Кто написал картину демон сидящий. Описание картины М.Врубеля «Демон сидящий. Отец Врубеля, навестивший его в Киеве, был потрясен

Картина «Демон Сидящий»

Картина «Демон Сидящий»

Картина «Демон сидящий»это результат соединения во временном континууме в полвека литературного образа, созданного великим русским поэтом Михаилом Юрьевичем Лермонтовым, с зрительным образом, созданным не менее гениальным русским художником Михаилом Александровичем Врубелем. Невозможно представить какой-либо иной образ литературного персонажа поэта, чем демон Врубеля. По современному выражению, полотно художника является визитной карточкой поэмы «Демон». Поэму М.Ю. Лермонтов писал в течение десяти лет с 1829 года по 1839 год, работа над образом демона художником длилась 12 лет. Врубель Михаил Александрович «Демон сидящий» начал писать в 1890 году, и ее увидел свет в 1891 году, картину «Демон летящий» он написал в 1899 году, картину «Демон поверженный» закончил в 1902 году. Это показывает, что оба великих художника долго искали и нашли в этом образе падшего ангела, «духа изгнанья» картину мироздания полную противоречий, борьбы зла и добра и ощущения неминуемой победы добра над злом. Однако у Врубеля его демоны иногда вызывают сомнения этой победы, это заметно в одной из главных работ художника «Демон сидящий».

Описание картины Врубеля «Демон сидящий»

«Печальный Демон, дух изгнанья» — образ, который сразу же возникает из первых строк поэмы при взгляде на полотно М.А. Врубеля. Мощный торс сидящего демона, обнявшего колена с заломленными пальцами, венчает лик, полный тоски и вселенской скорби. Печален облик падшего ангела и тосклив его взгляд, устремленный в угасающий день в нижнем углу полотна, на фоне тяжелого свинцово-пурпурного неба: «Ни день, ни ночь, - ни мрак, ни свет!..» Мозаика каменных цветов, окружающая его, заставляет верить в его неземную сущность. А синий цвет накидки на коленях подчеркивает его божественное происхождение: «Тех дней, когда в жилище света блистал он, чистый херувим». Но все это в прошлом: «Давно отверженный блуждал в пустыне мира без приюта.» Демон у Врубеля — это олицетворение духа изгнания, он часто в своих описаниях и беседах с друзьями подчеркивал это и старался передать это состояние духа.

Специально суженый Врубелем размер картины ограничивает пространство демона, заточая его в него, как бы делая его узником Творца. Может поэтому в его взгляде столько безысходности и равнодушия к окружающему его миру. Закат дня в углу полотна можно трактовать как закат человечества, победу зла над добром. И это сотворил он, тоскливо, но равнодушно взирающий на гибель земной жизни: «И все, что пред собой он видел, он презирал иль ненавидел.». Это одна трактовка, но полотно дает возможность множеству трактовок сюжета и они сделаны искусствоведами и художниками многих стран. Удивительно их разнообразие и отсутствие схожих взглядов на картину.

Загадочная философская сущность этой картины познается многими ее исследователями не сразу, настолько сложен и многогранен этот образ. Надо заметить, что и сам художник долго вносил в образ демона изменения, даже уже в выставленное полотно в художественной галерее. Исследователи творчества художника считают, что увлечение образом демона и попыткой показать его неземную сущность, сотканную из противоречий, внутренней борьбы героя между добром и злом, привело художника к расстройству его психики и болезни. В последние годы жизни эта тема стала главной в его творчестве. Художник даже признавался близким, что демон являлся ему вживую.

История создания полотна

После переезда из Киева в Москву в 1890 году, художник попадает в атмосферу доброжелательного и заинтересованного отношения к нему московского мира художников и меценатов. В этот период он сближается с художником Константином Коровиным и меценатом Саввой Мамонтовым. В период (12 лет) пребывания в Москве им созданы самое большое количество шедевров его творчества. История его демониады началась еще в Киеве, где им был создан первый образ демона, который он там же и уничтожил. И это не первая работа, уничтоженная им в муках его творчества. Он писал своей жене, что уничтожил 1000 листов рисунков и эскизов в поисках образа своего героя.

В Москве к юбилею М.Ю. Лермонтова готовилось двухтомное издание поэта. Врубель не был известен широко как художник оформитель литературных изданий, но получил заказ на иллюстрацию поэмы «Демон». Поскольку художник еще задолго до этого был увлечен образом в поэме Лермонтова, им были выполнены несколько набросков и эскизов, что вероятно и сыграло роль при выборе его для иллюстрации двухтомника.

Врубель для поэмы написал 30 акварельных иллюстраций, среди которых «Демон сидящий». Из этих иллюстраций художник позднее, через десять лет создал три огромных полотна, первым из которых был «Демон сидящий». В художественной мастерской Саввы Мамонтова был написан основной образ демониады. Полотна были выставлены в художественной галерее и получили негативную критику художественных кругов, отмечающую, тем не менее, художественный талант Врубеля. Особо отмечалась техника живописи художника, основу которой составляли четкие крупные и ровные мазки кисти. Эта манера написания полотен позволяет относить его творчество к представителям модерна и символизма русской живописи. Картины позднее, еще при жизни автора, были приобретены Третьяковской галереей, где находятся до сих пор.

Врубель «Демон сидящий» — одна из лучших картин художника и наиболее известная миру искусства. Она не оставляет равнодушным никого, ни неопытного молодого зрителя, ни умудренного искусствоведа, у всех она будоражит воображение и вызывает бурю эмоций, вызывает желание увидеть в глубине образа «падшего ангела», то что хотел донести нам великий и гениальный мастер кисти. Мой совет, посетите Третьяковскую галерею, пойдите специально к полотну М. Врубеля «Демон сидящий», постойте у него несколько минут. Вам откроется удивительный неземной мир «духа изгнанья», в котором, возможно, вы найдете ответы на многие земные вопросы.

Категория

«Вот уже с месяц я пишу Демона, то есть не то чтобы монументального Демона, которого я напишу еще со временем, а «демоническое» — полуобнаженная, крылатая, молодая уныло-задумчивая фигура сидит, обняв колена, на фоне заката и смотрит на цветущую поляну, с которой ей протягиваются ветви, гнущиеся под цветами», — писал Врубель своей сестре о работе над полотном.

Этот демон — олицетворение силы человеческого духа, внутренней борьбы, сомнений. Сцепив руки, он смотрит в даль. Глаза его расширены, полны тревоги. На фоне — горы в алом закате. Кажется, что демону тесно, его фигура сложно зажата между верхней и нижней перекладинами рамы.

Тема демонического — сквозная в творчестве Врубеля. Мифические сущности, по идее художника, были посланниками, страдающими и скорбными. На его картинах они возвещают об ином мире.

«Демон летящий", 1899. (Pinterest)


После «Демона сидящего» художник возьмется еще за летящего и поверженного демонов. И если первый показан сильным, с мощными крыльями, то последний — уже с пустыми, остекленевшими глазами, а оперение обращено в декоративные павлиньи перья.

Контекст

Во время создания триптиха Врубель в целом был здоров, хотя окружающие отмечали его раздражительность. «Все близкие и знакомые замечали, что с Михаилом Александровичем происходит что-то неладное, но и сомневались постоянно все-таки, так как в речах его никогда не было бессмыслицы, он узнавал всех, все помнил. Он сделался лишь гораздо самоувереннее, перестал стесняться с людьми и говорил без умолку», — писала его жена Елена Забела своей сестре.

Кончилось тем, что художника в состоянии маниакального возбуждения пришлось госпитализировать в психиатрическую клинику. Врубель воображал себя то Христом, то Пушкиным, то собирался стать московским генерал-губернатором, то превращался в государя российского. Он слышал хоры голосов, утверждал, что жил в эпоху Ренессанса и расписывал стены в Ватикане в компании с Рафаэлем и Микеланджело. Врубеля обследовал психиатр В. М. Бехтерев, который первым и обнаружил у художника поражение нервной системы.


«Демон поверженный", 1902. (Pinterest)

Судьба художника

Михаил Врубель рос вполне обычным ребенком. В гимназии больше всего его занимало естествознание. Рисовал он скорее для общего развития. Постепенно, однако, живопись увлекала Мишу все больше. После гимназии было решено ехать в Петербург и поступать на юридический. В столице закрутила его богемная жизнь. Курса Врубель не кончил.

Михаил Врубель. (Pinterest)


В это время он увлекался философией и делал иллюстрации к литературным произведениям. Знакомство с богемой и новые увлечения навели Врубеля на мысль о поступлении в Академию художеств. Но и ее закончить он не сумел, несмотря на то, что под влиянием Валентина Серова сменил дендизм на аскетизм.

Началось испытание жизнью. Врубель отправился в Киев расписывать церкви. Там его навестил отец — Александр Михайлович Врубель. Жизнь Михаила ужаснула его: «Ни тёплого одеяла, ни тёплого пальто, ни платья, кроме того, которое на нём… Больно, горько до слёз». Увидел отец и первый вариант «Демона», который вызвал у него отвращение. Тогда художник уничтожил картину, как и многое другое, созданное им в Киеве.

В то время заказов у него толком не было, приходилось добывать деньги учительством и мелкими подработками. В Москву Врубель переехал случайно — вероятнее всего, из-за увлечения цирковой наездницей.

Несмотря на то, что творчество художника не принимали, называли уродским и богохульским, он не оставлял богемного образа жизни. По воспоминаниям К. Коровина, получив большой гонорар за живописные панно для особняка, он распорядился им следующим образом: «Он дал обед в гостинице «Париж», где жил. На этот обед он позвал всех там живущих. Когда я пришёл поздно из театра, то увидел столы, покрытые бутылками вин, шампанского, массу народа, среди гостей — цыганки, гитаристы, оркестр, какие-то военные, актёры, и Миша Врубель угощал всех, как метрдотель он носил завёрнутое в салфетку шампанское и наливал всем. — Как я счастлив, — сказал он мне. — Я испытываю чувство богатого человека. Посмотри, как хорошо все настроены и как рады. Все пять тысяч ушли, и ещё не хватило. И Врубель работал усиленно два месяца, чтобы покрыть долг».

На рубеже веков Врубель познакомился с певицей Надеждой Забелой и сделал ей предложение едва ли не в день встречи. В 1901 году у них родился сын. Образ жизни в семье резко изменился. Забела отказалась от кормилицы и ради сына решила на время оставить сцену. Чтобы содержать жену и ребенка, Врубелю пришлось больше работать: вместо обычных для него 3−4 часов — 14 часов в день.


Портрет сына художника, 1902. (Pinterest)


Перенапряжение, истощение сил, депрессия — художник начал сходить с ума. Слухи о болезни Врубеля разлетались по газетам. Тем временем отношение общества к его работам переменилось. Бенуа и Дягилев, чтобы поддержать художника, организовали в ноябре 1902 года выставку его работ. И хотя критика была не такой острой, никто, в том числе и врачи, не верил в выздоровление Врубеля.

Через полгода, когда состояние живописца, казалось бы, стало улучшаться, умер сын Врубеля и Забелы. Художник впал в тяжелейшую депрессию и хотел свести счёты с жизнью, для чего морил себя голодом. Симптоматика была прямо противоположной, чем в прошлый раз: вместо мании величия — бред самоуничижения и галлюцинации.

Последние 4 года Врубель прожил в клинике, совершенно слепой и погруженный в мир своих галлюцинаций. Сиделкой ему была сестра, а жена время от времени навещала. Накануне смерти Врубель привёл себя в порядок, вымылся с одеколоном и ночью сказал ухаживавшему за ним санитару: «Николай, довольно уже мне лежать здесь — поедем в Академию». На следующий день гроб был установлен в Академии художеств.

Дни бесплатных посещений в музее

Каждую среду вы можете бесплатно посетить постоянную экспозицию «Искусство ХХ века» в Новой Третьяковке, а также временные выставки «Дар Олега Яхонта» и «Константин Истомин. Цвет в окне», проходящие в Инженерном корпусе.

Право бесплатного посещения экспозиций в Главном здании в Лаврушинском переулке, Инженерном корпусе, Новой Третьяковке, доме-музее В.М. Васнецова, музее-квартире А.М. Васнецова предоставляется в следующие дни для определённых категорий граждан в порядке общей очереди :

Первое и второе воскресенье каждого месяца:

    для студентов высших учебных заведений РФ вне зависимости от формы обучения (в том числе иностранных граждан-студентов российских вузов, аспирантов, адъюнктов, ординаторов, ассистентов-стажёров) при предъявлении студенческого билета (не распространяется на лиц, предъявляющих студенческие билеты «студент-стажер»);

    для учащихся средних и средних специальных учебных заведений (от 18 лет) (граждане России и стран СНГ). Студенты-держатели карт ISIC в первое и второе воскресенье каждого месяца имеют право бесплатного посещения экспозиции «Искусство XX века» Новой Третьяковки.

каждая суббота - для членов многодетных семей (граждане России и стран СНГ).

Обратите внимание, что условия бесплатного посещения временных выставок могут отличаться. Информацию уточняйте на страницах выставок.

Внимание! В кассах Галереи предоставляются входные билеты номиналом «бесплатно» (при предъявлении соответствующих документов - для указанных выше посетителей). При этом все услуги Галереи, в том числе экскурсионное обслуживание, оплачиваются в установленном порядке.

Посещение музея в праздничные дни

В День народного единства - 4 ноября - Третьяковская галерея работает с 10:00 до 18:00 (вход до 17:00). Вход платный.

  • Третьяковская галерея в Лаврушинском переулке, Инженерный корпус и Новая Третьяковка - с 10:00 до 18:00 (кассы и вход до 17:00)
  • Музей-квартира А.М. Васнецова и Дом-музей В.М. Васнецова - закрыты
Вход платный.

Ждем вас!

Обратите внимание, что условия льготного посещения временных выставок могут отличаться. Информацию уточняйте на страницах выставок.

Право льготного посещения Галереи, кроме случаев, предусмотренных отдельным распоряжением руководства Галереи, предоставляется при предъявлении документов, подтверждающих право льготного посещения:

  • пенсионерам (гражданам России и стран СНГ),
  • полным кавалерам «Ордена Славы»,
  • учащимся средних и средних специальных учебных заведений (от 18 лет),
  • студентам высших учебных заведений России, а также иностранным студентам, учащимся в российских ВУЗах (кроме студентов-стажёров),
  • членам многодетных семей (гражданам России и стран СНГ).
Посетители вышеуказанных категорий граждан приобретают льготный билет в порядке общей очереди .

Право бесплатного посещения основных и временных экспозиций Галереи, кроме случаев, предусмотренных отдельным распоряжением руководства Галереи, предоставляется для следующих категорий граждан при предъявлении документов, подтверждающих право бесплатного посещения:

  • лица, не достигшие 18-летнего возраста;
  • студенты факультетов, специализирующихся в сфере изобразительного искусства средних специальных и высших учебных заведений России, вне зависимости от формы обучения (а также иностранные студенты, учащиеся в российских ВУЗах). Действие пункта не распространяется на лиц, предъявляющих студенческие билеты «студентов-стажеров» (при отсутствии в студенческом билете информации о факультете, предъявляется справка из учебного заведения с обязательным указанием факультета );
  • ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны, участники боевых действий, бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой, незаконно репрессированные и реабилитированные граждане (граждане России и стран СНГ);
  • военнослужащие срочной службы Российской Федерации;
  • Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, Полные Кавалеры «Ордена Славы» (граждане России и стран СНГ);
  • инвалиды I и II группы, участники ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (граждане России и стран СНГ);
  • один сопровождающий инвалида I группы (граждане России и стран СНГ);
  • один сопровождающий ребенка-инвалида (граждане России и стран СНГ);
  • художники, архитекторы, дизайнеры - члены соответствующих творческих Союзов России и ее субъектов, искусствоведы - члены Ассоциации искусствоведов России и ее субъектов, члены и сотрудники Российской академии художеств;
  • члены Международного Совета музеев (ICOM);
  • сотрудники музеев системы Министерства культуры РФ и соответствующих Департаментов культуры, сотрудники Министерства культуры РФ и министерств культуры субъектов РФ;
  • волонтеры программы «Спутник» - вход на экспозиции «Искусство XX века» (Крымский Вал, 10) и «Шедевры русского искусства XI - начала XX века» (Лаврушинский переулок, 10), а также в Дом-музей В.М. Васнецова и Музей-квартиру А.М. Васнецова (граждане России);
  • гиды-переводчики, имеющие аккредитационную карту Ассоциации гидов-переводчиков и турменеджеров России, в том числе сопровождающие группу иностранных туристов;
  • один преподаватель учебного заведения и один сопровождающий группу учащихся средних и средних специальных учебных заведений (при наличии экскурсионной путевки, абонемента); один преподаватель учебного заведения, имеющего государственную аккредитацию образовательной деятельности при проведении согласованного учебного занятия и имеющий специальный бейдж (граждане России и стран СНГ);
  • один сопровождающий группу студентов или группу военнослужащих срочной службы (при наличии экскурсионной путевки, абонемента и при проведении учебного занятия) (граждане России).

Посетители вышеуказанных категорий граждан получают входной билет номиналом «Бесплатно».

Обратите внимание, что условия льготного посещения временных выставок могут отличаться. Информацию уточняйте на страницах выставок.

Среди заказов, которые в Москве появились у Михаила Врубеля, были и такие, которые позволили ему вновь обратиться к теме Демона. Издательство Кушнерова заказало ему серию иллюстраций к юбилейному изданию книги стихов М.Ю.Лермонтова.

Как раз в это время Врубель закончил первую большую картину, которая прославила его на века. Это был «Демон сидящий». Художник работал над ним больше месяца, живя в доме Саввы Мамонтова в Москве. В письмах сестре он пишет, что на его картине Демон – это уныло-задумчивая полуобнаженная молодая фигура с крыльями, которая сидит, обхватив колени сильными руками, и смотрит на поляну в цветах. И добавляет, что это вовсе не тот, будущий монументальный Демон, которого он еще напишет когда-нибудь.

Демоническая эпопея Врубеля

Врубелевские демоны прекрасны, однако те, что дошли до нас - не самые лучшие работы из созданных художником. В своих воспоминаниях его современники утверждают, что многие рисунки, наброски и эскизы были уничтожены Врубелем. Часть работ и вовсе пропала, а некоторые художник, не удовлетворенный собой, переписывал заново.

Для Михаила Врубеля в Демоне не было ничего дьявольского. Он говорил, что демон в переводе с греческого означает «душа» или «дух». Образ демона художник воплощал не только на холсте. Были и глиняные скульптуры, и рисунки, а единственным уцелевшим свидетельством того, что в конце 80-х годов 19 века художник постоянно трудился над этой темой, является гипсовая голова Демона. Ее искусствоведы оценивают как произведение патетическое, созданное на грани претенциозности и напыщенного мистицизма. Однако благодаря интеллигентной живописной манере, художнику всегда удавалось не перейти эту грань.

Образ Демона

Внешность Демона в определенной степени навеяна театральными впечатлениями Врубеля. В голове с огромными горящими глазами, с копной волос критики находили сходство с актером Киевской оперной труппы, где роль Демона исполнял И.В.Тартаков, обладавший почти львиной гривой из черных кудрявых волос. Ничего удивительного нет в том, что впечатления от театральных постановок художник привнес в свои работы, посвященные Демону. Только у врубелевского демона пышная шевелюра становится настоящим хаосом, в котором страсть автора картины проявляется в точных мазках, выбранной палитре и моделировании композиции.

Фигура Демона вызывает ощущение могучей силы, которая скована столь же могучей тоской. Лицо его, одновременно аскетическое и искаженное желаниями, напоминает чертами лицо тридцатилетнего Александра Блока. Возможно, поэт был для Врубеля воплощением эпохи.

«Демон сидящий» - картина, в которой мастеру удалось выплеснуть на холст свое отношение к герою и миру. Демон молодой, с могучим, почти классическим, торсом. Фигура кажется исполинской - ей тесно в пространстве картины. Образ Демона наполнен какой-то нездешней печалью, как будто его гнетет ненужное ему могущество.

Исследователи жизни и творчества Михаила Врубеля сходятся во мнении, что в нем нет особого автобиографического сходства с мятущейся душой художника. Но то, что Врубелю близок основной нервный импульс картины - бесспорно.

Техника живописи

«Демон сидящий» написан в технике, которую можно считать особенной живописной манерой зрелого Врубеля. Она несет огромный эмоциональный заряд. В этой работе техника художника представлена во всей ее полноте и индивидуальности.

Основу манеры Врубеля составляют четкие крупные мазки. Они придают картинам художника особую фактуру и настроение. И Демон, и лиловая даль, и цветы, которых нет в природе - все создано воображением автора. Но не из тех веществ, из которых состоит все живое на Земле, а из самой живописи, которая живет на картине. Из частиц цвета и остроугольных форм художник создает фантастический по фактуре и эмоции мир.

Суть произведения - выражение одиночества, ненужного могущества и угнетенной мечты. Ее Врубелю удалось высказать через свою уникальную живописную манеру. Вроде бы чудные цветы и волшебные неземные краски... Откуда столько горечи и печали от несбывшихся надежд! В этом символизм и мироощущение Врубеля – очищение через страдание, соединение величайшей силы с таким же бессилием.

Чарующе - таинственные лермонтовские строки знакомы всем нам еще со школьной скамьи. А когда - то они восхитили художника Михаила Врубеля - ведь этот мрачный демонический образ был так созвучен с мраком и трагизмом, царившими в душе великого мастера.

Врубель и Демон. Сложно говорить о том, что объединяло мифического героя и художника, так же сложно, как сложны были чувства, эмоции, а главное - душа гения, до конца не позванная даже им самим.

Он действительно был гением, обладавшим особым даром заглядывать не только в глубь себя, но и в глубь всего мироздания, и умением передать людям все то, что так волновало и мучило его на протяжении всей жизни, казавшейся внешне такой простой, но такой духовно богатой и необыкновенной.

Его картины - светлые, сказочные или мрачные, полные загадочности и тайной силы - никого не оставляют равнодушными. «», «Царевна - Лебедь », «», «», «», «Принцесса Грез а», «», «» - это шедевры, по праву занимающие особое место в мировой живописи.

И среди них - самая яркая и мощная по силе восприятия - «Демон ». Ее знают все знатоки и любители живописи, но, наверное, только специалистам известно, сколько времени и внутренних сил ушло на работу над самой главной врубелевской темой - демонианой, темой мировой скорби, такой близкой и понятной ему, познавшему и скорбь, и муки одиночества, и боль.

Демон встал перед художником в начале творческого пути, преследовал все последующие годы и омрачил трагический закат его жизни...

Когда же все началось? В какой момент Врубель почувствовал, что почти слился с образом своего будущего трагического героя? Осознавал ли он тот разлад духа и тела, от которого мучился всю жизнь, и который так схож с муками мифического Демона?

Скорее всего, именно этот разлад и привел к столь трагическому завершению.

В жизни Врубеля было все: и житейская неустроенность, и нужда, и страдания, и непонимание окружающих, и несчастная любовь (киевский период), и любовь состоявшаяся, подарившая художнику огромное счастье. Несмотря ни на что, даже на страшную болезнь, он все равно сумел остаться победителем в жизни.

Его победа - это его удивительное творчество, его знаменитая демониана, о которой следует рассказать особо.

1875 год. В те годы юный студент юридического факультета Петербургского университета Михаил Врубель был уже полностью заворожен лермонтовской поэмой «Демон ». Он писал своей старшей сестре о том, какие непередаваемые ощущения вызывает в нем этот глубоко трагический сюжет и потрясающие образы Демона и Тамары. Гордый, одинокий, жаждущий любви и независимости, всегда несчастный и печальный, Демон оказался очень близок Врубелю , близок настолько, словно Лермонтов списал своего любимого героя с молодого художника. Ведь и Врубель, по воспоминаниям близких ему людей, был замкнутым, молчаливым, холодно - сдержанным.

Правда, иногда на этом внешне спокойном лице «вспыхивала нервная краска, а в глазах появлялся странный, даже нездоровый блеск».

Наверное, этим сходством и можно объяснить особую привязанность Врубеля, длившуюся почти всю его творческую жизнь, к образу Демона, олицетворяющего трагичность гордой души и борьбу с жизнью в полном одиночестве. Она появилась сразу же после знакомства с лермонтовской поэзией, но лишь с 1885 года в работах Врубеля стал намечаться этот сложный образ, который поначалу никак не хотел подчиняться ему и только по прошествии многих лет приобрел, наконец, завершенный, полный таинственного смысла облик.

Видимо, чтобы это произошло, требовалось особое творческое озарение и, конечно, особое, близкое к гениальности, мастерство. Все это появилось потом, а пока... пока это были всего лишь замыслы. Художник мечтал создать необычную тетралогию: Демон, Тамара и смерть Тамары. Но образ Демона был еще слишком неясен, слишком расплывчат, еще предстояли длительные поиски и разочарования.

Отец Врубеля , навестивший его в Киеве, был потрясен:

И хотя окружающие не могли до конца понять необъяснимое желание Врубеля запечатлеть на полотне лермонтовского героя, все же на протяжении четырех лет «киевского периода» (1885 - 1889) «Демон » оставался для художника не только духовной надеждой, а, можно сказать, жил в нем: картины с изображением Демона переезжали вместе с Врубелем с квартиры на квартиру, из одной мастерской в другую, часто он замазывал уже написанные холсты и писал все заново.

К сожалению, постоянная нужда и необходимость выполнять заказные работы отвлекали Врубеля от любимого образа страдающего, но величавого духа. Он уже хорошо изучил характер Демона, и все чаще являлся ему тот, «с глазами, полными печали...» Окончательно образ Демона сложился только в 1890 году во время пребывания художника в Москве.

Врубель остановился здесь, как он сам думал, на несколько дней, проездом из Казани, где навещал больного отца, в Киев. Но остался в этом городе до конца своих дней.

Ему повезло: он очутился в среде меценатов, молодых художников, писателей, артистов, архитекторов - людей, стремящихся в то время совершить революционный переворот в русской культуре.

Настоящими московскими друзьями стали для Врубеля Савва Мамонтов и его семья.

В его доме и в усадьбе Абрамцево Врубель общался с Поленовым , Головиным, Коровиным ,Серовым . И хотя на многое в искусстве их взгляды расходились, главное, что объединяло этих великих людей, - желание нести людям радость, духовное счастье и наслаждение искусством.

Именно в доме Мамонтова явился Врубелю уже сложившийся образ Демона, и художник поспешил запечатлеть на холсте это видение - «». В этом Демоне было многое: и юность, и мягкость, и нерастраченный жар, и в нем полностью отсутствовали демоническая злоба и презрение, в то же время, он как бы воплощал в себе всю скорбь мира. Картина удалась Врубелю, как считал он сам, благодаря мучительным годам размышлений и поисков.

А затем начался новый период - Михаила Врубеля пригласили заняться иллюстрированием юбилейного сборника Михаила Юрьевича Лермонтова. Ни у кого не вызывало сомнений, что именно Врубель лучше других сумеет справиться с этой работой, - ведь, приступая к ней, художник должен не только почувствовать, но и сродниться с героями, а такое родство душ уже давно в нем созрело.

На свет появились прекрасные иллюстрации: «», «», «», «», «», «», «», «» и «» - большие, излучающие внутренний свет глаза, и губы, запекшиеся от невообразимой страсти. Но издатели потребовали заменить «Голову...». Им показалось, что этот образ не совсем соответствует лермонтовскому герою. И Врубель переделал «Голову...» - теперь перед нами предстал злой, надменный и мстительный «поверженный герой».


1890 - 1891. Бумага, черная акварель, белила. 23 x 36


Бумага, акварель, угольный и графитный карандаши. 26,1 х 31


Иллюстрация к поэме М.Ю. Лермонтова «Демон».

Работа над иллюстрациями была долгой и мучительной, но Врубель прекрасно с нею справился. Можно сказать, что никому из иллюстраторов Лермонтова - ни до, ни после Врубеля - не удалось так ярко и точно выразить глубокий философский смысл, заложенный в лермонтовской поэзии.

Иллюстрация к поэме М.Ю. Лермонтова «Демон». 1890 – 1891.

Бумага коричневая на картоне, черная акварель, белила. 66 x 50

Иллюстрация к поэме М.Ю. Лермонтова «Демон».

1890 – 1891. Бумага, черная акварель, белила

Иллюстрация к поэме М.Ю. Лермонтова «Демон».

1890 – 1891. Бумага, черная акварель, белила

Иллюстрация к поэме М.Ю. Лермонтова «Демон».

1890 - 1891. Бумага на картоне, черная акварель, белила. 28 x 19

Иллюстрация к поэме М.Ю. Лермонтова «Демон».

Иллюстрация к поэме М.Ю. Лермонтова «Демон».

1890 – 1891. Бумага, черная акварель, белила. 50 x 34

После выхода юбилейного сборника Врубель, измученный работой и образами, преследовавшими его повсюду, почти десять лет не возвращался к излюбленной демониане. Но зато Демон никак не желал отпускать его, постепенно он вновь возрождался в сознании и душе Врубеля, пока, наконец, художник не приступил вновь к этой теме - он начал работать над следующим образом - «».

Это был уже 1900 год, и это был уже совсем другой Демон - повзрослевший, разочарованный и безутешный. Его летящая над землей фигура полна безысходности и какой - то внутренней обиды.

Врубель решил подготовить эту картину для ближайшей выставки «Мира искусств », но почему - то остановился на полпути. Он не чувствовал летящего Демона и был крайне недоволен самим собой, хотя тщательно вносил поправки в отдельные детали. Работа остановилась еще и потому, что на Врубеля нахлынуло множество других идей, которые он не успевал переносить на холст. Вообще, осень и зима 1900 года оказались для него очень плодотворными: масса эскизов театральных декораций, эскизов на мифологические сюжеты, акварели, картины «», «», «Царевна - Лебедь ».

Это было счастливое время. Врубель, наконец, встретил ту, которую искал всю свою жизнь, и женился. Его избранницей стала молодая певица Надежда Забела, выступавшая в Частной опере. Она была на двенадцать лет моложе художника, но безумно любила его и верила в его талант. Молодые обвенчались в Женеве и провели медовый месяц в Люцерне.

Врубель не уставал восхищаться красотой и мягким характером супруги и одаривал ее щедрыми подарками. Она, в свою очередь, открывала в нем все новые и новые достоинства. «Он необыкновенно кроткий и добрый, просто трогательный, мне всегда с ним весело и удивительно легко. Правда, деньги я у него отбираю, так как он ими сорит. Бог знает, что будет дальше, но начало хорошо, и я себя чувствую прекрасно», - писала Надежда Ивановна.

Они не имели постоянного дома, а на год - два снимали меблированные квартиры - то на Лубянке, то на Пречистенке, то на углу Зубовского бульвара. Но главными были не житейские невзгоды, которые они переносили весьма легко, а то, что они всегда были неразлучны, и им всегда было хорошо вместе. При всех лишениях, страданиях, непонятности его как художника, судьба подарила Врубелю любимую женщину и верного друга.

В 1901 году Надежда Забела уже ждала ребенка, а Врубель снова вернулся к своей заветной теме - к Демону.

Демон вновь завладел всеми помыслами художника. Но Врубель видел перед собой уже не лермонтовского «печального Демона», разочарованного в любви и надеждах, а могучего, мужественно - прекрасного бунтаря, готового сражаться со всем миром. Надежда Забела писала тогда Римскому - Корсакову:

Но Врубель не остановился на этом образе, все время находился в поиске, постоянно меняя облик Демона. Он резко изменился и сам: по целым дням не выходил из мастерской, ни с кем не общался, прежняя нежность и внимание к жене сменились резкостью, злобой, раздражением ко всему, что отвлекало его от работы над Демоном.

Теперь его замысел был иным - написать «Демона повергнутого» , но не менее великолепного, возлежащего среди скал...

Прошел месяц - и Демон опять изменился: Врубель увидел на этот раз перед собой образ некоего бесплотного существа, женственно хрупкого, с таинственным выражением глубоко затаенной обиды, лежащего на оперении больших крыльев. Сам художник был уверен - вот оно, найдено, наконец! Это настоящий, подлинно врубелевский трагический Демон.

Но друзья вновь не поняли его. Демон вызывал у многих не столько восхищение, сколько удивление - что же все - таки несет этот образ, столько раз уже переделанный и переписанный? Один из них даже писал:

Даже те, кто принимал искусство Врубеля , не могли не отмечать недостатки картины, которые они видели в некоторой деформированности фигуры, уродовавшей, на их взгляд, весь рисунок.

Когда картина была выставлена на четвертой выставке «Мира искусств » в Петербурге, публика отнеслась к ней весьма неоднозначно. Критики говорили:

Трудно себе представить, как мучительны были для Врубеля подобная хула публики и замечания друзей. Он никак не мог понять, почему же образ, такой близкий и понятный ему, образ, которому он посвятил почти всю свою жизнь, вызывает у окружающих лишь неприятие и непонимание?

Несмотря на все это, Врубель рвался продолжать работу над своей «демонианой».

В дневнике Е.И. Ге, старшей сестры Надежды Забелы, есть такая запись: «Пришел Врубель. Даже сегодня утром до открытия выставки он писал «Демона» и говорит, что теперь Демон не повержен, а летит, что он будет писать другого Демона и отправит в Париж к 18 апреля...»

Это был 1902 год. Напряжение и нечеловеческое перевозбуждение сломили художника, и он попадает в психиатрическую больницу.

Как знать, если бы ему удалось сохранить душевное равновесие, может быть, со временем мнение окружающих изменилось бы в его пользу. Но после того, как все газеты сообщили о его душевной болезни, в картине сразу же увидели трагедию самого автора и со злорадством говорили, что вся живопись Врубеля, а особенно «Демон» - всего лишь плод больного воображения.

Судьба нанесла Врубелю еще один удар: мало того, что сын Савва родился с «заячьей» губой, в 1903 году, по дороге в Киев, он заболел и скончался. Так любимый город стал для Врубеля еще и «Саввочкиной могилкой».

От этого горя художник уже не смог оправиться. Все последующие семь лет были наполнены болью, страхом, страданиями, к тому же начало быстро падать зрение, что привело к полной слепоте. Мог ли он предвидеть все это, как и то, что никогда не излечится и впадет в полное безумие? Но конец был уже близок. Оставалось лишь уповать на Бога и мысленно кричать ему: «Господи! Отчего ты покинул меня?..»

Но Господь так и не услышал его молитвы - 14 апреля 1910 года Врубеля не стало. Его похоронили на петербургском Новодевичьем кладбище.

Надежда Ивановна Забела пережила его всего лишь на три года. До последнего дня она продолжала выступать на сцене. А в июле 1913 года, вернувшись с концерта, она вдруг почувствовала себя плохо и в полночь скончалась.

Они вместе прожили четырнадцать лет, и эти годы были для обоих самым счастливым временем большой любви, преданности и нежности.

Но все когда - нибудь заканчивается...

Не стало Михаила Врубеля , умерла Надежда Забела, а «Демон », в 1908 году приобретенный Третьяковской галереей , продолжает жить, внося смутное волнение в души тех, кто и сегодня с восторгом взирает на один из самых прекрасных, ярких, истинных шедевров, увековечивший имя своего создателя.

1896. Холст, масло. 521 х 110

Декоративное панно «Фауст» для готического кабинета в доме А.В. Морозова в Москве.

1896. Холст, масло. 435 х 104

Декоративное панно «Фауст» для готического кабинета в доме А.В. Морозова в Москве.

1896. Холст, масло. 521 х 104