Что добавляют в кадило. Происхождение, значение и использование кадила в религиозном культе

Каждый человек, присутствовавший на христианском богослужении, видел металлический сосуд на цепях и задумывался, а чем размахивает священник во время службы . Это и есть кадило, или кадильница, - один из неотъемлемых атрибутов церковных обрядов. Он служит для курения ладаном.

Что такое кадило

Происхождение слова

Слова «кадило», «кадить» являются общеславянскими и происходят от одной основы кад, что означает «чад, дым».

Значение понятия

Изначально кадило использовалось в иудаизме как храмовая утварь для курения фимиама. Кадильный дым символизирует сожжение жертвы Богу. По сути кадильник - жертвенник для приношения бескровных жертв (курений из благовоний).

Святой патриарх Константинопольский Герман (VIII век) считал, что кадильница означает благоуханнейшее веселие.

Символическое толкование

Есть четкие толкования святых отцов относительно того, что означает каждение в храме и кадило. Так, кадило является образом Богородицы, что вместила в себе невместимое - Христа. Огонь кадила воспринимается в образе Бога, раскаленные угли - его человеческая природа. Ладан же - это молитвы людей, приносимые Богу.

Сам процесс окуривания священных предметов означает воздаяние Богу хвалы и чести в виде молитв людских, которые символизирует возносящийся дым. Когда же совершается окуривание человека, - это является формой благословения и снисхождения Святого Духа.

Для чего нужно

В христианстве кадило используется во многих обрядах для каждения на богослужениях и требах. Машет б атюшка в церкви кадильницей, в которой на древесном угле сгорает ладан, - душистая смола деревьев, выделяя через воздушные отверстия благовонный дым - фимиам. Кадильный дым - это благоуханная жертва Богу.

История появления кадильниц

Первое использование

История воскурения дыма в жертву богам очень древняя, назвать точную дату появления кадильниц не представляется возможным. Дым в своих богослужениях использовали еще язычники и древние иудеи (каждение упоминается в Ветхом Завете). В христианских обрядах кадильницы фигурируют со второй половины V века нашей эры.

Первоначально кадильник имел отличную форму от того, чем машет батюшка в церкви в наши дни. Они были стационарные, и их устройство больше походило на большую жаровню. В это же время стали появляться переносные кадильницы, похожие на чашу с ручками. Смесь из горючего материала и благовоний помещались в эти сосуды.

Распространение в церкви

Христианство развивалось, и кадильница стала одной из важных частей культа. В VI веке нашей эры появился прообраз современного кадила - кадило на цепочках. Изначально кадило не имело крышки. Постепенно кадильницы стали изготавливать из серебра и золота с использованием драгоценных камней и в форме храма, что имеет значение прообраза небесного Иерусалима.

На Руси кадильницы широко известны с XI века, попали они к нам, как водится, из Византии, имели форму чашки с крышкой, подвешенных на трех цепочках.

Современное положение

Нынешние богослужения и требы не обходятся без кадильниц. Запах, источаемый ладаном, который кладут в кадило в церкви, прочно ассоциируется с религиозным культом.

Современная кадильница - это сосуд с крышкой в форме храма на четырех цепях (на трех крепится непосредственно чашка, четвертая служит для поднятия крышки).

Традиция каждения настолько прочна, что скончавшийся диакон по православным канонам погребается с кадилом в руках.

Разновидности кадил

На сегодняшний день распространены кадила двух видов: на цепочках и кадильницы с ручкой (кацея, кация или кацья).

Кацея является разновидностью домашнего или келейного кадила и известно еще со времен Древнего Египта. По форме кация представляет собой ковш с ручкой.

Широкое распространение кацея имеет у старообрядцев и в Греческой церкви, используют ее и миряне во время домашних молитв.

Правила использования кадильницы

Как правильно разжигать

Как правило, современные кадильницы представляют собой сосуды с двойными стенками (порой в целях пожарной безопасности) со встроенным электронагревательным элементом. Размещение в сосуде электронагревательного элемента обеспечивает получение тепловой энергии для нагрева ладана без применения открытого огня.

Классический же вариант розжига кадила выглядит так:

  1. Нагреть до красна древесный уголь на электрической или газовой плите с двух сторон.
  2. Поместить разогретый уголь в кадильницу (лучше использовать щипцы или большой пинцет).
  3. Разложить вокруг угля кусочки ладана.
  4. Закрыть крышкой.
  5. Размахивать кадилом.

Не следует класть ладан на раскаленные угли, потому что он будет сильно гореть и выделять резкий запах. Нужно подождать, пока угли остынут.

В качестве альтернативы газовой и электроплите можно использовать лампаду со специальным приспособлением «паучок». На металлическую подставку («паучок») помещается уголь, который разжигается от жара пламени лампады. При таком способе розжига угля нужно быть предельно внимательным, так как перемещение фитиля лампады могут привести к ее затуханию.

К слову сказать, воскуривать ладан можно и без кадила, а устраивать его прямо на «паучке».

Каждение в храме (как, кому заниматься и когда)

Каждение совершается в храме в наиболее торжественные моменты.

Выделяют два вида каждения:

  • полное. При этом виде каждения священник обходит с молитвой и окуривает кадильником весь храм (иконы и росписи стен). Полное каждение возможно только на Вечерни, Утрени и на 6-часе. Сначала полностью кадится алтарь, после - храм;
  • малое. Только на Божественной Литургии. Во время малого каждения кадятся Престол, жертвенник, иконы в алтаре, иконы на иконостасе, затем братия и люди в храме.

Непосредственно перед каждением святой отец благословляет кадило и читает молитву:

«Кадило Тебе приносим, Христе Боже наш, в воню (запах) благоухания духовного, еже прием в пренебесный мысленный Твой жертвенник, возниспосли нам благодать Пресвятаго Твоего Духа.»

Совершать каждения - одна из главных обязанностей дьякона, наряду с чтением специальных молитв (ектений). При служении без дьякона каждение священник совершает сам.

В ответ на каждение принято кланяться. В храме следует всегда стоять лицом к алтарю, поэтому во время каждения нельзя поворачиваться к нему спиной.

Польза и значение каждения

Каждение имеет силу, отгоняющую злых духов (неспроста существуют пословицы: «Боится, как черт ладана», «Ладан на чертей, а тюрьма на татей»), оно означает славу Божию и возношение молитв к Богу. Именно Господь повелел Моисею сделать особый жертвенник для священного воскурения благовоний.

Благодаря каждению молящиеся очищаются от суетных помыслов, настраиваются на благочестивое слушание и созерцание богослужения. Дым кадильницы возносит христианские молитвы к престолу Божию. Благодаря каждению все в храме приобщаются благодати Всевышнего.

Издревле считается, что благоухание ладана способно наполнить помещение положительной энергетикой, освободить человека от влияния нечисти, исцелить болезни, восстановить духовные физические силы человека. Можно сказать, что ладан исцеляет тело, сердце и душу.

Группой биологов из современного американского университета имени Джона Гопкинса (США) и Иерусалимского молодежного университета (Израиль) было установлено, что дым ладана содержит вещества, которые способны отгонят эмоцию страха. Это возможно в силу того, что запах ладана активирует тонкие ионные каналы в клетках главного мозга человека и заметно снижает уровень внутренней тревожности.

Вконтакте

Каждение совершается во время молитвы с апостольских времен.

Кадило разжигается при помощи раскаленного угля, на который кладется ладан - душистая смола восточных деревьев. При сгорании он образует благовонный дым - фимиам.

shakko , CC BY-SA 3.0

Существуют церковные кадила (имеют цепочки, которыми присоединяются к ручке) и келейные, иначе домашние (с фиксированной ручкой на боку).

Перед началом каждения священник произносит молитву:

«Кадило Тебе приносим, Христе Боже наш, в воню (запах) благоухания духовного, еже прием в пренебесный мысленный Твой жертвенник, возниспосли нам благодать Пресвятаго Твоего Духа».

Богослужебное каждение бывает полным , когда или священник с кадилом обходит весь храм, и малым , когда кадят , иконостас и предстоящих людей с амвона. Когда каждение совершается перед священными предметами - иконам, храму, оно относится к Богу, воздавая Ему подобающую честь и хвалу. Когда же каждение обращено к людям, этим свидетельствуется, что Дух Святой нисходит на всех верных, как носящих в себе образ Божий. По православной традиции в ответ на каждение принято поклониться.

Каждение на Рождественском богослужении в Храме Христа Спасителя Presidential Press and Information Office , CC BY-SA 3.0

Старейший образец кадила на цепочках датируется 1405 годом. С XV века кадило приобретает формы храма и интерпретируется как прообраз небесного Иерусалима.

Павел Петров , CC BY-SA 3.0

В иконографии кадило является атрибутом святых диаконов Лаврентия и Стефана. С кадилом изображался и библейский первосвященник Аарон. В светской семиотике кадило выступает аллегорией Азии.

Павел Петров , CC BY-SA 3.0

В соответствии с православной традицией с кадилом в руках погребают скончавшегося диакона.

Кацея

Кацея́ (кация́, кацья́ ) - вид кадильницы с ручкой. Такие кадила существовали в древности на востоке и на Руси до появления кадил на цепочках в XVII веке. Изначально кацеи представляли собой ковши с длинными рукоятками.

В настоящее время кацея употребляется старообрядцами-беспоповцами, а также поповцами в случае, когда служба совершается мирянским чином, без священника.

Также некоторыми верующими православными возрождается древний благочестивый обычай кадить фимиамом свои дома, используя при этом именно кацею.

Фотогалерея




Название

Кади́ло, кади́льница

NB Не следует путать с паникадилом.

В Ветхом и Новом Заветах

Кадило - изначально в иудаизме один из священных сосудов скинии и храма, употребляемый для курения фимиама при особенно торжественных случаях.

Сожжение жертв пред Богом появилось на Земле в древнейшие времена: жертва праведного Авеля; Сам Господь в Ветхом Завете повелел Моисею сделать в скинии особый жертвенник для священного курения ароматических веществ.

Волхвы, пришедшие поклониться Христу, среди прочих даров преподнесли Богомладенцу ладан; евангелист Иоанн Богослов видел в Откровении в Небесном храме Ангела, приемлющего золотую кадильницу.

Каждение означало силу, отгоняющую злых духов (Тов. 8, 2-3), славу Божию (2 Пар. 5, 14) и возношение молитв к Богу (Псалом 140, 2).

Толковый типикон

«Каждение приготовляет нас к службе „вонею благоухания“. Духовному, „умному“ богослужению предшествует это телесное, внешнее. Фимиам возносит ум к престолу Божию, куда он направляется с нашими молитвами. Во все века и у всех народов сожжение благовоний считалось лучшей, чистейшей вещественной жертвой Богу, и из всех видов вещественной жертвы, принятых в естественных религиях, христианская Церковь удержала только эту и еще немногие (елей, вино, хлеб). И внешним видом ничто так не напоминает благодатного дыхания Духа Святого, как дым фимиама. Исполненное такого высокого символизма, каждение много способствует молитвенному настроению верующих и своим чисто телесным воздействием на человека. Благовония действуют повышающе, возбудительно на наше настроение. С этой целью устав, например, пред пасхальным бдением предписывает уже не просто каждение, а чрезвычайное наполнение храма запахом из поставленных сосудов с курениями».

Ботафумейро - самое большое в мире кадило, крепится канатами к потолку Компостельского собора в Галисии. Оно весит 80 кг и приводится в действие путём раскачки восемью служителями в багрянице. Для наполнения этого кадила, при движении развивающего скорость 60 км в час, требуется 40 кг угля и ладана.

  • Даже классики иногда путали кадило с паникадилом: «Еле живой дьячок вышел из кухни, с трудом раздувая ладан в старом медном паникадиле». (И.С. Тургенев).
  • «Раздуть кадило» в переносном значении обозначает - развернуть какую-либо деятельность, развернуться.

Так приносится Богу бескровная жертва. В кадиле сжигаются ароматические вещества, и душистый дым – фимиам – возносится в небо.

Кадило состоит из двух, обычно сферических, половинок. Нижняя называется чашей, в ней находятся горящие угли и лежащий на них ладан. Верхняя – это крышка чаши, которая очень похожа на купол храма, увенчанный крестом. К крышке и чаше с трех сторон крепятся цепочки. Иногда на них бывают звонцы – шарики с металлическими ядрами. При каждении они мелодично звенят.

Этой традиции не одна сотня лет. Каждение совершается еще с апостольских времен. В Ветхом Завете Господь повелевает Израилю в числе других даров истинному Богу приносить и ароматы благовонного курения, указывает и особый состав ароматических веществ, в который входит чистый ливан. Так называется душистая древесная смола, которую собирают с деревьев и кустарников, произрастающих в восточных странах, в том числе и в Ливане, – отсюда и название. Но в русском языке это слово постепенно превратилось в «ладан».

Ни одно богослужение не проходит без каждения. И это действие, и само кадило имеют глубокий символический смысл. По толкованию святых отцов, огонь кадящих углей знаменует Божественное начало Христа, сам уголь – Его человеческую природу, а ладан – молитвы людей, приносимые Богу.

Каждение бывает полным, когда оно охватывает весь храм, и малым, когда кадят алтарь, иконостас и предстоящих людей с амвона.

Ботафумейро из Сантьяго-де-Компостела. Ботафумейро — это испанское слово в переводе на русский язык означает «испускающий дым». Так называется самое большое в мире кадило, которое находится в соборе Святого Иакова испанского города в Галисии. Оно весит более 80 кг и подвешено к потолку канатом.
В такое кадило вмещается 40 кг ладана и углей. В движение его приводят восемь человек. Чтобы воскурить в нем фимиам, необходимо раскачать чашу с углями до скорости 60 км в час.

Перед началом каждения священник произносит молитву: «Кадило тебе приносим, Христе Боже наш, в воню (запах) Благоухания духовного, еже прием в пренебесный мысленный Твой жертвенник, возниспосли нам благодать Пресвятого Твоего Духа». В ней батюшка просит в ответ на молитвы людей послать на них благодать Святого Духа. Видимый дым кадила – это образ невидимой Божией благодати, поэтому в ответ на каждение принято склонять голову.

Ладанное дерево произрастает в Юго-Западной Аравии на сухих склонах гор в Сомали. Эта страна стала основным центром по заготовке ладана

В феврале-марте на дереве делают надрезы, из которых обильно вытекает древесный сок. На воздухе сок твердеет, после чего засохшую смолу собирают с дерева

Ладан – одно из древнейших благовоний, которое приносили царям в знак особого благоволения. В числе прочих даров волхвы принесли младенцу Иисусу ладан

Благодатная сила Святого Духа очищает, освящает верующих и весь храм, прогоняя духов тьмы. Каждение подготавливает пришедших на службу людей к искренней, сердечной молитве и достойному созерцанию богослужения.

Кадило – металлическая чаша на цепочках, в которую на раскаленные угли кладут ладан; во время богослужения кадило раскачивают и встряхивают, распространяя благовония.

Кадило – один из символов православного богослужения. С апостольских времен совершается каждение во время молитвы. В металлическую кадильницу на раскаленные угли полагается душистая смола восточных деревьев – ладан. При сгорании он образует благовонный дым – фимиам.

Сожжение жертв пред Богом появилось на Земле в древнейшие времена. Достаточно вспомнить жертву праведного Авеля. Сам Господь в Ветхом Завете повелел Моисею сделать в скинии особый жертвенник для священного курения ароматических веществ. Волхвы, пришедшие поклониться Христу, среди прочих даров преподнесли Богомладенцу ладан. Евангелист Иоанн Богослов видел в Откровении в Небесном храме Ангела, приемлющего золотую кадильницу.

По толкованию Святых Отцов, огонь как вещество сожигающее и согревающее изображает собою Божество. Поэтому огонь кадильных углей знаменует Божественную природу Христа, само вещество угля – Его человеческую природу, а ладан – молитвы людей, приносимые Богу. Кадильница есть образ Богоматери, вместившей Невместимого Христа. Во многих молитвах Пречистая называется кадилом благовонным.

Перед началом каждения священник произносит молитву: «Кадило Тебе приносим, Христе Боже наш, в воню (запах) благоухания духовного, еже прием в пренебесный мысленный Твой жертвенник, возниспосли нам благодать Пресвятаго Твоего Духа». Из этой молитвы ясно, что видимый дым кадила означает невидимое присутствие благодати Господней, духовно укрепляющей верующих.

Богослужебное каждение бывает полным, когда охватывает весь храм, и малым, когда кадят алтарь, иконостас и предстоящих людей с амвона. Когда каждение совершается священным предметам – иконам, храму, оно относится к Богу, воздавая Ему подобающую честь и хвалу. Когда же кадило обращается к людям, этим свидетельствуется, что Дух Святой нисходит на всех верных, как носящих в себе образ Божий. По традиции в ответ на каждение принято кланяться.

В храме следует всегда стоять лицом к алтарю, поэтому во время каждения нельзя поворачиваться к нему спиной, нужно лишь слегка развернуться в сторону священника с кадилом и поклониться.

Вслед за благовестом начинается в храме часть бдения, которую можно назвать безмолвною. Она состоит в каждении всего храма. То, что каждение это, требующее немало времени, полагается производить все до начала самой службы и в присутствии всех собравшихся к ней, которые пред ним приглашаются встать, равно как обстоятельность, с какою описывается это каждение в Типиконе, - все это делает из каждения как бы особую службу, предшествующую всенощному бдению и подготовляющую к нему, подобно тому как подготовляет к нему и благовест. Подготовление там и здесь различного рода, но от этого оно тем всестороннее. Благовест подготовляет верующих к службе звуками - музыкой. Каждение приготовляет нас к службе «вонею благоухания». Духовному, «умному» богослужению предшествует это телесное, внешнее. Фимиам возносит ум к престолу Божию, куда он направляется с нашими молитвами. Во все века и у всех народов сожжение благовоний считалось лучшей, чистейшей вещественной жертвой Богу, и из всех видов вещественной жертвы, принятых в естественных религиях, христианская Церковь удержала только эту и еще немногие (елей, вино, хлеб). И внешним видом ничто так не напоминает благодатного дыхания Духа Святого, как дым фимиама. Исполненное такого высокого символизма, каждение много способствует молитвенному настроению верующих и своим чисто телесным воздействием на человека. Благовония действуют повышающе, возбудительно на наше настроение. С этой целью устав, например, пред пасхальным бдением предписывает уже не просто каждение, а чрезвычайное наполнение храма запахом из поставленных сосудов с курениями.

В св. Софии Константинопольской, по крайней мере пред богослужением, на котором присутствовал царь, производилось наполнение храма благовониями из особых отверстий в полу. В «Книге Паломник» архиеп. Новгородского Антония (XII в.), рассказывается об этом так:

«Церковь мощена красным мрамором, а под нею доплеко (второй пол), и подходят человецы и учинено сквозе мрамор проходи. И егда внидет царь в церковь ту, тогда понесут под испод много ксилолоя (алоэ) темьяна (фимиама) и кладут на углие и исходит воня проходы теми во церковь на воздух» .

По уставу грузин. Шиомгвимского мон. XIII в. кандиловжигатель между первым и вторым звоном ко всенощной кадит церковь
Особенности настоящего каждения:

а) совершитель его

Так как каждение в начале бдения первое в круге суточных служб, то оно совершается с особою торжественностью и описано с тою же подробностью, как в 22 гл. Типикона, посвященной каждению специально. На начало бдения каждение (как и возглас «Слава Святей…») перенесено с начала утрени. Посему, как и там, оно совершается священником, а не диаконом, - ввиду особой важности момента. (Ср. полиелей; на литургии кадит диакон, так как священник занят более важными священнодействиями).

Историческое основание для совершения настоящего каждения именно священником - то, что утреня и вечерня совершались без той торжественности, с какой литургия, а потому без диакона; а в монастырях не всегда и бывал диакон.

б) Свеча при каждении

Другую особенность настоящего каждения, тоже общую у него с каждением в начале утрени и полиелейным, составляет преднесение кадящему священнику свечи. На вечерне, как службе менее торжественной, чем утреня, каждение совершается без свечи; на литургии же каждение отступает на второй план перед другими более священными действиями и потому совершается с меньшею торжественностью, тоже без свечи.

Историческим основанием этой разницы является то, что утреня, с начала которой перенесено настоящее каждение на начало бдения, всегда начиналась ночью, до рассвета, когда ходить по храму и всем его нефам и нельзя было без светильника; вечерня же и литургия совершалась всегда днем.

Но так как каждение в начале бдения, как и утрени, не должно быть все же столь торжественно, как на полиелее, то светильник указано носить при каждении не диакону, как на полиелее, а параекклисиарху или кандиловжигателю. Впрочем, далее в скобках Типикон замечает, что в соборах и приходских храмах «действует сия диакон». В Киево-Печерской лавре только в начале утрени свечу предносит кадящему священнику инок в мантии, на бдении же диакон.

Историческое основание для уставного требования, чтобы кадящему священнику предшествовал со свечой параекклисиарх, а не диакон, - то, что бдение за отсутствием диаконов совершалось большей частью одним священником. На полиелее же иначе, потому что полиелей введен в службу, когда в монастырях большей частью имелись диаконы.

Частнее каждение пред бдением Типикон описывает следующим образом. Кандиловжигатель или параекклисиарх после благовеста зажигает свечу в подсвечнике и ставит ее пред царскими дверьми. В приходских церквах и в тех монастырях, где всенощную начинает диакон со священником, свечу носит диакон, который предносит ее священнику и при каждении алтаря.

В греческом уставе Шиомгвимского мон. XIII в. нет этого замечания о свече (кандиловжигатель прямо берет ее в руки пред возгласом). В рукописных греч. и слав. Типиконах XIII–XIV в. указывалось эту свечу или лампаду ставить среди церкви. В Типиконах XV и XVI вв. указывается ставить ее или «прямо царским дверем поблизко» , или «посреде церкви прямо царским дверем» . Так и в первых печатных изданиях устава. Царскими дверями называются главные двери из притвора в храм; они, следовательно, разумеются и здесь, почему свеча, стоящая пред ними, оказывается среди храма. В правленом экземпляре устава для издания 1672 г. слова «посреде церкве» и «поблизко» зачеркнуты и начиная с этого издания не вносятся в устав (в старообрядческом уставе сохранены), очевидно, потому, что под царскими дверями стали разуметь алтарные.

Что такое кадило, используемое во время богослужений в церкви, каково его назначение и история появления, устройство и разновидности — ответы на такие вопросы заинтересуют не только детей, но и взрослых.

Описание и назначение

Церковное кадило является неотъемлемым атрибутом богослужения, проходящего в православном храме. Многие прихожане видят его во время однако не знают точно, что такое кадило, каково его предназначение и символическое значение.

Кадило в христианстве является важным элементом церковной утвари, который применяется во время совершения молитв еще с древних времен.

Состоит кадильница из 2 половинок: в нижнюю чашу кладутся угли и ладан, а верхняя является крышкой, по форме она делается похожей на с христианским крестом. С обеих сторон к кадилу крепятся цепочки, за которые оно может подвешиваться в храме. Достаточно часто на них есть и звонцы в виде шариков, внутри которых размещены металлические ядра. Во время прохода священника и раскачивания кадила они издают мелодичный звон. В христианстве принято считать, что раскуривание ладана и фимиама в нем обозначает приношение Богу бескровной жертвы.

Символическое значение

Сожжение жертв существовало еще в древние времени, начиная с языческих ритуалов. В православии сам Господь Бог, как описывается в Ветхом Завете, велел Моисею провести особый жертвенный обряд, состоящий из священного окуривания ароматическими веществами. Придя на поклонение к Христу, волхвы принесли дары, среди которых был и ладан.

Евангелист увидел в Откровении в Небесном Храме маленького ангела, несущего золотую кадильницу. Огонь, по толкованию святых отцов, выполняет роль согревающего и сожигающего вещества, которое символизирует Божество.

В христианстве принято считать, что раскуривание ладана и фимиама в нем обозначает приношение Богу бескровной жертвы. Горящие угли в кадиле знаменуют Божественную природу Иисуса, сам уголь — его земную, человеческую природу, а ладан означает молитвы обычных людей, которые они произносят, обращаясь к Богу.

В некоторых молитвах Пречистая Дева именуется Кадилом благовонным. Само кадило олицетворяет образ Богородицы, которая вмещает внутри себя Христа, с ее помощью Христово благоухание вознеслось ко всему православному миру. Ритуал каждения обозначает силу, разгоняющую злых духов и воздающую славу Божию.

Древние кадильницы

Кадило в церкви в современном православии считается традиционным предметом, однако существовало оно не всегда. Вначале христиане использовали простые обряды, а использование благовоний считалось традицией церемоний у иудеев или язычников.

При иудейском богослужении каждение проходило только в Иерусалимском храме, когда при помощи специального золотого совка в большой каменный жертвенник в святилище насыпался ладан на горячие угли. В дни Ирода такой совок заменяли предметом, похожим на сковороду.

В языческом ритуале благовония воскурялись также в каменном жертвеннике, куда предварительно клали угли и зажигали огонь. Для совершения богослужений на кладбище использовали емкости из глины или бронзы с приделанной полой ручкой, через которую поступал воздух для раздувания углей.

В богатых домах в древности существовала традиция иметь курильницы, в которых горели ароматные благовония. Это были чаши из бронзы, стоящие на высоких ножках, форма которых была заимствована из Египта. Аналогичные курильницы присутствовали и в домах римской знати, где они подвешивались на цепочках и были переносными.

Кадило в христианской религии

Во времена Римской Империи христиане подвергались преследованиям за нежелание возжигать ладан перед портретом императора, потому что так они отрицали его божественность.

Уже во второй половине 5-го века христиане знали, что такое кадило, и проводили с ним торжественную церемонию, похожую на современный Крестный ход. Самые первые кадильницы представляли собой бронзовую чашу или невысокий цилиндр с ручками без крышки. Для богатых людей делались кадила из серебра и золота, напоминающие по форме архитектурные здания с окнами, предназначенными для прохода воздуха и слежения за огнем. Стационарные кадильницы были установлены около алтаря на постаменте. Кадильницы с цепочками стали появляться с 6 века, когда каждение в церкви стало важной частью ритуала богослужения.

В Древней Руси кадильницы с цепочками были распространены, начиная с 11-го в., о чем сохранились записи в уставах древних храмов и монастырей. С 15-го в. кадило стали делать в форме храма по ассоциации с образом Иерусалима. Чаще всего такие ювелирные изделия изготовляли в царских мастерских, а затем дарили монастырям и храмам. Они украшались золотом, камнями, эмалями и др.

Правила пользования кадилом

Каждение, т.е. проход священнослужителя с кадилом во время церковного богослужения, происходит всегда перед священными церковными предметами: иконами, самим храмом, а также перед другими служителями церкви и прихожанами.

Церковными правилами четко прописано, что кладут в кадило и в каких случаях его используют. Каждение бывает полным, при котором обходят все пространство храма, и малым, когда кадят только алтарь, иконостас и стоящих перед ними прихожан. В ответ на каждение по традиции православия прихожане должны поклониться.

Во время домашней молитвы издавна использовались кацеи, так называли ручные кадильницы, однако сейчас их применяют только беспоповцы.

Как разжигается кадильница

Священник в церкви проводит весь ритуал и знает, как разжигают кадило: внутрь его кладут небольшой кусок древесного горящего угля, сверху кладется ладан. В процессе сгорания выделяется фимиам, ароматическое вещество.

Ладан — древесная смола со специфическим ароматом, при ее сгорании образуется благовонный дым, называемый фимиамом. Еще в Ветхом Завете Яхве повелел народу Израилю приносить ему в дар благовонные ароматы и указал специальный их состав, состоящий из нескольких веществ, в число которых входит древесная смола «ливан», собираемая с деревьев в восточных странах.

Ладанное дерево растет в юго-западных регионах Аравии, на склонах гор. Смолу собирают из надрезов, сделанных на деревьях в конце зимы и начале весны. Вытекая, сок твердеет на воздухе, затем его в засохшем виде снимают. Благодаря этому государство стало центром заготовки этого продукта, который приобретается всеми храмами и церквями мира.

Виды церковных кадил

В современных христианских храмах используют кадила двух видов:

  • закрытая чаша на цепочках, которые крепятся к ручке, — предназначена для применения священниками в процессе проведения богослужения;
  • «келейная» или ручная кадильница, имеющая ручку сбоку.

По виду церемоний кадила бывают праздничные, будничные и требные. Требное кадило используется во время треб, богослужений по просьбе верующих, оно меньше по размеру и не имеет бубенчиков. Архиерейское кадило применяется в соборных церквях и украшено колокольчиками. Форма кадила символизирует образ храма, который венчает православный крест.

Современные кадильницы изготовляются из самых различных материалов: латуни, мельхиора, металла с чеканкой и позолотой. Такая может делаться вручную, с применением ювелирной позолоты, украшается эмалью, резными элементами, росписью и драгоценными камнями.

Самое большое в мире церковное кадило называется «Ботафумейро», что в переводе с испанского означает «испускающее дым». Находится оно в соборе Св. Иакова в г. весит около 80 кг, подвешивается канатами к потолку. В него помещается 40 кг углей и ладана. Чтобы начался процесс воскурения фимиама, его необходимо привести в движение и раскачать до скорости 60 км/ч, для чего нужна сила 8 людей.

В октябре 2017 г. премьер-министром России Д. Медведевым в целях усиления пожарной безопасности в церквях и храмах различных конфессий было подписано постановление о правилах пользования кадилом. В них оговаривается суточная норма горючих веществ, которые можно хранить в помещении церкви, и устанавливается расстояние между воспламеняющимися материалами и источником открытого огня (не менее 1,5 м). Предписывается правило установки разожженного кадила исключительно на негорючее основание.

Для людей, которые посещают религиозные богослужения в современной церкви, знания о том, что такое кадило, его символического значения и истории помогут разобраться в правилах и обрядах православия.