Основные пункты минских соглашений. Украинская экономика медленно, но верно ползёт к дефолту

Мы часто слышим как в прессе, так и в обычной жизни про Минские соглашения. Наверно, стоит остановиться на их сути и значении данного соглашения как в мировой политике, так и для жителей Украины, ДНР и ЛНР.

Минские соглашения были подписаны больше 3 лет назад — сначала 5 сентября 2014-го, а затем дополнены 12 февраля 2015 года. Они были разработаны в ходе переговоров Владимира Путина с президентом Франции Франсуа Олландом, канцлером Германии Ангелой Меркель и Петром Порошенко в Минске.

И несмотря на то, что договорённости должны были быть выполненными до конца 2015 года, они тормозятся до сих пор. Кто же их «торпедирует»? Давайте разберёмся (учитывая одно важное обстоятельство — выполнять «Минск» должны с одной стороны — Киев, с другой — Донецк и Луганск, а Россия выступает в этом договоре лишь одним из гарантов соглашений).

Нужно понимать, что Минские соглашения писались, исходя из предположения, что, реализуя их, киевский режим изменится таким образом, что станет приемлемым для населения Донбасса (по примеру Испании и Португалии). Собственно, такое мнение сохраняется и сейчас, в то же время очевидно, что Киев не может и не хочет двигаться в сторону демократизации. И даже формальное исполнение соглашений если и приведёт к перерождению режима, то в сторону его радикализации (что мы и видим в данное время), что будет иметь для Донбасса трагические последствия.

МИНСКИЕ СОГЛАШЕНИЯ — ПАТОВАЯ СИТУАЦИЯ ДЛЯ КИЕВА

Киеву выгодно сохранять данную ситуацию, потому что получить обратно 3 миллиона жителей Донбасса, настроенных резко против постмайданной власти и не признающих Украину — большая проблема, с которой неизвестно, что потом делать. Провести зачистку — нереально, можно получить партизанскую войну. И сделать вид, что 1/10 часть страны, живущая по своим законам и не признающая флаги Украины, это так и должно быть — тоже нельзя.

К тому же, часть украинского общества по-прежнему сохраняет воинственный настрой и жаждет победы, для успокоения этой публики Киеву выгодно сохранять линию фронта. Ведь если линия фронта в Донбассе исчезнет, то воинствующие националисты либо пойдут зачищать Донбасс и конфликт разгорится снова, либо внимание националистов переключится на Крым, что Киеву совсем не нужно, потому что способов вернуть полуостров не просматривается.

В общем, для Киева гораздо предпочтительнее сохранять ситуацию в текущем виде, то есть не выполнять Минские соглашения, хотя они утверждены ООН.

АНАЛИЗ ВЫПОЛНЕНИЯ МИНСКИХ СОГЛАШЕНИЙ

  1. Незамедлительное прекращение огня и отвод всех тяжёлых вооружений обеими сторонами на равные расстояния

Украина: Изначально условия были выполнены. Потом начались обстрелы.

ДНР и ЛНР: Выполнены.

  1. Обеспечить эффективный мониторинг режима прекращения огня и отвода тяжёлого вооружения со стороны ОБСЕ.

Украина: В целом выполняются.

ДНР и ЛНР: Выполняются.

  1. В первый день после отвода, начать диалог о проведении местных выборов в Донбассе в соответствии с украинским законодательством «О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей», а также о будущем режиме этих районов на основании указанного закона.

Украина: Не выполнен.

  1. Не позднее 30 дней с даты подписания документа, принять постановление Верховной Рады Украины с указанием территории, на которую распространяется Особый режим (фактически — дать Донбассу особый статус).

Украина: Не выполнен

ДНР и ЛНР: Невозможно выполнить без Украины.

  1. Обеспечить амнистию, запрещающую преследование лиц в связи с событиями в отдельных районах Донецкой и Луганской областей.

Украина: Не выполнен

ДНР и ЛНР: Невозможно без Украины

  1. Обеспечить освобождение и обмен всех заложников и незаконно удерживаемых лиц на основе принципа «всех на всех».

ДНР и ЛНР: Невозможно без Украины.

  1. Обеспечить безопасный доступ, доставку, хранение и распределение гуманитарной помощи.

Украина: Выполняется только на своей территории.

ДНР и ЛНР: Выполняется.

  1. Восстановления социально-экономических связей, включая выплату пенсий, пособий и иных выплат.

Украина: Не выполняется.

ДНР и ЛНР: Выполняется.

  1. Восстановление полного контроля над госграницей со стороны Украины во всей зоне конфликта, которое должно начаться в первый день после местных выборов и завершиться после всеобъемлющего политического урегулирования.

Украина: Не выполняется из-за того, что Киев не хочет выполнять предыдущие пункты (об амнистии, особом статусе и местных выборах).

ДНР и ЛНР: Невозможно выполнить, так как Украиной не выполняются предыдущие пункты

  1. Вывод всех иностранных вооружённых формирований и наёмников с территории Украины под наблюдением ОБСЕ.

Украина: Настаивает на том, что на Донбассе присутствуют войска России.

ДНР и ЛНР: говорят об отсутствии войск России. ОБСЕ тоже их не находит.

  1. Вступлением в силу к концу 2015 года новой конституции Украины, предполагающей децентрализацию (согласованную с представителями Донецкой и Луганской областей).

Украина: Не выполняется

ДНР и ЛНР: Невозможно, без участия Украины

МИНСКИЕ СОГЛАШЕНИЯ ПРЕВРАТИЛИСЬ В ФАРС

Изначально призванные стать надеждой на прекращение бессмысленной братоубийственной войны на Донбассе, Минские соглашения превратились в фарс, так и не став победой ни дипломатии, ни здравого смысла. И если ранее они вселяли в жителей самопровозглашённых Республик веру, то на сегодняшний день упоминание о них у людей вызывает лишь раздражение. Стоит поговорить о том, что уже избито и наболело, ввергает в недоумение, но вместе с тем требует внимания и анализа — хотя бы в ракурсе человеческой морали.

Вначале был «котёл»

Антитеррористическая операция (АТО) в восточных областях Украины, анонсированная и начатая в апреле 2014-го, фактически закончила раскол страны, начавшийся после майданного переворота. А заодно ознаменовала начало бесславного конца армии Украины , которая из призванной стоять на защите народа, в течение нескольких месяцев превратилась в армию убийц и карателей.

Одновременно вооружённые подразделения организовывают украинские националисты и радикалы: эти заранее были натренированы и обучены заокеанскими инструкторами в летних лагерях, поэтому им достаточно было выдать только оружие.

Параллельно этому, в «командировки» на Восток направляются подразделения вчерашних внутренних войск (вошедших в состав нацгвардии), МВД и СБУ. В это же время армейские подразделения уже вовсю обстреливают мирные города Донбасса и… несут прямые боевые потери впоследствии огневых контактов с подразделениями народного ополчения Донбасса.

Ну какое отношение это имеет к Минским соглашениям? Да самое прямое — потому что именно «коктейль» из всех вышеупомянутых подразделений впоследствии окажется в Иловайской мясорубке, послужившей отправной точкой договорённостей.

Нет смысла описывать хронологию последующих боевых действий — об этом достаточно информации как справочного, так и аналитического характера. Достаточно лишь отметить, что за неполные три недели силам ополчения удалось завладеть стратегической инициативой и уничтожить украинскую группировку. Потери были катастрофическими — фактически армия Украины как боеспособная организация прекратила своё существование.

Деморализованные, обескровленные, практически полностью лишившиеся вооружений и техники в ходе продолжительных боёв, подразделения массово сдавались в плен. Закончила в полях под Иловайском свой «славный» путь, начавшийся на Майдане , и большая часть от первоначального личного состава добровольческих батальонов. Именно на их костях и прахе, истлевших в пламени горящего соляра «Иловайского котла», впоследствии сыщут себе славу «полководцев» проходимцы Семенченко (Гришин) и Парасюк.

Причин поражению много, но сводятся они к одной — к скотскому отношению Генштаба к вверенным войскам, вопиющей бездарности и безответственности.

Последствия: телефонный звонок Порошенко президенту России В.В.Путину 3 сентября с просьбой повлиять на ситуацию, обязать Республики прекратить огонь и начать переговорный процесс.

Минск-1: О формализме и принципе последовательности в украинской политике

В ответ на такие «мирные» инициативы Порошенко, более подходящие на вопль о пощаде, было принято решение о выработке мер по деэскалации конфликта, и 5 сентября в Минске, в здании «Президент-отеля» на свет появился «Минский протокол», с момента подписания которого Минские соглашения и ведут свою родословную.

Теперь вкратце о чём он, и кто его подписывал.

Трёхсторонняя контактная группа

От Республик присутствовали их главы — Захарченко и Плотницкий, от России и в качестве гаранта в состав группы входил российский посол в Украине Зурабов, от Украины присутствовал… бывший её президент Леонид Кучма, официально никакого государственного поста не занимающий.

То есть, изначально подход Порошенко к Минским договоренностям можно считать даже не формальным, а наплевательским. Ведь подпись Кучмы под протоколом, «при всём к нему уважении», де-юре равна подписи любого украинского гражданина, будь-то пенсионер (кем Леонид Данилович на тот момент официально и являлся), шахтёр или домохозяйка. И украинская сторона при этом даже не сочла нужным, ну хотя бы для официоза, отправить в Минск, пусть даже второстепенное лицо, из Кабмина или Администрации президента.

Напрашивается вывод, что этим официальный Киев заочно снимал с себя какую-либо ответственность за ненадлежащее выполнение пунктов протокола. И, как оказалось со временем, не зря. Ведь украинской стороной фактически ничего из оговорённого выполнено не было. Огонь не прекращён, отдельные вооружённые формирования не разоружены. Отчасти — по причине неподконтрольности их киевским властям.

На фоне открытого игнорирования украинской стороной взятых обязательств по урегулированию конфликта на Донбассе, практически по всем пунктам протокола Минские договорённости, даже на фоне неоднократных рабочих встреч контактных групп, оказались не более чем фикцией, о чём нами сказано выше.

Доказательство — дальнейшее нагнетание конфликта и обострение вооружённого противостояния, приведшее к очередному «котлу» и, ожидаемо — к очередным Минским соглашениям.

Минск-2: Нормандская четвёрка, развод по-украински

Возобновление активных боевых действий в конце 2014 — начале 2015 годов фактически на всём протяжении линии соприкосновения, очередное масштабное поражение украинской армии в районе города Дебальцево (Донецкая область) с последующим переходом данного населённого пункта под контроль ДНР в феврале 2015 года — всё это привело к необходимости возобновления диалога.

Традиционно встреча проходила в Минске, однако 11 февраля 2015 года, переговоры велись уже в формате так называемой нормандской четвёрки и при участии президентов России, Украины, Германии и Франции, а также отдельных официальных лиц указанных государств, на следующий день к ним присоединились руководители ЛНР и ДНР.

В результате весьма напряжённого переговорного процесса был согласован и подписан комплекс мер по выполнению Минских соглашений, состоящий из тринадцати пунктов, среди которых, помимо аналогичных предыдущим, был предусмотрён дополнительный ряд практических мероприятий (с текстом можно ознакомиться по ссылке — http://www.aif.ru/dontknows/file/1379255).

Новшеством, отличающим Минские соглашения образца 2015-го, было требование к обеим сторонам конфликта отвести (развести) под наблюдением ОБСЕ тяжёлые вооружения и создать нейтральную зону безопасности, в зависимости от калибра вооружений, глубиной от 50-ти до 70-ти километров.

ПОЧЕМУ МИНСКИЕ СОГЛАШЕНИЯ НЕ ВЫПОЛНЯЮТСЯ?

Минские соглашения в том виде, в котором они подписаны, выполнены уж точно не будут.

Украинская сторона с первого дня не очень-то стремилась их выполнять, а чем дальше — тем нарушений больше и больше.

Давайте рассмотрим причины, по которым вероятность выполнения минских соглашений в долгосрочной перспективе стремится к уверенному нулю.

А вдруг не всё так запущено и у соглашений есть хотя бы маленький шанс?

1. Украинская экономика медленно, но верно ползёт к дефолту.

Денег, необходимых для восстановления экономики «мирным путём», никто даже не собирается давать. По самой скромной оценке Украине нужно минимум 50 миллиардов. Европа таких денег не даст. МВФ таких денег тоже не даст. Что делать?

Варианта два — либо расписаться в собственном бессилии и подать в отставку, либо… половину населения отправить на войну, а вторую половину поставить к станкам, выдавая сухой паёк (тем и другим), которым США готовы делиться с Украиной из года в год.

2. Половина Донбасса не нужна никому

Киеву, если даже абстрагироваться от того, что денег на восстановление Донбасса нет, нужен контроль над всей территорией, включая Донецк, Луганск и границу. И никакие компромиссные главы автономий в Донецке и Луганске Киеву даром не нужны. Если Киев будет принимать к себе Донбасс, то исключительно в таком статусе, чтобы можно было назначить главой региона хоть Таруту, хоть Саакашвили, хоть самого Яроша.

Все разговоры про децентрализацию, автономию и прочее-прочее — это лапша на уши особо доверчивым.

Какое может быть возвращение в состав Украины?

Не нужно забывать, что Донбасс за год обстрелов не только накопил ненависть к Киеву, но ещё и вооружился. И вооружился очень хорошо. Объём вооружений в армии ЛНР и ДНР примерно сопоставим с вооружением ВСУ. И численность личного состава тоже почти сравнялась.

Вспомните другие конфликты на постсоветском пространстве — Абхазию, Осетию, Карабах, Приднестровье. Какой из них разрешился сам собой в короткий срок?

А теперь учтите, что Донбасс в десять раз больше Осетии, Абхазии и Приднестровья.

Так какая вероятность затолкать ЛНР и ДНР обратно в состав Украины, да ещё и на условиях Киева, да ещё и в короткий срок? Ответ понятен всем.

3. Вашингтон вполне устраивает вооружённый конфликт на границе России.

Когда СССР ввёл войска в Афганистан, Вашингтон поддерживал моджахедов, потому что это позволяло наносить военный и экономический ущерб СССР, втягивать Союз в непопулярную войну, наносить моральный вред советской власти и подтачивать режим.

После распада СССР в России возник конфликт с Чечней — чеченских боевиков тоже поддерживал Вашингтон. Примерно с тем же мотивом.

Конфликт с Грузией тоже поддерживал Вашингтон.

Так с какой стати сейчас, в Донбассе, Вашингтон будет способствовать мирному процессу?

Мирный процесс на юго-востоке Украины совершенно не в интересах США. А военный конфликт, желательно затяжной, многолетний — вот это в интересах. Потому что это такое же втягивание России в непопулярный конфликт как гаранта Минских соглашений. И стоит ли верить, что Вашингтон позволит просто взять и завершить конфликт подписанием каких-то минских соглашений?

А теперь попробуем ответить на следующий вопрос: Кто-нибудь, кроме России, вообще заинтересован в завершении этого конфликта?

Да, заинтересованы.

В завершении конфликта заинтересованы Донецк и Луганск. Ещё мир нужен Европе.

Но Европа не контролирует Киев. Современная Европа не контролирует в полной мере даже саму себя. О каком завершении конфликта на Украине с участием Европы можно говорить?

Чтобы Европа могла эффективно содействовать разрешению конфликта, она должна дистанцироваться от США с одной стороны и выдать Украине кредит в 50 миллиардов (минимум) с другой. А насколько это реально? Как кажется, что вероятность этого от нуля до минус одного.

ПОСЛЕСЛОВИЕ

И какой напрашивается вывод, глядя на эту систему уравнений?

Похожи ли Минские соглашения на реальное решение конфликта и принципиальные договоренности сторон?

Кого эти Минские соглашения вообще устраивают, кроме России и Европы, которые собственно их и продавили, но которые совершенно не имеют возможности контролировать Киев?

Так неужели конфликт на юго-востоке Украины не имеет решений?

На сегодняшний день уже очевидно, что украинские власти не будут выполнять Минские соглашения в том виде, в каком они были заключены, и рассматривают несколько вариантов отказа от них. Среди них есть как те, что так или иначе закрепляют статус-кво, так и те, что грозят трагическими последствиями. Чего же ждать Донбассу от Киева в обозримой перспективе?

У государства нет сколь-нибудь системного видения, как решить проблему и как выстроить благополучную перспективу Донбасса в целом. Такая ситуация связана с тем, что на центральном уровне отсутствует такое же системное видение и относительно всей страны, потому что власть разделена между различными группами влияния, и в рамках существующего баланса они решают, в первую очередь, свои корпоративные задачи и не видят всю картинку в целом. Как следствие, страна постоянно движется в разнонаправленные стороны, а в результате топчется 26 лет на месте.

В управлении ООН, специализирующемся на координации гуманитарных миссий, резонно заметили, что боевые действия в Донбассе заканчиваться не собираются. Противостояние Украины и Донбасса лишь набирает силу, до окончания ещё идти и идти.

Такое положение вещей серьёзно тревожит международную Организацию. Доклад ООН, недавно представленный на суд общественности, назвал продолжающуюся войну Киева против республик Донбасса одним из самых кровавых конфликтов в мире со времён окончания Второй мировой.

Но помимо доклада, наверно, от ООН должны быть и какие-то практические действия?

Жители Донбасса же их не видят, а видят лишь поддержку со стороны Запада агрессивной власти Украины, что и печально.

Куда идёт Украина, по мнению экспертов, не понятно и самой власти.

Под натиском таких небольших, но систематических ударов украинская сторона буквально каждым своим шагом демонстрирует свою недоговороспособность. Да, такая дипломатическая баталия идёт черепашьими темпами, но и положение дел сейчас не позволяет надеяться на скорое решение.

В одной старой книге есть такие строки:

«Стремителен и прекрасен бой орлов в небесной высоте. Сложив могучие крылья, камнем падает орёл на врага. Но вообразите бой кротов в подземных глубинах. Кроту, быть может, месяц пришлось бы землю рыть, чтобы сблизиться с противником. Так и на войне. Нередко такая складывается обстановка, что один исход — воевать по-кротовьему…» (https://tech.wikireading.ru/10061).

Другого варианта нет и у ЛНР и ДНР, кроме как медленно и методично переламывать ситуацию в свою пользу, пока количество не обратится в качество. И тогда Минские соглашения станут для хунты Минским «котлом».

Сейчас главное их оружие — это выдержка, выдержка и ещё раз выдержка. Потому, что в войне нервов проигрывает тот, кто не выдержал первым.

А Минск будет использоваться как дымовая завеса для продолжения войны. Европа и США будут продолжать настаивать на словах следовать минским договорённостям и в то же время поощрять киевский режим военной помощью — и нелетальной, и летальной. Это всё равно, что гасить пожар бензином.

Подготовленное «нормандской четверкой» мирное соглашение по урегулированию конфликта на востоке Украины. Документ получил название «Комплекс мер по выполнению Минских соглашений». Документ состоит из 13 пунктов. Мы публикуем полную версию этого документа.

1. Незамедлительное и всеобъемлющее прекращение огня в отдельных районах Донецкой и Луганской областей Украины и его строгое выполнение начиная с 00 ч. 00 мин. (киевское время) 15 февраля 2015 года.

2. Отвод всех тяжелых вооружений обеими сторонами на равные расстояния в целях создания зоны безопасности шириной минимум 50 км друг от друга для артиллерийских систем калибром 100 мм и более, зоны безопасности шириной 70 км для РСЗО и шириной 140 км для РСЗО «Торнадо-С», «Ураган», «Смерч» и тактических ракетных систем «Точка» («Точка У»):

— для украинских войск: от фактической линии соприкосновения;

— для вооруженных формирований отдельных районов Донецкой и Луганской областей Украины: от линии соприкосновения согласно Минскому меморандуму от 19 сентября 2014 г.

Отвод вышеперечисленных тяжелых вооружений должен начаться не позднее второго дня после прекращения огня и завершиться в течение 14 дней.

Этому процессу будет содействовать ОБСЕ при поддержке Трехсторонней Контактной группы.

3. Обеспечить эффективный мониторинг и верификацию режима прекращения огня и отвода тяжелого вооружения со стороны ОБСЕ с первого дня отвода, с применением всех необходимых технических средств, включая спутники, БПЛА, радиолокационные системы и пр.

4. В первый день после отвода начать диалог о модальностях проведения местных выборов в соответствии с украинским законодательством и Законом Украины «О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей», а также о будущем режиме этих районов на основании указанного закона.

Незамедлительно, не позднее 30 дней с даты подписания данного документа, принять постановление Верховной Рады Украины с указанием территории, на которую распространяется особый режим в соответствии с Законом Украины «О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей» на основе линии, установленной в Минском меморандуме от 19 сентября 2014 г.

5. Обеспечить помилование и амнистию путем введения в силу закона, запрещающего преследование и наказание лиц в связи с событиями, имевшими место в отдельных районах Донецкой и Луганской областей Украины.

6. Обеспечить освобождение и обмен всех заложников и незаконно удерживаемых лиц на основе принципа «всех на всех». Этот процесс должен быть завершен самое позднее на пятый день после отвода.

7. Обеспечить безопасный доступ, доставку, хранение и распределение гуманитарной помощи нуждающимся на основе международного механизма.

8. Определение модальностей полного восстановления социально-экономических связей, включая социальные переводы, такие как выплата пенсий и иные выплаты (поступления и доходы, своевременная оплата всех коммунальных счетов, возобновление налогообложения в рамках правового поля Украины).

В этих целях Украина восстановит управление сегментом своей банковской системы в районах, затронутых конфликтом, и, возможно, будет создан международный механизм для облегчения таких переводов.

9. Восстановление полного контроля над государственной границей со стороны правительства Украины во всей зоне конфликта, которое должно начаться в первый день после местных выборов и завершиться после всеобъемлющего политического урегулирования (местные выборы в отдельных районах Донецкой и Луганской областей на основании Закона Украины и конституционная реформа) к концу 2015 года при условии выполнения пункта 11 — в консультациях и по согласованию с представителями отдельных районов Донецкой и Луганской областей в рамках Трехсторонней Контактной группы.

10. Вывод всех иностранных вооруженных формирований, военной техники, а также наемников с территории Украины под наблюдением ОБСЕ. Разоружение всех незаконных групп.

11. Проведение конституционной реформы в Украине со вступлением в силу к концу 2015 года новой конституции, предполагающей в качестве ключевого элемента децентрализацию (с учетом особенностей отдельных районов Донецкой и Луганской областей, согласованных с представителями этих районов), а также принятие постоянного законодательства об особом статусе отдельных районов Донецкой и Луганской областей в соответствии с мерами, указанными в примечании, до конца 2015 года.

12. На основании Закона Украины «О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей» вопросы, касающиеся местных выборов, будут обсуждаться и согласовываться с представителями отдельных районов Донецкой и Луганской областей в рамках Трехсторонней Контактной группы. Выборы будут проведены с соблюдением соответствующих стандартов ОБСЕ при мониторинге со стороны БДИПЧ ОБСЕ.

13. Интенсифицировать деятельность Трехсторонней Контактной группы, в том числе путем создания рабочих групп по выполнению соответствующих аспектов Минских соглашений. Они будут отражать состав Трехсторонней Контактной группы.

Примечание:

Такие меры в соответствии с Законом «Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей» включают следующее:

— освобождение от наказания, преследования и дискриминации лиц, связанных с событиями, имевшими место в отдельных районах Донецкой и Луганской областей;

— право на языковое самоопределение;

— участие органов местного самоуправления в назначении глав органов прокуратуры и судов в отдельных районах Донецкой и Луганской областей;

— возможность для центральных органов исполнительной власти заключать с соответствующими органами местного самоуправления соглашения относительно экономического, социального и культурного развития отдельных районов Донецкой и Луганской областей;

— государство оказывает поддержку социально-экономическому развитию отдельных районов Донецкой и Луганской областей;

— содействие со стороны центральных органов власти трансграничному сотрудничеству в отдельных районах Донецкой и Луганской областей с регионами Российской Федерации;

— создание отрядов народной милиции по решению местных советов с целью поддержания общественного порядка в отдельных районах Донецкой и Луганской областей;

— полномочия депутатов местных советов и должностных лиц, избранных на досрочных выборах, назначенных Верховной Радой Украины этим законом, не могут быть досрочно прекращены.

Страница 1

Страница 2

Страница 3

Страница 4

Завтра исполняется ровно год с момента подписания 2-й версии Минских соглашений. Будет уместно посмотреть, что из подписанного за год было выполнено из того, что подписали Кучма, Зурабов, Тальявини, Захарченко и Плотницкий.

Комплекс мер по выполнению Минских соглашений

1. Незамедлительное и всеобъемлющее прекращение огня в отдельных районах Донецкой и Луганской областей Украины и его строгое выполнение, начиная с 00 ч. 00 мин. (киевское время) 15 февраля 2015 года.

Огонь не был прекращен ни тогда, ни в течение года, ни спустя год. На Донбассе по-прежнему идет война, которая меняет свою интенсивность - от вялолекущий вечерних обстрелов, до серьезных столкновений за отдельные населенные пункты. В течении 2015 года такими были - Спартак, Марьинка, Новая Ласпа, Старогнатовка, Широкино и т.д.

2. Отвод всех тяжелых вооружений обеими сторонами на равные расстояния в целях создания зоны безопасности шириной минимум 50 км друг от друга для артиллерийских систем калибром 100 мм и более, зоны безопасности шириной 70 км для РСЗО и шириной 140 км для РСЗО "Торнадо-С", "Ураган", "Смерч" и тактических ракетных систем "Точка" ("Точка У"):
— для украинских войск: от фактической линии соприкосновения;
— для вооруженных формирований отдельных районов Донецкой и Луганской областей Украины: от линии соприкосновения согласно Минскому меморандуму от 19 сентября 2014 г.
Отвод вышеперечисленных тяжелых вооружений должен начаться не позднее второго дня после прекращения огня и завершиться в течение 14 дней.
Этому процессу будет содействовать ОБСЕ при поддержке Трехсторонней Контактной группы.

Тяжелое вооружени калибром свыше 100-мм так и не было в полной мере отведено, что периодически проявляется в фактах применения артиллерии или мелькающих на линии фронта танков. Про отвод вооружений калибром ниже 100-мм и вовсе говорить неудобно, с учетом ежедневных минометных обстрелов на целом ряде участков линии фронта.
Единственное, что можно отметить в позитивном смысле, спустя год стороны практически не используют в обстрелах РСЗО.

3. Обеспечить эффективный мониторинг и верификацию режима прекращения огня и отвода тяжелого вооружения со стороны ОБСЕ с первого дня отвода с применением всех необходимых технических средств, включая спутники, БПЛА, радиолокационные системы и пр.

Как показала практика ОБСЕ не в состоянии контролировать перемещение тяжелой технике и артиллерии, ограничиваясь фиксацией того, что стороны считают уместным ОБСЕ показывать. При наличие спутников и БПЛА, за линией фронта стороны периодически двигают тяжелую технику и изыскивают различные способы игнорирования этого пункта, вроде пресловутого "колеса", когда артиллерия и РСЗО отводятся в тыл под камеры наблюдателей ОБСЕ, а потом делают крюк и возвращаются на запасные, или даже те же позиции у линии фронта. С обеих сторон существуют "пожарные команды" с высокой степенью готовности, для выдвижения к линии фронта из районов сосредоточения.

4. В первый день после отвода начать диалог о модальностях проведения местных выборов в соответствии с украинским законодательством и Законом Украины "О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей", а также о будущем режиме этих районов на основании указанного закона.
Незамедлительно, не позднее 30 дней с даты подписания данного документа, принять постановление Верховной рады Украины с указанием территории, на которую распространяется особый режим в соответствии с Законом Украины "О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей" на основе линии, установленной в Минском меморандуме от 19 сентября 2014 г.

Порядок местного самоуправления на Донбассе так и не был определен, так как на Украине не было соответствующим образом изменено законодательство и народные респубилки никак не влияли на модальность заявлений Киева о том, как именно на Донбассе должны пройти выборы (все предложения республик были отвергнуты или даже не рассмотрены). Закон с указанием территории был принят, но натолкнулся на казус Дебальцево, которое до 19 сентября 2014 года контролировалось ВСУ, но вскоре после подписания Минских соглашений было освобождено ВСН, ввиду чего Украина считает, что на Дебальцево распространяются украинские законы, в то время как в ДНР и ЛНР Дебальцево считают своим (этот вопрос важен в том числе при обсуждении вопроса о порядке выборов на Донбассе).

5. Обеспечить помилование и амнистию путем введения в силу закона, запрещающего преследование и наказание лиц в связи с событиями, имевшими место в отдельных районах Донецкой и Луганской областей Украины.

Закон об амнистии так и не был принят и более того, представители Украины постоянно заявляли, что не пойдут на принятие такого закона.

6. Обеспечить освобождение и обмен всех заложников и незаконно удерживаемых лиц на основе принципа «всех на всех». Этот процесс должен быть завершен самое позднее на пятый день после отвода.

Обмена "всех на всех" так и не случилось, хотя периодически шли разовые обмены групп военнопленных, которые впрочем проводились и без Минских соглашений.

7. Обеспечить безопасный доступ, доставку, хранение и распределение гуманитарной помощи нуждающимся на основе международного механизма.

С учетом продолжающейся блокады, гуманитарная помощь поступает скорее вопреки, а не благодаря международным механизмам. РФ как и ранее экономически поддерживает Донбасс, а "белые конвои", как ездили без особой оглядки на протесты Украины, так и продолжают ездить. Украина, ничего кроме видимости мониторинга этих грузов так ничего и не смогла добиться в плане контроля над поставками гуманитарных грузов на Донбасс. Ввиду этого отыгрываются за счет блокады и периодических остановок поставок гуманитарки от Ахметова.

8. Определение модальностей полного восстановления социально-экономических связей, включая социальные переводы, такие как выплата пенсий и иные выплаты (поступления и доходы, своевременная оплата всех коммунальных счетов, возобновление налогообложения в рамках правового поля Украины).
В этих целях Украина восстановит управление сегментом своей банковской системы в районах, затронутых конфликтом, и, возможно, будет создан международный механизм для облегчения таких переводов.

За прошедший год экономическая блокада Донбасса не только не была снята, но скорее наоборот - усилилась, причем существуют тенденции к дальнейшему перекрытию экономических связей между ЛДНР и Украиной. Банковская система Украины в ЛДНР так и не была восстановлена.

9. Восстановление полного контроля над государственной границей со стороны правительства Украины во всей зоне конфликта, которое должно начаться в первый день после местных выборов и завершиться после всеобъемлющего политического урегулирования (местные выборы в отдельных районах Донецкой и Луганской областей на основании Закона Украины и конституционная реформа) к концу 2015 года при условии выполнения пункта 11 - в консультациях и по согласованию с представителями отдельных районов Донецкой и Луганской областей в рамках Трехсторонней Контактной группы.

Так как никого политического урегулирования не случилось, то никакой границы Украина естественно не получила.

10. Вывод всех иностранных вооруженных формирований, военной техники, а также наемников с территории Украины под наблюдением ОБСЕ. Разоружение всех незаконных групп.

Данный пункт так же не был выполнен - часть наемников были легализованы в частях НГУ, МВД и ВСУ, а некоторые до сих пор продолжают находится на линии фронта без всякой легализации, вроде тех же чеченцев вооющих на стороне ВСУ. С нашей стороны добровольцы из РФ и те, кто поехал на Донбасс воевать за деньги, легализованы через структуры армейских корпусов. В обоих случаях ОБСЕ практически ничего не контролирует.

11. Проведение конституционной реформы на Украине со вступлением в силу к концу 2015 года новой конституции, предполагающей в качестве ключевого элемента децентрализацию (с учетом особенностей отдельных районов Донецкой и Луганской областей, согласованных с представителями этих районов), а также принятие постоянного законодательства об особом статусе отдельных районов Донецкой и Луганской областей в соответствии с мерами, указанными в примечании 1, до конца 2015 года.

Конституционная реформа Украины сознательно саботируется Киевом, что делает бессмысленными любые разговоры о политическом урегулировании.

12. На основании Закона Украины "О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей" вопросы, касающиеся местных выборов, будут обсуждаться и согласовываться с представителями отдельных районов Донецкой и Луганской областей в рамках Трехсторонней Контактной группы. Выборы будут проведены с соблюдением соответствующих стандартов ОБСЕ при мониторинге со стороны БДИПЧ ОБСЕ.

Вопросы выборов в ДНР и ЛНР никто с ними не согласовывал, поэтому республики спустя год после подписания соглашений угрожают провести их самостоятельно без согласования с Украиной.

13. Интенсифицировать деятельность Трехсторонней Контактной группы, в том числе путем создания рабочих групп по выполнению соответствующих аспектов Минских соглашений. Они будут отражать состав Трехсторонней Контактной группы.
Примечание 1. Такие меры в соответствии с Законом "Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей" включают следующее:
— освобождение от наказания, преследования и дискриминации лиц, связанных с событиями, имевшими место в отдельных районах Донецкой и Луганской областей;
— право на языковое самоопределение;
— участие органов местного самоуправления в назначении глав органов прокуратуры и судов в отдельных районах Донецкой и Луганской областей;
— возможность для центральных органов исполнительной власти заключать с соответствующими органами местного самоуправления соглашения относительно экономического, социального и культурного развития отдельных районов Донецкой и Луганской областей;
— государство оказывает поддержку социально-экономическому развитию отдельных районов Донецкой и Луганской областей;
— содействие со стороны центральных органов власти трансграничному сотрудничеству в отдельных районах Донецкой и Луганской областей с регионами Российской Федерации;
— создание отрядов народной милиции по решению местных советов с целью поддержания общественного порядка в отдельных районах Донецкой и Луганской областей;
— полномочия депутатов местных советов и должностных лиц, избранных на досрочных выборах, назначенных Верховной радой Украины этим законом, не могут быть досрочно прекращены.

В силу тупика по предшествующим политическим пунктам минских соглашений, из этого было реализовано только создание подгрупп, которые обсуждают все остальное, но не могут что-либо реализовать из подписанного на практике.

Итоги.

В целом, спустя год после подписания 2-й версии Минских Соглашений ни один из пунктов данных соглашений так и не был выполнен в полном объеме. Отдельные моменты "военных" пунктов пытались реализовать на практике, но в силу неустранимых противоречий по политическим пунктам, реализация минских соглашений в полном объеме оказалась обречена на неудачу.
При этом в течение года и Украина, и ЛДНР, и США, и Россия, и ЕС, и ООН, и ОБСЕ - все как один утверждали, что Минские соглашения являются единственным и безальтернативным путем к миру, который впрочем так и не был достигнут.

5 сентября 2014 года в здании «Президент-отеля» в Минске. Он предусматривал прекращение огня между противоборствующими сторонами на территории Донецкой и Луганской областей и реализацию комплекса мер компромиссного мирного плана при сохранении не подконтрольных Киеву районов (Донецкой и Луганской областей) юридически в составе Украины. То есть это был вариант компромисса на бумаге между двумя полюсами, американо-украинским и донецко-московским.

Со стороны Российской Федерации протокол подписал Чрезвычайный и Полномочный Посол РФ на Украине Михаил Зурабов, со стороны Украины — бывший президент Леонид Кучма, который имел мандат от действующего президента (признанного в том числе Москвой) Петра Порошенко. Со стороны ОБСЕ документ подписала швейцарский дипломат Хайди Тальявини, со стороны ЛНР — Игорь Плотницкий, со стороны ДНР — ныне покойный Александр Захарченко. Это было лишь началом «минского политического процесса».

Каковы же конкретные результаты Минского протокола и дальнейших аналогичных соглашений? Во-первых , Украина сохранилась как целостное государство под американо-европейским политическим контролем в том же принципиальном антироссийском идеологическом ключе, а проект Новороссии Москвой был свернут. Во-вторых , Украина абсолютно безнаказанно практически не исполняет эти соглашения.

В-третьих, все наиболее значимые военно-политические лидеры ЛНР и ДНР были последовательно уничтожены террористическими методами, включая и одну из официальных сторон данного соглашения Александра Захарченко.

Американское руководство не изменило своих планов, но изменила методы. Украинская армия спустя 4 года укреплена, лучше оснащена, лучше обучена, а верхушка военно-политического руководства реальной оппозиции Киеву на востоке Украины последовательно уничтожена. Украинская армия как стояла, так и стоит на окраинах Донецка. Обстрелы продолжаются, планы не меняются. После каждого громкого террористического акта Европа и очевидно зависимая от нее Москва лишь подчеркивали безальтернативность Минских соглашений.

Таким образом, американская администрация в очередной раз осуществила политическую уловку, ее марионетки не стали выполнять обязательства, предложив это сделать лишь противоположной стороне. Технологически успешная комбинация со времени распада Советского Союза. «Империя» никогда не держит свои обещания перед «варварами», используя их стремления лишь как очередную наживку.

Американской администрации и ее партнерам было критично важно не допустить дальнейшего распада подконтрольного украинского пространства и после того, как эта цель (за счет компромисса с Москвой) была достигнута, спецслужбы принялись за привычное дело. Под разговоры в СМИ об очень плохом, нейтральном и очень хорошем все наиболее известные лидеры антибандеровского вооруженного протеста на Украине были физически уничтожены. Их устранили и как сторону переговоров и как людей, имеющих «непозволительную самостоятельность» и политическую непреклонность.

Пожимание рук «новым киевским лидерам» и их американскими кураторам геополитически очень дорогое удовольствие. Дело обернулось так, что американо-украинская сторона под видом «миротворчества» постепенно физически ликвидировала реальных лидеров противоположной точки зрения.

Европа этому косвенно помогала в качестве «главноуговаривающего Москвы», а Москва, опасаясь «разбить горшки» окончательно, «просто верила» в гарантии и на них ссылалась. Примерно как в Ливии в 2011 году и в Киеве в процессе Евромайдана. Накануне четырехлетия начала Минского политического процесса в результате террористического акта (довольно закономерно) был убит вместе с сопровождающими лидер ДНР Александр Захарченко.

В Москве некоторые высокопоставленные государственные чиновники привычно назвали этот факт провокацией. Однако, провокацией чего? Это не провокации, а самая обычная политика, четкие последовательные действия американского, европейского и украинского политического руководства. Обычная политика террористическими методами.

«Минские соглашения» — тоже политика, но лишь в качестве прикрытия. Именно как маскировочный фон для систематического терроризма и дальнейшего обеспечения его безнаказанности. И так от одного убитого лидера сопротивления к следующему. До полной ликвидации стороны переговоров. Собственно, это и было «технологичной» теневой стороной реального политического процесса на востоке Украины. У обстрелов жилых массивов Донецка и убийств лидеров антибандеровского сопротивления на востоке Украины одни и те же идеологи и кураторы. В обеспечении конкретной политики и состоит смысл «нормандскго формата».

Европа используется как сдерживающий фактор для Москвы, а американская агентура с территории подконтрольной Украины осуществляет точечные удары по тем, кто не смирился с форматом власти в Киеве образца февраля 2014 года. Это никакие не провокации, а вполне четкая хладнокровная политика, которая тем сильнее, чем Москва слабее.

МОСКВА, 12 февраля - РИА Новости. В распоряжении журналистов оказался документ о мерах по выполнению Минских соглашений, подписанный главами самопровозглашенных Донецкой и Луганской народных республик, представителями России и Украины и представителем от ОБСЕ по выполнению Минских соглашений, и декларация глав России, Украины, Франции и Германии в поддержку комплекса этих мер..

Комплекс мер по выполнению Минских соглашений

1. Незамедлительное и всеобъемлющее прекращение огня в отдельных районах Донецкой и Луганской областей Украины и его строгое выполнение, начиная с 00 ч. 00 мин. (киевское время) 15 февраля 2015 года.

2. Отвод всех тяжелых вооружений обеими сторонами на равные расстояния в целях создания зоны безопасности шириной минимум 50 км друг от друга для артиллерийских систем калибром 100 мм и более, зоны безопасности шириной 70 км для РСЗО и шириной 140 км для РСЗО "Торнадо-С", "Ураган", "Смерч" и тактических ракетных систем "Точка" ("Точка У"):

— для украинских войск: от фактической линии соприкосновения;

— для вооруженных формирований отдельных районов Донецкой и Луганской областей Украины: от линии соприкосновения согласно Минскому меморандуму от 19 сентября 2014 г.

Отвод вышеперечисленных тяжелых вооружений должен начаться не позднее второго дня после прекращения огня и завершиться в течение 14 дней.

Этому процессу будет содействовать ОБСЕ при поддержке Трехсторонней Контактной группы.

3. Обеспечить эффективный мониторинг и верификацию режима прекращения огня и отвода тяжелого вооружения со стороны ОБСЕ с первого дня отвода с применением всех необходимых технических средств, включая спутники, БПЛА, радиолокационные системы и пр.

4. В первый день после отвода начать диалог о модальностях проведения местных выборов в соответствии с украинским законодательством и Законом Украины "О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей", а также о будущем режиме этих районов на основании указанного закона.

Незамедлительно, не позднее 30 дней с даты подписания данного документа, принять постановление Верховной рады Украины с указанием территории, на которую распространяется особый режим в соответствии с Законом Украины "О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей" на основе линии, установленной в Минском меморандуме от 19 сентября 2014 г.

5. Обеспечить помилование и амнистию путем введения в силу закона, запрещающего преследование и наказание лиц в связи с событиями, имевшими место в отдельных районах Донецкой и Луганской областей Украины.

6. Обеспечить освобождение и обмен всех заложников и незаконно удерживаемых лиц на основе принципа «всех на всех». Этот процесс должен быть завершен самое позднее на пятый день после отвода.

7. Обеспечить безопасный доступ, доставку, хранение и распределение гуманитарной помощи нуждающимся на основе международного механизма.

8. Определение модальностей полного восстановления социально-экономических связей, включая социальные переводы, такие как выплата пенсий и иные выплаты (поступления и доходы, своевременная оплата всех коммунальных счетов, возобновление налогообложения в рамках правового поля Украины).

В этих целях Украина восстановит управление сегментом своей банковской системы в районах, затронутых конфликтом, и, возможно, будет создан международный механизм для облегчения таких переводов.

9. Восстановление полного контроля над государственной границей со стороны правительства Украины во всей зоне конфликта, которое должно начаться в первый день после местных выборов и завершиться после всеобъемлющего политического урегулирования (местные выборы в отдельных районах Донецкой и Луганской областей на основании Закона Украины и конституционная реформа) к концу 2015 года при условии выполнения пункта 11 - в консультациях и по согласованию с представителями отдельных районов Донецкой и Луганской областей в рамках Трехсторонней Контактной группы.

10. Вывод всех иностранных вооруженных формирований, военной техники, а также наемников с территории Украины под наблюдением ОБСЕ. Разоружение всех незаконных групп.

11. Проведение конституционной реформы на Украине со вступлением в силу к концу 2015 года новой конституции, предполагающей в качестве ключевого элемента децентрализацию (с учетом особенностей отдельных районов Донецкой и Луганской областей, согласованных с представителями этих районов), а также принятие постоянного законодательства об особом статусе отдельных районов Донецкой и Луганской областей в соответствии с мерами, указанными в примечании 1, до конца 2015 года.

12. На основании Закона Украины "О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей" вопросы, касающиеся местных выборов, будут обсуждаться и согласовываться с представителями отдельных районов Донецкой и Луганской областей в рамках Трехсторонней Контактной группы. Выборы будут проведены с соблюдением соответствующих стандартов ОБСЕ при мониторинге со стороны БДИПЧ ОБСЕ.

13. Интенсифицировать деятельность Трехсторонней Контактной группы, в том числе путем создания рабочих групп по выполнению соответствующих аспектов Минских соглашений. Они будут отражать состав Трехсторонней Контактной группы.

Примечание 1. Такие меры в соответствии с Законом "Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей" включают следующее:

— освобождение от наказания, преследования и дискриминации лиц, связанных с событиями, имевшими место в отдельных районах Донецкой и Луганской областей;

— право на языковое самоопределение;

— участие органов местного самоуправления в назначении глав органов прокуратуры и судов в отдельных районах Донецкой и Луганской областей;

— возможность для центральных органов исполнительной власти заключать с соответствующими органами местного самоуправления соглашения относительно экономического, социального и культурного развития отдельных районов Донецкой и Луганской областей;

— государство оказывает поддержку социально-экономическому развитию отдельных районов Донецкой и Луганской областей;

— содействие со стороны центральных органов власти трансграничному сотрудничеству в отдельных районах Донецкой и Луганской областей с регионами Российской Федерации;

— создание отрядов народной милиции по решению местных советов с целью поддержания общественного порядка в отдельных районах Донецкой и Луганской областей;

— полномочия депутатов местных советов и должностных лиц, избранных на досрочных выборах, назначенных Верховной радой Украины этим законом, не могут быть досрочно прекращены.

Участники Трехсторонней Контактной группы:

Посол Хайди Тальявини

Второй Президент Украины Л.Д. Кучма

Посол Российской Федерации на Украине М.Ю. Зурабов

А.В. Захарченко

И.В. Плотницкий

Декларация Президента Российской Федерации, Президента Украины, Президента Французской Республики и Канцлера Федеративной Республики Германия в поддержку Комплекса мер по выполнению Минских соглашений, принятого 12 февраля 2015 года

Президент Российской Федерации Владимир Путин, Президент Украины Петр Порошенко, Президент Французской Республики Франсуа Олланд и Канцлер Федеративной Республики Германия Ангела Меркель подтверждают полное уважение суверенитета и территориальной целостности Украины. Они твердо убеждены в безальтернативности исключительно мирного урегулирования. Они всецело готовы предпринять любые возможные меры как по отдельности, так и совместно в этих целях.

В этом контексте лидеры одобряют Комплекс мер по выполнению Минских соглашений, принятый и подписанный в Минске 12 февраля 2015 года всеми, кто также подписал Минский протокол от 5 сентября 2014 года и Минский меморандум от 19 сентября 2014 года. Лидеры будут вносить вклад в этот процесс и использовать свое влияние на соответствующие стороны, чтобы способствовать выполнению этого Комплекса мер.

Германия и Франция окажут техническую поддержку для восстановления сегмента банковской системы в затронутых конфликтом районах, возможно, путем создания международного механизма для содействия осуществлению социальных выплат.

Лидеры разделяют убеждение в том, что укрепление сотрудничества между Европейским союзом, Украиной и Россией будет способствовать урегулированию данного кризиса. В этих целях они поддерживают продолжение трехсторонних переговоров между Европейским союзом, Украиной и Россией по вопросам энергетики с тем, чтобы осуществить шаги в развитие "зимнего газового пакета".

Они также поддерживают трехсторонние переговоры между Европейским союзом, Украиной и Россией в целях выработки практического решения вопросов, вызывающих обеспокоенность России, в связи с выполнением Соглашения о Глубокой и всеобъемлющей зоне свободной торговли между Украиной и Европейским союзом.

Лидеры по-прежнему привержены идее создания общего гуманитарного и экономического пространства от Атлантики до Тихого океана на основе полного уважения международного права и принципов ОБСЕ.

Лидеры будут и впредь привержены выполнению Минских соглашений. С этой целью они договорились о создании контрольного механизма в "нормандском формате", который будет проводить встречи с регулярной периодичностью, как правило, на уровне старших должностных лиц, представляющих министерства иностранных дел.