Можно ли христианам есть конину по библии. Почему русские не едят конину

Можно ли православному есть конину? В Европе во фрикадельках IKEA была обнаружена конина. Инспекторы из Чехии обнаружили, что сотрудники компании выдавали конское мясо за говядину и свинину. Почему именно конина вызвала такой ажиотаж и почему во многих западных странах конское мясо – табуированная еда? Отвечает протоиерей Андрей Кордочкин, настоятель прихода в честь Рождества Христова в Мадриде: Насколько я понимаю, недовольство добавлением в продукты конины вместо говядины в ряде европейских стран вызвано, конечно, не запретом на употребление конины в пищу, а несоответствием между этикеткой и продуктом, а также возможным содержанием в конине вредных веществ – лекарств для лошадей.Что касается разрешения или запрета на употребление конины в православной традиции, на этот счет существуют разные мнения. К примеру, в наиполезнейшей книге «1380 полезнейших советов батюшки своим прихожанам» на вопрос № 1278 о разновидностях нечистой пищи следует ответ: «Все нечистое разрешается есть во время голода (нужды). А в обычное время не рекомендуется есть мясо не выпущенной крови (сдохла), конину, раков, крабов, рыб без чешуи; кровь жареную (птиц и зверей), зайцев, кроликов и т.п.».Действительно ли православное богословие позволяет группировать коней, крабов, и то, что в данном случае называется словом «сдохла»? Попытаемся объяснить простыми словами. В Ветхом Завете не только все виды пищи, но и весь материальный мир, по сути, подвергается делению на чистое и нечистое. Это разделение, которое имело временный, педагогический и дисциплинарный характер, в Новом Завете упраздняется. Во Христе через соединение Божественной и человеческий природ последняя освящается и обожается, а через нее – весь материальный мир.Поэтому для христианина в области материи ничего нечистого нет и быть не может. То же относится и к так называемой «женской нечистоте» (тема, к которой столь немногие безразличны!). Видение материального мира (и содержимого тарелки) в подобном свете есть инерция законнического ветхозаветного сознания. Никакого богословия, направленного против «нечистых» собак (в отличие от «чистых» кошек) или же поедания особого рода мяса, морепродуктов, кроликов не существует.В некоторых культурах есть свои барьеры, однако в Новом Завете понятия «чистого» и «нечистого» относятся только к нравственной сфере: «Неужели и вы еще не разумеете? еще ли не понимаете, что все, входящее в уста, проходит в чрево и извергается вон? а исходящее из уст - из сердца исходит - сие оскверняет человека, ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления - это оскверняет человека» (Мф., 15. 16-20). В Испании конина продается во всех крупных супермаркетах. Стоит она дороже, чем говядина, но значительно вкусней. Справка Конина употребляется в пищу во многих странах, преимущественно в Центральной Азии, богата содержанием белка и обладает низкой калорийностью. Вместе с тем из-за важности коней в быту и военных действиях во многих культурах существует табу на употребление конины. В Северной Европе употребление конины было частью языческого культа, связанного с богом Одином. Поэтому германский архиепископ Бонифаций в 680-755 гг. издал специальный эдикт о вредности конского мяса для здоровья; вслед за ним запретил потребление конины и римский папа Григорий III. Требование отказаться от конины с принятием христианства стало камнем преткновения для многих исландцев. Кодекс пищевых стандартов Австралии и Новой Зеландии в определение «мясо» не включает конину. Конина запрещена по еврейским законам, потому что у лошадей не раздвоенные копыта, и лошади – не жвачные животные. «Православие и Мир»

Многие из нас думают, что только в пост нельзя есть мясо и другие скоромные продукты. Оказывается все намного сложнее: в Ветхом завете можно найти целый перечень продуктов, которые нельзя есть даже не во время поста.

В Ветхом завете сказано, что употреблять в пищу мясо удушенных животных, а также животных, которые умерли своей смертью (им не спустили кровь). Также запрещено есть кровяную колбасу и другие продукты, которые делаются с использованием крови. Такой запрет связан с тем, что в Святом писании говориться — в крови животных находится душа. Ни в коем случае нельзя есть плоть животного вместе с его душой. Если же человек будет употреблять в пищу кровь животного, он приобретет лик того животного, чью кровь съел.

К нечистому мясу относят: дохлых животных (без выпущенной крови), раков, конину, крабов, рыбу без чешуи, кроликов, зайцев, жареную кровь зверей и птиц. Но вместе с тем, нечистое мясо не запрещено есть во время нужды или голода.

Почему нельзя есть крольчатину, конину, зайчатину?

Этот запрет связан с тем, что в пищу допустимо применять только пищу тех животных, которые имеют раздвоенное копыто, или жуют жвачку. К этим животным относят: коз, коров, овец, и тех, что по современным меркам классифицируются как парнокопытные. Зайцев есть также нельзя, потому что это животное хоть и жует жвачку, но не имеет раздвоенных копыт.

Запрет на употребление крольчатины и зайчатины связан еще и с тем, что убивают этих животных ударом по затылку, а значит, кровь остается в животном, а православным есть мясо с кровью нельзя.

Запрет на употребление крабов, раков, рыбы без чешуи

Относительно свинины, здесь также не все так просто. В Библии на этот счет есть следующие слова
Такое же предписание имеется и в Библии: «А свинья, хотя копыта раздваивает, но жвачки не жует, нечиста она для вас; мяса их не ешьте и к трупам их не прикасайтесь». (Библия. Второзаконие 14:8).

Надо сказать, что все запреты в еде указаны в Ветхом Завете. В Новом же завете в послании Коринфянам апостола Павла есть такие «Всё, что продается на торгу, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести; ибо Господня земля, и что наполняет её. Если кто из неверных позовет вас, и вы захотите пойти, то всё, предлагаемое вам, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести».

свящ. Алексей Шляпин :
Более подробно я ответил в этой теме: http://сайт/index.php?topic=21311.msg1036530#msg1036530

Кровь вкушать нельзя. Ни в каком виде.

Когда встал вопрос о месте Закона Моисеева в жизни Церкви, на Апостольском Соборе в Иерусалиме, при том, что вцелом его внешняя сторона была признана утратившей силу для Христиан, запрет на вкушение крови и удавленины (т. е. мяса, из которого не вышла кровь, когда животное удавлено, убито ударом, растерзано зверем и т. д.) был сохранён:
"Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите..." (Деян. 15, 28-29).

Последующие каноны Церкви подтверждают этот запрет:
"Аще кто епископ, или пресвитер, или диакон, или вообще из священного чина, будет ясти мясо в крови души его, или звероядину, или мертвечину: да будет извержен. Ибо сие закон запретил. Аще же сие соделает мирянин: да будет отлучен (Деян. 15:29)". (Прав. 63 св-х Апостол.) http://azbyka.ru/dictionary/10/nikodim_pravila_tserkvi_s_tolkovaniyami_071-all.shtml
"Божественное Писание заповедало нам воздержатися от крове и удавленины и блуда (Деян. 15:29). Посему, ради лакомствующаго чрева, кровь какого бы то ни было животнаго, каким либо искусством приуготовляющих в снедь, и тако оную ядущих, благоразсмотрительно епитимии подвергаем. Аще убо кто отныне ясти будет кровь животнаго каким либо образом: то клирик да будет извержен, а мирянин да будет отлучен". (6-й Вселенский Соб., 67-е прав.) http://azbyka.ru/dictionary/10/nikodim_pravila_tserkvi_s_tolkovaniyami_226-all.shtml

Итак, кровь вкушать запрещено не только в чистом виде, но и в каком бы то ни было виде.
Церковь это прямо запрещает, поскольку Бог это запретил, ещё до Закона Моисеева нашему праотцу Ною, т. е. всему человечеству. А вернее сказать: Бог никогда этого и не разрешал, это изначально противоестественно.

Нужно понять, что даже вкушение мяса животных по изначальному замыслу Бога - противоестественно. До грехопадения и люди, и животные питались только растительной пищей.
В грехопадении природа человека извратилась. Однако до Потопа не было разрешения Бога на вкушение мяса. После Потопа, всвязи с глобальным изменением климата, понижением атмосферного давления, организму людей стало не хватать растительной пищи. Именно после Потопа Бог разрешил вкушение мяса животных. Т. е., можно сказать, Бог, снисходя к немощи людей, отодвинул границу разрешённого. Если раньше граница проходила между растительной пищей и мясом, то после Потопа Бог установил границу разрешённого и запрещённого между мясом и кровью.
Т. е., нужно понять, что запрет на вкушение крови - это не дисциплинарный или педагогический запрет, как многие постановления Закона Моисеева (в т. ч. о нечистых животных), а это нечто изначально недопустимое, противоестественное, что Бог никогда и не разрешал, как, например, блуд или убийство.

Помогите разобраться в вопросе, на который я никак не могу получить вразумительный, исчерпывающий ответ: почему в Ветхом Завете считается нечистым столь популярное у всех славян домашнее животное свинья? Почему был запрет и на некоторые другие виды животных, рыб и т.д.? Существует ли он по церковным канонам теперь или уже отменен? Простите за назойливость, Игорь, г. Черкассы

От редакции сайта: вопрос нашего читателя пришелся, как говорится, «в тему» скандала, который недавно разгорелся в Европе. Комментарии к нему – на портале ПРАВМИР.

В Европе - новый пищевой скандал - во фрикадельках IKEA обнаружено мясо конины. Инспекторы из Чехии обнаружили, что сотрудники компании выдавали конское мясо за говядину и свинину. Почему именно мясо конины вызвало такой ажиотаж и почему во многих западных странах мясо конины - табуированная еда?
Отвечает протоиерей Андрей Кордочкин, настоятель прихода в честь Рождества Христова в Мадриде:

Насколько я понимаю, недовольство добавлением в продукты конины вместо говядины в ряде европейских стран вызвано, конечно, не запретом на употребление конины в пищу, а несоответствием между этикеткой и продуктом, а также возможным содержанием в конине вредных веществ - лекарств для лошадей.
Что касается разрешения или запрета на употребление конины в православной традиции, на этот счет существуют разные мнения. К примеру, в наиполезнейшей книге «1380 полезнейших советов батюшки своим прихожанам» на вопрос № 1278 о разновидностях нечистой пищи следует ответ: «Все нечистое разрешается есть во время голода (нужды). А в обычное время не рекомендуется есть мясо не выпущенной крови (сдохла), конину, раков, крабов, рыб без чешуи; кровь жареную (птиц и зверей), зайцев, кроликов и т.п.».
Действительно ли православное богословие позволяет группировать коней, крабов, и то, что в данном случае называется словом «сдохла»? Попытаемся объяснить простыми словами. В Ветхом Завете не только все виды пищи, но и весь материальный мир, по сути, подвергается делению на чистое и нечистое. Это разделение, которое имело временный, педагогический и дисциплинарный характер, в Новом Завете упраздняется. Во Христе через соединение Божественной и человеческий природ последняя освящается и обожается, а через нее - весь материальный мир.
Поэтому для христианина в области материи ничего нечистого нет и быть не может. То же относится и к так называемой «женской нечистоте» (тема, к которой столь немногие безразличны!). Видение материального мира (и содержимого тарелки) в подобном свете есть инерция законнического ветхозаветного сознания. Никакого богословия, направленного против «нечистых» собак (в отличие от «чистых» кошек) или же поедания особого рода мяса, морепродуктов, кроликов не существует.
В некоторых культурах есть свои барьеры, однако в Новом Завете понятия «чистого» и «нечистого» относятся только к нравственной сфере: «Неужели и вы еще не разумеете? еще ли не понимаете, что все, входящее в уста, проходит в чрево и извергается вон? а ис-ходящее из уст - из сердца исходит - сие оскверняет человека, ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления - это оскверняет человека» (Мф., 15. 16-20).
В Испании конина продается во всех крупных супермаркетах. Стоит она дороже, чем го-вядина, но значительно вкусней.

Можно ли христианину есть конину?

Лично для меня не совсем понятен источник сомнений, однако, достаточно много людей хотят это узнать, спрашивают, можно ли христианину есть конину. Простите за «одесский» способ переспрашивать, но почему нельзя христианину есть конину? Что ему мешает? Никаких религиозных, вероучительных ограничений, запретов Апостолов, Отцов Церкви или самого Иисуса Христа, на тему употребления в пищу мяса лошади, в христианстве нет. По крайней мере, в Православной, Католической или другой христианской церкви, история которой прослеживается от Древней, основанной Христом при жизни Его. За многочисленные молодые секты и современные псевдо христианские учения я утверждать не берусь. Там может быть все что угодно, в том числе и запреты типа: христианину нельзя есть конину, пить молоко, умываться, чистить зубы, стричь ногти, курить, пить вино и так далее.

Ссылки на библию, о том, можно ли есть христианину конину, в данном случае, скорее всего не могут быть приняты во внимание. По той причине, что Ветхий Завет имеет множество запретов на употребление в пищу продуктов, относимых не к христианам, а к более ранней, дохристианской эпохе, которая окончилась, была преодолена жертвой Спасителя. Ветхий Завет почитаем христианами, но рекомендации и запреты, содержащиеся в нем, никогда не воспринимаются буквально, без исторического, этнографического и богословского анализа. Ведь, по сути, Ветхий Завет – это книга языческой мудрости, история. А Новый Завет для христиан – руководство в реальной жизни. Тут запретов христианам на употребление конины в пищу мы не видим.

Вопрос, можно ли христианину есть конину, может быть связан с конкретными особенностями ритуального забоя животного. Во многих религиях, забой животного предназначенного в пищу, являет собой сложный религиозный обряд, ритуал. Делающий мясо лошади, не обычным продуктом питания, а идоложертвенной пищей. Вот ее употребление в качестве продукта питания, может вызывать сомнения. Но не в смысле вреда христианину или греха, а только в категориях неприязни к такому продукту.

Можно ли христианину есть конину в пост? Категорического запрета, исключающего употребление в пищу мяса лошади, во время поста, для христиан нет. Пост – это добровольное самоограничение, отказ от некоторых продуктов на какое-то время. В Православии, пост подразумевает отказ от любого мяса. Но это не имеет вероучительного значения или спасительного смысла, а является именно Православной традицией. Соблюдаемой или не соблюдаемой добровольно, осознанно. Для православного христианина поститься, в том числе не есть конину во время поста, желательно. Однако, не соблюдение поста – не является грехом само по себе. Скорее это рассматривается как человеческая слабость. Моральный вопрос, а не вопрос веры.

В современном мире, самой массовой, доминирующей религией на сегодняшний день является эзотерика и оккультизм. Специфика проповеди эзотерических учений такова, что на пост христианских территориях, оккультизм охотно маскируется под «усовершенствованное, продвинутое» христианство. Мимикрия бывает такой удачной, что многие специфические, чисто эзотерические запреты и ограничения, начинают восприниматься как собственно христианские, уже самими нашими прихожанами. Не умеющими отличать проповедь оккультизма и проповедь христианскую. Вот здесь и могут возникать сомнения, можно ли христианину есть конину. Повторяю, для христианина, запретов на употребление в пищу мяса лошади не существует. О случае поста мы уже поговорили выше.