Подготовка к выходу на природу сообщение. Подготовка к выходу на природу обсуждение похода. III. Изложение программного материала

Что нужно сделать для того, чтобы избежать возникновения экстремальных ситуаций в природных условиях? Знающие люди утверждают, что для этого прежде всего необходимо: 1) правильно подготовиться к походу; 2) соблюдать правила безопасного поведения в природных условиях. Давайте рассмотрим эти вопросы на примере туристского похода школьников.

Туристы обычно подготовлены к автономному существованию. Для них это нормальное явление, они идут на это сознательно. Они планомерно готовятся к жизни вдали от населённых пунктов, самостоятельному приготовлению пищи, оказанию первой помощи.

Подготовка к походу

Ежегодно тысячи туристов-школьников отправляются в походы и экспедиции. Их сопровождают учителя или руководители туристских кружков.

Туристы реально знают и представляют себе сложности походной жизни и заблаговременно готовятся к их преодолению. Существует инструкция, в которой определены обязанности руководителя и членов группы при подготовке и проведении похода, по предотвращению экстремальных ситуаций. Главная задача при подготовке и проведении похода - это обеспечение безопасности .

Не думайте, что поход - это сплошное удовольствие. В походе бывает и трудно, и холодно, и слишком жарко.

Туристскую группу школьников обязательно возглавляют двое взрослых: руководитель группы и его заместитель. Если во время похода что-то произойдёт с руководителем, его место займёт заместитель.

Руководителя группы назначают из опытных туристов. Он несёт ответственность за жизнь и здоровье членов группы. Поэтому он обладает абсолютной властью, как капитан корабля.

Подготовки требуют и многодневные, сложные походы, и одно-двухдневные. Подготовка предусматривает определение целей и задач похода, разработку маршрута, приобретение продуктов питания, подготовку общественного (палатки, посуда для приготовления пищи) и личного снаряжения.

Особенно много времени занимает подготовка к многодневному походу. Так как многодневные походы часто проводят вдалеке от дома, от населённых пунктов, необходимо тщательно разработать маршрут, познакомиться с климатическими условиями района путешествия. С учётом разработанного маршрута, климата и рельефа местности подбирают необходимое снаряжение группы и приобретают продукты питания.

В интересах безопасности продукты и снаряжение желательно распределять так, чтобы у каждого члена группы были самые необходимые в экстремальной ситуации вещи: спички, какие-либо продукты, личная посуда, позволяющая приготовить пищу (например, железная кружка), и нож.

Руководитель похода после разработки маршрута представляет его в маршрутно-квалификационную комиссию, членами которой являются самые опытные туристы, хорошо знающие выбранный для похода район. Они проверяют правильность разработки маршрута, запасные варианты выхода на случай непредвиденных обстоятельств, соответствие снаряжения, дают советы и консультации.

О маршруте и сроках его прохождения руководитель обязан сообщить в поисково-спасательную службу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий того района, где будет совершён поход. Поисково-спасательные службы действуют во всех областях, краях, республиках России. Сообщения им посылают для того, чтобы они смогли оперативно оказать помощь группе, если она вовремя не возвратится из похода или подаст сигнал об экстремальной ситуации, в которой оказалась.

    «От группы туристов, совершающих путешествие по отрогам горного массива Иегош, поздним вечером был получен сигнал бедствия. У 18-летней студентки Сочинского политехнического колледжа Жени Горбуновой начались резкие боли в животе. Уже через час в воздухе был вертолёт «Сиецавиа» с пятью спасателями на борту. В темноте найти группу не удалось, и тогда ребята решили десантироваться. Это был самый драматичный этап операции: в дождливую и ветреную погоду спуститься по верёвке с высоты 30 метров совсем не просто. Но парни один за другим скользнули в темноту. За ночь разыскали туристов, сообщили их точные координаты, оказали заболевшей девушке первую помощь. А уже утром вторым рейсом вертолёта пострадавшая была доставлена в Сочи и госпитализирована...»

Наконец маршрут разработан и проверен, подготовлены снаряжение и продукты, поставлена в известность местная поисково-спасательная служба. Но и даже после тщательной подготовки группа не застрахована от экстремальных ситуаций.

Правила безопасного поведения на природе

У туристов существуют чёткие правила поведения на маршруте, на привале, при преодолении препятствий. Эти правила направлены на обеспечение безопасности.

    Запомните: в походе необходимо быть дисциплинированным, ведь большая часть экстремальных ситуаций в природе возникает из-за недисциплинированности участников.

Во время движения члены группы идут в колонне по одному. Впереди в роли направляющего может идти руководитель или штурман группы, сзади - замыкающий. У него ответственная задача: следить, чтобы колонна не растягивалась, никто не отставал. Если вдруг что-то случилось с одним из участников, то замыкающий решает, останавливать ли всю группу или остановиться с этим участником для устранения неполадок. Но в любом случае он сначала сообщает об этом руководителю.

    Запомните: на маршруте или на привале ни в коем случае нельзя уходить от группы.

Особенно внимательными надо быть при движении по сложным участкам местности. Можно поскользнуться на крутом горном склоне, на сырых камнях на берегу горной реки, на переправе через неё, оступиться при движении по болоту, да и просто запнуться ногой за поваленное дерево, ветку в густой траве.

Опасны последние километры дневного перехода. Накапливается усталость, снижается внимание.

В группе всегда назначается участник, ответственный за оказание первой помощи. Уметь её оказывать должны все члены группы, но у назначенного на эту должность хранится медицинская аптечка. Среди туристов принято считать, что поход проведён успешно, если медикаменты и перевязочные средства не потребовались.

    Запомните: если быть внимательным и соблюдать осторожность, медикаменты не понадобятся.

Надо быть осторожным у костра, нельзя пить сырую воду... Как запомнить, что можно, а что нельзя? Очень просто - об этом расскажут на занятиях туристского кружка и всему научат: ставить палатку, разводить костёр, готовить пищу, ориентироваться на местности, оказывать первую помощь, вязать специальные туристские узлы (см. приложение 3).

На маршруте и на привале настоящие туристы бережно относятся к окружающей природе, стараясь как можно меньше нарушать её гармонию.

    Запомните: мы - гости природы и должны вести себя прилично.

Стойки для палаток не надо вырубать из живых деревьев на каждом привале, лучше взять разборные, лёгкие из дома. Ушли в прошлое вырубленные рогульки и перекладины для подвешивания вёдер над костром: туристы теперь носят с собой лёгкий разборный таганок или тросик. Соблазнительно подстелить под палатку пушистые еловые ветки, но правильнее взять с собой теплоизоляционный коврик.

Для подвешивания вёдер над костром туристы используют тросик

У туристов есть такое правило: если кто-то отправляется в разведку, то заранее определяют маршрут и устанавливают контрольное время, к которому необходимо вернуться. Если это время истекло, а ушедшие в разведку не вернулись, начинают поисковые работы.

Собираясь в незнакомый лес, расспросите о местности маршрутах местных жителей. Если есть подробная карта этого района, изучите её. Лучше пойти в незнакомый лес с местными ребятами, а ещё надёжнее - с кем-то из взрослых. Уходя, надо сообщить об этом родителям или кому-то из взрослых.

Выходя из населённого пункта, надо определить направление дорог, идущих от него. Узнать, какими ориентирами ограничен участок леса, в который собираетесь идти.

У туристов и ориентировщиков, участвующих в соревнованиях, существует понятие «границы полигона» Это линейные ориентиры (дороги, просеки, граница леса, линии электропередачи), за которые выходить нельзя.

На всякий случай участникам соревнований сообщают порядок действий в случае потери ориентировки. Это делают для того, чтобы при потере ориентировки участник не ушёл далеко из района соревнований, а выходил в определённом направлении на хорошо заметный линейный ориентир и далее шёл к месту сбора. Рассмотрим это на примере показанного на схеме района соревнований у деревни Дровяная.

Границы полигона: с севера - река Андога и овраг с пересыхающим ручьём, с востока - реки Андога и Стача, с юга - река Стача, с запада - железная дорога и дорога от деревни Дровяной до железной дороги.

При потере ориентировки требуется выходить на запад до железной дороги и потом идти вдоль неё до деревни.

Полученные ориентиры и установки, как действовать в случае потери ориентировки, помогают обеспечить безопасность участников соревнований и облегчают работу спасателей.

Уходя даже на короткое время в лес, надо взять с собой на всякий случай пару бутербродов, термос с чаем, немного карамелек, спички (но не для игры с огнём!). Совсем неплохо взять с собой компас.

«Как я ругал себя за то, что не взял с собой спичек. Я мысленно дал себе слово па будущее время не отлучаться без них от бивуака даже на несколько метров» - это слова знаменитого русского исследователя Дальнего Востока В. Арсеньева, оказавшегося в плохую погоду вдалеке от своего лагеря.

Во время прогулки надо запомнить основное направление движения , какие-то хорошо заметные предметы, по которым можно определить своё местонахождение (их называют ориентирами), развилки троп, перекрёстки дорог, характерные особенности рельефа . Собирая с кем-нибудь грибы или ягоды, стараться не упускать друг друга из вида .

Иногда в литературе можно встретить совет: при входе в незнакомый лес отмечать свой путь зарубками на деревьях. Представьте, во что превратится лес, если все входящие в него начнут делать зарубки или надламывать ветки! Делать это надо только в крайнем случае, в экстремальной ситуации, но об этом поговорим позже.

Вопросы и задания


Бакулин Александр Викторович, преподаватель-организатор ОБЖ

МБОУ СОШ № 14 г. Невинномысск

План-конспект урока «Подготовка к выходу на природу. Определение необходимого снаряжения для похода»

6 класс

Цели урока:

Образовательная :

. Познакомить учащихся с необходимым снаряжением необходимым в походе.

Развивающая :

Способствовать развитию навыков организации бивачных работ. Развивать монологическую речь обучающихся. Продолжать развивать навыки работы с учебником.

Воспитывающая:

Воспитывать у обучающихся аккуратность, чувства ответственности за свои действия в автономном существовании, умение слушать и быть услышанными.

Тип урока: изучение нового материалас элементами практической работы.

Необходимые ресурсы:

учебник А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников «Основы Безопасности жизнедеятельности», параграф 1.6 «Определение необходимого снаряжения», раздаточный материал: тексты стихи, подборка иллюстраций, мультимедийная техника, желательно выход в интернет (или записанный на компьютер мультфильм)

Два комплекта снаряжения (рюкзак, пенка, сидушка, палатка, спальник, аптечка, верёвки, карабины, котелки, миска, ложка, кружка, умывальные принадлежности, карты мира, топографическая карта, компас, утюг, магнитофон, фен, одежда нарядная и спортивная и так далее)

Обоснование:

Программа 6 класса даёт уникальную возможность приобрести туристские навыки, подготовиться к районным соревнованиям, конкурсам и туристским слётам, сделать выбор в пользу здорового образа жизни.

Урок проводится по технологии Критического Мышления

Благодаря технологии Критического Мышления на уроке создаётся здоровьесберегающее пространство, ученикам предлагаются разные формы работы, информация неоднократно повторяется, ученики работают сообща, что позволяет лучше усвоить материал.

Учитель - организатор учебной деятельности учащихся на всех этапах урока.

Организация информационно-образовательной среды за счет использования современных средств и технологий обучения, помноженная на постоянный контроль за качеством полученных компетенций позволит учащимся учиться . Учащиеся постепенно обучаются основным приемами учебной познавательной деятельности, учатся самостоятельно работать с различными источниками информации.

Формируется способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.

ХОД УРОКА

Организационный момент.

    Фаза вызова

Проверка домашнего задания

(на парте по экземпляру стихотворения)

Вы редактор детского журнала, скоро лето, каникулы …

Чтение стихотворения - работа индивидуальная.

Если ты в поход собрался,

Что возьмёшь с собою, друг?

В этом надо разобраться,

Может, Альпинистский крюк?

Чтоб любые два узла

Связывались ловко,

Вся команда бы взяла

Прочные Верёвки.

Чтобы песни вместе петь,

Барды-тары-бары,

Очень нужно взять успеть...

Правильно, Гитары.

Деньги тоже надо взять,

Пригодятся вроде.

Ежедневник, чтоб была

Память о походе.

Чтоб не ёрзать по камням,

Среди сосен тучных,

Ты из коврика сваргань

Ёрзальник-подштучник.

В борьбе с голодом всегда

Помогают банки,

И сгущёнка, и икра, и горох в Жестянке.

Спички для костра возьми,

Можно Зажигалку,

И Иголку с ниткою,

Вещи тоже жалко.

Йод возьми и кружку тоже

Ложку, миску

В дальний путь

Взять с собою не забудь

Обувь мы возьмём, друзья,

На подошве гладкой.

Без чего в пути нельзя?

Верно, без Палатки.

А ещё без Рюкзака,

Спальника, конечно,

И ещё без Топора,

Он нам нужен вечно.

Надо Удочку, Фонарь,

Хлеба на дорогу,

Целлофана взять, как встарь,

От дождя подмогу.

Чугунок, чтоб чай варить,

Шапку от простуды,

Щётку, пасту и шампунь –

Мыться тоже будем.

Электричек ты возьми

Также расписание,

Чтоб не проводить часы

Даром в ожидании.

Чтоб в пути не заблудиться,

Не отстать от группы вдруг,

Компас точно пригодится.

Знать, где север, а где Юг.

Ну, пожалуй, всё собрали,

Доброго пути, друзья!

Только я хочу, чтоб взяли

Какие ошибки исправите?

Фронтальная работа – каждая пара высказывает свое мнение.

2 фаза – о смысление.

Учитель: Итак, перед нами гора вещей, теперь нам осталось их только сложить и в путь …

Как это сделать продемонстрируют нам знакомые герои мультфильма

«Спасик и его друзья» Правила безопасного поведения на природе» (Видео ролик в папке ). При просмотре будьте предельно внимательны

А теперь пора и нам заняться укладкой своих рюкзаков.

Оборудование для выполнения задания - туристское снаряжение (если нет, то возможно использовать интерактивную доску или карточки)

Два будущих туриста выходят и на разные столы раскладывают

а. снаряжение для группы

б. личное снаряжение

На столе, где лежало оборудование, оставляют вещи, которые в поход не нужны …

(иногда их остаётся много, иногда ни одной: дети собирают в поход даже утюг)

Фронтальная работа: какие ошибки допустили?

Каждый год, отправляясь на турслёт, на платформе мне заново приходится упаковывать вещи туристов, особенно новичков, как вы думаете почему?

Варианты ответов – можно фиксировать на доске в виде кластера, можно выслушать устно в целях экономии времени на уроке.

Индивидуальная работа. Чтение текста.

Примерный текст и схемы для индивидуальной работы:

Правильная укладка рюкзака.

Самое главное при укладке рюкзака - не брать лишнего! Как правило, человек обычного телосложения не должен нести больше 20-25% от своего веса при длительных походах. Центр тяжести рюкзака должен находится ближе к телу, и в идеале быть на высоте плеч. В таком случае он будет находится выше центра тяжести тела и не будет тянуть назад. О том, как правильно загрузить рюкзак больших объемов (от 30 литров), описано ниже:

Положите спальный мешок, снаряжение из пуха и другие легкие вещи в нижнее отделение рюкзака. Поместите более тяжелые вещи, такие как одежда наверх наружу. Тяжелое снаряжение - палатку, еду, тяжелые куртки - выше уровня плеч, ближе к спине.

    Положите мелкие, часто используемые вещи в карман на крышке рюкзака, чтобы их было легко достать.
    Чтобы повысить обтекаемость рюкзака, уменьшить поверхность воздействия ветра и влаги, нужно стараться размещать все вещи внутри рюкзака, как можно плотнее, и как можно меньше оставлять прикрепленными на ремнях снаружи.

    Сохраняйте равномерное распределение веса, в особенности в боковых карманах.
    Используйте компрессионные мешки для организации вещей и уменьшения их совокупного объема. Также рекомендуется использовать гермомешки для особо чувствительных к влаге вещей (например, для спальника).

Важно! Если рюкзак сильно тянет назад - это говорит о том, что центр тяжести рюкзака расположен очень далеко от центра тяжести тела. Когда вы несете тяжелый рюкзак, при таком положении дел поход превращается в пытку. Рюкзак оказывает сильное давление на плечи и в целом оказывает неравномерную нагрузку на все тело. Если ваш рюкзак уложен неправильно, это может быть рискованным и опасным на сложных маршрутах. В легких походных условияхНа несложной местности (легкие маршруты, например, по холмистой местности) центр тяжести должен быть выше.

В сложных условиях

На трудных маршрутах (сопряженных с альпинизмом) центр тяжести рюкзака должен быть чуть ниже и ближе к центру тяжести тела.Такая укладка рюкзака способствует небольшому наклону вперед и в целом более устойчивому состоянию и равновесию по сравнению с более высоким центром тяжести.


Учитель:

Отлично, теперь вы знаете правила и сможете показать свои умения!

-Необходимо правильно упаковать вещи в рюкзак (личное и групповое снаряжение уже приготовлено на разных столах предыдущими учениками), но предстоит не только упаковать, но и исправить предыдущие ошибки.

Учитель: Времени на упаковку мало, работаем быстро, кстати, мама не помогает, её срочно вызвали на работу!

На старт, внимание (5 -6 минут)

(в результате должен быть собран рюкзак)

Усачёв А.

Иван Петушков собирался в поход.

Взял компас, палатку и бритву «Восход».

Тушёнкой и пшёнкой набил свой рюкзак,

Взял удочку, крючья, фонарь и гамак,

Бинокль и сеточку для комаров,

И сумку берёзовых дров.

На поясе - кружка, топор, котелок,

Под мышкой - подушка и спальный мешок.

Ружьё с альпенштоком, конечно, в руках.

И Чайник-Со-Свистом - в зубах.

В дорогу, туристы! -

Воскликнул Иван.

И Чайник-Со-Свистом

Упал под диван.

Он поднял его,

Но упал котелок,

И тут же в розетку

Попал альпеншток…

Иван задрожал,

Как под ветром трава,

Качнулся, чихнул -

И рассыпал дрова.

И вдруг зацепился за люстру крюком

И на пол упал с рюкзаком.

Иван Петушков закряхтел, застонал.

Иван заскрипел…

Но себя не поднял.

С тех пор, собираясь с друзьями в поход,

Себя Петушков никогда не берёт!

3 фаза - фаза рефлексии

На этой фазе проводится индивидуальная творческая работа.

Например:

1.Составить памятку начинающему туристу (если недостаточно времени на уроке, эта работа может стать интересным домашним заданием).

2.Можно использовать приём «Задай тонкий вопрос» - своему товарищу или учителю.

Лучший вопрос в конце поощрить аплодисментами.

Заключение урока.

Рюкзаки собраны. Вопросы заданы.

Мы собираемся в поход

Отправиться с утра?

Нас в путь далекий уведет

дорога со двора.

Готов походный наш рюкзак,

Там спички, котелок -

В походе без него никак,

И нож в кармашек лег,

Возьмем веревку и топор

И компас, и еду,

Наш туристический набор

Не даст попасть в беду.

Неся палатки за спиной,

Уйдем мы по утру

И обойдем весь шар земной

С тобой мой юный друг

4 фаза - домашнее задание.

    Изучите § 1.4 и § 1.6 учебника.

    Пообщайтесь со своими родителями и друзьями, как они собираются в поход, и с какими сложностями им приходилось столкнутся на природе.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

"Как подготовиться к путешествию (к походу на природу), чтобы не попасть в экстремальную ситуацию"

Поход - организованное передвижение группы людей с определенной целью. Например, военный поход, поход по местам боевой славы, туристический поход.

Классификация походов

По способу передвижения походы бывают пешие, велосипедные, конные, водные, на собаках.

2. По продолжительности походы бывают однодневные, многодневные. 3. По сложности походы бывают категорийные, прогулочные.

Какие факторы необходимо учитывать, собираясь на природу? Социальные Военные конфликты Криминальные проявления Природные Температура воздуха Возможность осадков и стихийных бедствий Рельеф местности Техногенные Загрязнение воды, почвы и воздуха Возможность аварий и катастроф

ПОЧЕМУ У РУКОВОДИТЕЛЯ ГРУППЫ АБСОЛЮТНАЯ ВЛАСТЬ ВО ВРЕМЯ ПОХОДА?

Каковы причины возникновения опасных и экстремальных ситуаций? Поломка техники в безлюдной местности Встреча с хищниками Недостаточный запас пищи и воды Непродуманная экипировка Потеря ориентации на местности Слабая физическая и психологическая подготовка

Что мы возьмем с собой в поход? Что положим в рюкзак?

ОБЩЕСТВЕННОЕ СНАРЯЖЕНИЕ

ЛИЧНОЕ СНАРЯЖЕНИЕ ТУРИСТА

Личное снаряжение Рюкзак Туалетные принадлежности Блокнот, ручка Палатка Спальный мешок и трапик Перочинный нож Саперная лопатка Запасная одежда и обувь Надувная лодка и насос Накидка от дождя (1,5 х 1,5) Спички Посуда для приготовления пищи Запас продовольствия Миска, кружка, ложка Топорик Рабочие рукавицы Фонарик Карта и компас Аптечка

ОДЕЖДА И ОБУВЬ

Подумай и ответь Почему верхняя одежда туриста должна быть по возможности яркой? Почему нежелательно носить белье из синтетических материалов? Почему разношенная обувь более удобна в походе, чем новая?

ПРОВЕРЬ СВОИ ЗНАНИЯ

1. В чем состоит главная задача при подготовке и проведении похода? А. В получении новых впечатлений и сведений; Б. В получении удовольствия; В. В обеспечении безопасности; Г. В образовании новых связей и знакомств.

2. Что необходимо сделать руководителю похода после разработки маршрута? А. Не следует что-либо предпринимать; Б. Согласовать маршрут с органами МВД; В. Утвердить маршрут в маршрутно-квалификационной комиссии; Г. Сообщить о маршруте и сроках его прохождения в поисково-спасательную службу МЧС России

3. В чём заключаются основные правила безопасного поведения человека на природе? А. Особых правил не существует; Б. Вести себя прилично; В. На маршруте или привале нельзя уходить от группы; Г. Быть внимательным и осторожным, и тогда медикаменты не понадобятся

4. Какой должна быть обувь человека, совершающего туристический поход? А. Модной; Б. Удобной; В. Плотно сидеть на ноге, но не слишком сжимать стопу; Г. Дорогой и фирменной

5. Найдите ошибку. Одежда туриста, отправляющегося в поход должна быть … А. Супермодной и дорогой; Б. Лёгкой, простой, удобной и иметь небольшой объём? В. Верхняя одежда должна быть влагонепроницаемой; Г. Нижнее бельё должно хорошо поглощать пот.

Ответы на тест: 1 – В 2 – Г 3 - В, Г 4 - Б, В 5 – А Оценивание: 5 «+» = 5 4 «+» = 4 3 «+» = 3 МОЛОДЦЫ!

Назовите три группы факторов, которые необходимо учитывать, готовясь к путешествию по незнакомым местам? Достаточно ли для того, чтобы турпоход был успешным, тщательно проложить его маршрут по карте?

Как защитить спички от сырости? Что лучше взять с собой в поход: плитку шоколада или горсть любимых карамелек?


Подготовка к выходу на природу


Обсуждение похода

Самой распространенной и доступной формой туристских походов являются однодневные походы с родителями или учителем.

При разработке плана необходимо детально обсудить основные цели похода и учебные задачи, которые необходимо будет отработать в походе. С учетом этого выбрать район похода и определить маршрут движения. При

этом необходимо иметь в виду привлекательность путешествия и посильность отрабатываемых задач. Главное, чтобы в походе вы ближе познакомились с природной средой и получили удовлетворение от общения с ней.


Определяя район путешествия, необходимо его детально изучить. Затем разработать маршрут,

для чего понадобится крупномасштабная карта избранного района. Устанавливаются начальная

и конечная точки маршрута

и основные ориентиры, через которые будет проходить маршрут. Повороты на маршруте лучше выбирать у характерных, легко распознаваемых ориентиров. (Расстояние между ориентирами не должно превышать 2 км.) После этого необходимо произвести расчет движения по маршруту. Расчеты оформляют на карте или в специальной таблице.

Выбор маршрута


Отработка навыков ориентирования

1. В исходной точке маршрута отрабатывается ориентирование карты, устанавливают свое местонахождение на местности и на карте, определяют направление движения группы по маршруту.

2. У ориентира №1 проводится тренировка в определении сторон горизонта по солнцу и часам и по признакам местных предметов и определяется направление дальнейшего движения.

З. На отрезке от ориентира №2 до конечной точки маршрута отрабатывают определение направления движения и выход в конечную точку маршрута без компаса.

4. В конечном пункте маршрута выполняются бивачные работы (разводится костер, приготовляется пища на костре) и другие туристские работы.

5. На обратном пути закрепляют навыки в ориентировании на местности.


СОБИРАЕМСЯ В ПОХОД

При подготовке к походу его участники:

  • собирают необходимое

снаряжение для группы в зависимости от учебных задач и условий погоды, продукты питания, одежду по сезону;

  • тренируются в правильной

укладке рюкзака;

  • определяют способы выхода в исходную точку маршрута

(пешком или на определенных видах транспорта в зависимости

от условий проживания).


Вопросы и задания

1. Для чего нужна подготовка к походу на природу и что она включает?

2. Как проводится изучение района похода и на что обращается при этом основное внимание?

З. Как выбирают маршрут похода и определяют основные его этапы?

4. Какие организационные вопросы должны решить участники похода при подготовке к нему?

5. По топографической карте крупного масштаба (1:500 000 или

1:250 000) изучите район предполагаемого похода. Определите исходный и конечный пункты похода и контрольные ориентиры между ними.