Салам алейкум полное приветствие. Приветствие мусульман (салям). Смотреть что такое "Ассаламу "алейкум" в других словарях

Ислам касается каждой сферы человеческой жизни. Ислам – не только свод религиозных обязанностей, это образ жизни, модель поведения, мыслей и даже чувств. Ислам предписал человеку то, как ему лучше проводить время от рассвета до заката, от рождения до смерти: в каких действиях, мыслях и словах. Такова всеобъемлющая милость Всевышнего, который облегчил нам наше человеческое бремя и дал Свое руководство в каждом аспекте человеческой жизни. Руководство для мусульман ниспослано даже в том, как мусульмане должны друг друга.

Любовь, благосклонное отношение к людям, уважение в обществе – важные составляющие в исламе. Каждый верующий должен нести благое в общество и укреплять отношения с людьми. Приветствование друг друга – это сунна и милость Аллаха для мусульман.

Посланник Аллаха(мир ему) сказал «Ас-Салам (Мир) – одно из Имен Всемогущего Аллаха, которое Аллах утвердил на земле. Потому распространяйте приветствия меж собой».

Всех верующих между собой связывает вера, отсутствие бога, достойного поклонения, кроме Аллаха, и что Мухаммад (мир ему) – Его посланник. Исламское приветствие «Ассалам» – это просьба Всевышнего даровать мир человеку , которого приветствуешь.

В Коране сказано:

«Когда вас приветствуют, отвечайте еще лучшим приветствием или тем же самым. Воистину, Аллах подсчитывает всякую вещь» (4:86)

Полная форма приветствия звучит так: «Ас-саляму алейкум ва-рахмату-Лла́хи ва-баракя́тух», что значит « вам, милость Аллаха и Его благословение», ответом на которое служит «Ва-‘алейкум ас-саля́м ва-рахмату-Лла́хи ва-баракя́тух» – «И вам мир, милость Аллаха и Его благословение».

Пророк Мухаммад (мир ему) предписал нам приветствовать всех, вне зависимости от того, знакомы мы с этим человеком или нет. Так верующие пытаются установить мирные и дружественные отношения при встречи друг с другом, еще не будучи знакомыми. Когда встречаются мусульмане, независимо от их национальности, этнической принадлежности или цвета кожи, они приветствуют друг друга как близкого человека «Ассалямуалекум» .

Когда вы входите в дома, то приветствуйте себя (друг друга) приветствием от Аллаха, благословенным, благим (24:61)

В хадисе сказано: «Я слышал, что Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «У мусульманина над другим мусульманином 5 прав: ответить на приветствие, навестить больного, принять приглашение, участвовать в похоронах, попросить милости за него у Аллаха (т.е. сказать "йархамукАллах") когда он чихнул».

«Салямуалейкум» означает «мир вам». В Коране сказано, что праведные рабы Всевышнего будут приветствоваться этими словами:

Те, которые уверовали и совершали праведные деяния, будут введены в Райские сады, в которых текут реки. Они пребудут там вечно с дозволения своего Господа. Их приветствием там будет слово: «Мир!» (14:23)

Мир вам за то, что вы проявили терпение! Как же прекрасна Последняя обитель! (13:24)

Когда к тебе приходят те, которые уверовали в Наши знамения, говори им: «Мир вам! Ваш Господь предписал себе быть Милосердным, и если кто из вас сотворит зло по своему невежеству, а затем раскается и станет совершать праведные деяния, то ведь Он – Прощающий, Милосердный» (6:54).

А тех, которые боялись своего Господа, толпами проводят в . Когда они приблизятся, и его врата распахнутся, его стражи скажут им: «Мир вам! Вы были хороши. Входите же сюда навечно!» (39:73)

«Салам алейкум» — это традиционное мусульманское приветствие. Его используют все народы, которые исповедуют ислам. В связи с фонетическими особенностями разных языков способ произношения приветствия от страны к стране может меняться. Вместо «салам», например, могут сказать «салям». Но наиболее правильно будет говорить «ас-саляму алейкум». Именно так звучит приветствие на арабском — языке священного для мусульман Корана.

Как переводится «ас-саляму алейкум»?

«Ас-саляму алейкум» (араб. السلام عليكم‎) в переводе с арабского означает «мир вам» или «мир с вами».

Как следует отвечать на ас-саляму алейкум?

На это приветствие принято отвечать «уа-алейкуму ас-салям», что в переводе с арабского означает «и вам мир».

Согласно исламу, Аллах в раю обратился к Адаму : «Иди и поприветствуй ангелов и внимательно слушай ответное приветствие, так как это будет формой приветствия твоего потомства». И тот поприветствовал ангелов, сказав им: «Ас-саляму алейкум!» На что они ответили: «Уа-алейкуму ас-салям уарахматуллахи уа-баракятух» (в перев. с араб. — «Мир Вам, милость Аллаха и Его благословение»).

Кому нельзя говорить «ас-саляму алейкум»?

Мусульмане не говорят «ас-саляму алейкум» тем, кто совершает намаз, ест, моется или же совершает какое-нибудь греховное действие. Кроме того, мужчинам не полагается приветствовать незнакомых им женщин.

Уа алейкум ас-Салям.

В Исламе нет точного рассписания времени Поста или Намаза, так как только Аллаhу известно когда наступит это время. Расписания, которые делают на разных сайтах и при мечетях - они помогают нам ПРИМЕРНО знать время, но точное время мы обязаны учиться определять визуально или руководствуясь визуальным наблюдением достоверных мусульман.

В 2013году Месяц Рамадан начнется примерно 8го или 9-го июня , в зависимости от визуального наблюдения за появлением нового полумесяца на небосвобе и началом месяца Рамадан после захода солнца примерно 8-9го июня 2013 г. (29 Ша‘бан 1432 г.h.).

Наблюдение начала месяца Рамадан вечером накануне тридцатого числа Ша‘бана является обязательным, так как обязанность Поста вменяется в одном из двух случаев:

1) Видение молодого месяца начала месяца Рамадан в вечер накануне тридцатого числа Ша‘бана;
2) Завершение месяца Ша‘бана тридцатым числом, в соответствии со словами Пророка Мухаммада, мир Ему: «Держите Пост, когда увидите молодой месяц (Рамадан), а если не смогли его увидеть, то высчитайте завершение месяца Ша‘бан тридцатым днем, и прекращайте его (Пост), когда увидите молодой месяц Шаууаль» . Передали Имамы Аль-Бухарий, Муслим и другие.

В соответствии с Шари’атом начало лунного месяца необходимо определять только путем визуального наблюдения новолуния. Нельзя определять начало лунного месяца по расчетам и своим личным предположениям.


.

Наблюдение новолуния месяца Рамадан следует начинать после захода солнца 29 числа месяца Ша’бан. Тот, кто увидел начало месяца Рамадан, должен соблюдать Пост. Тот, кто не видел сам, но узнал об этом от пользующегося доверием, свободного от рабства мусульманина, о котором известно, что он не обманщик, обязан соблюдать Пост Рамадана. Абу-Дауд рассказывал, что сын ‘Умара (II Халифа), да благословит их Аллаh, сообщил Пророку Мухаммаду, мир Ему, что он видел начало месяца Рамадан, после чего сам Пророк соблюдал Пост и приказал соблюдать его другим верующим. Можно также соблюдать Пост, если о начале месяца скажет мальчик или женщина и даже грешник, если отнестись с доверием к их словам. В противном случае, следует дождаться завершения месяца Ша‘бан тридцатым днем.

Если Каждый (Шари`атский судья) подтвердит начало Поста, то его обязаны соблюдать все жители данной местности, а также соседних с ней, расположенных в одном временном поясе (солнце восходит и заходит в одно и то же время), согласно мазhабу Имама Шафи‘ий. Согласно мазhабу Имама Абу Ханифы, Пост обязаны соблюдать все верующие, находящиеся в любой точке земли, узнавшие о начале месяца Рамадан, независимо от расстояния. Жители Востока обязаны соблюдать Пост Рамадана, даже если им сообщили о его начале жители Запада, и наоборот.

Как определить начало месяца Рамадан?

Первый день Рамадана, как и первый день любого месяца в лунном календаре, начинается с появления молодого месяца (новолуния).
Пророк Мухаммад, мир Ему, учил нас:
«Начинайте поститься, увидев новолуние месяца Рамадан и заканчивайте поститься, увидев новолуние месяца Шаууаль. А если было пасмурно и вы не смогли увидеть новолуние, то считайте наступающий день 30-ым днем месяца Ша’бан» .
В соответствии с Шари’атом начало лунного месяца необходимо определять только путем визуального наблюдения новолуния. Нельзя определять начало лунного месяца по расчетам и своим личным предположениям.

Посланник Аллаhа, мир Ему, сказал: «Наилучшие среди рабов Аллаhа те, которые для поклонения наблюдают за солнцем, луной и тенью» .

О правилах Поста кратко: после захода солна и до начала восхода делается намерение в сердце о том, что на следующий день вы будете соблюдать обязательный Пост месяца Рамадан. Кушать и пить можно после полного захода солнца и до начала РАССВЕТА, тоесть ДО НАЧАЛА утреннего Намаза…

Прекратить кушать и пить обязательно до начала времени утреннего Намаза, это примерно за 1,5-2 часа до начала восхода солнца.

Приветствие - «Салам алейкум» (اَلسَّلَامُ عَلَيْكُمْ‎) - с арабского переводится как «мир вам» или «мир с вами». Это выражение используется не только мусульманами разных национальностей, но также арабами-христианами и арабами-иудаистами. Учитывая различное произношение многочисленных азиатских диалектов, можно услышать как «салам», так и «салям». Оно является однокоренным со словом «ислам» - «мир с Богом» - таков его первоначальный смысл. Чаще всего приветствие звучит как: «Ас-саляму алейкум».

Ответ на него, согласно преданиям ислама, появился так. Аллах призвал первого человека - Адама - поприветствовать ангелов и запомнить то, что они скажут ему в ответ. Обратившись к ангелам: «Ас-саляму алейкум»,- Адам услышал в ответ: «Ва-алейкуму ас-салям уарахматуллахи уа-баракятух» («Мир Вам, милость Аллаха и Его благословение»).

Приветствие, как говорит Коран, является одним из ключей к Раю. Аббасидский богослов Муслим ибн аль-Хаджжадж, передавая слова Пророка Мухаммеда, писал: «Вы не войдёте в Рай, пока не уверуете, а не уверуете вы до тех пор, пока не станете любить друг друга. Так не указать ли мне вам на то, что приведет вас к взаимной любви, если вы будете делать это? Распространяйте мир между собой!».

Но бывают случаи, когда приветствие «Ас-саляму алейкум» произносить запрещено: если тот, к кому обращаются совершает намаз, моется, ест или же совершает какое-либо греховное действие. Кроме того, мужчинам не следует так приветствовать незнакомых женщин.

Существует целый ряд ограничений при произнесении традиционного исламского приветствия в адрес тех, кто не верует в Аллаха, не важно, христиане это, иудеи или язычники. Мусульмане не должны таким образом первыми приветствовать немусульман.

Салафитский толкователь Корана Мухаммад ибн Салих аль-Усаймин пишет следующее: «Поистине, нам не дозволено приветствовать салямом тех из числа немусульман, которые прибыли к нам с запада и востока, поскольку Пророк сказал: «Не приветствуйте салямом иудеев и христиан первыми».

Если же вдруг у мусульманина возникла потребность обратиться к иноверцу, то следует использовать другие приветствия. Согласно исламскому ученому, шейху Абдус-Салям ибн Барджасу это могут быть следующие выражения: «Мир тому, кто последовал прямым путем» или «Доброе утро, как провел ночь?».

Чем же грозит обращение мусульманина: «Ас-саляму алейкум» к человеку, не исповедующему ислам? По мнению мусульманских богословов, это ведет к целому ряду нежелательных последствий. Во-первых, это нарушение заповеди, данной Пророком, во-вторых это проявление любви, благосклонности и внимания по отношению к неверующим, чего мусульманин должен избегать, в-третьих, это лишение немусульман зависти, которую они проявляют, когда магометане приветствуют друг друга «салямом».

А как реагировать мусульманину, если представитель другой веры обратился к нему: «Ас-саляму алейкум»? Коран призывает отвечать точно так же: «Когда вас приветствуют, отвечайте еще лучшим приветствием или тем же самым» (Ан Ниса 4:86).

Впрочем, ответ мусульманина зависит от того, как было произнесено приветствие. Если частица «лям» прозвучала четко, то ответ может быть полным: «Ва-алейкум ас-салям» или же сокращенным: «Алейкум». Но в том случае, если частица «лям» была произнесена невнятно или вовсе опущена, к примеру: «Ас-сам алейкум», то следует отвечать только: «Алейкум».

Именно так («Ас-сам ‘алейкум») приветствовали Пророка иудеи. Дело в том, что «Ас-сам» с арабского проводится как «смерть», другими словами, иудеи не разбираясь в тонкостях арабского буквально пожелали Мухаммеду смерти. Поэтому в дальнейшем Пророк на подобные приветствия повелел отвечать: «Алейкум» («и вам того же»).

Магистрант Исламского университета имама Мухаммада ибн Сауда Батраз Цорионов отмечает, что нужно обращать внимание на то, в каком тоне было произнесено приветствие немусульманином. Если к последователю Аллаха обратились искренне, без усмешки и злого умысла, то можно смело отвечать: «Ва алейкум салям!». Кроме того, Коран наставляет отвечать на приветствие немусульман аналогичным образом, так как это исходит из призыва Аллаха к добру и справедливости.

Мусульмане приветствуют друг друга словами « Ас-саляму ‘алейкум » (عليكم‎‎ السلام ), что в переводе с арабского означает « мир вам ». Это короткая форма приветствия, на которую мусульманин должен ответить как минимум « уа-‘алейкум ас-саля́м » (و عليكم السلام ) - переводится как « и вам мир ».

Полная форма приветствия (саляма, салама) звучит так: «Ас-саляму алейкум ва-рахмату-Лла́хи ва-баракя́тух » (السلام عليكم ورحمة الله وبركاته ‎‎ ), что значит «Мир вам, милость Аллаха и Его благословение », ответом на которое служит «Ва-‘алейкум ас-саля́м ва-рахмату-Лла́хи ва-баракя́тух» (وعليكم السلام ورحمة الله وبركاته ‎‎ ) - «И вам мир, милость Аллаха и Его благословение ».

Этимология и важность приветствия в Исламе

Слово «ас-салям », как вы уже наверняка поняли, с арабского языка переводится как: «мир, сохранность, благополучие, здравие ». Оно является и одним из , которое означает «Дарующий мир и благополучие », а также «Пречистый, не имеющий никаких недостатков ».

Примечательно, что от корня слова «салям » происходят слова «мусульманин », «муслим ». Мусульманин, искренне и точно соблюдающий повеления Всевышнего, внушает окружающим ощущение надёжности и безопасности, всеми своими действиями и поступками воплощает здоровый образ жизни, имеет ясный, незамутнённый взгляд на мир, на самого себя.

Тот, кто приветствует салямом другого, как будто говорит: «Я желаю тебе благополучия и здравия от Всевышнего и защиту от всего плохого, негативного ». Бесспорно, распространение саляма - одна из важных сунн (да благословит его Аллах и приветствует), поскольку в нём есть объявление безопасности среди людей.

Салям - это договор мусульман, посредством которого они как бы условливаются между собой, что каждый из них воздержится от посягательства на жизнь, честь и имущество другого. В распространении саляма среди людей есть и разоблачение тех, кто замышляет плохое, тех, кто вышел из подчинения нормам Ислама. И каждый, кто даёт салям, требует от другого выполнения и соблюдения норм Ислама, таких как проявление любви, братства, взаимопомощи и т. д.

Верующие, не входите в чужие дома, жилища, пока вежливо (приветливо) не попросите разрешения и не поздороваетесь с их хозяевами. Такое [поведение] вам же во благо. Постарайтесь принять это во внимание (не забыть об этом).*

Св. Коран, 24:27

Заключительный Божий посланник пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) многократно побуждал своих сподвижников приветствовать друг друга салямом:

Вы не войдёте в Рай, пока не уверуете [в полной мере], а не уверуете вы до тех пор, пока не станете любить друг друга, так не указать ли мне вам на то, что приведёт вас к взаимной любви, если вы будете делать это? Распространяйте приветствия между собой!

хадис от Абу Хурайры,

св. хадисов Муслима

Поистине, самыми близкими людьми к Аллаху являются те, кто приветствует (других) первыми.

Хадис от Абу Умама Судайй бин "Аджлян аль-Бахили,

св. хадисов Абу Дауда

Аллах создал Адама, рост которого равнялся шестидесяти локтям, а потом Он сказал (ему): «Иди, поприветствуй этих ангелов и послушай, как они поприветствуют тебя, (и отныне это будет) твоим приветствием и приветствием твоих потомков». И (Адам) сказал: «Мир вам /Ас-саляму ‘аляй-кум/», они же ответили (ему): «Мир тебе и милость Аллаха /Ас-саляму ‘аляй-кя ва рахмату-Ллах/», добавив (к его приветствию слова) «и милость Аллаха». Каждый из тех, кто войдёт в рай, будет напоминать (своим обличьем) Адама, что же касается людей, то (со времени сотворения Адама) и до сих пор они продолжают уменьшаться (в размерах).

хадис от Абу Хурайры,

Форма и порядок приветствия

Приветствие может быть как персональной сунной (суннату-айн) , например, когда дающий салям один, так и коллективной (суннату-кифая) , т. е. сунна может быть исполненной, даже если салям даст всего один человек из всей группы. Однако желательно, чтобы все члены группы произнесли приветствие, так как в этом случае каждый из них получит воздаяние за совершение сунны!

В ханафитском же мазхабе салям в некоторых случаях может быть и обязательным, например, всаднику (если переносить на современные реалии, то и тому, кто находится за рулём) при встрече с пешим в безлюдной местности, чтобы тем самым дать понять пешему об отсутствии злых намерений, показать свою доброжелательность.

Форм приветствия две: первая - «ас-саляму ‘алейкум », вторая - «салямун ‘алейкум », то есть без артикля «аль»; первый вид приветствия достойнее второго.

Нежелательно приветствовать такой перефразировкой: «‘алейка-с-салям » и «саляму Ллахи "аляйка », потому что эти формулировки приветствия, как правило, употребляются в адрес покойных, а не живых.

Согласно ханафитскому и шафиитскому мазхабам сунна в приветствии не засчитывается кроме как словами «ас-саляму ‘алейкум » и «салямун ‘алейкум », т. е. во множественном числе, даже если приветствуешь всего одного человека!

Такая формулировка обусловливается тем, что мусульмане приветствуют не только брата по вере, но и приставленных к нему ангелов-хранителей и двух ангелов, ведущих постоянный учёт его деяний (Кирамен кятибан).

В маликитском же мазхабе салям не засчитывается, даже если совсем немного изменить слова приветствия. Например, вместо «ас-саляму аляйкум » сказать «ва салямун аляйкум ».

Согласно мазхабу имама Ахмада ибн Ханбаля салям засчитывается и в единственном числе, т.е. словами «ас-саляму ‘алейка».

Если приветствие мусульманина является сунной, то ответ на приветствие уже является фардом (фарзом), ибо сказано в Священном Коране:

Если вас приветствуют, то ответьте лучшим (более полным) приветствием или [как минимум] таким же, которым вас поприветствовали [в той же форме]. Воистину, Аллах (Бог, Господь) абсолютно все принимает в расчет.*

Св. Коран, 4:86

Отвечать на приветствие является персональной обязанностью (фарз-уль-айн) , если поприветствовали одного человека, и коллективной обязанностью (фарз-уль-кифая) , если поприветствовали нескольких человек. В последнем случае, если из всей группы на приветствие ответит лишь один, то обязанность ответить на салям отпадает со всех остальных членов, и тем самым никто из них не впадает в грех. Если же никто не ответит, то все совершат грех и им будет необходимо принести покаяние.

Отвечать на салям необходимо незамедлительно, откладывать же ответ на салям без причины грешно. Ответ должен быть сказан так, чтобы быть услышанным тем, кто приветствовал, в противном случае обязанность ответить на салям не отпадает.

Если поприветствовавший глухой, то на его приветствие надо ответить жестом, шевелением губ, и т. п.

Ответом на приветствие в короткой форме, как уже говорилось выше, является «уа-‘алейкум ас-саля́м », допускается и «салямун ‘алейкум ».

Однако должно знать, что приветствие и ответ в более полной форме будет лучшим, что следует из вышеприведенного 86-го аята 4-ой суры Священного Корана и хадиса:

‘Имран ибн Хусайн рассказывал, что к Посланнику Аллаха вошел мужчина и сказал: «Ас-салааму ‘алейкум!» (т.е. мир вам!). Его поприветствовали в ответ, и он сел, а Посланник Аллаха сказал: «Десять». Затем вошел другой человек и сказал: «Ас-салааму ‘алейкум ва рахматуллах!» (т.е. мир вам и милость Аллаха!). Его тоже поприветствовали, а Посланник Аллаха сказал: «Двадцать». Когда вошел третий гость и сказал: «Ас-салааму ‘алейкум ва рахматуллахи ва баракаатух!» (т.е. мир вам, милость и благословение Аллаха!) и люди ответили ему, Пророк сказал: «Тридцать».

св. хадисов ат-Тирмизи и Абу Дауда

Говоря так, Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сообщил, какое вознаграждение получает мусульманин, когда приветствует своих братьев.

Этика приветствия

Желательно, чтобы слова приветствия были первыми словами при встрече, т.е. именно салямом следует начинать разговор. Приветствовать желательно громко, так, чтобы тот или те, кому обращено приветствие, отчётливо его услышали.

Если оба встретившихся поприветствуют друг друга, то каждому из них надо обязательно ответить на приветствие другого.

Салям желательно давать и членам своей семьи, приветствовать своих домочадцев каждый раз, когда заходишь в дом.

…Когда заходите в дом, поприветствуйте себя [или, если есть кто дома, - своих близких, родных] доброжелательным, благодатным (щедрым на положительные чувства и эмоции) приветствием от Бога [моля Всевышнего о мире, милости и благополучии для обитателей]. Таким образом Господь раскрывает вам знамения ради вашего благоразумия [столь необходимого в поведении, делах и поступках].*

Св. Коран, 24:61

Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал мне: «О сынок, когда войдёшь (в свои дом), приветствуй (членов) своей семьи, и это станет благословением как для тебя, так и для (членов) твоей семьи»

св. хадисов Ат-Тирмизи

При входе в пустой дом, в котором никого нет, желательно говорить «ас-саляму ‘аляйна ва ‘аля ‘ибадилляхи-с-салихин » (мир и благополучие нам и праведным рабам Божьим).

Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: Всадник (должен первым) приветствовать пешего, идущий — сидящего, а меньшая (по количеству группа людей) — большую.

Св. хадисов Аль-Бухари и Муслима

В другой версии (этого хадиса, которую приводит только) аль-Бухари, сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, также сказал: «…а младший (должен первым) приветствовать старшего».

Даже если не соблюсти эту желательность, т.е., например, старший поприветствует первым младшего, сунна считается осуществлённой и отвечать на такой салям обязательно, хотя и упускается достоинство рекомендуемого Шариатом порядка.

При повторной встрече мусульманам также следует приветствовать друг друга:

Когда кто-нибудь из вас встретит своего брата, пусть приветствует его, если же (в это время) их будет отделять друг от друга дерево, стена или камень, пусть приветствует его, когда встретится с ним потом.

хадис от Абу Хурайры,

св. хадисов Абу Дауда

Салям можно и передавать третьему лицу - но даже на такой салям отвечать обязательно!

Тому, кому передали салям через третье лицо, желательно начать с приветствия тому, кто довёл до него салям, произнеся «ва ‘алейка ва ‘аляйхи-с-салям », что означает «да сохранит и тебя и его Всевышний от всего плохого ».

Обязательно отвечать и на салям, дошедший посредством письма.

Салям не даётся не мусульманину в такой же форме, в какой мы должны приветствовать мусульман, так как «Салам» - это вид молитвы. Не мусульман приветствуют любым другим способом. Если же не мусульмане приветствует вас формой «Ассаламу алейкум», то достаточно ответить «уа ‘алейкум ».

Если вас будут приветствовать люди Писания, отвечайте: «И вам / (уа ‘алейкум)»

хадис от Анаса,

св. хадисов аль-Бухари и Муслима

Кого нежелательно или запрещено приветствовать

Мужчине нежелательно приветствовать постороннюю (т.е. брак с которой по нормам Ислама ему не запрещён) женщину, за исключением престарелой или же с неприятной внешностью, не вызывающей дурных помыслов: приветствие их обеих не порицается.

В шафиитском мазхабе положение в отношении приветствия женщины немного отличается. Так, например, мужчине порицается приветствовать молодую женщину, если та одна. Ей же при таких обстоятельствах запрещено как приветствовать, так и отвечать на приветствие мужчины. А если женщина будет не одна, а в сопровождении других мужчин или женщин, то положение относительно её приветствия такое же, как и в отношении приветствия мужчины.

Что же касается близких родственниц, с которыми ему запрещено вступать в брак, то их желательно приветствовать так же, как и других своих домочадцев.

Нежелательно приветствовать находящегося в бане, нагого, того, кто занят чем-нибудь, что может ему помешать ответить на приветствие.

По мнению ханафитских и ханбалитских учёных салям нежелательно давать и читающему Коран вслух, тогда как в шафиитском и маликитском мазхабах вовсе нежелательно приветствовать читающего Коран, даже если он читает его про себя, а также того, кто поминает Всевышнего (читает зикр), молит Всевышнего, читает намаз, ест или пьёт.

Ещё порицается приветствовать изучающего и обучающего религиозным наукам, муэдзина во время оглашения призыва на молитву (азана и икамата), судье во время судебного процесса, лектору во время чтения лекции (проповеди).

В шафиитском мазхабе не порицается приветствовать всех вышеупомянутых, за исключением нечестивца (фасик), открыто совершающего грехи: его приветствовать грешно. С таким нечестивцем можно здороваться лишь в том случае, если при отсутствии приветствия существует реальная угроза здоровью или жизни. Порицается также приветствовать того, кто слушает проповедь.

Всем тем, кого было нежелательно приветствовать, не вменяется в обязанность отвечать на приветствие.

Порицается приветствовать того, кто занимается обучением или слушанием религиозных наук.

Относительно желательности и нежелательности приветствия употребляющего пищу в мазхабах есть расхождения. Так, согласно ханафитскому мазхабу , желательно приветствовать кушающего, если приветствующий и сам рассчитывает пообедать вместе с приветствуемым, в противном случае - нежелательно. Шафииты говорят, что давать салям обедающему можно, но отвечать на салям не вменяется в обязанность, если принимающий пищу не в состоянии ответить, например, из-за наличия еды в ротовой полости. Маликиты говорят, что не порицается приветствовать обедающего. В ханбалитском мазхабе учёные разошлись на два равнозначных мнения: порицается и не порицается.

Приветствие детей

, не достигшим половой зрелости, тоже желательно давать салям, дабы тем самым обучить их исламской этике.

Передают, что (однажды) Анас бин Малик, да будет доволен им Аллах, проходивший мимо (собравшихся на улице) детей, приветствовал их, а потом сказал: «Так всегда поступал и посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует».

св. хадисов Аль-Бухари и Муслима

Однако несовершеннолетним детям необязательно отвечать на салям, потому что до достижения половой зрелости Шариат на них ничего не возлагает.

Если ребёнок даст салям совершеннолетнему, то последний обязан ответить на салям ребёнка, но лишь в том случае, если ребёнок является мумайизом , т.е., проще говоря, достиг 6-7-летнего возраста.

Если поприветствовали группу совершеннолетних мусульман, среди которых был и несовершеннолетний, и именно он ответит на приветствие - приветствие не засчитывается, ответить на приветствие обязан хотя бы один из совершеннолетних, в противном случае все впадут в грех (за исключением несовершеннолетнего).

Совершеннолетием в Исламе считается подросток, достигший половой зрелости, наступающей с первым семяизвержением у мальчиков и с появлением менструации у девочек, а не с 18-летнего возраста, как думают многие.

Рукопожатие во время приветствия

Рукопожатие при приветствии - одобряемое дело, относящееся к нормам исламской этики и её благородных атрибутов. Рукопожатие - действие, выражающее любовь и уважение между братьями по вере; посредством него пропадает злоба, зависть и неприязнь среди мусульман.

О желательности рукопожатия при встрече, когда даёшь салям, существует множество хадисов. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует ) сказал:

Когда двое мусульман встречаются и пожимают друг другу руки(, их прегрешения) обязательно прощаются им ещё до того, как они расстаются друг с другом.

хадис от Абу Са"ида аль-Худри,

св. хадисов Абу Дауда, № 4536

Рукопожатие было довольно распространённым обычаем среди сподвижников Пророка (да будет доволен ими Аллах).

Сообщается, что Абу-ль-Хаттаб Катада сказал: (Однажды) я спросил Анаса, да будет доволен им Аллах: «Пожимали ли друг другу руки сподвижники посланника Аллаха, да благословит о Аллах и да приветствует?», — и он сказал: «Да».

«Сунанат-Тирмизи», № 2653

Величайший учёный имам ан-Навав и (да смилуется над ним Аллах) говорил, что все мусульманские учёные единогласно сошлись на том, что рукопожатие - это сунна.

Пожимать же руку посторонним женщинам запрещено. Один из хадисов Посланника Аллаха (мир ему и благословение) гласит: «Для мужчины лучше, чтобы ему в голову вонзилась железная игла, чем он прикоснётся к женщине, которая ему не дозволена! » («Джамиуль-ахадис», № 18237).

В другом хадисе сказано: «Пророк (мир ему и благословение) принимал присягу у женщин на верность, чтобы не придавали Аллаху сотоварища в чём-либо. Айша сказала, что рука Пророка (мир ему и благословение) не коснулась руки женщины, кроме как той, которой он владел» («Муснаду-Ахмад бин Ханбаль »).

В заключение хочется отметить, что мусульмане, приветствуя единоверца в положенной форме, получают двойной саваб (благость Аллаха): один саваб - за то, что приветствуют, второй - за то, что создают условие другому человеку получить саваб, ответив ему тем же самым.

Да поможет нам Всевышний правильно приветствовать друг друга и окружит нас со всех сторон Своей милостью, ведя по прямому (истинному) пути!!!

Использованные материалы:

Сады праведных. Книга о приветствиях;

Википедия;

- «Tam İlmihal», M. Sıddık G. İstanbul -1996;

Www.assalam.ru;

Www.islamtambov.ru;

* С комментариями Ш. Аляутдинова