Как определить проблему исследования в исследовательской работе. Постановка проблемы, формулировка темы и цели исследования. Проблема, объект и предмет исследования

Разработка теоретико-методологической части программы исследования начинается с постановки проблемы. Она задает тон всему процессу работы социолога.

Проблема, объект и предмет исследования.

Исходным пунктом всякого исследования является проблемная ситуация.

Проблемная ситуация – это реально существующие в социальной действительности противоречие способы разрешения которого в настоящее время не ясны или неизвестны.

Проблемная ситуация- состояние в развитии социального объекта, характеризующееся неустойчивостью, несоответствием его функционирова­ния потребностям дальнейшего развития.

Четкая формулировка проблемной ситуации на 60-70 % предопределяет конечный успех.

Проблемная ситуация - это реально существующее в социальной действительности противоречие (скажем, между обще­ственной потребностью в активизации экономического поведения и социальными факторами, препятствующими такой активизации), способы разрешения которого в настоящее время еще не известны или не ясны. Поэтому при разработке программы прикладного со­циологического исследования необходимо перевести интуитивно устанавливаемое и смутно выраженное в общественном сознании (или в мнении заказчика) социальное противоречие на язык точной теоретической интерпретации. А это означает требование отделить известное от неизвестного, уже решенные проблемы, не требующие специального анализа, от тех, которые нуждаются во вполне опре­деленных теоретических и практических действиях, направленных на получение нового знания, способного в случае его практического применения привести в качестве результата к разрешению проблем­ной ситуации.

Проблема - форма научного отображения проблемной ситуации. Она, с одной стороны, выражает реальные объективные противоречия, вызываю­щие проблемную ситуацию, с другой - указывает на противоречие между осознанием потребности определенных практических действий и незнани­ем средств и методов их реализации. Проблема формулируется как выра­жение необходимости изучения определенной области социальной жизни, разработки теоретических средств и практических действий, направленных на выявление причин, вызывающих противоречия, на их разрешение.

Проблемы порождаются социальной действитель­ностью или развивающимся знанием и сознательно формулируются социологом в форме ясных вопросов,на решение которых направлена вся познавательная деятельность в социологическом исследовании.

Проблема же, стоящая перед разработчиками программы кон­кретного социологического исследования, - это результат теоретического осмысления проблемной ситуации, выраженный в четкой формулировке. Проблема формулируется в виде ясных вопросов и установок. Например, вопрос: каковы причины низкой экономиче­ской активности определенных групп населения (рабочих, служа­щих и др.) в современных социально-экономических условиях? Ус­тановка: найти возможности, способы и пути активизации экономи­ческого поведения работающих и других групп населения.

Пример проблемы: проблемы формирования активной личности и факторы этого не допускающие.

В процессе формулировки проблемы исследования социолог стремится точно выразить проблемную ситуацию (и реальное про­тиворечие, определяющее ее) и в то же время не давать чрезмер­но широких и абстрактных определений. Первоначальная пробле­ма, которая чаще всего именно абстрактна, по ходу исследования постоянно сужается и к моменту выхода в «поле» приобретает чет­кий, завершенный вид. Целесообразно несколько раз возвращаться к формулировке проблемы. Если проблема не «урезана» до необ­ходимых размеров, всегда остается опасность, что социолог будет искать ответ не на одну, а на множество проблем, и стало быть, как следует не решит ни одной.

Чаще всего социологи не придают особого значения правиль­ному выбору проблемы исследования, полагаясь на интуицию и здравый смысл. Проблема в научном смысле слова не отличается от обыденного ее употребления. Выражение «проблема текучести кадров» или «проблема женского пола» суть не про­блемы в принятом выше значении, а темы (греч. thema - воп­рос для обсуждения, предмет разговора). В марке­тинговом исследовании заказчик определяет тему, но не про­блему исследования. Умение превращать тему исследования в проблему исследования - особое искусство, требующее квали­фикации и опыта.

В прикладном исследовании, которое проводится по инициа­тиве заказчика, в виде проблемной ситуации формулируется этот самый социальный заказ. Он представляет собой указание на ка­кое-либо социальное противоречие либо на неудовлетворительное положение дел.

Социологу нужно «перевести» проблемную ситуацию в форму­лировку проблемы. Это означает, что он должен проделать ана­лиз проблемной ситуации - специальную аналитическую работу, включающую решение следующих задач.

На стадии формулировки проблемы социолог обращается к изучению научной и методической литературы, результатам пред­шествующих социологических исследований собственной и дру­гих социологических служб, анализу экономического, техничес­кого и организационного контекста проблемы, опросу экспертов. В роли экспертов могут выступать непосредственные участники проблемной ситуации, включенные в нее на разных уровнях уп­равления.

Можно выделить две стороны проблемы: гносеологическую и предметную.

В гносеологическом смысле (т.е. с точки зрения познавательного процесса) проблемная ситуация – это знание о незнании, несоответствии или противоречии между знанием о потребностях людей и каких-то результативных практических или теоретических действиях и незнанием путей, средств, методов, способов, приемов реализации этих необходимых действий.

Предметная сторона проблемы социологического исследования - это явления и процессы, вызывающие беспокойство, например, ситуация непонятна, не поддает­ся убедительному объяснению, имеет место социальная дезорганизация, конфликт интересов социальных групп, общностей институтов.

С одной стороны, последние уг­рожают стабильности, но одновременно являются глав­ным фактором социальных изменений и потому осо­бенно заслуживают внимания.

Предметная и гносеологическая стороны социальной проблемы тесно взаимосвязаны.

В простейшем слу­чае - это недостаточная осведомленность о реальной социальной ситуации, вследствие чего невозможно ис­пользовать уже имеющееся знание для уяснения и воз­можного регулирования социальных процессов. В дру­гих случаях это обнаружение таких процессов и явле­ний, природа которых теоретически необъяснима, а сле­довательно, нет и соответствующих алгоритмов для их описания, прогнозирования и воздействия на них со сто­роны общества. Социальная проблема может и вовсе не осознаваться как общественная потребность, так как провоцирующие ее условия и поведение людей не дос­тигли того уровня, на котором она становится очевидной. Наконец, будучи осознаваемой, она не обязательно становится предметом анализа и целенаправленных действий, так как для этого нужны активная заинтере­сованность и готовность к практическим преобразова­ниям каких-то общественных сил, организаций, движе­ний... Именно такая готовность и заинтересованность образуют основу «социального запроса» в исследовании.

Классификация проблем:

Гносеологические (недостатки познавательной информации)

Предметные (реальные социальные противоречия)

По носителю (стратификационные, демогра­фические, семейные и т. д.)

По масштабам (глобальные, региональные)

По времени (кратко-, средне-, дальнесрочные)

По глубине (одноплановые, комплексные, сис­темные).

В процессе постановки проблемы можно выделить две основные процедуры: осмысление проблемной ситуа­ции и формулировку (разработку) проблемы.

А. Осмысление проблемной ситуации.

Проблемная ситуация - это реально существу­ющее в социальной действительности противоре­чие, способы (алгоритм) разрешения которого в данный момент еще не известны (не ясны).

Социолог фиксирует противоречие между зна­нием и незнанием: несоответствие наличных тео­ретических положений новым фактам. Отсюда формируется объективная потребность в получе­нии нового знания, поиске еще не известного ре­зультата для разрешения проблемной ситуации.

1) Перевести интуитивно улавливаемые проти­воречия на язык точного описания, отделить из­вестное от неизвестного, мнимые (псевдопроблемы), уже решенные, не требующие специального анали­за от тех, которые действительно требуют опреде­ленных теоретических и практических действий для их разрешения (выбора альтернатив).

Предварительный анализ проблемной ситуации:

а) внешние наблюдения;

б) свободные интервью с участниками проблем­ной ситуации;

в) анализ документов (традиционный), в том числе ведомственной документации, результатов предшествующих социологических исследований;

г) свободные интервью с экспертами.

    Вычленить проблематику, решение которой является компетенцией социологического познания.

    Очертить в проблемной ситуации основные для социологического исследования факторы и выделить среди них главные и второстепенные.

    Определить тип проблемной ситуации (доми­нирующую направленность):

Теоретическая, разрешение которой требует дальнейшего развития теории в данной сфере;

Практическая, ответ на разрешение которой содержится в теории, но недостаточно изучены (ясны) способы его практического осуществления.

Б. Формулировка проблемы.

Сформулированная проблема есть результат осмысления проблемной ситуации.

1) Проблема формулируется в виде ясных во­просов или установок.

Вопрос: Каковы причины таких-то и таких-то явлений?

Установка: Найти способы решения того-то и того-то. Построить модель, объясняющую данный круг факторов.

    Исследовательская проблема должна быть сформулирована в понятиях науки, то есть исходя из разработанных систем теоретических знаний в данной сфере, и адекватно отражающих содержа­ние вопроса (установки).

    Решаемая проблема обязательно предполага­ет изучение ближайших и отдаленных возможнос­тей ее решения. Наличие альтернативы обусловли­вает необходимость выбора оптимального варианта решения. Это, в свою очередь, определяет необхо­димость строгих организаций, уточнений проблему путем:

а) выделения объекта и предмета исследования;

б) постановки целей и задач исследования;

в) предположения (гипотез), вариантов реше­ния поставленной проблемы.

В своей совокупности данные процедуры про­граммы исследования позволяют предвидеть объем и содержание исследовательской работы.

Степень сложности научно-познавательной пробле­мы зависит:

    от соотносительной сложности объекта исследования и достигнутых о нем знаний;

    от уровня зрелости общественной потребности в прояснении ситуа­ции и разрешении социальных противоречий;

    от со­стояния научного и практического знания в соответству­ющей области.

Обычно исследователь начинает с некото­рой общей постановки вопроса (нащупывание проблемы), а затем уточняет его в серии более разветвленных форму­лировок, т. е. конкретизирует проблему.

Выделяют следующие формальные требования к развертыванию проблемы исследования:

    возможно более точное разграничение между "проблематичным", т. е. искомым, неизвестным, и "не­проблематичным" как данным и известным;

    отчетливое отделение друг от друга существенно­го и несущественного в отношении общей проблемы;

    расчленение общей проблемы на ее элементы и упорядочение по частным проблемам, а также по их приоритету (см. ниже о постановке целей и задач иссле­дования).

Формулировка проблемы влечет за собой выбор конкретного объекта исследования.

Объект социоло­гического исследования - это то, на что направлен, процесс познания (со­циальный процесс, область социальной действи­тельности, или какие-либо социальные взаимоотношения, порождающие проблемную ситуацию).

Требования, предъявляемые к объекту :

1 должен характеризоваться четкими обозначениями явления по таким параметрам, как профессиональная (или отраслевая) принадлежность, пространственная ограниченность (регион, город, деревня), функциональная направленность (производственная, политическая и т. д.);

2 должен характеризовать определенной временной ограниченностью

3 должен характеризоваться возможностями его количественных измерений.

Помимо объекта выделяется также предмет изучения.

Предмет исследования - наиболее значимые с практической или теоретической точки зрения свойства, стороны, особен­ности объекта, которые подлежат непосредственному изучению.

Остальные стороны или особенности объекта остаются как бы вне поля зрения исследователя. Поскольку объект - то, что содержит социальную про­блему, постольку предмет - это те его свойства и сторо­ны, которые наиболее выпукло выражают несходство интересов социальных субъектов, личности и организа­ций, образуют как бы полюса социального противоречия или конфликта.

Необходимо подчеркнуть, что, во-первых, одному и тому же объекту социологического исследования может соответствовать несколько различных предметов, т. е. предмет исследования очерчивает границы познания изучаемого объекта. Во-вторых, объект и предмет социологического исследования могут совпадать, когда социолог поставил задачу познать всю совокупность эмпирических закономерностей функционирования и развития конкретного социального объекта. В-третьих, предмет социологического исследования имеет сложную структуру. В-четвертых, следует помнить, что правильный выбор предмета конкретного социологического исследования определяется четкой постановкой проблемы, формулировкой цели и задач исследования и системным анализом объекта.

Определение объекта и предмета, которое так ясно и понятно в теории, на практике значительно труднее. В реальном социологическом исследовании определить его объект и предмет иногда бывает очень трудно.

Рассмотрим для примера, как формулируются проблемы, объект и предмет исследования выбора профессии выпускни­ками средней школы.

Проблема этого исследо­вания, проводившегося под руководством В. Н. Шубкина, - противоречие между равными правами в выборе профессии и фактическим неравенством возможностей разных соци­альных групп в реализации этих прав.

Объект исследова­ния - выпускники школ и их родители в момент выбора пер­вой трудовой профессии и трудоустройства выпускников.

В этом объекте и содержится противоречие.

Предмет изуче­ния - соотношение между планами о выборе профессии и их реализацией на практике.

К предмету относится также выяв­ление обусловленности жизненных планов социально-профес­сиональный статусом родительской семьи, своеобразием жизненных обстоятельств в данном регионе, личностными осо­бенностями выпускников.

Обычно предмет исследования содержит в себе центральный вопрос проблемы, связанный с предполо­жением о возможности обнаружить в нем закономер­ность или центральную тенденцию. Постановка такого вопроса - источник выдвижения рабочих гипотез.

Итак, формулировка проблемы и отсюда - выделе­ние объекта и предмета исследования - первый шаг в разработке программы.

Выбор предмета исследования:

1) Ориентирует на тот набор переменных и связей между ними, которые наиболее выпукло выражают центральный вопрос проблемы.

2) Очерчивают границы (рамки) предпринимае­мого исследовательского поиска.

Определение объекта и предмета является необ­ходимым условием целевой ориентации и концентрализации исследовательского процесса.

Проблема исследования - это важная и ответственная задача. Именно от того, насколько правильно она выбрана, зависит конечный итог всей работы. Рассмотрим подробнее вопрос, касающийся ее выбора, приведем несколько конкретных проектов и исследовательских работ.

Гипотеза

Казалось бы, как связана научная проблема исследования с гипотезой? На практике между ними существует прямая зависимость. Прежде чем приступать к работе над проектом, необходимо выяснить, что именно вы будете анализировать на протяжении своего исследования. Гипотеза - которое выдвигается в начале научного проекта или экспериментального исследования. По мере изучения объекта или определенного явления она может быть подтверждена либо опровергнута.

Поиск проблемы

Учитывая, что проблема исследования - это конкретная задача, которую и предстоит решить исследователю после завершения эксперимента, важно отнестись серьезно к подбору темы работы или проекта.

Как это сделать правильно? Если идет речь о школьных или проектах, то подбор темы осуществляется в тесном сотрудничестве с научным руководителем.

Примеры выбора тем

В зависимости от научной сферы, выбираемой для экспериментов, тема может быть как объемной, так и конкретной. Например, если планируется изучение истории одной фотографии, то в качестве исследований данной проблемы можно рассматривать поиск родственников, мест, связанным со снимком. Например, в качестве варианта подобного проекта, можно рассмотреть старую школьную фотографию выпускного класса. Ребята могут выяснить в ходе своего проекта, как сложилась судьба каждого из ребят, узнать об их отношении к учебе в школе.

Методы работы

Помимо тематики, важно подобрать подходящие методы исследования проблем. В противном случае сложно будет говорить об актуальности и достоверности получаемых результатов. Например, если исследование проводится в области химии или экологии, целесообразно применение экспериментального метода.

Во время проведения серии опытов, можно выявить средний показатель, на основании полученных результатов делать выводы. Решили провести исследование в гуманитарной сфере? В таком случае можно применить социологический опрос.

Например, для подросткового возраста актуальным является выбор будущей профессии. Можно проанализировать, используя собственные методики, как темперамент влияет на профориентацию подрастающего поколения.

Как провести подобное исследование? предполагает выбор теоретического материала, то есть проведение литературного обзора. Для начала придется выяснить, какие существуют поискать методики, позволяющие их выявлять у подростков.

Далее можно подобрать группу добровольцев, для которых будут предложены выбранные тесты. Подведя итоги проведенных исследований, можно в качестве рекомендаций предложить ребятам те профессии, которые в ходе теста были определены как оптимальные.

Цели и задачи

Проблемы должны быть конкретными, определенными, реалистичными. После выбора темы нужно определить цель проекта. На ее основе можно выделять задачи, которые исследователь будет решать по мере работы над проектом. Допустим, что целью эксперимента является количественное вычисление содержания аскорбиновой кислоты в ягодах рябины. В качестве тех задач, которые должны быть при этом поставлены, выделим:

  • изучение научной литературы, касающейся вопроса исследования;
  • выделение из множества методик той, которая будет оптимальной и реалистичной в данном случае;
  • сбор материала для проведения эксперимента;
  • эксперименты;
  • выводы и рекомендации по проблеме исследования.

В качестве дополнения к эксперименту можно отметить приложения, в которых будут указаны табличные показатели содержания витамина С в исследуемых образцах.

Юный ученый может провести сравнение полученных и табличных значений, сделать выводы.

Объект исследования

Как решают проблемы современных исследований школьники? В качестве объекта исследования ребята выбирают витамины, жиры, углеводы, когда идет речь о проектах в сфере химии и экологии. Например, в качестве объекта исследования, можно выбрать побережье Белого моря. Учитывая тот факт, что в 2002 году в Онежском заливе был серьезный выброс нефти с танкера, можно проанализировать, как та ситуация отразилась на флоре и фауне данного моря.

Предмет исследования

Проблема исследования является важным аспектом для формирования логического мышления в подрастающем поколении. От выбора предмета исследования зависит направление всей проектной деятельности.

В рамках внедрения в современную школу федеральных государственных стандартов нового поколения, повышается актуальность и востребованность проведения ученических исследований.

Для каждого ребенка должна быть выстроена собственная образовательная траектория развития, предполагающая проведение и проектной деятельности. Министерством образования перед педагогами поставлена задача формирования гармонически развитой личности, способной саморазвиваться, успешно социализироваться в современном обществе. Для выполнения этого задания учителя активно применяют в своей педагогической деятельности именно проектную методику.

Новизна и значимость

Особенность исследования, решения проблемы в рамках школьного проекта заключается в том, чтобы получаемые результаты были актуальными и значимыми. Для того чтобы правильно выбрать тематику исследования, нужно учесть несколько важных аспектов. Если проблема исследования - это запускной механизм для любого проекта, то его сущностью является научная новизна, а также практическая значимость.

Например, даже при выборе для работы классической методики проведения опытов, можно найти элемент новизны. Если работа лишена этого, она теряет всякий смысл. Проблема исследования - это самый важный момент, на который обращает внимание своего подопечного научный руководитель исследовательской либо проектной работы. До ее выдвижения необходимо внимательно изучить научную литературу, существующие практики по вопросу исследования.

Критерии проблемы

Существуют определенные нормы, которым должна соответствовать проблема исследования:

  • объективность вопроса;
  • практическая значимость.

Актуальность предполагает важность данного вопроса в определенный момент времени. Выявляя в своем проекте или исследовании актуальность, можно подчеркнуть связь между современным состоянием вопроса и ближайшим будущем.

Пример школьного проекта

Предлагаем в качестве примера оформления школьного проекта работу, касающуюся количественного определения аскорбиновой кислоты (витамина С) в чае. Во введении анализируется значимость темы, приводятся исторические факты применения объекта исследования.

Ещё на Руси использовали настой из иван-чая в качестве напитка и лекарства от разных болезней. Подтверждение уникальных свойств этого чая можно найти в работах русского исследователя Петра Александровича Бадмаева. Он прожил больше ста лет, во многом благодаря употреблению настоя этого удивительного растения.

Иван-чай имеет уникальный химический состав, который по праву можно назвать «кладовой природы». Жители Европы оценили достоинства Иван-чая, в котором содержится в 6,5 раз больше аскорбиновой кислоты (витамина С), чем в лимоне.

К началу XIX века данный продукт был вторым в списке экспортных товаров из России в страны Европы (после ревеня). После захвата англичанами территории Индии на колонизированных территориях появляются плантации черного чая, знакомого по своему вкусу всем современным россиянам. Англичане, стремящиеся получить материальную прибыль, «завоевывают» Россию и «навязывают» новый продукт ее жителям. Постепенно традиции применения иван-чая утрачиваются, и этот полезный продукт незаслуженно забывают.

Сложная экономическая ситуация, усложнение отношений с европейскими странами, сделали вопрос возрождения традиций классического русского чаепития, связанного с использованием иван-чая, важным с экономической и политической точки зрения.

Учитывая актуальность данного вопроса, в своей исследовательской работе мы решили провести сравнительный анализ органолептических и химических свойств иван-чая и классического индийского чая, выявить их сходные и отличительные параметры.

Определить количественное содержание аскорбиновой кислоты в исходных образцах чая.

Задачи работы:

  • изучить органолептические показатели взятых образцов путем дегустации;
  • провести количественный анализ содержания витамина С в образцах методом титрования.

Предмет исследования: количественное содержание витамина С в исходных образцах чая.

Объект исследования: иван-чай и классический индийский чай.

Методы исследования:

  • литературный обзор;
  • йодометрия (титриметрический анализ);
  • статистическая обработка результатов.

Гипотеза: по количественному содержанию аскорбиновой кислоты и органолептическим показателям классический индийский чай существенно уступает иван-чаю.

После завершения исследования формируются выводы о значимости и целесообразности применения иван-чая в качестве альтернативы классическому черному чаю.

Заключение

Проектные технологии стали неотъемлемой частью современного образования. Они применяются не только на старшей ступени обучения, но и в дошкольных учреждениях.

Для того чтобы у каждого российского школьника была возможность продемонстрировать свои творческие способности, получать новые умения и навыки, они должны вовлекаться в проектную и исследовательскую деятельность. Какого бы вида проект ими ни создавался, в любом случае должна быть правильно подобрана его тематика, поставлена цель исследования, определены задачи, выдвинута гипотеза. Даже в том случае, когда в процессе работы она будет опровергнута или подтверждена частично, это не уменьшает актуальности и значимости созданного проекта. В ближайшее время введут профессиональный стандарт для российских педагогов. Одним из пунктов в нем будет проведение с учащимися исследований, а также вовлечение подрастающего поколения в проектную деятельность.

Если вообще можно говорить о каком-то начале науки или познания, то познание начинается не с восприятий или наблюдений, не со сбора данных или фактов, оно начинается с проблем. Без проблемы нет и знания - но и без знания нет проблемы..."

Выбор темы для будущей работы имеет исключительно большое значение. Под темой выпускной квалификационной работы принято понимать то главное, о чем в ней говорится. Темы выпускных квалификационных работ определяются высшим учебным заведением, однако студенту предоставляется право выбора темы работы вплоть до предложения своей тематики с необходимым обоснованием целесообразности ее разработки. Тема ограничивает круг проблем и область исследования, выбор предмета, объекта и методов исследования. При выборе темы очень важно учитывать общий стаж в выбранной области знаний, предыдущий "задел" в ней, а также опыт выступлений в научных кружках или на собраниях специалистов с научными сообщениями и т.п. При выборе темы целесообразно брать задачу сравнительно узкого плана с тем, чтобы можно было ее глубоко проработать.

Не менее важными факторами выбора темы является возможности ее реализации. Так, исследователь, желающий изучать особенности женщин, достигших успеха в литературном творчестве, может столкнуться с проблемой поиска испытуемых, дающих согласие на участие в исследовании. В таком случае, замысел и идеи исследования так и не будут реализованы. Реалистичность замысла будет определяться наличием потенциальных испытуемых, необходимого методического инструментария и оборудования, а также временных резервов. Как правило, исследования требуют для завершения больше времени, чем ожидалось, поэтому планирование этапов исследования должно включать себя некоторый временной резерв.

Выбрать тему выпускной квалификационной работы студенту могут помочь следующие приемы:

Просмотр каталогов защищенных выпускных квалификационных и дипломных работ и ознакомление с уже выполненными на кафедре научными разработками.

Ознакомление с новейшими результатами исследований в смежных, пограничных областях науки, имея в виду, что на стыке возможно найти новые и порой неожиданные решения.

Пересмотр известных научных решений при помощи новых методов, с новых теоретических позиций, с привлечением новых существенных фактов, выявленных автором работы.

Существенную роль в выборе темы оказывают ознакомление с аналитическими обзорами и статьями в специальной периодике, а также беседы и консультации со специалистами - практиками и преподавателями, в процессе которых можно выявить важные вопросы.

Актуальность исследования определяется несколькими факторами:


Необходимостью дополнения теоретических построений, относящихся к изучаемому явлению;

Потребностью в новых данных;

Потребностью в новых методах;

Потребностью практики.

Обычно актуальность исследования позволяет точно и обоснованно сформулировать проблему исследования. От формулировки научной проблемы логично перейти к формулировке цели предпринимаемого исследования, а также указать на конкретные задачи, которые предстоит решать в соответствии с этой целью.

Цель исследования - это желаемый конечный результат исследования. Цели работы могут быть разнообразными. Наиболее типичны следующие цели (приводится по Л.В. Куликову, Л.А. Регуш):

Изучение содержательных характеристик тех или иных психических явлений (определение свойств, признаков, присущих явлению или феномену);

Изучение людей как носителей тех или иных известных психических особенностей и сопоставление выявленных психических характеристик у данных конкретных лиц с известными типологиями;

Изучение причин, лежащих в основе тех или иных проблем у разных групп людей, в разных условиях деятельности и общения;

Изучение особенностей поведения, деятельности, общения людей, имеющих различные психические характеристики;

Выявление взаимосвязи психических явлений, определение структурной организации изучаемого психического феномена;

Изучение динамики психического явления в фило - и онтогенезе ;

Создание новой методики или методического комплекса для решения заявленной проблемы;

Адаптация методик, в том числе приспособление имеющихся методик для использования их в решении новых проблем;

Разработка психокоррекционных и тренинговых программ, с приведением результатов их апробации.

Предложенный перечень целей достаточно условен и характеризует общие направления исследований, в конкретном исследовании различные направления могут пересекаться и представлять собой единую, интегрированную цель.

Задачи исследования .

Постановка задач исследования - это выбор путей и средств достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой. Задачи исследования конкретизируют его цель таким образом, что каждая задача планируется и описывается настолько четко и ясно, чтобы можно было определить конкретные методы и приемы ее реализации. В работе может быть поставлено несколько задач. Обычно в выпускном квалификационном исследовании рекомендуется формулировать не более 5 задач. Не следует ставить формальные задачи, соответствующие этапам исследования (например, проанализировать литературу, подобрать методики, провести исследование, обработать данные исследования и т.д.) Такого рода задачи являются общими технологическими этапами исследования и не отражают содержание исследуемой проблематики.

Требования к вербальному формулированию задач исследования:

Задачи следует начинать с глаголов в неопределенной форме и в повелительном наклонении (проанализировать, раскрыть, определить, описать и т.д.);

Задачи должны соответствовать поставленной цели исследования, не противореча ей и не выходя за ее пределы;

В задачах должен быть конкретизирован требуемый конечный результат;

Задачи должны быть настолько конкретными, ясными и точными, чтобы не оставалось места для их неправильного или множественного толкования

Постановка задач основывается на дроблении цели исследования на подцели. В работе может быть поставлено несколько задач. Задачи исследования делятся на задачи процедурного характера, касающиеся, например, проведения наблюдения или проведения эксперимента и т.д., проведения сравнения одного явления с другим.

Предмет исследования.

После определения цели перед исследователем встает вопрос: что нужно фиксировать, какие аспекты психической деятельности необходимо выявить при изучении интересующего явления. При ответе на этот вопрос необходимо понимать какое психическое явление составляет предмет исследования, какими проявлениями, свойствами и закономерностями протекания оно характеризуется. Предмет исследования - это всегда определенные свойства объекта, их соотношения, зависимость объекта и свойств от каких-либо условий.

Характеристики предмета измеряются, определяются, квалифицируются. Предметом исследования могут быть явления в целом, отдельные их стороны, аспекты и отношения между отдельными сторонами и целым. К предмету исследования в психологии относятся психические процессы, свойства, психологические качества человека, психические состояния, поведение, виды деятельности и общения, а также взаимосвязи и взаимовлияния их друг на друга, взаимосвязи с другими уровнями и внутри одного уровня психической организации человека и т.д.

Объект исследования.

Объектом психологического исследования может быть человек, группа людей, общность людей, а также животные и сообщество животных. При описании объекта исследования указывается количество обследованных, их возраст, пол и другие социально-психологические характеристики, важные для понимания изучаемого явления, например, национальность и профессия.

Например, целью исследования может быть установление особенностей отношения к деньгам у младших школьников. Предмет исследования - отношение к деньгам у младших школьников. Соответственно объектом исследования будут носители этих особенностей - младшие школьники.

Доброго времени суток!

Залогом успеха исследовательской деятельности является не только правильно сформулированная тема исследования, но и правильная формулировка проблемы, цели и задач.

Проблема исследования и его тема – это не одно и то же. Проблема как бы задает ракурс рассмотрения темы; она является основной, стержневой для всей работы. В связи с этим, нужно четко, ясно, корректно определить проблему. Она может быть сформулирована в виде проблемной ситуации, нерешенного вопроса, теоретической или практической задачи и т.п. Проблема – это своего рода граница между знанием и незнанием. Она возникает тогда, когда прежнего знания становится недостаточно, а новое еще не приняло развитой формы.

Для того, чтобы верно сформулировать проблему, необходимо понять, что в выбранной теме уже было разработано до Вас, что еще пока слабо разработано, а чего, вообще, никто не касался, а это возможно лишь на основе изучения имеющейся литературы. Поставленная проблема должна быть отражена в формулировке цели исследования. Вариант решения проблемы, составляющий само содержание работы, первоначально формулируется в виде основной гипотезы исследования.

Цель исследования - это результат, для достижения которого проводится исследование. Определить цель исследования - значит ответить себе и другим на вопрос о том, зачем ты его проводишь.

Цель определяет тактику исследования, вытекает из выявленной проблемы, характеризует тот информационный вакуум, который должен быть ликвидирован для решения обозначенной проблемы. Цель исследования должна быть ясно и четко сформулированной, быть достаточно детальной, должна "расшифровывать" тему исследования. При этом должна существовать возможность ее измерения и оценки уровня ее достижения. Обычно начинается словами "выяснение...", "обоснование...", "выявление...".

Примеры формулировки цели исследования:
1. Выяснение, почему зебре нужны полоски.
2. Расследование, почему репейник колючий.

Задачи исследования уточняют цель. Цель указывает общее направление движения, а задачи описывают основные шаги. Задачи исследования формулируются в соответствии с его целью и гипотезами и заключают в себе поиск ответа на вопрос "Каковы пути и средства решения исследуемой проблемы?". Цель одна, а задач может быть несколько. Обычно начинаются со слов "изучить", "описать", "составить", "выявить".

Например, в исследовательской работе учащихся по теме "Что такое грибы?" были сформулированы следующие цель и задачи:

Цель: выяснение, что такое грибы: растения, животные или самостоятельное подцарство живой природы.
Задачи:
1. Изучить литературу, материалы в сети Интернет о грибах, растениях и животных.
2. Выявить характерные черты грибов, растений и животных.
3. Выяснить общие и отличительные черты грибов, растений и животных.
4. Обобщить полученные данные.

Проблема исследования определяется только вместе с его актуальностью (актуальна в первую очередь решаемая проблема), целью, объектом и предметом являясь центром проблемно-поисковой области исследования.

Формулировку проблемы исследования желательно начать с определения ведущих противоречий в явлении, определившем тематику исследования. Обнаружение противоречий – важная для ориентировочных действий исследователя область. Важно понять, какие противоречия могут быть решены в данном исследовании:

– между теорией и фактами («вопреки положениям теории о… факты указывают на…»);

– между двумя теориями («в объяснении… возникает противоречие между теорией когнитивного диссонанса и теорией социального научения»);

– между необходимостью чего-либо для человека и общества, и отсутствием знаний о том, как получить желаемое («противоречие между необходимостью эффективного формирования коммуникативных навыков и отсутствием научно обоснованных способов их формирования у спортсменов-туристов»).

В несложном эмпирическом исследовании к постановке проблемы чаще всего ведут противоречия между необходимостью чего-либо для человека и общества, и отсутствием знаний о том, как получить желаемое, а также – между теорией и фактами. В более развернутых исследованиях выявляется система противоречий, так как проблемы там имеют комплексный характер. Определенные противоречия требуют описания порождаемой ими проблемной ситуации, которая и обнаруживается, осознается и формулируется как актуальная научная проблема, решаемая в данном исследовании.

Определяющим типом противоречий, ведущим к проблемам для педагогики являются противоречия объективной педагогической действительности, существующие в деятельности и отношениях «преподаватель - ученик», «преподавание - учение», «деятельность учителя - деятельность ученика», в связи содержательной и процессуальной сторон процесса обучения и воспитания. Широкий круг противоречий связан с отношениямипедагогических (образовательных) систем (в том числе и их компонентов) и общества или человека: между общественными запросами и неготовностью, отсутствием, недостаточностью чего-либо в образовании; между появившимися новыми реалиями в практике образования и теоретической неосмысленностью нового;между потребностями человека в определенных образовательных результатах и отсутствием теоретически обоснованных средств, условий, методов в педагогике и др. В психологии это чаще всего противоречия между объективно возникающей в ходе развития научного знания потребностью в его углублении и существующими средствами достижения этой потребности, противоречияв объяснениях сущности какого-либо явления, противоречия между эмпирическими данными разных авторов,



В учебных эмпирических исследованиях осознание и формулировка противоречий при постановке проблемы, в силу простоты решаемых проблем осуществляется не всегда. Однако важно помнить, что за любой проблемой всегда стоят определенные противоречия, сущность которых в том, что они, существуя в границах одного объекта, служат препятствием в исследовании способов его развития.

Принято считать, что выдвижению проблемы обычно предшествует появление в науке общей проблемной ситуации, которая характеризует трудность в познании, сложившаяся в той или иной отрасли научной деятельности. Для отдельного исследования это означает, что выдвинутая в нем проблема – всегда частный случай общенаучной проблемы, и ее формулировки должны в том или ином виде содержать отсылку, «намек» на «большую» научную проблему. Отсутствие такого «намека»приводит к тому, что произвольное описание того, что представляется начинающему исследователю проблемой, не всегда ее содержит. Чаще всего происходит подмена научной проблемы практической. Для того, чтобы такая ошибка не возникала, нужно помнить, что «одна практическая задача может быть решена на основе изучения множества научных проблем, и, наоборот, результаты решения одной научной проблемы могут способствовать решению множества практических задач» . Научная проблема всегда связана с обнаружением нехватки научного знания в определенной области и осознанием потребности в устранении этой нехватки. Научная проблема разрешает противоречия в познании, ее решение показывает возможные пути, способы действий практиков, но не вооружают их конкретными средствами деятельности. Она – не просто препятствие, а объективно существующее препятствие в познании, преодоление которого поможет развиваться практике. В науке не разрешаются противоречия, возникающие в практике, в ней создаются обобщенные предпосылки, выявляются способы и условия разрешения практических проблем (часто и не реализуемые на практике).

Как осознается и формулируется проблема исследования? Чаще всего исследователь интуитивно понимает границы определенных явлений и процессов, в которых существует проблема, но точно сформулировать ее не может.

Остановимся на некоторых возможных вариантах описания и формулировки проблем исследования.

– Формулировка проблемы, основанная на описании противоречий, которые необходимо разрешить («проблема разрешения описанных противоречий…». Например: «проблема нашего исследования – разрешение противоречий между общим признанием особенностей женского вождения и отсутствием научно обоснованных представлений об учете гендерных особенностей в деятельности водителей транспортных средств» (из студенческой работы, Ксения Д.).при такой формулировке проблема точно не названа (что составляет недостаток формулировки), но ее можно «угадать» и обозначить более точно. Можно описать проблемную ситуацию, вытекающую из определенных противоречий: «противоречия между… задают проблему…», «на основе выделенных противоречий можно выделить проблему…», «таким образом, можно сформулировать проблему…»

– Описание проблемы в свободной форме: «Проблема причин возникновения чувства одиночества в подростковом возрасте, решаемая в нашем исследовании, связана с тем, что таких причин может быть много, они имеют сложный состав и направленность…» (Анна М., экзаменационная работа).В этой формулировке есть легкая путаница относительно содержания проблемы (скорее, проблема тут касается выявления причин возникновения чувства одиночества в подростковом возрасте), но направление мысли, на наш взгляд, верное. Возможны и описания проблемной ситуации, вытекающей из определенных противоречий: «противоречия между… задают проблему…», «на основе выделенных противоречий можно выделить проблему…», «таким образом, можно сформулировать проблему…». Возможна и постановка проблемной задачи как направления поиска предполагаемого результата исследования: «в данном исследовании мы будем решать проблему выявления причин возникновения чувства одиночества в подростковом возрасте».

– Формулировка проблемы в виде проблемного вопроса, в котором фиксируется неизвестное и содержится возможность его исследовании: «как», «каковы», «существует ли», «возможно ли», «насколько», «в какой мере»? и т.п. Например: «Почему девочки в средних классах учатся лучше, чем мальчики?»; «Насколько большой вред человек может нанести другому человеку, если выполняет команды авторитетного начальника?»; «Какой метод более эффективен в изучении математики?».

В любом случае при формулировке проблемы следует пытаться описать ее вид: разрешима ли она? Не чересчур ли масштабна и сложна для одного исследования? В эмпирическом исследовании важны и ответы на вопросы: «какие данные о психике (воспитательном процессе) нужно получить для решения проблемы?»; «какие нужно будет произвести измерения?»; «какие методы следует применять для решения проблемы?».

Важно помнить, и о том, что проблема должна быть сформулирована в научных терминах, и здесь неминуемо нужно вновь обратиться к определению содержания и объема проработанных теоретических понятий и их интерпретации, но уже не в целом, а в отношении рассматриваемой проблемы. Единство терминологии – решающее условие успеха исследования.Не следует забывать и о том, что неминуемо нужно возвращаться к определению содержания и объема теоретических понятий, их интерпретации и операционализации в отношении рассматриваемой проблемы. Нужно и постоянно соотносить понятия и проблему с теоретической системой (выбор теории, описывающей явление), стремиться достичь точности и однозначности в понимании их единства (составление тезауруса исследования).

Часто произвольное описание того, что представляется начинающему исследователя проблемой, не всегда ее содержит. Проблема должна раскрывать основное затруднение, противоречие, проявляющееся в тех или иных явлениях, знаниях. Это противоречие исследователь должен обнаружить и сформулировать. Конечно, не всякое противоречие ведет к проблеме, а только такое, в котором имеется научное содержание. В определенном смысле речь идет о диалектическом противоречии, являющемся источником развития. Противоречие диалектическое – «взаимодействие противоположных, взаимоисключающих сторон и тенденций предметов и явлений, которые вместе с тем находятся во внутреннем единстве и взаимопроникновении, выступая источником самодвижения и развития объективного мира и познания» .

Нельзя подменять научную проблему практической: «одна практическая задача может быть решена на основе изучения множества научных проблем, и, наоборот, результаты решения одной научной проблемы могут способствовать решению множества практических задач» – справедливо отмечает В.В. Краевский .

Уже на стадии формулировки проблемы определяется, каким по преимуществу будет исследование – психологическим или педагогическим. Например, проблема исследования, направленного на развитие логического мышления младших школьников с помощью дидактические игр, выраженная в виде вопроса, для педагогического исследования может быть сформулирована в следующих вариантах: «Какие дидактические игры будут эффективнее развивать логическое мышление?»; «Какие структурные и содержательные признаки должна содержать дидактическая игра для обеспечения развития логического мышления»; «Какие условия будут способствовать развивающему эффекту применения дидактических игр?». Для исследования психологического, формулировки могут быть следующими: «Какие компоненты логического мышления будут наиболее эффективно развиваться в дидактических играх?»; «Выполнение каких умственных действий в дидактических играх обеспечивает развитие логического мышления?»; «Каковы индивидуальные различия в развитии логического мышления с помощью дидактических игр?». Каждый из предложенных вариантов впрямую влияет на определение объекта и предмета, на формулировки цели исследования.

Правильно сформулировав проблему, исследователь уже сделал решающий шаг в направлении определения объекта и предмета и цели исследования, так как определил ту часть реальности, на которую направлен процесс познания и то, что в этой части реальности будет изучаться.

Тема исследования

Тема – это концентрированное выражение сущности содержания и смысла исследования. Тема в ее вербальном оформлении – это название исследования. Однако нужно помнить, что понятие темы – шире: оно в идеале включает в себя обозначение места данного исследования и в системе научного знания, и специфику предмета исследования, и его цель, задачи, а иногда и методы. Формулировка темы должна в первую очередь указывать на предмет исследования, а по возможности в ней в той или иной мере (или имплицитно, или явно) могут отражаться проблема, предмет, цель и методы исследования, или хотя бы подчеркнут один из этих компонентов исследования.

Темы исследований часто даются студентам в готовом виде, но в истинном научном поиске они именно формулируются после определения проблемы, которая в данном исследовании будет решаться. Конечно, когда студент попадает в ситуацию формулировки проблемы, он старается и проблему выбрать попроще (чаще всего так, чтобы ее можно было решить в корреляционном исследовании, выявляющем простые взаимосвязи между отдельными явлениями), и тему сформулировать случайным образом, с помощью фразы, как-нибудь отражающей содержание исследования (кроме того, всегда можно надеяться на помощь научного руководителя). Между тем, попытки самостоятельной формулировки названия, наиболее полно отражающего тему исследования –важная для студента работа, позволяющая глубоко осознать систему понятий исследования, проникнуть в сущность изучаемого, установить целостность научного поиска истины.

Как подбирается формулировка темы? Это во многом связано с лингвистическими, языковыми средствами выражения сущности исследования.

В лингвистическом отношении возможны названия [см.: 38]:

– в виде «назывных» предложений: «Гендерные особенности в управлении автомобилем»;

– в виде «парцеллированных» (разбитых на части) предложений, иногда с перечислением, часто с двоеточием: «Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста: методы и средства»;

– с уточнениями и кратким объяснением («как», «в виде»): «Одиночество как психический феномен и ресурс развития личности в юношеском возрасте»; «Влияние японских анимационных мультфильмов на эмоциональную сферу (на примере юношеского возраста)».

Следует избегать в названии употребления слов «исследование», «проблема», «гипотеза» и прочие термины, которые в любом исследовании и так будут использоваться, а для раскрытия темы не дают ничего. Нежелательно и использование выражений «К вопросу…», «О некоторых проблемах…», «Пути совершенствования...» и т.п.: в них нельзя увидеть проблему и цель исследования. В эмпирических исследованиях нежелательны и расширительные названия. К примеру, в названии «Словесно-логическая память младших школьников» имеется простое указание на то, что исследуется (объект исследования) что предполагает, что в исследовании имеется полное рассмотрение названного феномена: его определения, рассмотрение точек зрения на него, выдвижение гипотез о его сущности и роли в психической деятельности, их развернутое доказательство. Такие названия подходят к монографиям, где глубоко исследуется и раскрывается одна тема, а не к эмпирическим исследованиям.

Нужно стараться избавляться и от невнятности формулировок. Например, формулировка темы «Уровень развития познавательных процессов детей дошкольного возраста» скорее вызывает вопросы, чем дает ответ на то, что входит в содержание исследования: измерение уровня развития познавательных процессов? Выявление факторов, влияющих на уровень развития познавательных процессов? Способы развития уровня познавательных процессов?

Часто общенаучная, психологическая и педагогическая терминология попадает в название исследовательской работы, но не осмысливается в содержательном отношении. Между тем, большинство из общих научных терминов имеют четко определенное содержание. Приведу несколько терминов, о содержании которых, внося их в название работы, нужно помнить:

– «Методы» – это то, какими способами осуществляется деятельность (практическая или исследовательская);

– «Формы» (организации, выполнения деятельности, взаимодействия и т.п.) – это внешнее выражение деятельности и взаимодействий: как организовывается деятельность, как взаимодействия распределяются по количеству участников, порядку, времени;

– «Средства»: то, с помощью чего осуществляются действия;

– «Условия»: то, что входит в ситуацию выполнения действий, внешние обстоятельства по отношению к осуществлению деятельности;

– «Факторы»: то, что действует как некоторая причина;

– «Ресурсы»: то, что создает возможности осуществления и развития деятельности.

Конкретное содержание этих терминов задается контекстом исследования, из которого ясно, в каком качестве исследуемый объект (феномен) используется. Так, игра может рассматриваться как средство, с помощью которого развивают что-либо в психике, в личности («Игра как средство развития…»), как метод («Игра как метод обеспечения…»), как форма («Игра как форма учебной деятельности»), как условие, как фактор, как способ. Например, при использовании игры как средства развития: она рассматривается как то, с помощью чего мы будем развивать что-либо. В другом контексте, когда характеризуются конкретные приемы, порядок и содержание действий, правила игры, их смысловые стороны, игра может выступать как метод. Когда важны способы организации самой деятельности, последовательность, соблюдение определенных пространственно-временных границ, игра может рассматриваться как форма организации какой-либо деятельности, если сама эта деятельность (например, учебная) может осуществляться в различных формах, включая игровую. Обращение к игре может быть и условием выполнения определенной деятельности, если является наиболее эффективной формой выполнения этой деятельности: «основным условием овладения умениями соблюдать этикет является использование игры».

По названию работы можно и определить то, каков характер исследования. Названия «Взаимосвязь тревожности и социальной адаптации у студентов в вузе»; «Взаимосвязь интернет-общения и чувства одиночества в юношеском возрасте»; «Взаимосвязь личностной тревожности и агрессивности у студентов» однозначно свидетельствуют, что перед читателем корреляционное исследование. А названия «Влияние увлеченности компьютерными играми на агрессивность подростков»; «Влияние японских анимационных мультфильмов на эмоциональную сферу в юношеском возрасте»; «Тренинг личностного роста как средство снижения уровня депрессии»; «Влияние родителей на выбор профессии у старших школьников» говорят о том, что здесь будет проверяться причинно-следственная связь явлений (скорее всего, в экспериментальной работе).

Исследователь должен опираться на проработанные им понятия, чтобы в названии была отражена сущность проведенной им исследовательской работы. Однако, наукообразностью названий увлекаться не стоит: неоправданное использование научной терминологии может и затемнить понимание содержания работы. Необоснованная псевдонаучность названия высмеивается в «бородатых» аспирантских анекдотах, например: представленная на утверждение ученого совета тема «Как носить воду решетом» была утверждена в следующей редакции: «Транспортировка соединений водорода и кислорода в пористых емкостях ячеистой структуры», а тема «Для чего попу гармонь?»– как «Проблема потребности лиц духовного сана в духовых язычковых инструментах» (подобных анекдотов существует несколько десятков).

Остановимся на некоторых «невезучих» терминах, которые понятийно не осмысливаются, но часто включаются в предварительные формулировки темы исследования.

– «Особенности» («Особенности самооценки художественно одаренных подростков»; «Особенности личностных качеств современного лидера»; «Особенности детско-родительских отношений в семьях старших дошкольников» и т.п.). Термином «особенность» всегда обозначают некоторое явление, в котором заключены конкретные отличия од другого, в чем то сходного явления, а, значит, в исследовании нужно будет проводить логические операции сравнения, аналогии и др., то есть: выявить общее и особенное в этих сходных явлениях по определенным основаниям, по которым их можно сравнивать. Термин заранее указывает на логические основы исследования, влияет на формулировки объекта и предмета, цели гипотезы. «Бездумное» его применение легко выявить, пытаясь ответить на просьбу: «назовите хотя бы одну особенность» (обычно такой вопрос приводит студента в полный ступор).

– «Развитие», «формирование». Прочитав термин «развитие» в теме исследования, можно понять в двух значениях: или как изучение процесса развития чего-то и его описание (содержание, этапы, структура и т.п.), или как осуществление действий профессионалов, стимулирующих (направляющих, создающих условия,) развитие чего-то: развивать способности детей, развивать умения, развивать личностные качества и пр. Студенты чаще всего имеют в виду именно второе значение, хотя не осознают этих различий.

– «Влияние», «Взаимосвязь», «Причины». Эти термины заранее задают тип связей, закономерности в существовании которых выявляются в исследовании. «Не везет» чаще всего «влиянию»: очень часто вместо взаимосвязи (взаимовлияния, опосредованной связи и др.) исследователь указывает на наличие связи каузальной (причинно-следственной), но, не осознавая этого, доказывать причинность не берется, выполняя корреляционное исследование, выявляющее только связь. Ему кажется, что установив некоторую связь, мы уже доказали, что эта связь – каузальная. В нашей практике это проявилось у большинства студентов. Приведем в качестве примеров формулировки тем, встречавшиеся нам десятки раз: «Влияние учебной мотивации на успеваемость младших школьников»; «Влияние тревожности на внутригрупповой статус подростков». Лучший способ избежать такого соблазна – задать себе вопрос о возможности обратного влияния: «Не может ли успеваемость повлиять на мотивацию ученика?»; «А не может ли внутригрупповой статус влиять на тревожность человека?».

Исследователь, стремясь сформулировать тему, всегда сталкивается со Сциллой точности и Харибдой краткости: чем точнее формулировка, тем длиннее она формулируется, чем короче – тем неопределеннее отражение содержания исследования. В любом случае формулировка темы задается и проблемно-тематической и поисковой области исследования. Главным фактором здесь становятся предмет и проблема исследования (не случайно в диссертационных исследованиях тема обосновывается после формулировки проблемы), так как они содержат все дальнейшие ориентиры научного поиска. Но, в силу большой свободы в формулировках темы, работа над ними продолжается обычно в течение всего хода исследования: иногда выявляются неожиданные стороны и ракурсы проблемы, объекта, предмета, корректируется цель исследования, меняются его задачи, что требует уточнения названия. Иногда и непредсказуемые результаты исследования, и эстетические соображения могут повлиять и на тему, и на формулировку проблемы. Поэтому исследователь на любом этапе исследования должен быть готов к изменениям не только в понятийной работе, но и в формулировках темы.

Цель исследования

Цель исследования как обоснованное представление об общих конечных (или промежуточных) результатах исследования должна описывать получаемое в исследовании новое научное знание, имеющее значение для человека и общества.Поэтому цель исследований всегда заключается в получении новых научных знаний, разработке практических рекомендаций, доказательстве определенных теоретических положений и т.п. – то есть в актуальном и значимом для науки результате.Она, поэтому связана с актуальностью, проблемой и гипотезой исследования.

Цель – логический, организующий исследование центр исследования, содержащий модель будущего результата,она всегда имеет предположительный характер и в ходе исследования уточняется по мере того, как углубляется представление об объекте и предмете исследования. В теоретических исследованиях целями становятся чаще всего обоснование и доказательство истинности теоретических положений (теории, принципа, закона и пр.), введение и обоснование новых теоретических положений, рациональное обоснование законов, закономерностей и т.д. В эмпирических же исследованиях целями становятся эмпирическое выявление свойств и связей явлений (психологических или педагогических), проверка теоретических положений, разработка и опробование системы определенных педагогических действий или психологических средств и т.п.

Цель – образ будущего результата, а не процесса, не применяемого метода, не отдельной задачи, решаемой для раскрытия темы исследования. Поэтому она должна быть сформулирована так, чтобы любой, прочитавший ее, понял, что будет написано в конце исследования. Если используются формулировки «установить...», «выявить...», «определить…», «вывести формулу...», «разработать» то ясно, что в описании результатов исследователь перечислит то, что установлено, найдено, установлено, разработано. Возможны также формулировки «уточнить», «обосновать», «создать» а в учебных студенческих работах – «уточнить».

Если же используются формулировки «изучить…», «исследовать…», «описать…», «проанализировать» и т.п., то, видимо, в итоге будет сказано: «итак, мы изучили», «мы исследовали», а описание того, что изучено, исследовано, проанализировано не будет иметь отношения к цели.

В психологических эмпирических исследованиях часто ставятся такие цели, как: выявление взаимосвязи психических явлений (процессов, состояний, свойств, включая и личностные и др.) как между собой, так и с некоторыми внешними свойствами среды, отношений, действий; определение характеристик этих взаимосвязей: силы, тесноты, направленности, структуры, устойчивости; выявление структурных и процессуальных характеристик психических феноменов;и т.п.

В педагогических эмпирических исследованиях в качестве цели могут быть разработка нового способа практических действий (методики, программы, технологии и др.), выявление наиболее эффективного педагогического способа (метода, средства, технологии), выявление структуры и характера условий обеспечения успешности образовательного процесса и т.п.

Например, возможны такие формулировки цели: «Определить необходимые и достаточные педагогические (дидактические) средства (системы средств)... и разработать систему средств…»; «Выявить, обосновать и экспериментально проверить эффективность педагогических условий (предпосылки и условия) формирования (воспитания, развития)...»; «Определить структуру и механизмы формирования отношений (в спортивной группе; в возникновении конфликта; к компьютерным играм)…»; «Выявить преобладающий тип этнической идентичности у представителей различных этносов».Однако, следовать впрямую предложенным «шаблонам» не нужно: в каждом исследовании цель зависит от проблемы, и, в свою очередь должна предоставлять возможность «разложить» (декомпозировать) ее на отдельные задачи.

Цель играет и направляющую роль, ограничивая рамки рассмотрения способов решения проблемы. Так, формулировка цели «Разработать методику развития логической памяти учащихся начальной школы» указывает на то, что центром исследования будут методические способы развития не памяти вообще, что из всех видов памяти в центре внимания будет только память логическая.

Вот примеры подмены цели другими частями исследования (взяты из литературы): «Целью данной работы является описание причин и закономерностей сознательной смены профессии как феномена профессионального развития»(подмена цели одним из видов действий исследователя, эта формулировка может быть задачей); «Цель исследования – анализ мотивационной сферы людей с алкогольной и наркотической зависимостью» (подмена цели методом исследования). В обоих случаях нет описания результата: остается неясным, к чему приведет описание причин и закономерностей или анализ мотивационной сферы.

Можно ли использовать часто встречающуюся формулировку «цель исследования – решить поставленную проблему»? Видимо, нет: цель описывает именно результат исследования, который достигается при решении проблемы, и выходит за ее рамки, внося новое представление о способах осуществления практической деятельности.

Можно дать следующие общие советы начинающему исследователю при формулировке им цели исследования

– Не путайте цель исследования с целью применения метода (наблюдения, эксперимента, анализа, классификации): их цели – только частные стороны общей цели исследования;

– Ищите корректную формулировку цели, желательно выраженную в одном предложении;

– Цель можно формулировать в глагольной форме («определить», «разработать»), а можно и в виде существительных («определение», «разработка»).

Цель и гипотеза логически взаимосвязаны: гипотеза может определять цель исследования, но она может быть и средством достижения цели. Также цель, как логический центр исследования, всегда увязана с его объектом и предметом, поэтому ее можно формулировать до определения объекта и предмета (тогда она послужит их уточнению) или (желательнее – после – тогда она позволит не выходить за рамки, очерченные объектом и предметом).

Приведем возможные варианты формулировки целей исследования для педагогического и психологического исследования, связанного с развитием логического мышления младших школьников с помощью дидактических игр.

Педагогическое исследование:

– Проблема: «Какие дидактические игры будут эффективнее развивать логическое мышление?». Цель: «Определить виды дидактических игр, наиболее эффективно обеспечивающих развитие логического мышления».

– Проблема: «Какие структурные и содержательные признаки должна содержать дидактическая игра для обеспечения развития логического мышления». Цель: «Выявить структурные и содержательные признаки дидактических игр, обеспечивающих развитие логического мышления».

– Проблема: «Какие условия будут способствовать развивающему эффекту применения дидактических игр?». Цель: «Установить необходимые и достаточные педагогические условия, при которых дидактические игры, обеспечат развитие логического мышления».

Психологическое исследование:

– Проблема: «Какие компоненты логического мышления будут наиболее эффективно развиваться в дидактических играх?». Цель:«Выявить основные компоненты логического мышления, наиболее эффективно развивающиеся в дидактических играх».

– Проблема: «Выполнение каких умственных действий в дидактических играх обеспечивает развитие логического мышления?». Цель:«Определить, выполнение каких умственных действий в дидактических играх обеспечивает развитие логического мышления».

– Проблема: «Каковы индивидуальные различия в развитии логического мышления с помощью дидактических игр?». Цель: «Определить, какие индивидуальные различия младших школьников проявляются в развитии логического мышления с помощью дидактических игр».