Стиль рококо в архитектуре Европы. Рококо в архитектуре России. Сопоставление стилей барокко и рококо

Барокко и Рококо можно назвать соперниками: Рококо возник как ответная реакция на чрезмерную помпезность и пышность Барокко. Но… удалось ли Рококо избежать сходства и стать абсолютно контрарным?

Параметры Барокко Рококо
Отделка стен
  • Декоративная штукатурка
  • Отделка парчой
  • Панели из красного дерева
  • Текстильные обои
  • Фрески
  • Мозаика
  • Керамическая плитка с имитацией ткани, штукатурки, дерева
  • Декорирование позолоченной лепниной
  • Тканевые обои
  • Покраска глянцевой краской
  • Отделка шелком или глянцевой тканью
  • Деревянные резные панели
  • Настенная живопись
  • Керамическая плитка с имитацией тканей, покраски, дерева
  • Обои с имитацией ткани
  • Декорирование лепниной белого или золотого цвета
Отделка потолков
  • Покраска в белый или небесно-голубой цвет
  • Художественная роспись
  • Натяжные потолки с художественной росписью
  • Рельефная лепнина (позолоченная или белая)
Отделка полов
  • Мрамор
  • Художественный паркет
  • Керамическая плитка с имитацией мрамора и дерева
  • Узорный паркет
  • Мрамор
  • Керамическая плитка с имитацией дерева и мрамора
Материалы

Натуральные:

  • Ценные породы дерева
  • Драгоценные металлы
  • Мрамор
  • Слоновая кость

Натуральные:

  • Дерево
  • Мрамор
  • Керамическая плитка
  • Золото
  • Бронза
Цветовая гамма
  • Светлые теплые тона - белый, бежевый, кремовый, песочные оттенки, карамельный
  • Насыщенные темные – синий, бордо, шоколадный, горчичный;
  • Прохладные серебристые оттенки – жемчужный, перламутровый
  • Обязательно присутствует золотой
  • Преобладают пастельные оттенки
  • Распространены сочетания белого с розовым, голубым или зеленым
  • Присутствуют золотой, перламутровый, жемчужный, лиловый оттенки
Мебель
  • Позолоченная деревянная мебель с резьбой
  • Мягкая мебель
  • Антикварная
Текстиль
  • Натуральные дорогие ткани: бархат, парча, атлас, шелк
  • Натуральные дорогие ткани: шелк, атлас, парча
Освещение

Свет рассеянный и приглушенный

  • Огромные люстры из хрусталя
  • Светильники
  • Торшеры
  • Свечи

Свет рассеянный и приглушенный

  • Изящные люстры с лампочками в виде свечек и хрустальными подвесками
  • Настенные бра в форме морских раковин или чаш
  • Свечи
Предметы в интерьере
  • Скульптурные композиции
  • Гобелены
  • Обилие зеркал, украшенных массивной лепниной с позолотой
  • Напольные часы
  • Шкатулки
  • Статуэтки
  • Подсвечники, канделябры, бра
  • Изделия из слоновой кости
  • Картины и зеркала, висящие ассиметрично
  • Расписные передвижные ширмы
  • Гиацинты, лилии, орхидеи
  • Декоративные аксессуары причудливых форм
  • Часы
  • Статуэтки и скульптуры из фарфора, стекла и металла
  • Гобелены
  • Подсвечники, канделябры, бра

Стиль Барокко в деталях

Стиль Барокко зародился в Италии в конце XVI века, откуда быстро перешел в другие страны. Пик расцвета данного стиля приходится на период правления французского короля Людовика XIV. Название стиля происхолит от итальянского «barocco», т.е. «причудливый», «тяготеющий к излишествам».

Характерные черты:

  • Вычурность, помпезность, намеренная демонстрация престижа, роскоши и богатства;
  • Пространственный размах;
  • Композиция выстраивается на резких пересечениях, динамичных углах и быстрых диагоналях;
  • Изобилие драгоценных предметов в интерьере;
  • Множество декоративных предметов, сложные очертания элементов;
  • Наличие скульптурных композиций;
  • Обилие зеркал;
  • Расписные потолки;

Стиль Барокко можно гармонично воссоздать только в больших пространствах, которые способны выдержать нагрузку в виде массивной мебели и множества помпезных декоративных элементов. Композиционное построение пространства подчиняется строгой симметрии.

В отделке интерьера обязательно присутствует золотой цвет (стены, потолки, предметы декора). Барокко отличается контрастами, которые достигаются, в том числе, и за счет игры цветов светлых стен и темной мебели.

Отделка стен. Декорируются гобеленами, тяжелыми тканями, шпалерами, декоративной штукатуркой, фресками, бордюрами, обоями в полоску или керамической плиткой в стиле Барокко. Главное – стены не должны быть полностью однородными, обязательно нужно использовать бордюры, всевозможные вставки, лепнину, мозаику, фрески. Также для украшения стен активно используются гобелены, шпалеры.

Отделка потолков. Используется лепнина, часто с позолотой, масштабные художественные полотна, фрески; в современной интерпретации можно использовать натяжные потолки с соответствующими тематическими принтами.

Мебель и текстиль. Барокко требует элементов королевской роскоши. Мебель должна быть массивной, под старину, с богатой отделкой: приветствуется резьба, декорирование мозаикой из благородных металлов или из шпона древесины дорогих пород дерева, слоновая кость, черепаший панцирь.

Диваны в интерьере несут дополнительную декоративную функцию, их задача – воссоздание атмосферы дворцовых покоев, роскошных и уютных одновременно. Поэтому следует выбирать диваны с плавными, витиеватыми формами, на закругленных ножках, оббитые текстилем в полоску и с красивой драпировкой. Кровати также должны быть стилизованы под старину: массивные, с сильно отогнутой спинкой, с декоративно выточенными ножками или изголовьем. Приветствуются кровати из красного дерева или других ценных древесных пород. На прикроватных тумбочках и массивных трюмо в качестве обязательного декоративного элемента размещаются шкатулки, подсвечники из металла, вазы причудливых форм.

Обязательным элементом спален в стиле Барокко являются изысканные туалетные столики и мягкие пуфы. Табуреты для ног, кресла, кушетки должны быть плавных изогнутых форм. Органично впишутся в интерьер комоды с выдвижными ящиками, разнообразные бюро, массивные деревянные книжные шкафы, круглые столы с мраморной столешницей.

В интерьерах Барокко обилие текстиля. Ткани (для диванных подушек и валиков; скатерти, покрывала, портьеры) должны быть натуральными, с изысканным, оригинальным рисунком. Используемые для оформления помещения ткани (из бархата, парчи, атласа, шелка) должны повторяться в обивке мебели и портьерах.
Балдахины и портьеры декорируют оборками, изящными кистями, ламбрекенами и крупными бантами. Окна и двери часто драпируются дорогими тяжелыми тканями с имитацией природных камней, таких как малахит, оникс или мрамор.

Характерная черта стиля Барокко - обилие зеркал в позолоченной или серебряной раме, как напольных, так и располагающихся на стенах, тумбочках и полках.

В стенных нишах размещают фарфоровые, бронзовые фигурки, изделия из слоновой кости, огромные морские раковины с перламутром или жемчугом, причудливые вазы и подсвечники. Все декоративные предметы должны работать на усиление эффекта дворцовой пышности, величия и власти.

Коллекции керамической плитки для интерьеров в стиле Барокко

  • Aparici Elegy , Femme , Dress
  • Venus Alabaster , Ermitage
  • Verso 25 la Dolce Vita
  • Akros La Dolce Vita

Стиль Рококо в деталях

Стиль Рококо появился во Франции в период правления короля Людовика XV (1715 – 1723гг). Считается, что вдохновителем данного стиля стал итальянец Жан-Луи-Эрнест Месонье, в произведениях которого были отражены ассиметричные формы и необычные контуры изогнутой морской раковины (rocaile - откуда и франц. rococo). Появление Рококо стало своеобразной реакцией на чрезмерную вычурность и парадность стиля Барокко, который на тот момент широко использовался в оформлении интерьеров. Стиль Рококо ориентирован на создание уютных домашних интерьеров, в которых есть некая доля кокетства и легкости. Большинство построек Рококо - это частные дома французской знати. Комнаты в таких строениях стали поменьше и пониже, создавая атмосферу интимности, характерную будуарам. При этом они располагались не анфиладой как в XVII веке, а образовывали асимметричные композиции.

Отметим, что в стиле Рококо есть отдельное направление - шинуазри (китайщина). В таких интерьерах обязательно присутствовали средневековые китайские мотивы и приемы декорирования: расписные передвижные ширмы, изысканные орхидеи, золотые аквариумные рыбки, лакированная резная китайская мебель, китайский фарфор, гобелены с изображениями китайских танцовщиц, пагод, императоров и воинов.

Характерные черты стиля:

  • Динамичные и асимметричные формы;
  • Большие окна слегка закругленной формы;
  • Потолок часто делают продолжением стены при помощи плавного полукруглого перехода, который после декорируется;
  • Закругление стен с последующим украшением их шелком, резными панелями, позолоченными орнаментами, зеркалами;
  • Обилие лепнины: в обрамлении дверей и окон, в стенных пространствах, в плафонах и т.д.
  • В орнаментах доминируют причудливые раковины и цветы;

Отделка стен. Для разных вариантов отделки стен (панели, обои, покраска, ткани, настенная живопись) всегда применяется декорирование лепниной. Также приветствуется использование различных тонких рельефных обрамлений замысловатых изогнутых форм. Если стены отделываются обоями с имитацией ткани, то у них должен быть либо цветочный рисунок, либо декор вензеля.

Отделка потолков. В идеале потолок должен быть однотонным с декором в виде позолоченной или же белой лепнины. Часто потолок делают продолжением стены: угол между потолком и стеной сглаживается за счет плавного перехода полукруглой формы, который после декорируют тонким орнаментом.

Отделка полов. Полы могут быть выложены паркетом, мрамором или керамической плиткой с имитацией натуральных фактур, но в любом случае, у них должны быть изогнутые по профилю плинтуса. Высота плинтусов может быть любой. В интерьерах Рококо уместны ковры на полах, но они должны занимать небольшую часть по отношению к общей площади помещения.

Мебель. Для мебели эпохи Рококо характерен полный отказ от прямых линий. Для лакировки деревянной мебели используются цветные лаки. Декорируют её резьбой, бронзовыми накладками для отшлифованных поверхностей. Желательно использовать в меблировке комоды, секретеры, канапе, глубокие мягкие кресла на изогнутых ножках. Также дополнительно украсить помещение поможет мебель «с женским характером»: шкафчики для хранения бумаг на резных ножках, пуфы и тумбочки, небольшие туалетные столики с зеркалами.

Важная роль отводится камину с облицовкой из мрамора, который обязательно должен быть украшен бронзовыми канделябрами, фарфоровыми статуэтками, часами. Также над камином принято вешать зеркало в декоративной раме.

Зеркала в интерьерах Рококо располагаются асимметрично.

Коллекции керамической плитки для интерьеров в стиле Рококо

  • Peronda Galant Итоги: Несмотря на историю возникновения Рококо, целиком избежать влияния стиля Барокко ему всё же не удалось, он трансформировал стилистику Барокко, смягчил и уменьшил его масштабность.

    Обозначая отличия этих стилей, отметим, что:

    • Барокко свойственны контрасты, помпезность, монументальность, темные насыщенные цвета; а Рококо "работает" в светлых пасторальных тонах, ему характерны изысканность, изящество и легкость;
    • Барокко построен на строгой симметричности, а Рококо - на асимметрии;
    • Цветовые решения в Барокко выстраиваются на контрастах, а в Рококо - на плавном перетекании цветов;
    • Барокко отдает дань масштабам и объемам, а Рококо расставляет акценты на мелких деталях, на изящной ювелирной работе.
Монументальная роскошь: архитектура барокко и рококо в Российской империи
История окна

От готических храмов и дворцов эпохи Ренессанса мы, следом за историей архитектуры, перейдем к двум заметным стилям: барокко и рококо. Эти направления последовательно развивались во всей Западной Европе, включая Россию.

Ещё


___


Поскольку тема для изучения действительно обширная, в этом материале мы остановимся на том, какое отражение нашли барокко и рококо на территории Российской империи, прежде всего, в Санкт-Петербурге и Москве. Начнем с вычурного и роскошного стиля барокко. Этот стиль возник в Италии в конце XVI века и развился из маньеризма. Характерные особенности барокко — торжественность и пышность декоративного убранства, использование криволинейных форм, увлечение авторов визуальными эффектами. Стиль барокко стал первым общемировым архитектурным стилем, распространившимся на всю Европу и даже Америку.

Русское барокко несколько отличается от европейского: в то время как мастера западного стиля смело нарушали каноны строительства прошлых веков, и на первое место ставились необычные формы, здания же в России характеризует большая упорядоченность и структурность и простота архитектурных планов. Вторая важная деталь — мажорные, яркие краски, смелые цветовые контрасты. Очень часто в оформлении зданий использовалось золочение.



___


Поскольку барокко в России было не таким экспериментальным, как в Европе, это коснулось и оформления оконных и дверных проемов: для российских зданий были характерны скорее прямоугольные окна, нежели овальные и полуциркульные. Однако богатый декор присутствовал и на них.

Развитие барочного искусства и, в частности, архитектуры в России приходится на начало XVIII века и связано с ростом и укреплением абсолютной монархии. Страна стала империей, а императорам нужны были пышные дворцы, ни в чем не уступающие французскому Версалю.



___


Исследователи выделяют три периода: московское барокко, в котором строились церкви и храмы, петровское, более строгое барокко, и, наконец, зрелое позднее барокко, также называемое «Елизаветинским» — пожалуй, самый известный пример русского барокко.

К первому периоду относятся постройки, возведенные в конце XVII-начале XVIII века в Москве. Часть исследователей относит их скорее к ренессансному стилю, поскольку прямого влияния европейского барокко здесь не прослеживалось. Самое характерное здание — комплекс Новодевичьего монастыря. Стиль московского барокко служит связующим звеном между патриархальными постройками старой Москвы и новыми домами Петровской эпохи.



___


В стиле петровского барокко построены самые первые здания в Санкт-Петербурге, будущей столице огромной Российской Империи. Архитектурный стиль, который он выбрал для Санкт-Петербурга, во многом опирается на работы голландских, немецких и шведских архитекторов. Петровское барокко стоит особняком от пышного, даже в чем-то византийского московского: зданиям свойственны простота и сдержанность.

В новую столицу по приглашению Петра прибыли архитекторы Доменико Трезини, Джованни Мария Фонтана, Георг Маттарнови и некоторые другие. У них учился талантливый мастер Михаил Земцов, который, вместе с наставником Маттарнови, построил знаменитую Кунсткамеру. Земцов также спроектировал план застройки Петергофа, бывшего до того населенным пунктом с хаотично расположенными зданиями. Второе яркое строение петровского барокко, Меншиковский дворец (сейчас один из филиалов Эрмитажа), принадлежит авторству Фонтана и Шеделя.



___


Отличительной особенностью елизаветинского барокко было величие и роскошь. Главным мастером этого стиля стал итальянский архитектор Франческо Бартоломео Растрелли. Ему были свойственны пышность убранства, двух-трехцветные схемы окрашивания, использование позолоты, а также исполинские масштабы построек. Растрелли спроектировал классические образцы русского барокко — Зимний дворец, Екатерининский дворец в Царском селе, Большой дворец в Петергофе.

Сохранились чертежи оконных проемов для Зимнего дворца. Обратите внимание на необычные обрамления.



___


В Большой галерее, главном зале Большого дворца Петергофа, присутствуют не только множество настоящих окон, но и несколько фальшивых — это зеркала, искусственно расширяющие и без того монументальное пространство. Уровень величия парадных залов достигал буквально запредельных высот. Этот же прием Растрелли использовал и при оформлении Зимнего дворца.



___


Среди русских мастеров выделялись архитекторы Ухтомский, Мичурин и Аргунов. Так, авторству Дмитрия Ухтомского принадлежит церковь Никиты Мученника в Москве - сохранившийся до наших дней памятник архитектуры позднего русского барокко.



___


Роскошный стиль барокко видоизменился в еще более причудливый и вычурный рококо. Он возник во Франции в первой половине XVIII века во времена правления Филиппа Орлеанского и достиг апогея при Людовике XV. Архитектура рококо стремится быть еще более легкой, торжественной и праздничной, о симметрии можно забыть вовсе. Отличительная особенность стиля — изогнутые линии: здания очень часто напоминают морскую раковину. Кстати, французское слово rococo означает «причудливый», «капризный», «ракушка».

В отличие от монументального барокко, рокайльные залы делали камерными, уютными, интимными, в чем-то даже напоминающими будуары. Сами здания стали похожи скорее на небольшие особняки, нежели на масштабные дворцы. В оформлении окон используются затейливые орнаменты лепнины. Узоры напоминают листья растений, цветы и ракушки.



___


В России стиль рококо встречается чаще в оформлении интерьера, нежели экстерьера. Однако сохранился и памятник стиля рококо — дворец в Ораниенбауме, построенный архитектором Антонио Ринальди. В XVIII веке здание носило название «Каменный дом».

Внутренее убранство и дворца в Ораниенбауме, и других зданий в стиле рококо выполнено в пастельных тонах, преобладающие цвета — нежно-голубой, розовый, сочетание белого и зеленого, кроме того, в убранстве много позолоченных деталей. Cтоит отметить еще одну характерную особенность стиля рококо — влияние азиатской культуры. Совокупность цветочных орнаментов, перегородок и ширм, а также драгоценного фарфора относят к собственному подстилю, названному шинуазри.

Так, например, Большой Гатчинский дворец, также спроектированный Ринальди, по экстерьеру близок к классицизму, а по внутреннему убранству мы можем отнести его к стилю рококо.



___

Два стиля с весьма похожими названиями, рококо и барокко, оставили заметный след в архитектуре и искусстве. Их элементы до сих пор нередко используются дизайнерами при оформлении интерьеров помещений. Но вот чем принципиально отличаются барокко и рококо, каковы их характерные особенности? Попробуем разобраться.

Определение

Барокко – стиль в искусстве и архитектуре, распространенный в европейской культуре в XVII-XVIII веках, возникший в Италии после эпохи Возрождения в XVI-XVII веках.

Рококо – стиль в искусстве и архитектуре (преимущественно в дизайне интерьеров), который возник во Франции в первой половине XVIII века как продолжение стиля барокко.

Сравнение

Название стиля барокко происходит от итальянского слова barocco , что переводится как «странный», «нелепый», «причудливый», «тяготеющий к излишествам». Этот стиль в некотором роде иллюзорен: он желает убедить зрителя в роскоши и размахе, которых на самом деле может и не существовать в реальности. Он возник в Италии XVI века, прежде могущественной, но стремительно терявшей свои позиции на мировой арене. Знать и церковники старались продемонстрировать мнимые богатство и мощь: не имея денег на постройку дворцов, они обратились к искусству.

Барокко в живописи: «Благая весть», 1644, худ. Филипп де Шампень (Philippe de Champaigne)

Стиль рококо (название его ведет происхождение от французского слова rocaille – «ракушка» и иногда произносится как «рокайль») появился во Франции в начале XVIII века, естественно развив и видоизменив характерные черты барокко. Был выражен преимущественно в интерьерных решениях (а не во внешнем оформлении зданий), а также в предметах мебели, живописи, одежде.


Рококо в живописи: Никола Ланкре, «Танцующая Камарго»
Характерные черты стиля Барокко Рококо
Общие Контрастность, напряженность, динамичность образов. Стремление к показной пышности и роскоши, яркая помпезность, экспрессия. Сочность декора. Сочетание реального и иллюзорного. Темные цвета. Галантность, стремление скрыться от реальности в пасторальной идиллии. Изящество, легкость, игривость, затейливость, изысканность. Празднично-ликующий стиль. Светлые тона.
В архитектуре Парадность, холодность, напыщенность, тяжеловесность, монументальность, торжественность, масштабность, величественность, пространственный размах. Строгая симметричность. Кривые линии, словно перетекающие одна в другую. Эффект движения за счет использования света и тени. Оригинальность, причудливость, произвольность деталей. Воздушность, витиеватость. Более мягкие и сглаженные формы. Асимметричность. Изобилие фигурной отделки и изогнутых, ломаных линий, впалых или выпуклых. Всё подчиняется капризу архитектора.
В интерьере Большие, масштабные помещения. Популярность настенной живописи. Богатство цвета, крупные, щедро украшенные детали (фрески на потолке, мрамор на стенах, обилие позолоты, лепнина с растительными узорами, скульптуры). Цветовые контрасты.

Массивная мебель – в первую очередь предмет искусства, применяется для украшения интерьера. Широкие кровати с балдахинами, огромные шкафы, зеркала с золочеными рамами, гобелены на стенах. Мягкая мебель обивается дорогой яркой тканью.

Маленькие комнаты с невысокими потолками. Стены обиваются деревянными панелями, текстилем. Изобилие тончайшей резьбы, лепнины и позолоты на потолке и стенах. Узорчатый паркет и ковры на полу. Отсутствие контрастности. Элементы декора сливаются в единую композицию. Обилие мелких украшений и завитков. Внимание к деталям, выполненным с ювелирной точностью. Оформление интерьера в пастельных и нежных тонах: голубоватом, розовом, салатовом, сиреневом. Комнаты декорируются зеркалами в резных рамах, светильниками, статуэтками, скульптурами, ширмами.

Мебель становится более изящной и легкой, для нее характерны изогнутые ножки. Ее обильно украшают искусной резьбой, наносят позолоту.

В искусстве Динамичность композиций, броскость, цветистость, выразительность и характерность персонажей, незаурядность сюжетов. Изысканная декоративность, камерность, прихотливость и легкость в игре форм. Вместо ярких красок и контрастности – пастельные, приглушенные тона. Преобладание пастушеских мотивов и обнаженной натуры. Игривые, кокетливые образы.
В моде Всё подчиняется этикету. Пышность, чопорность, сложность, прихотливость, обилие украшений (банты, кружева, шнуры, вышивка, ленты, драпировки). Подчеркивание значительности и зрелости. Вычурность и неестественность внешнего вида. Утонченность, женственность и даже жеманность, изящество, хрупкость, стройность, рафинированность, намеренное искажение естественных линий тела человека. Стремление подчеркнуть юность, молодость.

Ринальдиевское рококо: интерьеры Гатчинского замка.
Барокко в архитектуре: Виньола, первый двор виллы Джулия в Риме

Выводы сайт

  1. Стиль рококо появился позже стиля барокко и унаследовал многие его черты. Но он трансформировал их, смягчил и уменьшил масштабность.
  2. Барокко свойственны контрастность, помпезность, монументальность, темные яркие цвета. Прерогатива рококо – изысканность, легкость и изящество, в нем преобладают светлые пастельные тона.
  3. Для барокко обязательна строгая симметричность, рококо построен на асимметрии.
  4. В барокко в почете масштабность и объем, в рококо преобладает внимание к мелким деталям, ювелирной работе.
  5. Для барокко характерна контрастность, для рококо – плавное перетекание цвета.
  6. Рококо противопоставляет претенциозной театральности барокко игривое изящество и камерность.
  7. Барокко – это торжественность и величественность, рококо – утонченность и галантность.

Архитектура и интерьеры эпохи Просвещения и Нового времени вряд ли кого-то оставляют равнодушными - они вызывают либо бурный восторг, либо категорическое отрицание. Но и сегодня архитекторы обращаются к стилям барокко, ампир, рококо, потому что людям нравится эта эстетика, она находит отклик в их душах. Однако часто разницу между этими историческими стилями может понять только специалист. Расскажем о том, чем отличаются барокко, рококо и классицизм, как они появились и каковы их характерные признаки.

Понятие больших стилей в искусстве

Стиль - это устойчивая форма чего-нибудь, в нашем случае - произведения искусства, архитектуры. Большие стили являются следствием эволюции художественного мышления, осмысления пространства и времени, развитием общественного видения мира. Стиль - это своеобразное мировоззрение эпохи. В истории искусства наблюдается смена доминирующих стилей, поэтому разные эпохи ассоциируются с определенным, устойчивым художественным мышлением. Однако стили -барокко, рококо, классицизм и другие - никуда не исчезают. Всегда есть творцы, которые находят художественные ресурсы в существующих направлениях. Особенно на современном этапе развития искусства, когда наблюдается их сосуществование. Обычно исследователи говорят о том, что есть большие стили, такие как готика или барокко, и направления, такие как ампир или символизм. Каждый стиль характеризуется собственным набором выразительных средств, что и позволяет относить произведения к тем или иным течениям.

История барокко

На излете эпохи Возрождения в Италии возникает новый стиль. Он стал противовесом классицизму и рационализму. Специалисты считают, что появление его обусловлена тремя факторами: это изменения о мире, связанные с великими географическими открытиями, контрреформация в католицизме и развитие в архитектуре ордерной системы. Также есть точка зрения, что возникновение барокко вызвано желанием Италии и Рима удержать за собой звание культурного центра Европы. К 16 веку итальянская аристократия растратила свои богатства, и средств на возведение роскошных дворцов уже не хватало. Тогда, чтобы продолжать поражать представителей других стран своим богатством, и были придуманы новые выразительные формы, призванные поражать воображение зрителей. В эту эпоху меняется жизнь людей, набирает вес научное познание мира, люди начинают заниматься разными видами деятельности.

Из Италии стиль распространяется по всей Европе. Во Франции он выразился в виде «большого стиля» Людовика Четырнадцатого, в котором объединились классицистические традиции и элементы барокко. Этот стиль охватил разные виды искусства, но наиболее ярко он проявился в архитектуре и оформлении интерьеров.

В нескольких странах была популярна в Италии и Нидерландах расцветает живопись в стиле барокко. В Испании и ее колониях данный стиль получил не только массовое распространение, но и усиление, его еще называют ультрабарокко. Испанцы распространяют свою версию стиля и на Латинскую Америку. А вот Англия почти полностью избежала повального увлечения барочной пышностью.

Барокко и рококо стали разными формами диалога с классицизмом. Барокко было его явным антиподом, а вот рококо позже пыталось примирить избыточность, присущую барочной архитектуре и живописи, и строгость классицизма. Эпоха барокко продлилась с 16 до 18 века и оставила огромное художественное наследие, которое и сегодня восхищает людей и находит продолжателей этой традиции.

Отличительные черты

Каждый стиль - готика, барокко, рококо, ампир как поздний классицизм - имеет свой набор выразительных средств. Основные эпитеты, подходящие для описания барокко - это "пышность" и "избыточность". Ведь не напрасно этот термин чаще всего переводят как "причудливый, склонный к излишествам". Его отличительными чертами являются торжественность, величавость, избыточность. Стиль призван выразить полноту жизни, наслаждение ею. В архитектуре и живописи этой эпохи наблюдаются монументальность и динамизм, разнообразная игра цвета и света, контрасты. Художники этого периода часто обращались за вдохновением к античным мотивам. Барочные произведения стремятся к интенсивной зрелищности и иллюзорности. Художник стремится обмануть зрителя, создать для него пространство там, где в реальности его нет. Итальянская аристократия хотела за счет живописи придать своим покоям максимально роскошный вид, отсюда и появляется это нагромождение всего, обрушение на зрителя массы выразительности, чтобы у него перехватило дух и он уже был не в состоянии всматриваться в детали.

Барокко в интерьере

Барочная живопись создавалась в первую очередь для оформления палаццо итальянских аристократов. Постепенно стиль охватил весь интерьер. Для барочных помещений характерны большие объемы, масштабность. Стены обильно украшаются живописью. Узнать барочные интерьеры просто: в них всегда обилие позолоты, деталей, резьбы, лепнины с растительными мотивами: виноградные лозы, листья, цветы, множество скульптуры на античные темы. Авторы интерьеров в этом стиле активно используют прием цветового контраста. Мебель в этих интерьерах всегда массивная, с резьбой, богатыми драпировками, с богатыми тканями, гобеленами. Для создания иллюзии простора часто используются зеркала, нарисованные пейзажи, продлевающие перспективу комнат.

Барокко в архитектуре

Художественные стили в разной степени проявляются в разных видах искусства. Барокко и рококо, так же как классицизм, максимального размаха достигли в архитектуре. Эпоха барокко знаменита своими величественными постройками. Среди них Королевский дворец в Мадриде, палаццо Кариньяно в Турине, Фрауэнкирхе и Цвингер в Дрездене, фонтан Треви в Риме. Барочные постройки отличаются большими объемами, они стремятся произвести грандиозное впечатление на зрителя, используя для этого колонны, кариатид, вогнутые и выгнутые фасады, сложный декор фасадов. Типичными постройками эпохи стали дворцы, ансамбли площадей с фонтанами и скульптурой, парковые ансамбли с красивыми павильонами, монастырские и церковные комплексы. Барочные здания стремятся выглядеть максимально дорого, в них так и бьет по глазам избыточность всего.

История рококо

На смену чрезмерному барокко приходит более утонченная и соразмерная реальности новая эпоха - рококо. Барокко стремилось во что бы то ни стало поразить зрителя, а его французский вариант старался показать вкус художника и владельца помещения. Возникает этот стиль, или, как говорят некоторые специалисты, направление, во Франции в начале 18 века. После смерти Людовика Четырнадцатого жизнь перемещается из огромных дворцов в салоны и дома аристократии. При следующем Людовике жизнь становится веселее, аристократия стремится получить все удовольствия сразу, предчувствуя трагические времена. И на этом историческом фоне появляется новый стиль, в наибольшей степени он проявился в оформлении жилищ.

Специфические черты

Рококо становится естественным продолжателем барочных традиций, однако в нем ощущаются и капли классицизма. Новое направление старалось преодолеть нечеловеческие масштабы барокко. Это направление связано с уходом в мир фантазии, в нем нет желания потрясти зрителя. Напротив, здесь цель - создать впечатление легкости, фантазийности, жизнерадостности. Основные черты этого направления - воздушность, обилие света, изысканность и затейливость.

Рококо в интерьере

Главные отличия барокко и рококо заключаются в том, что заказчиком первого был короли, высшая знать, и стиль был предельно парадным, а второй был предназначен для оформления частной жизни, он уже призван не только производить внешний эффект, но и быть удобным для жизни. Поэтому этот стиль в наибольшей степени проявился в дизайне интерьеров. Планировка помещений в стиле рококо уже не была анфиладной, а составляла асимметричные комплексы. В оформлении интерьеров преобладают закругленные, плавные линии. Помещения становятся меньше, камернее, потолки уже имеют высоту, соразмерную человеческому росту. Во всем ощущается стремление к комфортной жизни. Поэтому в этот период создается чрезвычайно удобная мебель. Цветовая палитра становится нежнее, часто используются сочетания белого с нежными розовым, светло-зеленым, голубым, сиреневым. Помещение наполнялось множеством аксессуаров: вазы, текстиль, различные фигурки. В эту эпоху появляется представление об интерьере как целостном ансамбле. Эпоха Людовика XV - это время зарождения частного коллекционирования, и в своих интерьерах люди выставляли экспонаты своих собраний.

Рококо в архитектуре

В период рококо строительство смещается с возведения дворцов и огромных архитектурных ансамблей в сферу частного строительства. Поэтому рококо преимущественно представлено в виллах и домах аристократии. Поэтому в данном стиле преобладают небольшие постройки, в декоре используется мотив рокайля (завитка, напоминающего ракушку) и картуши. Фасады, как и интерьеры, окрашиваются в пастельные цвета. Строения отличаются асимметричностью, плавными линиями, изощренностью. Главное в архитектуре этого периода - прихоть заказчика и фантазия архитектора. Наибольшего рассвета этот стиль достиг в архитектуре Баварии. Знаменитые постройки в стиле рококо - Малый Трианон в Версале, дворец Сан-Суси в Потсдаме, Испанская лестница в Риме.

Сходство стилей рококо и барокко

Сравнивая эти два направления в искусстве, стоит помнить: одно вытекает из другого. И пусть в разной степени, но и барокко, и рококо являются антагонистами классицизма. Оба стиля строятся на причудливости, изогнутых линиях, растительных и античных мотивах. Оба направления в большой степени реализовались в интерьерах и архитектуре, в живописи представлены меньше, чем другие стили.

Различия стилей

Размышляя над вопросом о том, чем отличается барокко от рококо, стоит помнить исторический контекст. Барокко - это время великих надежд, а рококо - период предчувствия крушения. Поэтому главное отличие между ними - это масштаб. У барокко все грандиозное, все с размахом. А в рококо все мельче, изящнее. Вместо скульптур - статуэтки, вместо массивной мебели - более легкая и удобная. Для барокко характерна симметрия, театральность, размах, торжественность, парадность. А для рококо - тонкость, изящество, камерность, нюансы, галантность. В барокко все серьезно, а в рококо важна игривость, легкость.

Сравнение барокко и рококо

В чем же разница между барокко и рококо?

Название стиля барокко происходит от итальянского слова barocco , что переводится как «странный», «нелепый», «причудливый», «тяготеющий к излишествам». Этот стиль в некотором роде иллюзорен: он желает убедить зрителя в роскоши и размахе, которых на самом деле может и не существовать в реальности.

Он возник в Италии XVI века, прежде могущественной, но стремительно терявшей свои позиции на мировой арене. Знать и церковники старались продемонстрировать мнимые богатство и мощь: не имея денег на постройку дворцов, они обратились к искусству.

Барокко в живописи: «Благая весть», 1644, худ. Филипп де Шампень (Philippe de Champaigne)

возрождение барокко рококо

Стиль рококо (название его ведет происхождение от французского слова rocaille - «ракушка» и иногда произносится как «рокайль») появился во Франции в начале XVIII века, естественно развив и видоизменив характерные черты барокко. Был выражен преимущественно в интерьерных решениях (а не во внешнем оформлении зданий), а также в предметах мебели, живописи, одежде.

Рококо в живописи: Никола Ланкре, «Танцующая Камарго»

Характерные черты стиля

Контрастность, напряженность, динамичность образов. Стремление к показной пышности и роскоши, яркая помпезность, экспрессия. Сочность декора. Сочетание реального и иллюзорного. Темные цвета.

Галантность, стремление скрыться от реальности в пасторальной идиллии. Изящество, легкость, игривость, затейливость, изысканность. Празднично-ликующий стиль. Светлые тона.

В архитектуре

Парадность, холодность, напыщенность, тяжеловесность, монументальность, торжественность, масштабность, величественность, пространственный размах. Строгая симметричность. Кривые линии, словно перетекающие одна в другую. Эффект движения за счет использования света и тени.

Оригинальность, причудливость, произвольность деталей. Воздушность, витиеватость. Более мягкие и сглаженные формы. Асимметричность. Изобилие фигурной отделки и изогнутых, ломаных линий, впалых или выпуклых. Всё подчиняется капризу архитектора.

В интерьере

Большие, масштабные помещения. Популярность настенной живописи. Богатство цвета, крупные, щедро украшенные детали (фрески на потолке, мрамор на стенах, обилие позолоты, лепнина с растительными узорами, скульптуры). Цветовые контрасты.

Массивная мебель - в первую очередь предмет искусства, применяется для украшения интерьера. Широкие кровати с балдахинами, огромные шкафы, зеркала с золочеными рамами, гобелены на стенах. Мягкая мебель обивается дорогой яркой тканью.

Маленькие комнаты с невысокими потолками. Стены обиваются деревянными панелями, текстилем. Изобилие тончайшей резьбы, лепнины и позолоты на потолке и стенах. Узорчатый паркет и ковры на полу. Отсутствие контрастности. Элементы декора сливаются в единую композицию. Обилие мелких украшений и завитков. Внимание к деталям, выполненным с ювелирной точностью. Оформление интерьера в пастельных и нежных тонах: голубоватом, розовом, салатовом, сиреневом. Комнаты декорируются зеркалами в резных рамах, светильниками, статуэтками, скульптурами, ширмами.

Мебель становится более изящной и легкой, для нее характерны изогнутые ножки. Ее обильно украшают искусной резьбой, наносят позолоту.

В искусстве

Динамичность композиций, броскость, цветистость, выразительность и характерность персонажей, незаурядность сюжетов.

Изысканная декоративность, камерность, прихотливость и легкость в игре форм. Вместо ярких красок и контрастности - пастельные, приглушенные тона. Преобладание пастушеских мотивов и обнаженной натуры. Игривые, кокетливые образы.

Всё подчиняется этикету. Пышность, чопорность, сложность, прихотливость, обилие украшений (банты, кружева, шнуры, вышивка, ленты, драпировки). Подчеркивание значительности и зрелости. Вычурность и неестественность внешнего вида.

Утонченность, женственность и даже жеманность, изящество, хрупкость, стройность, рафинированность, намеренное искажение естественных линий тела человека. Стремление подчеркнуть юность, молодость.