Размеры китайской стены в метрах. Великая Китайская стена (Китай, Пекин)

Если попросить человека в любой точке мира назвать первое, что ассоциируется с Китаем, высока вероятность, что это будет Китайская стена. Неудивительно - это действительно огромное, величественное сооружение, заслуживающее того, чтобы о нем упомянули. Многим читателям наверняка хотелось бы узнать, какова длина Китайской стены в км, когда она была построена, кем, с какой целью. Постараемся ответить на эти вопросы коротко, но содержательно.

Где она расположена?

Казалось бы, ответ очевиден - Великая Китайская стена должна быть расположена в Китае. Однако он верен лишь отчасти. Конечно, большая ее часть действительно находится в Поднебесной. Но не вся! Несколько сотен километров стены - на юге Монголии, а какой-то отрезок - на северо-востоке этой же страны. Многих, наверное, удивит тот факт, что небольшой кусок этого же отрезка проходит по самой южной границе Читинской области. Некоторые наиболее древние участки можно обнаружить на территории Северной Кореи.

Сама же стена имеет очень сложное устройство - отдельные куски построены за десятки и даже сотни километров от других. Из-за этого стена расположена не только в северной части Китая, но и в центральной, и даже восточной.

Какова ее длина

Не только рядовые читатели, но и многие эксперты хотели бы узнать, какова длина Великой Китайской стены. Увы, данные об этом очень сильно разнятся. Судя по летописям, длина была одна, одни современные комиссии предъявляют совершенно иные данные, а другие группы специалистов - третьи.

Итак, какова длина Китайской стены в км?

Сами китайцы называют ее "Стеной длиной в 10 000 ли". Если учесть, что "ли" - древняя китайская мера длины, равная примерно 570 метрам, то можно подсчитать длину - получится 5 700 000 метров, или 5700 километров. Весьма впечатляющая цифра. Однако в древности зачастую возникали проблемы при подсчете. Поэтому лучше обратимся к современным изысканиям, благо проводятся они регулярно.

В 2012 году была собрана специальная комиссия, которая должна была точно установить, какова длина Великой Китайской стены в км. Они насчитали 21 196 километров - просто уму непостижимо. Ведь длина планеты Земля по экватору - чуть больше 40 тысяч километров. Получается, стена смогла бы опоясать Землю больше чем наполовину? Весьма сомнительно. Более вероятно, что китайские ученые, желая произвести впечатление на весь мир, привлечь еще больше туристов, просто "слегка" завысили длину своей главной гордости. Были учтены все участки - как существующие доныне, так и разрушенные много веков назад. Они даже включили в подсчеты параметры сооружений, возведенных в Монголии во времена династии Цин, хотя они никогда не являлись частью Великой Китайской стены.

Официальная же длина - 8852 километра. Тоже весьма впечатляет! Особенно если учесть остальные ее размеры. Толщина на разных участках колеблется от 5 до 8 метров, а высота составляет примерно 6-7 метров. Впрочем, встречаются и места, где она возвышается на целых 10 метров.

Даже при использовании современной техники и материалов создать такую махину было бы очень непросто. А ведь здесь строительство велось с использованием ручного труда, природных материалов и самых примитивных орудий труда. Так что в трудолюбии китайцам точно не откажешь.

Почему так сложно подсчитать ее длину?

После прочтения у читателя может возникнуть вопрос: почему же возникают такие проблемы и расхождения при попытке определить, какова длина Великой Китайской стены в км?

Ответ прост. Дело в том, что строилась она не один и не два года, а почти два тысячелетия. В результате, когда одни участки были только достроены, другие уже разрушились - под влиянием дождей, наводнений, а также деятельности людей.

Когда находят два отрезка стены длиной по несколько десятков километров, между которыми нет никаких построек, возникает множество догадок, почему же это произошло. Может быть, китайские инженеры не захотели строить здесь ничего? Или не успели? А может, стена здесь была, но просто разрушилась со временем? Поэтому одни специалисты, пытаясь понять, какова длина Китайской стены, подсчитывают только существующие на сегодняшний день участки. Другие же, стремясь получить более впечатляющие цифры, принимают во внимание и разрушенные, а также гипотетически существовавшие. Конечно, расхождения получаются более чем серьезными.

Так что, если говорить о параметрах такой постройки, как Великая Китайская стена, длину в километрах ее однозначно назвать не представляется возможным.

Зачем ее строили

Говоря о глобальности стройки, нельзя не задаться вопросом о том, для чего она вообще была построена. Самый очевидный и популярный ответ - для защиты китайских земель от противника с севера. Но он не выдерживает никакой критики - к этому вернемся позже.

Существует версия, что она должна была помешать противнику, захватившему в Китае рабов и богатства, беспрепятственно уйти обратно на север. Но и эта версия не слишком правдоподобна.

Зато проверен практикой иной вариант - она использовалась в качестве дороги. Достаточно широкая, чтобы там могли свободно разминуться две телеги, она не боялась дождей и распутицы. На стене даже в осеннюю слякоть было сухо. Купцы и простые крестьяне, везущие товар на рынки, могли быстро перемещаться из одной провинции в другую.

Также стена могла использоваться в качестве таможенного поста. Ведь в башнях все время дежурили военные, которые проверяли, уплачены ли все пошлины купцами. Один только Великий Шелковый путь пересекается стеною три раза.

Некоторые эксперты отстаивают совершенно иную версию. Когда стену начинали строить, Китай представлял собой кучу раздробленных, враждующих государств и народов. Нужна была единая великая цель, которая бы заставила вчерашних врагов работать сообща, помогая друг другу. Именно такой целью и стало возведение Великой Китайской стены.

Бесполезность с военной точки зрения

Теперь подумаем, почему же она не могла использоваться как военный объект? Все просто - именно из-за своей протяженности. В те времена армия Китая была совсем небольшой, и защищала она не столько границы от набегов недругов, сколько императора и его приближенных, а также других феодалов от простых крестьян.

Если раздробить всю имевшуюся армию, посадив по небольшому отряду в каждую башню, то они не смогли бы оказать сопротивления - даже небольшая армия неприятеля, выбрав удачное направление для удара, без труда захватила бы участок крепости, перебив охранников. А если собрать маленькие отряды в большие армии, то они оказались бы на большом расстоянии друг от друга - контролировать всю протяженность стены не получилось бы.

К тому же, как упоминалось выше, стена представляет собой не прямую, непрерывную постройку, а цепочку отдельных участков, между которыми зачастую зияют провалы в десятки и сотни километров. Что же мешало врагам не ломиться через стену, а спокойно обойти ее, выбрав маршрут через такую дыру?

Так что тот факт, что она не смогла бы при всем желании исполнять военную функцию, вполне очевиден.

Сколько лет ушло на возведение

Что ж, вопрос о том, какова длина Китайской стены, на сколько километров она протянулась, более-менее раскрыт. А сколько лет ее строили? К счастью, сохранилось немало письменных источников, позволяющих довольно точно ответить и на этот вопрос.

Начато было строительство в третьем веке до нашей эры. Тогда Китая как такового не существовало - только многочисленные разрозненные и постоянно воюющие между собой царства. Если верить летописям, то почти сразу на строительство было брошено 20% населения - около миллиона человек.

Закончилось же строительство в 1644 году, когда объединенным Китаем уже правила могущественная династия Мин.

Конечно, строительство велось не постоянно. Иногда про него забывали на десятилетия и даже века, чтобы со временем снова вернуться к возведению этого удивительного объекта.

Людские потери при строительстве

Сказать, сколько людей погибло при строительстве, еще сложнее, чем однозначно ответить, какова длина Китайской стены. Дело в том, что люди калечились и гибли постоянно: плохое питание, примитивные механизмы, нечеловеческие условия труда - все это сказывалось на продолжительности жизни. Но никому и в голову не приходило записывать или как-то иначе отмечать смерти людей на производстве. Просто время от времени сюда пригоняли все новых и новых рабочих.

Существует легенда, что на каждый построенный километр стены приходился один несчастный случай со смертельным исходом. Но не исключено, что на самом деле жертв было гораздо больше, чем 9 тысяч.

С покойниками обходились довольно просто - их замуровывали в основание стен, чтобы не копать для них могилы. Так что Китайская стена - это не просто внушительная постройка, но еще и весьма необычное кладбище.

Легенды, связанные с нею

Кстати, именно с людьми, похороненными в стене, связана одна из легенд. Она гласит, что один мужчина - простой фермер, которого насильно заставили строить стену - умер и был вмурован в основание постройки. Его жена - Мэн Цзян Ну - была разбита горем и страшно плакала. Настолько страшно, что часть стены, где был похоронен муж, просто рассыпалась, оголяя останки и позволяя похоронить их согласно обычаям. Ходят слухи, что в честь этого на стене был даже установлен памятник.

Еще одна интересная легенда связана с драконом - ну какой же Китай без него? Якобы местоположение Великой Китайской стены выбрано не случайно. Мудрый дракон прополз по земле, показывая место, где нужно воздвигнуть ее. Что ж, легенда действительно красивая и вполне в восточном стиле.

Вандализм и мошенничество

В разное время Великая стена часто использовалась в качестве… источника строительных материалов. Приземленные крестьяне, не слишком задумываясь о ценности постройки, спокойно разбирали ее на кирпичи для своих нужд. Причем началось это многие века назад и продолжается и сейчас. Только в середине ХХ века власти спохватились и назначили штраф за такое вредительство - 5000 юаней (около 48 тысяч рублей). Правда, в отдаленных провинциях это людей слабо останавливает - многие даже не знают о таком запрете и наказании.

Во многих местах можно даже приобрести такой кирпич - стоит он совсем недорого, около 50 юаней (меньше 500 рублей). Однако при вывозе из страны вполне могут возникнуть серьезные проблемы. Да и что мешает мошенникам подсунуть под видом древнего артефакта обычный кирпич, сделанный несколько дней назад? Поэтому от таких покупок лучше воздержаться.

В качестве основного связующего вещества использовался не бетон, как это сделали бы сейчас, а гашеная известь, смешанная с рисовой кашей.

В среднем за один год Великую Китайскую стену посещает 40 миллионов туристов - как с Поднебесной, так и со всего мира.

Хотя существует мнение, что это единственная постройка, которую видно из космоса невооруженным глазом, это не так - хотя стена и достаточно длинная, но малая ширина делает это невозможным.

В 1987 году она была включена в Список всемирного наследия ЮНЕСКО, являясь величайшей достопримечательностью Китая.

Заключение

На этом можно закончить статью. Теперь вы знаете если не все, то многое о такой удивительной постройке, как Великая Китайская стена: длина в километрах, ширина, назначение, годы строительства и многое другое. Наверняка это позволит вам существенно расширить кругозор.

выберите страну Абхазия Австралия Австрия Азербайджан Албания Ангилья Андорра Антарктида Антигуа и Барбуда Аргентина Армения Барбадос Беларусь Белиз Бельгия Болгария Боливия Босния и Герцеговина Бразилия Бутан Ватикан Великобритания Венгрия Венесуэла Вьетнам Гаити Гана Гватемала Германия Гонконг Греция Грузия Дания Доминиканская республика Египет Замбия Израиль Индия Индонезия Иордания Иран Ирландия Исландия Испания Италия Казахстан Камбоджа Камерун Канада Кения Кипр Китай КНДР Колумбия Коста-Рика Куба Лаос Латвия Ливан Ливия Литва Лихтенштейн Маврикий Мадагаскар Македония Малайзия Мали Мальдивы Мальта Марокко Мексика Монако Монголия Мьянма Намибия Непал Нидерланды Новая Зеландия Норвегия ОАЭ Парагвай Перу Польша Португалия Пуэрто-Рико Республика Корея Россия Румыния Сан-Марино Сербия Сингапур Синт-Мартен Словакия Словения США Таиланд Тайвань Танзания Тунис Турция Уганда Узбекистан Украина Уругвай Фиджи Филиппины Финляндия Франция Французская Полинезия Хорватия Черногория Чехия Чили Швейцария Швеция Шри-Ланка Эквадор Эстония Эфиопия ЮАР Ямайка Япония

Великая китайская стена - один из древнейших архитектурных памятников Китая и символ могущества китайской цивилизации. Она протянулась от Ляодунского залива северо-восточнее Пекина через Северный Китай в пустыню Гоби. Есть несколько мнений о её точной длине, но что можно сказать наверняка, так это то, что она тянется на расстояние более двух тысяч километров, а если учитывать отходящие от неё другие крепостные валы, в сумме получаются все 6000-6500 км.

Великая стена имеет высоту от 6 до 10 метров и ширину - от 5.5 до 6.5 метров. На разных участках стены сооружены сторожевые башни, казематы и сигнальные вышки, а у основных горных проходов построены крепости.

Великая стена строилась как множество отдельных элементов в разные времена. Каждая провинция строила свою собственную стену и постепенно они объединялись в единое целое. В те времена защитные сооружения были просто необходимы, и строились повсеместно. В общей сложности за последние 2000 лет в Китае было возведено более 50 000 километров оборонительных стен

Фундамент обычно делали из скальных глыб. Размеры некоторых достигали 4 метров. Сверху надстраивались стены и башни. Все это скреплялось известковым раствором необычайной прочности. К сожалению, рецепт этой смеси сегодня утерян. Надо сказать, что Великая китайская стена действительно стала непреодолимым препятствием на пути многих завоевателей. Сюну, или гуны, кидани, чурджени - их безумные атаки не один раз разбивались о мрачные серые камни Великой стены. Даже без вооружённых отрядов она представляла собой серьёзное препятствие для кочевников. Тем нужно было каким-то образом перетаскивать через неё коней, да и перебираться самим. Всё это создавало определённые трудности. Особенно ощущались они у небольших отрядов, не имевших возможностей везти с собой большое количество досок и сооружать громоздкие помосты. Высота вала была всего 6 метров. Казалось бы, немного, но, чтобы подойти к нему вплотную надо было в начале метров триста лезть практически на отвесную гору, причем с тяжелым вооружением, под градом стрел и камней. Даже спустя сотни лет превосходная армия Чингисхана, сходу сметавшая все на своем пути, с большим трудом преодолела это грозное препятствие после двух лет изнурительной осады.

Первые участки стены были построены в 7 веке до н. э., в то время, когда Китай по-прежнему был разделен на множество мелких государств. Различные князья и феодальные правители обозначали границы своих владений этими стенами. Дальнейшее возведение Великой стены началось в 220-х годах до нашей эры по распоряжению правителя Цинь Ши-хуанди и было призвано защитить северо-западную границу страны от набегов кочевых народов. Сооружение великой стены продолжалось сотни лет и прекратилось только после установления правления династии Цин.

При строительстве стены необходимо было выполнить сразу несколько условий. Например, каждая из башен стены непременно должна была находиться в зоне видимости двух соседних. Сообщения между ними передавались при помощи дыма, барабанного боя или огня (в тёмное время). Ширина стены, 5,5 метров, также была специально просчитана. В те времена это позволяло маршировать в ряд пяти пехотинцам или скакать рядом пяти кавалеристам. Сегодня её высота в среднем составляет девять метров, а высота дозорных башен - двенадцать.

Стена должна была стать крайней северной точкой планируемой экспансии китайцев, а также защищать подданных «Поднебесной» от вовлечения в полукочевой образ жизни, и ассимиляции с варварами. Планировалось четко обозначить границы великой китайской цивилизации, содействовать объединению империи в единое целое, так как Китай только начинал формироваться из множества завоеванных государств.

Смотровые вышки были построены вдоль всей Великой стены на равномерных участках и могли быть до 40 футов высотой. Они использовались для наблюдения за территорией, а так же в качестве крепостей и гарнизонов для войск. В них находились запасы необходимых продуктов и воды. В случае опасности с вышки подавался сигнал, зажигались факелы, специальные маяки или просто флаги. Западная секция Великой стены, с длинной цепью смотровых вышек, служила для защиты караванов, которые двигались по Великому шелковому пути, знаменитому торговому маршруту.

Чтобы попасть внутрь государства, нужно было обязательно пройти сквозь её пропускные пункты, которые закрывались на ночь и ни при каких обстоятельствах не открывались до утра. Поговаривают, даже самому императору Китая как-то пришлось ждать рассвета, чтобы попасть в своё государство.

В эпоху правления династии Цинь (221 г. до н. э. – 206 г. до н. э.), после объединения различных китайских территорий в одно целое первый император Поднебесной Цинь Шихуанди соединил стены трех северных государств – Цинь (Qin), Чжао (Zhao) и Янь (Yan). Эти объединенные участки образовали первую «Вань Ли Чан Чэн» - Стену длиной в 10 тысяч ли. Ли является древней китайской мерой длины равной половине километра.

В период власти династии Хань (206 - 220 год до н. э.) сооружение расширили к западу до Дуньхуана. Построили множество сторожевых башен для защиты торговых караванов от нападения враждующих кочевников. Практически все участки Великой Стены, дошедшие до наших времён, были сооружены при династии Мин (1368-1644 года). В этот период строили в основном из кирпича и блоков, благодаря чему конструкция стала более крепкой и надежной. За это время Стена пролегла с востока на запад от Шаньхайгуань на берегу Жёлтого моря до заставы Юймэньгуань на границе провинций Ганьсу и Синьцзян-Уйгурского автономного района

Династия Цин из Манчжурии (1644-1911) преломила сопротивление защитников Стены из-за предательства У Саньгуя. В этот период к сооружению относились с большим пренебрежением. За три столетия пребывания Цин у власти Великая стена была практически разрушена под влиянием времени. Только маленький её участок, проходящий близ Пекина - Бадалин - сохранялся в порядке - его использовали, как «ворота в столицу». В наше время этот участок стены является самым популярным среди туристов - он был самым первым открыт для посещения еще в 1957 году, а также служил финишной точкой велосипедной гонки на Олимпиаде 2008 в Пекине.

Последний бой у стены состоялся в 1938 году во время китайско-японской войны. В стене осталось множество следов от пуль тех времен. Самая высокая точка Великой Китайской стены находится на высоте 1534 метра, неподалеку от Пекина, в то время как самая низкая точка находится на уровне моря близ Лаолонгту. Средняя высота стены составляет 7 метров, а ширина в некоторых местах достигает 8 метров, но в целом колеблется от 5 до 7 метров.

В 1984 году по инициативе Дэн Сяопина была организована программа по восстановлению Китайской стены, была привлечена финансовая помощь китайских и иностранных компаний. Также был проведен сбор среди частных лиц, каждый желающий мог пожертвовать любую сумму.

В наше время 60-километровый участок стены в области Шаньси на северо-западе Китая подвергается активной эрозии. Главной причиной тому интенсивные методы ведения сельского хозяйства в стране, когда начиная с 1950-х годов постепенно иссякали подземные воды, и регион стал эпицентром зарождения крайне сильных песчаных штормов. Более 40 километров стены уже разрушено, и лишь 10 км пока еще находятся на своем месте, но высота стены частично уменьшилась с пяти до двух метров

Во время строительства Великую Китайскую стену прозвали самым длинным кладбищем на планете, так как большое количество людей погибло на стройке. По примерным расчетам возведение стены стоило жизней более чем одному миллиону человек.

Стену строили трижды, в течение 2700 лет. На строительство сгонялись военнопленные, заключённые и крестьяне, которых вырывали из семьи и отправляли в северные районы. При возведении стены погибло приблизительно два миллиона человек, а их останки были замурованы в её основании. Поэтому в народе Великую Китайскую Стену до сих пор нередко называют китайской «Стеной плача».

Согласно китайской легенде, муж девушки по имени Мэн Цзяннюй сразу после свадьбы был отправлен на строительство Великой стены. Молодая жена провела в ожидании три года, а муж так и не вернулся домой. Чтобы отнести ему теплой одежды, она отправилась в долгий и опасный путь к стене. Дойдя до заставы Шаньхайгуань, Мэн Цзяннюй узнала, что ее муж умер от непосильной работы и был похоронен под стеной. Молодая женщина горько зарыдала, и тогда произошел внезапный обвал большого участка стены, обнажив труп ее любимого мужа. Китайский народ увековечил в преданиях память о тяжелом труде строителей стены.

Существовала целая традиция погребения тех, кто погиб на строительстве стены. Члены семьи погибшего несли гроб, на котором была клетка с белым петухом. Крики петуха, как полагалось, не давали уснуть духу мертвого человека, пока процессия не перечет Великую стену. В противном случае, дух будет вечно блуждать вдоль стены

Во время правления династии Мин более одного миллиона солдат были призваны защищать границы страны от врагов на Великой стене. Что касается строителей, то они привлекались из тех же защитников в мирное время, крестьян, просто безработных и преступников. Существовало специальное наказание для всех осужденных и вердикт был один - на строительство стены!

Специально для этой стройки китайцы изобрели тачку и использовали ее повсеместно в строительстве Великой стены. Некоторые, особо опасные части Великой стены были окружены защитными рвами, которые были или заполнены водой или оставлены как канавы.

Стена является символом Китая. Надпись Мао Цзе Дуна, сделанная у входа в отреставрированную часть, гласит: «Если ты не побывал на Великой Китайской Стене,ты не настоящий китаец». Ошибочное мнение, что Стену посещают одни туристы. Самих китайцев там больше, чем путешествующих. И оно понятно, посетить Великую Китайскую Стену – долг каждого уважающего себя китайца.

Великая стена была включена в список Всемирного Наследия ЮНЕСКО в 1987 году, как одна из величайших китайских исторических достопримечательностей. Ко всему прочему, это одна из самых посещаемых достопримечательностей в мире - ежегодно здесь бывает около 40 миллионов туристов.

Самые популярные места для осмотра Великой китайской Стены

Застава Шанхайгуань

Застава Шанхайгуань находится к северо-востоку от города Циньхуандао провинции Хэбэй. Ее называют Первой заставой Великой стены. Застава имеет четверо ворот: Восточные, Южные, Западные и Северные. Но говоря о "Первой заставе Поднебесной", имеют в виду Восточные ворота заставы Шанхайгуань. Вид восточного фасада заставы весьма внушительный, наверху, под самой кровлей укреплен транспарант с иероглифами "Первая застава Поднебесной". Перед Восточными воротами возведена дополнительная в форме полокружности крепостная стена, кроме того у основания стены для большей прочности сделаны утрамбованные земляные насыпи, вокруг заставы имеется ров, заполненный водой. На территории заставы имеются казармы, где размещались войска, и сигнальная башня. Словом, застава Шанхайгуань являет собой пример хорошо укрепленного оборонительного сооружения минской эпохи.

Чжанцзякоу

На трассе Великой стены у поселка Сюаньфу провинции Хэбэй расположен стратегически важный горный проход - Чжанцзякоу. Здесь в 1429 году, при минском императоре Сюаньдэ была построена небольшая крепостная застава. При императоре Чэнхуа (1480 г.) застава была расширена, а в результате работ, предпринятых императором Цзяцином (1529 г.), застава была заново перестроена, превратившись в мощную крепость. Тогда же ее назвали заставой Чжанцзякоу. В 1574 году при императоре Ваньли все сооружения были заново сложены кирпичом. Чжанцзякоу- важный проход на пути из Северного Китая во Внутреннюю Монголию. Из-за своего исключительно важного стратегического значения ("Северные ворота китайской столицы") застава Чжанцзякоу не раз была пунктом, право владеть которым оспаривалось враждующими сторонами.

Застава Ланъякоу

Застава Ланъякоу находится на стыке деревни Лунсютай (уезд Лйнцю, пров. Шаньси) и деревни Ланъякоу (уезд Илайюань, пров. Хэбэй). Построена она в минскую эпоху. Название "Ланъякоу" (Волчьи зубы) застава получила потому что находится она на изрезанной, зубцеообразной горной вершине (высота 1700 метров). Застава построена в седловине, разделяющей два мощных горных пика. По обе стороны заставы протянулась выложенная кирпичом, хорошо сохранившаяся крепостная стена. Сохранились и арочные ворота, через которые шел путь с юга на север.

Застава Хуанъягуань

Застава Хуанъягуань находится на вершине пика Чуншаньлин, в северной части уезда Цзисянь под Тяньцзинем. По названию уезда заставу называют "Заставой северного Цзи". Начало строительства прилегающего участка стены датируется 557 годом, когда в этих местах было царство Северное Ци. В минский период старая стена была реставрирована и облицована кирпичом. На востоке границей участка стены Цзи служит крутой обрыв в горной цепи, а на западе отвесно поднимающийся горный кряж. В этом месте стена пересекает реку. Застава была хорошо оснащена всем необходимым для длительной обороны: в окрестностях были построены наблюдательные боевые и сигнальные башни, казармы для личного состава и пр. Да к тому же сложный рельеф делал здешний участок стены трудно доступным для противника. В отличие от других участков Великой стены на данном участке были построены высокохудожественные архитектурные сооружения: Терем Фэнхуана, Северная беседка, сохранилась роща каменных стел, имеется музей, и "город в духе восьми триграмм - багуа".

Застава Бадалин

Застава Бадалин находится к северу от прохода Цзююнгуань, в 60 км. от Пекина. Начало строительства этого участка Великой стены датируется 18-м годом правления минского императора Хунчжи (1505). Поднявшемуся на высшую точку Бадалин туристу открывается прекрасный вид на дозорные башни и сигнальные площадки, возвышающиеся вдоль стены к северу и югу. Средняя высота стены 7,8 метра. Фундамент стены выложен продолговатыми глыбами гранита, ширина стены позволяет проехать в ряд пятерым коням или 10 пешеходам. С внешней стороны стены возведены укрепляющие стену выступы, через каждые 500 метров имеется дозорная башня и помещения для размещения личного состава, хранения оружия и несения караульной службы.

Застава Мутянью

Застава Мутянью находится в волости Саньдухэ уезда Хуайжу, в 75 км. к северо-востоку от Пекина. Этот участокбыл построен при минских императорах Лунцин и Ваньли. Здесь трасса стены круто изгибается, беря направление к северо-востоку. Рельеф местных гор величествен и грозен, изобилует крутыми склонами и обрывами. На юго-восточной окраине участка, на высоте 600 метров находится место, где сходятся три ветки стены. Здесь возвышается Угловая башня, неподалеку имеется наблюдательная вышка "Цзянькоу", за ней пик высотой 1044 метров, про который говорят, что он недоступен даже парящему орлу.

Сыматай

Участок Великой стены Сыматай-пожалуй, единственное место, где стена не подвергалась ремонту и сохранила первоначальный вид. Находится он в местечке Губэйкоу, что к северо-востоку от уезда Миюнь под Пекином. Длина участка Сыматай 19 км. Восточная часть участка, где на расстоянии километра сохранились остатки 14 наблюдательных вышек, до сих пор поражает грозной неприступностью. Особенно выделяются ступенчатая стена и "Терем феи".

Вэйская стена

В эпоху Воюющих царств правитель царства Вэй предпринял строительство крепостной стены, чтобы преградить путь войскам западного царства Цинь, которое к тому времени усилилось и стало предпринимать походы против соседей. Этот участок стены сохранил название Вэйской. На юге этот участок стены начинается в местечке Чаоюаньдун на западном берегу реки Чанцзянь, неподалеку от северного отрога горы Хуашань (г. Хуаиныш, пров. Шэньси). Далее стена идет к северу, ее трассу можно проследить по остаткам стены в деревнях Хунъянь и Чэннань. Лучше всего сохранилась Вэйская стена на участке в деревне Чэннань.

Обрывистый участок

В исторических документах этот участок Великой стены называется"Западным участком стены". Находится он в 8 км. севернее заставы Цзяюйгуань в провинции Ганьсу. Построен в минский период. Здесь стена, следуя изгибам горного рельефа, круто спускается вниз, в расщелину, а в расщелине стену надстроили так чтобы на нее невозможно было вскарабкаться. В расщелине стена идет фактически ровно, а не вьется, как соседние участки, по извилистому хребту. За это ее прозвали"обрывистой". В1988 г. участок обрывистой стены был реставрирован и в 1989 году открыт для туристов. Поднявшись на дозорную вышку для сигнального огня, можно обозреть панораму по обе стороны стены.

Степной участок стены

Этот участок стены начинается от Цзиньчуаньского ущелья, которое расположено к востоку от уездного города Шаньдань пров. Ганьсу. Протяженность ущелья 35 км. На скалистом обрыве на высоте 5 метров от дна ущелья вырезаны иероглифы "Цзиньчуаньская цитадель". К северу от выхода из ущелья проходит Великая стена. Здесь она вступает в степной район, где высота стены составляет 4-5 метров. Длина степного участка 30 км. Сохранился парапет, подпиравший с обеих сторон стену.

Застава Янгуань

В 75 км. к юго-западу от города Дуньхуана находятся руины древней заставы Великой стены- Янгуань. В старину стена на трассе Янгуань-Юймэньгуань имела протяженность 70 км. Существовали наблюдательные и дозорно-сигнальные вышки, ныне уже разрушенные. Судя по нагромождениям камней и земляным валам близ заставы Янгуань было более дюжины дозорно-сигнальных вышек. Из них самой большой и наиболее хорошо сохранившейся является сигнальная вышка на вершине горы Дуньдунь, к северу от заставы Янгуань.

Застава Цзяюйгуань

Застава Цзяюйгуань в минский период была западным концом Великой стены. Из всех застав на трассе Великой стены застава Цзяюйгуань наиболее хорошо сохранилась и кроме того является одной из самых масштабных. Свое название застава получила от названия ущелья Цзяюй, которое протянулось между горами Циляньшань и Черным хребтом и имеет в длину 15 км. Как раз посредине ущелья на западном его склоне была построена застава Цзяюйгуань. Строительство ее датируется 1372 годом (5-м годом правления минского императора Хунъу). Фортификационный ансамбль включает внутреннюю стену, дополнительную стену, полукружьем расположенную перед главными воротами, земляной вал по обеим сторонам стены, внешние глинобитные стены и ров, вырытый перед стеной.

С трех сторон заставы-восточной, южной и северной - имеются укрепляющие глинобитные подпорки, называемые "внешними стенами". У Западных и Восточных ворот внутренней (сердцевинной) стены имеются наружные полукружья дополнительных стен, которые соединяются с остовом внутренней стены. Особый интерес представляет угловой участок стены на стыке дозорной вышки, что севернее ворот Гуанхуамэнь, и восточного участка стены.

Первая закладная вышка Великой стены

В южной оконечности Великой стены минского периода, в 7,5 км от заставы Цзяюйгуань высится гигантская закладная вышка - символ начала Великой стены. Эта вышка была возведена военным даотаем Ли Ханем в 1539-1540 годах (18-й -19-й годы правления минского императора Цзяцина). Эта вышка называется также Таолайхэской по названию протекающей здесь реки Таолайхэ. С вышки открывается величественный вид на уходящую в Гоби гряду Великой стены.

По материалам: tonkosti.ru, legendtour.ru, lifeglobe.net

В мире нет другого такого сооружения, которое бы вызывало столько интереса среди ученых, туристов, строителей и космонавтов, как Великая Китайская стена. Ее строительство породило много слухов и легенд, лишило жизни сотни тысяч людей и стоило больших финансовых затрат. В рассказе об этой грандиозной постройке мы постараемся раскрыть тайны, разгадать загадки и кратко дать ответы на многие вопросы о ней: кто и зачем построил ее, от кого защищала она китайцев, где находится самый популярный участок сооружения, видно ли ее из космоса.

Причины строительства Великой Китайской стены

В период Сражающихся царств (с V до II века до н. э.) крупные китайские царства с помощью захватнических войн поглощали более мелкие. Так начинало формироваться будущее единое государство. Но пока оно было разрозненным, отдельные царства подвергались набегам древнего кочевого народа хунну, который приходил в Китай с севера. Каждое царство строило защитные ограждения на отдельных участках своих границ. Но в качестве материала служила обычная земля, поэтому оборонительные укрепления со временем стерлись с лица земли и не дошли до наших времен.

Император Цинь Шихуанди (III век до н. э.), ставший во главе первого объединенного царства Цинь, дал начало строительству защитно-оборонительной стены на севере своего владения, для чего возводили новые стены и сторожевые башни, объединяя их с уже существующими. Назначением возводимых построек была не только защита населения от набегов, но и обозначение границ нового государства.

Сколько лет и как строили стену

Для возведения Великой Китайской стены была задействована пятая часть всего населения страны, это примерно миллион человек за 10 лет основного строительства. В качестве рабочей силы использовали крестьян, солдат, рабов и всех преступников, направляемых сюда в качестве наказания.

Учитывая опыт предыдущих строителей, в основание стен стали укладывать не утрамбованную землю, а каменные блоки, присыпая их грунтом. Последующие правители Китая из династии Хань и Мин тоже расширяли линию обороны. В качестве материалов уже использовали каменные блоки и кирпичи, скрепленные рисовым клеем с добавлением гашеной извести. Именно те участки стены, которые были построены при династии Мин в XIV–XVII веках, достаточно хорошо сохранились.

Процесс строительства сопровождался многими трудностями, связанными с питанием и тяжелыми условиями труда. Одновременно нужно было накормить и напоить более 300 тыс. человек. Это не всегда удавалось своевременно, поэтому человеческие жертвы исчислялись десятками, даже сотнями тысяч. Существует легенда, что во время постройки всех умерших и погибших строителей укладывали в основание сооружения, поскольку их кости служили хорошим скреплением камней. В народе постройку называют даже «самым длинным кладбищем в мире». Но современные ученые и археологи опровергают версию о массовых захоронениях, вероятно, большинство тел погибших отдавали родственникам.

Ответить на вопрос, сколько лет строили Великую Китайскую стену, однозначно нельзя. Объемное строительство велось в течение 10 лет, а с самого начала до последней достройки прошло около 20 столетий.

Размеры Великой Китайской стены

По последним подсчетам размеров стены, ее длина составляет 8,85 тыс. км, при этом протяженность с ответвлениями в километрах и метрах подсчитывали на всех участках, разбросанных по территории Китая. Предположительная общая длина постройки, в том числе не сохранившихся участков, от начала до конца составила бы сегодня 21,19 тыс. км.

Так как расположение стены идет, в основном, по гористой территории, проходит как по горным хребтам, так и по дну ущелий, то ее ширина и высота не могли быть выдержаны в единых цифрах. Ширина стен (толщина) находится в пределах 5-9 м, при этом у основания она примерно на 1 м шире, чем в верхней части, а средняя высота – около 7-7,5 м, иногда доходит до 10 м, внешняя стена дополнена прямоугольными зубцами высотой до 1,5 м. По всей длине выстроены кирпичные или каменные башни с бойницами, направленными в разные стороны, со складами оружия, смотровыми площадками и помещениями для охраны.

При строительстве Великой Китайской стены по плану башни выстраивали в едином стиле и на одинаковом расстоянии друг от друга – 200 м, равном дальности полета стрелы. Но при соединении старых участков с новыми, в гармоничный рисунок стен и башен иногда врезаются башни иного архитектурного решения. На расстоянии 10 км друг от друга башни дополняют сигнальные вышки (высокие башни без внутреннего содержания), с которых дозорные наблюдали за окрестностями и в случае опасности должны были дать следующей вышке сигнал огнем разведенного костра.

Видно ли стену из космоса?

Перечисляя интересные факты об этой постройке, часто все упоминают, что Великая Китайская стена – единственное рукотворное сооружение, которое видно из космоса. Попробуем разобраться, так ли это на самом деле.

Предположения, что одну из главных достопримечательностей Китая должно быть видно с Луны, излагались еще несколько веков назад. Но ни один астронавт в докладах о полетах не сделал сообщения, что он ее разглядел невооруженным глазом. Считается, что глаз человека с такого расстояния способен различить объекты, диаметр которых более 10 км, а никак не 5-9 м.

С Земной орбиты тоже невозможно ее увидеть без специальной аппаратуры. Иногда объекты на фото из космоса, сделанные без увеличения, принимают за очертания стены, но при увеличении оказывается, что это реки, горные хребты или Великий канал. А вот через бинокль в хорошую погоду стену можно разглядеть, если знать, куда надо всматриваться. Увеличенные фотографии со спутника позволяют увидеть ограду по всей длине, различить башни и повороты.

Была ли нужна стена?

Сами китайцы не считали, что стена была им нужна. Ведь она многие века забирала на стройку сильных мужчин, большая часть дохода государства шла на ее постройку и обслуживание. История показала, что особой защиты стране она не обеспечивала: кочевники хунну и татаро-монголы с легкостью пересекали заградительную линию на разрушенных участках или по специальным проездам. К тому же многие дозорные пропускали отряды нападающих в надежде спастись или получить вознаграждение, поэтому не подавали сигналов на соседние башни.

В наши годы из Великой Китайской стены сделали символ стойкости китайского народа, создали из нее визитную карточку страны. Каждый побывавший в Китае стремится съездить на экскурсию к доступному участку достопримечательности.

Современное состояние и туристическая привлекательность

Большая часть ограды сегодня нуждается в полной или частичной реставрации. Особенно плачевное состояние на северо-западном участке в уезде Миньцинь, где мощные песчаные бури разрушают и засыпают каменную кладку. Большой урон постройке наносят сами люди, разбирая ее составляющие на строительство своих домов. Некоторые участки в свое время были снесены по приказу властей, чтобы освободить место для строительства дорог или деревень. Современные художники-вандалы разрисовывают стену своими граффити.

Осознав привлекательность Великой Китайской стены для туристов, власти крупных городов реставрируют близкорасположенные к ним части стены и прокладывают к ним экскурсионные маршруты. Так, возле Пекина имеются участки Мутяньюй и Бадалин, которые стали чуть ли не главными достопримечательностями в столичном регионе.

Первый участок находится в 75 км от Пекина, вблизи города Хуайжоу. На участке Мутяньюй отреставрирована часть длиной 2,25 км с 22 сторожевыми башнями. Участок, находящийся на гребне хребта, отличает очень близкая постройка башен друг к другу. У подножия хребта расположена деревня, где останавливается личный и экскурсионный транспорт. Добраться до вершины хребта можно пешком или с помощью фуникулера.

Ближе всего к столице расположен участок Бадалин, их разделяют 65 км. Как добраться сюда? Можно приехать на экскурсионном или рейсовом автобусе, на такси, частной машине или железнодорожном экспрессе. Протяженность доступного и отреставрированного участка – 3,74 км, высота около 8,5 м. Осмотреть все интересное в окрестностях Бадалин можно во время прогулки по гребню стены или из кабинки канатной дороги. Кстати, название «Бадалин» переводится как «дающий доступ во всех направлениях». Во время Олимпийских игр 2008 года возле Бадалин находилась финишная черта групповой шоссейной велогонки. Ежегодно в мае устраивается марафон, на котором участникам нужно пробежать 3800 степеней и преодолеть подъемы и спуски, пробегая по гребню стены.

Великая Китайская стена не вошла в список «Семи чудес света», но современная общественность включила ее в список «Новых чудес света». В 1987 году Юнеско взяло стену под свою защиту, как объект Всемирного наследия.

Это, наверное, одно из немногих сооружений человечества, которое собрало возле себя столько заинтересованных ученых, исследователей, историков, да и обычных туристов. Поглазеть на Великую Китайскую стену приезжают люди со всего мира. Она по праву считается одной и самых грандиозных сооружений, созданных когда-то человечеством. Главный символ Китая, который включен в список всемирных наследий ЮНЕСКО.

За время, что утекло со времен строительства и до наших дней, это сооружение не один раз перестраивалось, что-то вовсе разрушали, считая ненужным или лишним, что-то достраивали, подгоняя под сегодняшние запросы. Но, так или иначе, эта историческая памятка сохранилась до наших дней и готова принять в гости туристов.

Кстати, немногие знают о том, что когда-то Мао Дзе-Дун написал возле входа выражение. Согласно ему китаец, который не видел этого памятника, не может называться настоящим китайцем.

Сегодня стену считают величественным памятником, национальным символом, достопримечательностью и визитной карточкой Китая. Ведь это сооружение стало свидетелем многих событий в истории Китайской империи.

Начинается это грандиозное строение в городе Шаньхай-гуань. С того места стена тянется, проходя половину страны и заканчиваясь в Центральном Китае. Кому-то ее расположение напоминает движения змеи, а сами китайцы ассоциируют его с взлетом дракона. Наверное, именно из-за таких ассоциаций она стала для жителей Китая национальным символом.

Длина Великой Китайской стены составляет 8851,8 километров. Ширина стены колеблется от 5 до 8 метров, а высота в некоторых местах достигла отметки в 10 метров.

Сооружение настолько крепкое, что один участок, длина которого 750 километров, когда-то превратили в настоящую дорогу. В некоторых местах возле стены построены крепости и укрепления, что имеет историческое и логическое объяснение.

Самые популярные среди туристов участки стены – это Симатай и Бадалин . Ничего удивительного в этом нет, ведь находятся они рядом с , в 75 километрах от столицы.

Кстати, широко распространен миф, что Великую стену видно даже из космоса. Космонавты говорят, что это не так — невооруженным взглядом стену из космоса никто и никогда не видел.

История строительства

Строительство Великой Китайской стены началось в 3 веке до нашей эры . Историки даже не спорили на тему, кто построил китайскую стену. Эта идея принадлежала императору Цинь Шихуанди . В истории он прославился как жестокий правитель, жаждущий перемен. За время императорства он полностью изменил жизнь своего народа. Особенно это прочувствовали аристократы и князи, у которых император забрал привилегии и подчинил их себе.

Историки утверждают, что первоначальная цель возведения Великой Китайской стены – защита владений императора от набегов кочевых племен. Но исследователи сами себя отрицают, говоря, что тогдашние северные племена не представляли никакой особой опасности императору и его стране. Поэтому защищаться от набегов в такой способ было бессмысленно. И на этой почве историки вывели новую версию: цель такого громадного строительства – обозначить границы Китайской империи, что должно было препятствовать слиянию китайцев с кочевниками.

221 год до нашей эры – 300 тысяч человек прибыло на северную границу Китайской империи . Руководил «парадом» полководец Мэн Тянь. Эти люди получили задание возвести стену из камней и кирпича на том месте, где были земляные валы. Стоит отметить, что большая часть стены проходила в труднодоступных местах, что, понятное дело, утрудняло работу ее строителей. Чтобы держать стройку под контролем, все люди были распределены на 34 базы, вокруг которых со временем появлялись поселки.

Возводить стену начали с башен. Их тогда насчитывалось 25 тысяч. Надо сказать, что они значительно отличались друг от друга, имели разную плотность и размер. Но все подобные сооружения тянули на настоящие фортификационные сооружения. Их средняя длина насчитывала 12 метров.

Расстояние между башнями измеряли «полетами стрелы», которые должны были быть равны двум . Защитные сооружения (башни) были соединенные между собой стеной, высота которой достигала семи метров. Кстати, ширину стенки мерили шеренгой из восьми человек.

Существует очень интересная история, или скорее легенда, о том, как определяли границу Великой стены. Император решил объехать свои владения на коне. Его маршрут и стал границей стены. А места для башен обозначали на участках, где оступался конь правителя.

Под сомнения защитной функции стены ставит и тот факт, что во время ее строительства учитывали особенности местности. Так, например, на севере она отделяет непригодные для жизни горные районы от плодородных земель. По этому поводу ученые высказали свое мнение. По их словам, данное сооружение было предназначено для отделения плодородного юга Китайской империи от кочевого севера.

Стена на костях

До 213 года до нашей эры строителям удалось довести до ума большую часть стены. На подмогу солдатам были привлечены и крестьяне. Большинство простолюдинов не могли долго работать в таких условиях и при таких ударных темпах, и помирали от изнеможения. Что делали с их телами? Их замуровывали в стене.

С тех пор, как историки обнародовали этот исторический факт, появилось много высказываний на эту тему. Некоторые называли Великую Китайскую стену «самым длинным кладбищем мира» . Кто-то с укором говорил, что стена построена на человеческих костях. И такие мысли не без оснований: в стене замуровано примерно 400 тысяч китайцев . В то время, народ считал эту громадную стройку большим бедствием. Эти мотивы можно встретить в древнекитайских песнях, сказках и преданиях.

Как бы там не было, что бы не говорили, но даже прозвище «самое длинное кладбище в мире» не сможет отпугнуть туристов, желающих прикоснутся к древней истории, посмотреть на величайшее сооружения китайского народа.

Дальнейшая судьба стены

Дождавшись смерти императора Цинь Шихуанди, в 210 году до нашей эры народ восстал и скинул династию Цинь. Это дало возможность приостановить строительство стены. В судьбе Китайской стены наступил период застоя. Далее история гласит, что не все императоры брались достраивать защитное сооружение. Многие полагали большие надежды на войска, а стеной, как возможностью укрепить границы империи, пренебрегали.

Когда к власти пришел монгольский хан, стену вообще забросили. Ее реставрация началась только в 15 столетии.

Как добраться до Великой Китайской стены

Чтобы увидеть этот грандиозный памятник Китайской империи, можно пойти несколькими путями:

  • поехать с экскурсией
  • добраться на такси
  • воспользоваться железнодорожным экспрессом

Учтите, что помимо прочих расходов, нужно будет купить входной билет на стену, стоимость которого составляет 45 юаней .

Автобусные экскурсионные туры

Экскурсионный тур – это самый простой способ. Для тех, кто не знает китайского или боится путешествовать в одиночку, группа туристов и гид во главе – это отличный вариант.

Экскурсионные автобусы ждут туристов в Ябаолу, Тяньаньмэнь и Цяньмень . Кроме этого, такую информацию можно узнать и на ресепшне любого отеля.

Цены на такое удовольствие приемлемы, от 100 до 500 (зависит от количества человек в группе). Но в стоимость, чаще всего, входит только проезд до Бадалина. Покупать входной билет и питание вам придется самостоятельно. Зато после посещения стены вас отвезут к гробницам императоров династии Минь.

Единственный минус такого варианта – ограниченность тура. Решать, когда и куда ехать, вы не можете, ведь надо ориентироваться на других туристов. Поэтому если вы желаете провести весь день на Великой Китайской стене, то автобусные туры – не для вас. Хотя в большинстве случаев целый день там делать нечего.

Поездка на такси

Добраться к историческому памятнику вы можете наняв частный автомобиль с водителем. В Ябаолу предлагающих такие услуги хоть отбавляй. Машину можно заказать и через отель, но это окажется немного дороже.

Стоимость такси может колебаться в районе 400-800 юаней . Но не забывайте, что питание и билет на вход опять же остаются на ваших плечах.

Этот способ намного удобнее предыдущего, водитель отвезет вас куда угодно, ведь здесь парадом командуете только вы.

На железнодорожном экспрессе до Бадалина

Специально к китайской олимпиаде был построен железнодорожный экспресс для желающих посетить участок стены расположенный в Бадалине . Дорога занимает полтора часа. Поезд отходит от северного вокзала Пекина, расположенного на станции метро Xizhimen – пересечение кольцевой линии. Прямо от станции метрополитена есть указатели с надписью «Beijing Railway Station North».

Отсюда отходит экспресс на стену — станция Xizhimen

Стоимость поездки будет минимальна, и обойдется в обе стороны не более 20 юаней на человека. Билеты продаются прямо на вокзале. Расписание поездов постоянно меняется, но экспресс отходит каждый час. Номера всех составов отходящих на Бадалин начинаются на S2. Учтите, что станция не конечная и выходить нужно вместе с основной толпой пассажиров, точно не ошибетесь.

Из минусов стоит отметить, что вы столкнетесь с огромными очередями, и ехать придется стоя.

Перед поездкой обязательно хорошо покушайте и купите воды, так как на стене все очень дорого . На той же станции Xizhimen есть большой торговый центр, здесь много кафе и фастфудов, например, Бургер Кинг и Макдональдс.

Не забудьте одеться теплее, поскольку стена находится на возвышении, здесь часто дует сильный пронизывающий ветер.

Бадалин - наиболее посещаемый туристами отрезок Великой Китайской стены

«Длинная стена в 10 000 ли» – так называют это чудо античной инженерной мысли сами китайцы. Для огромной страны с почти полуторамиллиардным населением она стала предметом национальной гордости, визитной карточкой, которая привлекает путешественников со всех уголков планеты. На сегодняшний день Великая Китайская стена является одной из самых популярных достопримечательностей – ежегодно ее посещает примерно 40 миллионов человек. В 1987 году уникальный объект был включён ЮНЕСКО в список мирового культурного наследия.

Местные жители еще любят повторять, что тот, кто не поднялся на стену – ненастоящий китаец. Эта фраза, произнесенная еще Мао Цзэдуном, воспринимается как настоящий призыв к действию. Несмотря на то, что высота сооружения составляет примерно 10 метров при ширине на разных участках в пределах 5-8 м (не говоря уже о не совсем удобных ступеньках), иностранцев, желающих хотя бы на мгновение почувствовать себя истинными китайцами, меньше не становится. К тому же, с высоты открывается великолепная панорама окрестностей, любоваться которой можно бесконечно.

Невольно удивляешься, насколько гармонично это творение рук человеческих вписывается в природный ландшафт, составляя с ним единое целое. Разгадка феномена проста: Великая Китайская стена прокладывалась не по пустынной местности, а рядом с холмами и горами, отрогами и глубокими ущельями, плавно огибая их. Но зачем древним китайцам понадобилось возводить такое большое и протяженное укрепление? Как шло строительство и долго ли оно продолжалось? Этими вопросами задается каждый, кому посчастливилось побывать здесь хотя бы однажды. Ответы на них давно получены исследователями, и на богатом историческом прошлом Великой Китайской стены мы еще остановимся. Сама же она оставляет у туристов неоднозначное впечатление, поскольку одни участки находятся в отличном состоянии, а другие совершенно заброшены. Только это обстоятельство ни в коей мере не умаляет интерес к этому объекту – скорее, наоборот.


История строительства Великой Китайской стены


В III веке до нашей эры одним из правителей Поднебесной был император Цин Шихуанди. Его эпоха пришлась на период Воюющих царств. То было сложное и противоречивое время. Государству со всех сторон угрожали враги, особенно агрессивные кочевники хунну, и оно нуждалось в защите от их вероломных набегов. Так родилось решение построить неприступную стену – высокую и протяженную, чтобы никто не мог нарушить покой империи Цинь. Одновременно это сооружение должно было, выражаясь современным языком, демаркировать границы древнекитайского царства и способствовать дальнейшей его централизации. Стена призвана была решить и вопрос «чистоты нации»: отгородившись от варваров, китайцы лишались бы возможности вступать с ними в брачные отношения и заводить совместных детей.

Идея возведения такого грандиозного пограничного укрепления родилась отнюдь не на ровном месте. Прецеденты уже имелись. Многие царства – например, Вэй, Янь, Чжао и уже упомянутое Цинь – пытались построить у себя нечто подобное. Государство Вэй возвело свою стену около 353 года до н. э.: глинобитная конструкция разделила его с царством Цинь. Позднее это и другие пограничные укрепления соединили между собой, и они образовали единый архитектурный ансамбль.


Строительство Великой Китайской стены стартовало вдоль Иншаня – горной системы во Внутренней Монголии, это на севере Китая. Координировать его ход император назначил полководца Мэн Тяня. Фронт работ предстоял большой. Ранее построенные стены нужно было укрепить, соединить новыми участками и удлинить. Что касается так называемых «внутренних» стен, служивших границами между отдельными царствами, то их попросту сносили.

Возведение первых участков этого грандиозного объекта заняло в общей сложности целое десятилетие, а строительство всей Великой Китайской стены растянулось на два тысячелетия (по некоторым свидетельствам, даже на целых 2700 лет). На разных его этапах количество одновременно задействованных на работах людей достигало трехсот тысяч. В целом власти привлекли (точнее, принудили) к ним около двух миллионов человек. Это были представители многих социальных слоев: и рабы, и крестьяне, и военнослужащие. Рабочие трудились в нечеловеческих условиях. Одни погибали от непосильного труда как такового, другие становились жертвами тяжелых и неизлечимых инфекций.

К комфорту, хотя бы относительному, не располагала и сама местность. Сооружение пролегало вдоль горных массивов, огибая все отходящие от них отроги. Строители двигались вперед, преодолевая не только высокие подъемы, но и множество ущелий. Их жертвы оказались не напрасны – по крайней мере, с позиции сегодняшнего дня: именно такой ландшафт местности и обусловил уникальный облик чудо-сооружения. Не говоря уже о его размерах: в среднем высота стены достигает 7,5 метров, и это без учета прямоугольных зубцов (с ними получаются все 9 м). Ее ширина тоже неодинакова – внизу 6,5 м, наверху 5,5 м.

Китайцы в обиходе называют свою стену «земляным драконом». И отнюдь не случайно: в самом начале при ее возведении использовались любые материалы, прежде всего, утрамбованная земля. Делалось это так: сначала из тростника или прутьев сплетали щиты, а между ними послойно прессовали глину, мелкие камушки и другие подручные материалы. Когда же за дело взялся император Цинь Шихуанди, стали использовать более надежные каменные плиты, которые укладывали впритык друг к другу.


Сохранившиеся секции Великой Китайской стены

Однако не только многообразие материалов обусловило неоднородный облик Великой Китайской стены. Узнаваемой ее делают и башни. Часть из них была построена еще до того, как появилась сама стена, и была встроена в нее. Другие возвышения появились одновременно с каменной «границей». Определить, какие были до, а какие возвели после, несложно: первые имеют меньшую ширину и располагаются на неодинаковом расстоянии, в то время как вторые органично вписываются в постройку и удалены друг от друга ровно на 200 метров. Их обычно возводили прямоугольными, в два этажа, оборудуя верхними площадками с бойницами. Наблюдение за маневрами врагов, особенно когда они наступали, велось с сигнальных вышек, размещавшихся здесь же, на стене.

Когда к власти пришла династия Хань, правившая с 206 года до нашей эры до 220 года нашей эры, Великую Китайскую стену расширили в западном направлении – до Дуньхуана. В этот период объект оснастили целой линией сторожевых башен, которые уходили вглубь пустыни. Их предназначение – защита караванов с товарами, нередко страдавших от набегов кочевников. До наших дней, в основном, дошли участки стены, возведенные в эпоху династии Мин, правившей с 1368 по 1644 год. Они возводились преимущественно из более надежных и прочных материалов – каменных блоков и кирпича. За три столетия царствования названной династии Великая Китайская стена значительно «выросла», протянувшись от побережья Бохайского залива (застава Шаньхайгуань) до приграничья современных Синьцзян-Уйгурского автономного округа и провинции Ганьсу (застава Юймэньгуань).

Где начинается и заканчивается стена

Рукотворная граница Древнего Китая берет свое начало на севере страны, в расположенном на берегу Бохайского залива Желтого моря городе Шанхай-гуань, имевшем некогда стратегическое значение на рубежах Маньчжурии и Монголии. Это самая восточная точка «Длинной стены в 10 000 ли». Здесь же находится и башня Лаолунтоу, её еще называют «головой дракона». Башня примечательна и тем, что является единственным местом в стране, где Великая Китайская стена омывается морем, а сама она на целых 23 метра углубляется в залив.


Самая западная точка монументального сооружения находится в окрестностях города Цзяюгуань, что в центральной части Поднебесной. Здесь Великая Китайская стена сохранилась наилучшим образом. Этот участок строили ещё в XIV веке, поэтому тоже мог бы не выдержать испытания временем. Но он сохранился благодаря тому, что его постоянно укрепляли и ремонтировали. Самая западная застава империи была построена возле горы Цзяюёшань. Форпост оснастили рвом и стенами – внутренней и полукруглой внешней. Также имеются основные ворота, находящиеся на западной и восточной стороне заставы. Тут гордо высится и башня Юньтай, рассматриваемая многими чуть ли не как отдельная достопримечательность. Внутри на стенах выбиты буддийские тексты и барельефы древнекитайских царей, которые вызывают неизменный интерес исследователей.



Мифы, легенды, интересные факты


Долгое время считалось, что Великую Китайскую стену можно видеть из космоса. Причем родился этот миф задолго до полетов на околоземную орбиту, в 1893 году. С таким даже не предположением, а утверждением выступил журнал The Century (США). Потом к этой мысли вернулись в 1932 году. Известный в то время шоумен Роберт Рипли утверждал, что сооружение можно увидеть и с Луны. С наступлением эры космических полетов эти утверждения были в целом опровергнуты. Как утверждают специалисты NASA, объект едва различим с орбиты, от которой до поверхности Земли примерно 160 км. Стену, и то с помощью сильного бинокля, смог разглядеть американский астронавт Уильям Поуг.

Другой миф возвращает нас непосредственно ко временам строительства Великой Китайской стены. Древнее предание гласит, что в качестве цементирующего раствора, скреплявшего камни между собой, якобы использовался приготовленный из человеческих костей порошок. За «сырьем» для него ходить далеко не нужно было, учитывая, что здесь погибало много рабочих. К счастью, это всего лишь легенда, хотя и жуткая. Древние мастера сцепляющий раствор действительно готовили из порошка, только основу субстанции составляла обычная рисовая мука.


Сохранилось предание о том, что будто путь рабочим прокладывал большой огненный Дракон. Он же указывал, на каких участках нужно возводить стену, и строители неуклонно шли по его следам. Другая легенда повествует о жене фермера, которую звали Мен Джинг Ню. Узнав о гибели мужа на строительстве, она пришла туда и начала безутешно плакать. В результате один из участков разрушился, и вдова увидела под ним останки своего любимого, которые она смогла взять и похоронить.

Известно, что тачку изобрели китайцы. Но мало кто знает, что к этому их подтолкнуло начавшееся строительство грандиозного объекта: рабочие нуждались в удобном приспособлении, с помощью которого можно было бы перевозить стройматериалы. Некоторые участки Великой Китайской стены, имевшие исключительно важное стратегическое значение, окружили защитными рвами, заполненными водой или оставленными в виде канав.

Великая Китайская стена зимой

Участки Великой Китайской стены

Для посещения туристами открыто несколько участков Великой Китайской стены. Расскажем о некоторых из них.

Ближайшей к Пекину, современной столице КНР, заставой является Бадалин (она же одна из самых популярных). Находится севернее прохода Цзюйюнгуань и от города до нее всего 60 км. Строилась она в эпоху девятого китайского императора – Хунчжи, правившего с 1487 по 1505 год. Вдоль этого участка стены расположены сигнальные площадки и дозорные башни, на которые открывается великолепный вид, если подняться на ее самую высокую точку. В этом месте высота объекта достигает в среднем 7,8 метра. Ширина достаточна для того, чтобы могли пройти 10 пешеходов или проехать 5 коней.

Еще одна достаточно близкая к столице застава называется Мутяньюй и находится от нее в 75 км, в Хуайжоу – районе городского подчинения Пекина. Данный участок был построен в правление императоров Лунцин (Чжу Цзайхоу) и Ваньли (Чжу Ицзюнь), принадлежавших к династии Мин. В этом месте стена берет крутой поворот в направлении северо-восточных регионов страны. Местный ландшафт гористый, тут много крутых склонов и обрывов. Застава примечательна тем, что на ее юго-восточной оконечности сходятся воедино три ответвления «великой каменной границы», причем на 600-метровой высоте.

Одним из немногих участков, где Великая Китайская стена сохранилась практически в первозданном виде, является Сыматай. Он находится в деревне Губэйкоу, что в 100 км северо-восточнее уезда Миюнь, относящегося к муниципалитету Пекина. Этот участок протянулся на 19 км. В его юго-восточной части, впечатляющей своим неприступным видом и сегодня, располагаются частично сохранившиеся наблюдательные вышки (всего их 14).



От Цзиньчуаньского ущелья берет свое начало степной участок стены – это восточнее уездного города Шаньдань, что в округе Чжанъе провинции Ганьсу. В этом месте сооружение протянулось на 30 км, а его высота варьируется в пределах 4-5 метров. В древности Великая Китайская стена тут подпиралась с обеих сторон парапетом, сохранившимся до наших дней. Отдельного внимания заслуживает и само ущелье. На 5-метровой высоте, если считать от его дна, прямо на скалистом обрыве можно рассмотреть несколько вырезанных иероглифов. Надпись переводится как «Цзиньчуаньская цитадель».



В той же провинции Ганьсу, севернее заставы Цзяюйгуань, на расстоянии всего 8 км расположился обрывистый участок Великой Китайской стены. Его построили в период империи Мин. Такой вид он получил из-за специфики местного ландшафта. Изгибы горного рельефа, которые вынуждены были учесть строители, «приводят» стену к крутому спуску прямо в расщелину, где она идет ровно. В 1988 году китайские власти отреставрировали этот участок и спустя год открыли его для туристов. С дозорной вышки великолепно обозревается панорама окрестностей по обе стороны стены.


Обрывистый участок Великой Китайской стены

Руины заставы Янгуань находятся в 75 км юго-западнее города Дуньхуан, в древности служившем воротами в Поднебесную на Великом шёлковом пути. В старину протяженность этого участка стены составляла примерно 70 км. Здесь можно увидеть внушительные нагромождения камней и земляные валы. Всё это не оставляет сомнений: дозорных и сигнальных вышек тут было не меньше дюжины. Однако до нашего времени они не сохранились, если не считать сигнальную вышку севернее заставы, на горе Дуньдунь.




Участок, известный как Вэйская стена, берет свое начало в местечке Чаоюаньдунь (провинция Шэньси), расположенном на западном побережье реки Чанцзянь. Недалеко отсюда находится северный отрог одной из пяти священных гор даосизма – Хуашань, относящейся к хребту Циньлин. Отсюда Великая Китайская стена движется в направлении северных районов, свидетельством чему являются её фрагменты в деревнях Чэннань и Хунъянь, из которых лучше всего сохранился первый.

Мероприятия по сохранению стены

Время не щадило этот уникальный архитектурный объект, который многие называют восьмым чудом света. Правители китайских царств делали всё от них зависящее, чтобы противодействовать разрушению. Однако с 1644 по 1911 год – период маньчжурской династии Цин – Великая стена была практически заброшена и подверглась еще большему разрушению. В порядке поддерживался лишь участок Бадалин, и то потому, что он находился около Пекина и считался «парадными воротами» в столицу. История, конечно, не терпит сослагательного наклонения, но если бы не предательство полководца У Саньгуя, открывшего маньчжурам ворота Шаньхайгуаньской заставы и пропустившего врага, династия Мин не пала бы, и отношение к стене сохранилось бы прежнее – бережное.



Дэн Сяопин, основоположник экономических реформ в КНР, большое внимание уделял и сохранению исторического наследия страны. Именно он выступил инициатором реставрации Великой Китайской стены, программа которой стартовала в 1984 году. Она финансировалась из самых разных источников, в том числе из средств иностранных бизнес-структур и пожертвований частных лиц. Для сбора денег в конце 80-х в столице Поднебесной даже прошел аукцион искусства, ход которого широко освещался не только в самой стране, но и ведущими телекомпаниями Парижа, Лондона и Нью-Йорка. На вырученные средства была проведена большая работа, но отдаленные от туристических центров участки стены по-прежнему находятся в плачевном состоянии.

6 сентября 1994 года в Бадалине был торжественно открыт тематический Музей Великой Китайской стены. Позади здания, напоминающего стену своим внешним видом, находится и она сама. Учреждение призвано популяризировать большое историческое и культурное наследие этого без преувеличения уникального архитектурного объекта.

Под него стилизован даже коридор в музее – он отличается извилистостью, по всей его длине находятся «проходы», «сигнальные вышки», «крепости» и т. д. Экскурсия позволяет почувствовать себя так, будто путешествуешь по настоящей Великой Китайской стене: настолько здесь все продумано и реалистично.

Туристам на заметку


На участке Мутяньюй, самом протяженном из полностью отреставрированных фрагментов стены, расположенном в 90 км севернее столицы КНР, имеются два фуникулера. Первый оснащен закрытыми кабинками и рассчитан на 4-6 человек, второй представляет собой открытый подъемник, по аналогии с горнолыжными. Страдающим акрофобией (боязнью высоты) лучше не рисковать и отдать предпочтение пешей экскурсии, которая, однако, тоже сопряжена с трудностями.

Подниматься на Великую Китайскую стену достаточно легко, а вот спуск может превратиться в настоящую пытку. Дело в том, что высота ступеней не является одинаковой и варьируется в пределах 5-30 сантиметров. Спускаться по ним следует с предельной внимательностью и желательно не останавливаться, потому что после паузы возобновить спуск намного тяжелее. Один турист даже подсчитал: подъем на стену на самом низком ее участке сопряжен с преодолением 4 тысяч (!) ступеней.

Время для посещений, как добраться до Великой Китайской стены

Экскурсии на участок Мутяньюй с 16 марта по 15 ноября проводятся с 7:00 до 18:00, в остальные месяцы – с 7:30 до 17:00.

Участок Бадалин доступен для посещений с 6:00 до 19:00 в летний период и с 7:00 до 18:00 в зимнее время.

Знакомиться с участком Сыматай в ноябре-марте можно с 8:00 до 17:00, в апреле-ноябре – с 8:00 до 19:00.


Посещение Великой Китайской стены предусмотрено как в составе экскурсионных групп, так и в индивидуальном порядке. В первом случае туристов доставляют специальными автобусами, которые обычно отправляются с пекинской площади Тяньаньмэнь, улиц Ябаолу и Цяньмэнь, во втором к услугам любознательных путешественников общественный транспорт или нанятая на весь день частная машина с водителем.


Первый вариант подойдет тем, кто оказался в Поднебесной впервые и не знает языка. Или, наоборот, знающим страну и владеющим китайским, но при этом желающим сэкономить: групповые экскурсии стоят сравнительно недорого. Но тут есть и свои издержки, а именно значительная продолжительность таких туров и необходимость ориентироваться на других участников группы.

Общественным транспортом, чтобы добраться до Великой Китайской стены, пользуются обычно те, кто хорошо знает Пекин и хотя бы немного говорит и читает на китайском языке. Поездка обычным автобусом или электричкой обойдется дешевле даже самого привлекательного по цене группового тура. Налицо и экономия времени: самостоятельная экскурсия позволит не отвлекаться, например, на посещение многочисленных сувенирных лавок, куда так любят водить туристов гиды в надежде заработать свои комиссионные от продаж.

Аренда водителя с автомобилем на весь день – самый комфортный и гибкий способ добраться до того участка Великой Китайской стены, который вы выберете сами. Удовольствие не из дешевых, но оно стоит того. Состоятельные туристы часто заказывают машину через отель. Поймать ее можно и просто на улице, как обычное такси: так зарабатывают многие столичные жители, с готовностью предлагая иностранцам свои услуги. Только не забудьте взять у водителя номер телефона или сфотографировать сам автомобиль, чтобы потом долго не искать его, если человек до вашего возвращения с экскурсии куда-нибудь отойдет или отъедет.