Расписание бориса и глеба в дегунино. Где находится храм святых Бориса и Глеба в Зюзино: точный адрес и расписание богослужений

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-142249-1", renderTo: "yandex_rtb_R-A-142249-1", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

Продолжаю свой рассказ о посещении храмового ансамбля Кидекши, старинного небольшого села, в котором когда-то находилась княжеская резиденция Юрия Долгорукого.

На этот раз он всецело посвящён главному храму историко-архитектурного ансамбля – белокаменной церкви XII века.

Церковь Бориса и Глеба в Кидекше, XII век

Наверняка, многие слышали о и большинство (во всяком случае – те, кто хоть немного интересуется историей) прекрасно представляют себе, как она выглядит. А вот церковь Бориса и Глеба редко кто упоминает в числе шедевров Древней Руси. Хотя именно она является старейшей на земле Суздальской.

Экспозиция, посвящённая истории храмового комплекса Кидекши. Западный притвор храма

Борисоглебская церковь была построена по заказу Юрия Долгорукого, сына Владимира Мономаха, как заглавный храм его резиденции в 1152 году.

Основанием для выбора места возведения этой церкви послужило предание о встрече тут двух братьев, Бориса и Глеба, сыновей князя Владимира Красное Солнышко. Здесь, на берегу реки Нерль, находилось их становище.

Впоследствии братья были убиты своим же родным братом Святополком, прозванным Окаянным, и стали первыми русскими святыми мучениками.

Святые князья Владимир, Борис и Глеб с житием Бориса и Глеба. Рубеж XVII-XVIII — XX века

В честь братьев Бориса и Глеба и была возведена эта церковь. И стоит она тут уже почти девять столетий.

Борисоглебская церковь – древнейший белокаменный памятник Владимирской области. Считается, что она-то и положила начало белокаменным храмам Владимиро-Суздальского княжества. Ныне эта церковь является памятником истории и архитектуры и внесена в список ЮНЕСКО.

Апсиды церкви святых князей Бориса и Глеба

В различных источниках говорится, что первоначально Борисоглебская церковь была схожа внешним обликом с древнейшими белокаменными владимирскими храмами – Дмитриевским собором во Владимире и церковью Покрова на Нерли, поэтому несложно представить себе, как она выглядела когда-то.

Левая фреска в центральной апсиде

Но Борисоглебская церковь была украшена не так богато – и во внутреннем убранстве, и в наружной белокаменной резьбе. Фасад церкви в Кидекше украшает лишь аркатурный поясок, впоследствии ставший обязательным элементом резьбы храмов Владимиро-Суздальского княжества.

Фреска над окном в центральной апсиде

Правая фреска в центральной апсиде

Храм в Кидекше построен по той же технологии, что и другие белокаменные храмы того времени: из отёсанного белого камня прямоугольной формы, методом забутовки (это когда выкладывается две параллельные стенки, а пространство между ними заполняется камнями с известковым раствором). За счёт этого храмовые стены получались очень крепкими и толстыми.

Внутренняя кладка храма

Булыжный фундамент Борисоглебского храма уходит вглубь земли на полтора метра. Умели же строить в древние времена! И, может быть, благодаря искусству строителей, и стоят до сих пор белокаменные шедевры древних зодчих.

Экспозиция, посвящённая истории храма. Западный притвор

Храм сильно пострадал во время нашествия монголо-татар в 1238 году, но уже спустя год был приведён в порядок.

Затем Борисоглебскую церковь частично перестраивали на рубеже XVI-XVII веков после обрушения части сводов.

Росписи над хорами

До наших дней сохранились хоры и их своды, на которые поднимались по деревянной лестнице.

Лестница на хоры. Вид с южной стороны

Но главное – в храме уцелели фрески XII века: Всадники, Святые жёны, Христос Вседержитель и остатки цветочных орнаментов на сводах и в центральной апсиде, обнаруженные в ходе реставрации в 2004 году.

Фреска XII века Христос-Вседержитель в нише южной стены храма

В раскопе, оставшемся открытым взору туристов и огороженным лишь перилами, виден первоначальный уровень пола XII века с белокаменным местом для священнослужителя.

Фрагменты фресок и первоначального пола храма в центральной апсиде

Впоследствии церковь Бориса и Глеба стала княжеской усыпальницей. Здесь в 1159 году погребли сына Юрия Долгорукого, князя Бориса. Он был захоронен в правой, южной аркасоли храма.

Надгробная плита князя Бориса, сына Юрия Долгорукого

А через два года здесь же, напротив его погребения, в левой северной аркасоли была захоронена его жена Мария, а в 1202 году и их дочь Ефросиния. Останки княжеских захоронений в советские годы куда-то бесследно исчезли.

Фреска XII века над захоронением сына Юрия Долгорукого

Мне показалось, что храм сильно нуждается в бережной и высокопрофессиональной реставрации. Но даже и в таком виде восхищает безмерно.

Композиция «Сотворение мира» в Кидекше

На рубеже XIX-XX столетий к западному фасаду церкви был пристроен притвор. К 300-летию династии Романовых, в 1913 году, свод притвора был расписан на тематику Ветхого завета.

Церковь Бориса и Глеба в Кидекше. Композиция «Сотворение мира», 1913 год.

Композиция эта называется «Сотворение мира». Она состоит из девяти медальонов.

В экспозиции храма имеется схема расположения медальонов.

Медальон № 1. «Первый день творения».

«И сказал Бог: да будет свет…»

Медальон № 2. «Второй день творения».

«И сказал Бог: да будет твердь посреди воды…»

Медальон № 3. «Третий день творения».

«И сказал Бог: да соберётся вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша…»

Медальон № 4. «Четвёртый день творения».

«И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной для освещения земли…»

Медальон № 5. «Пятый день творения».

«И сказал Бог: да произведёт вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землёю, по тверди небесной …»

Медальон № 6. «Шестой день творения».

«И сказал Бог: да произведёт земля душу живую по роду ея. Скотов и гадов, и зверей земных, вода пресмыкающихся… И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему…»

Медальон № 7. «Седьмой день творения» («Отечество»).

«И совершил Бог к седьмому дню дела Свои… и почил в день седьмой ото всех дел Своих…»

Медальон № 8 – «Грехопадение».

Нарушив заповедь Бога, Адам и Ева согрешили, отведав плод с запретного древа познания добра и зла.

Медальон № 9. «Изгнание из Рая»

Архангел Михаил с мечом в руках изгоняет плачущих Адама и Еву из Рая.

Такое вот краткое наглядное изложение библейских сюжетов.

По сторонам портала (входа в центральную часть храма) – изображения архангела Гавриила (слева) и Михаила (справа).

Архангел Гавриил. Роспись западного притвора. Левая сторона

Архангел Михаил. Роспись западного притвора. Правая сторона

Чудесное всё-таки место – Кидекша. Удивительное. Как ужились тут разные стили, разные эпохи на нескольких десятках квадратных метров и даже в одном храме? От XII до начала XX века – и всё в одном храмовом комплексе. И при этом ничто не режет глаз своим несоответствием. Простая, гармония, живая история, в которой важна всякая деталь…

Фреска в центральной апсиде

Очень хотелось бы снова побывать в Кидекше. И рассмотреть внимательнее то, что окинула только беглым взглядом, спеша на встречу с ярким красавцем Суздалем, городом-праздником, с которым так трудно соперничать скромной Кидекше.

Многие говорят, что на фоне Суздаля Кидекша меркнет. Большинство туристов и вовсе ленятся заглядывать сюда. Считая, что незачем, если рядом, всего в четырёх километрах – ещё одна живая история, к тому же куда более известная – бывшая столица княжества, .

А я очень стремилась сюда, именно в это село с таким странным именем. И мне повезло. Я видела эту тихую, неяркую, но такую величественную древность.

А Вы были в Кидекше? И что больше всего запомнилось?

——————

Схожие записи:

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-142249-2", renderTo: "yandex_rtb_R-A-142249-2", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

Самое раннее упоминание селения Дегунино в письменных документах относится к 1336 г. В этом году Иван Калита в своей Духовной грамоте пожаловал Дегунино княгине Ульянии с малыми детьми. В 1353 г. великий князь Симеон Гордый, сын Калиты, завещал Дегунино своей жене княгине Марии. Наконец, в 1389 г. Дмитрий Донской отказал его своему сыну, князю Андрею.

После этого упоминаний о Дегунине не встречается в течение двух столетий. Однако в Писцовой книге 1584 г. дано подробное описание села, из которого следует, что незадолго до этого времени оно было центром цветущей вотчины, на территории которой перечисляются 24 "пустоши, что были деревни" и 3 "пустоши, что были селища". Но опричнина, набег крымского хана Девлет-Гирея и эпидемия чумы привели к запустению тысяч подмосковных деревень. Согласно Писцовой книге, Дегунино в то время являлось вотчиной кремлевской церкви Рождества и в нем были "... церковь Борис и Глеб, древена, ..., при церкви двор попов, двор церковного дьячка, да три кельи, да двор протопопа с братиею".

В Смутное время Дегунино было разорено, церковь уничтожена, и село вновь стало деревней. Впоследствии Дегунино начинает постепенно возрождаться. В 1623-1624 гг. оно описано как "деревня, что было село Дегунино, а в ней был храм во имя Бориса и Глеба". В 1633 г. восстанавливается церковь. Однако из указа 1635 г. патриарха Иоасафа, которым он дани с церкви "имать не велел", можно заключить, что село было экономически слабым.

После сорока льготных лет на церковь вновь была наложена дань по прежнему окладу. Но храм, снова вписанный в Приходные книги, стал именоваться на этот раз несколько иначе: "Во имя святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова с приделом Бориса и Глеба".

В 1678 г. в селе числилось 17 дворов, а в них 63 жителя, в 1700 г. - 26 крестьянских дворов и 85 душ, в 1704 г. - 30 дворов и 90 душ. В 1700 г. по государеву указу село Дегунино было изъято из вотчины Рождественского собора и пожаловано бедному московскому Алексеевскому девичьему монастырю в Чертолье.

В 1764 г. по указу Екатерины II была проведена секуляризация (отчуждение) монастырских и церковных земель в пользу государства. Для управления ими была создана Коллегия экономии (хозяйствования). Теперь крестьяне Дегунино и примыкавших к нему деревень стали «экономическими» и переведены на оброк. Это привело к стремительному развитию селений. Уже в 1770 г. в Дегунине числилось 42 двора и 279 жителей, а в Верхних Лихоборах 20 дворов и 137 жителей.

Важным событием в жизни села стала прокладка по его землям линии Николаевской железной дороги, связавшей две российские столицы Санкт-Петербург и Москву. В 1843 году дегунинские крестьяне могли свободно наниматься на строительство дороги, сдавать свою землю в аренду, а с 1861 года имели право и продавать ее.

Часть земель Дегунина была сдана в аренду богородскому купцу В.А. Прорехову, который выстроил на арендованной земле кирпичный завод.

Приход, куда входили село Дегунино, сельцо Бескудниково и деревня Верхние Лихоборы, разросся. В 1861 г. в нем было 695 жителей. Деревянный храм стал тесен, и причт обратился в 1863 г. с прошением к митрополиту Филарету, в котором сообщал о желании прихожан построить новую каменную церковь "близ настоящей деревянной". Прорехов согласился внести арендную плату единовременно, за 12 лет вперед, готовой продукцией, то есть поставил 360 тыс. кирпичей, необходимых по проекту для строительства храма.

Каменный храм в селе Дегунино, выполненный в псевдорусском стиле, был построен рядом с деревянным в 1866 г. Церковь была живописно расписана по стенам и сводам, имела богатый иконостас, иконы и облачения. На колокольне было два больших колокола.

В энциклопедии "Москва" (М., 1997) дается следующее описание дегунинской церкви: "Здание, сооружённое в духе эклектики с использованием форм русского стиля, принадлежит к типу базиликальных храмов, получивших распространение во второй половине XIX в. К основному объёму (боковые престолы — Николая Чудотворца и иконы Богоматери «Всех Скорбящих Радости»), сильно вытянутому по продольной оси, с востока примыкает небольшая скруглённая апсида, с запада — 2-ярусная колокольня. Членение фасадов основного объёма укрупнёнными тройными полуколоннами с энергично раскрепованными антаблементами, на которые опираются широкие, имитирующие закомары архивольты, придаёт сооружению представительный, монументальный облик. Высокие арочные окна обеспечивают хорошее освещение интерьера, представляющего собой просторное четырехстолпное, 3-нефное пространство. Стройная колокольня с прямоугольным нижним ярусом, несущим восьмерик звона, увенчанный деревянным шатром, некогда доминировала в окружающем ландшафте. В настоящее время ввиду подступающей к церкви многоэтажной современной застройки она видна лишь с небольшого расстояния. В интерьере хорошо сохранилась настенная живопись конца XIX — начала XX вв.".

В 1874 г. деревянный храм все еще стоял рядом с каменным. В тот период деревянный оставался Борисоглебским, а каменный был освящен во имя Николая Чудотворца. Два храма стояли в Дегунино с десяток лет. Известно, что только к 1884 г. деревянный был разобран.

В 1940 г. Борисоглебская церковь была закрыта, ее колокольня разобрана. В здании церкви разместилась трикотажная фабрика "Родина", выпускавшая спортивные костюмы.

В 1991 г. Борисоглебский храм возвращен церкви.



Существовавшая ранее церковь Бориса и Глеба в селе Дегунине.

Село Дегунино в 1585 г. «вотчина церкви Рождества Пресвятой Богородицы, что на Дворце, у царицы на Сенях, за протопопом Симеоном с братьею, а в селе церковь Борис и Глеб древянна, у церкви двор попов, двор дьячков, да 3 кельи, да двор протопопов с братьею».

В начале XVII ст. Борисоглебская церковь уничтожена, и Дегунино было деревнею, в которой по писцовым книгам 1623-24 гг. находились: «двор протопопов с деловыми людьми, протопоповых 3 двора крестьянских, 2 двора бобыльских…».

В Дегунине построена на старом церковном месте, около 1633 г., новая деревянная церковь во имя Бориса и Глеба с приделом св. Иоанна Богослова, которая была записана в приходной книге Патриаршего казенного приказа под Загородскою десятиною: «прибыла вновь, по письму и окладу Ивана Нелединского и подьячего Владимира Толстого, в 1633 г. церковь страстотерпцев Христовых Бориса и Глеба, да в приделе Ивана Богослова в вотчине Рождественского протопопа, что у государя в Сенях, в селе Дегунине, дани по писцовому окладу положили с попова, с приходских дворов, с церковной земли с 6 четьи, сена с 6 копен, 18 алтын 5 денег, десятильничих и заезда гривна».

За 1635 г. в тех же книгах писано: «в вотчине Рождественского попа Иакова с братьею; марта в 18 день св. Иоасаф патриарх Московский и всея Русии на 1635 год и впредь дани и десятильничих и заезду имать не велел». Вследствие этого распоряжения Борисоглебская церковь не писалась в приходных окладных книгах по 1676 г.

По переписным книгам 1646 г. значится: «за Рождественским протопопом Адрианом с братьею село Дегунино, а в селе церковь Бориса и Глеба деревянная, а в нем живет деловой человек, да крестьян 6 дворов, в них 14 человек… всего в селе крестьянских 21 двор, в них 55 человек».

По указу патриарха и помете на докладной выписке дьяка Перфилия Семенникова велено с 1676 г.: «с церкви Бориса и Глеба в селе Дегунине данные деньги по прежнему окладу имать и впредь писать в приходных книгах церковь св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова, да в приделе св. Бориса и Глеба в вотчине Рождественского протопопа с братьею, дани 18 алтын 5 денег, заезда гривна, и августа 24 дня те деньги в 1676 г. платил той же церкви поп Петр».

По переписным книгам 1678 г. село Дегунино принадлежало того же собора протопопу Федору с братьею, в селе числилось 17 дворов крестьянских, в них 63 человека. Церковь Иоанна Богослова с приделом Бориса и Глеба, писавшаяся в приходных книгах казенного приказа под Загородскою десятиною, с 1678 г. причислена к Селецкой десятине.

В 1700 г. Рождественскому протопопу с братьею, по государственному указу, велено выдавать хлебную ругу и за сукно деньгами, а село Дегунино отдать во владение Алексеевского девичьего монастыря и того же года оно утверждено за монастырем отказною книгою, в которой упоминается: «отказано в Алексеевский девичий монастырь, что на Москве, в Чертолье, игуменье Марфе с сестрами в Московском уезде вотчина церкви Рождества Пресвятой Богородицы, что у государя в Сенях, чем владел протопоп Захарий с братьею и с причетники, что взята была у них та вотчина и отписана на великого государя за жалованную ругу село Дегунино, а в селе же церковь благоверных князей Бориса и Глеба древянная, а по сказке той церкви попа, та церковь и в ней строение, образы и книги, и ризы, и колокола государево и приходских людей; да в том же селе во дворе поп Потап Яковлев, у него сын дьячок Мишка, двор старосты, крестьян 26 дворов, в них 85 человек».

По приходным окладным книгам с 1680 по 1740 гг. значится в селе Дегунине «церковь Иоанна Богослова в вотчине протопопа Рождественского собора, что в Верху», церковной дани с 1712 г. платилось 32 алтына с деньгою.

Холмогоров В. И., Холмогоров Г. И. «Исторические материалы о церквах и селах XVI - XVIII ст.» Выпуск 4, Селецкая десятина Московского уезда. Издание Императорского Общества Истории и Древностей Российских при Московском Университете. Москва, в Университетской типографии (М. Катков), на Страстном бульваре, 1885 г.

Суздальский район считается одним из самых интересных туристических маршрутов в нашей стране. Посмотреть на многочисленные достопримечательности во приезжают не только со всех уголков необъятной России, но и иностранцы, в частности, европейцы. И это не удивительно. Ведь Суздальский район по праву можно назвать музеем, работающим под открытым небом. Сегодня он входит в состав «Золотого кольца» России.

Святые места

На территории Суздаля невероятное количество и часовен. Владимирская епархия, в состав которой они входят, ведет свою историю с тринадцатого столетия. Сегодня здесь функционирует двадцать восемь монастырей и шесть храмов. Самыми крупными из них считаются Церковь Бориса и Глеба (Кидекша), Дмитриевский и Успенский соборы во Владимире. Седьмого сентября 2014 года Владимирская епархия праздновала свое восьмисотлетие. На торжествах, возглавляемых Патриархом Московским и всея Руси Кириллом, присутствовали не только верующие из всех уголков нашей страны, но и многочисленные туристы. Интерес к достопримечательностям Суздальской области с каждым годом возрастает. Туристы приезжают сюда, чтобы увидеть этот «открыточный» русский уголок. Нужно сказать, что храмы Суздаля находятся не только в городе, но и разбросаны по живописным лугам и полям края. Одним из них является Церковь Бориса и Глеба (Кидекша).

Описание

Она построена в четырех километрах от Суздаля. Село Кидекша, в котором стоит этот редкий памятник зодчества, является древним, дославянским. Оно стоит у устья небольшой реки Каменки, среди необъятных полей. Храм Бориса и Глеба - одна из первых церквей, относящихся к владимиро-суздальской белокаменной архитектуре. На месте, где находится Кидекша, Каменка сливается с Нерлью - важнейшей жизненной артерией Суздальского края. Именно поэтому здесь в двенадцатом столетии князь решил построить укрепленный городок. Он хотел взять речной выход от Суздаля под свой контроль. Храм Бориса и Глеба возвела его мастеровая дружина примерно в 1152 году. Он должен был стать главным собором в резиденции князя. Двор был выстроен на высоком речном берегу в виде крепости. Оградительные сооружения имели в длину больше одного километра. Это была достаточно большая резиденция, по своим размерам сопоставимая с Москвой, основанной Юрием Долгоруким. К сожалению, многие ее сооружения не дошли до нас.

Предание

Место для строительства и название Борисоглебского храма было выбрано не случайно. Согласно преданию, именно тут произошла встреча братьев Глеба и Бориса, впоследствии признанных первыми на Руси святыми. Приехали они сюда по зову отца - князя Владимира. В «Степенной книге» говорится, что на реке на Нерли в Кидекшах близь города Суздаля находилось городище. И именно здесь условились встретиться Борис и Глеб, приехавшие из разных направлений в Киев к родителю - князю Красное Солнышко. Позже они были убиты третьим своим братом Святополком. Это предание стало поводом для того, чтобы освятить главный княжеский собор в честь этих двух русских первых святых.

История

В Кидекше до сих еще сохранились остатки оборонительных валов княжеской резиденции. По некоторым данным, сама церковь была заложена Юрием Долгоруким в честь двух своих младших сыновей - Бориса и Глеба, которые получили имена прославленных на Руси святых покровителей. Здесь есть усыпальница одного из них. Именно в Борисоглебской церкви находится сын Долгорукого князь белгородский и туровский Борис Юрьевич, умерший в 1159 году, со своей женой Марией и дочерью Ефросиней.

Во время монгольского нашествия Кидекша сильно пострадала. Но уже в 1239-м церковь Бориса и Глеба была отремонтирована и освящена. Согласно некоторым данным, именно в это время здесь была устроена алтарная резная преграда и белокаменное седалище.

Архитектура

Церковь Бориса и Глеба (Кидекша) не блещет таким утонченным мастерством, которое присуще, например, Успенскому или Дмитриевскому соборам, датируемым примерно тем же временем. Однако ее простота придает зданию особую притягательность некоей богатырской стати. Церковь Бориса и Глеба (Кидекша), архитектура которой весьма «сурова», имеет почти кубическую форму. У нее три выступающие могучими полуцилиндрами апсиды. Церковь Бориса и Глеба (Кидекша) практически лишена резного убора. Только поясочек ее поребрика и городчатые небольшие карнизы в свое время украшали невероятно простой белый фасад.

Со второй половины тринадцатого века началось запустение этого храма. Своды и глава его разрушились. И только в шестнадцатом-семнадцатом столетиях Церковь Бориса и Глеба (Кидекша) была отремонтирована. В работе был использован ее же старый белый камень. Тем не менее, четырехскатная крыша и маленькая глава не совсем отражали тот облик этого древнего храма, который у него был первоначально.

Внешний вид

Церковь Бориса и Глеба сделана одноглавой, четырехстолпной, трехапсидной. Она сложена из прекрасно отесанных и почти насухо положенных квадров очень качественного камня белого цвета. Стены наружными лопатками делятся на три неравных прясла, средний из которых шире и выше боковых. Над западным порталом выложена арка. Размеры церкви, ее общие пропорции и большинство конструктивных особенностей, в том числе и профиль лопаток невероятно близки Спасо-Преображенскому собору, построенному практически в то же время в Переславле-Залесском.

Особенности

В архитектуре Борисоглебской церкви наблюдаются явные параллели с западноевропейским искусством, в частности, романским. Например, привлекает внимание характерный делящий боковые прясла на два яруса. Интересен и перспективный портал, имеющий очень простой профиль в виде трех уступов и с немного вынесенным вперед Барабан был оснащен городчатым поясом, об этом свидетельствуют его остатки, найденные под кровлей храма. На нескольких камнях в кладке можно заметить идентичные для княжеских мастеров знаки.

Внутреннее убранство

Построенная в 1152-м, Церковь Бориса и Глеба (Кидекша) в течение четырех десятилетий оставалась не расписанной. В 1947 году археологами были открыты фрагменты фресок, которые, как считают исследователи, принадлежат восьмидесятым годам двенадцатого столетия. Роспись, по всей вероятности, была сделана во времена Всеволода III по его приказу, о чем свидетельствуют многочисленные изображенные райские деревья и птицы, характерные для белокаменного убранства его эпохи и являющиеся отходом от канонической системы. В церкви сохранились также фрески из специальной ниши в толще северной стены, прямо под хорами.

Храмовый комплекс

К югу от собора в конце семнадцатого века поставили Святые ворота, которые открывали спуск на реку. В 1780-м рядом со сравнительно более древним холодным храмом построили «теплую» Стефаниевскую церковь, напоминающую своей двухскатной кровлей жилой дом. Комплекс завершает шатровая колокольня. Таким образом, в архитектурном ансамбле Кидекшы сочетаются строения, которые разделены во времени пятью веками, однако, несмотря на это, невероятно органично связаны между собой.

Если смотреть на этот комплекс со стороны реки Нерли, то сразу же ощущается то тонкое понимание гармонии природы и архитектуры, которое было присуще древним зодчим.

Храм Бориса и Глеба был обследован археологами досконально. Последние раскопки были проведены в 2011 году. В церкви был частично восстановлен пол. Были обнаружены многие неизвестные ранее элементы внутреннего убранства: основание иконостаса, нижняя часть престола, омфалий. В древнерусской архитектуре так называли розовый камень, находящийся на полу. Ученые считают, что самым уникальным мозаичным экземпляром является именно омфалий, который имела Церковь Бориса и Глеба (Кидекша).

Мастера, которые выполняли строительные работы по возведению храма, Юрием Долгоруким предварительно были направлены на обучение в Италию. В Риме они должны были изучать европейские архитектурные традиции того времени. Дело в том, что в то время на Руси еще не работали с природным камнем. Вот почему церковь получилась романской, в духе Европы двенадцатого столетия. Внешнее убранство ее было хоть и скромным, но даже в этом оно было великолепно. Внутри же все было намного богаче. Кроме того, археологи обнаружили в полу в центральной части церкви розовый камень - омфалий. Это было особое место, на которое становился епископ, совершая особо торжественную службу. Сегодня кидекшская Церковь Бориса и Глеба, занесенная в список памятников ЮНЕСКО, входит во Владимиро-Суздальский музейный заповедник.

Вконтакте

Часовня возведена в память о стоявшем на Арбатской площади , известном с 1483 года.

Каменная церковь на этом месте была выстроена по повелению великого князя Василия Ивановича. В XVI веке храм имел особое значение, и по предположениям, даже считался собором; Иван Грозный отправлялся в него на моление крестным ходом из Кремля перед началом военных походов.

В XVIII веке храм был полностью снесен и перестроен в 1763–68 годах по проекту К. И. Бланка. Познее он поновлялся, к нему были добавлены приделы.

В 1930 году, несмотря на протесты верующих и архитекторов-реставраторов, отмечавших, что храм является «памятником XVIII века выдающегося историко-архитектурного значения», здание было снесено, однако архитектор-реставратор Б. Н. Засыпкин и студенты Московского университета успели провести обмеры разрушаемого памятника.

В 1997 году, по инициативе Фонда единства православных народов, в память о Борисоглебском храме был возведен памятный храм-часовня Бориса и Глеба. Его архитектура частично повторяет формы утраченного здания.

Другие города , Copyright

Храм-часовня возведен не на месте разрушенной церкви, а несколько в стороне, на месте церкви Тихона Амафунтского, также снесенной в 1930-х годах. В память о ней в храме-часовне устроен придел во имя Тихона Амафунтского. На самом же месте Борисоглебской церкви установлен памятный знак с ее барельефным изображением.

Приписан к храму Большого Вознесения.

Фотогалерея


Полезная информация

Храм святых благоверных князей Бориса и Глеба патриаршего подворья на Арбатской площади города Москвы

Престолы

Освящена в честь: свв. мчч. Бориса и Глеба, свт. Тихона Амафунтского

Год постройки

1997
Архитектор: Вылегжанин Ю.С.

Адрес

Москва, Арбатская площадь, 4
Проезд: м. «Арбатская»

Храм открыт

Ежедневно: 9:00–19:00

Расписание богослужений

По средам

  • водосвятный молебен и панихида по усопшим - 12:30

В воскресные дни

  • Божественная Литургия - 9:00
  • Водосвятный молебен и панихида по усопшим - 14:30

Огласительные беседы

В храме святых благоверных князей Бориса и Глеба огласительные (предварительные) беседы со взрослыми, желающими креститься, а также с родителями и восприемниками младенцев, проводятся дежурными священниками по воскресеньям в 11:00