Какие монахи посещали храм на нерли. Церковь Покрова на Нерли: краткое описание

Церковь Покрова на Нерли, фото которой вы найдёте в данной статье, небольшая, но очень старая и красивая.

Она была построена еще во времена Киевской Руси и устояла во времена пожаров, княжеских войн, монголо-татарского нашествия. Даже советская власть не решилась уничтожить это удивительное сооружение.

Когда-то храм был центром большого монастыря и служил своеобразной «стрелкой» на водных путях России. Сейчас он скромно возвышается посреди пустынного заливного луга. Но даже без величественного окружения и позолоты памятник архитектуры по-своему прекрасен. Сооружение одним своим видом радует глаз и усталого путника, и праведника-богомольца.

Вконтакте

Месторасположение и адрес

Церковь Покрова находится в поселке Боголюбово Суздальского района. Храм возвышается на берегу реки Нерли, у ее впадения в Клязьму. Чтобы добраться до сооружения, необходимо через Владимир подъехать на автомобиле или поездами пригородного сообщения к станции «Боголюбово».

Местонахождение церкви Покрова на Нерли

Из Москвы сделать это можно по трассе М7 «Москва – Владимир – Уфа». От вокзала, а также от железнодорожного моста через реку Нерли, к храму ведут грунтовые дороги.

Примите во внимание: луг, на котором находится памятник архитектуры, объявлен заповедным. По нему запрещено движение машин. Добраться от железнодорожной станции до храма можно пешком или на повозке, запряженной лошадью. Расстояние от вокзала – 900 метров.

Краткая историческая справка

По версиям разных историков церковь Покрова на Нерли была основана в 1158 или в 1165 годах. В строительстве храма принимали участие мастера из многих земель Руси, а также из-за рубежа. В частности, некоторые умельцы были присланы королем Германии Фридрихом Барбароссой. Приказ о возведении сооружения отдал великий князь Владимир Боголюбский.

Традиционной является датировка храма по Н. Н. Воронину - 1165 год, основанная на сообщении Жития Андрея Боголюбского, что церковь Покрова на Нерли была построена в память о погибшем сыне великого князя Изяславе Андреевиче

Первоначально церковь строилась, как собор, центр большого монастыря. Возле храма были сделаны крытые прогулочные галереи и хозяйственные здания. Все они были разрушены в XIV-XVI веках, а в XVII-XVIII столетиях разобраны. В XVIII-XIX веках было проведено несколько ремонтов сооружения. Во время одного из них, в 1877 году, были утрачены оригинальные росписи стен и купола.

В 1761 рядом с Покровским храмом была возведена зимняя церковь Трех святителей. В 1884 она была перестроена из деревянной в каменную. С 1923 года церковь была закрыта большевиками. В 1980-1985 года за бюджетные средства была проведена полная ее реставрация. В 1991 году храм был передан православному Боголюбскому монастырю, а в 1992 были подготовлены документы для внесения памятника в список наследия ЮНЕСКО.

Описание и архитектурные особенности

Местоположение церкви Покрова на Нерли уникально для древнерусских храмов. Она стоит в низине, на холме высотой всего 6 метров, хотя большинство религиозных сооружений в средние века строились на возвышенностях.

Стены церкви строго вертикальны, но благодаря исключительно удачно найденным пропорциям они выглядят наклонёнными внутрь, чем достигается иллюзия большей высоты сооружения

Это интересно: фундамент молельни сложен из необработанных, залитых известью, камней. Общая его глубина превышает 5 метров. Такой мощный фундамент сделан для того, чтобы сооружение устояло даже в дни весенних половодий, когда уровень рек Клязьма и Нерли поднимается более чем на 3 метра.

Продолжением являются стены, украшенные барельефами, с изображениями царя Давида-псалмописца, львов и грифонов. Также стены декорированы пилястрами с полуколоннами. Внутри храма им соответствуют небольшие выступы.

Архитектурный план церкви Покрова

В плане сооружение представляет собой квадрат со стороной 10 метров. Подкупольное пространство храма также является квадратом со сторонами длиной по 3,2 метра. Архитектурно церковь относится к сооружениям Византийского типа. Внутри 4 столба разделяют ее на 9 ячеек. Колонны и стены сужаются кверху и создают впечатление большой высоты храма.

Стоит отметить: из-за точных пропорций и прекрасного внешнего вида церковь Покрова на Нерли многие исследователи и обыватели расценивают как самое красивое религиозное сооружение России.

Состояние церкви на сегодняшний день

Храм на Нерли в наше время делят Русская православная церковь и Владимиро-Суздальский музей-заповедник. По отношению к последней, сооружение входит в состав Богородице-Рождественского монастыря.

К сожалению, первоначальные внутренние росписи храма полностью утрачены (сбиты при поновлении в 1877 году)

Внешне церковь сохранилась хорошо. Силами монахов и сотрудников музея стены регулярно подштукатуриваются и подкрашиваются. Внутреннее убранство оформлено несколькими иконами и подсвечниками. Стены оставлены пустыми.

Примите к сведению: молельня открыта ежедневно, но службы проходят только по воскресеньям и в дни христианских праздников. При монастырском подворье живут 3 монаха, которые проводят все религиозные обряды.

Археологические раскопки

29 сентября 1882 года в церкви и на ее территории были начаты археологические раскопки. Историками были найдены гробницы сыновей князей Андрея Боголюбского и Даниила Александровича Изяслава и Бориса. Также были обнаружены фундаменты крытых галерей, водосточные желоба и белокаменная мостовая, которая покрывала храмовый холм. Второй раз раскопки проходили в середине прошлого века. При их проведении были обнаружены дополнительные детали храмового комплекса.

Реконструкция Церкви Покрова на Нерли по Н.Н.Воронину

По результатам открытий, археологом Н. Н. Ворониным был составлен план всех сооружений, которые окружали молельню, и сделано несколько рисунков общего вида сооружения.

Последние археологические исследования храма были произведены в 2004-2006 годах. Во время их проведения удалось остановить деградацию почвы возле церкви и заблокировать доступ нелегальных туристов к сооружению.

Удивительные факты о Церкви Покрова

По легендам считается что церковь названа в честь праздника Покрова пресвятой Богородицы. Но современные историки утверждают, что этот день (14 октября) начал отмечаться только через 200 лет после сооружения храма. Соответственно, молельня была посвящена не празднику, а самой деве Марии.

Однако некоторые учёные выдвигают гипотезу посвящения храма Спасу и Пресвятой Богородице, связанного с чудом, произошедшим с Андреем Боголюбским. Во время сражения с волжскими болгарами 1 августа 1164 года, когда от икон Спасителя и Божьей Матери стали исходить ослепительные лучи. Русичи, благодаря заступничеству Богородицы, победили иноземцев.

Также, по одному из сказаний, для строительства зданий комплекса использовался белый камень, который вывозили из завоеванного князем Андреем Боголюбским Булгарского царства. Но современные исследования минералогического состава стен и фундамента сооружения показали, что материалом для них служил камень из окрестностей Владимира.

Красота природного мира вокруг

Рядом с церковью Покрова на Нерли протекают речки Нерли и Клязьма. За храмом находится небольшой заливной пруд, который мелеет летом и наполняется водой весной. Именно со стороны этого водоема открывается наиболее живописный вид на памятник архитектуры.

Боголюбовский луг близ церкви

Интересный факт: на заповедном лугу возле церкви обнаружено более 290 видов растений. 4 из них занесены в Красную книгу Владимирской области. Иногда рядом с храмом приземляются орланы-белохвосты – хищные птицы, которые принадлежат к семейству ястребиных.

Общая площадь нетронутой территории возле молельни – 76,5 гектара. Ровная, как стол, местность у тихой равнинной реки создает ощущение спокойствия и душевного равновесия. Церковь, которая возвышается на небольшом пригорке, напоминает белокожую девицу, а деревья, окружающие ее, составляют венок и украшения красавицы.

Паломничество

Посещение сооружения входит в состав 90 % экскурсий по Владимиру и золотому кольцу России. Поездки на богомолье в Храм Покрова на Нерли осуществляются под руководством паломнических служб храмов Москвы, Ярославля, Нижнего Новгорода.

Церковь Покрова на Нерли открыта для всех

Полезно знать: длительность паломнических путешествий составляет 10-13 часов (1 день). На прогулки по церкви и ее окрестностям отводится 1-2 часа. Посещать храм лучше всего летом, не раньше середины июня, так как весной, во время половодья, холм, на котором стоит сооружение, превращается в остров и добраться до него можно только на лодке.

В качестве транспортных средств для поездок на богомолье используются комфортабельные автобусы вместимостью 20-25 или 40-50 человек. Экскурсии в Храм на Нерли представляют интерес и для верующих, и для атеистов. Побывав в храме, люди своими глазами могут обозреть ярчайший образец древнерусского зодчества.

Заключение

Церковь Покрова на Нерли – один из самых красивых и старых архитектурных памятников, сохранившихся со времен Киевской Руси. Он строго охраняется государством. Храм воплощает стойкость и нерушимость православной веры перед любыми испытаниями и трагедиями, незыблемость духовных ценностей родины.

Посещение церкви Покрова на Нерли – интересное событие в жизни каждого россиянина. Визит в храм позволяет своими руками прикоснуться к тысячелетней истории родной страны, увидеть ее древнюю, неиспорченную красоту, побывать на лоне девственной природы, почувствовать настоящий двух великих предков.

Смотрите видео, в котором описывается история создания и жизни церкви Покрова на реке Нерли:

Полтора километра до ближайшего городка-крепости Боголюбова. Идут паломники пешком через заливные луга и по бездорожью, чтобы увидеть стены, которые помнят еще татаро-монгольское иго. По легенде, церковь Покрова Богородицы построена в честь победы князя Андрея Боголюбского над булгарами в середине ХII века. Еще житие князя сообщает, что храм этот – дань памяти об Изяславе Андреевиче, сыне великого князя. Скончался Изяслав от ран, полученных в военном походе.

Место для храма выбрал князь в заливных лугах, на перекрестке двух рек – Нерли и Клязьмы. Перед строительством пришлось насыпать холм из камней, скрепленных глиной, как защиту от весенних вод. Имена зодчих история не сохранила, но мастера были искусные: стены начали возводить на глубине пяти метров и отделали храм каменными плитами. Так что даже в самый полноводный разлив подвалы не затапливает. Это и позволило церкви простоять восемь веков.

«Идеальная согласованность общего и частного, целого и мельчайших деталей создает тонкую и просветленную гармонию, уподобляя архитектуру одухотворенной и летящей ввысь музыке или песне» , – пишет один из крупнейших специалистов по древнерусской архитектуре Николай Воронин. «Образ прославленного творения владимирских мастеров столь совершенен, что никогда не возникало сомнения в том, что таким он был изначально, что таким он и был задуман его зодчими» .

Храм на Нерли – первый в России освящен в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы. Незадолго до строительства церкви священниками и самим князем был принят этот духовный праздник в знак особой милости Пресвятой Девы к земле Владимирской. Главный храм Владимира тоже посвящен Богоматери – в отличие от Киева, Новгорода, Пскова, Полоцка и других княжеских столиц.

Фрески, украшавшие стены храма Покрова на Нерли изображали царя Давида на троне. У его ног – львы и грифоны, а вокруг парят голуби. Три женских лика на фресках, как и во всех владимирских храмах, символизируют Богородицу.

В ХVIII веке церковь едва устояла под натиском времени. Крыша почти осыпалась, купол чуть не обвалился, повреждены оказались и резные барельефы. К 1784 году храм пришел в столь плачевное состояние, что настоятель Боголюбова монастыря запросил у епархии разрешение разобрать церковь, а камень пустить на новую колокольню. Уцелело белокаменное чудо по мирским причинам: рабочие затребовали столь высокую цену, что храм решили оставить и даже отреставрировали.

В середине ХХ века вокруг церкви вели археологические раскопки. Ученые обнаружили остатки древнего фундамента. По предположениям, это часть галереи, некогда окружавшей храм с трех сторон. Уцелели и фрагменты вырезанных из белого камня фигур животных и птиц.

Наследие ЮНЕСКО

Церковь Покрова на Нерли – шедевр архитектуры, признанный во всем мире. С 1992 года в составе «Белокаменных памятников Владимира и Суздаля» храм вошел в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Среди восьми величественных памятников древнего зодчества владимиро-суздальской школы этот самый поэтичный. Белая церковь, окруженная зеленью лугов, устремленная строгим куполом к синему небу… Поэма, запечатленная в камне.

Здравствуйте, дорогие читатели!

Сегодня я расскажу вам о Храме, который считается самым красивым храмом из тысяч храмов России. Расскажу, чем он так прекрасен, где он находится и как до него добраться. Фотографии, которые представлены здесь, сделаны во время моей поездки " - Боголюбово - " 25 августа 2012 г.
Называется этот Храм - церковь Покрова на Нерли.
Этот небольшой, изящный храм стоит на заливном лугу в месте, где Нерль впадает в Клязьму. Находится он недалеко от Владимира, в полутора километрах от Боголюбова. Весной эти места заливает вода и добраться сюда становится невозможно. Ну если только на лодке или вертолете.

Реклама — поддержка клуба

В Боголюбово сразу после монастыря сворачиваем направо и движемся до железнодорожной станции. Отсюда мы уже пойдем пешком. Идем по переходу над ж/д путями на другую сторону. Лестница, скажу вам, неслабая. Испытала на себе. Да еще если с колясочкой. Для тех, кто бережет силы (а их лучше поберечь, путь неблизкий), есть лифты. Фото лифтов, перехода отправлены в конец статьи. Это в нашем путешествии не главное, но существенное. Поскольку мы в начале на восторженной ноте лифты даже не увидели.

Перешли переход. Здесь стоит несколько лотков с сувенирами, платками и проч. продукцией. Цены вполне нормальные. Можно на обратном пути закупиться.
Взгляд вперед - и вот она наша цель, чудо чудное, белокаменный храм вдали, а вокруг огромный зеленый луг. Свобода!!!

Расстояние неблизкое. Вариантов добраться туда два: пешочком по дорожке или в открытой повозке, запряженной лошадью. Конечно, мы выбрали первый вариант. Дорога к Храму должна быть такой - не простой и быстрой, а прочувствованной и неспешной...



Прошли мимо повозок и двинулись вперед. Кстати, столь прелестную дорожку сделали достаточно недавно. Еще 5 лет назад люди ходили к церкви Покрова на Нерли по бездорожью .

Боголюбовский луг, на котором стоит Храм, место также очень примечательное. На щите, который стоит здесь у дорожки, написано: " Боголюбовский луг занимает площадь 153 га. Расположен в пойме рек Клязьмы и Нерли. Уникален своим разнотравьем - более 200 видов травянистых растений произрастают здесь. Впервые эта особенность была выявлена в 60-е годы 20 века в результате исследований, проведенных под руководством профессора ВГПУ Николая Ярошенко. Среди них виды охраняемые на территории Владимирской области: ирис сибирский, кувшинка белоснежная и др."



А вот он и Храм.

Церковь стоит на холме. Холм искусственный - в его толще находится сложный фундамент высотой 5,3 м. Фундамент был создан зодчими для того, чтобы защищать Храм от весенних паводков. Гениальное решение.

Если вы приедете сюда весной в марте, апреле или даже начале мая, то застанете вот такую картину:


В этот раз мы увидели Храм таким:

Когда-то холм был облицован белым камнем и вокруг Храма была галерея. Посмотрите фото реконструкции Н.Н. Воронина.

Считается, что идеальная точка, откуда получаются самые красивые фотографии вот эта (см. ниже). При съемке с этого места Храм предстает во всей своей красе, отражаясь в воде озера. Но к концу лета озерцо обмельчало, заросло. Церковь отражается в воде лишь частично. Но любоваться ее совершенством нам это не мешало.

Так в чем же феномен церкви Покрова на Нерли? А феномен в сочетании рукотворного и природного - идельных пропорций, изящности самого Храма, его белокаменной резьбе, линиях и окружающей его природе. Тишина, умиротворение, уединенность только подчеркивают красоту и неповторимость этого места.



Церковь Покрова на Нерли была построена за несколько месяцев в 1165 году. Князь Андрей Боголюбский повелел вздвигнуть Храм в честь победы над Волжской Булгарией и в память любимого сына Изяслава, который погиб в этом походе. Храм стал первой церковью на Руси, посвященной новому празднику Покрова Пресвятой Богородицы.

Ниже на фотографии вы видите фигуру библейского царя Давила с псалтырью в руке - древним музыкальным инструментом. Вокруг него звери и птицы - львы, голуби, олени, завороженные его игрой, а также грифоны - мифические персонажи. Такой сюжет имеется на всех трех фасадах церкви.

Рядом с церковью стоит вот такая техническая постройка. За ней имеются туалеты.

Еще немного о резьбе стен. На стенах над окнами также располагается ряд женских масок, в каждой из которых запечатлен определенный образ: доброта и злость, гордость и наивность, надменность и доверчивость.



Храм Покрова на Нерли - типичный образец Владимирско-Суздальской школы белокаменного зодчества. Это небольшая одноглавая четырехстолпная церковь. Все ее вертикальные детали призваны подчеркивать ее легкость, изящество и стройность. Она, как свеча, устремлена вверх. Высота Храма 20 метров.

Стены храма очень толстые - около 1 метра. Внутри церковь очень маленькая. Мне она показалась просто крошечной. В церкви работает Церковная Лавка.



Вот такое Чудо построили зодчие почти тысячу лет назад... И стоит оно поражая воображение, радуя душу. Трудно найти такие слова, чтобы выразить все, что я чувствовала, видя этот Храм, находясь рядом с ним. И лучше не скажешь, чем сказал о церкви Покрова на Нерли Архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий:

Обратно мы поехали на повозке. Сил уже почти не осталось. Стоит это удовольствие 150 руб. с человека. С нашего маленького человечка взяли 50 руб. За "карету" нашей принцессы не взяли ничего. Взгромоздились вчетвером плюс малышка плюс коляска и помчались.

Мы едем-едем-едем. На лугу пасутся ко... Правильно, коровы!



Вот так и закончилось наше путешествие к Храму Покрова на Нерли... На память мы купили магнитики, колокольчики, а также дудочку и трещетку для нашей маленькой путешественницы. Но на этом наши приключения в этот день не закончилось - мы отправились в . Но об этом в следующий раз.

А на последок, как и обещала, фото с перехода на Боголюбский монастырь, фото самого перехода через ж/д пути и фото лифта у станции. Думаю, что на обратной дороге вы точно воспользуетесь его услугами.







Княжества при святом князе Андрее.

"Житие Андрея Боголюбского" указывает что храм был построен всего за один сезон: "единым летом соверши." При этом, сначала был заложен ленточный фундамент из булыжника на известковом растворе глубиной 1,60 м, до слоя материковой глины. На фундаменте возведены как бы наружные стены из тщательно тесанного, плотно пригнанного камня, высотой 3,70 м. Эти стены были в два приема засыпаны внутри и снаружи глинистым супесчаным грунтом и плотно утрамбованы. Так вырос искусственный холм, на котором уже возвели церковь. Мастера придали холму регулярную форму, покрыв его панцирем из белокаменных плит с водосточными желобами и лестницами, сбегающими к пристани.

Вместе с другими важнейшими Владимирскими храмами князя Андрея - таким как Успенский собор и надвратный Ризоположенский храм - новая церковь получила Богородичное посвящение в честь Её Честного Покрова . Более ранних храмов этого посвящения на Руси не известно, и это даёт основания предполагать что посвящение храма было связано с причислением Покрова Пресвятой Богородицы к великим праздникам Русской Церкви . Согласно другим догадкам, изначальное посвящение храма было иным .

Несколько лет, а возможно даже десятилетий спустя , к храму с трех сторон были пристроены закрытые галереи - паперти - на фундаментах подобных храмовым, хотя и меньшей глубины. Высота галереи составляла 5,5 м. В юго-западном углу галерея-паперть имела толстую стену с тремя глухими пряслами и внутренней лестницей. Эта лестничная стена объясняет несимметричное положение окон на южном фасаде церкви: в западном прясле располагался опущенный ниже уровня окон вход из лестничной стены в хоры.

Покровский монастырь

Вскоре при храме возник монастырь - вначале женский, затем мужской. Возможно храм получил повреждения после гибели его строителя, благоверного князя Андрея Боголюбского , когда город и окрестности охватила стихия народных волнений и княжеских усобиц. Разрушения также могли быть нанесены в годы татарского разорения.

В 2000-е годы С. В. Заграевским было вновь проведено археологическое исследование храма. Был образован попечительский совет по планировке историко-ландшафтного комплекса "Боголюбовский луг - церковь Покрова на Нерли," усилиями которого к концу года удалось остановить деградацию почвы, заблокировать доступ к храму нелегальных туристов. В - годах был произведен повторный плановый ремонт, в ходе которого были обновлены наружные белокаменные стены; устроена пешеходная тропа по программе федерального и местного финансирования. В рамках программы пуска скоростного поезда "Сапсан" над ж/д путями ст. Боголюбово на средства Российских железных дорог был устроен безопасный пешеходный переход с дополнительным электролифтом. Боголюбовский луг стал государственным заповедником, движение самоходных транспортных средств по нему было запрещено. Службы в храме велись только по великим праздникам ; в остальное время днём обычно храм бывал открыт, но стоял "без пения." Можно было зайти, поставить свечу, принимались требы . В этот период Покровский храм - "русское чудо" - в год посещали более миллиона туристов со всего мира.

Архитектура

Храм принадлежит к обычному для XII века небольшого крестово-купольного типа , одноглавый , четырехстолпный , трехапсидный , с тремя продольными и тремя поперечными нефами , в западном из которых помещаются "восходние полати" - хоры ; полуциркульные своды храма поддерживают цилиндрический барабан . Церковь построена из белого камня высочайшего качества: кладка весьма однородна, в ней практически отсутствует желтоватый оттенок, пористость блоков очень низка - такого качества кладки нет ни в одном из древнерусских белокаменных храмов. В сводах для их облегчения применен туфообразный известняк. Храм стоит на уникальном фундаменте, состоящем из восьми рядов качественного гладкотесаного белого камня (в целом около 4 м глубиной), базирующихся на обычной для суздальского зодчества бутовой основе, почти квадратной в разрезе (глубиной около 2 м).

От храма XII века без существенных искажений до XXI века сохранился основной объём – небольшой, слегка вытянутый по продольной оси четверик (около 8 х 7 м без учета апсид , подкупольное звено является прямоугольным: ширина и длина относятся как сторона и диагональ полуквадрата - 3,1 м на 3,5 м). Среди всех владимиро-суздальских белокаменных храмов, не считая надвратных, это самый миниатюрный и грациозный: общая его ширина чуть более 10 м, а внутренняя высота 20,8 м. Здание венчает высокий тонкий барабан (отношение его диаметра к высоте равно 0,79) с узкими окнами, поднятый на пьедестал-постамент. Купол храма первоначально был шлемовидным, но впоследствии был заменен луковичным.

Размерами плана, перенесенными в вертикальную плоскость, определяются отметки хор, подпружных арок и сводов храма. Формулы вертикальных пропорций направлены на достижение эффекта максимальной стройности и высоты. Отношение ширины западного фасада церкви к его высоте – примерно 0,85. Хоры подняты на величину, равную ширине центрального поперечного нефа вкупе с двумя столпами - в итоге они оказываются на максимальной для белокаменного зодчества высоте, но при этом опущены относительно подпружных арок.

Декорация фасада устроена по общей для белокаменных храмов схеме: трехчастное деление вертикальными пилястрами на прясла в соответствии с положением внутренних столпов -пилонов , завершение прясел полуциркульными закомарами с немногочисленными изобразительными рельефами, горизонтальный пояс арочной колоннады примерно посредине стены, узкие щели оконных амбразур в верхнем ярусе, глубокие ниши перспективных порталов с декоративными лентами архивольтов в нижнем ярусе и профилированный цокольный пояс. При этом композиция церкви имеет много особенностей. Гладь стены сужается и почти пропадает за богатым многообломным профилем пилястр с сильно выступающими полуколоннами, которые вместе с лопатками достигают полуторной толщины стены, образуя как бы несущий скелет здания (еще большую прочность этому каркасу придают горизонтальные связи: дубовые брусья, положенные внутри стены на уровне пола хор и в плоскости пят подпружных арок). Членения северной и южной стен храма асимметричны, восточные прясла очень узки. Сумма выступа боковых апсид и ширины восточных прясел стен практически равна ширине средних прясел стен, и благодаря этому композиция храма выглядит уравновешенной при взгляде с любой стороны. Значительный вынос угловых пилястр несколько уравновешивает разные по ширине центральные и боковые прясла, особенно узкие в восточных членениях, и почти скрадывает округлые выступы апсид. Аркатурно -колончатый пояс с поребриком расположен несколько выше уровня хор , его верх членит фасад на две почти равные доли.

Размещенные в боковых закомарах рельефы на всех трех фасадах изображают грифонов, несущих лань - существует прочтение этих изображений как образов Христа, несущего христианскую душу . Такая же композиция известна среди рельефов собора святого Амвросия в Милане , а также на портале церкви святого Михаила в Павии .

Одним из самых загадочных мотивов в скульптурном декоре церкви являются расположенные непосредственно под закомарами рельефы девичьих ликов, которые опоясывают все три фасада храма. Изначально на каждом фасаде было по семь ликов, в настоящее время из них сохранилось девятнадцать. Среди них есть широкие, округлые лики, так и лики задумчивые, созерцательные с тонкой индивидуальной трактовкой. Развернутые фризы подобных изображений известны только на фасадах церквей владимирской земли. По одной догадке, эти лики были призваны уподобить церковь храму Соломона : известна мозаика Соломонова храма в церкви Санта-Мария-Маджоре в Риме , где изображены семь масок на антаблементе главного фасада; такие же изображения храма Соломона известны на донышках древнехристианских сосудов.

Ряд девичьих ликов на стенах церкви служит смысловой границей верхней зоны скульптуры. Размещенные ниже рельефы, равно как и декор апсид, более традиционны. К их числу относятся вставленные в кладку по сторонам центральных окон фигуры львов-стражей. Высота этих рельефов значительно превышает высоту резных изображений львов в других храмах владимирской земли. Львы церкви Покрова изображены лежащими, со скрещенными передними и с широко открытыми глазами (сходные рельефы присутствуют и в резьбе Владимирского Дмитриевского и Суздальского Рождественского соборов). В романских соборах они нередко изображаются по сторонам от окон или входов-порталов. Подобные изображения исследователи, как правило, связывают с текстами "Физиологов" - сборников содержавших рассказы о животных. Согласно тексту "Физиолога," "егда спит лев в пещере своеа, бдита его очи " . По традиционным средневековым толкованиям, лев выступает здесь как символ Христа , охраняющего Свое духовное стадо: "Плотью бо Господь мой на кресте успе, а Божество его одесную отца бдяще. Не вздремлет бо не уснет, храня Израила " .

Нижняя зона фасадов и апсид украшены резными аркатурно-колончатыми поясами, колонки которых имеют резные капители и фигурные консоли . Капители покрыты плотно прилегающими к тулову лиственными пальметтами и деревцами с крученым стволом, увенчанными похожими на пальмы лиственными кронами. Мотив пальмовидного деревца присутствует и в резьбе архивольтов порталов церкви. Мотивы резных консолей разнообразны: "улыбающиеся" львы; усатые личины - то ли мужские, то ли львиные; вздыбленные химеровидные крылатые зверьки; изборожденные поперечными морщинами морды (т.н. "свинячьи рыла"); профильные фигурки барсов, львов и геральдических орлов с нимбами; девичьи лики с двумя симметрично обрамляющими их косами. Набор этих мотивов, как и форма капителей, впоследствии повторялась на стенах более поздних владимиро-суздальских соборов. Среди имевшихся на начало XXI века консолей часть были исполнены заново из штука в XIX веке; другие в ходе ремонтов, вероятно, поменялись местами. Подобные аркатурно-колончатые пояса известны в соборах Италии и.

В отличие от фасадов, интерьер церкви почти лишен резного убранства. Оно ограничено лишь двадцатью парами резных, лежащих хвостами друг к другу львов, расположенных в пятах арок подкупольных столбов и в пятах арок, перекинутых от них на стены собора. Исполнены они разными мастерами, морды их разнообразны по своему выражению и настроению - одни ухмыляются беззубыми ртами, другие хищно скалят зубастые пасти. Их соотносят с символами побежденных злых сил, которые традиционно изображались под сводами романских соборов , но не в пятах арок, а на капителях. Высота рельефа этих львов значительно превышает высоту резных изображений на фасадах, но уступает высоте рельефов львов в интерьере Успенского собора .

В первоначальный резной декор храма вероятно входили резные водометы, резная алтарная преграда, резная сень, детали внешней паперти. Эти детали убранства на начало XXI века был утрачены, но часть резных камней, прежде украшавших церковь, была обнаружена в XIX веке в ходе раскопок Н. А. Артлебена. Среди них были три капители "прекрасного стиля, несколько отличающихся от капителей церкви;" две пары фасадных рельефов вздыбленных барсов и стоящих грифонов, а также еще несколько резных камней с изображениями льва, барса, грифона и химерического вздыбленного крылатого зверя, напоминающего аналогичный мотив на консолях. Все эти рельефы были найдены у юго-западного угла церкви. Сейчас рельефы барсов и грифонов находятся в лапидарии резных камней внутри церкви. Характерная особенность рельефах грифонов, общая с капителями атриума Миланского собора святого Амвросия - на верхней части их стоп резьбой обозначена чешуйчатая поверхность лап в виде пупырчатых выступов. Особый интерес имеют два изображения львов, утраченных к началу XXI века, но известных по исполненной с фотографии зарисовке В. Прохорова. Судя по этой зарисовке, один из этих резных камней, а может быть, и оба были уникальными для домонгольского зодчества Руси круглыми трехмерными скульптурами.

Документы, литература

  • Лаврентьевская летопись, ПСРЛ , т. I, М., 1962, стлб. 351.
  • РГАДА, ф. 280, оп. 3, д. 411, л. 2-8.
  • Татищев В. Н., История Российская , т. III, М.-Л., 1964, 295.
  • Доброхотов В., Древний Боголюбов город и монастырь с его окрестностями , М., 1852, 77.
  • Dartein F. de., L`Etude sur L`architecture Lombarde et sur des origins l`architecture romanо-byzantine. Atlas des planches , Paris, 1865–1882, pl. 39, 41, 56, 61.
  • Древности. Труды Московского археологического общества , т. VII, М., 1877, "Протоколы," 17.
  • Карнеев А., Материалы и заметки по литературной истории "Физиолога" , СПб., 1890, 162.
  • Боголюбов монастырь и приписные к нему Покровский и Николаевский Волосов , Вязники, 1891, 53.
  • Zimmermann M. G., Oberitalische Plastik im fruhen und horen Mittelalter , Leipzig, 1897, Abb. 3, 15; Abb 25, 46; Abb. 28.
  • Косаткин В. В., Монастыри, соборы и приходские церкви Владимирской епархии, построенные до начала XIX столетия , ч. I "Монастыри," Владимир, 1903, 35.
  • Малицкий Н. В., "Покровский упраздненный монастырь на реке Нерли," ВЕВ , 1910, № 23, 24.
  • Porter A. K., Lombard Architecture. V. IV. Plates , New Haven, London, Oxford, MDCCCCXVII, pl. 120.
  • Столетов А. В., "Конструкции владимиро-суздальских белокаменных памятников и их укрепление," Памятники культуры , М., 1959, 192.
  • Афанасьев К. Н., Построение архитектурной формы древнерусскими зодчими , М., 1961, 140-141, рис. 85.
  • Воронин Н. Н., Зодчество Северо-Восточной Руси XII-XV веков , т. I, М., 1961, 262-301, 325-327, 330-332, 335-336.
  • Quintavalle A. C., Il Duomo di Modena. Album , Firenze, 1965.
  • Комеч А. И., "Рабочий метод зодчих Владимиро-Суздальского княжества XII в.," СА , 1966, № 1, 86, 89.
  • Вагнер Г. К., Скульптура Древней Руси. Владимир. Боголюбово. XII век , М., 1969, 80-82, 102, 138, 146, 150-152, 162, 182-183.
  • Плугин В. А., Храм Покрова на Нерли , Л., 1970.
  • Воронин Н. Н., Путеводитель. Владимир, Боголюбово, Суздаль, Кидекша, Юрьев-Польской , М., 1974, 122-135.
  • Новаковская С. М., "К вопросу о галереях белокаменных соборов Владимирской земли," КСИА , М., 1981, № 164, 42-46.
  • Раппопорт П. А., Русская архитектура X-XIII вв. Каталог памятников. Археология СССР. Свод археологических источников , Л., 1982, 58.
  • Иоаннисян О. М., "Зодчество Северо-Восточной Руси XII-XIII вв.," Дубов И. В., Города, величеством сияющие , Л., 1985, 153-154.
  • Лидов А. М., "О символическом замысле скульптурной декорации владимиро-суздальских храмов XII – XIII вв.," ДРИ. Русь. Византия. Балканы. XIII век , СПб., 1997, 174, 178, сн. 54.
  • Тимофеева Т. П., Лежит в развалинах Твой храм... , Владимир, 1999, 95.
  • Иоаннисян О. М., "Владимиро-суздальское зодчество и ломбардская романика (к проблеме происхождения мастеров Андрея Боголюбского)," Византийский мир: искусство Константинополя и национальные традиции. Тезисы докладов Международной конференции, Москва, 17-19 октября 2000 г. , СПб., 2000, 19-23.
  • Иоаннисян О. М., Зодчество Северо-Восточной Руси времени Андрея Боголюбского (конец 50-х – середина 70-х гг. XII в.) и романская архитектура. Происхождение мастеров и особенности развития (рукопись).1165 - годами на основании Жития Андрея Боголюбского, написанного в связи с канонизацией князя в году и насыщенного внутренними противоречиями. Иные (как Н. А. Артлебен, Д. Н. Бережков и Н. П. Кондаков) приводили широкий диапазон от до 1190-х годов. "Боголюбово. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Нерли," Народный каталог православной архитектуры , статья Заграевского С. В., 4 апреля 2008,

В отличие от своего отца, Юрия Долгорукого, Андрей не любил Киев . По «ряду» Юрия как раз ему должен быть достаться Киев, а Суздальская земля отходила к младшим сыновьям. В 1149 году Андрей получил от отца в держание Вышгород, но через год был переведен в западнорусские земли, где держал города Туров, Пинск и Пересопницу. В 1151 году он с согласия отца вернулся в родную суздальскую землю, где, видимо, имел удел. Судя по всему, о нелюбви Андрея к Киеву знали ростово-суздальские бояре, которые чем-то соблазнили Андрея Юрьевича. Возможно, они считали его удачным кандидатом на роль князя-марионетки. Так или иначе, в 1155 году Андрей совершает решительный шаг — тайком от отца выезжает со всем своим двором из княжеского села Вышгород под Киевом и держит путь на Владимир. С собой князь «захватил» икону Богородицы, по преданию написанную евангелистом Лукой (ныне она известна как Богоматерь Владимирская).

По легенде, не доезжая до Владимира, кони, которые везли икону, встали и отказались идти дальше. Князь постановил, что это место особо любо Богу, назвал его Боголюбовым и устроил здесь свою резиденцию. В то время Клязьма протекала под самым Боголюбским холмом, и новое княжеское село контролировало место впадения в Клязьму реки Нерль, «запирая» водный путь из Ростова и Суздаля . Таким образом, Андрей, получивший прозвание Боголюбский, сразу же показал, что он сам станет править своей землей, держа бояр под контролем.

Здесь и построили не имеющий аналогов в древней Руси замок, состоявший из Рождественского собора, окованного золотом (следы от гвоздей в сохранившихся нижних частях здания действительно нашли археологи), переходов, двух лестничных башен и самого дворца.



Рождественский собор XVIII века и уцелевшие фрагменты дворца Андрея Боголюбского. Историк архитектуры Владимир Владимирович Косточкин (1920-1992) в книге «Древнерусские города» так писал о Боголюбове: «Укрепленная загородная резиденция великого князя выдерживала сравнение даже с лучшими образцами дворцового строительства романского Запада. В отделке храмов кроме барельефной резьбы необычайно широкое применение получил своеобразный прием оковки порталов и барабанов куполов золоченой медью. Впечатление золотых листов производили блестевшие медные плиты пола боголюбовского собора, в состав которого была введена и круглая скульптура. Особенно яркое впечатление производил белокаменный замок Андрея Боголюбского». Фото автора

Судя по всему, дворец разрушился еще в домонгольское время, а вот собор имел все шансы дойти до наших дней — но увы… В 1722 году Рождественский собор рухнул по вине игумена монастыря Аристарха. Собор показался невежественному владыке недостаточно светлым, и он велел проломить в его стенах огромные окна. Древний памятник разрушился. Уцелели только башня и переход. Их решили оставить, а на фундаментах обрушившейся церкви построить новую.

Фрагменты домонгольского памятника оставили не из любви к древности. Дело в том, что за 20 лет до катастрофы церковь канонизировала Боголюбского. Князь погиб в 1174 году мученической смертью — его убили бояре-заговорщики. Израненный князь Андрей сполз из своей опочивальни по ступеням лестничной башни, скрылся в нише за «столпом восходным» и был здесь добит убийцами. Место гибели вновь канонизированного святого подлежало сохранению.

Но руины дворца все-таки не самое главное детище князя Андрея, дошедшее до наших дней. Еще в километре с небольшим, посреди луга на берегу речки Нерль стоит церковь, которая является одним из самых известных памятников древнерусского зодчества, символом Руси. И в то же время история храма Покрова на Нерли сама по себе очень непроста, как в ключе понимания ее замысла, так и в ключе отношений храма с самой православной церковью.

С самого начала все, что было связано со строительством этого храма, не укладывалось в традиционные рамки. Начнем с того, что это первый Покровский храм на Руси, а сам праздник Покрова в числе главных праздников Владимира установил сам Андрей Боголюбский с епископом Федором в обход санкции митрополита.

Строили храм, разумеется, по канонам строительства русского белокаменного зодчества. Нам хорошо известны постройки отца Андрея Юрьевича, знаменитого Юрия, прозванного за маниакальное стремление получить киевский престол Долгоруким — сохранившиеся храмы в Переславле-Залесском и Кидекше. Однако мастеров Андрею прислали «от немець». По свидетельству Лаврентьевской летописи (запись о строительстве во Владимире под 1160 годом), строительную артель Боголюбского составляли «из всех земель все мастеры» . Предполагается, что руководил ей зодчий, присланный Боголюбскому Фридрихом Барбароссой.

Летописи не упоминают о возведении храма, но, скорее всего, подразумевают его, говоря про строительную деятельность князя Андрея в Боголюбове: «И постави… две церкви камены во имя святыя Богородицы». Один из них — Рождества Богородицы во дворце, а второй — Покрова Богородицы в устье Нерли. Более позднее Житие Боголюбского дает нам точные данные — сообщается, что храм «единым летом соверши», то есть построен за год, и упомянуто, что Покрова на Нерли — храм-мемориал в память об умершем в 1165 году сыне Боголюбского Изяславе. То же Житие отмечает, что это еще и памятник победы Боголюбского над булгарами в 1164 году (Изяслав скончался от ран, полученных в сражении). Так и гуляет по научной литературе датировка 1165 или 1166 год, с которой трудно не согласиться, хотя есть попытки датировать храм и другими годами, в том числе 1158-м.

Раскопки, проведенные вокруг храма в 1950-х годах великим знатоком древнерусской архитектуры Николаем Николаевичем Ворониным (1904-1976), показали, что Покрова на Нерли, силуэт которого всем хорошо знаком благодаря своей лиричности, изяществу и совершенству, выглядел на самом деле совсем не так.

Человек, имеющий представление о домонгольской архитектуре, знает, что в те времена храмы завершались не луковичной главой, а шлемовидной, более приземистой. Главу этой церкви заменили на луковичную только в 1803 году.

Кроме того, результаты раскопок сильно удивили ученых: церковь, оказывается, окружали с трех сторон галереи, скорее всего в половину высоты здания. А сам же храм пришлось строить на искусственном холме. Дело в том, что, судя по всему, площадку для строительства выбрал сам князь, но в те времена весной уровень воды здесь повышался на три с половиной метра. Так что пришлось специально повышать рельеф, а фундаменты церкви опускать на глубину 5,3 метра!

Склоны холма также были облицованы камнем, а к реке, скорее всего, спускалась лестница: здесь обустроили пристань. Реконструкция первоначального облика дает совершенно непривычную нам картинку, поэтому неудивительно, что ее не сразу приняли в научной среде. Но с археологией все-таки не поспоришь.

Таким образом, у Боголюбского получился не просто храм-мемориал, а парадный памятник, встречавший корабли, которые шли из Суздаля и Ростова во Владимир. Вероятно, князь лично водил дорогих гостей на богослужение (летопись отмечает такую причуду Андрея).

Время изменило облик храма Покрова. Но и не только время. История взаимоотношения Покрова на Нерли с официальной церковью оказалась очень непростой. Самой большой угрозе здание подверглось в 1784 году. Игумен Боголюбского монастыря решил выстроить новую колокольню, а чтобы не тратиться на покупку камня, тут же нашел его источник — церковь Покрова. Постройка ветхая, небольшая, но на колокольню хватит, а что храм древний, так это неважно. Духовное начальство добро на разборку храма выдало, спасла только жадность : игумен не сошелся в цене за разборку с подрядчиками. Сейчас вам, конечно, могут изложить другую версию — скромно умалчивая о том, кто заказал снос храма, расскажут о чуде: якобы мастеру, пришедшему разбирать храм, попала в глаз золотая соринка с купола (тогда он был золоченым), ну и мастер, разумеется, отказался от кощунственного замысла.

И все же храм пострадал от церковников почти столетием позже. Без ведома органов, отвечавших за охрану памятников (такие уже были), и епархиального архитектора Николая Андреевича Артлебена (1827-1882) местные духовные власти приступили к полной переделке здания. Пока ученые хватились, неспециалисты сбили остатки древней росписи XII века в куполе и барабане, переделали кровлю и заменили часть наружной скульптуры «безобразными подделками», как охарактеризовал их приехавший на место археолог Алексей Сергеевич Уваров (1825-1884).

Увы, живопись храма погибла навсегда. Но осталась скульптура. Возможно, именно с романским зодчим следует связать то, что при князе Андрее впервые в домонгольской архитектуре фасады храмов начали украшать полноценной скульптурой, впоследствии ставшей обязательной во владимиро-суздальском зодчестве. Покрова на Нерли — первый из таких памятников, дошедших до нас. Впрочем, возможно, влияние оказала и грузинская скульптура (у Андрея были связи с Грузией, и его старший сын Юрий в итоге стал первым мужем знаменитой царицы Тамары). На соборе Свети-Цховели в древней грузинской столице Мцхете можно увидеть очень похожую фасадную резьбу.

Кстати, со скульптурой Покрова на Нерли связан любопытный казус, на примере которого можно проиллюстрировать степень доказательности некоторых построений в искусствоведении.

В центральных закомарах собора изображен человек с псалтирью (музыкальный инструмент), которого слушают звери. Чтобы ни у кого не было сомнений (так принято, скажем, в иконописи), сверху написано, кто это. Человек с псалтирью — царь Давид. Очень похожая фигура изображена и на более позднем (лет на 25-27) Дмитриевском соборе, но без подписи. Замечательный (говорю без ироничных ноток) искусствовед Георгий Карлович Вагнер (1908-1995), крупнейший специалист в области древнерусской белокаменной резьбы, построил очень красивую теорию. Дмитровский собор «принимает» эстафету у Покрова на Нерли. Поэтому на нем изображен сын Давида, тоже царь и тоже любитель песни — Соломон. В работах Вагнера приводилась масса логичных аргументов в пользу этой практически безупречной теории. И я прекрасно помню свое недоумение, когда, уже изучив труды Вагнера, я приехал во Владимир и увидел возле фигуры в центральной закомаре Дмитриевского собора открывшуюся при реставрации надпись «Давид»! Впрочем, домонгольские памятники Владимира — тема для отдельной статьи.

Многие скульпторы пытались в свое время восстановить положение рук у статуи Венеры Милосской. Но все реконструкции казались чем-то чужеродным. Так и Покрова на Нерли именно в таком виде нам — и простому богомольцу, и туристу, и фотографу — кажется совершенной. Сколько удачных снимков этого волшебства я бы ни сделал, при первой возможности снова приеду в Боголюбово к храму Покрова на Нерли.

Новости партнёров