Толкование пословицы ученье свет а неученье тьма. Ученье – свет, а неученье – тьма! Кто сказал, что учиться скучно

Утро вечера мудренее

В современном литературном языке слово мудрёный употребляется в других значениях загадочный, непонятный; трудный, замысловатый; сравнительная степень - мудрёнее.
Смысл: утром решишь правильнее. Говорят, когда решение чего-либо откладывают на завтрашнее утро (потому что надеются, что за ночь что-то может измениться, утром всё будет выглядеть иначе, и отдохнувший человек примет более правильное решение, чем накануне вечером, когда он устал и может ошибиться).
Примеры из литературы:
1) - Домой пошли, понятно? Переночуешь у меня, а там видно будет. Утро вечера мудренее (Б. Полевой, “Глубокий тыл”);
2) - Дальше мы никуда не пойдём, здесь и ночуем, а утром там поглядим… Утро вечера мудренее (С. Семёнов, “Из жизни Макарки”);
3) Шагая домой по уснувшей деревне, Луша думала, что утро вечера мудреней, что завтра всё забудется и жизнь потечёт по-прежнему (С. Антонов, “Тётя Луша”).

Ученого учить – только портить

Смысл: того, кто уже научился чему-то, кто опытен, не надо переучивать. Говорится как предупреждение против излишних советов или сам человек говорит о себе, когда не хочет принимать чужих советов.
Примеры из литературы:
1) - Впрочем, что мне тебя учить, учёного учить - только портить. Догадаешься и сама (М. Салтыков-Щедрин, “Пошехонская старина”);
2) - Что вы меня учите? - говорил он. - Учёного учить - только портить (Д. Мамин-Сибиряк, “В последний раз”).

Ученье свет, а неученье тьма

Смысл: в этой пословице противопоставлены свет и темнота (тьма). Свет олицетворяет образование, знания, полученные в результате учения, а тьма - невежество, культурную отсталость. Говорят (чаще шутливо) в качестве наставления, когда хотят подчеркнуть значение образования, пользу знаний, обычно советуя при этом учиться.
Примеры из литературы:
1) Пословица “ученье свет, а неученье тьма” бродила уже по сёлам и деревням вместе с книгами, развозимыми букинистами (И. Гончаров, “Обломов”);
2) - Ученье свет, а неученье тьма. Учись! Оно, конечно, тяжело: в теперешнее время ученье дорого обходится (А. Чехов, “Степь”);
3) - Учись, сынок, учись хорошо. Учение свет, а неученье тьма. Грамотному и в люди легче пробиться (И. Козлов, “Жизнь и борьба”).

Хлеб – соль ешь, а правду режь

Это сочетание образовано из двух слов, обозначающих необходимые продукты питания. Хлеб является не только основным продуктом питания, но и наиболее уважаемым - символом затраченного труда. От сочетания хлеб-соль образованы слова хлебосольство - радушие и щедрость при угощении, хлебосольный - гостеприимный, любящий хорошо угостить гостя, хлебосол - хлебосольный хозяин, тот, кто радушно принимает гостей и от души их угощает.
“Резать правду” - говорить прямо, открыто то, что думаешь.
Говорится как совет смело говорить правду, не взирая на то, в каких отношениях ты находишься с тем, кому должен её сказать.
Примеры из литературы:
1) - Правды не боюсь. Хлеб-соль ешь, а правду режь, говорит русская пословица (М. Салтыков-Щедрин, “Сатиры в прозе”);
2) Не держи теперь в секрете ту ли, эту к делу речь. Мы с тобой на этом свете: Хлеб-соль ешь, а правду режь (А. Твардовский, “Тёркин на том свете”).

Похожие страницы:

1. Чему быть, того не миновать
2. У кого что болит, тот о том и говорит
3. Семь бед - один ответ
4. После драки кулаками не машут
5. Отзвонил - да и с колокольни долой

На Главную

Ученье - свет, а неученье - тьма (А.Суворов)

Как из копеек составляются рубли, так и из крупинок прочитанного составляется знание. (Владимир Иванович Даль)

Три качества - обширные знания, привычка мыслить и благородство чувств - необходимы для того, чтобы человек был образованным в полном смысле слова. У кого мало познаний, тот невежа; у кого ум не привык мыслить, тот груб или тупоумен; у кого нет благородных чувств, тот человек дурной. (Чернышевский Н.Г.)

Образование есть нечто такое, что люди предпринимают в отношении себя и для себя: человек сам себя «образует». Выучить нас могут и другие, но «образовать» себя мы можем лишь самостоятельно. И это не пустая игра слов. Образовать себя - совсем не то, что научиться чему-либо. Мы учимся с целью приобрести различные умения; работаем над своим образованием - чтобы чем-то стать, чтобы пребывать в ладу с этим миром. Как можно это описать?

Да, в начале жизни мы будучи несмышлёными малышами впитываем жадно и бездумно культуру, в которую погружает нас появление на свет. Со временем, с развитием памяти, интеллекта, нравственности мы учимся оценивать культуру и начинаем видеть её изъяны, указывать на них взрослым, что своим следствием имеет появление молодёжных протестных субкультур, которые сегодня зачастую вместо нацеливания на созидательную критику ведут либо к саморазрушению, либо к разрушению общества, то есть критику деструктивную - критику без каких-либо творческих предложений по исправлению ситуации.

Образованность наша таким образом складывается из впитанных в самом детстве базовых программ психики, накопленных поверх этого стереотипов (сюда же относятся и разнообразные факты), какой-никакой развитости машины интеллекта, если повезёт с окружением то какой-никакой развитости чувств, а если очень повезёт - то и определённой культуры мышления, навыков изменения своей психики, работы с информацией, пониманием методов действия и создания знаний в темпе течения жизни. Также всё это связывает в психике и направляет по жизни система нравственных стандартов, которая по большей части также почерпнута из культуры и отчасти сконструирована самостоятельно в более сознательном возрасте, да ещё рекомендаций совести, которым мы в силу нашей нравственности либо следуем, и тогда проблем по жизни имеем меньше, поскольку совесть оберегает от знатных ошибок, либо - глухи к ней и тогда жизнь всячески нам указует на необходимость обратить своё внимание на эту самую нашу советь.

К тому же, как мы писали в статье «Ликвидация управленческой безграмотности - залог развития общества!» (http://inance.ru/2014/08/upravlenie/).

Если соотноситься с задачей сохранения или обретения этим обществом способности к дальнейшему развитию культуры и поддержке личностного развития всех, то от каждого общество в праве требовать :

  • Самообладания (т.е. воля человека должна быть властна прежде всего над его инстинктами и культурно обусловленными навыками поведения, включая привычки - бессознательные автоматизмы поведения). Это так потому, что именно самообладание является основой важнейшего личностного качества, открывающего возможности свободного развития общества: «толерантности» - умения воспринимать людей такими, каковы они есть, и терпимо (без потакания) относиться к ним, не взирая на их личностные пороки, недостатки и совершаемые ими ошибки (в том числе и систематические ошибки). При этом «толерантность» предполагает неприятие, преодоление и подавление попыток к порабощению себя, проистекающих со стороны других индивидов и корпораций как путём применения потенциальными поработителями силы или угрозы её применения, так и путём создания разнородной зависимости от «покровителя»-единоличника или «покровительствующих» корпораций и т.п.
  • Коммуникабельности в сочетании с заботливостью и доброжелательностью , поскольку именно эти качества позволяют войти в общение с другими людьми как для того, чтобы жить и работать совместно с ними, так и для того, чтобы оказать им помощь в выявлении и разрешении их проблем.
  • Эффективной личностной культуры чувств и культуры мышления , поскольку именно они лежат в основе творчества людей как в работе, так и в оказании помощи другим, основой безопасности окружающих в общении и в совместной деятельности с человеком.
  • Владения общекультурными навыками и освоения стандартного для общества образования , что объединяет в общество всех взрослых его членов в каждую историческую эпоху. В эту группу критериев входят умения читать и писать, в том числе.

Это тот минимум, которым должно обладать все граждане в обществе, но и до этого уровня воспитанности многие не дорастают.

Как можно видеть знание фактов - лишь очень малая доля настоящей образованности и воспитанности, однако и с этим у многих людей проблемы.

Образованный человек - обязательно читатель

Читатель художественной литературы, из которой он узнает: как можно выразить свои мысли, желания и чувства. Он изучает язык души. Осознает, что одни и те же вещи можно воспринимать иначе, чем привык он сам. По-другому любить, по-другому ненавидеть. Он усваивает новые слова и метафоры, описывающие душевные состояния. Пополняя свой запас слов, обогащая палитру понятий, он учится более точно выражать свои переживания и тем самым - более тонко чувствовать.

Образованный человек лучше, интереснее рассказывает о себе и о мире, чем тот, кто только и может, что повторять обрывки ярких фраз или афоризмов, когда-то им затверженных. Способность человека к точному самовыражению позволяет ему углублять и уточнять представление о самом себе. Этот процесс может продолжаться бесконечно.

К тому же чтение задействует один из самых важных механизмов психики, от которого зависит будущее, как отдельного человека, так и всего человечества в целом. Это - воображение. Если вы не воображаете, не мечтаете о своём будущем, его для вас сделает кто-то другой. Сегодня, против воображения всячески борется массовая культура, приучающая лишь потреблять готовую информацию, но не творить, не воображать новое. В итоге человек становится придатком к телевизору или к ленте в социальной сети. Книга же учит наше сознание воображать, создавать миры, наделять их деталями и особенностями, которых даже и нет в книге - она учит нас творить!

живём в век, когда темп развития общества, его экономический прогресс и жизнь каждого из нас зависит от знаний. Не имея их, человек не может познавать природу, овладевать её богатствами, управлять современной техникой, управлять производством, наладить своё собственное дело, не может и сам быть гармонической личностью.

Престиж знания, престиж образования становится всё более высоким. Ни воспитание, ни образование не могут быть даны в готовом виде. Стать образованным - это,в первую очередь значит научиться учиться , и для тех кто освоил этот навык процесс образования длится всю жизнь, а сама жизнь становится разнообразной и яркой.

как говорится, общие постулаты. Всё всегда проверяется на деле, благо подвернулся повод.

Что знают жители Петрозаводска о творчестве М.Ю.Лермонтова?

В канун 200-летия со дня дня рождения великого русского поэта М.Ю.Лермонтова интернет - издание «ТВР-Панорама» провели опрос среди молодежи города Петрозаводска с целью узнать, а что они они знают и помнят из школьной программы о творчестве поэта.

Результат, конечно, «впечатляющий», поэтому мы приводим данные опроса полностью.

Портал «ТВР-Life» провёл опрос на улицах

200-летие - прекрасный повод спросить у вас, дорогие читатели, - знаете ли вы на самом деле, кто такой Михаил Лермонтов. Поэт. А ещё? Конечно, знаете, не сомневаемся. И всё же, на всякий случай, попросили петрозаводскую компанию «Карелия в цифрах» опросить 100 человек, да помоложе, и выведать - знает ли петрозаводская молодежь «наше второе все». Они и опросили. Результаты опроса перед вами.

В объятья наших партнёров из компании «Карелия в цифрах» попали 40 молодых людей и 60 девушек. Возраст от 15 до 29 лет. Опрос проводился на улице, вопросы задавали и простые, и сложные, для некоторых. Чтобы было интереснее, придумали варианты ответов.

Кто такой Михаил Юрьевич Лермонтов?

Ура! Все 100 наших респондентов идентифицировали его как поэта, писателя, классика русской литературы. Спасибо, что никто не назвал поэта космонавтом или бизнесменом.

Знаете ли вы, когда юбилей Лермонтова?

Оказывается, большинство не знает. 90 человек так и ответили - «Не знаю». Что ж, простительно - Лермонтова на государственном уровне любят не так, как Пушкина, обратного отчёта до его дня рождения не проводят. Зря он все же когда-то написал «страна рабов, страна господ».

Сколько лет исполняется со дня рождения Лермонтова?

Ответ «Не знаю» (77 человек ответили именно так) нас огорчил. Только 17 человек вспомнили про 200-летие. Были и те, кто назвал цифру 100.

В каком возрасте погиб поэт и почему?

Все знают, что поэт Пушкин погиб на дуэли. А вот, что и Лермонтова постигла та же участь - известно, оказывается, не всем. А ведь мы даже варианты ответов предложили. Оказывается, только 38 человек из 100 вспомнили про дуэль, после которой в 26 лет поэт и скончался. Любопытно, что 26 человек (каждый четвёртый!) клюнул на нашу ловушку и ответил, что Лермонтов трагически упал с обрыва в Пятигорске в 43 года. Эх, вы…

Что сделал для Лермонтова Николай Мартынов?

И тут снова промашка. То, что именно этот бравый офицер, над которым поэт периодически посмеивался, убил великого поэта, знает всего 17 человек. 32 же считают, что Мартынов был другом Лермонтова и во всем ему помогал. Да уж, дружок. Некоторые вспомнили и про жену поэта, которую Мартынов увёл у поэта. Было бы кого уводить, не был классик женат.

В каком районе Петрозаводска находится улица Лермонтова?

Здесь всё сложно. О том, что эта улица разлеглась на Кукковке, если точнее, Старой Кукковке, нам поведали только девять человек. Победил традиционный ответ «Не знаю».

Какие произведения Лермонтова вы знаете?

Здесь мы плакали. Плакали, потому что 47 респондентов (почти половина) не вспомнили ни одного произведения поэта. Ни одного! 36 назвали «Героя нашего времени», 11 - «Бородино». Были и ошибочные ответы. Например, кто-то вспомнил «Шерлока Холмса». Пятёрка вам от Конан Дойля.

Какие из этих произведений написал М.Ю.Лермонтов?

Этот вопрос мы задали, чтобы немного улыбнуться. Только вот впору грустить после полученных ответов. В таблице все видно. Поблагодарим лишь тех 42 человек, которые нас раскусили. Про остальные ответы - как говорится, без комментариев. И снова привет от Конан Дойля.

Прочитайте хотя бы две строчки вашего любимого произведения Лермонтова?

И что же в итоге? А в итоге констатация факта - поэта Михаила Лермонтова, которого не без оснований, называют нашим вторым великим поэтом (если бы не погиб так рано, мог бы и побороться за звание первого) молодое поколение знает плохо. Всем известно только то, что он поэт, а вот процитировать классика или блеснуть знаниями его биографии могут немногие. Господа многие, бросьте важные дела и посвятите хотя бы часок Лермонтову. Когда ещё, если не сейчас. Вам же лучше.

(Источник)

Наше второе всё!

Про Лермонтова говорили, что у него яростный талант. Когда Лермонтову было 23 года, убили Пушкина. Убийство было некрасивым, скандальным, смешным, замешенным на адюльтерном (супружеская неверность, измена) бульоне. После первого шока пошли анекдоты, хихиканья и рассудительные рассуждения светских бабёнок о том, что «вольно же было такому уроду на красавице жениться, какое право он имел её ревновать, а Дантес - такой интересный господин». Каждому было приятно макнуть в родную грязь гения, чьё интеллектуальное и творческое превосходство так долго подавляло почтенную публику. А гений - он такой же, как все, и кишки у него в дыру на пузе, как у всех, лезли, и морошки он перед смертью просил…

Человек может жить в окружении мелкой пошлости, ежедневно примиряясь с ней, но при виде пошлости, читающей самодовольные нотации над телом мертвого льва, ярость может сорвать паровой клапан.

Источник

Спустя несколько дней Лермонтов написал стихотворение «На смерть поэта». Ну, то самое, всем известное:

Погиб поэт! - невольник чести -
Пал, оклеветанный молвой,
С свинцом в груди и жаждой мести…

Стихотворение было сочтено очаровательным, разошлось в списках, но многие, однако, поругивали Лермонтова за то, что тот в таких жёстких выражениях порицал Дантеса: «пустое сердце», «ловец чинов» - к чему такое неуважение? Да и светское общество тоже слегка обиделось на «свет завистливый и душный», «клеветников ничтожных», «коварный шепот насмешливых невежд». Когда Лермонтову донесли эти мнения, он дописал к своему стихотворению ещё 16 строк. Вот этих.

А вы, надменные потомки
Известной подлостью прославленных отцов,
Пятою рабскою поправшие обломки
Игрою счастия обиженных родов!
Вы, жадною толпой стоящие у трона,
Свободы, Гения и Славы палачи!
Таитесь вы под сению закона,
Пред вами суд и правда - всё молчи!..
Но есть и божий суд, наперсники разврата!
Есть грозный суд: он ждёт;
Он не доступен звону злата,
И мысли и дела он знает наперёд.
Тогда напрасно вы прибегнете к злословью:
Оно вам не поможет вновь,
И вы не смоете всей вашей чёрной кровью
Поэта праведную кровь!

Трон отреагировал моментально. И Лермонтова сослали на фронт военных действий, на Кавказ, где в 1841 году, на дуэли, в 26 лет, в самом начале творческого пути, Россию покинул, пожалуй, самый талантливый поэт и писатель, потенциальный гений всепланетного и всесовременного уровня вроде Шекспира и Данте. Скорость и сила, с которыми ежегодно раскрывалось новыми сторонами его дарование, не позволяют в этом сомневаться даже самым горячим критикам лермонтовского творчества - они могут лишь порицать его мысли, но не могут усомниться в его мощи.

(http://www.maximonline.ru/longreads/get-smart/_article/lermontov-200/)

Литература как духовная скрепа

Фотография: Юрий Машков. ИТАР-ТАСС

Вот мнение специалиста о том, какое образование в области литературы и русского языка получают школьники. Учитель литературы Эдуард Безносов заявляет, что только написание сочинения в форме ЕГЭ не заставит школьников засесть за чтение книг:

Мы до сих пор не определились с целями и задачами литературного образования в школе. У нас стандарты действуют неправильно. Может, стоит определиться, для чего мы вообще литературу в школе изучаем, с какой целью. А мы ставим телегу впереди лошади. До сих пор в сознании подавляющего большинства моих коллег цель изучения русского языка - научить правописанию. А это ведь прикладная задача. Дети говорить и писать не умеют по-русски.

Сейчас мне кажется, что надо принципиально поменять направление курса литературы. Мы начинаем курс из глубины, со «Слова о полку Игореве». А чтобы его читать, надо созреть. Да и до русской классики XVIII-XIX веков десятиклассники еще, откровенно говоря, не доросли. Начинать надо, по-моему, с того, что школьникам близко и интересно, - с современной литературы. И идти в глубь веков. И тогда школьники смогут понять, как все новое выросло из этой старины. Но этого в школе делать нельзя из-за системы изучения литературы и федеральных стандартов.

А что нас делает единым обществом, кроме нашей истории, которую большинство знает плохо? То, что у нас у всех одно культурное пространство - наша литература. Вот благодаря чему мы пока остаемся еще некоторой целостностью.

Самое главное - определить цель литературного и языкового образования в школе. Все остальное - это вопросы производные.

(http://www.gazeta.ru/social/2013/12/18/5809165.shtml)

Заключение

Без полноценных знаний по литературе и русскому языку вырастают поколения людей, которые не могут связно выразить свои мысли.

Сегодня истинность и ценность - понятия мифологические, как сказал по радио один современный философ. Существуют только цели и способы их достижения. Деньги стали вершиной ценностной шкалы, и это уже никто не скрывает. Между тем в русской литературе тема денег всегда была трагической и немножко стыдноватой.

Рынок существовал всегда. Но рыночной идеологии на Руси никогда не было. Были корыстные люди - почитаем Александра Островского. Но в голове человека русской культуры сидело, что деньги - это не самое главное. Если русский переставал так думать, он сразу превращался в преступника. Для нашего человека очень опасно нарушение ценностной шкалы, потому что тогда он обязательно рухнет в самую бездну.

Почему мальчики и девочки должны сами выбирать профильные предметы? Это воспитание потребительского подхода к собственному образованию. Культура всегда строилась на том, что она тянет человека вверх.

Познай, где свет, - поймешь, где тьма.
Пускай же все пройдет неспешно,
Что в мире свято, что в нем грешно,
Сквозь жар души, сквозь хлад ума.
(А. Блок).

У литературы одна цель - помочь человеку, дохнуть на него при чтении книги теплом и добром
(В.Распутин).

У писателя Азарова есть замечательные слова

Не борись с тьмой. Чтобы победить тьму, надо зажечь свет.

Этим светом является наша объединяющая множество народов русская культура, её духовные истоки.

Зажигая на уроках литературы огоньки веры и любви в сердцах учеников, учителя стремятся научить их жить по законам добра. Настойчиво формируют систему ценностей, относящихся к лучшим традициям отечественной культуры. Именно они, эти традиции, должны являться прочной основной духовной высоты личностей будущих школьников.

Ведь, как известно, люди «не рождаются, а становятся теми, кто они есть».

Материалы:

http://literature.area7.ru/?m=1688

http://www.maximonline.ru/longreads/get-smart/_article/lermontov-200/

С детства мы ходим в школу и изучаем разные предметы. Некоторые считают, что это ненужное дело и только забирает свободное время, которое можно потратить на компьютерные игры и что-то еще. Я думаю по-другому.

Есть такая русская пословица: «Ученье свет, а неученье – тьма». Это значит, что для тех, кто узнает много нового и стремится к этому, впереди открывается светлая дорога в будущее. А те, кто ленится и не учится в школе, останутся всю свою жизнь во тьме глупости и невежества. Люди, которые стремятся к знаниям, умные и начитанные, они разбираются в разных интересных и полезных вещах, учатся в университетах и академиях, работают в современных офисах менеджерами и директорами.

Я с детства хочу стать переводчиком. Это моя мечта. Для того, чтобы она сбылась, я очень стараюсь, я учу английский в школе, хожу на дополнительные занятия. Стараюсь смотреть мультфильмы без перевода, каждый день мама проверяет, сколько новых слов и фраз я запомнила. Она мне помогает достигнуть моей цели и выйти на свет, в мир грамотных и умных людей. Мне трудно, потому что у меня каждый день много других уроков, а еще музыкальная школа и танцы. Но меня это не пугает, я очень стараюсь и верю, что все обязательно получится. Я хочу много путешествовать, общаться с интересными людьми. Но если я не смогу поддержать беседу, они подумают, что я глупая и не станут со мной разговаривать.

Нельзя оставаться во тьме, тем более наши замечательные учителя и любимые родители дают нам необходимые знания, поддерживают и верят в нас. Это нужно не для них, а для нашего будущего. Нужно прикладывать немало усилий для того, чтобы много уметь и знать, но все это пригодится в жизни. Для того, чтобы получить любимую профессию и работать тем, кем мечтаешь, нужно потрудится.

"Учиться, учиться и еще раз учиться"! Наша жизнь — непрекращающийся поток поступающих знаний. Не важно, кто вы по образованию, чем занимаетесь в профессиональном плане — в любом случае каждый день к вам будут поступать новые знания. А вот принимать их или нет — уже зависит от вас.

Еще с детства мы слышим пословицу: "Ученье — свет, а неученье — тьма". Кто сказал эту фразу однажды, уже не сыскать в глубине истории, но этот человек был прав на сто процентов. Лишь совершенствуясь в имеющихся познаниях и получая новые, человек растет и развивается.

Можно ли не учиться?

Нельзя сказать, что пословица "Ученье — свет, а неученье — тьма" несет большой философский смысл. Лишь обучаясь чему-то новому, человек может гордо именоваться человеком. В противном случае наступает деградация. Более того, имеет место интересная биологическая особенность.

Нейронные связи

Каждый раз, когда мы повторяем какое-либо действие, в нашем мозге образуется связь между нейронами. Образно говоря, она выглядит как пробегающее электричество между двумя нейронами. Если каждый день вновь и вновь что-то изучать, то этих связей будет все больше, а вам будет нравиться учиться. Дело в том, что все в природе стремится к упрощению, и поддерживать старые связи мозгу проще, чем создавать новые.

Выходит, в пословице "Ученье — свет, а неученье — тьма" смысл есть также и буквальный. Если наблюдать за головным мозгом в момент получения новой информации, можно увидеть "освещение" природным электричеством нейронных связей. Абсолютная же нелюбовь к учебе была бы видима как тьма.

Всегда ли "Ученье — свет, а неученье — тьма"?

Кто сказал, что любое учение будет полезным и нужным? Представьте, что вы день за днем смотрите любимый сериал. Образно говоря, вы получаете новую информацию. Но вместе с тем полезно ли это учение? Несет ли оно практический смысл? На уровне нейробиологии ваш головной мозг находится в глубокой спячке, когда вы смотрите любимую мыльную оперу или играете на компьютере в игрушку. Если и впрямь желаете развития, то будет совсем неплохо избавиться от привычек, которые бесполезны для вас.

Чем больше мы знаем, тем больше мы не знаем

В Древней Греции был известен принцип получения знания, который сформулирован так: "Чем больше мы знаем, тем больше мы не знаем". Дело в том, что, получая новые знания, вы осознаете, сколько же есть еще для вас нового и неизведанного. Это достаточно хорошо: такое знание побуждает нас еще больше проявлять любопытство и совершенствоваться. Выходит, что мы постоянно находимся в поиске источника освещения согласно образному смыслу поговорки "Ученье — свет, а неученье — тьма".

Кто сказал, что учиться тяжело?

Скорее всего, для вас слово "ученье" ассоциируется со скучными школьными занятиями. Система обучения устроена так, чтобы дать ребенку общее представление о мироустройстве и фундаментальные знания обо всем.

Это, конечно, хорошо тем, что по окончании школы мы знаем обо всем по чуть-чуть, но вместе с тем очень поверхностно. К сожалению, школьная зубрежка и система оценивания напрочь отбивают желание учиться, и нет ничего скучнее пословицы "Ученье — свет, а неученье — тьма". Кто сказал, что учение должно быть неинтересным и вызывающим скуку? Окончив школу, вы вправе дальше самостоятельно выбирать свой путь и изучать то, что вам интересно.

Имейте хобби

Ваша жизнь будет захватывающей и интересной, если у вас будет любимое занятие. Кроме того, что вы будете с пользой проводить свободное время, у вас будет также интуитивное желание развиваться в этом деле и осваивать новые горизонты. Даже если ваша работа или деятельность не предполагает огромных возможностей для обучения, будьте активными стремитесь познавать новое всю жизнь!

Ср. Мой сын учись ученье свет, А неученье тьма; А жизнь на все уж даст ответ По своему, сама. В.С. Курочкин. Завещание. Ср. Ученье не только свет, по народной пословице, оно также свобода.

И. Козлов, Жизнь в борьбе. Советница:] Разве ваш сын должен говорить с вами только тем языком, который вы знаете. Образование есть нечто такое, что люди предпринимают в отношении себя и для себя: человек сам себя «образует».

Мы учимся с целью приобрести различные умения; работаем над своим образованием - чтобы чем-то стать, чтобы пребывать в ладу с этим миром. Как можно это описать? Это тот минимум, которым должно обладать все граждане в обществе, но и до этого уровня воспитанности многие не дорастают. Пополняя свой запас слов, обогащая палитру понятий, он учится более точно выражать свои переживания и тем самым - более тонко чувствовать.

К тому же чтение задействует один из самых важных механизмов психики, от которого зависит будущее, как отдельного человека, так и всего человечества в целом. Это - воображение. В объятья наших партнёров из компании «Карелия в цифрах» попали 40 молодых людей и 60 девушек.

Оказывается, только 38 человек из 100 вспомнили про дуэль, после которой в 26 лет поэт и скончался. В таблице все видно. Поблагодарим лишь тех 42 человек, которые нас раскусили. Вот мнение специалиста о том, какое образование в области литературы и русского языка получают школьники. Может, стоит определиться, для чего мы вообще литературу в школе изучаем, с какой целью. А мы ставим телегу впереди лошади.

В каком возрасте погиб поэт и почему?

Да и до русской классики XVIII-XIX веков десятиклассники еще, откровенно говоря, не доросли. И идти в глубь веков. И тогда школьники смогут понять, как все новое выросло из этой старины. Но этого в школе делать нельзя из-за системы изучения литературы и федеральных стандартов. Самое главное - определить цель литературного и языкового образования в школе. Все остальное - это вопросы производные.

В каком районе Петрозаводска находится улица Лермонтова?

Но в голове человека русской культуры сидело, что деньги - это не самое главное. Этим светом является наша объединяющая множество народов русская культура, её духовные истоки. Запись буквы и соединений в прописи.

Призвали на совет сову, и та подтвердила, что надо науки и искусства в дворнях заводить, потому что при них и орлам занятнее живется, да и со стороны посмотреть не зазорно. И. Чернев, Семейщина. С. Семенов, Беженка Луиза.Из XVIII в.: Любезная собратия! Намерение такое удивит угрюмых читателей и философов. По мне все равно. Иное говорит он, кажется, и по-русски, а я, как умереть, ни слова не разумею. Выучить нас могут и другие, но «образовать» себя мы можем лишь самостоятельно.

„Я помню в нём каждое дерево…”

Самообладания (т.е. воля человека должна быть властна прежде всего над его инстинктами и культурно обусловленными навыками поведения, включая привычки - бессознательные автоматизмы поведения). Как можно видеть знание фактов - лишь очень малая доля настоящей образованности и воспитанности, однако и с этим у многих людей проблемы.

Читатель художественной литературы, из которой он узнает: как можно выразить свои мысли, желания и чувства. Он изучает язык души. Осознает, что одни и те же вещи можно воспринимать иначе, чем привык он сам. По-другому любить, по-другому ненавидеть.

Образованный человек лучше, интереснее рассказывает о себе и о мире, чем тот, кто только и может, что повторять обрывки ярких фраз или афоризмов, когда-то им затверженных. Способность человека к точному самовыражению позволяет ему углублять и уточнять представление о самом себе. Этот процесс может продолжаться бесконечно.

3. Чтение слов и текста с новой буквой

Если вы не воображаете, не мечтаете о своём будущем, его для вас сделает кто-то другой. Мы живём в век, когда темп развития общества, его экономический прогресс и жизнь каждого из нас зависит от знаний. 200-летие - прекрасный повод спросить у вас, дорогие читатели, - знаете ли вы на самом деле, кто такой Михаил Лермонтов.

И всё же, на всякий случай, попросили петрозаводскую компанию «Карелия в цифрах» опросить 100 человек, да помоложе, и выведать - знает ли петрозаводская молодежь «наше второе все». Они и опросили. Зря он все же когда-то написал «страна рабов, страна господ».

Ученье свет, а неученье тьма. Учись! Оно, конечно, тяжело: в теперешнее время ученье дорого обходится. Господне дело. В писании святые апостолы возвещали: ученье свет, неученье тьма. Оттуда и пословица в народе. Яков Ростер:] Какая это справедливая пословица: ученье свет, а неученье тьма! Как тому хорошо, кто учен. Княжнин, Неудачный примиритель. Ученье свет, почтеннейший Калин Калиныч! Напишем букву ф в прописи.

УЧЕНЬЕ СВЕТ, <А> НЕУЧЕНЬЕ ТЬМА. Ср. Кто грамоте горазд, тому не пропасть. Призвали на совет сову, и та подтвердила, что надо науки и искусства в дворнях заводить, потому что при них и орлам занятнее живется, да и со стороны посмотреть не зазорно. Ученье свет, а неученье - тьма. Салтыков-Щедрин, Орел-меценат.- Вот, Егор Иваныч, что значит ученье: ученье свет, а неученье тьма. Если 6 я теперича был грамотный, я бы теперича кто был? поди, и дом у меня был бы каменный. Решетников, Ставленник. Ученье свет, а неученье тьма. Учись! Оно, конечно, тяжело: в теперешнее время ученье дорого обходится. Чехов, Степь.- Учись, сынок, учись хорошо. Учение свет, а неучение тьма. Грамотному и в люди легче пробиться. Не будешь горе мыкать, как твои темные родители. И. Козлов, Жизнь в борьбе. Нежданов был для него [Голуш-кина] новое лицо. Услышав, что он студент, Голушкин опять засмеялся, пожал ему вторично руку и промолвил: - Славно! славно! нашего полку прибыло... Учение свет, неучение тьма - я сам на медные гроши учен, но понимаю, потому достиг! Тургенев, Новь.- Слышал я, Устинья Семеновна, сына к дяде в ученье отправляешь? Господне дело. В писании святые апостолы возвещали: ученье свет, неученье тьма. Оттуда и пословица в народе. И. Чернев, Семейщина. [Кочетов:] Про Якова, пожаловал, спросил: Мол, учится ль он грамоте немецкой? И похвалил его, и молвил так: 4Учился бы; не все бродить в потемках; Ученье свет». Островский. Комик XVII столетия.- Откуда это вы, Марк Киприяныч, так складно говорить только научились? - Ученье свет, почтеннейший Калин Калиныч! - скромно отвечал Праведный, полузакрывая свои бесстыжие глаза. Мамин-Сибиряк, В горах. То, что говорила Луиза, было новостью для всей семьи, и каждое ее слово принималось к сердцу..- Знамо, правда это,- наконец, согласилась Татьяна.- Говорят: ученье свет. Вот вы поученее, и у вас уж все другое. С. Семенов, Беженка Луиза.
Из XVIII в.: Любезная собратия! Предприял я быть вам полезным и преподать способ, лестной для нынешнего воспитания; способ завидный - казаться разумным, не имея ни капли разума. Намерение такое удивит угрюмых читателей и философов. Может быть, и вы сами почтете его странным, уважая старинную пословицу: ученье свет, а неученье тьма. Крылов, Мысли философа по моде. [Скотинин:] Бывало я ученых умниц не любил; а ныне с тех пор, как Сидорыч у меня в селе, я ученье полюбил, а пуще всего как он с грамотным соседом у меня спорит.. [Цыфиркин:] Ученье свет, а неученье тьма. Плавильщиков, Сговор Кутейкина. [Яков Ростер:] Какая это справедливая пословица: ученье свет, а неученье тьма! Как тому хорошо, кто учен. Княжнин, Неудачный примиритель. [Советница:] Разве ваш сын должен говорить с вами только тем языком, который вы знаете. [Бригадирша:].. По мне все равно. Иное говорит он, кажется, и по-русски, а я, как умереть, ни слова не разумею. Что и говорить: ученье свет, неученье тьма! Фонвизин, Бригадир.
- Симони: Сов-Ьтъ св-Ьтъ, а несовЪтъ тма; Снегирев: Ученье свет, а неученье тьма; Даль: Ученье свет, а не ученье тьма; Михельсон: Ученье свет, а неученье тьма; Рыбникова: Ученье -свет, неученье - тьма.

Интеллектуально познавательная игра

Тема: «Ученье - свет, а не ученье – тьма».

Цель: Развитие познавательного интереса к истории, литературе, природе. Расширение кругозора детей, развитие памяти образного и логического мышления.

Оборудование: проектор, слайдовая презентация, экран, карта Кемеровской области.

Ведущий: Здравствуйте, уважаемые гости!

Здравствуйте, уважаемые участники!

Сегодня в интеллектуально - познавательной игре «Ученье - свет, а не ученье-тьма» примут участие ребята, которые в честном поединке продемонстрируют свои умения, знания, смекалку и эрудицию.

Предлагаю командам занять свои места (команда зелёных, команда красных, команда жёлтых).

(МУЗЫКА).

Представляем наше уважаемое жюри

Интересные факты из истории об образовании

Ведущий:

Итак, у нас три игровых стола, на них флажки разного цвета. В игре будет несколько раундов по таким темам: география, мир живой природы, математика, литература, загадки, ребусы и кино.

А начнем с раунда общих вопросов. Вопросы будут заданы трем командам одновременно, время на обсуждения не даётся, отвечает команда, первой поднявшая флажок.

1 раунд: Общих вопросов. (Разминка).

1. Вы все знаете могучего богатыря Илью Муромца. Сколько лет пролежал Илья на печи? (33 года)

2. Вспомните, какое заклинание знал Маугли? («Мы с тобой одной крови - ты и я»)

3. Зимой холодно, поэтому мы одеваемся тепло - валенки, шубы, шапки. Греет ли зимой шуба? (Нет, она лишь сохраняет тепло)

4. У кого усы длиннее ног? (У таракана)

5. Что это за трава, которую и слепые узнают? (Крапива)

6. Что общего у всадника и петуха? (Шпоры)

7. Какое топливо добывают на болоте? (Торф)

8. Где танцуют лезгинку? (В Грузии)

9. Под каким кустом сидел заяц во время дождя? (Под мокрым)

11. Как можно пронести воду в решете? (Заморозив)

12. Какую страну носят на голове? (Панаму)

14.Самый большой медведь? (Белый медведь)

15.Самый зубастый столовый прибор? (Вилка)

18.Самый острый каблук? (Шпильки)

19.Самый небесный цвет? (Голубой)

20.Самый зубастый балет? («Щелкунчик»)

21.Самый мирный итог поединка? (Ничья)

22.Самое крупное спортивное мероприятие? (Олимпиада)

23.Самый умный вид спорта? (Шахматы)

24.Самые большие волны? (Цунами)

26.Самый большой кусок льда? (Айсберг)

27.Он бывает между корнем и окончанием (Суффикс)

28.Что будет, если поспешишь? (Людей насмешишь)

29.Научное справочное пособие по всем отраслям знаний (Энциклопедия)

30.Команда самолета, танка, корабля (Экипаж)

2 раунд: литературный.

Ведущий:

Ребята, а давайте проверим, знаете ли вы пословицы и поговорки?

(вопрос залу, отвечают).

А сейчас мы проверим наших знатоков, им будут даны слова, вы должны из этих слов составить пословицы. (Время три минуты).

Повторенье – мать ученья.

Грамоте учиться – всегда пригодится.

Ученье - свет, а не ученье – тьма.

Тяжело в учении – легко в бою.

Век живи, век учись.

Учиться никогда не поздно.

Ученье – красота, не ученье – сухота.

Ученье - путь к уменью.

Ученье и труд - все перетрут.

3 Раунд «Знатоки природы»

1. Какая птица выводит птенцов в любые морозы? (Клест)

2. Во время полета этих птиц кажется, что движется сплошное пламя. Что это за птица? (Фламинго)

3. Какая птица быстрее всех летает? (Стриж, до 140 км/ч)

4. Из какого ядовитого растения готовят лекарство, употребляемое при болезнях сердца? (Ландыш)

5. У каких растений нет корней, стеблей, листьев, цветов? (У водорослей)

6. Какое дерево используют для изготовления лыж? (Березу)

7. След какого хищного зверя похож на след человека? (Медведя)

8. Из какого дерева делают спички? (Из осины)

9. Сок какого растения помогает при укусах комаров? (Петрушки)

4 раунд: разгадайте ребус.

Ведущий:

Задание на смекалку. Вам даны карточки с ребусами и время 3 минуты, в каждом ребусе зашифровано название какого то животного.

(МУЗЫКА).

Давайте подведём итоги по двум раундам (слово жюри).

5раунд: отгадай фильм по кадру.

Ведущий:

А сейчас проверим ваш кругозор. Ребята, вы все любите смотреть мультфильмы, художественные фильмы, а давайте проверим, сможете ли вы угадать название фильма по одному его кадру? Команды поднимают флажок, кто первый, отвечает.

(слайды фильмов).

6 раунд: Географичекий кроссворд.

Изучать географию мы привыкли с вами по строгим школьным учебникам, атласам, энциклопедиям. Всегда ли о географии можно говорить только на уроках географии? Нет. Вот это и будет нашей сегодняшней целью - доказать вам, что география – это всепроникающая наука, ну и конечно же проверим - насколько обширны ваши знания по географии.

Каждой команде будет задан вопрос и один участник выходит и пишет ответ в клеточках. Если команда не знает ответа, ход переходит другой команде.

Кроссворд по географии

Задания для слов кроссворда по географии, расположенных по горизонтали

Чтобы заполнить слова по горизонтали, нужно вспомнить все самое-самое на нашей планете: самое большое, самое глубокое и т. п.

1 . Самое глубокое озеро мира.

8 . Самое большое высокогорное озеро нашей планеты.

9 . Самая многоводная из сибирских рек.

10 . Самый большой материк земного шара, занимающий третью часть всей суши.

11 . Самая верхняя, самая легкая, наиболее подвижная оболочка нашей планеты.

Задания для слов кроссворда по географии, которые расположены по вертикали

2 . Самый малый по площади материк земного шара.

3 . Самый большой по площади океан на нашей планете.

4 . Древнейший, относительно устойчивый, выровненный участок земной коры, который лежит в основании современного материка.

5 . Плавная кривая линия, соединяющая на карте точки с одинаковыми температурами.

6 . Представитель малорослого (ниже 150 см) народа экваториальных лесов Африки.

7 . Священная река Индии.

(СЛОВА ПО ГОРИЗОНТАЛИ)

Ответы: 1 – Байкал, 8 – Титикака, 9 – Енисей, 10 – Евразия, 11 – Атмосфера.

(СЛОВА ПО ВЕРТИКАЛИ)

Ответы: 2 – Австралия, 3 – Тихий, 4 – Платформа, 5 – Изотерма, 6 – Пигмей, 7 – Ганг.

7. Ведущий:

Предлагаю нашим командам отдохнуть.

А мы проведём конкурс для наших малышей, «Путешествие по сказкам».

(Презентация).

8 раунд: Черный ящик

Ведущий :

Два элемента, взятые по отдельности, губительно действуют на организм, а их соединение - это вещество, без которого невозможна жизнь человека. Оно обеспечивает постоянство осмотического давления крови и создает условия для существования красных кровяных телец эритроцитов. Оно необходимо также для процесса пищеварения. Запасы этого вещества практически неограниченны. А применяют его ежедневно все люди.

Что в черном ящике? (соль)

9 раунд: Краеведение.

Ведущий:

Ребята скажите, сколько городов в Кемеровской области?

Правильно 20 городов и 19 районов. Со своей историей развития, со своими достопримечательностями.
- А как вы хорошо знаете свой край, мы сейчас и проверим.

По очереди команды называют города Кемеровской области, а если покажите их на карте, это принесёт дополнительный бал команде.

(Кемерово, Новокузнецк, Таштагол, Осинники, Калтан, Междуреченск, Мыски, Тайга, Яя, Киселёвск, Прокопьевск, Белово, Гурьевск, Салаир, Мариинск, Юрга).

10 раунд: загадки

Ведущий:

Ребята, для чего нужны загадки?

Назначение загадки - учить. Загадка учит мыслить, состязаться с партнером. Эти фольклорные произведения развивают наблюдательность, умение сопоставлять явления, делать выводы, прививают любовь к поэзии.. Загадка помогает познавать окружающий мир.

Каждой команде выдаются карточки с загадками и время на обсуждение 3 минуты.

(МУЗЫКА).

1-ая команда

    Её с собой берёт геолог, турист, водитель, археолог (карта);

    Не видать её корней, вершина выше тополей, всё вверх и вверх она идёт, но не растёт (гора);

    Что за слабый ветерок паруса надуть не смог (штиль);

    Взамен дубов, берёз и липы ты увидишь эвкалипты, в окошко глянешь поутру - по полю скачут кенгуру (Австралия);

2-ая команда

    Карты в нём одна к одной сшиты в типографии. Он теперь всегда с тобой - гид по географии (атлас);

    Он и летом и зимой - между небом и землёй, хоть всю жизнь к нему иди - он всё будет впереди (горизонт);

    Пыль с дороги захватил, а потом, набравшись сил, завертелся, закружился и столбом до неба взвился (смерч);

    Ну а в этой части света проживает полпланеты, и, конечно, здесь, без спора, самые большие горы (Азия);

3-тья команда

    В географии чертёж на ковёр большой похож. И на нём моя страна из конца в конец видна (карта);

    Все обходят это место: здесь земля как будто тесто, здесь осока, кочки, мхи...Нет опоры для ноги (болото);

    Ветер в море бушевал, превращая волны в вал. Натворил немало дел и куда Нептун смотрел (шторм, буря);

    Не понятно где теперь я? Степи тут зовутся «прерия». Здесь у них пастух любой называется «ковбой» (Америка).

11. Релаксация: Просмотр ролика «Самые красивые места мира» (5 минут)

12. Подведение итогов и вручение грамот.