Определение темы объекта предмета исследования. Чем отличается объект от предмета в студенческой работе

Необходимо выделить объект и предмет научного исследования. Часто от того, насколько правильно определены эти понятия, зависит заключение аттестационной комиссии и конечная оценка. Студенту необходимо грамотно и четко сформулировать в своем научном проекте (будь то , курсовая или ) объект и предмет исследования и правильно описать их во введении. Что представляет собой каждое понятие, как правильно их выделить рассмотрим ниже.

Объект исследования — определенное научное знание, которое планируется изучаться. Это своего рода проблема, которая выбирается для проведения исследований.
Если вы защищаете диплом, объектом исследования является отдельное лицо, социальный слой, социальный институт, а также духовная жизнь, которая имеет отношение к отдельным вовлеченным личностям, или разным группам населения в мире.

Предмет исследования — это определенный спектр понятий связанных с объектом, отдельная сторона, которая напрямую зависит от профессии.
К этому пункту предъявляются требования по четкому отделению от объекта и демонстрации присущих ему индивидуальных черт. Предмет курсовой или дипломной работы должен быть значимым и актуальным, даже если объект в целом особого интереса не представляет.

Субъект в научной работе. Часто в дипломной работе субъектом изучения называется тот же предмет. Это формальность, которая зависит от методических требований того или иного ВУЗа. Субъект часто связан с ответами на вопросы, которые требуется раскрыть в теме работы и ее проблемами.

Основное отличие объекта от предмета

Примеры выделения объекта и предмета исследования

Анализируем тему Выбираем объект исследования Выделаем предмет исследования
Реферат связан со СМИ Средства массовой информации и культура Особенности влияния СМИ на уровень культурного развития населения
Для темы, связанной с развитием дошкольников Детские сады, как фактор, влияющий на развитие Влияние детских садов на детей дошкольного возраста
«Персонал компании» Персонал строительной организации Эффективные способы мотивирования и особенности организации сотрудников строительной компании.
В курсовой работе на тему «Женщина в культе ислама» Процесс становления культа ислама Женщины в процессе становления и развития культа ислама
Если работа изучает методы увеличения доходов организации Определенное предприятие или особенности расширения организаций строительного типа Выявление событий, ведущих к получению увеличенных доходов в определенных организациях строительного типа
В дипломной работе по праву «Похищение человека» Сформулируем объект исследования как общественные отношения, возникающие в связи с совершением актов похищения человека Предметом выделим уголовно-правовых нормы, устанавливающие ответственность за похищение человека
Оценка и повышение конкурентоспособности предприятия Само предприятие Конкурентоспособность предприятия
Договор купли-продажи недвижимого имущества Отношения, которые складываются между людьми в процессе купли-продажи недвижимого имущества Нормы законодательства в области гос. регистрации прав на недвижимое имущество
Библиотеки как главная база непрерывного образования Образовательная среда библиотеки общеобразовательного учреждения Деятельность школьной библиотеки по образованию информационной среды общеобразовательного учреждения

Рассмотренные понятия должны присутствовать в любой студенческой работе. При этом объект — более широкий спектр для изучения, а предмет — его уточненная проблема.

Нередко объект исследования определить достаточно сложно из-за множественности понятий, предметов, связей в различных видах деятельности. Объект исследования может одновременно претендовать и на сферу общественной жизни, и на сферу биологии, естествознания, например, природопользование.

Объект исследования – это то пространство, в рамках которого находится изучаемое явление.

Предмет исследования входит в более целостное и широкое понятие «объект». Это конкретная часть объекта или процесс в нем происходящий. Предмет всегда изучается в рамках какого-либо объекта. Как правило, предмет в значительной степени совпадает с темой исследования (дипломной работы).

Другими словами, предмет исследования – это определенный элемент общественной жизни (реальности), который обладает очевидными границами либо относительной автономностью существования.

Объект исследования всегда шире, чем его предмет .

Если объект – это область деятельности, то предмет – это изучаемый процесс в рамках объекта исследования.

Например:

Тема: Правовое регулирование предпринимательской деятельности в России.

Объект исследования – предпринимательская деятельность в России.

Предмет исследования – правовое регулирование предпринимательской деятельности.

Справочно. Под правовым регулированием понимаются нормативные правовые акты и практика их применения в организации различных видов общественной деятельности.

Именно на предмет исследования (правовое регулирование предпринимательской деятельности) направлено основное внимание студента-выпускника, именно предмет определяет тему квалификационной (дипломной) работы, для его исследования (предмета) формулируются цель и задачи.

Цель исследования

Цель исследования – это мысленное предвосхищение (прогнозирование) результата, определение оптимальных путей решения задач в условиях выбора методов и приемов исследования в процессе подготовки квалификационной (дипломной) работы студентом-выпускником (прил. 9).

Между целью, проблемой и предметом исследования существует логическая связь, которую необходимо учитывать при проведении дипломного исследования. Цель исследования состоит в том, чтобы разрешить какую-то проблему. Для более успешного формулирования цели нужно ответить себе на вопрос: «Что ты хочешь получить в результате исследования? » или «Какой результат работы (предприятия, организации, учреждения и т.д.) хочу описать в квалификационной (дипломной) работе? »

Удобно начинать формулирование цели с глаголов: выяснить, выявить, сформировать, обосновать, провести, определить, создать, построить.

Основными требованиями, предъявляемыми к цели, являются ее достигаемость, диагностичность, реальность, конечность во времени.

Поскольку цель предвосхищает будущие результаты, то постановка задач намечает пути ее достижения.

Задачи исследования

Задачи, как правило, – это те шаги, с помощью которых достигается цель, т.е. более частные конкретизированные цели.

Задачи исследования квалификационной (дипломной) работы определяются поставленной целью и представляют собой конкретные последовательные этапы (пути) решения проблемы исследования по достижению основной цели (прил. 9).

Гипотеза

Гипотеза – это научно обоснованное предположение. Без гипотезы нет и не может быть никакого исследования. Гипотеза в процессе дипломного исследования представляет собой условия и пути достижения цели исследования. Предполагает определение этапов и планирование исследования.

Как правило, гипотеза формулируется в виде сложноподчиненного предложения с придаточными предложениями типа «если…, то…» или «чем…, тем…».

Например: в приложении 9 указана цель исследования «определение эффективных направлений формирования кадрового состава малого предприятия в процессе управленческой деятельности (на примере издательской деятельности)». Гипотеза может в данном случае выглядеть примерно следующим образом (раскрывая условия достижения цели): «Кадровый состав малого предприятия будет сформирован эффективно, если:

– будут выявлены особенности и тенденции развития деятельности малого предприятия;

– будет экономически обоснован штат предприятия;

– будут определены функции каждого сотрудника и объем выполняемой ими работы;

– будут определены квалификационные требования к персоналу;

– будут разработаны социально-экономические условия деятельности предприятия и т.д.»

Методы исследования

Метод исследования – это способ получения достоверных научных знаний, умений, практических навыков и данных в различных сферах жизнедеятельности.

Метод – это совокупность приемов. Другими словами, прием – это часть метода (прил. 9).

Методы условно делят на две группы: эмпирические и теоретические.

Эмпирические методы (основанные на опыте) включают:

– изучение литературы по теме квалификационной (дипломной) работы, нормативных и инструктивно-методических материалов;

– анализ различной документации;

– наблюдение, опросы (интервью, анкетирование), тестирование;

– изучение и обобщение опыта, отечественной и зарубежной практики и др.

Теоретические методы включают:

– историко-генетический метод;

– моделирование;

– сравнение;

– обобщение;

– абстрагирование;

– классификацию;

– систематизацию;

– синтез;

– аналогию и др.

Критерии оценки результатов

Критерии оценки ожидаемых результатов – важнейший и обязательный компонент дипломного исследования. Критерии непосредственно связаны с целью и задачами исследования и должны задаваться до начала написания квалификационной (дипломной) работы. Существует более двух десятков критериев, однако можно выделить два наиболее конкретных показателя, которые во всех случаях являются показателями эффективности (или даже оптимальности) исследовательской работы.

1. Критерий результативности:

а) быть выше прежних результатов этого же предприятия, учреждения, отрасли и т. д.;

б) быть выше результатов, типичных для предприятий, учреждений данного региона, данной отрасли и т. д.;

в) быть оптимальными, т. е. максимально возможными для конкретных предприятий, учреждений, отрасли и т. д.

Критерий затрат времени.

Он предполагает достижение одного из вышеназванных результатов в более короткий отрезок времени, т. е. сокращение затрат времени по сравнению с типовыми, прежними, нормативными или хотя бы не предполагает увеличения их затрат. Время – это универсальный, интегральный показатель эффективности любого труда. К экономии времени, в конечном счете, сводится экономия сил, средств, финансовых, кадровых, материальных и всех других ресурсов.

Тем не менее, выделяются общенаучные критерии актуальности, обоснованности и новизны, используемые для оценки любого типа исследований, экспериментов, диссертаций, дипломных и курсовых работ.

Актуальность как общенаучный критерий определяется тремя показателями: соответствием социальному заказу (исследование выполнено по заказу предприятия, организации, учреждения), неразработанностью (или слабой разработанностью) данной проблемы в изучаемых науках, потребностью практики.

Примечание : об актуальности смотри выше.

Обоснованность. Критерий обоснованности включает показатели выбора объекта, предмета, проблемы, цели и задач исследования, теоретической и практической значимости, выдвижения гипотезы, методов исследования, этапы исследовательского процесса. Критерий связан с актуальностью и должен соответствовать требованию научной новизны.

Научная новизна. Определение научной новизныотносится ко всему исследованию в целом.

Научная новизнав зависимости от характера и сущности исследования может формулироваться по-разному. Так, для теоретических работ научная новизна определяется тем, что новоговнесено в теорию и методику исследуемого предмета. Для работ практической направленности научная новизна определяется результатом, который был получен впервые, возможно подтвержден и обновлен или развивает и уточняет сложившиеся ранее научные представления и практические достижения.

Важнейшее значение в определении научной новизны исследования при подготовке квалификационной (дипломной) работы имеет также прогнозированиерезультата (цели исследования).

2.2.7. Написание текста квалификационной
(дипломной) работы

Изложение материала в квалификационной (дипломной) работе должно быть последовательным и логичным. Все главы должны быть связаны между собой. Следует обращать особое внимание на логические переходы от одной главы к другой, от параграфа к параграфу, а внутри параграфа – от вопроса к вопросу.

После оформления введения написание текста квалификационной (дипломной) работы следует начинать с первой главы, тщательно прорабатывая содержание всех глав структуры.

Изложение материала по данной проблеме должно быть конкретным и прежде всего опираться на результаты производственной практики, при этом важно не просто описание, а критический анализ имеющихся данных. При изложении в квалификационной (дипломной) работе спорных (противоречивых) решений необходимо приводить мнения различных ученых и практиков. Если в работе критически рассматривается точка зрения кого-то из них, его мысль следует излагать без сокращений, т.е. приводить цитаты. Обязательным, при наличии различных подходов к решению изучаемой проблемы, является сравнение рекомендаций, содержащихся в действующих инструктивных материалах и работах различных авторов. Только после этого следует обосновывать свое мнение по спорному вопросу или соглашаться с одной из уже имеющихся точек зрения, выдвигая в каждом из случаев соответствующие аргументы.

Отдельные положения квалификационной (дипломной) работы должны быть иллюстрированы цифровыми данными из справочников, монографий и других литературных источников, при необходимости оформленными в справочные или аналитические таблицы. При составлении аналитических таблиц используемые исходные данные выносятся в приложение к квалификационной (дипломной) работе, а в тексте приводятся расчеты отдельных показателей.

Таблица должна занимать не более одной страницы. Если аналитическая таблица по размеру превышает одну страницу, ее следует включить в приложение. В отдельных случаях можно заимствовать некоторые таблицы из литературных источников. Ссылаться на таблицу нужно в том месте текста, где формулируется положение, подтверждаемое или иллюстрируемое ею. В тексте, анализирующем или комментирующем таблицу, не следует пересказывать ее содержание, а уместно формулировать основной вывод, к которому подводят табличные данные, или вводить дополнительные показатели, более отчетливо характеризующие то или иное явление или его отдельные стороны.

Во время написания письменных работ, студентом четко соблюдается ряд правил. Это структура работы, ее оформление, содержание. И, если с целями и задачами более или менее становится ясно, благодаря большому количеству информации, то у студента нередко возникает вопрос в формулировках таких двух понятий, как «объект исследования» и «предмет исследования».

Членов комиссии по большей мере интересует формальная сторона вопроса. Нередко негласным, а порой гласным заданием для студента становится выбрать конкретный объект для мониторинга и, опираясь на него, сформулировать предмет мониторинга. При этом руководство вуза, предоставляя методические инструкции, дает в них научное объяснение этим двум терминам. Кроме методичек существуют и государственные нормативы, в которых научным языком описаны два понятия.

Определения двух понятий

Следуя этим определениям, под объектом мониторинга подразумевается явление, проявляющее свое действия независимо от хода исследований студента. Предметом мониторинга является лишь часть от всего объекта. Однако предмет мониторинга может нести практическое и теоретическое значение для исследования.

Как правило, объект состоит из нескольких предметов, но большинство студентов совершают ошибку и рассматривают только один вид предмета. В итоге получается необъективная оценка всему объекту в целом. Для рассмотрения объекта необходимо предпринять ряд действий. Эти шаги станут предметами исследований.

Объектом принято обозначать то, что студент будет изучать. Это может быть организация либо исследование каких-либо социальных или психологических отношений. Имея на руках тему, а значит и цель, студенту необходимо найти объект для мониторинга.

Это можно сделать посредством изучения информационных и литературных источников. Данный процесс необходим для того, чтобы четко понять, соответствует ли найденный объект изучаемой науке. Изучая тему на примере конкретной организации, порой невозможно охватить всю сферу деятельности в целом. На этом этапе в свете появляется предмет исследования, например, какой-либо отдел.

1. В дипломной работе функциональным назначением предмета служит изучение свойств, узконаправленных характеристик, его многогранностей. Более четко это модно объяснить на отдельном примере. Изучая управление отелем, предметом его мониторинга становится отдел кадров. Дается полная характеристика предмету (отделу), указываются положительные и отрицательные стороны его функционирования.

При этом деятельность отдела можно рассматривать с нескольких сторон. В начале работы дается общее определение, в расширенной форме и постепенно в процессе написания дипломного проекта оно сужается, но не уменьшается по объему.

2. При изучении конкретной сферы ведения бизнеса, которая и станет объектом мониторинга, а вот правовая основана, на которой эта сфера деятельности осуществляется, становится предметом мониторинга.

3. На примере другой организации изучаются социальные отношения. Организация - это объект мониторинга, а кадровый отдел, а именно отношения между сотрудниками станет предметом исследования.

Если не осознать эти два понятия «объект» и «предмет» полностью, то в конечном результате в дипломной работе будет некорректно озвучена тема, то есть цель, которой, казалось бы, удалось достичь, окажется не достигнутой. В лучшем случае тема будет раскрыта, но не до конца. Это становится основной причиной, когда при защите дипломного проекта, по ее окончанию, студент слышит от членов комиссии, тема раскрыта не в полном объеме и требует дополнительных доработок.

* Существует еще ряд нюансов, не учитывая которые можно потерпеть фиаско. Например, процесс исследования предмета должен происходить только в ограниченных рамках выбранного объекта мониторинга.

* Объект мониторинга отвечает на вопрос «Что изучать?». Предмет мониторинга отвечает на вопросы: «Как проводить исследования?», «С чем связать данный процесс?», «Какие стороны изучаемого объекта станут интересными?» и так далее.

* Считается грубой ошибкой и даже нарушением, отсутствие логической мысли между предметом и объектом мониторинга.

* Кроме того, очень значимым моментом выступает актуальность исследуемых в равной степени и предметов и объекта. Их изучение должно быть интересным и обладать, как минимум толикой новизны. Потому не следует выбирать в качестве цели для дипломной работы тему, которая уже известна всем давно и является чуть ли не аксиомой. Рассчитывать на хорошую оценку в этом случае, студент не придется, даже несмотря на полное раскрытие темы.

* Члены комиссии знают о каверзности этих двух понятий и чаще всего вопросы, которые следуют после монолога будущего дипломника, касаются именно предметов, объекта, ну иногда целей и задач.

В случае возникновения вопросов по дипломной работе в целом и по отдельным моментам в частности, студент всегда имеет право обратиться за помощью к научному руководителю, который курирует весь процесс написания дипломного проекта.

Перед тем как приступить к исследованию необходимо определить объект и предмет исследования. Объект - определенное явление, которое становится полем исследовательской деятельности. Предмет - более детализированная характеристика объекта , рассматривающая определенные его стороны в заданных условиях

Объект исследования

Чаще всего при написании исследоватльской работы проблемы возникают с формулировкой предмета, объект исследования определить гораздо проще. Объект - это область, явление, сфера знаний, процесс, в рамках которых будет осуществляться исследование. Иными словами, это часть реальности, которую исследователь будет изучать. Объект может иметь не только научная работа, но и любая другая деятельность или научное направление. Например, в социологии объектом является общество, в психологии - психика человека, в медицине - человек.
Объект исследования должен быть тесно взаимосвязан с темой исследовательской работы, его характеристики и определения должны быть рассмотрены и изучены в ходе исследования. Объект, как можно понять из этого названия, всегда существует объективно, вне зависимости от исследователя и точки зрения.

Предмет исследования

Предмет исследования - более детализированное и узкое понятие, которое обязательно должно быть частью объекта и не может выходить за его рамки. Предмет - конкретная проблема в выбранном поле деятельности, рассмотренная под определенным углом в определенных условиях. Исследовательская работа не может изучать сразу весь объект исследования, она рассматривает его с каких-либо сторон, выявляет его характеристики и свойства. В зависимости от этих особенностей и определяют предмет исследования.

Например, дом как объект исследования может рассматриваться под разными углами: архитектор может изучать его структуру и архитектурный стиль, строитель будет выявлять соответствие грунта выбранному типу фундамента и инженерные характеристики, экономист будет рассматривать сметы, а человеку, проживающему в этом доме, интересна планировка и качество жилья. В зависимости от точки зрения на объект выделяется предмет исследования.

Предмет исследования не всегда существует объективно, он может представлять собой отношения, взаимосвязи, условия, причинно-следственные связи. Он может находиться только в голове исследователя и зависит от его знаний об объекте. Например, если изучается влияние музыки на рост растений, то объектом в таком случае будут растения, а предметом - зависимость их роста от определенной музыки.

В психологии предметом выступают закономерности психики в различных условиях и ее влияние на поведение и жизнедеятельность человека. В медицине предмет - это биологическая система человека, его физиология, рассмотренная при участии категорий здоровья и болезни.

Примеры объекта и предмета исследования

Объект исследования: Предмет исследования:
магнит свойства магнитов
гора Чатырдаг легенды и мифы о горе Чатырдаг
тригонометрические уравнения и их системы способы отбора корней в тригонометрических уравнениях и системах
учащиеся и преподаватели школы зависимость от гаджетов
социальные сироты, находящиеся в реабилитационном центре процесс социальной поддержки и защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
глаз свойства и структура глаза как оптического инструмента
микроклимат учебных помещений условия микроклимата в учебных помещениях
магнитное поле магнитное поле в школьных учебных кабинетах

Отличие предмета от объекта неуловимо. Оно всегда доставляет массу головной боли студентам. И кажется, что преподаватели всегда знают отличия предмета и объекта на зубок. В двадцатый раз они объясняют тебе, и всё вроде бы понятно, но когда принимаешься за очередной реферат, понимаешь, что опять забыл, чем же отличается предмет от объекта.

Определение

Объект и предмет зачастую являются взаимозаменяемыми словами, синонимами, но не всегда. Так, объект – более широкое понятие, является синонимом всего того, что существует. Например, какой либо процесс или конкретное явление, также это может быть и какой-то субъект или предмет. При этом предмет – это вещь, реально существующая. Важно то, что это не действие, и нечто неодушевлённое. Соответственно, понятие предмета уже понятия объекта.

Если мы будем говорить об исследовательской, научной деятельности, то здесь объект – это сфера изучения в самом широком смысле. Предмет – это нечто более конкретное, то, на чём сосредоточена именно эта работа. Так, например, природа может быть объектом деятельности как художника, который рисует пейзаж, так и ботаника, который изучает растения. При этом предметы их работ будут различаться: определённые земные ландшафты и пейзажи в первом случае и некоторые растения во втором. То есть, изучая наш предмет, мы больше узнаём об объекте.