На склоне лет даргомыжский воскликнул опять тезка. "учитель! перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени!» (н.а.некрасов). Тесты для контрольных уроков

"УЧИТЕЛЬ! ПЕРЕД ИМЕНЕМ ТВОИМ ПОЗВОЛЬ СМИРЕННО ПРЕКЛОНИТЬ КОЛЕНИ!» (Н.А.НЕКРАСОВ)

АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ МОРОЗОВ "Сельская школа", 1872 год

"УЧИТЕЛЬ!

ПЕРЕД ИМЕНЕМ ТВОИМ

ПОЗВОЛЬ СМИРЕННО ПРЕКЛОНИТЬ КОЛЕНИ!»

(Н.А.НЕКРАСОВ)

О равенстве, о братстве, о свободе.

Еще добром должны мы помянуть

Тогдашнюю литературу,

У ней была задача:

как-нибудь Намеком

натолкнуть на честный путь

К развитию способную натуру.. .

Хорошая задача!

Не забыл, Я думаю, ты истинных светил,

Отметивших то время роковое:

Белинский жил тогда,

Грановский, Гоголь жил,

Еще найдется славных двое-трое

У них тогда училось всё живое.. .

Белинский был особенно любим..

Молясь твоей многострадальной тени,

Учитель! перед именем твоим

Позволь смиренно преклонить колени!

В те дни, как всё коснело на Руси,

Дремля и раболепствуя позорно,

Твой ум кипел - и новые стези

Прокладывал, работая упорно.

Ты не гнушался никаким трудом:

"Чернорабочий я - не белоручка! "

Говаривал ты нам - и напролом

Шел к истине, великий самоучка!

Ты нас гуманно мыслить научил,

Едва ль не первый вспомнил об народе,

Едва ль не первый ты заговорил

О равенстве, о братстве, о свободе..

Недаром ты, мужая по часам,

На взгляд глупцов казался переменчив,

Но пред врагом заносчив и упрям,

С друзьями был ты кроток и застенчив.

Не думал ты, что стоишь ты венца,

И разум твой горел не угасая,

Самим собой и жизнью до конца

Святое недовольство сохраняя,

То недовольство, при котором нет

Ни самообольщенья, ни застоя,

С которым и на склоне наших лет

Постыдно мы не убежим из строя,

То недовольство, что душе живой

Не даст восстать противу новой силы

За то, что заслоняет нас собой

И старцам говорит: "Пора в могилы! "

В ходе духовного возмужания судьба свела Некрасова с человеком, которого до конца дней он считал своим учителем, перед кем смиренно "преклонял колени".

Поэт встретился с В. Г. Белинским в 1843 году, когда "неистовый Виссарион", как его называли друзья, был увлечен утопическим социализмом и клеймил существующее в России общественное неравенство: "Что мне в том, что для избранных есть блаженство, когда большая часть и не подозревает его возможности? . .

Горе, тяжелое горе овладевает мною при виде босоногих мальчишек, играющих на улице в бабки, и оборванных нищих, и пьяного извозчика, и идущего с развода солдата, и бегущего с портфелем под мышкою чиновника.. .

" Сильно подействовали на восприимчивого юношу социалистические убеждения Белинского. Ведь горькую долю бесприютного бедняка Некрасов испытал на своем собственном опыте: "петербургские мытарства" научили его в каждом нищем видеть своего собрата, искренне сочувствовать несчастьям и бедам народным, глубоко любить "золотое народное сердце".

Социалистические идеи пали на благодатную почву, они нашли в душе поэта самый прямой и прочувствованный отклик.

Впоследствии Некрасов заплатил щедрую дань любви и благодарности своему учителю в стихотворении "Памяти Белинского", в поэме "В. Г. Белинский", в сценах из лирической комедии "Медвежья охота":

Ты нас гуманно мыслить научил,

Едва ль не первый вспомнил о народе,

Едва ль не первый ты заговорил

О равенстве, о братстве, о свободе. . .

Именно теперь Некрасов выходит в поэзии на новую дорогу, создавая первые, глубоко реалистические стихи с демократической тематикой.

Восторженную оценку Белинского, как известно, вызвало стихотворение Некрасова "В дороге" (1845).

Прослушав его, Белинский не выдержал и воскликнул, обращаясь к Некрасову:

"Да знаете ли вы, что вы поэт - и поэт истинный!"

Непризнанными гениями себя считают многие из тех, кому не улыбнулась творческая удача. Но истинное значение таланта знает только время – кого-то оно покрывает забвением, а кого-то одаривает бессмертием. Необычное дарование Александра Сергеевича Даргомыжского не было оценено по достоинству современниками, но именно его вклад в русскую музыку оказался наиболее значимым для нескольких следующих поколений русских композиторов.

Краткую биографию Александра Даргомыжского и множество интересных фактов о композиторе читайте на нашей странице.

Краткая биография Даргомыжского

2 февраля 1813 года появился на свет Александр Даргомыжский. О месте его рождения доподлинно известно, что это была деревня в Тульской губернии, но о ее точном наименовании историки спорят по сей день. Однако значительную роль в судьбе композитора сыграла не она, а имение Твердуново, принадлежащее его матери, в которое маленького Сашу привезли нескольких месяцев от роду. Имение находилось в Смоленской губернии, неподалеку от села Новоспасское, родового гнезда первого русского классического композитора М.И. Глинки , с которым Даргомыжский будет очень дружен. В детстве Саша не так много времени провел в усадьбе – в 1817 семья переехала в Санкт-Петербург. Но впоследствии неоднократно приезжал туда за вдохновением и изучением народного творчества.


Согласно биографии Даргомыжского, в столице семилетний мальчик начал учиться играть на фортепиано, которым овладел филигранно. Но настоящий страстью его стало сочинительство, в 10 лет он уже был автором нескольких пьес и романсов. Всерьез к этому увлечению не отнеслись ни педагоги Саши, ни родители. И уже в 14 лет он поступил на службу в только что созданный Контроль Министерства императорского двора. В работе он отличался усердием и быстро продвигался по должностной лестнице. Не переставая, вместе с тем, писать музыку. Романсы, сочиненные в тот период, начали завоевывать петербургские салоны и вскоре исполнялись буквально в каждой гостиной. Познакомившись с М.И. Глинкой, Даргомыжский самостоятельно изучил основы композиции и контрапункта по привезенным им из Германии рукописям профессора З. Дена.


В 1843 году Александр Сергеевич подал в отставку и два последующих года провел за границей, общаясь с видными композиторами и музыкальными деятелями своей эпохи. По возвращению он принялся за изучение русского фольклора, особенно на примере песен Смоленской губернии. Одним из результатов этого стало создание оперы «Русалка ». В конце 50-х Даргомыжский сближается с кругом начинающих композиторов, который впоследствии назовут «Могучей кучкой ». В 1859 году он вошел в состав консультантов Русского музыкального общества.

В 1861 после отмены крепостного права Александр Сергеевич стал одним из первых помещиков, освободивших крестьян, оставив за ними землю без взимания денежной выплаты. Увы, человеческое великодушие не сделало его творческую судьбу хоть сколько-нибудь успешнее. На этом фоне здоровье его стало неуклонно ухудшаться, и 5 января 1869 года композитора не стало.


Интересные факты о Даргомыжском

  • Даргомыжский был маленького роста, худой, с высоким лбом и мелкими чертами лица. Современные ему острословы окрестили его «заспанным котенком». От перенесенной в детстве болезни он поздно заговорил и его голос на всю жизнь остался непривычно для мужчины высоким. При этом он великолепно пел, с таким чувством исполняя собственные романсы, что однажды, слушая его, прослезился даже Л.Н. Толстой. На женщин он производил впечатление своим обаянием, чувством юмора и безупречным обхождением.
  • Отец композитора, Сергей Николаевич, был незаконнорожденным сыном помещика А.П. Ладыженского, а свою фамилию получил по названию имения отчима Даргомыж. Мать композитора, Мария Борисовна Козловская, происходила из дворянского рода, берущего свое начало от Рюриковичей. Ее родители отказали мелкому чиновнику в руке дочери, поэтому они обвенчались тайно. В браке родилось 6 детей, Александр был третьим. Сергею Николаевичу довелось похоронить и любимую супругу, и четверых своих детей, и даже двоих внучек. Из всей большой семьи Александра Сергеевича пережила единственная сестра, Софья Сергеевна Степанова. Она воспитала и двух дочерей младшей сестры Эрминии, скончавшейся в 1860. Ее сын, Сергей Николаевич Степанов, и две племянницы стали единственными потомками Даргомыжских.
  • Сергей Николаевич Даргомыжский высоко ценил в людях чувство юмора и поощрял развитие этого качества в своих детях, за удачную остроту или ловкую фразу награждая их 20 копейками.
  • Биография Даргомыжского гласит, что Александр Сергеевич никогда не был женат. Ходили слухи о его романтических отношениях с Любовью Миллер, которую он обучал пению. Много лет его связывала нежная дружба со своей ученицей Любовью Беленицыной (в замужестве Кармалиной), о которой свидетельствует сохранившаяся обширная переписка. Последней были посвящены несколько его романсов.
  • Всю свою жизнь композитор жил вместе с родителями. После кончины отца он несколько лет прожил в семье своей сестры Софьи Сергеевны, а затем – снял квартиру в том же доме.
  • В 1827 году была напечатана книга детских стихов и пьес М.Б. Даргомыжской «Подарок моей дочери». Поэзия была посвящена младшей сестре композитора Людмиле.


  • В семье Даргомыжских музыка звучала постоянно. Кроме Марии Борисовны и Александра, игравших на фортепиано, брат Эраст владел скрипкой , а сестра Эрминия – арфой .
  • Опера «Эсмеральда» была написана на либретто В. Гюго, переведенное на русский самим Даргомыжским.
  • Композитор в течение нескольких лет преподавал пение любительским певицам без взимания платы за обучение. Одной из его учениц была и А.Н. Пургольд, сестра супруги Н.А. Римского-Корсакова .
  • Даргомыжский был великолепным чутким концертмейстером, читая ноты как книгу. Он разучивал с певцами партии из собственных опер. Как композитор он всегда следил за тем, чтобы фортепианный аккомпанемент арий или романсов был предельно прост для исполнения и не затмевал голос исполнителя.
  • В 1859 году сгорел петербургский оперный театр, в котором хранились клавиры опер русских композиторов. «Русалка » была в их числе. И только благодаря случаю партитура не была безвозвратно утеряна – за две недели до пожара ее скопировали перед отправкой в Москву для исполнения на бенефисе певицы Семеновой.
  • Партия Мельника была одной из самых любимых у Ф.И. Шаляпина, он часто исполнял арии из «Русалки» на концертах. В 1910 году на одном из спектаклей дирижер затянул темпы, из-за чего певцу пришлось самому отбивать их ногой, чтобы не задыхаться в ариях. В антракте, видя одобрение режиссером действий дирижера, он в гневе уехал домой. Его вернули в театр, и он допел спектакль, но в прессе разразился большой скандал, в Москву для исправления ситуации пришлось срочно выехать директору императорских театров. В качестве разрешения конфликта Шаляпину было позволено самому режиссировать те спектакли, в которых он участвовал. Так «Русалка» дала искусству Шаляпина-режиссера.
  • Некоторые пушкинисты считают, что «Русалку» поэт изначально задумывал как оперное либретто.


  • Деньги на постановку «Каменного гостя» собирали всем Петербургом. Композитор назначил цену своей оперы в 3000 рублей. Такие деньги русским авторам императорские театры не платили, лимит исчерпывался 1143 рублями. Ц.А. Кюи и В.В. Стасов выступили в печати с освещением этого факта. Читатели «Санкт-Петербургских ведомостей» начали присылать деньги на покупку оперы. Таким образом она была поставлена в 1872 году.
  • Сегодня композитора изредка исполняют на родине и почти не знают в мире. На западе есть своя «Русалка» А. Дворжака , имеющая популярные арии. «Каменный гость» сложен для восприятия, кроме того, при переводе во многом теряется связь музыки и пушкинского стиха, а значит, и сама идея необычной оперы. Ежегодно в мире оперы Даргомыжского исполняются всего около 30 раз.

Творчество Александра Даргомыжского


Первые произведения Саши Даргомыжского датированы 1820-ми годами – это пять разнохарактерных фортепианных пьес. Из биографии Даргомыжского мы узнаём, что к 19 годам композитор уже имел несколько изданий камерных произведений и романсов, и был популярен в салонных кругах. В его творческую судьбу вмешался случай – сближение с М.И. Глинкой . Помощь в подготовке к постановке «Жизни за царя » разожгло в Даргомыжском желание самому написать оперу. Но в фокусе его внимания были не эпические или героические темы, а личная драма. Вначале он обратился к истории Лукреции Борджиа, составив план оперы и написав несколько номеров. Однако по советам ближайшего окружения расстался с этим замыслом. Другой сюжет ему дал самый популярный роман того времени «Собор Парижской Богоматери» В. Гюго. Свою оперу композитор назвал «Эсмеральда », она была закончена к 1839 году, но увидела сцену только в 1847. В течение 8 лет опера лежала в Дирекции императорских театров без движения, не получая ни одобрения, ни отказа. Премьера в Москве прошла очень успешно. В 1851 году «Эсмеральда» была показана и в столичном Александринском театре, выдержав всего 3 представления. Музыкальные круги восприняли оперу благосклонно, но критики и публика приняли ее прохладно. Этому в большой степени поспособствовали и небрежная постановка, и слабое исполнение.


Даргомыжский пишет романсы, в их числе – уникальные произведения комического жанра, и кантату «Торжество Вакха » на стихи Пушкина. Она была исполнена лишь однажды, затем переработана в оперу-балет, но в таком виде около 20 лет пролежала в нотах, не получив одобрения на постановку. Удрученный такой судьбой своих больших сочинений, композитор с трудом взялся за написание новой оперы, также на пушкинский сюжет. «Русалка » создавалась в течение 7 лет. Творческий импульс Александр Сергеевич получил от концерта 1853 года, на котором публика грандиозно приняла его произведения, а сам он был награжден серебряным капельмейстерским жезлом, украшенным драгоценными камнями. «Русалка» была довольно скоро поставлена – в 1856, через год после окончания. Но так же быстро и сошла со сцены – всего через 11 спектаклей, хотя в целом и понравилась зрителям. Постановка опять была из рук вон плоха, со старыми костюмами и декорациями из подбора. Мариинский театр обратился к ней вновь в 1865 году, очень успешным возобновлением руководил Э.Ф. Направник.


1860-е принесли в творчество композитора новый виток. Были созданы несколько симфонических произведений, с которыми он отправился в Европу. Тепло принимались исполненные в Бельгии увертюра из «Русалки» и симфоническая фантазия «Казачок ». Вернувшись в Петербург, Даргомыжский вновь обращается к сюжету своего великого тезки - Пушкина. В «Каменном госте » нет собственного либретто, музыка написана прямо на текст поэта. Дополнительно добавлены две песни Лауры, одна из которых также – на стихи Пушкина. Это сочинение композитор так и не успел закончить, завещав дописать свою последнюю работу Ц. Кюи, а оркестровать – Н. Римскому-Корсакову . Премьера «Каменного гостя» состоялась через три года после смерти Александра Сергеевича. Как это уже неоднократно бывало, мнения об этом новаторском произведении разошлись. В первую очередь потому, что мало кто мог разглядеть за необычной формой речитативов, заменивших арии и ансамбли, точное соответствие музыки ритму пушкинского стиха и драме его героев.


Кинематограф обратился к творчеству Александра Сергеевича лишь дважды. В 1966 году Владимиром Гориккером был снят одноименный фильм по опере «Каменный гость». В главных ролях снимались В. Атлантов, И. Печерникова (поет Т. Милашкина), Е. Лебедев (поет А. Ведерников), Л. Трембовельская (поет Т.Синявская). В 1971 году вышел на экраны фильм-опера «Русалка» с Е. Супоневым (поет И.Козловский), О. Новак, А. Кривченей, Г. Королевой.

Не первый, как Глинка, не гениальный, как Мусоргский , не плодовитый, как Римский-Корсаков ... Огорченный и разочарованный трудностями, с которыми он сталкивался при попытках представить свои оперы на суд зрителей. Чем же главным значим Даргомыжский для отечественной музыки? Тем, что отстранившись от мощного влияния итальянской и французской композиторских школ, пошел в искусстве уникальным путем, следуя одним только собственным эстетическим вкусам, не потакая публике. Тем, что сделал звук и слово неразрывно связанными. Пройдет совсем немного времени, и свое видение этого направления дадут и Мусоргский, и Рихард Вагнер . Он был честен и не изменял своим идеалам, а значение его творчества показало время, поставив имя Даргомыжского в ряд лучших русских композиторов.

Видео:

С творчеством А.С. Даргомыжского в русскую музыку вошли новые художественные образы, новые идеи. В них утверждалось направление критического реализма. В музыке первым представителем такого направления стал Даргомыжский, выразитель мыслей нового поколения. Он разоблачал средствами своего искусства несправедливость современного общества.

Композитору приходилось вести борьбу за утверждение своих творческих принципов. Главный из них – стремление к жизненной правде, реализму, достоверности изображаемых человеческих типов. И сами эти типы были новы, необычны для музыки – русские крестьяне, солдаты, мелкие чиновники, — люди забитые и униженные. Для воплощения таких образов требовались особые средства музыкальной выразительности. Таким средством стал для Даргомыжского речитатив. Близкий к живой разговорной речи, он позволил композитору создать целую галерею музыкальных портретов различных человеческих типов. Такая новизна музыкального языка не совсем была понятна. И, выдерживая яростные нападки противников, композитор выразил свои творческие устремления. Через всю жизнь пронёс он эту творческую установку. И когда на склоне лет встретился с новым поколением русских музыкантов, то стал для них «великим учителем музыкальной правды».

Опера А.С. Даргомыжского «Русалка» впервые прозвучала в мае 1856 года. Она открыла новую страницу в истории русской музыки, продолжая традиции первых русских опер «Ивана Сусанина» и «Руслана и Людмилы» М.И. Глинки. Здесь ощутима и опора на русскую народную музыку, и жизненная правдивость сценических ситуаций, и образов. Вместе с тем «Русалка» — опера новая по своей направленности, в ней проявились демократизм композитора, интерес к простым людям.

Александр Сергеевич Даргомыжский родился 2 февраля 1813 года в небольшом поместье Тульской губернии. Детские годы он провёл в имении родителей в Смоленской губернии. В 1817 году семья переехала в Петербург. Несмотря на скромный достаток, родители дали своим детям хорошее домашнее воспитание и образование. Помимо общеобразовательных предметов, дети играли на различных музыкальных инструментах, учились пению. А с шести лет Даргомыжский начал заниматься игрой на фортепиано.

После 1825 года положение отца пошатнулось и Даргомыжскому пришлось начать служить в одном из департаментов Петербурга. Но служебные обязанности не могли помешать его главному увлечению-музыке. С начала 30-х годов юноша посещает лучшие литературно-художественные салоны Петербурга. И везде юный Даргомыжский оказывался почитаемым гостем. Он много играл на скрипке и фортепиано, участвовал в различных ансамблях, исполнял свои романсы. Когда Даргомыжскому был 21 год, он встретился с Глинкой, который работал над своей первой оперой. Это знакомство оказалось решающим для Даргомыжского. Если раньше он не предавал серьёзного значения своим музыкальным увлечениям, то теперь в лице Глинки он увидел живой пример художественного подвига.

Даргомыжский в середине 30-х годов уже стал известным композитором, автором многих романсов, песен, пьес. Ранние романсы его ещё близки к типу салонной лирики или городской песни, что бытовала в демократических слоях русского общества. Но постепенно Даргомыжский осознаёт всё большую потребность в ином самовыражении. Особый интерес он питает к явным контрастам действительности, столкновению различных её сторон. Наиболее ярко это проявилось в романсах «Ночной зефир» и « Я вас любил». Как крупный, самобытный музыкант Даргомыжский постепенно приобретает всё большую известность. В начале 40-х он возглавляет петербургское Общество любителей инструментальной и вокальной музыки.

В середине 40-х Александр Сергеевич уезжает за границу в Париж — признанный центр европейской культуры, где молодой композитор мог бы удовлетворить свою жажду новых художественных впечатлений. Там он представляет европейской публике свои сочинения. Поездка за границу сыграла большую роль в формировании Даргомыжского как художника и гражданина. В конце 40-х годов творчество композитора достигло наибольшей художественной зрелости, и он задумывает оперу «Русалка».

В середине 60-х годов Даргомыжский снова уехал заграницу. Там, в европейских столицах, он слышал свои произведения, которым сопутствовал большой успех. Концерты, составленные целиком из произведений Даргомыжского, вызвали настоящий триумф. Радостно было возвращение на родину – теперь, на склоне жизни, Даргомыжский был признан широкой массой любителей музыки. Интерес к творчеству композитора вселил в него новые надежды, пробудил новые замыслы. Лучшим из этих замыслов оказалась опера «Каменный гость». Написанная на текст одной из «маленьких трагедий» Пушкина, эта опера явила собой необычайно смелый творческий поиск. Вся она написана речитативом, в ней нет ни одной арии и лишь две песни – будто островки среди речитативных монологов и ансамблей. Оперу «Каменный гость» Даргомыжский не закончил. Предчувствуя близкую смерть, композитор поручил закончить её своим молодым друзьям Ц.А.Кюи и Н.А.Римскому-Корсакову. Ими она и была завершена а затем и поставлена в 1872 году, уже после смерти композитора.

Александр Сергеевич Даргомыжский не разговаривал до пяти лет, лишь с переездом из Смоленской области в Петербург, где его отец получил службу, будущий композитор начал произносить первые слова. Так как мама была княгиней, то дети воспитывались на дому, что было свойственно барско-патриархальному типу бытия. Учение было понизано французской культурой и речью, которые помимо Александра впитывали его братья и сестры - Эраст, Людмила, Софья, Виктор и Эрминия. Дети играли на музыкальных инструментах – отец мечтал о домашнем ансамбле.

Будучи еще совсем ребенком, Саша начал учиться игре на фортепиано. Учителя его часто менялись, так как родители понимали, что ребенку нужен все более и более опытный преподаватель. Интересно, что первая учительница Луиза Вольгенборн практически ничему не научила мальчика, второй преподаватель, наоборот, показал Саше как правильно ставить руки.

Будущий композитор быстро учился и даже начал сочинять собственные произведения, чем разозлил своего преподавателя. Адриан Трофимович Данилевский считал, что русский дворянин не может сочинять произведения, а время, потраченное на сочинительство, мог бы использовать для заучивания домашнего задания. Учитель уничтожал произведения своего подопечного.


Третий преподаватель, крепостной педагог-скрипач Воронцов, наоборот, поощрял творческие порывы Саши. Последним и самым ярким учителем стал музыкант Франц Шоберлехнер, человек с большим концертным опытом. Как человек, оцененный русскими музыкальными критиками, он передал свое мастерство юному Даргомыжскому. Вместе с мастерством перешла и любовь к Людвигу ван Бетховену. В семье часто устраивались домашние концерты. Нередко вместе с Сашей выступал и Шоберлехнер.


Уже к 19-ти годам у Даргомыжского на счету имелись многочисленные сочинения для фортепиано и скрипки, несколько квартетов, кантат и множество романсов. В этом возрасте он уже считался превосходным пианистом. Обратив внимание на то, что сын сочиняет вокальную музыку, родители пригласили учителя по вокалу. Их выбор пал на Бенедикта Цейбиха. Музыкант немецкого происхождения имел красивый голос, славился актерской работой и режиссурой. Он участвовал в концертных исполнениях венских классиков, мог интересно рассказывать о музыке Саше. Благодаря ему Даргомыжский изучил основы вокала и стал замечательным педагогом. Несмотря на то, что голос у Даргомыжского был высокий, своим пением он мог дотронуться до глубинных чувств слушающих.


Даргомыжский быстро продвигался по карьерной лестнице – его служба в канцелярии началась в 1827 году, а закончилась в 1843 году, когда он вышел в отставку титулярным советником.
Круг знакомых, светские отношения, внимание дам – все это было по душе юному композитору. В 30-е годы Даргомыжский начинает посещать литературные и музыкальные салоны. На вечерах он нередко играл на фортепиано, участвовал в ансамблях, пел романсы, аккомпанируя себе на рояле. Даргомыжский знакомится с поэтом Алексеем Васильевичем Тимофеевым, на стихи которого пишет романсы «Каюсь дядя, черт попутал», «Свадьба», «Баба старая», «Не судите, люди добрые». Примерно в это же время сходится с Михаилом Ивановичем Глинкой, сближению с которым способствовало однотипное воспитание.

Даргомыжского привлекали образы обиженных и оскорбленных. Цель его произведений – воссоздание в музыке характера человека, проявление сочувствия и сострадания. Это явилось причиной выбора первой оперы «Эсмеральда» на французскую либретто В. Гюго по роману «Собор Парижской богоматери». Опера была завершена в 1839 году, а премьера состоялась лишь в 1848 году. Как писал впоследствии сам Даргомыжский, столь долгий срок ожидания повлиял на всю его артистическую деятельность. К концу 30-х годов выступления Даргомыжского уходят на второй план – композитор все более углубляется в педагогическую деятельность.


В 1844 году Даргомыжский решает познакомиться с современной зарубежной оперой и уезжает в Европу, посещая Берлин, Брюссель и Париж. Спустя год он возвращается в Петербург, где изучает народные песни и поэзию, интересуется этнографическими исследованиями. В это время он начинает работать над трагедией Александра Сергеевича Пушкина «Русалка», которую завершает спустя десять лет. Интересно, что первое ее представление высший свет не оценил, и только в середине 60-х годов возобновленная «Русалка» стала популярной.
Даргомыжский становится почетным членом Русского музыкального общества, принимает участие в разработке Устава для Петербургской консерватории – первого в России ВУЗа.

В скором времени умирает отец Александра – Сергей Николаевич Даргомыжский. Чтобы заглушить боль, Александр снова уезжает за границу, где преподает пение француженкам. Вскоре он возвращается на родину. В 1867 году Даргомыжский завершает симфонию «Чухонская фантазия». В этом же году занимает пост руководителя Русского музыкального общества. Композитор долгое время присматривался к тексту «Каменного гостя» Пушкина. И только 5 лет спустя, будучи больным, он принялся за работу. Даргомыжский не успел положить на музыку окончание первой картины, дописать вступление и оркестровать. В 1869 году композитор умер, передав завершение работы Ц.А. Кюи и Н.А. Римскому-Корсакову.

Марина Нагорная

Предварительный просмотр:

А. С. Даргомыжский

«Великий учитель музыкальной правды – так называл Даргомыжского Мусоргский. Младший современник Глинки, в молодости испытавший его сильное влияние, Даргомыжский избрал в музыке свой путь. Он обладал способностью улавливать тончайшие оттенки душевного состояния людей. Девизом его творчества стало известное высказывание: «Хочу, чтобы звук прямо выражал слово, хочу правды.» Даргомыжский вслед за Глинкой – один из основоположников русской классической музыки. Композитор, пианист, блестящий учитель пения, сотрудник журнала «Искра», председатель Петербургского отделения Императорского Русского Музыкального Общества…

Начало жизненного пути Даргомыжского вовсе не предвещало такой будущности.

14 февраля 1813 года. В семье Сергея Николаевича и Марии Борисовны Даргомыжских родился второй сын Александр. Они жили тогда в Тульской губернии у родственников, а когда армия Наполеона была изгнана из России, вернулись в свое имение Юхновского уезда Смоленской губернии.

В 1817 году семья переехала в Петербург, где отец вскоре занял место чиновника особых поручений при Министерстве императорского двора.

В раннем детстве Саша очень беспокоил родителей: он не разговаривал до 4 лет, опасались, что ребенок так и останется немым, но обошлось. К воспитанию детей в семье Даргомыжских относились очень ревностно. Не богатство и знатность ценились в ней, а нравственные качества, образованность, любовь к искусствам. Все дети получили только домашнее, но серьезное образование.

Музыкальному развитию в семье уделялось самое серьезное внимание. Сашу с шестилетнего возраста обучали игре на фортепиано. Под руководством учителя Данилевского, а затем Шоберлехнера, Даргомыжский достиг заметных успехов в фортепианной игре. Помимо этого Саша брал уроки игры на скрипке. Поощряемый Шоберлехнером, Даргомыжский стал сочинять и в начале 30-х годов создал по его словам, «множество сочинений для фортепиано и скрипки, а также множество романсов.

  1. сл. М. Лермонтова «Мне грустно» (И. Грищенко)

Казалось бы, растущие успехи Александра на музыкальном поприще не оставляли сомнений в выборе будущей деятельности. Однако, в дворянской среде профессия музыканта не поощрялась.

В 1831 году Даргомыжский поступает на государственную службу в министерстве Императорского двора, но не оставляет занятий музыкой. Решающую роль в выборе жизненного пути для Даргомыжского сыграло знакомство с М.И. Глинкой. Они познакомились в 1834 году, когда Глинка работал над "Иваном Сусаниным", дальнейшее их сближение произошло в конце 1830-х годов. Именно Глинка убедил Даргомыжского серьезно изучить теорию и передал ему привезенные из Берлина от профессора Дена теоретические рукописи, содействовал расширению знаний в области гармонии и контрапункта; тогда же Даргомыжский принялся и за изучение оркестровки. "Одинаковое образование, одинаковая любовь к искусству тотчас сблизила нас, - вспоминал Даргомыжский. - Мы в течение 22 лет были с ним постоянно в самых коротких, самых дружеских отношениях".

  1. Вальс (П.Манахов)

В конце 30-х годов Даргомыжский задумывает написать оперу на сюжет романа В.Гюго «Собор парижской богоматери». Тогда же композитор сочиняет кантату «Торжество Вакха» на стихи Пушкина, которую он вскоре переделал в оперу. Работа над оперой «Эсмеральда» продолжалась 3 года и была завершена в 1841 году. Поставлена была "Эсмеральда" только в 1847 году в Москве и в 1851 году в Петербурге. "Вот эти-то восемь лет напрасного ожидания и в самые кипучие годы жизни легли тяжелым бременем на всю мою артистическую деятельность", - пишет Даргомыжский. Неудача с "Эсмеральдой" приостановила оперное творчество Даргомыжского. Он занялся сочинением романсов. В 1830-40-е годы им написано множество песен и романсов, среди них - целый ряд романсов на стихи А.С. Пушкина: "Я вас любил", "Свадьба", "Ночной зефир", "Юноша и дева", "Слеза", "В крови горит огонь желанья", которые у публики имели большой успех, так что в 1843 году были выпущены отдельным собранием.

3. «Юноша и дева» (И. Грищенко)

В 1844-1845 годах Даргомыжский совершил большое путешествие по странам Европы (Берлин, Брюссель, Париж, Вена), где познакомился с Дж. Мейербером, Ж.Ф. Галеви и Г.Доницетти. Личное знакомство с европейскими музыкантами повлияло на его дальнейшее развитие. Уехав приверженцем всего французского, Даргомыжский возвратился в Петербург гораздо большим, чем ранее, поборником всего русского (как это случилось и с Глинкой).

Вместе с тем он занялся преподаванием пения. Число его учеников и в особенности учениц (он давал уроки бесплатно) огромно. Сочувствие и поклонение женщин, тем более - певиц, всегда вдохновляло и ободряло Даргомыжского, и он полушутя говаривал: «Не будь на свете певиц - не стоило бы быть и композитором».

4 . Даргомыжский сл. А. Кольцова. «Не скажу никому». Уже в 1843 г. задумал Даргомыжский третью оперу, «Русалку», на текст Пушкина, но сочинение подвигалось чрезвычайно медленно, и даже одобрения друзей не ускоряли ход работы.

Новый импульс творчеству Даргомыжского дал шумный успех грандиозного концерта из его сочинений, устроенного в Петербурге в зале Дворянского собрания 9 апреля 1853 г., по мысли князя В.Ф. Одоевского и А.Н. Карамзина. Принявшись вновь за «Русалку», Даргомыжский закончил ее в 1855 г. Первое представление "Русалки" в мае 1856 года в Мариинском театре в Петербурге, при неудовлетворительной постановке, со старыми декорациями, не подходящими костюмами, небрежным исполнением, неуместными купюрами, под управлением К.Лядова, не любившего Даргомыжского, успеха не имело. Опера выдержала всего 26 представлений, но возобновленная в 1865 году с Платоновой и Комиссаржевским, имела огромный успех и с тех пор сделалась репертуарной и одной из любимейших из русских опер.

  1. «Сватушка»

Первоначальный провал «Русалки» подействовал на Даргомыжского удручающе; по рассказу его приятеля, В.П. Энгельгардта, он намеревался сжечь партитуры «Эсмеральды» и «Русалки», и только формальный отказ дирекции выдать эти партитуры автору, якобы для исправления, спас их от уничтожения.

Работая над оперой «Русалка», Даргомыжский продолжал писать романсы, и эти два основных вида его творчества находились в постоянной взаимосвязи. Романс стал для композитора настоящей творческой лабораторией. Здесь возникали новые темы, новые образы, оттачивалось мастерство, проходил активный поиск музыкальных средств. Появляется ряд оригинальных вокальных пьес: "Титулярный советник", "Старый капрал", "Паладин", "Червяк", замечательных по силе и правде вокальной выразительности. Цель своей работы Даргомыжский сформулировал так: « Я не намерен снизводить...музыку до забавы . Хочу, чтобы звук прямо выражал слово. Хочу правды».


Подписи к слайдам:

Александр Сергеевич Даргомыжский

Место рождения. Выдающийся русский композитор А.С. Даргомыжский родился 2 (14) февраля 1813 года в селе Троицком Белевского уезда Тульской губернии в старинной дворянской семье.

Мария Борисовна Козловская. Мать Даргомыжского, урожденная княжна Мария Борисовна Козловская, вышла замуж против воли родителей. Она была хорошо образована; ее стихи печатались в альманахах и журналах. Некоторые стихотворения, написанные ею для своих детей, большей частью наставительного характера, вошли в сборник: «Подарок моей дочери».

Сергей Николаевич. Отец его, Сергей Николаевич, был небогатым дворянином, служил по министерству финансов, в коммерческом банке.

Детство. В 1817 году семья Даргомыжских переехала в Петербург, где и прошло детство будущего композитора.

Образование. Александр Сергеевич получил основательное домашнее образование, в котором главное место занимала музыка. Под руководством учителя Данилевского, а затем Шоберлехнера, Даргомыжский достиг заметных успехов в фортепианной игре. Помимо этого Саша брал уроки игры на скрипке.

Первые произведения. Тем не менее, к семнадцати-восемнадцати годам Даргомыжский был автором многих сочинений в различных жанрах. Самые ранние его сочинения - рондо, вариации для фортепиано, романсы на слова Жуковского и Пушкина - не найдены в его бумагах, но еще при его жизни изданы в 1824-1828 годах.

А. Даргомыжский сл. М. Лермонтова «Мне грустно»

Служба. В 1831 году Даргомыжский поступает на государственную службу в министерстве Императорского двора, но не оставляет занятий музыкой.

Знакомство с М. И. Глинкой. Решающую роль в выборе жизненного пути для Даргомыжского сыграло знакомство с М.И. Глинкой. Они познакомились в 1834 году, когда Глинка работал над "Иваном Сусаниным", дальнейшее их сближение произошло в конце 1830-х годов.

А.Даргомыжский Вальс

Опера «Эсмеральда» Оценив талант Глинки, Даргомыжский для первой своей оперы "Эсмеральда" выбрал, однако, французское либретто, составленное Виктором Гюго из его романа " Notre Damе de Paris " и лишь по окончании оперы (в 1839) перевел его на русский язык.

Опера «Торжество Вакха». В 1840-х годах он написал большую кантату с хорами на текст Пушкина "Торжество Вакха". Она была исполнена на концерте дирекции в Большом театре в Петербурге, в 1846 г., но в постановке ее в виде оперы, законченной и оркестрованной в 1848 г. (см. "Автобиография"), автору было отказано, и только гораздо позже (в 1867 г.) она была поставлена в Москве.

Романсы В 1830-40-е годы им написано множество песен и романсов, среди них - целый ряд романсов на стихи А.С. Пушкина: "Я вас любил", "Свадьба", "Ночной зефир", "Юноша и дева", "Слеза", "В крови горит огонь желанья", которые у публики имели большой успех, так что в 1843 году были выпущены отдельным собранием.

А. Даргомыжский сл. А. Пушкина «Юноша и дева»

А.Даргомыжский сл. А. Кольцова «Не скажу никому».

Гастроли. В 1844 г. Даргомыжский побывал в Германии, Париже, Брюсселе и Вене. Личное знакомство с Обером, Мейербером и другими европейскими музыкантами повлияло на его дальнейшее развитие.

Опера «Русалка» Уже в 1843 году Даргомыжский задумал третью оперу, "Русалку", на текст Пушкина. Р абота над лирико-драматической оперой "Русалка" началась только в 1848 году и продолжалась 8 лет. Это произведение открыло новую страницу в истории русской музыки.

Опера «Русалка» хор «Сватушка»

А. Даргомыжский Сл.Ю. Жадовской «Я все еще его люблю»

Меланхолический вальс

опера «Каменный гость». Опера написана не на специально составленное либретто, а на подлинный текст Пушкина.

Даргомыжский умер 5 (17) января 1869 года в Петербурге. Похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры (Некрополь мастеров искусств).