Житие старицы евфросинии колюпановской алексинской. Евфросиния Колюпановская, блж

Сведения о жизни Евфросинии в миру крайне скудны. Родилась она около 1758 года в семье князя Григория Ивановича Вяземского (представитель младшей ветви рода князей Вяземских). Княжна Евдокия в 1776 году стала выпускницей первого выпуска воспитанниц Воспитательного общества благородных девиц при Смольном монастыре (позже - Смольный институт) и была пожалована во фрейлины ко двору императрицы Екатерины II. Благодаря своему происхождению Евдокия Вяземская была знакома со многими представителями высшего общества своего времени, включая полководца Александра Суворова и князя Юрия Долгорукова (будущий московский градоначальник). По её рассказам, она вместе с камергером Александром Нарышкиным (будущий главный директор императорских театров) развлекала скуку императрицы. Сколько времени Евдокия прожила при дворе - неизвестно. Но придворная жизнь угнетала её, глубоко в душе княжна Вяземская хотела посвятить жизнь служению Богу. Когда она решила оставить роскошную жизнь при дворе? – Ведомо только Господу нашему. Долгими были ее думы или она внезапно решила все оставить и пойти другой – духовной, по пути к Богу – дорогой, никто не знает. Однажды во время пребывания императорского двора в Царском Селе она вместе с двумя другими фрейлинами (М. Я. Сониной и девицей Саломией) инсценировала свою смерть. Девушки оставили свои платья на берегу пруда, и, одевшись крестьянками, бежали, начав странствовать. Причины и обстоятельства этого поступка остаются неизвестными. По словам духовника старицы Евфросинии, причиной её бегства стало желание посвятить себя Богу. Он сообщает следующее предание, связанное с её бегством, в котором отсутствует инсценировка утопления: «…Она просто скрылась из Дворца, почему и было дано приказание по разным дорогам, чтобы задержать её, и когда она, переодевшись в крестьянское платье, пробиралась в Москву, на перевозе через одну реку была узнана исправником, и, согласно предписанию, возвращена в столицу. Императрица приняла её ласково, и, испытав о причине ея бегства с другими придворными, притом уверившись в ея твердой решимости посвятить себя на служение Богу, дозволила вступить в монастырь по желанию, и, отпуская от себя, подарила иноческое платье из блестящей материи…» Сама старица рассказывала, что была она у Феодосия Тотемского в Вологодской губернии, жила в монастыре и доила коров, а в другом монастыре была в просфорне. После ухода из мира Евдокия начала свои скитания по различным монастырям и храмам, которые продолжались более десяти лет. Действительно, некоторое время она трудилась на скотном дворе Спасо-Суморина монастыря, где находились мощи Феодосия Тотемского. Когда физические силы её оставили, она направилась в Москву, где в 1806 году встретилась с митрополитом Платоном, который, выслушав её историю, дал ей благословение на подвиг юродства. Со своим письмом митрополит направил княжну во Серпуховской Владычний Введенский женский монастырь под вымышленным именем «дуры Евфросинии». Игуменья милостиво приняла новую насельницу. Вначале она жила в сестринском корпусе, а затем поселилась в небольшой избушке в окрестностях монастыря. По свидетельству послушницы Владычного монастыря, митрополит Платон в своём письме известил игуменью о происхождении Евфросинии, о нём знали и некоторые другие монахини. Евфросиния одевалась в рубашку из толстого сукна, поверх её надевала ветхий капот, а в зимнее время - мужской тулуп. В праздничные дни Еврофсиния надевала кафтан из серого домотканного сукна. С её разрешения был сделан её портрет в таком костюме. На теле под одеждой она носила вериги - железную цепь на шее с крупным медным крестом. Веригоношение было тайным. Когда помещица Е. А. Дубровина случайно открыла, что старица носит вериги, то Евфросиния сказала, что это тайна и запретила разглашать. Волосы её были короткостриженными, иногда она обматывала голову тряпицей или надевала шапочку. Старица всегда ходила босой, не надевая обувь даже зимой. В своей избушке Евфросиния держала двух кошек, трёх собак, кур и индеек. При этом спала на полу вместе со своими собаками. На вопрос, зачем она это делает старица отвечала - «Я хуже собак». В доме она никогда не убиралась, пол был завален остатками пищи животных, отчего в помещении стоял смрад: Однажды игуменья Евгения Озерова сказала «Матушка, зачем вы держите животных? Такой ужасный воздух!». Она засмеялась и отвечала: «Это мне заменяет духи, которых так много я употребляла при дворе». Окончив Смольный институт, зная языки, музыку, все изящные науки, что преподавались в Институте благородных девиц, Евдокия, приняв монашество, упростила свою речь, говорила прибаутками. Евдокия вела строгую духовную жизнь, недаром современники оставили сведения о том, что она уже имела дары Господа: предсказывала, творила чудеса. По ночам старица ходила вокруг монастыря, распевая псалмы, а днём собирала в монастырском бору грибы, травы и цветы. Травы Евфросиния отдавала приходившим к ней больным. Для молитв Евфросиния посещала часовню, располагавшуюся рядом с монастырём, а в монастырский собор приходила на литургию. На исповедь Евфросиния ходила к монастырскому духовнику, причащалась всего один раз в год в Великий четверг. В день празднования Крещения Господня вместе с крестным ходом ходила на «иордань» на реке Нара и в своей власянице окуналась в воду, призывая других: «Идите, ребята, горячая баня, ступайте, мойтесь!». Во время своей жизни во Владычном монастыре Евфросиния неоднократно встречалась с митрополитом Московским и Коломенским Филаретом (Дроздовым), который почитал её как подвижницу. Когда митрополит приезжал в монастырь, старица выходила за монастырскую ограду и встречала его, подходила к нему под благословение, целовала ему руку, и он так же целовал у неё руку, а когда он уезжал из монастыря, старица провожала его за монастырские ворота. В 1845 году Евфросиния оставляет монастырь и переселяется в село Колюпаново Тульской губернии, расположенное на правом берегу Оки. С жизнью Евфросинии в Колюпанове связано появление историй о её даре исцелять больных. Особо разговоры об этом стали распространяться в связи со следующими случаями: исцеление помещицы Н. Протопоповой, которая страдала болезнью ног и кровохарканием; исцеление помещика А. П. Полоскова, племянника Н. Протопоповой, тяжело заболевшего накануне своей свадьбы (для него Евфросиния приготовила ванну с собранными ею травами); помощь помещице Н. Кореловой, которая трое суток мучилась родами (Евфросиния растёрла ей бока и спину деревянным маслом и пообещала благополучные роды с первым ударом колокола, что исполнилось). Также на основе рассказов близких к Евфросинии лиц знали о даре прозорливости (возможность видеть будущее). К наиболее часто упоминаемым историям относятся предсказание послушнице Сезёновского монастыря сана игуменьи и назначения на Тульскую и Белевскую кафедры епископа Димитрия (Муретова). Почитатели обращались к ней «матушка Евфросиния», хотя факт и обстоятельства принятия ею монашеского пострига неизвестны. Евфросиния получила такую широкую известность, что епископ Димитрий в свою первую поездку по епархии заехал в село Колюпаново для встречи с ней. За три недели до своей праведной кончины в воскресенье во время обедни матушка вышла на крыльцо, которое было напротив церкви и вдруг изумительным громким голосом позвала к себе няню, которая за ней ухаживала: «Няня, ты ничего не видишь? Посмотри, вон два ангела в белых одеждах вышли из церкви и зовут меня к себе: «Евфросиньюшка, пора тебе к нам!» Такие видения были ей три воскресения подряд – в одно и то же время, а в четвертое после литургии и принятия Святых Христовых Тайн, старица отошла ко Господу тихо и безболезненно, скрестив на груди свои исхудалые руки. Лицо усопшей праведницы сияло небесным блаженством. Едва она испустила последний вздох, как несказанное благоухание разлилось по всей её комнате. Так тихо и безмятежно предала она свою праведную душу в руки Божии 3 июля 1855 года, в 3 часу пополудни. Известие о том, что старица предрекла себе смерть, быстро распространилось по округе, и жители начали приходить к ней проститься и взять благословение. Многим она на память о себе дарила различные предметы - от крестиков и иконок до травы и одежды. Помещица Протопопова обратилась с письмом к епископу Тульскому и Белевскому Димитрию с просьбой разрешить похоронить Евфросинию внутри Казанской церкви села Колюпаново. Разрешение на это епископ дал на следующий день после смерти Евфросинии. Скончалась Евфросиния 3 (16) июля 1855 года. Смерть её была спокойной - она приняла причастие и в три часа дня пополудни, сложив руки на груди, умерла. На её погребение собралось множество народу из соседних сёл. Согласно последней воле старицы её погребли в полном монашеском облачении. У гроба, края которого были обставлены множеством свечей, все дни служились панихиды. 7 июля трое священников отслужили заупокойную литургию и затем семь священников совершили отпевание Евфросинии. Все заупокойные богослужения возглавлял духовник Евфросинии Павел Просперов. По благословению бывшего преосвященного епископа Тульского Дмитрия, похоронили её тело в приделе Казанского храма, в трапезной с южной стороны под полом. По инициативе отца Павла на средства Алексея Цемша над могилой Евфросинии была установлена деревянная гробница с чугунной надгробной плитой. На ней с благословения митрополита Московского Филарета (Дроздова) была сделана надпись: «Евфросиния неведомая. Буяя мира избра Бог, да премудрыя посрамит». С 1909 года по указу Тульской духовной консистории в храме завели книгу для записи подобных сообщений. В вышедшей в 1911 году полной биографии Евфросинии собрано 55 подобных свидетельств. Каждый год в день смерти и день ангела Евфросинии в Колюпаново приезжало множество паломников, совершалось соборное служение литургии, а затем панихиды на её гробнице. В 1910 году паломничество к гробнице Евфросинии совершил епископ Каширский, викарий Тульской епархии Евдоким Мещерский. В 1914 году над её гробницей возвели деревянную позолоченную сень. Почитанием пользовался и выкопанный Евфросинией источник. Каждый год в день Святой Троицы из Казанской церкви совершали крестный ход к источнику. В 1988 году состоялась канонизация Евфросинии в соборе Тульских святых в лике блаженных, совершенная по инициативе архиепископа Тульского и Белевского Максима (Крохи). Ей были составлены служба, акафист, тропарь, кондак.

Доброго всем времени суток. Хочу рассказать Вам еще об одном уникальном месте в нашей области, о Источнике Cвятой Блаженной старицы Ефросинии, который находится в селе Колюпаново, Алексинского района Тульской области, рядом со Свято-Казанским женским монастырем.

Монастырь образован совсем недавно, в 1995 г. Построены Казанский храм, келейный корпус. В монастыре почитается как местночтимая св. Евфросиния Колюпановская.

Блаженная старица Евфросиния (в миру - кн. Евдокия Вяземская) подвизалась в подвиге юродства ради Христа в Введенском Владычном монастыре с 1806 по 1845 г. Ее подвижническая жизнь была известна всему городу. Свт. Филарет, митр. Московский и Коломенский, посещая обитель, подолгу беседовал с ней в ее кельи. Но по вражескому навету блаженная старица была изгнана из обители и последние 10 лет своей жизни провела в с. Колюпанове Тульской обл. Блаженная преставилась 3 (16) июля 1855 г. и была погребена в приделе церкви с. Колюпанова. Канонизирована в лике святых Тульской земли в 1988 г.
В монастыре читается акафист св. Евфросинии. Неподалеку от монастыря находится источник св. Евфросинии, на котором происходят исцеления. На святом источнике построена купальня.

Святой источник расположен на левом крутом склоне оврага – дубравы с примесью берез, на высоте трех метров над руслом ручья Мосточек.

Спуск, к источнику крутой и довольно длинный, примерно на середине пути к источнику с правой стороны дорожки установлен поклонный крест, к которому приходят поклониться люди хотящие создать крепкую семью, родить детей. А еще сюда приезжают покаяться и вымолить себе прощение те люди, на чьей душе есть тяжкий грех детоубийства (и женщины делавшие аборты).

В сороковых годах XIX столетия в склоне оврага на месте своих уединенных подвигов блаженная старица Евфросиния собственными руками ископала здесь небольшой колодезь, и когда больные обращались к ней за помощью, она часто говорила им: «Берите воду из моего колодезя и будете здоровы«. Больные с верой почерпали воду из «матушкина колодца», как называли его тогда и называют теперь окрестные жители, и действительно получали исцеление или облегчение своих недугов.
Это Святая водица

Вот такой зверек (наверно крот) нас встретил у Источника

Это купальни с Целебной водой

Мы конечно же окунулись, набрали целебной водички и решили съездить к реке Оке, она находится буквально в 10 минутах от источника

На другом берегу виден город Алексин

Вот такие красавцы на берегу Оки

Ну и я не удержалась, залезла в водичку )

Вот и все, наше путешествие закончилось, спасибо всем, кто заглянул ко мне и прогулялся со мной по этому Чудесному месту!))

Свято-Казанский женский монастырь, расположенный в селе Колюпаново Алексинского района Тульской области, учрежден 16 июля 1995 года Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексием II и является одним из молодых строящихся православных монастырей.

Но все же история зарождения монастыря начинается в далеком прошлом.

В начале шестнадцатого века образовалось село Колюпаново и, по местному преданию, уже тогда существовал храм на берегу Оки во имя иконы Божией матери Казанская. Известно, что в 1695 году в Колюпанове был выстроен новый деревянный храм во имя иконы Божией Матери Казанская. Он существовал до 1779 года. Но потом храм сгорел, а новую церковь строить не разрешили.

Православные верующие горевали и молились ко Господу о созидании нового храма, так как им приходилось ездить на богослужения в другие села, - не все могли сделать это, потому часто оставались без соборной молитвы. Не раз прихожане жаловались на это перед спасенной от пожара Казанской иконой Божией Матери, которую спасли, когда в храме бушевал пожар, и установили в церкви села Фомищево.

Спасенная от пожара Казанская икона Божией Матери явила свое чудо : она исчезла из церкви с. Фомищево и явилась на березе против сгоревшего храма.

Местные помещики Бобрищевы-Пушкины поставили эту икону в своем доме и стали усиленно ходатайствовать о разрешении построить в Колюпанове на месте сгоревшего новый храм во имя этой же иконы.

Храм строился на средства Михаила Александровича Бобрищева-Пушкина, и в начале 1783 года постройка была окончена. Икона Казанской Божией Матери с большим торжеством было перенесена из дома Бобрищевых-Пушкиных в новый храм и помещена в иконостасе.

Именно в этом храме в июле 1855 года с особого разрешения преосвященного Димитрия, епископа Тульского и Белевского, погребена блаженная старица Евфросиния, Христа ради юродивая.

Святая блаженная Евфросиния Алексинская и Колюпановская

Происхождение святой блаженной

Сведения о жизни Евфросинии в миру крайне скудны. Родилась она около 1758 года в семье князя Григория Ивановича Вяземского (представитель младшей ветви рода князей Вяземских). Княжна Евдокия в 1776 году стала выпускницей первого выпуска воспитанниц Воспитательного общества благородных девиц при Смольном монастыре (позже - Смольный институт) и была пожалована во фрейлины ко двору императрицы Екатерины II.

Благодаря своему происхождению Евдокия Вяземская была знакома со многими представителями высшего общества своего времени, включая полководца Александра Суворова и князя Юрия Долгорукова (будущий московский градоначальник). По её рассказам, она вместе с камергером Александром Нарышкиным (будущий главный директор императорских театров) развлекала скуку императрицы.

Сколько времени Евдокия прожила при дворе - неизвестно. Но придворная жизнь угнетала её, глубоко в душе княжна Вяземская хотела посвятить жизнь служению Богу. Когда она решила оставить роскошную жизнь при дворе? – Ведомо только Господу нашему. Долгими были ее думы или она внезапно решила все оставить и пойти другой – духовной, по пути к Богу – дорогой, никто не знает.

Оставила свет

Однажды во время пребывания императорского двора в Царском Селе она вместе с двумя другими фрейлинами (М. Я. Сониной и девицей Саломией) инсценировала свою смерть. Девушки оставили свои платья на берегу пруда, и, одевшись крестьянками, бежали, начав странствовать. Причины и обстоятельства этого поступка остаются неизвестными. По словам духовника старицы Евфросинии, причиной её бегства стало желание посвятить себя Богу. Он сообщает следующее предание, связанное с её бегством, в котором отсутствует инсценировка утопления:

«…Она просто скрылась из Дворца, почему и было дано приказание по разным дорогам, чтобы задержать её, и когда она, переодевшись в крестьянское платье, пробиралась в Москву, на перевозе через одну реку была узнана исправником, и, согласно предписанию, возвращена в столицу. Императрица приняла её ласково, и, испытав о причине ея бегства с другими придворными, притом уверившись в ея твердой решимости посвятить себя на служение Богу, дозволила вступить в монастырь по желанию, и, отпуская от себя, подарила иноческое платье из блестящей материи…»

Странствия блаженной

Сама старица рассказывала, что была она у Феодосия Тотемского в Вологодской губернии, жила в монастыре и доила коров, а в другом монастыре была в просфорне.

После ухода из мира Евдокия начала свои скитания по различным монастырям и храмам, которые продолжались более десяти лет. Действительно, некоторое время она трудилась на скотном дворе Спасо-Суморина монастыря, где находились мощи Феодосия Тотемского.

Когда физические силы её оставили, она направилась в Москву, где в 1806 году встретилась с митрополитом Платоном, который, выслушав её историю, дал ей благословение на подвиг юродства. Со своим письмом митрополит направил княжну во Серпуховской Владычний Введенский женский монастырь под вымышленным именем «дуры Евфросинии».

Новая жизнь дуры Евфросинии

Игуменья милостиво приняла новую насельницу. Вначале она жила в сестринском корпусе, а затем поселилась в небольшой избушке в окрестностях монастыря. По свидетельству послушницы Владычного монастыря, митрополит Платон в своём письме известил игуменью о происхождении Евфросинии, о нём знали и некоторые другие монахини.

Евфросиния одевалась в рубашку из толстого сукна, поверх её надевала ветхий капот, а в зимнее время - мужской тулуп. В праздничные дни Еврофсиния надевала кафтан из серого домотканного сукна.

С её разрешения был сделан её портрет в таком костюме. На теле под одеждой она носила вериги - железную цепь на шее с крупным медным крестом. Веригоношение было тайным. Когда помещица Е. А. Дубровина случайно открыла, что старица носит вериги, то Евфросиния сказала, что это тайна и запретила разглашать.

Волосы её были короткостриженными, иногда она обматывала голову тряпицей или надевала шапочку. Старица всегда ходила босой, не надевая обувь даже зимой.

В своей избушке Евфросиния держала двух кошек, трёх собак, кур и индеек. При этом спала на полу вместе со своими собаками. На вопрос, зачем она это делает старица отвечала - «Я хуже собак». В доме она никогда не убиралась, пол был завален остатками пищи животных, отчего в помещении стоял смрад:

Однажды игуменья Евгения Озерова сказала «Матушка, зачем вы держите животных? Такой ужасный воздух!». Она засмеялась и отвечала: «Это мне заменяет духи, которых так много я употребляла при дворе».

Окончив Смольный институт, зная языки, музыку, все изящные науки, что преподавались в Институте благородных девиц, Евдокия, приняв монашество, упростила свою речь, говорила прибаутками.

Духовное возрастание старицы

Евдокия вела строгую духовную жизнь, недаром современники оставили сведения о том, что она уже имела дары Господа: предсказывала, творила чудеса.

По ночам старица ходила вокруг монастыря, распевая псалмы, а днём собирала в монастырском бору грибы, травы и цветы. Травы Евфросиния отдавала приходившим к ней больным.

Для молитв Евфросиния посещала часовню, располагавшуюся рядом с монастырём, а в монастырский собор приходила на литургию. На исповедь Евфросиния ходила к монастырскому духовнику, причащалась всего один раз в год в Великий четверг.

В день празднования Крещения Господня вместе с крестным ходом ходила на «иордань» на реке Нара и в своей власянице окуналась в воду, призывая других: «Идите, ребята, горячая баня, ступайте, мойтесь!».

Во время своей жизни во Владычном монастыре Евфросиния неоднократно встречалась с митрополитом Московским и Коломенским Филаретом (Дроздовым), который почитал её как подвижницу. Когда митрополит приезжал в монастырь, старица выходила за монастырскую ограду и встречала его, подходила к нему под благословение, целовала ему руку, и он так же целовал у неё руку, а когда он уезжал из монастыря, старица провожала его за монастырские ворота.

Духовные подвиги старицы в Колюпаново

В 1845 году Евфросиния оставляет монастырь и переселяется в село Колюпаново Тульской губернии, расположенное на правом берегу Оки.

В село Колюпаново Евфросиния переселилась по приглашению одной из своих почитательниц - помещицы Натальи Алексеевны Протопоповой и прожила в нём последние 10 лет своей жизни.

Из Владычного монастыря Евфросиния взяла с собой только икону Господа нашего Иисуса Христа с предстоящими Богородицей и Николаем Чудотворцем. После смерти Евфросинии эту икону поместили над ее гробницей.

Для старицы Наталья Алексеевна построила отдельный домик рядом со своей помещичей усадьбой, но юродивая Евфросиния загнала в него корову, а сама поселилась в небольшой комнате в помещениях дворни. Как и в монастыре, с собой она поселила животных, которых выгоняла из комнаты только в день принятия ею причастия. Духовником Евфросинии стал священник колюпановской Казанской церкви Павел Просперов.

Из села старица уезжала к своим почитателям, у которых гостила иногда длительное время. Путешествовала она чаще всего пешком, реже в кибитке, в которую сажала с собой кошку с собакой. Наибольшую привязанность Евфросиния испытывала к управляющему Мышегского чугунолитейного завода Алексею Цемшу, которого называла «сынок». Он построил для старицы в своём саду келью, в которой она порой проживала по несколько месяцев. В этой келье стоял гроб, в который Евфросиния ложилась отдохнуть, другой мебели в ней не было.

Источник блаженной Евфросинии.

Для уединённых молитв Евфросиния выбрала овраг на берегу Оки в окрестностях села. Рядом с протекающей по дну оврага речкой она вырыла колодец и приходившим к ней больным говорила - «Берите воду из моего колодезя - и будете здоровыми».

Дары Господни

С жизнью Евфросинии в Колюпанове связано появление историй о её даре исцелять больных. Особо разговоры об этом стали распространяться в связи со следующими случаями: исцеление помещицы Н. Протопоповой, которая страдала болезнью ног и кровохарканием;

исцеление помещика А. П. Полоскова, племянника Н. Протопоповой, тяжело заболевшего накануне своей свадьбы (для него Евфросиния приготовила ванну с собранными ею травами);

помощь помещице Н. Кореловой, которая трое суток мучилась родами (Евфросиния растёрла ей бока и спину деревянным маслом и пообещала благополучные роды с первым ударом колокола, что исполнилось).

Также на основе рассказов близких к Евфросинии лиц знали о даре прозорливости (возможность видеть будущее). К наиболее часто упоминаемым историям относятся предсказание послушнице Сезёновского монастыря сана игуменьи и назначения на Тульскую и Белевскую кафедры епископа Димитрия (Муретова).

Почитатели обращались к ней «матушка Евфросиния», хотя факт и обстоятельства принятия ею монашеского пострига неизвестны.

Евфросиния получила такую широкую известность, что епископ Димитрий в свою первую поездку по епархии заехал в село Колюпаново для встречи с ней.

Блаженная кончина старицы

За три недели до своей праведной кончины в воскресенье во время обедни матушка вышла на крыльцо, которое было напротив церкви и вдруг изумительным громким голосом позвала к себе няню, которая за ней ухаживала: «Няня, ты ничего не видишь? Посмотри, вон два ангела в белых одеждах вышли из церкви и зовут меня к себе: «Евфросиньюшка, пора тебе к нам!»

Такие видения были ей три воскресения подряд – в одно и то же время, а в четвертое после литургии и принятия Святых Христовых Тайн, старица отошла ко Господу тихо и безболезненно, скрестив на груди свои исхудалые руки. Лицо усопшей праведницы сияло небесным блаженством. Едва она испустила последний вздох, как несказанное благоухание разлилось по всей её комнате. Так тихо и безмятежно предала она свою праведную душу в руки Божии 3 июля 1855 года, в 3 часу пополудни.

Известие о том, что старица предрекла себе смерть, быстро распространилось по округе, и жители начали приходить к ней проститься и взять благословение. Многим она на память о себе дарила различные предметы - от крестиков и иконок до травы и одежды. Помещица Протопопова обратилась с письмом к епископу Тульскому и Белевскому Димитрию с просьбой разрешить похоронить Евфросинию внутри Казанской церкви села Колюпаново. Разрешение на это епископ дал на следующий день после смерти Евфросинии.

Скончалась Евфросиния 3 (16) июля 1855 года. Смерть её была спокойной - она приняла причастие и в три часа дня пополудни, сложив руки на груди, умерла. На её погребение собралось множество народу из соседних сёл. Согласно последней воле старицы её погребли в полном монашеском облачении. У гроба, края которого были обставлены множеством свечей, все дни служились панихиды.

7 июля трое священников отслужили заупокойную литургию и затем семь священников совершили отпевание Евфросинии. Все заупокойные богослужения возглавлял духовник Евфросинии Павел Просперов.

По благословению бывшего преосвященного епископа Тульского Дмитрия, похоронили её тело в приделе Казанского храма, в трапезной с южной стороны под полом. По инициативе отца Павла на средства Алексея Цемша над могилой Евфросинии была установлена деревянная гробница с чугунной надгробной плитой. На ней с благословения митрополита Московского Филарета (Дроздова) была сделана надпись: «Евфросиния неведомая. Буяя мира избра Бог, да премудрыя посрамит».

Почитание старицы , начавшееся ещё при её жизни, продолжилось после смерти. С 1884 года в храме перед каждой литургией начали совершать панихиду по Евфросинии. Стали появляться сообщения о чудесных исцелениях и помощи, приписываемых действию молитв к старице.

С 1909 года по указу Тульской духовной консистории в храме завели книгу для записи подобных сообщений. В вышедшей в 1911 году полной биографии Евфросинии собрано 55 подобных свидетельств.

Каждый год в день смерти и день ангела Евфросинии в Колюпаново приезжало множество паломников, совершалось соборное служение литургии, а затем панихиды на её гробнице. В 1910 году паломничество к гробнице Евфросинии совершил епископ Каширский, викарий Тульской епархии Евдоким Мещерский. В 1914 году над её гробницей возвели деревянную позолоченную сень.

Почитанием пользовался и выкопанный Евфросинией источник. Каждый год в день Святой Троицы из Казанской церкви совершали крестный ход к источнику.

Предвидение старицы создания монастыря

Не раз при своей жизни в разговоре с Н.А. Протопоповой и своим духовником отцом Павлом Просперовым предрекала блаженная Евфросиния без обозначения времени, что в селе Колюпанове будет иноческая обитель для желающих посвятить жизнь, подобно ей, на служение Богу, и определенно указывала места будущих монастырских зданий.

Храм, в котором в 1855 год была похоронена блаженная старица, просуществовал до 1929 года. В годы гонений за веру его разорили, устроили в нем скотный двор, кузнецу, сапожную мастерскую, а 1931 году сожгли, не оставив ни одного камешка на воспоминание. Осталась поляна, окруженная лесом, где благочестивыми людьми была сохранена могила святой Евфросинии.

Память о блаженной Евфросинии жила в народе. На источник, выкопанный столетней старицей, приходили люди, молились и получали исцеление. Сохранилось в памяти и предсказания Евфросинии, что на месте её погребения будет стоять женская обитель. Автор жизнеописания блаженной Евфросинии И.М. Суриков в 1911 г. написал: «Нужно верить, что со временем Господь исполнит волю своей верной рабы».

И это время, действительно, пришло. Хранителем святого предания и блаженной Евфросинии, молитвенником, прибегавшим к её благодатной помощи, был схиархимандрит Христофор. Его стараниями возобновлено почитание святой блаженной Евфросинии и восстановлен разрушенный храм в с. Колюпаново, где почивают святые мощи этой великой подвижницы.

В 1993 г. по молитвам старца Христофора и по благословению владыки Серапиона, митрополита Тульского и Белевского, началось строительство храма в с. Колюпаново. Когда закладывали основание, нашли старинную закладную монетку прежнего храма…

Всем миром собирали средства. Много помогали в администрации Тульской области, г.Алексина. Приходили на помощь предприятия не только Тульской области, но всей России. Это было начало зарождения монастыря.

В 1988 году состоялась канонизация Евфросинии в соборе Тульских святых в лике блаженных, совершенная по инициативе архиепископа Тульского и Белевского Максима (Крохи). Ей были составлены служба, акафист, тропарь, кондак.

Создание женского монастыря в Колюпаново

В 1993 году началось строительство каменного храма на месте сгоревшей Казанской церкви. 16 июля 1995 года, в день блаженной кончины старицы Евфросинии, по благословению митрополита Тульского и Белевского Серапиона и Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II учрежден Свято-Казанский женский монастырь. Предвидения блаженной сбываются.

В 1996 году было завершено строительство нового Казанского храма. В нем над захоронением блаженной Евфросинии устроили мраморную раку с резной деревянной сенью. Церковь украшают фрески на сюжеты жития св. Евфросинии Колюпановской.

Первой монахине обители владыка повелел дать имя Евфросиния. Спустя некоторое время определили быть игуменией монахине Евфросинии.

27 августа в храме была отслужена первая Литургия. Монастырь начал свою великую православную службу во славу Бога нашего Иисуса Христа.

Храмы Казанского монастыря

Храм во имя иконы Божий Матери «Казанская» стал первой стройкой Свято-Казанского женского монастыря. Недавно закончено строительство нового, второго храма обители. Все идет своим чередом по молитвам святой блаженной Евфросинии и батюшки Христофора.

Сейчас территория монастыря представляет собой комплекс зданий: Свято-Казанский храм, справа от него архиерейский дом и просфорная, гостиный домик (для священника), под купол возведен второй храм во имя Живоначальной Святой Троицы. Совершаются Богослужения.

Поднялись корпуса хозяйственных построек, насельницы из времянок переселились в келейный двухэтажный корпус с удобными кельями, под купол возведен второй храм. Выстроены две крытые купальни на источнике блаженной Евфросинии.

16 июля ежегодно в день памяти св. Евфросинии совершается традиционный большой Крестный ход из Казанского храма на источник. Для участия в этом Крестном ходе приезжают участники из Тульской и других соседних областей Центральной России.

В Колюпаново спуск к святому источнику блаженной старицы Евфросиньи крутой и довольно длинный, примерно на середине пути к источнику с правой стороны дорожки установлен поклонный крест, к которому приходят поклониться люди, которые хотят создать крепкую семью, родить детей. А еще сюда приезжают покаяться и вымолить себе прощение те люди, на чьей душе есть тяжкий грех детоубийства (чаще всего, это женщины, делавшие аборты).

Торжественные даты

В 2005 году в Колюпановском монастыре состоялись торжества, посвященные 150-летию со дня смерти блаженной Евфросинии. Были торжества и в 2010 году во время празднования 155-летия со дня блаженного упокоения св. Евфросинии. В Казанском храме совершена литургия, а затем состоялся крестный ход к источнику св. Евфросинии, который считается целебным и посещается многочисленными паломниками.

В 2015 году исполнится 160 лет со дня блаженной кончины св. блж. Евфросинии.

Святынями монастыря являются мощи блаженной Евфросинии Христа ради юродивой под спудом, которые находятся на месте ее захоронения в 1855 году в храме Казанской Божией Матери и святой источник блаженной Евфросинии . Источник имеет статус памятника регионального значения.

С каждым годом увеличивается число паломников, прибывающих в монастырь на поклонение мощам блаженной старицы и исцеление в источнике. По молитвам святой и по вере своей многие получают исцеление души и тела.

Свидетельства чудесных исцелений стали записывать. Вот женщина стоит на коленях у надгробья блаженной и плачет. Ребенок ее тянет: «Мама, мама», а она еще громче рыдает. Ее стали успокаивать, мол, ребенок зовет, успокойтесь. А она сквозь слезы еле выговорила: «Да ведь он у меня с рождения был немой...».

И еще произошло чудо. Родители слепого от рождения Саши привезли его на источник. В монастыре отслужили молебен о здравии и акафист блаженной Евфросинии, приложились к ее мощам, благословились у настоятельницы и отправились на источник. Мальчик троекратно окунулся в купель. «Вернулись домой из Колюпанова вечером, я положила ребенка в кроватку, включила свет – и он вздрогнул! – рассказывала Сашина мама. – Я показываю ему игрушку, а он улыбается…»

Мы ехали по утренней дороге среди лесов и полей, встречавших нас свежей зеленью и полевыми цветами. Восходящее солнце то дарило нам свое тепло, то ненадолго скрывалось за облаками. Мы ехали с легким и радостным сердцем в маленькое село Колюпаново, расположенное в Алексинском районе Тульской области. Именно здесь, среди холмов и березовых рощ, раскинулся Казанский женский монастырь, а рядом с ним - знаменитый на всю Россию святой источник Евфросинии Колюпановской.

Блаженная Евфросиния о себе никогда никому не рассказывала, но современники утверждали, что происходила она из древнего рода князей Вяземских, и была первой выпускницей знаменитого Смольного института благородных девиц в Санкт-Петербурге.

Евфросиния - ее монашеское имя. В миру она звалась Евдокия. Получив блестящее образование, обладая тонким умом и красотой, она привлекла внимание светского общества и стала одной из любимых фрейлин императрицы Екатерины II. Будущая подвижница дружила с семьями знаменитого Александра Васильевича Суворова и князя Юрия Долгорукова. Но однажды вместе с двумя другими фрейлинами, Марфой и Соломией, княжна Евдокия Вяземская решила тайно покинуть дворец и взять на себя крест подвижничества. Мы не знаем причин этого поступка: слишком ли вольные нравы придворной жизни, интриги или сплетни... Но в один из летних дней три фрейлины, воспользовавшись пребыванием двора в Царском Селе, оставили свои платья на берегу одного из прудов (пусть считают их утонувшими!), переоделись в одежды крестьянок и отправились странствовать. Евдокия побывала в нескольких монастырях: доила коров на скотном дворе, пекла просфоры. И только поборов в себе все человеческие слабости, испытав свой характер на прочность, в 1806 году она пришла в Москву к митрополиту Платону испросить благословение на особый подвиг юродства (мнимое безумие при полном здравии ума).

Увидев перед собой одаренную натуру, митрополит благословил княжну и под вымышленным именем “дуры Евфросинии” направил с собственноручным письмом в серпуховской Владычный монастырь к игумении Дионисии. Подвижница поселилась недалеко от обители, на месте монастырских погребов, в тесной избушке, взяв на себя тяжелейший крест одиночества, насмешек и лишений. Евфросиния ничего не готовила, не ходила на сестринскую трапезу, брала лишь хлеб да квас с монастырской кухни - этим и питалась.

В избе вместе с Евфросинией жили две кошки и три собаки - Милка, Розка и Барбоска. Любимцем старицы был ворон, с которым она разговаривала как с человеком. Однажды он спас ей жизнь. Дело было так. В ее келье случился пожар: кто-то из озорников, издеваясь над “дурочкой”, бросил в открытое окно пучок горящей соломы. Евфросиния стала тушить огонь и так обожглась, что слегла на шесть недель. Ворон не оставил ее: он приносил ей в клюве корочки хлеба, ягоды и воду, выхаживая больную хозяйку, в то время как люди забыли о ней.

Не зря пернатый питомец так заботился о своей хозяйке: он отвечал добром за добро. Вот что рассказывала одна из посетительниц, вместе с подругой ночевавшая в келье у старицы: “От чрезвычайно удушливого воздуха мы не могли уснуть. Вдруг в стекло кто-то постучал. Матушка подошла к окну, отворила и проговорила: “Что, нагулялся?” В это время в комнату влетел огромный ворон, каких мы никогда не видывали, и закаркал. Матушка принесла горшок каши, рассыпала ее на коленях и стала кормить ворона. А когда он перестал клевать, матушка набрала в рот каши, и он стал хватать ее изо рта, потом вспорхнул и вылетел вон. В полночь пропел петух, матушка перекрестившись со словами “Во имя Отца и Сына и Святого Духа” оправила лампаду и уже до рассвета молилась”.

В своей келье Евфросиния практически никогда не убирала, воздух в ней был настолько тяжелым, что однажды навестившая блаженную московская игумения спросила: “Матушка, зачем вы держите животных? Такой ужасный воздух”. На что Евфросиния с улыбкой ответила: “Это мне заменяет духи, которые я так много употребляла при дворе”. Животных своих блаженная очень любила, а звери и птицы отвечали ей такой же привязанностью. Стоило ей только выйти из своего жилища, как на голову и на плечи садились голуби и стаи галок сопровождали ее всюду.

Неизменной одеждой юродивой была власяница (рубашка толстого сукна серого цвета), а в лютые морозы - мужской тулуп. Ходила блаженная всегда босая. Волосы были острижены, голову она обматывала тряпицей, а на шее носила медные ожерелье и цепь, на которой висел большой медный крест. Под власяницей - тяжелые вериги (цепи), о которых никто не знал. Спала блаженная очень мало, лежа на полу вместе с собаками. А на вопросы, зачем она это делает, отвечала: “Я хуже собак”. Ночи ее были посвящены молитвенным бдениям. Строгая по отношению к себе, Евфросиния не могла спокойно смотреть на человеческое горе, на людские страдания и скорби. Во время жестоких напастей вымаливала она у Господа обильные дожди, щедрые урожаи и исцеления болящим.

Наступил 1812 год. Армия Наполеона подошла к Москве. Однажды французские офицеры увидели странную картину: блаженная собирала какие-то травки, корешки, камешки. Оккупанты стали издеваться над ней, оскорблять и бранить, а в ответ услышали обилчение на чистейшем французском языке.

Смирение и молитвенные труды открыли в Евфросинии дар прозорливости. Однажды по дороге в Серпухов заспорили две помещицы: как лучше обращаться с подчиненными. Сошлись на том, что обращаться нельзя ни строго - будут роптать, ни кротко - избалуешь. Заехали к старице. Блаженная побеседовала с ними о том о сем, а потом вдруг заметила: “Кротко, кротко”.

Рассказы о чудесах Евфросинии разнеслись по всей Центральной России. Но, как часто случается, земная слава повлекла за собой зависть, злобу и сплетни. Наговаривали на нее и монахини Владычного монастыря, и светские власти. Раздраженная на “странную” подвижницу новая игумения Владычного монастыря повелела убить трех ее собак. Евфросиния расплакалась - “собак убили - и меня убьют” - и переселилась из Серпухова в село Колюпаново. Местная помещица Протопопова полюбила старицу, построила ей новенькую светлую горницу, оштукатурила ее, деревья вокруг насадила. А блаженная поселила в этих хоромах... собак да кошек, индеек и цыплят, сама же облюбовала маленькую, душную каморку. И все четвероногие и пернатые обитатели небольшой комнатки находились в мире и согласии друг с другом.

Но и в маленьком Колюпанове не оставляли Евфросинию посетители. Шли отовсюду, просили молитвенной помощи, благодарили за исцеления.

Тяготясь людской славой, Евфросиния любила уходить за версту от Колюпанова в уединенное место рядом с Окой. В глубоком овраге с крутыми склонами, поросшими густым лесом, она предавалась тихой молитве. По дну оврага протекал небольшой ручеек, известный под названием речки Прошенки. В 40-х годах XIX столетия на склоне оврага подвижница собственными руками выкопала небольшой колодец, и, когда больные обращались к ней за помощью, говорила им: “Берите воду из моего колодезя - и будете здоровыми”.

В беседах со своим духовником иеромонахом Павлином (Просперовым) старица предсказывала, что в будущем в Колюпанове возникнет иноческая обитель.

Умерла Евфросиния 3 июля 1855 года в возрасте более 100 лет и была похоронена около местного деревянного храма.

В 1929 году большевики уничтожили эту церковь, а в 1996 году на ее месте был построен новый каменный храм в честь Казанской иконы Божией Матери. Теперь он стал монастырским. В этой церкви, с левой стороны, над могилой Евфросинии, поставлена мраморная рака.

Евфросинию Колюпановскую очень чтила Анастасия Ивановна Цветаева, родная сестра поэтессы Марины Цветаевой. Находясь в сибирской ссылке, Анастасия Ивановна собственными руками переписала ее житие, нарисовала портрет подвижницы и повесила его на стену. “Однажды, сильно болея горлом, живя одна в построенной из конюшни избушке, зимой, я мучилась острой болью и решила утром идти три километра - в больницу. Я молилась блаженной - и внезапно ощутила, что боль сразу прошла. И спал жар. Будь это от прорвавшегося нарыва в горле, был бы гной, но горло было чисто, я была здорова. Это было первое чудо в моей жизни от блаженной Евфросинии”, - рассказывала А. Цветаева.

По окончании ссылки, в 1959 году, Цветаева вместе с пожилой знакомой Татьяной Андрейчевой и ее внучкой Ритой поехала в Тульскую область искать могилку и источник подвижницы. “Усталые, но радостные, мы сели в Алексине на местный дребезжащий автобус и, сойдя по совету местных жителей у деревни Свинки, пошли пешком искать Колюпаново. Нас направили сначала к источнику, в широкую и тихую долину, где по звуку текущего из него ручья Рита нашла источник и привела нас к нему. Он истекал из узкого квадратного колодца, дно коего было усыпано медными и серебряными монетами. Над ними воды было с полметра. (Ни один озорной мальчишка их оттуда не выгреб - рассказы старших о старице Евфросиньи довлели, значит, и им!) Мы попили водички, лившейся струей в ручей. Ручей бежал в густых берегах, перебегал через дорогу, шедшую вдоль берега - и впадал в Оку”.

С тех пор А. И. Цветаева ездила на источник блаженной Евфросинии ежегодно. Однажды она вместе со своим другом поехала не той дорогой и… заблудилась. “Никак не могли найти дорогу, которая вела в долину, где был родник. Внезапно Александр Иванович остановился. “Знаете что? - сказал он. - Над нами все кружит жаворонок. Потом летит вперед - и снова возвращается. Как будто зовет. Пойдемте за ним!” И как только мы это сделали - жаворонок полетел вперед и вперед, затем повернул вбок - и мы вслед за летящей птицей вошли в утерянную долину”.

Уже в 1990 году Анастасия Ивановна сокрушалась: “Все предсказания старицы Евфросинии исполнились, кроме одного - что будет тут, в Колюпанове, обитель. С кончины старицы прошло 135 лет, а обители все нет. Но если 1000 лет перед Богом, как день един, то 135 лет подобны нескольким часам”. Но обетования святых никогда не бывают пустыми. Спустя пять лет, в 1995 году, близ чудотворного источника началось строительство Казанского монастыря.

А совсем недавно здесь произошло чудо. Родители слепого от рождения Саши привезли его на источник. В монастыре отслужили молебен о здравии и акафист блаженной Евфросинии, приложились к ее мощам, благословились у настоятельницы и отправились на источник. Мальчик троекратно окунулся в купель. “Вернулись домой из Колюпанова вечером, я положила ребенка в кроватку, включила свет - и он вздрогнул! - рассказывает Сашина мама. - Я показываю ему игрушку, а он улыбается…”

Почитаемый источник, находится в Тульской области в селе Колюпаново, в Свято-Казанском женском монастыре. В монастыре почитается подвижница и прозорливица, блаженная старица Евфросиния, Христа ради юродивая, княжна Вяземская, фрейлина императрицы Екатерины II.

Блаженная старица Евфросиния подвизалась в подвиге юродства ради Христа в Введенском Владычном монастыре в Серпухове с 1806 по 1845 г. Ее подвижническая жизнь была известна всему городу. Свт. Филарет, митрополит Московский и Коломенский, посещая обитель, подолгу беседовал с ней в ее кельи. Но по вражескому навету блаженная старица была изгнана из обители и последние 10 лет своей жизни провела в селе Колюпаново. Блаженная преставилась 3/16 июля 1855 г. в возрасте 100 лет и была погребена в приделе церкви села Колюпанова. Канонизирована в лике святых Тульской земли в 1988 г. В монастыре читается акафист святой Евфросинии.

Неподалеку от монастыря находится источник святой Евфросинии, на котором происходят исцеления. Считается, что вода этого источника избавляет от всех болезней и недугов, особенно от рака и слепоты. Вода течет из трех труб. Есть две купальни — женская и мужская. Над источником — большой крест, под ним -надпись: «Берите воду из моего колодца и будете здоровы».

Место красивое, рядом Ока.

Спуск к святому источнику очень удобный, подъем обратно так же не составляет трудности, даже если нести, как мы, по 5-6 канистр воды))).

Вся дорога от площадки где можно оставить автомобиль до источника — порядка 300 метров (засекли по навигатору)


У источника оборудованы купели — мужская и женская.

Мы окунуться не решились — морозец был градусов 15, но люди купались.

Водичка стекает в пробегающий в овраге ручеек.

Для сбора воды все очень удобно оборудовано.

На колодце стилизованная надпись основательницы источника матушки Ефросиньи.



С каждым годом увеличивается число паломников, пребывающих в монастырь на поклонение мощам блаженной старицы и исцеление в источнике. По молитвам святой и по вере своей многие получают исцеление души и тела. Считается, что вода этого источника избавляет от всех болезней и недугов

ЗАБОЛЕВАНИЯ ДЫХАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ:

Болезни верхних дыхательных путей: аденоиды, ангина, воспаление придаточных пазух носа, ларингит, простуда, ринит или насморк, хронический тонзиллит, фарингит. Болезни бронхов и легких: бронхиальная астма, бронхит, кашель, плеврит, пневмония, туберкулез легких, эмфизема легких.

особенно от рака и слепоты.

ГОВОРЯТ…
…что колюпановской водой можно вывести бесов. Для этого человеку нужно трижды окунуться с головой в воду. Люди рассказывают, что при этом одержимый человек испытывает адские муки.
…если искупаться в источнике в нательной рубахе, а после просто высушить ее, она будет лечить от простуды. Чтобы избавиться от болезни, надо надеть рубаху и проспать в ней ночь. Вода течет из трех труб. Над источником — большой крест, под ним -надпись: «Берите воду из моего колодца и будете здоровы».

Мы решили запастись водицей основательно!


Вид на Свято-Казанский женский монастырь от автоплощадки источника.

Ниже информационная справка отсюда.

Свято-Казанский женский монастырь, расположенный в селе Колюпаново Алексинского района Тульской области, учрежден 16 июля 1995 года Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексием Вторым и является одним из молодых строящихся православных монастырей.

Но история зарождения монастыря началась в далеком прошлом.

Село Колюпаново образовалось в начале шестнадцатого века и, по местному преданию, уже тогда, на берегу Оки, стоял храм во имя иконы Богородицы Казанской. О храме никаких записей не сохранилось, единственное известно что, в 1695 году в Колюпанове был выстроен новый деревянный храм во имя иконы Божией Матери Казанской. Он существовал до 1779 года, так как сгорел от удара молнии. После пожара приступать к постройке в Колюпаново храма не разрешили. Но, спасенная от пажара икона Казанской Божией Матери явила свое чудо: она исчезла из церкви с. Фомищево и явилась на березе против сгоревшего храма.

Местные помещики Бобрищевы-Пушкины поставили эту икону в своем доме и стали усиленно ходатайствовать о разрешении построить в Колюпанове на месте сгоревшего новый храм во имя этой же иконы. Храм строился на средства Михаила Александровича Бобрищева-Пушкина и в начале 1783 года постройка была окончена. Икона Казанской Божией матери с большим торжеством было перенесена из дома Бобрищевых-Пушкиных в новый храм и помещена в иконостасе. Именно в этом храме в июле 1855 года с особого разрешения преосвященного Димитрия, епископа Тульского и Белевского, погребена блаженная старица Евфросиниия Христа ради юродивая княжна Вяземская.

Евфросиния происходила из знатного рода; она была урожденная княжна Вяземская. Образование получила в Санкт-Петербурге, в Смольном институте, по окончании коего была любимой фрейлиной при дворе Императрицы Екатерины Великой. Сколько она жила при дворе неизвестно. Но придворная жизнь угнетала её, и она вместе с двумя другими фрейлинами решила покинуть Царское Село и провести остальную жизнь в подвигах. Три фрейлины оставили на берегу пруда свои платья, чтобы убедить всех, что они утонули купаясь. Переодевшись в бедное рубище, пошли они странствовать, добровольно презревши мир со всеми его благами. Сама старица рассказывала, что была она у Феодосия Тотемского в Вологодской губернии, и жила в монастыре и доила коров, а в другом монастыре была в просфорне. Распяв трудом свою плоть, старица могла вступить в молитвенный подвиг. Она пришла в Москву к митрополиту Платону. Митрополит благословил Евдокию на подвиг юродства и она до конца жизни его соблюдала. Митрополит Платой отослал её с собственноручной запиской к игумений в Серпуховской Девичий монастырь. Окончив 1-й выпуск Смольного институт, зная языки, музыку, все, что преподавалось в Институте благородных девиц, Евдокия, приняв монашество говорила прибаутками, предсказывала, творила чудеса. Трудным был путь подвижницы. В начале 40-хгодов девятнадцатого века блаженная Евфросиния приехала на жительство к помещице Наталии Алексеевне Протопоповой в Колюпаново, Здесь она оставалась до самой блаженной кончины своей. Подвиги ей были поистине велики. И лишь одни бессловесные были их свидетелями. Чудеса прозорливости и подвигов блаженной старицы изложены в её жизнеописании.

В одном из склонов оврага в окрестностях с. Колюпаново блаженная собственными руками ископала небольшой кладезь, и когда больные обращались к ней за помощью, она часто говорила им: «Берите воду из моего кладезя и будете здоровы». Не раз при своей жизни в разговоре с Н.А. Протопоповой и своим духовником отцом Павлом Просперовым предрекала блаженная без обозначения времени, что в селе Колюпанове будет иноческая обитель для желающих посвятить жизнь, подобно ей, на служение Богу, и определенно указывала места будущих монастырских зданий.

Храм, в котором в 1855 году была похоронена блаженная старица, просуществовал до 1929 года. В годы гонений за веру его разорили, устроили в нем скотный двор, кузнецу, сапожную мастерскую, а 1931 году сожгли, не оставив ни одного камешка на воспоминание. Осталась поляна, окруженная лесом, где благочестивыми людьми сохранилась могила святой Евфросинии, Память о блаженной Евфросинии жила в народе. На источник, выкопанный столетней старицей, приходили люди, молились и получали исцеление. Сохранилось в памяти и предсказания Евфросинии. Что после её кончины на месте её погребения будет стоять женская обитель. Автор жизнеописания блаженной Евфросинии И.М. Суриков в 1911г. написал: «Нужно верить, что со временем Господь исполнит волю своей верной рабы». И это время пришло.

На воротах монастыря страшные надписи о запрете любого вида съемки, приходиться фотографировать тайком не входя в ворота.


Блаженная Евфросиния, в миру княжна Евдокия Вяземская, родилась в 1758 или 1759 году. Она была выпускницей 1-го выпуска Смольного института, а потом — фрейлиной Екатерины II. Но придворная жизнь была ей не по душе, и с двумя подругами они инсценировали свою смерть, оставив одежду на берегу пруда, как будто бы утонули, а сами переоделись в крестьянские платья и отправились странствовать. Все они стали монахинями разных монастырей – одна в Москве, другая в Суздале, а Евфросиния, после долгих путешествий, получив от митрополита Платона благословение на подвиг юродства, оказалась в Серпуховском Владычном монастыре. В 40-х годах 19 века она переселилась в Колюпаново к местной помещице, где и жила до самой смерти (1855 г.). Инфо отсюда.

Километрах в 3-5 есть еще одна церковь. Новая, видимо еще не действующая.

Рядом с церковью знатный светлый домик.

Рядом с этой новой церковью так же есть источник.

Единственное, что портит окрестные пейзажи трубы Алексинского комбината (((Но на крупных планах их не видно. А кустики репейники и заросли сухостоя в этот зимний денек были достаточно живописны.






Просторы России, вышки ЛЭП и чертополох.



Дорога в Колюпаново.

Координаты:

N 54°29.041
Е 37°04.662

Как добраться:

Своим транспортом (на автомобиле)

Из Москвы по Симферопольскому шоссе и на 114-м километре свернуть на город Алексин лучше после второго указателя, т.к. после первого указателя на дороге идет ремонт моста. Второй указатель будет дальше по шоссе, через 10 километров, в районе Ясногорска. Доехав до Алексина, свернуть направо к селу Колюпаново, где находится источник подскажет любой житель города.

На общественном транспорте (своим ходом)

Из Москвы с Курского вокзала доехать до Тулы. Далее на поезде Узловая — Алексин с Ряжского вокзала до станции Колюпаново. Далее пешком около двух километров по тропинке через лес (есть указатель).