью которых и осуществлял трансляцию. Я, конечно, много о себе глупостей читал, но до такого бреда у нас никто не доходил. Странно, что сей Бычков не обнаружил в Синодальном зале рассыпанные мною споры сибирской язвы, а под диваном, как в «Криминальном чтиве», припрятанный опять же мною труп того же Драбинко! И это публикуется в газете, которую редактирует Павел Гусев, президент союза журналистов Москвы. Надо хотя бы в своем издании придерживаться журналистских стандартов, а не публиковать всякую проплаченную ахинею о человеке, которого вы и в глаза никогда не видели.

– Тем не менее Драбинко, пусть даже с доносами, но опять всплыл в информпространстве. А чем завершились его громкие мажорские скандалы, связанные с расхищением миллионов на строительстве кафедрального собора, с «лексусами», аферами, тоже на миллионы, с похищением монахинь, ну, и свежий скандал – с хищением сокровищ покойного митрополита Владимира. Суммы ведь тоже запредельные Генпрокурор Юрий Луценко заявил, что милиция поймала какого-то приятеля Драбинко с панагиями покойного митрополита стоимость в 15 миллионов гривен. И это оказалось малой частью ворованного…

– Насколько мне известно, Генеральная прокуратура все дела ведет, просто никто не спрашивает у нее о ходе следствия и результатах. Я уверен, что наша европейская Генрокуратура все похищенное найдет и возвратит Церкви. Хотя ее справедливо упрекают в политизации. Берите, расследуйте вот эти сугубо криминальные скандалы, в которых и заключается проукраинская патриотическая деятельность Драбинко. Но вместо этого они открывают нелепое дело о «доведении» митрополита Владимира до смерти и начинают преследовать оппозиционного депутата-олигарха, церковного благотворителя. По заявлению Драбинко.

– А как так могло получиться, что один «доводил» митрополита до смерти, а у другого оказались все сокровища покойного? Ведь все теории расследований преступлений начинаются вопросом: ищи, кому это выгодно? А тут в лице секретаря обнаружился такой выгодополучатель!

– Полагаю, что это обстоятельство вызвало некоторое замешательство у следователей. Ведь сама прокуратура обнародовала информацию о том, что, оказывается, Драбинко утащил драгоценности Блаженнейшего, часть из них похитили и пытались продать его приятели, на чем их милиция и поймала. И этот «казус Драбинко» следователи должны как-то объяснить.

– А как Блаженнейший Митрополит Онуфрий относится к этому казусу?

– Думаю, Блаженнейшему Митрополиту не до Драбинко, по крайней мере, он не может его воспитанию или перевоспитанию уделять слишком много времени. Блаженнейший Владимир уверял, что его секретарь «повзрослеет-поумнеет». Пора бы уже. Ведь викарный епископ обязан быть опорой, а не проблемой для Киевского Митрополита. И уж во всяком случае он не должен сочинять и распространять клеветнические доносы на журналистов. На Украине есть кому этим заниматься. А слабо хоть раз в жизни выступить в защиту Церкви, ее миротворческой позиции, дать отповедь клеветникам? Чтобы люди сказали: мажор-мажором, а сердце-то у него за Церковь болит!

Тем более что сегодня Митрополит Онуфрий нуждается во всеобщей поддержке. На его плечи легла ужасная трагедия Украины. Он – Предстоятель тысячелетней Церкви Христовой, архипастырь тысячелетнего православного народа, который находится в беде, в раздорах и братоубийственной брани. Власть, элита перессорили всех со всеми. Люди выходят на майданы уже не с протестами, а с ненавистью. Все разваливается, и только Блаженнейший Митрополит Онуфрий и Украинская Православная Церковь без всякого «нормандского формата», минских договоренностей, без Волкера и Суркова, без ооновских миротворцев объединяют миллионы верующих и Крыма, и Донбасса, и всей Украины в братстве и любви.

В заключение я хочу поблагодарить тебя и весь творческий коллектив «Радонежа» за внимание к нашим проблемам и плодотворное сотрудничество. Хочу поздравить с Новым годом и Рождеством Христовым, пожелать помощи Божией, радостных трудов, здоровья и счастья!

– Я благодарю тебя за обстоятельную беседу. Поздравляю с грядущими праздниками и желаю главного – чтобы в Новом году на Украине наконец-то установился мир!

– Спасибо! Пока робко обещают рождественское перемирие, обмен пленными. Давай держать кулачки зажатыми!

Персональные сведения Публикации Радиоэфир

Руководитель пресс-службы Украинской Православной Церкви.

Публицист и общественный деятель. Член Союза журналистов (1990), Заслуженный журналист Украины (1998).

Статьи по церковной проблематике переиздавались в отечественной и зарубежной прессе, а также выходили отдельными сборниками «Истинный лик филаретовского патриархата» (1998), «К истории автокефального и филаретовского расколов» (2002).

Награжден орденами Украинской Православной Церкви: Преподобного Нестора Летописца и Равноапостольного князя Владимира.

Награжден Президентом Медведевым орденом Дружбы Российской Федерации «за большой вклад в развитие дружбы и сотрудничества между Россией и Украиной».

  • Епифаний Эдмундович Стукачевский? Заметки о новом отце украинской нации

    Президент Украины Петр Порошенко уже месяц возит по стране для всенародного поклонения обретенные им предвыборные святыни: грамоту стамбульского патриарха Варфоломея и гражданина Сергея Думенко, он же Епифаний. Людям разрешается приложиться к этим реликвиям, а также к ручке самого гаранта.
  • Над пропастью во лжи

    Беседа директора Радио "Радонеж" Евгения Никифорова с руководителем пресс-службы УПЦ Василием Анисимовым.
  • ЕПЦ как канализация Православной Церкви и унии

    Униатский епископ, ректор Украинского католического университета во Львове Борис Гудзяк заявил, что создаваемая Петром Порошенко и Константинопольским патриархом Варфоломеем Единая Поместная Церковь очистит украинскую унию (УГКЦ) от ее отходов.
  • Порошенко и Варфоломей: восстановление руины?

    Руиной ту эпоху трехсотлетней давности вслед за летописцем-Самовидцем назвал Николай Костомаров. В языке она закрепилась прилагательным «затурканный» – затравленный, задавленный, загнанный, запуганный, затюканный. Таким и был наш народ порошенковского «золотого века».
  • Константинопольского Патриарха втянули в коррупционный скандал

    Беседа председателя Братства "Радонеж" Евгения Никифорова с руководителем пресс-службы УПЦ Василием Анисимовым.
  • Кто крышует религиозный фальсификат? Заметки по поводу

    Сегодня мы видим, что Украину «так ніхто не кохав», как это делают главные патриоты – Порошенко, Яценюк, Турчинов, Парубий, Гройсман и присные.
  • Когда нам покажут последнего неавтокефального попа?

    Александр Солженицын утверждал, что советские люди очень долго будут выходить из коммунизма, атеизма, властного идеологического держимордства, контролирующего все и вся. Судя по истории независимой Украины, мы не выйдем из этого никогда, по крайней мере - наша власть.
  • Василий Анисимов: «Порошенко искушает Патриарха Варфоломея, как диавол Христа».

    Мир на Донбассе, борьба с коррупцией, срочная смена власти с ее людоедскими реформами и т.д. нам уже не так важны. Дайте автокефалию – и все будут счастливы. Крокодил начнет ловиться и кокос вырастет.
  • Перенатравливание. Заметки журналиста

    О новой богоборческой политике украинской власти.
  • "Украинская Православная Церковь – луч света в темном царстве"

    Беседа Евгения Никифорова с руководителем Пресс-службы УПЦ В.С. Анисимовым
  • И что же все же это было?

    Заметки о филаретовском недопокаянии
  • Перекуем ли мечи на орала? (О трехлетии «Великого кидка»). Заметки журналиста. Часть II.

    О той войне незнаменитой. Приучение к нищете. Шевченковская история. Народ, потерявший свое имя.
  • Перекуем ли мечи на орала? (О трехлетии «Великого кидка») Заметки журналиста. Часть I.

    Отгремели марши нашего двора, посвященные третьей годовщине воцарения пятого президента Украины на главный державный пост. Отмечали «трехлетие», «трехричча» и даже «третьи роковыны», подвели итоги - прослезились: слишком мрачная картина нарисовалась.
  • Василий Анисимов: «Украинским журналистам есть за что каяться»

    Руководитель пресс-службы УПЦ передал свою "Золотую медаль" Союза Журналистов Руслану Коцабе, униату, участнику всех оранжевых майданов и революций. Однако с начала бойни на Донбассе Руслан побывал по обе стороны фронта, объявил, что, как христианин и журналист, не может смириться с этой гражданской братоубийственной войной, выступил против мобилизации. Власти его обвинили в измене родине, пособничестве террористам и, несмотря на то что Руслан перенес инсульт, бросили его за решетку на три с половиной года. Он мужественно отстаивал свою правоту во всех судах, где его травили и оплевывали. Так какой должна быть православная журналистика?
  • Василий Анисимов: «Харьковский Собор – это прорыв Православной Церкви к свободе»

    Многолетний руководитель атеистической работы в ЦК КПСС, закрывавший на Украине ежегодно по полторы сотни православных храмов, Л. Кравчук стал президентом, первые секретари обкомов – губернаторами, райкомов – главами местных администраций, антицерковные надзорные структуры тоже все были сохранены.
  • Антицерковные дела ГПУ высосаны из пальца

    У нас часто делаются нелепые заявления, которые выставляют, как говорил Гоголь, приглуповатыми, и страну, и народ, и власть, и сами правоохранительные органы.
  • Мин-стук-стук-культнадзор?

    В сети появилось заявление Министерства культуры Украины о высказываниях и действиях «сепаратистского, антиукраинского характера» отдельных священнослужителей Украинской Православной Церкви...
  • Почему Иродиада не узнала своего отца? Заметки журналиста.

    Натолкнулся на статью Екатерины Щеткиной «Аграрный Эдип. Почему Павлик Морозов – второе имя Голодомора». И призадумался...
  • Писать надо о том, о чем еще страшно писать

    Беседа Председателя Братства «Радонеж» Евгения Никифорова с руководителем Пресс-службы УПЦ о церковной журналистике.
  • Василий Анисимов: «Свобода слова – это свобода правды». Часть 2.

    Беседа Евгения Никифорова с руководителем пресс-службы УПЦ об информационных блокадах и проблемах церковной журналистики.
  • Бог предается и молчанием, и умолчаниями

    Исполняется 15 лет пресс-службе Украинской Православной Церкви. Итоги церковной журналистики не утешительны..
  • Как Филарет президента попутал. Заметки журналиста.

    Обычно филаретовскую хулу и клевету на Православную Церковь СМИ разносят по ниткам. А тут прошла неделя, вторая – и молчок.
  • Трагедия непокаянной страны

    Скандал с передачей Малой Софии министром культуры и вице-премьером Вячеславом Кириленко для «богослужений» отлученному от Церкви М. Денисенко (Филарету) и его секте (УПЦ-КП) вызвал оторопь православной общественности.
  • Василий Анисимов: «Уния была и остается камнем преткновения между православными и католиками»

    У нас тоже многие полагали, что папа – это интеллект, совесть западной цивилизации, а уния – это заблудившийся во времени агрессивный пещерный католицизм, без стыда, совести и смысла...
  • Василий Анисимов: «Где нет правды, там нет и справедливости» (Беседа Евгения Никифорова с руководителем пресс-службы УПЦ)

    У нас есть чернобыльская зона, теперь появилась и зона так называемой «антитеррористической операции», где ежедневно гибнут люди. И последствия этой АТО, как последствия Чернобыля, мы будем ликвидировать долго и мучительно.
  • Скелеты в шкафу филаретовского раскола (К 20-летию «Второго софиевского побоища»). Василий Анисимов.

    18 июля исполнилось 20 лет со дня «черного вторника» или второго «софиевского побоища», организованного боевиками УНА-УНСО, спецслужбами и филаретовским расколом.
  • «Для Церкви День Победы – праздник неувядаемой славы нашего народа-освободителя»

    Блаженнейший Митрополит Онуфрий в своих проповедях приравнивает жертвенный подвиг наших воинов-освободителей к подвигу самого Христа Спасителя, поправшему смертию смерть.
  • Юрий Андреев – человек Победы (памяти ликвидатора).

    Знаменитый ликвидатор Юрий Андреев, четверть века возглавлявший Союз Чернобыль Украины, умер 11 мая 2014 года в возрасте 63 лет, потрясенный всенародным предательством Дня Победы.
  • :

    8 апреля 2008 года Священный Синод принимает решение, которое полностью «перекраивает» курс информационной политики УПЦ.

    Цитирую Журнал №7:

    «УХВАЛИЛИ: 1. Підпорядкувати всі загальноукраїнські офіційні ЗМІ Української Православної Церкви Синодальному відділу «Місія духовної просвіти», на який покласти функції редагування та випуску цих ЗМІ, координації редакційних політик неофіційних та регіональних церковних ЗМІ, співпрацю зі світськими ЗМІ. У зв"язку з цим здійснити відповідну внутрішню реорганізацію Синодального відділу «Місія духовної просвіти».
    2. Включити до складу Синодального відділу «Місія духовної просвіти» Прес-службу Української Православної Церкви.
    3. Загальноукраїнськими офіційними ЗМІ Української Православної Церкви вважати: інтернет-сторінку «Українська Православна Церква», що має адресу www.orthodox.org.ua , газету «Церковна православна газета» і журнал «Православний вісник».

    _________________

    Вот главный, для темы данного поста, вывод из этого решения: Пресс-служба УПЦ, возглавляемая В.Анисимовым, перестала быть официальной церковной структурой.

    _________________

    Это решение было принято, потому что она не справилась со своей профильной задачей.

    До этого сотрудники этой структуры вели два направления деятельности:

    1. Наполняли интернет-портал «Православие в Украине», на котором публиковались церковные новости со всей страны. Его главным редактором был протоиерей Георгий Коваленко.

    2. Издавали ежемесячный журнал «Вестник Пресс-службы УПЦ», в котором были аналитические статьи и интервью, а также дублировались новости с сайта, как правило, месячной давности. Его главным редактором был В. Анисимов.

    Кстати, интервью и публикации попадали в «Вестник» также через месяц после того, как большая часть читательской аудитории знакомилась с ними на портале.

    Таким образом, в журнале, как таковом, особой потребности не было. Хотя он вполне мог выходить незначительным тиражом, для людей, которые априори не пользовались интернетом. Когда, в 2004 году, протоиерей Георгий Коваленко ушел из Пресс-службы, он естественно забрал с собой портал «Православие в Украине», который был создан им еще 11 марта 1998 году, по благословению Блаженнейшего Митрополита Владимира.

    На момент ухода из Пресс-службы, у него был еще один проект, созданный им с нуля - телепрограмма «Мир православия», в которой подавались церковные новости, ответы Блаженейшего на актуальные вопросы и его проповеди. Все это было рассчитано на зрительскую аудиторию. Программа выходила раз в неделю.

    При нормальном раскладе, она также могла бы стать одним из направлений деятельности Пресс-службы УПЦ, но В. Анисимов не имел к ней никакого отношения.

    _________________

    Таким образом, у В. Анисимова остался только «Вестник». Но, по горячим следам, он создает новый сайт «Украина Православная». И, в этом плане, в апреле 2008 года, проявляет непослушание Священному Синоду в двух моментах:

    1. Позиционирует этот ресурс, как официальный сайт УПЦ.

    2. На титульной странице пишет, что сайт действует по благословению Блаженнейшего Митрополита Владимира.

    Хотя, как мы читали в Журнале №7 Священного Синода, его нет в перечне официальных СМИ УПЦ.

    Вряд ли структура В.Анисимова была нужна Москве, без официального статуса. Поэтому он создает и поддерживает копию официального сайта УПЦ, продолжая называть себя руководителем Пресс-службы УПЦ. Тем самым, создавая видимость перед своими «инвесторами», что он не только в теме и процессе, но и по-прежнему имеет постоянный контакт с Митрополитом Киевским.

    Отчасти, это ему удается, потому что, благодаря игнорированию решений Синода УПЦ, в Москве Анисимова, по-прежнему, считают руководителем Пресс-службы.

    Это, от части, показывает отношение Москвы к Священноначалию УПЦ и ее Предстоятелю.

    С одной стороны, во время визитов Патриарха Кирилла в Украину, В.Анисимов всегда старался быть ближе к нему, и часто «светился» в кадре. Но, с другой - не приняв решение Священного Синода о своей структуре, он, фактически, стал в оппозицию к Священноначалию УПЦ, в целом, и к Блаженнейшему Митрополиту, в частности.

    _________________

    Это привело к тому, что, со временем, эта структура деградировала в двух аспектах:

    1. Профессиональном
    2. Идеологическом

    1. Не велась работа с журналистами. В виду отсутствия рабочих контактов, пресс-служба не могла влиять на то, как о Церкви пишут в светских СМИ. Единственное, что ей оставалось, в этом плане, ругать эти самые СМИ на «нападки» на УПЦ.

    Не сумел В.Анисимов использовать и то, что офис пресс-службы находился в Киево-Печерской Лавре. Идея преподавания студентам духовной семинарии основ православной журналистики осталась на уровне декларации.

    Лавра была выгодным местом и с учетом того, что основным каналом сбыта «Вестников» были правящие архиереи УПЦ. Но этот фактор он также не мог использовать, потому что архиереи, с развитием интернета, перестали видеть смысл в приобретении «горы бумаги».

    Пресс-служба перестала быть компетентным первоисточником официальной церковной информации.

    В 2006 году из портала «Православие в Украине» (orthodoxy.org.ua) был выделен самостоятельный и самодостаточный проект - официальный сайт УПЦ (www.orthodox.org.ua). Его главным редактором становится секретарь Предстоятеля УПЦ.

    В это время Пресс-служба, как структура, фактически дистанцируется от Киевской Митрополии. Имитируя бурную деятельность, ее сотрудники просто перепечатывают новости с официального сайта УПЦ на страницу «Украина Православная», при этом, никогда не ссылаясь на первоисточник. В то время новости на сайт УПЦ писали и ставили, в основном, два человека: я, как ответственный редактор и, в большей степени, Максим Сидоренко, который полностью взял на себя информационное освещение предстоятельского служения Блаженнейшего Митрополита Владимира.

    В надежде пресечь плагиат со стороны В.Анисимова, мы решили указывать авторство своих эксклюзивных новостей и репортажей. Но это не помогло. По его команде, сотрудники просто копировали тексты новостей, не указывая авторов.

    ________________

    2. В идеологическом плане пресс-служба В.Анисимова дискредитировала УПЦ, как структуру, в частности, предвзятой, оценочной и, порой, грубой лексикой, в публикациях, посвященных межконфессиональным отношениям в Украине.

    Несмотря на то, что в то время уже активно развивался диалог УПЦ с представителями других конфессий, В.Анисимов, в своих статьях, продолжает гнуть «антираскольническую линию», по-прежнему обыгрывая всем давно известные факты.

    Такая «стратегия» могла быть выгодна только Московской Патриархии и пророссийски настроенным людям внутри УПЦ, которые считают, что диалог с представителями других конфессий невозможен - до полного публичного покаяния последних.

    Эти публикации вредили и церковному миру, так как способствовали появлению разбалансированности в обществе. Многих дезинформировал следующий момент: с одной стороны, Блаженнейший Митрополит Владимир инициирует создание в УПЦ комиссии по диалогу, его помощники садятся за стол переговоров с представителями УПЦ КП и УАПЦ, а с другой, тут же появляются статьи В.Анисимова о том, какие плохие раскольники.

    На первый взгляд, могло показаться, что Предстоятель УПЦ имеет двойственную и непрозрачную позицию, ведь другие конфессии ругают на сайте, который существует «по благословению Блаженнейшего Митрополита Владимира».

    Но тот факт, что диалог все-таки продолжался, свидетельствует о том, что В.Анисимов и его структура перестали озвучивать официальную позицию УПЦ. Сайт «Украина Православная» утратил статус информационного органа пресс-службы УПЦ, отчасти и потому, что с него, со временем, полностью исчезли епархиальные новости.

    Специфически реагировал В.Анисимов и на межконфессиональные конфликты, которые все-таки имели место в Украине. На фоне попыток отдельных архиереев, священников и сотрудников церковных структур преодолеть противоречия мирным путем, В.Анисимов публиковал целые «полотна» деструктива и обвинений в адрес, в частности, УПЦ КП. Тем самым, обостряя, и без того, непростую ситуацию.

    Идеологическое расхождение между структурой В.Анисимова и Священноначалием УПЦ выразилось также в позиции по отношению к Москве.

    В то время, как в декабре 2007 года Блаженнейший Митрополит Владимир инициирует утверждение Собором УПЦ «Устава об управлении…» - в редакции, которая закрепляла за Украинской Церковью статус самоуправляемой и независимой от РПЦ, В.Анисимов, как тогда еще руководитель Пресс-службы УПЦ, активно сотрудничал с российскими структурами, которые, несмотря на отсутствие официального статуса, поддерживались Московской Патриархией, как деструктивные по отношению к Украине, в целом, так и к УПЦ, в частности.

    Наиболее тесная связь В.Анисимова прослеживается с «Институтом стран СНГ», который возглавляет депутат Государственной думы РФ К.Затулин. Самым явным контактом Василия Семеновича, от этой организации, был К.Фролов.

    Многие материалы «FrolovLeaks» свидетельствуют о том, что «помощник Блаженнейшего» (как себя часто называл В.Анисимов - А.А.) был одним из его осведомителей по вопросам внутренних дел УПЦ.
    _____________

    Среди украинских организаций подобного толка, с которыми сотрудничал В.Анисимов, можно выделить две:

    1. «Союз православных братств» во главе с В.Лукияником.

    Частым «гостем» офиса Пресс-службы УПЦ, как на Подоле, так и в Киево-Печерской Лавре, был представитель этой структуры В.Пустовой. Как правило, наиболее продуктивным общение В.Анисимова с этим человеком происходило в преддверии маргинальных и заполитизированых мероприятий «православных Братчиков». И именно: крестных ходов по двойной сплошной в районе Верховной Рады, стояний в Мариинском парке и брожений вокруг резиденции Киевского Митрополита в дни заседаний Священного Синода УПЦ.

    «Девизом» этой организации была фраза «Наш Патриарх - Кирилл!», которую В.Лукияник часто запевал в громкоговоритель, при живом Предстоятеле УПЦ.

    2. «Единое Отечество» (Одесса), во главе с В.Кауровым.

    _________________

    … В свое время, я был учеником Василия Семеновича. И никогда бы не позволил себе процитировать эту фразу, если бы не дальнейшее развитие событий, которое подтверждает ее правоту.

    …. В.Анисимов 20 лет посвятил тому, чтобы на разных информационных площадках говорить о том, что глава УПЦ КП не подчинился решениям Харьковского Архиерейского Собора 1992 года. Но сам он, в апреле 2008 года также не подчинился решению Священноначалия - Священного Синода УПЦ.

    В этом плане есть два момента, которые, без дополнительного пояснения, могут показаться противоречивыми.

    Назовем их:

    1. Секретарь Предстоятеля УПЦ не раз отмечал, что лично старался ограждать Митрополита Владимира от В. Анисимова, чтобы церковная общественность не имела оснований связывать личность Архипастыря с деструктивной и антиукраинской деятельностью структуры Василия Семеновича.

    2. Блаженнейший никак не наказывает В.Анисимова за неподчинение решению Синода, не отнимает у него отдельный офис в Киево-Печерской Лавре, иногда принимает в своем кабинете, уважительно относится к нему на официальных церковных мероприятиях и даже продолжает давать какие-то средства на содержание его команды.

    Последний факт, в беседе со мной, отдельно подтвердил секретарь Предстоятеля, свидетелем чему он был неоднократно. Вот что по этому поводу говорит митрополит Александр: «На мой вопрос, зачем Вы это делаете (даете ему деньги - А.А.), Блаженнейший ответил: чтобы не вредил...».

    Между этими двумя моментами нет противоречия, на что указывает, в своем интервью на сайте «Украина Православная» (от 12.04.2017г. - А.А.) сам В.Анисимов: «Митрополит Владимир был очень благодарным человеком. Он ценил всех, помогающих Церкви и словом, и делом».

    _________________

    Но не был благодарным экс-руководитель Пресс-службы УПЦ, о чем свидетельствуют три следующих факта:

    1. 8 июля 2011 года, после публичного конфликта между В.Нусенкисом и Блаженнейшим Митрополитом Владимиром, В.Анисимов встречается с донецким олигархом, в качестве руководителя структуры, выступающей против Автокефалии УПЦ. Обсуждались вопросы финансирования.

    2. В одном из писем Патриарху Кириллу, оказавшемуся в материалах «FrolovLeaks», К.Фролов пишет следующее:

    «Вам также известно, что Покровский монастырь города Киева с его огромным собором и сестричеством из 300-та человек готов предоставить свою территорию, как резиденцию митрополита Агафангела, а при Покровском монастыре создан неофициальный Общественный комитет поддержки митрополита Агафангела, в который вошли буквально все известные церковно-общественные деятели Киева, начиная с Василия Анисимова».

    3. В период болезни Блаженнейшего Митрополита Владимира В.Анисимов выступал за его уход на покой.

    Вот как он говорит об этом в одном из своих интервью на сайте «Украина Православная» (от 12.04.2017г.):

    «Но неужели он (Митрополит Владимир - А.А.) мог исполнять обязанности после комы 2012 года или клинической смерти 2013-го? Почему тогда тяжело больного не определили на покой, чем, безусловно, продлили бы его дни и годы?
    Какой, скажем, любящий сын позволит старика под 80 лет с тяжелейшими недугами таскать на инвалидной коляске по совещаниям, подвергать стрессам?
    Священный Синод мог поручить опекать больного другому епископу или священнику и определить его на покой по заключению любого лечащего врача. Я не думаю, что кто-то из них с конца 2011 года написал бы, что Митрополит мог выполнять управленческие функции без угрозы своему здоровью и жизни…».

    Это мнение В.Анисимова, больше похожее на ерничанье, полностью противоречит медицинскому заключению профессора нейрологии и малекулярной биологии, члена Национальной академии наук Франции Ива Ажида, в котором, по данному вопросу, читаем следующее:

    «В вопросе дальнейшего продолжения интеллектуальной деятельности (Митрополита Владимира - А.А.) необходимо опираться на здравый смысл. … пациент может и должен продолжать религиозную деятельность, так как это необходимо верующим и способствует бодрости духа больного»».

    _________________

    2-й и 3-й пункты подтверждают правоту одного из высказываний секретаря Предстоятеля УПЦ о В.Анисимове: «И вот когда Митрополит Владимир слег и перестал финансировать - с тех пор он стал для него «плохим»».

    Для понимания ситуации важна и характеристика, которую митрополит Александр дает заслуженному журналисту Украины:

    «В.Анисимов с 2008 года не имел доступа к Митрополиту Владимиру, и это его раздражало. Все это время он вел антицерковную деструктивную деятельность как внутри самой УПЦ, так и участвовал во всех мероприятиях, которые впоследствии привели к сепаратизму и войне. Вина за расчленение Украины, за религиозную вражду и желание подчинить наше государство России лежит на совести Анисимова, так же, как и на совести политиков, которым он прислуживал своим черным пером и на деньги которых продавал Родину».

    _________________

    Как показали дальнейшие события, решение Священного Синода УПЦ от 18 апреля 2008 года было оправданным и справедливым.

    Что касается стремления секретаря Предстоятеля УПЦ оградить его от В.Анисимова, то оно было обусловлено пятью моментами.

    А именно:

    1. Жалобами правящих архиереев на то, что «Вестник пресс-службы УПЦ» им фактически навязывался, для чего использовалось специальное письмо, подписанное Блаженнейшим.

    Здесь важно отметить, что Митрополит Владимир никогда не принуждал владык покупать журнал, а лишь рекомендовал, исходя из, имеющейся или отсутствующей, потребности. На итоговое решение архиереев он не влиял ни административным способом, ни своим авторитетом.

    Но зато это активно делал Василий Семенович. Это привело к тому, что из некоторых епархий в пресс-службу перестали приходить новости. Вместо этого, региональные корреспонденты охотнее слали свою информацию на портал «Православие в Украине».

    2. Деструктивной лексикой в публикациях В.Анисимова на тему раскола в Украинском Православии - она значительно вредила диалогу УПЦ с УПЦ КП и УАПЦ, который начался с таким трудом.

    3. Сотрудничеством Пресс-службы В.Анисимова с Российским посольством, Коммунистической партией Украины, а также деструктивными околоцерковными организациями, действующими как в России, так и Украине. Речь идет об «Институте стран СНГ» (Москва), «Союзе православных братств» (Киев) и «Едином отечестве» (Одесса).

    4. Отсутствием нормальной профильной деятельности со стороны Пресс-службы В.Анисимова.

    Необходимость в этой структуре отпала, потому что ее работу, довольно-таки успешно, выполнял Синодальный отдел «Миссия духовної просвiти» (позже - Синодальный информационно-просветительский отдел УПЦ - А.А.), «Церковная православная газета» и телепрограмма «Мир Православия» (позже - «Православний Вiсник» - А.А.).

    5. Будучи еще руководителем церковной структуры, В. Анисимов допускал публичную критику в адрес, фактически, своих коллег, которые, также как и он, трудились по благословению Блаженнейшего Митрополита Владимира. Главным образом, эта критика была направлена в адрес секретаря и пресс-секретаря Предстоятеля УПЦ.

    _________________

    И это не удивительно, ведь ограждение Митрополита Владимира от В.Анисимова и его антиукраинской деятельности перекрывало последнему финансовые потоки из Москвы, поскольку он, будучи отстранен «от тела», не справлялся с поставленными задачами. «Не мог официально писать от Митрополита свою пророссийскую отсебятину» (формулировка из комментария секретаря Предстоятеля УПЦ - А.А.).

    А все это время, пока он и его структура «работали» на изменение канонического статуса УПЦ, ущемление ее прав и на дестабилизацию внутриправославной и межконфессиональной ситуации в Украине, всю информационную работу на общецерковном уровне вел Синодальный информационно-просветительский отдел, во главе с протоиереем Георгием Коваленко….

    … И на всеукраинском тоже, благодаря своей корреспондентской сети, созданной, в свое время, на базе телеканала «Глас» и действовавшей, со временем, посредством Фестиваля СМИ православных.