Экологическое воспитание детей с речевыми нарушениями. Совершенствование коммуникативных способностей младших школьников с речевыми нарушениями средствами экологического воспитания. Основная цель работы

«Не то, что мните вы природа
Не слепок, не бездушный лик.
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык».
Ф.М.Тютчев.

Одной из ключевых задач педагогической работы в детском саду является гармоническое всестороннее развитие ребенка. Сюда включается и развитие у детей основ экологической культуры и сознания, это и является приоритетным направлением нашего ДОУ «Белоснежка». Ребенок с раннего детства открывает и исследует окружающий мир, он тянется к красивому, яркому, испытывает радость от общения с природой. « Какой педагог не хочет, чтобы речь его воспитанников была не только правильной, точной, но и живой, выразительной, чтобы дети чувствовали красоту родного языка и умели пользоваться его богатствами».

Каков человек — такова и его деятельность, таков и мир, который он создает. Нам надо брать самое лучшее у художников, музыкантов, писателей и поэтов, которые стремятся пробудить в душе лучшие чувства — доброту, сочувствие, сопереживание, учат замечать настроение, вызывают желание защитить и помочь. Именно поэтому в экологическом воспитании и образовании вопросы воспитания через культуру и красоту должны стоять на первом месте. Для ребенка речь педагога — эталон, образец, потому что способность к критическому анализу у них еще не развита.

Чтобы научить ребенка тому запасу экологических знаний, который он должен иметь к моменту поступления в школу педагог должен сам владеть высокой культурой речи — уметь правильно, точно и выразительно передавать свои мысли средствами языка. Следуя примеру педагога, дети постоянно овладевают умением выражать свое отношение к окружающему.

Умение ребенка воспринимать прекрасное в большей степени зависит от того, как идет процесс обучения. Наблюдая за работой педагогов, я вижу, что в нашем детском саду проводится целенаправленная работа по развитию речи с учетом экологического направления. Например, в 2013 году у 54% детей старшего дошкольного возраста имелись наибольшее количество речевых недостатков именно в экологическом образовании — отставание в словарном запасе, развитии связной речи. Не все родители старались замечать такие недостатки у своих детей — дети не могли последовательно и связно рассказать о своих наблюдениях в природе, не могли передать описание природных явлений и т.п.

В последнее время картина стала меняться в положительную сторону. И в этом нам помогли рекомендации, обучающие семинары — практикумы, тренинги, консультации с педагогами и родителями, индивидуальная работа с детьми, развлечения и экологические досуги, проводимые с детьми и родителями. А также выбор общеобразовательной программы «Абвгэдейка» для детей с ОВЗ (с тяжелыми нарушениями речи), в которой предлагается особая методика развития у детей основ экологической культуры, воспитание экологически грамотного человека. Наша программа учитывает особенности речевого развития современных детей и позволяет выполнить социальный заказ родителей, т.е. качественную подготовку ребенка к школе и в частности по экологическому направлению.

Сегодня актуальным является вопрос раннего оказания помощи детям-логопатам. Решение этой проблемы, мы видим, в том числе в активном взаимодействии всех участников образовательного процесса и комплексном подходе специалистов ДОУ к профилактике и коррекции речевых нарушений. Мы определили основные направления коррекционно-развивающей работы с детьми, нуждающимися в помощи.

В первую очередь это логопедические занятия, цель которых — активизация речевой деятельности и формирование словарного запаса с использованием основ экологической культуры. Обычно дети с речевыми нарушениями стараются замаскировать свой дефект.

Боязнь трудных звуков, страх перед непониманием и насмешками окружающих приводят к тому, что ребенок старается упростить или ограничить свою речевую практику, следствием чего является задержка в формировании коммуникативных навыков и в психо-эмоциональном развитии. Поэтому очень важно, чтобы каждое занятие с такими детьми было эмоционально окрашено, вызывало у них живой интерес.

Игровые занятия построены на основе знакомых детям упражнений, с использованием новой игровой мотивации и атрибутики и не требует специальной подготовки и детей, и педагогов. Объединение всех упражнений одним игровым экологическим сюжетом, позволяет повысить интерес детей к занятиям и одновременно решать задачи познавательного и развивающего характера.

Каждое игровое занятие включает упражнения для развития речевого дыхания, артикуляционного аппарата и мелкой моторики, то есть всех групп мышц, отвечающих за рече-двигательную деятельность. Релаксационные упражнения позволяют детям избавиться от излишней эмоциональной возбужденности. Задания преследуют определенную коррекционную цель и способствуют исправлению речевых нарушений, доставляя детям истинное удовольствие, являясь частью работы по развитию у детей экологических знаний.

Аннаева Мунира Мунировна,
учитель-логопед,
МБДОУ «Белоснежка»,
г. Ноябрьск

О.В. Кутявина
МУ "Средняя общеобразовательная школа №198", ЗАТО Северск
В настоящее время современной педагогикой поставлен вопрос об обучении детей языку и речи на основе овладения речевым общением, или коммуникативной деятельностью.
В современной России воспитание коммуникабельности как качества личности становится социально значимой ценностью и означает необходимость учиться взаимодействовать с окружающими людьми, достигать общих интересов, выстраивать свое поведение и свою деятельность, сообразуясь с потребностями и интересами других, быть готовым к коммуникации с представителями разных социальных групп. Задача, связанная с развитием коммуникативных способностей детей, предусмотрена важнейшими нормативными документами: Законом РФ "Об образовании" (1992), Госстандартом дошкольного и школьного образования.
Особенно актуальна проблема развития коммуникативных способностей у детей с речевыми нарушениями. Наблюдаемые у этих детей серьезные трудности в организации собственного речевого поведения отрицательно сказываются на их общении с окружающими людьми. Взаимообусловленность речевых и коммуникативных умений у данной категории детей приводит к тому, что такие особенности речевого развития, как бедность и недифференцированность словарного запаса, своеобразие связного высказывания, препятствуют осуществлению полноценного общения, следствием этих трудностей являются снижение потребности в общении, несформированность форм коммуникации (диалогическая и монологическая речь), особенности поведения: незаинтересованность в контакте, неумение ориентироваться в ситуации общения, негативизм. Важнейшей задачей в начальных классах является обучение детей-логопатов доступным технологиям общения.
Известно, что нельзя обучать детей общению, не включив их во взаимодействие друг с другом, не обус- ловив речевое действие и поведение какой-то другой деятельностью (игровой, практической, познавательной и т.д.); не уточнив ситуацию общения, не создав потребности и мотивации у каждого ребенка вступить в него.
Известно, что любые виды деятельности детей, в том числе учебная, и их общение с другими людьми переплетены в жизни самым тесным образом и фактически не могут существовать отдельно. От того, как организовано общение детей, зависит результат обучения, которое зачастую требует постоянного взаимодействия детей и взрослых. В свою очередь ход и успешность обучения постоянно и неотвратимо воздействуют на коммуникативно-речевую активность детей.
Среди различных направлений взаимодействия с детьми специалисты называют экологическое воспитание.
Исследования психологов (В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, В.С. Мухиной и др.) доказали возможность формирования у детей значительно более высокого уровня психического развития, элементов логического, абстрактного мышления, культуры поведения в природном и социальном окружении. Особая чувствительность и эмоциональность младших школьников создают особые предпосылки для появления интереса к самому себе, к людям, к своему здоровью, к состоянию природной и социальной среды, что является непременным условием эффективности экологического образования на этом возрастном этапе.
Эффективность экологического образования во многом зависит от условий его организации в практике школы.
Работу по экологическому воспитанию мы выстраиваем в трех направлениях:
1. Учебная деятельность предполагает "экологизацию" познавательного процесса, т.е. проникновения идей и проблем экологии в другие области знания.
Так, использование на уроках математики задач с экологическим содержанием способствует формированию у детей не только вычислительных навыков, но и экологических знаний об объектах природы, их свойствах, многообразии, о месте обитания живых организмов, также способствуют формированию нравственных качеств личности, воспитанию бережного отношения к природе.
Привлечение пословиц о природе на уроках чтения, русского языка углубляет восприятие изучаемого материала, учит подмечать закономерности в природных явлениях, развивает наблюдательность, расширяет кругозор учащихся.
Пути развития познавательного интереса к природе раскрываются через применение на уроках загадок, заставляющих детей думать и рассуждать. Загадки развивают речь, любознательность, учат чувствовать прекрасное в природе.
Одно из условий формирования экологических знаний - непременное их включение в содержание каждой темы программы природоведения.
Дети с удовольствием выполняют задания творческого характера, например, придумать и нарисовать плакат "Природа в опасности!", оформить книжку для своих младших товарищей "Берегите растения!", создать собственную Красную Книгу и т.д.
Особо хочется отметить важность продуктивной деятельности с использованием природного материала на уроках трудового обучения, которая способствует развитию моторики, воспитанию усидчивости, воли, внимания, стремления добиться положительного результата.
Таким образом, у ребенка возрастает мотивация не только к овладению экологическими знаниями, но и к овладению знаниями в других дисциплинах.
2. Экологическое воспитание невозможно без создания в кабинете природной зоны, в которой содержатся как растения, так и животные. Совместная вне- учебная деятельность педагога с детьми предполагает наблюдение и уход за уголком живой природы, что способствует закреплению знаний детей в области экологии и совершенствованию трудовых навыков. Особенно значимым это является для детей с нарушениями речи, так как в спокойной, неформальной обстановке дети могут находить общие темы для общения.

Занятиях по развитию связной речи

Развитие речи детей является важным компонентом в . В наше время у многих детей дошкольного и младшего школьного возраста наблюдаются нарушения речи разной степени сложности. Активное развитие современных технологий сильно влияет на развитие детей. Современные дети проводят больше времени за компьютером и другими средствами технического прогресса.

Дети дошкольного возраста большую часть времени проводят в дошкольных учреждениях и в окружении своих родителей, поэтому взрослые должны следить за своей речью, она должна быть четкой, внятной и понятной для детей. Развитие речи происходит во время занятий детей с воспитателями, педагогами и родителями. В то время, когда они гуляют на улице, ходят в зоопарки, музеи, цирк, на различные детские представления, обогащается лексический запас слов.

У многих детей дошкольного возраста отмечается скудный словарный запас. Кроме того, у детей недостаточно сформированы познавательные процессы, тесно связанные с речевой деятельностью. В ходе занятий и развивающих занятий с воспитателями дети изучают различные лексические темы. Воспитатель и учитель-логопед взаимодействуют друг с другом и, таким образом, материал, полученный детьми, закрепляется многократно на разных уровнях.

2017 год – стал Годом экологии в России. Взаимодействие человека с природой является важной проблемой в наши дни. Экологическое воспитание детей подразумевает формирование правильного отношения ребенка к окружающей природе, что включает в себя непрерывное обучение и воспитание детей, направленные на формирование его экологической культуры, которая проявляется в отношении ребенка к окружающей среде.


Лексические темы, в ходе изучения которых происходит экологическое воспитание детей: «Лес», «Грибы», «Растения», «Цветы», «Деревья», «Дикие животные», «Домашние животные», «Времена года» и другие.

На логопедических занятиях экологическое воспитание реализуется следующим образом:

    уточняются и обогащаются знания детей о растениях, животных, природных явлениях; обогащаются знания о природных изменениях в разное время года; формируется представление о живой и неживой природы; объясняются детям элементарные правила поведения в природе; развитие познавательного интереса к окружающему миру.

На логопедических занятиях по лексическим темам предполагается активное развитие связной речи ребенка. Дети с помощью мнемосхем и сюжетных картинок составляют описательные рассказы. Перед тем как составлять такие рассказы, с детьми проводится беседа о животных, птицах, растениях и об отношении человека к ним. Помимо закрепления полученных детьми знаний о животных, птицах и растениях, у детей формируется доброжелательное отношение к живым существам и окружающему миру.

На занятиях по формированию лексико-грамматических категорий наряду с традиционными игровыми приемами, дидактическими играми, упражнениями, такими как «Назови ласково», «Подбери слова», «Посади дерево», «Прогулка в лес», «Распредели по домикам» и многие другие, я использую современные технологии. С помощью мультимедийных презентаций дети ярче воспринимают предметы и явления природы, тем самым формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Ребенок учится наблюдать, замечать отличительные признаки разных времен года, домашних и диких животных, животных, живущих в жарких и холодных странах, насекомых и т. д. Обобщаются и систематизируются представления детей о живой и неживой природе, временах года, развивается интерес к родному краю.

На занятиях также использую игры с развивающего портала «Мерсибо»: «Дикие животные», «Домашние животные», «Мам, я тут», «По домам», «Потерянный хвост» и другие.

Для развития речи ребенка необходим богатый опыт, получаемый детьми в ходе экскурсий, целевых прогулок, чтения . Дети учатся сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира, совершенствуется речь детей, их мышление, творческие способности.

Действительно, экологическое воспитание детей неразрывно связано с по обогащению словаря, развитию монологической речи. Чем лучше ребенок воспринимает, наблюдает и анализирует природные явления, замечает красоту окружающего мира, тем грамотнее он может выразить свои мысли в связном рассказе.

Учитель - логопед.


Речь – явление социальное и служит средством общения людей друг с другом. Своевременное и правильное речевое развитие – необходимое условие формирования личности. Благодаря речи ребёнок познаёт мир, накапливает знания, овладевает нормами поведения.

Но как ребёнку познать окружающий мир, если речь несовершенна и имеет различные нарушения?

Воспитание и обучение вообще, и речевое в частности, осуществляются через специально организованные занятия. Их организация, структура, использование методических приёмов и речевого материала зависят от диагноза, установленного специалистами и от уровня нарушенных психомоторных функций ребёнка.

Одним их основных принципов работы учителя-логопеда является рациональный подбор материала, используемого на коррекционных занятиях. Каждое занятие должно носить эмоциональный, развивающий и по возможности воспитывающий характер, быть оптимально интенсивным. Развиваться должна не только речь, но и интеллект.

Использование речевого материала с экологическим содержанием , позволяет учесть все вышеперечисленные принципы и условия в работе учителя-логопеда.

Так, планируя работу, используется тематическая основа, где темы в основном связаны с природой: овощи, перелётные птицы, съедобные и несъедобные грибы и другие.

При постановке звуков используется приём сравнения движения органов артикуляции с каким-либо живым объектом: лошадка, бабочка, комар, лягушка, кошка и так далее.

На этапе автоматизации звука широко используются слова, словосочетания, предложения, скороговорки, пословицы, где тоже отражена экологическая тематика: золотая осень, зелёные сады, сизый голубь, зимний сезон.

Например:

  • Расшумелись на опушке сойки и кукушки.
  • В сосновом лесу хорошо пахнет душистой смолой.
  • Конь бежит – земля дрожит.
  • Собирала Маргарита маргаритки на дворе. Растеряла Маргарита маргаритки на траве.

Для введения нового звука в свободную речь ребёнка эффективно используются различные стихи, рассказы, тексты для пересказов с интересным экологическим содержанием, которые в свою очередь позволяют одновременно воспитывать экологическое сознание и давать эмоциональную нагрузку на ребёнка.

Например, стихотворение «Март»:

«Если солнышко печёт,
Тает снег,
Ручей течёт
И грачи на горе, -
Значит, март на дворе».
(В. Мусатов)

В логопедической практике не обойтись и без наглядных методов и приёмов, так как зачастую без зрительной опоры добиться результата бывает не возможно. Поэтому активно используются различные настольные игры, такие как «Чей хвост?», «Какой сок?», «Кто где живёт?», «Чьи детки?», «Времена года», «Живое — не живое», а также показ иллюстраций, картин, игрушек, связанных с живой и не живой природой.

С экологическим воспитанием связаны и другие виды коррекционной деятельности учителя-логопеда:

  • Логопедическая поддержка работы по экологическому образованию детей;
  • Анализ программ, методик по экологическому образованию с точки зрения их соответствия уровню речевого развития детей дошкольного возраста;
  • Присутствие на занятиях с целью выявления уровня речевого общения детей;
  • Участие в диагностической работе, проведение комплексной диагностики совместно с другими специалистами (разработка диагностических заданий с учётом материала по экологическому образованию);
  • Составление рекомендаций для воспитателей и специалистов по учёту индивидуальных речевых особенностей детей;
  • Анализ результатов качественной диагностики, проводимой воспитателями;
  • Участие в составлении диагностических карт;

Таким образом, использование эколого-речевого материала в работе учителя-логопеда позволяет осуществлять эффективно коррекционно-развивающее обучение дошкольников, приобщая их к окружающему миру.

Список литературы:

1. Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей (Текст)/ З.Е. Агранович – СПб.: ДЕТСВО-ПРЕСС, 2004.
2. Герасимова А.С. Популярная логопедия: практическое руководство для занятий с детьми 5-6 лет (Текст)/ А.С. Герасимова. – М.: Айрис-пресс, 2007.
3. Кыласова Л.Е. Дидактический материал по развитию речи: занятия со старшими дошкольниками (Текст)/ Л.Е. Кыласова. – Волгоград: Учитель, 2007.
4. Пожиленко Е.А. Методические рекомендации по постановке у детей звуков: пособие для логопедов (Текст)/ Е.А. Пожиленко – СПб.: КАРО,2006.
5. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду (Текст)/ Н.А. Рыжова – М.: Карапуз, 2000.

Олькова Светлана Анатольевна,
учитель-логопед,
МКДОУ детского сада общеразвивающего вида № 19 «Сказка»,
г. Омутнинск Кировской области

Голощапова Наталия Юрьевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ " Детский сад №9"
Населённый пункт: Орловская область, г.Мценск
Наименование материала: статья
Тема: "Роль учителя – логопеда в экологическом воспитании дошкольников с общим недоразвитием речи".
Дата публикации: 17.02.2017
Раздел: дошкольное образование

2017 год объявлен Всероссийским годом экологии. И мне интересным и

актуальным показалось подойти более обстоятельно и подробно к

изучению темы: «Роль учителя – логопеда в экологическом воспитании

дошкольников с общим недоразвитием речи». Казалось бы, что каждый

из нас с успехом использует в своей работе литературный материал

природоведческого содержания, термины по экологии, но данная тема

более многогранна по своему содержанию.

Как сказал Сухомлинский:

Природа- это богатейшая кладовая,

неоценимое богатство для интеллектуального,

нравственного и речевого развития ребенка. (В.А.Сухомлинский)

С ранних лет природа родного края окружает ребенка, эмоционально воздействует

побуждает

передаче

неиссякаемый источник духовного и речевого обогащения детей.

Дошкольное

наиболее

благоприятный

формирования

личности

человека,

ценностной

ориентации

окружающем

закладывается позитивное отношение к природе, к « рукотворному» миру, к себе и

к окружающим людям.

Ребенок должен развиваться гармонично, причем очень много в развитии ребенка

можно достичь, не сажая его раньше времени за парту. А давая возможность

общаться с природой.

Основным

проводником экологического образования в дошкольном возрасте

является воспитатель.

Он решает задачи экологического воспитания:

Формирование системы научных экологических знаний, доступных дошкольнику;

Воспитание бережного отношения к природе;

Развитие чувства эмпатии к объектам природы;

Желания охранять и беречь природу.

Специфика

работы воспитателя в группах для детей с ОНР состоит в том, что

общеобразовательные,

коррекционно-

воспитательные задач

Основная

учителя-логопеда

всестороннее

формирование

дошкольника, особенно страдающего Общим недоразвитием речи. У таких детей

отмечается

недостаточность

словарного

использование

существительных и глаголов и редкое употребление имен прилагательных,

местоимений,

предлогов,

сочинительных

подчинительных

которые должны присутствовать в словаре ребенка старшего дошкольного

возраста. Кроме того, у таких детей недостаточно сформированы познавательные

процессы,

связанные

деятельностью

(внимание,

мышление, воображение).

коррекционно-воспитательной

работе

ведущая

роль

принадлежит

учителю-логопеду ,

а воспитатель

является

активным

помощником,

выполнении общеобразовательных задач, которые осуществляются воспитателем

самостоятельно,

педагогов меняются:

учитель

логопед

становится

активным помощником и участником.

При этом учитель-логопед решает следующие коррекционные задачи:

Развитие

познавательных

процессов,

связанные

деятельностью (внимание, память, мышление, воображение);

Обогащение

лексическими

единицами,

усвоение

ранее неизвестных слов, а также новых значений слов, уже имеющихся в их

лексиконе;

Формирование

осознанно-правильного

отношения

природным

явлениям и объектам;

Развитие бережного и ответственного отношения к окружающей природе.

Получается, что занятия воспитателя и учителя-логопеда не дублируют друг друга,

дополняют,

материал

подается

информация

закрепляется

многократно на разных уровнях.

утверждал: « Количество слов и их сочетаний находится в самой

прямой зависимости от суммы впечатлений и представлений: без последних не

может быть ни понятий, ни определений, а стало быть, и поводов к обогащению

В работе учителя – логопеда используются различные методы:

Наглядные (наблюдения, рассматривание картин и иллюстраций)

Словесные (беседы, речевые игры, чтение художественной литературы)

Практические (экологические игры)

Для повышения эффективности развития словаря и грамматического строя речи

у дошкольников большое значение уделяется дидактическим эколого-речевым

«Когда это бывает?»

« Съедобное- несъедобное»

«Кто где живет?»

«Где растет огурчик?»

«С какого дерева лист?»

« Положи грибок в кузовок» и др.

Основная цель дидактических речевых игр экологического характера состоит в

сформировать

дошкольников

мотивацию

природоохранной

деятельности: вызвать у них интерес и желание ухаживать за природными

объектами,

эмоционально

настроить

активизировать их в процессе выполнения поручений.

Экологическое воспитание

переплетается

изучением

определенной лексической темы, а для снятия утомления, напряжения во время

непосредственной

деятельности

проводятся

физкультминутки,

пальчиковые гимнастики экологического содержания.

У нас в саду расцвел цветок. (дети показывают бутон)

Чтоб стал красив он и высок,

Раскрыл на утро лепестки, (раскрывают ладошки, разводят пальцы)

Должны работать корешки! (изображают « корни»)

Также в своей деятельности на индивидуальных занятиях, для закрепления

лексических тем я использую:

Методику « камешки Марблс» (детям предлагается выбрать картинки овощей

или фруктов, и в соответствии с цветом выбранного предмета выложить его

камушками такого же цвета)

Методику

Песочная

терапия»

природный

материал и детям очень нравиться рисовать на нем разнообразные рисунки)

Информационно - коммуникационные технологии.

Такой принцип подачи материала способствует тому, что интерес дошкольников

к занятиям возрастает, качество усвоения и результативность повышается.

Особое место в своей работе я уделяю совместной деятельности детей и их

родителей:

Еженедельно в группе выставляется информация для родителей о лексической

теме недели, в которой предлагаются задания для обогащения словаря детей,

список лексико-грамматических игр и игр на развитие связной речи связанные с

экологией;

Тематическая подборка стихов, загадок о животных, растениях, временах года;

реализован

проект «Что

осень

подарила?».

В ходе которого родители вместе с детьми изготовили книжки-малышки и

поделки из природного материала