Формирования кроны липы. Уход за липой осенью

В проектировании ландшафтного дизайна городских парков и скверов задействована целая армия дизайнеров и садоводов, а полученным пейзажем не перестают восхищаться горожане. Большинство идей можно с успехом воплотить даже в частном дворе. Прекрасным решением для оформления границ усадьбы станет зеленое ограждение – например, живая изгородь из липы, своими руками выращенная по всем правилам. Для получения благородного вида зеленого забора необходимо соблюсти все условия посадки и ухода за растением.

Правила выбора и схема посадки насаждений

Для живых ограждений используют три вида липы: мелколистная, крупнолистная и войлочная. Самой привлекательной и удачной для выращивания считается мелколистная, отличающаяся от других хорошей морозоустойчивостью, компактной декоративной кроной из мелких листьев до 6 см в длину, теневыносливостью и нетребовательностью к почве.

Липовая стена

Как получить хороший саженец

Крупные растения продаются в питомниках, но стоимость их достаточно велика. При выборе следует тщательно осмотреть листву и ствол на наличие повреждений и вредителей. Выращивание из семян займет более 12 лет.

Оптимальным и дешевым решением в получении здорового растения, пригодного для живого ограждения, является использование отводков. Но этот процесс также довольно длителен. Для рассматриваемой цели находят взрослое дерево не младше 12 лет и диаметром ствола от 6 см.

В осенний период пересаживают саженцы в яму, куда добавляют смесь земли и перепревшего навоза, а также дважды обильно поливают. Ранней весной обрезают ствол, оставляя не более 7 см от уровня земли. Срез обязательно обрабатывают садовым варом. В течение трех недель на пеньке появится множество отростков, поэтому для усиления их роста удобряют настоем коровяка.

Взрослые саженцы в питомнике

На протяжении следующих двух лет липу необходимо только поливать и удобрять, не предпринимая других действий. Через 2 года ранней весной отводки пригибают к земле, немного углубляют и фиксируют. Во время активного роста из почек появится новая поросль.

В течение теплого сезона важно дважды совершить окучивание на 7–10 см. Спустя 2 года можно отрубать от материнского пня, разделяя отводки секатором, а также пересаживать на подготовленное место для выращивания живой изгороди из липы. Таким образом, от одного пенька получают до 20 здоровых саженцев высотой 1,5 м.

Схема посадки

Как правильно посадить и вырастить

Липа мелколистная относится к неприхотливым насаждениям, которые легко пересаживаются с весны до осени и быстро адаптируются на новом месте. Условия выращивания не ограничивают при определении места, так как растение теневыносливо.

Для посадки существует несколько схем:

  • строчечная – высаживание в один ряд;
  • классическая – в шахматном порядке;
  • волнообразная – соблюдение линии волны.

Сформированные деревья

Для взрослых саженцев роют отдельные ямки глубиной 40 см и диаметром 50 см. Для молодых подойдет траншея. На дно укладывают дренаж из щебня или битого кирпича, а затем слой земли и перепревшего навоза, куда добавляют суперфосфат. Присыпают плодородной почвой и производят посадку на расстоянии 50 см друг от друга.

Сразу после этого обильно поливают водой. Следует запомнить, что даже взрослые деревья не любят пересыхания и предпочитают увлажненную почву. Для молодых липок также важно трижды в год производить удобрение коровяком: ранней весной, в конце июня и июля. Прекрасной подкормкой корневой системы является опавшая листва, которая быстро перегнивает.

Фото живой изгороди из липы мелколистной подтверждают аристократичность и изящество внешнего вида.

Тропинка среди стен

Для посадки можно использовать взрослые деревья, оставляя от них по линии будущей изгороди лишь пеньки. Расстояние друг от друга соблюдают не более 1 м. В течение месяца образуется множество отростков, которые и станут прекрасной основой для создания зеленого ограждения. Единственным спорным вопросом в таком варианте остается наличие пенька, но со временем его прикроет листва разрастающейся кроны. Можно и просто подсыпать земли.

Формирование производится трижды в год

Липа мелколистная – пластичность при формовке

Для получения плотной кроны важно нарастить массу веток. Первая обрезка живой изгороди из липы своими руками производится через год после посадки. Необходимо сразу убрать одну треть ствола, потому что только так можно активировать появление новой поросли у земли.

В дальнейшем стрижку производят три раза на протяжении каждого сезона:

  1. Ранней весной перед распусканием почек.
  2. В конце июля, потому что завершается второй период активного роста.
  3. В конце августа или начале сентября – для формирования перед зимой.

Душистые соцветия

При высаживании пеньков взрослых насаждений обрезку производят также через год, но наполовину. В таком варианте плотная крона будет уже через 3–4 года и придется прореживать ее, но только после схода снега.

Выращивая живой липовый забор, следует знать, что он не только скрывает от любопытных глаз, но и хорошо приживается в городских условиях и прекрасно поглощает пыль. Это замечательное растение для частной территории, ведь не зря существует поверье, что липа охраняет домашний очаг. Очаровательным сюрпризом станет то, что взрослые деревья возрастом от 20 лет цветут мелкими желто-белыми соцветиями с душистым ароматом, который наполнит весь двор.

Липы - это крупные лиственные деревья. Летом они дают приятную тень, поэтому их часто используют для озеленения города и дачных участков. При благоприятных условиях дерево может достигать высоты до 30 метров. Со временем такие гиганты могут стать опасными, и тогда без профессионалов не обойтись.

Когда может понадобиться обрезка липы

Обрезка липы должна происходить, если дерево:

  1. Мешает линиям электропередач и телефонным кабелям;
  2. Угрожает постройкам и прилегающим территориям;
  3. Закрывает свет и способствует сырости.

Опиливать липу - довольно трудное занятие. Во многих случаях не обойтись без техники и специалистов по высотным работам. В зависимости от ситуации, понадобятся разные виды обрезки:

  1. Санитарная. Применяется, если на дереве есть ветки, которые могут завалиться. Зачастую они либо сухие, либо поражены какой-то болезнью;
  2. Формовочная. Ее задачей является придать кроне красивый вид. Выполняется чисто с эстетическими целями. Используется в ландшафтном дизайне;
  3. Омолаживающая. Обеспечивает обновление дерева путем обрезания старых веток. Так оно становиться более здоровым и устойчивым к болезням;
  4. Верхушечная. Делает дерево более устойчивым. Применяется, если крона слишком большая и есть риск завала.

Убирать липу можно, только если она действительно аварийная. Ни в коем случае нельзя делать это самостоятельно, потому что без специального решения вырубка деревьев считается незаконной и карается штрафом до 4000 рублей. Лучше всего обратиться за помощью к опытным специалистам из компании «Дровосек», которая работает в Туле и Тульской области. Они подскажут, как быстро решить проблему с деревом.

Почему лучше всего довериться профессиональным арбористам

Компания «Дровосек» располагает всей техникой и оборудованием, а опытные арбористы выполнят работу качественно. Из-за близкого расположения домов и средств коммуникации в условиях города трудно проводить обрезку липы . Поэтому для высотных работ используют автовышку. В труднодоступных местах (дачном участке) этим займутся специалисты-древовалы.

Обрезка больших или аварийных лип связана с определенными трудностями и риском. Поэтому арборист сначала проводит оценку, обдумывает, как подобраться к проблемным веткам, а только потом приступает к работе.

Как лучше обрезать липу

Опил липы с целью формирования красивой кроны проходит стандартным методом: оставляют центральный побег и основные боковые ветви, придаточные обрезают до высоты 2 - 3 метров.

Удаление сухих и больных частей дерева проводится арбористами. Они аккуратно опиливают их бензопилами. При желании можно заделать срезы садовым варом.

Прошло несколько времени без всякого замечательного случая. Но в начале следующего лета произошло много перемен в семейном быту Кирила Петровича. В 30-ти верстах от него находилось богатое поместие князя Верейского. Князь долгое время находился в чужих краях, всем имением его управлял отставной майор, и никакого сношения не существовало между Покровским и Арбатовым. Но в конце мая месяца князь возвратился из-за границы и приехал в свою деревню, которой отроду еще не видал. Привыкнув к рассеянности, он не мог вынести уединения и на третий день по своем приезде отправился обедать к Троекурову, с которым был некогда знаком. Князю было около пятидесяти лет, но он казался гораздо старее. Излишества всякого рода изнурили его здоровие и положили на нем свою неизгладимую печать. Несмотря на то, наружность его была приятна, замечательна, а привычка быть всегда в обществе придавала ему некоторую любезность, особенно с женщинами. Он имел непрестанную нужду в рассеянии и непрестанно скучал. Кирила Петрович был чрезвычайно доволен его посещением, приняв оное знаком уважения от человека, знающего свет; он по обыкновению своему стал угощать его смотром своих заведений и повел на псарный двор. Но князь чуть не задохся в собачьей атмосфере и спешил выйти вон, зажимая нос платком, опрысканным духами. Старинный сад с его стрижеными липами, четвероугольным прудом и правильными аллеями ему не понравился; он любил английские сады и так называемую природу, но хвалил и восхищался; слуга пришел доложить, что кушание поставлено. Они пошли обедать. Князь прихрамывал, устав от своей прогулки и уже раскаиваясь в своем посещении. Но в зале встретила их Марья Кириловна, и старый волокита был поражен ее красотой. Троекуров посадил гостя подле ее. Князь был оживлен ее присутствием, был весел и успел несколько раз привлечь ее внимание любопытными своими рассказами. После обеда Кирила Петрович предложил ехать верхом, но князь извинился, указывая на свои бархатные сапоги и шутя над своею подагрой; он предпочел прогулку в линейке, с тем чтоб не разлучаться с милою своей соседкою. Линейку заложили. Старики и красавица сели втроем и поехали. Разговор не прерывался. Марья Кириловна с удовольствием слушала льстивые и веселые приветствия светского человека, как вдруг Верейский, обратясь к Кирилу Петровичу, спросил у него, что значит это погорелое строение и ему ли оно принадлежит?.. Кирила Петрович нахмурился; воспоминания, возбуждаемые в нем погорелой усадьбою, были ему неприятны. Он отвечал, что земля теперь его и что прежде принадлежала она Дубровскому. — Дубровскому, — повторил Верейский, — как, этому славному разбойнику? — Отцу его, — отвечал Троекуров, — да и отец-то был порядочный разбойник. — Куда же девался наш Ринальдо ? жив ли он, схвачен ли он? — И жив и на воле, и покамест у нас будут исправники заодно с ворами, до тех пор не будет он пойман; кстати, князь, Дубровский побывал ведь у тебя в Арбатове? — Да, прошлого году он, кажется, что-то сжег или разграбил... Не правда ли, Марья Кириловна, что было бы любопытно познакомиться покороче с этим романтическим героем? — Чего любопытно! — сказал Троекуров, — она знакома с ним: он целые три недели учил ее музыке, да слава богу не взял ничего за уроки. — Тут Кирила Петрович начал рассказывать повесть о своем французе-учителе. Марья Кириловна сидела как на иголках, Верейский выслушал с глубоким вниманием, нашел все это очень странным и переменил разговор. Возвратясь, он велел подавать свою карету и, несмотря на усильные просьбы Кирила Петровича остаться ночевать, уехал тотчас после чаю. Но прежде просил Кирила Петровича приехать к нему в гости с Марьей Кириловной — и гордый Троекуров обещался, ибо, взяв в уважение княжеское достоинство, две звезды и 3000 душ родового имения, он до некоторой степени почитал князя Верейского себе равным. Два дня спустя после сего посещения Кирила Петрович отправился с дочерью в гости к князю Верейскому. Подъезжая к Арбатову, он не мог не любоваться чистыми и веселыми избами крестьян и каменным господским домом, выстроенным во вкусе английских замков. Перед домом расстилался густо-зеленый луг, на коем паслись швейцарские коровы, звеня своими колокольчиками. Пространный парк окружал дом со всех сторон. Хозяин встретил гостей у крыльца и подал руку молодой красавице. Они вошли в великолепную залу, где стол был накрыт на три прибора. Князь подвел гостей к окну, и им открылся прелестный вид. Волга протекала перед окнами, по ней шли нагруженные барки под натянутыми парусами и мелькали рыбачьи лодки, столь выразительно прозванные душегубками. За рекою тянулись холмы и поля, несколько деревень оживляли окрестность. Потом они занялись рассмотрением галереи картин, купленных князем в чужих краях. Князь объяснял Марье Кириловне их различное содержание, историю живописцев, указывал на достоинства и недостатки. Он говорил о картинах не на условленном языке педантического знатока, но с чувством и воображением. Марья Кириловна слушала его с удовольствием. Пошли за стол. Троекуров отдал полную справедливость винам своего Амфитриона и искусству его повара, а Марья Кириловна не чувствовала ни малейшего замешательства или принуждения в беседе с человеком, которого видела она только во второй раз отроду. После обеда хозяин предложил гостям пойти в сад. Они пили кофей в беседке на берегу широкого озера, усеянного островами. Вдруг раздалась духовая музыка, и шестивесельная лодка причалила к самой беседке. Они поехали по озеру, около островов, посещали некоторые из них, на одном находили мраморную статую, на другом уединенную пещеру, на третьем памятник с таинственной надписью, возбуждавшей в Марье Кириловне девическое любопытство, не вполне удовлетворенное учтивыми недомолвками князя; время прошло незаметно, начало смеркаться. Князь под предлогом свежести и росы спешил возвратиться домой; самовар их ожидал. Князь просил Марью Кириловну хозяйничать в доме старого холостяка. Она разливала чай, слушая неистощимые рассказы любезного говоруна; вдруг раздался выстрел и ракетка осветила небо. Князь подал Марье Кириловне шаль и позвал ее и Троекурова на балкон. Перед домом в темноте разноцветные огни вспыхнули, завертелись, поднялись вверх колосьями, пальмами, фонтанами, посыпались дождем, звездами, угасали и снова вспыхивали. Марья Кириловна веселилась как дитя. Князь Верейский радовался ее восхищению, а Троекуров был чрезвычайно им доволен, ибо принимал tous les frais

Один из тех поместных парков, которому повезло. Ныне он живет в преображенном виде. Впереди у него еще более блестящее будущее.
Планировочное решение парка традиционно. Постройки усадьбы делили парк на две почти равные по площади части - верхнюю, расположенную за домом на сравнительно ровном месте, и нижнюю, опускавшуюся на полтора десятка метров от дома к обширному искусственному озеру. Верхний парк имел регулярную планировку. Вся его территория делилась прямыми аллеями на четыре части. Два небольших участка примыкали к дому усадьбы - это цветочный сад. За ним два крупных участка занимал фруктовый сад. Удаляющаяся от веранды центральная аллея с низко стриженными липами не нарушала объемной целостности верхнего парка, растительность которого последовательно возрастала по высоте от низкой (в цветнике у дома) через среднюю (фруктовый сад) к высокому ряду елей граничной аллеи. Таким образом, весь зеленый зал верхнего парка с веранды дома воспринимался как единое пространство, окаймленное высокими деревьями контурных аллей - еловой и двумя липовыми. Внутри этой "рамы" фруктовый сад, осыпанный цветами весной и украшенный плодами летом и осенью, радовал своей красотой. Практическая целесообразность использования елей для защиты сада от холодных северных ветров великолепно служила и эстетике парка - еловая аллея наполняла зеленым шумом парк и в долгие зимние месяцы. Нижний парк - склон к берегу озера, которым любовался дом, завершался липовой аллеей. Следов планировки его не сохранилось. Расположение старых деревьев, однако, позволяет думать, что прибрежная часть являла собой свободно озелененный участок. Перед домом деревья расступались, открывая красивый вид на озеро, село Кокино и золотистые поля за ним. Озеленение нижнего парка было более разнообразным. К воде спускались живописные группы лип и вязов, а наверху, там, где теперь расположено здание клуба, зеленым венцом стояла еловая рощица. Левее ее, ближе к дому усадьбы - большая группа тополей. Полдюжины старых гигантов тополей стоят и поныне. Между этими основными посадками находились другие лиственные деревья и кустарники. В первые годы существования техникума, жизнь которого начиналась "с нуля" и требовала много сил и средств на самое необходимое, конечно, было не до благоустройства парка. Но нужно отдать должное руководству техникума, о парке не забывали и поддерживали его по мере возможностей. В 1950 году принято решение о восстановлении парка. Заслуженный архитектор России В.Н. Городков разработал план реконструкции парка.
Состояние парка определялось его возрастом. Продольные липовые аллеи составляли его красу и гордость. От еловой аллеи оставался десяток деревьев с засыхавшими вершинами, фруктовые деревья в большей части уже погибли, а остальные отмирали по старости. Липы центральной аллеи, не подстригаемые десятки лет, приняли причудливую форму, но почти все стояли на своих местах; на место утраченных посажены молодые. Нижний парк утратил былую красоту, хотя деревьев сохранилось достаточно. Озеро покинуло свое ложе, ибо плотина обветшала и частично разрушилась. Нужно было не только восстановить парк, но и сделать так, чтобы из барского он превратился в парк для отдыха многих сотен студентов и преподавателей, жителей растущего учебного городка. Основу планировки парка составляли хорошо сохранившиеся три продольных липовых аллеи. К ним была "привязана" новая планировка. Она предусматривала объединение верхнего и нижнего парков, четкое выделение различных зон: культурно-массовой, спортивной и зоны отдыха, создание композиционного центра всего ансамбля, восстановление озера в его прежних границах, создание современного озеленения по всей территории, увеличение вместимости парка. Зону отдыха составили участки бывшего фруктового сада и цветника верхнего парка. Ее вместимость значительно увеличилась устройством новых аллей, дорожек и площадок.
На части бывшего цветника предполагалось размещение розария, сирингария и площади опытного цветоводческого участка. Регулярный характер верхнего парка сохранился, но обогатился двумя свободно проложенными кольцевыми аллеями. Совместно с тропами они образовали живописную прогулочную сеть, отдельные участки которой прятались в тени пергол. Здесь же имелось в виду устройство и каменного сада - альпинария. Поперечный участок новой главной аллеи замышлялся как центральный партер с непрерывно цветущим бордюром посередине широкой аллеи. Вся эта сеть дорожек, площадок и аллей могла вместить большое число посетителей парка. Сразу за правой боковой аллеей расположена спортивная зона - футбольное поле с трибунами, площадки для игр и другие устройства. Культурно-массовая зона парка, включая здание клуба, должна была занять нижний парк. Здесь среди зелени намечалось разместить танцевальную площадку, открытую эстраду, лодочную пристань и многое другое. Планировочное решение нижнего парка и его верхней части перед зданием техникума сохранило пейзажный характер, в который включались отдельные регулярные элементы. На пересечении нескольких аллей и дорог перед зданием клуба и над спуском к озеру была запроектирована полукруглая площадка с памятником В.И. Ленину. Это - идейный и композиционный центр всего комплекса. Озеленение верхнего парка предусматривалось сделать живописно-декоративным в рамках регулярных аллей.
К сожалению реконструкция парка была произведена только частично. После того, как учебный городок сельскохозяйственной академии обогатился крупным ансамблем современных зданий и стал значительным центром подготовки специалистов сельского хозяйства, реконструированный старый верхний парк оказался в сердце всего городка. Он соединяет новый ансамбль с группой зданий первого комплекса. Роль парка в общем ансамбле сильно возрастает. Его природноэстетическая среда органически связывает современную и старую архитектуру различных зданий ансамбля, наполняет его обаянием красоты живой природы, утверждает его современное идейное содержание, основанное на гармонии искусственной и природной среды для работы, учебы и отдыха.
Наступает новый этап в существовании старого парка. Он получит свое дальнейшее развитие и расширение. Большие площади перед фасадами зданий займут цветочные партеры, зеленые газоны, группы деревьев и красиво цветущих кустарников, размещенных с учетом принципов современной ландшафтной архитектуры.
На территории парка расположены два флигеля. Кирпичные и оштукатуренные парные флигели отличаются более нарядной архитектурой в духе классицизма. Они представляют собой одноэтажные, в плане близкие к квадрату постройки с крещатыми мезонинами и входными портиками на главном фасаде. Нижняя часть стен трактована как рустованный цоколь, выступ которого служит основанием для четырех каннелированных колонн портика. Над его антаблементом, переходящим на стены, устроен балкон с балюстрадой перед мезонином. Фасад мезонина прорезан тремя арочными проемами и украшен пилястрами по краям и в межоконных простенках; в завершении - напоминающий парапет аттик с нишками и повышенной средней частью, выделенной круглой нишей.

Липа – очень неприхотливое и популярное дерево. Многие виды липы растут на территории нашей страны в дикой природе, поэтому и искусственно посаженная липка чувствует себя отлично и не требует сложного ухода.

Род растений «липа» относится к семейству «липовые» и насчитывает около 45 видов, из них у нас чаще всего свободно произрастают липа сердцевидная (мелколистная) и широколистная (крупнолистная). В озеленении также используется липа войлочная, которая отличается серебристо-белой нижней поверхностью листа, но чаще – сорта (искусственно выведенные декоративные формы) этих трёх видов.

В дикой природе это дерево живёт довольно долго – до 500 лет. Однако в городских условиях на него негативно воздействует загазованность, обилие пыли (особенно в придорожных аллеях), излишнее уплотнение почвы в приствольном кругу, а также стрижка, зачастую – безграмотная, поэтому липа живёт всего около 100 лет.

Липа на участке не только радует глаз, но и обеспечит вас довольно обширной плотной тенью, очень ароматна и нарядна в период цветения (июль), при этом не вызывает аллергии, а также является отличным медоносом. С одного взрослого дерева за один сезон пчелы иногда собирают до 50кг чудесного мёда – золотистого цвета, прозрачного, тягучего, полезного, и главное – вкусного и ароматного.

Свободно растущая крона липы, которую не обрезают вообще или производят лишь санитарную обрезку, обычно имеет широкопирамидальную или яйцевидную форму. Благодаря симподиальному типу ветвления и высоким темпам роста большинства видов липы, её крона очень густая, легко переносит стрижку и сохраняет заданную форму, а также быстро восстанавливается и наращивает новую крону. При высоте дерева до 30м, диаметр его кроны порой может достигать 15, а то и 19м. Под этим плотным навесом очень комфортно отдыхать жарким летом, ведь крона обычно приподнята над уровнем земли минимум на 1м (кроме лесных экземпляров, которые от недостатка освещения дают много прикорневой поросли).

Разновидности обрезки кроны липы и их особенности

  1. Санитарная обрезка – только этот тип обрезки является необходимым для того, чтобы липа была здорова и выглядела ухоженной. Без такой стрижки в кроне с каждым годом будет увеличиваться доля сухих ветвей, что значительно портит её внешний вид, а на старых деревьях могут засохнуть абсолютно все верхние ветви, и потребуются радикальные меры. Санитарная обрезка (в отличие от всех следующих видов) продлевает и облегчает жизнь дерева. В процессе санитарной обрезки удаляются:
  • Сухие ветви – некоторые старые ветви могут засыхать сами по себе – они становятся балластом для дерева, лишь нагружая его своим весом и не принося никакой пользы растению. Кроме того, они несут потенциальную опасность всем и всему, что находится вокруг и непосредственно под кроной дерева, ведь могут отломаться сами под воздействием сильных ветров.
  • Повреждённые и травмированные ветки – например, поломанные, или сильно повреждённые вредителями. Их можно обрезать до здоровой древесины и обработать срез садовым варом. Но в таком случае будьте готовы, что уже через месяц – два на месте среза появится сразу пучок молодых побегов, который может нарушить равномерность и симметрию кроны. Чтобы этого избежать, больные ветви удаляют «на кольцо» — спиливают у самого основания, вдоль ствола дерева.

Удалять сухие, безжизненные ветви можно в любое время года, поэтому их обычно срезают с мая по сентябрь – когда дерево полностью покрыто листвой, становится очевидным, какие ветви уже отмерли. Делать же срезы и спилы по живой древесине лучше в период покоя, когда движение сока по дереву минимально – осенью или весной, до появления почек. Можно провести стрижку и зимой, но лишь при условии, что температура воздуха не ниже -10 0 С. И не забудьте «залечить раны» на спиленной живой древесине садовым варом или хотя бы масляной краской.

  1. Радикальная обрезка – это то, чем нередко злоупотребляют коммунальные службы. При такой стрижке спиливается практически вся крона, остаются лишь ствол и основания (около полуметра) скелетных ветвей, а иногда и вовсе лишь пенёк или столбик от ствола, высотой не менее 25см. После спиливания на пень крона липы будет начинаться прямо от земли, и её можно будет постепенно сформировать в шар или куб без штамба.

Естественно, для дерева это невероятный стресс, но живучая липа возрождается даже из пня, уже за один сезон наращивая довольно густую крону – правда, из тонких веток со слабой древесиной и низкой устойчивостью против ветра и других механических повреждений.

После радикальной обрезки обязательно провести ещё 2 – 3 прореживающих в этот же сезон, удаляя лишнюю поросль, иначе на каждом месте спила образуется густой и не особо опрятный шар из очень тонкой молодой поросли.

Целесообразной такую обрезку можно считать, только если липа запущена и её верхушка высохла, или если дерево создаёт опасность для электрических проводов. Однако, и в том и в другом случае, гораздо правильнее и эффективнее будет не доводить до такого состояния, чтобы понадобились радикальные меры, а добиться желаемого регулярными ежегодными стрижками.

Отдельно можно отметить, что «на пень» иногда спиливают взрослые здоровые деревья для более быстрого формирования плоской кроны на шпалере, но об этом чуть позже.

  1. Прореживание кроны проводится для равномерности её густоты, а также может понадобиться тем деревьям, которые растут на хорошо освещённых участках или были излишне удобрены или неправильно обрезаны, и потому сформировали слишком густую крону, несоразмерную корневой системе. Такая процедура может предотвратить естественное усыхание ветвей вследствие недостаточного питания, а также поможет сформировать аккуратную, симметричную крону.

При такой стрижке некоторые побеги и ветви (из-за которых одни части кроны плотнее других) вырезают под основание, на кольцо. За 1 раз (в 1 сезон) удаляется не более 30% кроны, иначе для дерева это будет слишком сильным стрессом.

  1. Декоративная стрижка кроны липы, или топиарии из липы – это довольно обширная тема, достойная отдельной статьи. Для тех, кого не устраивает естественная округлая, яйцевидная или широкопирамидальная крона, а её очертания кажутся недостаточно идеальными, существует масса вариантов формирования кроны липы. Густая крона, высокая скорость роста и выносливость (в том числе к стрижке кроны и формовке стебля) этого дерева делают его крайне подходящим для создания различных фигур в саду. Однако, слишком частая стрижка, а значит – обилие ран, которые нужно залечить, требуют от липы много энергии, жизненных сил, поэтому длительность жизни дерева сокращается в 3 – 5 раз (в среднем до 100 лет). Рассмотрим самые популярные фигуры, которые формируются из липовых деревьев:
    • Штамбовое дерево – подразумевает наличие штамба – ровного участка голого ствола, на котором возвышается над землёй определённая фигура, сформированная из кроны. Практически все фигуры, описанные ниже, могут быть сформированы как на штамбе, так и без него (крона начинается прямо от земли).

Штамбовость абсолютно естественна для липы – у большинства дикорастущих деревьев при условии достаточного освещения естественным образом нижняя часть ствола оголена, а сам ствол – ровный. Поэтому всё, что нужно для формирования штамба у липы – регулярно удалять прикорневую поросль и молодые ветви ниже заданной высоты, если таковые появляются.

Обычно взрослую липу формируют на штамбе высотой 1,5 – 2м. При общеё высоте 5 – 15м это очень удобно: сверху остаётся густая крона, которая отбрасывает плотную тень, и в этой тени можно комфортно расположиться, не пригибаясь.

Если запланированная форма кроны должна быть ограничена по высоте, следует спилить ведущий побег (верхушку ствола) приблизительно на 60 – 90см ниже предполагаемой вершины кроны.

  • Чаще всего на штамбе из кроны липы формируют шар, конус, куб, зонтики (полусфера, плоская снизу) или крыши. Для формирования второй фигуры вершина липы спиливается, создаётся горизонтальная опора для кроны и все молодые побеги направляются по ней, формируя довольно плоскую и плотную крону. После достижения желаемой обширности и плотности кроны искусственная опора удаляется. Нежелательно из одного дерева делать крышу большего диаметра, чем естественный диаметр его кроны (2 – 15м в зависимости от возраста), ведь ветви могут не выдержать собственного веса. Если посадить несколько лип на расстоянии около 4м друг от друга и все кроны сформировать в крыши, то летом они образуют зелёный павильон, который защитит не только от зноя, но и от мелкого дождя, не перекрывая доступ воздуха и наполняя его чудесным ароматом в период цветения.

Для формирования сильного, здорового дерева с заданной формой его начинают формировать буквально с первых лет жизни, направляя ствол и ветви по металлической опоре и удаляя лишние побеги. Однако, для ускорения процесса иногда берут 10-летнюю липу и спиливают её «на пень» на заданной высоте, оставляя лишь обрубок ствола. Это стимулирует очень активный рост поросли, из которой и формируют плоскую крону.

Если высадить несколько деревьев, сформированных в такой технике в форме одинаковых прямоугольников или квадратов, в один ряд, получится плотная зелёная стена, в которой всем известную липу можно будет узнать лишь по листьям и цветкам – и то не всегда, если использовать декоративные сорта, а не природные виды.

По сути, описанная выше форма кроны «крыша» — это липа с довольно высоким штамбом, выращенная на горизонтальной шпалере.