Гигиенические требования к использованию ученической мебели в начальных классах. Требования к помещениям и оборудованию общеобразовательных учреждений

Различают три вида мебели в зависимости от ее назначения.

1. Основная, или рабочая, мебель: столики, каталки, диваны, барьеры, стулья, школьные парты, классные доски, лабораторные столы, верстаки, станки и т. п.

2. Подсобная мебель: шкафы, буфет, вешалки, стол аквариума, ящик для игрового песка и др.

3. Мебель для сна и отдыха: кровати, лежаки и т. п. Мебель детских и подростковых учреждений должна соответствовать возрастным анатомо-физиологическим особенностям детей. Мебель, предметы оборудования должны быть легко доступны очистке и иметь гладкую поверхность с закругленными ребрами. Их конструкция должна исключить возможность травматизма детей в процессе пользования. Внешнее оформление мебели должно быть красивым.

Детские кровати и постель, которые обусловливают удобное положение тела во время сна, а поэтому и полноценный сон, должны иметь размеры, соответствующие габаритам тела ребенка: для детей в возрасте 4-5 месяцев - 85 X 55 X 42 см, в старшем возрасте - 160 X 60 X 50 см. Железные кровати с сетками с мелкими просветами более гигиеничны, чем деревянные. Кровати-раскладушки имеют то преимущество, что их легко выносить из детской комнаты. Высота стула должна соответствовать длине голени ребенка, высота стола - сумме длины голени и предплечья над сиденьем. В этом случае ребенок при положенных на стол предплечьях не приподнимает плечи и не сгибается. Стандартные размеры основных элементов стола и стула устанавливаются на основе данных специальных массовых антропометрических измерений, т. е. дифференцированно для различных ростовых групп.

В каждой детской группе должны быть туалетный стол, умывальник, вешалка для индивидуальных полотенец детей, исключающие соприкосновение одного полотенца с другим, бак для грязного белья, шкаф, стеллаж для хранения индивидуальных горшков, шкаф для хранения уборочного инвентаря и др.

Большое гигиеническое значение имеет обеспечение яслей и домов ребенка предметами, стимулирующими развитие движений и игровой деятельности детей. Сюда относятся разборно-групповой манеж, индивидуальный манеж на случай необходимости временной изоляции ребенка, горка-манеж, барьер, каталки и др.

Физиологическая характеристика и оценка сидячего положения ребенка

Сидячее положение с физиологической точки зрения является своеобразным видом статической работы.

Правильная в гигиеническом отношении посадка ребенка за письменным столом, школьной партой, при лепке, рисовании, письме и т. п. характеризуется рядом основных признаков (рис. 137).

Положение туловища приближается к вертикальному. Нижней частью позвоночника ребенок опирается о спинку сиденья, а грудью отстоит от заднего, обращенного к учащемуся, края стола примерно на 2-3 см.

Линии, соединяющие центры обоих глаз, оба плеча, оба седалищных бугра, занимают горизонтальное положение, являясь параллельными краю стола и скамьи. Голова слегка наклонена к столу так, что расстояние от середины линии глаз до конца пера составляет 30-35 см. Предплечья лежат на поверхности стола приблизительно под прямым углом друг к другу и пересекают край стола под углом приблизительно 45°, локти приходятся почти у края стола. Ноги опираются на пол (или подножку). При этом бедра сохраняют горизонтальное положение, а голени приближаются к вертикальному.

Правильную посадку надо воспитывать систематически, начиная с дошкольного возраста, в детском саду, в частности на занятиях по рисованию, лепке, обучению письму и др.

Ослабленным детям, у которых отмечается слабость мышц спины, а также детям, у которых длина и пропорция тела отклоняется от типичных, детям с деформациями костей, суставов, мышечного аппарата, с аномалией рефракций глаз и др., трудно сохранять нормальную посадку. Таким детям, выявляемым при врачебном обследовании, необходим подбор индивидуальной мебели и проведение дополнительных мероприятий в отношении воспитания осанки. Они нуждаются в физических упражнениях, в корригирующей гимнастике.

Гигиенические требования к школьной парте и рассаживанию учащихся по партам

Школьная парта должна не только обеспечить учащемуся возможность правильной посадки, но и побуждать его к ней. Нецелесообразное устройство парты может повлечь за собой болезненные изменения в костном аппарате детей.

Конструкция парты в целом должна облегчить ребенку сохранение прямой посадки.

Расположение и профиль спинки скамьи должны соответствовать грудному и поясничному изгибам позвоночника. Профиль сиденья должен соответствовать форме бедер и ягодиц (см. рис. 138).

Конструкция парты должна обеспечить правильное взаиморасположение стола и сиденья парты в горизонтальной плоскости (дистанция сиденья), а также наклон крышки стола в 15° по направлению к сидящему за партой.

Высота сиденья над полом (см. рис. 138, К) должна соответствовать длине голени вместе со стопой с добавлением 1-2 см на часть высоты каблука.

Ширина скамьи, или глубина сиденья (см. рис. 138, Л), должна быть равна 2 / 3 - 3 / 4 длины бедра.

Высота над уровнем пола заднего (обращенного к учащемуся) края крышки стола должна соответствовать высоте над полом предплечья, согнутого под прямым углом в локтевом суставе в сидячем положении учащегося.

Расстояние по вертикали между задним (обращенным к ученику) краем крышки стола и сиденьем (см. рис. 138, Т) называется дифференцией. Она характеризует взаимное размещение стола и скамьи в вертикальной плоскости. Расстояние между передним (обращенным К столу) краем сиденья и проекцией заднего края крышки стола на плоскость сиденья называется дистанцией скамьи. Последняя характеризует взаимное размещение стола и скамьи в горизонтальной плоскости. Размер дифференции должен равняться разности высот стула и локтя свободно опущенной руки сидящего учащегося с прибавлением 2-2,5 см.

Что касается дистанции, то она может быть нулевой, когда передний край сиденья и проекция края крышки стола на плоскость сиденья совпадают друг с другом, положительной, когда задний край крышки стола проецируется на продолжение плоскости сиденья, и отрицательной, когда проекция заднего края крышки стола находится в границах сиденья. В этом случае крышка стола как бы нависает над сиденьем. Только отрицательная дистанция скамьи побуждает сидящего за партой к правильной посадке с опорой на спинку и исключает необходимость наклона туловища вперед. Напротив, парта с положительной дистанцией вынуждает учащегося тянуться к столу, наклонять над ним голову и туловище, опираться не позвоночником на спинку, а предплечьем, главным образом на крышку стола.

Наблюдения показали, что наилучшие условия посадки создаются в том случае, если отрицательная дистанция равняется 3-5 см.

В СССР принят тип двухместной школьной деревянной парты, разработанной Ф. Ф. Эрисманом ("парта Эрисмана"). В некоторые детали парты Эрисмана впоследствии были внесены изменения.

В последнее время практика работы школы выдвинула вопрос о целесообразности оборудования классных помещений ученическими столами и стульями взамен парт.

Специальные гигиенические исследования Института возрастной физиологии детей и подростков АПН СССР показали, что постоянное использование школьниками в начальных классах столов и стульев не ухудшает (по сравнению со школьными партами) работоспособности и осанки учащихся при условии, что учитель обращает особое внимание на соблюдение ими отрицательной дистанции сиденья стула.

Требования, которым должны удовлетворять школьные парты, регламентированы в СССР специальными Государственными общесоюзными стандартами "Школьные парты" (только для 1-4-го классов) и "Ученические столы и стулья" (для учащихся 5-10-х классов).

Эти стандарты периодически пересматриваются. ГОСТ, изданные в 1971 г., базируются на материале обширных исследований учащихся 7-17-летнего возраста. Они охватили измерения длины тела и размеров соответствующих частей тела, а также фотогониометрические, тензографические и электромиографические наблюдения позы школьников во время письма, чтения, рисования.

Эти исследования установили необходимые размеры основных элементов парты, стола, стула, которые, оказывается, могут быть одинаковыми для школьников, отличающихся ростом до 15 см (до 130 см, 130-145 см, 145-160 см).

Поверхность крышки парты должна быть матовой, светлота ее окраски должна иметь коэффициент отражения 35-55%, чему соответствует зелено-желтый, голубой и голубовато-зеленый цвет.

Рассаживание по партам производится соответственно росту учащихся. Для этой цели могут использоваться специальные парто-ростоизмерители (рис. 139).

Наряду с двухместной партой из дерева ГОСТ 5994-64 предусматривает двухместную парту на металлическом основании и одноместную парту из дерева, также на металлическом основании.

Основные гигиенические преимущества одноместной парты состоят в том, что она облегчает подбор каждому учащемуся парты необходимого ему номера, облегчает уборку классной комнаты, позволяет при необходимости отделить учащихся друг от друга; кроме того, такую парту легко внедрить в домашний быт.

Одноместные парты используются в специальных школах-интернатах, вспомогательных школах для умственно отсталых детей, школах для детей с расстройством зрения (слабовидящие), санаторно-лесных школах, школах при санаториях для детей-психоневротиков. Основными гигиеническими преимуществами парт на металлическом основании являются наличие двойной спинки сидения, что дает большую опору для туловища, и "прозрачность", способствующая содержанию парт в чистоте. Весьма приемлема в гигиеническом отношении универсальная парта с переменными размерами высоты сидения и стола, а следовательно и дифференции. Это достигается различным устройством подъемных механизмов. Крупным практическим преимуществом парты этого типа является возможность использования одной и той же парты учащимися различного роста, возможность в известных пределах приспособить парту к индивидуальным особенностям пропорции тела учащегося, возможность внедрить парту в домашний быт.

Гигиенические требования к классной доске

Различают два основных типа классных досок - настенные и передвижные. Основные гигиенические требования к устройству классной доски направлены на облегчение зрительной работы учащихся.

Хороший контраст создает написанное белым цветом на поверхности доски насыщенно матово-черного цвета. Поверхность доски должна быть ровной, гладкой. Этим требованиям лучше всего отвечает доска, покрытая линолеумом черного цвета.

В некоторых школах устраивают настенные классные доски. Их существует несколько видов: раздвижные, поднимающиеся кверху, изготовленные из небьющегося органического стекла.

В нижней части классной доски устраивается желобок для меловой пыли, сбоку - ящик для мела и крючок для полотенца, ежедневно сменяющегося, которым вытирают с рук мел.

В первых четырех классах доску следует размещать так, чтобы нижний край ее располагался на высоте 80-85 см, а в старших классах - на высоте 90-95 см над полом.

Передвижные доски размещают таким образом, чтобы поверхность доски не отсвечивала учащимся. Настенные доски располагают посредине передней стенки классной комнаты.

Написанное на доске нужно вытирать влажной тряпкой или губкой, которые ежедневно стирают в горячей воде с мылом.

Гигиенические требования к специальному оборудованию школьных мастерских и рабочих комнат

Школьные мастерские оборудуются верстаками и станками. Основной рабочей позой учащихся в мастерских является согнутое стоячее положение. Для профилактики пороков физического развития в виде аномалии осанки, искривления позвоночника, деформации грудной клетки и др., а также для охраны зрения учащихся и повышения их работоспособности нужно следить за тем, чтобы верстаки и станки соответствовали росту учащихся. Удовлетворительной считают такую высоту верстака и станка, при которой расстояние от поверхности верстака станка до глаза учащегося, находящегося в выпрямленном стоячем положении, составляет около 45 см. Рекомендуются следующие размеры высоты верстаков: для ручной обработки дерева - 75,5; 78; 80,6 см, для ручной обработки металла - 85 или 95 см (до уровня губок тисков). Для индивидуальной подгонки высоты верстака и станка к росту учащегося используют специальные подставки и подмостки. С этой же целью предложены верстаки с подъемными подножками и подверстатьем, что позволяет устанавливать их на различную высоту.

Одной из задач обучения в школьных мастерских является воспитание правильной в анатомо-физиологическом отношении рабочей позы.

При поднимании тяжелых предметов главное напряжение следует переносить на более сильные мышцы голени и бедра, разгружая более слабые мышцы спины и не сгибая туловища (рис. 140). Переноска тяжестей на спине при помощи специального станка связана с меньшей затратой энергии, чем переноска на одном плече или на носилках (рис. 141).

При необходимости переносить груз в руках (например, ведра, лейки с водой, при выполнении работ на учебно-опытном участке по уходу за школьными площадками, на огороде и т. п.) рекомендуется с целью равномерного распределения тяжести носить в каждой руке "по ведру. Предельный вес груза, который разрешается переносить и передвигать подросткам, нормируется в возрастном разрезе, причем дифференцированно для юношей и девушек.

Ручной инструментарий, используемый учащимися в школьных мастерских, на учебно-опытном участке, в работах по самообслуживанию, по размерам и весу должен соответствовать возрастным анатомо-физиологическим особенностям школьников. Это способствует сохранению ими рациональной рабочей позы, профилактике микротравм, повышению эффективности их работы. С целью профилактики травматизма, а также для создания наиболее благоприятных условий для работы в мастерских, в частности в отношении естественной освещенности рабочих мест, весьма важно правильно разместить верстаки и станки.

Столярные верстаки рациональнее всего располагать перпендикулярно или под углом 45° к оконным проемам, на расстоянии 80-120 см друг от друга. Все станки должны иметь ограждения на движущихся частях, слесарные верстаки должны быть оборудованы заградительными сетками. При работе в школьных мастерских следует приучать учащихся к соблюдению всех мер личной гигиены и техники безопасности.

Подбор и расположение школьного оборудования в классе имеют большое значение в совершенствовании учебного процесса, сохранении высокой работоспособности и здоровья школьников, профилактике школьных форм патологии.

К школьному (учебному) оборудованию относят: мебель (столы ученические, стулья, парты, лабораторные столы и т. д., книжные, настенные и встроенные шкафы и стеллажи); классные доски; верстаки и станки учебных мастерских; оборудование спортивных залов; учебники, наглядные пособия и письменные принадлежности.

При подборе учебного оборудования должны выполняться следующие требования: оно должно соответствовать анатомо-физиологическим возможностям детей и подростков, обеспечивая тем самым удобную позу ребенка при учебных занятиях, сохранение работоспособности и предотвращая развитие школьных форм патологии; оно должно быть безопасным, исключать возможность травматизма и появления заболеваний детей и подростков (например, отсутствие режущих и острых выступов в мебели, использование при изготовлении книг и тетрадей безопасных красок и др.); школьное оборудование должно отвечать эстетическим требованиям, быть легкой конструкции и привлекательным по окраске, с элементами художественного оформления.

Одной из важных составляющих школьного оборудования является мебель, предназначенная для рассаживания учеников в классе. Существует более 200 различных моделей парт, из которых с педагогической и гигиенической точек зрения более подходящими для обучения являются одноместная и двухместная парты конструкции Ф. Ф. Эрисмана. Однако в настоящее время в большинстве школ и других учебных заведений в основном используются ученические столы и стулья, что связано с относительной простотой их изготовления и большей экономичностью.

Учебная мебель должна быть изготовлена из твердых пород дерева, поверхность ее не должна быть слишком шероховатой или наоборот зеркально-гладкой. Предусмотрена отделка стола и сиденья стула прозрачным лаком с сохранением текстуры дерева или окраска непрозрачными покрытиями следующих цветов: желтого, светло-зеленого, голубовато-зеленого, серовато-голубого, голубого, зеленовато-желтого с коэффициентом отражения от 35 до 50 %. Поверхность должна быть матовой, так как блестящие поверхности столов, шкафов и другого оборудования оказывают слепящее действие на сетчатку, вызывают снижение остроты зрения, быстроты различения, устойчивости ясного видения и падение работоспособности. Нельзя окрашивать столы и шкафы в темные цвета, так как они будут поглощать большое количество света и негативно сказываться на психо-эмоциональном состоянии детей. Не допускается окрашивание школьного оборудования в белый цвет, так как при этом резко повышается яркость и уровень слепимости в помещении.


Парты или столы в классе расставляют рядами (обычно в 3 ряда) так, чтобы свет падал с левой стороны, соблюдая при этом установленные расстояния. В учебных помещениях обычной прямоугольной конфигурации эти расстояния следующие: от наружной стены до первого ряда (считают от окна) не менее 0,6 – 0,7 м, от внутренней стены до третьего ряда – 0,5 м, от задней стены до последних столов (парт) – 0,5 – 0,65 м, от классной доски до первых столов (парт) – не менее 2 м (оптимально 2,4 – 2,7 м), между рядами – 0,6 – 0,7 м. Расстояние от окон до третьего ряда столов должно быть не более 6 м, так как в противном случае рабочие места учащихся, сидящих в этом ряду, будут плохо освещены естественным светом. Задние парты должны располагаться от классной доски не более чем на 8 м, так как дальнейшее их удаление вызывает чрезмерное напряжение зрения и слуха учащихся. В помещениях с квадратной и поперечной конфигурацией при расстановке мебели в четыре ряда расстояние от доски до первых столов должно быть не менее 2,5 м, чтобы обеспечить учащимся, сидящим за первыми столами в крайних рядах, «угол рассматривания» не менее 30 о; расстояние от окон до первого ряда должно быть 0,5 м; от последних столов до задней стенки – 0,8 м; между рядами не менее 0,6 м.

Основные гигиенические требования, предъявляемые к классной доске, следующие: цвет покрытия досок - зеленый, темно-коричневый, матово-черный (коэффициент отражения не менее 80%). Наиболее физиологичным является темно-зеленый цвет в сочетании с ярко-желтым цветом мела. Для кабинетов черчения рекомендуется использовать доски с черным покрытием с использованием белого мела. В 1-4-х классах доску следует устанавливать так, чтобы нижний край находился на высоте 80-85 см., а в старших классах - на высоте 90-95 см. Для предохранения загрязнения пола мелом к доске крепится лоток, используемой также для хранения мела .

Гигиенические требования, к школьной мебели. Профилактика, заболеваний, связанных с неправильным подбором мебели.

Учебная мебель должна быть изготовлена из твердых пород дерева, поверхность ее не должна быть слишком шероховатой или наоборот зеркально-гладкой. Предусмотрена отделка стола и сиденья стула прозрачным лаком с сохранением текстуры дерева или окраска непрозрачными покрытиями следующих цветов: желтого, светло-зеленого, голубовато-зеленого, серовато-голубого, голубого, зеленовато-желтого с коэффициентом отражения от 35 до 50 %. Поверхность должна быть матовой, так как блестящие поверхности столов, шкафов и другого оборудования оказывают слепящее действие на сетчатку, вызывают снижение остроты зрения, быстроты различения, устойчивости ясного видения и падение работоспособности. Нельзя окрашивать столы и шкафы в темные цвета, так как они будут поглощать большое количество света и негативно сказываться на психо-эмоциональном состоянии детей. Не допускается окрашивание школьного оборудования в белый цвет, так как при этом резко повышается яркость и уровень слепимости в помещении.

Парты или столы в классе расставляют рядами (обычно в 3 ряда) так, чтобы свет падал с левой стороны, соблюдая при этом установленные расстояния. В учебных помещениях обычной прямоугольной конфигурации эти расстояния следующие: от наружной стены до первого ряда (считают от окна) не менее 0,6 – 0,7 м, от внутренней стены до третьего ряда – 0,5 м, от задней стены до последних столов (парт) – 0,5 – 0,65 м, от классной доски до первых столов (парт) – не менее 2 м (оптимально 2,4 – 2,7 м), между рядами – 0,6 – 0,7 м. Расстояние от окон до третьего ряда столов должно быть не более 6 м, так как в противном случае рабочие места учащихся, сидящих в этом ряду будут плохо освещены естественным светом. Задние парты должны располагаться от классной доски не более чем на 8 м, так как дальнейшее их удаление вызывает чрезмерное напряжение зрения и слуха учащихся. В помещениях с квадратной и поперечной конфигурацией при расстановке мебели в четыре ряда расстояние от доски до первых столов должно быть не менее 2,5 м, чтобы обеспечить учащимся, сидящим за первыми столами в крайних рядах, « угол рассматривания» не менее 30 о; расстояние от окон до первого ряда должно быть 0,5 м; от последних столов до задней стенки – 0,8 м; между рядами не менее 0,6 м.

Основные гигиенические требования, предъявляемые к классной доске, следующие: цвет покрытия досок - зеленый, темно-коричневый, матово-черный (коэффициент отражения не менее 80%). Наиболее физиологичным является темно-зеленый цвет в сочетании с ярко-желтым цветом мела. Для кабинетов черчения рекомендуется использовать доски с черным покрытием с использованием белого мела. В 1-4-х классах доску следует устанавливать так, чтобы нижний край находился на высоте 80-85 см., а в старших классах - на высоте 90-95 см. Для предохранения загрязнения пола мелом к доске крепится лоток, используемой также для хранения мела.

С целью сохранения осанки и высокой работоспособности школьника важное значение приобретает подбор оптимальной школьной мебели и обучение школьника правильной посадке .

Во время учебных занятий в классе наиболее целесообразна прямая посадка с легким наклоном корпуса вперед. Расстояние от глаз до тетради (книги) должно быть равно примерно длине предплечья и кисти с вытянутыми пальцами, плечи должны располагаться параллельно краю крышки стола, предплечья и кисти рук - симметрично на столе, туловище отодвинуто на 5-6 см от края стола. Чтобы не сдавливались сосуды подколенной области, глубина сиденья должна быть равна примерно 2/3 - 3/4 длины бедра. Высота сиденья должна быть равна длине голени со стопой плюс 2-3 см на каблук: в этом случае ноги ученика во всех трех суставах (тазобедренном, коленном и голеностопном) согнуты примерно под прямыми углами, что препятствует застою крови в нижних конечностях и органах малого таза. Сиденье обязательно должно иметь спинку - или сплошную, профилированную, или, минимум, с двумя перекладинами - на уровне поясницы и на уровне лопаток.

Обеспечение прямой посадки возможно при соответствии размеров мебели росту учащихся. В настоящее время у нас в стране на школьную мебель существуют определенные государственные стандарты (ГОСТ 11015-71 "Столы ученические", ГОСТ 11016-71 "Стулья ученические" и ГОСТ 5994-72 "Парты школьные). По этим стандартам выпускается мебель пяти групп: А, Б, В, Г и Д, имеющая как буквенную, так и цветную маркировку (цветная маркировка в виде круга диаметром 25 мм или горизонтальной полосы шириной 20 мм наносится на боковых сторонах парты или стола).

За мебелью группы А (маркировка желтого цвет) должны сидеть дети ростом до 130 см; мебель группы Б (маркировка красного цвета) предназначена для школьников ростом от 130 до 144 см. Школьники ростом от 145 до 159 см должны сидеть за мебелью группы В (маркировка голубого цвета), от 160 до 174 см - за мебелью группы Г (маркировка зеленого цвета). Мебель группы Д (маркировка белого цвета) предназначена для учеников ростом 175 см и выше.

Чтобы узнать, мебель какой группы необходима ученику данного роста, можно воспользоваться эмпирической формулой Н. Н. Карташихина:

порядковый номер буквы = [рост ученика (см) - 100]: 15.

Пример: рост школьника 153 см. (153 – 100): 15 = 3 (без остатка). Порядковый номер (по алфавиту) - буква В.

Довольно часто в школах отсутствует маркировка мебели (как буквенная, так и цветная). Для того, чтобы узнать, к какой группе мебели относится данный стол (стул), можно воспользоваться следующими формулами:

Группа (буква) стола = высота стола (см):5 - 10.

Группа (буква) стула = высота стула (см):3 - 10. Пример: высота стола над уровнем пола = 68 см. 68:5 – 10 = 3 (без остатка). Порядковый номер буквы В.

Рассаживая учащихся, нужно принимать во внимание состояние их здоровья, а именно: остроту зрения, слуха и склонность к простудным заболеваниям. Как известно, обычно дети небольшого роста за соответствующими партами усаживаются ближе к доске, более рослые – сзади. В том случае, когда у высокорослого ученика имеются отклонения со стороны зрения (например, близорукость), его желатель-но переместить ближе к дос-ке, за наружную колонку, естественно, с нужной для него партой. Здесь следует отметить, что если зрение такого ученика корригируется очками, то его можно и не пересаживать вперед, но нужно следить за тем, чтобы он очками пользовался. При ослаблении слуха (например, в случае перенесенного отита) школьника высокого роста также желательно (вместе с нужной партой) пересадить ближе к доске, но уже за колонку, близкую к внутренней стене класса. Нежелательно усаживать на наружную колонку незакаленных, ослабленных, часто простужающихся учащихся. Один раз в год (после зимних каникул) следует менять местами учеников, сидящих за крайними колонками, не нарушая принципов правильной посадки. Такая смена мест, во-первых, исключает одностороннюю ориентацию головы и туловища относительно доски, а во-вторых, создает более равномерные условия освещения.

Профилактика нарушений осанки. Нарушения осанки являются одним из наиболее часто встречающихся заболеваний опорно-двигательного аппарата школьников. Случаи неправильной осанки в младшем школьном возрасте являются проявлением общей функциональной слабости организма. Их возникновению способствует перегрузка ребенка, неправильное сидение за партой, привычка носить тяжести в одной руке, несоответствие мебели росту ребенка и т.д. С самого начала обучения в школе в жизни учащихся появляются некоторые отрицательные моменты: резкое ограничение двигательной активности, увеличение статической нагрузки, связанное с необходимостью длительного поддержания рабочей позы, усвоенные еще в дошкольном возрасте неправильные привычки сидеть, горбясь и искривляя позвоночник, стоять с упором на одну ногу, ходить с наклоненной вниз головой и опущенными и сведенными вперед плечами. Понятно, что обеспечение прямой посадки возможно при соответствии размеров мебели пропорциям роста учащихся. Существенную роль в обеспечении правильной удобной позы ученика при чтении и письме играют такие составляющие школьной мебели, как дистанция сиденья и дифференция. Дистанцией сиденья называется расстояние по горизонтали между обращенным к ученику краем стола и краем сиденья. Правильная посадка достигается тогда, когда край сиденья стула заходит за край крышки стола на 3—6 см. Когда края стола и сиденья стула находятся на одном перпендикуляре, и когда край сиденья отстоит края стола, ученику приходится сильно подаваться вперед. Это увеличивает статическую нагрузку на позные мышцы и приводит к быстрому утомлению. Парты, т.е. соединённые между собой стол и сиденье, устроены так, что при закрытой крышке дистанция сиденья автоматически становится отрицательной (в этом случае, правда, довольно трудно садиться за парту и вставать из-за нее требуется, откинув крышку, чтобы дистанция сиденья стала положительной). Если же в классе нет парт, а есть несвязанные между собой столы и стулья (а такое весьма часто имеет место в настоящее время даже в начальных классах), необходимо, чтобы школьник, усевшись, задвинул стул так, чтобы его край на 3-6 см заходил за край стола. Учителю и родителям следует добиться автоматизма такой посадки, она должна стать для школьника максимально удобной и привычной. Дифференцией называется расстояние по вертикали между обращенным к учащемуся краем стола (парты) и плоскостью сиденья. Понятно, что эта величина — функция двух переменных: Она будет большой при нормальной высоте стола, но низком стуле или при слишком высоком столе и нормальном стуле, и наоборот. При большой дифференции ученик вынужден при письме высоко поднимать правое плечо. Это может привести к искривлению позвоночника в правую сторону. При малой дифференции ученик вынужден горбиться, что приводит к быстрому развитию утомления. Оптимальная дифференция определяется следующим образом: уровень столешницы должен быть на 3—4 см выше локтя свободно опущенной руки сидящего человека. Таким образом, правильный подбор мебели позволит обеспечить ученику наиболее физиологичную прямую посадку. Следует помнить, однако, что длительное поддержание даже такой позы приводит к мышечному утомлению, для уменьшения которого необходимо разрешить учащимся менять положение тела во время урока.

Профилактика близорукости. Учебный труд младших школьников связан с усиленной работой зрительного аппарата. На развитие близорукости оказывает влияние целый ряд причин, связанных с неправильной организацией труда учащихся, наличие перенесённых заболеваний, недостаточно калорийное питание. У детей врожденная близорукость встречается редко. Чаще всего ухудшение зрения возникает у учащихся, начиная со второго года обучения в школе. В деле охраны зрения детей важную роль играет создание рациональных условий учебной работы в школе и дома, упорядочение режима питания, своевременное выявление отклонений зрения от нормы, постоянное ношение учащимися очков и др. ^ Рекомендации по предупреждению развития близорукости.

  1. Правильно оборудовать рабочее место, создать благоприятные условия, если вы читаете или пишете, почаще давать отдых глазам. Через 45 мин устраивайте, как в школе перемену на 5—10 мин.
  2. Настольную лампу (она ставится слева, мощность лампочек 50—60 ватт) включайте вместе с верхним освещением. Не должно быть резкого контраста между ярко освещенной поверхностью стола и темной комнатой.

Правильное оснащение образовательных учреждений мебелью имеет важное значение, как для охраны здоровья детей и подростков, так и для повышения эффективности воспитательного и педагогического процессов. В то же время результаты ис­следований показывают, что в большинстве общеобразователь­ных учреждений ученическая ме­бель в начальных классах не обе­спечивает условия для поддержа­ния правильного положения тела ребенка. Среди основных причин такой неудовлетворительной ор­ганизации рабочих мест учащихся необходимо выделить закупку и поставку комплектов учебной ме­бели без учета росто-возрастного распределения учеников, недо­статочность гигиенических знаний у работников образовательных учреждений и низкий уровень кон­троля за выполнением требований санитарных правил.

Какой должна быть мебель

Предполагаемая к использованию в классном поме­щении ученическая мебель должна иметь документы, подтверждающие ее соответствие требованиям госу­дарственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов и обязательных государственных стан­дартов (ГОСТ). Число ее комплектов опре­деляют в соответствии с примерным распределением такой мебели в зависимости от ее вида и возраста детей.

Парты, столы и стулья должны иметь цифровую (как часть общих требований к содержимому маркировки, предусмотренных ГОСТ) и цветную марки­ровку. Цифровая маркировка содержит в числителе ро­стовую группу стола (парты), а в знаменателе - средний рост детей. Цветная маркировка мебели наносится в виде круга диаметром не менее 10 см или горизон­тальной полосы размером 10 х 15 мм на видимую на­ружную поверхность столов, стульев, парт.

Выполнять требования СаНПиН несложно

При использовании ученической мебели в обще­образовательном учреждении обязательны к испол­нению СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требо­вания к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях». Каждого обучающегося обеспечивают удобным рабочим местом за партой или столом в соответствии с его ростом и состоянием зрения и слуха. Парты (столы) в учебных помещениях рас­ставляют по номерам: меньшие - ближе к доске, большие - дальше. Для детей с нарушением слуха и зрения парты (столы) ставят первыми, независимо от их номера, причем ученики с пониженной остротой зрения должны сидеть в первом ряду от окон.

Не менее двух раз в год школьников, сидящих в первом и третьем (четвертом) рядах, меняют местами, не нарушая соответствие номеров мебели их росту. Это необходимо делать с целью профилактики нару­шений осанки и зрения. Детей, часто болеющих ОРЗ, ангинами , простудными заболеваниями, следует рас­саживать дальше от наружной стены.

Контроль соответствия функциональных параме­тров ученической мебели длине тела учащегося ре­комендуется проводить не менее двух раз в год. Рост школьников в обычной обуви измеряют непосредст­венно в классе при помощи ростомера или специаль­ной деревянной рейки длиной 2 м. На одной стороне рейки наносят деления с интервалом 15 см, начиная с 100 см. В промежутках между делениями простав­ляют все группы (номера) мебели. Можно использо­вать также данные роста школьников, имеющиеся в медицинских картах. В этом случае к показателю роста прибавляют 2 см.

С учетом полученных сведений о росте учитель (классный руководитель) рассаживает школьников за парты (столы) соответствующей группы (номера).

Под линейку становись

В школе в каждом классе рекомендуется иметь мерную линейку с цветовыми полосами, соответству­ющими группам мебели: оранжевая - на высоте от 100 до 115 см от пола, фиолетовая - от 115 до 130 см, желтая от 130 до 145 см, красная - от 145 до 160 см, зеленая - от 160 до 175 см. Школьники могут самостоя­тельно измерить свой рост и найти маркировочный цвет необходимой им мебели.

Данные о дате и результатах измерения роста, со­стоянии зрения и слуха школьников, группу (номер) мебели вносят в классный журнал. Каждый ученик должен знать маркировку соответствующих его росту стола (парты) и стула. Повседневную проверку пра­вильности расстановки мебели контролирует учитель (классный руководитель).

Важно не только обеспечить рабочее место, соот­ветствующее росту школьника, но и сформировать у него навыки сохранения во время уроков наименее утомительной позы - сидя глубоко на стуле, корпус и голова ровно. Ноги при этом должны быть согнуты в тазобедренном и коленном суставах, ступни опи­раться на пол (подножку), предплечья свободно ле­жать на столе.

Формирование правильной осадки

Формировать правильную посадку у детей необхо­димо с первых дней посещения школы. Для обучения первоклассников рекомендуется выделить специаль­ный урок. Учитель, используя наглядные пособия, дол­жен продемонстрировать детям правильную рабочую позу, разъяснить, как надо держать голову, плечи, руки и т. д. При этом следует подчеркнуть, что опираться грудью на край парты (стола) нельзя и что расстояние от глаз до книги или тетради должно соответствовать длине предплечья от локтя до конца пальцев.

Ученический комплект стол-стул

Назовем основные условия правильной посадки. Руки лежат свободно, не прижимаясь к столу, на те­тради - правая рука и пальцы левой. Обе ноги всей ступней опираются на пол или подножку. Нужно об­ратить внимание на то, что сиденье стула должно за­ходить за край стола не менее чем на 4 см и не более чем на 8 см.

При нулевой и особенно при положительной дис­танции для правильного размещения предплечья на столе учащийся вынужден тянуться вперед. Рабочая поза при этом становится неудобной, создаются усло­вия, усугубляющие статическую нагрузку и способст­вующие развитию утомления.

При письме школьник опирается на спинку парты (стула) поясницей, при объяснении учителя сидит бо­лее свободно, опирается на спинку парты (стула) не только крестцово-поясничной, но и подлопаточной частью спины. После объяснения и показа правильной посадки учитель должен попросить всех учеников сесть правильно и, обходя класс, поправить, в случае необходимости, их позу.

Плакаты с изображением правильной рабочей позы следует повесить в классе над доской, чтобы каждый учащийся мог во время урока контролировать себя. Вместе с тем школьников необходимо знакомить с на­глядными пособиями, демонстрирующими дефекты осанки, возникающие в том случае, если человек сидит неправильно.

Выработка определенного навыка у детей достига­ется не только при объяснении, подкрепленном пока­зом, но и при систематическом повторении. Для этого учитель должен ежедневно контролировать правиль­ность позы школьников во время занятий. Роль педа­гога в формировании у учащихся правильной посадки особенно велика в первые три-четыре года обучения, но об этом не следует забывать и в средней школе .

Важный фактор сохранения правильной рабочей позы учащихся - систематическое проведение физ­культминуток. Они обязательно должны включать упражнения для снятия утомления с плечевого пояса, рук и туловища.

НОУ-ХАУ в школьной мебели

Отметим, что в последнее время появились оригинальные виды школьной мебели профилактической направленности, способствующие сохранению ребен­ком правильной рабочей позы за счет особенностей конструкции. Как пример можно привести учениче­ские комплекты на базе накладного балансировочного сиденья и функциональные кресла (Россия), сиденье Мировского (Украина), стул-седло (Финляндия), стул «Гармония» (Великобритания), сиденье типа «пресс-папье» (Германия).

Как правило, эти виды мебели имеют определенные эксплуатационные ограничения (по времени, ви­дам учебной деятельности и состоянию здоровья уча­щихся). Учитывая отсутствие в настоящее время нор­мативных документов по гигиенической оценке такой мебели, ее следует использовать либо для внеучебной деятельности, либо ограниченно, в режиме экспери­мента, по согласованию с органами Роспотребнадзора.

Наиболее изучены с гигиенической точки зрения ученические конторки. Использовать их рекоменду­ется в совмещенном варианте, в качестве дополни­тельных рабочих мест к полному комплекту традици­онной ученической мебели (парты, столы, стулья). При этом конторки размещают или за рядами последних парт (столов), или вдоль крайнего от окон ряда.

Для большинства образовательных учреждений с учетом гигиенических принципов размещения и без ущерба организации образовательного процесса в классе (в зависимости от площади самой классной комнаты и расстановки шкафов для хранения учебных пособий) можно дополнительно поставить от пяти до 11 таких предметов мебели. Продолжительность еди­новременной работы учащегося за конторкой не должна превышать 7-10 минут. Конструктивно рабо­чая плос - кость конторки имеет ширину 500 мм, длину 600 мм, угол наклона от 12° до 15°. Высота рабочей пло­скости должна иметь регулировку по высоте или быть изготовлена с учетом ростовых групп (с соответствую­щей цветовой маркировкой), с высотой переднего края 750 мм для второй группы, 850 мм - для третьей и 950 мм – для четвертой ростовой группы.

Одним из основополагающих прав человека является здоровье. Здоровье взрослого человека в значительной степени определяется здоровьем детей, так как многие формы патологии формируются уже в детстве.

Как показывают данные официальной статистики, 53% детей школьного возраста в России имеют ослабленное здоровье, две трети детей в возрасте до 14 лет имеют хронические заболевания, и лишь 10 процентов выпускников общеобразовательных учреждений могут быть отнесены к категории здоровых. К старшим классам состояние здоровья детей значительно ухудшается: за период обучения в школе в 3 раза увеличивается число детей с нарушением зрения, в 5 раз возрастает число детей с нарушением осанки (данные по Волгоградской области). Доказано, что до 64% выяв­ленных случаев наруше­ний осанки у школьников обусловлено именно несоответст­вием функциональных парамет­ров школьной мебели их росто-возрастным особенностям. Несмотря на постоянное обновление школьной мебели, проблема обеспечения общеобразовательных учреждений мебелью, соответствующей росто-возрастным особенностям детей остается актуальной, т. к. в 22,5% обследованных объектах мебель не отвечает санитарным нормам и правилам (данные Роспотребнадзора по Волгоградской области). Прежде всего важна организация места учащегося в начальной школе, по­тому что она связана с повышен­ной чувствительностью растущего организма и адаптацией ребенка к учебному процессу.

В современной школе неразрывно переплетаются проблемы здоровья и образования. Плохое здоровье, как правило, ограничивает возможности получения образования, а дефекты образования приводят к невосполнимым потерям здоровья детей.

Опубликовано: Март 28, 2012

Основные критерии подбора школьной мебели

Школа - это важная часть жизни любого человека. В комфортном обучении большую роль играет обстановка в школьном кабинете, а именно то, чем заполняется этот кабинет. В данной статье рассмотрим основные критерии, которые касаются школьной мебели и ее выбора.

Школьная мебель должна быть сделана профессионалами, знающими особенности технологии ее изготовления, ведь за этой мебелью будут сидеть дети, и не может быть и речи о не качественном сырье для мебели, она должна быть сделана из натурального сырья. При изготовлении школьной мебели предприятие должно взять себе за правило сделать мебель, которая будет надежна, выдержит все испытания детей над ней, т.е. долговечна и, конечно, самое главное не причинить вред ни одному ребенку, быть травм безопасной. Выполнение этих основных правил можно достичь только с помощью использования современных технологий и оборудований.

Работник школы, занимающийся заказом и заменой мебели в ней, должен быть ознакомлен с педагогическими требованиями к мебели, санитарно - гигиеническими, эргономическими (правильная организация рабочего пространства), производственно - экономическими и архитектурно - художественными.

Педагогическое требование включает в себя следующие критерии:

Первом делом, его задача полностью отсканировать ГОСТ 22046-02 «Мебель для учебных заведений. Технические условия». Этот нормативный документ вступил в силу с 1.07.2003, на сегодняшний день он является основным документом для выбора мебели в школу. Следующим шагом для правильного заказа мебели будет то, что нужно изучить ГОСТ 5994 - 93 Парты, здесь можно найти типы парт, их функциональные размеры, а также некоторые требования.

Рассмотрим по подробнее некоторые из ранее перечисленных требований. Педагогическое требование соблюдается с помощью следованию ниже перечисленных правил:

1) Мебель должна быть стойкой, она не должна терять своего качества долгое время. Согласно ГОСТам парта должна служить не менее 10 лет, стул ученический закупается на 5 лет, остальная школьная мебель должна быть сроком на не менее чем 20 лет.

2) В каждом кабинете должен быть правильный комплект парт по росту учащихся, по возрастанию от доски. Это очень важно для начальной школы.

3) Не допускается использование мебели с острыми углами столешниц, они должны быть обязательно закруглены, окантовка столешниц желательно должна быть сделана из пластиковой кромки, типа ABS. Каракас стола должен быть сделан из круглого профиля, каждая парта или шкаф должны иметь механизм регулировки, в случаях, если пол не ровный. Самое важное это - вся мебель должна обладать высокой степенью прочности.

4) Школьная мебель должна быть правильно собрана. От того, как ее собирали, зависит то, насколько она будет прочной и как долго прослужит.

5) Некоторые кабинеты в школе требуют специальную мебель. В этих кабинетах мебель должна соответствовать всем требованиям технической безопасности. Ведь на этих предметах проводятся различные лабораторные работы.

6) В случае порчи школьной мебели, его ремонт необходимо производить с максимальным нарушением качества мебели.

Санитарно - гигиенические требования отвечают за правильное физическое развитие ребенка. Школьная мебель должна сама по себе и по типу расположения в классе служить для профилактики нарушения физического развития. Если мебель подобрана не по размеру и пропорциям школьника, то вероятность появления болезней типа сколиоза увеличивается в несколько раз. Исходя из этого, делаем вывод, что один из важнейших гигиенических требований - это соответствие размера мебели к росту ученика.

В 1972 году была сделана ростовая шкала для школьников с максимальным интервалом в 15 сантиметров. В этой шкале учебная мебель делилась на пять групп (А, Б, В, Г, Д).

Эта система была пересмотрена в 1986 году. В этом году ввели другую нумерацию для ростовых групп. Всего стало шесть номеров. Также была изобретена определенная цветовая маркировка. Она соответствовала полностью стандартам, принятым в мире ИСО 5970 «Мебель. Столы и стулья для учебных заведений». 1992 год закончился тем, что государственные стандарты на школьную мебель были снова пересмотрены, появились шесть номеров для размещения парт по росту. Пересматривался нормативный документ «Мебель школьная. Функциональные размеры» (такие пункты, как ГОСТ 11015, ГОСТ 18314, ГОСТ 11016, ГОСТ 5994, ГОСТ 19549, ГОСТ 19550, ГОСТ 22359 и др.). Начиная с 1994 года вся школьная мебель должна иметь обязательную сертификацию.

Качественно изготовленные парты в обязательном порядке имеют номер (пишется в числителе) и рост учащихся, для которых соответствует эта мебель (указывается в знаменателе). Обычно эти данные отмечают с внутренней стороны крышки парты или стула. Кроме всего прочего, каждая парта и каждый стул должны быть отмечены определенным цветом с обеих сторон мебели, эти отметки должны быть видны. Маркер делают либо круглым (диаметр около 10 мм), либо в виде прямоугольника (длина 15 мм, ширина 10 мм).

Когда все парты отмечены, их необходимо правильно расставить. От доски к задней стене парты ставятся в порядке увеличения их номера. Как правило, самая первая парта это парта с №1, вторая парта имеет №2, либо иначе группу. А, третья парта №3, иначе группа Б. В крайних случаях мебель большего размера разрешается ставить в крайние ряды.

От правил расстановки мебели перейдем к правилам посадки учеников в классе. Если в классе есть ребята с плохим слухом (слышат только на расстоянии 3 -4 метров нормальную речь, а шепот от 0,5 до 1 м), либо дети с плохим зрением им нужно отводить место за первыми партами. Но если ребенок носит очки, то это правило можно не соблюдать. Нельзя садить со слабым иммунитетом, часто болеющих простудой, ангиной близко к окну. Каждый педагог должен знать, что два раза в год нужно менять местами детей сидящих в крайних рядах, чтобы их осанка и зрение не ухудшилось.

Что касается расстояния между мебелью в кабинете, то оно должно быть не менее 60 сантиметров между рядами с двухместными партами. Если парты одно местные, то расстояние не менее 50 сантиметров.

Столы должны стоять в не менее чем в расстоянии 70 сантиметров от наружной стены. Для зданий, построенных из кирпича, это расстояние сокращается до 50 сантиметров. То же самое для расстояния от внутренней стены и шкафов до парт. Расстояние между передней стеной и классной доской должно быть 170 - 200 сантиметров, при любом количестве рядов. В кабинетах - лабораториях, где есть демонстрационный стол, это расстояние равняется 225 сантиметрам. В том случае, если в кабинете четыре ряда, то расстояние от доски до первых парт не должно быть менее 225 сантиметров. Задняя стена должна находиться на расстоянии 65 сантиметров, в случае если она наружная, то 100 сантиметров. Если вдоль задней стены стоят шкафы, то расстояние от них до последних парт рядов должно быть 80 сантиметров. Расположение двери так же имеет значение. Если дверь находиться со стороны задней стены, то расстояние будет 120 см.

Ряды парт должны стоять друг от друга на расстояние 50 см.

Стол учителя располагается в 65 см от передней стены и в 50 см. от первой парты, демонстрационный стол в 100 см.

Что касается угла, то в первых классах он должен быть и в лабораториях он должен быть 40 градусов (начиная от края места, заканчивая серединой первой парты), в четвертом классе - 40 градусов, в остальных предметных кабинетах 35 градусов.

После того, как парты правильно расставлены, нужно правильно рассадить детей. Основной критерий - это их рост. Рост школьников можно измерить заново с помощью ростомера или сделать специальную рейку, где с одной стороны будут нанесены деления, между делениями интервал равен 15 см. Затем можно проставить номер мебели, чтобы можно было сразу определить, куда посадить ребенка. Можно это все не проделывать, а просто взять данные из медицинских карт, с учетом обуви + 2 см. Каждый ребенок в классе должен знать парты, маркированные каким цветом, ему подходят. Согласно ГОСТам оранжевый цвет соответствует высоте 100-115 см от пола, фиолетовый соответствует 115-130 см, желтый цвет ставиться для 130-145 см, красный для 145-160 см, зеленый цвет подходит детям от 160 до 175 см, а за парты с голубой маркировкой могут сесть дети от 175 до 190 см роста. Чтобы у детей была наглядность, и они не забывали, можно сделать в кабинете мерную линейку, с отметкой всех маркеров.

Кроме заполнения медицинских карт, все данные о физическом состоянии школьников должны быть еще и в классном журнале. В начальной школе измерение роста учеников должно проводиться каждый год и заноситься в лист здоровья. Это документ, с подписью классного руководителя, школьного врача и утвержденный директором учебного заведения.



От: ,  
- Присоединяйтесь!

Ваше имя: (или войдите через соц. сети ниже)


Комментарии и отзывы (потяните за правый нижний край для увеличения окна):