Детям о лекарственных растениях. Занятие в подготовительной группе «Растения вокруг нас. Лекарственные растения

в подготовительной к школе группе

Цели:

1. Научить детей внимательно слушать и отвечать на вопросы.

2. Научить детей делать соответствующие выводы, какое значение имеют растения в здоровье их организма.

Воспитатель: Лес всегда прекрасен и молод! Всегда был и будет другом человека. Когда выйдешь в лес в любое время года, хочется молчать и слушать тишину, пение птиц. А как приятно побегать в лесу в летнюю пору и подышать полной грудью живительным воздухом, наполненным ароматом трав и цветов. Прогулка в лес в любое время года - это источник радости и здоровья.

Когда вы заболеете, мама лечит вас микстурой и отварами из лекарственных трав. Эти травы называют зеленой аптекой. Почему?

Потому что, они помогают нам избавиться от болезней. Особую помощь они оказывают человеку в походе, на прогулке вдали от дома. Растительной аптекой пользуются и животные. А теперь познакомимся с вами с некоторыми лекарственными травами.

Сначала отгадайте такую загадку: «Мягок, а не пух, зелен, а не трава?»

Ответы детей : (Мох)

Ну конечно, это мох. Мох в походе вместо ваты. В войну им пользовались партизаны, прикладывали его к ранам, и раны быстро заживали.

На кустиках поляны,

подсушен в летний зной,

Он партизанам раны

лечил в глуши лесной.

(на прогулке в лесу можно показать детям, как мох словно губка, впитывает влагу).

Легко в лесу найти и гриб-дождевик. Это круглые белые шарики на лугах, полянах. (Показать на картинке детям).

Это и есть гриб-дождевик. Когда гриб незрелый, его белая прохладная сердцевина может заменить пластырь, она обладает антибактериальными свойствами. А споры зрелого дождевика останавливают кровотечение. Стоит только коричневым споровым порошком посыпать рану, как кровь перестанет течь.

Такими же свойствами обладает подорожник!

Путника друг - подорожник,

скромный, невзрачный листок, -

Ты на порезанный палец

Влажной заплаткою лег.

Многим из нас невдомек,

Что отыскалось лекарство

Тут же, на тропке, у ног.

Свежий лист подорожника нужно помять в руках, чтобы появился сок, и приложить к ранке или ожогу. Вскоре станет легче.

Никто не любит лечиться таблетками, ведь они горькие и неприятные. Но есть и сладкие лекарства, их можно съесть целую тарелку. Ну, конечно же - это ягоды!

Летом в лесу созревает вкусная ягода черника. Она помогает при расстройствах желудка, нервной системы, малокровии (показать).

Растет ягодный кустарник очень медленно, поэтому собирать ягоды черники нужно осторожно, чтобы не повредить корни, стебли и ветви. А эту ягоду вы, конечно, все знаете.

На проталинке лесной

Земляничка под сосной.

Земляничка - невеличка

Хорошо цвела весной.

Солнце грело много дней

Пушистый кустик у камней.

Становилась земляничка

Все пригожей, да крупней.

Покраснела каждым боком,

Налилась душистым соком.

Е. Трутнева.

Земляника - не только вкусная, но и очень полезная ягода. Ее применяют при простудных заболеваниях, при малокровии. Очень полезны земляничное варенье и чай, заваренный с листьями земляники.

Следующая душистая и сладкая ягода, которую очень приятно съесть не только больному, но и здоровому человеку, - это лесная малина. Любят ее и лесные животные - насекомые, птицы, звери. Малина хорошо помогает при простуде.

Многие растения - настоящие кладовые витаминов. Их употребление в пищу быстро восстанавливает силы человека. Это одуванчик. Из его листьев делают салат. Крапиву используют для салатов и супов. Много витамина С содержат плоды шиповника. А ягоды этого растения помогают людям, у которых больное сердце. «Белые горошинки на зеленой ножке» - так говорится о нем в загадках. Конечно - это ландыш. Из-за красоты своих душистых, белоснежных цветов, ландыша с каждым годом становится все меньше, поэтому собирать их в букеты не надо.

А вот еще один рецепт:

Если случится тебе простудиться,

Привяжется кашель, поднимется жар,

Придвинь к себе кружку, в которой дымится

Слегка горьковатый, душистый отвар.

Так говорится об отваре из ромашки аптечной.

И так можно рассказывать дальше о лекарственных травах: ведь их в природе очень много - в огороде, в саду, на лугу, у водоема, в лесу. Это еще и деревья, многие кустарники.

Кроме бесед можно проводить небольшие игры.

1. «Путешествие в лесную больницу».

2. Дидактическая игра «Угадай-ка».

3. «Поляна здоровья»

Нужно только не лениться,

Нужно только научиться,

Находить в лесу растенья,

Те, что для людей полезны, -

И отступят все болезни.

Литература

  1. Лесная аптека. (Сказочная энцикл. лекарственных растений). Изд «Аквилегия-м», 2009

Ольга Сильвестрова
Конспект занятия в подготовительной группе «Путешествие в дивный мир лекарственных растений»

Конспект занятия в подготовительной группе

«Путешествие в дивный мир лекарственных растений »

Программное содержание :

Обобщить знания детей о лекарственных растениях .

Учить различать их по внешнему виду, форме листа и цветка

Воспитывать в детях любовь к природе, развивать познавательный интерес

Развивающая среда :

Картинки с растениями (мать-и-мачеха, одуванчик, подорожник,мята, ромашка, крапива)

Ход занятия.

Воспитатель :

Ребята, посмотрите, сколько гостей сегодня. Давайте поздороваемся.

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться «Доброе утро»

Доброе утро солнцу и птицам

Доброе утро улыбчивым лицам.

Воспитатель :

А сейчас улыбнитесь друг другу и подарите свои улыбки гостям.

Воспитатель : Ребята я не вижу Максима, где он?

Дети : Он простудился и кашляет.

Воспитатель : Очень жаль, а как же нам уберечься и защититься от болезней?

Дети : Мы едим лук, чеснок, проветриваем группу , ходим гулять, едим витамины, пьем чай из лекарственных трав .

Воспитатель :

Есть много разных травок

у тропинок, у канавок

и красивых, и пушистых

разноцветных и душистых!

Воспитатель : Я предлагаю вам отправиться в царство растений .

Лес как сказочное царство

там кругом растут лекарства

в каждой травке, в каждой ветке

и микстура, и таблетки

ну а чем и как лечить

я смогу вас научить.

Воспитатель : Давайте больше узнаем о лекарственных растениях . Как вы думаете, почему они называются лекарственными ? (их используют для лечения заболеваний) .

Издавна люди замечали, что больные животные уходят, чтобы найти какую-то травку, съев которую они выздоравливали. Так и человек стал искать помощи у разных растений .

Послушайте загадку :

Растет зеленою стеной ,

Ее обходят стороной,

Колючая и злая дива.

А как зовут траву? (Крапива)

Правильно, ребята. Это сорняк. Он растет у заборов домов , по обочине дорог. Стебель и листья покрыты жгучими волосиками. Чуть дотронешься до них - они обламываются и ранят кожу. Появляются волдыри, которые чешутся. Листья крапивы богаты витаминами, поэтому весной, пока нет свежих овощей, листья крапивы собирают и готовят их них зеленые щи. В медицине листья крапивы используют как кровоостанавливающее средство.

Вдоль дорожек его встретишь,

Ранки, ссадины излечишь,

Сорвешь листочек осторожно.

Кто нас излечит? (Подорожник)

Правильно! А почему он так называется? Он растет около дороги , он есть у нас на участке. У него крупные, блестящие листья. Они прижаты к земле. Сколько ни ходи по ним ногами, их не прижмешь и не притопчешь, потому что лист у подорожника крупный. Это растение – доктор . Если его листок приложить к ранке, то он остановит кровь, убьет микробы и ранка быстро заживет.

А теперь я предлагаю провести физминутку.

Выросли деревья в поле.

Хорошо расти на воле ! (Потягивания – руки в стороны)

Каждое старается,

К небу, к солнцу тянется. (Потягивания руки вверх)

Вот подул веселый ветер,

Закачались тут же ветки, (Дети машут руками)

Даже толстые стволы

Наклонились до земли. (Наклоны вперед)

Вправо-влево, взад-вперед –

Так деревья ветер гнет. (Наклоны вправо-влево, вперед-назад)

Он их вертит, он их крутит.

Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем)

Ветер стих. Взошла луна.

Наступила тишина. (Дети садятся за столы)

Стоят в поле сестрички -

желтый глазок, белые реснички.

(Ромашки)

Как вы догадались? Растет ромашка на лесных опушках, полянках, в лунах и на полях. Ее употребляют внутрь как противовоспалительное и успокаивающее средство. При ангине ее настоем полощут горло. При нарывах лечат раны, промывают глаза. Чай из ромашки помогает при болезнях желудка.

В жвачке, в пасте и в конфетах

Вы найдёте травку эту.

Холодит приятно рот,

Запах чаю придаёт.

(мята)

Растет мята на лугах . Из ее листьев готовят витаминный чай, а также отвары и настойки. Они укрепляют здоровье, повышают сопротивляемость болезням. Повышают аппетит. Оказывают болеутоляющее и успокаивающее действие. Маслом мяты лечат насморк, а при ангине с ним делают ингаляции. Бывает мятная зубная паста, она укрепляет зубы и освежает дыхание.

Вот послушайте рассказ :

Пошел как-то селянин свою пасеку проведать и вернулся домой хмурый, как туча.

– Что случилось? – перепугалась жена.

– Беда с нашей пасекой. Не то что меду, пчел почти не осталось. Напал на них клещ злющий, от которого спасения нет.

Опечалились селянин с женой – без денег, которые за мед выручали остались. Пошел селянин на базар, чтоб на последние деньги детям хлеба купить. Шел он, вдруг запнулся и выронил свою последнюю монету. Прикатилась эта монета прямо к старику, что торговал связанной в пучки какой-то пахучей травой. Поднял дедок монету селянина и говорит :

Хочешь, отдам тебе за твою монету пучок мяты? Есть в этом растении чудесное вещество – ментол. Мята и простуду прогонит, и колики в животе уберет, и сердце успокоит. – Я б хотел моим деткам не травы. А булок сдобных с базара принести, та нет у меня денег на них. Давай свою траву, может от нее хоть на сердце легче станет, – сказал селянин и взял пучок мяты.

– Залей дома мяту кипятком и пей вместо чая, – посоветовал дедок на прощанье.

Селянин так и сделал. Сели они всей семьей пить ароматный чай из мяты и видят, что над чашками пчелки вьются. Подлетела одна пчелка прямо к уху селянина и прожужжала :

– Для нас мята – спасение. От ее запаха клещи вредные замертво падают.

Обрадовался селянин и положил в каждый улей тряпочку, смоченную в мятном настое. Вскоре в ульях не одного клеща не осталось. Пчелы выздоровели и меду наносили.

Селянин за мед деньги выручал и больше беды не знал.

Ребята, а где же нам приобрести эти чудесные травы? Правильно. Их можно собрать или купить в аптеке. Необходимо знать, что лекарственные растения могут заготавливать и делать из них лекарства только взрослые . Для того чтобы получить от растений больше пользы нужно соблюдать определенные правила, какие?

1. Хорошо знать лекарственные растение и отличать их от ядовитых.

2. Собирать растения лучше в сухую погоду, утром, после того как высохнет роса.

3. Нельзя собирать растения в городе и вблизи дороги.

4. Сорванные растения складывать в широкую корзину, чтобы не помять их, а то выделится сок.

5. Сушить растения нужно в тени , а не на солнце.

6. Нельзя при сборе топтать соседние растения и рвать их с корнем .

Воспитатель : Давайте встанем и поиграем в игру «Я мяч бросаю, а ты лови и правильно говори!» Дети стоят по кругу, в центре – воспитатель. Воспитатель бросает мяч и задаёт вопросы детям.

Воспитатель : Что такое лекарственное растение ?

Дети : Растения , которые лечат разные болезни.

Воспитатель : Для чего используют лекарственные растения ?

Дети : Для лечения разных болезней, для купания, для приготовления кремов, шампуней, зубных паст.

Воспитатель : В какую погоду собирают лекарственные растения ?

Дети : В сухую, солнечную погоду.

Воспитатель : Почему подорожник так назвали?

Дети : Потому что он растет вдоль дорог .

Воспитатель : Можно ли собирать лекарственные растения вблизи дорог , около домов? Почему?

Дети : Нельзя, потому что у дорог и около домов грязно, пыльно.

Воспитатель : Где можно собирать лекарственные растения ?

Дети : Можно собирать в лесу, у рек, в огороде на грядках.

Воспитатель : Почему растение мать – и – мачеха так назвали?

Дети : Потому что листочек с одной стороны гладкий, холодный, как мачеха, а с другой - мягкий, теплый, как мать.

Воспитатель : Что делают из лекарственных трав ?

Дети : Из них делают отвары, настои, капли, добавляют в крем, шампуни, мыло.

Воспитатель : итак подведем итог :

О чем мы с вами сегодня говорили?

Чай, с какими лекарственными растениями вы пьете дома всей семьей? А я хочу угостить вас настоем шиповника. Он богат витамином С, укрепляет иммунитет, борется со всеми болезнями. Угощаю и желаю всем крепкого здоровья! И чтобы гости не скучали, угостим мы их чаем!

Программные задачи:

    продолжить уточнить и расширить знание детей о разнообразии лекарственных растений Кубани.

    закрепить знание об их строении.

    формировать представление об использовании лекарственных растений в медицине.

    учить детей готовить настои из растений.

    развивать наблюдательность, внимание.

    воспитывать гуманное отношение к природе.

Методы и приёмы:

    художественное слово, вопросы, рассматривание картинок, составление рассказов описание, наблюдение, уточнение, поощрение показа с объяснением.

Словарная работа:

Лекарственные растения, календула, ромашка, одуванчик, аптека, настой, ополаскивание, ангина, ожог, ушиб, клумба, вода прозрачная, бесцветное.

Материал к занятию:

-«Волшебная книга», иллюстрации лекарственных растений, стаканы, горячая вода, атрибуты к игре, пакетики с засушенными лекарственными травами.

Предварительная работа:

    экскурсия на луг, в парк, рассматривание лекарственных растений, чтение и заучивание стихов, загадывание загадок, дидактическая игра: «Вершки и корешки».

Ход занятия:

Раздаётся стук в дверь, входит почтальон, здесь подготовительная группа д/с «Зёрнышко».

Дети: Да это наша группа.

Почтальон: Получите посылку из леса от Совушки - Совы - умнейшей головы.

Воспитатель: Спасибо за посылку. Давайте её откроем. Интересно, что же нам с детьми, достаёт книгу, читает «Волшебная книга». Посмотрите какая она необычная,

красивая (открывает звучит музыка).Послушайте, какая ласковая и нежная мелодия, как будто приглашает нас в путешествие. А путешествие будет в страну лекарственны) растений Кубани. Ребята, вот я сказала « растение Кубани», а где находится эта Кубань.

Дети: Кубанью называют наш Краснодарский край, в котором мы с вами живём. Воспитатель: А почему так называют наш край?

Дети: Потому что в нашем крае протекает широкая- полноводная река Кубань. Воспитатель: Правильно, а как называется наш посёлок, в котором мы живём.

Дети: посёлок Кубанский.

Воспитатель: Назовите города Краснодарского края.

Дети: Новороссийск, Анапа, Кропоткин, Краснодар, Тихорецк, Сочи, Ейск, Армавир.

Воспитатель: Сегодня нам Сова предлагаете помощью «Волшебной книги» отправиться в страну лекарственных растений Кубани. А почему некоторые растения называют лекарственными?

Дети: Потому что они лечат от разных болезней.

Воспитатель: Правильно, а какие вы знаете лекарственные растения. Богата Кубань лекарственными растениями которые помогают человеку. Вы готовы отправиться в путешествие но я должна вас предупредить, что путешествие будет непростым впереди вас ждут сложные задания. Справитесь? Тогда открываем первую страничку: звучит музыка. Это страничка приглашает нас посетить «зелёную аптеку». А что это такое?

Дети: Это то место где продают лекарства- таблетки, мази, микстуры, бинты, и много* другое.

Воспитатель: А как вы думаете, что значит зелёная аптека?

Дети: Наверно, там продаются лекарственные растения.

Воспитатель: Правильно. Вот сейчас мы с вами пройдём туда. Нужно пройти по этой дорожке, перешагнуть через эти камешки, пролезем под этой веточкой, и перейти по мостику через ручеёк. Вот наша «Зелёная аптека.!» располагайтесь поудобнее, а я открываю следующую страничку «звучит музыка».

Следующая страничка загадок и отгадок. Совушка приготовила для вас интересные загадки.

1. На зелёной круглой ножке Вырос шарик у дорожки Ветерок вдруг прошуршал И развеял этот шар. (одуванчик)

Воспитатель: Дети найдите пожалуйста одуванчик. Это очень нужное и полезное растение. Оно растёт не только в Краснодарском крае, но и по всей России. Мы рассматривали одуванчик на лугу. Кто хочет о нём рассказать?

Дети: Одуванчик растёт на лугу. У него есть корень, стебель, резные листья и жёлтый цветок, похожий на шарик.

Воспитатель: Послушайте, я вам расскажу, чем полезен одуванчик. В листьях одуванчика очень много витаминов, если его положить в салат, он повышает аппетит. Но листья свежие очень горькие из-за белого сока. Помните, как мы немного отщипывали от листочка и видели белое молочко, которое там и называется «млечный сок» чтобы убрать горечь, нужно листики просто залить кипятком на несколько минут. Листья и корни помогают при кашле. Кто знает стихотворение об одуванчике?

Одуванчик, одуванчик, золотистый сарафанчик,

Он везде произрастает, его даже дети знают.

Аппетит он улучшает и при кашле помогает.

Лучший при ожогах лекарь, одуванчик как аптека.

Воспитатель: Молодцы: вот много узнали полезного об этом растении. А вот другая загадка:

    Стоит в поле кудряшка- белая рубашка,

Сердечко золотое, что это такое.

Дети: это ромашка.

Воспитатель: Кто хочет рассказать об этой красавице?

Дети: ромашка растёт везде на полянке, на лугу, около речки, у неё высокий прямой стебель, он тонкий и ветвистый. Листья тонкие, узкие, очень похожие на укроп, цветочки маленькие беленькие и их у ромашки иногда жёлтая серединка.

Воспитатель: Ромашка- это распространённое растение её можно встретить по всей России. Вы наверное слышали такие слова «Ромашковая Русь». «Ромашковая Родина моя», эти слова относятся и к нашему краю, и нашему посёлку. Ромашка- лучший доктор при ангине. Настоем ромашки можно полоскать горло, промывать горло, нос, ополаскивать волосы.

Послушайте последнею загадку на этой странице.

    Растёт на клумбе огонёк оранжевый цветок,

Ты отыщи его, дружок, он очень нужный огонёк.

Дети: это календула.

Воспитатель: Кто хочет рассказать об этом ярком и нужном растении?

Дети: Календула растёт на клумбе. У неё есть корень, сочный стебель, сочные продолговатые зелёные листья и яркие оранжевые или жёлтые цветы.

Воспитатель верно: а как календулу называют в народе?

Дети: ноготки

Воспитатель: А почему его так называют?

Дети: Потому, что семена, которые мы собираем, очень похожи на скрученные изогнутые, ноготки.

Воспитатель: Ноготки применяют для заживления ран, при ангине, простуде, насморке.

Воспитатель: Кто знает стихотворение, про календулу?

Дети: По цветкам есть знатоки?

Что же это? ноготки

лепестки у них сорвите, потом горло полощите при ангине, при простуде лучше доктора не будет.

Воспитатель: Это страница закрывается, а новая открывается, (звучит музыка).Сегодня мы с вами говорим о 3 лекарственных растениях (ромашке, одуванчике, календуле). Но вы знаете что есть ещё много лекарственных растений. На столе приготовлены пакетики с сухими лекарственными растениями, вы с ними знакомы., подойдите и выберите себе пакетик сейчас поиграем в игру «Что не стало». А на следующей страничке игра собери лекарственное растение из частей (дети на ковре собирают полянку из лекарственных растений называя их). Слышите звучит красивая мелодия, это сова нас приглашает в лабораторию. Дети приходите в минилабораторию, готовят настой из лекарственных трав. Сейчас внимательно наблюдайте и помогайте мне. Из каких лекарственных трав мы будем готовить настойки?

Дети: календула, одуванчик, ромашка.

Воспитатель: верно. Сейчас мы приготовим противоспалительный настой, которым можно полоскать горло, промыть, уши, нос, ополоснуть волосы.

Дети: настой из лекарственных растений.

Воспитатель: для этого берём чистый стакан насыпаем в него 1 ложку столовую л/р (дети помогают). Теперь я залью траву кипятком. Настой называется настоем потому, что он долго настаивается. Скажите какая вода, которой я заливала травы, а сейчас, какая стала?

Дети: была вода чистая, прозрачная, бесцветная.

Воспитатель: накрываем настой крышкой и посмотрим, как меняется цвет воды. Дети: вода меняет цвет.

Воспитатель: верно, растения отдают воде свой цвет и свои лечебные свойства. Вот и получается настой, которым можно лечиться. А теперь открываем последнюю страницу нашей Волшебной книги. Здесь изображена сама совушка. Она приглашает выпить чаю из л/р. Мы с вами сегодня много узнали, много рассмотрели и научились готовить настой из лекарственных трав. А еще сейчас попьем чай из липы с медом. Очень вкусный, душистый, ароматный, получился чай. Будте все здоровы.

Программное содержание: уточнять представления дошкольников о разнообразии растений луга, поля, формировать умение узнавать и собирать лекарственные растения в определенных местах и в определенные сроки, хранить и применять их; ; развивать познавательную активность дошкольников, их в процессе ; воспитывать , умение и желание активно .

Материал для занятия: иллюстрации с изображением лекарственных растений.

Ход занятия

В. Ребята, посмотрите, к нам пришло письмо! Кто нам его прислал? Вместо обратного адреса на конверте - загадка:

Больных зверей он исцелил

И Бармалея победил! (Доктор Айболит.)

В. Как вы думаете, чем лечил зверей доктор Айболит? (По сказке - микстурами, таблетками, плитками шоколада, гладил им животики.)

А чем на самом деле лечатся дикие животные? (Растениями.) Как они их находят? (По запаху.)

Люди тоже издавна знают пользу лекарственных препаратов, изготовленных из трав (фитотерапия). Вся медицина начиналась тысячи лет назад с лекарственных трав. Например, китайская медицина и сегодня славится богатым опытом фитотерапии. Важным преимуществом лекарственных растений является отсутствие побочных эффектов, которые могут вызвать искусственные химические препараты. Изучением народной медицины сегодня занимаются специальные отделения фитотерапии при медицинских институтах.

В этом письме доктор Айболит просит вас помочь ему в сборе лекарственных растений. Очень важно знать происхождение лекарственной травы. Поэтому мы вспомним сейчас растения, растущие в наших лесах, на лугах и полях которые нам хорошо известны.

Прежде чем отправиться на заготовку лекарственных трав, надо хорошо знать растения. Какие вы знаете лекарственные растения, травы?

Игра «Назови и расскажи!».

В. Я буду вам показывать растение, а вы его назовете и расскажете, где оно растет.

А теперь я буду рассказывать о лекарственных растениях, а вы их найдете на картинках:

Листья узорчатые, головка желтая с белыми лепесточками, используется в виде отвара для полоскания и промывания, например, когда болит горло. (Ромашка.)

Растет при дороге, на лугу, любит солнышко. Листья зеленые, упругие, с толстыми прожилками. Применяется для остановки кровотечения, прикладывается на рану. (Подорожник.)

Об этом растении говорят, что оно «кусается», потому что на листьях и стебле его есть волоски, которые похожи на маленькие шприцы с едкой жидкостью. Из его листочков варят щи. Его отваром моют волосы. Его любят и животные, и насекомые, особенно бабочки.

А это растение попробуйте узнать по запаху: оно растет на болотах. Люди собирают его корень и делают настойки, таблетки, чтобы успокоить нервную систему. (Валериана.)

Это растение луговое, бывает и на лесных опушках. Каждый его лист состоит из множества (тысячи) маленьких листиков. Отсюда и произошло его название. Оно помогает при лечении желудка, улучшает аппетит. (Тысячелистник.)

Из этого растения тоже умеют делать салат, иногда варенье - желтенькое, солнечное! Но сок этого растения похож на молочко, очень горький. Собирают люди только его желтые цветки.

Знаете ли вы, как надо правильно заготавливать лекарственные травы? Все ли одинаково собираются, в одно ли время?

Запомним сейчас некоторые основные правила сбора лекарственных растений:

  • Растения собирают в сухую погоду, после того, как высохнет роса. Действующие вещества растений накапливаются в них неравномерно. Поэтому сбор сырья следует производить тогда, когда оно богато этими веществами.
  • Нельзя пробовать листья, плоды, корни, соцветия. Почему?
  • Растения срезают ножницами или ножом на уровне основания или нижних листьев, но нельзя вырывать с корнем. Почему?
  • Нельзя рвать на одном месте сразу много растений. Почему?
  • Запрещается сбор лекарственных трав, занесенных в Красную книгу. Почему? Какие вы знаете растения Красной книги? (Ландыш, прострел, василек, вероника, фиалка трехцветная, бессмертник, календула и другие.)
  • Как вы думаете, можно ли собирать травы в городе, вблизи дорог?
  • Качественность сырья зависит от его обработки и хранения. Почти все лекарственные растения должны быть высушены. Сушат сырье сразу после сбора (иначе оно темнеет и портится). Естественную сушку проводят в тени в хорошо проветриваемом помещении. Солнечная сушка допускается только для корней, которые предварительно разрезаются на куски.
  • Цветки, листья и почки собирают вручную, в перчатках. После сбора трав обязательно надо вымыть руки. Почему? (Некоторые лекарственные растения обладают ядовитым для человека соком. Надо очень аккуратно собирать их сырье!)

Что ядовитое в ландыше? (Ягоды.) Их нельзя рвать. Они сами опадают, из них вырастают новые растения.

Вороний глаз - его ягоды похожи на глаза птицы. Они тоже ядовиты для человека. В этом растении яд содержится и в самом соке. Поэтому нельзя рвать ни его листья, ни стебель.

Очень известное лекарственное растение - чистотел. Но его сок тоже может быть опасен для здоровья человека. Поэтому такие лекарственные растения можно применять только по назначению врача и под наблюдением взрослых.

Знаете ли вы, как хранятся лекарственные растения? Для домашнего хранения высушенное сырье засыпают в мешочки из ткани, коробки, бумажные пакеты. Их ставят в темном, проветриваемом месте. Сроки хранения их тоже разные: до 2 лет - цветки и листья; кора и корни - до 3 лет. Все пакетики и мешочки необходимо подписывать, т. к. пользоваться неизвестным сырьем опасно.

Попробуем узнать по аптечной упаковке о содержании сырья!

Поиграем в аптеку!

Воспитатель выставляет все коробочки от лекарственных растений на полочку; детям предлагает полечить свои игрушки.

В. У куклы болит горло. Что вы ей предложите? (Полоскать горло отваром ромашки, календулы.) У лисички сильный кашель. Чем мы ее полечим? (Отвар мать-и-мачехи, чабреца, сироп корня солодки.) Посмотрите, какая бледная кукла! У нее плохой аппетит. (Ей поможет отвар шиповника, зверобоя, тысячелистника.) Медвежонок простыл, купаясь в речке. Он слаб, мерзнет даже под теплым одеялом! (Ему дадим теплый липовый или малиновый чай.) А волчонок лапку поцарапал, хромает. Чем ему помочь? (Сорвать свежий листочек подорожника, промыть водой и приложить к ране.)

А сейчас мы вместе с нашей медсестрой поучимся правильно заваривать лекарственные чаи (по подгруппам): липовый, малиновый, шиповниковый.

Дети упражняются в распознавании чая по цвету, запаху, пробуют на вкус.

В. Для доктора Айболита мы изготовим специальные пакетики с изображением лекарственных растений, чтобы никто их не перепутал. Обязательно укажем на них название и время сбора.

Дети выполняют практическое задание на занятии по изобразительному искусству или совместно с родителями - дома.

Занятие с детьми о лекарственных растениях подготовили Л. Ладутько, С.Шкляр

Ирина Гридчина
Беседа с детьми на тему «Лекарственные растения». Подготовительная группа

Цель : уточнение и систематизация знаний детей о лекарственных растениях .

Задачи :

1. Развивать у детей познавательный интерес к жизни лекарственных растений .

2. Обобщать знания детей о лекарственных растениях .

4. Воспитывать доброе, бережное отношение к лекарственным растениям .

Когда ты входишь в лес,

Где все нам с детства мило,

Где чистым воздухом приятно так дышать,

Есть в травах и цветах целительная сила,

Для всех умеющих их тайну разгадать.

Ребята, сегодня я хочу поговорить с вами о целебном мире природы. Человек еще издавна заметил, что животные среди множества растений выбирают те , которые помогут им излечиться и начал изучать эти растения и их свойства . Со временем люди получали все больше и больше знаний о лекарственных растениях и передавали свои знания друг другу из поколения в поколение. Теперь мы уже не так часто пользуемся средствами народной медицины, но узнать о них больше будет очень интересно

Рано весной на оттаявших полянках появляются маленькие золотисто-желтые цветы (рассматривание лекарственного растения ) . Это цветы мать-и-мачехи. Это необычное растение . Сначала она цветет, а потом отращивает листья. И листья у нее необычные. Верхняя сторона гладкая, блестящая и прохладная. Нижняя сторона покрыта белыми волосками, теплая и мягкая. Теплая сторона – это мать, а холодная – мачеха. Летом мало кто обращает внимание на широкие листья мать-и-мачехи. А ведь это лекарственное растение . Из этих листьев и цветков заваривают чай и пьют от кашля и простуды.

«А если кашель у тебя,

Ты кипятком залей меня.

Отвар лечебный нацеди,

Выпей, и в кровать иди»

Такой вот замечательный цветок мать-и-мачеха. Ранней весной он удивляет и радует нас своим появлением из-под снега, а летом заботится о нашем здоровье.

Демонстрация картинки подорожника. Подорожник такой привычный, что не обращаешь на него внимания. Где люди ходят, там и подорожник растет . Это растение – доктор . Приложи чистый листочек к ушибу, боль будет меньше. А если поранился, то подорожник остановит кровь, убьет микробов, и ранка быстро заживет.

«Подорожник у дороги –

Листики да лопушки.

Применяй меня от боли,

Зажили раны чтоб твои!»

Рассказ о подорожнике : Один подорожник рос возле дороги, ему было скучно. Вдруг он увидел едущего по дороге мальчика. На дороге мальчику попался камень, и не успел мальчик оглянуться, как упал и разбил себе колено. У него не было с собой бинта, но возле дороги он увидел подорожник. Мальчик не растерялся , сорвал листочек и приложил к ранке, кровь остановилась. Мальчик сел на велосипед и поехал домой. С тех пор подорожник не пропускает мимо себя тех, кто нуждается в быстрой помощи.

Показ картинки – ромашка.

«Я – ромашка – красота.

По мне гадает детвора.

Но и в другом полезна я :

Простуда если у тебя,

То завари ромашку в кружке

(Я через час уже готова) .

И обе будете здоровы»

Ромашка растет на полянах в лесу , по обочинам дорог. В лечебных целях собирают цветки ромашки и сушат в проветриваемых помещениях. Ромашка полезна при многих заболеваниях. Ее применяют при заболеваниях печени, почек, простуде, бессоннице. Заваривают чай из ромашки. А настой из цветков ромашки полезен при ангине.

Физминутка «Распускается одуванчик» .

Прямо к солнцу, на восток.

Так прекрасны, так тонки («Растут » , тянутся к солнышку).

Золотые лепестки,

И дрожит, дрожит роса, (Стряхивают руки) .

Как упавшая слеза. (Руки к глазам и в стороны) .

Листик ярок и зелен, (Качают руки) .

С ветерком играет он.

Стебель крепок и упрям, (Руки вперед-назад) .

Он согнется тут и там, (Наклоны в стороны) .

Даже буря не сломает, (Круговые вращения) .

Лишь не много помотает, (Раскачиваются из стороны в сторону) .

Всех приветствует головкой, (Ладошки под подбородок) .

Улыбается, звенит, («Фонарики» , повертели ладошками).

Свежесть дарит, наслажденье, (Повороты) .

Береги его, малыш!

А теперь попробуйте отгадать загадки о лекарственных растениях

Длинноногие сестрички

Вышли стайкой на лужок.

Словно снег у них реснички,

И, как солнышко, глазок.

(ромашка)

Золотой и молодой

За неделю стал седой.

А денечка через два

Облысела голова.

Спрячу-ка в карманчик

Бывший …

(одуванчик)

Поранил ты в дороге ногу,

Усталость не дает идти,

Нагнись, солдатик у дороги

Готов помочь тебе в пути.

(подорожник)

Бусы красные висят

Из кустов на нас глядят.

Очень любят бусы эти

Дети, птицы и медведи.

(малина)

Ах, не трогайте меня.

Обожгу и без огня.

(крапива)

Он шипы свои выставил колко.

Шипы у него как иголки.

Но мы не шипы у него соберем

Полезных плодов для аптеки нарвем.

(шиповник)

Если кашель вас замучил,

Воспаленные началось,

подружись со мной скорее,

Обещаю все пройдет.

(мать-и-мачеха)

Если случиться тебе простудиться,

Появится кашель поднимется жар,

Придвинь к себе кружку в которой дымится

Слегка горьковатый душистый отвар.

(Шиповник)

Где-то в чаще дремучей, за оградой колючей,

У заветного местечка есть волшебная аптечка,

Там красные таблетки развешаны на ветке.

(Шиповник)

Ребята, шиповник повышает иммунитет, помогает при простудных заболеваниях.

Листик с глянцем, ягодки с румянцем,

А, сами кусточки - не выше кочки.

(брусника)

Она помогает при жаре, головных болях, плохом аппетите,

Не пустили в огород, от того она и жжет

(крапива) .

Про крапиву говорят, что одна крапива заменяет семерых, врачей. Крапива сон посылает больным, прекращает рвоту, семя крапивное с медом колики лечит надежно, помогает при кашле.

Белый щит, на тысяче листьев,

Расту на бугре , помогу в беде

(тысячелистник)

Он, как и подорожник, людям помогает, раны заживляет, аппетит улучшает, разные болезни снимает.

Выпускает он листы, широченной широты,

Держатся на стеблях крепких, сто плодов шершавых, цепких.

Если их не оберешь, на себе их всех найдешь.

(лопух)

Ребята, на лесной опушке растет еще много разных растений , которые вам не известные. Послушайте стихотворение и вы узнаете какие еще растения можно здесь встретить.

На лугу растут ромашка , лютик едкий, клевер, кашка.

Что еще? Гвоздика, смолка.

Колокольчик, хвощ как елка.

А еще? Подорожник, васильки,

Граммофончики - вьюнки,

Еще много разных травок.

У тропинок, у канавок,

И красивых, и пушистых,

Разноцветных и душистых!

Ребята, мы с вами сегодня узнали много нового о лекарственных растениях . Теперь, я уверена, вы сможете применить на практике свои знания. Я надеюсь, вы станете бережнее относиться к природе, ведь теперь вы знаете о пользе, которую нам приносят растения . Теперь придя в лес, вы по-другому сможете взглянуть на него. Я хочу, чтобы вы послушали следующее стихотворение и внимательно отнеслись к его словам.

Ты пришел за помощью к природе

Добрым будь и береги ее.

Ветки не ломай, не трогай.

Помни, нужно много лет,

Чтобы кустик снова мог помочь тебе.

Ты, дружок,

Смотри, не подкачай!

Правдивым быть

И добрым обещай!

Не обижай ни птахи, ни сверчка,

Не покупай для бабочки сачка!

Люби цветы, леса,

Простор полей-

Все, что зовется Родиной твоей!

На этом наша беседа заканчивается , спасибо за то что вы так внимательно слушали и активно работали.