Евфросиния Колюпановская (в миру Евдокия Григорьевна Вяземская): жизнеописание, святой источник. Свято-Казанский монастырь в Колюпаново. Источник блаженной Евфросинии

Свято-Казанский женский монастырь, расположенный в селе Колюпаново Алексинского района Тульской области, учрежден 16 июля 1995 года Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексием II и является одним из молодых строящихся православных монастырей.

Село Колюпаново образовалось в начале XVI века и, по местному преданию, храм существовал здесь еще до разорения города Алексина поляками и литовцами, что случилось в эпоху смутного времени (1598-1613 гг.). О храме нет почти никаких упоминаний. Предание добавляет, что здесь был монастырь. Что касается приходского храма, то до существующего в настоящее время в селе Колюпаново были еще два, и оба - во имя Казанской Божией Матери. Первый был построен в смутное время. В 1695 году в с. Колюпаново был выстроен новый деревянный храм. Об этом свидетельствует надпись на сохранившемся храмозданном кресте. Храм существовал до 1779 года, так как сгорел от удара молнии.

Помещица Аграфена Андреевна Бобрищева-Пушкина подала прошение епископу Коломенскому и Каширскому Феодосию на строительство нового храма, но получила отказ по причине малочисленности и бедности прихода. Церковь вообще упразднялась, а вся утварь передавалась в Николаевскую церковь соседнего села Фомищево. Но спасенная от пожара икона Казанской Божией Матери явила свое чудо: она исчезла из церкви с. Фомищево и явилась на березе против сгоревшего храма. Местные помещики Бобрищевы-Пушкины поставили эту икону в своем доме и стали усиленно ходатайствовать о разрешении построить в Колюпанове на месте сгоревшего новый храм во имя этой же иконы. Разрешение было получено, но к постройке приступили только в 1782 г. по недостатку средств.

Новый деревянный храм построили очень быстро, и в 1783г. он был освящен пресвитером Иоанном Предтеческим. Икона Казанской Божией матери была перенесена из дома Бобрищевых-Пушкиных в новый храм и помещена в иконостасе. Сюда же были перенесены и другие святыни, уцелевшие от пожара. С годами пополнялось убранство, но ветшали стены, и в 1854 г. храм был заново перестроен при особом старании приходского священника о. Павла Просперова. При церкви в 1891 г. была открыта школа грамоты, помещавшаяся в церковной сторожке, пока в 1899 г. для нее не было выстроено особое деревянное, крытое железом здание. Тогда же состоялось переименование школы в церковно-приходскую.

Блаженная Евфросиния, в миру княжна Евдокия Вяземская, родилась в 1758 или 1759 году. Она воспитывалась в Смольном институте, который был открыт Екатериной II при Воскресенском Новодевичьем монастыре. По окончании института блаженная была фрейлиной при дворе императрицы. Но придворная жизнь была ей не по душе, и она решила покинуть дворец, для чего еще с двумя фрейлинами инсценировала свою смерть, переоделась крестьянкой и отправилась странствовать. Так появилась подвижница Евфросиния. Несколько лет блаженная провела в послушаниях и посетила множество монастырей. Когда же она почувствовала себя достаточно подготовленной к будущему пути подвижничества и юродства, направилась пешком к Московскому митрополиту Платону. Она поведала ему о своих тайных желаниях укрыться от мира и стать юродивой Христа ради, получила благословение и под именем «дуры Евфросинии» была направлена в Серпуховский Владычний монастырь к игуменье Дионисии.

В 40-х XIX века из-за гонений и притеснений злых людей Евфросинии пришлось уехать из Серпухова. Поэтому она приехала на жительство в с. Колюпаново к помещице Наталии Алексеевне Протопоповой. Там она оставалась до самой своей блаженной кончины. Евфросиния полюбила гулять там по склонам оврага, где протекала ручейком небольшая речушка Прошенка. В одном уединенном месте этого оврага собственными руками вырыла блаженная небольшой колодец, и когда больные обращались к ней за помощью, она часто говорила им: «Берите воду из моего колодезя и будете здоровы». До сих пор люди черпают воду из «матушкиного колодца» и получают исцеление от своих недугов. Скончалась блаженная Евфросиния 3 июля 1855г. после литургии, напутствованная Снятыми Тайнами. Она была похоронена по благословению архиепископа Тульского и Белевского Димитрия под трапезной Казанского храма села Колюпанова у северной стены. Над могилой блаженной была сооружена деревянная гробница, а затем положена чугунная плита. В 1885 г. над ее источником была поставлена деревянная часовенка-навес на столбах, а в 1914 г. над могилой старицы сооружена деревянная с позолотой сень. Торжественное освящение деревянной часовни было совершено в день сошествия Святого Духа. С тех пор в Колюпаново Духов День празднуется совершением торжественного хода к «матушкину колодцу». В 1909 г. обветшавшая часовня была снесена, а на ее месте выстроена новая над колодцем с целебной водой. В воспоминание этого события ежегодно 4 июля совершается литургия и крестный ход к «матушкину колодцу».

Храм во имя Казанской иконы Божией Матери просуществовал до 1929 г. Стихия Октябрьского переворота стерла с лица земли церковь во имя Казанской иконы Божией Матери, предварительно ограбив ее. В годы гонений устроили в ней скотный двор, кузницу, сапожную мастерскую, а в 1931 г. сожгли. Сохранилась только могила старицы Евфросинии.

Память о блаженной Евфросинии жила в народе. На ее источник приходили люди, молились и получали исцеление. Сохранились и памяти и предсказания Евфросинии о том, что после её кончины на месте её погребения будет стоять женская обитель. Хранителем святого предания о блаженной Евфросинии был схиархимандрит Христофор. Его стараниями возобновлено почитание святой блаженной Евфросинии и восстановлен разрушенный храм в селе Колюпаново, где почитают святые мощи этой великой подвижницы. В 1993 г. по молитвам старца Христофора и по благословению митрополита Тульского и Белевского Серапиона, началось строительство храма в Колюпаново. Средства собирали всем миром. Это было начало зарождения монастыря.

16 июля 1995 г., в день памяти блаженной кончины старицы Евфросинии, по благословению митрополита Тульского и Белевского Серапиона и Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II был учрежден Свято-Казанский женский монастырь. Первой монахиней обители была Мария Васильевна Кушнир. 6 августа 1995 г. служили молебен Казанской Божией Матери, блаженной Евфросинии. 5 августа было первое крещение. А 27 августа была отслужена первая Литургия. Монастырь начал свою великую православную службу. В октябре закончили кладку, покрыли железом алтарь, трапезную. В январе 1996 г. приступили к колокольне. 20 и 21 января установили раму на колокольне и 23 января приступили к кладке. 24 января закончили кладку колокольни.

Храм во имя иконы Божий Матери Казанская стал первой стройкой Свято-Казанского женского монастыря. Святынями монастыря являются мощи блаженной Евфросинии Христа ради юродивой под спудом, которые находятся на месте ее захоронения в 1855 году в храме Казанской Божией Матери и святой источник блаженной Евфросинии. Источник имеет статус памятника регионального значения. Сейчас территория монастыря представляет собой комплекс зданий: Свято-Казанский храм, справа от него архиерейский дом и просфорная, гостиный домик (для священника), под купол возведен второй храм во имя Живоначальной Святой Троицы. Выстроены две крытые купальни на источнике блаженной Евфросинии.

Мы ехали по утренней дороге среди лесов и полей, встречавших нас свежей зеленью и полевыми цветами. Восходящее солнце то дарило нам свое тепло, то ненадолго скрывалось за облаками. Мы ехали с легким и радостным сердцем в маленькое село Колюпаново, расположенное в Алексинском районе Тульской области. Именно здесь, среди холмов и березовых рощ, раскинулся Казанский женский монастырь, а рядом с ним - знаменитый на всю Россию святой источник Евфросинии Колюпановской.

Блаженная Евфросиния о себе никогда никому не рассказывала, но современники утверждали, что происходила она из древнего рода князей Вяземских, и была первой выпускницей знаменитого Смольного института благородных девиц в Санкт-Петербурге.

Евфросиния - ее монашеское имя. В миру она звалась Евдокия. Получив блестящее образование, обладая тонким умом и красотой, она привлекла внимание светского общества и стала одной из любимых фрейлин императрицы Екатерины II. Будущая подвижница дружила с семьями знаменитого Александра Васильевича Суворова и князя Юрия Долгорукова. Но однажды вместе с двумя другими фрейлинами, Марфой и Соломией, княжна Евдокия Вяземская решила тайно покинуть дворец и взять на себя крест подвижничества. Мы не знаем причин этого поступка: слишком ли вольные нравы придворной жизни, интриги или сплетни... Но в один из летних дней три фрейлины, воспользовавшись пребыванием двора в Царском Селе, оставили свои платья на берегу одного из прудов (пусть считают их утонувшими!), переоделись в одежды крестьянок и отправились странствовать. Евдокия побывала в нескольких монастырях: доила коров на скотном дворе, пекла просфоры. И только поборов в себе все человеческие слабости, испытав свой характер на прочность, в 1806 году она пришла в Москву к митрополиту Платону испросить благословение на особый подвиг юродства (мнимое безумие при полном здравии ума).

Увидев перед собой одаренную натуру, митрополит благословил княжну и под вымышленным именем “дуры Евфросинии” направил с собственноручным письмом в серпуховской Владычный монастырь к игумении Дионисии. Подвижница поселилась недалеко от обители, на месте монастырских погребов, в тесной избушке, взяв на себя тяжелейший крест одиночества, насмешек и лишений. Евфросиния ничего не готовила, не ходила на сестринскую трапезу, брала лишь хлеб да квас с монастырской кухни - этим и питалась.

В избе вместе с Евфросинией жили две кошки и три собаки - Милка, Розка и Барбоска. Любимцем старицы был ворон, с которым она разговаривала как с человеком. Однажды он спас ей жизнь. Дело было так. В ее келье случился пожар: кто-то из озорников, издеваясь над “дурочкой”, бросил в открытое окно пучок горящей соломы. Евфросиния стала тушить огонь и так обожглась, что слегла на шесть недель. Ворон не оставил ее: он приносил ей в клюве корочки хлеба, ягоды и воду, выхаживая больную хозяйку, в то время как люди забыли о ней.

Не зря пернатый питомец так заботился о своей хозяйке: он отвечал добром за добро. Вот что рассказывала одна из посетительниц, вместе с подругой ночевавшая в келье у старицы: “От чрезвычайно удушливого воздуха мы не могли уснуть. Вдруг в стекло кто-то постучал. Матушка подошла к окну, отворила и проговорила: “Что, нагулялся?” В это время в комнату влетел огромный ворон, каких мы никогда не видывали, и закаркал. Матушка принесла горшок каши, рассыпала ее на коленях и стала кормить ворона. А когда он перестал клевать, матушка набрала в рот каши, и он стал хватать ее изо рта, потом вспорхнул и вылетел вон. В полночь пропел петух, матушка перекрестившись со словами “Во имя Отца и Сына и Святого Духа” оправила лампаду и уже до рассвета молилась”.

В своей келье Евфросиния практически никогда не убирала, воздух в ней был настолько тяжелым, что однажды навестившая блаженную московская игумения спросила: “Матушка, зачем вы держите животных? Такой ужасный воздух”. На что Евфросиния с улыбкой ответила: “Это мне заменяет духи, которые я так много употребляла при дворе”. Животных своих блаженная очень любила, а звери и птицы отвечали ей такой же привязанностью. Стоило ей только выйти из своего жилища, как на голову и на плечи садились голуби и стаи галок сопровождали ее всюду.

Неизменной одеждой юродивой была власяница (рубашка толстого сукна серого цвета), а в лютые морозы - мужской тулуп. Ходила блаженная всегда босая. Волосы были острижены, голову она обматывала тряпицей, а на шее носила медные ожерелье и цепь, на которой висел большой медный крест. Под власяницей - тяжелые вериги (цепи), о которых никто не знал. Спала блаженная очень мало, лежа на полу вместе с собаками. А на вопросы, зачем она это делает, отвечала: “Я хуже собак”. Ночи ее были посвящены молитвенным бдениям. Строгая по отношению к себе, Евфросиния не могла спокойно смотреть на человеческое горе, на людские страдания и скорби. Во время жестоких напастей вымаливала она у Господа обильные дожди, щедрые урожаи и исцеления болящим.

Наступил 1812 год. Армия Наполеона подошла к Москве. Однажды французские офицеры увидели странную картину: блаженная собирала какие-то травки, корешки, камешки. Оккупанты стали издеваться над ней, оскорблять и бранить, а в ответ услышали обилчение на чистейшем французском языке.

Смирение и молитвенные труды открыли в Евфросинии дар прозорливости. Однажды по дороге в Серпухов заспорили две помещицы: как лучше обращаться с подчиненными. Сошлись на том, что обращаться нельзя ни строго - будут роптать, ни кротко - избалуешь. Заехали к старице. Блаженная побеседовала с ними о том о сем, а потом вдруг заметила: “Кротко, кротко”.

Рассказы о чудесах Евфросинии разнеслись по всей Центральной России. Но, как часто случается, земная слава повлекла за собой зависть, злобу и сплетни. Наговаривали на нее и монахини Владычного монастыря, и светские власти. Раздраженная на “странную” подвижницу новая игумения Владычного монастыря повелела убить трех ее собак. Евфросиния расплакалась - “собак убили - и меня убьют” - и переселилась из Серпухова в село Колюпаново. Местная помещица Протопопова полюбила старицу, построила ей новенькую светлую горницу, оштукатурила ее, деревья вокруг насадила. А блаженная поселила в этих хоромах... собак да кошек, индеек и цыплят, сама же облюбовала маленькую, душную каморку. И все четвероногие и пернатые обитатели небольшой комнатки находились в мире и согласии друг с другом.

Но и в маленьком Колюпанове не оставляли Евфросинию посетители. Шли отовсюду, просили молитвенной помощи, благодарили за исцеления.

Тяготясь людской славой, Евфросиния любила уходить за версту от Колюпанова в уединенное место рядом с Окой. В глубоком овраге с крутыми склонами, поросшими густым лесом, она предавалась тихой молитве. По дну оврага протекал небольшой ручеек, известный под названием речки Прошенки. В 40-х годах XIX столетия на склоне оврага подвижница собственными руками выкопала небольшой колодец, и, когда больные обращались к ней за помощью, говорила им: “Берите воду из моего колодезя - и будете здоровыми”.

В беседах со своим духовником иеромонахом Павлином (Просперовым) старица предсказывала, что в будущем в Колюпанове возникнет иноческая обитель.

Умерла Евфросиния 3 июля 1855 года в возрасте более 100 лет и была похоронена около местного деревянного храма.

В 1929 году большевики уничтожили эту церковь, а в 1996 году на ее месте был построен новый каменный храм в честь Казанской иконы Божией Матери. Теперь он стал монастырским. В этой церкви, с левой стороны, над могилой Евфросинии, поставлена мраморная рака.

Евфросинию Колюпановскую очень чтила Анастасия Ивановна Цветаева, родная сестра поэтессы Марины Цветаевой. Находясь в сибирской ссылке, Анастасия Ивановна собственными руками переписала ее житие, нарисовала портрет подвижницы и повесила его на стену. “Однажды, сильно болея горлом, живя одна в построенной из конюшни избушке, зимой, я мучилась острой болью и решила утром идти три километра - в больницу. Я молилась блаженной - и внезапно ощутила, что боль сразу прошла. И спал жар. Будь это от прорвавшегося нарыва в горле, был бы гной, но горло было чисто, я была здорова. Это было первое чудо в моей жизни от блаженной Евфросинии”, - рассказывала А. Цветаева.

По окончании ссылки, в 1959 году, Цветаева вместе с пожилой знакомой Татьяной Андрейчевой и ее внучкой Ритой поехала в Тульскую область искать могилку и источник подвижницы. “Усталые, но радостные, мы сели в Алексине на местный дребезжащий автобус и, сойдя по совету местных жителей у деревни Свинки, пошли пешком искать Колюпаново. Нас направили сначала к источнику, в широкую и тихую долину, где по звуку текущего из него ручья Рита нашла источник и привела нас к нему. Он истекал из узкого квадратного колодца, дно коего было усыпано медными и серебряными монетами. Над ними воды было с полметра. (Ни один озорной мальчишка их оттуда не выгреб - рассказы старших о старице Евфросиньи довлели, значит, и им!) Мы попили водички, лившейся струей в ручей. Ручей бежал в густых берегах, перебегал через дорогу, шедшую вдоль берега - и впадал в Оку”.

С тех пор А. И. Цветаева ездила на источник блаженной Евфросинии ежегодно. Однажды она вместе со своим другом поехала не той дорогой и… заблудилась. “Никак не могли найти дорогу, которая вела в долину, где был родник. Внезапно Александр Иванович остановился. “Знаете что? - сказал он. - Над нами все кружит жаворонок. Потом летит вперед - и снова возвращается. Как будто зовет. Пойдемте за ним!” И как только мы это сделали - жаворонок полетел вперед и вперед, затем повернул вбок - и мы вслед за летящей птицей вошли в утерянную долину”.

Уже в 1990 году Анастасия Ивановна сокрушалась: “Все предсказания старицы Евфросинии исполнились, кроме одного - что будет тут, в Колюпанове, обитель. С кончины старицы прошло 135 лет, а обители все нет. Но если 1000 лет перед Богом, как день един, то 135 лет подобны нескольким часам”. Но обетования святых никогда не бывают пустыми. Спустя пять лет, в 1995 году, близ чудотворного источника началось строительство Казанского монастыря.

А совсем недавно здесь произошло чудо. Родители слепого от рождения Саши привезли его на источник. В монастыре отслужили молебен о здравии и акафист блаженной Евфросинии, приложились к ее мощам, благословились у настоятельницы и отправились на источник. Мальчик троекратно окунулся в купель. “Вернулись домой из Колюпанова вечером, я положила ребенка в кроватку, включила свет - и он вздрогнул! - рассказывает Сашина мама. - Я показываю ему игрушку, а он улыбается…”

По преданию, вода из источника избавляет от всех недугов, способна возвращать зрение и исцелять опухоли, а молитва возле креста у входа в купальню способна подарить детей бесплодным парам.

Наша справка

Свято-Казанский женский монастырь и источник Ефросиньи Колюпановской расположены неподалёку от села Колюпаново в Тульской области. Расстояние от Москвы до монастыря – около 180 км. Чтобы добраться из столицы до монастыря общественным транспортом, нужно доехать до Тулы с Курского вокзала, а затем пересесть на электричку, идущую по маршруту Узловая – Алексин. Выйти на станции Колюпаново и пройти около 2 км по указателям до монастыря.

Сбежавшая фрейлина

В миру старица Ефросинья звалась княжной Евдокией Вяземской. В 1776 году девушка окончила Институт благородных девиц при Смольном монастыре в Санкт-Петербурге и сделалась фрейлиной при дворе императрицы Екатерины II . Светская жизнь быстро наскучила юной княжне, и она решила оставить двор, чтобы посвятить себя Богу. Но Евдокия боялась, что императрица не захочет отпустить любимую фрейлину, и решилась бежать из дворца, инсценировав собственную смерть. Свою одежду Евдокия оставила на берегу пруда в Царском Селе, чтобы придворные решили, будто девушка пошла купаться и утонула, а сама переоделась в крестьянское платье и покинула двор.

Commons.wikimedia.org

Однако императрица не поверила в смерть своей любимицы и велела организовать поиски. Беглую девицу вернули ко двору, но вскоре отпустили. Екатерина поняла, что намерения девушки серьёзны, и не решилась чинить ей препятствия. Так начались странствия Евдокии по монастырям и храмам, которые продолжались более 10 лет.

В 1806 году Евдокия добралась до Москвы, где встретилась с митрополитом Платоном , который выслушал её историю и благословил сбежавшую фрейлину на подвиг юродства. Под вымышленным именем «дура Ефросинья» княжна отправилась в Серпуховский Владичный Введенский женский монастырь, где стала жить в качестве послушницы.

К тому времени барышня полностью рассталась со светским лоском: Ефросинья носила рубаху из грубой ткани, зимой наряжалась в мужской тулуп, а коротко остриженные волосы изредка покрывала тряпицей или лёгкой шапочкой. Обувь блаженная не надевала - даже по снегу Ефросинья ходила босиком. Под рубахой же на ней всегда были вериги - тяжёлая металлическая цепь и медный крест на шее.

В своей келье юродивая держала двух кошек, трёх собак, кур и индеек. Спала она на полу вместе с собаками и другой живностью. Печь Ефросинья топила только летом, а зимой в её жилище был ужасный холод. Говорят, что от животных в келье стоял постоянный смрад, сама же послушница говорила, что запах заменяет ей духи, которые она «так много употребляла при дворе».

Обитатели окрестных сёл и монахини почитали блаженную - говорят, она могла предвидеть будущее и умела готовить целебные травяные отвары для исцеления страждущих.

Избушка блаженной Евфросинии, построенная ей Алексеем Цемшем. Около 1911 г. Фото: Commons.wikimedia.org

Берите воду из моего кладезя…

В село Колюпаново Ефросинья переселилась по приглашению своей почитательницы помещицы Натальи Андреевны Протопоповой. Там блаженная прожила последние десять лет своей жизни.
Для уединённых молитв старица Ефросинья выбрала овраг на берегу реки Оки. Там она вырыла колодец и приходившим к ней больным говорила: «Берите воду из моего кладезя и будете здоровы!»

Этой надписью на деревянной табличке сегодня украшен вход в купальню, организованную на источнике Ефросиньи Колюпановской.

Весть о блаженной и её святом источнике быстро распространилась по окрестностям села. Старица Ефросинья исцелила не только помещицу Протопопову, которая страдала кровохарканьем и болезнями ног, но и других жителей Колюпанова. Известен случай, когда племянник Протопоповой тяжело заболел накануне своей свадьбы, а блаженная старица приготовила для него ванну из целебных трав, после которой совершенно здоровый жених отправился к алтарю. Помогала Ефросинья и роженицам - после её молитв даже самые тяжёлые роды оканчивались благополучно.

Commons.wikimedia.org

За три дня до смерти блаженной старице было видение - к ней явились два ангела, которые позвали её с собой. Так Ефросинья поняла, что скоро закончится её земной путь. На память о себе она раздавала верующим различные предметы - иконки, крестики, а затем 16 июля 1855 года скончалась после причащения.

Тело старицы было захоронено в Казанской церкви в Колюпанове. Верую-щие стекались туда, чтобы поклониться могиле блаженной, помолиться об исцелении и набрать воды из источника. Вести о чудесах, которые происходили в Колюпанове, разносились по всей стране. Вскоре над источником установили навес и соорудили купальню, а служители церкви завели специальную книгу для записи свидетельств чудесных исцелений. К 1911 году в ней было 55 таких историй.

Новый монастырь

В 1933 году церковь, где была погребена Ефросинья, сгорела, а источник пришёл в запустение.
Но в 1988 году состоялась канонизация блаженной Ефросиньи, и в 1993 году началось строительство каменного храма, а ещё два года спустя в Колюпанове был учреждён Свято-Казанский женский монастырь.

Святой источник Ефросиньи Колюпановской также восстановили. Теперь здесь две купальни - мужская и женская, где верующие могут окунуться и набрать воды.

От монастыря к источнику ведёт довольно длинный спуск. На середине дороги установлен крест, к которому ходят поклониться люди, желающие создать крепкую семью и родить детей. Сюда же приходят те, кто хочет покаяться в тяжком грехе детоубийства, - в основном это женщины, сделавшие аборт.

Почитаемый источник, находится в Тульской области в селе Колюпаново, в Свято-Казанском женском монастыре. В монастыре почитается подвижница и прозорливица, блаженная старица Евфросиния, Христа ради юродивая, княжна Вяземская, фрейлина императрицы Екатерины II.

Блаженная старица Евфросиния подвизалась в подвиге юродства ради Христа в Введенском Владычном монастыре в Серпухове с 1806 по 1845 г. Ее подвижническая жизнь была известна всему городу. Свт. Филарет, митрополит Московский и Коломенский, посещая обитель, подолгу беседовал с ней в ее кельи. Но по вражескому навету блаженная старица была изгнана из обители и последние 10 лет своей жизни провела в селе Колюпаново. Блаженная преставилась 3/16 июля 1855 г. в возрасте 100 лет и была погребена в приделе церкви села Колюпанова. Канонизирована в лике святых Тульской земли в 1988 г. В монастыре читается акафист святой Евфросинии.

Неподалеку от монастыря находится источник святой Евфросинии, на котором происходят исцеления. Считается, что вода этого источника избавляет от всех болезней и недугов, особенно от рака и слепоты. Вода течет из трех труб. Есть две купальни — женская и мужская. Над источником — большой крест, под ним -надпись: «Берите воду из моего колодца и будете здоровы».

Место красивое, рядом Ока.

Спуск к святому источнику очень удобный, подъем обратно так же не составляет трудности, даже если нести, как мы, по 5-6 канистр воды))).

Вся дорога от площадки где можно оставить автомобиль до источника — порядка 300 метров (засекли по навигатору)


У источника оборудованы купели — мужская и женская.

Мы окунуться не решились — морозец был градусов 15, но люди купались.

Водичка стекает в пробегающий в овраге ручеек.

Для сбора воды все очень удобно оборудовано.

На колодце стилизованная надпись основательницы источника матушки Ефросиньи.



С каждым годом увеличивается число паломников, пребывающих в монастырь на поклонение мощам блаженной старицы и исцеление в источнике. По молитвам святой и по вере своей многие получают исцеление души и тела. Считается, что вода этого источника избавляет от всех болезней и недугов

ЗАБОЛЕВАНИЯ ДЫХАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ:

Болезни верхних дыхательных путей: аденоиды, ангина, воспаление придаточных пазух носа, ларингит, простуда, ринит или насморк, хронический тонзиллит, фарингит. Болезни бронхов и легких: бронхиальная астма, бронхит, кашель, плеврит, пневмония, туберкулез легких, эмфизема легких.

особенно от рака и слепоты.

ГОВОРЯТ…
…что колюпановской водой можно вывести бесов. Для этого человеку нужно трижды окунуться с головой в воду. Люди рассказывают, что при этом одержимый человек испытывает адские муки.
…если искупаться в источнике в нательной рубахе, а после просто высушить ее, она будет лечить от простуды. Чтобы избавиться от болезни, надо надеть рубаху и проспать в ней ночь. Вода течет из трех труб. Над источником — большой крест, под ним -надпись: «Берите воду из моего колодца и будете здоровы».

Мы решили запастись водицей основательно!


Вид на Свято-Казанский женский монастырь от автоплощадки источника.

Ниже информационная справка отсюда.

Свято-Казанский женский монастырь, расположенный в селе Колюпаново Алексинского района Тульской области, учрежден 16 июля 1995 года Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексием Вторым и является одним из молодых строящихся православных монастырей.

Но история зарождения монастыря началась в далеком прошлом.

Село Колюпаново образовалось в начале шестнадцатого века и, по местному преданию, уже тогда, на берегу Оки, стоял храм во имя иконы Богородицы Казанской. О храме никаких записей не сохранилось, единственное известно что, в 1695 году в Колюпанове был выстроен новый деревянный храм во имя иконы Божией Матери Казанской. Он существовал до 1779 года, так как сгорел от удара молнии. После пожара приступать к постройке в Колюпаново храма не разрешили. Но, спасенная от пажара икона Казанской Божией Матери явила свое чудо: она исчезла из церкви с. Фомищево и явилась на березе против сгоревшего храма.

Местные помещики Бобрищевы-Пушкины поставили эту икону в своем доме и стали усиленно ходатайствовать о разрешении построить в Колюпанове на месте сгоревшего новый храм во имя этой же иконы. Храм строился на средства Михаила Александровича Бобрищева-Пушкина и в начале 1783 года постройка была окончена. Икона Казанской Божией матери с большим торжеством было перенесена из дома Бобрищевых-Пушкиных в новый храм и помещена в иконостасе. Именно в этом храме в июле 1855 года с особого разрешения преосвященного Димитрия, епископа Тульского и Белевского, погребена блаженная старица Евфросиниия Христа ради юродивая княжна Вяземская.

Евфросиния происходила из знатного рода; она была урожденная княжна Вяземская. Образование получила в Санкт-Петербурге, в Смольном институте, по окончании коего была любимой фрейлиной при дворе Императрицы Екатерины Великой. Сколько она жила при дворе неизвестно. Но придворная жизнь угнетала её, и она вместе с двумя другими фрейлинами решила покинуть Царское Село и провести остальную жизнь в подвигах. Три фрейлины оставили на берегу пруда свои платья, чтобы убедить всех, что они утонули купаясь. Переодевшись в бедное рубище, пошли они странствовать, добровольно презревши мир со всеми его благами. Сама старица рассказывала, что была она у Феодосия Тотемского в Вологодской губернии, и жила в монастыре и доила коров, а в другом монастыре была в просфорне. Распяв трудом свою плоть, старица могла вступить в молитвенный подвиг. Она пришла в Москву к митрополиту Платону. Митрополит благословил Евдокию на подвиг юродства и она до конца жизни его соблюдала. Митрополит Платой отослал её с собственноручной запиской к игумений в Серпуховской Девичий монастырь. Окончив 1-й выпуск Смольного институт, зная языки, музыку, все, что преподавалось в Институте благородных девиц, Евдокия, приняв монашество говорила прибаутками, предсказывала, творила чудеса. Трудным был путь подвижницы. В начале 40-хгодов девятнадцатого века блаженная Евфросиния приехала на жительство к помещице Наталии Алексеевне Протопоповой в Колюпаново, Здесь она оставалась до самой блаженной кончины своей. Подвиги ей были поистине велики. И лишь одни бессловесные были их свидетелями. Чудеса прозорливости и подвигов блаженной старицы изложены в её жизнеописании.

В одном из склонов оврага в окрестностях с. Колюпаново блаженная собственными руками ископала небольшой кладезь, и когда больные обращались к ней за помощью, она часто говорила им: «Берите воду из моего кладезя и будете здоровы». Не раз при своей жизни в разговоре с Н.А. Протопоповой и своим духовником отцом Павлом Просперовым предрекала блаженная без обозначения времени, что в селе Колюпанове будет иноческая обитель для желающих посвятить жизнь, подобно ей, на служение Богу, и определенно указывала места будущих монастырских зданий.

Храм, в котором в 1855 году была похоронена блаженная старица, просуществовал до 1929 года. В годы гонений за веру его разорили, устроили в нем скотный двор, кузнецу, сапожную мастерскую, а 1931 году сожгли, не оставив ни одного камешка на воспоминание. Осталась поляна, окруженная лесом, где благочестивыми людьми сохранилась могила святой Евфросинии, Память о блаженной Евфросинии жила в народе. На источник, выкопанный столетней старицей, приходили люди, молились и получали исцеление. Сохранилось в памяти и предсказания Евфросинии. Что после её кончины на месте её погребения будет стоять женская обитель. Автор жизнеописания блаженной Евфросинии И.М. Суриков в 1911г. написал: «Нужно верить, что со временем Господь исполнит волю своей верной рабы». И это время пришло.

На воротах монастыря страшные надписи о запрете любого вида съемки, приходиться фотографировать тайком не входя в ворота.


Блаженная Евфросиния, в миру княжна Евдокия Вяземская, родилась в 1758 или 1759 году. Она была выпускницей 1-го выпуска Смольного института, а потом — фрейлиной Екатерины II. Но придворная жизнь была ей не по душе, и с двумя подругами они инсценировали свою смерть, оставив одежду на берегу пруда, как будто бы утонули, а сами переоделись в крестьянские платья и отправились странствовать. Все они стали монахинями разных монастырей – одна в Москве, другая в Суздале, а Евфросиния, после долгих путешествий, получив от митрополита Платона благословение на подвиг юродства, оказалась в Серпуховском Владычном монастыре. В 40-х годах 19 века она переселилась в Колюпаново к местной помещице, где и жила до самой смерти (1855 г.). Инфо отсюда.

Километрах в 3-5 есть еще одна церковь. Новая, видимо еще не действующая.

Рядом с церковью знатный светлый домик.

Рядом с этой новой церковью так же есть источник.

Единственное, что портит окрестные пейзажи трубы Алексинского комбината (((Но на крупных планах их не видно. А кустики репейники и заросли сухостоя в этот зимний денек были достаточно живописны.






Просторы России, вышки ЛЭП и чертополох.



Дорога в Колюпаново.

Координаты:

N 54°29.041
Е 37°04.662

Как добраться:

Своим транспортом (на автомобиле)

Из Москвы по Симферопольскому шоссе и на 114-м километре свернуть на город Алексин лучше после второго указателя, т.к. после первого указателя на дороге идет ремонт моста. Второй указатель будет дальше по шоссе, через 10 километров, в районе Ясногорска. Доехав до Алексина, свернуть направо к селу Колюпаново, где находится источник подскажет любой житель города.

На общественном транспорте (своим ходом)

Из Москвы с Курского вокзала доехать до Тулы. Далее на поезде Узловая — Алексин с Ряжского вокзала до станции Колюпаново. Далее пешком около двух километров по тропинке через лес (есть указатель).

Сведения о жизни Евфросинии в миру крайне скудны. Родилась она около 1758 года в семье князя Григория Ивановича Вяземского (представитель младшей ветви рода князей Вяземских). Княжна Евдокия в 1776 году стала выпускницей первого выпуска воспитанниц Воспитательного общества благородных девиц при Смольном монастыре (позже - Смольный институт) и была пожалована во фрейлины ко двору императрицы Екатерины II. Благодаря своему происхождению Евдокия Вяземская была знакома со многими представителями высшего общества своего времени, включая полководца Александра Суворова и князя Юрия Долгорукова (будущий московский градоначальник). По её рассказам, она вместе с камергером Александром Нарышкиным (будущий главный директор императорских театров) развлекала скуку императрицы. Сколько времени Евдокия прожила при дворе - неизвестно. Но придворная жизнь угнетала её, глубоко в душе княжна Вяземская хотела посвятить жизнь служению Богу. Когда она решила оставить роскошную жизнь при дворе? – Ведомо только Господу нашему. Долгими были ее думы или она внезапно решила все оставить и пойти другой – духовной, по пути к Богу – дорогой, никто не знает. Однажды во время пребывания императорского двора в Царском Селе она вместе с двумя другими фрейлинами (М. Я. Сониной и девицей Саломией) инсценировала свою смерть. Девушки оставили свои платья на берегу пруда, и, одевшись крестьянками, бежали, начав странствовать. Причины и обстоятельства этого поступка остаются неизвестными. По словам духовника старицы Евфросинии, причиной её бегства стало желание посвятить себя Богу. Он сообщает следующее предание, связанное с её бегством, в котором отсутствует инсценировка утопления: «…Она просто скрылась из Дворца, почему и было дано приказание по разным дорогам, чтобы задержать её, и когда она, переодевшись в крестьянское платье, пробиралась в Москву, на перевозе через одну реку была узнана исправником, и, согласно предписанию, возвращена в столицу. Императрица приняла её ласково, и, испытав о причине ея бегства с другими придворными, притом уверившись в ея твердой решимости посвятить себя на служение Богу, дозволила вступить в монастырь по желанию, и, отпуская от себя, подарила иноческое платье из блестящей материи…» Сама старица рассказывала, что была она у Феодосия Тотемского в Вологодской губернии, жила в монастыре и доила коров, а в другом монастыре была в просфорне. После ухода из мира Евдокия начала свои скитания по различным монастырям и храмам, которые продолжались более десяти лет. Действительно, некоторое время она трудилась на скотном дворе Спасо-Суморина монастыря, где находились мощи Феодосия Тотемского. Когда физические силы её оставили, она направилась в Москву, где в 1806 году встретилась с митрополитом Платоном, который, выслушав её историю, дал ей благословение на подвиг юродства. Со своим письмом митрополит направил княжну во Серпуховской Владычний Введенский женский монастырь под вымышленным именем «дуры Евфросинии». Игуменья милостиво приняла новую насельницу. Вначале она жила в сестринском корпусе, а затем поселилась в небольшой избушке в окрестностях монастыря. По свидетельству послушницы Владычного монастыря, митрополит Платон в своём письме известил игуменью о происхождении Евфросинии, о нём знали и некоторые другие монахини. Евфросиния одевалась в рубашку из толстого сукна, поверх её надевала ветхий капот, а в зимнее время - мужской тулуп. В праздничные дни Еврофсиния надевала кафтан из серого домотканного сукна. С её разрешения был сделан её портрет в таком костюме. На теле под одеждой она носила вериги - железную цепь на шее с крупным медным крестом. Веригоношение было тайным. Когда помещица Е. А. Дубровина случайно открыла, что старица носит вериги, то Евфросиния сказала, что это тайна и запретила разглашать. Волосы её были короткостриженными, иногда она обматывала голову тряпицей или надевала шапочку. Старица всегда ходила босой, не надевая обувь даже зимой. В своей избушке Евфросиния держала двух кошек, трёх собак, кур и индеек. При этом спала на полу вместе со своими собаками. На вопрос, зачем она это делает старица отвечала - «Я хуже собак». В доме она никогда не убиралась, пол был завален остатками пищи животных, отчего в помещении стоял смрад: Однажды игуменья Евгения Озерова сказала «Матушка, зачем вы держите животных? Такой ужасный воздух!». Она засмеялась и отвечала: «Это мне заменяет духи, которых так много я употребляла при дворе». Окончив Смольный институт, зная языки, музыку, все изящные науки, что преподавались в Институте благородных девиц, Евдокия, приняв монашество, упростила свою речь, говорила прибаутками. Евдокия вела строгую духовную жизнь, недаром современники оставили сведения о том, что она уже имела дары Господа: предсказывала, творила чудеса. По ночам старица ходила вокруг монастыря, распевая псалмы, а днём собирала в монастырском бору грибы, травы и цветы. Травы Евфросиния отдавала приходившим к ней больным. Для молитв Евфросиния посещала часовню, располагавшуюся рядом с монастырём, а в монастырский собор приходила на литургию. На исповедь Евфросиния ходила к монастырскому духовнику, причащалась всего один раз в год в Великий четверг. В день празднования Крещения Господня вместе с крестным ходом ходила на «иордань» на реке Нара и в своей власянице окуналась в воду, призывая других: «Идите, ребята, горячая баня, ступайте, мойтесь!». Во время своей жизни во Владычном монастыре Евфросиния неоднократно встречалась с митрополитом Московским и Коломенским Филаретом (Дроздовым), который почитал её как подвижницу. Когда митрополит приезжал в монастырь, старица выходила за монастырскую ограду и встречала его, подходила к нему под благословение, целовала ему руку, и он так же целовал у неё руку, а когда он уезжал из монастыря, старица провожала его за монастырские ворота. В 1845 году Евфросиния оставляет монастырь и переселяется в село Колюпаново Тульской губернии, расположенное на правом берегу Оки. С жизнью Евфросинии в Колюпанове связано появление историй о её даре исцелять больных. Особо разговоры об этом стали распространяться в связи со следующими случаями: исцеление помещицы Н. Протопоповой, которая страдала болезнью ног и кровохарканием; исцеление помещика А. П. Полоскова, племянника Н. Протопоповой, тяжело заболевшего накануне своей свадьбы (для него Евфросиния приготовила ванну с собранными ею травами); помощь помещице Н. Кореловой, которая трое суток мучилась родами (Евфросиния растёрла ей бока и спину деревянным маслом и пообещала благополучные роды с первым ударом колокола, что исполнилось). Также на основе рассказов близких к Евфросинии лиц знали о даре прозорливости (возможность видеть будущее). К наиболее часто упоминаемым историям относятся предсказание послушнице Сезёновского монастыря сана игуменьи и назначения на Тульскую и Белевскую кафедры епископа Димитрия (Муретова). Почитатели обращались к ней «матушка Евфросиния», хотя факт и обстоятельства принятия ею монашеского пострига неизвестны. Евфросиния получила такую широкую известность, что епископ Димитрий в свою первую поездку по епархии заехал в село Колюпаново для встречи с ней. За три недели до своей праведной кончины в воскресенье во время обедни матушка вышла на крыльцо, которое было напротив церкви и вдруг изумительным громким голосом позвала к себе няню, которая за ней ухаживала: «Няня, ты ничего не видишь? Посмотри, вон два ангела в белых одеждах вышли из церкви и зовут меня к себе: «Евфросиньюшка, пора тебе к нам!» Такие видения были ей три воскресения подряд – в одно и то же время, а в четвертое после литургии и принятия Святых Христовых Тайн, старица отошла ко Господу тихо и безболезненно, скрестив на груди свои исхудалые руки. Лицо усопшей праведницы сияло небесным блаженством. Едва она испустила последний вздох, как несказанное благоухание разлилось по всей её комнате. Так тихо и безмятежно предала она свою праведную душу в руки Божии 3 июля 1855 года, в 3 часу пополудни. Известие о том, что старица предрекла себе смерть, быстро распространилось по округе, и жители начали приходить к ней проститься и взять благословение. Многим она на память о себе дарила различные предметы - от крестиков и иконок до травы и одежды. Помещица Протопопова обратилась с письмом к епископу Тульскому и Белевскому Димитрию с просьбой разрешить похоронить Евфросинию внутри Казанской церкви села Колюпаново. Разрешение на это епископ дал на следующий день после смерти Евфросинии. Скончалась Евфросиния 3 (16) июля 1855 года. Смерть её была спокойной - она приняла причастие и в три часа дня пополудни, сложив руки на груди, умерла. На её погребение собралось множество народу из соседних сёл. Согласно последней воле старицы её погребли в полном монашеском облачении. У гроба, края которого были обставлены множеством свечей, все дни служились панихиды. 7 июля трое священников отслужили заупокойную литургию и затем семь священников совершили отпевание Евфросинии. Все заупокойные богослужения возглавлял духовник Евфросинии Павел Просперов. По благословению бывшего преосвященного епископа Тульского Дмитрия, похоронили её тело в приделе Казанского храма, в трапезной с южной стороны под полом. По инициативе отца Павла на средства Алексея Цемша над могилой Евфросинии была установлена деревянная гробница с чугунной надгробной плитой. На ней с благословения митрополита Московского Филарета (Дроздова) была сделана надпись: «Евфросиния неведомая. Буяя мира избра Бог, да премудрыя посрамит». С 1909 года по указу Тульской духовной консистории в храме завели книгу для записи подобных сообщений. В вышедшей в 1911 году полной биографии Евфросинии собрано 55 подобных свидетельств. Каждый год в день смерти и день ангела Евфросинии в Колюпаново приезжало множество паломников, совершалось соборное служение литургии, а затем панихиды на её гробнице. В 1910 году паломничество к гробнице Евфросинии совершил епископ Каширский, викарий Тульской епархии Евдоким Мещерский. В 1914 году над её гробницей возвели деревянную позолоченную сень. Почитанием пользовался и выкопанный Евфросинией источник. Каждый год в день Святой Троицы из Казанской церкви совершали крестный ход к источнику. В 1988 году состоялась канонизация Евфросинии в соборе Тульских святых в лике блаженных, совершенная по инициативе архиепископа Тульского и Белевского Максима (Крохи). Ей были составлены служба, акафист, тропарь, кондак.