Что нужно знать контрактному управляющему. Контрактный управляющий

Не могу не осветить эту тему, т.к. просьбы дать образец должностной инструкции контрактного управляющего получаю едва ли не каждый день.
Прежде всего, спешу всех успокоить: если ваш контрактный управляющий до сих пор работает без должностной инструкции, никакие штрафы вам не грозят . Ни Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", ни Приказ МЭР от 29.10. 2013 г. N 631 «Об утверждении типового положения (регламента) о контрактной службе» не упоминают должностные инструкции. Даже в Трудовом кодексе ничего о них нет.

Руководитель учреждения самостоятельно принимает решение о форме документа, определяющего должностные обязанности контрактного управляющего.
Назначение инструкции – это определение прав, обязанностей и пределов ответственности работника.
При отсутствии должностных инструкций в учреждении сведения о трудовой функции работника включаются непосредственно в текст трудового договора.
Во многих случаях удобнее определять условия конкретного трудового договора на основании утвержденной должностной инструкции.

Руководитель может вносить изменения в инструкцию. Новые положения будут распространяться на работников, принимаемых на соответствующие должности. Уже работающих специалистов необходимо не просто ознакомить с изменениями, но и получить их письменное согласие, если это ведет к изменению условий трудового договора.

Содержание должностной инструкции контрактного управляющего, руководителя (работника) контрактной службы

Обычно этот документ включает в себя следующие разделы:

Раздел 1 «Общие положения»:
- название должности, в какое структурное подразделение должность входит, порядок назначения и освобождения от должности, замещения должности в период временного отсутствия работника.

Раздел 2 «Требования к квалификации»:
- уровень необходимой профессиональной подготовки
В соответствии с п.6 ст.38 Федерального закона № 44-ФЗ работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок .

Раздел 3 «Должностные обязанности»:
- конкретные виды работ, из которых складывается выполнение трудовой функции
Практически все обязанности контрактного управляющего перечислены в Приказе МЭР от 29 октября 2013 г. N 631 "Об утверждении типового положения (регламента) о контрактной службе", а также в профессиональных стандартах "Специалист в сфере закупок" и "Эксперт в сфере закупок" , утвержденных приказами Минтруда России № 625н и № 626н от 10 сентября 2015 г. Следует расширить и конкретизировать перечень работ с учетом нужд учреждения и сформулировать пункты инструкции для разных должностей: например, в обязанности контрактного управляющего включить – «согласовывает публикацию извещений об осуществлении закупок с руководителем Учреждения», в обязанности руководителя контрактной службы – «принимает решение о публикации извещений об осуществлении закупок», в обязанности работника контрактной службы – «публикует по решению руководителя контрактной службы извещение об осуществлении закупок»
Должностная инструкция руководителя контрактной службы будет также содержать пункты:
- представляет на рассмотрение руководителя учреждения предложения о назначении на должность и освобождении от должности работников контрактной службы;
- распределяет обязанности между работниками контрактной службы;
- определяет должностные обязанности и персональную ответственность работников контрактной службы
Должностная инструкция контрактного управляющего должна включать в себя практически все функции, перечисленные в Приказе № 631. Должностные инструкции работников контрактной службы могут отличаться и содержать различные обязанности, для каждого работника – только часть из перечисленных в Приказе функций.
Раздел 3 необходим, в частности, для передачи полномочий работника на период его отпуска, болезни, или командировки лицу, временно его замещающему;

Раздел 4 «Права»:

- перечень прав работника, занимающего данную должность: право на получение определенной информации, право контроля оформления документов, право подписи документов и т.д.

Раздел 5 «Ответственность»:
- зона ответственности контрактного управляющего (руководителя или работника контрактной службы) за результаты и последствия его трудовой деятельности, за действия и бездействие в пределах его полномочий
В данном разделе целесообразно перечислить группы возможных нарушений, меры персональной административной и дисциплинарной ответственности согласно действующему законодательству.

Кроме основных, должностная инструкция может включать в себя и дополнительные разделы.

Раздел «Порядок взаимодействия по должности»:

Раздел включает служебные внешние и внутренние связи: - с участниками закупки, с исполнителями по контракту, с руководством учреждения, с руководителем подразделения, с другими подразделениями.
В этом разделе устанавливаются сроки представления и получения работником определенных документов. Раздел необходим для соблюдения графика документооборота.

Раздел «Оценка результатов»:
Это раздел нужен, даже если результат выполнения функций невозможно выразить в числах или процентах. Основной результат работы контрактной службы или контрактного управляющего – это заключение контрактов на условиях, обеспечивающих наиболее эффективное достижение заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Промежуточным результатом может быть, например, бесперебойное материальное снабжение учреждения, отсутствие жалоб со стороны участников закупки, отсутствие штрафов и т. п.

В штатном расписании большинства казенных и бюджетных учреждений должность контрактного управляющего пока отсутствует. Можно принять нового сотрудника на любую вакантную должность, например, экономиста и издать приказ о назначении его контрактным управляющим. В этом случае должностные обязанности могут быть перечислены в трудовом договоре или может быть изменен текст должностной инструкции экономиста.

Ирина Козлова

Должностная инструкция контрактного управляющего (образец)

Наименование организации

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

УТВЕРЖДАЮ

Наименование должности руководителя учреждения

Место составления Подпись Расшифровка подписи
Дата
Регистрационный N
Дата
ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ КОНТРАКТНОГО УПРАВЛЯЮЩЕГО
Общие положения
...
Требования к квалификации
...
Должностные обязанности
...
Права
...
Ответственность
...
Порядок взаимодействия по должности
...
Визы согласования (при необходимости)
С инструкцией ознакомлен. Экземпляр инструкции получил Подпись Расшифровка подписи
Дата

Есть такая профессия – закупки проводить. Называется она контрактный управляющий. Важно понимать, какие задачи перед профессией ставит законодательство, а вместе с ним - руководство. Давайте разберемся в этом вместе.

Контрактный управляющий - это должностное лицо, которое назначается заказчиком в качестве ответственного за осуществление закупок, включая исполнение каждого контракта (ст. 38 Закона 44-ФЗ).

Назначается контрактный управляющий при выполнении двух условий:

  1. Совокупный годовой объем закупок заказчика не превышает 10 млн. рублей;
  2. У заказчика отсутствует контрактная служба.

Функции и полномочия контрактного управляющего

И контрактный управляющий в равной степени наделяются следующими функциями и полномочиями:

1. Подготавливают и размещают в ЕИС:

  • план закупок и изменения в него;
  • план-график и изменения в него;
  • извещения об осуществлении закупок;
  • документацию о закупках;
  • проекты контрактов;
  • приглашения принять участие в определении поставщиков закрытыми способами.

2. На стадии планирования закупок организуют консультации с поставщиками (подрядчиками, исполнителями) и участвуют в них. Определяют лучшую цену товаров, работ, услуг, лучшие технологии и другие параметры.

3. Обеспечивают закупки, в том числе заключение контрактов.

4. Участвуют в рассмотрении дел об обжаловании результатов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и подготавливают материалы для претензионно-исковой работы.

5. Осуществляют иные полномочия, предусмотренные Законом № 44-ФЗ.

Контрактный управляющий несет ответственность в пределах осуществляемых им полномочий (ч. 5 ст. 38 Закона № 44-ФЗ).

Задачи контрактного управляющего

Помимо Закона № 44-ФЗ, существует документ «Об утверждении типового положения (регламента) о контрактной службе» (далее — Положение). Он утвержден Приказом Минэкономразвития России от 29.10.2013 № 631 . Это Положение может использоваться и для . Ведь по смыслу ч. 1 ст. 38 Закона № 44-ФЗ контрактный управляющий назначается вместо контрактной службы. Следовательно, их функции должны быть совершенно идентичны.

В Положении более подробное, нежели в законе, перечислены функции и полномочия контрактного управляющего. Задачи, стоящие перед контрактным управляющим прописаны в п. 4, 5 и 15 данного Положения.

Выделим следующие задачи контрактного управляющего:

1 задача — организовать и вести процесс закупок.

Делать это нужно «от и до»: начиная с планирования, и заканчивая разрешением споров с поставщиками и госорганами. Причем начать нужно с себя, так как так как назначить контрактным управляющим можно гражданина, имеющего высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.

Это рассмотрение самых актуальных и важных тем. Вы освежите знания, узнаете все нововведения, разберетесь, как правильно участвовать в электронных торгах. Вебинары будут полезны как новичкам, так и состоявшимся специалистам.

2 задача — работать в соответствии с законодательством.

Контрактный управляющий обязан руководствоваться:

  • Конституцией РФ;
  • Законом № 44-ФЗ
  • Гражданским кодексом;
  • Бюджетным кодексом;
  • нормативными правовыми актами о контрактной системе;
  • иными нормативными правовыми актами РФ;
  • положением о контрактном управляющем.

3 задача — заключать выгодные заказчику контракты.

Выполнение первых двух задач контрактным управляющим должно приводить к реализации третьей задачи - контракты должны заключаться на наиболее выгодных условиях. То есть, контрактный управляющий должен позаботиться о том, чтобы были закуплены по максимально выгодной цене именно те товары, работы и услуги, которые действительно необходимы заказчику.

Цель всей деятельности контрактного управляющего в обобщении трех задач: экономия бюджетных средств при закупке нужных товаров, работ и услуг, организованной по правилам, определенными нормативными правовыми актами.

Обязанности заказчика перед контрактным управляющим

Заказчик обязан:

  • не проводить переговоров с участниками закупок до выявления победителя определения поставщика, кроме случаев, прямо предусмотренных законодательством;
  • не допускать разглашения сведений, ставших ему известными в ходе проведения процедур определения поставщика (подрядчика, исполнителя), кроме случаев, прямо предусмотренных законодательством;
  • не допустить возникновения оснований, по которым заключенный контракт может быть признан судом недействительным, в том числе, по такому основанию, как личная заинтересованность контрактного управляющего в заключении и исполнении контракта;
  • не допускать в своей работе нарушений законодательства о контрактной системе, которые могут привести не только к наложению штрафа на самого контрактного управляющего, как на должностное лицо, но и на заказчика, как на юридическое лицо. Например, за неразмещение плана-графика на официальном сайте может быть оштрафован не только контрактный управляющий на 50 00 рублей, но и заказчик, причем на сумму в 10 раз больше — 500 000 рублей (ч. 3 ст. 7.30 КоАП РФ).

Требует осуществления госзакупок, поэтому появилась необходимость в создании специального отдела и должности, которая называется контрактный управляющий. Федеральное законодательство содержит немало положений, которые регламентируют работу на такой должности. Основным законом является 44-ФЗ. В основном в соответствии с ним и идет работа контрактного управляющего.

Что это за должность?

Контрактный управляющий по 44-ФЗ - это уполномоченное лицо, которое несет ответственность за выполнение закупок, включая исполнение контракта.

Данная должность появляется, когда общая годовая величина закупок заказчика не выше 100 млн руб., а также нет контрактной службы.

Один заказчик может иметь в штате несколько контрактных управляющих, которые будут заниматься закупками в разных сферах. К примеру, один управляющий может осуществлять закупку строительных и ремонтных работ, другой - продуктовой корзины, третий - различной техники и т. д.

Обязанности

Положения ч.4 ст.38 44-ФЗ описывают, что должен делать контрактный управляющий, обязанности которого состоят в следующем:

  • Разрабатывать подготавливать изменения для внесения в данный план, размещать план в единой информационной системе, заносить изменения в план.
  • Разрабатывать план-график, готовить изменения для него, вносить план-график в ЕИС, вносить изменения в план-график.
  • Подготавливать и размещать в ЕИС извещения об исполнении закупок, документов о закупках, готовить и направлять приглашения о принятии участия в выборе поставщиков закрытым способом.
  • Осуществлять закупки и заключать контракты.
  • Участвовать в рассмотрении дел, касающихся обжалования результатов выбора поставщиков и готовить материал для выполнения претензионно-исковой работы.
  • Организовывать консультации с поставщиками, если того требует случай, принимать участие в таких консультациях для выявления конкурентной среды, выявления лучших технологий, решения вопросов, касающихся обеспечения госнужд. Данная работа должна проводиться на стадии планирования закупок.
  • Исполнять другие обязанности, которые предусмотрены 44-ФЗ.

Требования

Федеральный закон не содержит конкретных требований к тому, чтобы сотрудник, претендующий на должность «контрактный управляющий», повышал свою квалификацию. Но тем не менее, согласно ст.39 44-ФЗ, в комиссию заказчика могут входит лишь те лица, которые прошли профессиональную подготовку или обладают определенными навыками.

Федеральный закон определяет требования к тем сотрудникам, которые хотят стать контрактными управляющими. Во-первых, сотрудник должен иметь высшее образование, а во-вторых, документ, подтверждающий наличие дополнительного образования в закупочной сфере.

Есть и такое понятие, как профстандарты по 44-ФЗ. Законом принято решение не использовать больше в обиходе понятие «повышение квалификации». Есть профподготовка и переподготовка. Почему не повышение квалификации? Первое понятие направлено на обновление уже имеющихся навыков и повышение профессионализма в рамках существующего образования. Второе понятие направлено на получение новой квалификации, то есть сотрудник будет переобучаться.

Законом были установлены сроки до 1.01.2017 г., чтобы все сотрудники, находящиеся на должности контрактного управляющего, прошли переобучение и соответствовали заявленным требованиям.

Контрактный управляющий по 44-ФЗ - это работник, имеющий следующие документы:

  • для тех сотрудников, кто получил обучение на семинарах с временем прохождения 72-100 часов;
  • свидетельство о повышении квалификации: для тех, кто обучался свыше 100 часов;
  • диплом о профессиональной переподготовке: для тех, кто обучался свыше 1000 часов.

Профстандарты

Опираясь на ч.1 ст.9 44-ФЗ, работодатели должны обеспечивать их деятельность и деятельность контрактного управляющего на профессиональной основе. Поэтому заказчик обязан давать должность «контрактный управляющий» только тем сотрудникам, которые имеют необходимые навыки и знания, относящиеся к закупочной сфере.

Кроме этого, такой специалист имеет право во время работы повышать уровень профессиональной подготовки, знания о закупочной деятельности, навыки, соответствующие занимаемой должности, а также уровень квалификации в сфере госзакупок.

Сотрудник, который решил пройти переподготовку, должен пройти обучение на контрактного управляющего. Обучение может проходить как очно, так и заочно. Сейчас большой популярностью пользуются дистанционные курсы. Данная форма обучения предполагает безотрывное обучение от самой работы. Данные курсы состоят из теоретической и практической частей.

Выбирая дистанционное обучение, работодатель все же должен быть готов предоставить сотруднику немного свободного времени для прохождения практических заданий. Для тех сотрудников, которые повышают квалификацию, дается минимум 16 часов для обучения. А для тех, кто проходит переподготовку, дается минимально 250 часов.

Контрактный управляющий может быть новым сотрудником, сотрудником, который переведен на данную должность приказом, или сотрудником, который совмещает данную должность с основной.

Должностная инструкция

В законодательстве нет каких-либо пометок, что именно должна содержать должностная контрактного управляющего и что она вообще должна быть. Поэтому руководитель может самостоятельно выбрать документ, который будет регламентировать работу контрактного управляющего, где прописываются обязанности и права данного сотрудника.

Можно указать должностные обязательства в трудовом договоре или в приложении к нему, но в таком случае составлены они должны быть согласно профстандартам контрактного управляющего.

Иногда данный вариант не совсем удобен для реализации, поэтому руководство организации может составить документ не конкретно для сотрудника, а на должность в целом. Конкретного образца, как должна выглядеть должностная инструкция контрактного управляющего, нет. Поэтому каждая организация, где есть подобная должность, может создать свою унифицированную форму.

Есть один нюанс, который должен быть учтен и об этом должны уведомить сотрудника, предполагающего занять оговариваемую должность. Инструкция контрактного управляющего по 44-ФЗ должна содержать сведения о том, что данный сотрудник несет ответственность перед законом и может быть оштрафован или же понести административное наказание за невыполнение своих обязанностей или же за злоупотребление своими полномочиями.

Ответственность

Учитывая положение ч.5 ст.38 44-ФЗ, ответственность контрактного управляющего находится в пределах тех обязанностей, которые он исполняет. В инструкции должны быть четко описаны обязанности работника, находящегося на данной должности и ответственность, которую он несет за неисполнение указанных обязанностей.

Сотрудник несет ответственность согласно ТК РФ за неисполнение или пренебрежение своими должностными обязанностями, предусмотренные инструкцией, а также за причинение материального вреда работодателю.

К тому же, контрактный управляющий может понести уголовное, гражданское или административное наказание за правонарушение, которое совершается в процессе его трудовой деятельности.

Законодательно установлено, что контрактные управляющие могут нести индивидуальную ответственность за соблюдение требований, которые установлены законом о контрактной системе в области закупок. Лица, нарушающие предписания закона и нормативных актов, могут понести наказание, вплоть до уголовного.

Штрафные санкции

Как уже говорилось выше, контрактный управляющий по 44-ФЗ, должностная инструкция которого предполагает наличие ответственности, должен внимательно относиться к своей работе. К штрафным санкциям за неисполнение или злоупотребление своими обязанностями относятся:

  1. Административное наказание. Размеры штрафов определены КоАП РФ.
  2. Дисциплинарное взыскание.
  3. Уголовное наказание.

Назначение

При назначении контрактного управляющего заказчик должен придерживаться следующего алгоритма:

  • вводится новая должность в текущее штатное расписание организации;
  • составляется должностная инструкция контрактного управляющего;
  • издается приказ о назначении контрактного управляющего в данной организации.

Автоматизация процесса

В настоящее время создается очень много программ, которые направлены на помощь в принятии управленческих решений. Автоматизация в сфере госзакупок становится все более популярной.

Специальные программы выполняют мониторинг, составляют планы-графики, уведомляют поставщиков и выполняют еще много полезных действий. Но еще не скоро машины вытеснят человеческий труд. Даже несмотря на то, что программа выполняет большинство работы, сотрудник должен перепроверить всю информацию. Но, тем не менее, автоматизация существенно сокращает время работы и трудозатраты.

Создание контрактной службы

Согласно не раз упомянутому 44-ФЗ, определяющим моментом при создании контрактной службы является совокупный годовой объем госзакупок в соответствии с планом-графиком.

Заказчик должен создать контрактную службу, если показатель будет превышать 100 млн. руб.

Законодательство дает заказчикам выбор - изменять структурную систему своей организации, создавая новый отдел, или же распределять обязанности между работающими сотрудниками путем совместительства. И это при показателе ниже 100 млн. рублей. Если не создается, назначается контрактный управляющий по 44-ФЗ, должностная инструкция которого включает все обязанности, прописанные в законе.

Способы создания

Если работодатель остановился на создании контрактной службы, то у него есть несколько способов сделать это:

  1. Заказчик формирует отдельное структурное подразделение, начальником которого является руководитель контрактной службы. Такой способ актуален для очень крупных предприятий, где отдел включает большое количество сотрудников, работающих в штате на постоянной основе.
  2. Заказчик готовит приказ, где указывается постоянный состав сотрудников. В результате этого образуется отдельная служба (не путать со структурным подразделением). Главенство принимает на себя заместитель руководителя организации. Основной плюс такого способа - быстрое расформирование отдела в случае необходимости. Обычно такая служба состоит из нескольких человек.

Комиссия по госзакупкам

Согласно ст.39 44-ФЗ, заказчик обязан принять решение об образовании комиссии до начала закупок для выявления поставщиков. Он назначает состав комиссии, порядок работы и председателя. Исключением является ситуация, когда поставщик один.

Состав комиссии включает в себя не менее пяти человек, если это:

  • проведение конкурсов;
  • проведение аукционов;
  • запросы котировок, предложений (единая комиссия).

Состав комиссии должен быть не менее трех человек, если это:

  • проведение котировок;
  • комиссия для рассмотрения заявок и конечных предложений.

Если при создании комиссии обнаружится, что в ее составе находится человек, который лично заинтересован в выборе конкретного поставщика, заказчик должен незамедлительно его заменить на другое физлицо, не заинтересованное в итоговом результате закупок.

Комиссия может выполнять свои обязанности и принимать решение, если на заседании находится хотя бы половина от ее состава.

Участники комиссии должны быть заблаговременно уведомлены о дате, времени и месте проведения заседания. Заочное принятие решений, а также передача права голоса, запрещены.

Здравствуйте, уважаемый(ая) коллега! Как вы знаете, для осуществления закупок в рамках контрактной системы (44-ФЗ) Заказчик должен назначить контрактного управляющего или создать контрактную службу. Решение о выборе между созданием контрактной службы или назначением контрактного управляющего зависит от размера совокупного годового объема закупок Заказчика. В данной статье мы подробно поговорим о контрактном управляющем, определим, каким требованиям он должен соответствовать, а также какие функции и обязанности должен выполнять. Настоящая статья будет полезна представителям Заказчиков, а также специалистам, ищущим вакансию контрактного управляющего. (Примечание: настоящая статья актуализирована 03.01.2018 г.).

1. Кто такой контрактный управляющий?

Контрактный управляющий — должностное лицо, ответственное за осуществление закупки или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта.

Контрактный управляющий назначается в том случае, когда совокупный годовой объем закупок (сокращенно СГОЗ) Заказчика не превышает 100 млн. рублей и у Заказчика отсутствует контрактная служба (ч.2 ст.38 44-ФЗ).

У одного Заказчика может одновременно быть несколько контрактных управляющих, отвечающих за отдельные сектора закупочной деятельности. Так, например, один контрактный управляющий может заниматься закупкой строительных и ремонтных работ, второй закупкой продуктов питания, третий закупкой техники и т.д. Эта позиция отражена в п.2 письма Минэкономразвития России от 30 сентября 2014 г. № Д28и-1889 .

Приобрести книгу контрактного управляющего можно .

2. Контрактная служба или контрактный управляющий?

Заказчики, совокупный годовой объем закупок которых >100 млн. рублей , создают контрактные службы (при этом создание специального структурного подразделения не является обязательным). В случае, если совокупный годовой объем закупок Заказчика <= 100 млн. рублей и у Заказчика отсутствует контрактная служба, Заказчик назначает контрактного управляющего. Т.е. при СГОЗ <= 100 млн. рублей Заказчик ОБЯЗАН назначить контрактного управляющего или ВПРАВЕ создать контрактную службу.

3. Обязанности контрактного управляющего по 44-ФЗ

Согласно ч.4 ст.38 44-ФЗ в обязанности контрактного управляющего входит:

  1. разработка , подготовка изменений для внесения в план закупок, размещение в плана закупок и внесенных в него изменений;
  1. разработка , подготовка изменений для внесения в план-график, размещение в единой информационной системе плана-графика и внесенных в него изменений;
  1. подготовка и размещение в единой информационной системе извещений об осуществлении закупок, документации о закупках и проектов контрактов, подготовка и направление приглашений принять участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) закрытыми способами;
  1. осуществление закупок, в том числе заключение контрактов;
  1. участие в рассмотрении дел об обжаловании результатов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и подготовка материалов для выполнения претензионно-исковой работы;
  1. организация в случае необходимости на стадии планирования закупок консультации с поставщиками (подрядчиками, исполнителями) и участие в таких консультациях в целях определения состояния конкурентной среды на соответствующих рынках товаров, работ, услуг, определения наилучших технологий и других решений для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
  1. иные полномочия, предусмотренные 44-ФЗ.

Подробный перечень функций и полномочий контрактной службы (контрактного управляющего) содержится в Разделе II типового положения (регламента), утвержденного .

Важный момент! Согласно ч.3 ст.38 44-ФЗ контрактная служба действует в соответствии с положением (регламентом), разработанным и утвержденным на основании типового положения (регламента), утвержденного федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок. Статья 38 44-ФЗ не предусматривает обязанности Заказчика по разработке и утверждению положения для контрактного управляющего.

4. Контрактный управляющий требования к должности

Согласно ч.6 ст.38 44-ФЗ контрактный управляющий должен иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.

Согласно ч.23 ст.112 44-ФЗ до 1 января 2017 года контрактным управляющим может быть лицо, имеющее профессиональное образование или дополнительное профессиональное образование в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (т.е. обучение по 94-ФЗ).

5. Контрактный управляющий по 44-ФЗ: должностная инструкция

У Заказчика существуют 3-и возможных варианта назначения контрактного управляющего:

Вариант №1 — Принять на должность контрактного управляющего нового сотрудника с заключением трудового договора. Либо можно принять сотрудника на иную должность, но с аналогичными обязанностями и полномочиями;

Вариант №2 — Перевести штатного сотрудника на должность контрактного управляющего (или аналогичную должность) с заключением соглашения об изменении условий трудового договора;

Вариант №3 — Согласовать со штатным сотрудником возможность совмещения должностей по правилам ст.60.2 ТК РФ (при этом в соответствии со ст.151 ТК РФ сотруднику производится доплата, а в его должностную инструкцию вносятся соответствующие изменения).

Последовательность действий Заказчика при назначении КУ должна быть следующей:

  • введение новой должности в штатное расписание организации;
  • разработка должностной инструкции КУ (Примечание: Как правило, должностная инструкция состоит из нескольких разделов — общие положения, должностные обязанности, права и ответственность);
  • издание приказа о назначении должностного лица, ответственного за осуществление закупок (т.е. контрактного управляющего).

Также ч.2 ст.12 44-ФЗ установлено, что должностные лица Заказчиков несут персональную ответственность за соблюдение требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

Лица, виновные в нарушении законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ (ч.1 ст. 107 44-ФЗ).

7. Контрактный управляющий: обучение и профстандарт

Согласно ч.1 ст.9 44-ФЗ контрактная система в сфере закупок предусматривает осуществление деятельности Заказчика, специализированной организации и контрольного органа в сфере закупок на профессиональной основе с привлечением квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок.

Заказчики, специализированные организации должны принимать меры по поддержанию и повышению уровня квалификации и профессионального образования должностных лиц, занятых в сфере закупок, в том числе путем повышения квалификации или профессиональной переподготовки в сфере закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч.2 ст.9 44-ФЗ).

Как я уже и говорил ранее, до 1 января 2017 года контрактным управляющим может быть лицо, имеющее профессиональное образование или дополнительное профессиональное образование в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (ч.23 ст.112 44-ФЗ).

Помимо этого установлена связь данных стандартов с ЕКС (Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих) и ОКПДТР (Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов).

Профессиональный стандарт «Специалист в сфере закупок» (уровень квалификации с 5 по 8) разработан для группы должностей:

  • Специалист по закупкам;
  • Ведущий специалист;
  • Работник контрактной службы;
  • Контрактный управляющий;
  • Консультант по закупкам;
  • Заместитель руководителя подразделения;
  • Руководитель подразделения;
  • Руководитель контрактной службы;
  • Советник;
  • Руководитель.

Профессиональный стандарт «Эксперт в сфере закупок» (уровень квалификации с 6 по 8) разработан для группы должностей:

  • Консультант по закупкам;
  • Старший специалист по закупкам;
  • Эксперт по закупкам;
  • Заместитель руководителя/директора (управления, департамента, организации);
  • Руководитель/директор (управления, департамента, организации);
  • Контрактный управляющий;
  • Руководитель контрактной службы.

В соответствии с профессиональными стандартами специалист в сфере закупок должен иметь:

  • Среднее профессиональное образование;
  • Дополнительное профессиональное образование — программы повышения квалификации и программы профессиональной переподготовки в сфере закупок;

А эксперт должен иметь:

  • Высшее образование — специалитет, магистратура;
  • Дополнительное профессиональное образование — программы повышения квалификации /или программы профессиональной переподготовки в сфере закупок.

Для второй группы должностей (т.е. “Эксперт в сфере закупок”) обязательным является не только наличие соответствующего образования, но и опыта работы — не менее 5-и лет в сфере закупок, в том числе на руководящих должностях не менее 3-х лет .

8. Поиск вакансии контрактного управляющего

Меня часто спрашивают — “Где найти вакансию контрактного управляющего?”. На самом деле найти работу контрактного управляющего проще простого. Для начала рекомендую вам заглянуть на самые популярные интернет-площадки по поиску работы:

  1. www.hh.ru (HeadHunter);
  2. www.superjob.ru (SuperJob);
  3. www.rabota.ru (Rabota);
  4. www.job.ru (Job);
  5. www.avito.ru (Avito).

Помимо этого можно зайти на сайты администраций или сайты государственных (муниципальных) Заказчиков, где иногда встречаются объявления о поиске специалистов по закупкам.

Иногда подобные объявления размещаются на или в тематических группах и сообществах в социальных сетях.

Пройдитесь по всем этим ресурсам, уверен, что вам удастся найти для себя подходящую вакансию.

На этом моя статья подошла к концу. Надеюсь, что выше изложенный материал был для вас полезен. Желаю вам удачи и до встречи в следующих выпусках.

P.S.: Ставьте лайки и делитесь ссылками на статью со своими друзьями и коллегами в социальных сетях.


С 01 января 2014 года вступила в законную силу система нововведений в сфере госзакупок которая определила кадровые трансформации, определяя механизм действия Федеральной Контрактной службы. В обязанности заказчика теперь входит формирование и поддержание профессионального уровня контрактной службы(КС), контрактных управляющих(КУ), комиссий по закупкам. В данной статье мы с Вами рассмотрим понятие контрактный управляющий по 44-ФЗ, что из себя представляет контрактная служба, обязанности контрактного управляющего. Указанные сведения будут полезны для поставщика, который должен разбираться в особенности организации работы заказчика для повышения эффективности участия в закупках.

1. Зачем заказчик формирует у себя должность «контрактный управляющий?

Заказчики для того чтобы вести закупочную деятельность с должным уровнем профессионализма, должны создавать такую должностную единицу как контрактный управляющий или контрактная служба. На данные должности привлекаются только квалифицированные специалисты. Данные изменения в законе направлены на урегулирование расхода бюджетных средств, так как позволяют контролировать коррупцию, и таким образом частично освобождают заказчика от последствий нарушений в случае проверок, возлагая ответственность на контрактного управляющего. Работа данной службы регламентируется положением заказчика, оно разрабатывается в соответствии с . Соответственно ему определяется структура и минимальная численность персонала (два сотрудника) контрактной службы. Федеральная контрактная служба является единственной. Законодательно запрещается формировать несколько таких служб. Заказчикам законодательно так же запрещено оформлять на работу в состав контрактной службы граждан, заключая с ними гражданско-правовой договор. есть указание заказчикам нанимать граждан в свою КС, заключая с ними трудовой договор или же назначать на должность контрактного управляющего по 44-ФЗ своих сотрудников.

Заказчики с небольшим годовым объем закупок не обязаны формировать у себя КС. Этот объем видно из размещенного плана-графика, согласно которому они могут рассчитать его. В зависимости от его суммарного размера, заказчик может определить, нужно ли ему формировать у себя контрактную службу или нет. В случае превышения суммы годовых закупок в денежном эквиваленте 100 миллионов заказчик формирует такую службу.

Если в денежном эквиваленте закупки за год не более 100 миллионов и ранее не была сформирована КС (у заказчика есть такое право, которое в данном случае не обязывает его это делать), необходимо создать лишь должность контрактного управляющего. При этом в любом из этих вариантов контрактной службы у нее должен быть руководитель, даже если не создано отдельное подразделение, так как в службе могут состоять несколько сотрудников и у них должен быть руководитель. Закон о контрактной системе 44-ФЗ также позволяет возлагать функции контрактного управляющего на нескольких своих сотрудников, т.к. прямого запрета на это нет. Единственное надо понимать, что контрактный управляющий ведет закупку от начала до конца, без дробления и передачи этапов закупки другим контрактным управляющим.

2. Обязанности контрактного управляющего 44-ФЗ

Контрактный управляющий по 44-ФЗ это сотрудник, назначаемый на эту должность, реализующий только закупки своего сектора или все закупки. Работа контрактного управляющего охватывает все этапы вплоть до закрытия сделки по контракту. При этом, если у заказчика есть несколько контрактных управляющих, то каждый из них ведет закупку от начала до ее исполнения. Проще всего распределить обязанности между такими управляющими по виду или предмету закупок. Один управляющий занимается закупками работ и услуг, другой просто поставками, например. Эта информация есть в пояснительном письме МЭР № Д28и-1889 от 30.09.2014 г.

Обращаясь к статье 38 44-ФЗ можно ознакомиться со списком и функциями, к которым относятся обязанности контрактного управляющего по 44-ФЗ. В этот список входит:

Контрактный управляющий следит за своевременным формированием плана-графика закупок и размещением его в ЕИС. В обязанности контрактного управляющего также входит разработка плана закупок и его своевременная публикация. Если необходимо внести изменения в данные документы, то это производит также контрактный управляющий или контрактная служба заказчика.

Также контрактный управляющий (контрактная служба) сопровождает и подготавливает закупки, обосновывает начальную максимальную цену закупок и оформление закупки у единственного поставщика. Сюда же входит оформление извещений в ЕИС, документации по проводимым процедурам, протоколов заседаний комиссий, в том числе проектов контрактов. Контрактный управляющий также может искать потенциальных поставщиков, рассылая приглашения для участия, в том числе и по процедурам с ограниченным участием. Контрактный управляющий от имени заказчика, если это необходимо, на этапе планирования закупок консультируется с поставщиками и участвует в оценке конкурентной среды с целью определения более современных и выгодных предложений на рынке товаров и услуг.

Также он может предоставить другие варианты решений по закупкам заказчика, которые например имеют более привлекательные условия. На этапе участника в обязанности контрактного управляющего также входит разъяснение положений документации, контроль и обеспечение процедуры вскрытия конвертов, проведение аудиозаписи вскрытия конвертов, заключение контракта по итогам закупки, и документальное оформление включения в черный список (РНП) участников, уклонившихся от подписания или не выполнивших условий уже подписанного контракта.

Если в адрес заказчика поступило уведомление о направление жалобы в ФАС на результаты или саму документацию, то контрактный управляющий также участвует в подготовке ответа и участвует в заседания по таким делам, в том числе подготавливает информацию для претензионно-исковой работы. Возможны какие-либо другие обязанности, которые присутствуют в более подробном перечне типового положения о контрактной службе.

3. Контрактный управляющий: требования к кандидатам

В Федеральном законе отсутствует указания на то, что сотрудники, занимающие должность контрактного управляющего по 44-ФЗ должны повышать квалификацию. Но в комиссию заказчика могут входить лишь лица, имеющие профессиональную подготовку либо обладающие профессиональными навыками, как указано в статье 39 44-ФЗ. Статьей 38 пунктом 6 44-ФЗ определены стандартные требования к претендентам на вакансию контрактной службы или контрактному управляющему.

Чтобы претендовать на данные должности, сотрудники должны иметь подтверждающие документы о высшем образовании и о дополнительное профессиональное образование согласно требуемой работе контрактного управляющего. Существуют также профтандарты контрактного управляющего по 44-ФЗ. В настоящее время существует закон об образовании РФ, который убрал терминологию «повышение квалификации», теперь существуют только такие понятия как профессиональная подготовка и переподготовка. Существует отличие между повышением квалификации и профессиональной переподготовкой. Повышение квалификации это обновление навыков и повышение профессионального уровня в рамках существующего образования и квалификации, а профессиональная переподготовка – это получение новой квалификации, то есть переобучение. И в статье 112 в части 23 44-ФЗ есть указание на то, что до первого января 2017 года контрактному управляющему по 44-ФЗ необходимо получить соответствующее своей должности образование. Размещая такую вакансию на бирже труда работодатели указывают какие навыки они хотят видеть в претенденте на должность и каким требованиям он должен соответствовать.

К документам, подтверждающим такое требование, относятся:

  • для сотрудников получивших обучение на контрактного управляющего на различных семинарах и время прохождения обучения колеблется от 72 до 100 часов, таким документом будет удостоверение о повышении квалификации;
  • для сотрудников получивших обучение более 100 часов-свидетельство о повышении квалификации;
  • если сотрудники прошли обучение на контрактного управляющего более 1000 часов это диплом о профессиональной переподготовке.

Но не стоит забывать, что пока не введено нового образовательного стандарта, то существуют лишь рекомендации в адрес организаций, проводящих обучение. Поэтому и образцы выдаваемых документов, подтверждающих квалификацию, вводятся самостоятельно образовательными учреждениями. Информация о таких учреждениях должна быть размещена на их сайте. Особое внимание стоит обратить на лицензии на ведение образовательной деятельности.

4. Профстандарт для контрактного управляющего по 44-ФЗ

Заказчики, руководствуясь статьей 9 частью 1 44-ФЗ контрактной системы, обязаны принимать меры которые будут обеспечивать его деятельность и деятельность специализированной организации и контрактного управляющего по 44-ФЗ на профессиональной основе. Для этого заказчик привлекает к работе только тех сотрудников, которые обладают необходимыми профессиональными навыками и специальными знаниями, относящимися к закупочной деятельности или квалифицированных специалистов. И как уже писалось выше, заказчик предоставляет возможность таким сотрудникам во время занимаемой должности повышать свой уровень знаний о закупочной деятельности, навыков соответствующих их занимаемой должности и квалификацию в сфере государственных закупок.

Сотрудников, которые будут проходить обучение на контрактного управляющего, направляют в профильное учреждение высшего и средне специального образования. Такое обучение постигается в формате лекций или курсов, как очной форме, так и заочной, которая все больше приобретает популярность, как и курсы дистанционного обучения повышения квалификации, когда сотруднику не предоставляют много времени для обучения с отрывом от работы контрактным управляющим. Такие курсы включают в себя теоретические и практические занятия для проходящих обучение сотрудников. Работодателю необходимо лишь предоставить возможность во время рабочего дня. Сотруднику, проходящему повышение квалификации приказ Министерства образования и науки России N 499 от 01 июля 2013 года, дает минимально 16 часов для прохождения обучения, а если сотрудник проходит программу профессиональной переподготовки – минимальный срок 250 часов.

Заказчик на должность контрактного управляющего может принять нового сотрудника, оформить переводом уже имеющегося сотрудника на данную должность или предложить ему совмещение должностей.

Чтобы определиться с должностью контрактного управляющего по 44-ФЗ лучше всего обратиться к Единому квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и других служащих, который содержит названия должностей и профстандарты контрактного управляющего.

5. Профессиональный стандарт «Специалист в сфере закупок»

Этот профессиональный стандарт был утверждён 10 сентября 2015 года приказом Министерства труда России (N 625н).
Согласно данному приказу существуют варианты уровня квалификации, 5,6,7 и 8 соответственно. Для пятого уровня квалификации применяют возможные наименования для вакансий: a) работник контрактной службы; b) старший специалист по закупкам; c) консультант по закупкам; d) контрактный управляющий.
Это может быть молодой специалист либо выпускник любого вуза по любой специальности, у которого отсутствует необходимый заказчику опыт работы соответствующий его должности. Он может обеспечивать закупки.

Для того чтобы получить шестой уровень квалификации, претенденту на должность обычно необходимо предоставить документы о высшем образовании, плюс к этому документ о дополнительном образовании и трехлетний опыт работы в сфере закупок.
Этот уровень также имеет наименование вакансий: a)консультант по закупкам; b) старший специалист по закупкам; c) работник контрактной службы; d) контрактный управляющий.

Седьмой уровень квалификации налагает на претендента функции экспертизы результатов закупок. Данный уровень требует от сотрудников иметь высшее образование не ниже специалитета и опыт работы от четырех лет в сфере закупок.

На восьмом уровне от претендента на вакансию требуется квалификация позволяющая осуществлять контроль в сфере закупок и опыт работы от пяти лет и из них два года на руководящих местах. Сотрудник уже будет осуществлять аудит и контроль в сфере закупок. В отношении образования ничем не отличается от седьмого уровня.
Наименование вакансий: a)советник, руководитель; b) заместитель руководителя.

6. Профессиональный стандарт «Эксперт в сфере закупок»

В отношении профессионального стандарта «Эксперт в сфере закупок» действует приказ Министерства труда России (626н) от 10 сентября 2015 года. Претендовать на эксперта могут сотрудники прошедшие уровень классификации не ниже шестого уровня.
Наименования вакансий для шестого уровня: a) старший специалист по закупкам; b) консультант по закупкам; c) контрактный управляющий.
Названия должностей для седьмого уровня: контрактный управляющий, эксперт по закупкам,

Примеры названий должностей для восьмого уровня: заместитель руководителя или директора, руководитель или директор, контрактный управляющий, руководитель контрактной службы. На этом уровне сотрудник, занимающий данную должность должен иметь опыт уже не два года на руководящих должностях, а три года.

Все примеры названий вакансий не являются обязательными, так как сотрудника принимают на должность согласно штатному расписанию. Главное чтобы занимаемая должность подразумевала выполнение функций обеспечивающих закупочную деятельность заказчика. Как определить работодателю стаж практической работы в сфере закупок, когда сотрудник трудился по совместительству и совмещал свою работу с работой КУ? Требование о непрерывности стажа в законодательном плане отсутствуют, и опыт учитывается на время исполнения обязанностей КУ.Для такого сотрудника работодатели вносят поправки в трудовой договор, разрабатывают новую должностную инструкцию контрактного управляющего, создают приказ о включении в состав комиссии по подведению итогов проведенных процедур закупок и проведению процесса закупок и прочее. Такие документы и будут подтверждать стаж работы контрактным управляющим и их копии рекомендуется сохранять таким сотрудникам.

7. Должностная инструкция для контрактного управляющего по 44-ФЗ

Так в 44-ФЗ и типовом положении нет никаких ссылок на то, что должностная инструкция должна быть обязательна и ее отсутствие грозит штрафами, то руководитель заказчика сам может выбрать тот документ, который будет определять функции сотрудника, занимающего данную должность и в нем изложить права и обязанности сопутствующие данной вакансии. Не исключен вариант, когда должностные инструкции контрактного управляющего могут указываться непосредственно в самом трудовом договоре или в его изменениях к нему, но составлены соответственно профстандарту контрактного управляющего. Но такой вариант не всегда удобен. Поэтому если заказчику удобнее прописать должностные инструкции контрактного управляющего, то этот документ разработать необходимо не для данного сотрудника, а на саму должность. Унифицированная форма такой инструкции не установлена, так же как и требований к структуре и содержанию. Но просмотреть примеры и образцы должностной инструкции контрактного управляющего можно тут. Так как контрактный управляющий по 44-ФЗ или рядовой работник КС несут ответственность перед законом, то данные лица могут быть оштрафованы или к ним могут применяться другие меры административной ответственности.

8. Штрафы и ответственность контрактного управляющего по 44-ФЗ

Как уже сказано выше в должностной инструкции контрактного управляющего по 44-ФЗ помимо функций и обязанностей, необходимо обозначить ответственность, которую несет сотрудник за их неисполнение согласно части 5 статьи 38 44-ФЗ и статье 232 ТК РФ

Заказчик и его должностные лица, нарушая закон, несут административную и уголовную ответственность (ч.2 ст.12 и ч.1 ст. 107 44-ФЗ).
Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, с момента его совершения один год. И если заказчик не прописал в должностной инструкции ответственного за это правонарушения, то вместо него штрафовать будут директора.