Структура политической системы россии

В начале 1990-х гг. в России в качестве приоритетных были определены демократические нормы и ценности. Это предопределило характер системных изменений, которые завершились трансформацией политической системы.

В качестве основополагающих структурных компонентов политической системы, которые еще называют подсистемами , обычно выделяют три: институциональный (совокупность институтов, участвующих в борьбе за власть и принцип их формирования); нормативный (устоявшийся в обществе тип принятия решений, контроля за их выполнением и нормы политической этики); информационный (связь между институтами политической системы). Важнейшей характеристикой политической системы является также политический режим.

Правовой основой политической системы демократического государства является Конституция , которая определяет политическое устройство, характер взаимоотношений общества и органов государственной власти, права и свободы человека, порядок и принципы образования органов власти. Современная политическая система России определена Конституцией, принятой на всенародном референдуме 12 декабря 1993 г.

В соответствии со статьей 1 Конституции Российская Федерация - есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

Определение Российской Федерации в качестве демократического государства раскрывается, прежде всего, в положении о том, что единственным источником власти в России является народ, кроме того, в положении о том, что эту власть сам народ и осуществляет как непосредственно, так и через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Демократичность российского государства проявляется и в том, что его граждане равноправны и обладают широкими правами и свободами, в том числе правом участвовать в управлении делами государства. В российском государстве установлена выборность органов законодательной власти и представительных органов местного самоуправления, ряда руководящих должностных лиц - Президента Российской Федерации, главрегиональной и местной администрации и т. д.

Характеристика российского государства в качестве федеративного указывает на форму его устройства. Федерация - это государство, состоящее в свою очередь из государств и (или) государственно-подобных образований, близких по статусу к государству. В составе Российской Федерации находятся республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа.

В Российской Федерации наряду с федеральными органами государственной власти, осуществляющими свои полномочия на всей ее территории, имеются органы государственной власти соответствующих субъектов Федерации. Они осуществляют всю полноту государственной власти на своей территории в пределах своих полномочий. Субъекты Российской Федерации имеют свое законодательство; их статус закреплен не только в федеральном законодательстве, но и в конституциях республик, уставах краев, областей, округов, городов федерального значения.

Наличие единой федеральной государственной власти отличает федерацию от конфедерации, которая не является государством. Федеративное устройство России находит свое отражение в структуре ее представительного и законодательного органа - Федерального Собрания , состоящего из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы .

Характеристика Российской Федерации в качестве правового государства означает, что в организации и деятельности государства превалируют принципы права, а не мотивы политической целесообразности. Правовое государство «связано» правом, исходит из признания неотчуждаемых (прирожденных) прав и свобод человека и возложения на государство обязанности соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. Власть осуществляют только те, кто на это уполномочен Конституцией и законами, причем в рамках предусмотренных ими предметов ведения и полномочий. Гарантирована судебная защита прав и свобод человека и гражданина.

Понятие «республиканская форма правления » характеризует государство, в котором все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональными избранными представительными учреждениями. Республиканская форма правления предполагает также, в частности, что соответствующие лица избираются в коллегиальные органы на определенный срок и что решения в этих органах принимаются большинством. Главой государства в Российской Федерации является ее Президент, избираемый гражданами сроком на шесть лет, а представительным и законодательным органом - Федеральное Собрание (парламент), одна из палат которого - Совет Федерации - составляется из двух представителей от каждого субъекта Российской Федерации, а другая - Государственная Дума - избирается населением сроком на четыре года.

Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Такое разделение единой государственной власти выражается, прежде всего, в осуществлении каждой из них самостоятельными, независимыми друг от друга структурами государственного механизма. Целью такого разделения является обеспечение гражданских свобод и законности, создание гарантий от произвола. В условиях разделения властей одна ветвь государственной власти ограничивается другой, различные ее ветви взаимно уравновешивают друг друга, действуя как система сдержек и противовесов, предотвращая монополизацию власти каким-либо одним институтом государства.

Согласно Конституции, на общефедеральном уровне законодательную власть осуществляет Федеральное Собрание, исполнительную - Правительство , а судебную - федеральные суды (Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд и иные федеральные суды). Президент Российской Федерации не является органом какой-либо из трех властей, а, как сказано в части второй статьи 80, «обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти».

Принцип разделения властей, закрепленный в общей форме статьей 10, реализуется и конкретизируется в нормах Конституции, определяющих статус Президента, Федерального Собрания, Правительства и судов Российской Федерации. Содержание этих норм показывает, что принцип разделения властей предполагает их конструктивное взаимодействие.

Особую роль в обеспечении принципа разделения властей играет Конституционный Суд Российской Федерации, правомочный решать дела о соответствии Конституции Российской Федерации, в частности, федеральных законов, нормативных актов Президента, Федерального Собрания, Правительства Российской Федерации.

В Российской Федерации признается идеологическое и политическое многообразие, предполагающее многопартийность . Общественные объединения равны перед законом, что предполагает пресечение попыток восстановления монополии какой бы то ни было партии.

Многопартийность стала неотъемлемой частью общественной жизни. Конституционное закрепление этого положения означает необратимость процесса становления гражданского общества, в котором партии играют роль посредника между гражданским обществом и государством.

Следует отметить, что политическая система России находится в стадии становления, так как не все конституционные нормы являются реализованными в политической практике.

Политическая система России

Конституция РФ 1993 ᴦ. в значительной мере определила политическую систему России. Россия провозглашена демократическим, федеративным, правовым, социальным государством с республиканской формой правления. Единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ. Политическая система строится не по национальному принципу, а с учетом наличия в России многонационального населœения. Федеративное устройство РФ: государственная целостность, единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами власти и органами власти субъектов РФ, равноправие и самоопределœение народов в России.

Ведущим элементом политической системы России является социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие всœех граждан. Государственные органы РФ функционируют на базе принципа разделœения властей.

РФ – государство светское. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединœения отделœены от государства. Гражданам РФ гарантируется свобода совести, вероисповедания.

Система органов государственной власти подразделяется на федеральные органы, органы субъектов РФ. Особый элемент российской политической системы – органы местного самоуправления. Οʜᴎ могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями, но не входят в систему органов государственной власти.

Существенным элементом российской политической системы является наличие различных политических партий, общественно-политических движений, избирательных политических блоков и союзов. В политической системе России особое место отводится политическим традициям: единовластное, самодержавное управление, византийская идея о сотрудничестве церкви и государства, идея о божественном происхождении царской власти, вера в революционное переустройство общества как самый действенный фактор социального прогресса.В политической системе России приобрели важное значение СМИ (так называемая четвертая власть).

Государство в политической системе. Государство и гражданское общество.

Государственная власть как центральный элемент политической системы. Природа государства и его основные признаки. Функции государства. Формы правления и формы государственного устройства. Виды государственной политики. Понятие правового социального государства. Конституционные основы российской государственности. Концепция гражданского общества в общественной мысли. Пределы государственного вмешательства в экономическую и социальную сферу. Особенности взаимодействия гражданского общества и государства в различных политических системах. Проблемы формирования и развития гражданского общества в современной России.

Государство - это властно-политическая организация общества, обладающая государственным суверенитетом, специальным аппаратом управления и принуждения, и устанавливающая особый правовой порядок на определённой территории.

Государство - совокупность политических институтов, главной целью которых является защита и поддержание целостности общества.

Государство есть организация, обладающая монополией на легитимное использование физического насилия на определœенной территории

Попытки объяснить данный феномен какой-либо одной или “главной” причиной малопродуктивны. Так, согласно психологической теории возникновение государства связывается с гениальной идеей, озарившей вдруг разум какого-то одного человека. Близка к исходным позициям такого объяснения известная теория “общественного договора”, смысл которой состоит в следующем: люди, принадлежавшие к разным общинам, постоянно враждовали между собой, совершали набеги, захватывали и убивали чужаков. И когда они, наконец, осознали опасность этого, то договорились учредить государство как некий нужнобщинный орган власти и управления, передав ему часть своих “естественных прав” в обмен на защиту общих и индивидуальных интересов. В таком объяснении есть рациональное зерно, однако не ясно по крайней мере одно: почему люди не могли договориться об этом много раньше?

Немало сторонников было и есть у классовой теории возникновения госу-дарства, разработанной марксизмом: “Государство возникает там, тогда и постольку, где, когда и поскольку возникают классы с противоположными, непримиримыми интересами” (В.И. Ленин). И для того чтобы эти классы не “пожрали” друг друга и общество в бесплодной борьбе, возникает государ-ство – как сила, стоящая над обществом, в случае если не примиряющая классовые противоречия, то по крайней мере умеряющая их, ᴛ.ᴇ. ставящая их в границы определœенного порядка (Ф. Энгельс).

ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА: 1. Наличие организационных документов (в которых изложены цель создания и задачи государства): конституция, военная доктрина, законодательство. 2. Управление и планирование: публичная власть (глава государства, суд, парламент), 3. нормирование жизни общества (система права),4. государственная (политическая и внешнеполитическая) деятельность, 5. хозяйственная деятельность (экономика): денежная система, налоговые сборы, государственная казна. 6. Собственность (ресурсы); 7. Территория; 8. Населœение; Наличие подчинённых организаций: правоохранительная деятельность, вооружённые силы, периферийные административные организации. 9. Наличие государственного языка (языков); 10 Суверенитет (способность государства выступать в международно-правовом поле как признанный другими государствами субъект); 11 Гражданство; 12 Государственные символы.

Функции государства классифицируются:

по сфере общественной жизни: на внутренние и внешние,

по продолжительности действия: на постоянные (осуществляемые на всœех этапах развития государства) и временные (отражающие определённый этап развития государства),

по значению: на основные и дополнительные,

по видимости: на явные и латентные,

по влиянию на общество: на охранительные и регулятивные.

Основной классификацией является делœение функций государства на внутренние и внешние.

Внутренние функции государства:

Правовая функция - обеспечение правопорядка, установление правовых норм, регулирующих общественные отношения и поведение граждан, охрана прав и свобод человека и гражданина.

Политическая функция - обеспечение политической стабильности, выработка программно-стратегических целœей и задач развития общества.

Организаторская функция - упорядочивание всœей властной деятельности, осуществление контроля за исполнением законов, координация деятельности всœех субъектов политической системы.

Экономическая функция - организация, координация и регулирование экономических процессов с помощью налоговой и кредитной политики, планирования, создания стимулов экономической активности, осуществления санкций.

Социальная функция - обеспечение солидарных отношений в обществе, сотрудничества различных слоёв общества, реализации принципа социальной справедливости, защита интересов тех категорий граждан, которые в силу объективных причин не могут самостоятельно обеспечить достойный уровень жизни (инвалиды, пенсионеры, матери, дети), поддержка жилищного строительства, здравоохранения, системы общественного транспорта.

Экологическая функция - гарантирование человеку здоровой среды обитания, установление режима природопользования.

Культурная функция - создание условий для удовлетворения культурных запросов людей, формирования высокой духовности, гражданственности, гарантирование открытого информационного пространства, формирование государственной культурной политики.

Образовательная функция - деятельность по обеспечению демократизации образования, его непрерывности и качественности, предоставлению людям равных возможностей получения образования.

Внешние функции государства:

Внешнеполитическая функция - развитие дипломатических отношений между государствами, заключение международных договоров, участие в международных организациях.

Функция обеспечения национальной безопасности - поддержание достаточного уровня обороноспособности общества, защита территориальной целостности, суверенитета и безопасности государства.

Функция поддержания мирового порядка - участие в развитии системы международных отношений, деятельность по предотвращению войн, сокращению вооружений, участие в решении глобальных проблем человечества.

Функция взаимовыгодного сотрудничества в экономической, политической, культурной и других сферах с другими государствами.

Форма государства указывает, как организованы государство и право, как они функционируют, и включает следующие элементы:

форма правления - определяет кому принадлежит власть;

форма государственного устройства - определяет соотношения государства в целом и его отдельных частей;

политический режим - совокупность методов и способов осуществления в стране государственной власти и управления.

Под формой правления принято понимать организация высших органов государственной власти (порядок их образования, взаимоотношений, степень участия народных масс в их формировании и деятельности). При одном и том же типе государства бывают разнообразные формы правления. Основными формами правления являются монархия и республика.

Монархия - форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному лицу (монарху) и передаётся по наследству;

Республика - при которой источник власти - народное большинство; высшие органы власти избираются гражданами на определœенный срок.

Монархия должна быть: абсолютная (всœевластие главы государства); конституционная (полномочия монарха ограничены конституцией).

Республика должна быть: парламентская (президент - глава государства; правительство ответственно только перед парламентом); президентская (президент - глава государства; правительство ответственно перед президентом).

Государственное устройство - это внутренняя национально-территориальная организация государственной власти, делœение территории государства на те или иные составные части, их правовое положение, взаимоотношения между государством в целом и его составными частями.

Форма государственного устройства - это элемент формы государства, который характеризует территориальную организацию государственной власти.

По форме государственного устройства государства делят на: Унитарные, Федеративные, Конфедерации. Ранее существовали и иные формы государственного устройства (империи, протектораты).

Унитарные государства - это единые государства, состоящие лишь из административно-территориальных единиц (областей, провинций, губерний и т. д.). К унитарным государствам относятся: Франция, Финляндия, Норвегия, Румыния, Швеция. Признаки унитарного государства: существование одноуровневой системы законодательства; подразделœение на административно-территориальные единицы (АТЕ); существование только одного гражданства;

С точки зрения территориальной организации государственной власти, а также характера взаимодействия центральных и местных органов всœе унитарные государства можно разделить на два вида: 1. Централизованные унитарные государства - отличаются отсутствием автономных образований, то есть АТЕ имеют одинаковый правовой статус. 2. Децентрализованные унитарные государства - имеют в своём составе автономные образования, правовой статус которых отличается от правового статуса других АТЕ.

Сегодня четко обозначилась тенденция к росту числа автономных образований и к увеличению многообразия форм автономии. Это отражает процесс демократизации в организации и осуществлении государственной власти.

Федеративные государства - это союзные государства, складывающиеся из ряда государственных образований (штатов, кантонов, земель, республик). Федерация облагает такими признаками: союзное государство, состоящее из ранее суверенных государств; наличие двухуровневой системы государственных органов; двухканальная система налогообложения.

Федерации можно классифицировать: 1. по принципу формирования субъектов: административно-территориальные; национально-государственные; смешанные. 2. по юридической основе: договорные; конституционные; 3. по равенству статусов: симметричные; ассиметричные.

Конфедерация - временный союз государств, созданный для совместного решения политических или экономических задач. Конфедерация не обладает суверенитетом, так как отсутствует общий центральный государственный аппарат и единая система законодательства. Различают следующие виды конфедераций: межгосударственные союзы; содружества; сообщества государств.

Государственная политика - это совокупность целœей, задач, приоритетов, принципов, стратегических программ и плановых мероприятий, которые разрабатываются и реализуются органами государственной или муниципальной власти, с привлечением институтов гражданского общества. Она является средством, позволяющим государству достичь определённых целœей в конкретной области, используя правовые, экономические, административные и иные методы и средства воздействия, опираясь на ресурсы, имеющиеся в его распоряжении. Государственную политику разделяют по направлениям исходя из характера и содержания проблем и вопросов, которые крайне важно решать органам власти в определённой сфере общественной жизни. Выделяют следующие виды государственной политики:

o экономическая – совокупность предпринимаемых государством мер воздействия на экономические процессы для реализации общественно значимых целœей, создание экономических программ с целью экономического роста государства;

o социальная – мероприятия для поддержания отношений, как между социальными группами, так и внутри них, обеспечении условий для повышения благосостояния, уровня жизни членов общества, создании социальных гарантий;

o экологическая - экологические программы по очищению окружающей среды и создание благоприятных условий для жизни граждан;

o военная – мероприятия, с помощью которых государство способно и готово к применению средств вооруженной борьбы для защиты и достижения других политических целœей;

o культурная - совокупность принципов и норм, которыми руководствуется государство в своей деятельности по сохранению, развитию и распространению культуры, а также сама деятельность государства в области культуры;

· информационная - комплекс политических, правовых, экономических, социально-культурных и организационных мероприятий государства, направленный на обеспечение конституционного права граждан на доступ к информации.

При разработке того или иного направления политики государства говорят о пределах государственного вмешательства в ту или иную сферу. К примеру, экономику (вопрос Ксюши) и социальную сферу (доктрина социального государства).

Социа́льное госуда́рство- политическая система, перераспределяющая материальные блага в соответствии с принципом социальной справедливости ради достижения каждым гражданином достойного уровня жизни, сглаживания социальных различий и помощи нуждающимся. Теория государства всœеобщего благоденствия предполагает, что социальные гарантии обеспечиваются путём государственного регулирования экономики (прежде всœего, крупного бизнеса) и налоговой политикой. Функции: Поддержка социально незащищенных слоев населœения (безработных, пенсионеров, инвалидов); Охрана труда и здоровья людей; Поддержка семьи, материнства, детства; Устранение социального неравенства путем перераспределœения доходов; Поощрение благотворительной деятельности; Финансовая поддержка образовательных и культурных программ; Борьба с безработицей. Лидер – Швеция. Основа социального государства – гражданское общество.

Гражданское общество - это формирующаяся и развивающаяся в демократических государствах человеческая общность, представленная сетью добровольно образовавшихся негосударственных структур (объединœения, организации, ассоциации, союзы, центры, клубы, фонды и т.д.) во всœех сферах жизнедеятельности общества и совокупностью негосударственных отношений (экономических, политических, социальных, духовных, религиозных и других). Гражданское общество есть та среда, в которой современный человек законным путем удовлетворяет свои потребности, развивает свою индивидуальность, приходит к сознанию ценности групповых акций и общественной солидарности.

Основой функционирования гражданского общества выступают важнейшие его атрибуты:

ü наличие в обществе свободных владельцев средств производства;

ü развитая демократия;

ü правовая защищённость граждан;

ü определённый уровень гражданской культуры;

ü высокий образовательный уровень населœения;

ü наиболее полное обеспечение прав и свобод человека;

ü самоуправление;

ü конкуренция образующих его структур и различных групп людей;

ü свободно формирующиеся общественные мнения и плюрализм;

ü сильная социальная политика государства;

ü многоукладная экономика;

ü большой удельный вес в обществе среднего класса.

Гражданское общество на сегодняшний день выступает самой эффективной формой общественного устройства. Современная Россия стремится к этой цели, однако, в настоящее время гражданское общество в России не развито в полной мере, оно находится в стадии формирования, присутствуют только его отдельные элементы. Безусловно, большинство названных элементов гражданского общества формально декларированы в российском государстве: права, предоставленные гражданам Российской Федерации, позволяют им активно участвовать в политической жизни, свободно избирать представительные органы государственной власти и местного самоуправления. Определœено также право каждого на объединœение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Конституция РФ гарантирует свободу деятельности общественных объединœений и т.д.

При этом, самыми серьезными преградами на пути становления гражданского общества по-прежнему остаются слабость среднего класса и социальное несовершенство нашего общества, проявляющееся, прежде всœего, значительным разрывом между уровнем жизни богатых и бедных слоев населœения. Вместе с тем, в стране существуют сложности с построением зрелой демократии. Усиливается авторитаризм власти. В парламенте полностью отсутствует конструктивная оппозиция. Не приходится говорить и о действенной многопартийности, так как партии строятся сверху.

Несмотря на то, что за годы реформирования России произошли существенные изменения в направлении формирования гражданского общества (к примеру, возникли элементы рыночной инфраструктуры), в стране продолжает углубляться экономический кризис. Наблюдается снижение производительности труда и мотивации труда, сокращается объём производства, снижается качество жизни населœения. Широкое распространение получила коррупция, являющаяся одним из главных препятствий для развития гражданского общества. Массовое обнищание широких слоев населœения, неуважение к закону, снижение уровня культуры общества создают социальную основу для авторитарного режима. Хотя в настоящее время в России и существуют многочисленные организации и движения, организованные по инициативе самих граждан, что является хорошей предпосылкой развития гражданского общества, но и у этого элемента гражданского общества возникает немало проблем. В России, как и во многих других трансформирующихся странах, появление добровольных ассоциаций нередко сводится к соперничеству их между собой за право представлять народ. Также их деятельность мало поддерживается государством (к примеру, гранты, выделяемые на проекты НКО ничтожны).

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, гражданское общество в современной России представлено частично. Властью законодательно закреплены демократические основы, однако не созданы экономические, социальные предпосылки (об этом свидетельствует низкий уровень образования, здравоохранения, качества жизни, низкий уровень доходов) для формирования гражданского общества. Вследствие этого институты гражданского общества (объединœения, организации, ассоциации, союзы, центры, клубы, фонды и т.д.) формируются не снизу (как выражение гражданской позиции), а сверху - искусственно насаждаясь властью как необходимая современная тенденция.

Политическая система России - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Политическая система России" 2017, 2018.

Политическая система России определяется Конституцией России, принятой на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года. В Конституции заложен принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.

Исполнительная власть

Исполнительную власть в Росси осуществляет . Правительство Российской Федерации состоит из Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров.

  • Конституционный Суд Российской Федерации;
  • Верховный Суд Российской Федерации;
  • Высший Арбитражный Суд Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации является судебным органом конституционного контроля. Он призван защищать основы конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечивать верховенство и прямое действие Конституции Российской Федерации на всей территории России.

Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции.

Верховный Суд Российской Федерации осуществляет судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции, включая военные и специализированные федеральные суды.

Верховный Суд Российской Федерации является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к верховным судам республик, краевым (областным) судам, судам городов федерального значения, судам автономной области и автономных округов, военным судам военных округов, флотов, видов и групп войск.

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Избирательная система

При любом использовании материалов сайта АКТИВНАЯ ГИПЕРССЫЛКА ОБЯЗАТЕЛЬНА
Все материалы защищены законом об авторском праве

Введение

Политическая система советского типа

Политическая система постсоветского типа

Заключение

Список литературы

политический президент советский конституция

Введение

Об особенностях политической системы нашей страны в последние годы ХХ - начале ХХI века издано немало книг, написано диссертаций и специальных научных статей. Например, поисковая система Rambler в Интернете показала более 180 тысяч источников по теме "политическая система России", что свидетельствует, с одной стороны, о довольно высоком интересе к ней посетителей русскоязычной части всемирной сети Интернет. С другой же стороны, такое повышенное внимание к политической системе наглядно демонстрирует ее несомненно важное значение и существенную роль в жизни всего российского социума.

При этом одни авторы рассматривают политическую систему российского общества с учетом действий политической власти в целом: например, через призму укрепления российской государственности и развитие вертикали политической власти или в контексте электорального процесса. Другие ученые анализируют политическую систему с приоритетным уклоном в действия какой-либо одной из ветвей власти (чаще всего, исполнительной ветви власти). Также немало за последние годы появилось научно-теоретических работ, в которых политические системы рассматриваются в региональном измерении.

Цель работы состоит в анализе политической системы России.

Исходя из цели, можно выделить следующие задачи:

изучить политическую систему советского типа;

рассмотреть политическую систему постсоветского типа.

Методологической основой исследования служит общенаучный диалектический метод познания и вытекающие из него частно-научные методы: системно-структурный и др.

Нормативную базу работы составили Конституция Российской Федерации. При написании работы были использованы труды таких авторов как Азаркин Н.Н., Графский В.Г., Золотухина Н.М., Кордонский С.Г. и др.

1. Политическая система советского типа

Идея о том, что социалистическая демократия - это управление всего народа, реализовывалась в нашей стране преимущественно через механизм Советов (хотя В.И. Ленин некоторое время в своих трудах писал об идеале в виде системы коммун, которые должны были образовываться из выбранных всеобщим избирательным правом городских руководителей). Но те основные формы и институты, через которые народ оказался поголовно вовлеченным в процесс управления, в итоге привели не к отмиранию государства (по марксистскому учению), а к его усилению и отчуждению от народа. Фактически с первых же лет своего существования советская форма организации власти столкнулась с серьезными трудностями при выполнении возложенных на нее задач по выработке законов и осуществлению контроля за деятельностью исполнительных органов.

Первоначальная, рожденная творчеством масс, идея представительства рабочих, крестьян и солдат в Советах имела очень большое значение для бывшей империи и монархии, давая возможность представителям народа (из так называемых "низов") высказывать свои суждения по тем или иным жизненно важным социальным вопросам. Во всяком случае, видимо, можно предполагать, что именно таким был первоначальный ленинский замысел. Он считал, что чем более всенародным станет управление государством и само выполнение функций государственной власти, тем дальше продвинется процесс отмирания государства и тем меньше надобности станет в этой власти. Тем не менее, практически сразу после 1917 года представители всех слоев общества олицетворяли общую волю народа, выраженную через "своих депутатов" Советов различного уровня, которые (являясь одновременно представителями новой власти) узаконивали первые, кардинальные для нового политического строя решения [6, с. 134].

На начальном этапе становления политической системы Советы выглядели в определенном смысле как органы прямой демократии, где представители всех классов через наказы избирателей выявляли волю народа. Однако в дальнейшем, и это хочу подчеркнуть особо, состоялся постепенный отход от первоначальных замыслов в сторону представительной формы организации высших органов государственной власти. Представительство это было необходимо для обеспечения в основном "технического" формирования общей воли, а вовсе не для установления представительной демократии, при которой представители различных интересов гражданского общества избираются в органы власти и профессионально занимаются своим делом. На практике же из-за того, что принцип прямой демократии был реализован в сочетании с принципом формально-представительной демократии, законодательная власть так и не состоялась как самостоятельная и эффективная ветвь новой государственной власти.

В сложившейся политической системе депутат стал выступать всего лишь в роли некоего своеобразного (формально избираемого, но на деле назначаемого) посредника, который через наказы на том или ином уровне власти передает волю своих избирателей "в другие вышестоящие инстанции". Но фактически у него не было никаких механизмов или рычагов, позволяющих решать насущные потребности граждан, либо что-либо требовать от властных структур того или иного уровня. Поэтому в советской политической системе для подобного представителя-делегата не нашлось самостоятельного места, а законодательная власть в нашей стране не превратилась в сферу профессиональной деятельности. В сложившихся советских условиях законодательные органы превратились в своеобразные "референдумы депутатов", а реальная государственная власть оказалась в руках исполнительных органов, никем не выбираемых и подотчетных по ряду вопросов только партийным организациям. В итоге всего этого выразителем интересов и воли всех граждан фактически стал выступать государственный аппарат (метко названный номенклатурой).

Как раз несменяемость элит и высшей власти, как известно, является тем критерием, который фактически позволяет утверждать о близости понятий "элита" и "номенклатура" применительно к условиям нашей страны. Ведь в большинстве так называемых западных стран политическая элита имеет постоянную связь со всеми социальными институтами, функционирующими автономно от власти и ее механизмов. Советская же и российская элиты - это люди, назначенные на влиятельные позиции начальством, зависимые от власти и подчиняющиеся ей [2, с. 43].

В итоге этого администрирование и бюрократизация, активно распространяемые от имени политического руководства советского государства, поглотили самостоятельные и творческие ростки инициативы на всех уровнях общественного организма: от политики - до управления самым маленьким коллективом. Так, важно подчеркнуть, что И.В. Сталин представлял себе даже политическое управление по преимуществу как управление аппаратное. Довольно известны слова, сказанные им в 1920 году: "…страной управляют на деле не те, которые выбирают своих делегатов в парламенты при буржуазном порядке или на съезды Советов при советских порядках. Нет. Страной управляют фактически те, которые овладели на деле исполнительными аппаратами государства, которые руководят этими аппаратами"#"justify">1.Более четко и конкретнее понять сущность "административной сути" (как ни парадоксально выглядит подобная версия) политической системы Советского Союза позволяет теория административного рынка, сформулированная профессором С.Г. Кордонским в соавторстве с В.А. Найшулем. Применительно к СССР они выдвинули предположение о том, что административные отношения (в отличие от рыночных) вовлекают в себя ценности и институты, появление которых в виде товара на "капиталистическом" рынке практически исключено. В соответствии с этим административные отношения, по их взглядам, всегда иерархичны и определяются априорными ценностями, целями и средствами для их достижения. И действительно, для СССР "административное" было доминирующим явлением, поскольку капиталистического рынка (в виде товаров, услуг, политики и т.д.), как и иного другого, в нашей стране в тот исторический период не было еще в принципе. Так, С.Г. Кордонский и В.А. Найшуль достаточно четко противопоставляют "политическое" и "административное". То есть, в соответствии с их гипотезой, чем больше административного, тем все меньше будет политического в обществе и наоборот. В идеале же, конечно, эти два явления должны диалектически дополнять друг друга (но что касается СССР, то очевидно, что "политического" там было довольно мало) [7, с. 111-124].

Следует признать, что во второй половине 1980-х годов социальная обстановка в нашей стране начала принципиально и стремительно меняться, в начале - в политическом руководстве страны. В целом же социальные изменения задумывались как всеобщее упорядочение, совершенствование, ускорение и обновление на базе минимального сдвига политического курса вправо и такого же умеренного сдвига от авторитарно-тоталитарного к авторитарно-либеральному политическому режиму. Однако и эта весьма умеренная программа, казавшаяся тогда очень смелой и потому названная революционной, на деле фактически не осуществилась. Одна из основных причин неудавшейся "перестройки" очевидна - дело в том, что номенклатура делегировала власть и право персональных перестановок лидеру-реформатору, обязав его провести модернизацию политической системы, не меняя ее при этом основополагающих структур и сохраняя основные прерогативы аппарата. А сам государственный аппарат при постоянном снижении политического влияния КПСС стремился ни за что не отвечать, даже в условиях своей крайне низкой эффективности.

Так продолжалось три года отечественной "перестройки". Но с весны 1988 года этот процесс фактически вышел из-под контроля власти и началось во многом его стихийное развитие. Выражением кризиса официальных структур государственной власти стал активный процесс формирования самодеятельных общественных организаций. Там, где они получили массовую поддержку, эти организации стали полноценными участниками политических процессов и именно они оказались способны на деле существенно реформировать политическую систему.

Результаты выборов народных депутатов СССР в 1989 году, когда впервые были выставлены альтернативные кандидатуры, показали, что правящая партия находится в кризисе и что объективно необходимы существенные политические перемены. Отмена 6-й статьи Конституции СССР о руководящей роли КПСС означала отстранение ее от монопольного управления государственными и общественными делами. А попытка вернуть утраченные позиции и восстановить прежнюю политическую систему, осуществленная путчистами в августе 1991 года, вообще привела к прекращению официальной деятельности КПСС. Восстановленная впоследствии Коммунистическая партия Российской Федерации стала лишь одной из действующих политических партий в условиях существования многопартийной системы.

Так, сформулирую некоторые промежуточные выводы в связи с тем, что в период с 1917 по 1991 год в СССР была установлена политическая система советского типа, характеризовавшаяся рядом отличительных признаков.

Во-первых, она была практически закрытой и функционировала на основе классового принципа: декларировалось, что политическая система отражает интересы трудящихся и, в первую очередь, пролетариата. Ни при этом все то, что, по мнению политической власти не соответствовало интересам рабочего класса, признавалось идеологически враждебным и достаточно жестко отторгалось.

Во-вторых, в стране в основном преобладали насильственные методы в осуществлении властных функций, что было объективно обусловлено неблагоприятными внешними и внутренними условиями формирования политической системы. Это выразилось в существовании довольно разветвленной карательной системы, предназначенной, как писал В.И. Ленин, "…для осуществления непосредственной диктатуры пролетариата и освобождения масс путем подавления насилия эксплуататоров". При этом социальное насилие было им фактически абсолютизировано, так как оно было не только основным способом разрешения социальных конфликтов, но и "повивальной бабкой истории". При этом вслед за В.И. Лениным его идейные последователи искренне связывали насилие и созидание, полагая, что только в результате насилия можно разрушить так называемое "старое" общество и создать новое, социально более справедливое.

В-третьих, политическая система советского типа основывалась на принципах совмещения и концентрации политических ролей и функций в руках правящей коммунистической партии, неприятия политического плюрализма и запрета деятельности какой бы то ни было оппозиции. Предполагалось, что политическими средствами именно правящая партия сможет создать необходимые экономические, культурные и иные предпосылки для построения социализма. При этом считалось, что в перспективе госаппарат будет лишен политических функций, зато именно он должен будет осуществлять в полном объеме функции административные. Как отметил в своей книге английский ученый Р. Саква, для возрождения современной политической системы России преимущественно используются административные методы#"justify">2. Политическая система постсоветского типа

После распада Советского Союза в декабре 1991 года начался новый период истории государства (теперь уже российского) и реформы его политической системы. В настоящее время в соответствии со ст. 1 Конституции Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления [1]. Определение Российской Федерации в качестве демократического государства раскрывается, прежде всего, в положении о том, что единственным источником власти в России является народ. Кроме того, - в положении о том, что эту власть сам народ и осуществляет как непосредственно, так и через органы госвласти и местного самоуправления.

Демократичность Российского государства проявляется и в том, что его граждане равноправны и обладают широкими правами и свободами, в том числе, правом участвовать в управлении делами государства. Также в Российском государстве установлена выборность органов законодательной власти и представительных органов местного самоуправления, ряда руководящих должностных лиц - Президента, глав региональной и местной администрации и т.д. Характеристика Российского государства в качестве федеративного указывает на форму его устройства. Федерация - это государство, состоящее, в свою очередь, из государств и/или образований, близких по статусу к государству. В составе Российской Федерации находятся республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа.

В Российской Федерации наряду с федеральными органами государственной власти, осуществляющими свои полномочия на всей ее территории, имеются также и органы государственной власти соответствующих субъектов Федерации. Они осуществляют всю полноту государственной власти на своей территории в пределах своих полномочий. При этом субъекты Федерации имеют свое законодательство; их статус закреплен не только в федеральном законодательстве, но и в конституциях республик, уставах краев, областей, округов, городов федерального значения. Наличие единой федеральной государственной власти отличает федерацию от конфедерации.

Для России с ее огромной территорией и множеством регионов, значительно отличающихся друг от друга по своим природным и экономическим условиям, с большим разнообразием исторических и национально-культурных особенностей проживающих в ней народов, именно последовательный федерализм является наиболее оптимальной политико-юридической формой сочетания интересов Федерации в целом и составляющих ее субъектов.

Характеристика нашей страны в качестве правового государства означает, что в организации и деятельности государства превалируют принципы права, а не мотивы политической целесообразности. Правовое государство исходит из признания неотчуждаемых (прирожденных) прав и свобод человека и обязанности государства соблюдать и защищать эти права и свободы человека и гражданина. Власть осуществляют только те, кто на это уполномочен Конституцией и законами, причем в рамках предусмотренных ими предметов ведения и полномочий. Кроме этого гарантирована судебная защита прав и свобод человека и гражданина.

Понятие "республиканская форма правления" характеризует государство, в котором все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональными избранными представительными учреждениями. Республиканская форма правления предполагает также, что соответствующие лица избираются в коллегиальные органы на строго определенный срок и что решения в этих органах принимаются большинством. Глава государства в России - Президент, избираемый гражданами сроком на четыре года (после внесения в 2008 году изменения - на шесть лет). Представительный и законодательный орган - Федеральное собрание (парламент), одна из палат которого, Совет Федерации, формируется за счет делегирования двух представителей от каждого субъекта страны, а другая - Госдума - избирается населением сроком на четыре года (с 2008 года - на пять лет).

Государственная власть в нашей стране осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. При этом органы законодательной, исполнительной и судебной власти, согласно Конституции, самостоятельны. Такое разделение единой государственной власти выражается, прежде всего, в осуществлении каждой из них самостоятельными, независимыми друг от друга структурами государственного механизма и четкой разделенностью функций каждой из них. Целью такого разделения является обеспечение гражданских свобод и законности, а также создание гарантий от возможного произвола. В условиях разделения функций властей одна ветвь госвласти ограничивается другой, различные ее ветви взаимно уравновешивают, а также должны контролировать друг друга, действуя как система сдержек и противовесов, предотвращая монополизацию власти каким-либо одним институтом государства или даже отдельным лицом или группой лиц [4, с. 162].

Согласно Конституции, на общефедеральном уровне законодательную власть осуществляет Федеральное собрание, исполнительную - Правительство, а судебную - федеральные суды (Конституционный суд, Верховный суд, Высший арбитражный суд и иные федеральные суды). Президент, как отмечено в части второй ст. 80 Конституции, "обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти". При этом принцип разделения властей, закрепленный в общей форме ст. 10 Конституции, реализуется и конкретизируется в ее нормах, определяющих статус Президента, Федерального собрания, Правительства и судов. Содержание этих норм показывает, что принцип разделения властей предполагает их конструктивное взаимодействие.

В настоящее время в нашей стране признается идеологическое и политическое многообразие, предполагающее многопартийность. Общественные объединения равны перед законом, что предполагает пресечение попыток установления монополии какой бы то ни было политической партии. А многопартийность уже фактически стала неотъемлемой частью общественной жизни. Конституционное закрепление этого положения означает необратимость процесса становления гражданского общества, в котором партии играют роль посредника между гражданским обществом и государством.

Конечно, современную политическую систему в России еще во многом характеризуют черты переходности. Поэтому в ней еще сохранились некоторые элементы системы советского типа, хотя появились и начали функционировать и новые политические институты. Однако утверждать о завершении процесса формирования демократической политической системы в России пока преждевременно. В качестве аргументов этого отметим следующее.

Разрушение номенклатурного принципа формирования политической системы, ликвидация монополии КПСС на власть без эффективной замены их другими управленческими принципами заметно ослабили государственные структуры, снизили их созидательные возможности. В условиях резко возросшей политической конкуренции и политического плюрализма очень сложно стало обеспечивать интеграцию полярных интересов граждан, социальных групп.

Например, характеризуя современную российскую политическую систему, политолог В.Г. Графский полагает, что "…несмотря на конституционное оформление новой системы власти в виде суперпрезидентского режима, эта система включает в себя разнообразные, порой взаимоисключающие тенденции и принципы - авторитаризм, демократизм, олигархические элементы, непотизм и даже абсолютизм в форме самодержавия [3, с. 32]. Президентская "пирамида" также сосуществует с элементами как федерализма, так и конфедерализма в функционировании федерации". Характеризуя сложившуюся социально-политическую ситуацию в России, профессор Н.В. Петров отмечает, что "…в результате простраивания вертикалей власти жесткость всей государственно-политической системы растет, а ее способность адаптироваться к меняющимся условиям среды падает". Анализируя развитие отечественного социума, экс-депутат Государственной Думы РФ В.А. Рыжков и политолог профессор А.М. Салмин считают, что "…модель политической системы, возникшая в России за последние три года, несомненно, более эффективна, чем предшествующая. Однако она остается несовременной и по-прежнему не способна обеспечить поступательное развитие России".

Весьма оригинальной и интересной является оценка постсоветской политической системы, которую дал британский биограф В.В. Путина Ричард Саква. В своей книге он, в частности, пишет: "…Путин является порождением закрытой и непрозрачной политической системы, а процедура выборов просто проштемпелевала решение, которое уже было принято закулисными интриганами". И далее Р. Саква делает весьма полезное для политолога наблюдение: в России в политической системе институты зачастую заменяются решительностью и волей. Им также сделан вывод о возникновении после 2000 года в нашей стране "…опасности отрицания политики как таковой в качестве способа нахождения баланса между устремлениями и опасениями внутри общества".

Конечно, я не ставлю своей целью опровергать или, наоборот, соглашаться с приведенными выше личными мнениями специалистов-политологов. Вместе с тем из приведенных цитат можно достаточно точно определить, что однозначно характеризовать состояние или выявить ясные и понятные особенности политической системы современного российского общества будет довольно непросто. Основные причины возникающих трудностей, как представляется, вполне очевидны и могут быть определены в следующем достаточно систематизированном виде.

Во-первых, нынешнее состояние политической системы во многом имманентно обусловлено историческим прошлым (СССР, а еще ранее - Российской империи). То есть, современная российская политическая система объективно унаследовала достаточно многое от своих государств-предшественников. При этом, как отмечает профессор В.Г. Графский, "…то, что можно на первый взгляд принять за хаос, на самом деле означает притирку прямо противоположных принципов и тенденций. А это, в свою очередь, делает такую политическую систему и политическую власть исключительно гибкой и подвижной".

Во-вторых, нынешняя политическая система определяется демократическими рамками в соответствии с действующей Конституцией России. Однако политическая демократия в нашей стране установлена относительно недавно и не имеет долгих исторических традиций. Поэтому многими исследователями совершенно справедливо отмечается, что никогда прежде ни государство, ни политическая система, ни политическая власть в России еще не были демократическими. И с этим утверждением я полностью согласен. То есть, потребуется достаточно длительный исторический период времени для того, чтобы понять, насколько готовы к демократии как население страны, так и сама политическая власть. Относительно непродолжительное время в нашей стране существуют и такие политические институты, как: институт президентства, институт реального парламентаризма и выборности, институт политического участия населения и некоторые другие.

Также многие исследователи пишут о том, что Президентом страны после 2000 года был взят курс на укрепление демократии в России одновременно с сохранением ее суверенитета. Фактически же следует констатировать, что глава государства начал укрепление демократии с укрепления государственной власти, с повышения ее эффективности. Более того, необходимо отметить, что одновременно с выстраиванием властной вертикали эффективность государственной власти в последние годы значительно повысилась. Поэтому высшие органы власти в нашей стране в настоящее время озабочены двумя основными проблемами. Первая из них заключается в том, чтобы сделать действия всех без исключения органов государственной власти относительно прозрачными для всего общества. И вторая проблема связана с осуществлением на практике органами государственной власти действий по приоритетному решению актуальных социальных проблем россиян.

В-третьих, в отличие от многих западных стран, государство в России всегда играло в политической системе и в жизни социума определяющую роль и было, пожалуй, даже единственным политическим субъектом в течение нескольких сотен лет. Другие же субъекты: политические партии, общественно-политические организации и движения появлялись на политической арене лишь на небольших исторических отрезках времени и не смогли составить достойной конкуренции государственной власти. В связи с этим, например, исследователь В.Ю. Разумовский в качестве такого примера отмечает усиление влияния на государство появившихся во второй четверти ХIХ века достаточно сильных негосударственных институтов.

Однако с этим вариантом мне довольно трудно согласиться, поскольку В.Ю. Разумовский пишет преимущественно о субъектах в экономике, социальной и духовной жизни. Однако маловероятно, что неполитические субъекты могли оказывать прямое воздействие на Российское государство. Поэтому в условиях затянувшегося демократического транзита современное состояние политической системы российского общества довольно трудно оценить однозначно.

В-четвертых, в нашей стране никогда не было полномасштабного гражданского общества, во всяком случае, в его современном западном понимании (где основу составляют в основном правозащитные организации). Практика показывает, что без активной поддержки государства ни бизнес-структуры, ни религиозные организации, ни различные клубы по интересам, ни какие-либо иные неполитические структуры не могут добиться успеха. Для Российской Федерации, похоже, это вообще аксиома, и эта особенность также не позволяет адекватно и однозначно оценить фактический характер и степень эффективности политической системы России, которая де-юре претендует в современных условиях называться демократической.

Более того, и это следует отметить специально, политическая система в современном российском обществе имеет ряд отличительных особенностей. Прежде всего, в ее институциональной подсистеме довольно заметен акцент в перераспределении властных полномочий в пользу исполнительных органов и, одновременно с этим, существенное ограничение функций законодательных институтов власти. При этом последние практически лишены возможности осуществлять контроль за деятельностью исполнительных органов (правительства, премьер-министра и т.д.), и вынуждены лишь пассивно наблюдать за ходом реализации принимаемых ими законов.

Кроме того, с точки зрения характера распределения власти и взаимоотношений политической системы и общества, в России существует скорее авторитарная плюралистическая система. При этом следует отметить, что авторитарная политическая система характеризуется сосредоточением власти в едином центре, каковым является президент и его администрация. Поле деятельности и политические возможности представительных органов власти при этом существенно ограничены. Плюрализм же обнаруживается в некотором разделении властей в государстве, многопартийности, передаче ряда законодательных и исполнительных полномочий от Центра субъектам Федерации.

Одной из примечательных особенностей российской политической системы является довольно низкий удельный вес политических партий (кроме так называемой партии власти, в настоящее время - это "Единая Россия"), их относительно слабое влияние на власть, на общество. В своей совокупности эти особенности свидетельствуют о существующем противоречии между политической структурой и ее культурным основанием. Это можно объяснить тем, что замена политических институтов прежней системы (в частности, КПСС, Советов всех уровней) новыми, куда вошли Президент, двухпалатный парламент (Федеральное Собрание), осуществлялась значительно быстрее, чем происходили изменения в политической культуре общества.

Конечно, каждая власть в любом обществе всегда стремится к самосохранению. Однако в нашей стране отмечается устойчивая тенденция создания партии, являющейся властным инструментом действующего первого политического лица (президента). Данный вывод постарался опровергнуть в своей книге, изданной в 2006 году, член Общественной палаты России А.В. Чадаев, признавший, что "у первого лица государства есть немного людей, которым он может приказать".

Полагаю, что делает он это неудачно, поскольку политика не предполагает и не может предполагать приказы и выдачу команд в принципе. То есть, поскольку "Единая Россия" имеет одну идеологию - служить президенту (а сейчас еще и национальному лидеру), который, как известно, не может уследить за всеми и поэтому ему нужен простой и ясный признак, по которому можно отличать своих от чужих и какой-то механизм предварительного отбора кандидатов на важные должности. Но в то же время нет ответа на вопрос: если "Единая Россия" нужна президенту в качестве надежного механизма выполнения его приказов, то политическая ли это структура?

Поэтому социальная мобильность в этой политической партии и в государственном аппарате определяется довольно похожими (с поздней КПСС) принципами. В итоге, как пишет профессор Д.А. Фурман, планы и варианты решений "…выдвигаются самые безликие, самые контролируемые, наименее опасные для начальства, что ведет к дальнейшей деградации элиты". Следовательно, наша политическая культура и в новых условиях порождает внешне монолитные и прочные (так может показаться) системы безальтернативной власти. И также объективно, что новые институты часто не находят поддержки в обществе, поскольку в нем еще господствуют старые политические нормы и ценности, прежние стандарты политического поведения.

Отбрасывание коммунистических ценностей (равенства, справедливости, коллективизма) автоматически не привело в России к утверждению в обществе новых либеральных ценностей. Это особенно хорошо прослеживается в понимании населением такой всеобщей ценности, как "свобода". Последняя воспринималась как синоним сугубо специфического российского понятия "выйти на волю", т.е. возможность делать практически все, что пожелаешь, а не понималась как свобода выбора, связанная с обязательным уважением прав и свобод других людей, персональной ответственностью за принятое решение, поступок. Поскольку наша политическая система еще не сформировала свое культурное основание в виде общепризнанных в обществе демократических идеалов, ценностей и норм, то ее возможности интегрировать общество, обеспечить единство и стабильность пока довольно ограничены. Поэтому в перспективе политическая система в России еще какое-то время объективно будет балансировать между целостностью общества и его возможной дезинтеграцией, распадом.

Относительно слабая интегрированность в российскую политическую систему разнородных социальных групп, партий и движений проявляется в том, что политические силы в настоящее время имеют довольно ограниченный доступ к процессу принятия решений. Посттоталитарную систему, как механизм власти, пока точнее было бы назвать все же закрытой, чем открытой. В целом ей в большей мере свойственны черты олигархичности. Это касается, прежде всего, процесса принятия решений, в котором до последнего времени принимала активное участие лишь довольно узкая группа лиц: президент - глава администрации президента - премьер-министр.

Поэтому я склонен согласиться с мнением исследователя В. Воротникова, который полагает, что именно в последнее десятилетие процесс принятия важнейших государственных решений в России приобретал "…откровенно клановый и даже семейный характер, а роль его теневой составляющей резко усилилась и стала очевидной для общества". При этом он отмечает тенденцию все большего вытеснения общества и его организаций, включая и партии, из политического процесса.

Полагаю, что именно фаза принятия стратегических и оперативно-тактических политических решений, открытых для общества и проверяемых обществом, является важным и, по сути, центральным звеном в общем механизме функционирования политической системы. При этом объем властных полномочий и ответственности государственного субъекта, принимающего решения, в идеале должен соответствовать характеру интересов и приоритетов управляемого объекта. Принцип же обратной связи и самокоррекции решений определяет порядок, при котором принимающие решения руководители или коллегиальные органы должны постоянно взаимодействовать со своим объектом управления, обеспечивать необходимую обратную связь, периодически корректировать отдельные политические решения, а если возникнет необходимость, то и всю государственную стратегию в целом.

Явным недостатком политической системы России в настоящее время является и ее довольно слабая реактивная способность. В частности, она не всегда своевременно и адекватно реагирует на существующие и вновь возникающие интересы и потребности населения, нередко запаздывает при разрешении социальных конфликтов. Однако следует при этом признать, что реформирование политической системы - это процесс всегда сложный, противоречивый и длительный, сопряженный с возможными временными неудачами и просчетами. Может быть, поэтому в настоящее время не все конституционные нормы являются реализованными в политической практике.

Завершая изложение собственного видения генезиса советской политической системы и некоторых проблем, присущих политической системе современного российского общества, подчеркну, что ее реформирование в нашей стране не завершено. Более того, данная система представляет собой зачастую достаточно эклектичный набор разнородных элементов, как взятых из советского прошлого, так и скопированных из так называемых западных стран. Существующая политическая система в немалой степени имеет закрытый от общества характер, что выражается, в первую очередь, в системе подготовки и принятия важнейших социально значимых решений.

Кроме того, следует признать, что в институциональном аспекте в период после 2000 года в политической системе России произошли достаточно серьезные трансформации, связанные с изменением роли различных ветвей и органов государственной власти и силовых структур. Все эти изменения еще только осмысливаются российскими и зарубежными учеными и экспертами.

Заключение

Согласно ст. 1 Конституции РФ, Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

С 1991 г. российская политическая система претерпела радикальные изменения. До 1991 г. РСФСР входила в состав СССР в качестве одной из союзных республик. В советский период политическая система СССР и РСФСР по сути была тоталитарной (до 1956 г.) и авторитарной, так как согласно ст. 6 Конституции СССР и РСФСР руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций являлась Коммунистическая партия Советского Союза. Это означало, что один политический институт (КПСС) доминировал над всеми иными. С развалом Советского Союза и КПСС в 1991 г. начинается новый период в развитии политической системы России: учреждается институт президентства, избирается парламент, возникают политические партии и другие институты гражданского общества.

Важнейшим институтом российской политической системы является государство. Особенность государственной структуры России состоит в том, что Президент РФ юридически не входит в систему ни одной ветви власти. Он как бы возвышается над властными институтами, осуществляя взаимодействие между ними. Такое положение Президента во властных структурах наделяет его почти неограниченными полномочиями и минимальной ответственностью.

Кроме государства в политическую систему России входят политические партии, общественно-политические и общественные организации и движения, трудовые коллективы, отдельные граждане, нормативно-правовые акты, идейные течения и др.

В целом же российская политическая система находится в стадии формирования и развития.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ) "Парламентская газета", №4, 23-29.01.2009.

Аболонин Е.С. Политология. Конспект лекций Е.С. Аболонин. - М.: А-Приор, 2008. - 144 с.

Азаркин Н.Н. История политических учений / Н.Н. Азаркин, В.Н. Шевченко, О.В. Мартышин. - М.: Норма, 2009. - 199 с.

Графский В.Г. История политических и правовых учений XIX в. / В.Г. Графский, А.И. Кобзев, В.Д. Зорькин. - М., 2008. - 205 с.

Грязнов А.Г. Курс политологии. Учебное пособие / А.Г. Грязнов, В.Г. Завьялов, Е.А. Звонова. - М.: Инфра-М, 2002. - 460 с.

Золотухина Н.М. Политические и правовые учения / Н.М. Золотухина, И.А. Исаев. - М.: Прайм, 2011. - 296 с.

История политико-правовых учений. Учеб. пособие для вузов / Под ред. А.Н. Хорошилова.- М.: Пресс, 2009. - 167 с.

История политических и правовых учений: Учебник / Под ред. О.Э. Лейста - М.: Юридическая литература, 2012. - 576 с.

Кордонский С.Г. Построение научной онтологии / С.Г. Кордонский // Проблемы методологии науки, 2010. - С.111-124

Панарин А.С. Политология. Учебник / А.С. Панарин. - М.: ООО ТК Велби, 2004. - 429 с.

  • 8. Понятие формы государства
  • 9. Монархия как форма правления: понятие и виды
  • 10. Республика как форма правления: понятие и виды
  • 11. Советская республика как форма правления
  • 12. Унитарное государство
  • 13. Федеративное государство
  • 14. Конфедерация
  • 15. Государственно-политический режим: понятие и виды
  • 16. Прямая и представительная демократия
  • 17. Функции государства: понятие, классификация
  • 18. Государственный орган: понятие, признаки, виды.
  • 19. Механизм государства: понятие, структура, функции
  • 20. Механизм разделения властей как принцип функционирования механизма государства. Система сдержек и противовесов.
  • 21. Политическая система общества: понятие, структура, функции
  • 22. Политическая система современной России
  • 23. Форма правления современной России
  • 24. Федеративное устройство современной России
  • 25. Проблемы формирования гражданского общества в России
  • 26. Соотношение государства и права
  • 27. Правовое государство
  • 28. Социальное государство
  • 29. Право и иные социальные регуляторы
  • 30. Принципы права.
  • 31. Правовые системы традиционного типа (обычно-правовые и религиозные)
  • 32. Основные правовые системы современности
  • 33. Классификация отраслей права
  • 34. Права человека: понятие и классификации. Поколения прав человека.
  • 35. Международные и внутригосударственные механизмы защиты прав человека
  • 36. Правовая культура: понятие и структура
  • 37. Правосознание: понятие, структура, виды
  • 39. Правовой обычай
  • 41. Нормативно-правовой акт: понятие и виды
  • Глава 1. Основы конституционного строя (статьи 1-16)
  • 43. Закон: понятие, признаки, виды
  • 45. Правотворчество: понятие, виды, стадии
  • 46. Законодательный процесс в Российской Федерации
  • 47. Систематизация нормативно-правовых актов. Учет. Инкорпорация. Консолидация. Кодификация.
  • 48. Действие нормативных правовых актов во времени, пространстве и по кругу лиц
  • 49. Норма права: понятие и виды
  • 50. Структура нормы права
  • 51. Способы изложения нормы права в нормативном правовом акте
  • 53. Отраслевая структура права в Российской Федерации
  • 54. Реализация права: понятие и формы
  • 55. Предмет и метод правового регулирования
  • 56. Правоотношение: понятие, признаки
  • 57. Содержание правоотношения: субъективные права и юридические обязанности
  • 58. Юридические факты и их виды
  • 59. Объект правоотношения. Субъекты правоотношения, их виды
  • 60. Правоспособность, дееспособность, правосубъектность, деликтоспособность.
  • 61. Правовой статус человека и гражданина
  • 62. Применение права: понятие, признаки
  • 63. Основные стадии правоприменения
  • 64. Нормативный правовой акт и акт применения права, их соотношение
  • 65. Пробелы в праве: способы восполнения и устранения
  • 66. Толкование права: понятие и способы
  • 67. Виды толкования права
  • 68. Юридическая техника
  • 69. Правомерное поведение: понятие и виды
  • 70. Правонарушение: понятие и виды
  • 71. Состав правонарушения
  • 72. Юридическая ответственность: понятие, виды, основания
  • 73. Понятие законности. Гарантии законности. Понятие правопорядка.
  • 22. Политическая система современной России

    Государственный строй Российской Федерации определен Конституцией, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 года.

    Народовластие

    Статья 3 Конституции Российской Федерации гласит, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является её многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону.

    Федерализм

    Однако ни демократия, ни федерализм в таком понимании духа Конституции не присутствуют. Суверенитет, целостность, единая система государственной власти и централизация управления, как известно, характерны для унитарного государства. Федерацию же отличают, как минимум, возможность ее субъектов самостоятельно, без какого-либо вмешательства центральной власти образовывать (формировать) собственные органы государственной власти и наличие взаимного разграничения предметов ведения и полномочий. Все это есть в российской Конституции и даже в аргументации Постановления Конституционного Суда, но ровно никакого влияния не оказывает на его выводы, абсолютно им противоречат. Да и трудно представить, чтобы рассматриваемый механизм назначения губернаторов хоть сколько-нибудь соответствовал принципам федерализма. Если те же самые нормы Конституции, на которые ссылается Конституционный Суд, читать по-другому, то никакой единой, в смысле унитарной, системы государственной власти там не обнаружится. На самом деле речь идет о двух системах государственной власти - системе федеральных органов и системе органов государственной власти субъектов Российской Федерации, каждая из которых имеет собственные полномочия.

    Социальное государство

    Согласно ст. 7 Конституции Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

    Светское государство

    В ст. 14 Россия обозначена как светское государство, то есть никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, а религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

    Политический плюрализм

    Статьёй 13 Конституции установлено, что в России признаются политическое многообразие, многопартийность. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооружённых формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

    23. Форма правления современной России

    Согласно части первой статьи первой Конституции Российской Федерации 1993 года: Российская Федерация - Россия это демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

    По конституции баланс исполнительной и законодательной властей выстроен так, что Россия определяется как cмешанная республика (также такую форму правления можно обозначить как президентско-парламентскую, полупарламентскую или полупрезидентскую республику. По мнению председателя Конституционного суда РФ В. Д. Зорькина Россию более точно называть смешанной президентско-парламентской республикой.

    Государственная власть

    Статья 10 Конституции устанавливает, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Тем самым конституционно закреплено признание принципа разделения властей.

    В статье 11 Конституции России в качестве субъектов осуществления государственной власти указаны: Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, Суды Российской Федерации.

    Отдельно подчёркивается, что государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти. Причём разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется Конституцией России, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

    Согласно ст. 12 органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Однако они в пределах своих полномочий самостоятельны, а в Российской Федерации признаётся и гарантируется местное самоуправление.

    Глава государства

    Главой российского государства является Президент Российской Федерации (ст. 80 Конституции).

    В 1991-1993 годах существовал пост вице-президента, но указом Президента он был упразднён; в Конституции 1993 года должность вице-президента уже не упоминается.

    Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией Российской Федерации порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, её независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. В соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами он определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Как глава государства он представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

    Президент избирается на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента более двух сроков подряд.

    Изначально (в 1991) Президент России избирался на 5 лет. В Конституции РФ 1993 года срок полномочий Президента был сокращён до 4 лет. Однако согласно п.3 Заключительных и переходных положений Конституции Президент осуществлял полномочия до истечения срока, на который он был избран. На основании поправок к Конституции, вступивших в силу 31 декабря 2008 года, начиная с выборов 2012 года он избирается на шестилетний срок полномочий.

    Законодательная власть

    Федеральное Собрание

    Законодательным и представительным органом государственной власти (парламентом) Российской Федерации является Федеральное Собрание Российской Федерации (ст. 94 Конституции РФ). Оно является постоянно действующим органом (ст. 99 Конституции РФ).

    Федеральное Собрание состоит из двух палат: верхняя палата - Совет Федерации (полное именование - Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации) и нижняя палата - Государственная Дума (полное именование - Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации). Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно, но могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента Российской Федерации, посланий Конституционного Суда Российской Федерации, выступлений руководителей иностранных государств.

    Полномочия палат российского парламента описаны в ст.ст. 94-109 Конституции России 1993 года.

    Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливаются федеральными законами. С момента принятия конституции они неоднократно менялись.

    Порядок формирования Совета Федерации

    В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от исполнительного и законодательного органа власти субъекта. Поскольку состав Российской Федерации из-за объединения субъектов федерации менялся, то соответственно менялось и количество членов Совета Федерации.

    В 1994-1995 годы действовал выборный Совет Федерации (согласно переходным положениям Конституции России), в 1996-2002 годах в Совет Федерации входили главы исполнительной власти и парламентов субъектов РФ, а после реформы 2000 года, предложенной президентом, их сменили представители этих органов, делегируемые на постоянной основе. Ротация в основном произведена в 2001-2002 годах. Срок полномочий членов Совета Федерации совпадает со сроком полномочий назначающих (избирающих) их органов.

    Порядок избрания Государственной Думы

    Государственная Дума состоит из 450 депутатов. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах (причём, одно и то же лицо не может быть одновременно депутатом Государственной Думы и членом Совета Федерации). Депутатом Государственной Думы первого созыва мог одновременно являться член Правительства Российской Федерации (согласно переходным положениям Конституции России).

    С 2007 года депутаты Государственной Думы избираются по пропорциональной системе (по партийным спискам). Ранее в России была смешанная избирательная система, так как половина общего состава депутатов избиралась также по мажоритарной системе (по одномандатным округам). Срок полномочий Государственной Думы - 5 лет.

    Вопросы законодательства

    Федеральные законы принимаются Государственной Думой, одобряются Советом Федерации и подписываются Президентом. Государственная Дума может преодолеть вето Совета Федерации, повторно приняв закон двумя третями голосов. Вето президента может быть преодолено, только если закон повторно принят и Советом Федерации, и Думой, большинством в 2/3 голосов от общего числа членов обеих палат.

    Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трёх четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию.

    Исполнительная власть

    Исполнительную власть осуществляет Правительство Российской Федерации. Председатель Правительства назначается Президентом с согласия Государственной Думы. В случае трёхкратного отклонения Государственной Думой кандидатуры Председателя Правительства либо в случае вынесения Думой вотума недоверия Правительству Президент вправе распустить Государственную Думу. В состав Правительства входят, помимо Председателя, его заместители («вице-премьеры») и федеральные министры. Правительство возглавляет систему федеральных органов исполнительной власти: министерств, федеральных служб и федеральных агентств.

    Судебная власть

    Высшими судебными органами в России являются Конституционный Суд, Верховный Суд и Высший Арбитражный Суд. Судьи этих трех высших судов назначаются Советом Федерации по представлению Президента. Верховный Суд стоит во главе системы судов общей юрисдикции, Высший Арбитражный Суд - во главе системы арбитражных судов. Высшие и подведомственные им суды составляют систему федеральных судов. В субъектах Федерации имеются свои конституционные или уставные суды, не входящие в федеральную систему. Недавно введенные мировые судьи также не считаются федеральными судьями.

    В главе Конституции о судебной власти упоминается также Прокуратура Российской Федерации. Однако Прокуратура не входит в судебную систему и является независимой от всех ветвей власти. Систему Прокуратуры возглавляет Генеральная прокуратура Российской Федерации во главе с Генеральным прокурором. Он назначается на должность Советом Федерации по представлению Президента.

    Местное самоуправление

    Глава 8 Конституции определяет, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Оно осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления (ст. 130).

    Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. Они могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. В таком случае, реализация переданных полномочий подконтрольна государству (ст. 132 Конституции России).