София суздальская, православная святая. Икона София Суздальская: в чем помогает

Преподобная София Суздальская считается одной из наиболее почитаемых святых в русской православной традиции. 29 декабря - день кончины инокини Софии - стал официальным днём её памяти в церковном календаре. Мощи и древняя чудотворная икона святой Софии, по сей день хранящиеся в города Суздаля, являются главными святынями обители. Поклониться им приезжают верующие из дальних уголков, чтобы получить исцеление от болезней и помощь в трудных делах.

София Суздальская и Соломония Сабурова

Немногие сегодня соотносят эти два имени. Между тем в мирской жизни Суздальская (1490 - 1542 гг.) была одной из знатнейших женщин своего времени. В истории она осталась как Соломония Сабурова - супруга Василия Третьего, последнего великого князя московского.

Выбрав пятнадцатилетнюю Соломонию на смотре невест, устроенном матерью, по византийскому обычаю, князь Василий вызвал неудовольствие приближённых. Впервые московский правитель женился на «неровне» из боярского, а не княжеского рода. Тем не менее добрая и благочестивая Соломония снискала любовь и уважение при дворе.

Княжеская доля

Увы, дальнейшая судьба её была трагична. Все двадцать лет брака княгиня оставалась бездетной. Не помогали ни горячие молитвы, ни поездки по святым местам, ни долгие службы в храмах. Неудовольствие великого князя росло, обстановка вокруг несчастной Соломонии всё больше накалялась. Страстно желая иметь наследника, Василий Третий запрещал жениться своим братьям, боясь, что великокняжеский престол уйдёт к племянникам. Всё это печалило умную и добрую княгиню, однако сделать она ничего не могла.

Великокняжеский развод

Вопреки расхожему мнению отнюдь не Генрих Восьмой положил начало традиции королевских разводов.

В 1525 году, после двадцати лет бездетного супружества, Василий Третий принял решение с женой развестись. Злые языки утверждали что не обошлось без «чар» юной княжны Елены Глинской, с которой Василий обвенчался, не подождав и года.

Развод Василия Третьего был первым и беспрецедентным в истории Руси. Решение князя поддержали бояре, однако жёстко осудили священнослужители, многие из них за защиту княгини поплатились свободой.

Тем не менее решение было принято. Князь поступил «по своей доброй воле» и после развода княгиня Соломония должна была принять постриг и удалиться в монастырь.

Инокиня поневоле

Как же восприняла известие о своём постриге София Суздальская? Житие святой содержит два варианта принятия ею монашества. В первом она была пострижена насильно по велению мужа, во втором - не желая распрей и междоусобиц и видя своё бесплодие, просила позволения добровольно уйти в монастырь.

Современная же история утверждает, что преподобная София, а тогда ещё великая княгиня, страстно, как могла, сопротивлялась постригу, из последних сил растоптав монашеское одеяние. Однако, узнав, что постриг - это желание князя, Соломония покорилась. Впрочем, со своим новым статусом инокиня София не могла смириться ещё очень долго.

Как утверждают хроники того времени, приняв своё новое положение, она нашла успокоение в молитве и монашеских трудах. Одно из преданий гласит, что инокиня, не боявшаяся никакой работы, собственноручно вырыла колодец для монастыря, когда обители не хватало воды. До наших дней сохранился сшитый ею покров на могилу святой преподобной Ефросии. Современниками София Суздальская почиталась как истинная подвижница, добротой и примерным служением снискавшая любовь и уважение сестёр-инокинь и всех, кто знал её.

Практически всю свою последующую жизнь в монашестве подвижница провела в стенах Покровского монастыря города Суздаля, где и была похоронена в 1542 году.

Чудеса Софии Суздальской

Вскоре после смерти инокини Софии на могиле её стали происходить чудеса исцеления. Так, в 1598 году произошло первое зафиксированное избавление от слепоты княжны Анны Нечтевой. Спустя четыре года таким же удивительным образом на могиле святой прозрела ещё одна женщина. В последующие года описываются и другие чудесные преображения. Молитва Софии Суздальской помогала от глухоты, паралича и душевных расстройств.

Не только целительницей, но и защитницей была святая София. Явившись в монашеском облачении и с зажжённой свечой в руках предводителю польского войска, подошедшего к монастырю, София Суздальская спасла родную обитель.

Как описывает это событие «Историческое собрание о богоспасаемом граде Суздале» летописца и священнослужителя 18 века Анании Федорова: сильный страх охватил полководца Лисовского от видения святой и правая рука у него отнялась, другие же поляки падали на землю вместе с конями, поражённые болезнью. Вражеское войско отступило, а само чудесное событие было изображено на могильной плите подвижницы.

Память после смерти

Официальная церковь провозгласила почитание инокини Софии как святой только в 1650 году - через сто лет после её упокоения, а вопросом канонизации занялись два столетия спустя. Тем не менее уже вскоре после смерти в народе её начали чтить как святую и молящиеся потянулись к её могиле. Примечательно что ещё в старых, допечатных святцах она именуется святой праведной инокиней, но при этом княгиней Софией.

Во время царствования Ивана Грозного - долгожданного наследника князя Василия от второй жены, Соломонию-Софию поминали преподобной инокиней и почитание носило, скорее, местный характер. Примечательно, что уже в то время князь Андрей Курбский в письме к царю называл Софию-Соломонию преподобною мученицей, невинной и святой. Согласно легенде сам царь Иван Четвёртый приезжал в суздальский Покровский монастырь и, если верить приданиям, собственноручно укрыл гробницу инокини покрывалом, изготовленным в мастерской его любимой жены Анастасии Романовны специально в дар на могилу святой.

При следующем царе Фёдоре Иоановиче почитание святой Софии Суздальской возросло ещё больше. На могилу преподобной инокини совершались многолюдные паломничества, члены царской семьи не раз жаловали обитель своим посещением. До наших дней сохранился вышитый покров на её надгробие с образом Спасителя, преподнесенный монастырю Годуновой. Дарственная надпись подтверждает год и предназначение подношения.

Как выглядела княгиня Соломония

До наших дней не дошло ни одного прижизненного портрета княгини Соломонии Сабуровой. Нам не известно, существовали ли такие изображения вообще, поскольку портретная живопись, как и светское искусство, пришла в Россию только в Петровскую эпоху, спустя почти два столетия после описываемых событий. Сохранились несколько миниатюр из летописных сводов, изображающих сцены свадьбы Василия Третьего и Соломонии, пострижения княгини и несколько других знаковых исторических эпизодов из жизни княжеской четы. Современники же описывали Соломонию Сабурову как женщину необычайной красоты.

Гравюра 19 века изображает молодую темноволосую женщину с правильными чертами лица в тиаре и дорогих одеждах. Была ли настоящая Соломония похожа на портретный образ, созданный художником времён романтизма, сказать сложно. Известно её изображение в монашестве, но, скорее всего, оно также было написано уже после смерти преподобной Соломонии-Софии.

Иконография святой Софии

Множество икон, написанных в 19 - 20 веках, представляют святую Софию Суздальскую в соответствии с византийским иконописным каноном: в монашеском клобуке и парамане иссиня-зелёного, почти землистого цвета, коричневой рясе и багровой или тёмно-вишнёвой мантии. Лицо и руки написаны охрой, большие округлые глаза, тонкий прямой нос, маленькие губы.

Древнейшее изображение преподобной Софии датируется второй половиной 17 века. Конечно же, перед нами утрированный каноничный образ святой и глупо искать в нём портретное сходство с описаниями и известными изображениями реальной Соломонии. Имя мастера, перенёсшего образ на доску, остаётся неизвестным. Предположительно, старейшая икона святой Софии была создана иконописцами в её родной обители. Интересно, что в традиционной иконографии, ведущей начало от этого изображения, присутствует обязательный атрибут - свиток, который держит София Суздальская. Икона эта считается чудотворной и, возможно, предназначалась для гробницы святой.

Признание святой

В Православном церковном календаре имя Софии Суздальской появляется за год до революции. В 1984 году её «официально» вносят в сонм святых, но пока только местночтимых суздальских, а с 2007 года святая София почитается уже на всецерковном уровне.

Преподобная София завещала похоронить себя в земле. Странное желание для того времени, поскольку традиционно людей её положения было принято погребать в каменных усыпальницах-склепах. Больше четырёх столетий, с 1542 по 1990 год, её прах оставался непотревоженным.

В 1995 году её могила в монастыре была вскрыта и мощи Софии Суздальской торжественно изъяты из земли. Сейчас они выставлены в закрытой раке в Покровском соборе. Это главная святыня обители, к которой стекаются многочисленные паломники. Поражает тот факт, что, пролежав в земле более четырёхсот лет, мощи оказались нетленными. Однако после вскрытия гробницы они истлели в считаные минуты.

С чем приходят к святой

С различными просьбами и мольбами обращаются к преподобной Софии. Уже в наше время список явленных ею чудес пополняется новыми свидетельствами. Главным образом к ней обращаются с просьбами об избавлении от всевозможных болезней. Прежде всего как целительница почитается в народе София Суздальская. В чём помогает святая ещё? Как мы помним, при жизни княгиня Соломония была бесплодна. Однако удивителен факт - молитва к святой Софии помогает обрести долгожданное дитя бесплодным парам.

Есть свидетельства того, что она указывала дорогу заблудившимся, оберегала детей от беды и помогала в смягчении сварливого характера старикам.

Преподобная София Суздальская


Отец - боярин Юрий Иванович Сабуров, потомок ордынского мурзы Сабура, принявшего в 1330 году крещение.

Мать рано умерла, была воспитана тётей, Евдокией Ивановной (сестрой отца).

  • 4 сентября 1505 года Великий князь Василий Иоаннович женился на Соломонии. Её выбрали на смотре невест из 500 девиц, представленных ко двору для этой цели со всей страны (по образцу смотрин невест для византийских императоров). Княгиня отличалась редкой красотой, но в то же время была очень скромна и благочестива. Двадцать лет прожила Соломония в высоком звании великой княгини, оставив о себе память как о добродетельной жене, верной и святой христианке, утешающей свой бедствующий народ делами любви и милосердия.
  • После двадцати лет брака, Соломония так и не родила. Боясь, что возможные сыновья братьев станут претендентами на трон, Василий запрещал своим братьям вступать в брак, пока у него не родится сын. Это решение трагически скажется на истории рода Рюриковичей и всей России. В 1525 году князь решается развестись с Соломонией.
  • 25 ноября 1525 Соломонию привели в Московский Богородице-Рождественский монастырь и постригли с именем София. Постриг совершил игумен Никольского монастыря Давид. Есть две версии пострижения: первая - княгиня умоляет своего супруга дозволить ей оставить престол и вступить в монастырь, на что великий князь дал свое согласие и вторая - пострижена насильно.
  • В начале следующего (1526-го) года великий князь женился на юной Елене Глинской, дочери литовского князя Василия Львовича Глинского, от коего брака родился Иван Грозный.
  • Подобный развод с ссылкой жены в монастырь оказался беспрецедентным в истории Руси, хотя за первым подобным случаем в следующих поколениях Рюриковичей и Романовых последовали и другие. Он вызвал большое неодобрение в обществе.
  • Позже её перевели в Покровский монастырь г. Суздаль , который она патронировала ещё с 1518 г. как великая княгиня.
  • Во время регентства Елены Глинской, согласно некоторым источникам, была выслана в Каргополь, а потом вернулась в Суздаль .
  • Через 17 лет иночества скончалась 18 декабря 1542) г. Похоронена в Суздальском Покровском монастыре.
  • Молва о святости инокини быстро распространилась по всей Руси. Князь Андрей Курбский в послании к Иоанну Грозному называет её преподобномученицей.
  • При царе Феодоре Иоанновиче, сыне Грозного, её уже чтили как святую. На гробнице Софии случались чудесные исцеления, а в 1609 году, во время нашествия поляков, она спасла Суздаль от разорения, явившись в грозном виде предводителю военного отряда поляков Лисовскому. У него парализовало руку, и он дал клятву оставить в покое город и монастырь.
  • В 1650 году патриарх Иосиф разрешил Суздальскому архиепископу почитать её как святую.
  • В середине XVIII в. встал вопрос о канонизации. Её икона, написанная ещё в XVII столетии, сохранилась до наших дней и почитается чудотворной.
  • По благословению Святейшего Синода её имя было внесено в Православный церковный календарь на 1916 г.
  • С 1984 г. специальным указом патриарха Пимена Русская Православная Церковь почитает преподобную Софию в сонме местночтимых святых Владимиро-Суздальской земли.
  • 14 августа 1995 г. - были обретены мощи святой и перенесены в Покровский собор.

Существует легенда, что Соломония во время пострижения была беременна и уже в монастыре родила мальчика Георгия, которого она отдала в надежные руки, а сама объявила, что новорожденный скончался. По легенде, выросший сын Соломонии стал знаменитым разбойником Кудеяром, о котором сложена некрасовская «Песня о двенадцати разбойниках». Этой историей очень интересовался Иоанн Грозный, ведь сын Соломонии оказался бы его старшим братом и первым наследником. Царь потребовал все архивы, касавшиеся дела Соломонии. При реконструкции монастыря в 1934 году было обнаружено тайное захоронение, в котором оказалась тряпичная кукла, одетая в расшитые жемчугом распашонки. Отреставрированная, эта рубашечка находится в исторической экспозиции суздальского музея, рядом с ней - крышка от той гробницы.

Пре-по-доб-ная Со-фия, в ми-ру Со-ло-мо-ния, ве-ли-кая кня-ги-ня, бы-ла до-че-рью бо-яри-на Юрия Кон-стан-ти-но-ви-ча Са-бу-ро-ва. В 1505 го-ду на нее пал вы-бор на-след-ни-ка пре-сто-ла, бу-ду-ще-го ве-ли-ко-го кня-зя Ва-си-лия Иоан-но-ви-ча. Брак их не был счаст-ли-вым, так как Со-ло-мо-ния ока-за-лась бес-плод-ной. Чтобы иметь на-след-ни-ка, ве-ли-кий князь Ва-си-лий Иоан-но-вич ре-шил же-нить-ся вто-рич-но (на Елене Глин-ской) и 25 но-яб-ря 1525 г. ве-лел по-стричь Со-ло-мо-нию в мо-на-хи-ни. На-силь-но по-стри-жен-ная с име-нем Со-фия, Со-ло-мо-ния бы-ла со-сла-на под стра-жу в Суз-даль-ский По-кров-ский мо-на-стырь, где по-дви-га-ми из-гна-ла из серд-ца мир-ские по-мыс-лы и все-це-ло по-свя-ти-ла се-бя Бо-гу.

Князь Курб-ский на-зы-ва-ет бла-жен-ную кня-ги-ню "пре-по-доб-ною му-че-ни-цею". В ру-ко-пис-ных свят-цах она име-ну-ет-ся как "Свя-тая пра-вед-ная кня-ги-ня Со-фия ино-ки-ния, яже бысть в По-кров-ском мо-на-сты-ре де-ви-че, чу-до-твор-ни-ца". При ца-ре Фе-о-до-ре Иоан-но-ви-че ее чти-ли как свя-тую. Ца-ри-ца Ири-на Фе-о-до-ров-на по-сы-ла-ла в Суз-даль "на ве-ли-кую кня-ги-ню Со-ло-мо-ни-ду, а во ино-цех Со-фию, бар-хат-ный по-кров с изо-бра-же-ни-ем Спа-си-те-ля и свя-тых". Пат-ри-арх Иосиф пи-сал к Суз-даль-ско-му ар-хи-епи-ско-пу Се-ра-пи-о-ну о пе-нии над Со-фи-ей па-ни-хид и мо-леб-нов. Пре-по-доб-ная Со-фия пре-ста-ви-лась к Бо-гу в 1542 го-ду. В опи-са-нии Суз-да-ля клю-чарь Ана-ния при-во-дит несколь-ко слу-ча-ев чу-дес-ных ис-це-ле-ний при гроб-ни-це пре-по-доб-ной Со-фии.

Полное житие преподобной Софии (в миру Соломонии) Суздальской

Пре-по-доб-ная Со-фия, в ми-ру ве-ли-кая кня-ги-ня Со-ло-мо-ния Са-бу-ро-ва, бы-ла пер-вой же-ной ве-ли-ко-го кня-зя мос-ков-ско-го Ва-си-лия Иоан-но-ви-ча (1505-1533). Он вы-брал ее в су-пру-ги из пя-ти-сот са-мых кра-си-вых де-виц. Но брак ока-зал-ся без-дет-ным, о чем ве-ли-ко-кня-же-ская че-та силь-но скор-бе-ла. По-сле 20 лет су-пру-же-ства, несмот-ря на уве-ща-ния ду-хо-вен-ства, ве-ли-кий князь ре-шил всту-пить во вто-рой брак с ли-тов-ской княж-ной Еле-ной Глин-ской. Мит-ро-по-лит Вар-ла-ам, об-ли-чив-ший неза-кон-ность рас-тор-же-ния бра-ка, был све-ден с мит-ро-по-ли-чье-го пре-сто-ла - впер-вые в рус-ской ис-то-рии - и за-то-чен в мо-на-стырь, а пре-по-доб-ный , за-сту-пив-ший-ся за кня-ги-ню Со-ло-мо-нию, за-пре-щен и так-же за-клю-чен в тем-ни-цу. Все Все-лен-ские пат-ри-ар-хи осу-ди-ли по-сту-пок ве-ли-ко-го кня-зя, а пат-ри-арх Иеру-са-лим-ский Марк пред-ска-зал рож-де-ние от вто-ро-го бра-ка мла-ден-ца, ко-то-рый по-ра-зит мир сво-ей же-сто-ко-стью (Иоан-на Гроз-но-го).

25 но-яб-ря 1525 го-да ве-ли-кая кня-ги-ня Со-ло-мо-ния на-силь-но бы-ла по-стри-же-на в мо-на-ше-ство с име-нем Со-фия в Мос-ков-ском Рож-де-ствен-ском мо-на-сты-ре. По-сле по-стри-га ее от-пра-ви-ли под стра-жей в Суз-даль-ский По-кров-ский мо-на-стырь, ко-то-рый впо-след-ствии стал мес-том за-то-че-ния неволь-ных цар-ствен-ных по-стри-же-ниц. Не сра-зу при-ми-ри-лась ве-ли-кая кня-ги-ня со сво-им но-вым по-ло-же-ни-ем, дол-го скор-бе-ла. Но, по-ко-рясь во-ле Бо-жи-ей, Со-фия на-шла уте-ше-ние и уми-ро-тво-ре-ние в усерд-ной мо-лит-ве.

Ино-ки-ня Со-фия, по-знав тще-ту ско-ро-пре-хо-дя-щих зем-ных благ, всей ду-шой воз-же-ла-ла Цар-ствия Бо-жия и прав-ды его (). В то вре-мя, как в ми-ру умно-жа-лись без-за-ко-ния, она в сво-ем уеди-не-нии укра-ша-лась доб-ро-де-те-ля-ми и по-сте-пен-но вос-хо-ди-ла к ду-хов-но-му со-вер-шен-ству. Князь Курб-ский в по-сла-нии к Иоан-ну Гроз-но-му (1533-1584) на-звал кня-ги-ню-ино-ки-ню «пре-по-доб-но-му-че-ни-цей».

Пре-по-доб-ная Со-фия скон-ча-лась в 1542 го-ду и бы-ла по-хо-ро-не-на в Суз-даль-ском По-кров-ском мо-на-сты-ре. Сте-пен-ная кни-га гла-сит об этом: «По-жив бла-го-дар-но и бо-го-угод-но к Бо-гу отъ-и-де». Уже бли-жай-шие по-том-ки мо-лит-вен-но по-чи-та-ли пре-по-доб-ную Со-фию. В ру-ко-пис-ных свят-цах она име-ну-ет-ся как «свя-тая пра-вед-ная кня-ги-ня Со-фия ино-ки-ня, яже бысть в По-кров-ском мо-на-сты-ре де-ви-че, чу-до-тво-ри-ца». При ца-ре Фе-о-до-ре Иоан-но-ви-че (1584-1598), сыне Гроз-но-го, ее уже чти-ли как свя-тую. Ца-ри-ца Ири-на Фе-о-до-ров-на от-пра-ви-ла в дар на ее гроб-ни-цу «бар-хат-ный по-кров с изо-бра-же-ни-ем Спа-си-те-ля и свя-тых».

Пат-ри-арх Иосиф (1642-1652) пи-сал Суз-даль-ско-му ар-хи-епи-ско-пу Се-ра-пи-о-ну о со-вер-ше-нии мо-леб-нов и па-ни-хид над гро-бом пре-по-доб-ной Со-фии. Поз-же, в XIX ве-ке, ар-хи-епи-ско-пом Суз-даль-ским и Та-рус-ским Се-ра-пи-о-ном бы-ла со-став-ле-на служ-ба пре-по-доб-ной Со-фии.

В опи-са-нии го-ро-да Суз-да-ля клю-чарь Ана-ния со-об-щил о чу-дес-ных ис-це-ле-ни-ях при гроб-ни-це пре-по-доб-ной Со-фии. Так, в 1598 го-ду у ее гроб-ни-цы про-зре-ла княж-на Ан-на Нечте-ва, шесть лет стра-дав-шая сле-по-тою. В 1609 го-ду, во вре-мя на-ше-ствия по-ля-ков на Рос-сию, пре-по-доб-ная Со-фия спас-ла Суз-даль от ра-зо-ре-ния. Она яви-лась в гроз-ном ви-де пред-во-ди-те-лю во-ен-но-го от-ря-да по-ля-ков Ли-сов-ско-му. От стра-ха у него па-ра-ли-зо-ва-ло ру-ку, и он дал клят-ву оста-вить в по-кое го-род и мо-на-стырь. Мно-го и дру-гих чу-дес со-вер-ши-лось по мо-лит-вам пре-по-доб-ной Со-фии.

Государь Всея Руси Иоанн Третий, чувствуя приближение кончины, пожелал женить сына Василия - своего наследника и соправителя. По его приказу в Москву на смотр невест были доставлены сотни девиц, прекрасных лицом и станом. После строго отбора десять достойнейших из них были представлены Василию Иоанновичу.

Сердце молодого царя покорила Соломония из рода Сабуровых. Отец её, боярин Юрий Константинович, был потомком татарского мурзы Чета, принявшего в четырнадцатом веке христианство с именем Захарий.

Соломонию торжественно ввели в особые царские хоромы, где ей предстояло жить до свадьбы под присмотром дворовых боярынь. Но она словно не рада была пышным палатам, устроенным по вкусу покойной матушки Василия Иоанновича, величественной царицы Софьи из византийской императорской династии Палеологов. Целыми днями просиживала государева избранница за рукоделием и шептала молитву, роняя на шитьё слёзы. В услужении при царской невесте позволили находиться ее младшей сестре Марии. Бойкая девочка никак не могла взять в толк, отчего горюет Соломония.

Ну что же ты все плачешь, сестрица? Ты только посмотри, как красиво и разумно здесь все устроено! Век бы жила в этой хоромине! Какая же ты счастливица, что стала царицей!

Соломония:

Ох, Марьюшка, что за царица из меня? Я - раба Государева. Коли Господь рассудил мне стать женой царя, буду служить ему верой и правдой. Может быть, детушки мои будут достойны этих палат, а я здесь словно на чужом месте. Потому и робею, потому и плачу .

Тише воды, ниже травы держала себя Соломония во дворце и после свадьбы. Покорная мужу, она даже в мыслях не прекословила ему и во всем старалась угождать.И царь благосклонно относился к супруге, ценя ее добросердечие. Годы шлив любви и согласии. Одно лишь омрачало счастье супругов - Бог не давал им наследника. Недоброжелатели шептались за спиной у кроткой царицы, что она не оправдала надежд государя. А иные бояре и в лицо осмеливались попрекнуть её бездетностью, притворно изображая сочувствие. Соломония безответно сносила упреки. Свою боль и надежду царица изливала в шитых шелком иконах - она ни на день не оставляла рукоделие. В 1525 году, через двадцать лет после Венчания, Соломония подарила Троице-Сергиеву монастырю собственноручно вышитую пелену «Явление Богоматери преподобному Сергию». На клеймах, окружавших центральный образ, царица запечатлела сюжеты, рассказывающие о чудесных случаях дарования дитя после долгих лет бездетности - «Зачатие Иоанна Предтечи» и «Зачатие Богородицы». Здесь же она оставила надпись: «Помилуй, Господи, благоверного великого князя Василия Ивановича, Государя всея Русии его благоверную великую княгиню Соломонию и подай им, Господи, плод чрева».

Бездетность царицы была бедой не только личной, но и династической. Василий Иоаннович желал видеть на русском престоле только своего сына. Когда же у венценосной четы иссякли надежды на беременность Соломонии, она сложила с себя царскую корону, надев вместо нее монашеский клобук. Царь женился на молодой княжне Елене Глинской, и через три года она родила сына Ивана - будущего царя, вошедшего в русскую историю под прозванием Грозный.

Соломония Сабурова приняла монашество с именем София и поселилась в Суздальском Покровском монастыре. В одних летописях сказано, что это был добровольный шаг великой княгини, в других утверждается, что постриг был совершен по велению царя. Но ни один исторический документ не подвергает сомнению факт, что, оставив мир, великая княгиня нашла утешение в молитве и радость - в богообщении.

Святость Софии была очевидной для современников, народное почитание великой княгини началось вскоре после ее кончины. Уже в шестнадцатом веке стали известны многочисленные случаи исцеления по молитвам к ней. В семнадцатом столетии была написана икона Софии Суздальской, и образ прославился как чудотворный. Однако, официальная канонизация княгини свершилась только в 1984 году! И это посмертное молитвенное служение преподобной Софии, лишь спустя четыре столетия увенчавшееся прославлением - словно еще один штрих к портрету кроткой, смиренной праведницы.

Святая преподобная София, суздальская подвижница веры и благочестия, в миру Соломония Сабурова, была супругой великого московского князя Василия III , при котором Русь переживала свое лучшее государственное время.

Родилась Соломония около 1490 года.Ее отец Юрий Константинович был потомком ордынского мурзы Сабура, принявшего в 1330 году крещение.

Бог Промыслитель предызбрал святую Софию в число верных Своих угодников, показав на ней славу Своей Божественной силы и премудрости. Соломония рано лишилась родителей. Но Отец Небесный восприял эту сироту, чтобы явить ее великой молитвенницей в земле Русской. Отроковица воспитывалась в семье набожной тети, горячо любившей ее. В этом доме, как в доброй школе, она и выросла, наученная благочестию и страху Божию как высшим наукам духовной жизни.

Благодаря добрым нравам, заложенным в ней с детства, Соломонии суждено было стать великой княгиней московской. Государь избрал ее из полутора тысячи знатных дочерей, приехавших с разных концов Русского государства. Доверенные люди великого князя особое внимание обращали не только на благочестие и происхождение девиц, но и на их здоровье, ибо велико-княжеская семья Рюриковичей всегда заботилась о будущем своей династии - наследнике престола.

4 сентября 1505 года было совершено церковное венчание державных супругов – Василия III и Соломонии Сабуровой. Жили они в большой любви, мире и согласии. Воистину, добродетельная жена – венец для мужа своего (Притч. 12:4). Княгиня отличалась редкой красотой, но в то же время была очень скромна и благочестива.

Двадцать лет прожила Соломония в высоком звании великой княгини, оставив о себе память как о добродетельной жене, верной и святой христианке, утешающей свой бедствующий народ делами любви и милосердия.

Единственным горем, омрачавшим жизнь державных супругов, было их бесчадие. Эта скорбь побуждала великокняжескую чету к совместным молитвам о даровании наследника престола. Почти ежегодно они усердно совершали паломничества во святые обители Руси. Чаще всего супруги ездили в известный Троицкий монастырь на поклонение Сергию, Радонежскому чудотворцу, и со слезами молились у его святой раки.

С той же скорбью о себе Василий III и Соломония посетили однажды Покровский монастырь в городе Суздале. Из почтения к этой обители великий князь повелел начать здесь каменное строительство. А в 1526 году Покровская обитель стала местом иноческих подвигов княгини Соломонии, оставившей великосветскую жизнь, более того, в своих стенах она же и упокоила эту неутомимую подвижницу. Бог, знающий сущия Своя и поспешающий им во всем благом (2 Тим. 2:19), судил русской княгине взойти на высшую жизненную ступень - иноческую, духовную, отдающую себя всецело служению Вечному Богу.

В первой четверти XVI века возникло беспокойство в высоких кругах Руси о возможном пресечении древней великокняжеской династии Рюриковичей. Близкие князю люди советовали ему расторгнуть брак с Соломонией, так как она, по их мнению, служила прямым препятствием к продолжению рода.

Но великая княгиня была еще и великой в жизни, стояла выше дворцовых распрей. Видя, что нет Божия благословения на продолжение династии и не желая ссоры при дворе, она мудро умоляет своего супруга дозволить ей оставить престол и вступить в монастырь, на что великий князь дал свое согласие.

Постриг был совершен в Московском Рождественском монастыре, а монашеская жизнь потекла уже в Суздале в Покровской обители, где красовались замечательные храмы, отстроенные на вклады велико-княжеского дома.

Отдавшись всей душой служению Богу, великая княгиня, в иночестве София, явила редкий образ христианского подвижничества по примеру древних иноков Церкви Христовой. Непрестанная молитва, чтение Слова Божия и постоянный труд занимали все дни ее пребывания в монастыре, помогали обрести совершенство духовной жизни. Молва о святости инокини Софии быстро распространялась по всей Руси, ибо не может град укрытися верху горы стоя (Мф. 5:14).

Семнадцать лет подвизалась преподобная в Покровском монастыре, и здесь же 16 декабря 1542 года она мирно предала душу свою в руце Божии. Тело святой подвижницы погребли в усыпальнице под Покровским собором.

По молитвам преподобной Софии люди, притекавшие с верой в ее помощь, исцелялись от самых различных и тяжких болезней тела и недугов души. Исцелялись от головных болей, от слепоты, вставали на ноги парализованные, выздоравливали душевнобольные. В Покровский монастырь стали стекаться богомольцы с самых разных сторон Русской земли, из самых разных сословий и родов, не исключая и царского.

Святая преподобная София Суздальская оставила о себе очень живую и назидательную память для тех, кому жизнь дорога как бесценный Божий дар, кто хотел бы обрести после этой земной, временной и тленной жизнь другую, новую и благодатную, для кого будущая вечность есть то единственное, что оправдывает наше настоящее бытие.

Да сподобит и поможет нам Всемилостивый Господь подобно великой княгине Софии увидеть и познать красоту, силу и богатство духовной жизни, щедро венчающей своего труженика уже здесь неизреченной благодатью Божией и особенно обильно и бесконечно там, в Царстве Небесном, которое да наследуем мы все за молитвы угодницы Божией преподобной Софии Суздальской, ревностно подражая ей в подвигах веры и любви.