Как происходит заочное отпевание. Отпевание и погребение усопших. Надо ли служить панихиду по младенцу

Огромное значение отпеванию усопшего в церкви уделяют христиане в православии и католицизме. Считается, что без этого ритуала душа умершего человека не сможет обрести покой и будет обречена на вечные скитания между двумя мирами.

Для чего это необходимо?

Согласно христианской традиции, перед смертью человек должен успеть раскаяться в своих грехах. Это увеличивает вероятность того, что душа усопшего войдет в Царствие Небесное. В некоторых случаях умирающий не имеет возможности раскаяться. Будучи молодым и здоровым, человек не задумывается о бренности бытия. Смерть же может прийти неожиданно. Ежедневно тысячи людей гибнут в автомобильных авариях, во время грабительских налетов на свои жилища и т. д.

Отпевание усопшего - это благословение церкви, которое дается душе человека. Суть этого обряда состоит в том, чтобы Высшие силы простили только что умершего и позволили ему найти вечный покой. Церковь призывает родных и близких покойного, прежде всего, молиться о душе того, кто был любим и дорог, а не устраивать богатые похороны или пышные поминки. Таинство смерти (так часто называют отпевание) намного нужнее новопреставленному, чем красивые венки и дорогие памятники на кладбище.

Ритуал нужен не только покойному, но и его близким людям.

Находясь рядом с ушедшим родственником или другом, человек невольно задумывается о недолговечности всего земного. Люди понимают, что смерть ожидает каждого, что из этого мира рано или поздно придется уходить. Для многих уход близких становится настоящим потрясением, которое заставляет задуматься и о собственной душе, пересмотреть свою жизнь, отказаться от греховных действий.

Обряд желательно проводить в храме, который считается святым местом. Вполне допустимо приглашать священнослужителей на дом. Церковь разрешает заочное проведение ритуала, если останки покойного не найдены и не могут быть похоронены. Иногда транспортировка тела в храм невозможна. Если и священник не сможет посетить дом усопшего, родные покойного должны просить церковь о .

Священнослужители обычно идут на уступки. Родственникам дают землю, листок с разрешительной молитвой и венчик. Церемония будет проведена заочно. Венчик надевают покойному на лоб. В правую руку умершего следует вложить листок с молитвой.

Тело посыпают землей крестообразно: от головы до ног, затем от правого плеча до левого.

Существует 5 видов отпевания:

  1. Для младенцев. К младенцам относятся не только новорожденные. Церковь так называет всех детей, которые умерли, не достигнув семилетнего возраста.
  2. Для мирских людей.
  3. Пасхальное. Отпевания не проводят на пасхальной неделе. Церемонии совершаются в первую седмицу Пасхи.
  4. Для монахов и иеромонахов.
  5. Для иереев и епископов. Ритуалы отличаются большей торжественностью, чем обряды простых монахов.

Обязательно ли это делать?

Верующие люди зачатую ведут себя слишком высокомерно по отношению к тем, кто не является соблюдающим христианином или не верит в Бога вообще. Верующие полагают, что достаточно регулярно посещать церковь и выполнять все ритуалы для того, чтобы попасть в рай. В отпевании они видят гарантию входа в Царствие Небесное.

Еще при жизни они заботятся о том, чтобы после их ухода родные заказали в храме этот обряд.

Таинство смерти не гарантирует, что христианин войдет в Царствие Небесное. Существует 7 церковных таинств, среди которых покаяние, крещение и некоторые другие. Каждый из обрядов что-то гарантирует верующим. После покаяния люди могут считать, что их грех будет прощен, если только они не имеют намерения продолжать грешить дальше. После крещения человек может называть себя христианином, а христианскую церковь - своим заступником перед Богом.


Отпевание не относится к церковным таинствам, несмотря на то, что его иногда называют таинством смерти. Не следует думать, что закоренелый грешник, который умышленно причинял вред ближним и вел неправильный образ жизни, войдет в рай только потому, что его отпели. Известны случаи, когда праведные люди, отошедшие от мирского, завещали бросить свое тело в помойную яму или отдать на растерзание собакам. Таким образом они хотели показать свое пренебрежение к бренному телу, которое считали нечистым. Праведный Артемий Веркольский был убит молнией. Такая смерть была признана карой Всевышнего. Самого праведника стали считать грешником. Его не только не отпели, но и не . Тело было оставлено в безлюдном месте и прикрыто хворостом. Почти 30 лет спустя его обнаружили. К удивлению верующих, тело осталось нетленным. Чудо было свидетельством того, что Артемий - Божий человек.

Несмотря на то что обряд отпевания не является обязательным условием вхождения в Царствие Небесное, не стоит забывать о таинстве смерти. Проведение ритуала связано с немалыми затратами, что заставляет верующих отказываться от отпевания умершего. Покойный, если он вел относительно праведную жизнь, стремился быть настоящим христианином и каялся в своих грехах, будет награжден после смерти. Родственники, для которых единственная причина отказа от обряда - материальные затраты, будут жестоко наказаны. Если у человека не было родственников, позаботиться о его душе должны те, с кем он близко общался при жизни, или те, кому он завещал свое имущество.

Отсутствие родственных связей не снимает ответственности с живых.

Когда проводится таинство?

Отпевание в храме осуществляется до обряда погребения. Церковь оставляет за близкими право провести его уже после похорон. Но воспользоваться этим правом можно в исключительных случаях. Допустимо заочно отпеть солдата, который был убит на войне и похоронен далеко от дома. В последние десятилетия специальные поисковые группы находят останки воинов, погибших в годы ВОВ. Тела перезахоранивают на кладбище и проводят ритуал.

Необходимость провести обряд после погребения может быть вызвана и с тем, что в свое время покойный не был захоронен по христианской традиции из-за идеологических соображений. Некоторые представители старшего поколения, родившиеся в Советском Союзе, не были отпеты. Сегодня религия не подвергается гонениям, как в середине прошлого века. Дети, внуки и правнуки должны позаботиться о душах своих умерших родителей и прародителей. Не имеет значения, сколько времени прошло с момента смерти человека.

Искренняя молитва за него будет принята всегда.

Если причиной отпевания после похорон стали обычные бытовые неудобства (свадьба, отпуск, работа), на живых ложится грех, за который им придется отвечать и в этой жизни, и на том свете.

Когда можно получить отказ?

В определенных случаях для проведения обряда требуется особое разрешение. Умершего могут не отпеть, если он:

  1. Самоубийца. Самостоятельное сведение счетов с жизнью рассматривается церковью как один из самых тяжких грехов, который трудно замолить. Самоубиенных обычно не отпевают. На Руси такого человека даже не хоронили на кладбище рядом с праведниками. Тем не менее исключения все-таки возможны. Если человек был душевнобольным, церковь не может спрашивать с него как с психически здорового. Родственникам необходимо представить заключение врача о том, что покойный был болен и не контролировал свое поведение. Приходской священник не имеет права принимать решение о проведении отпевания. Этот вопрос решается только архиереем. Обращаться с просьбой нужно в епархию.
  2. Некрещеный. Церковь не может проводить в последний путь человека, который ей не принадлежал. Чин отпевания младенцев, которых не успели окрестить, может быть дозволен. Новорожденный не виноват в том, что родители вовремя не ввели его в лоно церкви. Зачастую и самих родителей обвинять в этом нельзя. Смерть наступает неожиданно, и к ее приходу редко бывают готовы. Для проведения обряда может потребоваться разрешение. Однако если усопший, будучи уже в сознательном возрасте, отказывался от таинства крещения, снисхождения к нему не будет. Ему откажут в отпевании в церкви. Задача близких состоит в том, чтобы уговорить некрещеного пройти обряд, особенно если он смертельно болен и велика вероятность того, что он скоро умрет.
  3. Безбожник или закоренелый грешник. Человек, который вел аморальный образ жизни, призывал к атеизму, организовывал гонения на религию и не раскаялся в своих деяниях перед смертью, не может быть отпет по христианскому обряду.

Вопрос о том, можно ли отпевать наркоманов и алкоголиков, остается открытым. Большинство священнослужителей сходится во мнении о том, что делать это необходимо. Церковь должна не выносить грешнику суровый приговор, а пытаться оправдать его перед Богом. Наркоманию и алкоголизм следует рассматривать как болезнь, а больного нельзя осуждать. Часто люди впадают в грех неосознанно, начинают пить от горя, пытаясь забыть свои проблемы.

До недавнего времени существовал запрет на отпевание кремированных.

Тело христианина должно быть предано земле. Однако запрет был снят, поскольку кремация стала более актуальной. В некоторых случаях она даже необходима.

Как проводится церемония?

Родным покойного необходимо прийти в храм и договориться со священником. Сделать это надо сразу же после того, как было получено известие о смерти. Ежедневно в церквях проводится много обрядов. Работники храма должны определить время для каждой церемонии. О том, что нужно иметь при себе родным и близким в церкви, заранее сообщит священник. Обычно к обязательным ритуальным предметам относятся свечи, погребальный венчик, нательный крест покойного, малая икона, погребальное покрывало и листок с разрешительной молитвой.

На протяжении всей церемонии каждый провожающий должен держать в руках горящую свечу. Гроб вносят в церковь без крышки. Венчик, который кладут на лоб покойного, символизирует венец земного пути, который умерший прошел с честью. Священник читает псалмы и Священное Писание. Певчие поют специальные погребальные стихиры и тропари. После этого должно быть провозглашено свидетельство о прощении прегрешений. Считается, что новопреставленной душе будут прощены грехи, в которой она успела раскаяться во время своего пребывания на земле. Но и в тех случаях, когда человек умер без покаяния, обряд снимает с него часть грехов.

Церемония завершается разрешительной молитвой.

Следующим этапом становится прощание с умершим. Родные и близкие подходят к гробу и отдают земные поклоны. По традиции необходимо поцеловать икону на груди усопшего, а затем венчик. Тело накрывают покрывалом. Гроб закрывают крышкой и заколачивают. После этого проходит церемония погребения. В среднем таинство смерти длится 40–50 минут. Сказать заранее, какой именно будет длительность, очень сложно. Все зависит от целого ряда обстоятельств.

Как вести себя родным и близким?

Несведущие не знают, как вести себя при отпевании покойного, как одеться и т. д. Присутствующие на церемонии чаще всего надевают траурную черную одежду. Это не считается правильным. Когда человек умирает, ему предстоит пройти путь от смерти к новой жизни. Гибель бренного тела становится освобождением для бессмертной души, которая направляется в лучший мир и видит свет впереди. Отпевание для священника - это повод надеть белые облачения, как при проведении таинства крещения. Обе церемонии являются самыми важными в жизни человека: сначала его принимают в этот мир, а затем провожают в лучший.

Как бы странно это ни звучало, но похороны не следует рассматривать как повод для скорби. Родные покойного не должны приходить в церковь в черном. Это светская, а не церковная традиция. Уход дорого человека воспринимается как трагедия. Если на погребение или отпевание кто-то из родных или знакомых придет в светлой одежде, участники церемонии отнесутся к этому с негодованием.

Мирские люди не знакомы с церемонией отпевания и не знают, как она будет происходить. Придя в храм, они не отходят от гроба. Однако таинство смерти предназначено для молитв за усопшего. Молиться должны не только священнослужители, но и родные и близкие покойного. Не зная священных текстов, можно просто вслушиваться в то, что читает святой отец, или прислушиваться к певчим. Следует мысленно повторять услышанное.

Духовное должно занимать не меньше места в жизни, чем мирские заботы. Современный человек проводит время в ежедневной суете, тратя отпущенное время на работу или развлечения. Между тем не стоит забывать о том, что наше бытие не ограничено только видимым нам миром. О своей душе и о душах своих близких нужно начинать заботиться еще при жизни, а не после смерти.

Отпева́ние – совершаемый священником заупокойный чин; , посредством которого провожает усопшего в мир инобытия, молитвенно ходатайствуя о нём, испрашивая у Бога прощения его и дарования ему упокоения в . Отпевание – народное название, которое было дано этому чинопоследованию потому, что большая часть молитв в нем поется. В отпевание именуется «последованием мертвенным».

Богослужебные книги Русской Православной Церкви содержат 6 видов последования мертвенного:
1. младенцев - для христиан не достигших 7-летнего возраста;
2. мирских человек;
3. монашеское - для монахов (в том числе иеромонахов);
4. иерейское - для лиц в иерейском сане, а также епископов;
5. архиерейское — по завещанию таковых (св. синод от 13.12.1963);
6. в первую седмицу Пасхи.

В чём смысл отпевания?

В службе погребения есть три основных темы: тема обязательной молитвы за усопшего, тема памяти смертной и - надежда на воскресение. Евангельское чтение на отпевании и апостольское - говорят именно о воскресении!

На какой день совершается отпевание?

Отпевание cовершается в храме, обычно на третий день после ; первым днем считается сам день кончины (то есть, если человек преставился в среду, то хоронить его принято в пятницу).

По особому чину совершается отпевание в дни Светлой Пасхальной седмицы: вместо печальных заупокойных молитвословий поются радостные торжественные песнопения Святой Пасхи.

В день Светлого Христова Воскресения и в праздник Рождества Христова усопших в храм не вносят и отпеваний не совершают, перенося его на следующий день.

Как совершается отпевание?

Совершается отпевание усопшего единожды, в день его погребения. Если точно не известно – был отпет или нет умерший когда-то человек, то возможно заказать заочное отпевание. В состав чинопоследования входят , чтение и . Отпевание должно совершаться в храме. С давних времен, по традиции умершего не только отпевали в храме, но и оставляли его там на три дня. И в течение этого времени, вплоть до похорон читали по усопшему Псалтирь (см. ).

Приходя в храм, следует помнить, во-первых, о том, что отпевание и нужны для молитвы. А искренне молятся обычно те, кому покойный был по-настоящему дорог, то есть близкие ему люди, те, которые переживают за душу умершего. Во-вторых, было бы хорошо, если бы стоящие в храме люди брали текст чинопоследования (можно скачать заранее в Интернете) и понимали, что поет хор. Понимание происходящего усилит молитву и поможет душе близкого.

У православных принято хоронить в гробу, который до конца отпевания остается открытым (если для этого нет особых препятствий). Тело усопшего в гробу покрывают особым белым покровом (саваном) - в знак того, что усопший, принадлежавший к Православной Церкви и соединившийся с Христом в её Святых Таинствах, находится под покровом Христовым, под покровительством Церкви - она до скончания века будет молиться о его душе. Бумажный венчик на голове покойного – символ венца, символическое обозначение того, что усопший ушел в Вечную жизнь как воин, одержавший победу на поле брани.

Все провожающие усопшего молятся с зажженными свечами, знаменующими Невечерний Свет вечности. При прощании целуется иконка на груди и чело () усопшего. В том случае, когда отпевание происходит при закрытом гробе, целуют крест на крышке гроба.

Кого нельзя отпевать?

Священник может отказать в отпевании нецерковного человека или . Неверующие, атеисты, агностики, оккультисты сделали свой выбор еще при жизни. И мы должны уважать этот выбор, пусть даже он кажется нам ужасным. Встреча со Святым Богом принесёт им только мучение.

Не отпеваются некрещеные (в том числе и младенцы), инославные и иноверные, также убитые при совершении преступления и самоубийцы.

В последнем случае усопший может быть отпет, если покончил с собой в состоянии невменяемости или сумасшествия. Для этого родственники могут испросить письменное разрешение у правящего , подав ему прошение с приложенным медицинским заключением о причине смерти их близкого.

Можно ли отпеть в морге?

Можно ли отпеть заочно?

Возможно, но только в исключительных случаях (когда тело не найдено, погребено другими людьми, или до обращения желающих отпеть к Богу).

Даёт ли отпевание гарантию спасения?

Бессмысленно отпевать человека, который при жизни не исповедовал . Отпевание не является «пропуском в Рай», магическим актом, при котором усопшему автоматически прощаются грехи или его душа обязательно попадёт в Царство Божие. Одновременное отпевание нескольких покойных не является нарушением богослужебных правил.

Чем ещё можно помочь душе усопшего?

Чем отпевание отличается от «обыкновенной» молитвы за усопшего?

В наше время нередко приходится сталкиваться с недоумением: если Бог слышит и отвечает на наши молитвы вообще, то конечно же, отвечает и на молитвы об усопших; для чего же тогда существует чин отпевания? неужели Богу недостаточно «простых» молитв?

Следствием недопонимания смысла и важности отпевания умерших является то, что многие относятся к этому действу всего лишь как к формальному, старинному, народному обряду, не более значимому, чем, например, поминальное застолье или обычай бросать мелочь в могилы.

Другие, напротив, подходят к этому действию механически или магически, полагая, что коль скоро отпевание совершено, то усопший автоматически удостоится высших Небесных Даров.

В действительности ни первое, ни второе суждение не отвечает подлинному характеру и целям христианского отпевания.

По большому счёту отпевание является таинством (хотя и не именуется Церковным в строгом значении этого слова). Как таинство оно включает в себя последовательный ряд символических действий и молитв. Кроме того, во время отпевания читаются псалмы, Апостол, Евангелие.

Это помогает участникам таинства лучше настроиться на молитвенный лад, способствует более искреннему, сосредоточенному, напряженному молению. Этому же способствует и присутствие (перед собравшимися родными, близкими, знакомыми…) гроба с телом покойного.

В отличие от частных молитв, молитвы при отпевании, подразумевающем множество прощающихся (провожающих), носят соборный характер. А где хотя бы двое или трое собраны во имя Христово, там Он посреди них ().

В знак того, что почивший был верен (в той или иной мере) Христу и предал Ему свою душу, ему на грудь кладется святая . Это - символ и знамение того, что он пребывает под покровом Христа.

Такое же смысловое значение имеет покрытие тела покойного белым покровом - саваном. Опять же, белый цвет ассоциируется со светом Христовым, нравственной чистотой.

Бумажный венчик, располагаемый на голове почившего, символизирует венец воина Христова.

Всё это вкупе благоприятно отражается на участи усопшего, в том числе сказывается во время прохождения им (его душой) страшных испытательных .

В соответствии с церковной традицией, отпевание уместно совершать на третий день после смерти. По учению ряда святых отцов, в это время заканчивается срок пребывания отделившейся от тела души на земле. Однако, как правило, продолжительность мытарств доходит до сорока суток (в земном измерении) (в условиях нынешней жизни срок погребения умерших нередко отодвигается на несколько дней в силу различных причин, как то: затягивание со вскрытием, с составлением заключения о причине смерти и пр.).

При окончании отпевания ближние отдают покойному последнее целование и прощание. Затем священник посыпает тело покойного землей; гроб закрывается и предаётся земле (в случае, если гроб закрыт, целуется крест на его крышке).

Когда душа человека уходит в иной мир, близким, даже, если они являются членами Церкви, тяжело пережить утрату. В такие моменты хочется сделать что-то для усопшего, помочь ему пройти трудный путь мытарств и встретиться с Господом. Можно ли это сделать, если человек уже мертв?

В Евангелии от Луки мы встречаем слова утешения: “Бог не есть Бог мертвых, но живых. Ибо у Него все живы”.

Бог сотворил нас для райского блаженства и бессмертия, но человек отверг бесценный дар Господа. Грехопадение, которое совершили Адам и Ева обрекло все человечество на тление и смерть. Святой Апостол Павел говорил о том, что вместе со грехом смерть вошла в мир. Человек поражен смертью, как болезнью. Но Господь милостив. Чтобы спасти человечество, Он послал в мир Сына Своего Единородного – Господа нашего Иисуса Христа. Претерпев страдания и смерть за грехи человечества, Спаситель заключил новый союз человека с Богом, открывающий нам путь на Небо через символ победы над смертью – Крест Господень.

У нас есть надежда на вечную жизнь с Богом, а смерть для православных – лишь начало нового пути. “Для меня жизнь – Христос, а смерть – приобретение”, – говорил Апостол Павел.

Отпевание в церкви, виды отпевания

Существует шесть видов отпевания:

  1. младенцев - для христиан не достигших 7-летнего возраста;
  2. мирских человек;
  3. монашеское - для монахов (в том числе иеромонахов);
  4. иерейское - для лиц в иерейском сане, а также епископов;
  5. архиерейское - по завещанию таковых (св. синод от 13.12.1963);
  6. в первую седмицу Пасхи.

Суть отпевания

Чинопоследование христианского обряда погребения умерших неразрывно связано с мыслью о грядущей встрече со Христом. Тело человека – храм его души, а земная жизнь – лишь дверь в будущую жизнь, вечную жизнь. Умершего человека называют “усопшим”, потому что во время второго Пришествия Христа души людей вновь соединятся с их телами. Тело человека укрывают саваном в знак исполнения обета чистоты и непорочности жизни, которые человек дал Господу во время Таинства Крещения. Тело усопшего укрывают саваном, в знак того, что он жил под покровом Церкви.

В правую руку покойного вкладывают крест – символ вечной жизни, на грудь полагают икону Спасителя, а на лоб – бумажный венчик с изображением Христа, Богородицы и Иоанна Креститель. Венчик – предзнаменование Небесного Венца, который полагается всем, кто был верен Богу.

Молясь об упокоении усопшего, близкие читают над гробом Псалтырь. Когда тело переносят в храм, над умершим совершают чин отпевания. В храме гроб с телом стоит посреди церкви ногами к алтарю. По четырем сторонам гроба зажигают свечи.

На могиле христианина у ног покойного ставится Крест. Родственники и близкие умершего поминают его за совместной трапезой.

На какой день после смерти совершается отпевание

Погребение человека проводится на третий день после кончины. Отпевание по православному обычаю также совершается на третий день с момента смерти.

Первым днем считается сам день кончины (то есть, если человек преставился в среду, то хоронить его принято в пятницу).

По особому чину совершается отпевание в дни Светлой Пасхальной седмицы: вместо печальных заупокойных молитвословий поются радостные торжественные песнопения Святой Пасхи.

В день Светлого Христова Воскресения и в праздник Рождества Христова усопших в храм не вносят и отпеваний не совершают, перенося его на следующий день.

Как проводят отпевание

Чин отпевания состоит из песнопений, в которых отображается земной путь человека. За преступление заповеди Господа, человек изгоняется из рая, возвращается в землю, из которой был взят. Тем не менее, человек остается образом и подобием Творца, поэтому Церковь молит простить человеку его грехи и принять в Царствие Небесное. Святая Церковь молится за усопших, даруя им надежду на посмертное прощение грехов.

Чтобы совершить отпевание нужно:

  • знать волю самого покойного (часто люди на смертном одре просят, чтобы их душу отпел определенный священник в конкретном храме или просят не отпевать их, в таком случае вопрос свободы воли человека выходит на первый план. Церковь не отпевает тех, кто сам этого не хотел);
  • убедиться, что покойный был крещен;
  • получить свидетельство о смерти в органах ЗАГС;
  • подготовить все документы о покойном;
  • предоставить в храме все документы, договориться о дате, времени и месте совершения отпевания;
  • все нужное для отпевание обычно можно приобрести заранее в церковной лавке.

Можно ли отпевать в морге

Если при морге есть часовня, принадлежащая к Русской Православной Церкви, то отпевать человека можно в ней. К сожалению, нередко случается, что при морге человека отпевает священник, не имеющий канонического статуса. Перед отпеванием лучше уточнить принадлежит ли часовня при морге к той или иной епархии Церкви.

Отпевание обычно проходит по определенному канону.

  • После прочтения Начальных молитв, погребение мирянина начинается псалмом 90-м: «Живы́й в по́мощи ́, в кро́ве Бо́га небе́снаго водвори́тся…».
  • После него читается или поется полностью 17 кафизма: «Благослове́н еси́, Го́споди, научи́ мя оправда́нием Твои́м…» с припевами. Псалом 118 разделён на три статьи (части), к каждому стиху первой статьи припев: «Аллилуиа», к каждому стиху второй статьи припев: «Помилуй раба Твоего (или рабу Твою)», к каждому стиху третьей статьи припев: «Аллилуиа», между статьями священник произносит заупокойную ектенью («Поми́луй нас. Бо́же, по вели́цей ми́лости Твое́й…»). При пении Непорочен, присутствующие на отпевании стоят с зажжёнными свечами.
  • После 17 кафизмы (118 псалма), поются тропари пятого гласа: «Благослове́н еси́, Го́споди, научи́ мя оправда́нием Твои́м…»
  • После тропарей пятого гласа священник произносит заупокойную ектенью.
  • После чего поется седален за упокой.
  • Затем читается 50-й псалом.
  • По прочтении 50 псалма поется заупокойный канон 6 гласа; после каждого ирмоса по четыре тропаря, припев к первому тропарю: «Дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев», ко второму тропарю: Покой, Господи, душу усопшаго раба Твоего (или душу усопшия рабы Твоея или раб Твоих), к третьему тропарю: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу», к четвёртому «И ныне и присно и во веки веков. Аминь». После третьей песни канона священник произносит заупокойную ектенью и поется седален:

и поется богородичен седальна.

После шестой песни канона священник произносит заупокойную ектенью и поется заупокойный кондак:

и заупокойный икос:

  • После канона священник произносит заупокойную ектенью.
  • Затем поются восемь заупокойных стихир Иоанна Дамаскина. Каждая из стихир поется на свой глас Осмогласника, начиная с первого и кончая восьмым гласом.
  • После заупокойных стихир следуют Блаженны.
  • Прокимен: «Блаже́н путь, во́ньже и́деши днесь, душе́, яко угото́вася тебе́ ме́сто упокое́ния.» Стих: «К Тебе́, Го́споди, воззову́, Бо́же мой, да не премолчи́ши от мене́».
  • Читается Апостол, 270 зачало (1Фес. 4:13–17).
  • Также читается соответствующее место из Евангелия от Иоанна, зачало 16 (Ин. 5:24–30).
  • После чтения Евангелия произносится ектения об упокоении: «Помилуй нас, Боже, по великой милости Твоей, молим Тебя об этом, услышь и помилуй…».
  • После чего начинается прощание с усопшим. Поются стихиры второго гласа, подобен «Егда́ от дре́ва»:

Во время пения стихир родственники и друзья дают последнее целование умершему - подходят по очереди к гробу и целуют «венчик», лежащий на лбу умершего и икону в его руках, перед тем как гроб с покойником будет закрыт и предан земле.

  • Затем читается Трисвятое и Отче наш
  • Поются тропари 4 гласа:
  • Произносится ектения об упокоении, после чего священник произносит:

Хор трижды поёт: «Вечная память.» После чего священник читает прощальную молитву.

С пением «Святый Боже…» гроб с телом усопшего выносится из храма. Перед закрытием гроба и положением его в могилу священник предаёт тело умершего земле - посыпает крестообразно землю на тело умершего с произнесением слов: «Господня земля, и исполнение ея, вселенная и вси живущий на ней». Затем священник читает Молитву разрешительную. Гроб закрывается крышкой, которая прибивается гвоздями или закрывается с помощью иных замков. После этого при пении литии гроб с телом умершего опускается в могилу, ногами к востоку, и во время пения тропарей: «Со ду́хи пра́ведных сконча́вшихся, ду́шу ра́ба Твоего́, Спа́се, упоко́й, сохраня́я ю во блаже́нной жи́зни» могила засыпается землей. На место, под которым находятся ноги покойника устанавливается Крест.

Кого нельзя отпевать

В Русской Православной Церкви не отпевают:

  • некрещеных (если люди сами при жизни не захотели стать членами Церкви за них всегда можно помолиться келейно);
  • иноверцев;
  • богоборцев;
  • отрекшихся от Христа;
  • самоубийц (исключение – лишение себя жизни, во время психического заболевание, но это необходимо доказать и получить разрешение на отпевание у правящего архиерея);
  • до недавнего времени не отпевали и некрещеных младенцев, но недавно был подготовлен специальный чин.

Можно ли отпеть заочно

Отпевать усопших можно и заочно. Заочно отпевание проводится в случаях, когда:

  • Покойного хоронят в спешке, например, в ситуации военных действий, в братской могиле.
  • Когда люди погибли во время ЧС, при крупной катастрофе или крушении.
  • После похорон, если отпевание не совершили в нужное время.
  • При отсутствии в доступе храма Русской Православной Церкви.

Отпевание дает «гарантию попадания» в рай?

Отпевание не гарантирует то, что человек непременно попадет в рай. В вере не может быть никаких гарантий, но это именно то, что можно сделать на земле для человека, который уже ушел в иной мир. И надежда на милость Божию не угасает вместе со смертью человека.

Живые могут и после отпевания продолжать молиться за усопшего. Поминальная трапеза объединяет за столом всех, кто знал и любил человека в совместной молитве. Одно из главных блюд поминального стола – кутья из зерен пшеницы или риса. Подобно зерну человек полагается в землю и истлевает, чтобы родиться вновь для вечной жизни. Мед и сладости в кутье символизируют сладость райского блаженства.

Отличие отпевания от «обыкновенной» молитвы за усопшего

Молитва об усопших несет ту же миссию, что и отпевание, но в случае с отпеванием за душу человека молится вся Церковь, подавая людям надежду на посмертное прощение грехов. Особыми днями поминовения становятся третий, девятый и сороковой дни после смерти человека. В третий день, вспоминая воскресение Христа, Церковь просит Господа воскресить человека для вечной жизни. В девятый день Церковь просит о причислении умершего к лику угодников Божьих. В сорокой день совершается молитва о том, чтобы Иисус, вознесшийся на Небо, вознес в Царствие Небесное. По желанию родственников человека могут поминать в молитве сорок дней после его смерти. Такое поминовение называют сорокоустом.

Смерть – не конец человека, а лишь переход его души в жизнь вечную. При всеобщем воскресении мертвые оживут от звуков трубы архангела.

19.11.2013

В рамках обсуждения проекта документа «О христианском погребении усопших» возникли вопросы об отпевании на дому. Насколько эта практика распространена сейчас? В чем разница − отпеть покойного в храме или дома? В каких случаях допустимо домашнее отпевание? В нашем опросе - мнения священников из Москвы, Благовещенска, Ставрополя, Саранска и Губкина.

Игумен Силуан (Туманов), клирик Феодоровского кафедрального собора (г. Саранск):

− В этом вопросе, как и во многих других, теория вступает в противоречие со сложившейся практикой. Допустима она или нет, но во многих регионах, например в Мордовии и Нижегородской области, подавляющее большинство отпеваний сегодня совершается на дому. Эта практика укрепилась в советские годы, когда храмов было мало и светские власти препятствовали отпеванию.

С одной стороны, тексты отпевания не говорят об обязательности пребывания усопшего в храме. Они напоминают собравшимся у гроба родственникам о достойной жизни усопшего, обетованиях Христовых и всеобщем воскресении, с другой − погребение как таинство перехода человека в жизнь вечную уместнее совершать в присутствии всей общины, в том храме, который регулярно посещал для молитвы усопший.

Лично я сторонник отпевания в храме − разумнее и естественнее для христианина быть отпетым в храме, в котором он молился при жизни.

Протоиерей Владимир Вигилянский, настоятель храма святой мученицы Татианы при МГУ имени М.В. Ломоносова:

− За всю историю служения в храме мученицы Татианы у меня не было случая, что б я отпевал на дому. Были случаи, когда отпевания приходилось совершать в «ритуальных залах» при больничных моргах, несколько раз − в кладбищенских часовнях. Чаще всего это происходило из-за организационных и материальных трудностей, с которыми сталкивались родственники (например, из-за пробок в Москве, а также из-за того, что нет рядом с храмом парковок для катафалка). Приходилось вникать в эти подробности нашего быта и идти навстречу просьбам прихожан.

Формально, к сожалению, нет никаких запретов отпевания ни в этих залах, ни в часовне, ни даже на дому. Однако лучше совершать это богослужение в храме Божием − в Москве, например, есть много храмов с парковками и недалеко от кладбищ. Этот вопрос, конечно же, надо прояснить в обсуждаемом проекте документа об отпевании.

Протоиерей Димитрий Карпенко, настоятель храма святого апостола Иакова, брата Божия (г. Губкин):

− Отпевания на дому случаются достаточно часто, и для этого есть ряд причин. Одна из них – то, что у людей банально не хватает средств, чтобы привезти тело усопшего в храм, или нет такой возможности, например, если человек умер в селении, где нет храма, а везти его куда-то далеко по тем или иным причинам затруднительно.С этим священники сталкиваются часто, хотя, конечно, в более или менее крупных населенных пунктах на городских кладбищах есть храмы или часовни, где обычно и совершаются отпевания большинства умерших.

Конечно, в идеале отпевание должно совершаться в храме и, желательно, именно в том, прихожанином которого был умерший человек.

Отпевание на дому еще может быть связано с тем, что люди специально не хотят тратить время (хотя и средства есть). Это происходит от недостатка церковности. Когда умирают постоянные прихожане, никогда не возникает вопроса, где именно отпевать человека: только в храме.

Так как у нас нет критериев, по которым мы могли бы отказывать людям в церковном погребении (допустим, умерший человек никогда в храм не ходил, не исповедовался, не причащался, но по факту крещения является формально членом Церкви), мы не можем отказывать людям и в домашнем отпевании. Тем более, что для родственников умершего подчас служба погребения становится первой церковной службой, на которой они присутствуют.

Повторюсь, отпевание лучше совершать в храме, но тут уж как придется, а мы не можем упускать и такой возможности: священнику очень важно чувствовать ситуацию, найти правильные слова при общении с родственниками усопшего, чтобы вместе со словами соболезнованиями постараться расположить людей к необходимости для них самих церковной жизни.

Иерей Святослав Шевченко, клирик Благовещенского кафедрального собора (г. Благовещенск):

− За все время, что я был городским священником, отпевать на дому пришлось лишь дважды: один раз − по приглашению армянской диаспоры, а второй – в большой цыганской семье. То есть сегодня в крупных городах практически не провожают усопших на дому. На мой взгляд, это актуально лишь для сельской местности, где домашнее отпевание – либо часть деревенских традиций, либо просто нет поблизости церкви.

В городе же этот обряд совершается, в основном, в ритуальных залах при моргах или в храмах. Зачастую ритуальные залы становятся последним пристанищем покойных по причине невоцерковленности родственников. И это своего рода акт снисхождения Церкви к немощи соотечественников, которые испытывают влияние секулярного мира. А священники, по примеру древних апостолов, идут за церковную ограду, чтобы проповедовать слово Божие у тела усопшего.

Мне трудно понять священнослужителей, которые отказывают в христианском погребении крещеным православным христианам, которые были редкими гостями в храме. Уверен, в этом есть большая доля нашей священнической вины, что после Таинства крещения мы не смогли ни словом, ни личным примером убедить людей полюбить Бога и Его Церковь.

Священник Евгений Шишкин, клирик Андреевского архиерейского подворья (г. Ставрополь):

− Практика отпевания на дому допустима и оправданна, когда в населенном пункте нет храма или принесение тела усопшего в храм связано со значительными неудобствами. Классическим примером подобной ситуации является период гонений на Церковь. Собственно, отпевание на дому и закрепилось в русской приходской практике как раз в советский период, когда многие верующие стремились не привлекать внимание посторонних к своему участию в жизни Церкви.

В настоящее время обычай совершать отпевание на дому, как правило, сохраняется по инерции, причем по большей части в городах. Однако если приезд священника на погребение в отдаленный хутор, где все богослужения и так совершаются «на дому», выглядит вполне уместно, то в крупном городе необходимость такой практики вовсе не очевидна. Она диктуется, скорее, соображениями комфорта и потребительской психологией: отпевание воспринимается как своего рода «церковная услуга», получить которую «с доставкой на дом» будет значительно удобнее. Однако отпевание − не услуга, предоставляемая священником, а совместная молитва тех, кто провожает в последний путь близкого человека. Именно поэтому оно должно происходить в храме.

Заметьте, какое удивительное единение в молитве наступает, когда вся община собирается у гроба людей церковных, глубоко верующих прихожан, которых все знали и любили при жизни. Если почивший был постоянным прихожанином какого-то храма, лучше его отпевать в той церкви, где он сам всегда молился; для остальных случаев в большинстве крупных городов есть кладбищенские храмы. Отпевание на дому должно совершаться при наличии каких-либо особых обстоятельств, в виде исключения.

Подготовила Ольга Богданова
специально для портала «Приходы»

− Человек, который пришел на отпевание, должен иметь хотя бы элементарное представление о том, что происходит в храме. Расскажите, пожалуйста, что такое отпевание? Откуда взялось это название?

Отпевание — это специальное молитвенное чинопоследование, учрежденное Церковью для напутствия и проводов людей в другой мир. И правильнее было бы называть его «последованием мертвенным». В его состав входят строго определенные чередования стихир, канона, чтение Апостола и Евангелия. И, поскольку больше половины молитв в нем поется, то в народе это чинопоследование было названо «отпеванием».

Проведение этого чинопоследования свидетельствовало о том, что этот человек был знаком общине и священнику, и люди собрались для того, чтобы проводить его в последний земной путь. Сейчас, несмотря на то, что члены общины живут более разобщенно, смысл отпевания все равно должен сохраняться. Если умерший был членом Православной Церкви, если он занимался своей духовной жизнью, если он исповедовался и причащался (хоть иногда), если он, хотя бы минимально, участвовал в жизни общины – Церковь может его напутствовать. Присутствующие на чинопоследованиии христиане должны молиться и просить у Бога помощи душе отпеваемого.

− Почему обряд отпевания вы называете чинопоследованием?

Не следует считать отпевание всего лишь обрядом. В данном случае обрядом будет само погребение, но не отпевание. Очень часто люди говорят: «Участвовал в обряде Крещения», «Совершили обряд венчания» и т.д. Это не правильно. Ведь обряд – это только внешнее, символическое выражение сути верования. При помощи обряда человек старается облечь невидимое в видимое, чтобы сделать его более понятным. Но за формой всегда стоит нечто большее.

Само слово «обряд» происходит от слова «обряжать», т.е. «приводить в должный вид». Например, мы – русские священнослужители – во время церемоний обряжаемся, в соответствии с церковными правилами, в различные облачения. У греков, или у каких-либо других народов, эти облачения могут отличаться по форме, но суть чинопоследования, в котором они принимают участие, не изменится.

Или, например, священник при проведении Таинства Венчания на словах «славой и честью венчай их» поднимает руки – это церемониальная, обрядовая сторона. Если он по ошибке или немощи не поднимет, а опустит руки, то ничего не изменится. Т.е внешняя форма совершения может случайно измениться, но суть, которая именуется таинством, останется той же.

То же самое можно сказать и о других обрядах, которые могут отличаться друг от друга по форме, но при этом будут иметь абсолютно идентичное содержание.

− Какая разница между отпеванием и панихидой? Их часто путают…

Панихида — это просто заупокойная молитва об умершем. Она может совершаться и до отпевания, и после. Чинопоследование, которое называют отпеванием, совершается над усопшим единожды, в день его погребения.

− А что такое лития?

Лития – завершающая часть панихиды. Это богослужение представляет собой весьма краткое моление. Кстати, лития за близкого может совершаться на могиле или дома не только священнослужителем, но и простым мирянином.

− А что такое гражданская панихида?

Гражданской панихиды не бывает. «Гражданская панихида» – это бессмысленное, нелепое нагромождение слов. Это примерно то же самое, что и «гражданский военный». Возникает вопрос, так он гражданский или военный? Ведь гражданских военных не бывает. В безбожные годы слово «панихида» украли из церковного словаря и приспособили под гражданские нужды.

На самом деле такое мероприятие было бы логичнее называть церемонией светского прощания. Или светской церемонией прощания с покойным.

− Где может происходить отпевание?

Отпевание должно совершаться в храме. В исключительных случаях это чинопоследование совершается прямо на могилах (раньше это допускалось во время ведения военных действий или эпидемий). Но сейчас войны, слава Богу, нет! Иногда отпевание может совершаться и дома. Но, если уж хоронят верующего, то, что мешает родственникам принести его тело в храм – дом Божий? Ведь душе приятно и отрадно находиться там! Кстати, с давних времен, по традиции умершего не только отпевали в храме, но и оставляли его там на три дня. И в течение этого времени, вплоть до похорон читали по усопшему Псалтырь.

− Расскажите вкратце о чинопоследовании: как оно проходит, какие существуют правила и ограничения?

У православных принято хоронить в гробу, который до конца отпевания остается открытым (если для этого нет особых препятствий).

Отпевание и погребение принято совершать на третий день. Первым днем считается сам день кончины. То есть, если человек преставился во вторник до полуночи, то хоронить его принято в четверг, а если в субботу, то в понедельник.

Важно отметить, что в первый день Пасхи и в праздник Рождества Христова усопших в храм не вносят и отпеваний не совершают.

Тело усопшего в гробу покрывают особым белым покровом (саваном) - в знак того, что усопший, принадлежавший к Православной Церкви и соединившийся с Христом в ее Святых Таинствах, находится под покровом Христовым, под покровительством Церкви - она до скончания века будет молиться о его душе. Покров этот украшен надписями с текстами молитв и выдержками из Священного Писания, изображением крестного знамени и ангелов. Близкие просят прощения за невольные обиды, прикладываются к иконе на груди усопшего и к венчику на лбу. В том случае, когда отпевание происходит при закрытом гробе, целуют крест на крышке гроба.

− А для чего на лоб кладут венчик? Что он означает?

В конце отпевания, по прочтении Апостола и Евангелия, священник читает разрешительную молитву. После чтения разрешительной молитвы происходит прощание с покойным. Родные и близкие усопшего с поклоном обходят гроб с телом.

Бумажный венчик – это символ венца, символическое обозначение того, что усопший ушел в Вечную жизнь как воин, одержавший победу на поле брани. Венчик напоминает нам о том, что подвиги христианина на земле в борьбе со всеми страданиями, искушениями, соблазнами и страстями кончились, и теперь он ожидает за них награду в Царствии Небесном.

− Во сколько обойдется родственникам умершего проведение отпевания?

Это очень скользкий вопрос. Вообще в церкви никаких ценников быть не должно. Примерные суммы пожертвований да, для удобства тех, кто хочет пожертвовать. Но тарифов быть не должно. К искоренению этой постсоветской традиции постоянно призывает священноначалие.

В нашем храме все требы, Таинства, поминания совершаются за счет пожертвований. Понятия «цены» или «стоимости» у нас вообще нет. Но у нас есть понятие «величина пожертвования» — это то, сколько человек готов пожертвовать. И эта величина определяется не нами, а степенью усердия или возможностью самого человека. Кстати, даже все требы на выезде в пределах района нашего храма тоже бесплатны. У нас в храме отменены также «тарелочные» сборы. Я не понимаю ситуации, когда люди ходят по храму с тарелками и собирают во время Литургии и Всенощной пожертвования. Иногда это напоминает обычное вымогательство. Человек же не может молиться!

− В среде не понимающих сути религии людей распространено мнение, что отпевание — это, своего рода, «пропуск в рай». Многие считают, что, если усопшего отпели, то его похоронили «по-людски», и «душа теперь в раю, грехи прощены»! А если не отпели, то душа в рай не пошла, потому что ее туда не пустили.

Это просто безобразное, дикое, оскорбительное, практически магическое восприятие отпевания. Люди, которые так воспринимают это чинопоследование, вообще не понимают того, что происходит.

Причина такого невежественного отношения к отпеванию заключается том, что очень часто родственники не имеют представления о том, Кто такой Бог, и для чего Церковь напутствует умерших. В то же время они верят в то, что если душу не отпеть, то она будет не погребена, или как они еще иногда говорят «не запечатана». То есть, по их представлению душу умершего непременно нужно «запечатать». Видимо, их больное, воспаленное воображение рисует такую картину: душа вылезает наружу, мечется, бедная, не хочет оставаться в новом мире, и ее нужно обязательно запечатать, чтобы она не вылезла! Закрыть ее где-то там, в темницах, в подземелье, на том свете, чтоб она тут не мешала и не портила нам жизнь! Вот уж, на самом деле яркий пример совершенно дикого, языческого, немилосердного представления о человеческой душе.

Как мы уже говорили, во время отпевания все присутствующие должны соборно молиться о том, чтобы душа прошла те испытания, с которыми она неминуемо сталкивается после смерти. Покинув тело, душа начинает страдать от своих же собственных несовершенств и страстей. Именно поэтому Церковь призывает верующих бороться со страстями, изменять себя в лучшую сторону. Молитвы, произносимые во время отпевания, очень помогают душе, утешают ее.

Но ни в коем случае нельзя думать, что с помощью отпевания мы можем определять состояние этой души в Вечности, а тем более проводить суд над ней! Это ложное понимание смысла отпевания. Это дерзкое навязывание Богу своих желаний и представлений.

Бог принимает во внимание нашу любовь, выраженную в наших молитвах (в т.ч. и в отпевании), милостыне, милосердии. Но вершит суд именно Он, а не мы.

И, самое главное, что надо понять, отпевание – это не автоматическое прощение грехов! Отпевание освобождает усопшего от обременявших его грехов, в которых он покаялся или которые не мог вспомнить на исповеди , после чего душа его примиряется с Богом и ближними, и затем отпускается в загробную жизнь.

− При каких обстоятельствах священник может отказать в отпевании?

Он может отказать тогда, когда доподлинно знает, что новопреставленный при жизни хулил Бога или попросил в завещании не отпевать его. В этом случае священник, конечно, не будет этого делать.

Ничего не меняется после отпевания у человека, который при жизни не исповедовал Бога. А, тем более, если он позиционировал себя атеистом или агностиком, смеялся над верой и верующими, а, может, даже был их гонителем. Что может измениться для такого человека? Он же никогда не каялся, не исповедовался, не стремился к Богу, не желал Его.

Или, еще пример: покойный выражал при жизни желание, чтобы его, в соответствии с его воинствующими антихристианскими убеждениями, не отпевали, не вызывали священника и т.д. Но вот близкие и родственники, желая сделать лучше, по ложному «благочестию», могут прийти к собственному выводу о том, что заблуждавшегося при жизни покойного все-таки надо отпеть. Они считают, что душа этого бедного человека потом оценит эту «заботу» о ней.

Эту дикую медвежью услугу душе усопшего оказывают не только т.н. «полуверующие», которые ходят в храм только свечки ставить, да на Пасху куличи святить, но иногда даже и те, которые сами участвуют в таинствах, и вроде бы должны понимать внутреннюю сущность религии.

− Батюшка, а почему нельзя отпевать таких людей? Можно же на всякий случай отпеть, а там уж Бог разберется… Я, например, знаю несколько случаев, когда родственники пытались отпеть некрещеных…

Тем, кто совершает подобное кощунство, хорошо бы понять, что Бог, который есть Любовь, всегда готов принять и простить любого грешника и разбойника, как это было на кресте. Но дело в том, что один разбойник кается и сам просит у Господа: «Помяни меня, Господи», а второй продолжает хулить и не признавать Его. Вспомните, как другой разбойник с издевкой говорил: «Если ты Бог, то сойди с креста». Этот преступник отвергал Бога, и это был его собственный ужасный выбор. То же самое происходит с душой неверующего, который при жизни смеялся над верой и отрицал Бога.

И, только представьте, что происходит с душой человека, которую насильно толкают к Богу, в то время как она сама отторгается от Него, не признает Его, мучается этим, страдая при этом еще больше!

Вообразите, что вы насильно вталкиваете в кабинет президента человека, который знать не хочет о существовании главы государства. Но вы не считаетесь с его мнением, и навязываете своему родственнику общение с президентом, пытаетесь заставить его обсудить с ним важные вопросы… Вы представляете себе последствия такой «медвежьей» услуги? А если это не президент, а Бог, власть которого в миллионы раз превышает власть любого главы государства?

Не стоит навязывать душе близкого общение, которого он не хотел при жизни. Не следует делать себя вершителем, равным Богу.

− Можно ли отпевать пьяниц, наркоманов и самоубийц?

Пьяниц и наркоманов в нынешнее время Церковь считает порочными людьми. А порочных людей отпевать можно. В эту категорию не входят люди, покончившие жизнь самоубийством. Суицидентов Церковь не отпевает. Исключениями являются только те случаи, когда самоубийца был психически нездоров. Тогда Церковь может отпеть усопшего, но прежде его родственникам надо будет получить специальное разрешение в епархиальном управлении.

− А как должны поступать родственники самоубийц? Нередко они пытаются любым путем доказать, что суицидиент был сумасшедшим (хотя на самом деле тот был психически абсолютно здоров), чтобы получить разрешение на отпевание в епархиальном управлении.

Отпевать самоубийцу — нелепо и глупо. Смысла в этом нет никакого. Можно ввести в заблуждение епархиальное управление или батюшку, но никто не в состоянии обмануть Бога. Если вернуться к нашей метафоре, то представьте, каким глупцом будет выглядеть тот, кто втолкнет в кабинет президента случайного человека (который при этом ненавидит президента или не признает его власти) и представит его министром. Очевидно, что пользы от этого не будет ни лжеминистру, ни человеку, который его втолкнул… То же самое произойдет и в случае, когда мы пытаемся навязать Богу человека, который отрицал Его или не признавал Его власти и могущества.

Так что, стремление отпеть самоубийцу или неверующего любой ценой – безумие. Пусть Господь убережет их от такого кощунства.

− Но ведь среди неверующих встречаются неплохие люди… И многие из них уж точно лучше алкоголиков и наркоманов…

Дело не в том, кто лучше. Просто в отпевании неверующего нет никакого смысла. Что касается пьяниц, бандитов и наркоманов, то они могли быть слабыми или испорченными пороками людьми, но при этом в их душе могла жить надежда на исправление, на примирение с Богом. Да, страсти их бушевали, да, они во многом виноваты, но они признавали Бога. И Он сам решит о дальнейшую судьбу этих людей…

Неверующие, атеисты, агностики, оккультисты сделали свой выбор еще при жизни. И мы должны уважать этот выбор, пусть даже он кажется нам ужасным.

− А если человек был неверующим, но открыто не оскорблял Бога, не выступал против Него? Он просто не верил в Него в душе.

Нет, пассивных безбожников не бывает. Бог участвует в жизни каждого человека. Он стучит в каждую душу. Бог был бы не справедлив, если бы не давал каждому из нас возможность прийти к Нему. В жизни любого человека бывают моменты, когда ему дано почувствовать заботу и любовь Бога. Например, один человек тяжело болел в детстве, но потом чудом выздоровел. Другой обязательно должен был бы погибнуть в катастрофе, но выжил. Существует великое множество примеров таких чудесных исцелений и спасений, не вписывающихся в средние значения теории вероятности.

Давайте подумаем, сколько раз за всю жизнь каждый из нас мог погибнуть и умереть? Трагические случайности могут произойти где и когда угодно. Каждый день, каждая машина, каждый человек, идущий навстречу нам, теоретически могут принести смерть. Но она проходит мимо. Но разве атеист, лежащий сейчас перед нами в гробу, когда-нибудь задумывался об этом? А если задумывался, то почему он не обратился за помощью к Тому, кто управляет всеми случайностями? Нет! Ему показалось это не нужным, не выгодным. Признание Бога нарушило бы его планы, разбило бы желания, лишило бы некоторых возможностей (обычно не хороших). И он решил проигнорировать Бога, закрыть глаза и пройти мимо Него.

А совесть? Это ведь тоже голос Божий! Разве она не стучала в его сердце и не говорила ему, когда он осудил, оклеветал, обманул, предал, оскорбил? Конечно, она постоянно спрашивала: «Человек, зачем ты это делаешь? Покайся!». И что? Разве он захотел прислушаться к этому голосу?

Именно это и называется оскорблением Божиего величия.

Довольно часто я слышу от людей, которые отрицают Бога, такие рассуждения: «Нет, ну я знаю, есть некая сила, которая много раз меня спасала, и которая печется обо мне, стремится меня сделать лучше, укоряет мою душу за непотребства, но это просто сила, а не Бог». Вот как человеку тяжело признать Бога. Удивительно, не правда ли! Силу он ощущал, но признать Обладателя этой силы он не может! А не может он сделать этого потому, что не хочет менять свою жизнь.

− Вы сказали, что в отпевании того, кто не верит в Бога, смысла нет. И призвать к вере того, кто уже ушел в мир иной, тоже нельзя. Душа усопшего тоже сама уже не может изменить отношения к Богу… Что же делать родным и близким, которые хотят помочь своим неверующим умершим? Они же могут впасть в отчаяние?

В отчаяние впадать не надо. Мы, конечно же, можем попытаться помочь душе близкого человека. Давайте еще раз возвратимся к метафоре с президентом. Посмотрим на происходящее в несколько утрированном виде. Мы выяснили, что в заталкивании случайного человека в кабинет главы государства нет смысла. Врать президенту о том, что наш человек — министр или руководитель его аппарата, тоже бессмысленно. Что же еще можно сделать для близкого? В этой ситуации надо просто приложить все силы для того, чтобы лично познакомится с президентом, заинтересовать его, показать свои достоинства, а потом попросить его за того, кому мы хотим помочь.

Чтобы помочь душе близкого, мы должны сами прийти к Богу и познакомиться с Ним. Мы должны жить по Его заповедям, делать то, что Он нам заповедал, общаться с Ним в молитве, просить Его о милости (в том числе и к той душе, которой мы хотим помочь). Ради грешной души близкого человека мы можем творить милостыню, совершать дела милосердия, поститься, молиться, и, тем самым, примирять душу ушедшего близкого с Богом. При этом надо помнить о том, что президент не ждет каждого из нас, а вот Бог принимает каждого, кто обращается к Нему. Так что, нет причины для отчаяния. Наоборот, у нас еще есть время для совершения необходимых дел, которые могут помочь душам покойных родных и близких.

− Что надо делать тем, кто присутствует на отпевании, чтобы помочь душе усопшего?

Любить! Молитва за умершего должна исходить не только из уст, но и из сердца любящего человека. Он также должен доказывать свою любовь не только словом, но и делом.

Обычно люди думают, что любят своих близких. Но эта любовь очень редко подтверждается делами…

Любовь определяется степенью жертвенности человека. Как доказать свою любовь? Потрудись для души того, кто сам уже не может для нее потрудиться. Любой человек может почитать Псалтирь о новопреставленном. Читать надо по кафизме в день, и не просто механически читать, а стараться понимать то, о чем читаешь – это первое. Второе –– это Акафист по единоумершему, который имеет уникальное содержание. Его тоже следует читать после того как прочитали Псалтирь, в течение сорока дней. А в некоторых случаях, если есть такая возможность, можно читать Псалтирь и Акафист вместе.

Например, утром Псалтирь, а вечером Акафист. И, конечно, читать эти дивные молитвы надо не лежа на диване, а серьезно, с пониманием того, перед Кем ты их читаешь.

По возможности необходимо творить милостыню, дела милосердия за усопшего. Именно это, а не выворачивающие душу демонстративные и не демонстративные проявления скорби, будет настоящим показателем нашей любви к умершему.

− Многие считают, что на отпевании главное – заплатить и постоять… И очень часто люди в храме на самом деле скучают, смотрят по сторонам…

Да, картина, к сожалению, не редкая. Когда человек приходит в храм, он должен помнить, во-первых, о том, что отпевание и поминки нужны для молитвы. А искренне молятся обычно не малознакомые люди, и не давние соседи, а те, кому покойный был по-настоящему дорог, то есть близкие ему люди. Я считаю, что на отпевание должны приходить только те люди, которые переживают за душу умершего. Обычно это дети, сестры, братья, родители, супруги, самые близкие родственники и друзья. Эти люди обязательно должны любить покойного и молиться. И совершенно бессмысленно приглашать просто знакомых и даже малознакомых – то есть тех, кто будет просто томиться и скучать. Важна не пышность и «статусность» отпевания, а исполнение того, чего желает сам усопший. А он желает одного – искренности, теплоты любви и молитвы. Всего того же, чего обычно люди желают и при земной жизни.

Во- вторых, было бы хорошо, если бы стоящие в храме люди брали текст чинопоследования (можно скачать заранее в Интернете) и следили за тем, что поет хор. Если нет текста, то можно просто внимательно слушать. А что он поет? В некоторых местах он поет от лица того, кто пропеть сам уже не может – т.е. самого умершего. От лица новопреставленного зачитываются древние стихиры потрясающего содержания: «Помолитесь обо мне!» …«Придите, дайте мне последнее целование».

Во время чинопоследования постарайтесь представить, как сейчас нужна душе молитва, как она хочет, чтобы все за нее помолились. Для нее открылся новый мир, ей нужна поддержка, а она сама не может молиться за себя. И душа обращается к нам, просит молитв, но мы ее не слышим! Вместо этого мы смотрим по сторонам… Созерцая своих невнимательных близких, усопший может вспомнить, что тоже десятки раз бывал на отпеваниях и… тоже не молился, потому что не мог представить себя на месте усопшего, не мог поверить, что в свое время и он окажется на этом мероприятии в главной роли…

Но если мы немного соберемся и сосредоточимся, хотя бы на мгновение прислушаемся к песнопениям, то поймем, о чем там идет речь. И понимание происходящего усилит молитву и поможет душе близкого.

Ну а в-третьих, осмысленное присутствие на этом чинопоследовании приносит огромную пользу человеку, который пришел на отпевание.

− Какую именно?

Человек задумывается о своей жизни, о ее смысле, о ее финале. Это крайне важный момент. Ведь мы все живем в суете, и стараемся на эти темы не думать. А между тем эти темы крайне важны для любого человека. Участие в отпевании позволяет остановиться на несколько минут и посмотреть внутрь себя. Ведь в этот момент перед нами не только близкий человек, душа которого отошла к Богу, но и образ нашего собственного будущего, нашей смерти. И вот тут человек, присутствующий на отпевании может понять, что жизнь надо ценить, надо расти духовно, надо думать о том, что ждет нас за этой чертой, после отпевания.

− Однако на отпевании далеко не все задумываются о своей смертности. Почему так происходит?

Сознание неверующего человека устроено таким парадоксальным образом, что смерть других ему кажется хоть и прискорбным, но совершенно последовательным фактом, логичной закономерностью. При этом он не допускает мысли о том, что то же самое может произойти и с ним. А если и допускает, то старается не обращать на это внимание, не пропускает эту мысль через себя. Сознание безбожника становится таким потому, что оно вне Бога, оно не может видеть даже настоящего, а тем более видеть такое «ужасное» будущее. Страх и ложное ощущение исключительности блокируют у таких людей понимание конечности своего бытия в этом мире.

− В наше время люди часто стараются скрыть тело усопшего, как можно быстрее провести похороны и забыть о них. То есть как можно скорее избавиться от воспоминаний о смерти…

Это традиция проникла к нам с Запада, где пытаются убрать или замаскировать все, что портит жизнь, мешает получать удовольствие от нее. В Европе и в Америке сейчас принято сразу избавляться от мертвых тел, скрывая их в моргах. И даже традиции поминок и панихид постепенно отходят там в прошлое. Люди, стоящие за моделированием безбожного и безнравственного общества потребления, смогли навязать населению западных стран ложную мысль, что весь этот, как они его называют, «негатив», деструктивно влияет на сознание человека. И человек не знает, что такое смерть, не думает о ней, не готовится к ней. То есть, человек живет в мире с искаженной реальностью, где ему навязывают иллюзию отсутствия смерти. Но реальность такова, что человек все равно сталкивается со смертью. И он совершенно к ней не подготовлен. Эта трагедия потрясает все его представления о жизни и вводит в состояние горя. А ведь, если разбираться, то ничего особенного не случилось. Просто разбились эти навязанные обществом потребления розовые очки.

− А зачем потребительскому обществу навязывают иллюзию бессмертия? Почему оно так боится упоминания о смертности человека?

Причин у этого много. Одна из них очевидна. Карусель из сменяющих друг друга моделей бытовой техники, машин, дач, других материальных ценностей выгодна только тем, кто их производит. Производители пытаются любыми способами продать свою продукцию и ради этого пытаются подсадить своих потенциальных жертв на иглу бесконечного потребления. С этой же целью они разрушают традиционные ценности, навязывая людям т.н. либеральные ценности. Это их главная задача! А понимание того, что человек смертен, очень им мешает в этом. Если человек задумается о своей смертности, то он рано или поздно слезет с этой иглы, откажется от безумного потребления. Какой смысл копить и покупать, если ты ничего из этой жизни не унесешь? Вот этого-то они и боятся.

− Некоторые психологи утверждают, что вид мертвого тела вредит детской психике. Поэтому многие родители пытаются оградить детей от похорон и поминок.

Да это бездари, а не психологи. Эти горе-специалисты забывают, что на протяжении столетий дети ВСЕГДА присутствовали на похоронах родственников, друзей, односельчан. Раньше люди жили общинно, большими селами. И покойников хоронили всем миром. А похороны в больших деревнях случались очень часто. И дети не боялись, а понимали, что смерть — это часть жизни. И с психикой у них было все в порядке. Они потом всю жизнь трудились, воспитывали уже своих детей, не увлекались наркотиками, не сидели в тюрьме, не становились дегенератами, типа нынешних скинхедов, эмо, готов и пр. И психика у них, в отличие от современных детей, была куда более крепкой. И психологов тогда тоже не знали, люди сами прекрасно справлялись с проблемами.

Ужасно, что смерть стали прятать от детей. Во-первых, они пугаются, потому что чувствуют, что от них скрывают что-то важное. Когда взрослые мямлят что-то типа «дедушки больше нет, и видеть тебе этого не надо», а сами при этом рыдают, для ребенка понятие «смерть» становится ужасом. И, конечно, он не воспринимает ее как часть жизни или рождение в Вечность. Он начинает воспринимать смерть как катастрофу. А ведь ему придется в жизни много раз с ней столкнуться, и не только с чужой, но и с подготовкой к собственной смерти. И те ложные представления, которые навязали ему в детстве родители, когда скрывали от него покойных, очень плохо отразятся на его психическом состоянии.

Подобный случай прекрасно описал митрополит Антоний Сурожский:

В небольшом английском городке после долгих лет страдания скончалась старушка. Ее сын и невестка были моими друзьями, и я приехал к ним сразу же, как только узнал об этом. И вот вижу: все сидят в гостиной, а внуков нет.

— Где же дети?

— Мы их услали из дома. Как же им быть в одном доме с мертвой бабушкой? Ведь это может потрясти на всю жизнь, они будут душевно больны!

После долгих споров я все-таки добился, чтобы детей вернули домой… Я взял их (мальчику было лет пять, девочке — семь); мы вошли в комнату бабушки; в комнате царила та торжественная тишина, которая окружает усопшего. Девочка посмотрела в лицо своей бабушки, которую годами видела в страдании: морщины расправились, лицо светлое, спокойное, удивительно красивое, — сказала: «Так, значит, это смерть!..». А мальчик прибавил: «Как прекрасно!». Разве это не более здоровое начало в восприятии того, что такое смерть, чем ужас?.. И ведь если бы я не показал им бабушку, лежащую в дивном покое, они всю жизнь думали бы, что смерть — это неизъяснимый ужас растерзанного тела, измученного, изуродованного*.

Еще раз подчеркну, что ребенок обязательно должен видеть, что наша природа страстна, тленна и смертна. И в отпевании покойного мы должны видеть еще один урок, для самих себя и для своих детей! Этот великий урок заключается в том, что новопреставленный на своем примере показывает, что с нами будет. И это дает всем присутствующим на отпевании людям возможность еще раз задуматься о бренности своего бытия, об истинном смысле жизни, о векторе своего развития.

− Батюшка, а существует ли заочное отпевание?

Раньше вообще не было такого понятия как «заочного отпевание». Исключения составляли войны, стихийные бедствия и другие обстоятельства, при которых люди погибали, но их тела невозможно было найти. А в некоторых случаях тела были, но их приходилось хоронить в братских могилах без опознания. Вот тогда покойного отпевали заочно. Сейчас же «заочное отпевание» встречается не оправданно часто. И говорит это только об одном – об отношении к усопшему его родственников, которым лень вести покойного в храм, или на худой конец батюшку привезти на место погребения или домой. Если человек любит своего близкого и хочет по- христиански его похоронить, то нужно это делать по традиционным правилам церкви.

− Что делать родственникам в тех случаях, когда они точно не знают – отпевался покойный или нет? Например, родственник умер давно, и его близкие не не имеют точных сведений о том, отпели его или нет. Как быть в таком случае? Оправдано ли заочное отпевание?

Я, например, тоже точно не знаю, все ли мои предки до десятого колена отпеты! И что же, если я не знаю, то неужели теперь должен их всех подряд отпевать? Это будет не только очень долго, но и смешно. Смысла в этом нет никакого. Ведь, как мы уже знаем, само по себе отпевание не определяет судьбу человека в инобытии, и не является пропуском в рай. Христианин обязан молиться за всех своих предков – это его долг. Так что, если родственники не знают, отпет ли их близкий, пусть искренне молятся и творят за него дела милосердия.

− Иногда люди, присутствующие на отпевании, бывают смущены тем, что священник отпевал формально — без чувства, невнятно. А зачастую и стремительно быстро, без молитвенной сосредоточенности. Некоторые считают, что Бог не слышит таких молитв…

Это глупости. Бог слышит любые молитвы. И, как я уже говорил, молитвы священника являются важными, но далеко не определяющими. Пусть присутствующие в храме люди, вместо того чтобы осуждать священника, сосредоточатся на своей молитве. Таким образом они компенсируют его «формализм». Кроме того, в этих случаях хорошо бы еще и помолиться за самого священника.

Вместе с этим стоит помнить и о том, что быстрое отпевание не всегда говорит о бездушии или невнимательности священника. Иногда он просто не может уделить больше времени на проведение этого чинопоследования. Однажды со мной случилось такое. Отпевание было назначено на 11 часов утра, но родственники покойного по каким-то причинам задержались и не приехали вовремя. И тут мне звонит плачущая мама одного умирающего больного и буквально умоляет приехать и причастить его перед смертью. Я беру Дары, выхожу из алтаря… и вижу, что опоздавшие вошли в храм, уже поставили гроб на табуретки и ждут. В общем, в тот раз мне пришлось отпевать умершего очень быстро. Потом я обратился к родственникам с пятиминутной проповедью, затем попросил у них извинения и сказал, что срочно бегу причащать того, кто сейчас стоит пред вратами Вечности. К больному я успел как раз вовремя: причастил и исповедовал его, а через несколько минут он отошел в другой мир. Мне становится страшно, когда я думаю о том, что мог бы и не успеть…

Так что, надо с пониманием к ситуации, в которой оказывается священник, и не придавать форме совершения чинопоследования такого большого значения. Лучше сконцентрироваться на сути молитвы. И, конечно, необходимо ясно понимать, что краткость, формальное отношение, отсутствие молитвенного чувства на отпевании не делает само чинопоследование недействительным. Отпевание свершается в любом случае, и Бог принимает его.

− Можно ли отпевать новопреставленного вместе с другими покойными? В народе считается, что «индивидуальное отпевание» приносит гораздо больше пользы душе умершего.

Это все ложные суеверия. Никакой разницы нет. В первую мировую войну священники отпевали у братской могилы тысячи павших воинов! Разве это было неполноценное чинопоследование? Или, может быть, его надо было разделить по числу отпеваемых? Все это чушь и домыслы невежественных людей. Нам надо помнить о том, что Господь всегда слышит наши молитвы. И, значит, самое важное в отпевании – это настроение и усердие, с которым мы молимся об усопшем. Так что, лучше смотреть в свое сердце, а не думать о нелепых суевериях.

− Итак, мы выяснили, что отпевание не является пропуском в рай. А может ли душа попасть на Небеса без отпевания?

Давайте вспомним о том, что в первые столетия христианства этого чинопоследования вообще не существовало. И именно тогда жило огромное количество подвижников веры, святых людей, отцов Церкви. Как видите, отсутствие отпевания не повлияло на их прославление Богом.

А вспомните мучеников Христа ради! Первых христиан убивали целыми семьями, общинами, бросая ко львам на растерзание. Ведь там даже тел не оставалось! И там было не до отпеваний. Давайте вспомним и новомучеников прошлого века, которых расстреливали сотнями. Кто их всех отпевал? Несмотря на то, что чинопоследование не проводилось, они причислены к лику святых. Но это, конечно, не говорит о том, что отпевание не является обязательным. Мы все далеко не святые, и молитвы, возносимые в церкви, обязательно помогут нашим грешным душам.

− На отпевании священники облачаются в праздничные одежды, которые одевают только по большим праздникам. Получается довольно большой контраст между черными траурными одеяниями родных и близких и белыми ризами священников…

В белых праздничных облачениях священники и крестят, и отпевают. Это имеет большое символическое значение. Если крещение — это рождение во Христе, то отпевание — это рождение души в Жизни Вечной. Оба этих события являются важнейшими этапами жизни человека и большими праздниками. Белая одежда священников подчеркивает значимость этих событий.

Отмечу, что само чинопоследование отпевания также носит не скорбный, а трогательный и торжественный характер. Отпевание не допускает разрывающего отчаяния и безнадежной скорби. Вера, Надежда и Любовь - вот основа отпевания.

Символы торжества над смертью содержатся не только в одеждах священника. Вспомните, что на отпевании люди держат в руках зажженные свечи. Почему? Потому что свет - символ радости, свет также является символом жизни, победы над мраком, свет – это выражение светлой любви к усопшему и теплой молитвы за него. И, конечно, свечи напоминают нам о тех свечах, которые мы держим в пасхальную ночь, свидетельствуя о Воскресении Христовом…

Прежде чем настраиваться на безутешную скорбь по усопшему, давайте вспомним о моменте, когда Христос стоял перед лицом Своей смерти. Он сказал ученикам: «Если бы вы Меня по-настоящему любили, то радовались бы за Меня, ибо Я отхожу к Отцу Своему…».

Представляете? Когда Бог покидает этот мир, Он говорит о радости, которую люди должны испытывать за Него! Может быть, нам стоит попытаться понять эти слова? Может быть, нам стоит не только услышать, но и понять сердцем следующее высказывание: «Не хочу, чтобы вы были в неведении и чтобы как неимущие веры вы убивались горем…» (Ср.: 1 Фес. 4, 13.) Почему апостол призывает нас «не убиваться горем»? Потому что перед нами не смерть, а начало Вечной Жизни. И об этом мы очень часто забываем во время похорон и отпевания.

В заключение процитирую еще раз митрополита Антония Сурожского, который сказал:

Мы думаем о смерти всегда как о разлуке. Никогда больше не услышим любимого голоса, никогда не тронем любимого тела, никогда больше не будем жить вместе с человеком той простой жизнью, которая нам так дорога. Но мы забываем, что смерть одновременно является встречей живой души с Живым Богом, вступлением в ту полноту жизни, которая никому не доступна на земле. И вот поэтому сквозь слезы, с раздирающимся от собственной боли сердцем, мы можем радоваться за другого: кончено время борения, страдания, искания, он теперь в другом свете, видит то, что искал, знает, что живет, - жизнь победила. И мы перед гробом таинственно созерцаем величественную встречу Бога и человека, момент, когда завершается весь путь человека, и он приходит домой**.

− Спасибо за интервью, батюшка!

Спаси Господи!

* Митрополит Сурожский Антоний. Проповедь о красоте погребального обряда в России

** Митрополит Сурожский Антоний. «Православие и Западный мир» (радиобеседа, прозвучавшая в русской религиозной программе Би-би-си)